Введение
1.2 Принципы экологического образования в российской и мировой практике 24
1.3 Принцип системной дифференциации в преподавании экологии 34
1.4 Междисциплинарный характер экологического образования и воспитания 46
1.5 Содержание и методы экологического образования в вузах 52
1.6 Подходы к экологическому образованию в странах Запада 74
Выводы 93
Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 98
2.1 Особенности экологической подготовки студентов экономических специальностей 98
2.2 Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в экологическом образовании студентов экономических специальностей 108
2.3 Отражение экологических проблем особо охраняемого эколого-курортного
региона КМВ в электронном пособии 113
Выводы 119
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ
Выводы 157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 170
Сегодня перед Россией стоит проблема переосмысления национальной хозяйственной деятельности, изменений, которые в ней возможны и необходимы. На все пространство ныне существующей экономической деятельности необходимо должным образом наложить пространство идей. Решение этой проблемы по плечу только населению, имеющему высокий образовательный уровень, соответствующий современным требованиям.
Необходимо радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, достигнутого в развитых странах, т. е. подготовка кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. Научно-техническая революция, основанная на процессе глобальной информатизации всех сфер общественной жизни, требует информатизации и сферы образования. При этом, кроме естественного повышения качества и увеличения степени доступности образования, должен существенно повыситься экономический потенциал страны за счет роста образованности населения и произойти интеграция национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.
Постановлением правительства Российской Федерации № 630 от 28 августа 2001 г. была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)». В ней обозначен круг задач по внедрению информационных технологий в образование: "Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий. Информатизация предполагает изменение содержания, методов и организационных форм образования". Особо отмечена необходимость разработки и внедрения электронных учебных материалов: "В ходе реализации Программы должна быть создана информационно-производственная база для разработки и тиражирования электронных учебных материалов (электронные учебники и справочники, энциклопедии, видеофильмы, мультимедийные средства, средства тестирования учащихся и др.) для индивидуальных и коллективных форм обучения".
Приказом Минобразования России № 393 от 11 февраля 2002 г. принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. В соответствии с этой концепцией "Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования...". Предусмотрено увеличение финансирования учебных заведений, "...в частности для создания современной учебно-методической и информационной базы обучения".
На современном этапе образовательная парадигма определяет обучение как управляемую учебно-познавательную деятельность, которая приводит не только и не столько к увеличению багажа знаний, умений и навыков, но и к важным изменениям личности обучаемого: повышению интеллекта, психологическому изменению личности в направлении ее более полной самореализации. При обучении в высшем учебном заведении студент экономического факультета постепенно, по мере самоосознания своей профессиональной и социальной значимости, превращается из объекта обучения в субъект управления другими людьми и производственно-экономическими структурами. В высшей школе формируются профессионально-значимые качества личности студента, которые впоследствии будут определять его профессионализм и компетентность. Это в полной мере касается системы экологического образования студентов-экономистов.
Министерством образования Ставропольского края в 2002 г. была принята целевая региональная программа «Непрерывное экологическое образование в комплексе «Детский сад - школа - учреждение дополнительного образования - вузпоствузовское образование» на 2002-2010 гг. Этой программой были определены цели, задачи и принципы построения экологического образования в Ставропольском крае, а так же научно-методическое и информационное обеспечение реализации краевой программы непрерывного экологического образования.
Среди основных принципов стратегии экологического образования в Ставропольском крае в программе заявлены:
- приоритетность экологического образования как гуманитарной и социо- естественной компоненты общего и профессионального образования;
- эволюционность, историзм, природосообразность и культуросообразность экологического образования в регионе;
- комплексность и междисциплинарность экологического образования, рассмотрение экологических проблем в каждой науке (учебной дисциплине).
При одном перечислении этих принципов напрашивается вывод о возможности и даже необходимости применения новых информационных технологий в экологическом образовании. Ведь именно использование средств мультимедиа дает возможность соединить вместе исторический, культурологический и биологический аспекты экологии, оперативно и ярко рассказать о региональных и локальных экологических проблемах и кризисах, нарушении экологического равновесия и его последствиях. Именно компьютерные технологии (обучающие программы, электронные учебные пособия) позволяют быстро вносить изменения в учебный материал, реагируя на изменение экологической обстановки, показывать природные процессы в развитии и в движении.
К сожалению, такой взгляд на экологическое образование только начинает формироваться. В рассматриваемой программе в качестве информационно-методического обеспечения непрерывного экологического образования в крае предполагается создание банка учебно-программной, научно¬методической литературы по экологическому образованию и видеокассет и нет упоминания о необходимости создания региональных электронных учебников по экологии края.
Поэтому разработка научно-методических основ использования информационных технологий в экологическом образовании в высшей школе как средства достижения задач, поставленных в программных документах развития системы образования, является актуальной проблемой теории и методологии высшего профессионального образования. Сказанное в полной мере относится и к системе подготовки экономистов в крае.
Проблемами экологического образования и воспитания занимались С.Н. Глазачев, В.И. Горовая, Л.И. Губарева, А. Н Захлебный, И.Д. Зверев, Г.Н. Каропа, Е.Е. Письменная, А.П. Сидельковский, Т.А. Скиба, И.Т. Суравеги- на, В.В. Червонецкий, Н.А. Чикильдина, А.А. Шумейко и др.
Психолого-педагогические основы применения информационных технологий в образовании изложены в работах А.Г. Асмолова, В.П. Беспалько, Е.Л. Белкина, М.С. Бикбулатова, Ю.М. Горвица, М.П. Лапчика, B.C. Меськова, Е.И Машбица, В.М. Монахова, Е.С. Полат, В.М. Полонского, И. В. Роберт,В.А. Сластенина, Э.Г. Скибицкого, Б.Е. Стариченко, Н.Г. Ярошенко и др.
Возможности повышения эффективности обучения при использовании информационных технологий рассматривали многие ученые. Внедрение в систему образования информационных технологий обучения предполагает как создание новых средств обучения, так и разработку методик их использования в учебном процессе. Обоснованием концепций создания различных педагогических технологий и общими проблемами, возникающими при их разработке, занимались Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Н.А. Галатенко В.К. Дьяченко, И.И. Ильясов, В.В. Краевский, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина, Ю.С.Тюнников, Ф. Янушкевич и др.
Многие исследователи связывают вопросы оптимизации процесса обучения с использованием в нем информационных технологий: К.К. Бойкачев, В.Ф. Венда, Б.Ф. Ломов, Г. Гергей, Б.С. Гершунский, В.Я. Ляудис, Э.Г. Мали- ночка, Е.И. Машбиц, А.Я. Савельев, Г.К. Селевко и др. Опыт практического применения информационных и компьютерных технологий в сфере образования в нашей стране был описан в работах А.В. Барабанщикова, Т.А. Бороненко, В.В. Вержбицкого, Т.П. Ворониной, Я.А. Ваграменко, Ю.Н. Демина, В.В. Дика, М.П. Карпенко, А. О. Кривошеева, В.Г. Кинелева, С.О. Крамарова, С.Л. Лобачева, Н.В. Макаровой, В.И. Овсянникова, В.П. Тихомирова, А.Н.Тихонова, А.Д. Иванникова, Д.Э. Колосова, В.П. Меркулова, В.М. Матюхина, Ю.Н. Попова, А.Я. Савельева, В.И. Солдаткина, В.А. Садовничего, В.А. Самойлова, А.А. Полякова, В.В. Иванова, О.П. Молчановой, С.А. Щенникова, А.А. Федосеева, А.В. Хуторского, А.В. Хорошилова.
Возможности и перспективы использования в различных областях образования электронных учебников, средств мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых систем посвящены работы многих авторов: А.И. Архиповой, В.Н. Агеева, В.В. Амильдерова, Ю.С. Брановского, А.Г. Браун, А.В. Весе¬лова, Д.М. Гришечкина, И.Г. Левитиной, А.Л. Ливитина, О.Б. Поповича, А.И. Тихонова, Ю.М. Тараскина, А.В. Смольянинова и др.
Однако, несмотря на кажущуюся разработанность проблематики, многие вопросы пока не решены как в теоретическом, так и в практическом плане. Так, существуют противоречия между традиционными формами учебно-методического обеспечения и возникающей потребностью в инновационных технологиях обучения, между абсолютизацией структур и форм построения учебно-методических материалов для студентов и потребностью практики в их инновационных структурах с расширенными функциональными и информационными возможностями, что отразилось в рассмотренной ранее целевой региональной программе непрерывного экологического образования.
сегодняшний день электронные учебники по экологии немногочисленны и имеют определенные недостатки. Так, в электронном учебнике "Экология" Уральского государственного технического университета (несомненно, лучшем из имеющихся в распоряжении местных вузов), дан обширный материал с большим количеством иллюстраций, схем и диаграмм, видеоклипов и анимационных фрагментов, тестами для самоконтроля, словарем, однако практически всю информацию, данную в электронном виде, можно прочитать в традиционной книге. Кроме того, огромное количество материала, выходящего далеко за рамки государственных стандартов по дисциплинам экологического и естественнонаучного циклов небиологических специальностей вузов делает такой учебник громоздким и малопригодным в условиях реального учебного процесса. Нам представляется, что электронный учебник экологии должен быть менее объемным, более конкретным, приспособленным для самостоятельной исследовательской и творческой работы студента. С нашей точки зрения, цель электронного учебника экологии заключается не столько в том, чтобы дать систему крепких знаний, сколько в том, чтобы пробудить и закрепить интерес к экологической проблематике, желание заниматься ею в дальнейшей профессиональной и бытовой деятельности, на любом участке сферы производства или сервиса. Такой учебник должен побуждать к анализу изменений экологической ситуации на местном уровне, к поиску способов выхода из кризиса, к проявлению активной жизненной позиции в экологических вопросах.
Актуальность и неразработанность названных проблем, а так же настоя-тельная потребность образовательной практики обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические и методические условия обеспечения эффективной подготовки экономиста к профессиональной эколого-экономической деятельности?
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка научно-методических основ применения новой информационной технологии в экологическом образовании студентов экономических специальностей в рамках современной образовательной парадигмы.
Объект исследования - образовательная деятельность в высших учебных заведениях в системе профессионального экономического образования с применением современных информационных технологий и компьютерных средств обучения.
Предмет исследования - научно-методические основы применения инновационных информационных технологий в экологическом образовании в системе профессионального обучения экономистов высшей школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: идеи целостности, системного подхода к анализу явлений и процессов; общая теория познания; представления о деятельности как особой объективной реальности; принципы предметной деятельности, системности, единства теории и практики, развивающего характера обучения, личностно-ориентированного подхода в обучении.
Гипотеза исследования состояла в предположении, что высокие эффективность и качество процесса обучения экологии студентов-экономистов могут быть обеспечены, если разработка и внедрение новых информационных технологий обучения базируется на научно-методических основах, отражающих: - выводы теории познания, требования принципа системной дифференциации и междисциплинарности экологического образования;
- социально- экономические и психолого- педагогические факторы и условия экологического образования;
- системный подход в научных исследованиях, а также педагогические теории личностно-ориентированного, развивающего обучения;
- принципы, лежащие в основе организации содержания экологического образования в экономическом вузе: целостность окружающей среды, непрерывность, взаимосвязь краеведческого, национального, регионального и глобального подходов к раскрытию проблем окружающей среды, направленность образования на развитие ценностно-мотивационной сферы личности;
- специфику изучаемой предметной области и ее учебно- методического обеспечения;
- специфику информационно-гносеологической среды и психолого¬педагогических условий компьютеризации учебного процесса.
Для проверки гипотезы и реализации целей были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Определить теоретические положения, составляющие научно-методические основы разработки и использования информационных технологий в экологическом образовании студентов-экономистов в соответствии с выводами современных психолого-педагогических учений и требованиями информатизации обучения.
2. Выявить и обосновать психолого-педагогические принципы и условия, лежащие в основе реализации информационных инновационных технологий в рамках концепции всеобщего непрерывного экологического образования.
3. Систематизировать и обобщить процесс разработки инновационных информационных технологий и методик их применения в обучении студентов экономических вузов и разработать электронное учебное пособие по экологии региона Кавказских Минеральных Вод (КМВ).
4. Разработать методику применения инновационных информационных технологий в соответствии с концепцией модернизации образования и целевой региональной программой непрерывного экологического образования.
5. Осуществить комплексное внедрение новой технологии экологического образования студентов экономических специальностей вузов с использованием электронного учебного пособия по экологии КМВ в учебном процессе.
Для решения проблем исследования в соответствии с указанными выше задачами были использованы следующие методы.
1. Теоретические, включающие изучение и критический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической и методологической литературы по экологическому образованию студентов экономических специальностей и применению современных информационных технологий и компьютерных средств в экологическом образовании, реализующие системный подход к педагогическим явлениям.
2. Эмпирические: анализ современных проблем экологического образования и управления учебным процессом, использования информационных ресурсов и программного обеспечения; разработка электронного учебного пособия по социальной экологии КМВ и педагогический и психолого¬педагогический эксперимент в целях выявления эффективности предложенных методик применения новых информационных технологий в обучении студен¬тов экономических вузов и разработанного учебно-методического комплекса (анкетирование, тестирование, статистическая обработка результатов).
Этапы исследования. Теоретические и опытно-экспериментальные исследования проводились с 2000 по 2003 годы. Первый этап исследования (2000-2002) представлял собой изучение проблем информатизации в сфере экологического образования и проведение констатирующего эксперимента. На втором этапе (2002-2003) проводились работы по разработке научно-методических основ создания электронного учебного пособия по социальной экологии региона КМВ, структурированию отобранных материалов и их обработке. Разрабатывались критерии для определения эффективности процесса обучения с использованием информационной технологии, проводился поисковый эксперимент. На третьем этапе (2003-2004) корректировалось содержание и форма подачи материала в электронном учебнике, проводился формирующий психолого-педагогический эксперимент, исследовалось влияние новой информационной технологии на качество обучения студентов.
База исследования - Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Ессентуки, Ессентукский институт управления, бизнеса и права, Кисловодский филиал Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса.
Научная новизна
1. Разработаны научно-методические основы использования новых информационных технологий в экологическом образовании студентов экономических специальностей вуза, процедуры и этапы создания программных продуктов учебного назначения в соответствии с психолого-педагогическими особенностями учебного процесса, спецификой конкретной предметной области, методами научного моделирования.
2. Определены особенности экологического образования студентов экономических специальностей: убеждение в необходимости для личности и общества существования системы экологических ценностей; доведение до сознания студентов идеи единства экологического пространства, находящей выражение в тесной взаимосвязи всех государств, несмотря на самостоятельность их экономических, политических и военных устремлений; формирование активной эколого-направленной жизненной позиции; воспитание интереса к региональным и местным экологическим проблемам.
3. Разработаны новые подходы к созданию электронного учебного пособия по экологии региона: рассмотрение экологических вопросов в историческом, социально-экономическом и проблемном аспектах; оперативное отражение в электронном учебнике текущих изменений экологического со-стояния региона и конкретных природных объектов; наличие обширного историко-краеведческого материала, позволяющего самостоятельно провести оценку антропогенного воздействия на местную природу; обязательное наличие справочной и поисковой систем для удобства и быстроты поиска нужных материалов в пособии; наличие картографического материала.
Теоретическая значимость. Сформировано новое направление в педагогических исследованиях, интегрирующее научное содержание, новые информационные технологии, педагогическое творчество при доминирующей роли первого компонента. Разработаны научно-методические основы использования новых информационных технологий в экологическом образовании студентов экономических специальностей вузов. Теоретически обоснована концепция создания учебно-методического комплекса по экологии, содержащего традиционные и инновационные дидактические материалы (электронное учебное пособие по экологии региона) и методики их использования, ориентированные на открытое образовательное пространство.
Практическая ценность работы заключается в разработке и внедрении современного информационного учебно-методического комплекса, включающего электронное учебное пособие по социальной экологии региона КМВ, рабочие программы по экологическим дисциплинам, соответствующие государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования и учитывающие возможность использования в учебном процессе названного электронного пособия, методические разработки к семинарским и практическим занятиям с использованием новой информационной технологии. Осуществлена интеграция новых методик с традиционными средствами обучения.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс в Ессентукском филиале Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, в Ессентукском институте управления, бизнеса и права, в Кисло-водском филиале Московской академии туристского и гостинично¬ресторанного бизнеса.
На защиту выносятся следующие положения
1. В экологическом образовании студентов экономических специальностей вузов необходимо делать основной акцент на рассмотрении не биологических, а социально-экономических, исторических и проблемных аспектов экологической ситуации, т. е. объективно показывать, как нарушение экологического баланса сказывается, в конечном счете, на самом человеке и его жизнедеятельности.
2. Преподавание дисциплин экологической направленности студентам- экономистам должно вестись в основном с использованием местного материала, так как рассмотрение экологических проблем, имеющих место непосредственно в данном регионе или местности и влияющих на жизнь и здоровье людей, на экономику региона, дает значительно больший познавательный и воспитательный эффект, нежели рассмотрение мировых экологических проблем, при¬чем даже в самой экологически благополучной местности материалов для подобного рассмотрения оказывается предостаточно.
3. Наиболее удобным и быстрым средством достижения указанных целей является использование современных информационных технологий, в частности, оперативное создание или корректировка мультимедийных учебных пособий.
4. Построение электронного учебного пособия по экологии региона должно преследовать цели формирования системы ценностей и идеала деятельности человека в социоприродной среде, выработки представления об уникальности местного и регионального природного комплекса, осознанной необходимости экологической деятельности и гражданской позиции в отношении экологических проблем, повышения научной грамотности и компетентности, становления научного стиля мышления.
5. Электронное учебное пособие по экологии призвано стимулировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов, поэтому кроме учебного текста и картографии должно содержать интересный и насыщенный исторический и иллюстративно-графический материал о динамике экологического состояния региона, о современных экологических проблемах, их причинах и возможных способах решения. Материал пособия должен быть сформирован таким образом, чтобы обеспечить возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала, создать некое "пространство учебника", по которому можно передвигаться с помощью системы поиска по ключевому слову и гипертекстовых и иллюстративных ссылок.
Апробация результатов работы. Отдельные части и работа в целом докладывались, обсуждались и были одобрены на научных и научно-практических конференциях различного уровня: межвузовских «Стратегия глобального и регионального устойчивого развития» (Ессентуки, 1999), «Вузовская наука в образовании, бизнесе и производстве» (Ессентуки, 2000), «Социально¬экономические, правовые и экологические проблемы России на рубеже столетий» (Ессентуки, 2001), IV региональной научной конференции «Дни науки», (Пятигорск, 2003).
В диссертационной работе рассмотрены и изучены проблемы экологического образования студентов экономических специальностей вузов и предложена методика использования новых информационных технологий в обучении экологическим дисциплинам.
В глобальном контексте экологическое образование рассматривается как ключевая часть процесса оптимизации использования и охраны природы и достижения устойчивого развития каждой страны и мира в целом. В педагогическом аспекте экологическое образование является основой процесса формирования у личности экологической культуры.
Проведенное исследование показало, что в современных условиях идет формирование согласительной парадигмы на стыке господствующей антропоцентрической парадигмы, помещающей человека в центр биосферы, и экоцентрической парадигмы, утверждающей целостный подход к раскрытию универсальной ценности природы и необходимость ответственного отношения человека и общества к феномену жизни во всех формах его проявления. Возникновение такой согласительной парадигмы отражает движение общественного сознания от философии антропоцентризма к философии экоцентризма.
Задачи и цели экологического образования социально обусловлены, так как именно экологическое образование - это путь к реальному решению существующих экологических проблем, предотвращению новых кризисных ситуаций, гарантированию долговременного устойчивого развития.
В работе сформулированы общие принципы экологического образования и их характерные особенности. Установлено, что в преподавании экологии важнейшими являются принципы целостности окружающей среды, междисциплинарности, непрерывности, взаимосвязи краеведческого, национального, регионального и глобального подходов к рассмотрению экологических проблем, направленности образования на развитие ценностно-мотивационной сферы личности, гармонизации отношений с окружающей средой. Принцип непрерывности нашел свое отражение в принятой в Ставропольском крае целевой региональной программе "Непрерывное экологическое образование в комплексе «Детский сад - школа - учреждение дополнительного образования - вуз - пост¬вузовское образование» на 2002-2010 гг.", определившей стратегию экологического образования в крае.
В соответствии с принципом системной дифференциации экологическое образование должно начинаться с усвоения обобщенных, теоретических знаний, с введения в сознание и мышление человека основных экологических и нравственно-экологических понятий, с закладки прочной ориентировочно-мотивационной основы для формирования экологической ответственности. Далее усвоенные теоретические положения должны быть конкретизированы множеством частных фактов и примеров, что будет формировать этические отношения к экологической действительности. Основываясь на принципе систем¬ной дифференциации, экологическое образование реализуется как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и включает в себя следующие основные этапы: вводно-ориентировочный, операционно-познавательный, оценочно-результативный.
Принцип междисциплинарности экологического образования направлен на согласованное рассмотрение экологических проблем при изучении большинства вузовских учебных дисциплин. Экологическое образование требует объединения усилий всех учебных предметов и не может быть сведено к изучению экологических проблем и частных вопросов охраны природы в пределах одного какого-либо предмета. Обязательность применения в экологическом образовании принципа междисциплинарности обусловлена объективным единством мира природы и человека.
В работе проанализировано содержание экологического образования студентов небиологических вузов и выявлены его основные компоненты: мировоззренческие (межпредметно-экологические) идеи, экологические и нравственно-экологические понятия, законы и закономерности, представления, факты, умения и навыки, опыт творческой деятельности. Показано, что в содержании и методах экологического образования студентов-экономистов следует предусмотреть возможности для поэтапного формирования у них системы убеждений, ценностей, отношений, и опыта принятия ответственных решений в профессиональной эколого-экономической деятельности.
Анализ психологической литературы по проблемам экологического образования привел к выводу, что при конструировании учебных программ по экологии ход изложения учебного материала должен строиться как поэтапное раскрытие, уточнение и целенаправленное развитие некоторых немногих всеобщих отношений или принципов. В рамках такого метода необходимо идти преимущественно от общего к частному, от принципа к его конкретизации, от научной теории к фактам. Возможен, в частности, эколого-исторический подход к освещению экологической проблематики в вузе. Его задача - раскрыть противоречивость и неоднозначность взаимодействия человека с природой на раз-личных исторических этапах, проанализировать сущность и причины противоречий, возникавших в различные исторические эпохи, показать в историческом плане основные успехи и просчеты во общества с природной средой, убедить студентов в необходимости ответственного отношения к природе в повседневной профессиональной деятельности.
Рассмотрены методы экологического образования как способы организации совместной деятельности преподавателя и студентов, направленной на формирование ответственного отношения личности к природе как универсальной ценности. Показано, что методы экологического образования должны позволять студентам почувствовать комплексность и системность окружающей среды, побуждать к активности, к самостоятельной постановке вопросов о природной среде и к поиску ответов на эти вопросы.
Проанализированы подходы к экологическому образованию в развитых странах Западной Европы и США. Несмотря на разнообразие форм, направлений и методологических подходов к экологическому образованию в разных странах, различную степень участия в нем государственных и общественных структур, общепринятым является мнение, что экологическое образование не может рассматриваться как самостоятельный, независимый предмет, оно является результатом согласования структуры и содержания всех преподаваемых дисциплин. Во всех развитых государствах общество все более приходит к выводу о необходимости пристального внимания к экологическому образованию на всех этапах жизни и деятельности каждого жителя страны. Расширяется сеть неправительственных и международных экологических организаций, экологических образовательных проектов, экологических серверов и сайтов в сети Internet.
На современном этапе экологические цели стали определяющими в мировом производстве и экономике, поэтому на уровне ООН была не только официально признана важность образования в области охраны окружающей среды, но и отмечено, что экологической обучение должно приводить к формированию экологического мировоззрения. Особое значение придается воспитанию экономистов нового типа, которые, учитывая одновременно и экологические, и экономические интересы, смогли бы обеспечить безопасное экономическое развитие. Наша страна пока не имеет адекватной системы экологического образования и воспитания студентов-экономистов, необходимой для полноценной деятельности наших специалистов в условиях мировой рыночной экономики.
В работе показано, что в число задач, направленных на достижение цели экологического образования экономиста или менеджера, обязательно должно включаться приобщение студентов к решению проблем окружающей среды на местном уровне. Это позволяет реализовать полученный объем экологических знаний и умений на практике и дает возможность каждому студенту почувствовать личную сопричастность к решению общественно значимых экологических проблем.
В ходе работы были выявлены особенности экологического образования студентов экономических специальностей, главные среди которых - идея единства экологического пространства, формирование эколого-направленной жизненной позиции, изучение экологического права, воспитание интереса к региональным и местным экологическим проблемам. В качестве основы преподавания дисциплин экологической направленности на экономических факультетах предложено использовать историко-социологическую и экономическую составляющие экологической проблематики, делать акцент на рассмотрении социально-экологических явлений, процессов и законов, причем изучать их, в основном, на региональных и местных примерах.
Исходя из анализа соответствия существующих образовательных технологий новым требованиям к экологическому образованию сделан вывод, что традиционные педагогические методики преподавания экологических дисциплин в экономических вузах слабо отвечают современным требованиям и нуждаются в усовершенствовании.
В качестве новой методики предложено использовать новые информационные технологии, которые позволяют использовать в обучении местный мате-риал, быстро менять информационную базу, внося изменения в соответствии с экологическими реалиями, делают образовательную систему более качественной и доступной.
В созданном в рамках проводимой работы электронном учебном пособии по социальной экологии региона КМВ вопросы экологического состояния и природоохранных проблем Кавминвод рассмотрены в историческом, социально-экологическом и проблемно-экономическом аспектах. Пособие может использоваться при изучении различных дисциплин естественнонаучного и экологического направления. Применение электронного пособия позволяет ста¬вить различные цели и достигать различного уровня освоения материала, выбирать индивидуальные схемы изучения предложенных тем, стимулирует и активизирует работу преподавателя. В созданном электронном пособии рассматриваются в основном экологические проблемы регионального и местного уровня, состояние системы "человек-природа-общество" рекреационной зоны особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод.
Использование учебного пособия в качестве дополнения к лекционному материалу позволяет, кроме формирования общего представления о предмете и задачах социальной экологии, сформировать систему ценностей и идеал деятельности человека в социоприродной среде, показать уникальность природно¬го комплекса района Кавказских Минеральных Вод и его особое значение, про-анализировать причины возникновения основных экологических проблем региона и возможные способы их решения, сформировать осознанную необходимость профессиональной эколого-экономической деятельности и гражданскую позицию в отношении экологических проблем, расширить кругозор, повысить научную грамотность и компетентность, развить информационную культуру студентов.
Внедрение созданного учебного пособия в практику экологического образования студентов экономических специальностей потребовало определения критериев и методов оценки уровня экологической подготовки, степени готовности будущих экономистов к эколого-экономической деятельности. В связи с этим был проведен анализ литературы по теории и методике профессионально¬го и экологического образования.
Состав готовности экономиста к эколого-экономической деятельности включает мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, гностический (содержательно-информационный), операционно-деятельностный компоненты.
На первый план в структуре личности специалиста выдвигается мотивационно-ценностный компонент отношения к профессиональной деятельности. Системообразующим при этом выступает мотив осознания специалистом эколого-экономической деятельности как своего профессионального долга и, следовательно, осмысления существенности экологических проблем и необходимости их решения. Мотивация оказывает существенное влияние на характер протекания эколого-экономической деятельности, во многом определяет сформированность других компонентов готовности.
Таким образом, функциональные критерии готовности к эколого-экономической деятельности включают осмысленность, системность, глубину и объем экологических знаний.
В констатирующем эксперименте были определены коэффициенты качества экологических знаний студентов по всем четырем критериям. Выяснилось, что в целом студенты инженерно-экономического факультета показали лучшие результаты, чем студенты финансово-экономического факультета. Анкетирование студентов в ходе констатирующего эксперимента показало, что роль экологического просвещения понимается ими в основном в контексте воспитания и развития, а образовательная функция эколого-экономической деятельности сводится в основном к изучению экономических методов регулирования экологической ситуации.
Констатирующий эксперимент позволил также выявить отношение студентов к содержанию и качеству вузовской подготовки к эколого-экономической деятельности и степень их заинтересованности в такой деятельности. Сделан вывод о необходимости интенсификации учебного процесса и переориентировании его на получение студентом практических знаний о местных экологических проблемах и способах их решения.
Анализ полученных в ходе констатирующего эксперимента материалов позволил обнаружить и установить прямую зависимость между качеством получаемых знаний, состоянием преподавания экологических вопросов в вузе и практикой подготовки будущего специалиста к эколого-экономической деятельности. Отмечен ряд недостатков в опыте работы вузов: низкий уровень экологических знаний и умений у студентов, который обусловлен слабой школьной подготовкой выпускников, невозможностью отобрать из их числа сильных абитуриентов и, следовательно, большими проблемами с их дальнейшим обучением, низкий уровень экологической культуры студентов, несовершенство вузовской образовательной практики.
На заключительном этапе педагогического эксперимента была осуществлена общая оценка возможностей использования новых информационных технологий при обучении студентов экономических специальностей вуза дисциплинам экологического направления и определена результирующая степень готовности будущего специалиста к эколого-экономической деятельности.
Качественный анализ полученных в ходе эксперимента фактов показал, что экспериментальная методика обучения с помощью новой информационной технологии позволила не только повысить качество специальных экологических знаний студентов, обеспечить их стабильную динамику, но и существенно улучшить профессиональную готовность будущего специалиста к эколого¬экономической деятельности.
Контрольные срезы, проводившиеся в течение всего заключительного этапа эксперимента показали, как изменялись во времени качественные показатели полученных знаний в контрольной и экспериментальной группах. Системность, осмысленность и глубина знаний у студентов, обучавшихся с применением новой информационной технологии, в конечном счете оказались выше, чем у студентов, обучавшихся по традиционным методикам. Причиной тому может служить верный выбор концепции и формы подачи материала в электронном учебном пособии и его высокое качество. По объему знаний экспериментальные группы несколько уступили контрольным, что, вероятно, объясняется непривычностью использования электронного пособия в учебном процессе с одной стороны и высоким профессионализмом преподавателей с другой.
В ходе эксперимента изменялась и структура учебно-познавательной мотивации студентов. Так, в экспериментальных группах, обучавшихся с применением новых информационных технологий, значительно уменьшилось число студентов с невыраженными мотивами, а в структуре мотивации доминировал мотив, связанный с экологическим императивом и страхом его преступить. Таким образом, экспериментальное обучение не только обеспечило учебно-познавательную мотивацию, но и создало систему ценностных ориентиров в предстоящей профессиональной эколого-экономической деятельности.
Расчет t-критерия Стьюдента при статистической обработке результатов эксперимента показал, что различия между средними баллами в контрольной и экспериментальной группах с вероятностью 99% нельзя объяснить случайностями выборки и, следовательно, уровень успеваемости в экспериментальной группе оказался объективно выше.
Применение метода дисперсионного анализа для выяснения причин вариативности полученных баллов показало, что на 63,43% дисперсия набранных
баллов объясняется различиями в методике преподавания, а на 36,57% - влиянием прочих факторов, к которым можно отнести степень предварительной экологической подготовки, уровень экологической культуры, национальные особенности восприятия природной среды, степень индивидуальной способности к обучению. Однако преобладающее влияние на вариацию баллов, набранных студентами экспериментальных и контрольных групп на заключительном экзамене по экологии, оказало применение разных методик преподавания, и объективно лучшие результаты показали студенты, обучавшиеся с применением мультимедийного учебного пособия.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Под ред. Ю.М. Забродина. - М.: Прогресс, 1980. - 528 с.
3. Бернштейн Н.А Физиология движений и активность / Под ред. О.Г. Газенко. - М .: Наука. 1990. - 494 с .
4. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947. - 255 с.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Педагогика, 1995. - 236 с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. -192 с.
7. Блум Ф. И др. Мозг, разум, поведение / Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л. Хофстедтер. - М.: Мир, 1988. - 246 с.
8. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учеб. пособие. - Ставрополь: Изд- во СГПУ, 1995. - 206 с .
9. Брунер Дж. Процесс обучения / Пер. с англ.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-84 с.
10. Брунер Дж. Психология познания / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 151с.
16. Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. - М.: Современный писатель, - 1998, 432 с.
17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986 - 240 с.
18. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван, 1981. - 220 с.
19. Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов- на-Дону: Феникс., 1996. - 480 с.
20. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. - М.: Педагогика, 1982.- 303 с.
21. Ершов А.П. Компьютеризация школы и математической образование. // Математика в школе, 1989, № 1, с. 20-21.
22.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: Академия, 2001. - 164 с.
23.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. - М.: Изд. центр "Академия", 2003. - 192 с.
24. Захлебный А. Н, Школа и охрана природы. - М.: Педагогика, 1981. -184 с.
25.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. К определению понятия "охрана природы". // Советская педагогика. 1975. № 2. - С.33-40.
26.Зверев И.Д. О теории и практике разработки учебника // Советская педагогика. 1990, №1.- С. 28-34.
27.Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. 1991. №10- С. 9-12.
28.Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
29.Зорина Л.Я. Системность - качество знаний. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
30. Ильясов И.И. Структура процесса обучения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.-198 с,
31. Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж.Р. Олвер, П. Гринфильд: Пер с англ. М.: Педагогика, 1971. - 392 с.
32. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288 с.
33. Каропа Г.Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании и воспитании школьников // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 1.- С. 78¬
89.
34. Каропа Г.Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании - М.: Педагогика, - 1998. - 224 с.
35. Каропа Г.Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию. - Минск: Изд-во Университетское, 1994. - 212 с.
36. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. - Минск, НИО, 1999. -188 с.
37. Каропа Г.Н. Теория и практика экологического образования и воспитания. - Гомель: Изд-во ГГУ им. Ф.Скорины, 1999. - 235 с.
38. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник. / Под ред. Гриценко В.И., Довгялло А.М., Савельева А.Я. - Киев: Наукова думка, 1992. - 152 с.
39. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. (Приказ Минобразования России от 11 февраля 2002 N 393).
40. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977. - 300 с.
41. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991.- 296 с.
42. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин - М.: Наука, 1989. - 449 с.
43. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антипация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
44. Новые взгляды на географическое образование: Пособие ЮНЕСКО / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 463 с.
45.Отношение школьников к природе / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.
46. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. ун-тов / Бабанский Ю.К, Сластенин В.А, Сорокин Н.А и др. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
47. Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика: Сб. статей. / Пер. с англ., нем. и франц. - М.: Прогресс, 1984. - С. 325-335.
48. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение. 1969. - 435 с.
49. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. - М.: Педагогика, 2001. - 318 с.
50. Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" // Информатика и образование. 1996. N 5. - С. 1-20.
51. Потебня А. А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989. - 280 с.
52. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер. 2003. - 720 с.
54. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика. 1976. - 416 с.
55. Сеченов И.М. Избранные произведения. - М.: Учпедгиз, 1953. - 335 с.
56. Сипиля А. Скандинавский проект по экологическому образованию // Социально-экономические, организационно-правовые и педагогические аспекты охраны окружающей среды: Информационный бюллетень. - Варшава. 1985. № 14.
57. Системный анализ процесса мышления. / Под ред. К.В. Судакова. - М.: Медицина - 1989 - 336 с.
58. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1986. -150 с.
59. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1984. -95с.
60. Спиркин АГ. Основы философии: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592 с.
61. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 345 с.
62. Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 63 с.
63. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. - М.: Знание, 1987 - 80 с.
64. Успенский С.В., Нечепоренко О.Л. Экологическое образование и подготовка экономических кадров в условиях перехода к рыночной экономике: Актуальные проблемы совершенствования высшей школы: научный метод. Сборник. / СПб.: Изд-во С-Пб ун-та экономики и финансов, 1992. - 101 с.
65. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. - М.: Педагогика, 1990. - Т.6. - 527 с.
66. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. - Минск: Изд-во Университетское, 1998. - 560 с.
67. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. История и современная проблематика и основные педагогические идеи. - Минск: Изд-во БГУ, 1972. - 364 с.
68.Червонецкий В.В. Экологическое образование в школах развитых стран мира. - М.: Б. И., 1992. - 93 с.
69.Чуприкова Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект // Вопросы психологии. 1990. №5. - С. 11-39.
70.Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга. - М.: Наука, 1985. - 200 с.
71.Чуприкова Н.И. Психология умственного развития. Принцип дифференциации. - М.: АО "СТОЛЕТИЕ", 1997. - 480 с.
72.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. - М.: АО "СТОЛЕТИЕ", 1994. - 192 с.
73.Шумейко А.А. Становление экологического менталитета современных школьников: теория и практика. Монография. - Брянск-Мозырь: РИФ (Белый ветер), 2000 - 336 с.
74.Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Су- равегиной. - М.: Педагогика, 1983. - 312 с.
75.Этан Поллок. Опыт США в области эколого-экономического образования студентов: Актуальные проблемы экологического образования и воспитания. / В сб.: Тезисы докл. респ. научно-практ. конф.. - Минск, 17-19 ноября 1992. - С. 71-73.
76. A Guide to Curriculum Planning in Environmental Education. - Madison: NAAEE, 1991. -165 p.
77. Advanced Biology: Student Resource and Activity Manual. - Glasgow: Bio/one, 1998.- 356 p.
78. Alternative Paradigms in Environmental Education Research / Ed. R Mrazekroy: NAAEE, 1993, - 334 p.
79. Animal Welfare Education and the Environment: A Practical Guide for Teachers. - Iorsham: RSPCA, 1996. - 20 p.
80. Arcury T. A. and Jonson T. P. Public Environmental Knowledge: A Statewite Survey // The Journal Of Environmental Education. - 1987. - V. 18.
81. Barker S. Initial Teacher: Education in Secondary Schools. - Warwick: the Uni-versity of Warwick, 1995. - 214 p.
82. Beck I., Perfetti C., McKeown M. Effects of Long-term Vocabulary Instruction on Lexical Access and Reading Comprehension // Journal of Educational Psychol¬ogy. - 1982 Vol. 74. - p. 506-521.
83. Brennan M. J. A Curriculum For The Conservation Of People And Their Envi-ronment // The Journal Of Environmental Education. - 1986. - V. 17. - № 4.
84. Developing Environmental Education In Finland / UNESCO-UNEP International Congress On Environmental Education And Training (Moscow, USSR, 17-21 August, 1987). - Helsinki: Ministry Of Education, 1987.
85. Draft Final Report. UNESCO-UNEP International Congress Of Environmental Education And Training (Moscow, USSR, 17-21August, 1987). - Paris: UNESCO, 1987.
86. Duussart G. B. J. Environmental education in Europe: a synoptic view. // Environ Educ. and Inf. - 1990 №2, p. 59-72.
87. Ecological and Environmental Education Initiatives in Britain / Ed. Monica Haale, - London: PNL Press, 1987. - 223 p.
88. Ecology in Education / Ed. Monica Hale. - Cambridge: Cambridge University Press, 1993. - 191 p.
89. Education And Challenge Of Environmental Problems // Intergovernmental Con-ference On Environmental Education (Tbilisi, USSR, 14-26 October 1977). - Paris: UNESCO, 1977.
90. Environmental Education: A Source - Book / Ed G.I. Troost and M. Altman. - N.Y: Wiley, 1972. - 575 p.
91. Environmental Education: Strategies Toward a More Livable Future / Ed. Janies A. Swan and William B. Stepp. - N.Y: John Wiley&Sons, 1974, - 349 .p.
92. Final Report. International Working Meeting Of Environmental Education In The School Curriculum. - Morges: Switzerland, IUCN. - 1970.
93. Gang Ph.S. Relating Education. - Atlanta (Georgia): Daras Press, 1989.
94. Great Minds? Great Lakes! / Ed. Margaret McCue and David Rockwell. - Chi¬cago: EPA, 1997. - 24 p.
95.Inside the Environmental Movement: / Ed. Donald Snow. - Washington Island Press, 1992. - 299 p.
96.International Comprehension And Problems Of The Contemporary Environment: The Role Of Environmental Education // UNESCO-UNEP International Congress On Environmental Education And Training (Moscow, USSR, 17-21August, 1987). - Paris: UNESCO, 1987.
97.Organisation des Umweltschutzes im Philips - Konsern/von Essen Uerich. ZFO. - 1989. -58, № 2, p. 84-88.
98. Project WILD. Aquatic Education Activity Guide. - Boulder: NAAEE, 1987. - 240 p.
99. Robert H. Dott, Jr., Roger L. Batten. Evolution of the earth. - New York, Paris, Sydney: McGraw-hill book company, 1988. - 684 p.
100. Robotton Ian. Environmental education as educational reform. // Environ. Con- serv. - 1987, 14, №3, p. 197-200.
101. Voices from the Environmental Movement, Perspectives for a New Era / Ed. Donald Snow. - Washington Island Press, 1992. - 241 p.
102. Walker P. Democracy and Environment: Congruencies and Contradictions in Southern Africa // Political Geography. - 1999. - Vol. 18. - № 3. - P. 257-284.
Источники Internet
1. Мельников А.В., Цытович П.Л. Принципы построения обучающих систем и их классификация. // Электронный журнал "Педагогические и информационные технологии". - 2001, № 4.
http://scholar.urc.ac.ru/ped_journal/numero4/pedag/tsit3.html.ru
2. Митко К.А., Щеголев О.Н., Федоров А.Г. Учебники нового поколения и новые задачи образования в XXI в.
http://www.artinfo.ru/eva/eva2000m/eva-papers/200003/Mitko-R.html
3.Осин А.В. Технология и критерии оценки образовательных электронных изданий.
http://www.ito.edu.ru/2001/ito/p.html
4.Отраслевой стандарт Министерства образования РФ "Информационные технологии в высшей школе": Термины и определения. ОСТ ВШ 01.002-95. http://www.informika.ru/
5.Отраслевой фонд алгоритмов и программ.
http://www.ofap.ru