Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды)
|
Введение 3
Глава I. Православный компонент городского пространства 32
§ 1 Православная топография и топонимика Вологды в начале XX века.,,32
§ 2 Конфискационная политика 1918-1922 гг. 41
§ 3 Закрытие вологодских храмов в 1923-1930-е гг. 61
Глава II. Приходы 82
§ 1 Изменения в пространственных и количественных характеристиках приходов в 1917 - начале 1930-х гг. 82
§ 2 Эволюция внутренней организации и функций прихода 88
§ 3 Статус и состав клира 113
Глава III. Прихожане 139
§ 1 Изменения в составе общин 139
§ 2 Деятельность по сохранению храмового благоустроения 158
а) меры по содержанию храма 158
б) поддержание богослужебного круга 163
§ 3 Участие в православных обрядах и обычаях 174
а) в обрядах жизненного цикла 174
б) в обычаях иконопочитания 180
в) в праздниках и крестных ходах 184
Глава IV. Расколы и нестроения 198
§ 1 Организационное становление обновленчества (1922-1928 гг.) 198
§ 2 Проблемы обновленческих приходов 215
§ 3 Угасание обновленчества (конец 1920-1930-х гг.) 223
§ 4 Нестроения в патриаршей Церкви 235
Заключение 246
Список источников и литературы 251
Приложения 276
Глава I. Православный компонент городского пространства 32
§ 1 Православная топография и топонимика Вологды в начале XX века.,,32
§ 2 Конфискационная политика 1918-1922 гг. 41
§ 3 Закрытие вологодских храмов в 1923-1930-е гг. 61
Глава II. Приходы 82
§ 1 Изменения в пространственных и количественных характеристиках приходов в 1917 - начале 1930-х гг. 82
§ 2 Эволюция внутренней организации и функций прихода 88
§ 3 Статус и состав клира 113
Глава III. Прихожане 139
§ 1 Изменения в составе общин 139
§ 2 Деятельность по сохранению храмового благоустроения 158
а) меры по содержанию храма 158
б) поддержание богослужебного круга 163
§ 3 Участие в православных обрядах и обычаях 174
а) в обрядах жизненного цикла 174
б) в обычаях иконопочитания 180
в) в праздниках и крестных ходах 184
Глава IV. Расколы и нестроения 198
§ 1 Организационное становление обновленчества (1922-1928 гг.) 198
§ 2 Проблемы обновленческих приходов 215
§ 3 Угасание обновленчества (конец 1920-1930-х гг.) 223
§ 4 Нестроения в патриаршей Церкви 235
Заключение 246
Список источников и литературы 251
Приложения 276
Изучение религиозной жизни России в 1917-1930-е гг. находится в ряду весьма сложных и наиболее актуальных задач историко-этнографического изучения русского народа.
Сложность темы состоит в выявлении всей полноты религиозной жизни как особого социокультурного и духовного феномена российской истории. Религиозная жизнь этноса, будучи сложным комплексом вероучительных, мировоззренческих и ценностных ориентаций, церковно-государственных отношений, духовно-нравственных традиций, литургической и душепопечительской деятельности, специфических форм и норм поведения, общественно-значимого и индивидуально-личностного начал и пр., может быть изучена лишь при объединении усилий родственных наук - истории, этнографии, демографии, права, социологии и т. д.
Актуальность темы применительно к 1917-1930-м годам определяется сложившимся тогда накалом противоречий между традициями и новациями, законами социальной статики и динамики, между охранительным и деструктивным началом. Религиозная жизнь, сама по себе являющаяся олицетворением традиционного, впервые оказалась под столь сокрушительным ударом и в некоторых из своих аспектов была вынуждена адаптироваться к новым социально-политическим условиям. Ее дальнейшее изучение поможет существенно дополнить картину того времени, до сих пор предстающую перед нами преимущественно в политическом ключе, образом живой повседневности во всем ее многообразии. Волна развернувшихся ныне исследований государственно-церковных отношений, репрессивной политики властей, церковных расколов и иных сюжетов, по сути не выходящих из рамок общественно-политической проблематики, должна быть сбалансирована изучением этноконфессиональной повседневности.
Под этноконфессиональной повседневностью понимается жизненный распорядок, уклад, которому свойственны как устойчивые формы и нормы воцерковленного общественного и индивидуального поведения верующих, разнообразные поступки, события, так и новации, выходящие за рамки привычного, но не вступающие в противоречие с вероучением и каноном.
Объектом нашего изучения стал русский город, как особый этносоциальный организм, в период динамичных преобразований 1917-1930-х гг. Как известно, городская среда формировала свою этносоциальную общность, отличия в культурно-бытовых традициях, менталитете, более разнообразные, нежели в деревне, варианты воцерковленной повседневности, существующей в условиях модернизации и урбанизации общества. Несмотря на то, что историко-этнографическая наука имеет известный опыт в исследовании города, проблематика указанного периода, в том числе и его религиозная жизнь остается до сих пор слабо изученной. А между тем, именно город с начала XX века все более становился центром социальных потрясений, религиозно-обновленческих устремлений и революционных преобразований.
Обращение к локальному исследованию (в границах одного города) на данном этапе изученности представляется наиболее целесообразным. На наш взгляд, такой подход позволит более полно, исторически и этнографически конкретно, уяснить характер происходивших в то время перемен в церковной организации, этноконфессиональной повседневности, выявить закономерности и региональные особенности процесса трансформации религиозной жизни провинциального губернского русского города в условиях раннего советского времени.
Предметом исследования является бытование православной традиции в г. Вологде. Православная традиция рассматривается как устойчивое единство жизненного уклада, духовно-нравственных ценностей, форм и норм церковной жизни, а также индивидуального, и группового поведения верующих, оформившееся на основе вероучительных, канонических и мировоззренческих воззрений русского православия. За рамками исследования остаются формы религиозной жизни, существующие вне православной традиции, а также развитие и становление атеистического мировоззрения.
Отметим, что Вологда являлась весьма типичным старинным русским городом. С XV века она была крупным епархиальным центром Русского Севера. Это во многом определило раннюю укорененность православной традиции, глубокую религиозность ее населения, плотную православную топографию и внешний облик города в целом. В городе абсолютно преобладали русские. К началу исследуемого периода религия занимала весьма заметное место в жизни горожан. Город практически был моноконфессионален - православие исповедывали 97% ее жителей.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1917-1930-е гг.
В августе 1917 года открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, решения которого (восстановление патриаршества, разработка приходской реформы и др.) имели большое значение для дальнейшей жизнедеятельности Церкви. С другой стороны, установление советской власти в октябре 1917 года положило начало разрушительным антицерковным тенденциям. Первые решительные перемены, затронувшие церковную организацию, связаны с началом реализации декрета “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” (январь 1918 г.). С этого времени стали складываться новые взаимоотношения государственных и церковных органов, наметились перспективы структурных изменений в Церкви. Для Вологды 1917 год стал последним, когда православная традиция могла существовать во всем многообразии и неповрежденности.
Верхняя граница исследования приходится на конец 1930-х годов и обусловлена, главным образом, максимальным сворачиванием важнейших структур Православной Церкви в СССР, упразднением Постоянной комиссии по культовым вопросам при Президиуме ЦИК СССР. Это время значительных перемен в политической, социально-экономической и культурной системах страны, логическое завершение одного из этапов в жизни советского общества. В масштабах города к концу 1930-х годов завершилось разрушение церковно¬административных структур, церковно-приходская жизнь была деформирована и стояла на грани полного уничтожения.
Цель исследования состоит в изучении конкретно-локального опыта адаптации православной традиции русского города к условиям беспрецедентной в истории России модели атеистического государства. В нашей постановке цель предполагает наличие двух аспектов: изучить эволюцию взаимодействия государственных и церковных институтов (исторический аспект) и проследить трансформацию повседневной жизни православных горожан (этнографический аспект). В этой связи представляется важным решить следующие исследовательские задачи:
- исследовать на городском уровне новые механизмы государственного регулирования деятельности религиозных организаций, духовенства и верующих;
- установить основные этапы вынужденного сворачивания или видоизменения важнейших канонических структур Православной церковной организации, и в первую очередь изучить переход к новому формальному (de-jure) и реальному (de-facto) статусу прихода, как наиболее древнего этноконфессионального сообщества русского города, а также выявить изменения в традиционной внутриприходской организации;
- уяснить тенденции в обновлении семантики традиционной городской среды, как этнически значимого компонента русского города;
- проследить важнейшие направления эволюции форм и норм православной религиозной жизни, выявить их место в общественно-культурной атмосфере раннего советского города;
- проанализировать перемены в составе (количественные, демографические, социальные) воцерковленных православных горожан и воздействие их на трансформацию религиозной жизни города;
- оценить роль и место деструктивных внутрицерковных процессов в условиях Вологды (обновленческий раскол, “правые расколы”, нестроения в церковной жизни и т. п.).
Решение этих задач обусловило следующую структуру диссертации. В первой главе в центре внимания находится общая эволюция православного компонента городской среды и основные этапы вынужденной трансформации церковно-организационной системы города в целом.
Специальное внимание характеристике градостроительной композиции и городской топографии Вологды обусловлено тем, что в них православная традиция получила весьма полное и выразительное воплощение: предметное, стилистическое, символическое, пространственное и т. п. Эти компоненты городской среды, в отличие, скажем, от состава и структуры городского социума были не только результатом многовековой живой православной традиции, но и сами создавали оптимальные условия для ее бытования. Их разрушение и переиначивание означало бы утрату одной из пространственных основ православной традиции города.
Во второй главе предметом исследования становится приход, как основное традиционное каноническое сообщество православных горожан. Представляется важным исследование прихода в единстве его пространственных, количественных, организационных и кадровых характеристик.
Вслед за этим (в третьей главе) открывается возможность историко-этнографического изучения разнообразных направлений воцерковленной жизнедеятельности православных горожан.
Проблемам обновленческого и внутрицерковных расколов, как особой сфере православной церковной жизни города, отведена четвертая глава исследования.
На наш взгляд, такая структура позволяет увидеть православную традицию города в ее различных измерениях: в масштабах города, в рамках отдельного прихода, в жизнедеятельности прихожан, а также в круге церковных нестроений.
Историография
Данная тема применительно к Вологде собственной историографии практически не имеет. Вместе с тем, раскрытие проблемы невозможно без использования разнообразного историографического наследия по общим вопросам церковной истории 1917-1930-х годов, которое формировалось в светской отечественной и зарубежной историографии, а также в церковно-исторической науке и публицистике.
На сегодня в исследовании проблемы сложилось несколько историографических направлений.
Важное место в изучении церковной истории принадлежало светской отечественной историографии. В целом это направление можно представить в виде двух школ исследователей: советской и новейшего времени. Среди авторов первой школы были: П. А. Красиков, Б. П. Кандидов, В. Д. Бонч- Бруевич, П. В. Гидулянов, Н. Н. Фиолетов, Л. П. Дьяков, Н. Ф. Платонов, Н. М. Никольский, Б. В. Титлинов, В. Беляев, И. П. Брихничев, Р Ю. Плаксин, Н. М. Лукин, Е. М. Ярославский, М. Горев, Е. Грекулов, Я. Шипов, Д. С. Артамонов, Н. Орлеанский, Г. В. Воронцов, В. Е. Лазоренко, Л. Н. Коновалов, М. М. Шейнман, Г. Р. Гольст, В. В. Клочков, Н. С. Гордиенко, П. М. Комаров, М. П. Новиков, А. А. Шишкин, В. Ф. Зыбковец, В. А. Куроедов, И. А. Крывелев и др.
Результатом их исследований стала следующая общая концепция. Революционные преобразования неизбежно поставили религию и церковные организации в кризисные условия, произошел отход масс от религии и Церкви, сокращалась сеть храмов. Считалось, что в полном соответствии с демократическим революционными принципами свободы совести Церковь лишилась прежней государственной поддержки и собственной материальной базы. В рамках указанной концепции предполагалось, что Церковь, несущая неверное мировоззрение и отражающая интересы разгромленных революцией эксплуататорских классов, объективно обречена на исчезновение. Признавалось, что лишь часть “демократически настроенного духовенства”, занявшая позицию лояльности к советской власти, пыталась согласовать православие с коммунистической доктриной. В целом, разрушение организационной системы Русской Православной Церкви расценивалось как закономерное прогрессивное явление революционной эпохи, что являлось органической частью строительства нового общества, актом освобождения от иллюзорного мировоззрения, победой социалистического гуманизма.
Сложность темы состоит в выявлении всей полноты религиозной жизни как особого социокультурного и духовного феномена российской истории. Религиозная жизнь этноса, будучи сложным комплексом вероучительных, мировоззренческих и ценностных ориентаций, церковно-государственных отношений, духовно-нравственных традиций, литургической и душепопечительской деятельности, специфических форм и норм поведения, общественно-значимого и индивидуально-личностного начал и пр., может быть изучена лишь при объединении усилий родственных наук - истории, этнографии, демографии, права, социологии и т. д.
Актуальность темы применительно к 1917-1930-м годам определяется сложившимся тогда накалом противоречий между традициями и новациями, законами социальной статики и динамики, между охранительным и деструктивным началом. Религиозная жизнь, сама по себе являющаяся олицетворением традиционного, впервые оказалась под столь сокрушительным ударом и в некоторых из своих аспектов была вынуждена адаптироваться к новым социально-политическим условиям. Ее дальнейшее изучение поможет существенно дополнить картину того времени, до сих пор предстающую перед нами преимущественно в политическом ключе, образом живой повседневности во всем ее многообразии. Волна развернувшихся ныне исследований государственно-церковных отношений, репрессивной политики властей, церковных расколов и иных сюжетов, по сути не выходящих из рамок общественно-политической проблематики, должна быть сбалансирована изучением этноконфессиональной повседневности.
Под этноконфессиональной повседневностью понимается жизненный распорядок, уклад, которому свойственны как устойчивые формы и нормы воцерковленного общественного и индивидуального поведения верующих, разнообразные поступки, события, так и новации, выходящие за рамки привычного, но не вступающие в противоречие с вероучением и каноном.
Объектом нашего изучения стал русский город, как особый этносоциальный организм, в период динамичных преобразований 1917-1930-х гг. Как известно, городская среда формировала свою этносоциальную общность, отличия в культурно-бытовых традициях, менталитете, более разнообразные, нежели в деревне, варианты воцерковленной повседневности, существующей в условиях модернизации и урбанизации общества. Несмотря на то, что историко-этнографическая наука имеет известный опыт в исследовании города, проблематика указанного периода, в том числе и его религиозная жизнь остается до сих пор слабо изученной. А между тем, именно город с начала XX века все более становился центром социальных потрясений, религиозно-обновленческих устремлений и революционных преобразований.
Обращение к локальному исследованию (в границах одного города) на данном этапе изученности представляется наиболее целесообразным. На наш взгляд, такой подход позволит более полно, исторически и этнографически конкретно, уяснить характер происходивших в то время перемен в церковной организации, этноконфессиональной повседневности, выявить закономерности и региональные особенности процесса трансформации религиозной жизни провинциального губернского русского города в условиях раннего советского времени.
Предметом исследования является бытование православной традиции в г. Вологде. Православная традиция рассматривается как устойчивое единство жизненного уклада, духовно-нравственных ценностей, форм и норм церковной жизни, а также индивидуального, и группового поведения верующих, оформившееся на основе вероучительных, канонических и мировоззренческих воззрений русского православия. За рамками исследования остаются формы религиозной жизни, существующие вне православной традиции, а также развитие и становление атеистического мировоззрения.
Отметим, что Вологда являлась весьма типичным старинным русским городом. С XV века она была крупным епархиальным центром Русского Севера. Это во многом определило раннюю укорененность православной традиции, глубокую религиозность ее населения, плотную православную топографию и внешний облик города в целом. В городе абсолютно преобладали русские. К началу исследуемого периода религия занимала весьма заметное место в жизни горожан. Город практически был моноконфессионален - православие исповедывали 97% ее жителей.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1917-1930-е гг.
В августе 1917 года открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, решения которого (восстановление патриаршества, разработка приходской реформы и др.) имели большое значение для дальнейшей жизнедеятельности Церкви. С другой стороны, установление советской власти в октябре 1917 года положило начало разрушительным антицерковным тенденциям. Первые решительные перемены, затронувшие церковную организацию, связаны с началом реализации декрета “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” (январь 1918 г.). С этого времени стали складываться новые взаимоотношения государственных и церковных органов, наметились перспективы структурных изменений в Церкви. Для Вологды 1917 год стал последним, когда православная традиция могла существовать во всем многообразии и неповрежденности.
Верхняя граница исследования приходится на конец 1930-х годов и обусловлена, главным образом, максимальным сворачиванием важнейших структур Православной Церкви в СССР, упразднением Постоянной комиссии по культовым вопросам при Президиуме ЦИК СССР. Это время значительных перемен в политической, социально-экономической и культурной системах страны, логическое завершение одного из этапов в жизни советского общества. В масштабах города к концу 1930-х годов завершилось разрушение церковно¬административных структур, церковно-приходская жизнь была деформирована и стояла на грани полного уничтожения.
Цель исследования состоит в изучении конкретно-локального опыта адаптации православной традиции русского города к условиям беспрецедентной в истории России модели атеистического государства. В нашей постановке цель предполагает наличие двух аспектов: изучить эволюцию взаимодействия государственных и церковных институтов (исторический аспект) и проследить трансформацию повседневной жизни православных горожан (этнографический аспект). В этой связи представляется важным решить следующие исследовательские задачи:
- исследовать на городском уровне новые механизмы государственного регулирования деятельности религиозных организаций, духовенства и верующих;
- установить основные этапы вынужденного сворачивания или видоизменения важнейших канонических структур Православной церковной организации, и в первую очередь изучить переход к новому формальному (de-jure) и реальному (de-facto) статусу прихода, как наиболее древнего этноконфессионального сообщества русского города, а также выявить изменения в традиционной внутриприходской организации;
- уяснить тенденции в обновлении семантики традиционной городской среды, как этнически значимого компонента русского города;
- проследить важнейшие направления эволюции форм и норм православной религиозной жизни, выявить их место в общественно-культурной атмосфере раннего советского города;
- проанализировать перемены в составе (количественные, демографические, социальные) воцерковленных православных горожан и воздействие их на трансформацию религиозной жизни города;
- оценить роль и место деструктивных внутрицерковных процессов в условиях Вологды (обновленческий раскол, “правые расколы”, нестроения в церковной жизни и т. п.).
Решение этих задач обусловило следующую структуру диссертации. В первой главе в центре внимания находится общая эволюция православного компонента городской среды и основные этапы вынужденной трансформации церковно-организационной системы города в целом.
Специальное внимание характеристике градостроительной композиции и городской топографии Вологды обусловлено тем, что в них православная традиция получила весьма полное и выразительное воплощение: предметное, стилистическое, символическое, пространственное и т. п. Эти компоненты городской среды, в отличие, скажем, от состава и структуры городского социума были не только результатом многовековой живой православной традиции, но и сами создавали оптимальные условия для ее бытования. Их разрушение и переиначивание означало бы утрату одной из пространственных основ православной традиции города.
Во второй главе предметом исследования становится приход, как основное традиционное каноническое сообщество православных горожан. Представляется важным исследование прихода в единстве его пространственных, количественных, организационных и кадровых характеристик.
Вслед за этим (в третьей главе) открывается возможность историко-этнографического изучения разнообразных направлений воцерковленной жизнедеятельности православных горожан.
Проблемам обновленческого и внутрицерковных расколов, как особой сфере православной церковной жизни города, отведена четвертая глава исследования.
На наш взгляд, такая структура позволяет увидеть православную традицию города в ее различных измерениях: в масштабах города, в рамках отдельного прихода, в жизнедеятельности прихожан, а также в круге церковных нестроений.
Историография
Данная тема применительно к Вологде собственной историографии практически не имеет. Вместе с тем, раскрытие проблемы невозможно без использования разнообразного историографического наследия по общим вопросам церковной истории 1917-1930-х годов, которое формировалось в светской отечественной и зарубежной историографии, а также в церковно-исторической науке и публицистике.
На сегодня в исследовании проблемы сложилось несколько историографических направлений.
Важное место в изучении церковной истории принадлежало светской отечественной историографии. В целом это направление можно представить в виде двух школ исследователей: советской и новейшего времени. Среди авторов первой школы были: П. А. Красиков, Б. П. Кандидов, В. Д. Бонч- Бруевич, П. В. Гидулянов, Н. Н. Фиолетов, Л. П. Дьяков, Н. Ф. Платонов, Н. М. Никольский, Б. В. Титлинов, В. Беляев, И. П. Брихничев, Р Ю. Плаксин, Н. М. Лукин, Е. М. Ярославский, М. Горев, Е. Грекулов, Я. Шипов, Д. С. Артамонов, Н. Орлеанский, Г. В. Воронцов, В. Е. Лазоренко, Л. Н. Коновалов, М. М. Шейнман, Г. Р. Гольст, В. В. Клочков, Н. С. Гордиенко, П. М. Комаров, М. П. Новиков, А. А. Шишкин, В. Ф. Зыбковец, В. А. Куроедов, И. А. Крывелев и др.
Результатом их исследований стала следующая общая концепция. Революционные преобразования неизбежно поставили религию и церковные организации в кризисные условия, произошел отход масс от религии и Церкви, сокращалась сеть храмов. Считалось, что в полном соответствии с демократическим революционными принципами свободы совести Церковь лишилась прежней государственной поддержки и собственной материальной базы. В рамках указанной концепции предполагалось, что Церковь, несущая неверное мировоззрение и отражающая интересы разгромленных революцией эксплуататорских классов, объективно обречена на исчезновение. Признавалось, что лишь часть “демократически настроенного духовенства”, занявшая позицию лояльности к советской власти, пыталась согласовать православие с коммунистической доктриной. В целом, разрушение организационной системы Русской Православной Церкви расценивалось как закономерное прогрессивное явление революционной эпохи, что являлось органической частью строительства нового общества, актом освобождения от иллюзорного мировоззрения, победой социалистического гуманизма.
Локальное исследование православной традиции русского города в период двух послереволюционных десятилетий выявило ее гибкость и вариативность в зависимости от этапов развития советского общества и динамики государственно-церковных отношений.
На первом этапе (1918-1921 гг.) произошла принципиальная замена социально-политического контекста православной традиции. Состоялся официальный разрыв Церкви и государства. Более того - в деятельности власти появились первые признаки антицерковной направленности, что не имело прецедента в истории города. Уже в 1918 году был нанесен удар по таким значимым единичным объектам православной организации города, как монастырские корпорации, духовные учебные заведения, домовые церкви. Были предприняты и первые шаги по ограничению формального и реального статуса церковных структур: национализирована церковная собственность, заключены договоры на пользование церковными зданиями, проведена государственная регистрация приходских объединений, реорганизация епархиальных органов управления и др. Между тем на этом временном отрезке в неповрежденном виде сохранялась насыщенная православная семантика городской среды и воцерковленная повседневность вологжан, не испытавшая сколько-нибудь значительных внешних или внутренних толчков.
На следующем этапе (1921-1922 гг.) наступление на Церковь приобрело яркий конфискационный характер. Правовая незащищенность религиозных общин сделала возможным открытое вмешательство органов местной власти во внутрицерковную и внутриприходскую деятельность. На состояние православной традиции Вологды в сильной степени повлияли решительные меры по изъятию церковных ценностей и опустошению православных храмов - основной ячейки православной жизни города. Чуть позднее (1922-1924 гг.) состоялось очередное изменение юридического статуса приходских объединений, вызвавшее повторную их регистрацию и создавшее предпосылки постепенного ограничения религиозной жизни лишь рамками приходской общины и храма. В среде православных вологжан ощущались разнообразные формы открытого и скрытого сопротивления, складывалось несвойственное прежде православному сознанию восприятие власти как богоборческой. Произошла внутренняя перегруппировка в традиционной самоорганизации Церкви: проведены учредительные собрания религиозных общин, сформированы приходские советы, прошли выборы настоятелей и др. Состоялось и первое “нестроение” в канонической и богослужебной сфере православной традиции: шесть приходов встали на путь обновленчества, в городе и епархии установилось иерархическое двоецентрие. Разномыслие между патриаршей Церковью и обновленческой в Вологде, как и в целом по стране, искусственно усиливалось органами ОГПУ, что придавало ему политическую окраску. Вместе с тем, на путь раскола встала лишь незначительная часть православных горожан, в целом религиозная жизнь города сохранялась в рамках традиции.
1924-1925 годы отмечены закрытием известных и почитаемых среди вологжан храмов на Сенной площади, кафедрального Софийского собора, Горнего Успенского монастыря, церкви Сошествия Святого Духа в Свято¬Духовом монастыре и др. Результатом данного наступления явилось вытеснение действующих храмов из центральной части, по-особому значимой в православной топографии города. Параллельно происходила и смена идеологически-маркированных ориентиров: рядом с закрываемыми храмами Сенной площади устанавливался памятник В.И. Ленину, в Софийском соборе - антирелигиозный музей и пр. Так нарастали целенаправленные усилия по выведению городской среды из сферы православной традиции. В условиях нового наступления на церковную организацию в Вологде наблюдается все возрастающая вовлеченность в приходскую жизнь значительного количества прихожан: от 12 до 14% взрослого населения города являлись официально- зарегистрированными членами приходских общин. Прецедент ликвидации православных центров стимулировал усилия прихожан по сохранению жизнедеятельности прихода: нарастало ощущение соборной собственности, православной солидарности, закреплялся опыт жертвенности во благо храма и духовенства и т.п. Православная традиция сконцентрировалась на сохранении самого института прихода: складывались надежные механизмы адаптации к новым условиям, прихожане закрываемых храмов все чаще практиковали создание межприходских объединений (межобщинных конфедераций) при сохранении приходской автономии (материальное содержание прежнего клира, сохранение самоназвания общины, почитания приходских святынь, память о приходе и др.). Вообще после 1923 года в Вологде наступает время наивысшей приходской активности верующего населения. Удалось сохранить социальную значимость православной традиции, включая публичные формы ее проявления: общегородские и приходские крестные ходы. Это характерно и для 1925-1928 годов, когда в рамках города в церковно-государственных отношениях наступил период временной стабилизации.
К 1929 - началу 1930 года относится период массового закрытия храмов в Вологде, ставший наиболее разрушительным в эволюции церковно¬государственных отношений: за 15 месяцев были закрыты 32 храма, к 1930 году 5 храмов разрушено, запрещен колокольный звон. Таким образом, лишь через 12 лет, когда в антицерковную деятельность удалось вовлечь входящее в жизнь послереволюционное поколение вологжан, ликвидационная политика в основном завершилась. Стала деформироваться православная семантика городской среды, бывшие храмы пытались включить в новую идеологическую систему, в пафос социалистического строительства.
В первой половине 1930-х годов в Вологде произошел распад традиционного сообщества - прихода. В 1930 годы литургическая жизнь православных горожан - духовное средоточие православной традиции - была вытеснена на окраины города и сконцентрирована в четырех храмах.
Тогда же становился очевидным дисбаланс социального, профессионального и половозрастного состава воцерковленного православного населения Вологды. На неработающую и пожилую часть прихожан (главным образом - женщин) легла основная доля ответственности за сбережение православной традиции. Активность прихожан, свойственная 1920-м годам, сменилась тенденцией к сворачиванию общественно-значимой, социокультурной сферы православной традиции. Доминирующей становится установка на выживание. Резкое постарение приходских общин в 1930-е годы превращало Церковь в глазах власти в малоопасный институт, своего рода анахронизм, и в какой-то степени защитило ее от дальнейших репрессий.
К 1940 году в Вологде произошло почти полное сворачивание церковной организации. Все верующие вологжане объединялись вокруг одного храма. Фактически была упразднена кафедра.
Православная традиция к 1940 году подошла к той рубежной черте, после которой могли начаться необратимые последствия. Остановилось воспроизводство священнослужителей, прекратилось богословское образование, стал труднодоступным храм, произошел сбой календарного ритма церковной жизни и православной седмицы, какие-либо публичные проявления религиозной жизни пресекались. Вместе с тем, можно утверждать, что в это время православная традиция не лишилась своей духовной основы - в единственном храме сохранялся полный литургический круг тайносовершительства, уставное богослужение, нормы христианской этики и церковное благочестие в среде верующих. Гарантом сохранения традиции были сами православные горожане. Глубокая укорененность православной традиции сохранила следы православной топографии как в образе Вологды (остались видимыми зрительными доминантами города храмы, соборы, монастыри и др.), так и в памяти горожан (на бытовом уровне сохранялась православная топонимика). Очевидно, что внутреннего кризиса православной традиции не произошло, резко сократилась лишь сфера ее бытования. Несмотря на сворачивание внешних форм церковной жизни, православная традиция продолжала существовать, концентрируясь вокруг литургии и перенося нормы религиозной повседневности в “домашнюю церковь”, в семью.
На первом этапе (1918-1921 гг.) произошла принципиальная замена социально-политического контекста православной традиции. Состоялся официальный разрыв Церкви и государства. Более того - в деятельности власти появились первые признаки антицерковной направленности, что не имело прецедента в истории города. Уже в 1918 году был нанесен удар по таким значимым единичным объектам православной организации города, как монастырские корпорации, духовные учебные заведения, домовые церкви. Были предприняты и первые шаги по ограничению формального и реального статуса церковных структур: национализирована церковная собственность, заключены договоры на пользование церковными зданиями, проведена государственная регистрация приходских объединений, реорганизация епархиальных органов управления и др. Между тем на этом временном отрезке в неповрежденном виде сохранялась насыщенная православная семантика городской среды и воцерковленная повседневность вологжан, не испытавшая сколько-нибудь значительных внешних или внутренних толчков.
На следующем этапе (1921-1922 гг.) наступление на Церковь приобрело яркий конфискационный характер. Правовая незащищенность религиозных общин сделала возможным открытое вмешательство органов местной власти во внутрицерковную и внутриприходскую деятельность. На состояние православной традиции Вологды в сильной степени повлияли решительные меры по изъятию церковных ценностей и опустошению православных храмов - основной ячейки православной жизни города. Чуть позднее (1922-1924 гг.) состоялось очередное изменение юридического статуса приходских объединений, вызвавшее повторную их регистрацию и создавшее предпосылки постепенного ограничения религиозной жизни лишь рамками приходской общины и храма. В среде православных вологжан ощущались разнообразные формы открытого и скрытого сопротивления, складывалось несвойственное прежде православному сознанию восприятие власти как богоборческой. Произошла внутренняя перегруппировка в традиционной самоорганизации Церкви: проведены учредительные собрания религиозных общин, сформированы приходские советы, прошли выборы настоятелей и др. Состоялось и первое “нестроение” в канонической и богослужебной сфере православной традиции: шесть приходов встали на путь обновленчества, в городе и епархии установилось иерархическое двоецентрие. Разномыслие между патриаршей Церковью и обновленческой в Вологде, как и в целом по стране, искусственно усиливалось органами ОГПУ, что придавало ему политическую окраску. Вместе с тем, на путь раскола встала лишь незначительная часть православных горожан, в целом религиозная жизнь города сохранялась в рамках традиции.
1924-1925 годы отмечены закрытием известных и почитаемых среди вологжан храмов на Сенной площади, кафедрального Софийского собора, Горнего Успенского монастыря, церкви Сошествия Святого Духа в Свято¬Духовом монастыре и др. Результатом данного наступления явилось вытеснение действующих храмов из центральной части, по-особому значимой в православной топографии города. Параллельно происходила и смена идеологически-маркированных ориентиров: рядом с закрываемыми храмами Сенной площади устанавливался памятник В.И. Ленину, в Софийском соборе - антирелигиозный музей и пр. Так нарастали целенаправленные усилия по выведению городской среды из сферы православной традиции. В условиях нового наступления на церковную организацию в Вологде наблюдается все возрастающая вовлеченность в приходскую жизнь значительного количества прихожан: от 12 до 14% взрослого населения города являлись официально- зарегистрированными членами приходских общин. Прецедент ликвидации православных центров стимулировал усилия прихожан по сохранению жизнедеятельности прихода: нарастало ощущение соборной собственности, православной солидарности, закреплялся опыт жертвенности во благо храма и духовенства и т.п. Православная традиция сконцентрировалась на сохранении самого института прихода: складывались надежные механизмы адаптации к новым условиям, прихожане закрываемых храмов все чаще практиковали создание межприходских объединений (межобщинных конфедераций) при сохранении приходской автономии (материальное содержание прежнего клира, сохранение самоназвания общины, почитания приходских святынь, память о приходе и др.). Вообще после 1923 года в Вологде наступает время наивысшей приходской активности верующего населения. Удалось сохранить социальную значимость православной традиции, включая публичные формы ее проявления: общегородские и приходские крестные ходы. Это характерно и для 1925-1928 годов, когда в рамках города в церковно-государственных отношениях наступил период временной стабилизации.
К 1929 - началу 1930 года относится период массового закрытия храмов в Вологде, ставший наиболее разрушительным в эволюции церковно¬государственных отношений: за 15 месяцев были закрыты 32 храма, к 1930 году 5 храмов разрушено, запрещен колокольный звон. Таким образом, лишь через 12 лет, когда в антицерковную деятельность удалось вовлечь входящее в жизнь послереволюционное поколение вологжан, ликвидационная политика в основном завершилась. Стала деформироваться православная семантика городской среды, бывшие храмы пытались включить в новую идеологическую систему, в пафос социалистического строительства.
В первой половине 1930-х годов в Вологде произошел распад традиционного сообщества - прихода. В 1930 годы литургическая жизнь православных горожан - духовное средоточие православной традиции - была вытеснена на окраины города и сконцентрирована в четырех храмах.
Тогда же становился очевидным дисбаланс социального, профессионального и половозрастного состава воцерковленного православного населения Вологды. На неработающую и пожилую часть прихожан (главным образом - женщин) легла основная доля ответственности за сбережение православной традиции. Активность прихожан, свойственная 1920-м годам, сменилась тенденцией к сворачиванию общественно-значимой, социокультурной сферы православной традиции. Доминирующей становится установка на выживание. Резкое постарение приходских общин в 1930-е годы превращало Церковь в глазах власти в малоопасный институт, своего рода анахронизм, и в какой-то степени защитило ее от дальнейших репрессий.
К 1940 году в Вологде произошло почти полное сворачивание церковной организации. Все верующие вологжане объединялись вокруг одного храма. Фактически была упразднена кафедра.
Православная традиция к 1940 году подошла к той рубежной черте, после которой могли начаться необратимые последствия. Остановилось воспроизводство священнослужителей, прекратилось богословское образование, стал труднодоступным храм, произошел сбой календарного ритма церковной жизни и православной седмицы, какие-либо публичные проявления религиозной жизни пресекались. Вместе с тем, можно утверждать, что в это время православная традиция не лишилась своей духовной основы - в единственном храме сохранялся полный литургический круг тайносовершительства, уставное богослужение, нормы христианской этики и церковное благочестие в среде верующих. Гарантом сохранения традиции были сами православные горожане. Глубокая укорененность православной традиции сохранила следы православной топографии как в образе Вологды (остались видимыми зрительными доминантами города храмы, соборы, монастыри и др.), так и в памяти горожан (на бытовом уровне сохранялась православная топонимика). Очевидно, что внутреннего кризиса православной традиции не произошло, резко сократилась лишь сфера ее бытования. Несмотря на сворачивание внешних форм церковной жизни, православная традиция продолжала существовать, концентрируясь вокруг литургии и перенося нормы религиозной повседневности в “домашнюю церковь”, в семью.
Подобные работы
- Православная традиция русского города
в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1999 - ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ КОЛХОЗНОГО КРЕСТЬЯНСТВА В 1945 - 1955 ГОДЫ
(НА МАТЕРИАЛАХ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Образ Севера в произведениях Ф. Абрамова и К. Темп
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2023



