Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы алгоритмизации и программирования.
1.1.Языки программирования…………………………………………………6
1.2.Базовая алгоритмическая конструкция цикл……………………………..9
1.3.Интегрированные среды программирования в школе…………………….11
Глава 2. Изучение темы «Циклы» в базовом курсе информатики
2.1. Методика изучения языков программирования…………………………..21
2.2. Методика построения алгоритмов ………………………………………….23
2.3. Применение методики построения алгоритмов по теме «Циклы»………..26
Глава 3. Исследовательская часть
3.1. Констатирующий эксперимент……………………………………………
3.2. Формирующий эксперимент………………………………………………
3.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...
Заключение…………………….
Список литературы……………………
Современное общество предъявляет человеку самые разнообразные требования. Причем на протяжении истории человечества число таких требований в области физической деятельности постепенно сокращается, а в области интеллектуальной - лавинообразно растет.
Интеллектуальная (умственная) деятельность человека с точки зрения информатики является информационным процессом с названием «обработка информации». Информационная нагрузка на человека с развитием цивилизации возрастает, что связано не только с ростом объемов информации вообще, а именно с ростом объемов информации, обрабатываемой человеком.
Жизнь в современном информационном обществе предполагает умение читать, исполнять и запоминать готовые алгоритмические структуры, к которым мы относим всевозможные инструкции, планы, правила и т.п. Этому способствуют, в первую очередь, достижения научно-технического прогресса.
Современный этап развития общества характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. В нашу жизнь вошли видеокамеры, плееры, стиральные и посудомоечные машины, телевизоры, радио и сотовые телефоны, не говоря уже о компьютерах. Для управления такими средствами обычно используются кнопочные, поворотные или движковые приспособления (кнопки и ручки). Большое число функций, выполняемых техническими средствами, при небольшом числе управляющих приспособлений приводит к необходимости для управления средствами использовать последовательности элементарных действий (алгоритмы).
Как и перед любым учебным предметом общеобразовательной школы, перед информатикой обществом поставлен целый комплекс задач.
Одной из дидактических задач образовательного учреждения является формирование мышления учащегося, развитие его интеллекта.
Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление. Наибольшим потенциалом для формирования алгоритмического мышления школьников среди естественнонаучных дисциплин обладает информатика.
Всё сказанное выше обосновывает актуальность данной дипломной работы.
Анализ развития стандарта образования по информатике позволяет сделать вывод: формирование алгоритмического стиля мышления школьников - важная цель школьного образования на разных ступенях изучения информатики.
Объектом исследования: методика преподавания информатики.
Предметом исследования: методика изучения темы «Циклы».
Гипотеза: изучения темы «Циклы», основанная на применении технологии структурного программирования, с помощью решения задач позволит повысить:
• уровень усвоения основ алгоритмизации и программирования;
• эффективность развития мыслительной деятельности учащихся.
Цель работы - рассмотреть методику изучения темы «Циклы» в курсе Информатика и ИКТ.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• изучить методические рекомендации по изучению темы циклы в школе;
• разработать конспекты проведения уроков и заданий по данной теме.
Методы исследования:
• теоретический анализ научной и учебно-методической литературы;
• методы презентации данных: таблицы, рисунки.
Практическая значимость исследования заключается в определении
содержания теоретического материала, направленного на формирование специальных знаний и умений при изучении темы "Циклы" в школьном курсе информатики.
Дипломная работа условно состоит из 3-х частей. В первых двух частях раскрываются теоретические сведения о преподавании темы «Циклы » в школе, принципах структурной алгоритмизации и выборе подхода к преподаванию программирования. Третья часть данной работы посвящена разработке различных планов урока, которые можно использовать при изучении темы «Циклы».
Таким образом, различные формы работы и подготовленное методическое обеспечение позволит повысить эффективность работы учащихся и уровень умений при решении алгоритмических задач. При этом слиянии традиционных форм работы и новых подходов в использовании стандартных задач расширяет целенаправленность и эффективность урока.
В дипломной работе введение, три главы, заключения и список литературы.
Данная дипломная работа была посвящена изучению темы «Циклы» в базовом курсе на уроке информатики.
В первой главе рассматривался теоретический материал по теме «Циклы».
В ходе написания работы было проанализировано содержание учебников и учебно-методической литературы.
Во второй главе были рассмотрены методики преподавания языков программирования и изучение темы «Циклы». Был разработан урок. Можно сделать вывод, о том, что на изучение данной темы отводится достаточно времени. Ученикам дается достаточно времени для того, чтобы решать практические и лабораторные задачи.
В третьей главе была проведена исследовательская работа, которая проводилась с учащимися 9 – го класса. В ходе работы были разработаны и проведены методические и контрольные работы по теме: «Циклы».
В результате констатирующего эксперимента была проведена проверка начальных знаний учащихся. Опрос показал, что 50 % класса усвоили материал.
В формирующем эксперименте были разработаны четыре урока по теме: «Циклы».
В контрольном эксперименте были проведены самостоятельная и контрольная работа, которые показали степень усвоения учебного материала. Учебный материал был усвоен 80% класса на «хорошо» и «отлично».
В данной дипломной работе удалось предоставить тот необходимый минимум при изучении темы, который должен быть изучен всеми учениками, а не только теми, которые занимаются по учебнику Угринович Н.Д.
Таким образом, рассмотрев все перечисленные аспекты, можно сделать вывод о том, что поставленная в начале цель, была достигнута.
В ходе работы над дипломной, мне удалось закрепить полученные в кол-ледже знания на практической работе.
1. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, л. В. Шестакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 390 с.: ил.
2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 304 с.: ил.
. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2004. -304 с.: ил.
. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию / Под ред. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2007. - 176с.: ил.