Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования 12
1.1. Проблема развития мотивации к обучению в психолого -
педагогической литературе 12
1.2. Содержание мотивации к обучению учащихся начального
профессионального образования 30
1.3. Факторы, влияющие на развитие позитивной мотивации к обучению
учащихся начального профессионального образования 48
Выводы по главе I 65
ГЛАВА II. Педагогические условия развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования 68
2.1. Педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к
обучению учащихся начального профессионального образования в учебной деятельности 68
2.2. Педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к
обучению учащихся начального профессионального образования во внеучебной деятельности 86
2.3. Разработка и экспериментальная проверка методики развития
позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования 106
Выводы по главе 128
Заключение 132
Библиография 137
Приложения
В современной России изменился социальный портрет учащихся системы начального профессионального образования, а также цели образовательного и, особенно, воспитательного процесса. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» получают развитие вариативность образования, новые педагогические технологии, осуществляется переход процесса воспитания в зону ближайших интересов молодежи.
Практика показывает, что система начального профессионального образования оказалась не подготовленной к происходящим в обществе радикальным изменениям. Учреждения начального профессионального образования, педагогические коллективы не имеют научно обоснованных рекомендаций по организации воспитательной работы, часто используют формализованные методы образовательной практики. Отсутствует систематическое изучение мотивации к обучению учащейся молодежи, причин и тенденций её изменения, способов развития позитивной мотивации.
Данная проблема имеет особую актуальность для системы начального профессионального образования (НПО) с ее специфическим контингентом учащихся, представляющим социально неблагополучные и, частично, маргинальные слои населения. К системе НПО продолжает сохраняться предвзятое отношение как к особой образовательной сфере, где надо не столько обучать профессии, сколько нравственно перевоспитывать попадающих туда трудных подростков, которые оказались не под силу общеобразовательной школе.
Проведенное исследование подтверждает особенности социального состава учащихся системы НПО, более того - тенденцию его ухудшения. Так, за последние десять лет в учреждениях НПО Кемеровской области возросла доля обучающихся на базе основного образования (до 79,39%), в тоже время снизился процент выпускников полной средней школы (16,89 %). Среди обучающихся в образовательных учреждениях НПО увеличивается число подростков, желающих продолжить образование в профессиональных училищах и лицеях, не имеющих даже основного общего образования (до 3,72 %), которое законодательно объявлено как обязательное. Подобные факты дали основание зарубежным экспертам - авторам «Белой книги российского образования» - заметить: «Постепенно учреждения начального профессионального образования становятся прибежищем детей, которые не в состоянии усвоить общеобразовательную программу и для которых профессиональные училища останутся единственной возможностью выйти на рынок труда с дипломом».
К этому можно добавить тот факт, что система НПО по квалификации преподавательских кадров уступает всем остальным уровням образования:
только половина педагогических работников имеет высшее образование.
Среди мастеров производственного обучения их всего 22%, а 40% - имеют среднее специальное и почти треть - общее среднее образование.
Столь очевидная специфика начального профессионального образования повышает актуальность научной разработки проблем развития мотивации к обучению учащихся этой системы, выявления новых тенденций в профессиональном и социально-нравственном облике будущих рабочих, которым предстоит составить основное ядро персонала отечественной индустрии.
Проведенный анализ первоисточников показал, что проблемы изучения и развития позитивной мотивации учащихся в системе начального профессионального образования, её использования в организации воспитательно-образовательного процесса изучены недостаточно. В последние годы они получили отражение лишь в немногих публикациях, среди которых следует выделить методическое пособие И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко.
Ввиду недостаточной научной базы исследования избранной проблемы в системе начального профессионального образования, при обосновании ее теоретических основ мы использовали работы учёных, разрабатывающих методологические вопросы обучения и воспитания в системе начального про-
позитивная мотивация к обучению - мотивация к достижению положи-тельного результата осуществляемой деятельности, приведённого в соответствие с социальными ценностями личности, коллектива и общества в целом.
Развитие позитивной мотивации к обучению - процесс, способствующий трансформации побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с доминированием и преобладанием мотивов, характеризующих содержание позитивной мотивации к обучению.
Методика развития позитивной мотивации к обучению - система последовательного взаимодействия педагога и учащихся, обеспечивающая развитие позитивной мотивации к обучению, включающая совокупность методов и приёмов развития позитивной мотивации к обучению и характер взаимодействия педагогов и учащихся.
Педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению - деятельность педагогов и психологов по содействию развитию позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования, включающая систематический анализ актуального состояния развития позитивной мотивации к обучению и реализацию мероприятий организационного, обучающего и воспитательного характера.
Тематический анализ исследований показал, что вследствие недостаточной научной разработки педагогических условий построения воспитательно-образовательной деятельности на основе ближайших интересов учащихся, учета развития их позитивной мотивации к обучению возникают следующие противоречия:
-между активным проникновением во внутренний мир учащихся вновь провозглашенных ценностей и их недостаточной научно-педагогической
-между меняющейся системой мотивационных предпочтений учащихся и неподготовленностью педагогических кадров к их использованию в организации воспитательно-образовательного процесса;
-между растущей потребностью педагогической практики в научном обосновании обновления системы воспитания и слабо развитой социальной функцией системы НПО;
-между побуждениями учащихся и способами их удовлетворения;
-между актуальными и потенциальными состояниями мотивации к обучению.
Разрешение обозначенных противоречий, а также недостаточная теоретическая разработанность проблемы мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования и потребность педагогической практики в её решении на современном этапе развития общества определили выбор темы данного исследования: «Развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования».
Цель исследования: разработать, научно обосновать и проверить на практике педагогические условия развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования.
Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.
Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования.
Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования будет эффективным, если:
- определены теоретические основы развития позитивной мотивации
- выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования;
- разработана методика развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования;
- обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования;
- процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования является направлением и конечной целью специально организованной работы.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой сформулирован ряд задач:
1. Определить теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования.
2. Выявить совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования.
3. Выявить и научно обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования.
4. Разработать технологический алгоритм педагогического сопровождения и методические рекомендации, направленные на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования.
Методологической основой исследования является учение о развитии личности, взаимосвязи и непрерывности общего и профессионального образования. В качестве теоретических положений исследования выступают:
- концепция о человеке как субъекте деятельности, личности, индивидуальности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С.
Выготский, В. Б. Зинченко, И. К. Кон, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Меренков, В. С. Мерлин, А. В. Петровский, Л. А. Пономарёв, В. Ф. Сержантов и др-);
- теоретико-методологические основы целостного педагогического процесса, его социально-психологической обусловленности личностно-развивающей ориентации (В. И. Андреев, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. А. Сластёнин, В. Д. Шадриков и др.);
- концепции о принципах и технологиях развития и функционирования педагогических систем и их научно-методологическом обеспечении;
- положение о единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации (Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский, и др.).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого¬педагогической литературы и исследований по проблеме мотивации учащихся к обучению; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов Российской Федерации, определяющих политику государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, контент-анализ, тренинги, развивающие игры; статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования состоит:
- в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
- в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
- в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению;
- в разработке технологического алгоритма педагогического сопровождения развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования в учебной и внеучебной деятельности, представленный в единстве трёх фаз: аналитической, коррекционно-развивающей и посткоррекционно-развивающей.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в определении теоретических основ, разработке и научном обосновании методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования;
- в разработке критериев и показателей результативности деятельности отдельных категорий педагогических работников учреждений начального профессионального образования (заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, педагога-воспитателя) по проблеме исследования;
- в выделении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования, основанном на анализе значительного периода развития отечественной и зарубежной науки по проблеме мотивации к обучению.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что:
- выявлены педагогические условия развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования: разработаны и внедрены в педагогическую практику учреждений начального профессионального образования методика развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования и алгоритм педагогического сопровождения развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования в учебной и внеучебной деятельности;
- разработаны методические рекомендации по развитию позитивной мотивации, которые могут быть использованы при подготовке рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования.
Исследование проводилось в период с 2001 г. по 2004 г. и состояло из нескольких этапов:
Первый этап (2001 - 2002 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия «позитивная мотивация», разработка и определение задач формирующего эксперимента.
Второй этап (2002 - 2003 гг.) - практическая организация опытно-экспериментальной работы по анализу мотивации к обучению учащихся системы начального профессионального образования. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся системы начального профессионального образования.
Третий этап (2003 - 2004 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. Разработка научно-практических рекомендаций по развитию позитивной мотивации к обучению учащихся системы начального профессионального образования.
Экспериментальной базой исследования являются учреждения начального профессионального образования Кемеровской области: г. Кемерово (№№ 1, 49), г. Новокузнецка (№№ 19, 67), г. Юрги (№№ 59, 78), г Прокопьевска (№№ 32, 41), Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
Итоги диссертационного исследования позволяют рассматривать развитие позитивной мотивации к обучению как процесс, эффективность протекания которого обусловливает развитие личности, конкурентоспособной в социально-экономических условиях современной России. Поэтому развитие позитивной мотивации учащихся к обучению должно стать направлением и конечной целью специально организованной работы, особенно в учреждениях начального профессионального образования, контингент которых представлен, в основном, социально неблагополучными слоями населения.
Анализ актуального состояния позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования позволил выявить ряд тенденций, характеризующих проявления их отношения к образованию (его недооценку), труду (непонимание его социальной значимости), морали (пренебрежение нравственными нормами) и культуре (незнание элементарных ее основ).
Проведённая экспериментальная работа подтвердила возможность развития позитивной мотивации учащихся к обучению, если выявлены и научно обоснованы педагогические условия развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования.
В ходе диссертационного исследования:
определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования, включающие: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии и показатели развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования.
Проведённый в ходе диссертационного исследования теоретический анализ состояния проблемы развития позитивной мотивации к обучению показал, что результаты психолого-педагогических исследований, посвящённых данной проблеме, используются для теоретической разработки личностно ориентированного подхода в образовании.
Анализ теоретических работ и научно-практических исследований позволил выявить следующие закономерности развития позитивной мотивации к обучению:
- в деятельности всегда есть мотивационное ядро, существует единство деятельности и мотивации;
- поведение и деятельность учащегося побуждаются, направляются и регулируются мотивацией;
- развитие мотивации учащегося и реализация мотивационной стороны процесса обучения осуществляется эффективно при взаимодействии педагога и учащихся, организованном в соответствии с мотивационной основой учебной и внеучебной деятельности.
Содержание позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования раскрывается через его компоненты, в число которых входят: направленность мотивации, интерес, проявляемый в обучении, отношение к обучению, способность к целеполаганию и активность в процессе обучения.
Развитие позитивной мотивации к обучению определяется актуальным состоянием показателей развития позитивной мотивации к обучению, которые соответствуют познавательному, эмоциональному и деятельностному критериям развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования.
Выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования, включающая группы социальных, побудительных, организационных, содержательных, коммуникативных и психологических факторов.
Побудительные факторы включают в себя систему ценностных ориентаций учащихся, определяющие их жизненные устремления.
Влияние психологических факторов обусловлено возрастными и личностными особенностями учащихся начального профессионального образования, диагностика, коррекция и развитие которых происходит в рамках психологического сопровождения развития позитивной мотивации учащихся к обучению.
Образовательные факторы включают в себя совокупность знаний, используемых для осуществления профессиональной деятельности, обеспечивающих её успешность. Группа образовательных факторов развития позитивной мотивации учащихся к обучению является необходимым элементом воспитательно-образовательного процесса. Несмотря на то, что содержание образования детерминировано государственным образовательным стандартом начального профессионального образования, его выбор (на основе ГОС НПО) производится педагогом. Поэтому влияние образовательных факторов на развитие позитивной мотивации учащихся к обучению находится в пря-мой зависимости от уровня квалификации инженерно-педагогических работников начального профессионального образования.
Повышению влияния социальных факторов на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования способствует развитие системы социального партнёрства в этой системе образования. Организация педагогического сопровождения развития позитивной мотивации учащихся к обучению в учебной и внеучебной деятельности и применение методики развития позитивной мотивации к обучению усиливает влияние организационных и коммуникативных факторов.
Выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования, которые включают с себя обеспечение педагогического сопровождения развития позитивной мотивации учащихся к обучению в учебной и внеучебной деятельности и применение в воспитательно¬образовательном процессе методики развития позитивной мотивации к обучению.
Методика развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования, выступающая как система после-довательного взаимодействия педагога и учащихся, определяет характер это¬го взаимодействия и включает совокупность методов и приёмов развития позитивной мотивации к обучению. При этом методы определяют специфику использования приёмов, в зависимости от актуального состояния позитивной мотивации учащегося к обучению. Реализация методики развития позитив¬ной мотивации учащихся к обучению позволяет педагогам более эффективно организовывать свою деятельность и повышает их удовлетворённость ею.
Педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования во внеучебной деятельности включает два аспекта: педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению во внеучебной деятельности, которая является дополнением к учебной деятельности и в деятельности, непосредственно связанной с организацией воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования.
Педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению в учебной и внеучебной деятельности основано на технологическом алгоритме, представленном в единстве трёх фаз: аналитической, коррекционно-развивающей и посткоррекционно-развивающей. Реализация технологического алгоритма осуществляется непрерывно, в процессе обучения учащихся в образовательном учреждении начального профессионального образования.
по развитию позитивной мотивации к обучению, которые могут быть использованы при подготовке рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования, включающие возможность внедрения алгоритма педагогического сопровождения развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования.
Проблема развития позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования требует дальнейшей разработки теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению, методов диагностики и анализа компонентов содержания позитивной мотивации учащихся к обучению. Перспективным направлением исследования позитивной мотивации учащихся к обучению является, на наш взгляд, изучение степени влияния факторов, способствующих развитию позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования и обеспечение психологического сопровождения развития позитивной мотивации к обучению.
Таким образом, следует заключить, что проведённое исследование позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутую гипотезу.
1. Белая книга Российского образования. - М., 2000. - 246 с.
2. Глоссарий терминов профессионального образования. - Турин, 1998.-26 с.
3. ГОС РПО-9-93. Система образования: Профессиональное образование.-М., 1993.
4. Об образовании в Кемеровской области: Закон Кемеровской области от 28.12.2000 № ПО - ОЗ: [Электронный ресурс] // Гарант. - 2004. - 9 ноября.
5. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 №1032 - 1: [Электронный ресурс] // Гарант. - 2004. - 9 ноября.
6. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266 - 1 (с изм.): [Электронный ресурс] // Гарант. - 2004. - 9 ноября.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.11.2000 № 751 // Официальные документы в образовании. -2000. -№ 21.-С. 2-11.
8. Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений: Приказ Министерства образования РФ от 25.01.96 г. № 27 // Официальные документы в образовании. - 2000. - №16.-С. 69-77.
9. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Общее среднее образование России: 2002 - 2003 гг. - М.: Пропресс, 2002. - С. 12 - 42.
10. Типовое положение об учреждении начального профессионального образования (с прил.): Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 650 И Официальные документы в образовании. - 2001. - № 34. - С. 77 - 95.
11. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1986.
12. Асеев В. Г. Проблема мотивации и личность / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974.
13. Асмолов А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания /
А. Г. Асмолов. - М.: Педагогика, 1997. - 284 с.
14. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 167 с.
15. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. Кн. 1 / Б. Ц. Бадмаев. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
16. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В. И. Байденко. - М., 2003. - 128 с.
17. Байденко В.И. Образовательный стандарт / В. И. Байденко. - М., 1999.-303 с.
18. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. - 2-е изд., перераб., доп. / С. Я. Батышев. - М., 1999. - 901 с.
19. Беляева А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования / А. П. Беляева. - СПб., 1995. - 64 с.
20. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.,1986.
21. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - М., 1995. - 334 с.
22. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
23. Божович Л. И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович; Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М., 1995. - 184 с.
24. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17000 сл. - М.: Русские словари. - 2003. - С. 483.
25. Бондаренко С. М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении (по материалам психолого-педагогической литературы) / С. М. Бондаренко // Вопрос алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л. Н. Ланды. - М.,1973.
26. Вербицкий А. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева // Вопросы психологии. - М., 1997. - № 3.
27. Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования): Научно-методический сборник / Авт.-сост.: И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. - М.: НОУ ПСОМ, 2003. - 280 с.
28. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М.: Апрель пресс, 2002. — 1008 с.
29. Гаранин Л. А. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта / Л. А. Гаранин, И. П. Смирнов. - М., 1997.- 140 с.
30. Гаськов В. М. Управление профессиональным обучением и под-готовкой / В. М. Гаськов. - Женева - М., 2000. - 386 с.
31. Глазунов А. Т. Формирование регионального заказа на подготовку рабочих кадров в условиях социального партнерства (интеграция опыта регионов) / А. Т. Глазунов. - Калуга: ЦНТИ, 2003. - 100 с.
32. Гончарова Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков / Е. Б. Гончарова // Вопросы психологии. - 2000. - № 6 - С. 132 - 135.
33. Гребенюк О. С. Основы педагогики индивидуальности: Уч. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 572 с.
34. Гребенюк О. С. Принцип мотивационной основы обучения / О. С. Гребенюк // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: Тезисы Научных сообщений советских психологов к IV Всесоюзному съезду общества психологов СССР. - М., 1983.
35. Губанова М. И. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников / М. И. Губанова. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2003. - 236 с.
36. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
37. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И. А. Джидарьян. - М., 1974.
38. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. - 1994. - № 4.
39. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности / А. К. Дусавицкий. - М.: Дом педагогики, 1996.
40. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев; - М., 2003. - 336 с.
41. Жигалова И. А. Социально-воспитательная функция профессионального образования / И. А. Жигалова. - Кемерово, 2002. - 26 с.
42. Жигалова И. А. Пути укрепления педагогического потенциала учреждений НПО Сибирского федерального округа / И. А. Жигалова. - Кемерово, 2003. - 34 с.
43. Жигалова И. А. Методические рекомендации по организации дополнительных образовательных услуг в учреждениях начального профессионального образования / И. А. Жигалова. - Кемерово, 2002. - 34 с.
44. Жигалова И. А. Концепция создания и функционирования профессиональных образовательных учреждений Кемеровской области / И. А. Жигалова, Н. Э. Касаткина, Т. С. Панина. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2004.- 65 с.
45. Жигалова И. А. Маркетинговый подход к управлению учреждением профессионального образования: Практическое пособие / И. А. Жига-лова, О. И. Малоросиянова. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2004. - 95 с.
46. Жигалова И. А. «Политика качества» в области профессионального образования: выбор региональных приоритетов / И. А. Жигалова, Т. С. Панина // Качество профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы межрегиональной научно-практической конференции (Кемерово, 8-9 декабря 2004): в 2 ч. Ч. 1. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2004. - С. 3-12.
47. Журавлёв Д. В. Мотивация и проблемы в обучении / Д. В. Журавлёв // Народное образование. - 2002. - № 9. - С. 123 - 128.
48. Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В. И. Загвязинский. - Тюмень, 1995. - 98 с.
49. Загузов Н. И. Подготовка и защита диссертации по педагогике / Н. И. Загузов. - М., 1998. - 191 с.
50. Занков Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. - М.: Новая школа, 1996 - 431 с.
51. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Уч. пособие / Э. Ф. Зеер. - М. - Воронеж, 2003. - 480 с.
52. Зеер Э. Ф. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников-предпринимателей / Э. Ф. Зеер, В. А. Водеников. - Екатерин-бург: Изд-во УГПУ, 2001. - 233 с.
53. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 384 с.
54. Зинченко В. П. Образование. Мышление. Культура / В. П. Зинченко // Новое педагогическое мышление. - М.: Педагогика, 1998. - С. 90- 102.
Иванников В. А. Формирование побуждения к действию / В. А.
56. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб., 2000. - 810 с.
57. Каджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Каджаспирова. - М.: Академия, 2003.
58. Кальней В. А. Мониторинг качества образования / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. - М.: Вологда, 1998. - 204 с.
59. Климов Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М. - Воронеж, 2003. - 454 с.
60. Комплексный словарь русского языка / Под ред. д. ф. н., профессора А. Н. Тихонова. — М.: Русский язык, 2001. — 1229 с.
61. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 461 с.
62. Краевский В. В. Методология педагогического исследования / В.
В. Краевский. - Самара: Изд-во САМГПИ, 1994. - 164 с.
63. Красило А. И. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении / А. И. Красило, А. П. Новгородцева; Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. - Воронеж, 1998. - 192 с.
64. Кузнецов В. В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения / В. В. Кузнецов. - Екатеринбург, 1999. - 183 с.
65. Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире: Системный анализ / Ф. Г. Кумбс. - М.: Прогресс, 1970. - 293 с.
66. Кязимов К. Г. Безработица и пути повышения качества рабочей силы на рынке труда / К. Г. Кязимов. - М., 2001. - 216 с.
67. Кязимов К. Г. Социальное партнерство на рынке труда / К. Г. Кязимов. -М., 2003.
68. Лейбович А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования / А. Н. Лейбович. - М., 1996. - 228 с.
69. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1 / А. Н. Леонтьев. - М., 1983.
70. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я.Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
71. Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения / А. А. Лобанов. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
72. Лукьянова М. И. Учебная мотивация как показатель качества образования / М. И. Лукьянова И Народное образование. - 2001. - № 8. - С. 77 - 79.
73. Макаренко А. С. Трудовое воспитание. Отношения, стиль, тон в коллективе / А. С. Макаренко // Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика,1977.
74. Малышева В. А. Сертификация профессионального образования за рубежом / В. А. Малышева. - М.: ИРПО, 1998. - 99 с.
75. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. - М., 1983.
76. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
77. Маркова А. К. Мотивация учения и её воспитание у школьников/ А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. - М., 1983. - 98 с.
78. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. - 1987. - № 5.
79. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. - М. - Воронеж, 2002. - 400 с.
80. Мухаметзянова Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования / Г. В. Мухаметзянова. - М.: Магистр, 1995.-222 с.
81. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. - М.,1984.
82. Никандров Н. Д. 60 лет РАО: итоги и перспективы / Н. Д. Ни- кандров // Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований. - М. - Воронеж, 2004. - 72 с.
83. Никитин М. В. Модернизация управления развитием образовательных организаций / М. В. Никитин. - М., 2001. - 221 с.
84. Никитин М. В. Попечительский совет как институт демократизации профессионального образования / М. В. Никитин. - М., 1999. - 138 с.
85. Новиков А. М. Профессиональное образование России: Перспективы развития / А. М. Новиков. - М., 1997. - 254 с.
86. Новиков П. Н. Опережающее образование / П. Н. Новиков. - М.,1997.-341 с.
87. Новиков П. Н. Профессиональное образование и профессиональная подготовка как факторы опережающего развития человеческих ресурсов / П. Н. Новиков // Вестник Всероссийской государственной налоговой академии. - 2004. — №1. - 160 с.
88. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Стопина.-М., 1987.-230 с.
89. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М., 1981.
90. Орлов А. Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. -С. 27-34.
91. Панина Т. С. Развитие творчества учителя в системе повышения квалификации / Т. С. Панина. - Кемерово, 1999. - 250 с.
92. Панина Т. С. Обеспечиваем приоритетность развития начального профессионального образования / Т. С. Панина // Профессиональное образование. - 2003. - № 11. - С. 6 -7.
93. Педагогика: Уч. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.,1998. -640 с.
94. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1984.
95. Подласый И. П. Педагогика: в 2 т / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2003.
96. Подросток на перекрёстке эпох / Под ред. С. В. Кривцовой. - М.: Генезис, 1997.-287 с.
97. Поляков В.А. Проблемы профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования / В. А. Поляков // Материалы научно-практической конференции. - Кемерово, 1995. - С. 13-16.
98. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: в 2 т / Под науч. ред. И. П. Смирнова. - М.: ИРПО, 1999.
99. Психологический словарь / - М.: Педагогика, 1998.
100. Российская педагогическая энциклопедия / Под. ред. В. В. Давыдова: в 2 т. Т. 2. - М.: Большая Российская энциклопедия. - 1999. - 670 с.
101. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубин-штейн. - М.: Питер, 2003. - 720 с.
102. Руднева Е. Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ориентаций студентов: Монография / Е. Л. Руднева; Под общ. ред. Б. П. Невзорова. - Кемерово: КРИПК и ПРО, 2002. - 302 с.
103. Рыкова Е. А. Профессиональное обучение и профориентация не-занятого населения: Уч. пособие / Е. А. Рыкова. - М., 2000. - 137 с.
104. Рыкова Е. А. Формирование ключевых навыков как средство повышения качества подготовки новой рабочей силы / Е. А. Рыкова // Профессиональное образование: обучение безработных граждан и незанятого населения. - М., 2001. - 120 с.
105. Савина М. С. Организация профориентационной и профконсультационной работы / М. С. Савина. - М., 1998.
106. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
107. Смирнов И. П. Новые принципы организации профессионального образования / И. П. Смирнов, В. А. Поляков, Е. В. Ткаченко. - М.: Аспект,2004.-32 с.
108. Смирнов И. П. Социальное партнерство: что ждет работодатель / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. - М.: ИСОМ, 2004. - 32 с.
109. Смирнов И. П. Современный учащийся НПО: Всероссийское социологическое исследование / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. - М., 2002. - 46 с.
110. Смирнов И. П. Человек. Образование. Профессия. Личность: Монография / И. П. Смирнов. - М., 2002. - 500 с.
111. Сосновский Б. А. Мотив и смысл: психолого-педагогическое исследование / Б. А. Сосновский. - М.: Прометей, 1993. - 198 с.
112. Социальное проектирование: рекомендации по оформлению, оценке эффективности и ресурсному обеспечению социальных проектов. - Н. Новгород, 2004. - 96 с.
113. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979.
114. Соловцова Е. Е. Оценка педагогического коллектива профшколы / Е. Е. Соловцова: Прил. к ж-лу «Профессиональное образование». - 2004. - №4.-47 с.
115. Ткаченко Е. В. Педагогический колледж в региональной системе образования / Е. В. Ткаченко, О. В. Гайнанова. - М., 2002. - 192 с.
116. Ткаченко Е. В. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч, трудов: в 2 ч. / Е. В. Ткаченко; Отв. ред. Е. В. Ткаченко. - Екатеринбург, 1996.
117. Ткаченко Е. В. Социальное партнерство учреждений профессионального образования / Е. В. Ткаченко. - Екатеринбург, 2003. - 330 с.
118. Тихилова В. А. Социально-педагогический анализ ценностных ориентаций учащихся профтехучилищ: дис. ...канд. пед. наук / В. А. Тихило-ва. -М., 1985.
119. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова: в 4
120. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения, в 6 т / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1990.
121. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн. - М., 1999. - 672 с.
122. Фельдштейн Д. И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека / Д. И. Фельдштейн // Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований. - М. - Воронеж, 2004. - 72 с.
123. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2004.
124. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред А. К. Марковой. - М., 1986.
125. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2 т. Т. 2 / X. Хекхауен. — М., 1986.
126. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - М.: Питер,1999. -608 с.
127. Хочу быть лидером: Уч.- методические рекомендации. - Н. Новгород, 2003. - 96 с.
128. Читаева О. Б. Новые профессии коммерческой сферы: методология содержания стандарта / О. Б. Читаева. - М., 2002. - 309 с.
129. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения, в 4 т. Т.1. / С. Т. Шац-кий. - М.: АПН РСФСР, 1962.
130. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. Т. 2 / С. Т. Шацкий. - М.: АПН РСФСР, 1962.
131. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Т.2 / Науч, ред. совет: С. Я. Батышев, А. М. Новиков, В. А. Поляков. - М.: РАО, 1999.- 440 с.
132. Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема / П. М. Якобсон. - М., 1973.
133. Якуба Ю. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения / Ю. А. Якуба, В. А. Скакун. - М.: ИРПО, 1995. - 95 с.
134. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. - Кемерово, 2000. - 204 с.
135. Alschuler A. S. Teaching achievement motivation / A. S. Alschuler,
D. Tabor, J. Me Intire. - Middletown, Conn., 1970.
136. De Charms R. Motivation enhancement in education settings // Ames C. Research on motivation in education / C. Ames, R. Ames. - V. 1. -N. Y.; Aca-
• demic Press, 1984. - P. 275 - 310.
137. Me Clelland D. C. What is the effect of achievement motivation train-ing in the schools? - Teachers College Record, 1972. - V. 74 (2). - P. 129 - 145.
138. Ryan R. M. A motivational analysis of self-determination and self-regulation in education / R. M. Ryan, J. P. Connell, E. L. Deci // Ames C. Research on motivation in education / C. Ames, R. Ames. - V. 1. - N. Y.; Academic Press,
1985. -P. 13-49.
139. Sarason I. Empirical Findings and Theoretical problems in the use of
Anxiety Scales. Contempt Research in Personality. - N. Y., 1962.
Перечень диссертационных работ
140. Буслов Е. В. Педагогические аспекты правового обеспечения образования (проблемы начального профессионального образования): Авто-реф. дис.... канд. пед. наук. -М., 1998. - 21 с.
141. Елистратов А. В. Целеполагание в процессе модернизации начального профессионального образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-М., 2004.-21 с.
142. Кива А. А. Формирование содержания образования по профессиям сельскохозяйственного производства: Автореф. дис.... докт. пед. наук.-M., 2003.-36 с.
143. Кравченко Н. М. Социально-педагогические условия формирования человеческих ресурсов на рынке труда России: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2002. - 23 с.
144. Рыжаков М. В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования: Автореф. дис. ... докт. пед. на-ук.-М., 1999. - 45 с.
145. Хварцкия А. X. Теоретические основы и методика педагогического общения в учреждении профессионального образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-М., 1999. - 22 с.
146. Хейфец П. С. Теоретические основы непрерывного многоуровневого образования учащихся профессиональных лицеев: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1995. - 26 с.
147. Черкасов Н. Н. Повышение эффективности мотивации и адаптации учащихся к профессии начального профессионального образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., - 2004. - 24 с.
148. Четыркин К. Р. Оптимизация учебно-воспитательного процесса на основе мотивационных предпочтений учащихся системы НПО: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2003. - 24 с.
149. Шабалин А. В. Повышение эффективности и качества начального профессионального образования на основе зарубежного опыта: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 23 с.
150. Шамрай Н. Н. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 2000. - 22 с.