Введение 3
Глава 1 Зарубежный и отечественный опыт оценки стоимости бизнеса
и управления ею 14
1.1. Обобщение мирового опыта использования систем управления
стоимостью бизнеса 14
1.2. Проблемные вопросы внедрения системы оценки стоимости бизнеса 22
1.3. Предприятие как объект стоимостной оценки 35
1.4. Содержание процесса оценки бизнеса 39
Выводы 41
Глава 2 Теоретические основы формирования системы оценки стоимости бизнеса 43
2.1. Классификация субъектов и объектов оценки стоимости бизнеса... 43
2.2. Классификация целей оценки стоимости бизнеса 48
2.3. Формирование инфраструктуры системы оценки стоимости бизнеса на предприятии 55
2.4. Формулирование этапов оценки стоимости предприятия 61
2.5. Основные принципы формирования системы оценки стоимости бизнеса 65
2.6. Разработка иерархической системы взаимосвязей основных ключевых показателей (факторов) стоимости бизнеса
Выводы 83
Глава 3 Разработка методических основ по оценке стоимости бизнеса 85
3.1. Разработка алгоритма обоснования выбора наиболее
целесообразного метода оценки стоимости бизнеса 85
3.2. Разработка методики оценки совокупной и относительной силы бизнеса 96
3.3. Аналитическая оценка доходного, затратного, рыночного подходов и в его составе методов определения стоимости бизнеса 104
3.4. Обоснование выбора типичного предприятия-аналога на основе
многоцелевого подхода 153
3.5. Формулирование научных и методических рекомендаций по
обеспечению эффективного управления стоимостью компании 166 (бизнеса)
3.6 Экспериментальный расчет, связанный с оценкой реального бизнеса 177
Выводы 183
Заключение 185
Библиографический список литературы 187
Приложения 195
Утверждение в России рыночных форм хозяйствования, продолжающийся процесс приватизации государственной собственности, становление рынка имущества, более масштабное использование систем страхования в различных сферах предпринимательской деятельности, расширение практики выдачи коммерческими банками кредитов под залог (ипотечное кредитование), применение систем доверительного (трастового) управления имуществом обусловливают актуальность решения проблемы, связанной с получением достоверной оценки стоимости предприятия (бизнеса), различных видов имущества, а также нематериальных активов.
Наличие в российской экономике достаточно большого количества предприятий, находящихся в кризисном или предкризисном состоянии и нуждающихся в финансовом оздоровлении, вызывают необходимость по¬лучения достоверной оценки рынком ценности предприятия как имущественного комплекса и его частей. На основе этой стоимостной оценки станет возможным разработать комплекс антикризисных мероприятий и предусмотреть реализацию необходимых инвестиционных проектов, обеспечивающих финансовое оздоровление предприятия (например, посредством реструктуризации собственности) и эффективное функционирование в перспективе.
Потребность в определении рыночной стоимости предприятия возникает при решении многочисленных задач имущественного характера, которые имеют важное экономическое значение как для субъектов оценки, так и для будущего существования объектов собственности на рынке. Среди них необходимо выделить такие основные задачи, как осуществление купли-продажи предприятия в целом или его долей, обоснование суммы кредита под залог имущества, определение дополнительного объема подлежащих выпуску акций, расчет страховых сумм для страхователей и выплат при наступлении страхового случая, исчисление рациональных сумм налогов, проведение переоценке основных производственных фондов, принятие решения о банкротстве предприятия и др.
В России наблюдается постепенный процесс формирования класса собственников бизнеса, недвижимости, что также обусловливает необходимость наиболее эффективного их использования. В связи с достаточно высокой востребованностью услуг в области профессиональной оценки бизнеса они на официальном уровне признаются самостоятельным видом предпринимательской деятельности.
С учетом изложенных выше соображений можно с достаточно высокой достоверностью утверждать, что одной из главных целей функционирования предприятий в рыночной экономике является достижение наивысшей его стоимости (стоимости бизнеса). От величины этой стоимости во многом зависит благосостояние акционеров, а также объемы налогов поступающих в федеральный и местный бюджеты. Эта цель в полной мере соответствует современным тенденциям, реализуемым в зарубежных и отечественных системах корпоративного управления. При этом рыночная стоимость бизнеса определяется не столько стоимостью активов, которыми располагает предприятие (компания), сколько возможностью обеспечения наиболее эффективного их использования в будущем и обеспечение все возрастающих во времени денежных потоков. Благодаря этому становится реальным достижение устойчивого и длительного присутствия компании (предприятия) на целевом рынке. Практикой подтверждается, что предприятия с динамично возрастающей стоимостью являются более конкурентоспособными по сравнению с другими предприятиями, у которых эти темпы роста незначительные. Вследствие быстрого роста стоимости бизнеса обеспечивается и возрастание курсовой стоимости акций, которые котируются на фондовом рынке. Результатом роста котировок акций предприятия является адекватный им рост благосостояния акционеров. В результате создается благоприятная ситуация, когда капитал начинает перетекать из менее эффективно функционирующих предприятий в более эффективно работающие предприятия (компании). Вследствие доверия со стороны финансово-кредитных институтов существенно упрощаются условия, связанные с привлечением дополнительных кредитных ресурсов, которые используются для дальнейшего развития производства и сбыта готовой продукции или оказания услуг и повышения на этой основе уровня конкурентоспособности предприятия, оцениваемой с помощью показателя силы бизнеса.
Отечественная практика, предусматривающая использование современных подходов и в их составе методов оценки стоимости предприятий (бизнеса), связана с реализацией в последующем крупномасштабного процесса приватизации. Достоверная оценка стоимости предприятий, подлежащих приватизации, проводимой в рамках акции разгосударствления собственности, представляется исключительно важной с точки зрения пополнения федерального бюджета. В итоге большинство хозяйствующих субъектов стало перед необходимостью получения объективной оценки собственных активов и определения рыночной их стоимости, а, значит, и возможного потенциала роста, а также достигнутого уровня конкурентоспособности.
Вследствие сравнительно небольшого отрезка времени, на протяжении которого отечественная наука и практика стали заниматься разработкой теоретических и методических вопросов оценки стоимости бизнеса, удалось накопить сравнительно скромный задел по сравнению с тем, который имеется, например, в США и странах Западной Европы.
Зарубежная практика использования этого вида предпринимательской деятельности более солидная, и насчитывает много десятков лет. Так, в середине 80-х годов прошлого столетия в США возникла и получила впоследствии достаточно широкое распространение в мире концепция «Управление стоимостью компании» (Value based management). Ее содержание состоит в том, что все управленческие решения должны быть направлены преимущественно на обеспечение максимального роста стоимости компании. В 1990-х годах эта концепция получила распространение и на предприятиях Европы и Азии.
Суть этой системы научных взглядов и методических решений состоит в том, что главная цель функционирования любого предприятия заключается в достижении наиболее высокой его стоимости.
Таким образом, важнейшим комплексным показателем (критерием) финансовой оценки, адекватно отражающей экономическую эффективность функционирования предприятия, характеристикой надежности и устойчивости присутствия на целевом рынке хозяйствующего субъекта признается в зарубежной практике стоимость предприятия (бизнеса).
Руководители ряда крупных российских предприятий и ведущие менеджеры также начинают разделять эту концепцию и применять на практике. Для более широкого применения на отечественных предприятиях концепции «управления стоимостью компании» требуется решение ряда важных научных и методических задач, связанных с адаптацией накопленного зарубежного опыта к особенностям российской экономики.
Проблемы оценки стоимости бизнеса и управления этой стоимостью получили достаточно широкое освещение в трудах многих зарубежных авторов: Десмонд Гленн М., Келли Ричард Э. Р. Линг, Ф. Модильяни, М. Миллер, Марк К. Скотт, Фишмен Джей, Пратт Шэннон, Гриффит Клиффорд, Уитсон Кейт, Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж., У.Ф. Шарп, Александер Г. Дж., Бэйли Дж. и др.
Значительный вклад в решение актуальных теоретических и методических проблем в области оценки стоимости бизнеса внесли и отечественные ученые: С.Э. Базаев, Г.В. Булычева, А.Г. Грязнова, В.В. Демшин, П.А. Ватник, С.В. Валдайцев, В.В. Григорьев, П.Г. Гулькин, И.А. Егерев, В. Е. Есипов, А.П., Ковалев, Р.В. Кащеев, Ю.В. Козырь, В.И. Кошкин, Г. А. Маховникова, В.П. Попков, В.П. Семенов, В.Н. Соколов, Е.И. Тарасевич, Т.А. Теребынькина, В. В. Терехова, М.А. Федотова, В.В. Царев, В.З. Черняки др.
Вместе с тем на сегодняшний день нуждаются в разработке следующие концептуальные вопросы в области оценки стоимости бизнеса и управления этой стоимостью:
• унификация понятийного аппарата;
• достаточно полное формулирование состава основных принципов, подлежащих учету при формировании системы оценки стоимости бизнеса;
• разработка более удачной инфраструктуры, характерной для системы оценки стоимости бизнеса;
• получение достаточно полной классификации целей, возникающих в процессе осуществления оценочной деятельности и определяющих выбор методов оценки стоимости бизнеса;
• систематизация групп главных (ключевых) факторов (показателей), которые обусловливают выбор наиболее целесообразного метода для оценки стоимости исследуемого объекта;
• составление общего алгоритма и частных алгоритмов, позволяющих автоматизированным путем определить состав наиболее целесообразных подходов и методов оценки стоимости исследуемого объекта;
• разработка методики определения интегрального показателя - силы бизнеса, а также относительной его оценки;
• получение достаточно полной классификация субъектов и объектов оценки стоимости бизнеса;
• выявление и систематизация достоинств, недостатков и сфер наиболее целесообразного применения различных подходов и методов оценки стоимости предприятия (бизнеса);
• выбор на научной (многоцелевой) основе ранее проданных на рынке предприятий-аналогов, которые характеризуются наибольшим сходством основных числовых оценок ключевых факторов стоимости бизнеса относительно выставленного на продажу предприятия.
Наличие значительного количества недостаточно глубоко исследованных и полно разработанных теоретических и методических проблем, встречающихся на этапе формирования системы, предназначенной для оценки стоимости бизнеса и управления этой стоимостью, дают основание полагать, что принятая к разработке тема диссертация является актуальной.
В процессе диссертационного исследования будут сформулированы необходимые понятия и категории, уточнен и дополнен состав основных принципов оценки стоимости бизнеса, выявлены достоинства, недостатки и сферы наиболее целесообразного применения известных методов оценки стоимости предприятия, разработана инфраструктура системы оценки бизнеса, предложены к использованию современные модели и математические методы, а также методики оценки совокупной и относительной силы бизнеса. Одновременно будут рекомендован к использованию способ рас¬чета интегрированной оценки стоимости бизнеса, разработана методика, дающая возможность экспертам-оценщикам повысить уровень научной обоснованности выбираемых методов расчета, используемых для оценки стоимости компании, сформулированы научные и методические рекомендации, предназначенные для обеспечения эффективного функционирования системы управления стоимостью компании. Большинство решенных соискателем проблем из перечисленного выше перечня правомерно квалифицировать как систему взглядов на формирование системы оценки стоимости бизнеса и управления этой стоимостью.
Решение перечисленных выше задач и проблем позволит предприятиям (компаниям) в максимально возможной степени удовлетворять в долгосрочной перспективе финансовые интересы различных групп собственников, определять экономически наиболее целесообразные стратегические направления дальнейшего развития, в том числе и на основе реализации реинжиниринга (под которым понимается кардинальное перепроектирование существующих на предприятии бизнес-процессов), и вырабатывать систему достаточно эффективных управленческих решений, способствующих достижению поставленных главных стратегических целей.
Целью диссертационного исследования является разработка со-временной системы взглядов, обеспечивающей получение достаточно достоверной оценки стоимости бизнеса и эффективное управления этой стоимостью.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
• разработана методика формирования системы оценки бизнеса и управления стоимостью компании, отличительной особенностью которой является реализация принципов системного подхода;
• определены и систематизированы главные проблемные вопросы, связанные с внедрением в РФ на научной основе системы оценки стоимости бизнеса;
• сформулированы, а в отдельных случаях уточнены основные термины, категории и понятия, применяемые в системе управления стоимостью предприятия (компании);
• дополнены основные научные принципы, которые следует учитывать при формировании (построении) системы оценки стоимости бизнеса;
• определены достоинства^ недостатки, а также сферы наиболее целесообразного использования различных подходов и методов оценки стоимости бизнеса;
• выявлены ключевые факторы, подлежащие учету при обосновании выбора методов, предназначенных для оценки стоимости бизнеса;
• предложена система расчета интегрального показателя, именуемого оценкой силы бизнеса;
• предложена основывающаяся на многоцелевом подходе методика, связанная с обоснованием выбора среди ранее проданных на рынке предприятий такого предприятия-аналога, которое характеризуется наибольшим сходством с выставленным на продажу предприятием, что необходимо для повышения достоверности оценки стоимости бизнеса;
• разработан укрупненный алгоритм выбора целесообразного метода оценки стоимости бизнеса;
• сформулированы научные и методические рекомендации, направленные на совершенствование и повышение эффективности функционирования системы управления стоимостью бизнеса.
• проведено экспериментальное опробование на реальном статистическом материале компании мобильной связи «ВымпелКом» многоцелевого подхода к оценке стоимости бизнеса.
Предмет исследования. Предметом исследования является формирование системы, обеспечивающей получение на расчетной основе рыночной стоимости бизнеса, а также управление этой стоимостью.
Объектом исследования является оценка стоимости бизнеса и управление этой стоимостью на предприятиях.
Теоретической и методической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные теоретическим и методическим проблемам построения системы оценки стоимости бизнеса, нормативные документы и законодательные акты, а также современные математические методы, подходы и способы определения стоимости бизнеса.
Научная новизна. В результате выполненного исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной и являющиеся предметом защиты:
• сформирована система оценки бизнеса и управления стоимостью компании, отличительной особенностью которой является реализация системного подхода;
• уточнены основополагающие принципы формирования системы оценки стоимости бизнеса;
• разработана более полная инфраструктура системы оценки стоимости бизнеса;
• в систематизированном виде представлены ключевые факторы, обусловливающие стоимость бизнеса;
• получены расчетным путем числовые оценки показателей чувствительности стоимости бизнеса в зависимости от изменения ключевых факторов;
• предложена система расчетов, предусматривающая получение количественной оценки интегрального показателя, именуемого силой бизнеса;
• разработан укрупненный алгоритм, позволяющий обосновать выбор целесообразного состава методов для осуществления оценки стоимости бизнеса;
• разработана методика выбора среди проданных на рынке предприятий наиболее подобного с тем, которое выставлено на продажу; отличительной особенностью этой методики является реализация многоцелевого подхода к решению этой задачи;
• сформулированы научные и методические рекомендации, предусматривающие совершенствование системы управления стоимостью бизнеса.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что основные научные рекомендации и методические разработки выполненного исследования были использованы рядом коммерческих структур Санкт-Петербурга и Москвы, занятых в системе телекоммуникационной связи, производстве пищевых продуктов, целлюлозно-бумажной промышленности, таких как ОАО «МЕГАФОН», ОАО «Вимм-Билль-Данн», ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат».
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы подлежащие реализации главные цели, определены объект и предмет исследования, сформулированы основные задачи, требующие решения, раскрыта научная новизна диссертационной работы, определена ее практическая значимость, а также изложены главные результаты, выносимые на защиту.
В первой главе приводятся результаты анализа и обобщения зарубежного и отечественного опыта применения систем управления стоимостью компаний, систематизированы главные теоретические и методические проблемы, связанные с получением достоверных оценок стоимости бизнеса. Установлена недостаточно полная разработанность теоретических и методических вопросов формирования (построения) систем оценки стоимости предприятия и управления этой стоимостью. Дана характеристика предприятия как объекта оценки стоимости. Раскрыто содержание процесса стоимостной оценки предприятия.
Во второй главе излагаются теоретические основы формирования системы оценки стоимости предприятия (компании). В ней формулируются или уточняются основные термины, категории и понятия, освещаются традиционные и дополнительно предлагаемые соискателем принципы построения системы оценки стоимости бизнеса, раскрывается взаимосвязь ее элементов, приводится ее инфраструктура. Дается достаточно полная классификация целей оценки стоимости бизнеса, являющихся основой выбора соответствующего метода расчетов этой стоимости. Приводится состав основных этапов, в соответствии с которыми рекомендуется осуществлять оценку стоимости предприятия.
Третья глава посвящена методическим аспектам реализации системы оценки стоимости предприятия и управления ею. В ней разработан алгоритм, позволяющий обосновать выбор наиболее целесообразного метода оценки стоимости бизнеса. Разработана методика оценки совокупной и относительной стоимости бизнеса. Выполнен содержательный анализ известных подходов к оценке стоимости бизнеса, а в их составе и методов. Выявлены основные достоинства, недостатки и сферы целесообразного применения основных подходов к оценке стоимости компании. Разработана методика, позволяющая на основе многоцелевого метода анализа иерархий отобрать среди ранее проданных предприятий такое, которое характеризуется наибольшим сходством по ключевым показателям стоимости бизнеса с выставленным на продажу предприятием.
Сформулированы методические рекомендации, реализация которых будет способствовать повышению эффективности управления стоимостью компании.
На реальных исходных данных выполнен экспериментальный расчет оценки стоимости компании телекоммуникационной связи ВымпеКом, основу которого составил многоцелевой подход.
В заключении приведены основные научные и практические результаты диссертационного исследования, а также сформулированы основные выводы и предложения.
На основании проведенного диссертационного исследования получены следующие научные и методические разработки и сформулированы необходимые рекомендации, обобщающим результатом которых является формируемая на современной основе концепция оценки стоимости компании и управления этой стоимостью.
1. Дополнены основные научные принципы, которые следует учитывать при формировании (построении) системы оценки стоимости бизнеса с целью получения более достоверной и научно-обоснованной системы расчетов стоимости бизнеса.
2. Определены ключевые факторы, подлежащие учету при обосновании выбора методов расчетов, предназначенных для определения наиболее вероятной рыночной стоимости бизнеса.
3. Предложена методика расчета интегрального показателя «сила бизнеса», позволяющая получать достоверные рейтинговые оценки основных конкурентов, а также выявлять сильные и слабые стороны своего предприятия.
4. Предложена основывающаяся на многоцелевом подходе методика, связанная с обоснованием выбора среди ранее проданных на рынке предприятий такого предприятия-аналога, которое характеризуется наибольшим сходством с выставленным на продажу предприятием, что необходимо для обеспечения достоверности оценки стоимости бизнеса.
5. Сформулированы научные и методические рекомендации, направленные на совершенствование и повышение эффективности функционирования системы управления стоимостью компании (бизнеса).
Совокупность решенных в диссертации теоретических и методических вопросов можно квалифицировать как разработку вполне завершенной концепции, позволяющую формировать современную систему оценки стоимости бизнеса и эффективно управлять этой стоимостью.
Таким образом, благодаря разработке концепции, обеспечивающей получение достаточно достоверной оценки стоимости бизнеса и управление этой стоимостью, решена задача, имеющая важное народнохозяйственное значение. Эта народнохозяйственная значимость проявляется в достижении более высокой экономической эффективности национальной экономики в целом благодаря широкому использованию для оценки конечных экономических результатов деятельности предприятий такого интегрального (обобщающего) показателя, каким является стоимость бизнеса.
1. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г.
2. «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 519 от 6 июля 2001 г.
3. Государственный стандарт Российской Федерации. Единая система оценки имущества. Термины и определения. ГОСТ Р 51195.0.02-98. Введен в действие 1999-01-01.
4. Стандарт российского общества оценщиков «Стоимость действующего предприятия как база оценки». Основные положения СТО РОО 24-01-96. Принят и введен в действие постановлением Правления Российского общества оценщиков И сентября 1996 года, протокол № 16, г. Москва.
5. ГОСТ Р 51195.0.02-98 Единая система оценки имущества. Термины и определения ГОССТАНДАРТ РОССИИ
6. Абдулаев Н.А., Колайко Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Учебное пособие. - М.: Экмос, 2003. - 352 с.
7. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. — 1120 с.
8. Булычева Г.В., Демшин В.В. Практические аспекты применения доходного подхода к оценке российских предприятий. - М.: ГФА, 1999.
9. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб, пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 720 с.
10. Ватник П.А. Корректировка учетных данных, компенсирующая инфляционные искажения // Моделирование рыночных структур и процес¬сов: Сборник научных трудов/- СПб.: СП6ГИЭАД997.
11. Владимирова И. Г. Слияния и поглощения компаний // Финансовый менеджмент http://www.dis.rU/manag/arhiv/1999/l/5.html.
12. Герасимов Н. Применение модели Ольсона в оценке стоимости компании // Корпоративный менеджмент
http://www.cfin.ru/finanalysis/value_ohlson.shtml.
13. Гленн М. Келли Д., Келли Э. Руководство по оценке бизнеса. — М.: Российское Общество Оценщиков. Академия оценки, 1996. - 120 с.
14. Гранова И.В. Оценка недвижимости: [Тесты.
Задачи. Практические ситуации]: Учеб. пособие/И.В. Гранова..- СПб.: Питер, 2001.- 205 с.
15. Григорьев В.В, Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 320 с.
16. Григорьев В., Островкин И. Оценка предприятий. Имущественный подход. - М.: Дело, 1998. - 230 с.
17. Гулькин П. Г. Введение в венчурный бизнес в России. — М.:РАВИ, 1999.
18. Гулькин П. Г., Теребынькина Т. А.. Оценка стоимости и ценообразование в венчурном инвестировании и при выходе на рынок IPO. Аналитический центр «Альпари» СПб, 2002. - 190 с.
19. Демшин В.В. Практические аспекты расчета ставки дисконта (метод кумулятивного построения) в процессе оценки бизнеса. — Вопросы оценки, 1999. № 2. С. 34- 37.
20. Джеймс М., Коллер Т. Формирующиеся рынки: особенностй оценки компаний //Тне McKinsey Quarterly, 2000. № 4.
21. Егерев И. А. Стоимость бизнеса: Искусство управления: Учеб, пособие. - М.: Дело, 2003. - 480 с.
22. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. — СПб.: Питер, 2001.-416 с.
23. Инвентаризация и стоимостная оценка интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность: промышленная собственность № 1,2001, с. 34-39.
24. Интеллектуальный капитал: новая парадигма оценки бизнеса и нематериальных активов // Аналитический вестник №1, ВНТИЦ, 2001, с.3-10.
25. Карцева В.В., Карцев П.В. Учет рисков при оценке стоимости промышленных предприятий. - Тверь, 2000. - 54 с.
26. Карцева В.В. Независимая оценка в системе управления государственным и муниципальным имуществом: Учебное пособие. — Тверь: ТГТУ, 2002.-160 с.
27. Кащеев Р.В., Базоев С.З. Управление акционерной стоимостью. - М.: ДМК Пресс, 2002. - 224 с.
28. Князева Е.Н. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным//Вопросы философии. № 12, 1992.
29. Козырь Ю. Применение теории опционов в практике оценки И Рынок ценных бумаг, 1999. № И. С. 57-61.
30. Козырь Ю. Применение теории опционов для оценки стоимости компании // Рынок ценных бумаг, 2000. № 12,13.
31. Коупленд Том, Коллер Тим, Муррин Джек. Стоимость компаний: оценка и управление. - 2-е изд., стер. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2002. — 576 с.
32. Кэхилл Дж. А., Снайдер Дж. П. Подходы к определению рыночной цены частных компаний//Проблемы теории и практики управления. —1998. -№5.-С. 92-95.
33. Линг Р. Основы анализа и оценки бизнеса: Учебные материалы. — М.: Valuation Center for Central & Eastern Europe. 1997. 190 c.
34. Лысенко К. Методы оценки компаний-«целей» в процессе враждебных захватов. Российская практика // Рынок ценных бумаг. 2001, № 11.
35. Модильяни Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма: Теорема ММ / Акад, народ, хоз. при Правительстве РФ .- М.: Дело, 1999. - с 271.
36. Новиков Б. Д. Рынок и оценка недвижимости в России. -М.: Экзамен, 2000. - 512 с.
37. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.:АЗЪ, 1995. С.836.
38. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): Учебник / Под ред. В.И. Кошкина. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. - 944 с.
39. Оценка бизнеса: Учебник/Под ред А.Г. Грязновой, М.А. Федото¬вой. - М: Финансы и статистика, 2003. - 512 с.
40. Павловец В. Введение в оценку стоимости бизнеса // Корпоративный менеджмент http://www.cfin.ru/finanalysis/value.shtml.
41. Пасс К., Лоуз Б., Дэвис Л. Словарь по экономике. СПБ.: Экономическая школа, 1998. С. 353.
42. Пиронова А.Н. Оценка слияний и поглощений российских компаний // Аналитическая лаборатория Веди.
http://www.vedi.ru/o_cr/cr0043.htm.
43. Покровский В., Савицкий К. Мир слияний и поглощений И Рынок Ценных Бумаг. 2000. № 19.
44. Попков В.П., Семенов В.П. Экономика и организация инвестиций: Учеб, пособие. - СПб.: СПБГИЭУ, 2001. - 124 с.
45. Практические аспекты использования ноу-хау в хозяйственном обороте И Аналитический вестник №1, ВНТИЦ, 2001, с.16-28.
46. Пратт Ш.П. Оценка бизнеса / Пер. с англ. — 2-е изд. М.: Институт экономического развития Всемирного банка, 1994. — 320 с.
47. Ревуцкий Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. М.: Перспектива, 1997. - 128 с.
48. Риис Р.П. Введение в оценку бизнеса. - М.: РОО, 1993. - 380 с.
49. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991.
50. Салун В.С. Использование оценки стоимости бизнеса в принятии управленческих решений // Электронная библиотека http://www.gaap.ru/biblio/corpfin39.htm.
51. Семенов В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теория и методология. - СПб.: СПБГИЭУ, 2003.-184 с.
52. Скотт М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2000. - 432 с.
53. Слияние инвестиционных компаний. Оценочный аспект И Российский клуб оценщиков http://www.appraiser.ru/info/articles/art38.htm.
54. Словарь русского языка: В 4-х Т./АН СССР. Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд, испр., и доп. - М.: Русский язык, 1981- 1984. Т. 2. К-О. 1982. С. 97.
55. Соколов В.Н. Методы оценки предприятия. - СПб.: СПБГИЭУ,1998. -144 с.
56. Соловьев В. Общие принципы оценки стоимости износа // Финансовый директор. 2001. № 1. С.58-60.
57. Соловьев М.М. Оценочная деятельность: Учебное пособие. -М.: ГУ ВШЭ, 2002.-224 с.
58. Станиславчик Е. Методы оценки предприятий: эмпирический анализ применения / Компьютер в бухгалтерском учете и аудите 1998. №4.
59. Сычева Г.И., Колбачев Е.Б., Сычев В.А. Оценка стоимости пред¬приятия (бизнеса). Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. —384.
60. Тришин В.Н., Шатров М.В. Метод экспресс-оценки для крупного предприятия. //Журнал «Имущественные отношения в Российской Феде¬рации», №10(15), 2002, С. 77-85.
61. Федотова М. А. Сколько стоит бизнес? - М.: РОО Перспектива, 1996.-160 с.
62. Федотова М.А., Уткин Э.А. Оценка недвижимости и бизнеса: Учебник. - М.: «ЭКМОС», 2002. - 352 с.
63. Фишмен Джей, Пратт Шэннон, Гриффит Клиффорд, Уилсон Кейт/ Пер. с англ. Л.И. Лопантикова. - М.: ЗАО «КВИНТО- КОНСАЛТИНГ», 2000. - 370.
64. Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход не¬движимости. - М.: Дело, 1995. С. 12.
65. Хадсон-Уилсон. С. Количественные методы финансового анализа: ИНФРА-М, 1996
66. Царев В.В. Кантарович А.А. Управление стоимостью бизнеса — главная цель предприятия// Журнал «Мост», № 44 май, 2000. С. 39 -41.
67. Царев В.В. Внутрифирменное планирование. — СПб.: Питер,2002. -496 с.
68. Царев В.В., Кантарович А.А. Электронная коммерция. - СПб.: Питер, 2002. - 320.
69. Черняк В.З. Оценка бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 176 с.
70. Шарп У.Ф., Александер Г.Дж., Бэйли Дж. Инвестиции. — М.: ИНФРА-М, 1998.-291 с.
71.. Шим Джей К., Сигл Джоэл Т. Методы управления стоимостью и анализ затрат. — М.: Филинъ, 1996. — 360 с.
72. Шипов В. Некоторые особенности оценки стоимости отечественных предприятий в условиях переходной экономики // Рынок ценных бу¬маг 2000, № 18.
73. . Школьников Ю. Особенности оценки российских компаний // Рынок ценных бумаг, 1998. № 4.
74. Экономическая политика. № 44 (564) от 21 июня 2001.
75. Mark Cameron «The Valuation of newly-formed technology compa¬nies», p.3., www.whiteandlee.com.
76. Mark Cameron «The Valuation of newly-formed technology compa¬nies», www.whiteandlee.com.
77. Dawn Kawamoto «Private companies wrestle with new valuation cli¬mate», CNET News.com November 9,2000
78. Mark Cameron «The valuation of the newly-formed technology com¬panies», pp. 5-6, www.whiteandlee.com
79. Tom McDowell «Valuing your business», Houston Business Journal, October 16,1998
80. Alexander Wilmerding «Term Sheets And Valuation», Aspatore Books, Inc., 2001, pp. 48-49
81. Clinton Richardson «Complete Guide to Venture Capital», 1987, pp. 163 -164.
82. Getting Yours. McDonald, K.S. Fortune March 3, 1997. - P. 203.
83. How to Value Growth Stocks, The Motley Fool Investment Guide. — Simon&Schuster, 1996.-P.165.
84. Palepu K.G., Bernard V.L. and Healy P.M. in: Introduction to Busi¬ness Analysis and Valuation. - International Thomson Publishing, 1997. — P. 4-11.
85. Copeland T. Koller T. and Murrin J. in: Valuation, Measuring and Managing the Value of Companies. — John Wiley and Sons Inc. — New York, 1995.
86. Alfred Marchal. Principles of Economics. Vol. 1. New York: MacMil¬lan & Co., 1890. P. 142.
87. Black F. and Scholes V. The Pricing of Options and Corporate Liabili¬ties // Journal of Politikal Economy, 81: 637-654. May-June. 1973.