ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы и понятийный аппарат в сфере охраны культурных ценностей
§ 1. История становления института правовой защиты культурных ценностей 10
§ 2. Доступ к культурным ценностям как конституционное право человека.19
Глава 2. Реализация и защита прав граждан на объекты культурного наследия
§ 1 Особенности гражданско-правового режима объектов культурного
наследия 30
§ 2 Культурное наследие как объект уголовно-правовой охраны и объект
преступлений 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
Актуальность темы исследования. Сила государства заключается не только в армии и флоте, сила - в единстве народа. Культурные ценности - это историческая память народа, они живое свидетельство формирования цивилизации и традиции, пережившее время. Современная Россия находится в сложной политической ситуации, для сохранения статуса сильной державы ей необходимо единство народа, которое укрепляется знанием истории и патриотизмом.
Сохранение культурных ценностей, повышение интереса граждан к истории и традициям способны объединить и сблизить народы, воспитать личность, знающую свои корни и идентифицирующую себя с великой страной.
Однако в сфере регулирования охраны культурных ценностей в России существует ряд проблем. Российское законодательство в данной сфере недостаточно развито, некоторые положения нереализуемы на практике, либо претерпевают сильные искажения, правоприменители ощущают нехватку возможностей для защиты культурного наследия страны.
Получается, что с одной стороны государство разработало широкий круг норм и правил, нацеленных на сохранение культурных ценностей, а с другой некоторые действующие до сих пор нормы были приняты еще в СССР, отраслевое законодательство несогласованно со специальным, а право доступа к культурным ценностям закрепленное ст. 44 Конституции не в полной мере реализуется на практике.
Степень разработанности темы. Данная проблема в научных кругах поднимается довольно редко, ей не были посвящены фундаментальные научные исследования по юриспруденции. Данная проблема находится на стыке философии, истории, культурологи, искусствоведения, музееведения, что усложняет ее изучение, потому что исследователи по-разному трактуют идентичные понятия.
Проблемы формулировки понятия «культурные ценности» одна из самых обсуждаемых в научном сообществе. Изучением исторического развития данного понятия занимались Т. М Никольская1, Л.Р. Клебанов , В.Г. Беспалько , Ю.С. Кабанова , А.А. Маринич .
Важность данной темы подтверждается тем, что права в области культуры закреплены в основном законе Российской Федерации Конституции. Непосредственно вопросы обеспечения доступа граждан к культурным ценностям рассматривали А.В. Тарасов , Е.С. Балакина , Ю.С. Кабанова , И.Э. Мартыненко .
Ряд авторов, а именно, А.В, Бушманова 1 , Л.В. Федорова , О.Г. Барткова , И.Э. Мартыненко , Е.К. Мягков , Н.В. Ласкина , Э.С. Бутаева занимались вопроса особенностей гражданско-правового режима объектов культурного наследия находящихся в государственной, региональной или частной собственности.
Вопросами уголовной ответственности за преступления, посягающие на культурные ценности занимались Р.Л. Клебанов , В.А. Данилов , М.А. Петушкова ,В.В. Векленко, Т.Р. Сабитов , Д.В. Качурин . Благодаря работам этих авторов мы смогли более детально исследовать проблему сохранения культурных ценностей.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе регулирования обеспечения доступа к культурным ценностям, их защиты и сохранения.
Предмет исследования - правовое регулирование охраны культурных ценностей.
Цель исследования. Проследить эволюцию института защиты культурных ценностей, разработать модель унифицированного понятия культурных ценностей, а также разработать предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
Задачи исследования.
• Проследить историю становления института защиты культурных ценностей по законодательству России начиная с древних времен и до наших дней;
• Изучить существующие подходы к пониманию «культурных ценностей» различных авторов, систематизировать их и разработать авторское определение;
• Описать проблемы предоставления доступа к культурным ценностям гарантированным Конституцией;
• Изучить отраслевое законодательство регулирующее сферу функционирования и защиты культурных ценностей, разработать предложения внесения поправок в гражданское и уголовное законодательство в этой сфере.
Методы исследования. Для изучения проблем, содержащихся в работе, мы использовали различные методы. Используя диалектический метод, мы выявили, что понимание культурных ценностей только как материальных вещей более приемлемо для практики, выработка единого определения на основе данного положения позволила бы преодолеть многие законодательные коллизии.
Такие общенаучные методы как анализ, синтез и аналогия помогли нам изучить труды современных ученых и советских, проследить становление института защиты культурных ценностей в законодательстве России.
Используя конкретно-социологический метод, мы изучили документы разных эпох, судебную практику, что дало представление о практических проблемах в данной области. На основе формально-логического метода, мы дали авторское определение понятия культурные ценности, выявили его признаки, растолковали содержание правовых предписаний.
Использованные в работе источники информации. Для решения проблем поставленных в выпускной квалификационной работе мы использовали основной закон Российской Федерации Конституцию 1993 года, исторические источники дореволюционной России и Советского Союза.
Монографии и научные статьи помогли нам рассмотреть разные точки зрения на проблему, а материалы судебной практики подкрепить примерами выдвинутые предложения.
Положения, выносимые на защиту
Обоснование положения о том, что для удобства использования в правоприменительной деятельности необходимо дать понятие культурных ценностей с упором на их материальную природу;
Предложение авторского определения понятия «культурные ценности» как уникальных предметов материального мира, созданных в результате творческой деятельности человека, имеющих особую историческую, научную, архитектурную, художественную или культурную ценность,
формирующих у человека идеалы прекрасного и способствующие его историческому и культурному самоопределению;
Обоснование утверждения, что для сохранения российского культурного наследия необходимо постоянно совершенствовать подходы к защите, использовать современные информационные технологии для расширения круга лиц, которые могут получить доступ к культурным ценностям, разрабатывать новые культурные модели;
Обоснование необходимости единого понимания культурных ценностей в отраслевом законодательстве, в частности в гражданском и уголовном;
Описание практических проблем реализации правомочий собственником объекта культурного наследия, необходимость внесения изменений в законодательство на основании примеров ситуаций сложившихся во Владимирской области;
Предложение способов снижения количества преступлений, в которых объектом выступают культурные ценности.
Апробация результатов исследования. По данной теме автор имеет несколько опубликованных работ.
Статья «Защита объектов культурного наследия уголовным законодательством», опубликованная в сборнике материалов XLI Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия» Общественные науки, который опубликован на сайте http://sibac.info. 26.04.2016 г.
Данная работа также была представлена на научно-практической конференции курсантов, студентов и слушателей «Теоретические и прикладные аспекты юридической ответственности и исполнения наказаний» в рамках комплекса научно-представительских и конкурсно-оценочных мероприятий обучающихся «Золотое кольцо» в ЮИ ФСИН России, 19.04.2016 г.
Статья «Право граждан на доступ к культурным ценностям» опубликована на сайте VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - 2016,http://www.scienceforum.ru/.
Некоторые аспекты проблем исследования были затронуты на II межвузовской научно-практической конференции для молодых ученых Частное право «История и современные тенденции развития частного права» в 2015 году в г. Москва в МГЮА имени О.Е.Кутафина, в статье «Заложники» объектов культурного наследия».
Статья «Право на доступ к культурным ценностям» была представлена на региональной студенческой научно-практической конференции «Права человека в непрерывном взаимодействии истории и современности: от Великой хартии вольностей до Всеобщей декларации прав человека» 24¬26.11.2016 г. в ЮИ ВлГУ г. Владимир.
Работа автора «Право граждан на доступ к культурным ценностям» представлялась на областной конкурс «Права человека в современном мире», который проводился Уполномоченным по правам человека во Владимирской области в декабре 2016 г.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и библиографического списка.
В результате долгой истории становления института защиты культурных ценностей, был накоплен богатейший опыт и нормативный материал, которые впоследствии позволили сформировать тот подход и то определение, которым мы пользуемся в настоящее время.
Законодательство царского периода, не смотря на прогрессивные проекты, было недостаточно эффективным, не существовало единого законодательного акта, регулирующего защиту культурных ценности, уголовное законодательство не предусматривало многообразие возможных посягательств на памятники истории и культуры, не существовало четкого понятийного аппарата в данной области.
Советский период оказал значительное влияние на становление института защиты культурных ценностей. Законодательство постепенно развивалось в направлении создания единого нормативного акта в сфере защиты культурных ценностей.
Однако ни законодательство царского периода, ни советского не имели четко сформулированного представления что понимать под культурными ценностями.
Культурные ценности нашей страны это наше главное богатство, основа самобытности и залог успешного развития. Вопрос о защите права на доступ к культурным ценностям стоит как никогда остро, внешние и внутренние угрозы способны сломить государство, не помнящие свою историю. Именно поэтому государство, активно участвует в деятельности международных организаций по защите культурного наследия, закрепило право на доступ к культурным ценностям в Конституции, реализует различные культурные программы.
Опираясь на следующие положения:
Уникальность;
Культурная ценность - результат деятельности человека или преобразованная человеком природа;
Несет в себе историческое, научное, художественное или иное культурное значение для общества;
Формирует у человека определенное качество характера.
Мы предлагаем авторское определение культурных ценностей. Культурная ценность - это уникальные предметы материального мира, созданные в результате творческой деятельности человека, имеющие особую историческую, научную, архитектурную, художественную или культурную ценность, формирующее у человека идеалы прекрасного и способствующие его историческому и культурному самоопределению.
Определение понятия «культурные ценности» необходимо для правильного понимания доступа к ним. В современном мире, века информационных технологий необходимо использовать новейшие технические средства для реализации права доступа к объектам культурного наследия. Такую задачу выполняют виртуальные музеи, голографические экспонаты, электронные книги, мультимедийные центры и многое другое. Государству необходимо поддерживать у ученых интерес к разработке такого рода технологий, обеспечивать материально-финансовую помощь музеями и центрам искусства готовым использовать подобного рода инновации.
Понятие культурные ценности имеет огромное значение для отраслевого законодательства. Рассмотрев гражданские правоотношения в сфере защиты объектов культурного наследия мы выявили, что в законодательной базе о культурных ценностям много пробелов. Неопределенность в толковании и отсутствие унифицированного определения такого важного понятия как «культурные ценности» влечет множество проблем в правоприменении.
Несмотря на важность объектов культурного наследия, законодателем не разработаны нормы, которые обеспечили бы баланс интересов государства и собственника объектов культурного наследия.
Необходимо доработать механизм проверки материальной способности собственника содержать объект культурного назначения до начала процедуры приватизации, упростить процедуру проведения ремонтно-реставрационных работ. Мы предлагаем при подборе собственника проверять законность и размер источников его доходов, его налоговую и кредитную историю, оценивать, а сможет ли субъект содержать объект культурного наследия и в будущем.
Для упрощения процедуры реставрационных работ мы считаем, что нужно облегчить процедуру для физических лиц, проживающих в здании. Проводить ее следующим образом:
-согласование необходимости работ с органом охраны объектов культурного наследия;
- совместная разработка проекта, соответственно совместная оплата;
- ремонтно-реставрационные работы за счет собственника
Необходимо ввести на законодательном уровне отдельный статус домов - объектов культурного наследия, который позволил бы переселять их жителей в безопасные условия, или установить особый порядок капитального ремонта таких домов.
Устранить пробелы в части выкупа бесхозных движимых и недвижимых объектов культурного наследия.
Данные меры могли бы помочь привлечь в сферу культурных объектов больше добросовестных собственников и сохранить нашу историю и культуру для потомков.
Защита культурных ценностей от противоправных посягательств - одна из важнейших задач государства, это положение не требует доказательств. В сфере уголовно-правовой охраны культурных ценностей существует ряд проблем, от решения которых зависит реализация права гражданина на доступ к объектам культурного наследия. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за 4 вида преступлений: хищение, контрабанда, невозвращение на родину и уничтожение культурных ценностей.
Квалификация хищения культурных ценностей имеет проблемы различной направленности. Для минимизации данных проблем необходимо четко прописать, что относится к «культурным ценностям» по уголовному законодательству, что такое «хищение культурных ценностей», а так же четко разрешить междисциплинарные проблемы в данной сфере.
На наш взгляд не справедливо, что не предусмотрена повышенная уголовная ответственность за их уничтожение и квалифицирующие признаки, такие как: совершение преступления должностным лицом, повлекшее крупный материальный ущерб и т.п. Объект преступления обладает большой общественной значимостью и требует защиты не меньше чем собственность или государство. Трудность для квалификации добавляет отсутствие неосторожной формы виды для данного вида преступления.
Контрабанда требует межгосударственного взаимодействия. В целях противодействия контрабанде следует развивать международное сотрудничество в данной сфере не только со странами СНГ, совершенствовать работу национальных служб в данной области путем их модернизации.
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что сохранение культурного и исторического наследия нашей страны, передача от поколения к поколению традиций, воспитание патриотического сознания невозможно без сохранения культурных ценностей, объектов культурного наследия и памятников истории и культуры
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ.-1994.- № 32.- ст. 3301.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - ст. 3822.
4. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. -2002. - №
26. - ст. 2519.
5. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 22. - ст. 2591.
6. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)// Ведомости СНД и ВС РФ, 19.11.1992, № 46, ст. 2615.
7. Об охране и использовании памятников истории и культуры: Закон РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 18.01.1985)// Свод законов РСФСР. т. 3. - 570 с.
8. О вывозе и ввозе культурных ценностей: закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 //Ведомости СНД и ВС РФ.-1993ю -№ 20. - ст. 718.
9. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)// Ведомости СНД и ВС РФ.- 1992.-№ 46.- ст. 2615.
10. Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.11.1992 № 1487 // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1992.- № 49.- ст. 2936.
11. Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения: Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176 // Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 9.- ст. 734.
12. О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия: Постановление Правительства РФ от 16.12.2002 N 894 // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 51.- ст. 5086.
13.О запрещении вывоза и продажи за границу предметов искусства и старины: Декрет СНК РСФСР от 19 сентября 1918 г. // Декреты Советской власти: 11 июля - 9 ноября 1918 г. М.: Политиздат, 1964. Т. 3. 664 с. (утратил силу).
14. Конституция Основной Закон Союза Советских Социалистических Республик. М.: Изд-во "Известия", 1985. 743 с. (утратил силу).
15. Свод законов Российской империи. 1833. Т. 12 [Электронный ресурс], Классика российского права. - Режим доступа: Консультант плюс. URL: http://civil.consultant.ru/code/. (дата обращения 02.03.2015). (утратил силу).
2. Учебная и научная литература:
16. Акопджанова М.О. Защита культурных прав граждан [Электронный ресурс]// Lex russica, 2013, № 10. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 20.03.2016).
17. Балакина Е.С. Конституционное право на доступ к культурным ценностям: история, теория, практика // Актуальные проблемы российского права. - 2009. - № 2 (11). - С. 125-131.
18. Барткова О.Г. О правовом регулировании отношений по владению,
пользованию и распоряжению имуществом, относящимся к культурным ценностям // Вестник ТвГУ. Серия "Право". - 2014. - № 3.- С. 8-21.
19. Беспалько В.Г. История развития законодательства об охране культурных ценностей от преступных посягательств [Электронный ресурс]// Культура: управление, экономика, право. 2013. № 2. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 18.10.2015).
20. Богданова А.В. Культурные собственности [Электронный исследования (электронный
http://base.consultant.ru(дата обращения: 03.03.2016).
21. Буданова ЕА., Буданов С.А. Проблемы квалификации хищения
предметов, имеющих особую ценность [Электронный ресурс] // Пробелы в российском законодательстве . 2013. №2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kvalifikatsii-hischeniya- predmetov-imeyuschih-osobuyu-tsennost-1(дата обращения: 20.03.2016).
22. Булатова В.В. Преимущественное право государства на покупку культурных ценностей: некоторые проблемы правового регулирования [Электронный ресурс] // Lex Russica. - 2008.- № 5. - С. 1209-1212.
23. Бутаева Э.С. Некоторые особенности принудительного прекращения
права собственности на культурные ценности [Электронный ресурс] // Общество и право. 2008. №1 (19). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-prinuditelnogo- prekrascheniya-prava-sobstvennosti-na-kulturnye-tsennosti (дата
обращения: 14.03.2016).
24. Бушманова А.В. Классификация мер охраны культурных ценностей
[Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России . 2009. №2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-mer-ohrany-kulturnyh- tsennostey(дата обращения: 12.03.2016).
25. Ваганова Е.В., Гапоненко В.В. Охрана памятников истории и культуры: памятники историко-культурного наследия (на примере Республики Бурятия: монография- Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 2009. - 207 с. - ISBN 978-5-89610-159-8
26. Васильева Д.Д. Альтернативные пути сохранения этнокультурного своеобразия регионов России // Вестник Бурятского государственного университета: Философия, социология, политология, культурология. 2013 г. № 14 С. 188-190.
27. Векленко В.В. Квалификация хищений чужого имущества: Автореф. дис... д-ра ю. н. - Екатеринбург, 2001. - С. 42.
28. Галузин А. Ф. О некоторых проблемах (пробелах) обеспечения
правовой безопасности в реализации конституционного права на безопасность культурных ценностей [Электронный ресурс]// Пробелы в российском законодательстве . 2008. №1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-problemah-probelah- obespecheniya-pravovoy-bezopasnosti-v-realizatsii-konstitutsionnogo- prava-na-bezopasnost-kulturnyh(дата обращения: 04.03.2016).
29. Данилов В. А. Уголовная ответственность за хищение предметов,
имеющих особую научную, культурную, историческую и художественную ценность [Электронный ресурс]// Пробелы в российском законодательстве . 2008. №1.
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvetstvennost-za- hischenie-predmetov-imeyuschih-osobuyu-nauchnuyu-kulturnuyu- istoricheskuyu-i-hudozhestvennuyu-tsennost-1(дата обращения: 20.03.2016).
30. Кабанова Ю.С. К вопросу о конституционно-правовом закреплении
права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям в законодательстве Российской Федерации [Электронный ресурс] // Культура: управление, экономика, право, 2015, № 1. URL:
http://base.consultant.ru(дата обращения: 03.03.2016).
31. Кабанова Ю.С. Россия и международные организации, занимающиеся защитой права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям [Электронный ресурс]// Заметки ученого. 2015. Т. 1. № 1¬1 (1). http://base.consultant.ru/(дата обращения 03.03.2016).
32. Кабанова Ю.С. Развитие права человека и гражданина на доступ к
культурным ценностям и защита культурных ценностей в Советском государстве в 1917 - 1992 гг. [Электронный ресурс]// Культура: управление, экономика, право. 2015. № 2. URL:
http://www.consultant.ru/(дата обращения: 20.11.2015).
33. Карякин В. Ф. Направления и методы управления в сфере культуры [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2010. №17. URL: http://cyberleninka.ru/article/nZnapravleniya-i-metody-upravleniya-v-sfere- kultury(дата обращения: 04.03.2016).
34. Качурин Д.В. О конкуренции уголовно-правовых норм // Российский судья.- 2002. - № 11.- С. 27—29.
35. Клебанов Л.Р. О некоторых новеллах уголовного законодательства,
охраняющего культурные ценности [Электронный ресурс] // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 5. URL:
http://www.consultant.ru/(дата обращения: 20.03.2016).
36. Клебанов Л.Р. О некоторых новеллах уголовного законодательства,
охраняющего культурные ценности [Электронный ресурс] // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014, № 5. URL:
http://www.consultant.ru/(дата обращения: 20.03.2016).
37. Клебанов Л.Р. Памятники истории и культуры: правовой статус и
охрана:монография - М. : Норма, ИНФРА-М, 2015. - 160 с. - ISBN: 978¬5-91768-548-9. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения:
16.04.2015).
38. Косицына В.М. Организационно-тактические меры борьбы с
контрабандой культурных ценностей [Электронный ресурс] // Экономика, социология и право . 2014. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-takticheskie-mery-borby-s- kontrabandoy-kulturnyh-tsennostey(дата обращения: 20.03.2016).
39. Ласкина Н.В. Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты [Электронный ресурс] // Подготовлено для системы КонсультантПлюс, 2014 г. URL: http://www.consultant.ru/.(дата обращения 21.03.2016).
40. Лихачев А. В., Родионов И. А. О нормативной правовой базе по защите культурных ценностей [Электронный ресурс]// Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. №2. С.733. Норма, ИНФРА- М, 2015. С. 41. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 16.04.2015).
4 1 .Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: сохранение культурного наследия. Вандализм [Электронный ресурс]// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики . 2013. №7-2 (33). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-muzei-sohranenie-kulturnogo- naslediya-vandalizm(дата обращения: 04.03.2016).
42. Маринич А. А. Положение памятников истории и культуры в СССР в период второй мировой войны [Электронный ресурс]// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2009. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/polozhenie-pamyatnikov-istorii-i-kultury-v- sssr-v-period-vtoroy-mirovoy-voyny(дата обращения: 29.02.2016).
43. Мартыненко И.Э. Судебная защита права граждан пользоваться культурными ценностями// Защита частных прав: проблемы теории и практики: материалы 2-й ежегодной международной научно¬практической конференции, Иркутск, 2013 г. - С. 187-190.
44. Мартыненко И.Э. Собственность на объекты культурного наследия
[Электронный ресурс]// Юридическая наука. 2014. №2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/sobstvennost-na-obekty-kulturnogo-naslediya(дата обращения: 29.05.2016).
45. Мартышева О.М. Преступления, посягающие на культурные ценности, и их квалификация [Электронный ресурс] // Вестник ОмГУ. Серия. Право . 2012. №2 (31). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prestupleniya- posyagayuschie-na-kulturnye-tsennosti-i-ih-kvalifikatsiya(дата обращения: 20.03.2016).
46. Монастырев М.М. Движимые объекты культурного наследия: особенности законодательного регулирования // Современное право. 2015. № 6. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 20.11.2015).
47. Мягков Е.К. Здание аптеки - объект культурного наследия [Электронный ресурс] // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение, 2013, № 9. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения:20.03.2016).
48. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.В. Наумов. - М.: Юристъ, 1996. - 824 с. - ISBN 5-7357-0074-Х
49. Никольская Т. М. Охрана памятников искусства. История и перспективы развития [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии . 2010. №17. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ohrana- pamyatnikov-iskusstva-istoriya-i-perspektivy-razvitiya(дата обращения: 29.02.2016).
50. Петушкова М.А. Обеспечение экономической безопасности путем совершенствования мер противодействия незаконному обороту культурных ценностей [Электронный ресурс]// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России . 2009. №1 (10). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-ekonomicheskoy- bezopasnosti-putem-sovershenstvovaniya-mer-protivodeystviya- nezakonnomu-oborotu-kulturnyh-tsennostey(дата обращения: 20.03.2016).
51. Приданов С. А. Преступления, посягающие на культурные ценности:монография / Приданов С. А., Щерба С. П. - М., Юрлитинформ, 2002. - 517 с. - ISBN 5-93295-057-9
52. Пронина Л.А. Информационные технологии в сохранении культурного наследия [Электронный ресурс]// Аналитика культурологии . 2008. №12. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v- sohranenii-kulturnogo-naslediya(дата обращения: 04.03.2016).
53. Сабитов Т.Р. Охрана культурных ценностей: уголовно-правовой и криминологический аспекты: монография - Новосибирск : НИЭМ, 2004. - 241 с. - ISBN 5-334-00044-5
54. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР / Сергеев А.П. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. - 192 c.
55. Тарасова А.В. Конституционное право на доступ к культурным
ценностям в системе культурных прав человека и гражданина в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2014. № 4 URL: http://
base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=84909 (дата обращения 03.03.2016).
56. Талан М.В. Виды контрабанды [Электронный ресурс] // Учен. зап.
Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки . 2015. №6. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/vidy-kontrabandy(дата обращения: 20.03.2016).
57. Тарасова А.В. К вопросу о сущности конституционного права на доступ к культурным ценностям // Права человека: теория, история, практика: сборник научных трудов, посвященный 65-летию Всеобщей декларации прав человека/ Под общ. ред.: Е.М. Павленко. - Волгоград, 2014 г. - 157-161.
58. Тарасова А.В. Формы реализации конституционного права на доступ к культурным ценностям // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Ф.М. Рудинского/ Под общ. ред.: Д.А. Пашенцев.- Рязань, 2015. С. 324-327.
59. Ткаченко Ю.С. Актуальность комплексного исследования
конституционного права человека и гражданина на пользование культурными ценностями и его защита в Российской Федерации [Электронный ресурс]// VIII Международная научно - практическая конференция «Наука и современность - 2011». Часть 3. Новосибирск 2011 г. URL: http://www.zrns.ru/2konf_arhiv_ns8_3.html(дата обращения 03.03.2016 г.).
60. Федорова Л.В. Правовое регулирование приватизации недвижимых объектов культурного наследия: Монография: Юстицинформ, 2012. - 184 с. — ISBN 978-5-7205-1158-6. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения:20.03.2016).
61. Фельцан А. Е. Специфика доступа к культурному наследию
[Электронный ресурс] // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания . 2012. №13. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-dostupa-k-kulturnomu-naslediyu(дата обращения: 14.03.2016).
62. Шухободский А.Б. Памятник истории и культуры как специфический
вид культурной ценности [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2009. №97. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/pamyatnik-istorii-i-kultury-kak- spetsificheskiy-vid-kulturnoy-tsennosti(дата обращения: 29.02.2016).
3. Правоприменительная практика:
63. Определение Конституционного Суда РФ от 09.12.2014 N 2755-О [Электронный ресурс] // Вестник Конституционного Суда РФ, № 2, 2015. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123164.
64. Доклад Уполномоченного по правам человека во Владимирской области за 2015 г. URL: http://ombudsman33.ru/event/175.html.
4. Иные ресурсы:
65 . Официальный сайт Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры [Электронный ресурс]. URL:http://www.russist.ru/biblio/chrestom/10.htm(дата обращения: 02.03.2015).
66. Библиотека НПА СССР [Электронный ресурс].
URL:http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_371.htm(дата обращения: 02.03.2015).
67. Документы и публикации ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL:
http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/132540r.pdf (дата
обращения: 03.03.2016).