Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И ЕЁ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ

Работа №28909

Тип работы

Диссертация

Предмет

экономика

Объем работы184
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
661
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
10
1.1. Экономическая сущность торговли и её влияние на устойчивое
развитие страны и её регионов в условиях экономической безопасности
10
1.2. Принципы и подходы к рациональному формированию системы
международной и межрегиональной торговли как фактора обеспечения
экономической безопасности
28
1.3. Методы оценки внешней и межрегиональной торговли в структуре
экономической безопасности
41
2. СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ И
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
55
2.1. Характеристика международного и межрегиональных рынков с
участием Ставропольского края
55
2.2. Динамика международной и межрегиональной торговли и анализ
её влияния на экономическую безопасность
65
2.3. Анализ экономических угроз субъектов международной и
межрегиональной торговли
82
3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
98
3.1. Повышение конкурентоспособности России и её регионов в
условиях открытой экономики
98
3.2. Развитие информационной инфраструктуры международной и
межрегиональной торговли в стране и её регионах в формате
экономической безопасности
115
3.3. Информационная составляющая экономической безопасности
внешней и межрегиональной торговли в Ставропольском крае
131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 154
ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Актуальность темы исследования. В новых условиях хозяйствования
международные и межрегиональные поставки продукции требуют
соответствующих модификаций применяемого инструментария. Важно
учитывать как разграничение управленческих функций различных уровней,
так и механизмы согласования имманентных интересов национальных и
региональных производственных систем. Таким образом, потребительский
рынок страны и ее регионов выступает для населения индикатором развития
и эффективности экономических реформ, степени реального продвижения к
модели социально-рыночного хозяйства. Именно качественное состояние
потребительского рынка отражает характер и направленность воздействия
Федерального центра и субфедеральных органов управления, а также
влияния национального и мирового рынков на экономику регионов в
сложившихся рыночных условиях.
Современный взгляд на развитие человеческого общества выдвигает на
первый план задачу его устойчивого развития, которое удовлетворяет
потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности,
судьбу будущих поколений. Одним из условий реализации данного подхода
является обеспечение безопасности. Потребность в защите от нежелательных
внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря,
потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность
как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей,
включая общество и государство. В условиях формирования рыночной
экономики в нашей стране сфера безопасного существования настолько
сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности
оказывает негативное воздействие на развитие и функционирование
отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом,
усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.
Таким образом, экономическая безопасность государства представляет4
собой сложную и многоплановую конструкцию, которая, будучи частью
системы национальной безопасности, одновременно составляет основу для
формирования всех входящих в ее структуру элементов:
• военной;
• технологической;
• продовольственной;
• экологической безопасности и др.
Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число
проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого
различного профиля, включая представителей спецслужб, что обусловлено
тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет
жизнеспособность прочих сфер. Ее влияние на другие более ощутимо, чем
влияние этих сфер на нее. То есть, экономическая безопасность является
доминирующей по отношению к прочим видам безопасности.
Исходя из вышеизложенного, актуальность темы диссертационного
исследования обусловлена необходимостью расширения масштабов и
совершенствования методов международной и межрегиональной торговли,
ее эффективного влияния на экономический рост в рамках экономической
безопасности России и ее регионов.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе вопросы
регионального развития исследуются в трудах зарубежных ученых:
У. Алонсо, А. Вебера, У. Изарда, В. Кристаллера, А. Лёша, П. Хагетта,
Й. Тюнена и других. Среди отечественных ученых можно отметить
Абалкина Л.И., Акинина П.В., Алаева Э.Б., Алампиеву П.М.,
Баранского Н.Н., Бильчака В.С., Гранберга А.Г., Захарова В.Ф.,
Каппелина Г., Кистанова В.В., Колосовского Н.Н., Лившиц А.Я., Львова Д.,
Наливайского В.Ю., Некрасова Н.Н., Поляка Г.Б., Попова В.Н., Пробст А.Е.,
Рязанцева С.В., Ушвицкого Л.И., Штульберга Б.М. и других.
Сложность и многоплановость проблемы экономических интересов, а
также ее актуальность в аспекте совершенствования межрегиональных и5
внутрирегиональных отношений регионов нашли отражение в работах
Басковой М.К., Васильева С.А., Мильнера А.М., Портянко М.А.,
Ситникова А.П., Степанова В.Н., Швецова А.Н. и других ученых. В них
исследованы наиболее общие вопросы данной проблемы, а в ряде случаев -
применительно к отдельным сферам экономики.
В области обеспечения экономической безопасности научное
обоснование слишком слабое, хотя издано достаточно статей известных
экономистов - Абалкина Л.И., Арбатова Г., Пороховского А., Рубанова В.,
Сенчагова В.К., Тамбовцева В.Л., Бухвальда Е., Гловацкой Н. и других.
Таким образом, выбор темы диссертационного исследования определен
не только значимостью и масштабностью проводимых международных и
межрегиональных торгов в условиях обеспечения экономической
безопасности России и ее регионов, но и ее недостаточной
разработанностью.
Соответствие темы диссертации требованиям паспорта
специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: экономическая
безопасность, в соответствии с паспортом специальностей (по
экономическим наукам), п. 11.7. - «Классификация угроз экономической
безопасности по сферам экономики (производственная, социальная,
финансовая, внешнеторговая, военно-промышленная и др.)», п. 11.27. -
«Модели развития экономической безопасности государства, общества и
региона».
Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования
состоит в создании и совершенствовании инфраструктур эффективного
функционирования товарного рынка в условиях государственного
регулирования, дальнейшего развития экономики на основе мониторинга
товарных потоков внутри региона, при межрегиональных и международных
поставках товаров в формате экономической безопасности.
Логика реализации поставленной цели предусматривает решение6
следующих задач:
• углубление теоретического обоснования содержания и функций
торговли в системе экономической безопасности России и ее
регионов;
• изучение принципов и подходов к рациональному формированию и
функционированию международной и межрегиональной торговли
как фактора обеспечения экономической безопасности;
• рассмотрение методов экономической оценки внешней и
межрегиональной торговли в структуре экономической
безопасности;
• выполнение анализа и выявление динамики торговых отношений
Ставропольского края в условиях экономической безопасности;
• выяснение и обоснование современных экономических угроз
международной и межрегиональной торговли;
• разработка приоритетных направлений повышения
конкурентоспособности страны и регионов в условиях развития
международной, межрегиональной торговли и обеспечения
экономической безопасности;
• обоснование необходимости создания информационной
инфраструктуры внешней и внутренней торговли на региональном
уровне как фактора обеспечения экономической безопасности.
Предметом исследования являются способы, методы и условия
влияния международной и межрегиональной торговли на экономический
рост страны и ее регионов в рамках экономической безопасности.
Объектом исследования в работе выступают торговые отношения
Ставропольского края в условиях взаимодействия с субъектами РФ и других
государств.
Теоретико-методологической основой исследования послужили
современные теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых
по изучаемой проблеме, изложенных в научных трудах, периодических7
изданиях, учебной и справочной литературе, методические и практические
пособия, законы, указы и постановления Президента РФ, Губернатора и
Правительства Ставропольского края.
В процессе исследования автором использовались методы научного
познания: системный, исторический, графический, аналитический,
статистический методы и метод сравнительного анализа.
Эмпирическая база исследования представлена фактическими
данными Государственного комитета РФ по статистике, Ставропольского
краевого комитета государственной статистики, Министерства
экономического развития и торговли Ставропольского края, аналитическими
данными отечественной и зарубежной справочной и научной литературы.
Научная новизна результатов исследования и являющаяся предметом
защиты заключается в следующем:
• на основе системного подхода уточнено понятие межрегиональной
торговли, определяемой как преобразование производственного
ассортимента в торговый, комплектование ассортимента,
удовлетворяющего запросам розничных и оптовых торговцев, а
также конечных покупателей на уровне субъектов Федерации и в
условиях их взаимодействия на региональном потребительском
рынке;
• рекомендовано дополнительно включить в состав факторов
конкурентного преимущества инфраструктуру рынка,
представляющую собой совокупность обслуживающих предприятий
и организаций (оптовые предприятия, терминалы, биржи,
финансовые институты);
• обосновано, что развитие информационного сопровождения
рынков осуществляется как институциализация и формирование его
инфраструктуры. Данные инфраструктурные элементы обеспечивают согласованность действия участников рынка, устраняют
потери, обусловленные слабой информационной обеспеченностью8
принятия управленческих решений. Особое значение имеют
региональные институты информационного сопровождения
рынков: информационные агентства, маркетинговые центры,
местные нормативные акты, система сотовой связи, традиции,
нормы поведения и пр. В этой связи предлагается создание в
Ставропольском крае Центра информационного сопровождения
рынка товаров и услуг международной и межрегиональной
торговли в формате экономической безопасности;
• выявлены фактические значения показателей экономической
безопасности по некоторым видам продуктов питания (мясо и
птица, колбасные изделия, сахар, масло животное, маргариновая
продукция, масло растительное) через вывоз и нормы потребления
продукции Ставропольским краем. Они свидетельствуют, что край
находится в пределах пороговых значений экономической
безопасности РФ, но очень близок к выходу за них.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том,
что разработанные в диссертации положения создают теоретическую,
методологическую и практическую базу по дальнейшему увеличению
торгового товарооборота, способствующего росту конкурентоспособности
региональной продукции на международном и межрегиональных рынках.
Рекомендации по предложенной методике расчета фактических
значений показателей экономической безопасности по продуктам питания
через вывоз и нормы потребления продукции Ставропольского края приняты
к внедрению Комитетом экономического развития и торговли г. Ставрополя.
Изложенные в диссертации основные положения, выводы и
рекомендации носят практический характер и могут быть применены в
других регионах страны.
Апробация результатов исследования. Основные результаты
исследования докладывались и обсуждались на различных международных,
всероссийских и региональных конференциях: Международный семинар.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сфера торговли - важнейшая часть потребительского рынка, наиболее
гибкая отрасль городского хозяйства, реагирующая на изменение всех
социальных факторов и являющаяся важным индикатором социально-экономического развития региона.
Таким образом, необходимо считать, что главной целью торговли
является удовлетворение или, по меньшей мере, стремление к наиболее
полному удовлетворению многообразных нужд, потребностей и запросов
человека.
В сложившихся экономических отношениях выделяют как
внутреннюю, так и внешнюю торговлю, которые выполняют большой
комплекс различных процессов и операций.
Так, на уровне субъектов РФ, по нашему мнению, в торговых
отношениях следует уделять огромное внимание межрегиональной торговле,
так как именно здесь происходит преобразование производственного
ассортимента в торговый и его комплектование в такой ассортимент,
который полностью удовлетворяет запросы розничных и оптовых продавцов,
а также конечных покупателей на региональном потребительском рынке при
их взаимодействии.
В условиях перехода экономики на рыночные отношения
руководителям предприятий необходимо разрабатывать не только рыночные
стратегии, но и стратегии безопасности, которые должны включать
специальные программы по защите интеллектуальной собственности и
экономической безопасности, под которой следует понимать важнейшую
качественную характеристику экономической системы, определяющую ее
способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности
населения и устойчивое обеспечение ресурсами развития народного
хозяйства.
Следовательно, для анализа международной и межрегиональной145
торговли в условиях обеспечения экономической безопасности необходимы
показатели и пороговые значения.
Таким образом, группа статистических показателей, характеризующих
межрегиональную торговлю, включает значительно больше показателей, чем
аналогичная группа показателей, характеризующих международную
торговлю. Это связано с тем, что регион как объект хозяйствования в системе
торговли связан с большим числом разновидностей хозяйственных объектов,
чем страна как объект хозяйствования в системе международной торговли,
так как регион, как правило, имеет торговые отношения не только с другими
регионами, но и с другими государствами. Именно поэтому в систему
статистических показателей, характеризующих межрегиональную торговлю,
наряду с показателями экспорта, импорта, внешнеторгового оборота, т.е.
наряду с показателями, характеризующими также и международную
торговлю, целесообразно включать и такие показатели, как
межрегиональный оборот, совокупный внешнеторговый оборот региона и
ряд других, специфичных именно для статистики межрегиональной
торговли. Причем удельный вес такого рода специфичных показателей в
общей группе показателей, характеризующих межрегиональную торговлю,
напрямую будет зависеть от той доли, какую во внешней торговле данного
региона занимает межрегиональная торговля, а какую - торговля с другими
государствами.
Так, для анализа экономической безопасности в торговых и иных
отношениях имеют значение не сами показатели, а их пороговые значения.
Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений
которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов
воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных
тенденций в области экономической безопасности. Приближение к их
предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз
социально-экономической стабильности общества, а превышение
предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону146
нестабильности и социальных конфликтов, т.е. о реальном подрыве
экономической безопасности России и ее регионов.
Проведенный анализ продовольственной безопасности
Ставропольского края показал, что по состоянию на 01.01.04 г. на
потребительском рынке продовольственных товаров импорт составлял более
30 % (пороговое значение 25 %). Последнее свидетельствует, что наша
экономика уже чрезмерно зависит от зарубежных поставок продовольствия,
а, значит, поставщики могут регулировать цены на наших рынках.
Край ввозит на свою территорию: легковые и грузовые автомобили,
строительные материалы, бензин, дизельные масла, продукцию бытовой
химии, косметические товары, сельскохозяйственную технику, запчасти,
трубы, бытовую технику и т.д.; а вывозит: растительные масла, минеральную
воду, виноградное вино, консервы, муку, коньяки, полиэтилен, винилацетат,
полуприцепы, минеральные удобрения, зерно, подсолнечник и т.д.
Следовательно, Ставропольский край ввозит непродовольственные
товары, а вывозит продовольственные товары. Так, за 2003 г. краем было
ввезено потребительских товаров (продовольственных и
непродовольственных) на 9 828 млн. руб., а вывезено на 4 190 млн. руб., то
есть наш край больше ввозит, чем вывозит.
Данная ситуация сложилась, по нашему мнению, из-за следующих
обстоятельств:
• недопроизводства продукции;
• низкой инвестиционной привлекательности края для проведения
активных структурных преобразований в экономике;
• малой степени освоения отдельных видов минерально-сырьевых
ресурсов края;
• кризиса агропромышленного сектора, поэтому легко понять, почему
у нас доля импортных продуктов весьма высока, в край завозится
50 % колбасы и масла, 67 % маргарина и сыра, 60 % мясных
консервов, почти 90 % куриных яиц. При такой статистике трудно147
надеяться на продовольственную безопасность региона, в котором
агропромышленный комплекс и сегодня остается одним из важных
звеньев экономики Ставрополья;
• высокой степени износа основных фондов организаций и
предприятий (около 45 %);
• неразвитости и отсутствия некоторых элементов рыночной и
производственной инфраструктур;
• относительно низкого уровня квалификации рабочей силы;
• слабого менеджмента для обеспечения высоких темпов роста
конкурентоспособности организаций;
• высоких уровня бедности населения и степени дифференциации его
доходов.
Эти и другие проблемы создают неблагоприятный климат для
повышения конкурентоспособности региональных предприятий и их
продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Таким образом, по нашему мнению, чтобы изменить ситуацию и
сделать производимую продукцию более конкурентоспособной в формате
экономической безопасности, необходимо:
• заинтересовать российский крупный капитал вкладывать в
региональную промышленность, а не уводить десятки миллиардов
долларов за границу, но для этого организации разных форм
собственности должны разрабатывать и обосновывать программы
по привлечению российского капитала;
• региональным предпринимателям с помощью федеральных и
местных органов власти взять на себя процесс объединения
региональных производств для создания мощных холдингов по
отраслевой специфике, хотя бы отдаленно напоминающих
зарубежных гигантов по объемам производства, инвестиций и
затратам на НИОКР (научно-исследовательские и опытноконструкторские работы), несмотря на то, что в нашей стране, не148
говоря уже о регионе, проблема консолидации капитала и
концентрации производства не рассматривается правительством как
первоочередная, нет соответствующей программы содействия этому
процессу по всем гражданским отраслям, отсутствует
законодательство по холдингам, не принят заявительный порядок
образования крупных корпораций, что тоже сдерживает темпы
слияния промышленных предприятий;
• усилить заимствование технических новшеств из-за
границы посредством скупки зарубежных лицензий;
• наличие амортизационного фонда и половины чистой прибыли на
каждом предприятии для налаживания оптимального процесса
воспроизводства и модернизации производственного аппарата в
условиях экономической безопасности;
• проводить политику поддержки конкурентоспособных предприятий
(льготные кредитные ресурсы, налоговые ставки и т.д.), особенно
экспортно ориентированных (ОАО «Невинномысский Азот», ОАО
«Роснефть-Ставропольнефтегаз», ОАО «Ставролен»), освобождаясь
от неконкурентоспособных предприятий-банкротов;
• повышение качества региональных товаров, которые идут на
экспорт, которое невозможно без повышения качества изготовления
в стране, поэтому большое значение приобретает контроль качества
продукции в условиях экономической безопасности. На
сегодняшний день уже недостаточно просто изготовить продукцию
согласно требованиям нормативных документов, необходимо еще
доказать, что она соответствует требованиям заказчика. Защита
национального рынка приобретает как для России, так и ее регионов
все большую актуальность в связи с предстоящим вступлением ее в
ВТО и дальнейшей интеграцией в мировую экономику. К мерам по
защите рынка необходимо применять количественные ограничения,
антидемпинговые и компенсационные меры, защитные меры против149
ввоза нелицензионной или пиратской продукции, а также
технические нормы и стандарты, которым должна отвечать
импортируемая продукция;
• активизировать антимонопольную политику, прекращая
искусственную поддержку и лоббирование интересов отдельных
групп производителей в условиях экономической безопасности
международной и межрегиональной торговли;
• руководителям и сотрудникам предприятий и организаций
повышать уровень образования и квалификации для
совершенствования методов и способов управления.
Перспективы России в целом и ее региональных составляющих в
поляризованной геоэкономике во многом сопряжены с наличием
действенного механизма активизации инвестиционно-инновационной
деятельности (ИИД) - деятельности региональных и муниципальных
органов власти, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и
физических лиц по совершенствованию материально-технической базы
производства, технологии, форм и методов организации производства и
труда, а также эффективному обновлению продукции.
В условиях развивающихся глобализационных процессов
инновационная восприимчивость региональных хозяйственных комплексов
будет выступать основным фактором эффективности их функционирования и
конкурирования международной и межрегиональной торговли в формате
экономической безопасности.
При современном экономическом росте в России, в целом, и в
Ставропольском крае, в частности, инвестиционно-инновационная политика
должна занять одно из центральных мест в концепции социальноэкономического развития на долгосрочную перспективу и программе на
среднесрочную перспективу.
Проблематика совершенствования инвестиционно-инновационного
комплекса значима для Ставропольского края по той причине, что экономика150
страны и региона, претерпевая глубокие структурные деформации, в целом
оказалась на периферии инвестиционно-инновационной динамики, тем не
менее региону и стране необходимо внедрить комплекс мер по привлечению
инвестиций в экономику путем активизации инвестиционно-инновационной
деятельности и целенаправленной поддержки «точек роста».
Наиболее эффективный элемент инвестиционно-инновационной
политики - это совершенствование нормативно-правовой базы
инвестиционно-инновационной деятельности, выработка и проведение
долгосрочной инвестиционной стратегии, что существенно снижает
инвестиционный риск.
Инвестиционно-инновационная политика в Ставропольском крае
должна осуществляться по следующим основным направлениям:
• определение приоритетов научно-технического развития и
распределение имеющихся ресурсов между ними;
• формирование благоприятного инвестиционно-инновационного
климата в регионе, спроса на новшества и нововведения;
• создание особых условий в регионе для развития малого
инновационного бизнеса;
• протекционизм по отношению к научно-инновационному
потенциалу региона;
• формирование позитивного имиджа и инвестиционной
привлекательности экономического и курортно-туристического
потенциала Ставропольского края.
Таким образом, общая цель регионального развития на современном
этапе заключается в том, чтобы сохранить, а затем усилить инвестиционноинновационный потенциал наиболее перспективных отраслей регионального
хозяйственного комплекса, повысить эффективность его функционирования.
Только на этой основе можно обеспечить устойчивость регионального
развития и быть конкурентоспособными как на внутреннем, так и на
внешнем рынках.151
С целью привлечения иностранных инвестиций, новых технологий и
прогрессивного управленческого опыта, увеличения и диверсификации
экспорта, развития импортозамещающих производств необходима
разработка и внедрение проекта по созданию свободной экономической зоны
(СЭЗ) в Ставропольском крае. Для создания СЭЗ целесообразно определить
льготный налоговый режим, разрешить свободное передвижение капиталов и
трудовых ресурсов, установить специальный торговый режим, упростить
порядок создания фирм, развитой инфраструктуры.
Свободная экономическая зона - территория, на которой установлен
особый механизм экономического и правового регулирования в сравнении с
действующим на территории РФ законодательством, где предусмотрены
более жесткие экологические ограничения и стандарты, а деятельность
предприятий и организаций осуществляется в особом финансовоэкономическом режиме.
Формирование в регионе особой экономической зоны позволило бы
создать предпосылки для усиления комплексности развития хозяйства,
смогло обеспечить рациональное использование природных и других
ресурсов, повысить уровень самообеспеченности региона в действующей
рыночной среде, а также повысить конкурентоспособность нашей продукции
в международной и межрегиональной торговле в условиях обеспечения
экономической безопасности.
Необходимым условием реализации поставленных задач является
создание информационного обеспечения, поскольку основополагающий
принцип эффективности рынка - это оперативное и своевременное
информирование его участников. В этой связи предлагается создание в
Ставропольском крае Центра информационного сопровождения рынка
товаров и услуг международной и межрегиональной торговли в формате
экономической безопасности.
Объем производства и реализации продовольственных товаров в
рамках экономической безопасности имеет первоочередное значений. В этой152
связи мониторинг ситуации, оценка пороговых значений экономической
безопасности, разработка системы мер по совершенствованию структуры
продовольственного рынка должны стать одним из приоритетных
направлений функционирования информационного Центра.
Говоря о его роли, отметим, что развитие информационного
сопровождения рынков осуществляется как институциализация и
формирование его инфраструктуры. Данные инфраструктурные элементы
обеспечивают согласованность действия участников рынка, устраняют
потери, обусловленные слабой информационной обеспеченностью принятия
управленческих решений. Особое значение имеют региональные институты
информационного сопровождения рынков: информационные агентства,
маркетинговые центры, местные нормативные акты, система сотовой связи в
регионе, традиции, нормы поведения и пр.
Созданный Центр позволит:
• получать как продавцам, так и покупателям верную и в короткие
сроки необходимую информацию о продукции и товарах,
производимых на территории Ставропольского края;
• снижать затраты на сырье, которое ввозится из других регионов, но
которое также производится и в Ставропольском крае, что позволит
снизить цены на готовую продукцию;
• расширять масштабы международной и межрегиональной торговли
и заключать договоры о дальнейшем сотрудничестве;
• заниматься вопросами урегулирования правовой и нормативной баз
всех рыночных отношений;
• заниматься оптимизационными вопросами ценовой политики на
региональном уровне;
• аккумулировать, с одной стороны, специализированную
информацию об условиях ведения бизнеса в Ставропольском крае и
быть средством осуществления маркетинговых действий по
продвижению инвестиционных и инновационных предложений153
предприятий региона, а с другой стороны, быть практическим
инструментом сбора, обобщения и контроля за ходом реализации
как проектов с государственным участием, так и проектов с
участием внешних инвесторов.
Таким образом, для эффективного развития экономики региона Центр
информационного сопровождения рынков продукции международной и
межрегиональной торговли Ставропольского края в условиях обеспечения
экономической безопасности должен связать воедино все основные сферы и
отрасли хозяйственной деятельности края, что позволит централизовать
действия участников рынка, обеспечивать гибкость таких действий, их
координацию и выравнивание по разным рынкам, снижать трансакционные
издержки участников рынка.
Региональный Центр информационного сопровождения рынков
представляет собой в сущности информационное агентство, маркетинговую
службу, местные нормативные акты, система сотовой связи в регионе,
местные традиции, привычки, нормы, нормативы и т.д., деятельность
которого направлена на сокращение асимметрии рыночной информации в
рамках рыночной экономик.


Конституция Российской Федерации
2. Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской
Федерации «О национальной безопасности»// Российская газета. - № 93, от
17.05.2003 г.
3. Федеральный закон РФ «О безопасности» (в редакции Указа
Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288).
4. Федеральный закон РФ от 10.06.93 г. № 5151-1 «О сертификации
продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98 г.).
5. Федеральный закон РФ от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансовопромышленных группах».
6. Федерального Закона РФ от 13.10.95 г. № 157-ФЗ (в ред. от
10.02.99 г.) Ст. 2 «О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. -
№ 42. Ст. 3923.
7. Федеральный закон РФ «О координации международных и
внешнеэкономических связей субъектов РФ», 1998 г.
8. Федеральный закон РФ от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи».
9. Указ Президента РФ «О Государственной стратегии экономической
безопасности Российской Федерации» (Основных положениях) от 29 апреля
1996 года № 608.
10.Указ Президента Российской Федерации от 10.01.00 г. № 24 «О
Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
11.Постановление Госстандарта РФ от 30 июля 2002 г. № 64 «О
Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной
сертификации и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть
подтверждено декларацией о соответствии».
12.Постановление Государственного комитета РФ по стандартизации и
метрологии от 26 июня 2003 г. № 61 «О внесении изменений в номенклатуру155
продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами
Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация».
13.Постановление Правительства Ставропольского края от 24 апреля
2002 г. № 74-п «О мерах по формированию единой системы биржевых
торгов при закупках продукции для государственных нужд Ставропольского
края».
14.Постановление Правительства Ставропольского края от 22 ноября
2001 г. № 254-п «О деятельности рынков на территории Ставропольского
края».
15.Постановление Губернатора Ставропольского края «Об
утверждении Положения об управлении по обеспечению деятельности
Совета по экономической и общественной безопасности Ставропольского
края аппарата Правительства Ставропольского края» от 26 февраля 2002 г.
№ 84.
16.Положение о Совете по экономической и общественной
безопасности Ставропольского края, 2001.
17.Концепция национальной безопасности РФ (утверждена Указом
Президента РФ от 17.12.1997 г, № 1300, с изменениями и дополнениями от
10.01.2000 г., № 24).
18.Доктрина информационной безопасности РФ (утверждена указом
Президента РФ от 09.09.2000 г., № 1895).
19.Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их
отражение // Вопросы экономики. - 1994. - № 12.
20.Абалкин Л. Вызовы нового века. - М.: Институт экономики РАН,
2001. - 287 с.
21.Агапова Т.Н. Методика и инструментарий для мониторинга
экономической безопасности региона // Вопросы статистики. - 2001. - № 2.
22.Акинин П.В., Гаевский В.В., Рязанцев С.В. Экономика
Ставропольского края / Учебное пособие. - Ставропольское книжное
издательство, 2000. - 392 с.156
23.Акинин П.В., Арискина А.В., Кузьмин Д.С. Социальноэкономическое развитие региона в условиях глобализации и современного
регионогенеза. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2004. -
292 с.
24.Анализ тенденций развития регионов России: типология регионов,
выводы и предложения. - М.: Служба Тасис Генерального Директората,
Европейская Комиссия, 1996.
25.Андреев В.Е. Конкурентоспособность региона и методика ее оценки
// Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова.
26.Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к
теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные
отношения. - 2002. - № 10. - с. 30-39.
27.Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность:
(международные и внутренние аспекты) // Рос. Акад. предпринимательства. -
М.: Экономика, - 2002. - с. 129, 134.
28.Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М,
2003. - с. 60-61.
29.Безопасность России. Правовые, социально-экономические и
научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (ТЭК и
государство). – М.: МГФ «Знание», 2000.
30.Безопасность России: XXI век. Перевод с англ. - М.: Права человека,
2000. - с. 232.
31.Березовская М., Райская Н., Френкель А., Горячева И.
Агрегированный индекс - эффективный измеритель инфляции // Вопросы
экономики. - 1996. - № 1.
32.Беседин А.Л., Беляев В.В. Экономическая безопасность
предприятия в контексте системного подхода к решению проблемы защиты
конфиденциальной информации // Научно-практический и теоретический
журнал «Финансы и кредит». - № 27 (165) - 2004 ноябрь. - с. 63-68.
33.Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и157
практика. - М.: ИСПИ РАН, 2001.
34.Боровкова В.А. Управление рисками в торговле. - СПб.: Питер,
2004. - 288 с.
35.Булгакова Л.Н. Методы оценки инвестиционной привлекательности
предприятий и регионов // Научно-практический и теоретический журнал
«Финансы и кредит». - № 15 (153) - 2004 июль. - с. 57-62.
36.Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной
экономики. Учебное пособие. - М. Ростов н/Д, 2001. - 448 с.
37.Ввоз (покупка) и вывоз (продажа) продукции производственнотехнического назначения за 2004 год. Издательство: Ставропольский краевой
комитет государственной статистики. - 44 с.
38.Вебер Макс. Хозяйство и общество. Избранные произведения, 1990.
39.Весснер М. Технология мультимедиа и экономическое развитие.
Упорядоченные рамки для общества знаний // Интернациональная политика.
Новые технологии. - 1998. - № 8.
40.Власов П.П. Формирование информационного сопровождения
рынков региона. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
экономических наук по специальности 08.00.05 - экономика и управление
народным хозяйством (специализация - региональная экономика). -
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. -
Саратов, 2003.
41.Внутренняя и внешняя торговля края. Издательство:
Ставропольский краевой комитет государственной статистики. - 2004.
42.Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. Учебное
пособие для ВУЗов. Глава 3. Теория размещения регионального
производства. - Изд-во: Юнити-Дана, 2002. - 239 с.
43.Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. -
Изд-во Михайлова В.А. - С.-Петербург, 1998. - с. 47-72, 74-103.
44.Горина С.А. Проблемы стратегического взаимодействия финансовопромышленных групп и государства // Научно-практический и158
теоретический журнал «Финансы и кредит». - № 29 (167) - 2004 декабрь. - с.
54-67.
45.Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны
- альтернативный реформационный курс // РЭЖ. - 1997. - № 2.
46.Глазьев С. Геноцид. - М.: Терра, 1998.
47.Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России
/ Под ред. В.П. Колесова. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.
- 631 с.
48.Глобальные и стратегические исследования (Научное издание) / Под
ред. Л.Л. Фитуни. - М., 2002. - 252 с.
49.Государственная политика в промышленном комплексе России и
его трансформация в период реформ (сокращенный доклад, подготовленный
Министерством науки, промышленности и технологий РФ и
Межведомственного аналитического центра) // Вопросы экономики. - 2002. -
№ 6. - с. 92-107.
50.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / Учебник для
вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - с. 56-61.
51.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / Учебник для
вузов. - 2-е издание. - М.: ГУ ВШЭ, 2001.
52.Гранберг А.Г. Учебник «Основы региональной экономики»: о
структуре, методологии и содержании // Российский экономический журнал.
- № 10-12 (2000 г.), № 1 (2001 г.).
53.Гранкина Н.А., Попов Е.В. Разработка внешнеэкономической
стратегии сбыта продукции // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. -
№ 3. - с. 90-102.
54.Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономического
развития регионов: проблемы и стратегии // Научно-практический и
теоретический журнал «Финансы и кредит». - № 18 (132) - 2003 сентябрь. -
с. 9-20
55.Грунин О., Грунин С. Экономическая безопасность организации. -159
С.-Пб.: Питер, 2002. - с. 7-8.
56.Гутман Г.В. и др. Управление региональной экономикой / Г.В.
Гутман, А.А. Мироедов, С.В. Федин; Под ред. Г.В. Гутмана. - М.: Финансы и
статистика, 2001. - 176 с.
57.Губанов С. Конкурентоспособность экономики - функция системы
воспроизводства // Экономист. - 2003. - № 4. - с. 9-20.
58.Давыденко Е.И. Теневая составляющая в экономике
Ставропольского края: факторы, проявления, следствия // Научная мысль
Кавказа. Приложение. - 2003. - № 7. - с. 58-60.
59.Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс
лекций. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 768 с.
60.Дергачев В.А. Геоэкономика (Современная геополитика). - Киев.:
ВИРА-Р, 2002. - 512 с.
61.Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. - С.-Пб.:
Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992.
62.Дранкина Е., Кириченко Н. Государство требует долива // Профиль.
- 2003. - № 5. - с. 25-28.
63.Егишянц С.А. Тупики глобализации: торжество прогресса или игры
сатанистов? - М.: Вече, 2004. - 448 с.
64.Ефремов К.И., Георгадзе Е.И. Вопросы оценки экономической
безопасности // Вопросы статистики. - 2002. - № 2.
65.Ечмаков С.М. Модели теневого распределения лицензий и квот //
Научно-практический и теоретический журнал «Финансы и кредит». - № 15
(153) - 2004 июль. - с. 63-68.
66.Зайцев Н.Л. Краткий словарь экономиста. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М,
2004. - 160 с.
67.Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные
технологии государственного и муниципального управления. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»» (Энциклопедия
управленческих знаний), 2001. - с. 5.160
68.Иванов Н.П., Стехина С.Н., Рожков О.П. Основные направления
совершенствования процесса финансового прогнозирования в системе
управления экономическим развитием (на примере Ставропольского края) //
Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион.
Приложение. - 2003. - № 3. - с. 56-68.
69.Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление).
Учебное пособие. - М.: «Тесса»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,
2000. - с. 22-28.
70.Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о
регионах. - М.: Прогресс, 1966.
71.Иконников В.Н. Управление внешнеэкономической деятельностью
торговых посредников в регионе. - Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата экономических наук. - Орел, 1999.
72.Кабир Л.С. Организация оффшорного бизнеса. - М.: Финансы и
статистика, 2002.
73.Калманов В. Мясоповал // Профиль. - 2000. - № 14. - с. 50-53.
74.Караваев В. Государственное регулирование иностранных
инвестиций: российские реалии и мировой опыт // Проблемы теории и
практики управления. - 2002. - № 2. - с. 48-53.
75.Кизим А.А., Токарев К.В. Бизнес-модели использования Интернета
в коммерческой деятельности // Научно-практический и теоретический
журнал «Финансы и кредит». - № 11 (149) - 2004 июнь. - с. 39-42.
76.Киреев А.П. Международная экономика: В 2 ч. Ч.1: Учеб. пособие
для вузов по специальности «Мировая экономика» - М.: Международные
отношения, 2000. - 415 с.
77.Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России:
Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - с. 170-177.
78.Колемаев В.А. Математическая экономика: Учебник для вузов. –
М.: ЮНИТИ, 1998. - с. 91-132.
79.Комплексная программа развития инфраструктуры товарных161
рынков российской Федерации на 1998-2005 годы.
80.Кротков A.M., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность
предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки //
Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 6. - с. 59-68.
81.Кристаллер В. Центральные места в южной Германии, 1993.
82.Кудров В. Государство и экономика: меняющееся равновесие //
Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 3. - с. 8-13.
83.Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и
практические аспекты государственного регулирования. - М.: Эдиториал
УРСС, 2002.
84.Кузнецова О. Теоретические основы государственного
регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. -
2002. - № 1, 4.
85.Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г. Региональная экономика. – Ростов н/Д,
2001.
86.Кузнецов В. Что такое глобализация? // Мировая экономика и
международные отношения. - 1998. - № 5-7.
87.Кукавка П. Региональная политика Европейского Союза //
Европейская интеграция: современное состояние и перспективы. Минск,
2001. - с. 101-121.
88.Курс экономической теории / Под ред. А.В. Сидоровича. - М.:
Издательство «Дело и Сервис», 2001.
89.Лапаев С.П. Направления повышения конкурентоспособности
региона. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
экономических наук по специальности 08.00.05 - экономика и управление
народным хозяйством (специализация - региональная экономика). -
Оренбургский государственный университет. - 2004.
90.Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Региональная
стратегия России. - М.: Аналитический Центр при президенте РФ, 1994.
91.Логинов Е.Л. Проблемы защиты национальной экономики в162
условиях иностранного инвестиционного влияния // Научно-практический и
теоретический журнал «Финансы и кредит». - № 3 (141) - 2004 февраль. -
с. 57-66.
92.Любимцев Ю., Логвина А. Концепция финансовой безопасности
(общегосударственный и региональный аспекты) // Экономист. - 1998. - № 3.
- с. 55-64.
93.Лякишева И.Н. Предпосылки развития внешнеэкономической
деятельности в Ставропольском крае // Актуальные проблемы гуманитарных
социально-экономических наук: сб. науч. тр. - Ставрополь, 2003. - Вып. 12. -
с. 27-32.
94.Межрегиональные межотраслевые балансы / Гранберг А.Г.,
Селиверстов В.Е., Суслов В.И. и др. - Новосибирск: Наука, 1983.
95.Минакир П.А. Экономическая интеграция: региональный аспект //
Всероссийский научный журнал «Регион: экономика и социология». - 2004. -
№ 1. - с. 118-135.
96.Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред.
И.С. Королева. - М.: Экономистъ, 2003. - 604 с.
97.Научная сессия МИФИ - 2002. IX Всероссийская научнопрактическая конференция «Проблемы информационной безопасности в
системе высшей школы. Сборник научных трудов. - М.: Изд-во МИФИ, 2002.
- 156 с.
98.Национальная экономика / Под ред. В.А. Шульги. - М.: Изд-во Рос.
экон. акад., 2002.
99.Нестеров П.М., Нестеров А.П. Региональная экономика: Учебник
для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, - с. 104-118.
100. Николаева Т.И. Торговля потребительскими товарами: проблемы
развития и совершенствования. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1996.
101. Новокшонова Л.В. Региональный аспект функционирования
национальной экономики в мировой хозяйственной системе // Общество и
экономика. - 2001. - № 7-8.163
102. Новосельский В. Перспективы развития экономики в условиях
глобализации и научно-технического прогресса // Экономист. - 2000. - № 10.
- с. 18.
103. Нуреев Р. Экономика развития: модели становления
рыночной экономики. - М.: ИНФРА-М, 2001.
104. Организация и современные методы защиты информации / Под
общ. ред. С.А. Диева, А.Г. Шаваева. - М.: Концерн «Банковский Деловой
Центр», 1998. - 472 с.
105. О’Салливан А. Экономика города. - 4-е изд.: Пер. с англ. - М.:
ИНФРА-М, 2002. - с. 73.
106. Павлов К.В. Межрегиональные социально-экономические
отношения: вопросы теории и оценки // Общество и экономика. - 2003. - № 1.
107. Перекрестова Л.В. Управление локальными агропромышленными
системами рыночной ориентации на основе релевантной информации. -
Волгоград, 1998.
108. Пилясов А. Политические и экономические факторы
развития российских регионов // Вопросы экономики. - 2003. - № 5. - с. 67-82.
109. Пинцов С.И. Управление в регионе: активизация мотивов
хозяйственной деятельности. - С.-Пб.: С.-Петербургский университет
экономики и финансов, 1994. - с. 154.
110. Попов В. Почему падение производства в регионах России было
неодинаковым // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. -
№ 9.
111. Портер М. Конкуренция. - М.: ИД «Вильяме», 2000.
112. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные
отношения, 1993. - 600 с.
113. Потрубач Н.Н. Проблемы информационной безопасности //
Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 2. - с. 265.
114. Проблемы регионального развития. Модели и эксперименты. (Сб.
статей под ред. Ю. Г. Липеца и С. Б. Шлихтера). - М.: ИГРАН, 1997.164
115. Программирование регионального развития. Материалы
Всероссийской научно - практической конференции 18-19 декабря 2002 г.
Часть 1. Самара, 2002. - 350 с.
116. Программа экономического и социального развития
Ставропольского края на 2003-2007 годы (проект) / «Ставропольская правда»
от 15 октября 2003 г. - № 224-225.
117. Пчелинцев О.С. Российский экономический рост в 1999-2000 гг. в
региональном и глобальном контекстах // Проблемы прогнозирования. -
2001. - № 4. - с. 25-43.
118. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / Рук.
авт. колл. и отв. ред. А.Г. Гранберг. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2000. -
435 с.
119. Региональные проблемы развития инфраструктуры и
межотраслевых производств / [Л.Ф. Геращенко, Я.А. Гольбин, Л.В.
Козловская и др.]; Под ред. Л.В. Козловской. - Мн.: Наука и техника, 1985. -
246 с.
120. Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г.Кузнецова и
профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов
н/Д: Феникс, 2001. - 320 с.
121. Росенко А.П., Копытов В.В. Особенности подготовки кадров в
области защиты информации в СГУ для Северо-Кавказского региона. - В сб.:
IX Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы
информационной безопасности в системе высшей школы». - М.: Изд-во
МИФИ, 2002. - с. 145-148.
122. Российский экономический журнал. - 1997. - № 1. - с. 4.
123. Россия в глобализирующемся мире: новые требования к
стратегии развития // Регион: экономика и социология. - 2002. - № 2. - с. 130-
193.
124. Россия и ВТО: механизм сближения // Проблемы теории и
практики управления. - 2002. - № 3. - с. 40-47.165
125. Рошель Гарнер (шт. Калифорния). Будущее: есть ключ? И

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ