ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................5
Глава I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...................9
1.1. Техническая подготовка как основа мастерства футболистов.........9
1.1.1. Начальное обучение как база формирования спортивной техники
..............................................................................................................13
1.2. Проблемы оценки соревновательной деятельности в спортивных
играх ....................................................................................................19
1.2.1. Структура соревновательной деятельности и критерии её
эффективности в футболе .................................................................28
1.2.2. Особенности соревновательной деятельности юных футболистов
..............................................................................................................33
1.3. Анализ содержания действующих поурочных программ по
футболу для ДЮСШ и СДЮШОР...................................................43
Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
................................................................................................................50
2.1. Цель, задачи исследования.................................................................50
2.2. Методы исследования.........................................................................50
2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.............51
2.2.2. Анкетирование .................................................................................51
2.2.3. Педагогические наблюдения ..........................................................51
2.2.4. Метод тестов.....................................................................................53
2.2.5. Педагогический эксперимент .........................................................54
2.2.6. Математическая статистика............................................................56
2.3. Организация исследования ................................................................56
2.4. Характеристика обследуемых............................................................573
Глава III. ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ..................................................................60
3.1. Современные представления о системе обучения технике игры ..61
3.2. Соревновательная деятельность юных футболистов 8-17 лет и
факторы, её определяющие...............................................................62
3.2.1. Особенности структуры соревновательной деятельности юных
футболистов........................................................................................62
3.2.2. Технико-тактические действия, влияющие на результативность
игры юных футболистов ...................................................................66
3.3. Анализ поурочных программ ДЮСШ, соревновательной и
тренировочной деятельности юных футболистов..........................75
Глава IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВОЙ МЕТОДИКИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ...................................................................78
Глава V. ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ
ФУТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ СТРУКТУРЫ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ....................................95
ВЫВОДЫ ............................................................................................................104
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ............................................................106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ........................................................109
ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................................................128
Актуальность. Современные исследования в области детскоюношеского спорта характеризуются концентрацией внимания ученых на
проблемах совершенствования содержания основных разделов программнометодических документов (13, 42, 84, 85).
Отмечаемое специалистами отставание в технике владения мячом отечественных футболистов от лучших зарубежных на современном этапе требует внедрения в практику новых, научно-обоснованных подходов к построению тренировки игроков, начиная с начальных этапов многолетней
подготовки (37, 49, 53, 62, 69, 105).
Подготовка юных футболистов - длительный и многогранный процесс,
базирующийся на данных научных исследований и передовом опыте отечественных и зарубежных специалистов.
Однако до настоящего времени проблема возрастных особенностей соревновательной деятельности юных футболистов остается практически неизученной. Подобное положение, нашедшее, к сожалению, отражение в действующих учебных программах для ДЮСШ и СДЮШОР, не способствует
расширению путей поиска дальнейших возможностей в плане повышения
эффективности технической подготовки футболистов.
Отсутствие научных данных о возрастной динамике структуры соревновательной деятельности юных футболистов особенно сказывается на этапе
начального обучения технике владения мячом. Вследствие этого, в методике
начального обучения продолжает оставаться открытым целый ряд вопросов,
в частности - о последовательности изучения отдельных элементов техники
игры, не изученность которых может стать в дальнейшем фактором, лимитирующим, в определённой степени, уровень технического мастерства в целом.
В этой связи достаточно актуальной представляется проблема поиска новых
методических подходов к техническому совершенствованию футболистов.6
Гипотеза. Выявление возрастных закономерностей структуры соревновательной деятельности юных футболистов позволит разработать новый
методический подход к обучению, который повысит эффективность технической подготовки, особенно на начальном этапе.
Объект исследования. Процесс многолетней технической подготовки
юных футболистов.
Предмет исследования. Возрастные закономерности соревновательной деятельности и методика построения технической подготовки юных футболистов.
Научная новизна. В теории вопроса начального обучения технике
футбола отсутствует единое мнение по проблеме последовательности обучения отдельным техническим приёмам и взаимосвязи между содержанием
тренировочной и соревновательной деятельности.
В исследовании получены новые данные о соревновательной деятельности футболистов 8-17 лет, на основании которых установлены возрастные
закономерности ее структуры.
Впервые, в возрастном аспекте, изучено влияние количественных и качественных параметров отдельных технико-тактических действий на результат матча. Установлен характер взаимосвязей ТТД в игре футболистов 8-17
лет. Выявлены приоритетные ТТД, отражающие специфику СД юных футболистов.
Научно обоснована и показана целесообразность начала обучения технике футбола преимущественно с элементов, связанных с контролем над мячом посредством многократных касаний в движении с различным изменением его параметров.
Экспериментально обосновано перераспределение учебных часов, отводимых на техническую подготовку поурочными программами для ДЮСШ7
и СДЮШОР, базирующихся на установленных возрастных особенностях соревновательной деятельности юных футболистов.
Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию обучения технике спортивных игр, в частности футбола. Так, показана
необходимость учета возрастных особенностей структуры соревновательной
деятельности юных футболистов и характера взаимосвязей ее компонентов
при построении технической подготовки, особенно на этапе начального обучения.
Практическая значимость. Установленные количественные и качественные параметры ТТД юных футболистов разного возраста позволяют корректировать содержание технико-тактической подготовки спортсменов путем
подбора соответствующих специфике СД специализированных средств тренировки.
В возрастном аспекте определены компоненты соревновательной деятельности, от которых, с позиции технической подготовленности футболистов, зависит результативность игры. Установлены приоритетные для каждого возраста группы технических приёмов.
Экспериментально доказана эффективность нового методического подхода в начальном обучении и совершенствовании техники игры, основанного, во-первых, на учёте возрастных закономерностей структуры соревновательной деятельности, во-вторых, на приоритетных для каждого возраста
группах технических приёмов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Построение учебно-тренировочного процесса юных футболистов по
действующим в настоящее время программам для ДЮСШ и СДЮШОР не учитывает возрастную специфику структуры и состав базовых компонентов их соревновательной деятельности.8
2. Структура количественных и качественных показателей зависит от
возраста юных футболистов. Результативность соревновательной
деятельности юных спортсменов определяют выявленные, приоритетные для каждого возраста, группы технических приёмов.
3. Планирование специализированных средств тренировки с учетом
возрастной специфики состава основных компонентов СД позволяет
существенно повысить эффективность процесса начальной технической подготовки юных футболистов.
Внедрение полученных результатов. По результатам исследований
опубликовано 10 научных работ. Материалы исследований представлены на
XIV и XV Всероссийских научно-практических конференциях по проблемам
детско-юношеского спорта, на конференциях Олимпийской Академии Юга
России и профессорско-преподавательского состава Кубанской государственной академии физической культуры, на региональных конференциях студентов и молодых учёных.
Внедрение рекомендуемой методики осуществлено в СДЮШОР
г. Краснодара ("Кубань", "Горуно-5", "Юность") и г. Майкопа.
Материалы исследований используются при обучении студентов и
слушателей факультета повышения квалификации Кубанской государственной академии физической культуры.
Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, пяти
глав, выводов, практических рекомендаций, приложений.
Библиографический указатель включает 185 литературных источников,
из них 27 на иностранных языках.
Общий объём диссертации 157 страниц машинописного текста, иллюстрированного 17 таблицами.9
Глава I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Техническая подготовка как основа мастерства футболистов
Современный футбол во многом изменил функции игроков, а соответственно и требования к спортсменам и их уровню подготовленности.
Как известно, индивидуальное мастерство высококвалифицированного
футболиста складывается из таких основных компонентов, как физическая,
техническая, теоретическая и волевая подготовленность (70, 101), что, в свою
очередь, немыслимо без повышения эффективности учебно-тренировочного
процесса юных футболистов (72, 73, 126, 137, 176).
Основой спортивного мастерства футболистов по праву является техническая подготовленность, уровень которой во многом определяет результативность и зрелищность игры (3, 9, 76, 101, 105, 109, 111, 128, 129, 132,
138, 162, 176).
С другой стороны, специалисты футбола (3, 28, 41, 49, 53, 62, 69, 74,
81, 88, 99, 103, 109, 119, 122, 145, 146) отмечают определённое отставание
российских спортсменов от лучших зарубежных в технике владения мячом.
До настоящего времени это была проблема команд мастеров, но сегодня это
относится и к юным футболистам (37, 73, 83, 105). В качестве отдельных
компонентов отставания отмечается, в частности, способность эффективно
выполнять действия, связанные с обработкой мяча и контролем над ним в усложнённых условиях (70, 94, 136).
В чём же основные причины продолжающегося долгие годы заметного
отставания?
В первую очередь - это недостаточно высокий уровень процесса обучения и тренировки в спортивных школах, просчёты в методике технической
подготовки, отсутствие у определённой части тренеров творческого отношения к работе с детьми и юношами (106).10
Ограниченные возможности исполнителей в отечественном футболе -
результат многолетнего приоритета атлетизма при подготовке резерва (47,
60, 91, 104, 184).
На современном этапе развития футбола возрастает интенсивность игры, что требует от игрока, прежде всего, умения быстро и эффективно выполнять технико-тактические приёмы в условиях неожиданно изменяющейся
обстановки, лимита времени и пространства (45, 70, 73, 96, 114, 156, 174).
Команда, желающая в настоящее время добиться успехов, должна играть быстро, то есть должна располагать такими игроками, которые владеют
рациональной техникой и сочетают её с быстротой передвижения. В этой
связи некоторые специалисты футбола используют термин "скоростная техника" (108, 120).
Борьба между нападением и защитой может быть решена в пользу нападения только с помощью отточенной техники, основой которой являются
финты, дриблинг (ведение) и скрытые передачи (130, 153).
По мнению отечественных и зарубежных специалистов голевые положения при массированной защите могут быть созданы только с помощью рациональной, быстрой и точной обработки мяча. В таких условиях, как правило, лишь с помощью уверенной обводки двух-трёх соперников игрок с мячом
или его партнёры могут выйти на ударную позицию (153, 171, 172).
Это, однако, доступно лишь футболистам, обладающим необычайно
высоким индивидуальным мастерством, и особенно в финтах, обводке (14,
159, 160, 161).
Технические навыки должны быть просты, быстры и целесообразны.
Некоторые, считавшиеся ранее очень важными, технические приёмы стали
применяться в игре очень редко, например, полная остановка мяча, ибо в современной рациональной игре всё больше переходят к переводу мяча на ход
без остановки. А с другой стороны, некоторые технические приёмы снова11
приобрели большое значение. Речь идёт о финтах, обводке, скрытой передаче
(153).
Однако обводка может применяться с успехом лишь в том случае, если
игроки ею очень хорошо владеют.
Поэтому, техническая подготовка должна быть представлена как логическая цепочка многолетнего процесса, который содержит свои конкретные
цели, задачи на каждом этапе подготовки.
Ведь отмечаемые (65, 78, 115) отставания в усвоении игровых приёмов
на этапе начального обучения отрицательно влияют на дальнейшую подготовку футболистов.
Техническая подготовка не может быть случайной совокупностью различных тренировочных средств. Важно выбрать те из них, которые имеют
необходимое положительное воздействие на успешное овладение техникой
игры на каждом из этапов многолетней подготовки (78).
Системный подход в технической подготовке юных футболистов не
случаен. Он продиктован необходимостью решить назревшую проблему технической подготовки и создания управляемого с помощью определённой методики процесса обучения.
Системный подход предполагает увязку и учёт всех элементов подготовки в единую динамическую структуру, где каждый элемент обладает системным качеством, что позволяет выделить динамику и уровень совершенства того или иного технического приёма (78).
Техническое мастерство, как известно, характеризуется объёмом и разносторонностью технических приёмов, которыми владеет футболист, а также
умением эффективно применять эти приёмы в условиях игры (109, 149). Поскольку техника футбола представляет собой совокупность большой группы
приёмов и способов обращения с мячом, изучение её превращается в сложный и длительный процесс. Для решения задач обучения с меньшей затратой12
времени и усилий большое значение имеют систематизация изучаемого материала и определение рациональной последовательности обучения технике
(157).
Одним из методов, позволяющих решать проблему оптимизации тренировочного процесса, является моделирование.
Модель в детском учебно-тренировочном процессе - это группа целевых упражнений, имеющих общую формулировку целей и задач, и обязательно дополняющих друг друга. Такие модели дают возможность построить
тренировочный урок с достаточно точной тренирующей направленностью.
Чёткая последовательность упражнений значительно легче воспринимается
занимающимися, даёт возможность проделать необходимый объём работы
(78).
Контроль технической подготовленности футболистов - обязательная
часть процесса тренировки, и его можно проводить несколькими путями.
Они должны быть конкретными для каждого года обучения и выражаться, по
возможности, в числовых показателях, характеризующих достижения (1, 78).
Распространённый способ оценки - визуальная оценка техники. Однако, этот метод субъективен: единых критериев в визуальной оценке пока ещё
нет, и поэтому мнения экспертов об уровне технического мастерства игроков
значительно расходятся (157).
Наиболее информативными необходимо признать данные, зарегистрированные непосредственно в играх (в этом случае оценивают не столько технику, сколько технико-тактическое мастерство футболистов). Такая форма
регистрации технико-тактического мастерства информативна только при систематической регистрации объёма и точности выполняемых игровых действий в каждом матче (157).
На этапе начального обучения модель можно использовать как тест, по
которому оценивается не только степень усвоения программного материала,13
но и выясняется, какой материал не достаточно усвоен. Можно повторить
тест (модель) через некоторое время, чтобы увидеть уровень устойчивости
изученных приёмов и действий (78).
На этапе совершенствования для оценки уровня техники используются
другие показатели:
1) объём техники, или количество действий, которые делает футболист
в игре;
2) разнообразие действий в игре;
3) эффективность и надёжность техники, и, конечно, скоростное её выполнение (78).
Без контроля технической подготовленности спортсменов невозможно
выявить типичные недостатки процесса обучения и предупредить индивидуальные ошибочные действия и технические проблемы (2, 17, 18, 31, 151).
Отсутствие главного принципа подготовки - обратной связи, делает
систему подготовки спортсменов на разных этапах слабо управляемой (63). А
это, в свою очередь, отражается на неудовлетворительном, зачастую, выступлении наших сборных и клубных команд мастеров и в отставании наших игроков в индивидуальном техническом мастерстве от лучших зарубежных (8,
76, 106, 109).
Вот почему сегодня на первый план выдвигается задача поиска и внедрения в практику новых подходов к обучению технике игры, которые позволили бы оперативно преодолеть имеющееся отставание в этом виде подготовки (6, 7, 106, 119).
1.1.1. Начальное обучение как база формирования спортивной техники
Повышение уровня мастерства отечественных футболистов неразрывно
связано с непрерывным улучшением качества подготовки резервов (100, 109,
118, 119, 124).14
Весь учебно-тренировочный процесс направлен на подготовку будущих мастеров кожаного мяча. Он строится на основе программного материала и режима работы спортивных школ. Чтобы решить стоящие перед школой
задачи наиболее успешно, необходимо программировать учебнотренировочный процесс по таким критериям, которые обеспечили бы разносторонность подготовленности юных футболистов (51, 88).
Не менее важно в подготовке юных спортсменов повышение эффективности работы над овладением техникой игры и над совершенствованием
навыков выполнения широкого "ассортимента" технических приёмов в вариативных условиях, близких к игровым (34, 49, 89, 124, 173).
При сопоставлении показателей точности ТТД юных футболистов и
игроков, выступающих за команды мастеров, видна отрицательная преемственность: приёмы, которые выполняются с высоким процентом брака в детском возрасте, продолжают оставаться камнем преткновения и в пору спортивной зрелости (115).
Невысокий уровень технико-тактической подготовленности, связывают
с проблемами учебно-тренировочного процесса в детском и юношеском возрастах (55, 89, 92, 96, 100).
Это является, по данным некоторых исследований, следствием несоответствия между тренировочной и соревновательной деятельностью юных
футболистов (14, 143). Однако в настоящее время эта проблема является
практически неизученной.
Такое положение, по-видимому, и приводит к имеющему место созданию основ спортивной техники на начальных этапах периода обучения будущих спортсменов, когда идёт планомерная и целенаправленная работа по
формированию двигательных навыков.
Как известно, построение процесса начального обучения технике футбола, основанного на положениях теории поэтапного формирования дейст-15
вий, делает его управляемым и способствует повышению эффективности
тренировочного процесса (147).
В основе развития двигательных качеств на первом этапе специализации лежит использование способностей организма к аккумулятивной (накопительной) адаптации, при которой под влиянием повторяющихся воздействий происходит формирование основных структур движений. Таким образом, на начальной стадии обучения выдвигается вариативность, которая позволяет охватить всё разнообразие и больший объём тренировочных средств
(23, 78, 126, 127).
Обучение технике игры следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по годам обучения (причём каждый год циклически повторяет программу, но на качественно более высоком уровне), и поэтому особое место в нём должно занимать планирование.
Процесс обучения футбольной технике можно условно разделить на
два этапа, которые предопределяют будущую техническую вооружённость.
Первый этап - это первый, второй, третий годы обучения, когда с помощью
соответствующих упражнений происходит овладение множеством простых и
сложных технических элементов, приёмов футбола и освоение широкого арсенала двигательных навыков.
Начальная стадия обучения характеризуется применением большого
количества одно-целевых упражнений, которые выполняются в простых условия, на месте или на малой скорости, без дефицита времени, с катящимся
мячом, без сопротивлений и т.д., что поможет сформировать прочные навыки
в стабильных условиях (78).
Второй этап обучения - это четвёртый, пятый, шестой годы, отличающийся углубленным обучением технике с применением специальных
средств, которые, с учётом специфики футбола, должны быть максимально
приближены к реальным условиям игры.16
Количественные и качественные характеристики ТТД, а также их
удельный вес в структуре соревновательной деятельности отличаются у
юных футболистов разного возраста. Так, например, футболисты 8-9лет выполняют в среднем за игру 410 ТТД при браке 39%; 10-11 лет - 455 ТТД при
браке 39%; 12-13 лет - 544 ТТД при браке 37%; 14-15 лет - 592 ТТД при браке
33%; 16-17 лет - 778 ТТД при браке 28 %.
2. Футболисты младших возрастных групп ведут игру преимущественно за счёт технических приёмов, связанных с контролем над мячом посредством многократных касаний (ведение и обводка). С возрастом происходит перераспределение структурных элементов соревновательной деятельности в сторону увеличения объёма всех разновидностей передач мяча.
3. Структура и характер взаимосвязей ТТД определяют содержание
многолетней технической подготовки на каждом из ее этапов. Так, в период с
8 до 10 лет в обучении технике игры основу должны составлять ведение, обводка и жонглирование; с 10 до 11 лет - ведение и обводка, короткие и средние передачи мяча, игра головой; с 11 до 12 лет - ведение и обводка, короткие
и средние передачи мяча, удары в ворота ногой, игра головой; с 12 до 13 лет -
ведение и обводка, прострелы и навесные передачи, длинные передачи, удары в ворота головой; с 13 до 14 лет - ведение и обводка, длинные передачи
мяча, отбор, прострелы, удары в ворота головой и ногой; с 14 до 15 лет - короткие и средние передачи, ведение и обводка, передачи "на ход", перехваты;
с 15 до 16 лет - короткие и средние передачи, ведение и обводка, прострелы,
игра головой, удары в ворота головой и ногой.
4. Содержание действующих программ для ДЮСШ и СДЮШОР по
разделу "Техническая подготовка" и учебно-тренировочного процесса юных
футболистов не соответствуют специфике их соревновательной деятельности. Это выражается, во-первых, в отсутствии учёта возрастных особенно-105
стей структуры приоритетных ТТД; во-вторых, в устаревшей последовательности начального обучения технике игры.
5. Начальное обучение и совершенствование владение мячом целесообразно осуществлять с учетом установленных возрастных особенностей
структуры соревновательной деятельности и экспериментально обоснованной последовательности обучения технике футбола.
Адамбеков К.И. Оптимизация тренировочных занятий при подготовке
юных футболистов в условиях общеобразовательных школ: Автореф.
дис. ... канд. пед. наук. – М., 1980. – 17с.
2. Алабин В.Г. и др. Комплексный контроль в спорте. //Теория и практика
физической культуры, 1995, № 3. – С.43-46.
3. Алёшков И., Джанузаков К. Индивидуальная подготовка-проблема №
1. //Футбол-хоккей, 1984, № 32. – С.12-13.
4. Амалин М.Е., Шилов О.С. Методика оценки соревновательной деятельности в спортивных играх. //Теория и практика физической культуры, 1980, № 9. – С.19-20.
5. Амер М.М. Исследование эффективности индивидуальных защитных
действий баскетболистов. //Совершенствование методов и средств физического воспитания и спортивной тренировки. – Л.:ГДОИФК, 1978. –
С.102-103.
6. Андреев С.Н., Герлицин В.Л. Проблемы совершенствования нормативных показателей юных футболистов. //Теория и практика физической
культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1986, № 4. – С.27-29.
7. Андреев С.Н. Играй в мини-футбол. – М.: Советский спорт, 1989. – 47с.
8. Андреев С.Н. Организационные проблемы подготовки спортивных резервов по футболу: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Омск, 1988. –
19с.
9. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.
10. Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов:
Учебное пособие для слушателей ВШТ. – М., 1980. – 128с.
11. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223с.110
12. Бакшин С.Г. Оценка пространственно-временных характеристик двигательной деятельности футболистов высокой квалификации: Автореф.
дис. ... канд. пед. наук. – Малаховка, 1987. – 23с.
13. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность. //Теория и практика физ. культуры. – 1995, № 4. – С.2-7.
14. Бен Лакреш Жамиль Эддин. Техника ведения мяча футболистами разного возраста и методические приёмы её совершенствования. Автореф.
дис. ... канд. пед. наук. – М., 1986. – 20с.
15. Бесков К. Можно ли измерить мастерство. //"Советский спорт" от 24
декабря 1981г. – С.3.
16. Бобрович Э.И., Кротов В.Я. Методика записи игр. //Ручной мяч /Под.
общ. ред. В.А. Кудряшова и Э.И. Бобровича. – Минск: Высшая школа,
1975. – С.7-18.
17. Бойченко Б.Ф. Возрастная динамика физических качеств и техникотактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора
юных футболистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Киев, 1986. –
22с.
18. Бубэ Х., Фэк Г., Штюблер Х., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. –
М.: Физическая культура и спорт, 1968. – 240с.
19. Булкин В.А. Управление процессом предсоревновательной подготовки
спортсменов. //Управление процессом подготовки спортсменов: Мат.4
Всерос. науч. – метод. конф. – Л., 1979. – С.10-13.
20. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: Физическая культура и
спорт, 1980. – 126с.
21. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с
мышечной деятельностью. //Учебное пособие /Под общ. ред. профессора Е.К. Аганянц. – Краснодар: КГАФК, 1991. – 104с.111
22. Воробьёв А.Н. Ещё раз о теории и практике. //Научно-спортивный
вестник. – 1987, № 3. – С.38-40.
23. Выжгин В.А. Исследование эффективности методики обучения детей
11-12 лет технике футбола: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1972.
– 18с.
24. Гаджиев Г.М., Годик М.А., Зонин Г.С. Контроль соревновательной деятельности высококвалифицированных футболистов: Метод. рекоменд.
– М., 1982. – 26с.
25. Гаджиев Г.М. Структура соревновательной деятельности как основа
комплексного контроля и планирования подготовки футболистов высокой квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1984. – 24с.
26. Гакаме Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет: Автореф. дис. ... канд. биолог. наук. – Краснодар, 1995.
– 17с.
27. Гассиев А., Клусов Н., Ривкин А. С помощью ЭВМ. //Спортивные игры, 1981, № 1. – С.16-17.
28. Глебов Н. Нити притяжения. //Футбол-хоккей, 1983, № 26. – С.6-7.
29. Годик М.А., Колобов В.И. Систематизация специализированных упражнений футболистов: Метод. рекоменд. – М., 1983. – 39с.
30. Годик М.А. Контроль и управление нагрузками в футболе.//Футбол:
Ежегодник.-1981. /Сост. В.П. Климин, С.А. Савин. Редкол.:
Ю.М. Арестов и др. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – С.74-77.
31. Годик М.А. Метрологические основы контроля за технической и тактической подготовленностью спортсменов. //Спортивная метрология:
Учеб. для инст. физ. культ. /Под ред. В.М. Зациорского. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – С.161.
32. Годик М.А., Черепанов П.П., Галеев Р.З. Интегральная оценка атакующих действий. //Футбол: Ежегодник.-1984. /Сост. С.А. Савин, А.С. Со-112
ловьёв. Редкол.: К.И. Бесков и др. – М.: Физкультура и спорт, 1984. –
С.7-11.
33. Годик М.А., Черепанов Р.З. Можно ли измерить класс? //Футболхоккей. – 1984, № 24. – С.10-11.
34. Голденко Г.А. Индивидуальные программы технико-тактической подготовки футболистов высокой квалификации с учётом особенностей
соревновательной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.,
1984. – 21с.
35. Голомазов С., Чирва Б. Футбол: Тренировка точности юных спортсменов.– М., 1994. – 81с.
36. Гошева К. Что показали тесты. //Спорт за рубежом, 1979, № 16. – С.14-
15.
37. Джанузаков К.Ч. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса
юных футболистов 16-17 лет на основе педагогического контроля. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1982. – 23с.
38. Джармен Д. Футбол для юных. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 61с.
39. Дибнер Р.Д., Люкшинов Н.М., Морозов Ю.А. Комплексная научная
группа как она есть. //Футбол: Ежегодник.-1980. /Сост. С.А. Савин.
Редкол.: Ю.М. Арестов и др. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – С.45-
47.
40. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Идея, алгоритм, решение. – М., 1972. –
324с.
41. Емец В. Без техники нет тактики. //Советский спорт, 1982, 20 июля. –
С.3.
42. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных
резервов в игровых видах спорта: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – М.,
1981. – 48с.113
43. Жуков М.М., Абрамов М.С., Зеленова Н.М. Шкалы оценки функциональных показателей студентов-гандболистов. – Ташкент, 1979. – 28с.
44. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. – М.: Физкультура и
спорт, 1979. – 152с.
45. Зеленцов А.С., Лобановский В.В., Разумовский Е.А. Техникотактические действия футболистов. //Футбол: Ежегодник.-1982. /Сост.
В.П. Климин, С.А. Савин. Редкол.: К.И. Бесков и др. – М.: Физическая
культура и спорт, 1982. – С.9-13.
46. Золотарёв А.П. Возрастная динамика ловкости и техники владения мячом в условиях скоростных передвижений у юных футболистов 9-17
лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Малаховка, 1987. – 22с.
47. Золотарёв А.П. Некоторые особенности соревновательной деятельности юных футболистов 9-17лет. //Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях
скоростных передвижений: Учебно-методическое пособие. – Краснодар, 1991. – С.12-16.
48. Золотарёв А.П., Шамардин А.И. Структура основных компонентов соревновательной деятельности юных футболистов: Учебнометодическое пособие. /Под ред. Н.Д. Васильева. – Волгоград: ВГИФК,
1993. – 33с.
49. Зонин Г.С. Исследование физической, технической подготовленности и
их совершенствование у футболистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.
– Л., 1974. – 21с.
50. Игнатьева В.Я. Исследование соревновательных нагрузок гандболистов
высших разрядов. //Теория и практика физической культуры, 1980, №
8. – С.15-17.114
51. Иманалиев Т.Т. Сопряжённая физическая и технико-тактическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования: Автореф.
дис. ...канд. пед. наук. – М., 1993. – 24с.
52. Карапетян Г.Р. Как маленькие бразильцы: Обучение младших школьников элементам техники футбола. //Физическая культура в школе.-
1990, № 6. – С.60-61.
53. Качалин Г.Д. Графический анализ игры. //Спортивные игры, 1974, № 3.
– С.6-7.
54. Качани Л., Горский Л. Тренировка футболистов. – Братислава: Шпорт,
1984. – 288с.
55. Клесов И.А. Индивидуализация технико-тактической подготовки футболистов на этапе углубленной специализации с учётом особенностей
личности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1991. – 24с.
56. Климин В.П. и др. Программирование подготовки футбольных команд
мастеров: Метод. рекоменд. – М., 1981. – 122с.
57. Клусов Н.П., Стаселявичус Г.И. Учёт и оценка игровой деятельности.
//Тренировка гандболиста. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – С.63-71.
58. Козловский В.И., Енютин В.Л. Исследование соревновательной деятельности футболистов высших разрядов. //Теория и практика Ф.К.-
1984, № 5. – С.10-12.
59. Козловский В.И., Левин В.С., Шинкарёв Г.В. К вопросу о разработке
модельных характеристик футболистов. //Теория и практика Ф.К.-1978,
№ 1. – С.5-7.
60. Козловский В.И. Творчество и ещё раз творчество. //Спортивные игры,
1984. – С.24-25.
61. Колосков В.И., Климин В.П. Подготовка хоккеистов: техника, тактика.
– М.: Физкультура и спорт, 1981. – 200с.115
62. Колосков В.И. Уроки прошлого. //Футбол: Ежегодник.-1980. /Сост.
С.А. Савин. Редкол.: Ю.М. Арестов и др. – М.: Физкультура и спорт,
1980. – С.3-4.
63. Костюков В.В. Теория и методика использования спортивных игр при
организации физической активности людей разного возраста: Автореф.
дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1993. – 48с.
64. Кошбахтиев И.А. Педагогическая характеристика индивидуальных тактических действий футболистов с мячом и обоснование средств их совершенствования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Л., 1975. – 21с.
65. Лапшин О. Учись играть головой. //Физ. культура в школе.-1992 № 2. –
С.26-30.
66. Латышкевич Л.А., Маневич Л.Р. Техническая и тактическая подготовка
гандболистов. – Киев: Здоров"я, 1981. – 176с.
67. Левин В.С. Комплексная характеристика динамики подготовленности
футболистов высшей квалификации: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. –
М., 1983. – 21с.
68. Лобановский В., Морозов Ю. Характеристика игровых действий южноамериканских команд. //Футбол: Ежегодник. – 1979. /Сост. В.С. Хомутский. Редкол.: Ю.М. Арестов и др. – М.: Физкультура и спорт, 1979. –
С.6-13.
69. Люкшинов Н. Главные доминанты футбола. Уроки чемпионата мира в
Испании. //Советский спорт, 1982, 7 августа. – С.3.
70. Люкшинов Н.М. Состояние и тенденции развития современного футбола. //Футбол: Ежегодник. – 1981./Сост. В.П. Климин, С.А. Савин Редкол.: Ю.М. Арестов и др. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – С.21-22.
71. Люкшинов Н.М. Формирование модельных характеристик соревновательной деятельности футболистов на основе анализа игр чемпионатов116
мира и первенства СССР: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Л., 1989. –
21с.
72. Люкшинов Н., Шамардин В. Несоответствие игры и тренировки.
//Футбол-хоккей, 1978, № 13. – С.12.
73. Макаренко В.Г. Управление физической подготовленностью юных
футболистов на основе модельных характеристик: Автореф. дис. ...
канд. пед. наук. – М., 1982. – 23с.
74. Малофеев Э. Непрерывный поиск и каждодневный труд. //Советский
спорт, 1983, 6 января. – С.3.
75. Масалгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. – М.:
Физкультура и спорт, 1974. – 151с.
76. Медников Р.Н. Асимметричность технических действий в футболе. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Л., 1975. – 29с.
77. Мирошникова Р.В. Развитие быстроты действий в процессе подготовки
баскетболистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Тарту, 1969. – 21с.
78. Монаков Г.В. Техническая подготовка футболиста. – М.: а.о. "Офсет",
1995. – 128с.