АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 8
1.1. Психолого-педагогические особенности детей группы риска 8
1.2. Сущность работы социального педагога в образовательной организации 12
1.3. Основные направления социально-педагогического сопровождения детей группы риска 15
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА 19
2.1. Методика и организация исследования 19
2.2. Разработка программы социально-педагогического сопровождения детей группы риска с учётом результатов диагностики 20
2.3. Оценка эффективности и результативности разработанной программы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Данная работа посвящена исследованию социально-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях школы. Она содержит в себе введение, две главы основной части, заключение. список использованных источников, приложение.
Во введении изложены цели и задачи, объект и предмет, гипотеза исследования, представлены методы и база исследования.
Первая глава посвящена теоретическому анализу проблемы исследования. Она содержит в себе обзор психолого-педагогических особенностей детей группы риска, сущность работы социального педагога в образовательной организации, основные направления деятельности социального педагога в отношении детей группы риска.
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию. Она содержит в себе описание и анализ констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования.
В заключении подведены итоги проведения исследовательской работы и сделаны выводы по её результатам.
Список используемых источников представлен 49 наименованиями.
Приложение содержит в себе описание выборки, а также протоколы проведения диагностического исследования.
Введение
В современных условиях развития общества различные социальные проблемы резко обострились. В числе данных проблем рассматривается проблема роста детей группы риска.
В основе девиантного поведения детей группы риска могут лежать самые разные причины. При этом степень их воздействия напрямую связана с социально-педагогическим сопровождением детей группы риска.
Актуальность темы. Среди исследователей наблюдается тенденция к осмыслению загадки деструктивного поведения детей группы риска; в первую очередь это касается тех, кто уже вступил в подростковый возраст. подростков. Однако до сих пор ощущается недостаток в практических программах по его профилактике и коррекции. В научной литературе данная проблема имеет достаточно длительную историю изучении. Так, зарубежные авторы изучают её в бихевиоризме (с этим направлением связаны имена Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры), в психоанализе (имена Т. Адорно, В. Шутца), в когнитивной психологии (имена С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда), в интеракционизме (имена И. Гоффмана, Т. Шибутана). Отечественная психология также исследует девиантное поведение детей и подростков и связывает это с изучением социальных и психолого-педагогических черт, куда входят их потребности, нормы, ценности. Данные разработки связаны с именами Г.С. Прыгина, И.В. Севастьяновой, С.В. Тачиной мн.др.
Следует отметить, что на сегодняшний день существуют противоречия при анализе поведения детей и подростков группы риска. Конфликт агрессивных школьников как столкновение рассматривался в трудах В.А Семенова, Г.Н. Дюбина, А.И. Алексеевой, Е. И. Суменко. Но есть и такие педагоги, которые определяют конфликт между агрессивными детьми и подростками как форму самовыражения; к ним относятся Е. А. Хорошилова, В.Н. Ковалев, О. В. Лунева, А.И. Донцов.
Американский конфликтолог Л. Козер [25] рассматривает межличностные отношения детей группы риска как борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы. Другой американский автор К. Боулдинг [7] считает, что конфликты между детьми группы риска знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения их формирующихся интересов. Р. Дарендорф под конфликтом детей группы риска понимает «все структурно-произведенные отношения противоположности норм и ожиданий».
К. К. Платонов доктор психологических наук, понимает конфликт детей группы риска как специфический вид общения. Конфликт с точки зрения ситуационной несовместимости рассматривался в трудах В.С. Алишева.
В отечественной изучением конфликтов между подростками занимались А.Р. Лурия, В.С.Мерлин, А.И. Шипилов, В.В. Столин и другие.
Практически мало разработанной является проблема влияния девиантного поведения на отношения детей группы риска в классном коллективе. Недостаточно разработана и проблема формирования этих отношений в школе, и в частности, в рамках внеурочной деятельности и её формы, вида организации. Необходимо определить и методы формирования эффективного стиля поведения в конфликтных ситуациях между детьми группы риска в рамках различных видов деятельности. Исследуемая проблема заключается в противоречии между необходимостью урегулирования конфликтов и степенью готовности к их разрешению у членов коллектива класса.
Проблема исследования состоит в определении эффективных возможностей социально-педагогической регуляции межличностных отношений среди детей и подростков группы риска
Противоречие наблюдается между социальным заказом общества, связанным с необходимостью снижения девиантного поведения детей группы риска в межличностных отношениях, и недостаточностью практических разработок в данном направлении.
Объект исследования – девиантное поведение детей гуппы риска.
Предмет исследования – социально-педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях школы.
Цель исследования: разработать социально-педагогические рекомендации сопровождения детей группы риска в условиях образовательной организации.
Задачи:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей группы риска.
2. Рассмотреть основные направления деятельности социального педагога в образовательной организации.
3. Проанализировать основные направления социально-педагогического сорпровождения детей группы риска
4. Провести диагностическое исследование негативных аспектов поведения детей группы риска.
5. Разработать рекомендации для снижения негативного воздействия агрессии на межличностные отношения детей группы риска.
6. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Гипотеза исследования: девиантное поведение детей группы риска может быть скорректировано средствами социально-педагогического сопровождения при условии соответствия коррекционных мероприятий возрастным и педагогическим особенностям детей.
Методологическую основу исследования составили концепции единства личности и деятельности Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Б.С. Братусь, Л.С. Выготского, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, К.К. Платонова и др.; теоретические подходы к социально-психологическому исследованию личности Г.В. Акопова, Г.М. Андреевой, Е.С. Кузьмина, Д. Майерса, В.М. Миниярова, В.Н. Мясищева, Б.Д. Парыгина, В.А. Ядова, Н.Н. Ярушкина и др.; методологические положения о личности как активном субъекте жизнедеятельности (К.А. Абульханоойа-Славской, Н.Р. Битяновой, А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, И.С. Кон, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анализ психолого-педагогической практики, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент, методы математической статистики.
База исследования: ГБОУ «Школа № 9» г. Москвы. В экспериментальном исследовании были задействованы - 20 подростков 7 класса. Возраст 13 лет, 10 девочек и 10 мальчиков, которых психолог школы по запросу учителей и администрации предложил для проведения с ними социально-психологической профилактики, поскольку они проявляли признаки агрессивного поведения.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, практических заключения, списка литературы и приложения.
Анализ литературных данных по проблеме исследования показал, что зарубежные авторы на протяжении длительного времени изучают её. В бихевиоризме с этим направлением связаны имена Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры, в психоанализе - учёные Т. Адорно, В. Шутц, в когнитивной психологии агрессия изучалась С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилдом, в интеракционизме представлены работы И. Гоффмана, Т. Шибутани.
Отечественная психология исследует проблему девиантного поведения детей группы риска на основе изучения общественных и психологических черт, куда входят потребности, нормы, ценности. Данные разработки связаны с именами Г.С. Прыгина, И.В. Севастьяновой, С.В. Тачиной мн.др.
В социально-психологическую профилактику деструктивного поведения детей группы риска входят аспекты социальный, педагогический и психологический. Соответственно они и являются условиями эффективности её проведения. Семья должна быть включена в процесс профилактики. В педагогическом плане основным условием эффективности социально-педагогической профилактики девиантного поведения детей группы риска является развитие тех их черт личности, которые приведут к нивелированию деструктивных аспектов.
В результате проведённого исследования нами был обнаружен симптокомплекс черт личности у детей группы риска в девиантным поведением: высокое внутреннее напряжение, возбудимость, доминированность; наличие обиды, раздражения, физической агрессии, подозрительности; тревожности.
С целью снижения девиантного поведения детей группы риска нами была разработана коррекицонная программа, в которой учтены результаты эмпирического исследования и возрастные особенности подросткового возраста.
1. Анн Л. Профилактика девиантного поведения у подростков. СПб., 20015. – 378 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.,2015. – 327 с.
3. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 2015. – 299 с.
4. Антонин Ю.М., Гульдман В.В. Основы асоциального поведения. М 2015. - С. 124.
5. Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2015. – 364 с.
6. Аудиовизуальная психодиагностика трудного подростка / Под общ. ред. А.И. Ушатикова. Рязань, 2015. – 315 с.
7. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения. М., 2016. – 497 с.
8. Бандура А., Уолтерс Г. Подростковая агрессия. М., 2013. – 377 с.
9. Башкатов И.П. Психология трудных подростков. Особенности профилактики. М, 2016. – 132 с.
10. Белогуров С.Б. Профилактическая работа с девиантными подростками. СПб.: «Невский Диа¬лект», 2017. – 211 с.
11. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2017. – 512 с.
12. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: Союз, - 2017. – 160 с.
13. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. М., 2015. – 497 с.
14. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 2015. – 341 с.
15. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М. 2016. – 340 с.
16. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М. 2015. -288с.
17. Галагузова М. А. Социальная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр 2016. - 416 с.
18. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной психологии. М, 2015. – 401 с.
19. Гурьева В. А. Подростковые девиации. М.,2015. – 277 с.
20. Деева Н.А. Формирование социально значимых перспектив у несовершеннолетних женского пола как средство их перевоспитания Рязань, - 2015. – 115 с.
21. Заиграев Г.Г. Проблемы, пути решения подростковой девиации М., 2013. – 466 с.
22. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе. М.,2013. – 310 с.
23. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха М., 2015. – 465 с.
24. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия М., 2016. – 164 с.
25. Игошев К.Е. Психология девиации. М., 2016. – 148 с.
26. Кириенко А.А. Асоциальная направленность личности: определение понятия, характеристика, классификация М., 2017.
27. Коноваленко Ю.Г., Мельников А.В. Воспитательная и психологическая работа с несовершеннолетними трудными подростками. М.; 2015. – 547 с.
28. Короленко Ц.П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. М., 2016. - 217 с.
29. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности С.-Петербург, Речь, 2015. – 311 с.
30. Купцов И.И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения. М., 2015. – 164 с.
31. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: Фолиум, 2017.
32. Кьеркегор С. И. Понятие девиация. М., 2015. - 143 с.
33. Левин Б. М., Левин М. Б. Воспитание асоциального подростка М., 2014. – 200 с.
34. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное, девиантное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. М., 2015. – 379 с.
35. Лоренц К. А. Агрессия (так называемое «зло»). М., 2016. – 631 с.
36. Мазина О.Н. Профилактика асоциального поведения учащихся профессионального лицея. Оренбург. 2015. – 45 с.
37. Матвеев В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников. М., 2015. – 217 с.
38. Менделевич В.Д. Диагностика склонности подростков к зависимому поведению. Казань, 2015. – 345 с.
39. Муратова И. Д., Сидоров П. И. Воспитание трудного подростка в шко¬ле. Архангельск, 2015. – 198 с.
40. Новоселова А.С. Средства перевоспитания подростков с девиантным поведением. Пермь, 2015. – 106 с.
41. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб: 2015. – 672 с.
42. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. 2016. – 319 с.
43. Сизанов, А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики асоциального поведения. М., 2015. – 451 с.
44. Сукубов А.К. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения. М., 2016. –298 с.
45. Тавасиев М.И. Подростковая девиация – профилактика. М., 2015. –311 с.
46. Тостин В. А. Профилактика подростковой девиации. М., 2015. – 402 с.
47. Социальная психология: Учебник. / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 511 c.
48. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2016. – 146 c.
49. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. - 2015. - № 5. - C.23-25.