ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИИ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
§ 1. Становление элементов института самоуправления в IX-XVIII вв 7
§ 2. Развитие органов местного самоуправления в XIX - начале ХХ вв 19
Глава II. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ САМОУПРАВЛЕНИЯ (1917-2002 гг.)
§ 1. Особенности советской модели самоуправления в 1917-1991 гг 33
§ 2. Развитие местного самоуправления в постсоветский период (1991¬2002 гг.) 39
Глава III. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. как становление новой модели местного самоуправления 42
§ 2. Промежуточные итоги реформы местного самоуправления 2003 г.. ..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя любого государства. В наши дни ни одно развитое общество невозможно представить без органов местного самоуправления. Мировой практикой накоплен многолетний опыт организации и функционирования этого института, сложилось несколько его моделей.
Основной закон закрепил основные принципы организации местного самоуправления и в современной России. Однако до сих пор наша страна находится в стадии поиска наиболее оптимальной и эффективной его модели. Споры относительно природы местного самоуправления, его полномочий и способа формирования органов местной власти не угасают на протяжении многих лет. Актуальность темы в настоящее время также усиливается и проведением очередной реформы, которая предусматривает новые формы организации муниципальной власти.
В связи с этим особую актуальность приобретает научное исследование широкого круга вопросов, связанных с особенностями становления института местного самоуправления в нашей стране. Обращаясь к истории, можно выделить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта.
Таким образом, мы видим, что история становления местного самоуправления в России - это одна из наиболее сложных, слабо изученных и актуальных в юридической науке тем.
Главной целью представленной выпускной квалификационной работы является изучение основных этапов становления и развития самоуправления в России, их особенностей и результатов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выделить исторические этапы развития местного самоуправления в России;
2) проанализировать дореволюционный опыт становления и функционирования этого института;
3) изучить особенности советской модели самоуправления;
4) рассмотреть формирование современной системы органов местного самоуправления в РФ, сформулировать перспективы его развития в будущем.
Объектом исследования является система местного самоуправления в РФ.
Предметом исследования являются основные этапы и исторические особенности становления этой системы в РФ.
Проблематика, касающаяся развития местного самоуправления, в научной юридической литературе исследовалась рядом авторов. Среди дореволюционных российских учёных можно назвать Чичерина Б.Н., Кизеветтера А.А., Градовского А.Д. В советский и современный период существенный вклад в разработку темы внесли Игнатов В.Г., Уваров А.А., Бабичев И.В., Морозова Л.Д. и многие другие. До сих пор ученые-юристы расходятся во мнениях в ряде вопросов, связанных с аспектами изучаемой темы. Например, исследователи не достигли единого мнения о времени зарождения самоуправления в России. Одни ведут отсчет российского городского самоуправления с рубежа XI - XII вв., от вольнодумства двух русских феодальных республик - Новгорода и Пскова, считая вече органом народной власти, народоправства. Другие же видят в народном вече атрибут феодальной государственности. Тем самым, уровень разработанности темы свидетельствует о необходимости дальнейшего, более тщательного исследования данной проблематики.
Методология и методы исследования. Теоретико-методологическую основу работы составляет диалектический метод познания общественных процессов и явлений. При проведении исследования применялись такие частные и специальные методы научного познания, как методы логического, формально-юридического, сравнительно-правового и системно-структурного анализа.
Нормативную базу исследования составили:
• Законодательные и нормативные акты Российского государства XVI-XIX вв.: «Уставная земская грамота», «Учреждения для управления губерний» 1775 г., «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г., «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» 1785 г., «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г., «Городовое положение» 1870 г. и другие.
• Законодательные акты СССР: «Конституция РСФСР» 1918 г., «Конституция СССР» 1977 г.
• Законодательные акты постсоветской и современной России: «Конституция Российской Федерации» 1993 г., Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. и другие.
Хронологические рамки исследования охватывают большой исторический период. В качестве нижней границы исследования нами выбран период становления Древнерусского государства (IX в.), а верхняя граница относится к XXI веку - современной России. Столь широкие рамки обусловлены тем, что на протяжении всего этого периода в системе государственного устройства России возможно проследить существование и развитие института самоуправления.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых делится на два параграфа, заключения, библиографического списка.
Таким образом, самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории, и в этом сходятся все отечественные исследователи, занимающиеся вопросами исторического развития местного самоуправления. Генезис местного самоуправления в России охватывает длительный исторический период, не завершен он и в наши дни. В своем развитии изучаемый институт прошел несколько этапов: дореволюционный, советский и современный. В свою очередь, в каждом из этих этапов можно выделить периоды.
В домосковской Руси главной формой территориального общинного самоуправления являлась так называемая вечевая демократия. Реформирование системы местного управления при Петре I было продиктовано желанием главы государства укрепить власть дворянства на местах, а система органов управления была скопирована с зарубежных аналогов. Реформа городского управления 1785 г. внесла системность и упорядоченность в систему городского управления, предоставила городскому сообществу широкие права по самоуправлению и заложила основы для создания в будущем городского самоуправления, близкого к современному. Основным недостатком реформ этого периода можно считать их ярко сословный характер, возвысивший дворянство и его роль в управлении на долгие годы. За некоторыми исключениями система местного управления, созданная при Екатерине II, просуществовала вплоть до середины XIX в.
Чрезвычайно важным и прогрессивным шагом в развитии местного самоуправления в России следует считать «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. и «Городовое положение» 1870 г.
Рассматривая же историю крестьянского сословного самоуправления в целом, мы можем отметить, что в конце XVIII - первой половине XIX в. власть смогла найти настолько удачную с ее точки зрения форму интеграции традиционной общинной структуры в общегосударственную систему управления (и ее правовой регламентации), что в 1860-е гг. распространила ее на все крестьянство. Однако в новых исторических условиях этот механизм стал давать сбои, а работа по его реформированию (создание всесословного земства) вовремя проведена не была.
В советский период истории местные Советы так и не обрели качеств органов, самостоятельно решающих вопросы местного значения, а реальная власть в этот период находилась в руках партийного аппарата, волю которого и выполняли Советы . В Советском Союзе не существовало местного самоуправления, а была разветвленная сеть органов местного государственного управления.
Анализ положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 показывает, что в настоящее время в РФ закладывается новая модель организации местного самоуправления. Закон предусмотрел двухуровневую модель местного самоуправления, включая наиболее приближенный к населению уровень поселений; разграничил вопросы ведения и бюджетные поступления между разными уровнями власти; установил правила передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; создал механизмы более полного включения населения в принятие решений на местном уровне. Достаточно подробно регулируется организация органов местного самоуправления, вплоть до определения численности представительных органов местного самоуправления и порядка занятия должности главы местной администрации. Расширился перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Установлены порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, формы контроля органов государственной власти за реализацией органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и пределы вмешательства государства в дела местного самоуправления. Таким образом, доля федерального регулирования ощутимо возросла, а степень регионального вмешательства, напротив, значительно снизилась. Идеология нового закона обнаруживает очевидный крен федеральной законодательной власти в сторону централизации и унификации правового регулирования осуществления публичной власти на местах.
Впервые законом урегулированы разные формы межмуниципального сотрудничества. В частности, предусмотрено создание в субъектах Российской Федерации советов муниципальных образований, образующих единое общероссийское объединение муниципальных образований (Объединенный конгресс муниципальных образований). В настоящее время созданы определенные условия для развития экономики и социальной сферы в муниципальных образованиях. Большая часть функций в сфере социально-экономического развития передана на региональный и местный уровень, определены принципы функционирования системы местного самоуправления.
Во главу угла поставлены стабильность и единообразие базовых организационных основ построения местного самоуправления, с сохранением возможности определения конкретных элементов взаимосвязей органов местного самоуправления между собой.
Вместе с тем можно выделить наиболее острые проблемы «усовершенствованного законодательства»: разграничение полномочий между органами публичной власти без учета природы местного самоуправления; «дистанцирование» граждан от власти через их опосредованное участие в формировании представительных органов самоуправления; несовершенство законодательной конструкции формирования контрольно-счетных органов самоуправления; нечеткость полномочий глав муниципальных образований; размытость законодательной фиксации принципов и критериев формирования организационной структуры местных администраций.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// КонсультантПлюс [Электронный ресурс ф/URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 16.05.2016).
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. [Электронный ресурс]// URL: http://base.garant.ru/186367 (дата обращения: 16.05.2016).
3. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства 21 апреля 1785 года// Российское законодательство X - XX веков: Законодательство периода расцвета абсолютизма. В 9-ти томах. Т. 5 / Отв. ред.: Индова Е.И.; Под общ. ред.: Чистяков О.И. - М.: Юрид. лит., 1987. C. 23-53.
4. Грамота на права и выгоды городам Российской империи 21 апреля 1785 года// Российское законодательство X - XX веков: Законодательство периода расцвета абсолютизма. В 9-ти томах. Т. 5 / Отв. ред.: Индова Е.И.; Под общ. ред.: Чистяков О.И. - М.: Юрид. лит., 1987. C. 68-129.
5. Городовое положение 1870 г.// Местное самоуправление в России.
Отечественный исторический опыт. Сборник документов (1861-1917 гг).- М.: МОНФ, 1998. [Электронный ресурс]// URL: http://
http://emsu.rU/lm/monf/library/MUN4/6.htm (дата обращения: 16.05.2016).
6. Городовое положение/ 1892 г. / Местное самоуправление в России.
Отечественный исторический опыт. Сборник документов (1861-1917 гг). - М.: МОНФ, 1998. [Электронный ресурс] URL: //
http://emsu.rU/lm/monf/library/MUN4/6.htm (дата обращения: 16.05.2016).
7. Губные и земские грамоты// Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / Под общ. ред. О.И.Чистякова; Отв.ред.тома А.Д.Горский; Рец. В.И.Корецкий. - М.: Юридическая литература, 1985. C. 207-227.
8. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических
Республик от 07.10.1977 [Электронный ресурс] URL: //
http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/ (дата обращения: 16.05.2016).
9. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 г. Ст. 582. [Электронный ресурс] URL: // http://constitution.garant.ru/history/ussr- rsfsr/1918/
10. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости
Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт. Сборник документов (1861-1917 гг). - М.: МОНФ, 1998. [Электронный ресурс]// URL: http://emsu.ru/lm/monf/library/MUN4/cont.htm (дата
обращения: 16.05.2016).
11. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. //
Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт. Сборник документов (1861-1917 гг). - М.: МОНФ, 1998 [Электронный ресурс]// URL: http://emsu.ru/lm/monf/library/MUN4/cont.htm (дата
обращения: 16.05.2016).
12. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г.//
Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт. Сборник документов (1861-1917 гг). - М.: МОНФ, 1998. [Электронный ресурс]// URL: http://emsu.ru/lm/monf/library/MUN4/cont.htm.(дата
обращения: 16.05.2016).
13. Уставная земская грамота// Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / Под общ.ред. О.И.Чистякова; Отв.ред.тома А.Д.Горский; Рец. В.И.Корецкий. - М.: Юридическая литература, 1985. C. 227-234.
14. Учреждения для управления губерний 7 ноября 1775 года// Российское законодательство X - XX веков: Законодательство периода расцвета абсолютизма. В 9-ти томах. Т. 5 / Отв. ред.: Индова Е.И.; Под общ. ред.: Чистяков О.И. - М.: Юрид. лит., 1987. С.167-252.
15. О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта 19 февраля 1861 г. //Российское законодательство X - XX веков: Документы крестьянской реформы. В 9-ти томах. Т. 7 / Отв. ред.: Чистяков О.И. (Под общ. ред.) - М.: Юрид. лит., 1989. - 432 c.
Учебная и научная литература:
16. Алпатов Ю. М. Местное городское самоуправление в системе публичной власти в Российской Федерации //Адвокат.- 2009.- N 2.- С. 100-105.
17. Белов А. В. Реформы Екатерины II и русский город: управление и самоуправление //Преподавание истории в школе.- 2011.- N 5.- С. 26¬31.
18. Бабичев И. В. Основы взаимоотношений государства и местного самоуправления в российской правовой системе местного самоуправления //Государство и право.- 2009.- N 3.- С. 37-44.
19. Бабичев И. В., Смирнов Б.В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие: историко-правовые аспекты: [монография] - 2011.- 527 с. - ISBN 978-5-91768-22-35.
20. Бабун Р. Местное самоуправление в эпоху модернизации: изменение роли местной власти в зависимости от ослабления или усиления федерального центра //Муниципальная власть.- 2010.- N 6.- С. 58-61.
21. Баггер Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. - М.: «Прогресс», 1995. - 198 с.
22. Бовыкин В. В., Местное самоуправление в Русском государстве XVI в.: [монография] - 2012.- 420 с. - ISBN: 978-5-86007-713-3.
23. Бовыкин В. Реформирование местного управления в 50-е годы XVI века и самоуправление //Муниципальное право.- 2011.- N 1 (53).- С. 80-90.
24. Бовыкин В. В. Местное самоуправление в русском государстве в XYI в.: спорные вопросы в историографии XIX - начала XX в. //Муниципальное право.- 2011.- N 3 (55).- С. 84-88.
25. Гончаров В. И. К вопросу о причинах и основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации в конце 1990-х - начале 2000-х годов //Конституционное и муниципальное право.- 2011.- N 8.- С. 65-67.
26. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.: «Высшая школа», 1983. - 352 с.
27.Захватова Ю. Местное самоуправление в России состоялось//Российская Федерация сегодня. -2008. - №21. С.38-39.
28.Захватова Ю. Российское самоуправление глазами Европы //Российская Федерация сегодня.- 2008.- N 10.- С. 62-70.
29.Зевина О. Г. Российское местное самоуправление: нынешнее состояние и пути развития /О. Г. Зевина, А. Э. Ковалевский, Б. И. Макаренко //Вопросы местного самоуправления.- 2010.- N 2.- С. 6-41.
30. Иванченков Ю.В. Местное самоуправление в советский период// Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 8. - С.60-64.
31. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 352 с.- ISBN 5-241-00424-6.
32. Карасев А. Т. Система местного самоуправления в РФ: понятие, структура /А. Т. Карасев, А. В. Елькина //Государственная власть и местное самоуправление.- 2012.- № 5.- С. 19-22.
33. Кирилловых А. А. К истории развития законодательства о местном самоуправлении //Государственная власть и местное самоуправление.- 2012.- № 2.- С. 40-43.
34. Костикова Г. В. Особенности формирования компетенции органов местного самоуправления //Конституционное и муниципальное право.- 2011.- N 8.- С. 50-53.
35. Кузнецов А.А. Местное самоуправление в России: исторические и юридические аспекты//Право и образование. - 2014. - №13. С.155-160.
36. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция»/ под. ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 с. ISBN 978-5-238-01866-9.
37. Мисроков Т. З. Метаморфозы законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации (1995-2008 гг.) //Конституционное и муниципальное право.- 2010.- N 4.- С. 60-62.
38. Михеева И.В. Местное самоуправление в России: проблемы и перспективы правовой регламентации//Государственная власть и местное самоуправление. - 2015.-№3. - С.19-25.
39. Морозов А.Ю. Крестьянское сословное самоуправление в России// Преподавание истории в школе. - 2013. - № 9.- С.22-26.
40. Морозова Е. Н. Власть и земское самоуправление: опыт российского земства //История государства и права.- 2009.- N 19.- С. 20-24.
41. Морозова Л. А. Судебная реформа середины XVI в. (губное и земское самоуправление и выборные суды на местах) //Государство и право.- 2011.- № 5.- С. 92-99.
42. Невинский В. В. Местное самоуправление в России: проблемы и перспективы правового регулирования /В. В. Невинский, О. Л. Казанцева //Российская юстиция.- 2010.- N 11.- С. 5-10.
43. Пешин Н. Л., Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели - 2007.¬459 с. - ISBN: 978-5-8354-0389-5.
44. Полещенко Д. А. Государственная власть и местное самоуправление в Российской империи и Российской Федерации //Журнал российского права.- 2010.- N 11.- С. 100-108.
45. Поник В. И. Возникновение и особенности развития Новгородской Республики //Государственная власть и местное самоуправление.- 2009.- N 12.- С. 37-38
46. Прудников А. С., Еремян В.В., Лимонов А.М. Муниципальное право России. - М.: Книжный мир, 2005. - 243 с. - ISBN 58-041-01-900.
47. Российское местное самоуправление: нынешнее состояние и пути развития. Сводный доклад по результатам полевых исследований июнь- декабрь 2008 г. / Под общей редакцией проф. Юргенса И.Ю. - М.: Экон- Информ, 2009. - 84 с.
48. Сергеев А. А., Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия - 2005.- 255 с. - ISBN 5-9516-0133-9 .
49. Сергеев А. А., Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования - 2006.- 432 c. - ISBN 5-469-00635-2.
50. Симонян Г. Р. Особенности взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления //Конституционное и муниципальное право.- 2008.- N 1.- С. 13-18.
51. Тимченко В. С. Местное самоуправление: к новым рубежам развития //Вопросы местного самоуправления.- 2011.- № 6.- С. 4-13.
52. Тимченко В. Местное самоуправление в 2011 году: итоги и задачи //Муниципальная власть.- 2011.- N 1.- С. 8-17.
53. Туровский Р. Ф. Местное самоуправление: к организации эффективной власти //Общественные науки и современность.- 2005.- N 6.- С. 68-79.
54. Юдахина И.В.Становление местного самоуправления в России (исторический опыт и современные тенденции)// Вестник Военного университета. 2009. № 4 (20). С. 161-167.
55. Хабриева Т. Я. Современная конституция и местное самоуправление //Журнал российского права.- 2005.- N 4.- С. 10-18.
56. Хачатурян Б. Г. Местное самоуправление на российском Востоке: некоторые выводы из истории становления и развития //Конституционное и муниципальное право.- 2008.- N 12.- С. 26-31
57. Шайхуллин М. С. О традициях местного самоуправления в России //Государственная власть и местное самоуправление.- 2008.- N 12.- С. 39-42.
58. Шаханов А. Н. Сословное самоуправление в Москве (1862-1917) //Московский журнал. История государства Российского.- 2006.- N 11.- С. 59-61.
59. Щепачев В. А. Теоретические дискуссии и практика становления местного самоуправления (правовой аспект) //Конституционное и муниципальное право.- 2010.- N 4.- С. 54-59.
60. Юргенс И. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 годов и пути совершенствования //Муниципальная власть.- 2008.- N 6.- С. 56-75.