Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды)

Работа №29024

Тип работы

Диссертация

Предмет

история

Объем работы201
Год сдачи1999
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
585
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Православный компонент городского пространства 32
§ 1 Православная топография и топонимика Вологды в начале XX века.,,32
§ 2 Конфискационная политика 1918-1922 гг. 41
§ 3 Закрытие вологодских храмов в 1923-1930-е гг. 61
Глава II. Приходы 82
§ 1 Изменения в пространственных и количественных характеристиках приходов в 1917 - начале 1930-х гг. 82
§ 2 Эволюция внутренней организации и функций прихода 88
§ 3 Статус и состав клира 113
Глава III. Прихожане 139
§ 1 Изменения в составе общин 139
§ 2 Деятельность по сохранению храмового благоустроения 158
а) меры по содержанию храма 158
б) поддержание богослужебного круга 163
§ 3 Участие в православных обрядах и обычаях 174
а) в обрядах жизненного цикла 174
б) в обычаях иконопочитания 180
в) в праздниках и крестных ходах 184
Глава IV. Расколы и нестроения 198
§ 1 Организационное становление обновленчества (1922-1928 гг.) 198
§ 2 Проблемы обновленческих приходов 215
§ 3 Угасание обновленчества (конец 1920-1930-х гг.) 223
§ 4 Нестроения в патриаршей Церкви 235
Заключение 246
Список источников и литературы 251
Приложения 276


Изучение религиозной жизни России в 1917-1930-е гг. находится в ряду весьма сложных и наиболее актуальных задач историко-этнографического изучения русского народа.
Сложность темы состоит в выявлении всей полноты религиозной жизни как особого социокультурного и духовного феномена российской истории. Религиозная жизнь этноса, будучи сложным комплексом вероучительных, мировоззренческих и ценностных ориентаций, церковно-государственных отношений, духовно-нравственных традиций, литургической и душепопечительской деятельности, специфических форм и норм поведения, общественно-значимого и индивидуально-личностного начал и пр., может быть изучена лишь при объединении усилий родственных наук - истории, этнографии, демографии, права, социологии и т. д.
Актуальность темы применительно к 1917-1930-м годам определяется сложившимся тогда накалом противоречий между традициями и новациями, законами социальной статики и динамики, между охранительным и деструктивным началом. Религиозная жизнь, сама по себе являющаяся олицетворением традиционного, впервые оказалась под столь сокрушительным ударом и в некоторых из своих аспектов была вынуждена адаптироваться к новым социально-политическим условиям. Ее дальнейшее изучение поможет существенно дополнить картину того времени, до сих пор предстающую перед нами преимущественно в политическом ключе, образом живой повседневности во всем ее многообразии. Волна развернувшихся ныне исследований государственно-церковных отношений, репрессивной политики властей, церковных расколов и иных сюжетов, по сути не выходящих из рамок общественно-политической проблематики, должна быть сбалансирована изучением этноконфессиональной повседневности.
Под этноконфессиональной повседневностью понимается жизненный распорядок, уклад, которому свойственны как устойчивые формы и нормы воцерковленного общественного и индивидуального поведения верующих, разнообразные поступки, события, так и новации, выходящие за рамки привычного, но не вступающие в противоречие с вероучением и каноном.
Объектом нашего изучения стал русский город, как особый этносоциальный организм, в период динамичных преобразований 1917-1930-х гг. Как известно, городская среда формировала свою этносоциальную общность, отличия в культурно-бытовых традициях, менталитете, более разнообразные, нежели в деревне, варианты воцерковленной повседневности, существующей в условиях модернизации и урбанизации общества. Несмотря на то, что историко-этнографическая наука имеет известный опыт в исследовании города, проблематика указанного периода, в том числе и его религиозная жизнь остается до сих пор слабо изученной. А между тем, именно город с начала XX века все более становился центром социальных потрясений, религиозно-обновленческих устремлений и революционных преобразований.
Обращение к локальному исследованию (в границах одного города) на данном этапе изученности представляется наиболее целесообразным. На наш взгляд, такой подход позволит более полно, исторически и этнографически конкретно, уяснить характер происходивших в то время перемен в церковной организации, этноконфессиональной повседневности, выявить закономерности и региональные особенности процесса трансформации религиозной жизни провинциального губернского русского города в условиях раннего советского времени.
Предметом исследования является бытование православной традиции в г. Вологде. Православная традиция рассматривается как устойчивое единство жизненного уклада, духовно-нравственных ценностей, форм и норм церковной жизни, а также индивидуального, и группового поведения верующих, оформившееся на основе вероучительных, канонических и мировоззренческих воззрений русского православия. За рамками исследования остаются формы религиозной жизни, существующие вне православной традиции, а также развитие и становление атеистического мировоззрения.
Отметим, что Вологда являлась весьма типичным старинным русским городом. С XV века она была крупным епархиальным центром Русского Севера. Это во многом определило раннюю укорененность православной традиции, глубокую религиозность ее населения, плотную православную топографию и внешний облик города в целом. В городе абсолютно преобладали русские. К началу исследуемого периода религия занимала весьма заметное место в жизни горожан. Город практически был моноконфессионален - православие исповедывали 97% ее жителей.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1917-1930-е гг.
В августе 1917 года открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, решения которого (восстановление патриаршества, разработка приходской реформы и др.) имели большое значение для дальнейшей жизнедеятельности Церкви. С другой стороны, установление советской власти в октябре 1917 года положило начало разрушительным антицерковным тенденциям. Первые решительные перемены, затронувшие церковную организацию, связаны с началом реализации декрета “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” (январь 1918 г.). С этого времени стали складываться новые взаимоотношения государственных и церковных органов, наметились перспективы структурных изменений в Церкви. Для Вологды 1917 год стал последним, когда православная традиция могла существовать во всем многообразии и неповрежденности.
Верхняя граница исследования приходится на конец 1930-х годов и обусловлена, главным образом, максимальным сворачиванием важнейших структур Православной Церкви в СССР, упразднением Постоянной комиссии по культовым вопросам при Президиуме ЦИК СССР. Это время значительных перемен в политической, социально-экономической и культурной системах страны, логическое завершение одного из этапов в жизни советского общества. В масштабах города к концу 1930-х годов завершилось разрушение церковно¬административных структур, церковно-приходская жизнь была деформирована и стояла на грани полного уничтожения.
Цель исследования состоит в изучении конкретно-локального опыта адаптации православной традиции русского города к условиям беспрецедентной в истории России модели атеистического государства. В нашей постановке цель предполагает наличие двух аспектов: изучить эволюцию взаимодействия государственных и церковных институтов (исторический аспект) и проследить трансформацию повседневной жизни православных горожан (этнографический аспект). В этой связи представляется важным решить следующие исследовательские задачи:
- исследовать на городском уровне новые механизмы государственного регулирования деятельности религиозных организаций, духовенства и верующих;
- установить основные этапы вынужденного сворачивания или видоизменения важнейших канонических структур Православной церковной организации, и в первую очередь изучить переход к новому формальному (de-jure) и реальному (de-facto) статусу прихода, как наиболее древнего этноконфессионального сообщества русского города, а также выявить изменения в традиционной внутриприходской организации;
- уяснить тенденции в обновлении семантики традиционной городской среды, как этнически значимого компонента русского города;
- проследить важнейшие направления эволюции форм и норм православной религиозной жизни, выявить их место в общественно-культурной атмосфере раннего советского города;
- проанализировать перемены в составе (количественные, демографические, социальные) воцерковленных православных горожан и воздействие их на трансформацию религиозной жизни города;
- оценить роль и место деструктивных внутрицерковных процессов в условиях Вологды (обновленческий раскол, “правые расколы”, нестроения в церковной жизни и т. п.).
Решение этих задач обусловило следующую структуру диссертации. В первой главе в центре внимания находится общая эволюция православного компонента городской среды и основные этапы вынужденной трансформации церковно-организационной системы города в целом.
Специальное внимание характеристике градостроительной композиции и городской топографии Вологды обусловлено тем, что в них православная традиция получила весьма полное и выразительное воплощение: предметное, стилистическое, символическое, пространственное и т. п. Эти компоненты городской среды, в отличие, скажем, от состава и структуры городского социума были не только результатом многовековой живой православной традиции, но и сами создавали оптимальные условия для ее бытования. Их разрушение и переиначивание означало бы утрату одной из пространственных основ православной традиции города.
Во второй главе предметом исследования становится приход, как основное традиционное каноническое сообщество православных горожан. Представляется важным исследование прихода в единстве его пространственных, количественных, организационных и кадровых характеристик.
Вслед за этим (в третьей главе) открывается возможность историко-этнографического изучения разнообразных направлений воцерковленной жизнедеятельности православных горожан.
Проблемам обновленческого и внутрицерковных расколов, как особой сфере православной церковной жизни города, отведена четвертая глава исследования.
На наш взгляд, такая структура позволяет увидеть православную традицию города в ее различных измерениях: в масштабах города, в рамках отдельного прихода, в жизнедеятельности прихожан, а также в круге церковных нестроений.
Историография
Данная тема применительно к Вологде собственной историографии практически не имеет. Вместе с тем, раскрытие проблемы невозможно без использования разнообразного историографического наследия по общим вопросам церковной истории 1917-1930-х годов, которое формировалось в светской отечественной и зарубежной историографии, а также в церковно-исторической науке и публицистике.
На сегодня в исследовании проблемы сложилось несколько историографических направлений.
Важное место в изучении церковной истории принадлежало светской отечественной историографии. В целом это направление можно представить в виде двух школ исследователей: советской и новейшего времени. Среди авторов первой школы были: П. А. Красиков, Б. П. Кандидов, В. Д. Бонч- Бруевич, П. В. Гидулянов, Н. Н. Фиолетов, Л. П. Дьяков, Н. Ф. Платонов, Н. М. Никольский, Б. В. Титлинов, В. Беляев, И. П. Брихничев, Р Ю. Плаксин, Н. М. Лукин, Е. М. Ярославский, М. Горев, Е. Грекулов, Я. Шипов, Д. С. Артамонов, Н. Орлеанский, Г. В. Воронцов, В. Е. Лазоренко, Л. Н. Коновалов, М. М. Шейнман, Г. Р. Гольст, В. В. Клочков, Н. С. Гордиенко, П. М. Комаров, М. П. Новиков, А. А. Шишкин, В. Ф. Зыбковец, В. А. Куроедов, И. А. Крывелев и др.
Результатом их исследований стала следующая общая концепция. Революционные преобразования неизбежно поставили религию и церковные организации в кризисные условия, произошел отход масс от религии и Церкви, сокращалась сеть храмов. Считалось, что в полном соответствии с демократическим революционными принципами свободы совести Церковь лишилась прежней государственной поддержки и собственной материальной базы. В рамках указанной концепции предполагалось, что Церковь, несущая неверное мировоззрение и отражающая интересы разгромленных революцией эксплуататорских классов, объективно обречена на исчезновение. Признавалось, что лишь часть “демократически настроенного духовенства”, занявшая позицию лояльности к советской власти, пыталась согласовать православие с коммунистической доктриной. В целом, разрушение организационной системы Русской Православной Церкви расценивалось как закономерное прогрессивное явление революционной эпохи, что являлось органической частью строительства нового общества, актом освобождения от иллюзорного мировоззрения, победой социалистического гуманизма.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Локальное исследование православной традиции русского города в период двух послереволюционных десятилетий выявило ее гибкость и вариативность в зависимости от этапов развития советского общества и динамики государственно-церковных отношений.
На первом этапе (1918-1921 гг.) произошла принципиальная замена социально-политического контекста православной традиции. Состоялся официальный разрыв Церкви и государства. Более того - в деятельности власти появились первые признаки антицерковной направленности, что не имело прецедента в истории города. Уже в 1918 году был нанесен удар по таким значимым единичным объектам православной организации города, как монастырские корпорации, духовные учебные заведения, домовые церкви. Были предприняты и первые шаги по ограничению формального и реального статуса церковных структур: национализирована церковная собственность, заключены договоры на пользование церковными зданиями, проведена государственная регистрация приходских объединений, реорганизация епархиальных органов управления и др. Между тем на этом временном отрезке в неповрежденном виде сохранялась насыщенная православная семантика городской среды и воцерковленная повседневность вологжан, не испытавшая сколько-нибудь значительных внешних или внутренних толчков.
На следующем этапе (1921-1922 гг.) наступление на Церковь приобрело яркий конфискационный характер. Правовая незащищенность религиозных общин сделала возможным открытое вмешательство органов местной власти во внутрицерковную и внутриприходскую деятельность. На состояние православной традиции Вологды в сильной степени повлияли решительные меры по изъятию церковных ценностей и опустошению православных храмов - основной ячейки православной жизни города. Чуть позднее (1922-1924 гг.) состоялось очередное изменение юридического статуса приходских объединений, вызвавшее повторную их регистрацию и создавшее предпосылки постепенного ограничения религиозной жизни лишь рамками приходской общины и храма. В среде православных вологжан ощущались разнообразные формы открытого и скрытого сопротивления, складывалось несвойственное прежде православному сознанию восприятие власти как богоборческой. Произошла внутренняя перегруппировка в традиционной самоорганизации Церкви: проведены учредительные собрания религиозных общин, сформированы приходские советы, прошли выборы настоятелей и др. Состоялось и первое “нестроение” в канонической и богослужебной сфере православной традиции: шесть приходов встали на путь обновленчества, в городе и епархии установилось иерархическое двоецентрие. Разномыслие между патриаршей Церковью и обновленческой в Вологде, как и в целом по стране, искусственно усиливалось органами ОГПУ, что придавало ему политическую окраску. Вместе с тем, на путь раскола встала лишь незначительная часть православных горожан, в целом религиозная жизнь города сохранялась в рамках традиции.
1924-1925 годы отмечены закрытием известных и почитаемых среди вологжан храмов на Сенной площади, кафедрального Софийского собора, Горнего Успенского монастыря, церкви Сошествия Святого Духа в Свято¬Духовом монастыре и др. Результатом данного наступления явилось вытеснение действующих храмов из центральной части, по-особому значимой в православной топографии города. Параллельно происходила и смена идеологически-маркированных ориентиров: рядом с закрываемыми храмами Сенной площади устанавливался памятник В.И. Ленину, в Софийском соборе - антирелигиозный музей и пр. Так нарастали целенаправленные усилия по выведению городской среды из сферы православной традиции. В условиях нового наступления на церковную организацию в Вологде наблюдается все возрастающая вовлеченность в приходскую жизнь значительного количества прихожан: от 12 до 14% взрослого населения города являлись официально- зарегистрированными членами приходских общин. Прецедент ликвидации православных центров стимулировал усилия прихожан по сохранению жизнедеятельности прихода: нарастало ощущение соборной собственности, православной солидарности, закреплялся опыт жертвенности во благо храма и духовенства и т.п. Православная традиция сконцентрировалась на сохранении самого института прихода: складывались надежные механизмы адаптации к новым условиям, прихожане закрываемых храмов все чаще практиковали создание межприходских объединений (межобщинных конфедераций) при сохранении приходской автономии (материальное содержание прежнего клира, сохранение самоназвания общины, почитания приходских святынь, память о приходе и др.). Вообще после 1923 года в Вологде наступает время наивысшей приходской активности верующего населения. Удалось сохранить социальную значимость православной традиции, включая публичные формы ее проявления: общегородские и приходские крестные ходы. Это характерно и для 1925-1928 годов, когда в рамках города в церковно-государственных отношениях наступил период временной стабилизации.
К 1929 - началу 1930 года относится период массового закрытия храмов в Вологде, ставший наиболее разрушительным в эволюции церковно¬государственных отношений: за 15 месяцев были закрыты 32 храма, к 1930 году 5 храмов разрушено, запрещен колокольный звон. Таким образом, лишь через 12 лет, когда в антицерковную деятельность удалось вовлечь входящее в жизнь послереволюционное поколение вологжан, ликвидационная политика в основном завершилась. Стала деформироваться православная семантика городской среды, бывшие храмы пытались включить в новую идеологическую систему, в пафос социалистического строительства.
В первой половине 1930-х годов в Вологде произошел распад традиционного сообщества - прихода. В 1930 годы литургическая жизнь православных горожан - духовное средоточие православной традиции - была вытеснена на окраины города и сконцентрирована в четырех храмах.
Тогда же становился очевидным дисбаланс социального, профессионального и половозрастного состава воцерковленного православного населения Вологды. На неработающую и пожилую часть прихожан (главным образом - женщин) легла основная доля ответственности за сбережение православной традиции. Активность прихожан, свойственная 1920-м годам, сменилась тенденцией к сворачиванию общественно-значимой, социокультурной сферы православной традиции. Доминирующей становится установка на выживание. Резкое постарение приходских общин в 1930-е годы превращало Церковь в глазах власти в малоопасный институт, своего рода анахронизм, и в какой-то степени защитило ее от дальнейших репрессий.
К 1940 году в Вологде произошло почти полное сворачивание церковной организации. Все верующие вологжане объединялись вокруг одного храма. Фактически была упразднена кафедра.
Православная традиция к 1940 году подошла к той рубежной черте, после которой могли начаться необратимые последствия. Остановилось воспроизводство священнослужителей, прекратилось богословское образование, стал труднодоступным храм, произошел сбой календарного ритма церковной жизни и православной седмицы, какие-либо публичные проявления религиозной жизни пресекались. Вместе с тем, можно утверждать, что в это время православная традиция не лишилась своей духовной основы - в единственном храме сохранялся полный литургический круг тайносовершительства, уставное богослужение, нормы христианской этики и церковное благочестие в среде верующих. Гарантом сохранения традиции были сами православные горожане. Глубокая укорененность православной традиции сохранила следы православной топографии как в образе Вологды (остались видимыми зрительными доминантами города храмы, соборы, монастыри и др.), так и в памяти горожан (на бытовом уровне сохранялась православная топонимика). Очевидно, что внутреннего кризиса православной традиции не произошло, резко сократилась лишь сфера ее бытования. Несмотря на сворачивание внешних форм церковной жизни, православная традиция продолжала существовать, концентрируясь вокруг литургии и перенося нормы религиозной повседневности в “домашнюю церковь”, в семью.



1. Государственный архив Архангельской области:
Ф. 4097. Административный отдел Архангельского губисполкома. Оп.1. Д. 59, 70, 79, 89, 99, 105, 148, 313, 358, 410.
Ф. 286. Отдел управления Архангельского губисполкома. Оп.1. Д. 146, 173, 307, 490, 625, 659, 882.
2. Государственный архив общественно-политических движений и формирований Архангельской области:
Ф. 1. Архангельский губернский комитет ВКП(б). Оп.1. Д. 25, 26, 72, 554, 582,760.
Ф. 290. Северный краевой комитет ВКП(б). Оп.1 Д.378, 784, 753.
3. Государственный архив Вологодской области:
Ф. 5. Вологодский губернский финансовый отдел. Оп. 1. Д. 306, 2533, 2865, 2488, 2883.
Ф. 53. Вологодский губернский отдел управления. Оп. 1. Д. 41, 211, 244, 287-а, 294, 613, 683, 729,734, 755, 780.
Оп. 2. Д. 113, 209, 211-344, 806-816.
Оп. 3. Д. 108.
Ф. 111. Вологодский губернский отдел народного образования. Оп.1. Д. 43, 44,59, 83, 182, 184, 456, 937, 958, 1510.
Ф. Р-294. Вологодский губернский совет профессиональных союзов (1917¬1929 гг.). Оп.1. Д. 296,308, 804, 938-а, 1133,1549-а,1842.
Ф. 366. Губернский исполнительный комитет. Оп.1. Д. 211, 274, 282, 309, 859, 860.
Оп. 3. Д. 21, 44, 48, 64, 2733.
Ф. 412. Вологодский губернский административный отдел (1923-1929 гг.) Оп.1. Д. 3, 14,23, 25, 36, 121, 149, 169, 170, 181.
Ф. 496. Вологодская Духовная консистория. Оп. 1.18408,18568, 18990, 19250, 19359,19628.
Оп. 4. Д. 412, 125.
Ф. 585. Вологодский губернский исполнительный комитет (1917-1929). Оп.1. Д. 71,72, 107, 176, 307, 496.
Ф. 652. Вологодское общество изучения северного края (1903-1917 гг.) Оп.1. Д. 37, 41, 51, 85,
Ф. 892. Вологодский Окружной совет профессиональных союзов (1929-30 гг.). Оп.1. Д. 11, 13, 38, 65, 71, 13, 75, 78, 146, 151, 152,158.
Ф. 889. Вологодская губернская комиссия по изъятию церковных ценностей в фонд помощи голодающим (1922-1923 гг.). Оп.1. Д. 1, 2, 3, 11-18.
Ф.1300. Вологодский облисполком. Оп. 1. Д. 12, 415.
Оп. 14. Д. 12, 13.
Ф. 4389. Вологодское общество изучения северного края (1918-1930, 1938 гг.). Оп.1. Д. 32, 115, 183, 190, 237.
4. Вологодский областной архив новейшей политической истории:
Ф. 1853. Вологодский губернский комитет ВКП(б). Оп.13. Д. 15, 17.
Ф. 1858. Вологодский городской комитет ВКР(б). Оп.1. Д. 156, 162, 309, 312, 428, 429, 435, 570, 630, 711, 716, 721.
Оп.2. Д. 9, 28, 29, 164.
Ф.2522. Вологодский областной комитет ВКП (б). Оп.1. Д. 66,185.
Оп. 2. Д. 40, 41, 148, 414, 416.
Оп. 3. 183.
Оп.6. Д. 548.
Оп.21. Д.104.
5. УФСБ России по Вологодской области
Ф. 3. Т. 18, 19, 22, 23, 24.
6. Отдел письменных актов Вологодского государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника
Ф. 6. Оп.1. Д.42, 55, 57, 58, 59, 60, 62, 80.
Ф. 52. Оп.3. Д.1, 4, 6, 16, 27, 28, 45, 52, 55, 59, 61, 66.
II. Опубликованные источники
1. Акты Святейшего Тихона Патриарха Московского и всея России и позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994.
2. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. Москва-Новосибирск,
1997.
3. Гидулянов П. В. Отделение церкви от государства в СССР: Полное собрание декретов, ведомственных распоряжений и определений Верховного Суда РСФСР и других Советских Социалистических республик. М., 1926.
4. Декреты Советской власти в 13 томах. М., 1957.
5. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В 2-ти т. М., 1994-1996.
6. Законодательство о религиозных культах. М., 1969.
7. К канонизации новомучеников российских / Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. М., 1991.
8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК: В 14 томах. М., 1970.
9. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью: в 2 кн. / Сост. Г. Штриккер. М., 1995.
10. Русская Православная церковь и коммунистическое государство. 1917¬1941: Документы и фотоматериалы. М., 1996.
11. Русская Православная Церковь. 988-1988: В 2 вып. Вып. 2: Очерки истории 1917-1988 годов. М., 1988.
12. Собрания определений и постановлений Священного Синода Православной Российской Церкви. Вып. 1-4. М., 1918.
13. Собрание узаконений (законодательства). 1922-1929.
14. Церковь и государство: Сборник постановлений, циркуляров по отделения церкви от государства, отчетов и разъяснений ликвидационного отдела НКЮ. Вып. 4. Харьков, 1922.
III. Периодическая печать
1. Вологодские Епархиальные ведомости. Вологда, 1911-1917.
2. Красный Север. Вологда, 1918-1940.
IV. Полевые материалы
1. Воспоминания Андреевой Р. А. (Архив автора).
2. Воспоминания Дудниковой Г. П. (Архив автора).
3. Воспоминания Ереминой З. А. (Архив автора).
4. Воспоминания Палтусовой Е. С. (Архив автора).
5. Воспоминания Полянской И. С. (Архив автора).
6. Воспоминания Федышина Н. И. (Архив автора).
7. Воспоминания протоиерея о. Василия Чугунова. (Архив автора).
Литература
1. Алексеев В. А. Была ли в СССР, “безбожная пятилетка”? // Диспут. 1992. №
2. С. 12-22.
2. Алексеев В. А. В начале был Декрет // Диалог. 1991. №. 4. С. 86-90, 92-97.
3. Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991.
4. Алексеев В. А. О характере антирелигиозного движения в СССР в 20-30-е годы // Научный коммунизм. 1989. №. 2. С. 98-103.
5. Алексеев Н. П. Характер религиозности в среде колхозного крестьянства и основные факторы ее преодоления. Автореф... к. ф. н. М., 1966.
6. Алексеев В. А. “Штурм небес” отменяется?: Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992.
7. Алексеева Н. В. Покаяние в православной традиции русских крестьян XVIII¬XIX вв. (по материалам Европейского Севера России). Дисс... к. и. н. Вологда,
1998.
8. Анохина Л. А., Крупянская В. Ю., Шмелева М. Н. Быт и его преобразования в период построения социализма // Советская этнография. 1965. № 4.
9. Анохина Л. А., Шмелева М. Н. Культура и быт колхозников Калининской области. М., 1964.
10. Анохина Л. А., Шмелева М. Н. Религиозно-бытовые пережитки колхозного крестьянства и пути их преодоления // Вопросы преодоления религиозных пережитков в СССР. М.-Л., 1966.
11. Артамонов Д. С. Северные церковники на службе у царизма. Архангельск,
1940.
12. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. Москва-Новосибирск,
1997.
13. Бабинов Ю. А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь, 1991.
14. Баделин В. И. Золото церкви: Исторические очерки и современность. Иваново, 1993.
15. Барменков А. И. Свобода совести в СССР. М., 1986.
16. Белкин А. И. Государственно-церковные отношения в Мордовии в 20- начале 60-х годов XX века (на материалах русского православия). Автореф... к. и. н. Саранск, 1995.
17. Белоглазов М. Л. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае. (Октябрь 1917-1925 гг.). Автореф... к. и. н. Томск, 1992.
18. Белявина В. Н. Развитие духовной культуры городского населения Белорусской ССР (этносоциальный аспект). Минск, 1985.
19. Бердяев Н. А. Христианство и классовая борьба. Париж, 1953.
20. Бердяев Н. А. Церковная смута и свобода совести // Путь. 1926. № 5.
21. Боголепов А. А. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен. 1958.
22. Бонч-Бруевич В. Д. Живая церковь и пролетариат. М., 1927.
23. Бонч-Бруевич В. Д. Избранные атеистические произведения. М., 1973.
24. Борисов Н. С. Посвящения престолов в русских храмах XVIII-XIX вв. // Вестник МГУ, серия 8 (История. 1993. № 3. С. 23-24.
25. Брихничев И. П. Патриарх Тихон и его церковь. М., 1923.
26. Будина О., Шмелева М. Этнографическое изучение города в СССР // СЭ.
1977. № 6.
27. Будина О., Шмелева М. Город и народные традиции русских. М., 1989.
28. Булатов В. Н. К расколу в русской православной церкви. Вологда. 1922.
29. Буров Я. Что означает закон о свободе совести и отделении церкви от государства: (подробное, постатейное рассмотрение Декрета о свободе совести с прил. самого Декрета). М., 1921.
30. Валк С. Н. Избранные труды по археографии: Научное наследие. СПб., 1991.
31. Варичев Е. С. Православная церковь: История и социальная сущность. М.,
1982.
32. Васильев Ю. С. Герасим Вологодский и начало города Вологды // Вологда: Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997. С. 588-600.
33. Васильева О. Ю. Русская православная церковь в 1927 - 1943 годах // Вопросы истории. 1994. № 4. С. 35-46.
34. Васильева О. Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-
1927 годах // Вопросы истории // 1993. № 8. С. 40-54.
35. Васильева О. Ю., Кнышевский П. Н. Красные конкистадоры. М., 1994.
36. Введенский А. И. За что лишили сана бывшего патриарха Тихона. М., 1923.
37. Введенский А. И. Церковь и государство: Очерк взаимоотношений церкви и государства 1918-1922. М., 1923.
38. Введенский Церковь и революция. Пг., 1922.
39. Введенский А. И. Церковь патриарха Тихона. М., 1923.
40. Вениамин (Федченков, митрополит). На рубеже двух эпох. М., 1994.
41. Виноградов А. И. Свобода совести и религия. М., 1969.
42. Возрастной состав населения г. Вологды (перепись населения 28 августа 1920 года). Вологда. 1922.
43. Вологда 1780-х годов в описаниях современников (А. А. Засецкий. Исторические и топографические известия; Экономические примечания к Генеральному межеванию. Публикация А. В. Камкина) // Вологда: Историко¬краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 279-301.
44. Вологодский иллюстрированный календарь. 1894. Вологда, 1894.
45. Воспоминания Ильинского Н. А. В 2-х т. Рукопись.
46. Воспоминания Ропаковой Н. А. Машинопись. Вологда. 1994.
47. Воронцов Г. В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917-1937). Л., 1973.
48. Воронцов Г. В. Массовый атеизм: становление и развитие. М., 1975.
49. Ворошилов А. С. Религиозность как предмет социологического исследования Автореф. дисс... к. ф. н. Ростов-на-Дону, 1974.
50. Вострышев М. И. Божий избранник: Крестный Путь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. М., 1990.
51. Вострышев М. 1922 год постановили: обобрать и расстрелять // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 12.
52. Вострышев М. И. Великий защитник веры // Слово. 1990. № 6.
53. Вострышев М. И. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин // Журнал Московской Патриархии. 1993. №. 2. С. 37-43.
54. Вострышев М. И. На основе устных директив // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 8. С. 5-10.
55. Вострышев М. И. Патриарх Тихон / ЖЗЛ. М., 1995.
56. Гагарин Ю. В. Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление (на материалах конкретно-социологических исследований). Сыктывкар, 1971.
57. Гарковенко Ф. И. Внутрицерковная и междуцерковная борьба в православии в период социальной революции // Религия и идеологическая борьба. М., 1974;
58. Гидулянов П. В. Церковь и государство по законодательству РСФСР / Наркомат юстиции. М., 1923.
59. Глан Я. Антирелигиозная литература: Аннотированный библиограф. кн. и ст. по вопросам религии и атеизма, вышедших в 1917-1931 гг.: в 3 т. Т.1-3. М., 1930-1932.
60. Глан Я. Антирелигиозная литература послеоктябрьского периода. М., 1933.
61. Головкин А. И. Методика антирелигиозной кампании. М., 1931.
62. Гольст Г. Р. Религия и закон. М., 1975.
63. Гомаюнов С. А. Проблемы методологии местной истории. Киров, 1996.
64. Гордиенко Н. С. Современное православие. М., 1968.
65. Гордиенко Н. С. Современное русское православие. Л., 1988.
66. Гордиенко Н. С. Эволюция русского православия (20-80 гг. 20 столетия). М., 1984.
67. Гордиенко Н. С., Курочкин П. К. Особенности модернизации современного русского православия. М., 1978.
68. Горев М. Голод и церковные богатства. М., 1922.
69. Государственно-церковные отношения в России / Сост. Н. А. Трофимчук. М., 1993.
70. Государственно-церковные отношения в России: (опыт прошлого и современного состояния). М., 1996.
71. Граббе Г. Правда о Русской Церкви на Родине и за Рубежом. (По поводу книги С. В. Троицкого “О неправде Карловацкого раскола”). Джорданвилль, 1961.
72. Григорий (Граббе, епископ). К истории русских церковных разделений за границей: (Опровержение ошибок и неправд в сочинении Д. Поспеловского “РПЦ при советском режиме 1917-1982”). Джорданвилль, 1992.
73. Григорий (Граббе, епископ). Русская Церковь перед лицом господствующего зла. Джорданвилль, 1991.
74. Гринберг М. Л. Жизнь и деятельность Архиепископа Андрея (князя Ухтомского). Из истории Русской Православной Церкви XX в. Автореф. дисс.... к. и. н. М., 1995.
75. Громыко М. М. Православие у русских: проблемы этнологического исследования // Православие и русская народная культура. Кн. 6. М., 1996. С.160-185.
76. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. М., 1986.
77. Громыко М. М. Этнографическое изучение религиозности народа: заметки о предмете, подходах и особенностях современного этапа исследований // Этнографическое обозрение. 1995. № 5. С. 77-83.
78. Громыко М. М., Кузнецов С. В., Буганов А. В. Православие в русской народной культуре: направления исследований // Этнографическое обозрение.
1993. № 6. С. 60-68.
79. Дамаскин (Орловский, иеромонах). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной церкви ХХ столетия: жизнеописания и материалы к ним. Кн.1. Тверь, 1992. Кн.2. 1996.
80. Двадцатилетие отделение церкви от государства. М., 1938.
81. “Дело” митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М., 1991.
82. Документы архива // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 1. С. 10¬14.
83. Дунаев В. Н. Социально-политическая ориентация и действия православных церковников в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции и первые годы советской власти (1917-1922) (На материалах Воронежской, Курской и Тамбовской губ.). Автореф...к. и. н. Воронеж, 1972.
84. Дьяков Л. П. Советские законы о церкви. Л., 1926.
85. Елфимов В. Ф. О причинах и условиях существования религиозных пережитков в СССР. Вологда, 1971.
86. Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке // Культура. Образование. Православие. Сб. Материалов региональной научно-практической конф. / Под ред. А. М. Селиванова, Н. Лихоманова. Ярославль, 1996 С. 248-252.
87. Желнакова Н. Ю. Государственная политика по отношению к Русской Православной Церкви в 1920-30-е гг. Дисс... к. и. н. М., 1995.
88. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Введенская Оптина пустыня. Декабрь. Часть 1. 1994. С. 137-147.
89. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М., 1980.
90. Жиромская В. Б. Советский город в 1921-1925 гг.: проблемы социальной структуры. М., 1988.
91. Жиромская В. Б. Православный христианин и гражданин Российской державы // Наука и религия. 1993. № 9. С. 14-16.
92. Журавский А. Жизнеописания новых мучеников Казанских. Год 1918. Москва, 1996.
93. Зайцев К. (протоиерей). Время святителя Тихона. М., 1996.
94. Законодательство о религиозных культах. М., 1969.
95. Заозерский Н. Что есть православный приход и чем он должен быть. Сергиев Посад, 1912.
96. Зеленогорский М. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея. М., 1991.
97. Зернов М. Русское религиозное возрождение ХХ века. Париж: ИМКА- ПРЕСС, 1991.
98. Зорин А. Н. Русский город в Казанском Поволжье. Научный доклад - в качестве дисс... д. и. н. М., 1992.
99. Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России: (1917-1921). М., 1975.
100. Иванов А. И., Лобазов П. К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви. М., 1973.
101. Иванов Ю. А. Местные власти и Церковь в 1922-1941 гг. (по материалам архива Ивановской области) // Отечественные архивы. 1996. № 4. С. 90-94.
102. Из документов о Святейшем Патриархе Тихоне, собранных М. Е. Губониным // Журнал Московской Патриархии. № 1.
103. Ильинская А. Церковь гонимая (30-е годы) // Литературная учеба. 1995. Кн. 1. С. 192-208.
104. Иоанн, архиепископ Рижский и Латвийский. В день погребения Святейшего Патриарха Тихона // Журнал Московской Патриархии. 1993. №
1. С. 14-19.
105. Иоанн (Снычев, митрополит). Митрополит Мануил (Лемешевский): Биографический очерк. СПб., 1993.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ