Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ КОМПОЗИТНЫХ ТРОЙНИКОВ ТРУБОПРОПРОВОДОВ

Работа №28791

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

технология строительных процессов

Объем работы149
Год сдачи2002
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
692
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1.1. Анализ конструкторско-технологических решений фасонных
элементов трубопроводов топливных систем авиационной промышленности и нефтепроводов 11
1.2. Анализ технологических решений в производстве композитных тройников 22
1.3. Анализ существующих подходов к проектированию конструкции
и технологии изготовления изделий из композитов 29
1.4. Цель и задачи исследования 37
Глава 2. Разработка методик для конструирования и расчета фасонных элементов трубопроводов из КМ 39
2.1. Модели приближенного расчета конструктивно-технологических
параметров фасонных элементов трубопроводов 39
2.2. Использование метода конечных элементов для проектного
расчета многослойных конструкций из КМ 42
2.3. Конструкторско-технологическое проектирование тройников,
изготовленных склеиванием стеклопластиковых труб 68
Глава 3. Модели совмещенного конструкторско-технологического проектирования тройника из КМ. Разработка и построение морфологических блоков и баз данных 72
3.1. Алгоритм и этапы синтеза конструкторско-технологических
решений фасонных элементов трубопроводов из ПКМ 72
3.2. Выбор предпочтительных вариантов с использованием функций
полезности и платы за полезность 83
3.3. Разработка и построение морфологических блоков и баз данных
конструкции фасонных элементов трубопроводов из ПКМ 87
3.4. Разработка и построение морфологических блоков и баз данных
технологии изготовления фасонных элементов трубопроводов из ПКМ 100
3.5. Создание укрупненного техпроцесса 112
3.6. Создание конструкторско-технологической документации для
синтезированных вариантов 115
Глава 4. Практическое применение разработанных моделей конструкторско-технологического проектирования криогенного и нефтепромыслового тройников 119
4.1. Анализ технического задания на разработку криогенного тройника 119
4.2. Совмещенное конструкторско-технологическое проектирование
криогенного тройника 122
4.3. Выбор конструктивно-технологических параметров силовой
оболочки криогенного тройника 128
4.4. Анализ технического задания на разработку нефтепромысловых
тройников магистральных трубопроводов 130
4.5. Совмещенное конструкторско-технологическое проектирование
нефтепромыслового тройника поддержки пластового давления 132
4.6. Выбор конструктивно-технологических параметров силовой
оболочки нефтепромыслового тройника 136
Заключение и общие выводы по диссертационной работе 141
Список литературы 142

Применение композиционных материалов (КМ) определяется необходимостью повышения эффективности разрабатываемых конструкций. В свою очередь КМ открывают возможности для реализации принципиально новых конструкторских решений и технологических процессов. Эффективная реализация достоинств этих материалов в конструкциях требует решения комплекса задач, связанных с конструированием изделия, выбором материалов, с определением рациональной структуры материала, соответствующей полю механических, тепловых, химических и других воздействий, с учетом существующих технологических ограничений.
На рис. 1.1 представлена круговая диаграмма потребления полимерных композиционных материалов (ПКМ) в наиболее развитых государствах мира в различных отраслях народного хозяйства. Как следует из рис. 1.1, наибольшее применение ПКМ в настоящее время находят в нефтегазодобывающей промышленности, в авиаракетостроении и в космических программах.
Для снижения массы конструкции необходимо широкое применение новых материалов (в первую очередь ПКМ) и использование методов оптимального проектирования. Композиционные материалы используются в производстве транспортных (АН-28, АН-72, ’'Руслан”), пассажирских (ИЛ-86, ИЛ-96-300, ИЛ-114, ТУ-204, ТУ-334), спортивных (СУ-26М, СУ-29), военных (СУ-27, С-37, изд. 70) самолетов.
Некоторые элементы конструкций космических аппаратов станций изготавливают из композитов. К ним относятся высокопрочные штанги ферм, панели солнечных батарей, сосуды давления, "сухие" отсеки, рефлекторы и т.п. Для космической станции "Альфа", созданной в соответствии с российско-американской программой, многие конструкции изготавливались из композиционных материалов.
Особое место занимают КМ в космических программах XXI века. В рамках разработки демонстратора Х-34 (прототип космического челнока нового поколения) создаётся экспериментальный бак жидкого кислорода и крыло из КМ. По данным печати [1] планируется создание двух баков из КМ: первый для стендовых, второй для лётных испытаний. В ГКНПЦ им. Хруничева в план экспериментальных работ включено создание криогенного топливного бака из КМ для 1 ступени универсального разгонного модуля (УРМ) ракет системы “Ангара”.
МГТУ им. Н.Э. Баумана уже несколько лет успешно сотрудничает с КБ "Салют" в области разработки и изготовления прямых и криволинейных трубопроводов из ПКМ для разгонного блока изделий 12КРБ и КВРБ ракеты- носителя "Протон". Применение трубопроводов из ПКМ также предусмотрено в новой РН “Ангара”.
Применение КМ в конструкциях криогенной техники приводит к экономии массы в 1,5-2 раза по сравнению с аналогичными металлическими конструкциями. При разработке изделий из КМ для криогенной техники очень важно, чтобы отдельные детали были созданы из материалов с одинаковыми коэффициентами линейного термического расширения (КЛТР). Иначе, в дополнение к основным нагрузкам возникают температурные.
Использование ПКМ предоставляет возможность широкого выбора исходных компонентов материала, структурных схем материалов в конструкции, технологических способов формообразования, геометрии и формы конструкции, что дает большую степень свободы разработчику.
В настоящее время во всем мире производится более 200 тысяч тонн труб из ПКМ, в основном из стеклопластика. Углепластиковые трубы более дороги и их применение целесообразно только для снижения массы конструкции. В криогенных конструкциях трубопроводов для силовой оболочки широкое применение нашли полиимидные пленки. Наиболее известными зарубежными фирмами, которые производят композитные трубы, являются: "Пластрекс- Манурен" (Франция), 'Труппо-Сарпласт" (Италия), "Хеганес" (Швеция), "Макклау-Андерсен инк", "Амерон" и "Центрон" (США). Только в США произ¬водится до 100 тысяч тонн, а в Германии и Италии - до 25 тысяч тонн труб в год.
В России и на Украине (в остальных странах СНГ подобного производства вообще нет) изготавливается не более 4 тысяч тонн стеклопластиковых труб. В России и на Украине имеются фирмы, накопившие уникальный опыт создания конструкций из ПКМ, на которых возможно производство труб и трубопроводов.
Соответственно возникла потребность производства не только трубопроводов, но также тройниковых и других фасонных элементов для трубопроводов различного назначения, в частности нефтегазовых. Силовая оболочка фасонного элемента имеет сложную форму с точки зрения намотки и в настоящее время производство фасонных элементов ограничено. Литературы, в которой рассматривается изготовление подобных элементов, также крайне мало [2].
Особенно это относится к трубопроводам, применяемым в аэро¬космической технике и при добыче нефти и газа, когда предъявляемые требования находятся в области экстремальных. В аэрокосмонавтике и ракетостроении это связано с началом широкого применения криогенных топлив - жидкого кислорода, жидкого водорода и сжиженного природного газа, поскольку возможности ныне используемых топлив через 25-30 лет будут исчерпаны. Поэтому в настоящее время активно разрабатывается концепция криогенного топливного комплекса ракетных и аэрокосмических систем, и прорабатываются конструкторско-технологические решения агрегатов, баков и трубопроводов.
Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав и заключения.
Во введении сформулирована научная проблематика, цель и методы исследования. Приводится краткое изложение содержания, а также основные положения, выносимые на защиту.
Глава I посвящена анализу конструкторско-технологических решений (КТР) фасонных элементов трубопроводов топливных систем ракетно- космической, авиационной промышленности, а также нефтепроводов, рассмотрены принципы автоматизации проектирования конструкции и технологии изготовления изделий из ПКМ, современные методы расчета. Глава содержит обзор и анализ работ, выполненных в данной проблемной области, в результате которого сформулированы цель исследования и ряд задач, подлежащих решению.
Во второй главе изложены: модели расчета конструктивно-технологических параметров фасонных элементов трубопроводов, применение метода конечных элементов для расчета, проведено описание оболочечной конечно-элементной модели НДС тройников трубопроводов из композитов, рассмотрено проектирование тройников, изготовленных склеиванием стеклопластиковых труб.
В третьей главе изложены: алгоритм и этапы синтеза КТР фасонных элементов трубопроводов из ПКМ, задача выбора рациональных вариантов КТР с использованием функций полезности и платы за полезность, разработаны морфологические блоки и базы данных для совмещенного конструкторско- технологического проектирования фасонных элементов из ПКМ, рассмотрены технология изготовления фасонного элемента и автоматизация подготовки конструкторско-технологической документации.
В четвертой главе на основе реальных технических заданий на разработку криогенного тройника для топливопровода ЛА и нефтепромыслового тройника показано практическое использование моделей совмещенного конструкторско- технологического проектирования для выбора наилучших КТР из множества альтернативных. Для определения схемы армирования и толщины силовой оболочки тройника проведен расчет методом конечных элементов.
Все вышесказанное подтверждает актуальность, научную новизну и важность рассматриваемых в диссертации задач.
В основу данной диссертационной работы положены научно- исследовательские работы, выполненные при непосредственном участии автора в МГТУ им. Н.Э.Баумана и в КБ “Салют”.
Объектом исследования является процесс разработки сложных фасонных конструкций на примере тройников трубопроводов из КМ, а предметом исследования - модели, устанавливающие процедуру совмещенного проектирования конструкции и технологии их изготовления по некоторым критериям.
Теоретической основой диссертации является комплексный подход, основанный на единстве материалов, конструкции и технологии изготовления. Теоретические разработки выполнены на базе аппарата метода конечных элементов, теории оптимизации армированных композитов с использованием численных компьютерных экспериментов для оценки достоверности разработанных моделей.
Научная новизна состоит в совместной разработке конструкции, технологии и методов расчета тройниковых соединений трубопроводов из КМ.
Были получены следующие новые научные результаты:
• Разработана математическая модель расчета тройников из КМ, обоснован и подтвержден выбор конечного элемента для расчета композитных тройников.
• Установлены зависимости для напряжений и деформаций в тройниках от способа изготовления и углов армирования при действии внутреннего давления и осевых нагрузок.
• Разработаны основные принципы проектирования композитных тройников трубопроводов в совмещенной системе синтеза и выбора конструкторско- технологических решений, позволяющие сократить время проектирования. Практическую ценность представляют:
• БД конструкции и технологии тройниковых элементов трубопроводов из ПКМ;
• программа автоматического разбиения тройникового элемента на конечные элементы;
• показана возможность использования существующих систем автоматизированного проектирования для автоматизации подготовки КД и создания 3х мерной модели тройника;
• разработанные в работе модели могут быть использованы в виде
Разработанные методики и электронные базы данных внедряются на предприятиях компании АО “Российская инновационная топливно- энергетическая компания”, что позволило повысить качество разработок и сократить время проектирования на этапе технических предложений в 3...5 раз.
Достоверность результатов исследования подтверждена сравнительными оценками выходных характеристик компьютерных КТР тройников с результатами испытаний экспериментальных образцов аналогичных тройников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В представленной диссертации решена важная задача, направленная на сокращение сроков конструкторско-технологического проектирования и повышение качества фасонных элементов трубопроводов топливных систем аэрокосмической техники и нефтепроводов.
2. Рассмотрены различные технологии изготовления фасонных элементов трубопроводов из ПКМ. Варианты технологии учтены при формировании морфоклассов технологии и синтезе конструкторско- технологических решений.
3. Исследована возможность использования существующих систем автоматизированного проектирования для автоматизации выпуска КД для синтезированных вариантов.
4. Реализован метод расчета фасонных элементов из КМ, основанный на МКЭ с использованием программы MSC/Nastran. Проведен анализ результатов расчетов и сравнение с результатами экспериментальных исследований.
5. Разработаны структура и состав морфологических блоков и баз данных конструкции и технологии фасонных элементов трубопроводов из ПКМ, на основе декомпозиции изделия, как по элементам конструкции, так и по элементам технологии их изготовления.
6. Использованы математические методы морфологического анализа и синтеза, позволяющие осуществлять генерацию вариантов без перебора синтезируемых элементов, уменьшать пространство допустимых решений посредством отсеивания заведомо непригодных вариантов по конструкторским и технологическим ограничениям, качественного и количественного характера, а также по физической несовместимости элементов синтеза между собой.



1. И.Черный “Новости космонавтики” №5 2000.
2. Johan Scholliers, Hendrik Van Brussel, Computer-integrated filament winding: computer-integrated design, robotic filament winding and robotic quality control. Composites manufacturing, №1, 1994.
3. Каган Д.Ф. Трубопроводы из пластмасс. - М., Химия, 1980.
4. Технология и оборудование для сварки и склеивания пластмассовых труб в системах газо- и водоснабжения. /АН УССР. Институт электросварки им. Е.О.Патона. - Киев, ИЭС им. Е.О.Патона, 1985. - 98с.
5. Дудко Д.А. и др. Сварка особотонкостенных труб. - М., “Машиностроение”, 1977.
6. Гуревич Д.Ф., Шпаков О.Н. Справочник конструктора трубопроводной арматуры. - Л., “Машиностроение”,1987. -517с.
7. Буланов И.М. Дисс. докт. техн. наук.
8. Буланов И.М., Воробей В.В. Технология ракетных и аэрокосмических
* конструкций из композиционных материалов. - М.: МГТУ, 1998.-516с.
9. Буланов И.М., Кузнецов В.М., Нехороших Г.Е. Исследование технологии изготовления металлоуглепластиковых криогенных трубопроводов // Технология: Межотраслевой научно-технический сборник (Миасс). - 1994. - №2. - С. 23-34. - д.с.п.
10. Буланов И.М., Комков М.А., Нехороших Г.Е. Опыт создания криогенных труб из КМ // Технология: Межотраслевой научно-технический сборник (Миасс). -1991. -№4. - С. 31-45. - д.с.п.
11. Смыслов В.И. Научно-технические основы создания высокоэффективных корпусов РДТТ из КМ: Автореферат на соискание диссертации доктора технических наук: 05.07.04. - М., 1985. -432с.
12. Половников С.П. Разработка и внедрение высокоэффективных КМ, новейших технологических решений и комплексов оборудования: Дисс. докт.техн.наук: 05.02.08. - М., 1982. - 78с. - с.
13. Композиционные материалы: Справочник / В.В. Васильев, В.Д. Протасов,И.А. Соловьев и др.; Под общей редакцией В.В. Васильева, Ю.М. Тарнопольского. - М.: Машиностроение, 1990. - 512с.
14. Цыплаков О.Г. Конструирование изделий из композиционных волокнистых материалов. - Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1984. - 140с.
15. Рогинский С.А., Дрейцер В.И. Предварительно пропитанные ровинги - новый материал для изделий, формируемых методом намотки. - М.: ВНИИСПВ, 1975.-62с.
16. Рогинский С.Л., Канович М.З., Колтунов М.А. Высокопрочные стеклопластики. - М.: Химия, 1979. - 144с.
17. Буланов И.М., Добровольский А.К., Харченко Е.Ф. Оптимизация технологии изготовления изделий из органопластика по структурным параметрам // Применение пластмасс в машиностроении. -1981. -№18. - С. 81-91.
18. Протасов В.Д., Филипенко А.А., Харченко Е.Ф. Влияние структурной неоднородности распределения компонентов в намоточных изделиях на их несущую способность // Проблемы прочности. - 1978. -№4. -С.82-86.
19. Комков М.А., Буланов И.М. Определение конструктивно-технологических
* параметров оболочек, намотанных из композиционных материалов. - М.: МГТУ, 1992. - 84с.
20. Булатов Г.А. Пенополиуретаны и их применение на летательных аппаратах. - М.: Машиностроение, 1970. -212с.
21. Термопластичные полиуретаны: Каталог. - Черкассы: НПО "Полимерсинтез", 1989. - 10 с.
22. Вспененные пластические массы. - Черкассы: НПО "Полимерсинтез", 1988. -39 с.
23. Вспененные пластические массы: Сборник трудов НПО "Полимер-синтез". - М.: НИИТЭХИМ, 1990. - 223 с.
24. Сатель Э.А., Летенко В.А., Брянский Г.А. Основы технической подготовки производства и организации труда. - М.: Машгиз, 1959.-243с.
25. Киселев Г.А., Венгеровский Ю.Я. Структура технологической подготовки производства //Стандарты и качество. - 1969. - № 11. -С. 29-35.
26. Исаченко В.А. Новые принципы подхода и формирования научных исследований в области техники и технологии. // Тр. XIX чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского. - М., 1985. - С. 17-33.
27. Смирнов А.В. Модели и средства концептуального проектирования автоматизированных производственных систем: Дисс. докт. техн, наук: 05.13.16. - С.-Петербург, 1994. - 314 с.
28. Смирнов А.В., Юсупов Р.М. Совмещенное проектирование: необходимость, проблемы внедрения, перспективы. - С.-Петербург: СПИИРАН, 1992. -37 с.
29. Богомольский М.А. Автоматизированное проектирование авиационных конструкций. Этап предварительного проектирования. - Казань: КАИ, 1982. -68 с.
30. Резниченко В.И. Оптимизация структуры и технологических параметров силовых элементов конструкции летательных аппаратов из гибридных композиционных материалов на полимерной матрице: Автореферат дисс. канд.техн.наук: 05.07.04. - М., 1983. - 19 с.
31. Тарасов В.Б. Применение методов нечеткой математики на ранних стадиях проектирования динамических систем // Научно-технический прогресс в машиностроении и приборостроении. - М.: МВТУ, 1982, - Вып.2. - 57 с.
32.Осин М.И. Методы автоматизированного проектирования летательных аппаратов. - М.: Машиностроение, 1984. - 176 с.
33. Прокофьев Г.И. Концепция создания автоматизированной технологии формообразования оптимальных конструкций из волокнистых композиционных материалов. Система автоматизированного формообразования. “Автоматизация и современные технологии”. №11 1999. с.18-28.
34. Прокофьев Г.И. Концепция создания автоматизированной технологии формообразования оптимальных конструкций из волокнистых композиционных материалов. Система автоматического формования. “Автоматизация и современные технологии”. №8 1999. с. 14-25.
35. Прокофьев Г.И. Концепция создания автоматизированной технологии формообразования оптимальных конструкций из волокнистых композиционных материалов. Состояние и проблемы. “Автоматизация и современные технологии”. №5 1999. с. 18-28.
36. Елькин А.В. Кузнецов А.И. Метод системного подхода при исследовании
w трубных соединений типа “Раструб”. “Автоматизация и современные технологии”. №10 1999. с.34-37.
37. Куликов Ю.А. Расчет тройникового соединения тонкостенных труб методом конечных элементов. Дисс. канд. техн. наук. 1974.
38. Попов Б.Г. Расчет многослойных конструкций вариационно-матричными методами: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГТУ, 1993. -294 с.
39. Скопинский В.Н. Напряженное состояние в пересекающихся оболочках: Автореферат на соискание диссертации доктора технических наук: 01.02.03.- М., 1988.-33с.
40. Алешин В. и др. Практическая технология комплексной оценки состояния трубопроводов. // САПР и графика. -№7, 1999.
41. Левяков С.В. Геометрически нелинейный анализ напряженно-
деформированного состояния элементов трубопроводов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.техн.наук:05.07.03. - Новосибирск, 1995. -18 с.
42. Роганов А.С. Разработка рациональной конструкции и совершенствование технологии изготовления тройников судовых трубопроводов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.техн.наук:05.08.04. -СПб, 1996. -20 с.
43. MSC/NASTRAN V70.5 QUICK REFERENCE GUIDE, THE MACNEAL- SCHWENDLER CORPORATION, 1998.
44. John M. Lee MSC/NASTRAN Version 69+ Linear Static Analysis User’s Guide, 1994.
45. Robert S. Lahey и др., MSC/NASTRAN Version 68 Reference Manual, 1994.
46. Усюкин В.И. Строительная механика конструкций космической техники. - М.: Машиностроение, 1988, - 392с.
47. Баслык К.П., Попов Б.Г. Треугольный шестиузловой конечный элемент с 36 степенями свободы. // Вестник МГТУ им. Баумана. Сер. Машиностроение - М.: МГТУ им. Баумана, 2002, Вып.З (48) - с. 3-14.
48. Бакулин В.Н., Рассоха А.А.. Метод конечных элементов и голографическая интерферометрия в механике композитов. - М.: Машиностроение, 1987, - 312с.
49.Зенкевич О. Морган К. Конечные элементы и аппроксимация. - М.: Мир,1986,-318c.
50.Зенкевич О. Метод конечных элементов в технике. - М.: Мир, 1975, - 541с.
51. Композиционные материалы: Справочник / В.В. Васильев, В.Д. Протасов, В.В. Болотин и др.; Под общ. ред. В.В. Васильева, Ю.М. Тарнопольского. - М.: Машиностроение, 1990. - 512 с.
52. Лизин В.Т., Пяткин В.А. Проектирование тонкостенных конструкций. — М.: Машиностроение, 1994.-381с.
53. Егоров В.Н. Расчетные модели комбинированных соединений в конструкциях летательных аппаратов.// Авиационная промышленность. - №8, 1995г.
54. Беллман Р., Заде Л. Принятие решений в расплывчатых условиях // Вопросы анализа и процедуры принятия решений. -М: Мир, 1976.-С. 172-215.
55.Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. - М.: Мир, 1976. - 165 с.
56. Микони С.В. Методы и алгоритмы принятия решений. - М.: Машиностроение, 1995. - 186 с.
57. Ларичев О.И. Качественные методы принятия решений. - М.: Наука, 1996.-231 с.
58. Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. - М.: Наука, 1982. - 256 с.
59. Кини Р., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. - М.: Радио и связь, 1981. - 559 с.
бО.Мушик Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений. - М.: Мир, 1990.-204 с.
61.Перфильев С.А., Тарасов В.Б. Проблемы синтеза и выбора проектных решений на ранних стадиях разработки динамических систем // Динамика
систем и конструкций. - М.: Изд-во МГТУ, 1990. - С.138-156.
62. Фишберн П. Теория полезности для принятия решений. - М.: Наука, 1978. - 352 с.
63. Добряков А.А. Методы интеллектуализации САПР. - М.: Наука, 1992. - 276с.
64.Новиков Б.К. Основы теории принятия решений при проектировании. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1992. - 58 с.
* 65.Брахман Т.Р. Многокритериальность и выбор альтернативы в технике. - М.:
66. Погребенко Ю.Ф., Кузнецов В.М., Добровольский А.К. Применение метода намотки для изготовления внутренних герметизирующих пленочных оболочек сосудов давления из углепластика // Применение пластмасс в машиностроении: Сборник трудов МВТУ. - М.: МВТУ им. Н.Э. Баумана, 1983.-С. 13-18.
67. Комков М.А., Кузнецов В.М., Погребенко Ю.Ф. О применении некоторых полимерных пленок для намотки герметизирующих оболочек стеклопластиковых сосудов давления // Применение пластмасс в машиностроении: Сб. трудов МВТУ. - М.: МВТУ им. Н.Э. Баумана, 1984. - С. 21-27.
68. Кузнецов В.М., Саксельцев В.Г. Некоторые механические свойства оболочек из жестких полимерных плёнок // Механика полимерных материалов. - Рига, 1971.-С. 135-139.
69. Пятунин С.П. Применение термоусаживающихся герметизирующих
* оболочек для ремонта и повышения срока службы судовых трубопроводов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн, наук: 05.08.04. - Нижний Новгород, 1998. - 24 с.
70. Буланов И.М., Комков М.А. Применение жестких полимерных пленок в криогенных топливных системах аэрокосмической техники // Вестник МГТУ. Машиностроение. - 1992. - №1. - С. 14-25.
71. Бюллер К.У. Тепло- и термостойкие полимеры. - М.: Химия, 1984. 1056с.
72. Перепечко И.И. Свойства полимеров при низких температурах. - М.: Химия, 1977.-272 с.
73. Рейтлингер С.А. Проницаемость полимерных материалов. - М.:Химия, 1974.-272 с.
74. Калачев И.Ф. Разработка конструкции и технологии производства металлополимерных труб для сооружения нефтепромысловых трубопроводов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.техн.наук: 05.15.13. -Уфа, 1998. -20с.
75. Справочник по композиционным материалам: В 2-х кн. / Под ред. Дж.
* Любина - М.: Машиностроение, 1988. - Кн. 2 - 448 с.
76. Кожевников И.Г., Новицкий Л.А. Теплофизические свойства материалов при низких температурах: Справочник - М: Машиностроение, 1982. - 328 с.
77. Композиционные материалы: Справочник/ Под ред. Д.М. Карпиноса - Киев: Наукова Думка, 1985 - 592 с.
78. Манин В.Н., Громов АН. Физико-химическая стойкость полимерных материалов в условиях эксплуатации. - Л.: Химия, 1980. - 248 с.
79. Вигли Д.А. Механические свойства материалов при низких температурах. — М.: Мир, 1974. - 196 с.
80. Обухов А.С. Проектирование химического оборудования из стеклопластиков и пластмасс. - М.: Машиностроение, 1995. - 240 с.
81. Буланов И.М., Нехороших Г.Е. Испытание материалов и конструкций из КМ. - М.: МГТУ, 1992. - 42 с.
82. Бунаков В.А. и др. Армированные пластики. М.: Издательство МАИ, 1997г. - 402с.
83. Тапаева С.А., Домород Л.С., Евсеева Л.Е. Теплофизические свойства органопластиков в интервале температур 5-400К. // Пластические массы. - 1984.-№6.-С. 30-32.
84. Гуняев Г.М. Структура и свойства полимерных волокнистых композитов. - М.: Химия, 1981. - 232 с.
85. Буров Л.А. Применение полимерных композиционных материалов в криогенном оборудовании. - М.: ЦИНТИХИМ Нефтемаш, 1987. — 50 с.
86.Образцов И.О., Васильев В.В., Бунаков В.А. Оптимальное армирование оболочек вращения из композиционных материалов. — М.: Машиностроение, 1977.-144 с.
87. Алексеев К.П. Каюмов Р.А. Механические характеристики органо- и углепластиковых труб, изготовленных методом перекрёстной намотки. Механика композиционных материалов и конструкций. Том 4 №4,1998 стр. 3-20.
88. Рабинович А.Л.. Введение в механику армированных полимеров. М.: “Наука”, 1970-482с.
89. Брызгалин Г.И. Проектирование деталей из композиционных материалов волокнистой структуры. - М.: Машиностроение, 1982. - 84с.
* 90.Буланов И.М., Смыслов В.И., Комков М.А. Сосуды давления из композиционных материалов в конструкциях летательных аппаратов. - М.: ЦНИИ информации, 1985. - ЗО8с.
91. Калинчев В.А., Буланов И.М. Прогрессивные материалы в машиностроении. - М.: Высшая школа, 1988. - 71 с.
92. Прочность материалов элементов конструкции в экстремальных условиях: Справочник - Киев: Наукова Думка, 1980. - 736.С.
93. Воробей В.В., Сироткин О.С. Соединения конструкций из композиционных материалов. - М.: Машиностроение, 1985. - 166 с.
94. Царахов Ю.С. Конструирование соединений элементов ЛА из ком-позиционных материалов. - М.: МАТИ, 1980. - 80 с.
95.Основы проектирования и изготовления конструкций летательных аппаратов из композиционных материалов / Под ред. В.В. Васильева. - М.: МАИ, 1985.-218 с.
96. Власов П.В. Методы соединения труб из стеклопластиков и соединительные элементы. - М.: МНТП, 1969. - 112 с.
97. Аксельрад Э.Л., Ильин В.П. Расчет трубопроводов. - Л.: Машиностроение, 1975.-240 с.
98. Сёмин М.И., Д.В.Стреляев., Расчеты соединений элементов конструкций из композиционных материалов на прочность и долговечность. - Москва, ЛАТМЕС, 1996.
99. Колесников Л.П. и др. Соединения трубопроводов. Справочник: В 2 т. - М., Издательство стандартов, 1988.
100. Буланов И.М. Клеевые соединения. // Энциклопедия машиностроения. - М.: Машиностроение, 1995. - С. 227-245.
101. Волошин А.А. Расчет и конструирование фланцевых соединений. М. Машиностроение, 1972- 136с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ