СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКАМ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ С
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРЕДИСПОЗИЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ
Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы конституциональнопсихотипологической предиспозиции личности в российской психологии
1.1. Исследование проблемы конституциональной предиспозиции личности в
российской психологии…………………………………………………….15
1.2. Конституционально-континуальная изменчивость личности как проблема
психического и психологического здоровья в подростковом возрасте…..36
1.3. Теоретические основы психологической помощи детям с задержкой
психического развития ……………………………………………………..51
Глава II. Материал, методы исследования и психологического сопровождения
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения, имеющих конституционально-психотипологическую
предиспозицию личности
2.1. Организация эксперимента и состав испытуемых…………………………71
2.2. Методы психологического исследования…………………………………..73
2.3. Программа специализированной психологической помощи в виде
психологического сопровождения выпускников классов коррекционноразвивающего обучения……………………………………………………..84
Глава III. Результаты экспериментально-психологического исследования и
эффективности психологического сопровождения как вида
специализированной психологической помощи подросткам, имеющим
конституционально-психотипологическую предиспозицию личности
3.1. Сравнительный эмпирический и экспериментально-психологический анализ
обследованных подростков…………………………………………………………117
3.1.1. Анализ анамнестических данных обследованных групп, полученных из карт
развития ребенка……………………………………………………………………1173
3.1.2. Сравнительный многомерный психологический анализ аномальной
личностной и поведенческой изменчивости выпускников классов коррекционноразвивающего (компенсирующего) обучения……………………………………...119
3.2. Анализ эффективности психологического сопровождения как вида
специализированной психологической помощи выпускникам классов
коррекционно-развивающего обучения……………………………………………125
3.3. Практические рекомендации…………………………………………………...131
Заключение………………………………………………………………………...132
Выводы……………………………………………………………………………..135
Литература…………………………………………………………………………138
Приложение………………………………………………………………………...154
Актуальность темы исследования. Сложившиеся под влиянием
целого комплекса социально-психологических и биологических факторов,
неблагоприятные условия существенно осложняют психическое развитие и
воспитание подрастающего поколения. Наиболее уязвимыми в современных
условиях оказываются дети с проблемами в развитии, а именно, с задержкой
психического развития, что проявляется в замедленном созревании
эмоционально-волевой сферы, в отставании развития их познавательных
процессов (К.С.Лебединский, 1982; В.И.Лубовский, Н.А.Цыпина, 1984;
Р.Д.Тригер, Е.В.Владимирова, 1986, 1992 и др.), в школьной неуспеваемости и
хронической астенизации (Н.Г.Лутонян, 1977;, В.Л.Подобед, 1981;,
Е.С.Слепович, 1978; Н.Ю.Борякова, 1983; С.А.Домишкевич, 1977,
И.А.Коробейников, 1980; Т.А.Стрекалова, 1982 и др.).
Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не
в состоянии в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно
увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах
20% - 30% общего числа детской популяции. Среди стойко не успевающих
младших школьников учащиеся с задержкой психического развития
составляют около 50% (У.В.Ульенкова, 1994; О.Н.Усанова, 1995;
Б.П.Пузанов, 1998).
В Российской Федерации свыше ста тысяч школьников с задержкой
психического развития обучаются в классах выравнивания (В.И. Лубовский,
1994), ныне классах компенсирующего или коррекционно-развивающего
обучения, которые функционируют для младших школьников
общеоБразовательной школы.
У значительной части выпускников классов коррекционно-развивающего
(компенсирующего) обучения конституционально-адаптационный потенциал
вхождения в среднее звено общеобразовательной школы ослаблен за счет
эмоциональных нарушений, проявляющихся в аффективно-регулятивных,5
эмоционально-коммуникативных затруднениях, декомпенсации
познавательной деятельности и гипофункции эмоционально-нравственной
сферы.
В отечественной и зарубежной психологии, специальной педагогике и
психологии понятие «задержка психического развития» употребляется по
отношению к детям, имеющим резидуальные (остаточные) состояния после
перенесенных во внутриутробном развитии или во время родов, или в раннем
детстве слабовыраженные органические повреждения центральной нервной
системы, а также генетически обусловленной недостаточностью головного
мозга. Слабовыраженная органическая недостаточность мозга ведет к
значительному замедлению темпа развития, особенно сказывающемуся на
психическом развитии детей (М.С.Певзнер, 1966; Г.Е.Сухарева, 1974;
М.Г.Рейдибойм, 1977; Т.А.Власова, К.С. Лебединская, 1975).
По мнению ряда авторов, к рассматриваемой группе относятся дети с
церебрастеническими состояниями, с психофизическим и психическим
инфантилизмом, а также перенесшие в раннем детстве тяжелые и
длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной
недостаточности центральной нервной системы. (Т.А.Власова,
В.И.Лубовский, Н.А.Цыпина, 1984; З.И.Калмыкова, И.Ю.Кулагина, 1986;
В.И.Мачихина, 1987, 1992).
Изначально неполноценная биологическая основа (различные формы
недоразвития клеток головного мозга, родовые и послеродовые травмы,
интоксикации головного мозга, экологические неблагоприятные воздействия и
пр.), вступая в сложное взаимодействие с деструктивными факторами
социальной среды, детерминирует более адекватные или менее адекватные
реакции личности подростка (Л.С.Выготский, 1960;. Б.М.Теплов, 1961;
В.М.Русалов, 1979; В.В.Ковалев, 1985).
В этих случаях наблюдается конституционально детерминированное
более полноценное иЛи менее полноценное, более синхронное или менее6
синхронное созревание отдельных систем друг относительно друга
(психофизиологической, нейроэндокринной, нейрохимической, биологической,
интеллектуально-мнемической, эмоциональной, волевой и т. д.), что приводит к
психотипологической и конституционально-типологической личностной
изменчивости за пределы границ статистической и вероятностной нормы, в
континууме от нормы-акцентуаций до пограничной аномальной личности и
далее до диапазона психопатии (И.В. Боев, 1995; О.А. Ахвердова, 1998; Н.Н.
Волоскова, 2001; Я.В. Луковка, 2002; Э.В. Терещенко, 2002).
Возникает необходимость определения степени выраженности
конституционально-типологической недостаточности высшей нервной
деятельности (ВНД) и психотипологической предиспозиции личности
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения для разработки принципиально новых конституционально
ориентированных подходов к специализированной психологической помощи
детям и подросткам с задержкой психического развития.
Цель исследования – разработка вариантов психологической помощи
выпускникам классов коррекционно-развивающего обучения на фоне
различной степени выраженности конституционально-психотипологической
предиспозиции личности.
Задачи исследования.
1. Изучение документации, анамнестических данных, позволяющих
установить генезис задержки психического развития, органические признаки
патологии мозга у подростков, обучавшихся в классе коррекционноразвивающего (компенсирующего) обучения.
2. Разработать и провести экспериментально-психологическую
индивидуальную дифференциальную диагностику выпускников классов
коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения в условиях
среднего звена общеобразовательной школы, выделив испытуемых с
конституционально-типологичЕской недостаточностью ВНД и7
психотипологической предиспозицией личности подростка.
3. Определить и разработать оптимальные методы специализированной
психологической помощи, направленной на восстановление
конституционально-психологических механизмов адаптациИ и компенсации
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения.
4. Объективизировать эффективность разработанных вариантов
специализированной психологической помощи подросткам, имеющим
конституционально-психотипологическую предиспозицию личности.
Объект исследования – человек как целостное системное образование
в субъектно-объектных отношениях.
Предмет исследования – конституционально-континуальная
сущность и обусловленность аномальной личностной изменчивости
выпускников классов коррекционно-развивающего обучения, требующая
оказания специализированной психологической помощи.
Эмпирическая гипотеза исследования заключается в том, что
одинаковые социальные условия адаптации субъекта подразумевают
взаимодействие последних с психолого-биологическими основами человека.
Результатом взаимодействия, взаимовлияния внешних факторов с внутренними
является или психологическая гармонизация субъекта, совершенствование
конституционально-психотипологической структуры личности, или появление
признаков аномальной личностной изменчивости. Неблагоприятное влияние
социальных факторов на структуру личности выявляет степень выраженности
конституциональной детерминированности вероятностной
психотипологической изменчивости. Специализированная психологическая
помощь должна быть адресована к конституционально-психотипологическим
механизмам защиты личности.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционноконституциональном и континуально-генетическом подходе к
психотипологической структуре индивидуальности, предполагающем, что8
конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют
психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы
реагирования в условиях адаптации к более сложной деятельности, изменяя
или нарушая характер компенсаторных и адаптационных возможностей
личности, что предопределяет проблему оказания психологической помощи.
Методологическую и теоретическую основу исследования
составили основополагающие методологические принципы и концепции
отечественной психологии о сущности личности и ее психологической
структуре, генетической разноплановости, преемственности между
биологическим и социальным в психическом развитии, психическом «как
процессе» (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев,
А.И.Донцов, К.К.Платонов, В.П.Зинченко, Б.М.Теплов, А.Г.Асмолов); идея о
системной, межфункциональной организации человеческой психики и
сознания (Л.С.Выготский); концепция системогенетического подхода в
психологии (Е.А.Климов, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, В.Д.Шадриков);
континуально-генетическая концепция (А.В.Брушлинский); учение об
акцентуированных личностях и акцентуациях характера (А.Е.Личко,
К.Леонгард, Г.К.Ушаков); представления об индивидуальных поведенческих
стереотипах, зависящих от конституциональных или генетических
психических особенностей (Б.С.Братусь, В.В.Белоус, В.Н.Дружинин,
Е.А.Климов, В.С.Мерлин); концепция об аномальной личностной
изменчивости и пограничной аномальной личности как промежуточном
диапазоне конституционально-континуального пространства (И.В.Боев,
О.А.Ахвердова); концепция аномальной личностной изменчивости
органического происхождения (Н.Н.Волоскова, О.А.Минаева);
отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализированной
психологической помощи (И.В.Боев, О.А.Ахвердова, Н.Н.Волоскова,
Э.М.Козлова, Н.А.Куксова, Л.В.Лысенко); генетическая теория типов
(К.Конрад, Э.Кречмер, А.Ф.Лазурский, У.Шелдон).9
Материал и методики исследования. В экспериментальнопсихологическом исследовании приняло участие 120 выпускников классов
коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения (76 мальчиков и
44 девочки) в возрасте 10-12 лет, проживающих в г. Ставрополе.
Обследование проводилось на базе Межвузовской лаборатории
экспериментальной психологии Ставропольского государственного
университета, общеобразовательных школ г. Ставрополя в течение трех лет,
что позволило объективизировать эффективность предлагаемых методов
психологической помощи.
Для реализации поставленной цели и задач использованы методы и
методики психологического обследования: патохарактерологический
опросник (ПДО) А.Е.Личко (1987), клинический опросник для выявления и
оценки невротического состояния (В.Д.Менделевич, К.К.Яхин, 1978),
методика определения уровня невротизации и психопатизации (Е.Ф.Бажин,
1976; И.Б.Ласко, 1980), личностный опросник Айзенка (1964), шкала
тревожности (J.Teulor, 1953); уровень личностной и ситуативной
тревожности изучался по опроснику Ч.Д.Спилбергера; уровень физической,
вербальной, косвенной агрессии - по личностному опроснику Басса-Дарки;
проективные методики ДДЧ, «Несуществующее животное».
Используя принципы дифференциальной диагностики в
конституциональной психологии, мы распределили всех обследуемых по
месту их расположения в конституционально-континуальном пространстве
личности: 1 группа – 28 подростков, имеющих диагноз «Задержка
психического развития (ЗПР) церебро-органического генеза»; 2 группа – 32
подростка с диагнозом «ЗПР конституционального генеза», которые
соответствовали диапазону ПАЛ с признаками сочетанной
конституционально-типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозиции личности. Аномальные личностные и
поведенческие нарушения у подростков 1 и 2 групп соответствовали
структуре патологического девиантного поведения. Третья группа включала10
27 подростков с диагнозом «ЗПР соматогенного генеза»; 4 группа - 33
подростка - «ЗПР психогенного генеза», у которых обнаруживались
признаки конституционально-типологической недостаточности ВНД. Третья
и четвертая группы характеризовались принадлежностью к диапазону
психологической нормы – акцентуации, а личностная изменчивость
проявлялась в пределах непатологического девиантного поведения. Все
обследуемые в соответствии с методологическими принципами
конституциональной психологии были дифференцированы на четыре
личностных психотипа: эпилептоидный (36%), циклоидный (34%),
шизоидный (19%), истероидный (11%).
Специализированная психологическая помощь основывалась на
концепции сотрудничества в психологическом консультировании
(К.Роджерс), адаптированной к случаям школьной дезадаптации
О.Н.Усановой (1995); принципах лечебной педагогики Н.Е.Поляковой
(1995), методе реконструктивной психотерапии В.Н.Мясищева (1961) в
модификации Э.М.Козловой (2003) и арттерапии, с которой знакомили
родителей подростков, учителей, воспитателей с целью мотивировать
ближайший круг лиц на поиск скрытых психолого-биологических ресурсов
выпускника класса коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения.
Результаты экспериментально-психологических исследований
подверглись многовекторному сравнительно-психологическому анализу
(И.В.Боев, О.А.Ахвердова, 1998), который был использован и для
объективизации применяемых методов специализированной
психологической помощи. Сплошная математическая обработка
проводилась с использованием критерия X – квадрат, исходя из нулевой
гипотезы о том, что никакого различия между сравниваемыми группами нет
(К.Браунли, 1972).11
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Социальная образовательная среда обитания в виде нового
коллектива сверстников и учителей, новой сложной учебной программы,
требований нескольких учителей, взаимодействуя с конституциональнотипологическими предиспозициями личности, детерминирует проявление
аномальных личностных, психологических и поведенческих нарушений у
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения.
2. Предлагаемый комплекс психологических методов диагностики
позволяет на высоко достоверном уровне определить степень выраженности
конституциональных психологических механизмов декомпенсации и
дезадаптации подростков с различными типами ЗПР к школьной среде.
3. Подросткам, имеющим диагноз «ЗПР церебро-органического,
конституционального, соматогенного, психогенного генеза», необходима
специализированная психологическая помощь, направленная на
восстановление конституциональных психологических механизмов
компенсации и адаптации личности, что служит профилактикой
вероятностных личностных и поведенческих нарушений у подростков.
Научная новизна исследования. Впервые выявлена совокупность
качественных и количественных психологических показателей в
конституциональном личностном континууме от диапазона психологической
нормы-акцентуации до диапазона ПАЛ, характерных для выпускников
классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения.
Экспериментально-психологические исследования обнаружили у подростков,
имеющих диагноз «ЗПР соматогенного генеза» и располагающихся в
диапазоне психологической нормы-акцентуации, признаки
конституционально-типологической недостаточности ВНД, что
обуславливало аномальные личностные и психологические реакции на
внешние факторы социальной среды. Для диапазона ПАЛ характерна
сочетанная конституционально-типологическая недостаточность ВНД и12
психотипологическая предиспозиция с преобладанием эпилептоидной и
шизоидной структур личности, детерминированных ЗПР цереброорганического и конституционального генезов. Преобладание истероидной
структуры личности коррелирует у подростков с ЗПР соматогенного и
психогенного генезов.
Личность выпускника класса коррекционно-развивающего
(компенсирующего) обучения, имеющая изначально «неполноценную
биологическую основу», взаимодействует с социально-стрессовыми
факторами в виде условий среднего звена общеобразовательной школы, что
приводит к актуализации конституциональных психологических механизмов
декомпенсации и дезадаптации, проявляющихся на феноменологическом и
экспериментально психологическом уровнях аномальной личностной и
поведенческой изменчивостью.
2. Выпускники классов коррекционно-развивающего обучения
распределяются в конституционально-континуальном пространстве личности
на диапазон психологической нормы-акцентуации с признаками
конституционально-типологической недостаточности, обуславливающей
непатологический стереотип девиантного поведения, и на диапазон
пограничной аномальной личности с признаками сочетанной
конституционально-типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозицией личности, детерминирующей
патологические варианты девиантного поведения.
3. Задержка психического развития подростков органического и
конституционального генеза коррелирует с конституциональнотипологической недостаточностью высшей нервной деятельности и
психотипологической предиспозицией личности; соматогенного и
психогенного генеза – лишь с психотипологической предиспозицией
личности, что проявляется разной степенью выраженности аномальной
личностной и поведенческой изменчивости в виде низкой успеваемости в
школе, эмоционально-коммуникативных и аффективно-регулятивных
затруднениий, декомпенсации познавательной деятельности и гипофункции
эмоционально-нравственной сферы личности.
4. Подросткам диапазона пограничной аномальной личности с
конституционально-типологической недостаточностью ВНД и136
психотипологической предиспозицией личности, коррелирующей с ЗПР
церебро-органического и конституционального генезов, свойственны:
ретардация и асинхрония развития; проблемы речевой деятельности -
дефекты звукопроизношения, нарушения устной и письменной речи, чтения
и письма; высокий уровень личностной, ситуативной тревожности,
невротизации и психопатизации; социальная дезадаптация; деформации
эмоциональной сферы; личностные и поведенческие нарушения
(конфликтность, гетеро- и аутоагрессивность, враждебность,
психастеничность).
5. Разработана программа комплексной и комбинированной
специализированной психологической помощи, направленной на
восстановление конституциональных механизмов психологической
компенсации и адаптации, повышение личностной толерантности к
социальным условиям среднего звена образовательной среды с
использованием концепции сотрудничества, принципов лечебной
педагогики, реконструктивной психотерапии и арттерапии. Разработанная
нами программа включает применение методик и техник психокоррекции и
психотерапии, адекватных конституционально-психотипологической
эпилептоидной и шизоидной структурам личности подростка с задержанным
развитием церебрально-органического и конституционального генеза,
нивелирующих конституционально-типологическую недостаточность ВНД
и психотипологическую предиспозицию личности. Методики и техники
психологической помощи у подростков с соматогенным и психогенным
генезом задержанного развития адекватны истероидной и циклоидной
структурам личности, направлены на выявление скрытых психологобиологических ресурсов личности и гармонизацию конституциональнопсихотипологической предиспозиции личности.
6. Эффективность и адекватность разработанной специализированной
психологической помощи, адресованной к аномальной личностной и
поведенческой изменчивости выпускников классов коррекционно-137
развивающего (компенсирующего) обучения, может быть объективизирована
с помощью стандартного набора личностных и клинических опросников,
позволяющих провести многомерный психологический анализ,
регистрирующий позитивную или негативную личностную и
психологическую динамику испытуемых.
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Междун.
Пед. академия. 1994. – 237 с.
2. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их
компенсация. – М.: Медицина, 1976. – 272 с.
3. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация
несовершеннолетних. – Свердловск, 1986. -150 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.:
Питер, 2001. – 272 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288
с.
6. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х книгах. –
Педагогика, 1982. – 320 с.
7. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития
младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. 1993, №
1. С. 47-53.
8. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и
патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
9. Ахвердова О.А. Экспериментально-психологическая диагностика
личностно-характерологического континуума подростков. // Монография. – М.,
1998. 154 с.
10. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и
поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью
мозга. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000. – 272 с.
11. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и
патологии. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.
12. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М.: Высшая школа, 1991.
– 256 с.
13. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: «Социальное
здоровье России», 1993. – 199 с.139
14. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных
компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития
// Вопр.психологии. – 1997. - № 1. С.19-25.
15. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика,
1983. – 272 с.
16. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Монография. –
Ставрополь, 1999. – 362 с.
17. Боев И.В., Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н. Клинико-психологические
аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и
подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. –
Ставрополь. – 2001. – 380 с.
18. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования
личности в онтогенезе // Вопр. психологии. – 1976. - № 6. – С. 43-45.
19. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы
формирования личности. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Международная
педагогическая академия, 1995. – 212 с.
20. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
21. Бреслав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель
деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных
отношений. – М., 1983. – Ч.2. – С. 274-276.
22. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
23. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психологической
диагностике. – Киев, 1989. – 197 с.
24. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастнопсихологическое консультирование. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 136 с.
25. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: Просвещение, 1992.
– 255 с.
26. Буянов М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Центр.
ин-т усовершенствования врачей. 1976. – С. 20.140
27. Васильева Е.Н. Особенности формирования положительного
эмоционального отношения у детей старшего школьного возраста с ЗПР к близким
взрослым и сверстникам: Автореферат дисс. канд.психол.наук. – Нижний Новгород.,
1994. – 16 с.
28. Волоскова Н.Н.Аномальная личностная изменчивость органического
происхождения. Монография. 2001. – 215 с.
29. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.:
Изд-во Моск.ун-та, 1990. – 288 с.
30. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.:
Просвещение, 1973. – 175 с.
31. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического
изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. – 1975. - № 6. –
С.8-17.
32. Власова Т.А. Проблемы советской дефектологии // Советская
педагогика. – 1978. - № 1. – С. 58-68.
33. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и
подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В.Бурменская,
Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –
416 с.
34. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших
школьников. – М., 1995. – 56 с.
35. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Лекция 4. Эмоции и их
развитие в детском возрасте // Собр. Соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т.2. –С.416-
436.
36. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч.:
в 6 т. Т.4. – М.: Педагогика, 1983. – 432 с.
37. Выготский Л.С. Основы общей дефектологии. Дефект и компенсация
// Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.5. – 368 с.
38. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии
//Собр. Соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.5. – 368 с.141
39. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – 345 с.
40. Гарбузов В.И. Нервные дети. – Л.: Медицина,1990. – 176 с.
41. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: АО «Сфера», 1994.
– 160 с.
42. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение.
– М: Медицина, 1977. – 272 с.
43. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования
межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Выпуск 7. – М.:
Фолиум, 1994. – 64 с.
44. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление
стереотипов. – СПб., 1994. – 192 с.
45. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения
и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. –
Свердловск, 1987, - 75 с.
46. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера. –
М.,1990.
47. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания
патологических процессов. – М.: Медицина, 1978. – 296 с.
48. Дети с временными задержками развития / Под ред. Власовой Т.А.,
Певзнер М.С. – М.: Педагогика, 1971. – 296 с.
49. Дефектологический словарь. Редактор Оршанская А.Н. – М.:
Педагогика, 1970. – 504 с.
50. Домишкевич С.А., Пермякова В.А., Насонова В.И. Методы научнопсихологических исследований в дефектологии. – Иркутск, 1983. – 73 с.
51. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое
здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: изд. центр
«Академия», 1995. – 170 с.
52. Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении
бессознательного и особенности психотерапии пограничных нервно-психических
расстройств. – М., 1995. – 50 с.142
53. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М.:
Просвещение, 1988. – 170 с.
54. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Избр.
психолог. труды: в 2-х т. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – Т.
1. – С.223-258.
55. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л.:
Медицина, 1982. – 216 с.
56. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986. –
109 с.
57. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1988. –
248 с.
58. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.:
Просвещение, 1993. -192 с.
59. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-пресс, 1996. – 333 с.
60. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М., изд-во МГУ,
1971. – 100 с.
61. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального
развития личности. – М., изд-во МГУ, 1980. – 157 с.
62. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1986. – 286 с.
63. Иванов Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе
// Дети с временными задержками в развитии / Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С.
– М.: Педагогика, 1971. – С.63-67.
64. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.,
1961. – 40 с.
65. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции //
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983.
66. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Изд. 2-е. – Л., 1985.
– 216 с.
67. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической
диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 1983. – 312 с.143
68. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от
концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное
сопровождение развития ребенка. - СПб., 1998. – С. 4-6.
69. Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. – М.: Медицина,
1980. – 448 с.
70. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М.: Медицина, 1985. – 304 с.
71. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1979. –
608 с.
72. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных
взаимоотношений. – Минск, 1984. – 366 с.
73. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот:
социально-экономические проблемы / Под ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой. –
СПб., 2000. – С. 108.
74. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – М.: Наука и
техн., 1993. - 478 с.
75. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.
76. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений /
Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред.
Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 144 с.
77. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость
школьников. – М., 1988.
78. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с
задержками психического развития к школьному обучению. Автореф. на соиск.
канд. дисс. по псих. – М., 1986. – 18 с.