Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ

Работа №28936

Тип работы

Диссертация

Предмет

философия

Объем работы159
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
717
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
§1. Проблемное поле: уровни социального исследования. 15.
§ 2. Понимание как фортка социального конструирования
жизненного пространства человека. 49.
ГЛАВА II. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА:
СОЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. 79.
§ 1. Жизненное пространство и жизненный
мир человека. 79.
§ 2. Понимание как универсальный способ освоения
человеком мира. 95.
§ 3. Поиски смысла жизни и проблема
самопонимания. 113.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ.


Актуальность темы исследования определяется тем, что в конце XX - начале XXI века проблема человека и его социального бытия, всегда находившаяся в центре философских исследований, приобрела особое звучание. Специфика современной социо-культурной ситуации заключается в том, что вследствие взрывного расширения проектно-преобразовательной деятельности обострилась проблематичность человеческого существования. Происходящие в настоящее время динамические преобразования социальной реальности сделали проблему пространства весьма актуальной, что заставляет по-новому взглянуть на нее как на категорию, выражающую важнейшие формы социального бытия человека и как на фактор перемен в жизни общества. В формирующемся новом философском этосе осуществляется кардинальная переоценка ценностей. Общественные изменения, происходящие в пространстве социума, не могут не сказываться на личных судьбах людей, в связи с чем главной и постоянной ценностью культуры и истории признается сам человек, его жизнь как ценность, первоочередность защиты которой составляет в настоящее время смысловую доминанту социально-философской мысли. В этой связи особое значение приобретает категория «жизненное пространство», являющаяся одной из важнейших категориальных структур, приобретающих актуальность в современных условиях.
Применение и использование категории «жизненное пространство» в социально-философских исследованиях, ее тематизация в новых и самых разнообразных контекстах, возрастание ее ценностной и смысловой нагруженности свидетельствует о возрастающем интересе исследователей к данному феномену человеческого бытия. Однако мы имеем дело с еще недостаточно изученной, сложной и многогранной реальностью, в связи с чем встает необходимость дальнейшего углубленного исследования жизненного пространства человека.
Анализ социального бытия человека в современном мире показывает дефицит способности понимания и вызываемое данным фактом частичное «выбывание» человека из жизненного пространства, пространства его актуального - субъективированного, осмысленного, освоенного, ответственного - бытия. Пульсация событий современной жизни (которые не всегда могут быть изучены с помощью логических и научных методов), возможные альтернативы грядущего направляют философскую рефлексию к пониманию человеческого бытия, понимающему подходу в изучении жизненного пространства человека.
Актуальность диссертации определяется необходимостью новых теоретических подходов к осмыслению феномена жизненного пространства человека. Целый ряд проблем, таких как соотношение категорий «жизненный мир» человека и «жизненное пространство» человека, применение понимания в качестве формы конструирования жизненного пространства человека, как погружения в мир человеческой повседневности и ряд других не прошел еще этапа своей постановки, что обусловливает возможность получения принципиально новых результатов при исследовании феномена жизненного пространства.
Успешность процесса самоосуществления человека и его самоопределения (в границах как собственного жизненного пространства, так и пространства социума) зависят от того, насколько продуктивно он преодолевает возникающие препятствия, созданные как открытым характером его бытия, так и всем ходом его же собственной деятельности. Понимание в этом случае - акт поиска и обнаружения новых возможностей, усматриваемых в социокультурном бытии человека для осуществления человеком самого себя, обретения им своей собственной сущности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема «жизненного пространства» является сравнительно новой и слабоизученной проблемой, стоящей на перепутье геополитической теории, экологии, философии и социологии и всех их направлений и подразделений (социальная философия, онтология, гносеология, герменевтика, феноменология, инвайронментальная социология, социальная экология). Немалое влияние на разработку данной категории оказывает и психология, так как жизненное пространство также является непосредственным объектом ее изучения. И на основе такой разносторонней принадлежности она исследовалась бессистемно, под разными углами зрения, с различных позиций и подходов, цель которых заключалась в выявлении отдельных фрагментов феномена жизненного пространства человека.
Термин «жизненное пространство» был введен в науку лишь в тридцатые годы XX века К. Хаусхофером и своим появлением обязан геополитическим проблемам. Становление этой идеи в теориях географического детерминизма и геополитики явилось синтезом идей жизни и цивилизационного пространства. Л. Мечников связывает жизнь цивилизаций и их развитие, прежде всего с благоприятной географической средой, которая эволюционирует вместе с расширением жизненного пространства цивилизаций. В концепциях геополитики системообразующим элементом жизненного пространства, определяющей формой жизни народа становится государство. В работах классиков геополитики пространство - это непрерывное жизненное тело этноса, способное к расширению-сжатию в зависимости от действий государства (Ф. Ратцель ).
Во многом противоположный синтез жизни и пространства сформировался в философских течениях, обращенных к человеку. Г. Риккерт связывает пространство цивилизации с ценностями культуры. В качестве родового
Философские корни категории «жизненное пространство» лежат также в поздней феноменологии Э. Гуссерля , а именно в его понятии «жизненного мира», которое фиксирует значимый для человека мир первоначальных допредикативных истин, очевидностей, конституируемых в деятельности трансцендентальной субъективности. В целом «жизненный мир» трактуется как некое изначальное разомкнутое пространство человеческого существования.
М. Хайдеггер ставит вопрос о пространственной организации «бытия-в- мире» и показывает, что сам опыт ориентации человека в мире и всякая возможность познания окружающего определяется исходным опытом быть «вблизи» какого-то сущего, опытом удержания его «под рукой».
Проблематика пространственных структур мира человека была поднята на уровень социально-философской рефлексии благодаря трудам П.А. Флоренского , Ю. Хабермаса , О. Шпенглера , К. Ясперса . .
В последние десятилетия, во многом благодаря воздействию идей А. Шюца , в понимании социально-пространственных отношений получает распространение подход, основанный на феноменологической традиции, дистанцирующийся от структурных и субстратных трактовок, и уже на понятийном уровне использующий термин «жизненное пространство». Вслед за П. Бергером и Т. Лукманом субъективная повседневная реальность становится главным наполнением социально-пространственных отношений для
Социальные измерения пространства связаны с разработками Г. Зиммеля и П. Сорокина , в которых пространство служит полем социального взаимодействия. Несколько более широкие возможности толкования открывает трактовка М. Вебера , рассматривающего цивилизованную жизнь отдельного человека как включенную в бесконечный прогресс. Однако, для современной социально-философской традиции М. Вебер выступает классическим представителем «социологии времени», и его обращение к теме пространства не получило непосредственного продолжения. То же следует сказать и о концепции пространства Э. Дюркгейма, актуализированной лишь в новейших исследованиях.
Большинство социологических исследований данного феномена носят чисто дескриптивный характер и основаны на системном подходе с применением сравнительного метода (В.А. Писачкин, А.В. Ласточкин,
Э.А. Конитов ). В них делается попытка решить проблему жизненного пространства человека с помощью статистических методов исследования отдельно взятого региона. При этом, критерием для дальнейших выводов, как правило, служит социологический опрос различных социальных слоев, анкетирование и анализ фактического материала (А.Ю. Митрофанов, И.Н. Михайлова, В.Н. Пахомов ).
В темпоральной модели жизненного пространства, разработанной К. Левиным , сознание и поведение человека рассматриваются сквозь призму
В психологической науке существует ряд направлений, развивающих идею о жизненном пространстве как такой структуре, которая задается системой отношений человека к миру. Данное положение отражается в работах Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.П. Щедровицкого, Ф.Е. Василюка .
Существенный вклад в разработку различных аспектов теории жизненного пространства человека внесли представители саратовской философской школы (В.П. Барышков, В.Н. Гасилин, И.М. Гуткина, Е.В. Листвина, В.П. Рожков, В.Б. Устьянцев, О.Ф Филимонова, З.В. Фомина, М.В. Шугуров, Е.Р. Ярская ).
Несмотря на возросший интерес к проблеме жизненного пространства человека и увеличение числа публикаций по данной теме, теоретическое ее решение нельзя считать завершенным. Безусловно, отечественными и современными исследователями сформировано множество теоретических позиций, касающихся изучения феномена и категории «жизненное пространство», заложены определенные традиции, проделана конкретная работа по освещению, описанию и разработке определенных аспектов жизненного пространства. Однако ввиду обилия альтернативных подходов к проблеме и отсутствия единого концептуального ядра в современной социальной философии существует большое проблемное поле для
углубленного исследования указанной проблемы. Кроме того, многие аспекты жизненного пространства человека не получили достаточно широкого освещения, прежде всего такие, как соотношение категорий «жизненный мир» человека и «жизненное пространство» человека, применение понимания в качестве формы конструирования жизненного пространства человека, как погружения в мир человеческой повседневности и ряд других, что обуславливает возможность получения принципиально новых результатов при исследовании феномена жизненного пространства.
Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, ее недостаточной разработанности, определены объект и предмет настоящего исследования.
Объект исследования — жизненное пространство человека. Сложность объекта детерминируется наличием сознательной целеполагающей деятельности человека и ее ценностно-смысловой составляющей.
Предметом диссертационного исследования в данной работе является понимание как особый духовный мир и мир действительных практик индивида по осмыслению социальной реальности и как способ социального конструирования жизненного пространства человека.
Цель диссертационного исследования - анализ роли феномена понимания в исследовании жизненного пространства человека и разработка его методологических функций в конструировании новых моделей пространства человека.
Достижение поставленной исследовательской цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать и систематизировать значение проблемы понимания в современных моделях пространственного бытия людей, сформировать методологическую базу исследования;
2. Раскрыть механизмы понимания в функционировании жизненного пространства человека; возможность применения понимания в качестве формы конструирования жизненного пространства человека;
3. Выявить внутреннюю архитектонику жизненного пространства человека как совокупность пространства телесного, идентификационного пространства и пространства повседневности;
4. Проанализировать соотношение понятий: жизненный мир человека и жизненное пространство человека;
5. Исследовать роль ценностей в становлении жизненного пространства человека и поиске им смысла собственной жизни;
6. Рассмотреть самопонимание как необходимый компонент постижения жизненного пространства личности в современном обществе.
Методологическая база исследования. В основе данного диссертационного исследования лежит синтез герменевтических и социально¬феноменологических программ, рассматривающих понимание как универсальный способ бытия человека в мире и мира в человеке. В работе используются онтологический, аксиологический и гносеологический анализ понимания.
В диссертационном исследовании предпринимается попытка дать обобщенную характеристику проблемного поля жизненного пространства человека. В связи с этим в методологии диссертационного исследования представлены отличающие теоретический уровень познания формы и методы исследовательской практики, приемы анализа, сопоставления, обобщения данных и построения выводов, метод сравнительного анализа, элементы структурного метода.
В работе также используются общенаучный анализ и синтез с целью выявления иерархии категориальных форм исследуемой проблемы, их взаимосвязи и - для исследования взаимоотношений человека и социума в динамике, в процессе духовной и практической деятельности человека; для выявления возможности конструирования человеком своего жизненного пространства посредством языковой и смыслообразующей деятельности — деятельностный подход.
Новизна диссертационного исследования.
1. Предложена самостоятельная трактовка понимания, как специфического метода, позволяющего увидеть и отразить осваивающую и преобразующую активность человека в социальном пространстве.
2. Теоретически обосновано, что понимание является не только способом познания человеком мира, но и обладает функцией структурирования смысла тех или иных действий, на основе которых конструируется жизненное пространство человека и социальная реальность.
3. Предложена модель внутренней архитектоники жизненного пространства человека (телесное пространство, идентификационное пространство, пространство повседневности). Уточнено отношение жизненного пространства отдельного человека к совокупному жизненному пространству общества.
4. Установлена взаимосвязь между жизненным пространством и жизненным миром через категории актуального и возможного. Выявлено, что любой феномен жизненного мира, чтобы стать элементом жизненного пространства человека, должен быть интегрирован сначала в пространство «мира понимания». Мир понимания конституирует человека, из него рождается диалог с миром и друг с другом.
5. Выявлено, что личное отношение человека к ценностям, его собственная их интерпретация, основанная на персональном «опыте мира» обуславливает выбор той или иной стратегии поведения, выбор жизненного пути. Понимание - это путь в жизнь, установление собственного отношения к жизни.
6. Установлено, что самопонимание личности выступает не только как один из возможных способов развития жизненного пространства человека, но и в условиях современного общества способствует свободному взаимодействию между человеком и социумом.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Инспирированное постиндустриальными ценностями и фактической проницаемостью европейских границ усиление культурной разнородности промышленно развитых обществ, с одной стороны, и мощное развитие «горизонтальных» социальных связей вследствие ослабления этатистской вертикали и диверсификации центров власти в России, с другой, генерируют причудливые превращения социальной материи, «не улавливаемые» сеткой метода системосозидающей классической социальной методологии. Ибо жесткое концептуальное ядро классических теорий адекватно ситуациям относительной устойчивости и стабильности. Границы стабильности социума очерчивают область применимости классической методологии.
Подобный поворот взывает к новым, неклассическим методологиям, в которых жесткий концептуальный синтез классического типа замещается «мягкими» методами социального познания с гибкой настройкой на социально¬исторические и культурно-антропологические характеристики исследуемых объектов. Им органически присущи ориентация на понимание, диалог, ** необходимые в столь сложном и многообразном современном мире.
Герменевтически и феноменологически ориентированная социально-философская мысль неизбежно акцентирует внимание на разнообразии мира, на различных аспектах человеческого существования, на. пространственных измерениях бытия человека. Современный мир - мир взаимосвязанного и внутренне противоречивого многообразия. И именно в таком мире, мире противоречивых отношений, рассмотрение феномена жизненного пространства настоятельно требует новых подходов к осмыслению социальных проблем, подходов, основанных на взаимопонимании и диалоге.
Жизненное пространство человека в условиях современных противоречий социокультурной и исторической динамики — действительно сложный феномен. Но он и делает проблему понимания необычайно актуальной. Современным глобальным историческим процессом проблемность понимания доведена до наивысшей остроты. Необходимость понимания,
Сохранить историческое многообразие культур в нынешних условиях можно лишь заменой отчужденности на отношения равноправного взаимодействия. Проблема понимания рождается из недр тех социальных отношений, которые все более принимают угрожающие размеры и чреваты уничтожением богатства человеческой духовности.
Современный мир как никогда раньше нуждается во взаимопонимании на всех уровнях своего бытия — начиная от семейной жизни и межчеловеческого общения на индивидуальном уровне и заканчивая проблемами взаимопонимания различных культур. В своей повседневной жизни люди
I
имеют обыденное знание этих различных сфер социального мира, в котором они живут. Это знание не является лишь фрагментарным, хотя и ограничено преимущественно определенными участками этого мира, оно представляет все степени ясности и отчетливости, начиная с глубокого понимания, простой осведомленности и заканчивая слепой верой в вещи, которые принимаются как само собой разумеющееся. Здесь имеются значительные различия между различными людьми и различными социальными группами, которые в современных условиях способно сгладить только понимание. Чтобы наладить взаимоотношения между людьми, культурными объектами, социальными группами и институтами, как элементами социальной реальности, понимание должно стать неким социальным императивом, способным разрешить противоречия постиндустриального общества. И данная задача понимания вполне понятна, поскольку мир (и природный, и социальный) с самого начала является интерсубъективным, а социальный мир в свою очередь с самого начала является миром значений.
Понимание дает нам возможность воспринять другого человека не как организм, а как такого же человека, а его поведение не как событие в пространстве и времени внешнего мира, а как действия такого же человека, как и мы. Если мы «знаем», что делает Другой, ради чего он это делает, почему он делает это именно в данное время и в данных конкретных обстоятельствах,
*
социальной реальности, представляющей собой всю совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции, мы погружены в мир культурных объектов, социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого мы должны найти себе точку опоры и с которым должны наладить взаимоотношения.
* С самого начала мы воспринимаем мир, в котором мы живем, — и мир природы, и мир культуры — не как субъективный, а как интерсубъективный мир, то есть как мир, общий для всех нас, актуально данный или потенциально доступный каждому, а это влечет за собой интеркоммуникацию и язык, осуществляемые посредством понимания.
Социальная философия должна ориентироваться, прежде всего, на «повседневное знание», реальность «жизненного мира», которая, в сущности, предшествует всем теоретическим системам. Только так широкий круг
* трудноразрешимых социальных проблем замыкается на человеке, его жизненном пространстве, которое осваивается субъектом понимания, в связи с чем последнее служит связующим звеном между структурными связями социального мира и реально вовлеченными в них индивидами.
Таким образом, исследование понимания как основного принципа, в соответствии с которым человек в повседневной жизни анализирует свой опыт и, что особенно важно, опыт социального мира, осваивает социальное пространство, превращая его в пространство жизни, является первостепенной задачей методологии общественных наук.


к 1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. - 336 с.
2. Акименко А.Д. Об элементах методологии целостного понимания человека (мировоззренческий аспект) // Философские науки. 1997. №7. С. 161-170.
3. Альтшуллер Г.С., Верткин И. Жизненная стратегия творческой личности // Человек: деятельность, творчество, стиль мышления. Симферополь, 1987. - С. 77-87.
4. Амбурадзе Р.В. Понимание как акт творения // Метафизические исследования. СПб., 1997. Вып. 4. С. 281-283.
5. Азроянц Э.А. Архитектура внутреннего мира человека // Полигнозис. 1998. №2. С. 35-60.
6. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. - Воронеж, 1996. - 768 с.
к 7. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки: Крит, анализ. - М., 1985.-189 с.
8. Бабушкин В.У. О двух моделях понимания // Загадка человеческого понимания. М., 1991. - 352 с.
9. Байбасунов А. Семантика национального орнамента // Семантика и социальная психология. Фрунзе, 1976. - С. 73-84.
Ю.Барчугов А.П. «Переломы в культуре» и динамика эйдетической системы жизненного мира человека // Ситуации культурного перелома:
Материалы науч.-теорет. семинара (24-26 апр. 1997 г.).
Петрозаводск, 1998. - С. 9-13.
11 .Барышков В.П. Единство ценностного и рационального как социальное пространство личности // Личность в пространстве России. Саратов, 2000. С. 95-106.
12.Барышков В.П. Пространство личностного самоопределения // Жизненное пространство России. - Саратов, 1999. С. 98-104.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 423 с.
14. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. -CLXX, 783 [5] с.
15. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.-323 с.
16. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. - 607 с.
17. Березин Л.С. Освоение новых территорий и трансформация
пространственной организации общества // Социально-философские проблемы освоения новых территорий. Тюмень, 1988. - С. 49-57.
18. Березина Т.Н. Жизненный путь личности: осознаваемые и
неосознаваемые аспекты // Российский менталитет. 1997. №7. С. 313- 322.
19. Богдан В.В., Иванов В.Н. Информатизация и технологизация
социального пространства: проблемы предотвращения катастроф, взрывов и напряжений // Информатизация и технологизация социального пространства. М., 1994. - С. 5-20.
20. Блюменберг X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии // Вопросы философии. 1993. №10. С. 69-92.
21. Болдонова И.С. Герменевтика как основа понимания феноменов культуры // Третьи культурологические чтения. М., 1998. - С. 41-42.
22. Брайович С.М. Герменевтика и религиозная традиция // Герменевтика: история и современность. М., 1985. - С. 205-221.
23. Брентано Ф. Избранные работы. М., 1996. - 176 с.
24. Брудный А.А. Проблема языка и мышления - это прежде всего проблема понимания//Вопросы философии. 1987. №6. С. 101-103.
25. Бутенко И.А. «Практическая герменевтика» социолого-феноменологов //Вопросы философии. 1984. №7. С. 104-110.
26. Быстрицкий Е.К. Научное познание и проблема понимания. Киев, 1986.
-134 с.
27. Быстрицкий Е.К. Понимание - окно в новый мир? / Загадка человеческого понимания. М., 1991. - С. 211-234.
28. Васильева О. С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека//Вопросы психологии. 2001. №2. С. 74-85.
29. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Том 16. №3. С. 90-101.
30. Вебер М. Основные социологические понятия. О некоторых категориях
1 понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. - С. 495-545; 602-643.
31. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства: Филос.- социол. анализ. М., 1988. - 187 с.
32. Власенко О.И. Понятие жизненного мира в онтологии и теории познания // Методологические науки. Томск, 1997. Вып. 2. Нетрадиционная методология. С. -44-45.
к 33. Выготский В.С. Собр. Соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1982.
34. Габитова Р.М. «Универсальная» герменевтика Фридриха
Шлейермахера // Герменевтика: история и современность. М., 1985.
35. Гадам ер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.-699 с.
36. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. - 368 с.
37. Гадам ер Г.-Г. XX век: размышления о пережитом // Философские науки. 1997. №3-4. С. 31-48.
•«> 38. Гайденко П.П. Герменевтика и кризис буржуазной культурно-исторической традиции // Вопросы литературы. 1977. №5. С. 34-51.
39. Гасилин В.Н. Принципы философского исследования человека на рубеже XXI века // Пространство цивилизаций и культур на рубеже XXI века. Саратов, 1999. С. 49-55.
40. Гасилин В.Н. Становление человека и проблемы идентификации // Человек. Культура. История. Саратов, 1993. С. 4-15.
42. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М., 1969. Т. 2. - 326 с.
43. Герменевтика: история и современность. М., 1985. - 304 с.
44. Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна
, на Западе. М., 1999. С. 103-122.
45. Гильманов В.Х. Преодоление не-меня: о новой теории понимания // Кантовский сборник. 1997. Вып. 20. С. 113-126.
* 46.Гиренок Ф. Археография событий // События и Смысл. М., 1999. -
С. 67-87.
47. Горин Д.Г. Живой социум: социальные системы как феномены жизненного мира: (Категориальный анализ). Брянск, 1998. - 24 с.
48. Григорьев С.И. Основы построения социологической теории жизненных сил человека // Социологические исследования. 1997. №12. С. 6-12.
I
49. Гусев С.С. Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии: 0
философско-гносеологический анализ. М., 1985. - 192 с.
50. Гусев С.С. Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностный подход к проблеме понимания // Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев, 1982. - С. 150-170.
51. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология XX века. М., 1995. С. 297-331.
52. Гуссерль Э. Исследования по феноменологии и теории познания,
•о Исследование V. Об интенциональных переживаниях и их
«содержаниях» // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988. - С. 88-156.
53. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1994. - 357 с.
54. Гуссерль Э. Логические исследования. Том 2. Исследования по феноменологии и теории познания. Введение// Логос. М., 1997. №9.
Л 55. Давыдов А.А. Геометрия социального пространства //
Социологические исследования. 1996. № 8. С. 96-98.
56. Данилова В.Л. К программе исследования понимания // Понимание и рефлекия. Тверь, 1992. 4.1.
57. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Соч.: в 2-х т, М., 1994. Т. 2.-С. 16-57.
58. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. Пер. с фр. Е.Г. Соколова. Лаб. Метафизических исследований при философском факультете СпбГУ.
СПб., 1999.
59. Дильтей В. Введение в науки о духе: опыт полагания основ для изучения общества и истории // Дильтей В. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 1. М, 2000. - С. 145-211.
60. Дильтей В. К духовной истории XIX столетия: Шлейермахер // Метафизические исследования. СПб., 1998. Вып. 5. - С. 185-202.
61. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы
* философии. 1988. №4. С. 135-152.
62. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. №3. С. 31-45.
63. Доказательство и понимание. Киев, 1986. - 311 с.
64. Дорофеев Д.Ю. Язык в структуре допредикативного опыта (жизненный мир человека и язык) // Метафизические исследования. СПб., 1997. Вып. 4.-С. 314-329.
65. Дрюк М.А. К вопросу о построении многомерной концепции человека:
ес модельно-резонансный подход // Философские исследования. 1998. №2. С. 16-29.
66. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994.
67. Жизненное пространство общества и человека. Саратов, 1996. - 133 с.
68. Жизненное пространство России. Саратов, 1999. - 115 с.
69.3вегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М., 1976. -307 с.

" 70.3енец Н.Г. Экзистенциал - форма преодоления рациональности
философского дискурса // Гуманитарные исследования. Омск, 2000. Вып. 5.-С. 200-202.
71.Зиммель Г. Как возможно общество // Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. М., 1996. - С. 509-549.
72.Зиммель Г. Созерцание жизни // Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. М., 1996. - С. 113-167.
73.Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
>' 74.Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия
//Психологический журнал. 2000. Т.21. №2. С. 7-15.
75. Иванов А.Ф. Об онтологических и логических основаниях понимания // Метафизические исследования. СПб., 1997. Вып. 4. - С. 336-339.
76. Ивин А.А. Понимание и ценности: логическая структура понимания // Вопросы философии. 1986. №9. С. 49-51.
77. Иконников А.В. Формирование предметно-пространственной среды жилища и стиль жизни // Труды ВНИИТЭ. Сер. Техн, эстетика.
* М., 1987. Вып. 51. -С. 6-20.
78. Ионин Л.Г, Понимающая социология. М., 1979. - 206 с.
79. Калиниченко В.В.,А.П. Огурцов. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея // Вопросы философии. 1988. №4. С. 128-134.
80. Кант И. Критика чистого разума. Соч.: в 6-ти т. М., 1966. Т.5. - 799 с.
81. Караваев Л.В. Постмодернизм и культура. Материалы «круглого стола»//Вопросы философии. 1993. №3. С. 16.
-Ш» 82.Кассирер Э. Человеческий мир пространства и времени // Философская
и социологическая мысль. 1991. №5.
83. Кауфман И.С. Знание и текст (проблемы герменевтики) //
Метафизические исследования. СПб., 1997. Вып. 4. - С. 343-344. 7
84. Качкин А.В. Кризис идентичности как способ самоорганизации пространства социального взаимодействия // Социальное знание:
*
85. Келасьев В.Н. Психологические детерминанты жизненного пути // Человек:индивидуальность, творчество, жизненный путь. СПб., 1998. - С. 83-90.
86. Кирсанов В.А. Концепция социальной реальности А. Шюца и ее идейные истоки // Диалектика взаимодействия природы и общества. Л., 1976.-С. 158-162.
87. Кнабе Г.С. Витгенштейн и Гуссерль// Вопросы философии. 1998. №5. С.56-61.
88. Коваль Н.А. Духовность в личностном поле, пространстве, времени и в обществе.// Вести. Тамбов, ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 1997. Вып. 7. С. 55-59.
89. Козлова Н.Н. Жизненный мир в контексте социальной антропологии: новое в исследовательском поле // Социальная антропология на пороге XXI века: Тез. и материалы конф., 20-21 нояб. 1997 г. М., 1998. - С. 202-210.
90. Козловский В. П. Пространство и время культуры: деятельность, бытие, телесность // Бытие человека в культуре. Киев, 1992. - С. 31-44.
91. Колюцкий В.Н. Сущностный жизненный мир: феноменология и вопросы онтогенеза // Вести. Ун-та Рос. Акад. Образования. 1997. №2. С. 149-170.
92. Конитов Э.А Социология XX века: История и технологии. М., 1999. - 224 с.
93. Косолапова Е.А. Философская герменевтика о роли понимания в научной методологии // Актуальные проблемы философии и политологии. М., 1997. - С. 33-42.
94. Косолапова Е.А. От текстуальной герменевтики к герменевтике социального действия // Новое понимание философии: проблемы и перспективы. М., 1993, - С. 94-96.
95. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М., 2001.-670 с.
96. Краснухина Е.К. Социум как жизнь // Социальное бытие, человеческое бытие. СПб., 1993. - С. 16-17.
97. Крылова А.С. Образ во внутреннем мире человека // Вести. Удмурт. Ун-та. 1994. №9. С. 23-26.
98. Крымский С.Б. О статусе понимания // Доказательство и понимание. - Киев, 1986.
99. Кубрякова Е.С. Язык пространства и пространство языка: К постановке проблемы // Известия Академии Наук. Сер. Литература и язык. 1997. Т. 56. №3. С. 22-31.
100. Кузанский Н. Соч.: в 2-х т. М., 1979.Т.1.
101. Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления. М., 1998. - 191 С.
102. Ласточкин А.В. О специфике социального пространства // Актуальные проблемы ускорения социально-экономического развития общества. Пермь, 1986. - С. 166-168.
103. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. Т. 20. №3. С. 48-58.
104. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. - 364 с.
105. Лекторский В.А. Междисциплинарный и философский подход к проблеме понимания // Вопросы философии. 1986. №7. С. 65-69.
106. Леонтьев Д.А. Человек и мир: логика жизненных отношений // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. Киев, 1990.
107. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал. 1992. Том 13. №2. С. 107-117.
108. Лем С. Сумма технологии. М., СПб., 2002. - 668, [4] с.
109. Липский Б.И. Единство интеллигибельного мира и множественность «жизненных миров» // Вести. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6, Философия,
110. Личность в пространстве России. Саратов, 2000. - 198 с.
111. Логвинов С.Л. Эволюция представлений Э. Гуссерля о жизненном мире // Вести. Беларус. Ун-та. Сер. 3. 1998. №2. С. 24-27.
112. Лой А.Н. Феномен понимания и культурно-историческая онтология сознания // Понимание как логико-гносеологичская проблема. Киев, 1982. - С. 208-229.
113. Локк Д. Соч.: В 3-х т. М., 1985. Т. 1.
114. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек-текст- семиосфера-история. М., 1996.
115. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста// Тр. По знаковым системам. Т. 12. Тарту, 1981. - С. 3-7.
116. Макарычев С.П. Понимание и противоречие. Красноярск, 1990. - 144 с.
117. Малахов В. Герменевтика и традиция // Логос. 1999. Вып. 1. С. 3-10.
0
J 118. Малахов В.С. К характеристике герменевтики как способа
философствования // Философская и социологическая мысль. 1991. №6. С. 65-73.
119. Малярова Н.В. Духовное самосознание современного человека // Социальная антропология на пороге XXI века: Тез. и материалы конф., 20-21 нояб. 1997 г. М., 1998. - С. 386-388.
120. Мамардашвили М. К. Форма превращенная // Философская энциклопедия. 1970. Т. 5. С. 386-389.
121. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы
| рациональности. Тбилиси, 1984. - 81 с.
, 122. Манекин Р.В. Еще раз о понимании: герменевтика и
«панпсихизм» (несколько замечаний к постановке проблемы) // Вести. Моск. Ун-та. Сер. 7, Философия. 1993. №4. С. 26-35.
124. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т 42. С. 41-174.
125. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.З. С. 253-257.
126. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. - 424 с.
127. Мерло-Понти М. Мое тело. М., 1999.
128. Мерло-Понти М. От Мосса к Клоду Леви-Строссу // Мерло-
Понти М. В защиту философии. М., 1997. С. 111-176.
129. Мировоззренческая культура личности // Философские проблемы формирования. Киев, 1986.
130. Михайлов А.А. Идеалы науки и философская рефлексия (к критике феноменологии Э. Гуссерля) // Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.
131. Михель И.В. Проблема смысла в философии // Человек. Диалог. Понимание. Саратов, 1996. - С. 15-21.
132. Мозговая Н.Н. Феномен личностного пространства в науках о человеке // Науч, мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2000. №4. - С. 3-7.
133. Мокин Б.И. Философия М. Хайдеггера. Саратов, 2000. - 32 с.
134. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Понимание как открытие смысла//Человек. 1998. №6.
135. Назарчук А.В. От классической критической теории - к теории коммуникативного действия // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 7. философия. 1993. №4. С. 36-42.
136. Научные и вненаучные формы социального знания:
I ответственность теоретика. М., 1992. - 172 с.
137. Невважай И.Д. Свобода и знание. Саратов, 1995. - 203 с.
138. Низовских Н.А. Человек как автор жизни: Психосемантика

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ