Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКАМ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ С КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДИСПОЗИЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ

Работа №28779

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы175
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
500
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы конституциональнопсихотипологической предиспозиции личности в российской психологии
1.1. Исследование проблемы конституциональной предиспозиции личности в
российской психологии…………………………………………………….15
1.2. Конституционально-континуальная изменчивость личности как проблема
психического и психологического здоровья в подростковом возрасте…..36
1.3. Теоретические основы психологической помощи детям с задержкой
психического развития ……………………………………………………..51
Глава II. Материал, методы исследования и психологического сопровождения
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения, имеющих конституционально-психотипологическую
предиспозицию личности
2.1. Организация эксперимента и состав испытуемых…………………………71
2.2. Методы психологического исследования…………………………………..73
2.3. Программа специализированной психологической помощи в виде
психологического сопровождения выпускников классов коррекционноразвивающего обучения……………………………………………………..84
Глава III. Результаты экспериментально-психологического исследования и
эффективности психологического сопровождения как вида
специализированной психологической помощи подросткам, имеющим
конституционально-психотипологическую предиспозицию личности
3.1. Сравнительный эмпирический и экспериментально-психологический анализ
обследованных подростков…………………………………………………………117
3.1.1. Анализ анамнестических данных обследованных групп, полученных из карт
развития ребенка……………………………………………………………………1173
3.1.2. Сравнительный многомерный психологический анализ аномальной
личностной и поведенческой изменчивости выпускников классов коррекционноразвивающего (компенсирующего) обучения……………………………………...119
3.2. Анализ эффективности психологического сопровождения как вида
специализированной психологической помощи выпускникам классов
коррекционно-развивающего обучения……………………………………………125
3.3. Практические рекомендации…………………………………………………...131
Заключение………………………………………………………………………...132
Выводы……………………………………………………………………………..135
Литература…………………………………………………………………………138
Приложение………………………………………………………………………...154

Актуальность темы исследования. Сложившиеся под влиянием
целого комплекса социально-психологических и биологических факторов,
неблагоприятные условия существенно осложняют психическое развитие и
воспитание подрастающего поколения. Наиболее уязвимыми в современных
условиях оказываются дети с проблемами в развитии, а именно, с задержкой
психического развития, что проявляется в замедленном созревании
эмоционально-волевой сферы, в отставании развития их познавательных
процессов (К.С.Лебединский, 1982; В.И.Лубовский, Н.А.Цыпина, 1984;
Р.Д.Тригер, Е.В.Владимирова, 1986, 1992 и др.), в школьной неуспеваемости и
хронической астенизации (Н.Г.Лутонян, 1977;, В.Л.Подобед, 1981;,
Е.С.Слепович, 1978; Н.Ю.Борякова, 1983; С.А.Домишкевич, 1977,
И.А.Коробейников, 1980; Т.А.Стрекалова, 1982 и др.).
Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не
в состоянии в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно
увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах
20% - 30% общего числа детской популяции. Среди стойко не успевающих
младших школьников учащиеся с задержкой психического развития
составляют около 50% (У.В.Ульенкова, 1994; О.Н.Усанова, 1995;
Б.П.Пузанов, 1998).
В Российской Федерации свыше ста тысяч школьников с задержкой
психического развития обучаются в классах выравнивания (В.И. Лубовский,
1994), ныне классах компенсирующего или коррекционно-развивающего
обучения, которые функционируют для младших школьников
общеоБразовательной школы.
У значительной части выпускников классов коррекционно-развивающего
(компенсирующего) обучения конституционально-адаптационный потенциал
вхождения в среднее звено общеобразовательной школы ослаблен за счет
эмоциональных нарушений, проявляющихся в аффективно-регулятивных,5
эмоционально-коммуникативных затруднениях, декомпенсации
познавательной деятельности и гипофункции эмоционально-нравственной
сферы.
В отечественной и зарубежной психологии, специальной педагогике и
психологии понятие «задержка психического развития» употребляется по
отношению к детям, имеющим резидуальные (остаточные) состояния после
перенесенных во внутриутробном развитии или во время родов, или в раннем
детстве слабовыраженные органические повреждения центральной нервной
системы, а также генетически обусловленной недостаточностью головного
мозга. Слабовыраженная органическая недостаточность мозга ведет к
значительному замедлению темпа развития, особенно сказывающемуся на
психическом развитии детей (М.С.Певзнер, 1966; Г.Е.Сухарева, 1974;
М.Г.Рейдибойм, 1977; Т.А.Власова, К.С. Лебединская, 1975).
По мнению ряда авторов, к рассматриваемой группе относятся дети с
церебрастеническими состояниями, с психофизическим и психическим
инфантилизмом, а также перенесшие в раннем детстве тяжелые и
длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной
недостаточности центральной нервной системы. (Т.А.Власова,
В.И.Лубовский, Н.А.Цыпина, 1984; З.И.Калмыкова, И.Ю.Кулагина, 1986;
В.И.Мачихина, 1987, 1992).
Изначально неполноценная биологическая основа (различные формы
недоразвития клеток головного мозга, родовые и послеродовые травмы,
интоксикации головного мозга, экологические неблагоприятные воздействия и
пр.), вступая в сложное взаимодействие с деструктивными факторами
социальной среды, детерминирует более адекватные или менее адекватные
реакции личности подростка (Л.С.Выготский, 1960;. Б.М.Теплов, 1961;
В.М.Русалов, 1979; В.В.Ковалев, 1985).
В этих случаях наблюдается конституционально детерминированное
более полноценное иЛи менее полноценное, более синхронное или менее6
синхронное созревание отдельных систем друг относительно друга
(психофизиологической, нейроэндокринной, нейрохимической, биологической,
интеллектуально-мнемической, эмоциональной, волевой и т. д.), что приводит к
психотипологической и конституционально-типологической личностной
изменчивости за пределы границ статистической и вероятностной нормы, в
континууме от нормы-акцентуаций до пограничной аномальной личности и
далее до диапазона психопатии (И.В. Боев, 1995; О.А. Ахвердова, 1998; Н.Н.
Волоскова, 2001; Я.В. Луковка, 2002; Э.В. Терещенко, 2002).
Возникает необходимость определения степени выраженности
конституционально-типологической недостаточности высшей нервной
деятельности (ВНД) и психотипологической предиспозиции личности
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения для разработки принципиально новых конституционально
ориентированных подходов к специализированной психологической помощи
детям и подросткам с задержкой психического развития.
Цель исследования – разработка вариантов психологической помощи
выпускникам классов коррекционно-развивающего обучения на фоне
различной степени выраженности конституционально-психотипологической
предиспозиции личности.
Задачи исследования.
1. Изучение документации, анамнестических данных, позволяющих
установить генезис задержки психического развития, органические признаки
патологии мозга у подростков, обучавшихся в классе коррекционноразвивающего (компенсирующего) обучения.
2. Разработать и провести экспериментально-психологическую
индивидуальную дифференциальную диагностику выпускников классов
коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения в условиях
среднего звена общеобразовательной школы, выделив испытуемых с
конституционально-типологичЕской недостаточностью ВНД и7
психотипологической предиспозицией личности подростка.
3. Определить и разработать оптимальные методы специализированной
психологической помощи, направленной на восстановление
конституционально-психологических механизмов адаптациИ и компенсации
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения.
4. Объективизировать эффективность разработанных вариантов
специализированной психологической помощи подросткам, имеющим
конституционально-психотипологическую предиспозицию личности.
Объект исследования – человек как целостное системное образование
в субъектно-объектных отношениях.
Предмет исследования – конституционально-континуальная
сущность и обусловленность аномальной личностной изменчивости
выпускников классов коррекционно-развивающего обучения, требующая
оказания специализированной психологической помощи.
Эмпирическая гипотеза исследования заключается в том, что
одинаковые социальные условия адаптации субъекта подразумевают
взаимодействие последних с психолого-биологическими основами человека.
Результатом взаимодействия, взаимовлияния внешних факторов с внутренними
является или психологическая гармонизация субъекта, совершенствование
конституционально-психотипологической структуры личности, или появление
признаков аномальной личностной изменчивости. Неблагоприятное влияние
социальных факторов на структуру личности выявляет степень выраженности
конституциональной детерминированности вероятностной
психотипологической изменчивости. Специализированная психологическая
помощь должна быть адресована к конституционально-психотипологическим
механизмам защиты личности.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционноконституциональном и континуально-генетическом подходе к
психотипологической структуре индивидуальности, предполагающем, что8
конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют
психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы
реагирования в условиях адаптации к более сложной деятельности, изменяя
или нарушая характер компенсаторных и адаптационных возможностей
личности, что предопределяет проблему оказания психологической помощи.
Методологическую и теоретическую основу исследования
составили основополагающие методологические принципы и концепции
отечественной психологии о сущности личности и ее психологической
структуре, генетической разноплановости, преемственности между
биологическим и социальным в психическом развитии, психическом «как
процессе» (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев,
А.И.Донцов, К.К.Платонов, В.П.Зинченко, Б.М.Теплов, А.Г.Асмолов); идея о
системной, межфункциональной организации человеческой психики и
сознания (Л.С.Выготский); концепция системогенетического подхода в
психологии (Е.А.Климов, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, В.Д.Шадриков);
континуально-генетическая концепция (А.В.Брушлинский); учение об
акцентуированных личностях и акцентуациях характера (А.Е.Личко,
К.Леонгард, Г.К.Ушаков); представления об индивидуальных поведенческих
стереотипах, зависящих от конституциональных или генетических
психических особенностей (Б.С.Братусь, В.В.Белоус, В.Н.Дружинин,
Е.А.Климов, В.С.Мерлин); концепция об аномальной личностной
изменчивости и пограничной аномальной личности как промежуточном
диапазоне конституционально-континуального пространства (И.В.Боев,
О.А.Ахвердова); концепция аномальной личностной изменчивости
органического происхождения (Н.Н.Волоскова, О.А.Минаева);
отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализированной
психологической помощи (И.В.Боев, О.А.Ахвердова, Н.Н.Волоскова,
Э.М.Козлова, Н.А.Куксова, Л.В.Лысенко); генетическая теория типов
(К.Конрад, Э.Кречмер, А.Ф.Лазурский, У.Шелдон).9
Материал и методики исследования. В экспериментальнопсихологическом исследовании приняло участие 120 выпускников классов
коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения (76 мальчиков и
44 девочки) в возрасте 10-12 лет, проживающих в г. Ставрополе.
Обследование проводилось на базе Межвузовской лаборатории
экспериментальной психологии Ставропольского государственного
университета, общеобразовательных школ г. Ставрополя в течение трех лет,
что позволило объективизировать эффективность предлагаемых методов
психологической помощи.
Для реализации поставленной цели и задач использованы методы и
методики психологического обследования: патохарактерологический
опросник (ПДО) А.Е.Личко (1987), клинический опросник для выявления и
оценки невротического состояния (В.Д.Менделевич, К.К.Яхин, 1978),
методика определения уровня невротизации и психопатизации (Е.Ф.Бажин,
1976; И.Б.Ласко, 1980), личностный опросник Айзенка (1964), шкала
тревожности (J.Teulor, 1953); уровень личностной и ситуативной
тревожности изучался по опроснику Ч.Д.Спилбергера; уровень физической,
вербальной, косвенной агрессии - по личностному опроснику Басса-Дарки;
проективные методики ДДЧ, «Несуществующее животное».
Используя принципы дифференциальной диагностики в
конституциональной психологии, мы распределили всех обследуемых по
месту их расположения в конституционально-континуальном пространстве
личности: 1 группа – 28 подростков, имеющих диагноз «Задержка
психического развития (ЗПР) церебро-органического генеза»; 2 группа – 32
подростка с диагнозом «ЗПР конституционального генеза», которые
соответствовали диапазону ПАЛ с признаками сочетанной
конституционально-типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозиции личности. Аномальные личностные и
поведенческие нарушения у подростков 1 и 2 групп соответствовали
структуре патологического девиантного поведения. Третья группа включала10
27 подростков с диагнозом «ЗПР соматогенного генеза»; 4 группа - 33
подростка - «ЗПР психогенного генеза», у которых обнаруживались
признаки конституционально-типологической недостаточности ВНД. Третья
и четвертая группы характеризовались принадлежностью к диапазону
психологической нормы – акцентуации, а личностная изменчивость
проявлялась в пределах непатологического девиантного поведения. Все
обследуемые в соответствии с методологическими принципами
конституциональной психологии были дифференцированы на четыре
личностных психотипа: эпилептоидный (36%), циклоидный (34%),
шизоидный (19%), истероидный (11%).
Специализированная психологическая помощь основывалась на
концепции сотрудничества в психологическом консультировании
(К.Роджерс), адаптированной к случаям школьной дезадаптации
О.Н.Усановой (1995); принципах лечебной педагогики Н.Е.Поляковой
(1995), методе реконструктивной психотерапии В.Н.Мясищева (1961) в
модификации Э.М.Козловой (2003) и арттерапии, с которой знакомили
родителей подростков, учителей, воспитателей с целью мотивировать
ближайший круг лиц на поиск скрытых психолого-биологических ресурсов
выпускника класса коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения.
Результаты экспериментально-психологических исследований
подверглись многовекторному сравнительно-психологическому анализу
(И.В.Боев, О.А.Ахвердова, 1998), который был использован и для
объективизации применяемых методов специализированной
психологической помощи. Сплошная математическая обработка
проводилась с использованием критерия X – квадрат, исходя из нулевой
гипотезы о том, что никакого различия между сравниваемыми группами нет
(К.Браунли, 1972).11
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Социальная образовательная среда обитания в виде нового
коллектива сверстников и учителей, новой сложной учебной программы,
требований нескольких учителей, взаимодействуя с конституциональнотипологическими предиспозициями личности, детерминирует проявление
аномальных личностных, психологических и поведенческих нарушений у
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения.
2. Предлагаемый комплекс психологических методов диагностики
позволяет на высоко достоверном уровне определить степень выраженности
конституциональных психологических механизмов декомпенсации и
дезадаптации подростков с различными типами ЗПР к школьной среде.
3. Подросткам, имеющим диагноз «ЗПР церебро-органического,
конституционального, соматогенного, психогенного генеза», необходима
специализированная психологическая помощь, направленная на
восстановление конституциональных психологических механизмов
компенсации и адаптации личности, что служит профилактикой
вероятностных личностных и поведенческих нарушений у подростков.
Научная новизна исследования. Впервые выявлена совокупность
качественных и количественных психологических показателей в
конституциональном личностном континууме от диапазона психологической
нормы-акцентуации до диапазона ПАЛ, характерных для выпускников
классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения.
Экспериментально-психологические исследования обнаружили у подростков,
имеющих диагноз «ЗПР соматогенного генеза» и располагающихся в
диапазоне психологической нормы-акцентуации, признаки
конституционально-типологической недостаточности ВНД, что
обуславливало аномальные личностные и психологические реакции на
внешние факторы социальной среды. Для диапазона ПАЛ характерна
сочетанная конституционально-типологическая недостаточность ВНД и12
психотипологическая предиспозиция с преобладанием эпилептоидной и
шизоидной структур личности, детерминированных ЗПР цереброорганического и конституционального генезов. Преобладание истероидной
структуры личности коррелирует у подростков с ЗПР соматогенного и
психогенного генезов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Личность выпускника класса коррекционно-развивающего
(компенсирующего) обучения, имеющая изначально «неполноценную
биологическую основу», взаимодействует с социально-стрессовыми
факторами в виде условий среднего звена общеобразовательной школы, что
приводит к актуализации конституциональных психологических механизмов
декомпенсации и дезадаптации, проявляющихся на феноменологическом и
экспериментально психологическом уровнях аномальной личностной и
поведенческой изменчивостью.
2. Выпускники классов коррекционно-развивающего обучения
распределяются в конституционально-континуальном пространстве личности
на диапазон психологической нормы-акцентуации с признаками
конституционально-типологической недостаточности, обуславливающей
непатологический стереотип девиантного поведения, и на диапазон
пограничной аномальной личности с признаками сочетанной
конституционально-типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозицией личности, детерминирующей
патологические варианты девиантного поведения.
3. Задержка психического развития подростков органического и
конституционального генеза коррелирует с конституциональнотипологической недостаточностью высшей нервной деятельности и
психотипологической предиспозицией личности; соматогенного и
психогенного генеза – лишь с психотипологической предиспозицией
личности, что проявляется разной степенью выраженности аномальной
личностной и поведенческой изменчивости в виде низкой успеваемости в
школе, эмоционально-коммуникативных и аффективно-регулятивных
затруднениий, декомпенсации познавательной деятельности и гипофункции
эмоционально-нравственной сферы личности.
4. Подросткам диапазона пограничной аномальной личности с
конституционально-типологической недостаточностью ВНД и136
психотипологической предиспозицией личности, коррелирующей с ЗПР
церебро-органического и конституционального генезов, свойственны:
ретардация и асинхрония развития; проблемы речевой деятельности -
дефекты звукопроизношения, нарушения устной и письменной речи, чтения
и письма; высокий уровень личностной, ситуативной тревожности,
невротизации и психопатизации; социальная дезадаптация; деформации
эмоциональной сферы; личностные и поведенческие нарушения
(конфликтность, гетеро- и аутоагрессивность, враждебность,
психастеничность).
5. Разработана программа комплексной и комбинированной
специализированной психологической помощи, направленной на
восстановление конституциональных механизмов психологической
компенсации и адаптации, повышение личностной толерантности к
социальным условиям среднего звена образовательной среды с
использованием концепции сотрудничества, принципов лечебной
педагогики, реконструктивной психотерапии и арттерапии. Разработанная
нами программа включает применение методик и техник психокоррекции и
психотерапии, адекватных конституционально-психотипологической
эпилептоидной и шизоидной структурам личности подростка с задержанным
развитием церебрально-органического и конституционального генеза,
нивелирующих конституционально-типологическую недостаточность ВНД
и психотипологическую предиспозицию личности. Методики и техники
психологической помощи у подростков с соматогенным и психогенным
генезом задержанного развития адекватны истероидной и циклоидной
структурам личности, направлены на выявление скрытых психологобиологических ресурсов личности и гармонизацию конституциональнопсихотипологической предиспозиции личности.
6. Эффективность и адекватность разработанной специализированной
психологической помощи, адресованной к аномальной личностной и
поведенческой изменчивости выпускников классов коррекционно-137
развивающего (компенсирующего) обучения, может быть объективизирована
с помощью стандартного набора личностных и клинических опросников,
позволяющих провести многомерный психологический анализ,
регистрирующий позитивную или негативную личностную и
психологическую динамику испытуемых.


Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Междун.
Пед. академия. 1994. – 237 с.
2. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их
компенсация. – М.: Медицина, 1976. – 272 с.
3. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация
несовершеннолетних. – Свердловск, 1986. -150 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.:
Питер, 2001. – 272 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288
с.
6. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х книгах. –
Педагогика, 1982. – 320 с.
7. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития
младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. 1993, №
1. С. 47-53.
8. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и
патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
9. Ахвердова О.А. Экспериментально-психологическая диагностика
личностно-характерологического континуума подростков. // Монография. – М.,
1998. 154 с.
10. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и
поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью
мозга. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000. – 272 с.
11. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и
патологии. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.
12. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М.: Высшая школа, 1991.
– 256 с.
13. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: «Социальное
здоровье России», 1993. – 199 с.139
14. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных
компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития
// Вопр.психологии. – 1997. - № 1. С.19-25.
15. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика,
1983. – 272 с.
16. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Монография. –
Ставрополь, 1999. – 362 с.
17. Боев И.В., Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н. Клинико-психологические
аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и
подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. –
Ставрополь. – 2001. – 380 с.
18. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования
личности в онтогенезе // Вопр. психологии. – 1976. - № 6. – С. 43-45.
19. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы
формирования личности. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Международная
педагогическая академия, 1995. – 212 с.
20. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
21. Бреслав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель
деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных
отношений. – М., 1983. – Ч.2. – С. 274-276.
22. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
23. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психологической
диагностике. – Киев, 1989. – 197 с.
24. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастнопсихологическое консультирование. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 136 с.
25. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: Просвещение, 1992.
– 255 с.
26. Буянов М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Центр.
ин-т усовершенствования врачей. 1976. – С. 20.140
27. Васильева Е.Н. Особенности формирования положительного
эмоционального отношения у детей старшего школьного возраста с ЗПР к близким
взрослым и сверстникам: Автореферат дисс. канд.психол.наук. – Нижний Новгород.,
1994. – 16 с.
28. Волоскова Н.Н.Аномальная личностная изменчивость органического
происхождения. Монография. 2001. – 215 с.
29. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.:
Изд-во Моск.ун-та, 1990. – 288 с.
30. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.:
Просвещение, 1973. – 175 с.
31. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического
изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. – 1975. - № 6. –
С.8-17.
32. Власова Т.А. Проблемы советской дефектологии // Советская
педагогика. – 1978. - № 1. – С. 58-68.
33. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и
подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В.Бурменская,
Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –
416 с.
34. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших
школьников. – М., 1995. – 56 с.
35. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Лекция 4. Эмоции и их
развитие в детском возрасте // Собр. Соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т.2. –С.416-
436.
36. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч.:
в 6 т. Т.4. – М.: Педагогика, 1983. – 432 с.
37. Выготский Л.С. Основы общей дефектологии. Дефект и компенсация
// Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.5. – 368 с.
38. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии
//Собр. Соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.5. – 368 с.141
39. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – 345 с.
40. Гарбузов В.И. Нервные дети. – Л.: Медицина,1990. – 176 с.
41. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: АО «Сфера», 1994.
– 160 с.
42. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение.
– М: Медицина, 1977. – 272 с.
43. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования
межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Выпуск 7. – М.:
Фолиум, 1994. – 64 с.
44. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление
стереотипов. – СПб., 1994. – 192 с.
45. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения
и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. –
Свердловск, 1987, - 75 с.
46. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера. –
М.,1990.
47. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания
патологических процессов. – М.: Медицина, 1978. – 296 с.
48. Дети с временными задержками развития / Под ред. Власовой Т.А.,
Певзнер М.С. – М.: Педагогика, 1971. – 296 с.
49. Дефектологический словарь. Редактор Оршанская А.Н. – М.:
Педагогика, 1970. – 504 с.
50. Домишкевич С.А., Пермякова В.А., Насонова В.И. Методы научнопсихологических исследований в дефектологии. – Иркутск, 1983. – 73 с.
51. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое
здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: изд. центр
«Академия», 1995. – 170 с.
52. Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении
бессознательного и особенности психотерапии пограничных нервно-психических
расстройств. – М., 1995. – 50 с.142
53. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М.:
Просвещение, 1988. – 170 с.
54. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Избр.
психолог. труды: в 2-х т. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – Т.
1. – С.223-258.
55. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л.:
Медицина, 1982. – 216 с.
56. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986. –
109 с.
57. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1988. –
248 с.
58. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.:
Просвещение, 1993. -192 с.
59. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-пресс, 1996. – 333 с.
60. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М., изд-во МГУ,
1971. – 100 с.
61. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального
развития личности. – М., изд-во МГУ, 1980. – 157 с.
62. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1986. – 286 с.
63. Иванов Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе
// Дети с временными задержками в развитии / Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С.
– М.: Педагогика, 1971. – С.63-67.
64. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.,
1961. – 40 с.
65. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции //
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983.
66. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Изд. 2-е. – Л., 1985.
– 216 с.
67. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической
диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 1983. – 312 с.143
68. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от
концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное
сопровождение развития ребенка. - СПб., 1998. – С. 4-6.
69. Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. – М.: Медицина,
1980. – 448 с.
70. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М.: Медицина, 1985. – 304 с.
71. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1979. –
608 с.
72. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных
взаимоотношений. – Минск, 1984. – 366 с.
73. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот:
социально-экономические проблемы / Под ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой. –
СПб., 2000. – С. 108.
74. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – М.: Наука и
техн., 1993. - 478 с.
75. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.
76. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений /
Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред.
Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 144 с.
77. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость
школьников. – М., 1988.
78. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с
задержками психического развития к школьному обучению. Автореф. на соиск.
канд. дисс. по псих. – М., 1986. – 18 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ