ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ : УГОЛОВНО- ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИИ И КОРРУПЦИОННОЙ
ПРЕСТУПНОСТИ В ОРГАНАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие коррупции и коррупционной преступности в органах представительной власти
1.2. Причинный комплекс коррупционной преступности в 1
органах представительной власти 5
Криминологическая характеристика субъектов коррупционной преступности в органах представительной власти
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО- ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. Понятие коррупционного преступления и уголовно-
правовых средств противодействия коррупции в органах представительной власти
2.2. Ответственность за коррупцию в международных актах, ратифицированных Российской Федерацией и ее применение в сфере коррупционных проявлений в представительных органах
власти
2.3. Совершенствование уголовно- правовых средств противодействия коррупции в органах представительной власти
ГЛАВА 3. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК
ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 4
3.1. Основные направления развития российского 5
антикоррупционного законодательства 4
3.2. Совершенствование деятельности специализированных
государственных органов, ответственных за противодействие коррупции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложения
ГЛАВА 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИИ И КОРРУПЦИОННОЙ
ПРЕСТУПНОСТИ В ОРГАНАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие коррупции и коррупционной преступности в органах представительной власти
1.2. Причинный комплекс коррупционной преступности в 1
органах представительной власти 5
Криминологическая характеристика субъектов коррупционной преступности в органах представительной власти
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО- ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. Понятие коррупционного преступления и уголовно-
правовых средств противодействия коррупции в органах представительной власти
2.2. Ответственность за коррупцию в международных актах, ратифицированных Российской Федерацией и ее применение в сфере коррупционных проявлений в представительных органах
власти
2.3. Совершенствование уголовно- правовых средств противодействия коррупции в органах представительной власти
ГЛАВА 3. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК
ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 4
3.1. Основные направления развития российского 5
антикоррупционного законодательства 4
3.2. Совершенствование деятельности специализированных
государственных органов, ответственных за противодействие коррупции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложения
Новые способы противодействия коррупции являются наиболее значимыми и актуальными, поскольку коррупционные преступления в органах представительной власти обуславливаются общественной опасностью, причиняют вред различным объектам уголовно-правовой охраны, подрывают эффективность государственного управления, препятствуют осуществлению социальных реформ, вносят дезорганизацию в экономику.
Нынешнее состояние коррупционной преступности в РФ можно охарактеризовать следующими показателями 2014 год - 1,47 процента
(32204 зарегистрированных преступления); 2015 год - 1,36 процента (32455 зарегистрированных преступлений), в 2016 -- 4,3 процента (28124 зарегистрированных преступлений. В опубликованном очередном годовом докладе Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» говорится о существенном росте уровня коррупции в России .
Проблема коррупции в органах представительной власти на сегодняшний день наиболее актуальна, так как она является реальной угрозой для национальной безопасности и стратегических интересов России. В Конвенции о защите прав человека и основных свобод говорится, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо не имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод.
Коррупция - разъедание власти, подобно металлу без соблюдения норм эксплуатации его покроет ржавчина, так и явление коррупции влияет на разрушение государственного аппарата и нравственных устоев общества. Уровнем коррупции является показатель его состояния нравственности, а также способности государства решать задачи не для собственных интересов, а для интересов общества.
Свойством и признаком любого вида власти является его асимметричность, преимущество властвующих субъектов над подвластными .
Причины коррупционных проявлений в органах государственной власти и местного самоуправления обусловлены рядом негативных социальных факторов экономического, идеологического и духовно¬нравственного характера, а также недостатками в деятельности органов государственной власти , осуществляющих противодействие коррупции
Стала нормой готовность людей делать подношения избранному лицу для того, чтобы, во-первых, ускорить решение интересующего их вопроса, и избежать излишней волокиты и, во-вторых, в качестве естественной благодарности за оказанную услугу, которую избранное лицо и без того должен оказывать в силу своих служебных обязанностей
Объектом исследования являются общественные отношения, которые связанны с совершением коррупционных преступлений избранными представителями органов представительной власти.
Предметом исследования является коррупция в органах представительной власти как негативное социально-правовое явление; нормы международного права, нормы российского уголовного права, законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам противодействия коррупции в органах представительной власти; элементы антикоррупционной политики в исследуемой сфере правоотношений.
Целью исследования является комплексный анализ уголовно-правовых и криминологических аспектов коррупционной преступности в органах представительной власти, разработка конкретных предложений по борьбе с данным видом преступности.
Данная цель исследования предопределила решение следующих задач исследования:
- изучить понятие коррупции и коррупционной преступности в органах представительной власти,
- изучить и определить причинный комплекс коррупционной преступности в органах представительной власти,
- определить криминологическую характеристику субъектов коррупционной преступности в органах представительной власти,
- дать характеристику уголовно-правовых средств противодействия коррупции в органах представительной власти в современной России,
- исследовать понятие коррупционного преступления и уголовно¬правовых средств противодействия коррупции в органах представительной власти,
- определить, какие виды ответственности за коррупцию содержатся в международных актах, ратифицированных Российской Федерацией; определить, каким образом они, применяются в сфере коррупционных проявлений в представительных органах власти
- изучить антикоррупционную политику как инструмент снижения коррупции в представительных органах современной России,
- определить основные направления развития российского антикоррупционного законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений,
- определить проблемы и найти возможные пути решения совершенствования деятельности специализированных государственных органов, ответственных за противодействие коррупции применительно к сфере выборных органов власти,
- проанализировать опыта зарубежных стран по противодействию коррупции в органах представительной власти (таких стран, как: Швеция, Великобритания, Сингапур, Италия, Корея, Швейцария, Таиланд, США).
Методология и методика исследования. Диссертационное исследование проведено с использованием современных методов научного познания, к ним относятся такие как: специальные; общенаучные, эмпирические. Методологической базой данной работы является совокупность приемов и способов познания коррупции как общесоциального феномена. К их числу относятся правовой, юридический анализ, криминологический анализ, сравнительный анализ, анализ документов и статистических материалов.
Степень изученности темы.
На протяжении нескольких веков известные историки, правоведы, философы, социологи, экономисты и другие представители науки изучают коррупцию как сложное социальное явление, которое укоренилось в традициях народах и способствует разрушению системы государственной власти и управления. За это время в науке было представлено огромное множество научных статей, монографий учебников.
Проблемы существования и предупреждения коррупции в органах представительной власти затрагивались в частности в работах Ю.М. Аксенова, А.Б. Артемьева, А.Л. Боратикова и других авторов. Тем не менее, комплексного исследования противодействия коррупции в органах представительной власти до настоящего времени не проводилось.
Эмпирическая база исследования.
Составили результаты статистических данных состояния коррупционной преступности МВД России, Генеральной прокуратуры РФ; статистические данные опроса населения Всероссийской антиобщественной антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки»; приговоры по уголовным делам; а также нормативно-правовая база: Конституция Российской Федерации; федеральные законы; Указы Президента РФ; Постановления Правительства, законы субъектов Российской Федерации и нормативные акты органов местного самоуправления, а также международно-правовые акты по вопросам противодействия коррупции. Апробация результатов. Основные положения и результаты исследования наши отражение:
- в публикациях автора, в том числе в журналах, входящих в перечень периодических изданий ВАК Министерства Образования и науки РФ ( 1. Противодействие коррупции в органах представительной власти/ Г.Г. Бабич // Доклады и выступления на Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные проблемы публичного права» 16 декабря 2016 года. Вып. 5/ ФГБОУ ВО Владимирский Государственный университет. - Владимир, Собор, 2016. -с 41-44; 2. Направления противодействия коррупции в России / Г.Г. Бабич// Доклады и выступления на Четвертых юридические чтениях научнопрактической конференции Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина - готовится к публикации в феврале 2017 г.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. В Российском законодательстве не существует определения коррупции в органах представительной власти. На наш взгляд, это широкий спектр действий, совершенных или в отношении которых была попытка совершить, за счет злоупотребления своим положением, полномочиями в обмен на материальные ценности.
2. Проблемы причин роста коррупции в органах представительной власти обусловлена, прежде всего, отсутствием ответственности избранных депутатов перед народом. Невозможность отзыва депутата за невыполнение своих обещаний в период выборов, неприкосновенность депутата, трудности (практически невозможность) в вопросах привлечения к уголовной ответственности данных лиц. В результате исследования предлагается упростить процедуру привлечения представителей органов представительной власти к уголовной ответственности.
3. На основе анализа уголовно-правовых норм в области противодействия коррупции в органах представительной власти, считаем необходимым внести отдельный перечень коррупционных преступлений для органов представительной власти в Федеральном законе РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» , определив следующим содержанием: уголовная ответственность лиц, избранных в представительные органы власти, совершившие коррупционные преступления, предусмотрена ст.ст. 285, 289, 290, 291.1, 291, п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ.
4. В вопросе изучения составов коррупционного преступления в органах представительной власти мы обратили внимание на некорректное изложение признаков объективной стороны состава преступления, которая предусматривает ответственность за получение взятки (ст. 290 УК РФ). Исходя из смысла данной статьи, получается, что лицо не получает, не пользуется услугами имущественного характера, имущественными правами, а оказывает данные услуги либо предоставляет имущественные права, что, безусловно, свойственно действиям взяткодателя, а не взяткополучателя. Данная норма нуждается в корректировке.
5. Трудности определения объективной стороны есть и в статье 291 УК РФ, которая предусматривает ответственность за посредничество во взяточничестве. Так, необходимым обязательным признаком объективной стороны состава данного преступления - его значительный размер вознаграждения, которая трактуется в УК РФ как сумма, или ценности, превышающие 25 тыс. руб. Считаем, что законодатель недостаточно оценил общественную опасность посредничества во взятки. Необходимо, ужесточить наказание, снизив ланку до 5 тыс. рублей.
6. В вопросе быстрого роста уровня коррупции в России, указываем на необходимо принять новый закон, который способствовал бы уменьшению уровня коррупционных преступлений, а также защищал права и законные интересы государства и ее граждан.
Нынешнее состояние коррупционной преступности в РФ можно охарактеризовать следующими показателями 2014 год - 1,47 процента
(32204 зарегистрированных преступления); 2015 год - 1,36 процента (32455 зарегистрированных преступлений), в 2016 -- 4,3 процента (28124 зарегистрированных преступлений. В опубликованном очередном годовом докладе Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» говорится о существенном росте уровня коррупции в России .
Проблема коррупции в органах представительной власти на сегодняшний день наиболее актуальна, так как она является реальной угрозой для национальной безопасности и стратегических интересов России. В Конвенции о защите прав человека и основных свобод говорится, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо не имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод.
Коррупция - разъедание власти, подобно металлу без соблюдения норм эксплуатации его покроет ржавчина, так и явление коррупции влияет на разрушение государственного аппарата и нравственных устоев общества. Уровнем коррупции является показатель его состояния нравственности, а также способности государства решать задачи не для собственных интересов, а для интересов общества.
Свойством и признаком любого вида власти является его асимметричность, преимущество властвующих субъектов над подвластными .
Причины коррупционных проявлений в органах государственной власти и местного самоуправления обусловлены рядом негативных социальных факторов экономического, идеологического и духовно¬нравственного характера, а также недостатками в деятельности органов государственной власти , осуществляющих противодействие коррупции
Стала нормой готовность людей делать подношения избранному лицу для того, чтобы, во-первых, ускорить решение интересующего их вопроса, и избежать излишней волокиты и, во-вторых, в качестве естественной благодарности за оказанную услугу, которую избранное лицо и без того должен оказывать в силу своих служебных обязанностей
Объектом исследования являются общественные отношения, которые связанны с совершением коррупционных преступлений избранными представителями органов представительной власти.
Предметом исследования является коррупция в органах представительной власти как негативное социально-правовое явление; нормы международного права, нормы российского уголовного права, законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам противодействия коррупции в органах представительной власти; элементы антикоррупционной политики в исследуемой сфере правоотношений.
Целью исследования является комплексный анализ уголовно-правовых и криминологических аспектов коррупционной преступности в органах представительной власти, разработка конкретных предложений по борьбе с данным видом преступности.
Данная цель исследования предопределила решение следующих задач исследования:
- изучить понятие коррупции и коррупционной преступности в органах представительной власти,
- изучить и определить причинный комплекс коррупционной преступности в органах представительной власти,
- определить криминологическую характеристику субъектов коррупционной преступности в органах представительной власти,
- дать характеристику уголовно-правовых средств противодействия коррупции в органах представительной власти в современной России,
- исследовать понятие коррупционного преступления и уголовно¬правовых средств противодействия коррупции в органах представительной власти,
- определить, какие виды ответственности за коррупцию содержатся в международных актах, ратифицированных Российской Федерацией; определить, каким образом они, применяются в сфере коррупционных проявлений в представительных органах власти
- изучить антикоррупционную политику как инструмент снижения коррупции в представительных органах современной России,
- определить основные направления развития российского антикоррупционного законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений,
- определить проблемы и найти возможные пути решения совершенствования деятельности специализированных государственных органов, ответственных за противодействие коррупции применительно к сфере выборных органов власти,
- проанализировать опыта зарубежных стран по противодействию коррупции в органах представительной власти (таких стран, как: Швеция, Великобритания, Сингапур, Италия, Корея, Швейцария, Таиланд, США).
Методология и методика исследования. Диссертационное исследование проведено с использованием современных методов научного познания, к ним относятся такие как: специальные; общенаучные, эмпирические. Методологической базой данной работы является совокупность приемов и способов познания коррупции как общесоциального феномена. К их числу относятся правовой, юридический анализ, криминологический анализ, сравнительный анализ, анализ документов и статистических материалов.
Степень изученности темы.
На протяжении нескольких веков известные историки, правоведы, философы, социологи, экономисты и другие представители науки изучают коррупцию как сложное социальное явление, которое укоренилось в традициях народах и способствует разрушению системы государственной власти и управления. За это время в науке было представлено огромное множество научных статей, монографий учебников.
Проблемы существования и предупреждения коррупции в органах представительной власти затрагивались в частности в работах Ю.М. Аксенова, А.Б. Артемьева, А.Л. Боратикова и других авторов. Тем не менее, комплексного исследования противодействия коррупции в органах представительной власти до настоящего времени не проводилось.
Эмпирическая база исследования.
Составили результаты статистических данных состояния коррупционной преступности МВД России, Генеральной прокуратуры РФ; статистические данные опроса населения Всероссийской антиобщественной антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки»; приговоры по уголовным делам; а также нормативно-правовая база: Конституция Российской Федерации; федеральные законы; Указы Президента РФ; Постановления Правительства, законы субъектов Российской Федерации и нормативные акты органов местного самоуправления, а также международно-правовые акты по вопросам противодействия коррупции. Апробация результатов. Основные положения и результаты исследования наши отражение:
- в публикациях автора, в том числе в журналах, входящих в перечень периодических изданий ВАК Министерства Образования и науки РФ ( 1. Противодействие коррупции в органах представительной власти/ Г.Г. Бабич // Доклады и выступления на Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные проблемы публичного права» 16 декабря 2016 года. Вып. 5/ ФГБОУ ВО Владимирский Государственный университет. - Владимир, Собор, 2016. -с 41-44; 2. Направления противодействия коррупции в России / Г.Г. Бабич// Доклады и выступления на Четвертых юридические чтениях научнопрактической конференции Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина - готовится к публикации в феврале 2017 г.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. В Российском законодательстве не существует определения коррупции в органах представительной власти. На наш взгляд, это широкий спектр действий, совершенных или в отношении которых была попытка совершить, за счет злоупотребления своим положением, полномочиями в обмен на материальные ценности.
2. Проблемы причин роста коррупции в органах представительной власти обусловлена, прежде всего, отсутствием ответственности избранных депутатов перед народом. Невозможность отзыва депутата за невыполнение своих обещаний в период выборов, неприкосновенность депутата, трудности (практически невозможность) в вопросах привлечения к уголовной ответственности данных лиц. В результате исследования предлагается упростить процедуру привлечения представителей органов представительной власти к уголовной ответственности.
3. На основе анализа уголовно-правовых норм в области противодействия коррупции в органах представительной власти, считаем необходимым внести отдельный перечень коррупционных преступлений для органов представительной власти в Федеральном законе РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» , определив следующим содержанием: уголовная ответственность лиц, избранных в представительные органы власти, совершившие коррупционные преступления, предусмотрена ст.ст. 285, 289, 290, 291.1, 291, п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ.
4. В вопросе изучения составов коррупционного преступления в органах представительной власти мы обратили внимание на некорректное изложение признаков объективной стороны состава преступления, которая предусматривает ответственность за получение взятки (ст. 290 УК РФ). Исходя из смысла данной статьи, получается, что лицо не получает, не пользуется услугами имущественного характера, имущественными правами, а оказывает данные услуги либо предоставляет имущественные права, что, безусловно, свойственно действиям взяткодателя, а не взяткополучателя. Данная норма нуждается в корректировке.
5. Трудности определения объективной стороны есть и в статье 291 УК РФ, которая предусматривает ответственность за посредничество во взяточничестве. Так, необходимым обязательным признаком объективной стороны состава данного преступления - его значительный размер вознаграждения, которая трактуется в УК РФ как сумма, или ценности, превышающие 25 тыс. руб. Считаем, что законодатель недостаточно оценил общественную опасность посредничества во взятки. Необходимо, ужесточить наказание, снизив ланку до 5 тыс. рублей.
6. В вопросе быстрого роста уровня коррупции в России, указываем на необходимо принять новый закон, который способствовал бы уменьшению уровня коррупционных преступлений, а также защищал права и законные интересы государства и ее граждан.
Законодательство Российской Федерации определяет коррупцию в органах представительной власти как широкий спектр действий, которые совершенны или в отношении которых была попытка совершить, за счет злоупотребления своим положением, полномочиями в обмен на материальные ценности.
В ходе диссертационного исследования мы предложили свою трактовку термина «представительный орган власти»- это исторически сложившееся наименование коллегиальных органов государственной власти или местного самоуправления, состоящих из представителей (депутатов), избираемых народом. А также мы определили, что доктрине уголовного права отсутствует единое понимание сущности, признаков коррупционного преступления, а в законодательстве Российской Федерации отсутствует четко сформулированное понятие коррупционного преступления, не закреплен исчерпывающий перечень их видов.
Поэтому, считая необходимым дать свое определение коррупционных преступления в органах представительной власти: общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996 № 63- ФЗ, посягающие на авторитет органов представительной власти, выражающиеся в предоставлении избираемыми лицами каких-либо преимуществ, либо в получении преимуществ.
Отвечая на о причинах роста коррупции в органах представительной власти мы констатируем, что он обусловлен, прежде всего тем, что данные органы наделены огромными полномочиями, представляя «власть народа», по сути не обязаны отвечать за свои действия не подпадающие под обещания избирателям при баллотировании.
Народ не в силах контролировать действия органов представительной власти за исключением представительных органов местного самоуправления В итоге, мы например, видим картину издания законов, где нечеткого регулируются многие правовые вопросы, оставляя кому-то возможность для выгодной трактовки норм права, которая приводит к коррумпированности всех сфер жизнедеятельности людей.
Также одной из причин коррупции в органах власти мы видим в слабом контролировании доходов избираемых лиц, во многие декларации о доходах основная часть имущества не попадает, а скрыта под псевдо-владельцами и другими именами.
Мы считаем, что при избрании кандидатов в представительные органы власти, необходимо опираться на авторитетные по морально- нравственным качествам гражданам, на основе всеобщего, равного избирательного права.
Также в ходе исследования было выявлено, что чаще всего субъектами преступлений в области коррупции в органах представительной власти являются лица мужского пола (около 80%),чаще всего семейные люди, хорошие родители, имеющие высшее образование, хороший послужной список, немалый материальный достаток. Данные преступления чаще всего совершаются лицами в возрасте от 30 до 50 лет, т. е. коррупционные. По месту своего жительства характеризуются с положительной стороны. И все же во многом остается неизученной личность коррупционера-представителя органа представительной власти, так как на практике выявить, предупредить, пресечь, раскрыть данный вид преступления указанными лицами очень сложно.
Представляется необходимым определить непосредственно те нормы уголовного закона, в которых отражается закрепление составов преступлений, соответствующих признакам преступлений в области коррупции в органах представительной власти, в целях четкого установления видов уголовных средств противодействия.
Таким образом, сопоставление определения коррупции в ФЗ «О противодействии коррупции» с нормами УК РФ позволяет отнести к безусловно коррупционным преступлениям в органах представительной власти следующие деяния: ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»; ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»; ст. 291 «Дача взятки»; ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве»; ст. 290 «Получение взятки»; п. «а» ч. 2 ст. 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» (если совершается с помощью подкупа).
На основе анализа уголовно-правовых норм в области противодействия коррупции в органах представительной власти, считаем необходимым внести отдельный перечень коррупционных преступлений для органов представительной власти в Федеральном законе РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» , определив следующим содержанием: уголовная ответственность лиц, избранных в
представительные органы власти, совершившие коррупционные преступления, предусмотрена ст.ст. 285, 289, 290, 291.1, 291, п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ». Однако, внесение изменений в Уголовный Кодекс РФ мы не считаем необходимым, так как в этом случае придется нарушать принцип построения Особенной части УК РФ.
В вопросах сотрудничества государства с международными странами по борьбе с коррупцией мы определили несколько проблем, которые нужно разрешить следующим путем, необходимо: ускорить осуществление на практике ратифицированных Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в российское законодательство; активно способствовать двухстороннему и многостороннему международному сотрудничеству во всех областях противодействия коррупции; проводить различные стажировки российских специалистов в странах, в которых успешно применяются программы противодействия коррупции; проводить работу по созданию необходимых мер и условий для правового воспитания и привлечения общественного внимания к коррупционным действиям.
В вопросе изучения составов коррупционного преступления в органах представительной власти мы обратили внимание на некорректное изложение признаков объективной стороны состава преступления, которая предусматривает ответственность за получение взятки (ст. 290 УК РФ). Исходя из смысла данной статьи, получается, что лицо не получает, не пользуется услугами имущественного характера, имущественными правами, а оказывает данные услуги либо предоставляет имущественные права, что, безусловно, свойственно действиям взяткодателя, а не взяткополучателя. Данная норма нуждается в корректировке.
Трудности определения объективной стороны есть и в статье 291 УК РФ, которая предусматривает ответственность за посредничество во взяточничестве. Признаком объективной стороны состава данного преступления - его значительный размер вознаграждения, превышающий 25 тыс. рублей. Из нормы уголовной статьи 291 говорится о том, что посредничество во взяточничестве, если сумма взятки не достигает 25 тысяч рублей, то это не является деянием, преследуемым по уголовному закону. На наш взгляд нужно снизить планку до 5 тысяч рублей.
Смягчение ответственности по уголовному закону за получение взятки (ст. 290 УК РФ), если брать во внимание трудности доказывания взяточничества являются собой прочной преградой, которая встает на защиту лиц от уголовной ответственности за получение взяток
В вопросе быстрого роста уровня коррупции в России, указываем на необходимо принять новый закон, который способствовал бы уменьшению уровня коррупционных преступлений, а также защищал права и законные интересы государства и ее граждан. Нормы данного закона должны быть направлены предупреждение, предотвращение, пресечение преступлений в сфере коррупции, в котором создается правовой механизм, препятствующий подкупу.
На наш взгляд, к приоритетным направлениям противодействия коррупции необходимо отнести: увеличение авторитетности органов представительной власти как ручателя сохранности личности; улучшение методов и принципов взаимодействия представительных органов местного самоуправления, представительных (законодательных) государственных органов с институтами гражданского общества; становление гарантий защиты законных интересов и прав граждан РФ; разработке мер по росту доверия граждан законодательным системам России; принятие мер по предупреждению преступности в сфере коррупции в органах представительной власти; улучшение механизма правового регулирования с использованием средств уголовного права; совершенствование правоприменительной практики; активизацию международного сотрудничества в поиске взаимоприемлемых мер, которые осуществляются в сфере противодействия коррупции.
В Российской Федерации деятельность предупреждению коррупционных преступлений проводится всеми органами власти; в свою очередь, вопросами надзора за соблюдением законодательства в сфере борьбы с коррупцией занимается Генеральная прокуратура РФ; экспертиза нормативно-правовых актов (НПА) и их проектов по противодействию коррупции осуществляется правовыми подразделениями органов власти, которые занимаются разработкой данных актов; экспертиза нормативных правовых актов других ведомств осуществляют Минюст и Генеральная прокуратура РФ; выявления фактов коррупционных преступлений в рамках своих полномочий является результатом работы Счетной палаты, Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ, Федеральной таможенной службы, ФАС РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора; проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью раскрытия коррупционных преступлений входит в компетенцию ФСБ РФ, ФСКН РФ, МВД РФ, Федеральной таможенной службы; ходом расследования коррупционных преступлений занимаются СК РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ; ликвидацией и минимизацией последствий коррупционных правонарушений, исполнением наказаний занимается Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН РФ), Федеральной службой судебных приставов (ФССП РФ); координацией борьбы с коррупцией занимается Президент РФ, Генпрокуратура РФ, на региональном уровне - Главы субъектов РФ и органов МСУ; задачей совершенствования антикоррупционного законодательства стоит в первую очередь перед Президентом РФ, Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Правительством РФ. Касаемо опыта зарубежных стран в области противодействия коррупции в органах представительной власти, иностранные государства проводят различные меры по борьбе с коррупцией Например, Конгресс Соединенных Штатов приняли официальные нормы поведения выборных должностных лиц и публичных должностных лиц органов исполнительной власти. А также США характеризуется жесткими уголовно-правовыми санкциями. В Великобритании утверждена и работает программа «Принципов честности и неподкупности», она охватывает все сферы жизни общества.
В Кореи же правительством утвержден принятый парламентом новый «Закон о коррупции», он предусматривает наказание за получение представителями представительной власти денежных средств, а также использование полномочий в интересах других лиц и организаций.
Французское законодательство в борьбе с коррупцией в большей степени обращает внимание на предотвращение коррупции. Преобладают привилегии над административными, а не уголовные санкциями.
Тайландским правительством определена программа, которая направлена на повышение просвещения народа о способах противодействия коррупционной преступности.
Шведский парламент установил высокие этические стандарты для представительных органов власти, активно стремится к их исполнениям. Спустя некоторое время честность стала престижной нормой поведения представителей представительной власти.
Китай борется с коррупцией в частности, посредством защиты органами власти. Считается пособничеством в преступлении, если представитель полиции или других органов власти медленно отреагировал на посягательства на собственность. Поэтому в Китае все делается точно, вовремя, согласно инструкциям.
В области противодействия коррупции Италия славится известной на весь мир операцией, которая называется «Чистые руки». В результате данной операции тюремные сроки получили около 500 представителей органов представительной власти.
В Швейцарии, коррупционные преступления депутатов кантональных и муниципальных представительных собраний квалифицируются отдельными статьями Уголовного Кодекса.
Сингапур ввел правила, по которым, затратив огромные средства на проведение выборов, победители должны не просто вернуть израсходованные денежные средства, а также и накопить деньги для последующих выборов. Лидеры Сингапурской партии народного действия постарались снизить затраты на проведения избирательных кампаний, в данное время работают над тем, чтобы в следующие выборы они были также избраны, поэтому депутаты развивают местную инфраструктуру, создают рабочие места.
Мы считаем, что универсальных методов в борьбе с коррупцией не существует. Каждая страна мира должна выбирать собственную стратегию и систему антикоррупционных мер. Положительный опыт разработки и целенаправленной реализации зарубежных направлений противодействия коррупции нужно изучать. Хотя зарубежный опыт нельзя и даже опасно копировать в России без учета специфики страны. При этом следует отметить, что успешный антикоррупционный опыт других стран дает возможность понять какие ошибки не следует совершать и в каких условиях, какие антикоррупционные меры можно применять.
В результате исследования деятельности органов и специализированных органов в сфере противодействия коррупции выявлены следующие проблемы и представлены пути решения по противодействию коррупции непосредственно к выборным органам власти:
- особое внимание при осуществлении прокурорского надзора за выполнением требований законодательства о противодействии коррупции в настоящее время следует уделить выполнению работы, осуществляемой органами представительной власти;
- необходимо обращать внимание на жалобы граждан, желательно для этого создав специальные отделы по работе с заявлениями и обращениями граждан, создание которых позволит стабилизировать указанную работу работу и сократить число повторных обращений, а также увеличить прозрачность коррупционных преступлений;
- усовершенствовать информационную политику СМИ по освещению результатов выявления и раскрытия преступлений в органах представительной власти;
- необходимо создание более мощного и независимого органа, чем Совет при Президенте РФ. Данный орган бесполезен, неспособен бороться с таким сильным институтом, как органы представительной власти.
- упростить процедуру возбуждения уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы Российской Федерации, а также депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В ходе диссертационного исследования мы предложили свою трактовку термина «представительный орган власти»- это исторически сложившееся наименование коллегиальных органов государственной власти или местного самоуправления, состоящих из представителей (депутатов), избираемых народом. А также мы определили, что доктрине уголовного права отсутствует единое понимание сущности, признаков коррупционного преступления, а в законодательстве Российской Федерации отсутствует четко сформулированное понятие коррупционного преступления, не закреплен исчерпывающий перечень их видов.
Поэтому, считая необходимым дать свое определение коррупционных преступления в органах представительной власти: общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996 № 63- ФЗ, посягающие на авторитет органов представительной власти, выражающиеся в предоставлении избираемыми лицами каких-либо преимуществ, либо в получении преимуществ.
Отвечая на о причинах роста коррупции в органах представительной власти мы констатируем, что он обусловлен, прежде всего тем, что данные органы наделены огромными полномочиями, представляя «власть народа», по сути не обязаны отвечать за свои действия не подпадающие под обещания избирателям при баллотировании.
Народ не в силах контролировать действия органов представительной власти за исключением представительных органов местного самоуправления В итоге, мы например, видим картину издания законов, где нечеткого регулируются многие правовые вопросы, оставляя кому-то возможность для выгодной трактовки норм права, которая приводит к коррумпированности всех сфер жизнедеятельности людей.
Также одной из причин коррупции в органах власти мы видим в слабом контролировании доходов избираемых лиц, во многие декларации о доходах основная часть имущества не попадает, а скрыта под псевдо-владельцами и другими именами.
Мы считаем, что при избрании кандидатов в представительные органы власти, необходимо опираться на авторитетные по морально- нравственным качествам гражданам, на основе всеобщего, равного избирательного права.
Также в ходе исследования было выявлено, что чаще всего субъектами преступлений в области коррупции в органах представительной власти являются лица мужского пола (около 80%),чаще всего семейные люди, хорошие родители, имеющие высшее образование, хороший послужной список, немалый материальный достаток. Данные преступления чаще всего совершаются лицами в возрасте от 30 до 50 лет, т. е. коррупционные. По месту своего жительства характеризуются с положительной стороны. И все же во многом остается неизученной личность коррупционера-представителя органа представительной власти, так как на практике выявить, предупредить, пресечь, раскрыть данный вид преступления указанными лицами очень сложно.
Представляется необходимым определить непосредственно те нормы уголовного закона, в которых отражается закрепление составов преступлений, соответствующих признакам преступлений в области коррупции в органах представительной власти, в целях четкого установления видов уголовных средств противодействия.
Таким образом, сопоставление определения коррупции в ФЗ «О противодействии коррупции» с нормами УК РФ позволяет отнести к безусловно коррупционным преступлениям в органах представительной власти следующие деяния: ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»; ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»; ст. 291 «Дача взятки»; ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве»; ст. 290 «Получение взятки»; п. «а» ч. 2 ст. 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» (если совершается с помощью подкупа).
На основе анализа уголовно-правовых норм в области противодействия коррупции в органах представительной власти, считаем необходимым внести отдельный перечень коррупционных преступлений для органов представительной власти в Федеральном законе РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» , определив следующим содержанием: уголовная ответственность лиц, избранных в
представительные органы власти, совершившие коррупционные преступления, предусмотрена ст.ст. 285, 289, 290, 291.1, 291, п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ». Однако, внесение изменений в Уголовный Кодекс РФ мы не считаем необходимым, так как в этом случае придется нарушать принцип построения Особенной части УК РФ.
В вопросах сотрудничества государства с международными странами по борьбе с коррупцией мы определили несколько проблем, которые нужно разрешить следующим путем, необходимо: ускорить осуществление на практике ратифицированных Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в российское законодательство; активно способствовать двухстороннему и многостороннему международному сотрудничеству во всех областях противодействия коррупции; проводить различные стажировки российских специалистов в странах, в которых успешно применяются программы противодействия коррупции; проводить работу по созданию необходимых мер и условий для правового воспитания и привлечения общественного внимания к коррупционным действиям.
В вопросе изучения составов коррупционного преступления в органах представительной власти мы обратили внимание на некорректное изложение признаков объективной стороны состава преступления, которая предусматривает ответственность за получение взятки (ст. 290 УК РФ). Исходя из смысла данной статьи, получается, что лицо не получает, не пользуется услугами имущественного характера, имущественными правами, а оказывает данные услуги либо предоставляет имущественные права, что, безусловно, свойственно действиям взяткодателя, а не взяткополучателя. Данная норма нуждается в корректировке.
Трудности определения объективной стороны есть и в статье 291 УК РФ, которая предусматривает ответственность за посредничество во взяточничестве. Признаком объективной стороны состава данного преступления - его значительный размер вознаграждения, превышающий 25 тыс. рублей. Из нормы уголовной статьи 291 говорится о том, что посредничество во взяточничестве, если сумма взятки не достигает 25 тысяч рублей, то это не является деянием, преследуемым по уголовному закону. На наш взгляд нужно снизить планку до 5 тысяч рублей.
Смягчение ответственности по уголовному закону за получение взятки (ст. 290 УК РФ), если брать во внимание трудности доказывания взяточничества являются собой прочной преградой, которая встает на защиту лиц от уголовной ответственности за получение взяток
В вопросе быстрого роста уровня коррупции в России, указываем на необходимо принять новый закон, который способствовал бы уменьшению уровня коррупционных преступлений, а также защищал права и законные интересы государства и ее граждан. Нормы данного закона должны быть направлены предупреждение, предотвращение, пресечение преступлений в сфере коррупции, в котором создается правовой механизм, препятствующий подкупу.
На наш взгляд, к приоритетным направлениям противодействия коррупции необходимо отнести: увеличение авторитетности органов представительной власти как ручателя сохранности личности; улучшение методов и принципов взаимодействия представительных органов местного самоуправления, представительных (законодательных) государственных органов с институтами гражданского общества; становление гарантий защиты законных интересов и прав граждан РФ; разработке мер по росту доверия граждан законодательным системам России; принятие мер по предупреждению преступности в сфере коррупции в органах представительной власти; улучшение механизма правового регулирования с использованием средств уголовного права; совершенствование правоприменительной практики; активизацию международного сотрудничества в поиске взаимоприемлемых мер, которые осуществляются в сфере противодействия коррупции.
В Российской Федерации деятельность предупреждению коррупционных преступлений проводится всеми органами власти; в свою очередь, вопросами надзора за соблюдением законодательства в сфере борьбы с коррупцией занимается Генеральная прокуратура РФ; экспертиза нормативно-правовых актов (НПА) и их проектов по противодействию коррупции осуществляется правовыми подразделениями органов власти, которые занимаются разработкой данных актов; экспертиза нормативных правовых актов других ведомств осуществляют Минюст и Генеральная прокуратура РФ; выявления фактов коррупционных преступлений в рамках своих полномочий является результатом работы Счетной палаты, Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ, Федеральной таможенной службы, ФАС РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора; проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью раскрытия коррупционных преступлений входит в компетенцию ФСБ РФ, ФСКН РФ, МВД РФ, Федеральной таможенной службы; ходом расследования коррупционных преступлений занимаются СК РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ; ликвидацией и минимизацией последствий коррупционных правонарушений, исполнением наказаний занимается Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН РФ), Федеральной службой судебных приставов (ФССП РФ); координацией борьбы с коррупцией занимается Президент РФ, Генпрокуратура РФ, на региональном уровне - Главы субъектов РФ и органов МСУ; задачей совершенствования антикоррупционного законодательства стоит в первую очередь перед Президентом РФ, Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Правительством РФ. Касаемо опыта зарубежных стран в области противодействия коррупции в органах представительной власти, иностранные государства проводят различные меры по борьбе с коррупцией Например, Конгресс Соединенных Штатов приняли официальные нормы поведения выборных должностных лиц и публичных должностных лиц органов исполнительной власти. А также США характеризуется жесткими уголовно-правовыми санкциями. В Великобритании утверждена и работает программа «Принципов честности и неподкупности», она охватывает все сферы жизни общества.
В Кореи же правительством утвержден принятый парламентом новый «Закон о коррупции», он предусматривает наказание за получение представителями представительной власти денежных средств, а также использование полномочий в интересах других лиц и организаций.
Французское законодательство в борьбе с коррупцией в большей степени обращает внимание на предотвращение коррупции. Преобладают привилегии над административными, а не уголовные санкциями.
Тайландским правительством определена программа, которая направлена на повышение просвещения народа о способах противодействия коррупционной преступности.
Шведский парламент установил высокие этические стандарты для представительных органов власти, активно стремится к их исполнениям. Спустя некоторое время честность стала престижной нормой поведения представителей представительной власти.
Китай борется с коррупцией в частности, посредством защиты органами власти. Считается пособничеством в преступлении, если представитель полиции или других органов власти медленно отреагировал на посягательства на собственность. Поэтому в Китае все делается точно, вовремя, согласно инструкциям.
В области противодействия коррупции Италия славится известной на весь мир операцией, которая называется «Чистые руки». В результате данной операции тюремные сроки получили около 500 представителей органов представительной власти.
В Швейцарии, коррупционные преступления депутатов кантональных и муниципальных представительных собраний квалифицируются отдельными статьями Уголовного Кодекса.
Сингапур ввел правила, по которым, затратив огромные средства на проведение выборов, победители должны не просто вернуть израсходованные денежные средства, а также и накопить деньги для последующих выборов. Лидеры Сингапурской партии народного действия постарались снизить затраты на проведения избирательных кампаний, в данное время работают над тем, чтобы в следующие выборы они были также избраны, поэтому депутаты развивают местную инфраструктуру, создают рабочие места.
Мы считаем, что универсальных методов в борьбе с коррупцией не существует. Каждая страна мира должна выбирать собственную стратегию и систему антикоррупционных мер. Положительный опыт разработки и целенаправленной реализации зарубежных направлений противодействия коррупции нужно изучать. Хотя зарубежный опыт нельзя и даже опасно копировать в России без учета специфики страны. При этом следует отметить, что успешный антикоррупционный опыт других стран дает возможность понять какие ошибки не следует совершать и в каких условиях, какие антикоррупционные меры можно применять.
В результате исследования деятельности органов и специализированных органов в сфере противодействия коррупции выявлены следующие проблемы и представлены пути решения по противодействию коррупции непосредственно к выборным органам власти:
- особое внимание при осуществлении прокурорского надзора за выполнением требований законодательства о противодействии коррупции в настоящее время следует уделить выполнению работы, осуществляемой органами представительной власти;
- необходимо обращать внимание на жалобы граждан, желательно для этого создав специальные отделы по работе с заявлениями и обращениями граждан, создание которых позволит стабилизировать указанную работу работу и сократить число повторных обращений, а также увеличить прозрачность коррупционных преступлений;
- усовершенствовать информационную политику СМИ по освещению результатов выявления и раскрытия преступлений в органах представительной власти;
- необходимо создание более мощного и независимого органа, чем Совет при Президенте РФ. Данный орган бесполезен, неспособен бороться с таким сильным институтом, как органы представительной власти.
- упростить процедуру возбуждения уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы Российской Федерации, а также депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Подобные работы
- Противодействие коррупции на государственной службе как приоритетное направление административной реформы России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Антикорупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (на материалах Самарской и Саратовской областей)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Коррупция: понятие, криминологическая характеристика и предупреждение
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2008 - Проблема коррупции российских чиновников и пути ее преодоления
Курсовые работы, теория управления. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ (СТ. 286 УК РФ)
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор в сфере противодействия коррупции: вопросы теории и практики (Российский Университет Дружбы Народов)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Организация деятельности органов прокуратуры по противодействию преступности
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021



