ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
1.1. Туристская деятельность как вид предпринимательской деятельности 21
1.2. Источники правового регулирования туристской деятельности. 55
ГЛАВА 2. ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 78
2.1. Виды договоров в сфере туристской деятельности 78
2.2. Договор на туристическое обслуживание 82
2.3. Агентский договор в сфере туристской деятельности 110
ГЛАВА 3. ПУБЛИЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 121
3.1. Органы публичной организации туристской деятельности 121
3.2. Методы публичной организации туристской деятельности 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 186
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. В процессе перехода к рыночной экономике российское общество переживает системные преобразования во всех сферах жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной и т.д. Динамизм и новизна изменений требуют творческого переосмысления многих фундаментальных и прикладных проблем правоведения. Это в полной мере касается и такой важной сферы социальной деятельности, как туризм. В настоящее время туризм - один из наиболее развивающихся видов организованного отдыха, а также секторов мировой экономики, он вносит весомый вклад в экономические показатели многих развитых и развивающихся стран. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как коммунальное хозяйство, связь, транспорт, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, создает новые рабочие места. Не менее важно и то, что туризм способствует укреплению здоровья, расширяет познания людей об окружающем мире, способствует сближению мировых культур.
В России же в силу ряда причин туристская сфера в сравнении со многими другими странами еще не получила должного развития. На долю России вместе со всеми странами СНГ приходится лишь 2% мирового туристского потока . Современное состояние туризма в России проанализировано в Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г., в которой, в частности, указывается, что на долю России приходится около 1% мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу . В качестве основных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, в Концепции, в частности, названы: образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении; неразвитая туристическая инфраструктура; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах и др. Концепцией определены основные цели и задачи развития туризма в Российской Федерации (с приложением плана соответствующих мероприятий), которые будут рассмотрены ниже.
С каждым годом растет число российских граждан, желающих совершить туристическую поездку, особенно в зарубежные страны, что вполне понятно, если учесть, что еще десять лет назад поездка рядового гражданина нашей страны за границу составляла серьезную проблему. Так, в последние годы среднее количество российских туристов, выезжающих в страны дальнего и ближнего зарубежья, составляет около 13 миллионов человек . Это свидетельствует о том, что туристская деятельность, пройдя период хаотичного развития, проходит этап становления качественного. Ежегодно Департаментом туризма Министерства экономического развития и торговли РФ выдается более двух тысяч лицензий для фирм, решивших специализироваться в туризме как виде предпринимательской деятельности .
В целом можно говорить о появлении в России рынка туристических услуг как сферы проявления экономических отношений между производителями (туроператорами), турагентами и потребителями туристических услуг (туристами). Однако дальнейшее развитие этого рынка существенно тормозится из-за многих нерешенных проблем, в их числе значительный объем составляет блок проблем правового характера. Достаточно сказать, что лишь сравнительно недавно (1996 г.) на законодательном уровне были отрегулированы основные вопросы отношений в туризме (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ).
Вместе с тем принятие этого закона поставило новые, достаточно сложные с теоретических позиций вопросы. Если до принятия этого закона отношения, возникающие между туроператором, турагентом и туристом, регулировались нормами ГК РФ и законом «О защите прав потребителей» , то после его принятия соответствующие общественные отношения стали регулироваться также нормами и этого закона. Между тем Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» противоречит ГК РФ в части определения правовой природы договора на туристическое обслуживание. Нет должной ясности в терминологии, которая применяется в различных нормативно-правовых актах, регулирующих туристскую деятельность, в частности, по-разному определяются такие понятия, как «туризм», «туристическая услуга», «туристский продукт» и т.д. В научной литературе эти вопросы еще не получили достаточного освещения.
Степень научной разработанности темы. Общетеоретические подходы в изучении различных аспектов туризма как вида предпринимательской деятельности отражены в научных трудах таких правоведов, как М.М.Агарков, С.С. Алексеев, Н.А. Баринов, М.И. Брагинский, С.Н.Братусь, О.С.Иоффе, А.Ю.Кабалкин, Н.С.Ковалевская, М.В.Кротов, К.К.Лебедев, А.Л.Маковский, И.Б.Новицкий, А.Н.Ошноков, Е.Л.Писаревский, И.А.Покровский, В.Ф.Попондопуло, Б.И.Пугинский, Н.В.Рабинович, В.А.Рахмилович, О.Н.Садиков, А.П.Сергеев, А.А.Собчак, Ю.К.Толстой, Р.О.Халфина, С.А.Хохлов, В.В.Чубаров, Е.Г.Шаблова, В.П.Шахматов, Г.Ф.Шершеневич, Е.Д.Шешенин,О.М. Щуковская, В.Ф. Яковлева, и др. Изложенные в этих работах научные воззрения послужили концептуальной и методологической основой для диссертационного исследования.
Вопросы, связанные с правовым регулированием туристской деятельности еще не стали предметом пристального внимания ученых- правоведов. Пока явно доминируют экономические аспекты при научном исследовании туризма. Из сравнительно немногих опубликованных трудов по юриспруденции следует отметить следующие: «Туристская деятельность: проблемы правового регулирования» (Писаревский Е.Л., 2000 г.), «О некоторых недостатках в договорных отношениях туристских фирм с туристами» (Терещенко А.А., 1999 г.), «Договор возмездного оказания услуг» (Кабалкин А.Ю., 1998 г.), «Правовое регулирование международных туристских отношений» (Иванов А.П., 1973 г.), «Правовое регулирование туристской деятельности» (Волошин Н.И., 1998 г.), «Законодательная база туризма нуждается в совершенствовании» (Вышегородцев М., 2000 г.), «Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации» (Лебедев В.М., Чеченов Ю.А., 2000 г.), «Договор об оказании туристских услуг» (Сергеев В.И., 1998 г.), «Научно-практический комментарий. Положение о лицензировании туроператорской деятельности. Положение о лицензировании турагентской деятельности.» (Писаревский Е.Л., 2002 г.) и др. Заметным явлением в этой области стало появление комментария Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Парций Я.Е., 1998 г.) и др.
Вместе с тем, труды указанных выше и других авторов охватывают далеко не все проблемы правового регулирования туристской деятельности в России как вида предпринимательской деятельности. Часть из них уже устарела (не говоря уже о работах более раннего периода), поскольку нормативная база меняется достаточно быстро. В значительной мере отмеченные работы изданы в виде учебных и практических пособий, и таким образом теоретико-правовой аспект исследуемой проблематики затрагивался весьма незначительно. Соответственно в научной юридической литературе отсутствуют монографические работы по комплексному исследованию указанных выше проблем, учитывающие социально-экономические реалии в современной России, которые, как известно, претерпели кардинальные изменения. Отсутствуют также работы, основанные на новом законодательстве, регулирующем специфику туристской деятельности.
Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования, продвижения и реализации туристических услуг, субъектами которых являются туроператоры, турагенты, туристы, органы государства
Предмет исследования представляют научные взгляды по проблемам правового регулирования отношений в сфере туризма, законодательство о туризме, а также практика его применения.
Цель диссертации состоит в исследовании проблем, связанных с выявлением природы отношений в сфере туризма, особенностей правовой регламентации указанных отношений, специфики договора на туристическое обслуживание, агентского договора в сфере туристской деятельности и соответственно выработке предложений по эффективному правовому регулированию туристических отношений на современном этапе развития туризма в России.
Для достижения указанных целей были поставлены следующие исследовательские задачи:
- определить понятие туристской деятельности как вида предпринимательской деятельности;
- исследовать источники правового регулирования туристской деятельности в России, показать соотношение соответствующих международно-правовых актов, Конституции России, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», подзаконных нормативно-правовых актов, нормативно-правовых актов субъектов РФ;
- изучить особенности договоров в сфере туристской деятельности, выявить соответствующие проблемы;
- сопоставить различные точки зрения на предмет и способы реализации договорных отношений между хозяйствующими субъектами в сфере туризма и сформировать свою позицию по этой проблеме;
- проанализировать практику применения законодательных норм, регулирующих туристскую деятельность;
- проанализировать особенности публичной организации туристской деятельности;
- выявить особенности, содержание и правовое регулирование стандартизации и лицензирования туристской деятельности, а также сертификации туристических услуг;
- разработать предложения по совершенствованию организационно-правовых аспектов повышения эффективности туристской деятельности как вида предпринимательской деятельности.
Методология и методика исследования. Методология диссертационного исследования основывалась на принципах диалектического материализма как всеобщего метода познания. В ходе исследования использовались частно-научные методы: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системного анализа.
Эмпирическая база создавалась посредством изучения статистических данных по развитию туризма в России и других странах, собственных наблюдений за практикой деятельности туристических фирм, опросов экспертов в данной области. По рассматриваемым проблемам использованы соответствующие философские положения, достижения наук теории права, теории гражданского, коммерческого, административного, налогового права и других отраслей права.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» другие законы, подзаконные правовые акты, акты органов местного самоуправления, материалы судебной практики в сфере туристской деятельности.
Научная новизна исследования. Диссертационное исследование представляет собой монографическое исследование проблем, связанных с правовым регулированием туристской деятельности как вида предпринимательской деятельности и с учетом произошедших в последнее десятилетие радикальных социально-экономических перемен в стране. Автором поставлены и разработаны вопросы, которые ранее не являлись предметом изучения. В частности, в диссертационном исследовании выявлена правовая природа отношений в сфере туризма, показана сущность взаимоотношений туроператора и турагента как основных хозяйствующих субъектов. Объединены логически связанные между собой такие аспекты туристской деятельности, как стандартизация и лицензирование туристской деятельности, а также сертификация туристических услуг. В работе проведена систематизация нормативно-правовой базы туристской деятельности как вида предпринимательства, показаны особенности регламентации этой деятельности на уровне субъектов РФ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. «Туризм» определен как сфера социально-экономической деятельности, включающая в себя производство и потребление гостиничных, ресторанных, транспортных и иных, в том числе экскурсионных, услуг по реализации активного отдыха людей, связанного с выездом за пределы их постоянного местопребывания с целью укрепления здоровья, познания окружающего мира, участия в научных, спортивных, деловых и иных не запрещенных законами страны пребывания мероприятиях.
2. Туристическая услуга носит комплексный характер (название, принятое в обычаи делового оборота - пакет услуг) и представляет собой совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей туриста, обусловленных особенностями и целью путешествия.
3. Туристическая путевка - документ первичного учета туроператора (турагента). Она не является акцептом оферты на реализацию туристических услуг. Акцепт оферты туроператора (турагента) выражается в виде подписи туриста, свидетельствующей об ознакомлении с условиями предоставления туристических услуг. Туристическая путевка не может квалифицироваться в качестве письменной формы договора на туристическое обслуживание, т.к.
не содержит всех существенных условий указанного договора.
Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ошибочно квалифицирует «туристскую путевку» в качестве документа, подтверждающего факт передачи «туристского продукта». Заслуживает самой решительной критики данное в законе определение понятия «туристского продукта» как права на «тур» (далее по тексту: туристическая услуга, пакет услуг), предназначенного для реализации туристу.
В работе приводятся дополнительные аргументы в поддержку мнения ученых (М.И.Брагинского, В.В.Витрянского, А.Ю.Кабалкина), полагающих, что принципиально недопустимым является использование в законе конструкции договора купли-продажи «туристских услуг». Речь может идти лишь об использовании в сфере туристических услуг договора о возмездном оказании услуг (Глава 39 ГК РФ). Поэтому положения Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», относящие указанный договор к договору розничной купли-продажи, противоречат ст.779 ГК РФ и, следовательно, не должны применяться.
5. Договоры в сфере туристской деятельности можно разделить на три группы:
1) Договоры, заключаемые между туроператором (турагентом) и туристом.
2) Договоры, заключаемые между туроператором и турагентом.
3) Договоры, заключаемые между туроператором и его партнерами - непосредственными исполнителями отдельных видов услуг
При этом отмечается, что ни туроператор, ни турагент не способны оказывать услуги лично, а поэтому туроператор всегда заключает договоры с непосредственными исполнителями отдельных видов услуг (гостиничных, транспортных, экскурсионных и др.) Исполнение названных договоров непосредственными исполнителями производится туристу.
В диссертации приводятся дополнительные аргументы в поддержку мнения М.И.Брагинского и В.В.Витрянского о том, что при исполнении обязательства по оказанию туристических услуг имеет место возложение исполнения обязательства на третье лицо, т.е. конструкция, предусмотренная правилом ч.1 ст.313 ГК РФ, где турист выступает в качестве кредитора по договору на туристическое обслуживание, а туристическая фирма является должником, возлагающим исполнение обязательства на третьих лиц, непосредственных исполнителей отдельных видов услуг.
6. Характер договоров, заключаемых между туроператором (турагентом) и туристом, зависит от способа формирования пакета услуг.
В том случае, когда имеется индивидуальный заказ туриста (группы) на формирование пакета услуг, он должен оформляться в письменной форме как договор о предоставлении информационных и маркетинговых услуг. Данный договор не может содержать всех существенных условий договора на туристическое обслуживание, т.к. только направлен на формирование индивидуального набора услуг, а следовательно, не должен квалифицироваться как предварительный. В дальнейшем, при согласовании сторонами существенных условий, между ними будет заключен договор на туристическое обслуживание.
Если же пакет услуг формируется туроператором самостоятельно, и он в письменном виде информирует неопределенное число потребителей об условиях приобретения пакета услуг, включая все существенные условия договора, эта информация признается публичной офертой. Таким образом, договор, заключенный при изложенных обстоятельствах, будет являться договором присоединения.
7. Вид договора, заключаемого туроператором с турагентом, зависит от характера обязанностей, возлагаемых на последнего. Это может быть выполнение юридических действий (заключение турагентом с туристом договора на оказание туристических услуг от имени туроператора), совершение по его поручению сделки (в этом случае договор на туристическое обслуживание заключается турагентом от своего имени), либо иных фактических действий.
В зависимости от указанных обстоятельств это могут быть договоры поручения, комиссии, возмездного оказания услуг, а также агентский договор. Поскольку и туроператоры и турагенты являются профессионалами на рынке предоставления туристических услуг, а следовательно, заинтересованы в определенной стабильности отношений, то наиболее часто между ними заключаются агентские договоры.
Специально обращается внимание на то, что турагент всегда действует по поручению туроператора, вне зависимости от того, от своего имени либо от имени туроператора заключается договор на туристическое обслуживание. Это вызвано тем, что в соответствии с лицензией турагент не имеет право на формирование пакета услуг, то есть он не может заключать договоры с непосредственными исполнителями отдельных видов услуг (гостиницами, организациями транспорта и т.д.).
8. Договор на туристическое обслуживание является публичным договором, в связи с чем к нему неприменимо правило ст.782 ГК РФ о праве исполнителя (туроператора, турагента) на отказ от исполнения обязательств по договору.
возможности возникновения в месте предполагаемого пребывания туристов опасности для его жизни или здоровья, отказаться от исполнения договора на туристическое обслуживание без оплаты исполнителю (туроператору, турагенту) понесенных им расходов, а также право исполнителя (туроператора, турагента) отказаться при указанных обстоятельствах от исполнения обязательств по договору на туристическое обслуживание при условии возмещения заказчику (туристу) фактически понесенных им расходов.
10. Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» установлен досудебный порядок урегулирования споров, вытекающих из договора на туристическое обслуживание (ст.10). Данное положение противоречит Федеральному закону «О защите прав потребителей», однако подлежит применению в соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994г. (в ред. от 10.10.2001г.) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». Под «претензиями к качеству туристского продукта» следует понимать претензии, касающиеся любых недостатков услуг, входящих тур, в том числе сроков их оказания, недостоверности представленной информации и т.д.
11. В Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в целях приведения его в соответствие с номами ГК РФ необходимо внести изменения и дополнения, изложив его в новой редакции, в которой не должны использоваться понятия «туристский продукт» и «тур». Указанные понятия должны быть заменены понятием «туристическая услуга».
12. В ст.10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в целях приведения ее в соответствие со ст.432 ГК РФ необходимо внести изменения, касающиеся перечня существенных условий договора на туристическое обслуживание, к которым следует относить:
информацию о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туроператорской или турагентской деятельности;
информацию о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туроператорской деятельности;
достоверную информацию о потребительских свойствах туристической услуги, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристических услуг;
дату и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
цену и порядок оплаты туристической услуги;
минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы.
13. В постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» от 11 февраля 2002 г. следует внести изменения с целью приведения перечня лицензионных требований в соответствие с перечнем документов, представляемых для получения лицензии, а также с целью конкретизации последнего.
14. В «Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. (в ред. от 29 апреля 2002г.) необходимо внести дополнения, касающиеся внесения в него туристических услуг, т.к. обязательность сертификации туристических услуг предусмотрена ст. 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также обусловлены введением с 1 июля 2003 года Федерального закона «О техническом регулировании».
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в научном обосновании современного подхода к решению актуальных проблем, связанных с правовым регулированием туристской деятельности как вида предпринимательства. Полученные диссертантом результаты представляют интерес для науки гражданского права и предпринимательского права. Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические обобщения, выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для совершенствования гражданского законодательства в части регулирования туристской деятельности, а также для реализации мер, направленных на более эффективное регулирование этой сферы со стороны государства.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, на конференциях и семинарах в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и Сочи. Концепция диссертации и отдельные вопросы отражены в пяти опубликованных работах.
Структура и содержание диссертационного исследования определены его целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Проведенное исследование проблем правового регулирования туристской деятельности как вида предпринимательской деятельности позволяет сделать следующие главные выводы и предложения.
В процессе перехода к рыночной экономике в России все большую долю в экономике страны занимает туризм. Однако дальнейшее развитие этого рынка требует решения ряда проблем правового характера. Указанные проблемы связаны, прежде всего, с отсутствием должной ясности в терминологии, которая применяется в различных нормативных правовых актах, регулирующих туристскую деятельность, в частности, по-разному определяются такие понятия, как «туризм», «туристическая услуга», «туристский продукт», «туристская путевка» и т.д.
Анализ понятий, содержащихся в законодательстве, регулирующем туристскую деятельность, с учетом мнений, высказанных в литературе, позволяет предложить следующие определения:
- туризм - сфера социально-экономической деятельности, включающая в себя производство и потребление гостиничных, ресторанных, транспортных и иных, в том числе экскурсионных, услуг по реализации активного отдыха людей, связанного с выездом за пределы их постоянного местопребывания с целью укрепления здоровья, познания окружающего мира, участия в научных, спортивных, деловых и иных не запрещенных законами страны пребывания мероприятиях;
- турист - потребитель туристических услуг, находящийся с этой целью вне места своего проживания как минимум с одной ночевкой и не более шести месяцев подряд без занятия предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью;
- туристическая услуга носит комплексный характер и представляет собой совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей туриста, обусловленных особенностями и целью путешествия;
- туристская деятельность - туроператорская или турагентская деятельность;
- туроператорская деятельность -предпринимательская деятельность по формированию, продвижению и реализации туристических услуг, осуществляемая на основании лицензии;
- турагентская деятельность - предпринимательская деятельность по продвижению и реализации туристических услуг, осуществляемая на основании лицензии;
- туроператор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий туроператорскую деятельность;
- турагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий турагентскую деятельность.
туристическое обслуживание, Гражданскому кодексу Российской Федерации. В литературе также нет единого мнения о правовой природе указанного договора. Автор приходит к выводу, что договор на туристическое обслуживание является по своей природе договором возмездного оказания услуг, в соответствии с которым одна сторона (туроператор, турагент) обязуется оказать другой стороне (туристу) туристическую услугу своими средствами либо средствами третьих лиц, а другая сторона (турист) обязуется уплатить установленную денежную сумму. Договор на туристическое обслуживание регулируется нормами главы 39 ГК РФ и Федеральными законами «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей». В связи с изложенным, понятия «туристский продукт» и «тур» предлагается исключить из Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», заменив их понятием «туристическая услуга».
Анализ содержания и правового значения туристической путевки показывает, что она является документом первичного учета туроператора (турагента) и не является акцептом его оферты на реализацию туристических услуг. Акцептом оферты туроператора (турагента) является подпись туриста, свидетельствующая об ознакомлении с условиями предоставления туристических услуг. Туристическая путевка также не является договором на туристическое обслуживание, т.к. не содержит всех существенных условий указанного договора.
Таким образом, в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» необходимо внести изменения и дополнения, изложив его в новой редакции, поскольку ныне действующая редакция исходит из неверного понимания туристической услуги как «продукта» и, следовательно, неверного представления о договоре на туристическое обслуживание как о договоре купли-продажи. Как указывалось выше, в новой редакции не должно использоваться понятие «туристский продукт», договор на туристическое обслуживание должен определяться как договор возмездного оказания услуг, туристическая путевка не должна рассматриваться как акцепт оферты туроператора (турагента), а также в закон должны быть внесены другие изменения и дополнения в соответствии с вышеприведенными выводами.
Подробный анализ Положений о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности позволил выявить недостатки, затрудняющие применение данных положений на практике, в связи с чем в постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» предлагается внести изменения с целью приведения перечня лицензионных требований в соответствие с перечнем документов, представляемых для получения лицензии, а также с целью конкретизации последнего.
В «Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. (в ред. от 29 апреля 2002г.) необходимо внести дополнения, касающиеся внесения в него туристических услуг, т.к. обязательность сертификации туристических услуг предусмотрена ст. 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Определенная сложность в проблеме правового регулирования туризма как предпринимательской деятельности исходит из того, что, получив законодательное закрепление как самостоятельная отрасль деятельности, туристская деятельность, тем не менее, еще не вошла отдельной строкой в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). Автор предлагает включить туристскую деятельность в Общероссийский классификатор как отдельную отрасль экономической деятельности.
Развитие туризма в России невозможно без совершенствования законодательства в этой сфере. Конкретные предложения по изменению и дополнению нормативных правовых актов, регулирующих туристскую деятельность, требуют глубокой проработки и могут составлять предмет самостоятельных научных исследований. В рамках данного исследования были обозначены наиболее существенные и общие проблемы правового регулирования туристской деятельности, требующие скорейшего разрешения.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Норма, 1996.
2. Всеобщая декларация прав человека // Права человека. - М.: Международные отношения, 1990. - С. 5-12.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. - М.: Международные отношения, 1990. - С. 13-28.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах / Права человека. - М.: Международные отношения, 1990. - С. 29¬44.
5. Общая резолюция Конференции ООН по международному туризму и путешествиям // Международный туризм: правовые акты. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 175-179.
6. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Раздел «Развитие туризма» // Международный туризм: правовые акты. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 180-183.
7. Манильская декларация по мировому туризму // Международный туризм: правовые акты. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 186-203.
8. Хартия туризма // Международный туризм: правовые акты. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 213-217; Кодекс туриста // Международный туризм: правовые акты. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 217-219.
9. Гаагская декларация по туризму // Международный туризм: правовые акты. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 219-243.
10. Декларация по туризму // Международный туризм: правовые акты. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 251-255.
11. Монреальская декларация «К гуманному и социальному видению туризма» // Международный туризм: правовые акты. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 266-272..
12. Итоговый доклад // Международный туризм: правовые акты. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 272-281.
13. Манильская декларация по социальному воздействию туризма // Международный туризм: правовые акты. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 281-283.
14. Межгосударственная целевая программа «Развитие туристских связей между государствами - участниками СНГ» (концепция) // Квартальнов
B. А. Иностранный туризм. Приложения. - М.: Финансы и кредит, 2001. -C. 249-269.
15. Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма» // Международный туризм: правовые акты. - М.: Финансы и статистика,2000. - С.19-30.
16. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Кодекс, 2001.
17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях //
Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 1.
18. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. - М.: Норма, 2001.
19. Воздушный кодекс Российской Федерации. - М.: Норма, 2000.
20. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации» // Международный туризм. Правовые акты. - М.: Финансы и статистика, 2000.
21. Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (в
ред. 30 декабря 2001г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
22. Федеральный закон от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» (в ред. 31 июля 1998 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 1. - Ст. 1143.
23. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»
//Собрание законодательства РФ - 2001, - N 33 (ч.1), - ст. 3430
24. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в редакции 1999 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №52. - Ст. 1523.
25. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 1. - Ст. 5.
27 . Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в редакции 1999 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 24. - Ст. 624.
28. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. -1996. - №34. - Ст.4029.
29. Федеральный закон «О стандартизации» (в ред. от 10 июля 2002г.) // Ведомости СНД и ВС РФ - 1993 - N 25 - ст. 917.
30. Федеральный закон «О техническом регулировании» // Российская газета. - 2002. - 31 декабря.
31 .Федеральный закон «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - N 30. - Ст. 3591.
32. Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"// Гарант-мастер. Электронная справочная правовая система. - Выпуск за январь 2002 г.
33. Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» // Российская газета. - 1995. - 6 октября.
34. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации. - М.: Транспорт, 1999.
35. Устав автомобильного транспорта РСФСР. - М., 1994.
36. Указ Президента РФ от 25 апреля 1994 г. «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочивании государственной собственности в сфере туризма» // Экономика и жизнь. - 1994. - № 18.
37. Указ Президента РФ от 22 декабря 1995 г. «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» // Российская газета. - 1995. - 28 декабря.
38. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. «Об утверждении Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» // Российские вести. - 1996. - 14 марта.
39. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95 « О
лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» //
Собрание законодательства РФ. - 2002. - №74. - Ст.695.
40. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000г. № 990г. «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли РФ» //Собрание законодательства РФ. - 2001. - №1 (ч.П). - Ст. 125.
41. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. «Об утверждении положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территории национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха» // Российская газета. - 1996. - 10 октября.
42. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. «Об утверждении положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков» // Российская газета. -1996.- 10 октября.
43. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. «Об утверждении правил бытового обслуживания в Российской Федерации» // Российская газета. - 1997. - 28 августа.
44. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1996 г. «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» // Российская газета. -
1997. - 28 августа.
45. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1996 г. «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» // Российская газета. - 1997. - 28 августа.
46. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. (в редакции 29 апреля 2002 г.) «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 22. - Ст. 2317
47. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте (Постановление Правительства РФ от 11
марта 1999г.) // Российские вести. - 1999. - 19 марта.
48. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР // Автомобильный транспорт в вопросах и ответах. - М., 1988. - С. 56-84.
49. Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов // Гарант-мастер. Электронная справочная правовая система. - Выпуск за январь 2002 г.
50. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г.«О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» // Гарант-мастер. Электронная справочная правовая система. - Выпуск за январь 2002 г.
51. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. № 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 51. - Ст. 6305.
52. Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. «О реализации отдельных норм Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета. -
1998. - 10 октября.
53. Положение о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации // Гарант- мастер. Электронная справочная правовая система. - Выпуск за январь 2002г.
54. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 54-Р
55. Постановление Минтруда РФ от 17 мая 1999 г. «О квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии» // Электронная справочная правовая система «Гарант». Выпуск за февраль 2002 г.
56. ГОСТ 28681-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания (основные положения)».
57. ГОСТ Р50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
58. ГОСТ Р50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».
59. ГОСТ Р50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования».
60. ГОСТ 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание.
Проектирование туристских услуг».
61. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, (постановление Госстандарта России от 16 февраля 1994г.)// Российские вести - 1994. - 30 марта.
62. Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации (постановление Госстандарта России от 5 августа 1997 г.) // Российские вести. - 1997. - 8 августа.
63. Правила проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации (Постановление Госстандарта России от 22 апреля 1999 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. - № 26.
64.Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93
(Постановление Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г., в ред. 5 марта 1999 г.) // Российские вести. - 1999. - 21 апреля.
65. Приказ Госстандарта РФ от 3 июля 2000 г. N 251 "О принятии и введении в действие Рекомендаций по информационному обеспечению сертифицированных туристских услуг и услуг средств размещения" // Электронная справочная правовая система «Гарант-мастер». - Выпуск за февраль 2002г.
66. Рекомендации по информационному обеспечению сертифицированных туристских услуг и услуг средств размещения // Электронная справочная правовая система «Гарант-мастер». - Выпуск за февраль 2002 г.
67. Приказ Госстандарта РФ от 28 июня 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация» // Электронная справочная правовая система «Гарант-мастер». - Выпуск за февраль 2002 г.
68. Информационный бюллетень МИД РФ от 18.03.2003г.
69 .Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции от 10 октября 2001 г.) // Гарант-мастер. Электронная справочная правовая система. - Выпуск за январь 2002 г.
70. Материалы судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации за 1998 г. // Электронная справочно-правовая система «Гарант- мастер». - Выпуск за февраль 2002 г.
71. Определение Конституционного Суда РФ от 6.06.2002г. № 115-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 ГК РФ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
72. Решение Верховного Суда РФ от 23 мая 2002г. № ГКПИ02-510 об отказе
в удовлетвореними жалобы о признании недействительным пункта 2 постановления Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности». //Справочная правовая система «Консультант Плюс».
73.Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.06.2002г. № 59-ВО2пр-5 (по делу о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда в связи с оказанием ненадлежащей услуги по организации поездки за границу)// ИС «Кодекс»
74.Постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 1.07.1999г. Дело № Ф09-765/99ГК (по иску АОЗТ «Континетн-Тур» к ООО «Екатеринбургское бюро международного туризма «Спутник» о взыскании убытков)
75.Обозрение: судебные новости. - 2000. - № 6. - с.8-9; 2001. - №1. - С.5-6.
76.Концепция развития международного туризма в Москве до 2005 г. // Международный туризм. Правовые акты. - М.: Финансы и статистика,2000. - С. 153-168.
77.Закон Краснодарского края «О туристской деятельности в Краснодарском крае» // Кубанские новости. - 1997. - 3 августа.
78. Постановление главы администрации Краснодарского края от 14 марта 2001 г. № 181 «Об утверждении положения о Комитете по курортам и туризму Краснодарского края», утвержденным (в редакции от 2 апреля 2002г.)// Кубанские новости.- 2001. - 18 марта.
79. Постановление главы администрации Краснодарского края от 27 июля 2001 г. "О мерах по предупреждению травматизма и несчастных случаев при проведении на территории Краснодарского края походов по горным, лыжным, водным и иным туристическим маршрутам" // Кубанские новости. - 2001. - 16 августа.
80. Постановление главы администрации Краснодарского края от 5 сентября
2001 г. "Об аттестации экскурсоводов, руководителей туристских групп (фирм), организаторов путешествий (экскурсий) и других работников туристско-экскурсионных организаций Краснодарского края" //Кубанские новости. - 2001.- 22 сентября.
81. Приказ департамента образования и науки администрации
Краснодарского края от 24 августа 1999 г. "О взаимодействии с
туристскими организациями" // Архив администрации Краснодарского края. Делопроизводство за 1999 г.
82 .Постановление главы администрации города Краснодара от 13 августа 2001 г. "О некоторых мерах по упорядочению деятельности предприятий общественного питания в городе Краснодаре" // Краснодар. - 2001. - 22 сентября.
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
83. Агеева О.А. Организация автобусных туров // Главный бухгалтер. - 2001. - № 3. - С. 28-31.
84. Агеева О.А. Страховой полис для туриста // Главный бухгалтер. - 2001. - № 2. - С. 16-19.
85. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 53с.
86. Ананьев М.А. Экономика и география международного туризма. - М.: Издательство МГУ, 1975. - 68с.
87 .Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. - М.: Финансы и кредит, 2001. - 73с.
88. Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект). - Саратов, 2001. - 83с.
89. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Торговый дом «Герда», 1999. - 67с.
90. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма. Перевозки. - СПб.: Издательский дом Герда, 2001. - 87с.
91. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Главный редактор Т.Г. Музрукова. - Электронная версия. - М., 2000.
92. Бордюга Т. Туристический бизнес требует регулировки // Коммерсант. - 2001. - 28 марта.
93. Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. - М., 1999.- 134с.
94. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М.: «Статут», 2002. - 1055 стр.
95. Быть ли России во Всемирной Торговой Организации? // Труд. - 2002. - 11 января.
96. Виноградов П.А., Каракуця К.А., Пшенка К.А. Международное сотрудничество и проблемы формирования общего туристского пространства // Теория и практика физической культуры и спорта. - 1999. - № 11. - С.18-21.
97. Винокуров В.И., Леонов В.А. Индустрия туризма: теоретические, методологические и практические аспекты. - Сочи: Государственный университет туризма и курортного дела, 1998. - 95с.
98. Витрянский В. Купля-продажа (Глава 30 ГК РФ) // Хозяйство и право. - 1996. - № 1. - С. 7-10.
99. Власов А.А., Нагорный А.Г. Туризм. - М.: Высшая школа, 1977. - 153с.
100. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 172с.
101. Волошин Н.И. Туристская деятельность как предмет правового регулирования // Экономика и право. - 1999. - № 11. - С. 55-59.
102. Германское право. - М, 1996. - 342с.
103. Герасимов А., Скапенкер М. Туристский бизнес: особенности бухучета и налогообложения // Экономика и жизнь. - 1996. - N 14. - С. 23-26.
104. Гражданское право. Том 1.Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001. - 632с.
105. Грушевая Е.П. Обязательства по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях.//Советское государствово и право.- 1982. - №1 - С.12-17.
106. Гужин Г.С., Беликов М.Ю., Клименко Е.В. Менеджмент в иностранном
и внутреннем туризме. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 1997. - 84с.
107. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. - М.: Нолидж, 1996. - 105с.
108. Демишина О.Н. Современные тенденции мирового рынка туризма и его развитие в России // Общественные науки / Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - 2001. - № 2. - С. 116-119.
109. Дехтярь Г.М. Лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме. - М.: ГИНФО, 2001.- 83с.
110. Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм // Экономика и жизнь. - 1995. - № 42. - С.12-15.
111. Договорная практика туристической фирмы // Туризм: экономика и учет. - 2000. - № 7 - С.8-15.
112. Домовцева О.В., Звоненко Д.П. Судебный спор с иностранным партнером // Главный бухгалтер. - 2001. - № 3. - С.31-34.
113. Дурович А. П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме. - Минск: Экономпресс, 1998.- 135с.
114. Евпланов А.Е. Туристический бизнес пока ориентируется только на богатых клиентов // Финансовые известия. - 1999. - № 19. - С.13-14.
115. Звоненко Д.П., Чистяков Б.М. Претензии туристов к качеству поездки. // Главный бухгалтер. - 2001. - №1. - С. 21-24.
116. Злобина Л.В. Невыполнение турфирмой договорных обязательств перед партнерами // Главный бухгалтер. - 2000. - № 4. - С. 25-28.
117. Иванов А.П. Правовое регулирование международных туристских отношений. - М., 1974. - 142с.
118. Иванова Е.Е. Учет в туристской деятельности // Главный бухгалтер. - 2001. - № 3. - С. 11-13.
119. Игорева Н. Проблемы и тенденции российского экспорта туристических услуг // Внешняя торговля. - 1994. - № 6. - С.28-32.
120. Казаков А. Интуристский рынок России: состояние и перспективы // Внешняя торговля. - 1992. - № 7. - С.41-43.
121. Казаков А. Общее туристское пространство СНГ: первые шаги по трудному пути // Внешняя торговля. - 1992.. - № 11-12. - С. 29-35.
122. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статистика, 2001 - 132с.
123. Кабалкин А. Договор возмездного оказания услуг// Российская юстиция. - 1998. - №3. - С.14.
124. Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 120с.
125. Клименко Е.В. Туризм как фактор ускорения социально¬
экономического развития Северного Кавказа. - Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2001.¬20с.
126. Ковалевская Н.С. Договор в пользу третьих лиц - граждан. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Л., 1998. - 187с.
127. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Н. Садикова. - М.:Инфра-М, 1995. - 543с.
128. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Под общ. ред. Брагинского М. И. - М., 1998. - 498с.
129. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. Козырь О.М., Маковского А.Л., Хохлова С.А. - М., 1996г. - 612с.
130. Коммерческое право: Учебник / А.Ю.Бушев, О.А. Городов и др.; Под ред. В.Ф Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб, Издательство С.- Петербургского университета, 1998. - 480с.
131. Кротов М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве: Учебное пособие. - Л.,1990. - 107с.
132. Курортнотуристский комплекс Краснодарского края. - Краснодар, 2000. - 57с.
133. Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа // Вестник Московского Университета. - 1994. - № 2. - С. 25-27.
134. Малов А.А., Сидоренко В.М. Рассмотрение судами дел о защите прав потребителей: некоторые аспекты // Арбитражный и гражданский процесс. - 2000. - № 4. - С.10-11.
135. Маринин М. Международный туризм. Учтен ли фактор безопасности // Экономика и жизнь. - 1995. - №42. - С.28-31.
136. Маринин М.М. Впервые в России принят закон, регулирующий сферу туризма // Экономика и жизнь. - 1997. - № 2. - С. 45-48.
137. Маринин М.М. За каждым из условий действия лицензии - большой и глубокий смысл // Туризм: информация, статистика, анализ. - 1996. - № 3. - С. 98-104.
138. Международные конвенции. - М.: Интеграл, 1990. - 234с.
139. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности / Главный редактор В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 235с.
140. Немоляева М.Э., Ходорков Л.Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. - М.: Международные отношения, 1985. - 187с.
141. Новицкий И.Б. Римское право. - М, 1993.- 364с.
142. Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса. - М. 1999. - 164с.
143. Ошноков А.Н. Гражданско-правовые договоры в сфере
международного туризма. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2002. - 174с.
144. Паламарчук Е. А. К истории становления института защиты прав потребителей в России // Северо-Кавказский юридический вестник. -2001. - №1. - с.9-10.
145. Парций Я. Правовое регулирование туристско-экскурсионных услуг // Экономика и жизнь. - 1996. - N 44. - С. 35-38.
146. Парций Я.Е. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Хозяйство и право. - 1998. - № 7-10.
147. Парций Я.Е. Об измнениях в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг» // Туризм: пратика, проблемы, перспективы. - 1998. -12. - С. 11-12.
148. Перспективы курортного дела в России // Курорты. Сервис. Туризм. - 2001. - № 1. - С. 6-7.
149. Писаревский Е.Л. Еще раз о правовой природе договора на предоставление гостиничных услуг // Юрист. - 2001. - № 8. - С. 46-49.
150. Писаревский Е.Л. Научно-практический комментарий. Положение о лицензировании туроператорской деятельности. Положение о лицензировании турагентской деятельности. - М.: ИГ «Юрист», 2002. -128с.
151. Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: проблемы правового регулирования. - Владивосток,1999. - 286с.
152. Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. - СПб., 1994. - 208с.
153. Правозащитное движение РАТА // Вестник РАТА. - 2001. - Июль. - С.34.
154. Пугинский Б.И. Основные проблемы теории гражданско-правовых средств. - Автореф. дис. д-ра юрид. наук. - М., 1985. - 132с.
155. Развитие курортов - приоритетная задача краевой власти // Вестник РАТА (Российской ассоциации туристических агентств). - 2001. - Июль. - С.23-25.
156. Рассказов Л.П., Упоров И.В., Жинкин А.В. Теория государства. - Краснодар: Социально-экономический институт, 2000. - 364с.
157. Российская юридическая энциклопедия / Главный редактор А.Я. Сухарев. - М.: Инфра-М, 1999. - 543с.
158. Рябцев А. Ю. Проблема безопасности в туризме // Проблемы,
инновационные подходы и перспективы развития Российского Причерноморья. Материалы конференции. - Сочи: Сочинский
государственный университет туризма и курортного дела, 1998. - 203с.
159. Савельев К.С. Социальный туризм - путь развития России // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 11. - С. 8-11.
160. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР и иностранными государствами. - Вып. ХХ1. - М.: Международные отношения, 1957. - 259с.
161. Сенин В.С. Введение в туризм. - М.: 1997. - 206с.
162. Сергеев В.А. Договор об оказании международных туристских услуг. (Проблемы правоотношений туриста и туристской фирмы) // Хозяйство и право. - 1998. - № 7. - С.46-49.
163. Сергеев В.И. "Обвал" финансового рынка и обстоятельства
непреодолимой силы в туристском бизнесе (теоретические аспекты и практические рекомендации) // Главный бухгалтер. - 2000. - № 4. - С. 24¬28.
164. Скобелева Л. По-прежнему прав тот, у кого больше прав? // Кубанские новости. - 2002. - 4 января.
165. Смирнова Т. Сертификация: установленные нормы и существующие противоречия // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 1998. - № 12. - С. 5-8.
166. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Инфра-Норма, 1997. - 456с.
167. Терещенко А. О некоторых недостатках в договорных отношениях туристских фирм с туристами/ Туристический бизнес. - №1. - 1999. - 167с.
168. Терещенко А. Сертификация в туризме: защита потребителя или побор турфирм? // Туристический бизнес. - 1998. - № 3. - С. 10-13.
169. Толковый словарь «Бизнес и право» // Электронная справочная правовая система «Гарант». Выпуск за февраль 2002 г.
170. Толковый словарь туристских терминов. Туризм: туристская индустрия, туристский бизнес / Сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М.- Афины: INFOGROUP, 1994. - 324с.
171. Туктаров Ю.А. Виды гражданско-правовых гарантий // Журнал российского права. - 2000. - №5-6. - С.37-47.
172. Туризм, транспорт (комментарий адвокатской практики по делам о защите прав потребителей). - М.: Спрос, 1997. - С. 72.
173. Туристский центр и центр туризма: содержание и границы понятий // Теория и практика физической культуры и спорта. - 1999. - № 11. - С. 23-26.
174. Центр тяжести развития туризма сейчас приходится на регионы // Туристская деловая газета. - 1999. - №3. - С. 23-24.
175. Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. - М.: Мир деловой книги, 1997.- 206с.
176. Чеченов Ю.А. Проблемы правового регулирования туристской деятельности // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 1998. - № 11.- С . 30-35.
177. Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг. Автореферат дисертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Екатеринбург, 2002. - 42 с.
178. Шашкова Л.А. Развитие законодательства о потребительских правах // Юрист. - 2001. - № 2. - С.5-7.
179. Шешенин Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг //Сборник
ученых трудов Свердловского юридического института., Вып.3. -
Свердловск, 1964. - С.34-75.
180. Экономика современного туризма. - СПб., 1998. - 234с.
181. Яковлева-Чернышева А.Ю. Организационно-экономические аспекты
функционирования предприятий туристско-рекреационной сферы в условиях рынка (на примере сочинского региона). - Автореф. дис. . канд. эконом. наук. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2000. - С. 9.
182. National Tourism Resources Review Commission. Destination USA. Vol. 2. Domestic Tourism. - Washington, D.C.: Government Printing Office, 1973.-265р.
183. Organization for Economic Cooperation and Development. Tourism Polici and Internation Tourism in OECD Membe Countries. - Paris: OECD, 1980. - 167р.
184. Provisional Guidelines on Statistics of Internation Tourism // Statistical Papers M. United Nations Department of Economic and Social Affairs. - 1978.¬276р.
185. The Package Travel Directive / European Travel Law. Chichester .
1997.P.49.