Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования

Работа №29004

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы176
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
557
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ……………………………………………………….. … 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы профессиональной
адаптации начинающих педагогов в системе общего среднего
образования ……………………………………………………………………10
1.1. Адаптация молодых учителей
в системе общего среднего образования …………………………………………….. 10
1.2. Анализ внешних и внутренних факторов
адаптационного процесса …………………………………………………….. 41
1.3. Специфика современных школ разного профиля и
организационно-методические аспекты педагогической деятельности
начинающего учителя …………………………………………………………….. 49
ГЛАВА II. Организационно-педагогические условия
профессиональной адаптации начинающих учителей ……………… 69
2.1. Исследование адаптации как профессионально значимого компонента
становления молодого учителя гимназии…………………………………… 69
2.2. Факторы профессиональной адаптации начинающих педагогов в
современных условиях ………………………………………………………… 105
2.3. Критерии и условия качества управления
процессом профессиональной адаптации начинающих учителей…………. 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….….. 136
БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………. 139
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. .. 160

Социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие
в начале 21 века во всех странах мира, потребовали модификации
образовательного процесса и существенных изменений в педагогической
теории и практике.
Основные принципы образовательной политики в России раскрыты в
Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., а
также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.
Концепция взаимосвязана с основными направлениями социальноэкономической политики Правительства РФ и определяет приоритеты и меры
реализации генеральной стратегической линии в предстоящее десятилетие -
модернизации образования.
Программа действий Минобразования России по реализации Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года одним из
пунктов содержит «Обеспечение системы образования
высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и
обществом». В этой связи управление процессом профессиональной адаптации
начинающих учителей - чрезвычайно важный аспект.
Представляется необходимым отметить, что проблема адаптации – одна
из самых значимых междисциплинарных проблем, которая изучается в
различных сферах деятельности человека: психолого-педагогической (П.К.
Анохин, Л.А. Кандыбович, А.Г. Мороз, И.В. Шалыгина и др.), социальноэкономической (Т.К. Дичев, А.А. Налчаджян, Б.Г. Турусбеков, и др.), медикобиологической (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский) и других. Особое место в
структуре видов адаптации занимает ее профессиональная компонента,
разрабатываемая в трудах В.Т. Ащепкова, М.О. Бабуцидзе, М.П. Будякиной,
А.А. Марковой, А.Г. Мороза. В большинстве исследований этот термин4
трактуется как приспособление человека к новым для него условиям
деятельности. В отдельных – как специфический этап общепрофессионального
личностного развития.
Сравнительный анализ представленных первоисточников позволяет
выделить ряд комплексных ОЭР, которые можно объединить в отдельное
направление. В нем профессиональная адаптация рассматривается как базовая
составляющая становления молодого педагога.
Категория начинающих учителей (стаж работы которых составляет 0…5
лет), испытывает значительные затруднения в педагогической деятельности.
Это показано в работах Т.С. Поляковой, С.Г. Вершловского, Г.С. Засобиной и
др. Адаптационный синдром учителей-стажеров включает в себя такие
признаки как: повышенный уровень тревожности, обостренная
чувствительность к стрессогенным факторам, что присуще почти 100%
опрошенных респондентов. Эти обстоятельства обусловлены тем, что молодой
специалист, приходя после окончания учебного заведения на производство
(в данном случае, в школу), сталкивается с проблемой сложного и
многоаспектного «приспособления» к условиям, функциям и особенностям
профессиональной деятельности. В последние годы этот процесс осложнился
ускоренной модернизацией средней школы, включением ее в инновационную
деятельность, возрастанием числа внедряемых в УВП в связи с этим новых
методик и т.п. На смену образовательной программе, доминирующей в 80-е
годы, приходят альтернативные типы школ – саморазвития, гимназии,
колледжи, школы-парки и т.д. В первые годы профессиональной деятельности
молодой учитель испытывает многочисленные стрессы в силу
неподготовленности к условиям работы, а именно: по причине дефицита
информации о специфике образовательного учреждения, школьного
коллектива, родительского социума, а также вследствие недостаточности у
начинающего педагога навыков работы в статусе классного руководителя и
практических умений и навыков компетентного и продуктивного общения.5
В настоящее время спектр профессионально-адаптационных барьеров
значительно расширился, что подтверждается теоретическими и фактическими
данными ОЭР.
Процесс профессиональной адаптации учителей-стажеров носит
неоднородный характер по проявлениям, противоречивый по динамике,
многофакторный по содержанию. В ряде случаев этот период не завершается
успешным вхождением в деятельность, приводит к профдеформации, а в
наиболее дезадаптивных формах – к отсеву работников этой категории.
Поскольку учебно-воспитательный процесс является двухсторонним, то
необходимо учитывать, детально анализировать и адаптационную готовность
учащихся. Все перечисленные психолого-педагогические факторы оказывают
непосредственное влияние не только на качество процесса обучения в целом,
но и на состояние здоровья взаимодействующих сторон, которое резко
снизилось за последние 3-5 лет. Поэтому исследования, направленные на
решение указанных проблем, обострившихся на современном этапе развития
системы образования, становятся все более актуальными, а практические
рекомендации – востребованными.
Проблема исследования состоит в преодолении противоречия между
реальным качеством деятельности начинающих педагогов в период
профессиональной адаптации и предъявляемыми к ним требованиями со
стороны всех участников процесса их становления.
Цель данного исследования заключается в анализе трансформационных
тенденций, складывающихся в системе образования и создании на их основе
инновационной многофакторной модели профессиональной адаптации
молодых учителей гимназии; ее методическом обосновании и опытноэкспериментальной апробации.
Объект исследования – динамика адаптационных процессов
начинающих учителей гимназии в условиях модернизации общего среднего
образования.6
Предмет исследования – психолого-педагогический процесс
профессиональной адаптации молодых педагогов.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой
адаптационные процессы учителей-стажеров оптимизируются, благодаря:
-диагностике доминирующего типа интеллекта у рассматриваемого
контингента педагогических работников при их профотборе и развитию его
соответствующих подструктур в дальнейшем; адекватному соотнесению
внешней и внутренней оценок деятельности молодого педагога; комплексному
учету валеологического, гендерного и других обозначенных факторов;
- проектированию и реализации специального комплекса мер по
преодолению дезадаптации и оптимизации функциональных состояний
начинающих педагогов;
- их эффективному включению в инновационную деятельность гимназии
и применению новейших дидактических технологий в учебном процессе,
ориентированном на развитие креативного потенциала учащихся.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены
следующие задачи:
1. Систематизировать ведущие показатели процесса профадаптации
молодых учителей на основе межпредметного подхода.
2. Спроектировать и опытно-экспериментальным способом установить
корреляцию между уровнем адаптации начинающих педагогов, качеством
учебного процесса и продуктивностью их труда.
3. Разработать практические индивидуализированные способы
компенсации неблагоприятных функциональных состояний
начинающего учителя.
Методологическая основа исследования обуславливается поставленной
целью и задачами. Общую методологию исследования составили:
философское учение о деятельной и креативной сущности личности (П.П.7
Блонский, Л.С. Выготский; В.В. Давыдов, И.А. Зимняя и др.), о взаимодействии
личности и среды; концепции соотношения практики и теории, управляемого и
спонтанного, объективного и субъективного, взаимного влияния внешних и
внутренних факторов среды, нового мышления.
Конкретная методология учитывает философские положения о
соотношении формы и содержания, общего и частного, функциональности и
логичности, иерархичности сложных социальных конструкций, логические
категории причины и следствия, необходимости и случайности; законы
противоречия и единства противоположностей, прогрессивного и
регрессивного; положения об объективных тенденциях развития личности,
общества и науки в русле инновационного синергетического (межпредметного)
подхода (С.И. Гессен, Б.С. Гершунский, Б.Б. Блум и др.)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс обучения по своему генезису является адаптационным. Учебная
успеваемость учащихся во многом зависит от качества профессиональной адаптации
молодых учителей. В свою очередь, они испытывают ряд затруднений
адаптационного характера, что оказывает влияние на ход процесса взаимоадаптации
и как логико-функциональный результат – продуктивность УВП.
2. Фактор доминирующего типа интеллекта является значимым для135
профессиональной результативности процесса адаптации начинающих
учителей. Развитие его соответствующих подструктур способствует
возрастанию темпов профессиональной адаптации.
3. Адекватность самооценки молодых учителей и позитивная внешняя
оценка их деятельности способствуют созданию педагогической среды,
ускоряющей процессы профадаптации.
4. Динамика изменений факторов внешних отношений и самоотношения
коррелируют с темпом и траекторией адаптации начинающих педагогов.
Позитивное отношение к педагогической деятельности благоприятствует
развитию адаптационных способностей и, наоборот.
5. Общее состояние этой категории педагогических работников в целом
и, в частности, их психосоматическая составляющая, – является одним из
факторов, влияющих на успешность протекания адаптационных
процессов.
6. Активное включение и участие молодых учителей в инновационной
образовательной деятельности и применение ими новых дидактических технологий
являются важными условиями, способствующими оптимизации адаптационных
процессов и ведущих к росту креативного потенциала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе теоретического и экспериментального исследования
сформулированы следующие результаты:
1. Проанализированы данные отечественных и зарубежных авторов,
полученные в результате комплексных исследований профессиональной
адаптации молодых учителей, и выявлена специфика адаптационных процессов
этой категории работников на данном этапе развития педагогической науки.
2. Обоснована применимость научных подходов синергетики и
неоэволюционизма к проблеме профессиональной адаптации в системе
образования и на этой основе спроектированы соответствующие модельные136
конструкции. В частности, сконструирована теоретическая модель влияния
комплексной оценки деятельности молодого педагога на ход профадаптации.
3. В рамках развития категориального аппарата науки уточнены следующие понятия:
▪ «затруднение» - диссипативная структура, изменяющая состояние
системы в направлении, зависящем от характера флуктуации;
▪ «профессионально-адаптационное затруднение» - специфическое
пороговое состояние, препятствующее оптимальному течению адаптационных
процессов и выводящее систему из равновесия;
▪ «адаптационные способности» - самоорганизующаяся структура
психофизиологических, социальных, интеллектуальных и креативных свойств
личности от доминирования и вариативности которых зависит глобальная
приспособляемость к условиям жизнедеятельности.
4. Выполнена современная классификация профессиональноадаптационных барьеров молодых специалистов по пяти группам:
1). Возрастные;
2). Связанные с реализацией межличностных отношений;
3). Индивидуально-психологические затруднения;
4). Этно-социальные трудности;
5). Обусловленные превышением учебной нагрузки молодого учителя.
5. Выявлены новые составляющие профессиональной адаптации:
философская (экзистенциональная) и гендерная, а также три ранее не
учитываемых фактора: доминирующий тип интеллекта; взаимосвязи
комплексной оценки деятельности молодого педагога и его профессиональной
адаптации; валеологический аспект, которые дополняют ранее известную
систематику.
7. Определены: критерии адаптированности начинающих педагогов;
условия оптимизации адаптационных процессов этой категории педагогических
работников, среди которых ведущими являются следующие: включение
начинающих педагогов в инновационную деятельность ОУ и применение
новых методик в образовательном процессе; показатели эффективности137
синергетического управления качеством процесса профессиональной
адаптации молодых учителей в период модернизации системы образования.
Разработана и апробирована программа тренингов и спецкурсов для
начинающих педагогов.
8. Доказаны, в целом, положения о том, что: ведущими компонентами
адаптационных процессов начинающих педагогов являются доминирующий
тип интеллекта, оценка их деятельности и самооценка, категории отношений в
комплексе «молодой учитель – педагогическое окружение», валеологическая и
гендерная составляющие; профессионально-адаптационные затруднения –
сложным образом организованные диссипативные структуры, оказывающие
негативное влияние на темп, динамику, траекторию процесса профадаптации и
снижающие уровень адаптационного потенциала личности начинающего
педагога; учет типа интеллекта при профотборе, валеологической и гендерной
компонент, позитивная оценка деятельности молодых педагогов, вовлечение их
в инновационную деятельность образовательного учреждения, а также
использование ими новых технологий (в том числе и компьютерноориентированных) оптимизируют адаптационные процессы начинающих
учителей и усиливают их адаптивность.
Полученные знания о динамике, траекториях, уровнях, критериях
эффективности процессов профессиональной адаптации начинающих педагогов
не являются исчерпывающими. Перспективы исследования связаны с
дальнейшей разработкой междисциплинарных подходов к этим процессам на
основании теории синергетики и неоэволюционизма.


Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и
культура межнационального общения: Учебное пособие. – Ставрополь:
СГПИ, 1993.- 222 с.
2. Адаптация человека. – М., Наука, 1972. – 267 с.
3. Адаптация студентов младших курсов вуза. (Из опыта работы технических
вузов юга Украины). М., 1975. – 21 с.
4. Адаптивная саморегуляция функций / Под ред. Василевского В.М. – М.,
Медицина, 1977. – 326 с.
5. Адаптация выпускников высшей школы к работе на селе: Тез. межвуз.
конф. – Барнаул, 1981. – 111 с.
6. Адаптация детей раннего возраста в детском дошкольном учреждении:
Метод. рекомендации. – Минск, 1981. – 20 с.
7. Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам: Учебное пособие.–
Красноярск, 1982. – 120 с.
8. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам / Под
ред. Хрипковой А.Г. – М.: Педагогика, 1982. – 240 с.
9. Адаптация – проблема века: Рек. библиогр. обзор / Сост. Зыкова Н.Е. – М.:
Книга, 1983. – 15 с.
10. Адаптация молодого учителя к условиям учебно-воспитательного процесса
школы: Метод. рекомендации. – Киев, 1985. – 51 с.
11. Адаптация к социально-экономическим условиям как фактор
эффективности общего образования: Метод рекомендации. – Л., 1986. –
37с.
12. Адаптация учащейся молодежи к трудовой и учебной деятельности: Сб. ст.
– Иркутск, 1986. – 122 с.
13. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д.В.
Колесова. – М.: Педагогика, 1987. – 148 с.139
14. Адаптация учащихся 9-10 классов и студентов к учебной и физической
нагрузкам: Межвуз. сб. научн. трудов. – М.: МОПИ, 1987. – 130 с.
15. Адаптивные реакции организма старших школьников к физическим и
умственным нагрузкам: Межвуз. сб. научн. труд. – Пермь: ПГПИ, 1990. –
122 с.
16. Адаптация начинающего педагога в школе: Метод. рекомендации. –
Балашов: БГПИ, 1992. – 14 с.
17. Адаптация незанятого населения к изменяющимся социальным условиям:
Сб. прогр. – М.: ФСЗР РУЦ, 1994. – 36 с.
18. Адаптация системы образования области к новым условиям, создание
разнообразного рынка образовательных товаров и услуг: Мат-лы обл. НПК.
– Кемерово, 1994. – 58 с.
19. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей: Сб. научн. тр. –
Вып. 1-2. – М., 1998. – 11 с.
20. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации
детей к школе. – М.: Медицина, 1988. – С. 32-43.
21. Алехина И.В. и др. Психология: Практ. курс. Ч.1. – Брянск: Изд-во Брян.
гос. пед. ун-та., 1999. – 225 с.
22. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. –
Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986. – 150 с.
23. Андреева Г.Б. Подготовка, адаптация и повышение квалификации сельских
учителей в США: Дис. ... канд. пед. наук. – М., 2000. – 154 с.
24. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных
заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 376 с.
25. Андриади И.П. Авторитет учителя и процесс его становления. – М.: МГПУ,
1997. – 205 с.
26. Ащепков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты
профессиональной адаптации преподавателей высшей школы. Дис. ... докт.
пед. наук. – Майкоп: АГУ, 1997. – 355 с.140
27. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей
школы: проблемы и перспективы // Монография. – 2-е изд., испр. и доп. –
Ростов н/Д: ИППК РГУ. – 1997. – 143 с.
28. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателя // Высшее
образование в России. – 1998. – № 4. – с. 67-72.
29. Бабуцидзе М.О. Развитие рефлексивных умений молодого учителя в
процессе профадаптации: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Курган: КГПИ,
1998. – 22 с.
30. Багрецов С.А., Львов В.М. Диагностика социально-психологических
характеристик малых групп с внешним статусом. Серия «Учебники для
ВУЗов. Специальная литература». – М.: Лань, 1999. – 640 с.
31. Баля Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //
Вопросы психологии, 1989. – № 1. – С. 92-100.
32. Бармашова Т.М. Профессиональная позиция и педагогическая
интерпретация массовой информации молодым учителем. – Л., 1981. – С.
63-71.
33. Барсукова Л.Я. Повышение эффективности управления муниципальной
системой образования в условиях малого города: Дис. ... канд. пед. наук. –
Челябинск, 1999. – 186 с.
34. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: Феникс,
1999. – 416 с.
35. Белкина Л.В. Социальная адаптация учащихся в образовательной системе
многопрофильного лицея: Дис. ... канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 1999. –
190 с.
36. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в
различных типах образовательных учреждений: Дис. ... канд. пед. наук. –
М., 2000. – 157 с.141
37. Бенедиктова Л.Ф. Взаимосвязь адаптации личности студента к вузу и
педагогической деятельности в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. –
Минск, 1980. – 24 с.
38. Бережнова Е.В. Фундаментальное и прикладное в педагогических
исследованиях // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 3-8.
39. Бережнова Е.В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании
// Педагогика. – 2001. – № 9. – С. 33-39.
40. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.:
Совершенство, 1997. – 298 с.
41. Богданова В.П. Эколого-экономическая направленность образования как
условие успешной адаптации учащихся к изменяющейся соц. среде: Дис. ...
канд. пед. наук. – Тюмень, 2000. – 165 с.
42. Богомолова Н.Н. К вопросу о методах активной подготовки к
педагогическому общению // Советская педагогика. – 1982. – № 7. –
С. 59-63.
43. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в
гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов н/Д: Учитель,
1999. – 560 с.
44. Большой энциклопедический словарь. – 2-изд., перераб. и доп. – М.:
«Большая Российская энциклопедия»; СПб: «Норинт», 1998. – 1456 с.
45. Булатова О.С. Использование возможностей театральной педагогики в
процессе становления личности учителя: Дис. ... канд. пед. наук. – Тюмень,
1999. – 196 с.
46. Валеев Г.Х. Оформление автореферата диссертации: Учеб.-метод.
пособие.- Уфа: Башк. гос. пед. ун-т, 2000.- 122 с.
47. Валеев Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования
// Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 19-24.142
48. Васильева Е.Ю. Обучение молодого учителя стилю педагогической
деятельности в системе повышения квалификации: Автореф. дисс. канд.
пед. наук. – Петрозаводск, 1995. – 21 с.
49. Велиханова Н.Ф. Психолого-педагогическая реабилитация социальнодезадаптированных детей и младших подростков в условиях школыинтерната: Дис. ... канд. пед. наук. – Коломна, 2000. – 225 с.
50. Вершинина А.А. Формирование валеологических ориентаций школьников
в условиях адаптивной модели школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. –
Оренбург, 1999. – 27 с.
51. Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы
профессионального становления учителя. – Л., 1981. – С. 6-22.
52. Вершловский С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности
молодого учителя. – Л.: Знание, 1983. – 32 с.
53. Вершловский С.Г., Литвинова Н.П., Симонова Т.М. Особенности
профессионального становления молодого учителя //Сов. педагогика. –
1984. – № 4. – С. 76-84.
54. Власова Е.З. Теоретические основы и практика использования адаптивных
технологий обучения в профессиональной подготовке студентов пед. вуза:
Дис. ... д-ра пед. наук. – СПб., 1999. – 412 с.
55. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан,
В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – 320 с.
56. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб.
заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
57. Воробьев В.М. Роль общих адаптивных способностей при оценке
профпригодности. – Л.: ВИКИ им. А.Ф. Можайского, 1984. – С. 163-164.
58. Вяткин Л.Г. Основы педагогики высшей школы. – Саратова: Изд-во
Саратовского ун-та, 1997. – 124 с.143
59. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в
многонациональном регионе // Педагогика. – 1996. –№ 6. – С 51-55.
60. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в
коллективе: Дис. ... канд. психол. наук. – Л., 1985. – 216 с.
61. Гильмеева РХ. Формирование профессиональной компетентности учителя
в системе последипломного образования: Дис. ... д-ра пед. наук. – Казань,
1999. – 459 с.
62. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.:
Прогресс, 1976. – 237 с.
63. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студентов пед.
вузов. – М.: Владос, 1999. – 95 с.
64. Голуб Л.Н. Социально-профессиональная адаптация и педагогическая
реабилитация учащихся профессиональных училищ: Дис. ... канд. пед. наук.
– Брянск, 2000. – 209 с.
65. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.
Хрестоматия. – Новосибрск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство,
1997. – 198 с.
66. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. –
Новосибирск, Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116 с.
67. Гримак Л.Л., Звонников В.М., Скрыпников А.И. Психическая
саморегуляция в деятельности человека-оператора // Вопросы кибернетики.
Психическое состояние и эффективность деятельности. М., 1983. – С.151.
68. Гринько С.В. Педагогическое общение как фактор адаптации студентов к
профессионально- педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед.
наук. – Магнитогорск, 1998. – 22 с.
69. Даренских Л.А. Профессионально-направленная адаптация первокурсников
в педагогическом колледже: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Магнитогоск,
2000. – 20 с.144
70. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических
исследований. – М.: Б.и., 2000. – 391 с.
71. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. –
М.: Владос, 1999. – 432 с.
72. Джуринский Г.А. Экспериментальные общеобразовательные школы США:
Дис. ... канд. пед. наук. – М., 1999. – 185 с.
73. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред.
С.А. Беличевой. – М.: Консорциум «Соц. здоровье России», 1999. – 181 с.
74. Диагностика успешности учителя: Сб. метод. материалов для директоров и
зам. директоров учеб. заведений. – М.: Педагогический поиск, 1997. – 93 с.
75. Дильман В.М. Четыре модели медицины. – Л.: Медицина, 1987. – 149 с.
76. Дичев Т.Г. Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации
человека: Автореф. дисс. канд. филос. наук. – М., 1973. – 21 с.
77. Дичев Т.Г. Проблема адаптации и здоровье человека. – М.: Медицина,
1976. – 184 с.
78. Дичев Т.Г. Дезомбирование и самооздоровление человека.
Психоэнергетические методы и советы. – М.: Палея, 1993. – 172 с.
79. Дичев Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека. – М.:
Витязь, 1994. – 325 с.
80. Добрынина С.Л. Педагогические условия социальной адаптации молодых
переселенцев (российских немцев) в ФРГ: Дис. ... канд. пед. наук. – Томск,
2000. – 328 с.
81. Достижения молодых ученых – науке: Мат-лы НПК аспирантов и
соискателей. Вып. 4.Ч. 2. – Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. ун-та, 1996. –
274 с.
82. Дубровина Г.Г. Управление ценностной адаптацией подростков в
специализированной физико-математической школе: Автореф. дисс. канд.
пед. наук. – Новосибирск, 2000. – 23 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ