Введение
Глава 1. Понятие и признаки правового государства 10
Глава 2. Система разделения властей в правовом государстве. 20
Глава 3. Верховенство закона 33
Глава 4. Права и свободы человека в системе ценностей и государства 43
Заключение 64
Библиографический список
Правовое государство подразумевает такой тип государства, при котором власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Еще в древности, за много веков до нашей эры, на ранних этапах развития человечества появляются представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона. Идея построения правового государства волновала умы мыслителей, с ней связывались поиски совершенных и справедливых форм общественной жизни, противостоящих деспотическому правлению и абсолютизму. Проблемы становления и развития правового государства, его основополагающие принципы, взаимоотношения государства и общества до сих пор остаются не разрешенными. Сегодня государства стремятся к объединению в единое мировое сообщество, построенное на взаимодействии и взаимоуважении, что еще больше увеличивают интерес к вопросу правового государства. Разработка единых ценностей для каждого в отдельности и всеобщего для всех государств, признание достижений цивилизации станут основой внедряемых процессов. Естественно, что к числу таких относятся права и свободы человека, признание индивида перед обществом, учет именно личностных интересов всего народа, ориентирование государства на защиту этих прав, являются приоритетными и значимыми. Учет данных факторов может создать надежный и основной фундамент для формирования совместной мировой политики, которая ориентирована на полное, всестороннее развитие личности. Как особая теоретическая концепция термин «правовое государства» прошел длительное историческое развитие. Основные принципы были заложены еще в трудах античных мыслителей, а также в эпоху перехода от феодализма к капитализму. Но сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. (в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.) В англоязычной литературе этот термин не используется; в известной мере его эквивалентом является «правление права» (rule of law). и в дальнейшем получил широкое распространение. Этому способствовало возникновение различных передовых направлений, формирование новой буржуазной политической и правовой мысли, изменившие старые порядки. Появление нового юридического мировоззрения, поставило на первое место принципы свободы и равенства всех людей, не отчуждаемость естественных прав человека, идеи гуманизма, поиск новых, отличных от абсолютного произвола государственно-правовых средств, конструкций и форм. Теоретические концепции правовой государственности заложены в трудах просветителей Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Д. Адамса, Д. Мэдисона, Т. Джефферсона, И. Канта, Г. Гегеля и др.
Правовое государство тесно связано с правами и свободой человека. Они составляют государство, регламентируют основную функцию, выступают главной целью его существования. Государство же выступает гарантом их реальности, основной инструмент осуществления и защиты.
В связи с этим охрана и защита прав и свобод человека не только в современной России, но и во всех странах представляет собой одну из наиболее острых и в то же время крайне многогранной тем как в практическом, так и научном плане. Основной закон государства, в частности Конституция Российской Федерации, четко закрепляют основные принципы правового государства, и провозглашают его главный «постулат» «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»2 (ст.2), а признание международно-правовых принципов и норм, построенных на гуманизме, представляют лишь начало пути построения подобной модели государственности. Соответственно провозглашение в Конституции идей «правового государства» выступает определенной целью, и объединение усилий государства и общества Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, М. 1995. (ст.2)
выступают основным средством ее достижения. Каждый должен осознать свою роль и значимость как личности и гражданина государства именно в политической и общественной жизни должен стать итогом этой совместной работы. Правовое государство не может возникнуть и существовать там, где развитие общественного сознания еще не достигло определенного уровня познания, основанного на приоритете интересов индивида перед государством; восприятие права как независимого явления культуры; саморегулирующаяся система общества, абсолютно отгороженной от вмешательства государства правовыми пределами.
Зарождение и формирование именно российской модели правового государства прежде всего выражена потребностью российской действительности в последние годы. Своего рода не развитость правосознания, присущая советскому периоду, затормаживают политические и экономические преобразования. А интегрирование России в геополитическую систему основным мировых государств, ставит необходимостью признания и принятия (на уровне экономики, политики, права, психологии) мировых стандартов в экономике, политике и праве. Однако влияние запада в тоже время ведет Россию к выработке именно своей, только ей присущей модели правового государства.
Научные размышления и открытия, международная гуманизация, опыт построения государственности многих поколений, ставят концепцию «правового государства» в качестве одного из уникальных явлений, возникающих на стыке теории и практики. Однако разнообразные идеи, особенности их применения к конкретному государственному строительству в определенный период не должны служить определяющим фактором и препятствием понимания концепции правового государства в целом, как комплексной системы, раскрывающей суть подобного феномена.
Основополагающие принципы правового государства, взаимосвязаные и взаимообусловленные в своем единстве, и выражают суть общей концепции и в тоже время дают государству дополнить своими, только присущими ему чертами, основанными на традициях и культурных ценностях.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в системе государство-общество при построении, развитии и функционировании правового государства.
Предмет исследования - комплексное изучение теоретических основ и принципов правового государства, его концептуальный характер и отражение в современной практике.
Целью настоящего исследования выступает изучение системы основных принципов «правового государства», среди которых - это принципы признания человека, его прав и свобод высшей ценностью; принципы, связанные с пониманием роли права и его приоритета в правовом государстве; принципы, регулирующие построение идеальных отношений "государство- общество".
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- изучить концепции правового государства, ее философские основы
- выяснить идеи русских философов и правоведов на проблему правового государства;
- исследовать особенности формирования российской концепции правового государства;
- изучить основные принципы правового государства и их отражение в современном мире.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских и зарубежных юристов в области теории государства и права, а также отраслевых юридических наук: Алексеев С.С., Авакьян С.А., Боботов C.B., Воеводин Л.Д., Гессен В.М., Гришаев П.И., Завадский JI.H., Иванов С.А., Кистяковского Б.А., Ковалевского М.М., Кудрявцев В.Н., Кутафина O.E., Лазарев Б.М., Лукашева Е.А., Лукьянова Е.А., Марченко М.Н., Мюллерсон P.A., Нерсесянц B.C., Салищева Н.Г., Топорнин Б.Н., Четвернин В.А., Чиркин В.Е., и др.). Также была использована литература по философии, истории, политологии.
В дипломной работе были использованы исторический, сравнительно-правовой, логический, структурно-функциональный методы научного познания.
В связи с современными тенденциями развития общества, реорганизацией общественного строя и государственных структур, вопросы формирования и функционирования правового государства, приобрели особую значимость в юридической науке. Это связано с поиском новых моделей политического и социального устройства общества и государства. При этом определяющим ориентиром построения новейшей государственности являются принципы правового государства, закрепленные в Конституции. В данной работе проведен анализ развития концепции правового государства и ее основополагающих характеристик, показана, целостная система взглядов на феномен правового государства и его особенность каждой из стран. Среди основных элементов, составляющих основу правового государства можно выделить: гарантии государством прав и свобод личности, функционирование системы разделения власти, функционирование представительной и законодательной власти, принципы федеративного устройства, нормативный порядок демократической политики, возникновение гражданского общества.
Кроме основополагающих принципов правового государства, проводится также их исследование как определенной системы. Основное ядро этой системы составляет принцип приоритета прав и свобод личности. Он является детерминирующим для всех остальных принципов, оказывая определяющее влияние на всю деятельность государства и его потенциальные возможности. Именно приоритетное признание всех прав и свобод личности, обязанность их соблюдения, законодательное закрепление, демонстрирует реализованность концепции правового государства и декларирует соответствующие цели и задачи. Все остальные принципы выступают гарантами первого и могут реализовываться только в условиях его признания.
В связи с этим правовое государство, построенное на принципе верховенства закона, который всегда считался первоочередным, меняет определение. Ценности личности, гуманистическая направленность целей и задач развития государства и общества определяют в качестве основного принципа именно права и свободы человека. В связи с этим создание системы политических, юридических гражданских и общественных гарантий, обеспечивающих действительность этих конституционных положений, взаимная ответственность государства и личности, составляют процесс формирования правового государства. Развитие и совершенствование законодательства направленного на формирование новой по существу правовой системы, выступает одной из важнейших задач государства.
Готовность государства и общества к практической реализации модели правового государства, определенная апробация ее элементов, определяется в конституционном закреплении ее основных принципов. Анализ конституционного закрепления принципов правового государства показывает эволюционное развитие, постоянно дополняющееся на законодательном уровне, обогащает его содержание за счет практики государственного строительства, изменения отношений "государство-гражданское общество".
В последнее время принято достаточно много законодательных актов, создающие основы для дальнейшего развития государства как демократического и правового.
Сама идея построения правового государства в России продолжает завоевывать общественное сознание, что связано с изменением российского правосознания. Все более возникает потребность в достижении баланса между старыми представлениями общества и объективными современными потребностями государства. Обретение социального консенсуса как главного условия построения правового государства и должен стать итогом. И все же будущее России нельзя оценивать однозначно. Заложенные основы воспитания новой личности, как гражданина правового государства, во многом определяет путь развития, а значит и реализацию данной модели. От способности общества в целом и отдельного гражданина в частности зависит дальнейшее развитие государственности и будущее страны.
Не смотря на то, что задача построения правового государства не в первый раз встает перед российской общественностью, она впервые определяется правящей политической элитой как приоритетная задача. Идеалы правовой государственности в обществе все более осознаются как приоритетные. Общество познает ценность политической свободы, и видит наиболее справедливый порядок общественного устройства. Уровень политической и правовой культуры в обществе является необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни общества. Уважение, соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического правового государства.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, М. 1995.
2. Конституция Российской Федерации.Комментарий. /Под общей ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: Юрид. лит. 1994.
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации. /Под ред. Л.А. Окунькова. - М.:Издательство БЕК, 1994.
4. Федеральный Закон от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ".
5. Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации".
6. Конституция Чувашской республики 1978 года с изменениями и дополнениями от 1989 года.
7. Проект Конституции Чувашской республики от 1997 года.
Специальная литература.
8. "Конституционное право: университетский курс: В 2 т.: Учебник" (том
2) /под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова//"Проспект", 2015
9. "Создание в Чувашии государственности", Советская Чувашия, 15.11.1989 г
10. А. Ухтияров. "Вся власть - закону", Республика, 1998 г. № 2.
11. А.П. Хузангай. "О власти". Советская Чувашия № 115 , 14.06.1996 г.
12. А.П. Хузангай. "О политике и власти". Советская Чувашия, 23.06.1994 г.
13. Алексеев А.Н. Государство и право. М.Юридическая литература 1993;
14. Алексеев А.Н. Общая теория права. М. 1981 ;
15. Бредихин А.Л. Государственный режим и демократия //"История государства и права", 2015, N 11
16. Велиева Д.С. Конституционная правосубъектность народов Российской Федерации в контексте демократического государства //"Конституционное и муниципальное право", 2015, N 6
17. Венегеров. В.С. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. - М.: Юристъ, 1995.
18. Г. Семин. "Основы Российского правового государства". Российская юстиция № 2, 1998 г.
19. Гуменюк А.Р. О едином правовом пространстве как условии формирования правового государства.;
20. Дымченко В.И. О соотношении законности и правового
государства.СПб.1993;
21. Законотворчество Чувашской республики в области конституционного права, Чебоксары, 1997 г. Издатель Госсовет ЧР. Материалы научно-практической конференции на тему "Проект конституции ЧР, концепция, пути ее развития".
22.Зенин С.С. Народовластие в конституционной системе
демократического государства //"Актуальные проблемы российского права", 2015, N 10
23. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под ред. Медведева П.Р.СПб.1995
24. Кизирбозунц Т.М. Вопросы эффективности деятельности судебной власти, место и роль судьи в гражданском обществе и демократическом государстве //"Новый юридический журнал", 2014, N 4
25. Коваленко А. И. Правовое государство: концепции и реальность. М. 1993г;
26. Коваленко А. И. Теория государства и права. М. 1994;
27. Колюшин Е.И. Российское государство: вопросы конституционно-правового и фактического статуса //"Конституционное и муниципальное право", 2013, N 11
28. Лазарев В.Н. Общая теория права и государства. М. 1994 г.;
29. Лившиц Р.З. Социалистический идеал и правовое государство // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. - М., 1989.
30. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право, 1995, №5
31. Манов Г.И. Признаки государства: новые прочтения. М. Спарк.1993.
32. Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание // Советское государство и право. 1990. № 2.
33. Н.К. Филиппов, "Республики в составе Российской Федерации", Чебоксары, 1997 г.
34. Нересянц В.С. Гегелевская философия права. М. 1974 г.;
35.Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазерева. - М.: Юристъ, 1996.
36. Пионтковский А.С. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория М.1963 г.
37. Седугин П.М. Рождение закона. - М., 1991.
38. Сомов М.Д. Республиканская идеология и ее демократические пределы//"Конституционное и муниципальное право", 2014, N 8
39. Тенденции развития права в условиях глобализации М. Г. Хаустова: // Проблемы законности. - Выпуск № 124 / 2013
40. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1996.
41. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997.
42. Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть. // Советское государство и право. 1990. № 2.
43. Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве.: Учебное пособие. - Казань: Изд. КФЭИ, 1997.
44. Федоров В.Н. Современные идеи правового государства.М.1994
45. Халивов В.С. Введение в науку о власти. СПб.199
46. Холопов В.А. Организационно-правовые условия интеграции
Республики Крым в систему местного самоуправления РФ в контексте развития институтов непосредственной муниципальной демократии //"Государственная власть и местное самоуправление", 2015, N 11
47. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З. М. Черниловского. - М: Фирма Гардарика, 1996.
48. Хропонюк В. Н. Теория государства и права.: Учебное пособие для высших учебных заведений . - М. 1995.
49.Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.1995
50.Шевцов В.С. Государственный суверенитет.М.1997
51.Эбзеев Б.С. Конституции Российской Федерации - 20 лет: государство, демократия, личность сквозь призму практического конституционализма //"Журнал конституционного правосудия", 2013, N 6
52.Ю.А. Дмитриев, А.А. Златопольский “Гражданин и власть” , Москва, 1994