ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РФ
Информационное и телекоммуникационное право в современном гражданском обороте
Принципы правового регулирования в сфере массовой информации
Основные механизмы правового регулирования в сфере массовой информации
2 ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В СФЕРЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ ЧЕРЕЗ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ
Ответственность средств массовой информации и защита прав массовой информации
Виды нарушений в сфере распространения массовой информации через телекоммуникационные сети
Право на опровержение
Право на ответ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложения
Если вспомнить, что современное общество уже давно характеризуется как общество информационное, если как следует осознать, что большинство происходящих в самых разных областях современных открытий представляют собой синтез уже имеющейся информации, станет понятным, почему практически каждый из социальных субъектов все более и более озабочен проблемами производства, поиска и потребления информации.
Естественно, что в этой ситуации буквально на всех видах рынков - политическом, экономическом, культурном и т.д. - разворачивается и нарастает серьезная конкурентная борьба за то, чья именно информация будет востребована, осмыслена, куплена, применена. Но какая бы задача не ставилась, процесс использования информации начинается с простого ознакомления с ней. Успех данного акта жестко зависит от того, попадает ли определенное сообщение, а если да, то в каком объеме в средства массовой информации (СМИ) . Поддается ли такое «попадание» управлению?
Вероятно, большинство из тех, кому данный вопрос будет задан, ответят утвердительно. Другое дело, что формы такого управления - и в теории, и на практике - предлагаются разные. И наиболее распространенными в их большем перечне являются действия, имеющие целью управление самими СМИ. Каким образом? Например, посредством ужесточения или, напротив, либерализации механизмов регистрации СМИ, привлечения их к ответственности за различного рода нарушения, контроля за содержанием СМИ со стороны органов власти; путем выдачи или невыдачи им финансовых дотаций; через расширение или, наоборот, сужение возможностей для получения необходимой информации и т.д. - в любом случае такое управление сопряжено с использованием административно¬правовых, как прямых, так и косвенных, регуляторов.
Так, можно говорить о сложности регулирования процессов попадания информации в СМИ и преобразования ее в массовую информацию, а также о некоторых особенностях гражданского процесса в этой сфере. Именно поэтому во время судебных процессов возникает множество вопросов по делам, связанных с распространением массовой информации через телекоммуникационные сети. Данная область работы судов довольно специфична, так как здесь достаточно сложно соответствовать принципам сферы информационного права и одновременно соответствовать федеральному законодательству. Отметим, что основным принципом регулирования данных отношений является принцип свободы информации. Важно найти баланс между данным принципом и другими правами, и свободами граждан.
Исходя из всего вышеописанного, можно сказать, что данная проблема не достаточно исследована в современной отечественной литературе, а судебная практика обычно ограничивается делами по защите чести и достоинства (диффамации). Таким образом, тема исследования данной выпускной квалификационной работы является актуальной и должна быть раскрыта в ходе работы над исследованием проблемы рассмотрения дел в сфере распространения массовой информации в судах нашей страны.
Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, возникающие при рассмотрении судами дел, связанных с распространением массовой информации.
Предметом исследования данной работы являются особенности судебного процесса при рассмотрении дел в сфере распространения массовой информации через телекоммуникационные сети.
Цель работы: анализ особенностей работы судов по рассмотрению дел, связанных с распространением массовой информации через телекоммуникационные сети.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи работы:
выявить основы правового регулирования деятельности в сфере
СМИ РФ;
• определить принципы информационного права и раскрыть их сущность при распространении массовой информации;
• выделить информационное и телекоммуникационное право в современном праве РФ;
• указать виды нарушений в сфере массовой информации;
• проанализировать способы защиты средств массовой информации;
• рассмотреть особенности судебного процесса по делам, связанным с распространением массовой информации.
В качестве методов исследования проблем данной выпускной квалификационной работы были выбраны: анализ нормативно-правовых актов (не только законов РФ, но и ратифицированных международных актов); анализ и синтез; системный подход, а также сравнительно-правовой анализ.
В ходе исследования были изучены научные труды таких авторов как Арапова Г.Ю., Бачило И.Л., Кузнецов П.У., Ковалева Н.Н., Аюпов О.Ш. Не менее интересны для юристов работы некоторых авторов о массовой информации, рассказанные с точки зрения сферы связей с общественностью и журналистики. Это труды Чумикова А.Н., Прохорова Е.П., Почепцова Г.Г. и Шаркова Ф.И.
Также была изучена судебная практика не только общероссийская, но и судебная практика Владимирского областного суда по делам относительно распространения массовой информации.
Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения и библиографического списка, состоящего из 40 источников. Первая глава включает в себя три параграфа, в которых говорится об особенностях правового регулирования информационного и телекоммуникационного права, о принципах информационного права. Вторая глава состоит из четырех параграфов, которые рассказывают нам об особенностях рассмотрения судами дел, связанных с распространением массовой информации, в частности о видах правонарушений в сфере массовой информации, о правовой ответственности СМИ, а также о праве на ответ и праве на опровержение.
Информационное право — это наука о предметах, принципах и методах правового регулирования деятельности и отношений в областях формирования и использования информационных ресурсов, технологий и коммуникаций и их сетей, организации управления процессами информатизации и обеспечения информационной безопасности граждан, государства и общества в целях удовлетворения их информационных потребностей и обеспечения процессов развития общества1. Формируя предмет регулирования информационного права необходимо исходить из главного объекта его регулирования - информации, а предметом регулирования телекоммуникационного права должны быть сами телекоммуникационные системы как технологические совокупности радиоэлектронных средств и оказание услуг на предпринимательском и потребительском уровнях.
Массовая информация - это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы . Основным принципом правового регулирования массовой информации является принцип ее свободы, который нашел свое отражение и в других принципах, таких как принцип идеологического разнообразия, принцип судебного разрешения споров, принцип баланса интересов, а также принцип невмешательства в деятельность СМИ. Все данные принципы закреплены Конституцией РФ и играют важную роль в рассмотрении судами дел, связанных с распространением массовой информации.
Механизмы правового регулирования в сфере массовой информации сводятся к регулированию общественных отношений в этой сфере. Но понятие регулирования здесь употребляется не в плане прямого воздействия или упорядочивания, а скорее направления этих общественных отношений на такие принципы демократического государства, как свобода слова, свобода выражения мнений, идеологическое разнообразие, право на доступ к информации и т.д.
Категория ответственности СМИ достаточно сложна, базируется на трех уровнях, которые между собой тесно связаны (ответственность перед общественностью, перед аудиторией и перед профессиональным сообществом), а также требует внимательного отношения к нормам прописанным в законе. К тому же необходимо учитывать и то, что правила распространения массовой информации прописаны не только в законе о СМИ, но также и в таких законах, как «Об информации...», «О рекламе», «О связи», «О собраниях.» и т.д. Но помимо ответственности, которую несут СМИ, есть случаи, когда они могут быть освобождены от нее, которые прописаны в статье 57 закона «О СМИ». Защита же массовой информации осуществляется также нормами законов, важно отметить, что в нашей стране существуют специальные организации, занимающиеся этой проблемой. К одной из таких организаций относится Центр защиты прав СМИ.
Относительно видов нарушений в сфере массовой информации можно сказать, что не смотря на свободу массовой информации, провозглашенную в нашей стране, в судебной практике существует достаточно случаев нарушения данного принципа. Так к нарушениям можно отнести злоупотребление массовой информацией, ограничение свободы массовой информации и цензуру. Необходимо отметить, что эти нарушения проявляются не только в несоответствии чьих-либо действий законам, но также принятии неправомерных нормативных актов органами законодательной власти и причинении вреда деятельности СМИ и распространению массовой информации через телекоммуникационные сети своей работой и функционированием представителями исполнительных властей.
Важной особенностью рассмотрения судами дел в сфере распространения массовой информации является право на опровержение, закрепленное в статьях 43-46 закона «О СМИ». Основным элементом права на опровержение является то, что опровержению подлежат лишь факты, но не мнения и суждения, и это выступает важной гарантией свободы слова и свободы распространения массовой информации. Опровержение есть не вид ответственности за распространение сведений - данный институт в большей степени служит гарантией защиты прав заинтересованного лица, обеспечивая ему равные с автором публикации (либо редакцией СМИ) средства воздействия на читателей. Поэтому возможное возникновение обязанности опубликовать опровержение должно стимулировать СМИ действовать с соблюдением законных интересов третьих лиц, которые упоминаются в публикациях.
Еще одной особенностью рассмотрения судами дел в сфере массовой информации является право на ответ. Данное право также закреплено в законе «О СМИ». В нем говорится, что «гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации» . Также на право на ответ распространяются те же правила, что и на право на опровержение, описанные в статьях 43-45. В отличие от опровержения ответ по своей сущности может быть значительно шире простого указания несоответствия фактов действительности, а может вообще не ставить такой цели. С помощью такого способа защиты можно показать свое видение ситуации, изложить свой взгляд, напрямую не опровергая сведения, изложенные в материале.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ от 04 августа 2014, № 31, ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская Газета от 05 апреля 1995 года, № 67.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. От 13.05.2004) // Собрание Законодательства РФ от 08 января 2001 года, № 2, ст.163.
4. Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда РФ от 1994 года, № 12.
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Российская Газета от 08 декабря 1994 года, № 238-239.
6. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Российская газета от 18 июня 1996 года № 113.
7. О средствах массовой информации: Федеральный закон от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (ред. от 05.04.2016) // Российская газета от 08 февраля 1992 года, № 32.
8. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Федеральный закон от 13 января 1995 года № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Российская газета от 14 января 1995 года, № 9-10.
9. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: Федеральный закон от 30 марта 1998 года № 54- ФЗ // Российская газета от 07 апреля 1998 года, № 67.
10. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // Российская газета от 30 июля 2002 года, № 138-139.
11. О связи: Федеральный закон от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Российская газета от 10 июля 2003 года, № 135.
12. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Российская газета от 23 июня 2004 года, № 131.
13. О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Российская газета от 15 марта 2006 года, № 51.
14. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета от 29 июля 2006 года, № 165.
15. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015) // Российская газета от 29 июля 2006 года, 165.
16. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Российская газета от 31 декабря 2010 года, № 297.
17. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета от 27 сентября 2000 года, №187.
18. О Декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 года № 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР от 26 декабря 1991 года, № 52, ст.1865.
19. О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: Постановление Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228 (ред. от 25.12.2005) // Российская газета от 24 марта 2009 года, № 49.
20. Об утверждении Регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: Приказ Роскомнадзора от 06 апреля 2010 года № 213 (ред. от 18.04.2013) (Зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2010 N 17156) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 31 мая 2010 года, № 22.
21. Об утверждении порядка направления обращений о недопустимости злоупотреблений свободой массовой информации к средствам массовой информации, распространение которых осуществляется в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет: Приказ Роскомнадзора от 06 июля 2010 года № 420 // Документ опубликован не был.
22. Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в
случаях террористического акта и контртеррористической операции) от 11 апреля 2003 года [Электронный ресурс]. URL:
http://www.mid.ru/foreign_policy/international_safety/crime/-/asset_publisher/3F 5lZsLVSx4R/content/id/524622 (дата обращения: 11.05.2016)
Учебная и научная литература
23. Арапова Г.Ю. Освещение частной жизни в СМИ / Авт.-сост. Г.Ю. Арапова, С.И. Кузеванова, М.А. Ледовских. - 2-е изд., испр. и доп. - Воронеж: ООО «Элист», 2011. - 114 с. - ISBN 978-5-87172-036-3.
24. Аюпов О.Ш. Право на ответ как способ защиты деловой репутации юридического лица // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2011. - №3 (28). - С.89-92.
25. Бачило И.Л. Информационное право: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011. - 522 с. - ISBN 978-5-9916-1171-8.
26. Ковалева Н.Н. Информационное право России. - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 359 с. - ISBN 978¬5-394-00086-7.
27. Кузнецов П. У. Основы информационного права: Учебник для бакалавров. - Москва: Проспект, 2013. - 382 с. ISBN 978-5-7845-0351-0.
28. Почепцов Г.Г. Психологические войны. - 4-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 528 с. - ISBN 978-5-370-00927-3.
29. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. для студентов вузов. - 8-е изд., испр. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 351 с. - ISBN 978-5-7567-0615-4.
30. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика. / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: «Дело», 2012. - 552 с. - ISBN 978-5-7749-0486¬0.
31. Шарков Ф.И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 324 с. - ISBN 978-5-91131-494-1.
32. Диффамация в СМИ /Авт.- сост. Г.Ю. Арапова, М.А. Ледовских - 2-е издание, переработанное и дополненное - Воронеж: ООО Фирма «Элист», 2012. - 160 с. - (Справочная серия. Юристу и руководителю СМИ). - ISBN 978-5-87172-046-2.
33. Правовой статус редакции СМИ (Справочная серия. Юристу и руководителю СМИ) / Авт.-сост. Г. Ю. Арапова, С. И. Кузеванова, М. А. Ледовских, А. Е. Меркер. - 2-ое изд, испр. и доп. - Воронеж: ООО Фирма «Элист», 2012. - 116 с. - ISBN 978-5-87172-053-0.
Правоприменительная практика
34. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 года № 3 // Российская газета от 15 марта 2005 года, № 50.
35. О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 года № 16 (ред. от 09.02.2012) // Российская газета от 18 июня 2010 года, № 132.
36. Сборник практики российских судов по делам о диффамации / Центр защиты прав СМИ / Под редакцией Г. Ю. Араповой - Санкт- Петербург: б.и., 2006. - 224 с. - ISBN 5-86983-099-0.
37. Судебная практика Европейского Суда по правам человека по свободе выражения мнения и свободе информации, Т. 8 / Под редакцией Г. Ю. Араповой. - Воронеж: ООО Фирма «Элист», 2012. - 284 с. - ISBN 978¬5-87172-049-3.
38. База данных Российской судебной практики по информационному праву [Электронный ресурс]. URL: http://media-pravo.info(дата обращения: 14.05.2016).
39. Официальный сайт судебной практики РФ [Электронный ресурс]. URL: https://rospravosudie.com(дата обращения: 14.05.2016)
40. Официальный сайт Центра защиты прав СМИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.mmdc.ru(дата обращения: 10.05.2016).