ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИИ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
§ 1. Становление элементов института самоуправления в IX-XVIII вв 7
§ 2. Развитие органов местного самоуправления в XIX - начале ХХ вв 19
Глава II. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ САМОУПРАВЛЕНИЯ (1917-2002 гг.)
§ 1. Особенности советской модели самоуправления в 1917-1991 гг 33
§ 2. Развитие местного самоуправления в постсоветский период (1991¬2002 гг.) 39
Глава III. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. как становление новой модели местного самоуправления 42
§ 2. Промежуточные итоги реформы местного самоуправления 2003 г.. ..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Глава I. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИИ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
§ 1. Становление элементов института самоуправления в IX-XVIII вв 7
§ 2. Развитие органов местного самоуправления в XIX - начале ХХ вв 19
Глава II. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ САМОУПРАВЛЕНИЯ (1917-2002 гг.)
§ 1. Особенности советской модели самоуправления в 1917-1991 гг 33
§ 2. Развитие местного самоуправления в постсоветский период (1991¬2002 гг.) 39
Глава III. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. как становление новой модели местного самоуправления 42
§ 2. Промежуточные итоги реформы местного самоуправления 2003 г.. ..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя любого государства. В наши дни ни одно развитое общество невозможно представить без органов местного самоуправления. Мировой практикой накоплен многолетний опыт организации и функционирования этого института, сложилось несколько его моделей.
Основной закон закрепил основные принципы организации местного самоуправления и в современной России. Однако до сих пор наша страна находится в стадии поиска наиболее оптимальной и эффективной его модели. Споры относительно природы местного самоуправления, его полномочий и способа формирования органов местной власти не угасают на протяжении многих лет. Актуальность темы в настоящее время также усиливается и проведением очередной реформы, которая предусматривает новые формы организации муниципальной власти.
В связи с этим особую актуальность приобретает научное исследование широкого круга вопросов, связанных с особенностями становления института местного самоуправления в нашей стране. Обращаясь к истории, можно выделить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта.
Таким образом, мы видим, что история становления местного самоуправления в России - это одна из наиболее сложных, слабо изученных и актуальных в юридической науке тем.
Главной целью представленной выпускной квалификационной работы является изучение основных этапов становления и развития самоуправления в России, их особенностей и результатов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выделить исторические этапы развития местного самоуправления в России;
2) проанализировать дореволюционный опыт становления и функционирования этого института;
3) изучить особенности советской модели самоуправления;
4) рассмотреть формирование современной системы органов местного самоуправления в РФ, сформулировать перспективы его развития в будущем.
Объектом исследования является система местного самоуправления в РФ.
Предметом исследования являются основные этапы и исторические особенности становления этой системы в РФ.
Проблематика, касающаяся развития местного самоуправления, в научной юридической литературе исследовалась рядом авторов. Среди дореволюционных российских учёных можно назвать Чичерина Б.Н., Кизеветтера А.А., Градовского А.Д. В советский и современный период существенный вклад в разработку темы внесли Игнатов В.Г., Уваров А.А., Бабичев И.В., Морозова Л.Д. и многие другие. До сих пор ученые-юристы расходятся во мнениях в ряде вопросов, связанных с аспектами изучаемой темы. Например, исследователи не достигли единого мнения о времени зарождения самоуправления в России. Одни ведут отсчет российского городского самоуправления с рубежа XI - XII вв., от вольнодумства двух русских феодальных республик - Новгорода и Пскова, считая вече органом народной власти, народоправства. Другие же видят в народном вече атрибут феодальной государственности. Тем самым, уровень разработанности темы свидетельствует о необходимости дальнейшего, более тщательного исследования данной проблематики.
Методология и методы исследования. Теоретико-методологическую основу работы составляет диалектический метод познания общественных процессов и явлений. При проведении исследования применялись такие частные и специальные методы научного познания, как методы логического, формально-юридического, сравнительно-правового и системно-структурного анализа.
Нормативную базу исследования составили:
• Законодательные и нормативные акты Российского государства XVI-XIX вв.: «Уставная земская грамота», «Учреждения для управления губерний» 1775 г., «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г., «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» 1785 г., «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г., «Городовое положение» 1870 г. и другие.
• Законодательные акты СССР: «Конституция РСФСР» 1918 г., «Конституция СССР» 1977 г.
• Законодательные акты постсоветской и современной России: «Конституция Российской Федерации» 1993 г., Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. и другие.
Хронологические рамки исследования охватывают большой исторический период. В качестве нижней границы исследования нами выбран период становления Древнерусского государства (IX в.), а верхняя граница относится к XXI веку - современной России. Столь широкие рамки обусловлены тем, что на протяжении всего этого периода в системе государственного устройства России возможно проследить существование и развитие института самоуправления.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых делится на два параграфа, заключения, библиографического списка.
Основной закон закрепил основные принципы организации местного самоуправления и в современной России. Однако до сих пор наша страна находится в стадии поиска наиболее оптимальной и эффективной его модели. Споры относительно природы местного самоуправления, его полномочий и способа формирования органов местной власти не угасают на протяжении многих лет. Актуальность темы в настоящее время также усиливается и проведением очередной реформы, которая предусматривает новые формы организации муниципальной власти.
В связи с этим особую актуальность приобретает научное исследование широкого круга вопросов, связанных с особенностями становления института местного самоуправления в нашей стране. Обращаясь к истории, можно выделить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта.
Таким образом, мы видим, что история становления местного самоуправления в России - это одна из наиболее сложных, слабо изученных и актуальных в юридической науке тем.
Главной целью представленной выпускной квалификационной работы является изучение основных этапов становления и развития самоуправления в России, их особенностей и результатов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выделить исторические этапы развития местного самоуправления в России;
2) проанализировать дореволюционный опыт становления и функционирования этого института;
3) изучить особенности советской модели самоуправления;
4) рассмотреть формирование современной системы органов местного самоуправления в РФ, сформулировать перспективы его развития в будущем.
Объектом исследования является система местного самоуправления в РФ.
Предметом исследования являются основные этапы и исторические особенности становления этой системы в РФ.
Проблематика, касающаяся развития местного самоуправления, в научной юридической литературе исследовалась рядом авторов. Среди дореволюционных российских учёных можно назвать Чичерина Б.Н., Кизеветтера А.А., Градовского А.Д. В советский и современный период существенный вклад в разработку темы внесли Игнатов В.Г., Уваров А.А., Бабичев И.В., Морозова Л.Д. и многие другие. До сих пор ученые-юристы расходятся во мнениях в ряде вопросов, связанных с аспектами изучаемой темы. Например, исследователи не достигли единого мнения о времени зарождения самоуправления в России. Одни ведут отсчет российского городского самоуправления с рубежа XI - XII вв., от вольнодумства двух русских феодальных республик - Новгорода и Пскова, считая вече органом народной власти, народоправства. Другие же видят в народном вече атрибут феодальной государственности. Тем самым, уровень разработанности темы свидетельствует о необходимости дальнейшего, более тщательного исследования данной проблематики.
Методология и методы исследования. Теоретико-методологическую основу работы составляет диалектический метод познания общественных процессов и явлений. При проведении исследования применялись такие частные и специальные методы научного познания, как методы логического, формально-юридического, сравнительно-правового и системно-структурного анализа.
Нормативную базу исследования составили:
• Законодательные и нормативные акты Российского государства XVI-XIX вв.: «Уставная земская грамота», «Учреждения для управления губерний» 1775 г., «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г., «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» 1785 г., «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г., «Городовое положение» 1870 г. и другие.
• Законодательные акты СССР: «Конституция РСФСР» 1918 г., «Конституция СССР» 1977 г.
• Законодательные акты постсоветской и современной России: «Конституция Российской Федерации» 1993 г., Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. и другие.
Хронологические рамки исследования охватывают большой исторический период. В качестве нижней границы исследования нами выбран период становления Древнерусского государства (IX в.), а верхняя граница относится к XXI веку - современной России. Столь широкие рамки обусловлены тем, что на протяжении всего этого периода в системе государственного устройства России возможно проследить существование и развитие института самоуправления.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых делится на два параграфа, заключения, библиографического списка.
Таким образом, самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории, и в этом сходятся все отечественные исследователи, занимающиеся вопросами исторического развития местного самоуправления. Генезис местного самоуправления в России охватывает длительный исторический период, не завершен он и в наши дни. В своем развитии изучаемый институт прошел несколько этапов: дореволюционный, советский и современный. В свою очередь, в каждом из этих этапов можно выделить периоды.
В домосковской Руси главной формой территориального общинного самоуправления являлась так называемая вечевая демократия. Реформирование системы местного управления при Петре I было продиктовано желанием главы государства укрепить власть дворянства на местах, а система органов управления была скопирована с зарубежных аналогов. Реформа городского управления 1785 г. внесла системность и упорядоченность в систему городского управления, предоставила городскому сообществу широкие права по самоуправлению и заложила основы для создания в будущем городского самоуправления, близкого к современному. Основным недостатком реформ этого периода можно считать их ярко сословный характер, возвысивший дворянство и его роль в управлении на долгие годы. За некоторыми исключениями система местного управления, созданная при Екатерине II, просуществовала вплоть до середины XIX в.
Чрезвычайно важным и прогрессивным шагом в развитии местного самоуправления в России следует считать «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. и «Городовое положение» 1870 г.
Рассматривая же историю крестьянского сословного самоуправления в целом, мы можем отметить, что в конце XVIII - первой половине XIX в. власть смогла найти настолько удачную с ее точки зрения форму интеграции традиционной общинной структуры в общегосударственную систему управления (и ее правовой регламентации), что в 1860-е гг. распространила ее на все крестьянство. Однако в новых исторических условиях этот механизм стал давать сбои, а работа по его реформированию (создание всесословного земства) вовремя проведена не была.
В советский период истории местные Советы так и не обрели качеств органов, самостоятельно решающих вопросы местного значения, а реальная власть в этот период находилась в руках партийного аппарата, волю которого и выполняли Советы . В Советском Союзе не существовало местного самоуправления, а была разветвленная сеть органов местного государственного управления.
Анализ положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 показывает, что в настоящее время в РФ закладывается новая модель организации местного самоуправления. Закон предусмотрел двухуровневую модель местного самоуправления, включая наиболее приближенный к населению уровень поселений; разграничил вопросы ведения и бюджетные поступления между разными уровнями власти; установил правила передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; создал механизмы более полного включения населения в принятие решений на местном уровне. Достаточно подробно регулируется организация органов местного самоуправления, вплоть до определения численности представительных органов местного самоуправления и порядка занятия должности главы местной администрации. Расширился перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Установлены порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, формы контроля органов государственной власти за реализацией органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и пределы вмешательства государства в дела местного самоуправления. Таким образом, доля федерального регулирования ощутимо возросла, а степень регионального вмешательства, напротив, значительно снизилась. Идеология нового закона обнаруживает очевидный крен федеральной законодательной власти в сторону централизации и унификации правового регулирования осуществления публичной власти на местах.
Впервые законом урегулированы разные формы межмуниципального сотрудничества. В частности, предусмотрено создание в субъектах Российской Федерации советов муниципальных образований, образующих единое общероссийское объединение муниципальных образований (Объединенный конгресс муниципальных образований). В настоящее время созданы определенные условия для развития экономики и социальной сферы в муниципальных образованиях. Большая часть функций в сфере социально-экономического развития передана на региональный и местный уровень, определены принципы функционирования системы местного самоуправления.
Во главу угла поставлены стабильность и единообразие базовых организационных основ построения местного самоуправления, с сохранением возможности определения конкретных элементов взаимосвязей органов местного самоуправления между собой.
Вместе с тем можно выделить наиболее острые проблемы «усовершенствованного законодательства»: разграничение полномочий между органами публичной власти без учета природы местного самоуправления; «дистанцирование» граждан от власти через их опосредованное участие в формировании представительных органов самоуправления; несовершенство законодательной конструкции формирования контрольно-счетных органов самоуправления; нечеткость полномочий глав муниципальных образований; размытость законодательной фиксации принципов и критериев формирования организационной структуры местных администраций.
В домосковской Руси главной формой территориального общинного самоуправления являлась так называемая вечевая демократия. Реформирование системы местного управления при Петре I было продиктовано желанием главы государства укрепить власть дворянства на местах, а система органов управления была скопирована с зарубежных аналогов. Реформа городского управления 1785 г. внесла системность и упорядоченность в систему городского управления, предоставила городскому сообществу широкие права по самоуправлению и заложила основы для создания в будущем городского самоуправления, близкого к современному. Основным недостатком реформ этого периода можно считать их ярко сословный характер, возвысивший дворянство и его роль в управлении на долгие годы. За некоторыми исключениями система местного управления, созданная при Екатерине II, просуществовала вплоть до середины XIX в.
Чрезвычайно важным и прогрессивным шагом в развитии местного самоуправления в России следует считать «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. и «Городовое положение» 1870 г.
Рассматривая же историю крестьянского сословного самоуправления в целом, мы можем отметить, что в конце XVIII - первой половине XIX в. власть смогла найти настолько удачную с ее точки зрения форму интеграции традиционной общинной структуры в общегосударственную систему управления (и ее правовой регламентации), что в 1860-е гг. распространила ее на все крестьянство. Однако в новых исторических условиях этот механизм стал давать сбои, а работа по его реформированию (создание всесословного земства) вовремя проведена не была.
В советский период истории местные Советы так и не обрели качеств органов, самостоятельно решающих вопросы местного значения, а реальная власть в этот период находилась в руках партийного аппарата, волю которого и выполняли Советы . В Советском Союзе не существовало местного самоуправления, а была разветвленная сеть органов местного государственного управления.
Анализ положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 показывает, что в настоящее время в РФ закладывается новая модель организации местного самоуправления. Закон предусмотрел двухуровневую модель местного самоуправления, включая наиболее приближенный к населению уровень поселений; разграничил вопросы ведения и бюджетные поступления между разными уровнями власти; установил правила передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; создал механизмы более полного включения населения в принятие решений на местном уровне. Достаточно подробно регулируется организация органов местного самоуправления, вплоть до определения численности представительных органов местного самоуправления и порядка занятия должности главы местной администрации. Расширился перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Установлены порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, формы контроля органов государственной власти за реализацией органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и пределы вмешательства государства в дела местного самоуправления. Таким образом, доля федерального регулирования ощутимо возросла, а степень регионального вмешательства, напротив, значительно снизилась. Идеология нового закона обнаруживает очевидный крен федеральной законодательной власти в сторону централизации и унификации правового регулирования осуществления публичной власти на местах.
Впервые законом урегулированы разные формы межмуниципального сотрудничества. В частности, предусмотрено создание в субъектах Российской Федерации советов муниципальных образований, образующих единое общероссийское объединение муниципальных образований (Объединенный конгресс муниципальных образований). В настоящее время созданы определенные условия для развития экономики и социальной сферы в муниципальных образованиях. Большая часть функций в сфере социально-экономического развития передана на региональный и местный уровень, определены принципы функционирования системы местного самоуправления.
Во главу угла поставлены стабильность и единообразие базовых организационных основ построения местного самоуправления, с сохранением возможности определения конкретных элементов взаимосвязей органов местного самоуправления между собой.
Вместе с тем можно выделить наиболее острые проблемы «усовершенствованного законодательства»: разграничение полномочий между органами публичной власти без учета природы местного самоуправления; «дистанцирование» граждан от власти через их опосредованное участие в формировании представительных органов самоуправления; несовершенство законодательной конструкции формирования контрольно-счетных органов самоуправления; нечеткость полномочий глав муниципальных образований; размытость законодательной фиксации принципов и критериев формирования организационной структуры местных администраций.
Подобные работы
- Правовая основа и понятие субъектов местного самоуправления в Российской Федерации
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СФЕРЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Современные модели взаимодействия государства и местного самоуправления: опыт реформирования
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:
РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020 - ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА И
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА СЧЕТ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Учет исторических и иных местных традиций как принцип в системе организации местного самоуправления
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития взаимоотношений
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



