АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ АТЭС
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТЭС 9
§ 1. История создания форума АТЭС 9
§ 2. Основные принципы и стратегические цели деятельности АТЭС 15
§ 3. Организационная структура АТЭС 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ АТЭС 27
§ 1. Анализ деятельности подкомитетов АТЭС в сфере таможенного сотрудничества 27
§ 2. Основные результаты деятельности форума АТЭС в таможенной сфере 33
§ 3. Анализ инициатив ФТС России в рамках форума АТЭС 43
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН-УЧАСТНИЦ АТЭС В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА 49
§ 1. Актуальные вопросы взаимодействия таможенных администраций государств-членов АТЭС 49
§ 2. Перспективы сотрудничества стран-участниц АТЭС в области таможенного дела 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТЭС 9
§ 1. История создания форума АТЭС 9
§ 2. Основные принципы и стратегические цели деятельности АТЭС 15
§ 3. Организационная структура АТЭС 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ АТЭС 27
§ 1. Анализ деятельности подкомитетов АТЭС в сфере таможенного сотрудничества 27
§ 2. Основные результаты деятельности форума АТЭС в таможенной сфере 33
§ 3. Анализ инициатив ФТС России в рамках форума АТЭС 43
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН-УЧАСТНИЦ АТЭС В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА 49
§ 1. Актуальные вопросы взаимодействия таможенных администраций государств-членов АТЭС 49
§ 2. Перспективы сотрудничества стран-участниц АТЭС в области таможенного дела 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Актуальность темы исследования. Вступив в АТЭС, Россия подтвердила приверженность стратегическому выбору тесного экономического взаимодействия с Азиатско-Тихоокеанским регионом, свое намерение в полной мере включиться в международную систему разделения труда. В настоящее время, активная и многосторонняя деятельность России в форуме приобретает все большее значение, способствуя более эффективному развитию и модернизации экономики страны.
Одной из приоритетных задач развития российской экономики является налаживание взаимовыгодных связей с зарубежными партнерами. Важнейшим вектором политического и экономического сотрудничества, потенциальной предпосылкой ля усиления конкурентоспособности российской экономики является сотрудничество со странами Азиатско- Тихоокеанского региона.
Степень разработанности проблемы. Исследование сущности и специфики взаимодействия стран в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества имеет многогранный характер, однако, вместе с тем, на сегодняшний день опубликовано не так много научных исследований в рамках данной тематики.
Так, сущность АТЭС как международной организации сотрудничества рассмотрели в своих трудах Ч. Пролнг, Г.М. Костюнина, С.В. Гончаренко и др. Основные и перспективные направления сотрудничества стран в рамках форума, в том числе и по таможенному направлению, выделяют в качестве предмета своего исследования следующие авторы: Е.Я. Арапова, О.В. Мосолова, П.И. Кадочников, М.Н. Пташкина и др.
Стоит отметить, что на сегодняшний день сотрудничество таможенных администраций стран-участниц АТЭС не подвергалось комплексному исследованию и не было выделено в качестве самостоятельного предмета.
Объектом исследования является сотрудничество стран в рамках АТЭС.
Предмет исследования это актуальные вопросы и перспективы сотрудничества таможенных администраций государств-членов АТЭС.
Цель исследования - анализ актуальных вопросов и перспектив сотрудничества таможенных администраций государств-членов АТЭС.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть организационную структуру, сущность, принципы и стратегические цели деятельности АТЭС;
- провести анализ деятельности подкомитетов АТЭС в сфере таможенного сотрудничества;
- осветить актуальные вопросы взаимодействия таможенных администраций государств-членов АТЭС;
- определить перспективы сотрудничества стран-участниц АТЭС в области таможенного дела.
Нормативно-правовой основой исследования являются декларации, принимаемые по итогам ежегодных саммитов АТЭС. Пожалуй, самая значительная роль принадлежит декларации, принятой на саммите АТЭС в 1994 г. — это Богорская декларация, которая поставила цель формирования системы свободной, открытой торговли и инвестиционной деятельности для развитых стран - к 2010 г., для развивающихся экономик - к 2020 г. (Богорские цели).
Эмпирическая основа исследования включает материалы статистики и официальные данные. Особое значение для исследования приобрели публикации официального сайта АТЭС, иллюстрирующие итоги и основные направления взаимодействия стран-участниц. Большое значение имели материалы обзоров деятельности стран АТЭС, представленные на официальном сайте Российского центра исследований Азиатско- Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды российских и зарубежных экономистов и социологов, специалистов в области геоэкономики, международных отношений и международного права.
Для проведения исследования были важны труды Е.Я. Араповой, П.И. Кадочникова, Г.М. Костюнина, О.В. Мосолова, Ч. Пролнга, М.Н. Пташкиной и Н.В. Стапрана.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой методы.
Новизна исследования заключается в комплексном исследовании автором вопросов сотрудничества таможенных администраций стран АТЭС, в рамках которого:
- рассмотрена специфика и особенности деятельности подкомитета АТЭС по таможенным процедурам;
- проведен анализ основных договоренностей, достигнутых странами АТЭС в рамках таможенного сотрудничества;
- оценена активность России в сотрудничестве на площадке форума по таможенным вопросам;
- определены перспективные направления сотрудничества таможенных администраций стран АТЭС.
Положения, выносимые на защиту. На защиту по итогам исследования выносятся следующие положения дипломной работы:
1) Стратегической целью форума АТЭС выступает углубление внутрирегиональных экономических отношений путем либерализации торгово-инвестиционных и технологических процессов взаимодействия между странами. Формой функционирования объединения является совещание;
2) Анализируя инициативы ФТС России в рамках участия в АТЭС, можно констатировать что наша страна привнесла в деятельность организации значимые новшества. Ключевым вопросом для ФТС России при взаимодействии с форумом АТЭС является развитие информационных технологий и создание единого информационного таможенного пространства в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)
В настоящее время ФТС России прорабатывает в рамках форума АТЭС вопросы создания экспертной подгруппы для решения практических задач таможенного администрирования между странами - участницами АТЭС, согласования проекта единого протокола об обмене предварительной информацией о перемещаемых между странами - участницами АТЭС товарах и транспортных средствах при транзите, придания Российской таможенной академии статуса АТЭС ;
3) Актуальными вопросами сотрудничества таможенных администраций стран АТЭС является либерализация взаимной торговли, повышения эффективности таможенного контроля, повышения безопасности международной торговли и повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов. Наиболее перспективным направлением взаимодействия является создание АТЗСТ, переговоры о которой ведутся уже долгое время. На пути создания ЗСТ стоят экономические и политические факторы. Наибольшее влияние оказывает значительное различие в экономическом развитии и таможенных нормах стран-участниц АТЭС.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Одной из приоритетных задач развития российской экономики является налаживание взаимовыгодных связей с зарубежными партнерами. Важнейшим вектором политического и экономического сотрудничества, потенциальной предпосылкой ля усиления конкурентоспособности российской экономики является сотрудничество со странами Азиатско- Тихоокеанского региона.
Степень разработанности проблемы. Исследование сущности и специфики взаимодействия стран в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества имеет многогранный характер, однако, вместе с тем, на сегодняшний день опубликовано не так много научных исследований в рамках данной тематики.
Так, сущность АТЭС как международной организации сотрудничества рассмотрели в своих трудах Ч. Пролнг, Г.М. Костюнина, С.В. Гончаренко и др. Основные и перспективные направления сотрудничества стран в рамках форума, в том числе и по таможенному направлению, выделяют в качестве предмета своего исследования следующие авторы: Е.Я. Арапова, О.В. Мосолова, П.И. Кадочников, М.Н. Пташкина и др.
Стоит отметить, что на сегодняшний день сотрудничество таможенных администраций стран-участниц АТЭС не подвергалось комплексному исследованию и не было выделено в качестве самостоятельного предмета.
Объектом исследования является сотрудничество стран в рамках АТЭС.
Предмет исследования это актуальные вопросы и перспективы сотрудничества таможенных администраций государств-членов АТЭС.
Цель исследования - анализ актуальных вопросов и перспектив сотрудничества таможенных администраций государств-членов АТЭС.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть организационную структуру, сущность, принципы и стратегические цели деятельности АТЭС;
- провести анализ деятельности подкомитетов АТЭС в сфере таможенного сотрудничества;
- осветить актуальные вопросы взаимодействия таможенных администраций государств-членов АТЭС;
- определить перспективы сотрудничества стран-участниц АТЭС в области таможенного дела.
Нормативно-правовой основой исследования являются декларации, принимаемые по итогам ежегодных саммитов АТЭС. Пожалуй, самая значительная роль принадлежит декларации, принятой на саммите АТЭС в 1994 г. — это Богорская декларация, которая поставила цель формирования системы свободной, открытой торговли и инвестиционной деятельности для развитых стран - к 2010 г., для развивающихся экономик - к 2020 г. (Богорские цели).
Эмпирическая основа исследования включает материалы статистики и официальные данные. Особое значение для исследования приобрели публикации официального сайта АТЭС, иллюстрирующие итоги и основные направления взаимодействия стран-участниц. Большое значение имели материалы обзоров деятельности стран АТЭС, представленные на официальном сайте Российского центра исследований Азиатско- Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды российских и зарубежных экономистов и социологов, специалистов в области геоэкономики, международных отношений и международного права.
Для проведения исследования были важны труды Е.Я. Араповой, П.И. Кадочникова, Г.М. Костюнина, О.В. Мосолова, Ч. Пролнга, М.Н. Пташкиной и Н.В. Стапрана.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой методы.
Новизна исследования заключается в комплексном исследовании автором вопросов сотрудничества таможенных администраций стран АТЭС, в рамках которого:
- рассмотрена специфика и особенности деятельности подкомитета АТЭС по таможенным процедурам;
- проведен анализ основных договоренностей, достигнутых странами АТЭС в рамках таможенного сотрудничества;
- оценена активность России в сотрудничестве на площадке форума по таможенным вопросам;
- определены перспективные направления сотрудничества таможенных администраций стран АТЭС.
Положения, выносимые на защиту. На защиту по итогам исследования выносятся следующие положения дипломной работы:
1) Стратегической целью форума АТЭС выступает углубление внутрирегиональных экономических отношений путем либерализации торгово-инвестиционных и технологических процессов взаимодействия между странами. Формой функционирования объединения является совещание;
2) Анализируя инициативы ФТС России в рамках участия в АТЭС, можно констатировать что наша страна привнесла в деятельность организации значимые новшества. Ключевым вопросом для ФТС России при взаимодействии с форумом АТЭС является развитие информационных технологий и создание единого информационного таможенного пространства в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)
В настоящее время ФТС России прорабатывает в рамках форума АТЭС вопросы создания экспертной подгруппы для решения практических задач таможенного администрирования между странами - участницами АТЭС, согласования проекта единого протокола об обмене предварительной информацией о перемещаемых между странами - участницами АТЭС товарах и транспортных средствах при транзите, придания Российской таможенной академии статуса АТЭС ;
3) Актуальными вопросами сотрудничества таможенных администраций стран АТЭС является либерализация взаимной торговли, повышения эффективности таможенного контроля, повышения безопасности международной торговли и повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов. Наиболее перспективным направлением взаимодействия является создание АТЗСТ, переговоры о которой ведутся уже долгое время. На пути создания ЗСТ стоят экономические и политические факторы. Наибольшее влияние оказывает значительное различие в экономическом развитии и таможенных нормах стран-участниц АТЭС.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Форум АТЭС был создан в ноябре 1989 г. в Канберре, на I Конференции министров экономики и иностранных дел, по инициативе Австралии. Путь к образованию данной интеграции был начат в 1967 г. с создания Тихоокеанского экономического совета, далее, в 1968 г., была создана Тихоокеанская конференция по торговле и развитию, а в 1980 г. появился Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству.
Первоначально в состав АТЭС вошли 12 стран Азиатско- Тихоокеанского региона, но позже, в четыре этапа к форуму присоединились ещё 9 стран, после чего был введен ныне актуальный мораторий на вступление в АТЭС новых членов. Таким образом, сейчас, в составе АЭС числится 21 экономика.
Стратегической целью форума АТЭС выступает углубление внутрирегиональных экономических отношений путем либерализации торгово-инвестиционных и технологических процессов взаимодействия между странами. Формой функционирования объединения является совещание, то есть все вопросы решаются путем переговоров и с учетом мнения каждого члена.
Структура АТЭС была установлена не сразу, а формировалась в процессе его деятельности. В настоящий момент она включает достаточно многокомпонентную схему взаимодействия, которая обуславливает последовательный процесс совещаний различных структур стран-участниц по широкому кругу вопросов. В общем, совещания проводятся в рамках четырех комитетов, в состав которых входят рабочие группы, диалоги, подкомитеты и т.д.
В структуре АТЭС вопросами, так или иначе затрагивающими таможенное сотрудничество занимаются следующие органы: Подкомитет по таможенным процедурам, Подкомитет по стандартам и соответствию, Группа доступа на секторальные рынки, Группа по услугам, Экспертная группа по правам интеллектуальной собственности, Управляющая группа по электронной коммерции, Диалог по автомобильной промышленности, Диалог по химической промышленности.
Главным направлением таможенного сотрудничества стран АТЭС выступает либерализация взаимной торговли и инвестиционного процесса.
Однако, помимо этого, экономики Форума выдут обсуждения формального упрощения взаимной торговли, путем единообразного и эффективного применения систем сертификации и стандартизации, а также применении системы единого окна при таможенном оформлении и слаженном механизме транзита. Особое внимание уделено торговлей продукцией автомобильной и химической промышленности. Ведется работа по созданию зоны свободной торговли между странами региона АТЭС.
В рамках АТЭС, Россия ежегодно продвигает свои инициативы, большинство из которых успешны. Среди таковых можно выделить диалог по цветным металлам, создание единого информационного таможенного пространства, создание сети университетов АТЭС, создание рабочей группы по решению текущих вопросов таможенного взаимодействия между странами АТЭС и пр.
Ключевым вопросом для ФТС России при взаимодействии с форумом АТЭС является развитие информационных технологий и создание единого информационного таможенного пространства в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В настоящее время ФТС России прорабатывает в рамках форума АТЭС вопросы создания экспертной подгруппы для решения практических задач таможенного администрирования между странами - участницами АТЭС, согласования проекта единого протокола об обмене предварительной информацией о перемещаемых между странами - участницами АТЭС товарах и транспортных средствах при транзите, придания Российской таможенной академии статуса АТЭС.
В рамках АТЭС ведется активная работа в направлениях либерализации взаимной торговли, повышения эффективности таможенного контроля, повышения безопасности международной торговли и повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов.
На сегодняшний день достигнуты определенные успехи в решении актуальных вопросов взаимодействия таможенных администраций стран АТЭС. Прежде всего, они касаются внедрению системы «единого окна» и уполномоченного экономического оператора.
Наиболее перспективным направлением взаимодействия является создание АТЗСТ, переговоры о которой ведутся уже долгое время. На пути создания ЗСТ стоят экономические и политические факторы. Наибольшее влияние оказывает значительное различие в экономическом развитии и таможенных нормах стран-участниц АТЭС.
Препятствиями на пути АТЗСТ можно считать и политические противоречия, стремление ряда ведущих экономик АТР посредством развития интеграционных процессов не только укрепить собственные экономические позиции в регионе, но и усилить политическое влияние; а также, различия в уровнях экономического развития и степени регулирования внешнеэкономической деятельности.
Первоначально в состав АТЭС вошли 12 стран Азиатско- Тихоокеанского региона, но позже, в четыре этапа к форуму присоединились ещё 9 стран, после чего был введен ныне актуальный мораторий на вступление в АТЭС новых членов. Таким образом, сейчас, в составе АЭС числится 21 экономика.
Стратегической целью форума АТЭС выступает углубление внутрирегиональных экономических отношений путем либерализации торгово-инвестиционных и технологических процессов взаимодействия между странами. Формой функционирования объединения является совещание, то есть все вопросы решаются путем переговоров и с учетом мнения каждого члена.
Структура АТЭС была установлена не сразу, а формировалась в процессе его деятельности. В настоящий момент она включает достаточно многокомпонентную схему взаимодействия, которая обуславливает последовательный процесс совещаний различных структур стран-участниц по широкому кругу вопросов. В общем, совещания проводятся в рамках четырех комитетов, в состав которых входят рабочие группы, диалоги, подкомитеты и т.д.
В структуре АТЭС вопросами, так или иначе затрагивающими таможенное сотрудничество занимаются следующие органы: Подкомитет по таможенным процедурам, Подкомитет по стандартам и соответствию, Группа доступа на секторальные рынки, Группа по услугам, Экспертная группа по правам интеллектуальной собственности, Управляющая группа по электронной коммерции, Диалог по автомобильной промышленности, Диалог по химической промышленности.
Главным направлением таможенного сотрудничества стран АТЭС выступает либерализация взаимной торговли и инвестиционного процесса.
Однако, помимо этого, экономики Форума выдут обсуждения формального упрощения взаимной торговли, путем единообразного и эффективного применения систем сертификации и стандартизации, а также применении системы единого окна при таможенном оформлении и слаженном механизме транзита. Особое внимание уделено торговлей продукцией автомобильной и химической промышленности. Ведется работа по созданию зоны свободной торговли между странами региона АТЭС.
В рамках АТЭС, Россия ежегодно продвигает свои инициативы, большинство из которых успешны. Среди таковых можно выделить диалог по цветным металлам, создание единого информационного таможенного пространства, создание сети университетов АТЭС, создание рабочей группы по решению текущих вопросов таможенного взаимодействия между странами АТЭС и пр.
Ключевым вопросом для ФТС России при взаимодействии с форумом АТЭС является развитие информационных технологий и создание единого информационного таможенного пространства в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В настоящее время ФТС России прорабатывает в рамках форума АТЭС вопросы создания экспертной подгруппы для решения практических задач таможенного администрирования между странами - участницами АТЭС, согласования проекта единого протокола об обмене предварительной информацией о перемещаемых между странами - участницами АТЭС товарах и транспортных средствах при транзите, придания Российской таможенной академии статуса АТЭС.
В рамках АТЭС ведется активная работа в направлениях либерализации взаимной торговли, повышения эффективности таможенного контроля, повышения безопасности международной торговли и повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов.
На сегодняшний день достигнуты определенные успехи в решении актуальных вопросов взаимодействия таможенных администраций стран АТЭС. Прежде всего, они касаются внедрению системы «единого окна» и уполномоченного экономического оператора.
Наиболее перспективным направлением взаимодействия является создание АТЗСТ, переговоры о которой ведутся уже долгое время. На пути создания ЗСТ стоят экономические и политические факторы. Наибольшее влияние оказывает значительное различие в экономическом развитии и таможенных нормах стран-участниц АТЭС.
Препятствиями на пути АТЗСТ можно считать и политические противоречия, стремление ряда ведущих экономик АТР посредством развития интеграционных процессов не только укрепить собственные экономические позиции в регионе, но и усилить политическое влияние; а также, различия в уровнях экономического развития и степени регулирования внешнеэкономической деятельности.
Подобные работы
- Международная интеграция в области таможенного дела (Российский новый университет)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - РОССИЯ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: УСИЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЛИЯНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМАТ БРИКС
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Латиноамериканская политика правительств Бачелет и Пиньеры c 2006 по наст. время
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Эволюция позиций стран АСЕАН по отношению к России после 2014 года
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019



