Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНТРАБАНДА: ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ, КВАЛИФИКАЦИЯ, ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Работа №28949

Тип работы

Диссертация

Предмет

уголовное право

Объем работы244
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
597
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
§ 4. Объективная сторона контрабанды 51
§ 5. Субъект и субъективная сторона контрабанды 68
Глава 2. Квалификация контрабанды 80
§ 1. Общие условия квалификации контрабанды 80
§ 2. Квалификация контрабанды, совершенной без отягчающих обстоятельств 97 § 3. Квалификация контрабанды, совершенной при отягчающих обстоятельствах 132
§ 4. Квалификация контрабанды с учетом требований ее отграничения от смежных деяний, совершаемых в сфере таможенного дела 146
Глава 3. Специальные вопросы квалификации контрабанды и проблемы ответственности за нее 158
§ 1. Квалификация неоконченной контрабанды 158
§ 2. Квалификация контрабанды, совершенной в соучастии 179
§ 3. Квалификация контрабанды при совокупности преступлений 197
§ 4. Теоретические и законодательные проблемы установления уголовной ответственности за контрабанду 203
§ 5. Проблемы законодательной и практической наказуемости контрабанды 210
Заключение 219
Список литературы, использованной при написании диссертации 226


Актуальность темы исследования. В условиях развития внешней торговли и продолжающейся интеграции России в мировое экономическое сообщество особую актуальность представляют разработка новых и повышение эффективности применения уже существующих инструментов, способствующих нейтрализации криминальных проявлений в сфере внешнеэкономической дея-тельности, обеспечению защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдению ими обязанностей в области таможенного дела.
В числе таких инструментов важное место занимают правовые предписания ст. 188 УК РФ об ответственности за контрабанду, которая на сегодняшний день приобретает размеры остро негативного, массового антисоциального явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим и политическим интересам российского государства, а также его обороноспособности, общественной безопасности, здоровью населения и сохранению национального культурного достояния. Особую тревогу вызывает тот факт, что криминальный контрабандный бизнес все чаще проявляется в организованных формах устойчивых, тесно сплоченных преступных сообществ, а предметами контрабанды выступают наркотики и оружие.
На протяжении ряда лет, с 1999 по 2001 гг., наблюдается устойчивая тенденция к росту доли контрабанды в общем числе зарегистрированных преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности на 10% , которая, по прогнозам специалистов, сохранится и к 2003 г. приведет к увеличению этого показателя по меньшей мере до 15%1. При этом известно, что контрабанда является высоколатентным преступлением, и действительные показатели ее состояния и динамики значительно превышают зарегистрированные.
1 См.: Криминогенная ситуация в Российской Федерации в начале XXI века. — М., 2001. -С. 46-47, 71.
Поскольку совокупные негативные последствия от контрабанды затрагивают важнейшие сферы жизнедеятельности российского общества и функционирования государственных институтов, совершенствование форм и методов противодействия этому посягательству становится исключительно актуальной задачей. Организовать подобное эффективное противодействие контрабанде возможно только на основе совершенного таможенного, уголовного и уголовно¬процессуального законодательства, правильного и однозначного толкования его положений правоприменительными органами, а также объединения в этих целях усилий юридической доктрины и практики.
Необходимо также отметить, что практически во всех экономически раз-витых странах проблема противодействия криминальным проявлениям в сфере внешнеэкономической деятельности и контрабанде давно признана одной из первостепенных государственных задач.
Степень научной разработанности темы. Проблемы контрабанды как уголовно-правового, криминологического и негативного социально- экономического явления привлекали внимание многих ученых и общественно- политических деятелей на протяжении всех этапов развития российского общества и отечественной гуманитарной науки.
Первые попытки осмысления проблем контрабанды предпринимались в трудах русских философов, историков и представителей юридической и общественно-политической мысли Ф.М. Достоевского, К. Лодыженского, А. Лохвицкого, Н.А. Неклюдова, Е.В. Осокина, В.О. Пузино, А.Н. Радищева, Н.С. Таганцева, А.П. Чехова и других.
До вступления в действие УК РФ 1996 г. вопросы юридической оценки, уголовно-правовой и криминологической характеристики контрабанды в научных исследованиях, монографических работах и учебных пособиях рассматривали отечественные ученые-правоведы В.А. Владимиров, Н.В. Володько, Е.Ф. Галанжин, В.К. Глистин, С.В. Дьяков, А.А. Игнатьев, М.П. Карпушин, В.И. Ко-
Применительно к действующему уголовному законодательству обозначенные вопросы и отдельные их аспекты разрабатываются в трудах М.Я. Аинбиндера, А.И. Александрова, М.М. Алиева, В.В. Афанасьева, В.Г. Беспалько, Ю.В. Гармаева, Т.А. Дикановой, Г.А. Дугина, А.М. Ералина, С.Ю. Ивановой, Н.В. Качева, А.Н. Козырина, А.В. Котельникова, М.А. Кочубей, О.Е. Кругло- вой, А.П. Кузнецова, В.Д. Ларичева, В.М. Михайлова, С.А. Овчинниковой, А.А. Парамонова, Г.Ш. Пашаева, А.А. Сахера, С.А. Сирма, В.Д. Соболева, 0.10. Сучкова, Ю.И. Сучкова, А.А. Федорова, И.Г. Цопановой, А.И. Чучаева, П.С. Яни и некоторых других ученых и практиков. На уровне вузовских учебников и научно-практических комментариев к уголовному и таможенному законодательству вопросы составов, наказуемости и предупреждения контрабанды рассматриваются Б.В. Волженкиным, Б.Н. Габричидзе, А.А. Грави-ной, А.Э. Жалинским, В.А. Жбанковым, А.Н. Козыриным, М.В. Костеннико- вым, Е.Б. Кувалдиной, Н.А. Лопашенко, Ю.И. Ляпуновым, А.Е. Масловым, В.Е. Мельниковой, С.И. Никулиным, П.Н. Панченко, Н.И. Пикуровым, А.М. Яковлевым, Б.В. Яцеленко и другими учеными-правоведами.
Наиболее полно проблемы контрабанды по российскому уголовному законодательству исследовались юридической наукой в течение 1998-2002 гг. За этот период по интересующим нас вопросам были защищены кандидатские диссертации А.В. Грязновым (историко-правовое, социологическое и уголовно¬правовое исследование контрабанды), А.В. Дранниковым (уголовная ответственность за контрабанду предметов, ограниченных в гражданском обороте),
С.В. Душкиным (уголовно-правовые меры борьбы с контрабандой, вопросы дифференциации ответственности и индивидуализации наказания), Д.В. Коземасловым (исторические и уголовно-правовые аспекты контрабанды), Л.Ф. Рогатых (уголовно-правовая характеристика контрабанды), Л.Ю. Родиной (социально-экономические, криминологические и уголовно-правовые аспекты контрабанды).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В современной юридической литературе по уголовному праву, а также научных исследованиях норм чч. 1, 2, 3 и 4 ст. 188 УК РФ об ответственности за контрабанду, они рассматриваются как основной, квалифицированный и соответственно особо квалифицированные виды рассматриваемого преступления.
Однако подобное их рассмотрение, на наш взгляд, противоречит сущности этих норм, поскольку говорить о квалифицированных и особо квалифицированных видах преступного деяния, можно лишь по отношению к какому-либо одному, базовому составу преступления, дополненному квалифицирующими признаками. В этом смысле, ответственность за деяния предусмотренные чч. 1 и 2 ст. 188 УК РФ имеет взаимоисключающий характер. Эти преступления, существенно отличаются не только по характеру и степени общественной опасности, но, и, прежде всего, по предмету, а также объективным признакам состава преступления. В пределах законодательной конструкции ст. 188 УК РФ они характеризуются общими отягчающими (ч. 3) и особо обстоятельствами обстоятельствами (ч. 4 ст. 188). Учитывая сказанное полагаем, что в процессе теоретического анализа, деяний, ответственность за которые предусмотрена чч. 1 и 2 ст. 188 УК РФ, их необходимо рассматривать как формы контрабанды, а деяния предусмотренные чч. 3 и 4 данной статьи - как квалифицированные и особо квалифицированный виды этих преступлений;
2. В целях систематизации преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) в диссертации предлагаем отступать от традиционного для уголовно-правовой науки «четырехступенчатого» соотношения объектов преступления по вертикали и устанавливать видовой объект контрабанды и других преступи-
3. В результате исследования выяснено, что практика формулирования норм об ответственности за контрабанду и другие преступления в сфере таможенного дела в ТК РФ являлась актуальной лишь в условиях неопределенного характера ответственности за контрабанду в российском законодательстве, до принятия ныне действующего КоАП РФ. На сегодняшний день, когда норма о контрабанде больше не предусматривается КоАП РФ, а нарушения таможенных правил исключены из ТК РФ и отнесены к административным правонарушениям, эту практику нельзя признать необходимой и оправданной.
Поэтому в диссертации предлагается исключить нормы ст. 219-221 об ответственности за контрабанду и другие преступления в сфере таможенного дела из ТК РФ. Их исключение из ТК должно способствовать более четкому пониманию гражданами и должностными лицами того, что уголовная ответственность за совершение контрабанды и других указанных преступлений предусматривается только нормами УК РФ;
4. В процессе исследования установлено, что на сегодняшний день в следственной и судебной практике отсутствует однозначное понимание момента окончания контрабанды при вывозе предметов с таможенной территории Российской Федерации. Чтобы сформировать такое однозначное понимание и устранить возникающие на практике противоречия в диссертации предлагается перенести момент окончания контрабанды на более раннюю стадию развития преступной деятельности и изменить норму ст. 188 УК РФ, признавая уголовно¬наказуемым не «перемещение предметов через таможенную границу...», а «действия по перемещению предметов через таможенную границу...»;
5. В результате систематического толкования уголовного законодательства, в частности диспозиций норм ч. 2 ст. 188 и 222 УК РФ выявлено, что в соответствии Федеральным законом РФ № 92-ФЗ от 25 июня 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» к предметам преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ законодателем были отнесены основные части огнестрельного оружия. На сегодняшний день, отсутствие данных предметов, общественная опасность перемещения которых через таможенную границу не уступает опасности их незаконного оборота на российской государственной территории, в числе предметов контрабанды, представляется пробе¬лом уголовного закона. Для устранения выявленного законодательного пробела, а также в целях унификации российского законодательства (в частности ч. 2 ст. 188 УК РФ и Закона РФ № 150-ФЗ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии») предлагается отнести «основные части огнестрельного оружия» к предметам ч. 2 ст. 188 УК РФ и соответствующим образом изменить диспозицию нормы о контрабанде;
6. Изучение бланкетной составляющей нормы о контрабанде показало, что в соответствии с указом Президента РФ № 245 от 6 марта 1995 г. «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ» и постановлением Правительства РФ № 1110 от 5 ноября 1995 г. «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ по вопросам осуществления внешнеторговой деятельности» с 25 марта 1995 г. категория стратегически важных сырьевых товаров не выделяется в подзаконных нормативно-правовых актах. Учитывая, что по своему содержанию понятие «стратегически важные сырьевые товары» на протяжении ряда лет и до настоящего времени является пустым понятием, мы предлагаем исключить его из диспозиции ч. 2 ст. 188 УК РФ;
7. Изучение практики показало, что в современных условиях борьбу с контрабандой приходится вести не только должностным лицам таможенных органов, но и должностным лицам органов МВД, ФСБ, Пограничной службы РФ и др., к которым, а также к их близким, достаточно часто применяется насилие со стороны контрабандистов. Также, насилие применяется преступниками и к иным лицам, как препятствующим совершению контрабанды, так и с целью при-
нудить государственные органы пропустить контрабанду.
Однако действующее законодательство позволяет наказывать более строго, только случаи применения насилия к должностным лицам таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль. Поэтому в исследовании предлагается расширить перечень потерпевших от насильственной контрабанды за счет при¬знания уголовно-наказуемыми любых насильственных действий, связанных с ее совершением, путем изменения соответствующего признака п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ, который следует изложить в редакции - контрабанда, совершенная «с применением насилия или с угрозой его применения»;
8. Использование формально-юридического и логического анализа нормы о контрабанде позволило выявить имеющиеся в ней логические противоречия, а также проявления несовершенства юридической техники.
В диссертации намечены пути их устранения, связанные с изменением диспозиции ч. 2 ст. 188 УК РФ, в которой необходимо исключить повторение слов «в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ», и примечания к ст. 188 УК РФ, которое (с учетом других изменений) предлагается изложить в редакции: «Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещаемых товаров и (или) иных предметов превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда»


1. Соглашение о Таможенном союзе между правительством России и правительством республики Беларусь от 6 января 1995 г. // Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 10. - Ст. 34.
2. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). -1996. - № 3. - Ст. 152.
3. Таможенный кодекс Российской Федерации И Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (Ведомости СНД РФ и ВС РФ). — 1993. — № 31. - Ст. 1224.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. -1996. - № 25. — Ст. 2954.
' 5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. —
2001. - № 52. - Часть 1. - Ст. 4921.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Часть 1. - Ст. 1.
7. Закон Российской Федерации № 4804-1 от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1993. — № 20. -Ст.718.
8. Закон Российской Федерации № 5003-1 от 21 мая 1993 г. «О таможен¬ном тарифе» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 23. - Ст. 821.
9. Федеральный закон Российской Федерации № 157-ФЗ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. -1995. - № 42. - Ст. 3923.
* Помимо печатных изданий и архивных материалов при подготовке работы были использо¬ваны неопубликованные нормативные и правоприменительные акты из файлов электронных баз данных СПС Консультант-Плюс и НЦПИ Министерства юстиции РФ Эталон.
10. Федеральный закон РФ № 164-ФЗ от 4 ноября 1995 «О ратификации со¬глашения между Российской Федерацией и республикой Беларусь и протокола о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Россий¬ской Федерацией и республикой Беларусь» // СЗ РФ. -1995. - № 45. - Ст. 4240.
11. Закон Российской Федерации № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об ис¬пользовании атомной энергии» // СЗ РФ. - 1995. — № 48. - Ст. 4552.
12. Закон Российской Федерации № 150-ФЗ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» // СЗ РФ. - 1996. - № 51. - Ст. 5681.
13. Закон РФ № 165-ФЗ от 21 июня 1997 г. «О службе в таможенных ор-ганах Российской Федерации» И СЗ РФ. — 1997. — № 30. - Ст. 3586.
14. Закон Российской Федерации .№ З-ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотиче¬ских средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ. - 1998. - № 2. — Ст. 219.
15. Федеральный закон Российской Федерации № 92-ФЗ от 25 июня 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1998. - № 26. - Ст. 3012.
16. Закон Российской Федерации № 114-ФЗ от 19 июля 1998 г. «О воен-но-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными госу-дарствами» // СЗ РФ. - 1998. — № 30. — Ст. 968.
17. Закон Российской Федерации № 183-ФЗ от 18 июля 1999 г. «Об экс-портном контроле» // СЗ РФ. - 1999. - № 30. - Ст. 127.
18. Федеральный закон № 196-ФЗ от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях» // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Часть 1. - Ст. 2.
19. Федеральный закон Российской Федерации № 50-ФЗ от 7 мая 2002 г. «О внесении изменений в статьи 188 и 189 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. - № 19. - Ст. 1795.
20. Указ Президента Российской Федерации № 245 от 6 марта 1995 г. «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Рос-
сийской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 11. - Ст. 968.
21. Указ Президента Российской Федерации № 1343 от 31 декабря 1995 г. «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Рес-публикой Казахстан» // СЗ РФ. - № 2. - 1996. - Ст. 66.
22. Указ Президента Российской Федерации № 202 от 14 февраля 1996 г. «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных не-
1
t г ядерных материалов и соответствующих технологии, подпадающих под экс-портный контроль» // СЗ РФ. — 1996. — № 8. - Ст. 742.
23. Указ Президента Российской Федерации № 228 от 21 февраля 1996 г. «О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования и материа-лов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядер¬ных целях, экспорт которых контролируется» // СЗ РФ. - 1996. - № 9. - Ст. 802.
24. Постановление Правительства Российской Федерации № 50 от 16 ян-варя 1995 г. «Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического ору¬жия» // СЗ РФ. - 1995. - № 4. - Ст. 313.
25. Постановление Правительства Российской Федерации № 879 от 4 сентября 1995 г. «О совершенствовании системы контроля за экспортом и им-портом продукции, работ и услуг военного назначения в Российской Федера-ции» // СЗ РФ. - 1995. - № 37. - Ст. 3626.
26. Постановление Правительства Российской Федерации № 1110 от 5 ноября 1995 г. «О признании утратившими силу некоторых решений Прави-тельства Российской Федерации по вопросам осуществления внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. - 1995. - № 46. — Ст. 4458.
27. Постановление Правительства Российской Федерации № 278 от 16 марта 1996 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Россий-ской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых ве-ществ» // СЗ РФ. — 1996. - № 13. - Ст. 1350.
28. Постановление Правительства Российской Федерации № 930 от 3 ав-густа 1996 г. «Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильно-действующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный по¬становлением Правительства Российской Федерации № 278 от 16 марта 1996 г. «О
4 • порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации нар-котических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ», а также квот на ввоз (вывоз) наркотических средств»» // СЗ РФ. - 1996. -№ 34. - Ст. 4122.
29. Постановление Правительства Российской Федерации № 681 от 30 июня 1998 г. «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1998.-№27.-Ст. 3198.
f 30. Постановление Правительства Российской Федерации № 814 от 21
июля 1998 г. «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1998.-№32.-Ст. 3878.
31. Постановление Правительства Российской Федерации № 973 от 15 декабря 2000 г. «Об утверждении Положения о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специазьных неядерных материазов и со-ответствующих технологий» // СЗ РФ. - 2000. - № 52. - Часть 2. - Ст. 5153.
32. Постановление Правительства Российской Федерации № 322 от 27 апреля 2001 г. «Об утверждении положения о проведении экспертизы и контро¬ля за вывозом культурных ценностей» // СЗ РФ. - 2001. - № 19. - Ст. 1938.
33. Приказ Министерства культуры Российской Федерации № 528 от 21 июля 1999 г. «Об утверждении перечня культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации № 4804-1 от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей», вывозимых (временно вывозимых) из
34. Приказ Государственного таможенного комитета Российской Феде-рации (ГТК РФ) № 2509 от 10 ноября 2000 г. «Об утверждении положения о складах временного хранения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. —2001. — № 2. — Ст. 1034.
35. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 3 февраля 1978 г. «О судебной практике по делам о контрабанде» // Бюлле¬теней Верховного Суда СССР (БВС СССР). - 1978. - № 2. — С. 4-8.
36. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 12 марта 2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательст¬ве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // БВС РФ. - 2002. - № 5. — С. 2-6.
37. Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ) № С1-7/ОП-520 от 21 июля 1994 г. «О судебно-товароведческой эксперти-зе, проводимой ВНИИСЭ» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Вестник ВАС РФ). - 1995. - № 1. - С. 6—7.
38. Информационное письмо ГТК РФ № 01-15/18416 от 1 сентября 1998 г. «О видах экспертиз, проводимых таможенными лабораториями, и перечне типовых вопросов, задаваемых эксперту» // Таможенный вестник. - 1998. -№ 19. - С. 7-12.
39. Письмо ГТК РФ № 01-06/3033 от 25 января 2002г. «О таможенной стоимости отдельных товаров, классифицированных в товарных позициях 4801, 4802,4803,4804,4805,4810,4823» // Таможенный вестник. - 2002. -№ 5. - С. 23.
40. Покушение на незаконное перемещение в крупном размере товаров через таможенную границу обоснованно квалифицировано судом по ст. 15 и ч. 1. ст 169 1 УК РСФСР / Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по делу Штанова и Тарасова // БВС
РФ. - 1998,-№2.-С. 7.
41. Пособничество в уклонении от уплаты таможенных платежей в круп-ном размере необоснованно квалифицировано как покушение на нарушение та¬моженного законодательства / Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по делу Конькова, Шибалкина и Филатова// БВС РФ. - 1998. - №. 6. - С. 13-15.
42. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение гладкоствольного охотничьего оружия влекут за собой уголовную от¬ветственность, предусмотренную ст. 222 УК РФ / Определение Судебной кол¬легии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по делу Бельченко И БВС РФ. - 1999. - № 3. - С. 14-15.
И. Документально-информационная, справочно-статистическая
и аналитико-комментаторская литература
43. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания.-Т. 11. —СПб., 1903.
44. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - Т. 12. — СПб., 1892.
45. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. зав. кафедрой административного и финансового права МГИМО МИД РФ, доктора юрид. наук, проф. А.Н. Козырина. — М.: Изд. Спарк, 1996.
46. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Общ. ред. зам. Председателя ГТК РФ В.А. Максимцева и доктора юрид. наук, проф. Б.Н. Габричидзе. - М.: Изд. группа Инфра-М- Норма, 1997.
47. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. доктор юрид. наук, проф. А. В. Наумов. - М.: Изд. Юристъ, 1996.
48. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Генерального прокурора РФ, проф. Ю.И. Скуратова и Председателя
49. Краткий словарь терминов по уголовному праву / Под ред. Б.В. Яце-ленко и В.Б. Боровикова. - М.: Изд. Юристь, 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ