ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ
|
Введение
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
С ПОЗИЦИИ НОВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Концепции трансформации экономической системы 14
1.2. Концептуальные основы новой институциональной экономической теории 20
1.3. Структура институциональной среды фармацевтического рынка
и закономерности ее формирования. 28
1.4. Трансформационные изменения фармацевтического рынка в период развития рыночных отношений 52
ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ СФЕРЫ 58
ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
2.1. Основные характеристики и объекты исследования взаимодействия между субъектами фармацевтического рынка 58
2.2. Конкуренция как системообразующий элемент конкурентных отношений в сфере обращения лекарственных средств 63
2.3. Анализ тенденций современного развития конкурентной среды и взаимодействия между субъектами фармрынка в России и за рубежом 70
2.4. Ситуационное моделирование взаимодействия субъектов фармацевтического рынка 104
ГЛАВА III. МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО 125
РЫНКА
3.1. Функционально - структурно - коммуникационная методология
изучения фармацевтического рынка 125
3.2. Концептуальная модель системы саморегулирования фармацевтического рынка 133
ГЛАВА IY. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ 140
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА
4.1. Причины формирования и закономерности развития конкурент¬
ной среды сферы обращения лекарственных средств 140
4.2. Регулирование конкурентных отношений на фармацевтическом
рынке 147
4.3. Методология диагностики и формирования конкурентной среды
регионального фармацевтического рынка. 160
ГЛАВА Y. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА 177
5.1. Научные основы управления конкурентоспособностью 177
л'- л
5.2. Методология анализа конкурентоспособности фармацевтического предприятия 184
5.3. Интегрированная оценка конкурентоспособности фармацевтических товаров 198
ГЛАВА YI. ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ 224
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
6.1. Концепция регулирования отдельных направлений деятельности
фармацевтической организации на основе учетной информации 224
6.2. Моделирование системы «Учет» и сравнительный анализ различных видов учета 226
6.3. Регулирование финансовой устойчивости организации на основе
информации бухгалтерского учета 231
6.4. Регулирование деятельности фармацевтической организации
с использованием процедур управленческого учета 253
6.4.1. Процедура выбора поставщика и анализ взаимодействия
оптового и розничного звена 255
6.4.2. Направления анализа ассортимента фармацевтического
торгового предприятия 263
ВЫВОДЫ 273
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 277
ПРИЛОЖЕНИЯ 309
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
С ПОЗИЦИИ НОВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Концепции трансформации экономической системы 14
1.2. Концептуальные основы новой институциональной экономической теории 20
1.3. Структура институциональной среды фармацевтического рынка
и закономерности ее формирования. 28
1.4. Трансформационные изменения фармацевтического рынка в период развития рыночных отношений 52
ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ СФЕРЫ 58
ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
2.1. Основные характеристики и объекты исследования взаимодействия между субъектами фармацевтического рынка 58
2.2. Конкуренция как системообразующий элемент конкурентных отношений в сфере обращения лекарственных средств 63
2.3. Анализ тенденций современного развития конкурентной среды и взаимодействия между субъектами фармрынка в России и за рубежом 70
2.4. Ситуационное моделирование взаимодействия субъектов фармацевтического рынка 104
ГЛАВА III. МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО 125
РЫНКА
3.1. Функционально - структурно - коммуникационная методология
изучения фармацевтического рынка 125
3.2. Концептуальная модель системы саморегулирования фармацевтического рынка 133
ГЛАВА IY. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ 140
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА
4.1. Причины формирования и закономерности развития конкурент¬
ной среды сферы обращения лекарственных средств 140
4.2. Регулирование конкурентных отношений на фармацевтическом
рынке 147
4.3. Методология диагностики и формирования конкурентной среды
регионального фармацевтического рынка. 160
ГЛАВА Y. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА 177
5.1. Научные основы управления конкурентоспособностью 177
л'- л
5.2. Методология анализа конкурентоспособности фармацевтического предприятия 184
5.3. Интегрированная оценка конкурентоспособности фармацевтических товаров 198
ГЛАВА YI. ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ 224
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
6.1. Концепция регулирования отдельных направлений деятельности
фармацевтической организации на основе учетной информации 224
6.2. Моделирование системы «Учет» и сравнительный анализ различных видов учета 226
6.3. Регулирование финансовой устойчивости организации на основе
информации бухгалтерского учета 231
6.4. Регулирование деятельности фармацевтической организации
с использованием процедур управленческого учета 253
6.4.1. Процедура выбора поставщика и анализ взаимодействия
оптового и розничного звена 255
6.4.2. Направления анализа ассортимента фармацевтического
торгового предприятия 263
ВЫВОДЫ 273
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 277
ПРИЛОЖЕНИЯ 309
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Трансформация государственного устройства и экономической системы РФ, сопровождаемая центробежными тенденциями в сферах управления и экономики медико-фармацевтического комплекса повлекла за собой ряд общих взаимосвязанных тенденций, включая: изменение роли государства и расширение механизмов рыночного взаимодействия в сфере оказания медицинской и фармацевтической помощи; децентрализацию управления службой в целом и передачу полномочий на региональный уровень; либерализацию цен на товары и услуги по лечению и профилактике здоровья; модификацию качественных и количественных параметров функционирования субъектов сферы здравоохранения.
Использование механизмов рыночного типа в секторе здравоохранения связано как с концептуальными, так и практическими проблемами. В концептуальном отношении здравоохранение рассматривается в качестве общественного блага с соблюдением принципов солидарности и всеобщего охвата. С другой стороны, механизмы взаимодействия рыночного типа основаны на допущении, что каждая услуга является товаром, который может быть продан с учетом величины спроса и предложения. Ограниченный характер финансовых ресурсов не позволяет рассчитывать на всеобщий охват медико-фармацевтической помощью. Поэтому, учитывая социальный статус медико-фармацевтической сферы, в условиях смешанной экономики особую актуальность приобретает решение проблемы рационального сочетания механизмов административного (государственного) воздействия и рыночного типа. Использование последних, прежде всего, касается сферы финансирования и распределения ресурсов (конкурсные программы, тендеры и т.п.). Этот комбинированный подход известен как государственная конкуренция или «квазирынок».
Выполняемые в последнее десятилетие научные исследования фармацевтического рынка под руководством, таких ученых как Апазов А.Д., Багирова В.Л., Дремова Н.Б., Карева Н.Н., Косова И.В., Лозовая Г.Ф., Лоскутова Е.Е., Лопатин П.В., Мошкова Л.В., Солонинина А.В., Сбоева С.Г., Скулкова Р.С., Хабриев Р.У. и др., в значительной степени ориентированы на разработку научно обоснованных подходов совершенствования лекарственного обеспечения в условиях смешанной экономики. Однако, большинство работ решают проблему регулирования фармацевтической отрасли и в очень малой степени затрагивают разработку теоретических основ анализа механизмов саморегулирования деятельности экономических субъектов сферы обращения лекарственных средств, таких как конкуренция, партнерство, контрактные отношения и др. В связи с этим, для выработки эффективных управленческих решений на различных уровнях регулирования и понимания процессов развития фармацевтического рынка, с нашей точки зрения, необходимо разработать методологические основы формирования и функционирования системы саморегулирования фармацевтического сектора с учетом современных экономических теорий.
В последние два десятилетия особое внимание зарубежных и отечественных экономистов (Абалкин Л.И., Львов Д.С., Норт Д., Нуреев Р.М., Олейник А.Н., Стиглер Дж., Уильямсон О., Харт О., Шаститко А.Е., Шумпетер Й. И др.) обращено на теории хозяйственных систем, позволяющих отразить их динамичность и последовательность в ходе исторического развития, избежать абсолютизации реальных тенденций и попыток создания некого идеала всеобщего согласия, а также учитывать взаимодействие различных факторов - элементов общественной среды.
Неудачи реформ на постсоветском пространстве и в некоторых странах бывшего соцлагеря ряд экономистов связывают с невниманием к институциональным аспектам преобразований и отсутствием подходов к построению эффективной институциональной структуры для рыночного хозяйства. Институциональная структура хозяйства детерминирует развитие всех экономических процессов. Следовательно, ее изучение открывает путь для разработки научно-обоснованной экономической политики. В этих условиях выработка комплексного подхода к изучению институциональной структуры фармацевтического рынка и формирующих ее факторов, научное исследование институционального механизма приобретает особое значение.
Актуальность исследования широкого круга проблем, связанных с изменением механизмов функционирования фармацевтического рынка в современной экономической среде, разработка научных подходов к формированию и анализу функционирования системы саморегулирования фармацевтического рынка на основе парадигмы новой институциональной экономической теории определили цель и задачи диссертационного исследования.
ЦЕЛЬ И ЗАДА ЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методологических основ функционирования системы саморегулирования фармацевтического рынка в рамках институциональной парадигмы для оптимизации деятельности организаций сферы обращения лекарственных средств при оказании фармацевтической помощи.
Для выполнения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
• проанализировать трансформационные изменения фармацевтического рынка РФ в новых социально-политических и экономических условиях;
• выявить и теоретически обосновать закономерности формирования институциональной среды фармацевтического рынка;
• изучить условия и тенденции взаимодействия экономических субъектов фармацевтического рынка;
• разработать методический подход к ситуационному моделированию взаимодействия экономических субъектов фармацевтического рынка;
• на основе теории организации разработать модель социально-экономической системы саморегулирования фармацевтического рынка;
• сформулировать организационно-экономические основы технологии диагностики конкурентной среды, выявить закономерности ее формирования на фармацевтическом рынке;
• определить направления стратегии формирования конструктивной конкуренции на фармацевтическом рынке;
• разработать гипотезы и следствия в отношении подходов к анализу конкуренто-способности субъектов и объектов фармацевтического рынка;
• разработать концепцию регулирования деятельности фармацевтической организации на основе использования учетной информации.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА, ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Трансформация государственного устройства и экономической системы РФ, сопровождаемая центробежными тенденциями в сферах управления и экономики медико-фармацевтического комплекса повлекла за собой ряд общих взаимосвязанных тенденций, включая: изменение роли государства и расширение механизмов рыночного взаимодействия в сфере оказания медицинской и фармацевтической помощи; децентрализацию управления службой в целом и передачу полномочий на региональный уровень; либерализацию цен на товары и услуги по лечению и профилактике здоровья; модификацию качественных и количественных параметров функционирования субъектов сферы здравоохранения.
Использование механизмов рыночного типа в секторе здравоохранения связано как с концептуальными, так и практическими проблемами. В концептуальном отношении здравоохранение рассматривается в качестве общественного блага с соблюдением принципов солидарности и всеобщего охвата. С другой стороны, механизмы взаимодействия рыночного типа основаны на допущении, что каждая услуга является товаром, который может быть продан с учетом величины спроса и предложения. Ограниченный характер финансовых ресурсов не позволяет рассчитывать на всеобщий охват медико-фармацевтической помощью. Поэтому, учитывая социальный статус медико-фармацевтической сферы, в условиях смешанной экономики особую актуальность приобретает решение проблемы рационального сочетания механизмов административного (государственного) воздействия и рыночного типа. Использование последних, прежде всего, касается сферы финансирования и распределения ресурсов (конкурсные программы, тендеры и т.п.). Этот комбинированный подход известен как государственная конкуренция или «квазирынок».
Выполняемые в последнее десятилетие научные исследования фармацевтического рынка под руководством, таких ученых как Апазов А.Д., Багирова В.Л., Дремова Н.Б., Карева Н.Н., Косова И.В., Лозовая Г.Ф., Лоскутова Е.Е., Лопатин П.В., Мошкова Л.В., Солонинина А.В., Сбоева С.Г., Скулкова Р.С., Хабриев Р.У. и др., в значительной степени ориентированы на разработку научно обоснованных подходов совершенствования лекарственного обеспечения в условиях смешанной экономики. Однако, большинство работ решают проблему регулирования фармацевтической отрасли и в очень малой степени затрагивают разработку теоретических основ анализа механизмов саморегулирования деятельности экономических субъектов сферы обращения лекарственных средств, таких как конкуренция, партнерство, контрактные отношения и др. В связи с этим, для выработки эффективных управленческих решений на различных уровнях регулирования и понимания процессов развития фармацевтического рынка, с нашей точки зрения, необходимо разработать методологические основы формирования и функционирования системы саморегулирования фармацевтического сектора с учетом современных экономических теорий.
В последние два десятилетия особое внимание зарубежных и отечественных экономистов (Абалкин Л.И., Львов Д.С., Норт Д., Нуреев Р.М., Олейник А.Н., Стиглер Дж., Уильямсон О., Харт О., Шаститко А.Е., Шумпетер Й. И др.) обращено на теории хозяйственных систем, позволяющих отразить их динамичность и последовательность в ходе исторического развития, избежать абсолютизации реальных тенденций и попыток создания некого идеала всеобщего согласия, а также учитывать взаимодействие различных факторов - элементов общественной среды.
Неудачи реформ на постсоветском пространстве и в некоторых странах бывшего соцлагеря ряд экономистов связывают с невниманием к институциональным аспектам преобразований и отсутствием подходов к построению эффективной институциональной структуры для рыночного хозяйства. Институциональная структура хозяйства детерминирует развитие всех экономических процессов. Следовательно, ее изучение открывает путь для разработки научно-обоснованной экономической политики. В этих условиях выработка комплексного подхода к изучению институциональной структуры фармацевтического рынка и формирующих ее факторов, научное исследование институционального механизма приобретает особое значение.
Актуальность исследования широкого круга проблем, связанных с изменением механизмов функционирования фармацевтического рынка в современной экономической среде, разработка научных подходов к формированию и анализу функционирования системы саморегулирования фармацевтического рынка на основе парадигмы новой институциональной экономической теории определили цель и задачи диссертационного исследования.
ЦЕЛЬ И ЗАДА ЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методологических основ функционирования системы саморегулирования фармацевтического рынка в рамках институциональной парадигмы для оптимизации деятельности организаций сферы обращения лекарственных средств при оказании фармацевтической помощи.
Для выполнения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
• проанализировать трансформационные изменения фармацевтического рынка РФ в новых социально-политических и экономических условиях;
• выявить и теоретически обосновать закономерности формирования институциональной среды фармацевтического рынка;
• изучить условия и тенденции взаимодействия экономических субъектов фармацевтического рынка;
• разработать методический подход к ситуационному моделированию взаимодействия экономических субъектов фармацевтического рынка;
• на основе теории организации разработать модель социально-экономической системы саморегулирования фармацевтического рынка;
• сформулировать организационно-экономические основы технологии диагностики конкурентной среды, выявить закономерности ее формирования на фармацевтическом рынке;
• определить направления стратегии формирования конструктивной конкуренции на фармацевтическом рынке;
• разработать гипотезы и следствия в отношении подходов к анализу конкуренто-способности субъектов и объектов фармацевтического рынка;
• разработать концепцию регулирования деятельности фармацевтической организации на основе использования учетной информации.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА, ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. В результате углубленного анализа экономической литературы по вопросам 00- держания трансформационных процессов, затрагивающих фармацевтическую отрасль, их инициации и результативности нами выявлена тенденция методологического плюрализма. Обзор основных теорий трансформации показал, что каждая из них специализируется на исследовании определенного вида трансформации: сознательно осуществляемых и рефлексивных (теория экономических трансформаций); внутри¬системных и эволюционных (теория трансформации капитализма); повторяющихся и качественно определенных (теория циклов); межсистемных и революционных (теория переходной экономики); адаптивных и катастрофичных (теория кризисов и катастроф). Различные теории подтверждают закономерность трансформаций, несмотря на то, что они могут иметь единично-локальный, функциональный или межсистемный (глобальный) характер. В то же время, они не имеют самостоятельного значения для понимания движущих сил этих преобразований, которые составляют предмет исследований концепций (системно-структурный, эволюционный и институциональный подходы), где трансформация рассматривается как внутренняя часть процессов глобальной экономической динамики.
2. На основе эпистемологического анализа «жесткого ядра» неоклассической теории и новой институциональной экономической теории установлено, что последняя является принципиально новой научной парадигмой, базирующейся на теориях неполной рациональности индивида, трансакционных издержек, организации, контрактов, а также доказательствах наличия различного количества точек равновесия на рынке. Изучение базового семантического аппарата НИЭТ по категориям норма, институт, трансакционные издержки позволило сформулировать содержание предмета институциональной экономики фармацевтического сектора как изучение системы динамических отношений между взаимосвязанными элементами институциональной среды фармацевтического рынка, которую образуют формальные и неформальные институты, соглашения, организации фармацевтического рынка и механизмы их взаимодействия.
3. В результате анализа семантического аппарата НИЭТ, нами определены структурные элементы институциональной среды: институты (формальные и неформальные правила; политические, экономические, системы контрактации); соглашения; организации фармацевтического рынка и механизмы их взаимодействия (рыночные и административные). Использование методического подхода к изучению исторических аспектов развития системы взаимодействия экономических субъектов фармацевтического рынка на основе экономико-социального критерия позволило выделить периоды традиционных, зарождающихся рыночных, командно - административных и рыночных институтов, а также установить, что формирование институциональной среды характеризуется рядом закономерностей: 1. При эволюционной смене институтов наблюдается сильная и средняя степень зависимости между старыми и новыми институтами; при революционной смене институтов имеет место независимость институтов. 2. Смена институтов происходит через периоды «институционального вакуума». Фармацевтический рынок при переходе от командно-административных институтов к рыночным, характеризовали следующие трансформационные изменения: легализация всех форм собственности; появление субъектов с принципиально новым для отечественной экономики организационно-правовым статусом; количественный рост субъектов и объектов рынка; децентрализация управления; расширение механизмов саморегулирования; доступ к фармацевтической помощи в соответствии с социетальной трансформацией общества; дефицит фармацевтических кадров; развитие иерархии формальных правил.
4. Проведение онтологического, гносеологического и методологического анализа категории взаимодействия дало возможность, во-первых, систематизировать совокупность представлений о взаимодействии и создать оригинальное семейство их классификаций; во-вторых, установить, что социально-экономические отношения между субъектами фармацевтического рынка носят эмерджентный характер; в-третьих, от¬нести к основным объектам при исследовании взаимодействия - закономерности, условия, принципы и практическую реализацию обменного процесса.
2. На основе эпистемологического анализа «жесткого ядра» неоклассической теории и новой институциональной экономической теории установлено, что последняя является принципиально новой научной парадигмой, базирующейся на теориях неполной рациональности индивида, трансакционных издержек, организации, контрактов, а также доказательствах наличия различного количества точек равновесия на рынке. Изучение базового семантического аппарата НИЭТ по категориям норма, институт, трансакционные издержки позволило сформулировать содержание предмета институциональной экономики фармацевтического сектора как изучение системы динамических отношений между взаимосвязанными элементами институциональной среды фармацевтического рынка, которую образуют формальные и неформальные институты, соглашения, организации фармацевтического рынка и механизмы их взаимодействия.
3. В результате анализа семантического аппарата НИЭТ, нами определены структурные элементы институциональной среды: институты (формальные и неформальные правила; политические, экономические, системы контрактации); соглашения; организации фармацевтического рынка и механизмы их взаимодействия (рыночные и административные). Использование методического подхода к изучению исторических аспектов развития системы взаимодействия экономических субъектов фармацевтического рынка на основе экономико-социального критерия позволило выделить периоды традиционных, зарождающихся рыночных, командно - административных и рыночных институтов, а также установить, что формирование институциональной среды характеризуется рядом закономерностей: 1. При эволюционной смене институтов наблюдается сильная и средняя степень зависимости между старыми и новыми институтами; при революционной смене институтов имеет место независимость институтов. 2. Смена институтов происходит через периоды «институционального вакуума». Фармацевтический рынок при переходе от командно-административных институтов к рыночным, характеризовали следующие трансформационные изменения: легализация всех форм собственности; появление субъектов с принципиально новым для отечественной экономики организационно-правовым статусом; количественный рост субъектов и объектов рынка; децентрализация управления; расширение механизмов саморегулирования; доступ к фармацевтической помощи в соответствии с социетальной трансформацией общества; дефицит фармацевтических кадров; развитие иерархии формальных правил.
4. Проведение онтологического, гносеологического и методологического анализа категории взаимодействия дало возможность, во-первых, систематизировать совокупность представлений о взаимодействии и создать оригинальное семейство их классификаций; во-вторых, установить, что социально-экономические отношения между субъектами фармацевтического рынка носят эмерджентный характер; в-третьих, от¬нести к основным объектам при исследовании взаимодействия - закономерности, условия, принципы и практическую реализацию обменного процесса.



