ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................5
Глава I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...................9
1.1. Техническая подготовка как основа мастерства футболистов.........9
1.1.1. Начальное обучение как база формирования спортивной техники
..............................................................................................................13
1.2. Проблемы оценки соревновательной деятельности в спортивных
играх ....................................................................................................19
1.2.1. Структура соревновательной деятельности и критерии её
эффективности в футболе .................................................................28
1.2.2. Особенности соревновательной деятельности юных футболистов
..............................................................................................................33
1.3. Анализ содержания действующих поурочных программ по
футболу для ДЮСШ и СДЮШОР...................................................43
Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
................................................................................................................50
2.1. Цель, задачи исследования.................................................................50
2.2. Методы исследования.........................................................................50
2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.............51
2.2.2. Анкетирование .................................................................................51
2.2.3. Педагогические наблюдения ..........................................................51
2.2.4. Метод тестов.....................................................................................53
2.2.5. Педагогический эксперимент .........................................................54
2.2.6. Математическая статистика............................................................56
2.3. Организация исследования ................................................................56
2.4. Характеристика обследуемых............................................................573
Глава III. ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ..................................................................60
3.1. Современные представления о системе обучения технике игры ..61
3.2. Соревновательная деятельность юных футболистов 8-17 лет и
факторы, её определяющие...............................................................62
3.2.1. Особенности структуры соревновательной деятельности юных
футболистов........................................................................................62
3.2.2. Технико-тактические действия, влияющие на результативность
игры юных футболистов ...................................................................66
3.3. Анализ поурочных программ ДЮСШ, соревновательной и
тренировочной деятельности юных футболистов..........................75
Глава IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВОЙ МЕТОДИКИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ...................................................................78
Глава V. ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ
ФУТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ СТРУКТУРЫ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ....................................95
ВЫВОДЫ ............................................................................................................104
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ............................................................106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ........................................................109
ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................................................128
Глава I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...................9
1.1. Техническая подготовка как основа мастерства футболистов.........9
1.1.1. Начальное обучение как база формирования спортивной техники
..............................................................................................................13
1.2. Проблемы оценки соревновательной деятельности в спортивных
играх ....................................................................................................19
1.2.1. Структура соревновательной деятельности и критерии её
эффективности в футболе .................................................................28
1.2.2. Особенности соревновательной деятельности юных футболистов
..............................................................................................................33
1.3. Анализ содержания действующих поурочных программ по
футболу для ДЮСШ и СДЮШОР...................................................43
Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
................................................................................................................50
2.1. Цель, задачи исследования.................................................................50
2.2. Методы исследования.........................................................................50
2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.............51
2.2.2. Анкетирование .................................................................................51
2.2.3. Педагогические наблюдения ..........................................................51
2.2.4. Метод тестов.....................................................................................53
2.2.5. Педагогический эксперимент .........................................................54
2.2.6. Математическая статистика............................................................56
2.3. Организация исследования ................................................................56
2.4. Характеристика обследуемых............................................................573
Глава III. ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ..................................................................60
3.1. Современные представления о системе обучения технике игры ..61
3.2. Соревновательная деятельность юных футболистов 8-17 лет и
факторы, её определяющие...............................................................62
3.2.1. Особенности структуры соревновательной деятельности юных
футболистов........................................................................................62
3.2.2. Технико-тактические действия, влияющие на результативность
игры юных футболистов ...................................................................66
3.3. Анализ поурочных программ ДЮСШ, соревновательной и
тренировочной деятельности юных футболистов..........................75
Глава IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВОЙ МЕТОДИКИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ...................................................................78
Глава V. ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ
ФУТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ СТРУКТУРЫ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ....................................95
ВЫВОДЫ ............................................................................................................104
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ............................................................106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ........................................................109
ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................................................128
Актуальность. Современные исследования в области детскоюношеского спорта характеризуются концентрацией внимания ученых на
проблемах совершенствования содержания основных разделов программнометодических документов (13, 42, 84, 85).
Отмечаемое специалистами отставание в технике владения мячом отечественных футболистов от лучших зарубежных на современном этапе требует внедрения в практику новых, научно-обоснованных подходов к построению тренировки игроков, начиная с начальных этапов многолетней
подготовки (37, 49, 53, 62, 69, 105).
Подготовка юных футболистов - длительный и многогранный процесс,
базирующийся на данных научных исследований и передовом опыте отечественных и зарубежных специалистов.
Однако до настоящего времени проблема возрастных особенностей соревновательной деятельности юных футболистов остается практически неизученной. Подобное положение, нашедшее, к сожалению, отражение в действующих учебных программах для ДЮСШ и СДЮШОР, не способствует
расширению путей поиска дальнейших возможностей в плане повышения
эффективности технической подготовки футболистов.
Отсутствие научных данных о возрастной динамике структуры соревновательной деятельности юных футболистов особенно сказывается на этапе
начального обучения технике владения мячом. Вследствие этого, в методике
начального обучения продолжает оставаться открытым целый ряд вопросов,
в частности - о последовательности изучения отдельных элементов техники
игры, не изученность которых может стать в дальнейшем фактором, лимитирующим, в определённой степени, уровень технического мастерства в целом.
В этой связи достаточно актуальной представляется проблема поиска новых
методических подходов к техническому совершенствованию футболистов.6
Гипотеза. Выявление возрастных закономерностей структуры соревновательной деятельности юных футболистов позволит разработать новый
методический подход к обучению, который повысит эффективность технической подготовки, особенно на начальном этапе.
Объект исследования. Процесс многолетней технической подготовки
юных футболистов.
Предмет исследования. Возрастные закономерности соревновательной деятельности и методика построения технической подготовки юных футболистов.
Научная новизна. В теории вопроса начального обучения технике
футбола отсутствует единое мнение по проблеме последовательности обучения отдельным техническим приёмам и взаимосвязи между содержанием
тренировочной и соревновательной деятельности.
В исследовании получены новые данные о соревновательной деятельности футболистов 8-17 лет, на основании которых установлены возрастные
закономерности ее структуры.
Впервые, в возрастном аспекте, изучено влияние количественных и качественных параметров отдельных технико-тактических действий на результат матча. Установлен характер взаимосвязей ТТД в игре футболистов 8-17
лет. Выявлены приоритетные ТТД, отражающие специфику СД юных футболистов.
Научно обоснована и показана целесообразность начала обучения технике футбола преимущественно с элементов, связанных с контролем над мячом посредством многократных касаний в движении с различным изменением его параметров.
Экспериментально обосновано перераспределение учебных часов, отводимых на техническую подготовку поурочными программами для ДЮСШ7
и СДЮШОР, базирующихся на установленных возрастных особенностях соревновательной деятельности юных футболистов.
Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию обучения технике спортивных игр, в частности футбола. Так, показана
необходимость учета возрастных особенностей структуры соревновательной
деятельности юных футболистов и характера взаимосвязей ее компонентов
при построении технической подготовки, особенно на этапе начального обучения.
Практическая значимость. Установленные количественные и качественные параметры ТТД юных футболистов разного возраста позволяют корректировать содержание технико-тактической подготовки спортсменов путем
подбора соответствующих специфике СД специализированных средств тренировки.
В возрастном аспекте определены компоненты соревновательной деятельности, от которых, с позиции технической подготовленности футболистов, зависит результативность игры. Установлены приоритетные для каждого возраста группы технических приёмов.
Экспериментально доказана эффективность нового методического подхода в начальном обучении и совершенствовании техники игры, основанного, во-первых, на учёте возрастных закономерностей структуры соревновательной деятельности, во-вторых, на приоритетных для каждого возраста
группах технических приёмов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Построение учебно-тренировочного процесса юных футболистов по
действующим в настоящее время программам для ДЮСШ и СДЮШОР не учитывает возрастную специфику структуры и состав базовых компонентов их соревновательной деятельности.8
2. Структура количественных и качественных показателей зависит от
возраста юных футболистов. Результативность соревновательной
деятельности юных спортсменов определяют выявленные, приоритетные для каждого возраста, группы технических приёмов.
3. Планирование специализированных средств тренировки с учетом
возрастной специфики состава основных компонентов СД позволяет
существенно повысить эффективность процесса начальной технической подготовки юных футболистов.
Внедрение полученных результатов. По результатам исследований
опубликовано 10 научных работ. Материалы исследований представлены на
XIV и XV Всероссийских научно-практических конференциях по проблемам
детско-юношеского спорта, на конференциях Олимпийской Академии Юга
России и профессорско-преподавательского состава Кубанской государственной академии физической культуры, на региональных конференциях студентов и молодых учёных.
Внедрение рекомендуемой методики осуществлено в СДЮШОР
г. Краснодара ("Кубань", "Горуно-5", "Юность") и г. Майкопа.
Материалы исследований используются при обучении студентов и
слушателей факультета повышения квалификации Кубанской государственной академии физической культуры.
Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, пяти
глав, выводов, практических рекомендаций, приложений.
Библиографический указатель включает 185 литературных источников,
из них 27 на иностранных языках.
Общий объём диссертации 157 страниц машинописного текста, иллюстрированного 17 таблицами.9
Глава I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Техническая подготовка как основа мастерства футболистов
Современный футбол во многом изменил функции игроков, а соответственно и требования к спортсменам и их уровню подготовленности.
Как известно, индивидуальное мастерство высококвалифицированного
футболиста складывается из таких основных компонентов, как физическая,
техническая, теоретическая и волевая подготовленность (70, 101), что, в свою
очередь, немыслимо без повышения эффективности учебно-тренировочного
процесса юных футболистов (72, 73, 126, 137, 176).
Основой спортивного мастерства футболистов по праву является техническая подготовленность, уровень которой во многом определяет результативность и зрелищность игры (3, 9, 76, 101, 105, 109, 111, 128, 129, 132,
138, 162, 176).
С другой стороны, специалисты футбола (3, 28, 41, 49, 53, 62, 69, 74,
81, 88, 99, 103, 109, 119, 122, 145, 146) отмечают определённое отставание
российских спортсменов от лучших зарубежных в технике владения мячом.
До настоящего времени это была проблема команд мастеров, но сегодня это
относится и к юным футболистам (37, 73, 83, 105). В качестве отдельных
компонентов отставания отмечается, в частности, способность эффективно
выполнять действия, связанные с обработкой мяча и контролем над ним в усложнённых условиях (70, 94, 136).
В чём же основные причины продолжающегося долгие годы заметного
отставания?
В первую очередь - это недостаточно высокий уровень процесса обучения и тренировки в спортивных школах, просчёты в методике технической
подготовки, отсутствие у определённой части тренеров творческого отношения к работе с детьми и юношами (106).10
Ограниченные возможности исполнителей в отечественном футболе -
результат многолетнего приоритета атлетизма при подготовке резерва (47,
60, 91, 104, 184).
На современном этапе развития футбола возрастает интенсивность игры, что требует от игрока, прежде всего, умения быстро и эффективно выполнять технико-тактические приёмы в условиях неожиданно изменяющейся
обстановки, лимита времени и пространства (45, 70, 73, 96, 114, 156, 174).
Команда, желающая в настоящее время добиться успехов, должна играть быстро, то есть должна располагать такими игроками, которые владеют
рациональной техникой и сочетают её с быстротой передвижения. В этой
связи некоторые специалисты футбола используют термин "скоростная техника" (108, 120).
Борьба между нападением и защитой может быть решена в пользу нападения только с помощью отточенной техники, основой которой являются
финты, дриблинг (ведение) и скрытые передачи (130, 153).
По мнению отечественных и зарубежных специалистов голевые положения при массированной защите могут быть созданы только с помощью рациональной, быстрой и точной обработки мяча. В таких условиях, как правило, лишь с помощью уверенной обводки двух-трёх соперников игрок с мячом
или его партнёры могут выйти на ударную позицию (153, 171, 172).
Это, однако, доступно лишь футболистам, обладающим необычайно
высоким индивидуальным мастерством, и особенно в финтах, обводке (14,
159, 160, 161).
Технические навыки должны быть просты, быстры и целесообразны.
Некоторые, считавшиеся ранее очень важными, технические приёмы стали
применяться в игре очень редко, например, полная остановка мяча, ибо в современной рациональной игре всё больше переходят к переводу мяча на ход
без остановки. А с другой стороны, некоторые технические приёмы снова11
приобрели большое значение. Речь идёт о финтах, обводке, скрытой передаче
(153).
Однако обводка может применяться с успехом лишь в том случае, если
игроки ею очень хорошо владеют.
Поэтому, техническая подготовка должна быть представлена как логическая цепочка многолетнего процесса, который содержит свои конкретные
цели, задачи на каждом этапе подготовки.
Ведь отмечаемые (65, 78, 115) отставания в усвоении игровых приёмов
на этапе начального обучения отрицательно влияют на дальнейшую подготовку футболистов.
Техническая подготовка не может быть случайной совокупностью различных тренировочных средств. Важно выбрать те из них, которые имеют
необходимое положительное воздействие на успешное овладение техникой
игры на каждом из этапов многолетней подготовки (78).
Системный подход в технической подготовке юных футболистов не
случаен. Он продиктован необходимостью решить назревшую проблему технической подготовки и создания управляемого с помощью определённой методики процесса обучения.
Системный подход предполагает увязку и учёт всех элементов подготовки в единую динамическую структуру, где каждый элемент обладает системным качеством, что позволяет выделить динамику и уровень совершенства того или иного технического приёма (78).
Техническое мастерство, как известно, характеризуется объёмом и разносторонностью технических приёмов, которыми владеет футболист, а также
умением эффективно применять эти приёмы в условиях игры (109, 149). Поскольку техника футбола представляет собой совокупность большой группы
приёмов и способов обращения с мячом, изучение её превращается в сложный и длительный процесс. Для решения задач обучения с меньшей затратой12
времени и усилий большое значение имеют систематизация изучаемого материала и определение рациональной последовательности обучения технике
(157).
Одним из методов, позволяющих решать проблему оптимизации тренировочного процесса, является моделирование.
Модель в детском учебно-тренировочном процессе - это группа целевых упражнений, имеющих общую формулировку целей и задач, и обязательно дополняющих друг друга. Такие модели дают возможность построить
тренировочный урок с достаточно точной тренирующей направленностью.
Чёткая последовательность упражнений значительно легче воспринимается
занимающимися, даёт возможность проделать необходимый объём работы
(78).
Контроль технической подготовленности футболистов - обязательная
часть процесса тренировки, и его можно проводить несколькими путями.
Они должны быть конкретными для каждого года обучения и выражаться, по
возможности, в числовых показателях, характеризующих достижения (1, 78).
Распространённый способ оценки - визуальная оценка техники. Однако, этот метод субъективен: единых критериев в визуальной оценке пока ещё
нет, и поэтому мнения экспертов об уровне технического мастерства игроков
значительно расходятся (157).
Наиболее информативными необходимо признать данные, зарегистрированные непосредственно в играх (в этом случае оценивают не столько технику, сколько технико-тактическое мастерство футболистов). Такая форма
регистрации технико-тактического мастерства информативна только при систематической регистрации объёма и точности выполняемых игровых действий в каждом матче (157).
На этапе начального обучения модель можно использовать как тест, по
которому оценивается не только степень усвоения программного материала,13
но и выясняется, какой материал не достаточно усвоен. Можно повторить
тест (модель) через некоторое время, чтобы увидеть уровень устойчивости
изученных приёмов и действий (78).
На этапе совершенствования для оценки уровня техники используются
другие показатели:
1) объём техники, или количество действий, которые делает футболист
в игре;
2) разнообразие действий в игре;
3) эффективность и надёжность техники, и, конечно, скоростное её выполнение (78).
Без контроля технической подготовленности спортсменов невозможно
выявить типичные недостатки процесса обучения и предупредить индивидуальные ошибочные действия и технические проблемы (2, 17, 18, 31, 151).
Отсутствие главного принципа подготовки - обратной связи, делает
систему подготовки спортсменов на разных этапах слабо управляемой (63). А
это, в свою очередь, отражается на неудовлетворительном, зачастую, выступлении наших сборных и клубных команд мастеров и в отставании наших игроков в индивидуальном техническом мастерстве от лучших зарубежных (8,
76, 106, 109).
Вот почему сегодня на первый план выдвигается задача поиска и внедрения в практику новых подходов к обучению технике игры, которые позволили бы оперативно преодолеть имеющееся отставание в этом виде подготовки (6, 7, 106, 119).
1.1.1. Начальное обучение как база формирования спортивной техники
Повышение уровня мастерства отечественных футболистов неразрывно
связано с непрерывным улучшением качества подготовки резервов (100, 109,
118, 119, 124).14
Весь учебно-тренировочный процесс направлен на подготовку будущих мастеров кожаного мяча. Он строится на основе программного материала и режима работы спортивных школ. Чтобы решить стоящие перед школой
задачи наиболее успешно, необходимо программировать учебнотренировочный процесс по таким критериям, которые обеспечили бы разносторонность подготовленности юных футболистов (51, 88).
Не менее важно в подготовке юных спортсменов повышение эффективности работы над овладением техникой игры и над совершенствованием
навыков выполнения широкого "ассортимента" технических приёмов в вариативных условиях, близких к игровым (34, 49, 89, 124, 173).
При сопоставлении показателей точности ТТД юных футболистов и
игроков, выступающих за команды мастеров, видна отрицательная преемственность: приёмы, которые выполняются с высоким процентом брака в детском возрасте, продолжают оставаться камнем преткновения и в пору спортивной зрелости (115).
Невысокий уровень технико-тактической подготовленности, связывают
с проблемами учебно-тренировочного процесса в детском и юношеском возрастах (55, 89, 92, 96, 100).
Это является, по данным некоторых исследований, следствием несоответствия между тренировочной и соревновательной деятельностью юных
футболистов (14, 143). Однако в настоящее время эта проблема является
практически неизученной.
Такое положение, по-видимому, и приводит к имеющему место созданию основ спортивной техники на начальных этапах периода обучения будущих спортсменов, когда идёт планомерная и целенаправленная работа по
формированию двигательных навыков.
Как известно, построение процесса начального обучения технике футбола, основанного на положениях теории поэтапного формирования дейст-15
вий, делает его управляемым и способствует повышению эффективности
тренировочного процесса (147).
В основе развития двигательных качеств на первом этапе специализации лежит использование способностей организма к аккумулятивной (накопительной) адаптации, при которой под влиянием повторяющихся воздействий происходит формирование основных структур движений. Таким образом, на начальной стадии обучения выдвигается вариативность, которая позволяет охватить всё разнообразие и больший объём тренировочных средств
(23, 78, 126, 127).
Обучение технике игры следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по годам обучения (причём каждый год циклически повторяет программу, но на качественно более высоком уровне), и поэтому особое место в нём должно занимать планирование.
Процесс обучения футбольной технике можно условно разделить на
два этапа, которые предопределяют будущую техническую вооружённость.
Первый этап - это первый, второй, третий годы обучения, когда с помощью
соответствующих упражнений происходит овладение множеством простых и
сложных технических элементов, приёмов футбола и освоение широкого арсенала двигательных навыков.
Начальная стадия обучения характеризуется применением большого
количества одно-целевых упражнений, которые выполняются в простых условия, на месте или на малой скорости, без дефицита времени, с катящимся
мячом, без сопротивлений и т.д., что поможет сформировать прочные навыки
в стабильных условиях (78).
Второй этап обучения - это четвёртый, пятый, шестой годы, отличающийся углубленным обучением технике с применением специальных
средств, которые, с учётом специфики футбола, должны быть максимально
приближены к реальным условиям игры.16
проблемах совершенствования содержания основных разделов программнометодических документов (13, 42, 84, 85).
Отмечаемое специалистами отставание в технике владения мячом отечественных футболистов от лучших зарубежных на современном этапе требует внедрения в практику новых, научно-обоснованных подходов к построению тренировки игроков, начиная с начальных этапов многолетней
подготовки (37, 49, 53, 62, 69, 105).
Подготовка юных футболистов - длительный и многогранный процесс,
базирующийся на данных научных исследований и передовом опыте отечественных и зарубежных специалистов.
Однако до настоящего времени проблема возрастных особенностей соревновательной деятельности юных футболистов остается практически неизученной. Подобное положение, нашедшее, к сожалению, отражение в действующих учебных программах для ДЮСШ и СДЮШОР, не способствует
расширению путей поиска дальнейших возможностей в плане повышения
эффективности технической подготовки футболистов.
Отсутствие научных данных о возрастной динамике структуры соревновательной деятельности юных футболистов особенно сказывается на этапе
начального обучения технике владения мячом. Вследствие этого, в методике
начального обучения продолжает оставаться открытым целый ряд вопросов,
в частности - о последовательности изучения отдельных элементов техники
игры, не изученность которых может стать в дальнейшем фактором, лимитирующим, в определённой степени, уровень технического мастерства в целом.
В этой связи достаточно актуальной представляется проблема поиска новых
методических подходов к техническому совершенствованию футболистов.6
Гипотеза. Выявление возрастных закономерностей структуры соревновательной деятельности юных футболистов позволит разработать новый
методический подход к обучению, который повысит эффективность технической подготовки, особенно на начальном этапе.
Объект исследования. Процесс многолетней технической подготовки
юных футболистов.
Предмет исследования. Возрастные закономерности соревновательной деятельности и методика построения технической подготовки юных футболистов.
Научная новизна. В теории вопроса начального обучения технике
футбола отсутствует единое мнение по проблеме последовательности обучения отдельным техническим приёмам и взаимосвязи между содержанием
тренировочной и соревновательной деятельности.
В исследовании получены новые данные о соревновательной деятельности футболистов 8-17 лет, на основании которых установлены возрастные
закономерности ее структуры.
Впервые, в возрастном аспекте, изучено влияние количественных и качественных параметров отдельных технико-тактических действий на результат матча. Установлен характер взаимосвязей ТТД в игре футболистов 8-17
лет. Выявлены приоритетные ТТД, отражающие специфику СД юных футболистов.
Научно обоснована и показана целесообразность начала обучения технике футбола преимущественно с элементов, связанных с контролем над мячом посредством многократных касаний в движении с различным изменением его параметров.
Экспериментально обосновано перераспределение учебных часов, отводимых на техническую подготовку поурочными программами для ДЮСШ7
и СДЮШОР, базирующихся на установленных возрастных особенностях соревновательной деятельности юных футболистов.
Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию обучения технике спортивных игр, в частности футбола. Так, показана
необходимость учета возрастных особенностей структуры соревновательной
деятельности юных футболистов и характера взаимосвязей ее компонентов
при построении технической подготовки, особенно на этапе начального обучения.
Практическая значимость. Установленные количественные и качественные параметры ТТД юных футболистов разного возраста позволяют корректировать содержание технико-тактической подготовки спортсменов путем
подбора соответствующих специфике СД специализированных средств тренировки.
В возрастном аспекте определены компоненты соревновательной деятельности, от которых, с позиции технической подготовленности футболистов, зависит результативность игры. Установлены приоритетные для каждого возраста группы технических приёмов.
Экспериментально доказана эффективность нового методического подхода в начальном обучении и совершенствовании техники игры, основанного, во-первых, на учёте возрастных закономерностей структуры соревновательной деятельности, во-вторых, на приоритетных для каждого возраста
группах технических приёмов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Построение учебно-тренировочного процесса юных футболистов по
действующим в настоящее время программам для ДЮСШ и СДЮШОР не учитывает возрастную специфику структуры и состав базовых компонентов их соревновательной деятельности.8
2. Структура количественных и качественных показателей зависит от
возраста юных футболистов. Результативность соревновательной
деятельности юных спортсменов определяют выявленные, приоритетные для каждого возраста, группы технических приёмов.
3. Планирование специализированных средств тренировки с учетом
возрастной специфики состава основных компонентов СД позволяет
существенно повысить эффективность процесса начальной технической подготовки юных футболистов.
Внедрение полученных результатов. По результатам исследований
опубликовано 10 научных работ. Материалы исследований представлены на
XIV и XV Всероссийских научно-практических конференциях по проблемам
детско-юношеского спорта, на конференциях Олимпийской Академии Юга
России и профессорско-преподавательского состава Кубанской государственной академии физической культуры, на региональных конференциях студентов и молодых учёных.
Внедрение рекомендуемой методики осуществлено в СДЮШОР
г. Краснодара ("Кубань", "Горуно-5", "Юность") и г. Майкопа.
Материалы исследований используются при обучении студентов и
слушателей факультета повышения квалификации Кубанской государственной академии физической культуры.
Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, пяти
глав, выводов, практических рекомендаций, приложений.
Библиографический указатель включает 185 литературных источников,
из них 27 на иностранных языках.
Общий объём диссертации 157 страниц машинописного текста, иллюстрированного 17 таблицами.9
Глава I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Техническая подготовка как основа мастерства футболистов
Современный футбол во многом изменил функции игроков, а соответственно и требования к спортсменам и их уровню подготовленности.
Как известно, индивидуальное мастерство высококвалифицированного
футболиста складывается из таких основных компонентов, как физическая,
техническая, теоретическая и волевая подготовленность (70, 101), что, в свою
очередь, немыслимо без повышения эффективности учебно-тренировочного
процесса юных футболистов (72, 73, 126, 137, 176).
Основой спортивного мастерства футболистов по праву является техническая подготовленность, уровень которой во многом определяет результативность и зрелищность игры (3, 9, 76, 101, 105, 109, 111, 128, 129, 132,
138, 162, 176).
С другой стороны, специалисты футбола (3, 28, 41, 49, 53, 62, 69, 74,
81, 88, 99, 103, 109, 119, 122, 145, 146) отмечают определённое отставание
российских спортсменов от лучших зарубежных в технике владения мячом.
До настоящего времени это была проблема команд мастеров, но сегодня это
относится и к юным футболистам (37, 73, 83, 105). В качестве отдельных
компонентов отставания отмечается, в частности, способность эффективно
выполнять действия, связанные с обработкой мяча и контролем над ним в усложнённых условиях (70, 94, 136).
В чём же основные причины продолжающегося долгие годы заметного
отставания?
В первую очередь - это недостаточно высокий уровень процесса обучения и тренировки в спортивных школах, просчёты в методике технической
подготовки, отсутствие у определённой части тренеров творческого отношения к работе с детьми и юношами (106).10
Ограниченные возможности исполнителей в отечественном футболе -
результат многолетнего приоритета атлетизма при подготовке резерва (47,
60, 91, 104, 184).
На современном этапе развития футбола возрастает интенсивность игры, что требует от игрока, прежде всего, умения быстро и эффективно выполнять технико-тактические приёмы в условиях неожиданно изменяющейся
обстановки, лимита времени и пространства (45, 70, 73, 96, 114, 156, 174).
Команда, желающая в настоящее время добиться успехов, должна играть быстро, то есть должна располагать такими игроками, которые владеют
рациональной техникой и сочетают её с быстротой передвижения. В этой
связи некоторые специалисты футбола используют термин "скоростная техника" (108, 120).
Борьба между нападением и защитой может быть решена в пользу нападения только с помощью отточенной техники, основой которой являются
финты, дриблинг (ведение) и скрытые передачи (130, 153).
По мнению отечественных и зарубежных специалистов голевые положения при массированной защите могут быть созданы только с помощью рациональной, быстрой и точной обработки мяча. В таких условиях, как правило, лишь с помощью уверенной обводки двух-трёх соперников игрок с мячом
или его партнёры могут выйти на ударную позицию (153, 171, 172).
Это, однако, доступно лишь футболистам, обладающим необычайно
высоким индивидуальным мастерством, и особенно в финтах, обводке (14,
159, 160, 161).
Технические навыки должны быть просты, быстры и целесообразны.
Некоторые, считавшиеся ранее очень важными, технические приёмы стали
применяться в игре очень редко, например, полная остановка мяча, ибо в современной рациональной игре всё больше переходят к переводу мяча на ход
без остановки. А с другой стороны, некоторые технические приёмы снова11
приобрели большое значение. Речь идёт о финтах, обводке, скрытой передаче
(153).
Однако обводка может применяться с успехом лишь в том случае, если
игроки ею очень хорошо владеют.
Поэтому, техническая подготовка должна быть представлена как логическая цепочка многолетнего процесса, который содержит свои конкретные
цели, задачи на каждом этапе подготовки.
Ведь отмечаемые (65, 78, 115) отставания в усвоении игровых приёмов
на этапе начального обучения отрицательно влияют на дальнейшую подготовку футболистов.
Техническая подготовка не может быть случайной совокупностью различных тренировочных средств. Важно выбрать те из них, которые имеют
необходимое положительное воздействие на успешное овладение техникой
игры на каждом из этапов многолетней подготовки (78).
Системный подход в технической подготовке юных футболистов не
случаен. Он продиктован необходимостью решить назревшую проблему технической подготовки и создания управляемого с помощью определённой методики процесса обучения.
Системный подход предполагает увязку и учёт всех элементов подготовки в единую динамическую структуру, где каждый элемент обладает системным качеством, что позволяет выделить динамику и уровень совершенства того или иного технического приёма (78).
Техническое мастерство, как известно, характеризуется объёмом и разносторонностью технических приёмов, которыми владеет футболист, а также
умением эффективно применять эти приёмы в условиях игры (109, 149). Поскольку техника футбола представляет собой совокупность большой группы
приёмов и способов обращения с мячом, изучение её превращается в сложный и длительный процесс. Для решения задач обучения с меньшей затратой12
времени и усилий большое значение имеют систематизация изучаемого материала и определение рациональной последовательности обучения технике
(157).
Одним из методов, позволяющих решать проблему оптимизации тренировочного процесса, является моделирование.
Модель в детском учебно-тренировочном процессе - это группа целевых упражнений, имеющих общую формулировку целей и задач, и обязательно дополняющих друг друга. Такие модели дают возможность построить
тренировочный урок с достаточно точной тренирующей направленностью.
Чёткая последовательность упражнений значительно легче воспринимается
занимающимися, даёт возможность проделать необходимый объём работы
(78).
Контроль технической подготовленности футболистов - обязательная
часть процесса тренировки, и его можно проводить несколькими путями.
Они должны быть конкретными для каждого года обучения и выражаться, по
возможности, в числовых показателях, характеризующих достижения (1, 78).
Распространённый способ оценки - визуальная оценка техники. Однако, этот метод субъективен: единых критериев в визуальной оценке пока ещё
нет, и поэтому мнения экспертов об уровне технического мастерства игроков
значительно расходятся (157).
Наиболее информативными необходимо признать данные, зарегистрированные непосредственно в играх (в этом случае оценивают не столько технику, сколько технико-тактическое мастерство футболистов). Такая форма
регистрации технико-тактического мастерства информативна только при систематической регистрации объёма и точности выполняемых игровых действий в каждом матче (157).
На этапе начального обучения модель можно использовать как тест, по
которому оценивается не только степень усвоения программного материала,13
но и выясняется, какой материал не достаточно усвоен. Можно повторить
тест (модель) через некоторое время, чтобы увидеть уровень устойчивости
изученных приёмов и действий (78).
На этапе совершенствования для оценки уровня техники используются
другие показатели:
1) объём техники, или количество действий, которые делает футболист
в игре;
2) разнообразие действий в игре;
3) эффективность и надёжность техники, и, конечно, скоростное её выполнение (78).
Без контроля технической подготовленности спортсменов невозможно
выявить типичные недостатки процесса обучения и предупредить индивидуальные ошибочные действия и технические проблемы (2, 17, 18, 31, 151).
Отсутствие главного принципа подготовки - обратной связи, делает
систему подготовки спортсменов на разных этапах слабо управляемой (63). А
это, в свою очередь, отражается на неудовлетворительном, зачастую, выступлении наших сборных и клубных команд мастеров и в отставании наших игроков в индивидуальном техническом мастерстве от лучших зарубежных (8,
76, 106, 109).
Вот почему сегодня на первый план выдвигается задача поиска и внедрения в практику новых подходов к обучению технике игры, которые позволили бы оперативно преодолеть имеющееся отставание в этом виде подготовки (6, 7, 106, 119).
1.1.1. Начальное обучение как база формирования спортивной техники
Повышение уровня мастерства отечественных футболистов неразрывно
связано с непрерывным улучшением качества подготовки резервов (100, 109,
118, 119, 124).14
Весь учебно-тренировочный процесс направлен на подготовку будущих мастеров кожаного мяча. Он строится на основе программного материала и режима работы спортивных школ. Чтобы решить стоящие перед школой
задачи наиболее успешно, необходимо программировать учебнотренировочный процесс по таким критериям, которые обеспечили бы разносторонность подготовленности юных футболистов (51, 88).
Не менее важно в подготовке юных спортсменов повышение эффективности работы над овладением техникой игры и над совершенствованием
навыков выполнения широкого "ассортимента" технических приёмов в вариативных условиях, близких к игровым (34, 49, 89, 124, 173).
При сопоставлении показателей точности ТТД юных футболистов и
игроков, выступающих за команды мастеров, видна отрицательная преемственность: приёмы, которые выполняются с высоким процентом брака в детском возрасте, продолжают оставаться камнем преткновения и в пору спортивной зрелости (115).
Невысокий уровень технико-тактической подготовленности, связывают
с проблемами учебно-тренировочного процесса в детском и юношеском возрастах (55, 89, 92, 96, 100).
Это является, по данным некоторых исследований, следствием несоответствия между тренировочной и соревновательной деятельностью юных
футболистов (14, 143). Однако в настоящее время эта проблема является
практически неизученной.
Такое положение, по-видимому, и приводит к имеющему место созданию основ спортивной техники на начальных этапах периода обучения будущих спортсменов, когда идёт планомерная и целенаправленная работа по
формированию двигательных навыков.
Как известно, построение процесса начального обучения технике футбола, основанного на положениях теории поэтапного формирования дейст-15
вий, делает его управляемым и способствует повышению эффективности
тренировочного процесса (147).
В основе развития двигательных качеств на первом этапе специализации лежит использование способностей организма к аккумулятивной (накопительной) адаптации, при которой под влиянием повторяющихся воздействий происходит формирование основных структур движений. Таким образом, на начальной стадии обучения выдвигается вариативность, которая позволяет охватить всё разнообразие и больший объём тренировочных средств
(23, 78, 126, 127).
Обучение технике игры следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по годам обучения (причём каждый год циклически повторяет программу, но на качественно более высоком уровне), и поэтому особое место в нём должно занимать планирование.
Процесс обучения футбольной технике можно условно разделить на
два этапа, которые предопределяют будущую техническую вооружённость.
Первый этап - это первый, второй, третий годы обучения, когда с помощью
соответствующих упражнений происходит овладение множеством простых и
сложных технических элементов, приёмов футбола и освоение широкого арсенала двигательных навыков.
Начальная стадия обучения характеризуется применением большого
количества одно-целевых упражнений, которые выполняются в простых условия, на месте или на малой скорости, без дефицита времени, с катящимся
мячом, без сопротивлений и т.д., что поможет сформировать прочные навыки
в стабильных условиях (78).
Второй этап обучения - это четвёртый, пятый, шестой годы, отличающийся углубленным обучением технике с применением специальных
средств, которые, с учётом специфики футбола, должны быть максимально
приближены к реальным условиям игры.16
Количественные и качественные характеристики ТТД, а также их
удельный вес в структуре соревновательной деятельности отличаются у
юных футболистов разного возраста. Так, например, футболисты 8-9лет выполняют в среднем за игру 410 ТТД при браке 39%; 10-11 лет - 455 ТТД при
браке 39%; 12-13 лет - 544 ТТД при браке 37%; 14-15 лет - 592 ТТД при браке
33%; 16-17 лет - 778 ТТД при браке 28 %.
2. Футболисты младших возрастных групп ведут игру преимущественно за счёт технических приёмов, связанных с контролем над мячом посредством многократных касаний (ведение и обводка). С возрастом происходит перераспределение структурных элементов соревновательной деятельности в сторону увеличения объёма всех разновидностей передач мяча.
3. Структура и характер взаимосвязей ТТД определяют содержание
многолетней технической подготовки на каждом из ее этапов. Так, в период с
8 до 10 лет в обучении технике игры основу должны составлять ведение, обводка и жонглирование; с 10 до 11 лет - ведение и обводка, короткие и средние передачи мяча, игра головой; с 11 до 12 лет - ведение и обводка, короткие
и средние передачи мяча, удары в ворота ногой, игра головой; с 12 до 13 лет -
ведение и обводка, прострелы и навесные передачи, длинные передачи, удары в ворота головой; с 13 до 14 лет - ведение и обводка, длинные передачи
мяча, отбор, прострелы, удары в ворота головой и ногой; с 14 до 15 лет - короткие и средние передачи, ведение и обводка, передачи "на ход", перехваты;
с 15 до 16 лет - короткие и средние передачи, ведение и обводка, прострелы,
игра головой, удары в ворота головой и ногой.
4. Содержание действующих программ для ДЮСШ и СДЮШОР по
разделу "Техническая подготовка" и учебно-тренировочного процесса юных
футболистов не соответствуют специфике их соревновательной деятельности. Это выражается, во-первых, в отсутствии учёта возрастных особенно-105
стей структуры приоритетных ТТД; во-вторых, в устаревшей последовательности начального обучения технике игры.
5. Начальное обучение и совершенствование владение мячом целесообразно осуществлять с учетом установленных возрастных особенностей
структуры соревновательной деятельности и экспериментально обоснованной последовательности обучения технике футбола.
удельный вес в структуре соревновательной деятельности отличаются у
юных футболистов разного возраста. Так, например, футболисты 8-9лет выполняют в среднем за игру 410 ТТД при браке 39%; 10-11 лет - 455 ТТД при
браке 39%; 12-13 лет - 544 ТТД при браке 37%; 14-15 лет - 592 ТТД при браке
33%; 16-17 лет - 778 ТТД при браке 28 %.
2. Футболисты младших возрастных групп ведут игру преимущественно за счёт технических приёмов, связанных с контролем над мячом посредством многократных касаний (ведение и обводка). С возрастом происходит перераспределение структурных элементов соревновательной деятельности в сторону увеличения объёма всех разновидностей передач мяча.
3. Структура и характер взаимосвязей ТТД определяют содержание
многолетней технической подготовки на каждом из ее этапов. Так, в период с
8 до 10 лет в обучении технике игры основу должны составлять ведение, обводка и жонглирование; с 10 до 11 лет - ведение и обводка, короткие и средние передачи мяча, игра головой; с 11 до 12 лет - ведение и обводка, короткие
и средние передачи мяча, удары в ворота ногой, игра головой; с 12 до 13 лет -
ведение и обводка, прострелы и навесные передачи, длинные передачи, удары в ворота головой; с 13 до 14 лет - ведение и обводка, длинные передачи
мяча, отбор, прострелы, удары в ворота головой и ногой; с 14 до 15 лет - короткие и средние передачи, ведение и обводка, передачи "на ход", перехваты;
с 15 до 16 лет - короткие и средние передачи, ведение и обводка, прострелы,
игра головой, удары в ворота головой и ногой.
4. Содержание действующих программ для ДЮСШ и СДЮШОР по
разделу "Техническая подготовка" и учебно-тренировочного процесса юных
футболистов не соответствуют специфике их соревновательной деятельности. Это выражается, во-первых, в отсутствии учёта возрастных особенно-105
стей структуры приоритетных ТТД; во-вторых, в устаревшей последовательности начального обучения технике игры.
5. Начальное обучение и совершенствование владение мячом целесообразно осуществлять с учетом установленных возрастных особенностей
структуры соревновательной деятельности и экспериментально обоснованной последовательности обучения технике футбола.
Подобные работы
- Техническая подготовка юных футболистов на основе учета структуры соревновательной деятельности
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1996 - Повышение эффективности технико-тактической подготовки юных футболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Тактическая подготовка юных футболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Технико-тактическая подготовка юных футболистов 13-14 лет в годичном цикле тренировки
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Техническая подготовка юных футболистов 10-12 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ
В УСЛОВИЯХ ДЮСШ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФУТБОЛИСТОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4580 р. Год сдачи: 2023 - Влияние специально подобранных средств на совершенствование техники основных приемов игры в футбол у юношей 10-12 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



