ВЕДЕНИЕ .....................................................................................................................3
1. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
В ВОЕННОМ ВУЗЕ..................................................................................................12
1.1. Педагогическая интеграция как инструмент организации
1роцесса профессиональной подготовки курсантов .................................................. 12
1.2. Особенности организации процесса психолого-педагогической
подготовки курсантов....................................................................................................29
1.3. Системообразующая роль воинского воспитания в процессе
психолого-педагогической подготовки будущих офицеров..................................... 48
Выводы........................................................................................................................66
2. ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ .............................................68
2.1. Проектирование процесса психолого-педагогической подготовки
курсантов военно-инженерного вуза ........................................................................... 68
2.2. Реализация модели оптимизации процесса психолого-педагогической
подготовки курсантов военно-инженерного вуза ......................................................84
2.3. Методика организации опытно-экспериментального исследования............101
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы ..............................110
Выводы.......................................................................................................................124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................ 126
БИБЛИОГРАФИЯ.........................................................................................................132
ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................................147
Актуальность исследования. Служба в войсках в мирное и военное
время предъявляет высокие требования к духовным, моральным и физическим качествам военнослужащих. Даже в эпоху высокоразвитой техники и
оружия главная роль принадлежит человеку. Самое современное оружие не
может компенсировать слабую подготовку военнослужащих. Самая четкая
организация боевых операций оказывается малоэффективной, если личный
состав в силу своего физического и психологического состояния не может
участвовать в выполнении боевой задачи. Нет ничего более важного для боевой готовности, чем отношение военнослужащих к своему долгу, их боевой
настрой и поведение. Каждый военнослужащий должен сознательно готовиться к выполнению боевой задачи, вырабатывать у себя психологическую
устойчивость. Ход и конечный итог выполнения боевой задачи будут во многом зависеть от морально-психологического состояния личного состава, его
способности переносить трудности. Для решения этих задач служит психологическая подготовка.
Выполнение задач в боевой и мирной обстановке преимущественно носит коллективный характер, что предполагает высокий уровень педагогического управления подчиненными, готовность командира к выполнению воспитательных функций. Наиболее важным звеном в процессе психологопедагогической подготовки является период обучения в военном вузе.
В условиях стандартизации образования, интеграции общего профессионального и военного образования особенно возрастает актуальность оптимизации процесса психолого-педагогической подготовки будущих офицеров, формирования их готовности к изучению психологических особенностей военнослужащих, учета этих особенностей в индивидуальновоспитательной работе.
Наиболее ответственным (но в современных условиях недостаточно
эффективно реализуемым) звеном является организация воспитательной работы во внеучебное время. Наиболее характерные недостатки обнаруживаются, указывается в руководящих документах, в отборе содержания, планировании психолого-педагогической подготовки на основе личностноориентированного подхода, что нередко приводит к нарушению целостности
содержания, к ограниченности применяемых организационных форм, к рассогласованности (или дублированию) проводимых мероприятий.
Преодоление указанных недостатков зависит от степени теоретической
разработанности проблемы организации и управления процессом психологопедагогической подготовки курсантов, ее методического обеспечения, достаточности и обоснованности практических разработок путей, способов достижения высокого уровня психолого-педагогической компетентности будущих
офицеров.
Общие вопросы подготовки курсантов к военно-профессиональной
деятельности рассматриваются в трудах Б.Ц. Бадмаева, А.В. Барабанщикова,
Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского, В.Н. Нуждина, В.Г. Уткина, Н.Ф. Феденко, В.П. Чалицкого.
Проблеме отбора содержания и организации психолого-педагогической
подготовки посвящены исследования Б.П. Бархаева, В.И. Вдовюка, М.И.
Дьяченко, Л.Ф. Железняка, С.С. Муцынова, В.Ф. Перевалова, И.В. Сыромяткина, С.И. Съедина, А.И. Харитонова и др.
Современное состояние проблемы морально-психологического обеспечения процесса обучения и воспитания отражено в работах В.М. Азарова,
И.В. Горбачева, М.Ю. Зеленкова, В.Ф. Кулакова, В.Н. Лоскутова, М.Г. Поливары, В.Т. Татаренко.
Частные вопросы организации, управления, оценки качества подготовки военнослужащих, курсантов рассматриваются в диссертационных исследованиях В.В. Белевцева, С.И. Горбенко, С.П. Дергачева, С.М. Запорожца,
Л.В. Калачинской, П.Я. Савинова.
Проблема модернизации военно-патриотического и воинского воспи-5
тания исследуется В.А. Белевцевым, А.В. Беляевым, Н.Ф. Бондаренко, А.Н.
Вырщиковым, Н.М. Конжиевым, Г.В. Срединым, А.А. Черкасовым.
Однако в указанных исследованиях, в работах других авторов не нашло
достаточно полного отражения проблема отбора содержания и организации
процесса психолого-педагогической подготовки курсантов в условиях интеграции общего профессионального и военного образования, слабо выявлены
особенности подготовки к воспитательной работе курсантов военноинженерного вуза.
Недостаточное внимание к данному аспекту проблемы в теории и
практике профессионального военного образования является одной из причин имеющихся противоречий и несоответствий:
– между возрастающим уровнем требований к моральнопсихологическому состоянию военнослужащих и уровнем их готовности к
выполнению поставленных задач;
– между потребностью в организации образовательно-воспитательной среды на основе принципов гуманизации и состоянием моральнопсихологического климата в воинских коллективах;
– между потребностью в усилении практической направленности изучаемых в военном вузе социальных и гуманитарных дисциплин и возможностями военно-инженерного вуза в создании условий для формирования у курсантов умений, навыков воспитательной работы;
– между достигнутым в педагогики и психологии уровнем знаний, технологий, диагностических методик и готовностью командиров, преподавателей
к их практическому использованию;
– между темпами погружения курсантов младших курсов в жизнедеятельность военного вуза и темпами их адаптации к условиям военного вуза.
Одним их негативных последствий указанных противоречий является
нарушение принципа оптимальности, когда высокие результаты подготовки
достигаются за счет перегрузок всех участников педагогического процесса.
В этой связи возникает проблема совершенствования организации про-6
цесса подготовки курсантов с целью его оптимизации. Необходимость решения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Содержание и
организация психолого-педагогической подготовки курсантов военноинженерного вуза».
Цель исследования: научное обоснование путей, средств оптимизации
процесса психолого-педагогической подготовки курсантов военного вуза.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической подготовки
курсантов в военном вузе.
Предмет исследования: содержание и организация процесса психолого-педагогической подготовки курсантов в военно-инженерном вузе.
Гипотеза исследования: процесс психолого-педагогической подготовки курсантов будет более оптимальным, если:
– проектирование содержания, форм и методов подготовки осуществляется
с учетом интеграционных процессов в системах общего профессионального и
военного образования;
– разработана и научно обоснована модель психологического обеспечения
процесса психолого-педагогической подготовки курсантов, построенная с
учетом особенностей военно-инженерного вуза;
– осуществляется мониторинг морально-психологического состояния курсантов на протяжении всего периода обучения в вузе;
– разработана система критериев, показателей и признаков оценки качества психолого-педагогической подготовки курсантов;
– изучение дисциплины «Военная психология и педагогика» имеет практическую направленность, осуществляется в контексте будущей профессиональной деятельности командира-воспитателя.
В соответствии с целью, гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить характер интеграционных процессов в системах общего профессионального и военного образования и на его основе разработать концептуальные подходы к проектированию содержания и организации психоло-7
го-педагогической подготовки в военном вузе;
2. Обосновать системообразующую роль военно-патриотического и воинского воспитания в отборе содержания и организации процесса психологопедагогической подготовки курсантов;
3. Разработать и экспериментально доказать эффективность модели психологического обеспечения процесса психолого-педагогической подготовки
курсантов;
4. Разработать и апробировать в ходе экспериментальной работы систему
критериев (показателей) оценки уровня подготовленности курсантов к
воспитательной работе с личным составом.
Методологические основы исследования составил ряд научных подходов: синергетический, системный, аксиологический, акмеологический,
личностно-деятельностный, рефлексивный, мотивационный.
Теоретическую базу исследования определяют теоретические положения, концепции: концепция оптимизации педагогического процесса (Ю.К.
Бабанский, М.М. Балашов, И.Я. Лернер, В.И. Загвязинский); концепция личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, И.Б.
Котова, В.В. Сериков); теория педагогической интеграции (В.С. Безрукова,
А.Я. Данилюк, Ю.С. Тюннинов, Н.К. Чапаев); концепция управления военнопедагогическими системами (Е.П. Гаркуша, К.К. Платонов, Н.Ф. Феденко);
концепция организации обучения в контексте профессиональной деятельности (А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский).
Ведущая идея исследования исходит из необходимости отбора содержания и организации психолого-педагогической подготовки на основе интегративного подхода, применения в качестве интегратора (системообразующего фактора) военно-патриотического и воинского воспитания, применения
специального комплекса мер по психологическому обеспечению процесса
подготовки курсантов к воспитательной работе с личным составом.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, моделирование, изучение документальных источников, анкетирование, беседа, наблюде-8
ние, тестирование, метод независимых характеристик, анализ результатов
деятельности, эксперимент, статистическая обработка результатов.
Экспериментальной базой исследования явились: Ставропольский
филиал Ростовского военного института ракетных войск, Ростовский военный институт ракетных войск, Ставропольский филиал военного авиационного технического университета. Исследованием охвачены 670 курсантов, 39
преподавателей, 30 офицеров-воспитателей, 40 офицеров управления.
Исследование проводилось с 1998 по 2003 год и включало несколько
этапов:
Первый этап (1998 – 1999 гг.) – изучение литературы и разработка
концепции организации психолого-педагогической подготовки курсантов.
Второй этап (1999 – 2002 гг.) – подготовка опытно-экспериментальной
базы, разработка методики исследования, проектирование модели психологического обеспечения подготовки курсантов, опытно-экспериментальная
проверка эффективности системы мер по организации психологопедагогической подготовки, апробация комплекса диагностических методик.
Третий этап (2002 – 2003 гг.) – обобщение и анализ полученных результатов, разработка и внедрение методических рекомендаций, оформление
результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит: в разработке концепции оптимизации процесса психолого-педагогической подготовки курсантов, основу которой составляет идея интегративного подхода к отбору ее содержания,
проектированию форм, методов и средств; в разработке модели психологического обеспечения процесса подготовки курсантов к воспитательной работе с
личным составом; в разработке комплекса приемов, средств повышения мотивации курсантов к овладению психолого-педагогическими компетенциями.
В исследовании выявлены и обоснованы условия повышения эффективности процесса подготовки: методическое обеспечение; система приемов,
средств формирования благоприятного морально-психологического климата
в воинских коллективах; мониторинг процесса адаптации курсантов к обуче-9
нию и воспитанию в военном вузе; практическое участие курсантов в подготовке и проведении воспитательных мероприятий; система критериев оценки
эффективности процесса подготовки.
Как показало исследование, качество психолого-педагогической подготовки курсантов определяется сочетанием внешних и внутренних факторов и
условий.
К внешним факторам относятся: процессы гуманизации и демократизации государства и общества, диверсификации образования; влияния социально-педагогической среды; интеграция общего профессионального и военного образования.
К внутренним факторам относятся: интеграция исторического и современного опыта воинского воспитания; освоение инновационных технологий
обучения и воспитания; управления педагогическим процессом; кадровое,
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение педагогического процесса.
Качество организации и управления процессом психологопедагогической подготовки определяется особенностями военного вуза, системой мер по реализации нормативно-правовых требований, руководящих
документов, уровнем готовности командного и преподавательского состава к
реализации целей и задач подготовки курсантов.
Целью психолого-педагогической подготовки является достижение военнослужащим, воинским коллективом способности выдерживать психологические, нервно-психические и физические нагрузки, формирование стойких психологических и профессионально важных качеств, знаний и умений
обучать и воспитывать подчиненных.
Основными задачами психолого-педагогической подготовки являются:
– формирование выносливости, стойкости, решительности, готовности к
перенесению трудностей;
– вооружение знаниями, умениями организации процесса обучения и вос-127
питания личного состава;
– формирование готовности к методическому управлению педагогическим
процессом;
– владение диагностическими методиками, технологиями мотивации подчиненных к овладению военным делом.
Важнейшим фактором достижения эффективности процесса психолого-педагогической подготовки курсантов является наличие отвечающей современным требованиям модели психологического обеспечения учебного
процесса.
Как показало исследование, структура такой модели должна включать
следующие основные элементы: систему целей и задач психологического
обеспечения; мониторинг социально-психологического состояния личного
состава, качества его подготовки; система мер по мотивации курсантов к овладению психолого-педагогическими знаниями; система мер по адаптации
курсантов к условиям военного вуза.
Придание воинскому и военно-патриотическому воспитанию роли системообразующего позволяет определить и конкретизировать стратегию организации процесса подготовки – обучение и воспитание развертывается в русле идеи проектирования образовательного процесса в контексте будущей
профессиональной деятельности будущих офицеров. Применительно к выпускнику военного вуза это означает, что в своей деятельности он встречается с
педагогикой и психологией как составной частью.
Поэтому особенность организации психолого-педагогической подготовки в военном вузе также заключается и в том, что курсант, прежде чем
стать субъектом воспитательного процесса, в полном объеме включен на
протяжении всего периода обучения в вузе в педагогический процесс в качестве объекта воспитания, наблюдает реальную воспитательную деятельность
командиров, имеет возможность для ее осмысления, анализа, обобщения.
Психолого-педагогическая подготовка курсантов, таким образом, – это
форма интеграции процессов обучения, воспитания, социализации и развития128
личности будущего командира.
Проектирование процесса психолого-педагогической подготовки
включает: отбор содержания, его структурирование, установление недостающих внутренних и внешних связей, отбор и комбинирование методов
(приемов), средств, организационных форм. Как показало исследование, наиболее эффективными являются активные методы и формы подготовки в ходе
теоретического обучения педагогики и психологии, включение курсантов в
практическую деятельность (выполнение заданий, поручений), участие в работе кураторов (наставничество); специальные меры по созданию благоприятного морально-психологического климата, по формированию адаптационной готовности к жизнедеятельности военного вуза.
В исследовании представлена система критериев, показателей, признаков оценки степени сформированности у курсантов профессионально важных качеств, оценки качества проводимой индивидуальной воспитательной
работы, на основе которых осуществлялась опытно-экспериментальная работа, представлена методика ее организации, этапы проведения в соответствии
с поставленными задачами и выдвинутой гипотезой.
На первом этапе оценивалась эффективность системы мер, направленных на повышение мотивации к овладению психолого-педагогическими знаниями, умениями.
На втором этапе опытной проверке подвергался уровень знаний курсантов по дисциплине «Военная педагогика и психология», наиболее значимых практических умений (организация и проведение с личным составом занятий, воспитательных мероприятий).
На третьем этапе устанавливалась степень активности участия курсантов в общественной работе, обосновывалась зависимость качества подготовки от состояния морально-психологического климата, уровня профессиональной направленности, степени адаптационной готовности к обучению в
вузе.
Для доказательства последнего проводилось поэтапное обследование129
курсантов на протяжении пяти лет обучения.
Количественный и качественный анализ результатов исследования
подтверждает эффективность реализуемой технологии организации и управления процессом психолого-педагогической подготовки и позволяет сделать
следующие выводы:
1. Отбор содержания психолого-педагогической подготовки необходимо
осуществлять с учетом интеграционных процессов в системе общего
профессионального и военного образования на основе междисциплинарного подхода, организации подготовки в контексте будущей профессиональной деятельности;
2. Процесс подготовки будет более оптимальным, если достижение ее целей
и задач реализуется через активизацию самостоятельной работы курсантов, более раннего включения в педагогическую деятельность в качестве
субъектов воспитания, практического овладения диагностическими методиками;
3. Методическое обеспечение процесса подготовки следует максимально
ориентировать на решение практических задач, на формирование организационно-педагогических умений. Эффективно, как показало исследование, включение курсантов в подготовку методических средств.
4. Формирование благоприятного морально-психологического климата в воинских коллективах – это задача всех участников педагогического процесса, в том числе и самих курсантов, что требует их соответствующей
подготовки, повышения психолого-педагогической компетентности командного и преподавательского состава.
На основе полученных результатов и выводов становится возможным
предложить ряд рекомендаций для создания условий, способствующих достижению оптимальности процесса подготовки, повышение ее эффективности. Прежде всего, важно проявлять уважительное отношение к мнению коллектива и отдельных военнослужащих, тактичное обращение с подчинёнными, учёт их индивидуальных особенностей, умелое стимулирование инициа-130
тивы, продвижение по службе на основе объективной оценки их качеств, результатов службы, а также личная активность и максимальная отдача – всё
это непосредственно и положительно влияет на социально-психологический
климат воинского коллектива.
Методы регулирования социально-психологических явлений отличаются от тех, которые широко используются для организации воинской деятельности. Такие методы ограничивают возможности приказного воздействия, прямого требования, запрета.
Руководство коллективной психологией осуществляется двумя основными способами. Сущность первого способа управления психологией воинского коллектива заключается в том, чтобы создать условия, при которых она
активно работает. Первостепенными из необходимых условий являются доверие к педагогическим возможностям общественности, поручение ей серьёзных задач, внимательное отношение к предложениям актива, решительный
отказ от демонстрации показного демократизма.
Вторым способом воздействия на психологию подразделения является
корректировка групповых установок и позиций, налаживание, смягчение и
укрепление взаимоотношений между отдельными воинами и группами (категориями), облагораживание традиций, подъём настроения и т.д. Одним из
эффективных средств коррекции социально-психологических явлений в воинском коллективе может стать активное социально-психологическое обучение военнослужащих, комплексным методом которого является социальнопсихологический тренинг (СПТ). Он отличается практической направленностью, позволяет в довольно короткие сроки решить целый комплекс задач,
связанных не только с совершенствованием личности воина, но и с формированием таких важных характеристик подразделений, как их сплочённость,
здоровый психологический климат, социально-психологическая устойчивость.
Основными методами работы в СПТ являются групповая дискуссия,
ролевая игра, психогимнастика, разбор конкретных ситуаций, деловая игра,131
психодиагностика, моделирование конкретных проблем участников СПТ.
Для успешного использования командиром результатов СПТ в работе с
подчиненными ему следует сосредоточить усилия на следующих направлениях: повышение коммуникативной активности военнослужащих; достижение ценностно-ориентационного единства членов коллектива; развитие взаимопонимания военнослужащих; формирование у военно-служащих навыков
эмпатийного поведения; коррекция и развитие навыков эффективной коммуникации и взаимодействия военнослужащих.
Для того чтобы успешно регулировать процессы развития и функционирования взаимоотношений, командир обязан руководствоваться определёнными правилами.
Первым из них является использование благоприятного влияния на
взаимоотношения людей хорошо организованной, интересной деятельности,
вовлекающей ее участников в содержательные деловые и личные контакты,
сближающей их, позволяющей глубже узнать друг друга и найти привлекательные черты.
Второе правило требует заботливо сохранять здоровые взаимосвязи в
уже сложившихся отношениях, учитывать их при распределении заданий в
группе исполнителей, не разрывать симпатии, не растаскивать уже сложившиеся группы.
Третье правило - справедливость начальника.
Командование подразделением в подлинном смысле слова - это руководство коллективной и индивидуальной психологией, руководство специфическое, учитывающее все тонкости и сложности закономерностей внутреннего мира человека и межличностных отношений.
А педагогом быть обязан. / Сост. Безлепкин Б.Г. – М.: Воениздат, 1990. –
255 с.
2. Абрамова Г. С. Практическая психология. - М., 1997.
3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: Избр. психол. труды
– М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 219 с.
4. Азаров В.М. Бурда С.М. Оценка морально-психологического состояния
военнослужащих // Военная мысль. – 2001. – №3. – С. 32- 41.
5. Азаров Ю. Студент: возможности личного роста // Высшее образование в
России. – 2002. – №1. – С. 50 – 57.
6. Акатова В.В. Воспитательная роль социально-образовательного
пространства // Специалист. – 2001. – №8 – С. 24.
7. Аржаев В.И., Дугин Е.М., Подгорных Ю.Д. Еще раз о проблемах высшей
военной школы // Военная мысль. – 2000. – №6. – С. 44 – 52.
8. Афонин А.И. Патриотическое воспитание как доминанта формирования и
развития личности обучаемого // Инновации в образовании. – 2001. – №1.
– С. 52 – 56.
9. Базанов А.Г. Педагогика. – М.: Воениздат, 1964. – 244 с.
10. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Феденко Н.Ф. Основы военной
психологии и педагогики. – М.: Просвещение, 1988. – 271 с.
11. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера. –
Рига: РВВПКУ, 1982. – 232 с.
12. Безрукова В.С. Педагогика: проективная педагогика: Учебное пособие –
Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 334 с.
13. Безрукова В.С. Педагогика профессионально-технического образования:
проектирование педагогического процесса в ПТУ: Курс лекций. – Свердловск: СИПИ, 1990. – 171 с.133
14. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы
реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. – Свердловск: СИПИ, 1990.
15. Безрукова В.С. Теория педагогической интеграции как методическое знание // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике:
Сб.науч. тр. Вып. 2 – Свердловск: СИПИ, 1991. – С. 5-13.
16. Белевцев В.А. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2003. - 21 с.
17. Белевцев В.В. Организация процесса профессиональной подготовки студентов на военной кафедре: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2003. - 21 с.
18. Беляев А.В. Социально-педагогические основы, формирование гражданственности учащейся молодежи. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997 – 184 с.
19. Богатырев В.Н., Зеленков М.Ю. Об организации преподавание в высшей
школе основ морально-психологического обеспечения войск (сил) // Военная мысль. – 2001. – №5. – С. 34 – 36.
20. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический
климат коллектива и личности. - М., 1983.
21. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / Гл. ред. Прохоров А.М. –
М.: Советская энциклопедия, 1991. – Т.1 – 863 с.
22. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. – 352 с.
23. Бондаренко Н.Ф., Колпачев В.В. Патриотизм и патриотическое воспитание воинов: история, традиции, современность./ Под ред. Козлова В.Н. –
Ставрополь: МО РФ, 1997. – 36 с.
24. Бондаренко Н.Ф. Педагогические системы в практике воспитания воинов.
/ Под ред. Склярова Ю.М. – Ставрополь: СВВИУС, 1996. – 55 с.134
25. Борытко Н.М. Опыт построения личностно-ориентированного содержания образования в гимназии // Педагогические инновации в учреждениях
образования: сущность, критерии, прогноз: Сб. науч. тр. Волгоград: ОПТИМ, 1994. – С. 59 – 62.
26. Борытко Н.М. Разработка и экспертиза авторских учебных программ /
Науч. ред. проф. Сериков В.В. – Волгоград: Перемена, 1996. – 80 с.
27. Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме. Перспективная
альтернатива. – М., 1991.
28. Бруснев Ю.С. Методика оценки морально-психологического состояния
военнослужащих, подразделений и частей: учеб. метод. пос. – Ставрополь:
ФРВИ РВ, 2000. – 35 с.
29. Бруснев Ю.С. Методика профилактики правонарушений в различных
звеньях военного управления / Под ред. Медведева С.Н. – Ставрополь:
МО РФ, 2001. – 72 с.
30. Бруснев Ю.С. Методика работы должностных лиц соединения по укреплению воинской дисциплины. – Саратов: СВВКИУ РВ, 1993. – 12 с.
31. Бруснев Ю.С. Психолого-педагогические аспекты деятельности командира. – Ставрополь: МО РФ, 2000. – 135 с.
32. Бруснев Ю.С. Формирование общественного мнения воинского коллектива: Методическое пособие – Ставрополь: СВВИУС, 1996. – 16 с.
33. Валилин Е.Г., Мулява О.Д. Социальные проблемы военного образования
// Военная мысль. – 2001. – №1. – С. 45 -51.
34. Васильев А.М. Военно-педагогические взгляды деятельность Милютина
Д.А.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2002. – 21 с.
35. Вахмистров В.П. Социальные и духовные основы военного корпоративизма // Военная мысль. – 2000. – №5. – С. 39 – 43.
36. Военная педагогика. – М.: Воениздат, 1972. – 368 с.
37. Военная педагогика / Под общ. ред. проф. Барабанщикова А.В. – М.:
Воениздат, 1986.135
38. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Корчемного П.А., Лаптева Л.Г., Михайловского В.Г. – М.: Изд-во «Совершенство»,
1998. – 384 с.
39. Волков С.В. Русский офицерский корпус. – М.: Воениздат, 1993.
40. Волковицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. - М., 1994.
41. Воспитательная система школы: проблемы и поиски. – М.: Знание, 1989.
– 88 с.
42. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.: Дело, 1991. –
320 с.
43. Вырщиков А.Н., Бузский М.П. Патриотическое воспитание: методологический аспект. – Волгоград: ГУ «Издатель», 2001. – 48 с.
44. Вырщиков А.Н., Никонов К.М. Российская национальная идея. – Волгоград: Изд-во ВГУ, 1998. – 111 с.
45. Герасимова Т.Ю., Панов В.И. Эмоциональная и интеллектуальная регуляция в напряженной образовательной среде // Экологическая психология.
Тезисы 1-й Российской конференции. – М., 1996. – С. 36 – 37.
46. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и
перспективы. – М.: Педагогика, 1987. – 264 с.
47. Горбачева И.В. Педагогико-психологическое сопровождение в войсках
как один из факторов формирования их высокого моральнопсихологического состояния: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2000. – 20 с.
48. Горбенко С.И. Управление качеством подготовки специалистов в условиях стандартизации образования (на примере военно-инженерного вуза):
Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2002. – 22 с.
49. Грачев Н.Н. Социальные процессы в воинском коллективе и проблемы
управления ими // Введение в профессию. – М.: Центр ВСППИ ВС, 1992.136
50. Григорьев А.А. Парадигма социально-организованного развития системы
военного образования // Инновации в образовании. – 2003. - №1. – С. 4 –
14.
51. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. – М., 1994. – 193 с.
52. Данченко А.М. Вопросы психологии и педагогики высшей военной школы: курс лекций. – Ленинград, 1980. – 189 с.
53. Дергачев С.П. Педагогическая подготовка будущих офицеров к воспитательной работе с личным составом в нестандартных ситуациях: Автореф.
дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1999. – 17 с.
54. Директива ГК РВСН 1998г. № Др-5 «О дополнительных мерах по
совершенствованию психопрофилактической работы в РВСН».
55. Директива ГК РВСН 1999 № Др-13 «О совершенствовании работы органов военного управления РВСН по предупреждению нарушений уставных
правил взаимоотношений между военнослужащими»
56. Директива начальника ГУВР ВС РФ 1998г. №3 «Об информации по психологической работе в Вооруженных Силах РФ».