МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ОБЩЕАМЕРИКАНСКОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
|
Введение 5
Глава I. Методологические основы коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка» 17
1.1. Общенаучные принципы и подходы исследования и их конкретизация
в дидактике и методике обучения иностранным языкам 17
1.1.1. Основные закономерности приобретения фонетических знаний 17
1.1.2. Принципы системности и развития как общенаучные принципы
исследования. К вопросу интеграции процесса обучения
общеамериканскому произношению в систему обучения американскому варианту английского языка 27
1.2. Частные и специфические принципы обучения студентов релевантным
особенностям произношения американского варианта английского языка 46
1.2.1. Дидактические принципы обучения общеамериканскому
произношению. Социокультурный подход в обучении педагогически значимым особенностям произношения американского английского 46
1.2.2. Методические принципы обучения американскому
произношению 59
1.3. Лингвистические основы коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогически значимым особенностям общеамериканского произношения на основе просодических 66
1.4. Психологические основы обучения студентов произношению
американского варианта английского языка 73
1.5. Взаимосвязанное обучение общеамериканскому произношению и
основным видам речевой деятельности 81
Глава II. Технология коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогически значимым особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка» 89
2.1. Номенклатура педагогически значимых произносительных навыков и
умений общения на американском английском 89
2.2. К вопросу отбора средств обучения студентов общеамериканскому
произношению 108
2.3. Учебная модель коммуникативно-ориентированного обучения студентов американскому произношению на основе просодических
характеристик в рамках спецкурса по вариантологии 116
2.4. Приемы обучения студентов релевантным особенностям
общеамериканского произношения на спецкурсе 124
2.4.1. Первый этап обучения студентов произношению американского
варианта английского языка 124
2.4.2. Второй этап обучения студентов произносительным особенностям
американского английского 132
2.5. Ход и результаты опытного обучения студентов педагогически
значимым особенностям американского произношения на спецкурсе
«Американский вариант английского языка 136
2.5.1. Учебная модель и апробация методики обучения школьников общеамериканскому произношению на факультативе «Американский вариант английского языка» в общеобразовательной школе 153
Заключение
Библиография 170
Приложение - Тесты, используемые в ходе опытного обучения студентов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка» 193
Глава I. Методологические основы коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка» 17
1.1. Общенаучные принципы и подходы исследования и их конкретизация
в дидактике и методике обучения иностранным языкам 17
1.1.1. Основные закономерности приобретения фонетических знаний 17
1.1.2. Принципы системности и развития как общенаучные принципы
исследования. К вопросу интеграции процесса обучения
общеамериканскому произношению в систему обучения американскому варианту английского языка 27
1.2. Частные и специфические принципы обучения студентов релевантным
особенностям произношения американского варианта английского языка 46
1.2.1. Дидактические принципы обучения общеамериканскому
произношению. Социокультурный подход в обучении педагогически значимым особенностям произношения американского английского 46
1.2.2. Методические принципы обучения американскому
произношению 59
1.3. Лингвистические основы коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогически значимым особенностям общеамериканского произношения на основе просодических 66
1.4. Психологические основы обучения студентов произношению
американского варианта английского языка 73
1.5. Взаимосвязанное обучение общеамериканскому произношению и
основным видам речевой деятельности 81
Глава II. Технология коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогически значимым особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка» 89
2.1. Номенклатура педагогически значимых произносительных навыков и
умений общения на американском английском 89
2.2. К вопросу отбора средств обучения студентов общеамериканскому
произношению 108
2.3. Учебная модель коммуникативно-ориентированного обучения студентов американскому произношению на основе просодических
характеристик в рамках спецкурса по вариантологии 116
2.4. Приемы обучения студентов релевантным особенностям
общеамериканского произношения на спецкурсе 124
2.4.1. Первый этап обучения студентов произношению американского
варианта английского языка 124
2.4.2. Второй этап обучения студентов произносительным особенностям
американского английского 132
2.5. Ход и результаты опытного обучения студентов педагогически
значимым особенностям американского произношения на спецкурсе
«Американский вариант английского языка 136
2.5.1. Учебная модель и апробация методики обучения школьников общеамериканскому произношению на факультативе «Американский вариант английского языка» в общеобразовательной школе 153
Заключение
Библиография 170
Приложение - Тесты, используемые в ходе опытного обучения студентов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка» 193
Настоящая диссертация посвящена проблеме обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка». При этом под релевантными фонетическими особенностями понимаются педагогически значимые, вариативные признаки общеамериканского произношения, выявленные в сопоставлении с британской произносительной нормой.
Актуальность исследования объясняется следующими причинами:
Во-первых, недостаточной разработкой методологических основ обучения студентов педагогических вузов иноязычному произношению. Как известно, методология предполагает обращение к способам исследования и принципам организации теоретической и практической деятельности. Способы исследования направлены, с одной стороны, на закономерности приобретения знаний посредством изучения абстрактных и конкретных характеристик действительности; с другой стороны, - на рассмотрение общих и частных свойств системного объекта, тем самым определяются пути его анализа: либо от общего к частному (дедуктивный метод), либо, наоборот, от частного к общему (индуктивный метод) (Спиркин А.Г., 1988; Коршунов А.М., Мантатов В.В., 1988; Философия, 1996; Философия, 1989).
Каждая отрасль науки под терминами «абстрактное» и «конкретное», «общее» и «частное» понимает присущие данной области изучения понятия. В лингвистических исследованиях фонетико-фонологического уровня языка категория «абстрактное» очерчивает фонологические, системно-структурные особенности языка, категория «конкретное» - фонетические, или речевые (Расторгуева, Т.А., 1989; Шахбагова Д.А., 1992). Рассмотрение просодических характеристик, в том числе интонации как общего коммуникативно значимого свойства высказывания и средства его оформления, а звуков - как частных минимальных единиц фонетико-фонологического уровня, позволяет нам применять дедуктивный и индуктивный (от интонации к артикуляции звуков и наоборот) способы приобретения произносительных знаний, навыков и умений (Швачкин Н.Х., 1948; Выготский Л.С.,1956; Артемов В.А., 1961; Леонтьев А.А., 1969; Цховребадзе Н.Т., 1979; Торсуева И.Г., 1979; Витт Н.В., 1981; Галочкина М.Е., 1985; Леонтьев А.А., 1965; Halliday М.А.К., 1967; Бельтюков В.И., 1974; Крутецкий В.А., 1986; Сохин Ф.А., 1989; Болтенкова И.Э., 1990).
Общенаучные принципы, положенные в основу любой работы, служат обоснованием для выбора частных принципов, на которых базируются специфические. В свою очередь, принципы реализуются в соответствующих подходах как совокупности способов исследования (Спиркин А.Г., 1988). Методическая литература достаточно полно представляет как принципы, так и подходы обучения иностранным языкам (Шамов А.Н., 1999; Казначеева Е.В., 2000; Корочкина М.Г., 2000; Лупач И.Я., 2000; Чуксина О.В., 2000; Нистратова Е.В., 2000; Морозова О.Н., 2000). Однако взаимосвязь подходов на основе общенаучных принципов исследования в методике обучения иностранным языкам остается недостаточно изученной.
английского языка (далее BE) в британском ареале его функционирования (Шахбагова Д.А., 1992, с. 20-26)
Во-вторых, перспективной является разработка методики коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса по вариантологии. В условиях глобализации всех сторон жизни американский английский получил достаточно широкое распространение в качестве средства общения людей разных стран, благодаря чему он стал объектом лингвистических исследований. Так, обращаясь к теории константности/вариативности как отражению философских понятий устойчивости и изменчивости, в лингвистике уделяется внимание выявлению различий между американским и британским вариантами английского языка и, соответственно, между GA и RP (Швейцер А.Д.,1963, Шагбагова Д.А. 1982, Фесенко Е.А., 1984 и др.). Использование американского английского для осуществления межкультурной коммуникации отразилось на потребности общества в обучении специалистов, владеющих американским вариантом английского языка. Это повлекло внесение определенных изменений относительно требований к подготовке студентов вузов и школьников по дисциплине «Английский язык».
В большом количестве специальных работ рассматривается обучение студентов иностранному языку в педагогических вузах (Овчинников В.С., 1981; Погосян Э.А., 1982; Куренкова Т.П., 1983; Ткаченко Т.Н., 2000), анализируются приемы формирования
профессионально-значимых навыков и умений студентов в процессе обучения основным видам речевой деятельности, а также фонетическому, лексическому, грамматическому аспектам речи (Андреева И.П., 1982; Бобырь С.А., 1990; Леонтьева Т.П., 1988; Никульшина Н.Л., 1999); при этом процесс овладения фонетической стороной речи привлекает к себе особое внимание многих исследователей (Ерофеева Н.М., 1982; Журавлева П.Д., 1983; Веренинова Ж.Б., 1994; Хомицкая А.Н, 1999). В рамках данного направления анализируется процесс совершенствования фонетических навыков и умений студентов языковых вузов при овладении британским английским. Однако коммуникативно-ориентированное обучение студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка», взаимосвязанное с основными видами речевой деятельности (говорением, аудированием, чтением, письмом), остается малоизученным. Исходя из вышесказанного, видна необходимость в создании методики коммуникативно-ориентированного, профессионально-направленного обучения студентов педагогических вузов релевантным произносительным особенностям американского английского на основе просодических характеристик в рамках спецкурса по вариантологии.
В-третьих, актуальность проведения настоящего исследования определяется целесообразностью рассмотрения вопроса поэтапности и учета временной последовательности усвоения абстрактных и конкретных явлений фонетико-фонологической системы языка, что предполагает выделение этапов обучения, а также общих и частных свойств фонетико-фонологического уровня в процессе овладения общеамериканским произношением. Так, в практике обучения иноязычной фонетике традиционной является тенденция опережающего формирования частных единиц фонетико-фонологического уровня языка. Вместе с тем представляется, что должен быть и другой путь обучения, соответствующий развитию слухопроизносительных навыков и умений в онтогенезе (Климов Н.Д., 1978; Серегина Т.И., 1991; Болтенкова И.Э., 1990). Однако речь должна идти не столько о приоритете общего или частного при овладении иноязычным произношением, сколько о том, как их взаимодействие отражается на дальнейшем процессе овладения фонетикой иностранного языка. В то же время обучение абстрактным и конкретным фонетическим явлениям во многом способствует развитию иноязычной коммуникативной способности. Поэтому своевременным является рассмотрение вопроса поэтапности и учета временной последовательности при коммуникативно-ориентированном обучении студентов как абстрактным и конкретным явлениям, так и общим и частным свойствам фонетико-фонологической системы языка в процессе овладения педагогически значимыми особенностями американского произношения.
Итак, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что необходимость постановки проблемы исследования диктуется следующими причинами:
- недостаточной исследованностью методологических основ обучения студентов педагогических вузов иноязычному произношению;
- перспективностью разработки технологии коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка»;
- целесообразностью изучения вопроса поэтапности и учета временной последовательности усвоения абстрактных и конкретных явлений, а также общих и частных свойств фонетико-фонологического уровня в процессе овладения педагогически значимыми особенностями американского произношения.
В роли предмета настоящей работы выступают методика коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогически значимым особенностям общеамериканского произношения, а также закономерности овладения школьниками произношением американского варианта английского языка.
Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и практической разработке учебной модели коммуникативно-ориентированного, профессионально-направленного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса по вариантологии и учебной модели обучения школьников американскому произношению.
Основной гипотезой диссертационной работы является следующее: если студентов педагогических вузов обучать поэтапно, последовательно абстрактным и конкретным явлениям, общим и частным свойствам фонетико-фонологической системы американского варианта английского языка во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности и с учетом релевантных особенностей общеамериканского произношения, то у обучающихся сформируются педагогически значимые произносительные навыки и умения.
- выявить перечень произносительных навыков и умений, необходимый для общения на американском английском;
- проанализировать интеграцию процесса овладения особенностями американского произношения в систему коммуникативно¬ориентированного обучения студентов американскому варианту английского языка;
- создать учебную модель обучения студентов педагогически значимым произносительным особенностям американского английского;
охарактеризовать приемы обучения студентов общеамериканскому произношению;
- оценить в ходе опытного обучения рациональность предлагаемой методики овладения студентами релевантными особенностями общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
анализ философской, психологической, лингвистической, педагогической литературы по теме исследования с целью его теоретического обоснования;
- моделирование процесса коммуникативно-ориентированного, профессионально-направленного обучения студентов и обучения школьников произносительным особенностям американского английского на основе просодических характеристик;
- опытное обучение студентов особенностям американского произношения с целью проверки рациональности разработанной методики коммуникативно-ориентированного обучения студентов произношению американского варианта английского языка на основе просодических характеристик;
Опытная база исследования. Основная исследовательская работа проводилась на базе кафедры иностранных языков ТВВАИИ, кафедры иностранных языков и кафедры педагогической лингвистики Мичуринского государственного педагогического института с 1998 по 2001 гг. В опытном обучении приняли участие студенты 3-го курса филологического факультета лингвистического отделения Мичуринского государственного педагогического института.
Научная новизна настоящей работы определяется тем, что она посвящена разработке методики коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик, изучаемого в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка». В предлагаемой диссертации в ходе опытного обучения студентов общеамериканскому произношению впервые обосновывается и практически подтверждается выделение этапов обучения, основанных на овладении фонологическими (системно-структурными) и фонетическими (речевыми) свойствами фонетико¬фонологической системы американского варианта английского языка во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности, включающих изучение произносительной нормы американского английского в сопоставлении с британской произносительной нормой и направленных на развитие иноязычной коммуникативной профессиональной способности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обосновывается поэтапность и временная последовательность обращения к абстрактным и конкретным явлениям, к общим и частным свойствам фонетико-фонологической системы при овладении студентами общеамериканским произношением, а также в построении учебных моделей обучения студентов и школьников общеамериканскому произношению на основе просодических характеристик.
Практическая ценность диссертации состоит в разработке методики коммуникативно-ориентированного, профессионально¬направленного обучения студентов общеамериканскому произношению на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка». По этой методике предложена система упражнений, направленных на овладение студентами педагогически значимыми особенностями общеамериканского произношения на спецкурсе «Американский вариант английского языка», которая может найти применение на практических занятиях по обучению особенностям американского произношения в педагогических вузах и в общеобразовательных школах, а также на курсах по интенсивному овладению американским вариантом английского языка. Кроме того, предложенная система упражнений может быть использована для самостоятельной работы с целью корректировки и дальнейшего поддержания произносительных навыков и умений американского варианта английского языка.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Взаимосвязанное формирование навыков и умений основных видов речевой деятельности на американском варианте английского языка с навыками и умениями американского произношения способствует рациональному овладению релевантными особенностями общеамериканского произношения.
2. Овладение общеамериканским произношением на основе просодических характеристик предполагает поэтапное формирование системно-структурных (фонологических) и речевых (фонетических) навыков и умений в процессе обучения абстрактным и конкретным явлениям фонетико-фонологической системы языка, что обеспечивает развитие иноязычной коммуникативной способности у студентов и школьников.
3. Обучение студентов педагогически значимым особенностям общеамериканского произношения осуществляется посредством сопоставления произносительных особенностей американского и британского вариантов английского языка с учетом константных и вариативных свойств их фонетико-фонологических систем.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные теоретические и практические положения диссертации нашли свое отражение в учебном пособии по обучению студентов фонетике американского варианта английского языка, были представлены на межвузовских научных конференциях «Актуальные проблемы лингводидактики» на кафедре иностранных языков Тамбовского военного авиационного инженерного института в 1998 - 2001 гг., на вузовских конференциях «Контрастивная характеристика германских языков» в подсекции «Современные тенденции в методике преподавания иностранных языков» на кафедре иностранных языков Мичуринского государственного педагогического института в 1998 - 2001 гг.,
«Актуальные проблемы педагогической лингвистики» на кафедре педагогической лингвистики Мичуринского государственного педагогического института в 1998 - 2001 гг., на заседании лаборатории «Информационные технологии в обучении» Тамбовского государственного технического университета в 2001 г., на Первой региональной межвузовской научной конференции «Язык и общение» в Мичуринском государственном аграрном университете в 2001 г., а также опубликованы в тезисах и статьях. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Мичуринского государственного педагогического института, Мичуринского государственного аграрного университета
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект, предмет и цель исследования, формулируется гипотеза и конкретизируются задачи, раскрываются научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность, рассматриваются методы исследования, приводятся основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе анализируются методологические основы коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов общеамериканскому произношению на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка», в частности: обосновывается выбор общенаучных, частных и методических принципов исследования как основы для взаимосвязи общенаучных, частных и методических подходов исследования; рассматриваются лингвистические и психологические основы обучения студентов релевантным особенностям общеамериканского произношения на базе сформированных навыков и умений британского произношения; определяется место обучения иноязычному произношению при обучении основным видам речевой деятельности.
Вторая глава представляет разработку методики коммуникативно-ориентированного, профессионально-направленного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик. В данной главе рассмотрено содержание обучения американскому английскому и произносительным особенностям американского варианта английского языка; проанализированы основные средства обучения педагогически значимым особенностям американского произношения; предложена учебная модель обучения студентов общеамериканскому произношению с учетом закономерностей познания; в ходе опытного обучения студентов педагогически значимым особенностям американского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка» проверяется рациональность разработанной методики коммуникативно-ориентированного, профессионально¬направленного обучения студентов особенностям произношения американского английского; даны результаты опытного обучения студентов; представлены учебная модель и апробация методики обучения школьников произношению американского английского.
В заключении приводятся основные выводы диссертации.
В приложении представлены образцы тестов, используемых в ходе опытного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям произношения американского английского на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка».
Актуальность исследования объясняется следующими причинами:
Во-первых, недостаточной разработкой методологических основ обучения студентов педагогических вузов иноязычному произношению. Как известно, методология предполагает обращение к способам исследования и принципам организации теоретической и практической деятельности. Способы исследования направлены, с одной стороны, на закономерности приобретения знаний посредством изучения абстрактных и конкретных характеристик действительности; с другой стороны, - на рассмотрение общих и частных свойств системного объекта, тем самым определяются пути его анализа: либо от общего к частному (дедуктивный метод), либо, наоборот, от частного к общему (индуктивный метод) (Спиркин А.Г., 1988; Коршунов А.М., Мантатов В.В., 1988; Философия, 1996; Философия, 1989).
Каждая отрасль науки под терминами «абстрактное» и «конкретное», «общее» и «частное» понимает присущие данной области изучения понятия. В лингвистических исследованиях фонетико-фонологического уровня языка категория «абстрактное» очерчивает фонологические, системно-структурные особенности языка, категория «конкретное» - фонетические, или речевые (Расторгуева, Т.А., 1989; Шахбагова Д.А., 1992). Рассмотрение просодических характеристик, в том числе интонации как общего коммуникативно значимого свойства высказывания и средства его оформления, а звуков - как частных минимальных единиц фонетико-фонологического уровня, позволяет нам применять дедуктивный и индуктивный (от интонации к артикуляции звуков и наоборот) способы приобретения произносительных знаний, навыков и умений (Швачкин Н.Х., 1948; Выготский Л.С.,1956; Артемов В.А., 1961; Леонтьев А.А., 1969; Цховребадзе Н.Т., 1979; Торсуева И.Г., 1979; Витт Н.В., 1981; Галочкина М.Е., 1985; Леонтьев А.А., 1965; Halliday М.А.К., 1967; Бельтюков В.И., 1974; Крутецкий В.А., 1986; Сохин Ф.А., 1989; Болтенкова И.Э., 1990).
Общенаучные принципы, положенные в основу любой работы, служат обоснованием для выбора частных принципов, на которых базируются специфические. В свою очередь, принципы реализуются в соответствующих подходах как совокупности способов исследования (Спиркин А.Г., 1988). Методическая литература достаточно полно представляет как принципы, так и подходы обучения иностранным языкам (Шамов А.Н., 1999; Казначеева Е.В., 2000; Корочкина М.Г., 2000; Лупач И.Я., 2000; Чуксина О.В., 2000; Нистратова Е.В., 2000; Морозова О.Н., 2000). Однако взаимосвязь подходов на основе общенаучных принципов исследования в методике обучения иностранным языкам остается недостаточно изученной.
английского языка (далее BE) в британском ареале его функционирования (Шахбагова Д.А., 1992, с. 20-26)
Во-вторых, перспективной является разработка методики коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса по вариантологии. В условиях глобализации всех сторон жизни американский английский получил достаточно широкое распространение в качестве средства общения людей разных стран, благодаря чему он стал объектом лингвистических исследований. Так, обращаясь к теории константности/вариативности как отражению философских понятий устойчивости и изменчивости, в лингвистике уделяется внимание выявлению различий между американским и британским вариантами английского языка и, соответственно, между GA и RP (Швейцер А.Д.,1963, Шагбагова Д.А. 1982, Фесенко Е.А., 1984 и др.). Использование американского английского для осуществления межкультурной коммуникации отразилось на потребности общества в обучении специалистов, владеющих американским вариантом английского языка. Это повлекло внесение определенных изменений относительно требований к подготовке студентов вузов и школьников по дисциплине «Английский язык».
В большом количестве специальных работ рассматривается обучение студентов иностранному языку в педагогических вузах (Овчинников В.С., 1981; Погосян Э.А., 1982; Куренкова Т.П., 1983; Ткаченко Т.Н., 2000), анализируются приемы формирования
профессионально-значимых навыков и умений студентов в процессе обучения основным видам речевой деятельности, а также фонетическому, лексическому, грамматическому аспектам речи (Андреева И.П., 1982; Бобырь С.А., 1990; Леонтьева Т.П., 1988; Никульшина Н.Л., 1999); при этом процесс овладения фонетической стороной речи привлекает к себе особое внимание многих исследователей (Ерофеева Н.М., 1982; Журавлева П.Д., 1983; Веренинова Ж.Б., 1994; Хомицкая А.Н, 1999). В рамках данного направления анализируется процесс совершенствования фонетических навыков и умений студентов языковых вузов при овладении британским английским. Однако коммуникативно-ориентированное обучение студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка», взаимосвязанное с основными видами речевой деятельности (говорением, аудированием, чтением, письмом), остается малоизученным. Исходя из вышесказанного, видна необходимость в создании методики коммуникативно-ориентированного, профессионально-направленного обучения студентов педагогических вузов релевантным произносительным особенностям американского английского на основе просодических характеристик в рамках спецкурса по вариантологии.
В-третьих, актуальность проведения настоящего исследования определяется целесообразностью рассмотрения вопроса поэтапности и учета временной последовательности усвоения абстрактных и конкретных явлений фонетико-фонологической системы языка, что предполагает выделение этапов обучения, а также общих и частных свойств фонетико-фонологического уровня в процессе овладения общеамериканским произношением. Так, в практике обучения иноязычной фонетике традиционной является тенденция опережающего формирования частных единиц фонетико-фонологического уровня языка. Вместе с тем представляется, что должен быть и другой путь обучения, соответствующий развитию слухопроизносительных навыков и умений в онтогенезе (Климов Н.Д., 1978; Серегина Т.И., 1991; Болтенкова И.Э., 1990). Однако речь должна идти не столько о приоритете общего или частного при овладении иноязычным произношением, сколько о том, как их взаимодействие отражается на дальнейшем процессе овладения фонетикой иностранного языка. В то же время обучение абстрактным и конкретным фонетическим явлениям во многом способствует развитию иноязычной коммуникативной способности. Поэтому своевременным является рассмотрение вопроса поэтапности и учета временной последовательности при коммуникативно-ориентированном обучении студентов как абстрактным и конкретным явлениям, так и общим и частным свойствам фонетико-фонологической системы языка в процессе овладения педагогически значимыми особенностями американского произношения.
Итак, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что необходимость постановки проблемы исследования диктуется следующими причинами:
- недостаточной исследованностью методологических основ обучения студентов педагогических вузов иноязычному произношению;
- перспективностью разработки технологии коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка»;
- целесообразностью изучения вопроса поэтапности и учета временной последовательности усвоения абстрактных и конкретных явлений, а также общих и частных свойств фонетико-фонологического уровня в процессе овладения педагогически значимыми особенностями американского произношения.
В роли предмета настоящей работы выступают методика коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогически значимым особенностям общеамериканского произношения, а также закономерности овладения школьниками произношением американского варианта английского языка.
Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и практической разработке учебной модели коммуникативно-ориентированного, профессионально-направленного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса по вариантологии и учебной модели обучения школьников американскому произношению.
Основной гипотезой диссертационной работы является следующее: если студентов педагогических вузов обучать поэтапно, последовательно абстрактным и конкретным явлениям, общим и частным свойствам фонетико-фонологической системы американского варианта английского языка во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности и с учетом релевантных особенностей общеамериканского произношения, то у обучающихся сформируются педагогически значимые произносительные навыки и умения.
- выявить перечень произносительных навыков и умений, необходимый для общения на американском английском;
- проанализировать интеграцию процесса овладения особенностями американского произношения в систему коммуникативно¬ориентированного обучения студентов американскому варианту английского языка;
- создать учебную модель обучения студентов педагогически значимым произносительным особенностям американского английского;
охарактеризовать приемы обучения студентов общеамериканскому произношению;
- оценить в ходе опытного обучения рациональность предлагаемой методики овладения студентами релевантными особенностями общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
анализ философской, психологической, лингвистической, педагогической литературы по теме исследования с целью его теоретического обоснования;
- моделирование процесса коммуникативно-ориентированного, профессионально-направленного обучения студентов и обучения школьников произносительным особенностям американского английского на основе просодических характеристик;
- опытное обучение студентов особенностям американского произношения с целью проверки рациональности разработанной методики коммуникативно-ориентированного обучения студентов произношению американского варианта английского языка на основе просодических характеристик;
Опытная база исследования. Основная исследовательская работа проводилась на базе кафедры иностранных языков ТВВАИИ, кафедры иностранных языков и кафедры педагогической лингвистики Мичуринского государственного педагогического института с 1998 по 2001 гг. В опытном обучении приняли участие студенты 3-го курса филологического факультета лингвистического отделения Мичуринского государственного педагогического института.
Научная новизна настоящей работы определяется тем, что она посвящена разработке методики коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик, изучаемого в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка». В предлагаемой диссертации в ходе опытного обучения студентов общеамериканскому произношению впервые обосновывается и практически подтверждается выделение этапов обучения, основанных на овладении фонологическими (системно-структурными) и фонетическими (речевыми) свойствами фонетико¬фонологической системы американского варианта английского языка во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности, включающих изучение произносительной нормы американского английского в сопоставлении с британской произносительной нормой и направленных на развитие иноязычной коммуникативной профессиональной способности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обосновывается поэтапность и временная последовательность обращения к абстрактным и конкретным явлениям, к общим и частным свойствам фонетико-фонологической системы при овладении студентами общеамериканским произношением, а также в построении учебных моделей обучения студентов и школьников общеамериканскому произношению на основе просодических характеристик.
Практическая ценность диссертации состоит в разработке методики коммуникативно-ориентированного, профессионально¬направленного обучения студентов общеамериканскому произношению на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка». По этой методике предложена система упражнений, направленных на овладение студентами педагогически значимыми особенностями общеамериканского произношения на спецкурсе «Американский вариант английского языка», которая может найти применение на практических занятиях по обучению особенностям американского произношения в педагогических вузах и в общеобразовательных школах, а также на курсах по интенсивному овладению американским вариантом английского языка. Кроме того, предложенная система упражнений может быть использована для самостоятельной работы с целью корректировки и дальнейшего поддержания произносительных навыков и умений американского варианта английского языка.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Взаимосвязанное формирование навыков и умений основных видов речевой деятельности на американском варианте английского языка с навыками и умениями американского произношения способствует рациональному овладению релевантными особенностями общеамериканского произношения.
2. Овладение общеамериканским произношением на основе просодических характеристик предполагает поэтапное формирование системно-структурных (фонологических) и речевых (фонетических) навыков и умений в процессе обучения абстрактным и конкретным явлениям фонетико-фонологической системы языка, что обеспечивает развитие иноязычной коммуникативной способности у студентов и школьников.
3. Обучение студентов педагогически значимым особенностям общеамериканского произношения осуществляется посредством сопоставления произносительных особенностей американского и британского вариантов английского языка с учетом константных и вариативных свойств их фонетико-фонологических систем.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные теоретические и практические положения диссертации нашли свое отражение в учебном пособии по обучению студентов фонетике американского варианта английского языка, были представлены на межвузовских научных конференциях «Актуальные проблемы лингводидактики» на кафедре иностранных языков Тамбовского военного авиационного инженерного института в 1998 - 2001 гг., на вузовских конференциях «Контрастивная характеристика германских языков» в подсекции «Современные тенденции в методике преподавания иностранных языков» на кафедре иностранных языков Мичуринского государственного педагогического института в 1998 - 2001 гг.,
«Актуальные проблемы педагогической лингвистики» на кафедре педагогической лингвистики Мичуринского государственного педагогического института в 1998 - 2001 гг., на заседании лаборатории «Информационные технологии в обучении» Тамбовского государственного технического университета в 2001 г., на Первой региональной межвузовской научной конференции «Язык и общение» в Мичуринском государственном аграрном университете в 2001 г., а также опубликованы в тезисах и статьях. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Мичуринского государственного педагогического института, Мичуринского государственного аграрного университета
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект, предмет и цель исследования, формулируется гипотеза и конкретизируются задачи, раскрываются научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность, рассматриваются методы исследования, приводятся основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе анализируются методологические основы коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов общеамериканскому произношению на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка», в частности: обосновывается выбор общенаучных, частных и методических принципов исследования как основы для взаимосвязи общенаучных, частных и методических подходов исследования; рассматриваются лингвистические и психологические основы обучения студентов релевантным особенностям общеамериканского произношения на базе сформированных навыков и умений британского произношения; определяется место обучения иноязычному произношению при обучении основным видам речевой деятельности.
Вторая глава представляет разработку методики коммуникативно-ориентированного, профессионально-направленного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик. В данной главе рассмотрено содержание обучения американскому английскому и произносительным особенностям американского варианта английского языка; проанализированы основные средства обучения педагогически значимым особенностям американского произношения; предложена учебная модель обучения студентов общеамериканскому произношению с учетом закономерностей познания; в ходе опытного обучения студентов педагогически значимым особенностям американского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка» проверяется рациональность разработанной методики коммуникативно-ориентированного, профессионально¬направленного обучения студентов особенностям произношения американского английского; даны результаты опытного обучения студентов; представлены учебная модель и апробация методики обучения школьников произношению американского английского.
В заключении приводятся основные выводы диссертации.
В приложении представлены образцы тестов, используемых в ходе опытного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям произношения американского английского на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка».
Настоящая диссертация посвящена концептуальному обоснованию и разработке технологии коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в сопоставлении с британской произносительной нормой в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка».
В процессе моделирования системы коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов произношению GA решены следующие задачи:
- обоснован выбор общенаучных, частных и специфических принципов и подходов исследования;
- выявлен перечень произносительных навыков и умений, необходимый для общения на американском английском;
- проанализирована интеграция процесса овладения особенностями американского произношения в систему коммуникативно¬ориентированного обучения студентов американскому варианту английского языка;
- представлена учебная модель обучения студентов педагогически значимым произносительным особенностям американского английского;
охарактеризованы приемы обучения студентов общеамериканскому произношению;
проверена в ходе опытного обучения рациональность предлагаемой методики овладения студентами релевантными особенностями общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка».
Итак, методологической основой настоящей работы является взаимосвязь общенаучных, дидактических и методических подходов на основе взаимосвязи общенаучных, дидактических и методических принципов исследования.
Общенаучные способы исследования, являясь компонентами подходов исследования, предполагают обращение к закономерностям познания и к анализу фонетико-фонологического уровня языковой системы. Основной закономерностью приобретения знаний является путь познания фонетико-фонологического уровня языка от абстрактных явлений к конкретным. Под фонологическими особенностями понимаются
абстрактные явления фонетико-фонологической системы, под системы языка происходит посредством обращения к общим и частным ее свойствам. Просодические характеристики, в частности интонация, рассматриваются как общее коммуникативно значимое свойство высказывания, звуки - как частные минимальные единицы фонетико-фонологического уровня языка. Способы исследования фонетико-фонологического уровня языка от общего к частному предопределяют обратные способы исследования. Дальнейшее изучение фонетико-фонологического уровня языка предполагает взаимодействие прямого и обратного алгоритмов. При обучении произношению GA на основе просодических характеристик следует исходить из взаимосвязи общенаучных, частных и специфических подходов, а именно: системного, социокультурного и коммуникативного. На основе общенаучных принципов системности и развития обучение АЕ представляет развивающуюся систему, в которую, в соответствии с системным подходом, интегрируется процесс обучения общеамериканскому произношению. Системно-деятельностный подход основное внимание уделяет обучению релевантным особенностям GA в процессе в процессе речевого взаимодействия людей. Социокультурный подход в обучении общеамериканскому произношению направлен на овладение социокультурными особенностями произношения GA. При обучении произношению GA на основе просодических характеристик следует обращать внимание на социальную значимость интонации и обучать типу произношения, которым обладает образованная часть населения. Коммуникативный подход призван научить понимать естественную речь носителей GA и общаться на американском английском.
Выделение двух этапов обучения студентов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик имеет лингвистическое обоснование. Первый этап обучения произношению GA предусматривает в основном
Овладение социокультурными особенностями произношения GA происходит на двух этапах обучения. В работе делается вывод, что поэтапное формирование фонологических и фонетических навыков и умений GA во взаимосвязи с обучением основным видам речевой деятельности предполагает овладение общеамериканским произношением и обеспечивает развитие иноязычной коммуникативной способности у студентов.
Обучение произношению GA на основе просодических характеристик в рамках спецкурса по вариантологии носит специфический характер, поскольку осуществляется на базе сформированных навыков и умений произношения RP. Рациональное обучение студентов произношению GA на базе сформированных произносительных навыков и умений RP предполагает сначала выявление общих, константных признаков фонетико-фонологических систем GA и RP, а затем предусматривает изучение вариативных особенностей GA. Обучение произношению GA от общих свойств фонетико-фонологического уровня к частным или от интонации к артикуляции звуков соответствует формированию слухопроизносительных навыков и умений в онтогенезе, представляет прямой алгоритм и согласуется с дедуктивным способом получения фонетических знаний. Второй этап предусматривает взаимодействие прямого и обратного алгоритмов.
Поскольку без владения фонетическим уровнем языка невозможно овладение основными видами речевой деятельности, то коммуникативно-ориентированное обучение студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения предполагает взаимосвязанное формирование навыков и умений основных видов речевой деятельности на американском варианте английского языка с произносительными навыками и умениями.
В настоящей работе приведены необходимые знания, навыки и умения для успешного осуществления обучающимися речевой деятельности в GA, что предполагает владение константными/вариативными признаками GA и RP. Знание вариативных особенностей GA и RP является педагогически значимым для речи учителя.
Аудитивный неаутентичный и аутентичный тексты, неаудитивные и аудитивные материалы учебного взаимодействия, формул речевого общения и спонтанной речи рассматриваются в качестве главного средства коммуникативно-ориентированного обучения студентов особенностям произношения GA.
Согласно разработанной учебной модели обучения студентов произношению GA на основе просодических характеристик приведены приемы коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям произношения GA на спецкурсе «Американский вариант английского языка», направленные на развитие сопоставительной, фонологической, фонетической и педагогической способностей во взаимосвязи с основными видами речевой деятельностью, что определяет развитие иноязычной коммуникативной профессиональной способности. Последовательность развития названных компонентов иноязычной коммуникативной профессиональной способности характеризуется поэтапным формированием фонологических, нормативных и фонетических знаний, навыков и умений. В свою очередь, иноязычная коммуникативная профессиональная способность учителя общеобразовательной школы заключается не только во владении всеми видами речевой деятельности на АЕ, но и знанием психологических особенностей и личности школьника и методики обучения школьников общеамериканскому произношению. Для этих целей в работе предложена учебная модель обучения школьников произношению GA для об u (образовательных школ.
В ходе опытного обучения студентов подтвердилось предположение о том, что поэтапное, последовательное обучение студентов педагогических вузов абстрактным и конкретным явлениям, общим и частным свойствам фонетико-фонологической системы американского варианта английского языка на основе просодических характеристик во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности и с учетом релевантных особенностей общеамериканского произношения способствует формированию педагогически значимых произносительных навыков и умений у обучающихся.
Положительные результаты, полученные в ходе апробации студентами методики обучения школьников произношению GA на основе просодических характеристик в рамках факультатива «Американский вариант английского языка» в общеобразовательной школе свидетельствуют об уровне сформированности педагогической способности у студентов педагогических вузов. Также результаты апробации методики обучения школьников подтверждают тот факт, что поэтапное формирование фонологических и фонетических навыков и умений предполагает овладение общеамериканским произношением во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности и с учетом релевантных особенностей общеамериканского произношения и обеспечивает развитие иноязычных произносительных навыков и умений у школьников.
Перспективность данного исследования состоит во внедрении основных положений настоящей работы в практику коммуникативно-ориентированного, профессионально-направленного обучения студентов педагогических вузов общеамериканскому произношению на основе просодических характеристик. Не менее интересным является моделирование процесса коммуникативно-ориентированного обучения студентов не только общеамериканскому произношению, но и другим произносительным типам американского варианта английского языка, а также анализ интеграции процесса обучения произносительным типам американского английского при овладении лексическим и грамматическим аспектами речи на американском английском в систему обучения национальным вариантам английского языка.
В процессе моделирования системы коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов произношению GA решены следующие задачи:
- обоснован выбор общенаучных, частных и специфических принципов и подходов исследования;
- выявлен перечень произносительных навыков и умений, необходимый для общения на американском английском;
- проанализирована интеграция процесса овладения особенностями американского произношения в систему коммуникативно¬ориентированного обучения студентов американскому варианту английского языка;
- представлена учебная модель обучения студентов педагогически значимым произносительным особенностям американского английского;
охарактеризованы приемы обучения студентов общеамериканскому произношению;
проверена в ходе опытного обучения рациональность предлагаемой методики овладения студентами релевантными особенностями общеамериканского произношения на основе просодических характеристик в рамках спецкурса «Американский вариант английского языка».
Итак, методологической основой настоящей работы является взаимосвязь общенаучных, дидактических и методических подходов на основе взаимосвязи общенаучных, дидактических и методических принципов исследования.
Общенаучные способы исследования, являясь компонентами подходов исследования, предполагают обращение к закономерностям познания и к анализу фонетико-фонологического уровня языковой системы. Основной закономерностью приобретения знаний является путь познания фонетико-фонологического уровня языка от абстрактных явлений к конкретным. Под фонологическими особенностями понимаются
абстрактные явления фонетико-фонологической системы, под системы языка происходит посредством обращения к общим и частным ее свойствам. Просодические характеристики, в частности интонация, рассматриваются как общее коммуникативно значимое свойство высказывания, звуки - как частные минимальные единицы фонетико-фонологического уровня языка. Способы исследования фонетико-фонологического уровня языка от общего к частному предопределяют обратные способы исследования. Дальнейшее изучение фонетико-фонологического уровня языка предполагает взаимодействие прямого и обратного алгоритмов. При обучении произношению GA на основе просодических характеристик следует исходить из взаимосвязи общенаучных, частных и специфических подходов, а именно: системного, социокультурного и коммуникативного. На основе общенаучных принципов системности и развития обучение АЕ представляет развивающуюся систему, в которую, в соответствии с системным подходом, интегрируется процесс обучения общеамериканскому произношению. Системно-деятельностный подход основное внимание уделяет обучению релевантным особенностям GA в процессе в процессе речевого взаимодействия людей. Социокультурный подход в обучении общеамериканскому произношению направлен на овладение социокультурными особенностями произношения GA. При обучении произношению GA на основе просодических характеристик следует обращать внимание на социальную значимость интонации и обучать типу произношения, которым обладает образованная часть населения. Коммуникативный подход призван научить понимать естественную речь носителей GA и общаться на американском английском.
Выделение двух этапов обучения студентов релевантным особенностям общеамериканского произношения на основе просодических характеристик имеет лингвистическое обоснование. Первый этап обучения произношению GA предусматривает в основном
Овладение социокультурными особенностями произношения GA происходит на двух этапах обучения. В работе делается вывод, что поэтапное формирование фонологических и фонетических навыков и умений GA во взаимосвязи с обучением основным видам речевой деятельности предполагает овладение общеамериканским произношением и обеспечивает развитие иноязычной коммуникативной способности у студентов.
Обучение произношению GA на основе просодических характеристик в рамках спецкурса по вариантологии носит специфический характер, поскольку осуществляется на базе сформированных навыков и умений произношения RP. Рациональное обучение студентов произношению GA на базе сформированных произносительных навыков и умений RP предполагает сначала выявление общих, константных признаков фонетико-фонологических систем GA и RP, а затем предусматривает изучение вариативных особенностей GA. Обучение произношению GA от общих свойств фонетико-фонологического уровня к частным или от интонации к артикуляции звуков соответствует формированию слухопроизносительных навыков и умений в онтогенезе, представляет прямой алгоритм и согласуется с дедуктивным способом получения фонетических знаний. Второй этап предусматривает взаимодействие прямого и обратного алгоритмов.
Поскольку без владения фонетическим уровнем языка невозможно овладение основными видами речевой деятельности, то коммуникативно-ориентированное обучение студентов педагогических вузов релевантным особенностям общеамериканского произношения предполагает взаимосвязанное формирование навыков и умений основных видов речевой деятельности на американском варианте английского языка с произносительными навыками и умениями.
В настоящей работе приведены необходимые знания, навыки и умения для успешного осуществления обучающимися речевой деятельности в GA, что предполагает владение константными/вариативными признаками GA и RP. Знание вариативных особенностей GA и RP является педагогически значимым для речи учителя.
Аудитивный неаутентичный и аутентичный тексты, неаудитивные и аудитивные материалы учебного взаимодействия, формул речевого общения и спонтанной речи рассматриваются в качестве главного средства коммуникативно-ориентированного обучения студентов особенностям произношения GA.
Согласно разработанной учебной модели обучения студентов произношению GA на основе просодических характеристик приведены приемы коммуникативно-ориентированного обучения студентов педагогических вузов релевантным особенностям произношения GA на спецкурсе «Американский вариант английского языка», направленные на развитие сопоставительной, фонологической, фонетической и педагогической способностей во взаимосвязи с основными видами речевой деятельностью, что определяет развитие иноязычной коммуникативной профессиональной способности. Последовательность развития названных компонентов иноязычной коммуникативной профессиональной способности характеризуется поэтапным формированием фонологических, нормативных и фонетических знаний, навыков и умений. В свою очередь, иноязычная коммуникативная профессиональная способность учителя общеобразовательной школы заключается не только во владении всеми видами речевой деятельности на АЕ, но и знанием психологических особенностей и личности школьника и методики обучения школьников общеамериканскому произношению. Для этих целей в работе предложена учебная модель обучения школьников произношению GA для об u (образовательных школ.
В ходе опытного обучения студентов подтвердилось предположение о том, что поэтапное, последовательное обучение студентов педагогических вузов абстрактным и конкретным явлениям, общим и частным свойствам фонетико-фонологической системы американского варианта английского языка на основе просодических характеристик во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности и с учетом релевантных особенностей общеамериканского произношения способствует формированию педагогически значимых произносительных навыков и умений у обучающихся.
Положительные результаты, полученные в ходе апробации студентами методики обучения школьников произношению GA на основе просодических характеристик в рамках факультатива «Американский вариант английского языка» в общеобразовательной школе свидетельствуют об уровне сформированности педагогической способности у студентов педагогических вузов. Также результаты апробации методики обучения школьников подтверждают тот факт, что поэтапное формирование фонологических и фонетических навыков и умений предполагает овладение общеамериканским произношением во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности и с учетом релевантных особенностей общеамериканского произношения и обеспечивает развитие иноязычных произносительных навыков и умений у школьников.
Перспективность данного исследования состоит во внедрении основных положений настоящей работы в практику коммуникативно-ориентированного, профессионально-направленного обучения студентов педагогических вузов общеамериканскому произношению на основе просодических характеристик. Не менее интересным является моделирование процесса коммуникативно-ориентированного обучения студентов не только общеамериканскому произношению, но и другим произносительным типам американского варианта английского языка, а также анализ интеграции процесса обучения произносительным типам американского английского при овладении лексическим и грамматическим аспектами речи на американском английском в систему обучения национальным вариантам английского языка.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ОБЩЕАМЕРИКАНСКОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ
НА ОСНОВЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2001 - Методика обучения студентов педагогических вузов общеамериканскому произношению на основе просодических материалов
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2001



