ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3-11
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования межкультурной компетенции специалиста 12-74
1.1. Понятие межкультурной компетенции: сущность и специфика 12-32
1.2. Межкультурная компетенция студентов как психолого¬педагогическая проблема 32-45
1.3. Культурологический подход как основа формирования
межкультурной компетенции будущего специалиста 45-58
1.4. Коммуникативная направленность дисциплин языкового цикла
и их дидактические возможности в формировании межкультурной компетенции студентов 58-74
Выводы 74-75
ГЛАВА 2. Технология формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой деятельности (на примере освоения дисциплины языкового цикла) 76-160
2.1. Проектирование дидактической модели формирования
межкультурной компетенции студентов на основе игровой деятельности 76-100
2.2. Условия реализации дидактической модели формирования
межкультурной компетенции студентов 100-119
2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию
межкультурной компетенции студентов 119-142
2.4. Анализ эффективности авторской модели обучения, условия и
границы ее оптимального применения 142-160
Выводы 161-163
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164-167
ЛИТЕРАТУРА
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования межкультурной компетенции специалиста 12-74
1.1. Понятие межкультурной компетенции: сущность и специфика 12-32
1.2. Межкультурная компетенция студентов как психолого¬педагогическая проблема 32-45
1.3. Культурологический подход как основа формирования
межкультурной компетенции будущего специалиста 45-58
1.4. Коммуникативная направленность дисциплин языкового цикла
и их дидактические возможности в формировании межкультурной компетенции студентов 58-74
Выводы 74-75
ГЛАВА 2. Технология формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой деятельности (на примере освоения дисциплины языкового цикла) 76-160
2.1. Проектирование дидактической модели формирования
межкультурной компетенции студентов на основе игровой деятельности 76-100
2.2. Условия реализации дидактической модели формирования
межкультурной компетенции студентов 100-119
2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию
межкультурной компетенции студентов 119-142
2.4. Анализ эффективности авторской модели обучения, условия и
границы ее оптимального применения 142-160
Выводы 161-163
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164-167
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность темы исследования. Мировое сообщество стремится к интеграции, более тесному взаимодействию между странами в различных областях, в том числе и в области образования. Включение России в международное экономическое и образовательное пространство, расширяющиеся разносторонние связи со странами объединенной Европы делают необходимым корректировку процесса подготовки специалистов с высшим образованием с учетом мировых тенденций.
В настоящее время стратегической целью овладения иностранными языками считается приобщение личности к другой культуре и ее участие в диалоге культур. Такая цель достигается путем формирования способности обучающегося к межкультурной коммуникации, приобретением необходимого уровня межлингвистической, профессионально-коммуникативной и культурологической компетенций.
Актуальность исследования проблемы формирования межкультурной компетенции студентов средствами иностранных языков продиктована рядом обстоятельств:
- в нынешних социокультурных условиях у людей возникла необходимость и потребность устанавливать контакты с носителями языка;
- специалист сегодня должен уметь преодолевать неизбежные трудности при соприкосновении с чужой культурой и ее носителями;
- любой человек должен научиться проявлять толерантность к иному образу жизни и укладу.
Наукой накоплена определенная система знаний, необходимых для частичного решения исследуемой нами проблемы. Так, вопрос профессиональной компетенции был актуален для всех исторических эпох. К нему обращались многие мыслители древности.
Профессиональная компетенция является предметом пристального внимания и современных исследователей (В.А. Адольф, Г.И. Аксенова, Т.Д.
Андронова, В.В. Буткевич, Ю.Ц. Варданян, В.В. Грачева, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Г.М. Храмова и др.). В их трудах рассмотрены разные грани проблемы профессиональной компетенции.
В последнее время ученых привлекают и проблемы, связанные с разработкой методики обучения будущих специалистов, вступающих в профессиональные контакты в рамках международного сотрудничества, иноязычному профессиональному общению.
В некоторых исследованиях (М.Э. Багдасарян, Н.Г. Валеева, Г.П. Савченко, Г.Я. Стеркин, С.П. Говчихо и др.) теоретически обоснованы общие подходы к формированию профессионального общения. Подчеркивается, что оно представляет собой сложный вид деятельности, требующий особых моделей речевого поведения специалистов разного профиля.
Социально-психологический аспект общения раскрыт в трудах Г.М. Андреевой, Л.И. Божович, А.П. Буевой, Б.Ф. Ломова, Б.Д. Парыгина и др.; вопросы восприятия и оценивания людьми друг друга - в работах А.А. Бодалева, В.И. Мясищева, Э.Э. Линчевского и др.; связь нравственного сознания и общения - в публикациях Л.И. Божович, И.С. Кона. М.И. Лисицкой и др.; соотношение развития личности и ее саморегуляции - в исследованиях Ю.А. Миславского, В. С. Мухиной, В.А. Мудрика и др.
Общие проблемы культуры общения с различных авторских позиций рассмотрены Л.А. Волович, И.А. Волковой, Е.С. Кузьминым и др. Различные аспекты теории коммуникативного поДхоДа в преподавании дисциплин языкового цикла представлены в работах Л.И. Бим, М.Л. Вайсбурда, Н.И. Геза, М.А. Давыдовой, Е.И. Пассова и др. Фундаментальные труды И.Л. Грейдиной, В.В. Сафоновой, В.П. Фурмановой посвящены исследованию вопросов межкультурной коммуникации и культурно-языковой практики. Теоретическим аспектам обучения иностранному языку посвящены работы Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Б.С. Волкова, В.В. Давыдова, И.С. Якиманской и др. Проблемы формирования культуры Деловой речи и деловой риторики как неотъемлемой части творческой конкурентоспособной личности представлены в исследованиях В. И. Андреева, И.П. Волкова, В.Р. Веснина, Р.Л. Кричевского, Т.И. Хлопова и зарубежных специалистов - Д. Ягера, А. Хайэма, Ч. Шеве, Е. Коллинза, М. Деванна, М. Вудкока, Д. Фрэнсиса, Дж. Р. Паркинсона, Г.А. Шредера и др.
В их же работах изложены прикладные аспекты культуры английской деловой речи.
Методологические и теоретические аспекты культурологической подготовки современного специалиста исследованы А.И. Арнольдовым, Н.Г. Багдасарьяном, Л.П. Буевой, Б.С. Ерасовым, И.Ф. Кефели, В.Е. Розиным и др.
Преимущества дидактической игры как уникальной организационной формы обучения и воспитания, в которой одновременно реализуются три фактора развития творческого стиля деятельности: проблематизация, рефлексия и диалог, убедительно доказаны в работах Р.С. Аппатовой, Г.К.Крюковой, М.Л. Мухаровой, Н.Ю. Посталюк, В.М. Филатова, С.С. Часнока и др.
Однако, за пределами их и других исследований остался ряд весьма важных и принципиальных, с нашей точки зрения, вопросов. Среди них: вопросы формирования межкультурной компетенции студентов средствами игры; детальная разработка и четкое определение самого понятия «межкультурная компетенция», его структура и критерии сформированности. Нуждаются в теоретическом обосновании вопросы включения в учебный процесс по иностранным языкам материалов коммуникативного, культурологического, профессионального и страноведческого содержания, отвечающих современным требованиям к специалистам и снижающим негативные тенденции устойчивого дидактического противоречия между теорией и практикой, стандартом и творчеством, обучением и воспитанием.
Кроме того, в теории и практике иноязычного образования обнаруживается противоречие между объективной общественной потребностью в специалистах, владеющих иностранным языком и способных ориентироваться в социокультурной среде, готовых к деловому, профессиональному и личностному общению с представителями других стран, и несовершенством их подготовки в современных вузах.
Проблема актуальна еще и тем, что интерес к общению с другими народами и их культурами в нашей стране велик, а выбор необходимых учебных пособий отечественных авторов по вопросам общения чрезвычайно скуден.
Актуальность и отсутствие завершенных работ по вопросам, возникающим в процессе формирования межкультурной компетенции специалистов неязыковых вузов, обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каково влияние игровой учебной деятельности на формирование межкультурной компетенции студентов вуза (на материале иностранного языка)?
Цель исследования заключалась в моделировании и проверке влияния игровой учебной деятельности на формирование межкультурной компетенции студентов средствами иностранного языка.
Объектом исследования явился процесс формирования межкультурной компетенции студентов вуза.
Предмет исследования - игровая учебная деятельность, обеспечивающая эффективное формирование межкультурной компетенции студентов неязыковых специальностей.
Гипотеза исследования. Формирование межкультурной компетенции студентов будет эффективным если:
1) создана соответствующая дидактическая среда, обеспечивающая диалог культур путем введения в контекст обучения лингво¬культурологического материала, способствующего осуществлению взаимосвязи языков и культур;
2) выбор педагогических средств, методов и форм формирования межкультурной компетенции студентов носит комплексный характер;
3) на занятиях по освоению иностранного языка используются активные формы и методы обучения, доминирующую роль среди которых играют учебные тренинги, дидактические игры, включающие в себя коммуникативный культурологический и лингвистический компоненты содержания;
4) формирование межкультурной компетенции студентов носит поэтапный характер.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
1. Уточнить сущность и специфику понятия «межкультурная компетенция»; установить особенности межкультурной компетенции в контексте психолого-педагогического знания.
2. Обосновать роль и место культурологического подхода в формировании межкультурной компетенции будущего специалиста.
3. Выявить дидактические возможности дисциплин языкового цикла в формировании межкультурной компетенции студентов; обосновать целесообразность использования коммуникативных игр в целях формирования межкультурной компетенции.
4. Спроектировать дидактическую модель формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой деятельности.
5. Определить наиболее эффективные условия реализации авторской модели формирования межкультурной компетенции студентов и экспериментальным путем установить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили ведущие теории и концепции в области педагогики, психологии, культурологии и лингвистики: теория деятельностного подхода в развитии личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); теория общих закономерностей речевой деятельности (Н.И.Жинкин, А.М.Соколов и др.); теория формирования культуры личности специалиста (Л.А.Волович, Я.И.Ханбиков и др.); теория развивающегося обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.); концепция гуманизации учебно-воспитательного процесса (Ш.А.Амонашвили, А.А.Бодалев, И.А.Зимняя, Р.М.Рогов и др.); теории, культурологической подготовки современного специалиста (А.И.Арнольдов, Н.Г.Багдасарян, Л.П.Буева, Б.С.Ерасова, Н.Ф.Кефели и др.); теории моделирования и программно-целевого проектирования (М.В.Кларин, В.С.Лазарев, В.А.Сластенин и др.); теория профессиональной подготовки педагога (В.И.Горовая, А.В.Беляев, Е.А.Быстрова, Б.Н.Головин и др.); концепция межкультурной коммуникации (Н.Л.Грейдина, В.П.Фурманова и др.).
В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы: анализ философской, психолого-педагогической, лингвометодической и культурологической литературы по теме исследования; обобщение педагогического опыта; наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; педагогическое моделирование; организация и анализ опытно¬экспериментальной работы; статистические методы обработки экспериментальных данных; графическая интерпретация результатов исследования.
База исследования. Основная опытно-экспериментальная работа про-водилась на базе факультета филологии и журналистики (ФФЖ) Ставропольского государственного университета. Исследованием были охвачены студенты 1-3 курсов и преподаватели - всего около 800 человек.
Исследование состояло из трех этапов.
На первом этапе (1999 - 2000 гг.) определялись цель и задачи- исследования; осуществлялся анализ состояния проблемы в психолого-педагогической, культурологической и лингвистической литературе; изучался педагогический опыт формирования культуры будущего специалиста; разрабатывалась концепция экспериментальной работы.
На втором этапе (2001 - 2002 гг.) проводился констатирующий эксперимент; осуществлялись разработка основных теоретических положений исследования и их обоснование; разрабатывались программа и основные материалы формирующего эксперимента; осуществлялась их предварительная проверка.
На третьем этапе (2002 - 2004 гг.) проводилась опытно¬экспериментальная проверка эффективности авторской модели формирования межкультурной компетенции студентов; анализировались полученные данные, проводилась их статистическая обработка и оформление; формулировались выводы и оформлялась рукопись диссертации.
Научная новизна исследования:
- уточнена сущность, структура и объем понятия «межкультурная компетенция», определены психолого-педагогические границы проблемы формирования межкультурной компетенции студента;
- выявлен потенциал культурологического подхода как основы формирования межкультурной компетенции будущего специалиста;
- определены дидактические возможности дисциплин языкового цикла в формировании межкультурной компетенции специалиста.
Теоретическая значимость исследования:
- теоретически обоснована технология проектирования процесса формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой учебной деятельности;
- выделены критерии для определения уровней сформированности у студентов межкультурной компетенции;
- определены и экспериментально проверены условия эффективной реализации дидактической модели формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой учебной деятельности.
Практическая значимость исследования: сформированные в диссертации положения могут использоваться в управлении учебным процессом в высшей школе; представленный в исследовании материал призван способствовать повышению качества подготовки специалиста в вузе на основе учебно-методических пособий для студентов и преподавателей; материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику подготовки специалистов в Ставропольском государственном университете и могут успешно применяться в высшем учебном заведении при подготовке специалиста любого профиля.
На защиту выносятся:
1. Дидактическая модель процесса формирования межкультурной компетенции студентов вуза средствами иностранного языка и игровой учебной деятельности, учитывающая современные философские и педагогические концепции культурологического подхода как основы формирования меж-культурной компетенции.
2. Совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования межкультурной компетенции студентов: вариативность построения содержания; поэтапность организации игровой учебной деятельности; комплексность средств и методов форми¬рования межкультурной компетенции студентов.
3. Методика целенаправленного культурно-коммуникативного развития студента, соответствующая принципам диалога культур, единства общечеловеческого и национального, коллективного и индивидуального и реализующая идеи теории формирования лингвистической, культурологической и профессионально-деловой компетенции личности.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались системным подходом к целостному решению проблемы; ме-тодологической обоснованностью и логичностью исходных теоретических положений исследования; использованием комплекса методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки количества испытуемых, статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа.
Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр педагогики и психологии высшей школы, иностранных языков. Материалы исследования обсуждались на научно-методических семинарах для преподавателей факультета филологии и журналистики СГУ Материалы исследования нашли отражение в докладах, обсуждавшихся на региональных научно-методических конференциях «Язык и социокультурная среда: аспекты взаимодействия» (Ставрополь, 2002, 2003, 2004).
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в учебно-методических пособиях для студентов и преподавателей.
Внедрение результатов исследования осуществлялось путем непосредственной организации учебной работы в вузе.
Выводы и обобщения по теме исследования использованы при разработке учебной программы элективного курса, дисциплинарной образовательной области «Иностранный язык», рекомендаций для преподавателей, методических указаний для студентов.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 185 наименований. Диссертация иллюстрирована 13 таблицами и 8 рисунками. Общий объем рукописи 176 страниц.
В настоящее время стратегической целью овладения иностранными языками считается приобщение личности к другой культуре и ее участие в диалоге культур. Такая цель достигается путем формирования способности обучающегося к межкультурной коммуникации, приобретением необходимого уровня межлингвистической, профессионально-коммуникативной и культурологической компетенций.
Актуальность исследования проблемы формирования межкультурной компетенции студентов средствами иностранных языков продиктована рядом обстоятельств:
- в нынешних социокультурных условиях у людей возникла необходимость и потребность устанавливать контакты с носителями языка;
- специалист сегодня должен уметь преодолевать неизбежные трудности при соприкосновении с чужой культурой и ее носителями;
- любой человек должен научиться проявлять толерантность к иному образу жизни и укладу.
Наукой накоплена определенная система знаний, необходимых для частичного решения исследуемой нами проблемы. Так, вопрос профессиональной компетенции был актуален для всех исторических эпох. К нему обращались многие мыслители древности.
Профессиональная компетенция является предметом пристального внимания и современных исследователей (В.А. Адольф, Г.И. Аксенова, Т.Д.
Андронова, В.В. Буткевич, Ю.Ц. Варданян, В.В. Грачева, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Г.М. Храмова и др.). В их трудах рассмотрены разные грани проблемы профессиональной компетенции.
В последнее время ученых привлекают и проблемы, связанные с разработкой методики обучения будущих специалистов, вступающих в профессиональные контакты в рамках международного сотрудничества, иноязычному профессиональному общению.
В некоторых исследованиях (М.Э. Багдасарян, Н.Г. Валеева, Г.П. Савченко, Г.Я. Стеркин, С.П. Говчихо и др.) теоретически обоснованы общие подходы к формированию профессионального общения. Подчеркивается, что оно представляет собой сложный вид деятельности, требующий особых моделей речевого поведения специалистов разного профиля.
Социально-психологический аспект общения раскрыт в трудах Г.М. Андреевой, Л.И. Божович, А.П. Буевой, Б.Ф. Ломова, Б.Д. Парыгина и др.; вопросы восприятия и оценивания людьми друг друга - в работах А.А. Бодалева, В.И. Мясищева, Э.Э. Линчевского и др.; связь нравственного сознания и общения - в публикациях Л.И. Божович, И.С. Кона. М.И. Лисицкой и др.; соотношение развития личности и ее саморегуляции - в исследованиях Ю.А. Миславского, В. С. Мухиной, В.А. Мудрика и др.
Общие проблемы культуры общения с различных авторских позиций рассмотрены Л.А. Волович, И.А. Волковой, Е.С. Кузьминым и др. Различные аспекты теории коммуникативного поДхоДа в преподавании дисциплин языкового цикла представлены в работах Л.И. Бим, М.Л. Вайсбурда, Н.И. Геза, М.А. Давыдовой, Е.И. Пассова и др. Фундаментальные труды И.Л. Грейдиной, В.В. Сафоновой, В.П. Фурмановой посвящены исследованию вопросов межкультурной коммуникации и культурно-языковой практики. Теоретическим аспектам обучения иностранному языку посвящены работы Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Б.С. Волкова, В.В. Давыдова, И.С. Якиманской и др. Проблемы формирования культуры Деловой речи и деловой риторики как неотъемлемой части творческой конкурентоспособной личности представлены в исследованиях В. И. Андреева, И.П. Волкова, В.Р. Веснина, Р.Л. Кричевского, Т.И. Хлопова и зарубежных специалистов - Д. Ягера, А. Хайэма, Ч. Шеве, Е. Коллинза, М. Деванна, М. Вудкока, Д. Фрэнсиса, Дж. Р. Паркинсона, Г.А. Шредера и др.
В их же работах изложены прикладные аспекты культуры английской деловой речи.
Методологические и теоретические аспекты культурологической подготовки современного специалиста исследованы А.И. Арнольдовым, Н.Г. Багдасарьяном, Л.П. Буевой, Б.С. Ерасовым, И.Ф. Кефели, В.Е. Розиным и др.
Преимущества дидактической игры как уникальной организационной формы обучения и воспитания, в которой одновременно реализуются три фактора развития творческого стиля деятельности: проблематизация, рефлексия и диалог, убедительно доказаны в работах Р.С. Аппатовой, Г.К.Крюковой, М.Л. Мухаровой, Н.Ю. Посталюк, В.М. Филатова, С.С. Часнока и др.
Однако, за пределами их и других исследований остался ряд весьма важных и принципиальных, с нашей точки зрения, вопросов. Среди них: вопросы формирования межкультурной компетенции студентов средствами игры; детальная разработка и четкое определение самого понятия «межкультурная компетенция», его структура и критерии сформированности. Нуждаются в теоретическом обосновании вопросы включения в учебный процесс по иностранным языкам материалов коммуникативного, культурологического, профессионального и страноведческого содержания, отвечающих современным требованиям к специалистам и снижающим негативные тенденции устойчивого дидактического противоречия между теорией и практикой, стандартом и творчеством, обучением и воспитанием.
Кроме того, в теории и практике иноязычного образования обнаруживается противоречие между объективной общественной потребностью в специалистах, владеющих иностранным языком и способных ориентироваться в социокультурной среде, готовых к деловому, профессиональному и личностному общению с представителями других стран, и несовершенством их подготовки в современных вузах.
Проблема актуальна еще и тем, что интерес к общению с другими народами и их культурами в нашей стране велик, а выбор необходимых учебных пособий отечественных авторов по вопросам общения чрезвычайно скуден.
Актуальность и отсутствие завершенных работ по вопросам, возникающим в процессе формирования межкультурной компетенции специалистов неязыковых вузов, обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каково влияние игровой учебной деятельности на формирование межкультурной компетенции студентов вуза (на материале иностранного языка)?
Цель исследования заключалась в моделировании и проверке влияния игровой учебной деятельности на формирование межкультурной компетенции студентов средствами иностранного языка.
Объектом исследования явился процесс формирования межкультурной компетенции студентов вуза.
Предмет исследования - игровая учебная деятельность, обеспечивающая эффективное формирование межкультурной компетенции студентов неязыковых специальностей.
Гипотеза исследования. Формирование межкультурной компетенции студентов будет эффективным если:
1) создана соответствующая дидактическая среда, обеспечивающая диалог культур путем введения в контекст обучения лингво¬культурологического материала, способствующего осуществлению взаимосвязи языков и культур;
2) выбор педагогических средств, методов и форм формирования межкультурной компетенции студентов носит комплексный характер;
3) на занятиях по освоению иностранного языка используются активные формы и методы обучения, доминирующую роль среди которых играют учебные тренинги, дидактические игры, включающие в себя коммуникативный культурологический и лингвистический компоненты содержания;
4) формирование межкультурной компетенции студентов носит поэтапный характер.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
1. Уточнить сущность и специфику понятия «межкультурная компетенция»; установить особенности межкультурной компетенции в контексте психолого-педагогического знания.
2. Обосновать роль и место культурологического подхода в формировании межкультурной компетенции будущего специалиста.
3. Выявить дидактические возможности дисциплин языкового цикла в формировании межкультурной компетенции студентов; обосновать целесообразность использования коммуникативных игр в целях формирования межкультурной компетенции.
4. Спроектировать дидактическую модель формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой деятельности.
5. Определить наиболее эффективные условия реализации авторской модели формирования межкультурной компетенции студентов и экспериментальным путем установить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили ведущие теории и концепции в области педагогики, психологии, культурологии и лингвистики: теория деятельностного подхода в развитии личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); теория общих закономерностей речевой деятельности (Н.И.Жинкин, А.М.Соколов и др.); теория формирования культуры личности специалиста (Л.А.Волович, Я.И.Ханбиков и др.); теория развивающегося обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.); концепция гуманизации учебно-воспитательного процесса (Ш.А.Амонашвили, А.А.Бодалев, И.А.Зимняя, Р.М.Рогов и др.); теории, культурологической подготовки современного специалиста (А.И.Арнольдов, Н.Г.Багдасарян, Л.П.Буева, Б.С.Ерасова, Н.Ф.Кефели и др.); теории моделирования и программно-целевого проектирования (М.В.Кларин, В.С.Лазарев, В.А.Сластенин и др.); теория профессиональной подготовки педагога (В.И.Горовая, А.В.Беляев, Е.А.Быстрова, Б.Н.Головин и др.); концепция межкультурной коммуникации (Н.Л.Грейдина, В.П.Фурманова и др.).
В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы: анализ философской, психолого-педагогической, лингвометодической и культурологической литературы по теме исследования; обобщение педагогического опыта; наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; педагогическое моделирование; организация и анализ опытно¬экспериментальной работы; статистические методы обработки экспериментальных данных; графическая интерпретация результатов исследования.
База исследования. Основная опытно-экспериментальная работа про-водилась на базе факультета филологии и журналистики (ФФЖ) Ставропольского государственного университета. Исследованием были охвачены студенты 1-3 курсов и преподаватели - всего около 800 человек.
Исследование состояло из трех этапов.
На первом этапе (1999 - 2000 гг.) определялись цель и задачи- исследования; осуществлялся анализ состояния проблемы в психолого-педагогической, культурологической и лингвистической литературе; изучался педагогический опыт формирования культуры будущего специалиста; разрабатывалась концепция экспериментальной работы.
На втором этапе (2001 - 2002 гг.) проводился констатирующий эксперимент; осуществлялись разработка основных теоретических положений исследования и их обоснование; разрабатывались программа и основные материалы формирующего эксперимента; осуществлялась их предварительная проверка.
На третьем этапе (2002 - 2004 гг.) проводилась опытно¬экспериментальная проверка эффективности авторской модели формирования межкультурной компетенции студентов; анализировались полученные данные, проводилась их статистическая обработка и оформление; формулировались выводы и оформлялась рукопись диссертации.
Научная новизна исследования:
- уточнена сущность, структура и объем понятия «межкультурная компетенция», определены психолого-педагогические границы проблемы формирования межкультурной компетенции студента;
- выявлен потенциал культурологического подхода как основы формирования межкультурной компетенции будущего специалиста;
- определены дидактические возможности дисциплин языкового цикла в формировании межкультурной компетенции специалиста.
Теоретическая значимость исследования:
- теоретически обоснована технология проектирования процесса формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой учебной деятельности;
- выделены критерии для определения уровней сформированности у студентов межкультурной компетенции;
- определены и экспериментально проверены условия эффективной реализации дидактической модели формирования межкультурной компетенции студентов на основе игровой учебной деятельности.
Практическая значимость исследования: сформированные в диссертации положения могут использоваться в управлении учебным процессом в высшей школе; представленный в исследовании материал призван способствовать повышению качества подготовки специалиста в вузе на основе учебно-методических пособий для студентов и преподавателей; материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику подготовки специалистов в Ставропольском государственном университете и могут успешно применяться в высшем учебном заведении при подготовке специалиста любого профиля.
На защиту выносятся:
1. Дидактическая модель процесса формирования межкультурной компетенции студентов вуза средствами иностранного языка и игровой учебной деятельности, учитывающая современные философские и педагогические концепции культурологического подхода как основы формирования меж-культурной компетенции.
2. Совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования межкультурной компетенции студентов: вариативность построения содержания; поэтапность организации игровой учебной деятельности; комплексность средств и методов форми¬рования межкультурной компетенции студентов.
3. Методика целенаправленного культурно-коммуникативного развития студента, соответствующая принципам диалога культур, единства общечеловеческого и национального, коллективного и индивидуального и реализующая идеи теории формирования лингвистической, культурологической и профессионально-деловой компетенции личности.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались системным подходом к целостному решению проблемы; ме-тодологической обоснованностью и логичностью исходных теоретических положений исследования; использованием комплекса методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки количества испытуемых, статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа.
Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр педагогики и психологии высшей школы, иностранных языков. Материалы исследования обсуждались на научно-методических семинарах для преподавателей факультета филологии и журналистики СГУ Материалы исследования нашли отражение в докладах, обсуждавшихся на региональных научно-методических конференциях «Язык и социокультурная среда: аспекты взаимодействия» (Ставрополь, 2002, 2003, 2004).
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в учебно-методических пособиях для студентов и преподавателей.
Внедрение результатов исследования осуществлялось путем непосредственной организации учебной работы в вузе.
Выводы и обобщения по теме исследования использованы при разработке учебной программы элективного курса, дисциплинарной образовательной области «Иностранный язык», рекомендаций для преподавателей, методических указаний для студентов.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 185 наименований. Диссертация иллюстрирована 13 таблицами и 8 рисунками. Общий объем рукописи 176 страниц.
В настоящем исследовании осуществлено обоснование процесса формирования межкультурной компетенции студентов современного вуза.
Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил сделать вывод об особой актуальности для выпускника высшей школы межкультурной компетенции, формирование которой осуществляется при освоении дисциплин гуманитарного цикла.
Как показало исследование, основой развития межкультурной компетенции является культурологический подход, в контексте которого актуализируются педагогическая антропология, культурная антропология, изучающие способность человека развивать культуру через межличностное общение, диалог культур и профессиональные контакты.
Одним из условий реализации процесса формирования межкультурной компетенции должно стать использование культуроведческого материала.
Исследование показало, что иностранный язык обладает значительными возможностями для решения этой проблемы. Через его содержание достигаются задачи воспитания, образования и всестороннего развития обучающегося.
Выдвижение иноязычной культуры в качестве цели обучения стало главной причиной создания модели формирования и развития межкультурной компетенции студента наиболее эффективным и рациональным путем.
Анализ культурно-коммуникативных качеств личности показал, что они характеризуются определенными особенностями, а именно:
- наличие знаний о родной культуре и о культурах других стран и народов;
- наличие интереса к другому человеку, представляющему иную культуру;
- опыт контактов с другими ориентациями культурной жизни;
- умение соотнести свою позицию с другими точками зрения;
- умение действовать по совместно выработанным правилам, находить общие основания для общения, совместной жизни и деятельности.
Формирование указанных качеств возможно лишь в условиях соответствующей дидактической модели. При проектировании такой модели, ориентированной на формирование межкультурной компетенции студентов, особое внимание нами было уделено вопросу содержания обучения, которое отбиралось согласно следующим принципам:
- соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося демократического общества;
- взаимосвязи содержательной и процессуальной сторон обучения, что предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи;
- структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития обучаемого, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармоничность компонентов образования.
В дидактической модели культурологическое развитие студентов вуза можно представить тремя взаимосвязанными компонентами: концептуальным, содержательным и процессуальным. Первый из них определял социокультурную направленность развития личности, задавал систему педагогических целей и основные направления коммуникативного и культурологического ее развития. Содержательный компонент включал в себя учебный план, дидактический материал, перечень и характеристику коммуникативных и культурологических умений и навыков формируемых у студентов. Процессуальный компонент представлял собой систему активных форм, методов и средств обучения, критерии и уровни коммуникативной и культурологической развитости студентов.
Среди названных компонентов определяющим являлся концептуальный компонент, поскольку коммуникативное и культурологическое развитие студента представляет собой целенаправленную систему преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
В ходе исследования установлено, что традиционная методика обучения не обеспечивает должной мотивации учения. Отсюда чрезвычайно низка эффективность занятий и качество овладения студентами иностранным языком.
Принцип коммуникативности и комплексности обучения иностранному языку требует иного подхода к организации и построению самих занятий и создания условий для активного формирования и развития иноязычных навыков и умений и на их основе межкультурной компетенции.
Предложенная нами система включает в себя активные формы и методы работы со студентом. Они целенаправленно организуют общение обучающихся с культурологическим и страноведческим материалом, который позволяет осознавать себя гражданами мира и одновременно собственную национальную принадлежность. В этой связи особое внимание в исследовании уделено организации игровых форм учебной деятельности.
Технология организации и проведения учебных игр отвечала следующим требованиям:
1) учет коммуникативной направленности обучения;
2) раскрытие интеркультурного фона игры;
3) предварительная методическая и организационная подготовка игры со стороны педагога.
Исследование показало, что дидактический потенциал игры состоит в объединении коммуникативного и познавательного аспекта обучения. Поэтому игры рассматривалась нами как средство, метод и форма обучения.
В качестве педагогических условий эффективного формирования межкультурной компетентности студента в ходе игровой учебной деятельности была принята следующая их совокупность:
1) готовность вузовского педагога к формированию межкультурной компетенции студентов.
2) субъект-субъектные отношения в процессе обучения студентов как модель эффективных отношений.
3) технологичность процесса формирования межкультурной компетенции студентов.
В ходе опытно-экспериментальной работы все указанные условия реализовывались через деятельность преподавателя и учебную деятельность студентов.
Количественный и качественный анализ результатов экспериментального обучения полностью подтвердил гипотезу о положительном и эффективном влиянии игровой учебной деятельности на формирование у студентов коммуникативной и межкультурной компетенции.
Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил сделать вывод об особой актуальности для выпускника высшей школы межкультурной компетенции, формирование которой осуществляется при освоении дисциплин гуманитарного цикла.
Как показало исследование, основой развития межкультурной компетенции является культурологический подход, в контексте которого актуализируются педагогическая антропология, культурная антропология, изучающие способность человека развивать культуру через межличностное общение, диалог культур и профессиональные контакты.
Одним из условий реализации процесса формирования межкультурной компетенции должно стать использование культуроведческого материала.
Исследование показало, что иностранный язык обладает значительными возможностями для решения этой проблемы. Через его содержание достигаются задачи воспитания, образования и всестороннего развития обучающегося.
Выдвижение иноязычной культуры в качестве цели обучения стало главной причиной создания модели формирования и развития межкультурной компетенции студента наиболее эффективным и рациональным путем.
Анализ культурно-коммуникативных качеств личности показал, что они характеризуются определенными особенностями, а именно:
- наличие знаний о родной культуре и о культурах других стран и народов;
- наличие интереса к другому человеку, представляющему иную культуру;
- опыт контактов с другими ориентациями культурной жизни;
- умение соотнести свою позицию с другими точками зрения;
- умение действовать по совместно выработанным правилам, находить общие основания для общения, совместной жизни и деятельности.
Формирование указанных качеств возможно лишь в условиях соответствующей дидактической модели. При проектировании такой модели, ориентированной на формирование межкультурной компетенции студентов, особое внимание нами было уделено вопросу содержания обучения, которое отбиралось согласно следующим принципам:
- соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося демократического общества;
- взаимосвязи содержательной и процессуальной сторон обучения, что предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи;
- структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития обучаемого, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармоничность компонентов образования.
В дидактической модели культурологическое развитие студентов вуза можно представить тремя взаимосвязанными компонентами: концептуальным, содержательным и процессуальным. Первый из них определял социокультурную направленность развития личности, задавал систему педагогических целей и основные направления коммуникативного и культурологического ее развития. Содержательный компонент включал в себя учебный план, дидактический материал, перечень и характеристику коммуникативных и культурологических умений и навыков формируемых у студентов. Процессуальный компонент представлял собой систему активных форм, методов и средств обучения, критерии и уровни коммуникативной и культурологической развитости студентов.
Среди названных компонентов определяющим являлся концептуальный компонент, поскольку коммуникативное и культурологическое развитие студента представляет собой целенаправленную систему преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
В ходе исследования установлено, что традиционная методика обучения не обеспечивает должной мотивации учения. Отсюда чрезвычайно низка эффективность занятий и качество овладения студентами иностранным языком.
Принцип коммуникативности и комплексности обучения иностранному языку требует иного подхода к организации и построению самих занятий и создания условий для активного формирования и развития иноязычных навыков и умений и на их основе межкультурной компетенции.
Предложенная нами система включает в себя активные формы и методы работы со студентом. Они целенаправленно организуют общение обучающихся с культурологическим и страноведческим материалом, который позволяет осознавать себя гражданами мира и одновременно собственную национальную принадлежность. В этой связи особое внимание в исследовании уделено организации игровых форм учебной деятельности.
Технология организации и проведения учебных игр отвечала следующим требованиям:
1) учет коммуникативной направленности обучения;
2) раскрытие интеркультурного фона игры;
3) предварительная методическая и организационная подготовка игры со стороны педагога.
Исследование показало, что дидактический потенциал игры состоит в объединении коммуникативного и познавательного аспекта обучения. Поэтому игры рассматривалась нами как средство, метод и форма обучения.
В качестве педагогических условий эффективного формирования межкультурной компетентности студента в ходе игровой учебной деятельности была принята следующая их совокупность:
1) готовность вузовского педагога к формированию межкультурной компетенции студентов.
2) субъект-субъектные отношения в процессе обучения студентов как модель эффективных отношений.
3) технологичность процесса формирования межкультурной компетенции студентов.
В ходе опытно-экспериментальной работы все указанные условия реализовывались через деятельность преподавателя и учебную деятельность студентов.
Количественный и качественный анализ результатов экспериментального обучения полностью подтвердил гипотезу о положительном и эффективном влиянии игровой учебной деятельности на формирование у студентов коммуникативной и межкультурной компетенции.
Подобные работы
- Исследование влияния игровой учебной деятельности на формирование межкультурной компетенции студентов вуза
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие лингвистической компетенции на уроке иностранного языка в СОШ (на примере бинарной оппозиции «Reichtum — Armut» в публицистическом дискурсе)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА:ПОДГОТОВКА УЧЕБНОГО ВИДЕО В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Партисипация как способ взаимодействия на уроке иностранного языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - Формирование межкультурной компетенции дошкольников при обучении иностранным языкам
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020



