Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНЕКДОТ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕЖИВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ЕВРЕЙСКИХ АНЕКДОТОВ)

Работа №28775

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы202
Год сдачи2006
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
553
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических подходов к исследованию идентичности 9
1.1 Подходы к изучению проблемы идентичности в зарубежной психологии 9
1.2 Исследования этнической идентичности в психологии 25
1.3 Изучение особенностей еврейской этнической идентичности 29
Глава 2. Социально-психологические аспекты проблемы комического 38
2.1 Трактовка комического в философии и эстетике 39
2.2 Социальные функции комического 46
2.3 Изучение комического в психологии 54
2.4 Еврейский анекдот как разновидность комического 61
Глава 3. Еврейский анекдот как материал изучения еврейской национальной идентичности. Различные подходы к анализу текстов 72
3.1. Еврейский анекдот как объект исследования идентичности 72
3.2 Классификация и количественный анализ еврейских анекдотов 79
3.3. Анализ текстов анекдотов: семиотический, транзактный и психоаналитический подходы 132
Глава 4. Экспериментальное изучение особенностей еврейской национальной идентичности на материале еврейских анекдотов 155
4.1 Обоснование метода и описание процедуры исследования 155
4.2 Результаты исследования особенностей еврейской национальной
идентичности при восприятии еврейских анекдотов и их интерпретация ...167
Заключение 181
Список литературы 187
Приложения


Одним из важных моментов, определяющих своеобразие современной социо-культурной ситуации, является обострение межнациональных конфликтов и противоречий. Содержательно эти противоречия затрагивают разные уровни межнационального взаимодействия и проявляются в различных аспектах. В этой связи, с одной стороны, важно выделить общемировую тенденцию к глобализации, которая предполагает в качестве одного из необходимых условий эффективность межнационального взаимодействия; с другой стороны, постоянно увеличивающиеся конфликты на национальной почве. Особый тип содержательных напряжений, обостряющих межнациональные отношения, связан с внутригосударственной политикой многонациональных государств, которые задаются двумя разнонаправленными векторами: идеологией «плавильного котла» и идеологией, ориентированной на построение мультикультурного общества. Здесь с особой остротой проявляются порой противоречия в ценностных ориентациях национального большинства и национального меньшинства.
В общем русле обозначенных тенденций, проблематика межнациональных отношений в современной России приобретает особую значимость и актуальность. Это связано с политическими, экономическими и социо-культурными аспектами трансформации пространства бывшего СССР. Так, существенно изменился гражданский статус представителей целого ряда национальностей из различных республик бывшего СССР, проживающих сегодня в России. С другой стороны, русские в бывших республиках СССР в правовом отношении оказались приравненными к национальному меньшинству, что определяет совершенно иное переживание ими своей национальной идентичности. Особым образом обостряется проблема межнациональных отношений и конфликтов в связи с экономическими
отношении к мигрантам. Сегодня здесь явно обозначается граница «мы-они», «свое-чужое». Не менее очевидны проблемы, возникающие и непосредственно на социокультурном уровне: статус русского языка, как языка межнационального общения; конфессиональные противоречия; сложности социокультурной адаптации мигрантов, межнациональная интолерантность, экстремизм, ксенофобия и др. Все перечисленные моменты не только в той или иной степени затрагивают аспекты, касающиеся национальной идентичности, но и связаны с особым, социально¬психологическим контекстом, когда формирование национальной идентичности в России происходит в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. Подчеркнем, что актуализация обращения к национальной самоидентификации как к одному из устойчивых оснований для личностного самоопределения в ситуации ценностно-нормативной неопределенности задает совершенно особый содержательный контекст, определяющий важность изучения психологических механизмов национальной самоидентификации. При этом следует подчеркнуть, что для решения обозначенных выше проблем особую актуальность приобретают социальные и образовательные программы, направленные на формирование позитивной национальной идентичности у представителей разных национальностей, проживающих в России. В этой связи анализ психологических механизмов, направленных на переживание позитивной национальной идентичности становится особенно актуальным.
Методологическим основанием настоящей работы являются теоретические представления, сформулированные в рамках культурно-исторического подхода школы Л.С. Выготского, где особое внимание уделено психологическому анализу семиотических структур как механизмов, порождающих психологические процессы и переживания. В этой связи особый интерес представляют тексты анекдотов, как устойчивых порождение позитивных эмоциональных переживаний, связанных с чувством комического. При этом следует обратить внимание на особый тип национальных анекдотов, которые строятся на подчеркивании оппозиций «мы-они», «свое-чужое». Именно такие анекдоты можно рассматривать как особые тексты («машины»), направленные не только на порождение смеховой реакции, но и на позитивное переживание национальной идентичности. В этом отношении большой интерес представляют «еврейские анекдоты», которые не только имеют давнюю историю и весьма многочисленны, но и содержат в своем составе тексты как позитивной, так и негативной («антисемитские анекдоты») направленности.
Объектом данного исследования является переживание еврейской национальной идентичности.
Предмет исследования - влияние разных уровней семиотической организации анекдота на переживание национальной идентичности.
Цель данного исследования состоит в теоретическом анализе и эмпирическом исследовании особенностей влияния разных уровней семиотической организации текста анекдота на переживание позитивной национальной идентичности.
Гипотеза исследования - переживание своей национальной идентичности актуализируется при восприятии национального анекдота благодаря его особой структурной организации.
Задачами исследования являлись:
• теоретический анализ различных подходов к изучению проблематики национальной идентичности;
• анализ социально-психологических аспектов комического;
• создание базы данных и классификация анекдотов по параметрам, относящимся к проблематике исследования;
• интерпретация и анализ структурных особенностей
еврейских анекдотов с использованием различных подходов к анализу текстов (семиотический, транзактный анализ, психоаналитический);
• проведение психосемантического исследования, направленного на выявление особенностей личностного самоопределения в структуре персонажей анекдотов, национальных стереотипов, Я-идеального и антиидеала.
Для решения этих задач использовались следующие методы:
- анализ литературы по теме исследования;
- процедура экспертной оценки текстов;
- контент-анализ корпуса текстов еврейских анекдотов;
- структурно-семиотический анализ текстов анекдотов;
-транзактный анализ межролевого взаимодействия персонажей анекдотов;
- психосемантический эксперимент;
- статистические методы обработки данных.
В ходе исследования были проанализированы различные источники (сборники анекдотов, периодические издания, Интернет), на основе которых была создана база данных, включающая 770 еврейских и 234 антисемитских анекдота.
В психосемантическом эксперименте участвовало 86 человек, из них 42 евреи и 44 - русские.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые рассматривается роль структурных и содержательных особенностей национальных анекдотов в актуализации переживания национальной идентичности.
Разработан новый подход к изучению переживания национальной идентичности в связи с восприятием национальных анекдотов. Использование текстов комического в качестве материала для изучения идентичности дает возможность более полного и разностороннего изучения данной проблематики, открывает содержательные особенности переживания национальной идентичности. Изучение содержания и распространенности национальных анекдотов может служить ценным источником знаний о состоянии межнациональных отношений в обществе. В исследовании показано, что анекдоты представляют собой как потенциальную возможность развития толерантного отношения к другим народам, так и возможность подкрепления межнациональной неприязни и ксенофобии.
Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы для создания психолого-педагогических, социальных, культурологических программ, направленных на построение толерантных межнациональных отношений, основанных на формировании собственной позитивной национальной идентичности. Результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций по социальной психологии и этнопсихологии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Обострение межнациональных отношений в современном обществе предполагает поиск особых механизмов в культуре, определяющих возможность построения позитивного чувства собственной национальной принадлежности. Одним из средств актуализации позитивного переживания национальной идентичности являются национальные анекдоты.
2. Национальный анекдот представляет собой рефлексивный текст, фиксирующий с помощью смеховой реакции различные содержательные
3. Самоопределение слушателя анекдота относительно поведения персонажей приводит к разрешению внутренних конфликтов путем достижения чувства целостности, развития персональной и социальной идентичности. Анекдот при этом выступает как психотерапевтическое средство осознания проблемы и избавления от нее через катарсическое очищение.
4. Переживание своей национальной идентичности при восприятии национальных анекдотов обусловлено актуализацией отношения собственного Я к национальному стереотипу, персонажам анекдота, Я- идеальному и антиидеалу. При этом многоуровневая организация анекдота дает возможность множественности интерпретаций его персонажей. Различное понимание смысла анекдота представителями разных национальностей позволяет использовать его как своеобразный проективный тест, с помощью которого возможно изучение состояния межнациональных отношений в обществе, где эти тексты функционируют.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, цель данного исследования заключалась в теоретическом анализе и эмпирическом исследовании особенностей влияния разных уровней семиотической организации текста анекдота на переживание позитивной национальной идентичности. Исследование проводилось на материале еврейских анекдотов. В ходе работы было показано, что для выявления взаимовлияния текстов анекдотов и переживания национальной идентичности необходимо проводить многоуровневый анализ, связанный как с многоплановостью самого переживания идентичности, так и с многомерностью анекдотов, как текстов комического. В общем, можно выделить три основные линии анализа - уровень семантической организации текстов анекдотов, уровень индивидуального восприятия семантики анекдотов и уровень социального функционирования анекдотов. Отметим, что подобное разделение является весьма условным, поскольку речь идет о сложном процессе восприятия текста и о едином, нераздельном переживании национального самоопределения личности.
Первый план анализа связан с особым подходом к психологическому исследованию текстов, разработанным в рамках культурно-исторической теории [Выготский Л., 2000]. В результате анализа семантической структуры анекдотов было продемонстрировано, что национальный анекдот представляет собой многослойный текст, в котором в противоречие вступают не только форма и содержание, как это было показано у Л.С. Выготского, но и множество семантических оппозиций, отражающих содержательные аспекты, на базе которых строится позитивная национальная идентичность. Еврейский анекдот при этом представляет собой рефлексивный текст, фиксирующий с помощью смеховой реакции различные содержательные грани для культурного различия «своего» и «чужого», те содержательные точки, на основе которых происходит национальное самоопределение в обыденном сознании [Собкин В.С., 2001].
Помимо семантического анализа текстов отдельных анекдотов обнаружение подобных содержательных аспектов предполагало особую систематизацию корпуса текстов анекдотов, направленную на выявление в них тем, позволяющих достаточно полно описать содержательные сюжеты, связанные с национальной идентичностью. Автором были собраны и проанализированы более 1000 еврейских анекдотов, которые систематизировались исходя из внутренних содержательных оснований, фиксирующих национальные особенности. Выделенные темы были сгруппированы в такие обобщающие основания культуры как «телесность», «социум», «материальное» и «духовное».
Анализ внутренней структуры анекдота проводился с использованием различной методов - семиотического подхода к анализу текстов, методологии транзактного анализа, психоаналитического подхода. Использование различных подходов позволило более содержательно подойти к вопросу воссоздания переживания идентичности при восприятии анекдотов. Так, в частности, на материале анекдотов о детско-родительских отношениях с помощью методологии транзактного анализа Э. Берна была выявлена психологическая игра, описывающая взаимоотношения еврейской мамы и еврейского сына. Учитывая распространенность и внутреннюю смысловую связанность анекдотов данного раздела, можно предположить, что в этой точке фиксируются определенные психологические проблемы, которые "отрефлексируются" с помощью смеха над анекдотом. Анекдот при этом играет в первую очередь психотерапевтическую функцию осознания проблемы и избавления от нее через катарсическое очищение.
Когда мы говорим об анекдоте как средстве избавления от личностных проблем с помощью катарсического эффекта, мы переходим на второй уровень анализа - индивидуально-психолгический. Столкновение сексуального влечения, агрессивных тенденций и социальных норм, не допускающих открытого проявления подобных желаний, выступает в концепции З. Фрейда в качестве единственного источника психологической работы остроумия [Фрейд З., 1998]. Действительно, вытесненные влечения значимы при возникновении анекдотов, а в случае антисемитских анекдотов эта функция, обслуживающая агрессию, может считаться основной, однако, на наш взгляд, функция анекдота - не столько содействие изживанию влечений, сколько средство разрешения внутреннего конфликта путем достижения чувства целостности, развития персональной идентичности личности. Смех евреев над еврейским анекдотом - это возможность увидеть себя вне антисемитских предубеждений, освободиться от них и от собственных проблем и недостатков, прийти к идентичности, пережить свою самость.
Экспериментальное изучение переживания идентичности через восприятие еврейских анекдотов было проведено с помощью психосемантического исследования. На основании рассмотрения полученных факторных структур в исследуемых подвыборках испытуемых русской и еврейской национальностей можно сделать вывод, что при наличии инвариантности категорий сознания в области восприятия еврейских и антисемитских анекдотов имеющиеся определенные семантические различия и особенности восприятия свидетельствуют об этнически обусловленной специфике восприятия анекдотов, участвовавших в исследовании. Так, если у слушателей еврейской национальности персонаж еврейского анекдота оказывается в одной зоне со стереотипным евреем, Я реальным и Идеалом - в пространстве Силы и Альтруизма, то у русских он противопоставляется Я и Идеалу и попадает в пространство Силы и Эгоизма, в ту же область, где находится стереотипный еврей и персонаж антисемитского анекдота.
Анализ анекдота как средства переживания национальной идентичности на уровне социального функционирования текстов предполагает обращение к изучению роли еврейских и антисемитских анекдотов в многонациональном общественном контексте. Социологи
отмечают самоидентифицирующую функцию анекдотов, которая заключается в поддержании границ собственной группы, отделении своей группы от чужой и связывании членов одной группы друг с другом [Davies С., 1990, Zijderveld А., 1983, Дмитриев А., 1996]. Действительно, в исследовании национальной идентичности принципиальной становится проблема границы "своего" и "чужого", поскольку переживание национальной идентичности возникает только в столкновении с другой культурой [Phinney J., 1992] и здесь наряду с еврейскими анекдотами важно рассмотрение функционирования в обществе антисемитских анекдотов.
В исследовании были собраны и проанализированы антисемитские анекдоты, которые демонстрируют представление о евреях "извне", с точки зрения ближайшего окружения. Было продемонстрировано, что антисемитские анекдоты также выполняют функцию формирования национальной идентичности, однако идентичности большинства за счет унижения и высмеивания национального меньшинства. Кроме того, в результате психосемантического исследования было выявлено, что стереотипное представление о типичном еврее в восприятии русских испытуемых семантически сходно с оценкой персонажей не еврейских, а именно антисемитских анекдотов. Дальнейшее изучение антисемитских анекдотов внесло бы существенный вклад в развитие научных представлений о взаимоотношениях русской и еврейской культур, о толерантности и/или нетерпимости, которые в них сосуществуют.
Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие основные выводы:
1. Национальный анекдот представляет собой рефлексивный текст, фиксирующий с помощью смеховой реакции различные этнодифференцирующие признаки, на основании которых строится национальное самоопределение в обыденном сознании.
2. Одна из функций национального анекдота - разрешение внутреннего конфликта путем достижения чувства целостности, развития социальной и персональной идентичности. Анекдот при этом выступает как психотерапевтическое средство осознания проблемы и избавления от нее через катарсическое очищение.
3. Переживание своей национальной идентичности при восприятии национальных анекдотов обусловлено актуализацией отношения собственного Я к национальному стереотипу, персонажам анекдота, Я- идеальному и антиидеалу:
- актуализация переживания еврейской национальной идентичности при восприятии еврейских анекдотов происходит благодаря соотнесению собственного Я и идеального Я с национальным стереотипом и персонажами еврейского анекдота в категориях Силы, Альтруизма и Ортодоксальности;
- актуализация переживания своей национальной идентичности у не евреев при восприятии еврейских анекдотов строится на основе противопоставления позитивного образа себя и своего идеала в категориях Силы и Альтруизма представлению о национальном стереотипе еврея и о персонажах еврейских анекдотов в категориях Эгоизма и Ортодоксальности.
4. Многоуровневая организация текста анекдота дает возможность множественности интерпретаций его персонажей, что позволяет использовать анекдот как своеобразный проективный тест, с помощью которого возможно изучение социально-психологических особенностей межнациональных взаимоотношений.



1. Аверинцев С. О духе времени и чувстве юмора // Новый мир. - 2000. №1. С. 137-140.
2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально¬психологические проблемы. - М.: МГУ, 1990. - 240 с.
3. Агранович С.З., Березин С.В.Homo amphibolos: Археология сознания. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2005. - 344 с.
4. Анекдот как феномен культуры: Материалы круглого стола. 16 ноября 2002 г. Санкт-Петербург // Отв. ред. Каган М.С., Соколов Е.Г. - СПб: Санкт- Петербургское философское общество, 2002. - 148 с.
5. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. №1. - С. 131-143.
6. Аристотель. Риторика. Поэтика. - М.: Лабиринт, 2000. - 221 с.
7. Архипова А. С. Анекдот в зарубежных исследованиях XX века // Живая старина. - М., 2001. - № 4. - С. 30 - 31.
8. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. - М., Философское общество, 1991. Т.1- 319 c.; т.2 - 378 c.; т.3 - 471 c.
9. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Худ. лит., 1990. - 543 с.
10. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. - C. 129-139.
11. Баклушинский С. А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования / Под ред. Собкина В. С. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - с. 64-84.
12. Бергсон А. Смех // Психология эмоций: Тексты /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю .Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1993. - 304 с.
13. Берн Э. Групповая психотерапия. - М.: Академический Проект, 2001. - 464 с.
14. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.: Эксмо, 2002. - 320 с.
15. Берн Э. Люди, которые играют в игры. - М.: Эксмо, 2002. - 576 с.
16. Борев Ю.Б. О комическом. - М.: Искусство, 1957. - 232 с.
17. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Политиздат, 1981. - С. 81-99.
18. Бороденко М. В. Комическое в системе установочной регуляции поведения: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 1995. - 22 с.
19. Бороденко М. В. Два лица Януса-смеха. - Ростов-на-Дону, 1995. - 86 с.
20. Брикер Б., Вишевский А. Юмор в популярной культуре советского интеллигента 60-х - 70-х годов // Wiener Slawistischer Almanach. - Wien,1989. - V. 24.
21. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993. - 175 c.
22. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления
критических ситуаций). - М.: МГУ, 1984.- 200 с.
23. Веселый уикэнд. Антология еврейского народного юмора. - Минск: Бестпринт, 1996. - 256 с.
24. Воронель А. По ту сторону успеха. Сборник статей. Тель - Авив, 1986. - 304 с.
25. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч. Т.4. Детская психология/ под ред. Д.Б. Эльконина - М.: Педагогика, 1984. - с. 376-385.
26. Выготский Л. С. Психология искусства. - СПб.: Азбука, 2000. - 416 с.
27. Гегель Г. Сочинения. T.XIV.- М.-Л., 1958. - 440 с.
28. Гительман Ц., Червяков В., Шапиро В. Национальное самосознание российских евреев // Диаспоры. - 2000. №3. - С. 52-113.
29. Гительман Ц., Червяков В., Шапиро В. Национальное самосознание российских евреев // Диаспоры. - 2001. №1. - С. 210 - 244.
30. Гладких Н. Катарсис смеха и плача // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (Филология). - Томск: Изд. ТГПУ, - 1999. - Вып. 6 (15).
31. Гоббс Т. Сочинения. Т.2. - М: Мысль, 1991. - 731 с.
32. Грачева А., Нистратов А., Петренко В., Собкин В. Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры киноперсонажа // Вопросы психологии. - 1988. №5/ - C. 123-131.
33. Грачева А. М. Психосемантический сопоставительный анализ особенностей категорий сознания русских и еврейских старшеклассников в области межнационального восприятия // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассников. Труды по социологии образования. Т.3. Вып. 4 - М.: Центр социологии РАО - 1995. - C.99-111.
34. Грачева А. М. Психосемантическое исследование межнационального восприятия тувинских старшеклассников // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассников. Труды по социологии образования. Т.3. Вып. 4 - М.: Центр социологии РАО - 1995. - C.112-117.
35. Грачева А. М. Психосемантическое исследование особенностей обыденного сознания подростков в области межнационального восприятия // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Т. 4. Вып. 6. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - 268 с.
36. Дандес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ / Сост. А. С. Архипова. - М.: Вост. лит., 2003. - 279 с.
37. Дедов Н.П. Диагностирующая и регулирующая роль юмора в экстремальных условиях: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. М.,- 2000. - 23 с.
38. Декарт Р. Избранные произведения. К трехсотлетию со дня смерти (1650-1950). - М.: Госполитиздат, 1950. - 711 с.
39. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
40. Дземидок Б. О комическом. - М.: Прогресс. - 1974. - 223 с.
41. Дмитриев А.В. Социология юмора: очерки. — М.: РАН, 1996. — 214 c.
42. Еврейские анекдоты. - Ростов- на-Дону.: Феникс, 2000.
43. Еврейский анекдот, старый и новый. - М.: ДатаСтром, 1992.
44. Еврейское счастье. - Вильнюс, 1991.
45. Кант И. Критика способности суждения. Соч., - Т.4. - 1994. - 564 с.
46. Карасев Л.В. Философия смеха. - М.: РГГУ, 1996. - 214 с.
47. Карасик В. Анекдот как предмет лингвистического изучения // Жанры речи. - Саратов, 1997.
48. Копылкова Е.А. Социально - психологический анализ особенностей еврейской национальной идентичности на материале еврейских анекдотов // Материалы Одиннадцатой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Ч.2. - М.: Академическая серия. - 2004. - Вып. 16 - С. 494 - 503.
49. Копылкова Е.А. Еврейские и антисемитские анекдоты: сравнительный анализ // Параллели: русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах. - М.: Дом еврейской книги. - 2005. № 6-7 - С.154-170.
50. Копылкова Е. А. Еврейский анекдот как материал для анализа семейных отношений // Тирош - труды по иудаике. - 2005. - Вып. 7. - С.144-152.
51. Крамер А. Три раввина в одной лодке. - М.: Крон-пресс, 1996. - 192 с.
52. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 - 512 с.
53. Курганов Е. Анекдот как жанр. - С-Пб.: Академический проект, 1997. - 123 с.
54. Латышев Ю.В. Феномен юмора в социально-информационном взаимодействии (теоретико-методологический анализ): Дис. . канд. фил. наук. Новосибирск, 2003. -147 с.
55. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - С.-Пб.:Речь, 2000.- 407 с.
56. Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 822 с.
57. Лихачев Д.С., Панченко А.М. Смеховой мир Древней Руси. - Л.: Наука, 1976. - 204 с.
58. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. -Л.: Наука, 1984. - 295 с.
59. Локк Д. Сочинения: В 3 т. - М.: Мысль, 1985. - 668 с.
60. Лосев А.Ф. Античная мифология. - М., 1957. - 620 с.
61. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура // Ученые записки ТГУ. - 1973. - Вып. 308. - С. 282-303.
62. Лотман Ю.М. Гоголь и соотнесение "смеховой культуры" с комическим и серьезным в русской национальной традиции // Материалы 1 Всесоюз. (5) симпоз. по вторичным моделирующим системам. - Тарту, 1974. - С. 131-133.
63. Лотман Ю.М. Письма. 1940-1993. М.: Языки русской культуры, 1997.
64. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. - М.: Искусство, 1997. -183 c.
65. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. - С-Пб., 1997. - 352 с.
66. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. - 429 с.
67. Милитарев А. К проблеме уникальности еврейского исторического феномена (решает ли ее концепция еврейства как цивилизации) // Диаспоры.- 2000. №3. - С.33 - 50.
68. Моррис Ч. Основания теории знаков. - Семиотика. - М., 1983, с. 37-89.
69. Николаев Д. Смех - оружие сатиры. - М.: Искусство, 1962. - 224 с.
70. Нистратов А.А., Грачева А. М. Психосемантическое исследование общественного сознания // Общественное сознание и идеологическая работа. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 1,
- Кострома, - 1990. - С.44-45.
71. Носенко Е. Факторы формирования еврейской идентичности у потомков смешанных браков // Диаспоры. - 2000. №3. - C. 87-114.
72. Павленко В. И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 2000. № 1. - С. 135-142.
73. Петренко В. Ф. Введение в психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. - М.: МГУ, 1983. - 176 с.
74. Петренко В. Ф. Основы психосемантики: Учеб.пособие.- Смоленск: СГУ, 1997. - 400 с.
75. Петренко В. Ф., Митина О. В., Бедников К. В., Кравцова А. Р., Осипова В. С. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. - М.: Смысл, 2000. - 73 с.
76. Петренко В.Ф., Собкин В.С., Нистратов А.А, Грачева А.В. Психосемантический анализ зрительского восприятия персонажей фильма //Мотивационная регуляция поведения и деятельности личности. - М., 1988.
77. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. - М., 1990.
78. Пибоди Д., Шмелев А., Андреева М., Граменицкий А. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект // Вопросы психологии. - 1993. №3. - C.101.
79. Пирс Ч. С. Элементы логики. - Семиотика. М., 1983, с. 151-210.
80. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. (по поводу сказки о Несмеяне) - М.: Лабиринт, 1999.- 256 с.
81. Психологические тесты. В 2 т. - М.: Владос, 2003. - Т.1. - 312 с.
82. Рибо Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств. - С-Пб.: Харвест, 2002. - 784 с.
83. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 478 с.
84. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 729 с.
85. Савина О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте (условия, структура, динамика, типология): Дис. ... канд. псих. наук. - М., 2003.
86. Собкин В.С. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций русских и еврейских подростков // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Т.Ш. Вып.1У. - М.: Центр социологии образования РАО, 1995. - С. 6 - 63.
87. Собкин В. С. Изучение национальной идентичности: возрастной аспект // Проблемы существования в диаспоре. Презентация и обсуждение книги А. Рубинштейна «От Герцля до Рабина и далее. Сто лет сионизма». Материалы семинара, М. 21-23 апреля 2000 - Мн.: ООО «МЕТ», 2001. C. 99 - 118.
88. Собкин В. С., Грачева А. М. К психологии еврейской идентичности // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования / Под ред. Собкина В. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - С. 105¬141.
89. Собкин В.С., Грачева А.М., Нистратов А.А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере // Вопросы психологии. -1990. №4. - С. 23-31.
90. Собкин В.С., Писарский П. С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. - М.: Министерство образования РФ. - 1992.
91. Собкин В.С., Шмелев А.Г. Психосемантическое исследование актуализации социально-ролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1986. № 1. - C. 124-136.
92. Собкин В. С., Эльяшевич Е. К., Марич Е. М. Еврейский детский сад в России: проблемы, противоречия, перспективы. По материалам социально-психологического исследования // Труды по социологии образования. Том VI. Вып. IX. - М.: Центр социологии образования РАО, 2001. - 120 с.
93. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. - Минск.: Современный литератор, 1999. - 1408 с.
94. Столович Л.Н. Евреи шутят. Еврейские анекдоты, остроты и афоризмы о евреях. - Таллинн: Еврейская община Эстонии, 1996. - 256 с.
95. Столович Л.Н Философия. Эстетика. Смех.- С.-П.: Тарту, 1999. - 383 с.
96. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Под ред. Собкина В. С. - М.: ЦСО РАО, 1998. - C. 85-104.
97. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.
98. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика/ЮКЛ http://www.ruthenia.ru/folklore/publications.htm
99. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. - С-Пб. - М.: Университетская книга. АСТ, 1998. - 318 с.
100. Фрейд З. Юмор. 1928.
101. Фролов В. О советской комедии. М.: Искусство, 1954. - 440с.
102. Фромм Э., Бегство от свободы; Человек для себя. - Мн.: ООО Попурри, 1998. - 672 с.
103. Членов М. Еврейство в системе цивилизации // Диаспоры. №1, 1999.
104. Шмелева Е.Я., Шмелев А.Д. Русский анекдот: текст и речевой жанр. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 144 с.
105. Шопенгауэр А. Сочинения. Т.1-2, - М.: Наука, 1993. Т.1 - 672 с.; Т.2 - 671 с.
106. Шульгин В.В. Что нам в них не нравится. - С-Пб.: Хорс, 1992. - 286 с.
107. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 332 с.
108. Эриксон Э. Детство и общество. - С-Пб.: Речь, 2000. - 415 с.
109. Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования / Под ред. Собкина В. С. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - 268 с.
110. A Portrait of the American Jewish Community // Ed by Linzer N., Schnall D., Chanes J. Praeger Publishers: Westpor, CT, 1998.
111. Arnow D. Toward a psychology of Jewish Identity. A Multidimensional Approach. // Journal of Communal Service. - 1994. - Vol.71. - P.29-36.
112. Benton G. The Origins of the Political Joke // Humour in Society: Resistance and Control / eds. Powell C., Paton G. - New York: St.Martin's, 1988. - P.33-55.
113. Bergler E. Laughter and the Sense of Humor. N. Y.: International Medical Books. 1956.
114. Berry J. et al. Acculturation attitudes in plural society // Applied psychology. - Vol.38. - 1989.
115. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. - Cambridge etc.: Cambridge University press, 1992.
116. Breakwell G.M. Integrating paradigms, methodological implications // Breakwell G.M., Canter D.V. (eds). Empirical approaches to social representations. Oxford: Clarendon Press, 1993. - P. 180-201.
117. Brenman M. On Teasing and Being Teased, and the Problem of Moral Masochism // The Psychoanalytic Study of the Child. - Vol. VII. - N.Y.: International Universities Press, Inc., 1952. - P. 264-285.
118. Brunvand J.H. Don't shoot, Comrades: A Survey of the Submerged Folklore of Eastern Europe // North Carolina Folklore Journal. Appalachian State University, 1973. - P.181-188.
119. Buber M. The Jew in the World. In Israel and the World. - N. Y.: Schocken Books, 1963.
120. Children of Perestroika in Israel // Ed. by T.Horowitz. Lanham-N. Y.- Oxford, 1999.
121. Coleman J.C. Relationships in adolescence. - L.: Routledge &Kegan Paul, 1974.
122. Draitser E. A. Taking Penguins to the Movies. Ethnic Humor in Russia. - Detroit: Wayne State University Press. 1998.
123. Davies C. Ethnic Humor Around the World: A Comparative Analysis. - Bloomington: Indiana UP, 1990.
124. Davies C. Exploring the Thesis of the Self-Deprecating Jewish Sense of Humor // Semites and Stereotypes: Characteristics of Jewish Humor. Westport, CT.: Greenwood Press, 1993.
125. Dundes A. Cracking jokes: studies of sick humor cycles &stereotypes. - Berkeley, 1987. - 198 p.
126. Eastman M. The Sense of Humor. N.Y: Scribner, 1921.
127. Ericson E. H. The problem of ego identity // Stein M. R. et al. (eds.) Identity and anxiety: Survival of the person in mass society. Glencoe: The Free Press, 1960.
128. Fogelson R. D. Person, Self and identity. Some anthropological retrospects, circumspects and prospects // Lee B.(ed.) Psychosocial theories of the self: Proc. of a Conf. on new approaches to the self, held March 29 - April 1 1979, by the Center for psychosocial studies, Chicago, III. N. Y. - L.: Plenum Press, 1982.
129. Gergen K. J. If persons are text // Hermeneutics and psychological theory. - L.: New Brunswick, 1988. - P. 28-51.
130. Gergen K. J. From self to relationship. The staturated self: Dilemmas of identity in contemporary life. - N. Y.: BasicBooks, 1991.
131. Gergen K. J. Mind, text, society; self memory in social context. // The remembering self. Construction and accuracy in the self-narrative/ Ed. U. Neisser, R. Fivush. - Cambridge: Cambridge University press, 1994. - P. 78-105.
132. Goffman E. The neglected situation // Amer. Anthropol. - 1964. - Vol. 66.- №5. Part 2.
133. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. - Engleewood Cliffs: Prentice-Hall, 1963.
134. Grotjahn M. Beyond Laughter: Humor and the Subconscious. - N.-Y.: McGraw-Hill, 1957.
135. Heilman C. Samuel. Portrait of American Jews: The Last Half of the 20th Century. - Seattle:University of Washington Press, 1995.
136. Jewish Survival. The Identity Problem at the Close of the Twentieth Century/ Ed. by Krausz E., Tulea G., - New Brunswick-London, 1998.
137. Jenkins R. Social identity. - L.: Routledge, 1996.
138. Katz M. Jewish as a second language. - N.Y.:Workman publishing, 1991.
139. Larsen E. Wit as a weapon: the Political Joke in History. - L.: Frederick Muller Ltd., 1980.
140. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. - N.Y.: John Wiley, 1980.
141. Matteson D. R. Adolescence today. Sex roles and the search for identity. Homewood (III): Dorsey Press, 1975.
142. Meyer M. A. Jewish Identity in the Modern World. Seattle: University of Washington press, 1990.
143. Mindess H. The chosen people? A testament, both old and new, to the therapeutic power of Jewish wit and humor. - LA: Nash publishing, 1972. - 121 p.
144. McAdams D. P. A thematic coding system for the intimacy motive // Journal of Research in Personality. - 1980.-Vol. 14. - P. 412-432.
145. McAdams D. P. The ‘Imago': A key narrative component of identity. // In P. Shaver (Ed.), Self, situations and social behavior. - Beverly Hills, CA: Sage, 1985.
146. McAdams D. P. The stories we live by: personal myths and the making of the self. - N.Y.: William Morrow and Company, 1993.
147. McClain E. J. Embracing the Stranger: Intermarriage and the Future of the American Jewish Community. - N.Y.: Basic Books, 1995. 306 p.
148. McGhee P.E. (Eds.) The Psychology of Humour. - N.Y., 1972.
149. McGhee P.E. Humour: Its origin and development. - San Francisco, 1979.
150. Mead G. H. Mind, Self and Society. - Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1946.
151. Osgood C.E., Miron M., May W. Cross-Cultural Universals of Affective Meaning. - Urbana, 1975.
152. Oring E. Israeli Humor: The Content and the Structure of the Chizbat of the Palmach. - Albany: State University of New York Press, 1981.
153. Oring E. The People of the Joke: on the Conceptualization of a Jewish Humor // Western Folklore. - Berkeley, California, -1983 -Vol. 43 - №4. - P.261-372. .
154. Oring E. The Jokes of Sigmund Freud: A study in Humor and Jewish Identity. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1984.
155. Ostrower C. Humor as a defense mechanism in the Holocaust. URL: http://web.macam.ac.il/~ochayo/me.html
156. Phinney J.S., Ethnic Identity in Adolescent and Adults // Psychological Bulletin -1990. - Vol.108.
157. Phinney J.S., Acculturation attitudes and self-esteem among high school and college students // Youth and Society - 1992. - Vol.23.
158. Powell C. Humor in Society: Resistance and Control. - London, 1988.
159. Raskin R. The Origins and Evolution of a Classic Jewish Joke // Semites and Stereotypes: Characteristics of Jewish Humor. - Westport, CT: Greenwood Press, 1993.
160. Raskin V. Semantic Mechanisms of Humor. - Dordrecht: Reidel, 1985. - 284 p.
161. Reik T. Listening with the Third Ear: The Inner Experience of a Psychoanalyst. Farrar, Straus and Cudahy, Inc., N.Y., 1948.
162. Reik T. Jewish wit. N.Y.: Gamut Press, 1962.
163. Rosenthal D., Hrunevch C., Ethnicity and ethnic identity // International journal of psychology - 1985. - Vol.20(6).
164. Semites and Stereotypes: Characteristics of Jewish Humor. / ed. Ziv A., Zajdman A. - Westport, CT.: Greenwood Press, 1993. - 197 p.
165. Shapiro E.S. Jews. // A Nation of Peoples: A Source Book on America's Multicultural Heritage. Ed. Barkan E.R. Westport, CT: Greenwood Press., 1999.
166. Shultz T.R. & Horibe F. Effects of incongruity and resolution in children's humor // Developmental psychology - 1974. - N 10.
167. Shultz T. R. A cross-cultural study of the structure of humor // A.J.Chapman & H.C.Foot (Eds.) Its a funny thing humor. - Oxford, 1977. - P. 75 -179.
168. Social identity: international perspectives. SAG'E publication, 1998.
169. Spenser H. The Psychology of Laughter. - London, 1901.
170. Spalding H. Joys of Jewish humor. - N.Y.: Gramercy books, 1985.
171. Tajfel H., Terner J. An integrative theory of intergroup conflict // Austin W. C., Worchel S. (eds) The social psychology of intergroup relations. - Montrey: Brooks/Cole, 1979.
172. Tajfel H., Terner J., The social identity theory of intergroup behavior. Psychology of intergroup relations. - Chicago: Nelson-Hall, 1986.
173. Tajfel H., Human groups and social categories: studies in social psychology. - Cambridge: Cambridge university press, 1981.
174. Tajfel H., Social identity and intergroup relations. - Cambridge: Cambridge university press, 1982.
175. Turner J. C. Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior //Lawler E. J. (ed.) Advanced in group process. Theory and research. - Greenwich: Connect,- 1985 - Vol. 2.
176. Telushkin J. Jewish humor: what the best Jewish jokes say about the Jews. - N.Y.: Quill. William Morrow, 1998. - 237p.
177. Waterman A. S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Devel. Psychol. - 1982. - Vol. 18. - № 3. - P. 341-358.
178. Waterman A. S. (ed.) Identity in adolescence: Processes and contents. - San Francisco-L.: Jossey-Bass, 1985.
179. Widdershoven, G. A. M. Identity and development: A narrative perspective // In H. A. Bosma, T. L. G. Graafsma, H. D. Grotevant, and D. J. De Levita (Eds.), Identity and development: An interdisciplinary approach. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1994.
180. Zijderveld A.C. Sociology of Humor and Laughter // Current Sociology.- 1983. - Vol. 31, № 3. - P. 49.
181. Ziv. A., ed. Jewish Humor. - Tel Aviv: Papyrus, 1986.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ