Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ КО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №28771

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы196
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
646
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Глобализация и интеграция российской экономики в мировое хозяйство 10
1.1. Основные проблемы интеграции России в мировую экономику 10
1.2. Проблемы экономических отношений с ЕС 15
1.3. Особенности экономических отношений с Китаем 31
Глава II. Роль ВТО в регулировании международной торговли 38
2.1. Образование Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 38
2.2. «Уругвайский раунд» и формирование Всемирной Торговой Организации (ВТО) 57
2.2.1. Итоги «Уругвайского раунда» 65
2.2.2. Функции ВТО 67
2.2.3. Правовой режим ВТО 73
Глава III. Условия для вступления России в ВТО 90
3.1. Правовой аспект 90
3.2. Потенциальные экономические риски 100
3.3. Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей 127
3.4. Введение протекционизма 157
Заключение 165
Библиография 186


Актуальность темы исследования. Внешнеэкономические связи являются важнейшим экзогенным фактором, который оказывает значительное влияние на динамику и устойчивость развития экономики России, ее структуру и эффективность. Как показывает мировой опыт, для многих стран (особенно для новых индустриальных стран) динамичное развитие внешнеэкономических связей стало катализатором внутреннего экономического развития. Существенную роль в этом сыграло и их участие в ВТО. Страны, находящиеся вне сферы действия правил ВТО (например, Россия), с одной стороны, могут оказаться на периферии современных международных экономических отношений, которые играют все большую роль в повышении эффективности национальных хозяйств, а с другой - вынуждены будут играть по правилам ВТО, но лишь пассивно. Либерализация международной торговли позволяет странам сконцентрировать свой экономический потенциал в тех областях, где они могут достичь наибольших результатов, что повышает эффективность использования национальных ресурсов. Присоединение к ВТО и связанные с этим либерализация товарных и финансовых рынков, усиление взаимозависимости национальных хозяйств неодинаково эффективны для отдельных стран из-за различий их экономических потенциалов и относительной конкурентоспособности. Основные преимущества отрых участие в ВТО расширяет экономическое пространство.
В конце 80-х - начале 90-х годов XX в. в России была ликвидирована монополия государства на внешнюю торговлю, осуществлен демонтаж системы жесткого директивного управления внешне¬экономическими связями, сняты многочисленные административные ограничения на участие во внешнеэкономической деятельности. Приоритетным направлением внешнеэкономической политики стала интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования торгово-экономических связей для долгосрочной структурной перестройки российской экономики. Этот процесс находиться в самом начале, проходит часто стихийно, противоречиво и с большими трудностями, а потому вызывает не всегда ожидаемые последствия.
Необходимость полноправного участия России в международном разделении труда диктует ее присоединение ко Всемирной торговой организации. Во многом проблема присоединения России к ВТО осложняется наличием ряда особенностей ее экономической системы и государственного устройства, а также объективными сложностями затянувшегося переходного периода. В этих условиях в основе национальных интересов России при ее вступлении в ВТО прежде всего лежит обеспечение выгодных условий присоединения к этой организации, которое учитывало бы специфику экономики России.
Проблема присоединения России к ВТО — ключевой вопрос развития российской экономики, от решения которого зависит не только будущее экономическое развитие страны, но положение России на мировой арене.
Вступление России в ВТО окажет влияние на отраслевое и региональное развитие, на эволюцию правовых норм в российской экономике, а также на российскую геополитику. В каждой из этих сфер Россия будет испытывать издержки или извлекать выгоды от присоединения к ВТО.
Предметом исследования являются внешнеэкономические отношения России в начале текущего века, их особенности, внутренние и внешние факторы, влияющие на их развитие.
Объектом исследования является экономическое и международное положение России и экономические последствия присоединения России к ВТО.
Цель диссертационного исследования заключается в определении возможных последствий для российской экономики в связи с предстоящим вступлением России в ВТО и разработка мер, направленных на защиту отечественных производителей.
ставит и решает следующие основные задачи:
- изучить основные современные проблемы интеграции России в мировую экономику;
- определить особенности экономических отношений России со странами Европы и ближайшего могучего соседа — Китая;
- выявить возможности влияния ВТО на экономическое развитие России и определить потенциальные экономические риски предстоящего присоединения России к ВТО;
- разработать меры по предотвращению возможного негативного влияния ВТО на российскую экономику.
Степень разработанности темы. Несмотря на десятилетний срок ведения переговоров по выработке условий присоединения Рос¬сии к Всемирной торговой организации перспективы и возможные последствия завершения переговорного процесса и принятие Россией статуса полноправного члена этой организации пока не стали предметом систематического изучения. Более того, большинство доку¬ментов и результатов переговоров не являются достоянием гласности.
Только в последнее время в России начали формироваться со¬ответствующая правовая среда и создаваться отдельные элементы т;
Евстигнеева, А.А. Дынкина, Л.З. Зевина, Д.С. Львова, С.Ю. Глазьева, С.И. Долгова, И.И. Дюмулена, Ю.В. Шишкова, В.Д. Щетинина, Л.И. Абалкина, Д.Е. Сорокина, Н.И. Ливенцева, Я.Д. Лисовик, А.И. Семеко, Л.А. Зубченко, С.С. Дзарасова, В.А. Дейнеко, В.Д. Андрианова и др.
Научную новизну диссертации составляют следующие наиболее существенные результаты исследования:
- анализ, сделанный в рамках данной работы, совмещает в себе экономические, правовые, а также политические факторы, что в свою очередь отражает многогранность последствий присоединения России к ВТО. Правовые проблемы присоединения России к ВТО рассматриваются не только в контексте либерализации внешнеэкономической деятельности, но и применительно к перспективам выполнения Россией обязательств перед ВТО в так называемых «новых сферах компетенции» этой организации (политика в области конкуренции, регулирование иностранных инвестиций, экологические стандарты, региональные интеграционные группировки, соблюдение прав интеллектуальной собственности);
- показана специфика процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;
- выявлены особенности международных экономических отношений России с основными партнерами на мировом рынке и определены возможные экономические риски для России в связи с вступлением ее в ВТО;
- разработан комплекс мер протекционистского характера направленных на противодействие предполагаемым экономическим рискам в связи с вступлением России в ВТО.
Практическая значимость работы состоит в том, что, ее теоретические выводы и рекомендации могут быть использованы при раз-работке стратегии и научного обоснования программ социально- экономического развития и обоснования приоритетов протекционистской политики России. Работа представляет интерес не только для специалистов министерств, ведомств и других организаций, занимающихся проблемами внешнеэкономических связей России в кон¬тексте ее присоединения к ВТО, но и для практических организаций, для которых итоги переговоров о присоединении России к ВТО будут, в конечном итоге, определять правовое поле их повседневной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы также в процессе преподавания экономических дисциплин, чтения спецкурсов по проблемам мировой экономики и внешнеэкономиче¬ской политики России.
Апробация работы. Основные результаты исследования были обсуждены на заседаниях Кафедры экономической теории и предпринимательства РАН, на конференции по проблемам экономических реформ в МГУ в 2001 г.
По теме диссертации опубликовано 5 научных работ общим объемом 6,4 п.л.
Структура диссертационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Кризис привел к повсеместному отказу от «режима ВТО». Пример в этом отношении показала страна с самой мощной экономикой — США, где в условиях кризиса обложение импорта взлетело до небес (тариф Смута- Хаули, принятый в 1930г.). И произошло это по веской причине: мировой кризис означал, что экономики всех стран «заболели», но заболели они по-разному, и режимы их «лечения» должны были быть различны. Соответственно, исключалась возможность проведения унифицированной экономической политики.
Чтобы ее «специализировать» применительно к наличным экономическим и социальным условиям, нужно было, чтобы внешние факторы оказывали минимальное влияние на данную конкретную «больную» экономику. Кроме того, требовалось по возможности минимизировать конъюнктурные риски, связанные с инвестициями (а это, опять-таки, предполагало сведение к минимуму элементов неопределенности, связанных с внешней конкуренцией).
Вот поэтому в США появился тариф Смута-Хаули, в Англии — имперские преференции, в Германии (еще до Гитлера) — тенденции к созданию регулируемого рыночного хозяйства. Кроме того, была делиберализована мировая валютная система на основе ее прогрессирующей деметаллизации (отрыва валют от золота), и почти все должники, включая
Сейчас российская экономика находится в положении, много худшем, чем экономика США в 1933 г. Сам кризис глубже, сильнее, разрушительнее и длится он уже свыше 10 лет. Вот почему, с точки зрения организации системы внешнеэкономических связей, России показан примерно такой же курс, который проводили США в 30-е годы, включая тарифы, ограниченную конвертируемость рубля (США в 30-е годы, в разгар кризиса, реально отказались от размена долларов на золото), закрепление собственного рынка за собственными предпринимателями (иначе, страшась конъюнктурных рисков, они не будут инвестировать).
Россия - исключительная страна в силу своего географического положения, территориальных и климатических условий. Это не только и даже не столько Москва и Санкт-Петербург, это Якутия, территория которой в шесть раз больше Франции, а плотность населения в 100 раз меньше. Здесь же находится полюс холода нашей планеты, где температура может опускаться зимой до - 78° градусов и подниматься до плюс 30°. Это малонаселенные районы Сибири, которые за последние годы покинули 5 миллионов наиболее деятельных и работоспособных человек. Это забытый богом малолюдный Дальний Восток. Это Республика Тува, где практически разрушена вся промышленность, а в Агропроме работают два колхоза, один из которых - хозяйство имени Сергея Шойгу. Огромные запасы природных ископаемых находятся в основном на севере в отдаленных и труднодоступных местах. Затраты на добычу одной тонны нефти в России в шесть-семь раз выше, чем в странах Персидского залива. Выход растительной массы у нас в 2-2,5 раза больше, чем в Западной Европе и в 3-5 раз ниже, чем в США. Неблагоприятный климат, значительно большие, чем на Западе, капиталовложения и энергозатраты в строительство, производство комплектующих и готовых изделий привели к тому, что затраты на производство практически любой продукции в 2 раза выше, чем в Западной Европе. В силу объективных причин любое российское производство в основе своей затратное и в условиях рыночной экономики.
Уже при действующих сегодня относительно низких тарифах на транспорт и электроэнергию, к примеру, в России один киловатт/час стоит 1,8 цента, в Китае- 5, в США - 8, в Японии - 13. К примеру, большинство территорий Сибири стали неконкурентоспособны даже на внутреннем рынке. Красноярский край так и остается регионом-донором. А тарифы будут расти независимо от требований Запада. По оценкам экспертного института, в 2005 году на электроэнергию, газ, тепло, транспортные услуги тарифы, по весьма скромным оценкам, вырастут в 2-
2,5 раза. Сейчас практически весь газ, да и нефть тоже добываются из месторождений, освоенных 15-20 лет назад, и все эти годы жили мы за счет наследства советской геологии и советской газовой промышленности. Для разработки новых месторождений необходимы огромные инвестиции, которые и определят высокую стоимость как газа, так и нефти.
Рост себестоимости добычи газа на новых площадях оцениваются в 4,8 раз. В Самотлоре предполагается закрыть 500 нефтяных скважин. Стоимость добычи нефти там сейчас 15-20 долларов за баррель. Что ждет в ближайшем будущем нашу экономику, представить нетрудно. Так, к примеру, в таких отраслях, как нефтепереработка, расходы на электроэнергию и тепло доходят до 35%. В алюминиевой - 30%. Денег не будет даже на нищенскую зарплату, не говоря уже о нищенской прибыли. Первой рухнет промышленность, ее энергоемкие отрасли, в том числе и бизнес. И России будет уже не до ВТО.
Кстати о климате. Бытует мнение, что Россия здесь не одинока. Существуют северные страны со сходным климатом. В Канаде 95% населения проживают на юге страны вдоль границы США. Но климат здесь более мягкий и влажный. Здесь сосредоточена вся перерабатывающая и добывающая промышленность. Остальные районы практически не заселены. На юге Швеции, где проживает подавляющая часть населения,
Объективная затратность нашей экономики, невозможность получать более или менее приличную прибыль не может привлечь ни иностранные инвестиции, ни отечественные. Капитал, как известно, стремится туда, где больше прибыль. Председатель Центрального Банка России, будучи с рабочим визитом в Панаме, сообщил, что законный и незаконный отток капитала в РФ равен 4 миллиардам долларов в месяц. Иными словами, 50 миллиардов долларов в год.
Поток иностранных инвестиций в экономику России идет в основном в торговлю, в общепит, на строительство новых магазинов, развлекательных учреждений для элиты или под закупку обуви и т.п., но не в производство. То есть капитал идет не туда, куда необходимо обществу. Туда, где можно быстро и без особого риска получить прибыль или легализовать средства преступного происхождения.
Есть еще несколько объектов для вложения иностранных инвестиций. Вкладывать в экономику Калининграда в надежде в будущем переименовать его в Кенигсберг. Возможно, американские корпорации вложат в нефтегазовый комплекс на Сахалине. Рядом потенциальные потребители Япония и Южная Корея, а также незамерзающие участки Охотского моря и Татарского пролива. Вкладывают иностранцы и в приграничную вырубку леса с хорошо развитой инфраструктурой для вывоза кругляка, зачастую незаконно. К слову сказать, Казахстан на заре своей независимости продал почти всю свою промышленность западным фирмам. И, отмечая 10-летие этой независимости, подвел первые итоги. Объем прибыли из Казахстана уже давно не сравним с объемом инвестиций. По крайней мере в 10 раз. Население получило нищету и возможность работать за гроши.
Хозяйство есть явление духовной жизни в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности и труда.
Понимание хозяйства как явления духовной жизни открывает глаза на психологию хозяйственных эпох и значение смены хозяйственных мировоззрении. Именно в этом контексте воплощением сферы товарооборота единого мирового хозяйства, соединяющем в себе глобальное и национальное, является Всемирная торговая организация (ВТО).
Сегодня мы вступаем в эпоху не просто российского присутствия во Всемирной торговой организации, а существования ее, России, как фактора развития ВТО и всей мировой экономики. Но для того, чтобы такая ее роль стала реальностью, нам необходимо четко прорисовать, каким видится российское присоединение к ВТО через призму национального возрождения нашего Отечества.
Вопрос об интеграции России в мировое хозяйство поднимался еще во времена горбачевской перестройки. Однако, тогда внимание больше фокусировалось на социально-политической, нежели на экономической стороне дела. Тем более, за глобальным не хотели видеть национального.
Решительный, даже слишком решительный из-за его абсолютной неподготовленности, шаг в рыночных реформах был сделан после гибели Советского Союза. Свою лепту в разрушение экономики внесла поспешная либерализация внешней торговли. Деградация промышленности привела к оскудению и без того бедного по ассортименту и низкого по качеству экспорта товаров.
Но они не могут конкурировать не потому, что российские производители какие-то особенно плохие, а потому, что политикой демонетизации в экономике России была создана ситуация почти тотального банкротства. Банкротами оказались именно те предприятия, которые были поставлены перед необходимостью бороться не на живот, а на смерть с иностранным конкурентом. Но банкрот - это не борец и не конкурент. Политика демонетизации, жертвой которой в течение почти 10 лет являлась российская экономика, сделала невозможными требуемые обстановкой капиталовложения в модернизацию, и подорвала конкурентный потенциал российской промышленности.
Теперь же российским предпринимателям (после того, как их конкурентный потенциал подорван) предлагают - «конкурируйте, все конкурируют, а вы не хотите».
Однако, как уже сказано выше, банкротным состоянием российской экономики и подрывом ее конкурентного потенциала, ее структурной неадаптированностыо к условиям открытого рынка, — проблема не ограничивается. Невозможно конкурировать на открытых мировых рынках в отсутствие кредита и современного фондового рынка. Причем конкурентоспособность в отсутствие кредитного финансирования капиталовложений и привлечения средств с фондового рынка (обеспечивающих адаптацию предприятий к меняющимся условиям) не может не понижаться с течением времени.
Все это привело к ослаблению позиции России на мировом рынке и к усилению ее уязвимости от мировой экономической, а, в известной степени, и политической конъюнктуры.
Ввиду экзотической системы статистического учета, выявить долю промышленных изделий в российском экспорте совсем не просто. Но очевидно, что по этому показателю Россия уступает среднемировому по меньшей мере в 2,5 раза. Доля наиболее динамичной машинно¬технической продукции, играющей особую роль в формировании международных товарных потоков, вчетверо меньше средне мировой. Слабо развиты и коммерческие услуги. Основу экспорта составляют сырье и продукты его первичной переработки.
В принципе, в торговле сырьем ничего плохого нет. Торговать можно и нужно всем, что пользуется спросом. Однако обостряющаяся нестабильность на рынке сырьевых товаров не позволяет жить за счет природных богатств ни одной стране, тем более, огромной России, претендующей на выход на траекторию устойчивого экономического роста. Для этого необходимо повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и сферы услуг, активного продвижения их продукции на мировой рынок, расширение позиции в «верхних этажах» международного разделения труда.
Присоединение к ВТО не решает и не может решить вопросов насыщения отечественного экспорта промышленными товарами и услугами, особенно с упором на наукоемкие виды с высокой добавленной стоимостью. Более того, непродуманное принятие повышенных обязательств должным образом не увязанное с нынешним состоянием российской экономики, может лишь осложнить ее модернизацию и развитие. О реальности такой угрозы свидетельствуют, например, введение с начала 2001г. четырехуровневой унификации таможенных тарифов, а также идея безотлагательного введения либерализации валютного режима.
Унификация и снижение таможенных пошлин, как утверждают инициаторы этой акции, призваны повысить контроль над импортом, в частности, поставить заслон на пути контрабанды и «серых» схем. Вторая
цель заключается в сближении с нормами ВТО, чтобы облегчить вступление в эту организацию (между прочим, с 1 января 2004г. мы фактически живем по законам, полностью соответствующим требованиям ВТО). Однако борьба с контрабандой и «серыми» схемами — компетенция правоохранительных органов, а сведение тарифов к четырем уровням, т. е. практическая нивелировка при крайней разбалансированности российской экономики, фактически ставит отстающие ее участки в заведомо худшие условия и создает преференции для «продвинутых» — в полном соответствии с законами рынка, который всегда благоприятствует сильным.
Для сглаживания и ликвидации диспропорций, накопленных в советской экономике и углубленных в годы ее демонтажа, нужна гораздо более дифференцированная унификация таможенных тарифов при более широком диапазоне между крайними уровнями, учитывающими различия А
в отраслях и секторах экономики, а также их роль в развитии экономики. При этом защитные меры не должны препятствовать ни конкуренции, ни выбраковке нежизнеспособных производств, равно как и блокировать импорт нужных стране товаров и услуг. Только достаточно осмысленная структура таможенных пошлин может обеспечить необходимое сопряжение фискальных функций с регулирующими, обеспечить гармоничное сочетание национальных интересов с глобальными процессами.
Без государственного регулирования, нацеленного на корректировку ранее сложившихся рыночных сил, быстрый подъем российской экономики, преодоление сырьевой специализации абсолютно нереален. Пример тому — весь мировой опыт. Неслучайно импортный тариф сбалансировано развитых стран ЕС содержит около ста уровней адвалорных ставок. Более того, таможенная выборочная поддержка национальных производителей, да и другие протекционистские меры, порой осуществляется в этих странах, исходя не столько из экономических,
Фактически еще до начала переговоров не только российскому правительству, но и всему обществу следовало бы определиться, какие конкретно задачи призвано решить присоединение России к ВТО, на освоение каких ниш в мировом хозяйстве она должна рассчитывать и на какие уступки ради этого можно пойти. Проблема не сводится к борьбе за 2,5 млрд, дол., которые Россия ежегодно теряет из-за того, что не является членом ВТО. Деньги немалые, но они теряются в малодоходном и сужающемся сегменте мирового рынка, а компенсировать их нужно, осваивая более доходные и перспективные ниши мирового хозяйства.
Чтобы российские предприятия могли иметь шансы на открытом рынке, необходимо сначала создать в стране кредитную систему, способную обеспечивать финансами для инвестиций реальный сектор. Но банки не могут давать средне - долгосрочных кредитов без залога. А такого залога не может быть, пока российский фондовый рынок не оценивает более или менее адекватным образом акции российских предприятий. Следовательно, прежде, чем идти в ВТО, нужно иметь работоспособные фондовый рынок и кредитную систему. Вот только после этого экономику можно открывать.
Только это может стать реальной целью российской интеграции в ВТО.
Безотлагательное снятие ограничений над операциями с иностранной валютой, как и поспешно перекроенная структура таможенных тарифов, скорее ослабят конкретные позиции отечественного бизнеса, который ориентирован на внутренний рынок. Более того, они сужают позицию для переговорного торга при вступлении России в ВТО.
Чтобы избежать подобного, нужен принципиально иной подход к решению этой проблемы.
Как показывает мировой опыт, более или менее быстро преодолеть сырьевую специализацию и перейти к индустриальному способу производства можно только при взаимосвязанной внутриэкономической и внешнеэкономической политике государства, помогающих становлению новых видов и форм экономической деятельности. Такая политика может проводиться различными путями и методами. Главное, чтобы она не ломала рыночные отношения, а использовала их потенциал: нужно и можно поддерживать важные дела жизнеобеспечения и роста производства, не выходя из системы рыночных координат. Для этого требуются увязка и синхронизация модернизации . внутреннего производства и развития внешнеэкономических связей.
Очевидно, что в такой большой стране, как Россия, экспорт вряд ли сможет стать основным методом экономического роста. Главной движущей силой должен быть внутренний платежеспособный спрос. Экспорт необходимо использовать для поддержки и ускорения экономического роста. О первостепенной значимости экспорта для большей динамики экономического роста на старте гонки за мировым экономическим авангардом свидетельствует опыт всех стран, когда-либо находящихся в стадии догоняющего развития.
Импортозамещение, если оно помогает ускорению на внутреннем рынке конкурентных производств, не препятствует, а, напротив, способствует приумножению экспортных ресурсов. Более того, успех импортозамещения далеко не в последнюю очередь зависит от состояния экспортного сектора, его способности обеспечивать закупку недостающих или более качественных товаров и услуг.
Чтобы уравновесить неуклонный рост спроса на импортные товары и услуги, необходимо упреждающее развитие экспорта. Пути решения этой задачи подсказывает опыт развитых индустриальных государств. В этих странах экономический рост обеспечивался неспешным, поэтапным, выборочным открытием внутренних рынков международной конкуренции. Сначала при разносторонней поддержке государства, включающей комплекс протекционистских мер, создавались новые, отвечающие требованиям времени производства, и частично осваивались соответствующие ниши мирового рынка, а лишь затем ослаблялись и устранялись импортные ограничения.
В России эти процессы пока идут с точностью до наоборот. Мы начинаем борьбу за наведение в экономике порядка, не создав необходимой для этого правовой базы. Не отладив платежно-расчетную систему, рассчитываем на активизацию инвестиционного процесса. Добиваясь ускорения экономического роста, вместо совершенствования госрегулирования, мы его сворачиваем. Еще до выхода на траекторию устойчивого экономического роста уповаем на приток иностранного капитала. Не обустроив и не модифицировав внутренний рынок, проводим либерализацию ВЭС. Рвемся в ВТО, плохо определившись с экономическими приоритетами и не уяснив баланса выгод и потерь от вступления в эту организацию.
Что касается самого процесса присоединения к ВТО, то необходимо учитывать следующее. С декабря 2001г. проходит Дохийский раунд многосторонних торговых переговоров. Центральными вопросами этого раунда стали выработка параметров будущего Соглашения в области сельского хозяйства, а также принятие решения о начале переговоров по распространению правил ВТО на новые сферы— инвестиции, конкуренцию, транспаретность правительственных закупок. Пятый раунд переговоров осенью 2003г. в Канкуне (Мексика) закончился провалом в связи с тем, что резко разошлись позиции развитых стран, прежде всего ЕС, и развивающихся стран (Индии, Индонезии, Турции, Перу и т. д.), которые считали, что необходимо распространить преференциальные меры и на новые сферы деятельности ВТО. К 1 января 2005г. этот раунд завершен не был.
Российская делегация высказалась за то, чтобы либерализация мировой торговли проводилась постепенно, эволюционным путем. По поводу присоединения России к ВТО было заявлено, что мы готовы взять на себя обязательства, которые отражают уровень развития экономики страны и соотносятся с уровнем обязательств других стран. Однако присоединение России к ВТО не должно использоваться для «обкатки» спорных идей и концепций, в отношении которых нет общего мнения в ВТО.
Наконец, есть еще один фактор, который делает в принципе бессмысленным для России вступление в ВТО. Это членство в ВТО Китая. Российская обрабатывающая промышленность не в состоянии конкурировать с китайской, работающей в условиях заниженного курса юаня, дешевых и неограниченных кредитов и мошной господдержки.
Обрабатывающая промышленность КНР сегодня в состоянии производить всю товарную номенклатуру, которая производится развитыми и развивающимися странами, причем в самом конкурентоспособном варианте. Более того, Китай уже производит множество наукоемкой продукции инвестиционного назначения, которую экономика России в сегодняшнем состоянии производить не может.
Вступление России в ВТО в описанных выше условиях - это «жест экономического самоубийства». Оно неизбежно будет иметь результатом сохранение в России лишь нескольких территориально ограниченных очагов действительно конкурентоспособного крупного производства (продукции ТЭК, некоторых металлов и химических материалов). В условиях очаговой структуры производства, когда почти весь производственный потенциал сконцентрируется в нескольких сырьевых регионах, последние неизбежно предпримут попытки выделиться из России («чтобы избавиться от лишних нахлебников»).
В 50-е годы к востоку от Европы, в Евразии существовала мощная экономика СССР и слабая экономика Китая. Чтобы экономика Китая не «растворилась» в экономике соцблока и СССР, Мао Цзэдун оторвал КНР от соцблока. В настоящее время в той же Евразии, к востоку от Европы, существует лишь одна мощная экономика — китайская, которая, кстати, превратилась в экспортера капитала, причем этот экспорт оценивается в 130-260 млрд. долл, в год. Следует отметить, что Китай получает громадные инвестиции - 400 миллиардов долларов, причем 80 % инвестиции китайской диаспоры, проживающей в Юго-Восточной Азии. Плюс 500 миллиардов долларов банковских вкладов населения. То есть, Китай обладает в отличие от России колоссальными возможностями для развития своей экономики. За последние 20 лет экономический потенциал КНР вырос в 12 раз. Во вторых, Китаю в отличие от России есть, что поставлять на мировой рынок. Выручка только от продажи мягкой игрушки составляет 18 миллиардов долларов - сколько Россия получает от реализации экспорта нефти.
Россия же поставляет на мировой рынок сырье, энергоносители. Уровень тарифных барьеров на них совершенно не зависит от того, член ВТО страна или нет. Китаю же вступление в ВТО выгодно еще и потому, что ему же тесно в рамках своих границ, к тому же Китай стремится к широкому доступу в сферу высоких технологий.
США членство в этой организации Китая выгодно чрезвычайно. США получают широкий доступ на его необъятный рынок. Сейчас товарооборот США и Китая составляет внушительную цифру. Причем дефицит торгового баланса не в пользу США.
При этом экономика Китая становится все более сырьедефицитной, а жизненный уровень населения Китая вплотную приблизился к жизненному уровню населения России.
К 2007 году Россия будет готова перейти к полной валютной либерализации. Государство готово передать в частные руки 3,5 тысячи акционерных обществ и 8 тысяч государственных предприятий. Наша страна собирается на стандартных условиях вступить в ВТО и начать переговоры о вступлении в Организацию экономического сотрудничества и развития... Об этих ключевых направлениях социально-экономической политики заявил в Ганновере Владимир Путин. Тем самым российский президент подтвердил намерения властей продолжить рыночные преобразования в стране.
В общем, обо всем этом в разное время говорилось не раз. Новый закон о валютном регулировании, вступивший в силу летом 2004 года, уже отменил большинство былых ограничений на операции юридических и физических лиц, включая вывоз капитала за рубеж. Теперь для этого не нужно даже спрашивать разрешения у Центробанка. Оставшиеся меры валютного контроля носят предупредительный и отчасти фискальный характер, но и они, согласно упомянутому закону, будут отменены к 2007 году. Тогда же исчезнет институт обязательной продажи Центробанку валютной выручки, и экспортеры будут сами решать, в какой валюте им держать свои доходы: в рублях, долларах, евро или юанях.
Минувшим летом правительством была принята и программа приватизации-2005, которая выполняется. Так, уже нынче государство собирается продать в частные руки блокирующие пакеты акций компаний «Связьинвест», «Аэрофлот», «Красноярские авиалинии», «Новороссийский морской торговый порт» и многое другое имущество из находящихся в руках государства 9222 унитарных предприятий (ГУПов)
Правда, министр экономического развития Герман Греф предлагал сократить перечень не подлежащих приватизации стратегических предприятий до двухсот, мотивируя это тем, что они должны остаться только «в сфере национальной обороны, безопасности, либо иметь существенное значение для выполнения государством функций». Однако, как всегда у нас бывает, при дальнейшем согласовании список вновь был расширен — примерно до 1200 предприятий. Но все эти «исключенцы» теперь попали непосредственно под президентский присмотр: их приватизация не исключается вовсе, но для каждого потребуется издавать специальный президентский указ. То есть решения о продаже всех более или менее значимых кусков собственности, пока еще остающейся у государства, будут приниматься в Кремле.
И, наконец, фраза Владимира Путина о том, что «Россия собирается на стандартных условиях вступить в ВТО», видимо, означает, что попытки наших переговорщиков добиться послаблений при приеме нашей страны во Всемирную торговую организацию потерпели неудачу. России придется играть на мировом рынке по общим правилам - специальных поблажек не будет. Конечно, для некоторых отраслей отечественной экономики это станет серьезным испытанием. Но, с другой стороны, все требования отечественных лоббистов с самого начала переговоров о вступлении в ВТО сводились по сути дела к одному: прежде дайте нам подготовиться, встать на ноги, окрепнуть. С тех пор прошло уже много лет - сколько же можно «крепнуть»?
Общая ситуация в ВТО - обострение противоречий между Севером и Югом. Дотации и высокие таможенные пошлины делают неконкурентоспособными и держат в нищете развивающиеся страны. За последние 30 лет разница между уровнем жизни между богатыми и бедными, несмотря на общий экономический рост, увеличилась в 10 раз. Поэтому утверждать, что ВТО в нынешнем виде - идеал свободной торговли - мягко говоря, грешить против истины.
Инструментарий ВТО выгоден лишь наиболее развитым и богатым странам. К богатым нынешняя Россия, как известно, отнюдь не относится. Грозит ли нам изоляция без вступления в ВТО? Нет. У России двусторонние соглашения практически со всеми странами мира. А вот избежать диктата США в определенной степени удастся. В идеале страна должна продавать только то, что ей выгодно. А покупать то, что невозможно или невыгодно создавать самой. Все остальное производить только для внутреннего потребления.
Существующие разногласия между США и ЕС, между развитыми странами и развивающимися, затягивание Дохийсксто раунда многосторонних торговых переговоров дают России определенную передышку в процессе вступления в ВТО, которой необходимо воспользоваться для уточнения российской позиции и обсуждения условий вступления, обеспечивающих интересы России, а не факт вступления.
Тем не менее, можно сказать, что присоединение России к ВТО в перспективе отвечает интересам экономического и социального развития страны, является неотъемлемой частью курса на интеграцию в многостороннюю торговую систему и более эффективное использование всех преимуществ международного разделения труда;
- членство России в ВТО предоставит российскому бизнесу возможность доступа к механизму международного разрешения торговых споров, полноправного участия в выработке правил и принципов регулирования мировых хозяйственных связей.
Правила построения международных экономических отношений, определяемые Всемирной торговой организацией, не обеспечивают равных прав всем странам - членам ВТО.
Опасения представителей российского бизнеса, науки, общественности основываются, в частности, на том, что в ходе переговорного процесса недостаточно учитывается специфика развития экономики России и тот факт, что страна находится на стадии рыночных преобразований, а ряд секторов находится в состоянии кризиса. Российская экономика и социальная сфера пока не готовы к работе в условиях жесткой конкуренции, что связано со следующими причинами:
1. Сегодня, когда страна только начинает выходить из глубокого и продолжительного кризиса, Россия не сможет участвовать в мировом торгово-экономическом сообществе без ущерба для своих национальных интересов.
2. В России отсутствует общая концепция развития реального сектора экономики, нет конкретной программы преобразования структуры экономики, повышения ее конкурентоспособности, программы государственной поддержки наиболее важных отраслей, не определены "критические” отрасли и технологии, от состояния и развития которых зависит экономическая безопасность страны.
3. До настоящего времени не проведен объективный и независимый анализ последствий присоединения для каждой из отраслей экономики, регионов и социально-экономического развития страны в целом.
4. Отсутствует комплексная государственная программа подготовки всех секторов экономики к работе в новых условиях хозяйствования. Принимаемые правительством меры по подготовке отдельных секторов экономики и федеральные целевые программы не увязываются с условиями и сроками присоединения России к ВТО.
5. "Связывание" импортных тарифов с тенденцией их дальнейшего
поэтапного понижения и переход на технические нормы ВТО при допуске импорта на отечественный рынок способны существенно обострить конкуренцию на внутреннем рынке по многим позициям. Состояние основных фондов российских предприятий (уровень морального и физического износа) не позволит большинству российских предприятий выполнить требования, которые будут предъявляться новым порядком подтверждения соответствия и сертификации продукции.
6. Недооценка вполне реальных негативных последствий поспешного присоединения к ВТО может привезти к огромному, возможно, непоправимому ущербу экономической безопасности России, союзного государства России и Белоруссии, существенно усложнит взаимодействие с государствами - членами Таможенного союза, странами СНГ и традиционными торговыми партнерами.
7. В настоящее время Россия не использует в полной мере свои возможности в области международного разделения труда, ориентируясь в основном на экспорт сырья и невозобновляемых природных ресурсов.
8. Искусственно ускоренное открытие внутреннего рынка для зарубежных товаров, обусловленное присоединением к ВТО, позволяет с учетом сложившейся ситуации прогнозировать консервацию структуры российского экспорта товаров с невысокой степенью обработки и увеличение импорта готовых товаров.
9. В силу недостаточной информированности деловых кругов и региональных властей о переговорном процессе, а также о процедурах и правилах ВТО, большинство производителей не сможет своевременно воспользоваться выгодами от вероятного расширения экспортных возможностей.
Экономика России в настоящее время не располагает достаточным количеством подготовленных кадров, готовых отстаивать интересы России в рамках ВТО, и в случае форсированного присоединения к ВТО к защите интересов России придется привлечь высокооплачиваемых иностранных
Вступление России в ВТО Возможно только после выхода на устойчивый экономический рост и повышения конкурентоспособности отечественного производителя.
В целях подготовки экономики страны к лхаждэнию я многостороннюю торговую систему считаем целесообразным:
а) усилить роль государства в принятии комплексных программ по адаптированию экономики и созданию правовой системы социальной защиты граждан, руководствуясь при этом стратегией развития России как социального государства.
б) провести объективный и независимый анализ последствий присоединения для каждой из отраслей экономики, регионов и социально- экономического развития страны в целом, при этом проводить анализ должны российские независимые институты;
в) определить "критические" отрасли и технологии, выработать промышленную политику и программу повышения конкурентоспособности, которая позволит России в максимально сжатые сроки перейти к экспорту товаров высокой степени обработки. В этих документах должны быть зафиксированы показатели экономики (доля производственного сектора в ВВП, уровень производительности труда, доля товаров с высокой степенью переработки в экспорте, степень износа производственных фондов, доля теневой экономики и другие), достижение которых будет свидетельствовать о готовности государства к присоединению к ВТО;
г) разработать и реализовать комплексную программу подготовки экономики к работе в условиях изменения внешне торгового режима;
д) усовершенствовать федеральное и региональные законодательства, разработать совместно с региональными органами власти программы поддержки регионов, которые наиболее существенно
, могут пострадать при присоединении к ВТО;
е) разработать и обнародовать концепцию присоединения России к ВТО, уделить особое внимание оценке вариантов экономических, социальных и геополитических последствий вступления в ВТО России и стран СНГ.
Необходимо повысить уровень информированности широких деловых кругов и общественности о состоянии переговорного процесса и официальной позиции России;
ж) подготовить на основе разработанных документов и программ развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу новую редакцию директив на переговоры по присоединению России к ВТО.
Разработать меры, обеспечивающие безусловное выполнение ТНК российского законодательства как в сфере предпринимательской деятельности, так и в сфере социально-трудовых отношений;
з) отказаться от принципа унификации таможенного тарифа, как не позволяющего эффективно использовать регулирующую функцию тарифа. При подготовке новой редакции директив исходить из необходимости использования принципов дифференциации и эскалации таможенного тарифа;
и) обеспечить подготовку национальных кадров в области ВТО, которые в дальнейшем будут отстаивать интересы российской экономики в рамках этой организации;
к) создать систему доведения внешнеэкономической информации до отечественного бизнеса, ориентирующую его в нормах и правилах ВТО, процедурах разрешения торговых споров в рамках ВТО, конъюнктуре основных товарных рынков, ценах и условиях торговли важнейшими товарами отечественного экспорта и импорта.
Полнее использовать возможности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для организации и проведения консультаций, экспертизы, сбора информации и ее распространения по вопросам вступления в ВТО.
Такой на наш взгляд, должна быть национальная стратегия России в период переформатирования мировой экономики.
Не надо спешить, но надо торопиться. Разворачивающееся национальное возрождение России требует такого решения, ибо только этим путем может быть обеспечено достойное место России в системе мирового хозяйства.



1. Афонцев С. Присоединение к ВТО: Экономико-политические перспективы // Pro et contra. - М., 2002. - Т. 7. - № 2. - С.7-26.
2. Бабкин Е.В., Назаров М.И. Россия и Всемирная торговая организация / С.-Петерб. гос. ун-т водн. коммуникаций. - СПб., 2002. - 95 с. - Библиогр.: с. 94.
3. Быков О.Н. Международные отношения. Трансформация глобальной структуры.
4. Володин А.Г. Широков Г.К. Глобализация: начало, тенденции, перспективы. ИВ РАН. М.2002.
5. Веркей Ж. Вступление России в ВТО: Выбор стратегии // Пробл. Прогнозирования. - М., 2002. -№5 - С.7-93.
6. ВТО и российский агропромышленный комплекс // www.bpi.ru/bulletin.
7. Годин Ю. Вступление в ВТО не может быть самоцелью // Рос. Федерация сегодня. - М., 2002. - № 24. - С.58-60.
8. Горбань М., Гуриев С, Юдаева К. Россия в ВТО: Мифы и реальность // Вопр. экономики. - М., 2002. - № 2. - С.61-82.
9. Греф Г. Ответ на вызов глобализации // Человек и труд. - М.,. 2002.-№3.-С.31-34.
10. Григорян С.А. Всемирная торговая организация и интересы России: Международно-правовые аспекты. - М.: Междунар. отношения,
2000. - 256 с.
11. Григорян СА. Эволюция правовой системы ГАТТ // Внеш, торговля. - М., 2000. - №2.-С.29-31.
12. Григорян СА. Всемирная торговая организация и Россия: Правовые аспекты /Рост. гос. экон, академия. - Ростов н/Д., 2000. - с.240
13. Гумеров Р. Позиция России на переговорах о присоединении к соглашению ВТО по сельскому хозяйству: Резервы усиления // Рос. экон, жури. - М., 2002. - № 2. - С.41-47.
14. Гутброд М. Россия присматривается к ВТО // Банк, обозрение. - М., 2002.-№4.-с. 14-15.
15. Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. М. ИНФРА-М 2003.
16. Двухлетняя стратегия ВТО приносит свой плоды: Аналитическая справка ВТО // http: www.wto.ru//ru//news.asp?msg_id=678
17. Делягин М. Вступление в ВТО: Вызов для финансовых структур России И Рынокценн. бумаг. - М., 2002. - № 3. - С.53-548. Делягин М. Пасмурный полдень российского рынка // Рос. Федерация сегодня. -М., 2002. - № 6. - С.42-43.
19. Делягин М. Тест на прагматизм и ответственность // Человек и труд. - М., 2002. - № 3. - С.27-30.
20. Делягин М. Новое платье короля//Деловые люди. - М., 2001. - № 123. -C.53-S5.
21. Дынкин А. Есть ли у России шанс в глобальной экономике? // Pro et contra. - М.,2002. - Т. 7. - № 2. - С.42-67.
22. Дюмулен И. ВТО и раунд тысячелетия // Время МН. - М., 2002.
- 30 янв. - С.7.Дюмулен И. Методы защиты национальной экономики в рамках правил Всемирной торговой организации // Внешнеэкон, бюлл. -М., 2001. -№ 8. -С.3-10.
23. Ершов С. О стереотипах в экономической политике // Вопр. экономики. - М., 2001.-NH2.-C.4-17.
24. Жуковска X. Банковская система Польши // Банки: Мировой опыт. - М., 2002. - . - С.50-54.
25. Из опыта присоединения к ВТО других стран // Россия на пути
в ВТО. - (www.wto.ru/ru/content/bulletin/bullianfeb02.doc.).
26. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. А1рарный сектор стран с переходной экономикой и ВТО // Мировая экономика и междунар. отношения. - М., 2002. - № 5. - с.зу оэ.
27. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. Вопросы сельского хозяйства при вступлении стран СНГ в ВТО // Пробл. прогнозирования74 -Мл20О2. - №2.-С.31-42.
28. Козлов А. Модернизация банковской системы России - это вызов времени! // Аналит. банк. журн. — М., 2002. - №6. — с. 11 — 20.
29. Крылов В.И. Вступление Россия во Всемирную торговую организацию //Внешнеэкон. бюлл. - М., 2002.- №1 - С.29-31.
30. Кучуков Р. Государственная поддержка сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой// Экономист. - М., 2002. г № 11. -С.91-94.
31. Левченко А.В. Международная торговля: Экономические и правовые понятия в условиях развивающегося рынка / Всемир. информ, распредел. ун-т. - М., 2002. -96с. - Библиогр.: С93-96.
32. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Россия и ВТО - альянс в условиях глобализации // Экономист. М. - №2 - с. 11-15.
33. Лихачев А. Прибавка к зарплате от имени ВТО // Труд. - М.,2001. - 17 окт.-С. 5.
34. Лихачев А.Е. Тезисы выступления на Международном конгрессе Института А.Смита «Вступление России в ВТО».
35. Мантусов В.Б., Мишаков С.С. Процесс вступления стран СНГ в ВТО: Опыт, проблемы, перспективы. - М.: Наука: Флинт, 2002. - 84 с.
36. Медведков М. Присоединение к ВТО - естественный шаг на пути российских реформ // www.ru/documents.asp?f=docs&t=14.
37. Медведков М. Чего мы ждем от ВТО // Рос. газета. - М, 2002. - 13 марта. - С.1, 4. Можно ли оценить последствия присоединения? // Россия на пути в ВТО: Информ, бюлл. - М., 2002. - № 4. - С.7-9.
38. Мехряков В. Развитие рынка банковских услуг после вступления России в ВТО // Вопр. экономики. - М., 2002. - № 8. - С. 96 -
101.
39. Мицек С. Следует ли России опасться глобализация? // Там же. -С.21-30.
40. Мур М. Присоединение России к ВТО невозможно исключительно на политической основе//Коммерсантъ.- М., 2002- 18 июня, -С. 1-14.
41. Народно-хозяйственные последствия присоединения России к
ВТО: Совместный проект РАН и НИС. - М., 2002 И
www.mic.ru//Download//WTO_bjg_final.doc.
42. Нечаева К. Россия может вступить в ВТО в 2023 году // Там же. -17 окт. - С. 14. Онегина А. Максим Медведков: «Мы не говорим все время «нет» // Ведомости. М., 2002. - 31 окт. - с. А5.
43. Одинцов М. Нельзя допустить, чтобы наш агросектор стал разменной монетой в торгах с ВТО // Независимая газ - М.. 2001. - 28 нояб. - С.З.
44. Опыт стран - членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках И Мировая экономика и междунар. отношения. - М., 2002. -№8.-C.l 1-117.
45. Особенности торговли услугами И Россия на пути в ВТО.
Информ. бюлл. - М., 2002, №4. — с. 10 - 13
(www.wto.ru/continent/bulletin/bullmar4.doc).
46. О ходе переговоров по доступу на рынок услуг в рамках переговоров о присоединении России к ВТО //www.wto.ru/russia.asp?f=delal&t=l1.
47. Паньшин О., Беленькая О. Комментарии о присоединении к ВТО // http://olma.ru/ mfo/economics/default.asp?doc=vtoO 1.
48. Палыпин К. Переговоры надо прекращать // Известия. - М.,2002. - 18 окт. - С. 5.
48. Пахомов А.А. Тарифные переговоры в рамках процесса присоединения России к ВТО // Внеш, торговля. - М., 2000. - № 2. - С.34- 38.
49. Петрунин О. Ловушки либерализации. - М., 2002. - № 18. - С.56.50.
50. Переговоры по сельскому хозяйству // www.wto.ro/ro/content/russia/selhozru.doc.
51. Попков В. К вопросу о защите национальной банковской системы при вступлении России в ВТО // Аналит. банк. журн. - М., 2002. - №6.-С.59-63.
52. Попков В. Россия и ВТО: Плюсы и минусы // Banker. - М., 2002.-№ 5,-С.15-16.
53. Практическое руководство по Уругвайскому раунду: Пер. с англ. // Междунар. торг, центр ЮНКТАД / ВТО, Секретариат Содружества. - М., 1999. - 452 с.
54. Присоединение России к ВТО для сектора услуг: Финансовые услуги //www.wto.ru/ru/content/documents/docs/finuslug.doc.
55. Покровский В. На каких условиях вступать России в ВТО? // Рос. Федерации сегодня. - М., 2002. - № 5. - С.48-49.
56. Последствия присоединения России к ВТО для отечественной промышленности: Обоснование методики оценки // Рос, экон. журн. - М., 2002.-№ 1. - С.31-47.
57. Сас И. Не нагуляв жирок, российские банки останутся неконкурентоспособными// Независимая газ. - М., 2002. - 20 февр. - С.З.
58. Ситников В.О., Цыкало В.В., Черный В.В. Россия на пути во Всемирную торговую организацию. - М.: ДФ МИД РФ, 2000. - 122 с.
59. Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО // www.wto.ru/ russia.asp?f=dela l&t= 11.
60. Стратегия формирования тарифных предложений // www.wto.ru/ru/content/documents/docs/taiT2002.doc.
61. Торгово-промышленная палата РФ: Концепция присоединения России к Всемирной торговой организации // Внешнеэкон. бюлл. - М., 2002.-№ 3.-С.3-6.
62. Члены ВТО - участники Рабочей группы на сентябрь 2002 года // www.wto.ru/ russia.asp?f=wrkgrp&t= 11.
63. Шалашова Н.Т. Определение «рвтегии развития внешнеэкономической деятельности России в процессе интеграции в мировое хозяйство//Внешнеэкон, бюлл-М.,2002. -№9. -С.3-10.
64. Шершнев Е.С. «Раунд Кеннеди»: Расчеты США и действительность. - М..‘Междунар. отношения, 1968.-200 с.
65. Шишкарев С. Далеко не уедешь: Готов ли российский транспорт работать по правилам ВТО//Рос. Федерация сегодня. - М,
2001. -№ 16.-С.57-58.
66. Юдаена К. Нестандартна стандарты И Эксперт.- М. 2002 - №31. -с. 37.
67. Ячеистова Н.И. Международная торговая система// Внеш.торговля. - М., 2001. -№ 4. - С.28-32.
68. Ailleret F. L'accord generate de Marrakech: Le cas des services // Problemes econ. - P.,2002. -Ni 2743. -P.10-13.
69. Carreau D., Flory T., Juillard P. Droit international economique. -
3- me ed. - P.: Libr.generale de droit et de jurisprudence (Pichon et Durand- Auzias), 1990.-XVI, 513 p.
70. Corbet H. Le Doha Round our comment retrouver le dynamisme perdu des negoeiations commercial? // Problemes econ. - P., 2002. - № 2772. — P. 1-2.
71. Durance J.-Y., Riches B. Services: Quelle liberation pour le XXIe siecle? // Ibid. -№2772.-P.8-U.
72. Dupuy G. La revolte des pays pauvres // Express. - P., 2002. - № 2675. - P.78-79.
73. Dam К. W. The GATT: Law and international economic organization. - Chicago: Univ, of Chicago press, 1970. -XVII, 480p.
74. Decision on the Implementing-related Issues and concern.
WT/MIN(01)/17 // www.wto.org/english/thewto e/minOl e/mindecl
implementation e.htm.
75. Declaration on the TRIPS. Agreement and public health, adopted on
14 nov. 2001. WT/MIN(01)/DEC/2 //
www.wto.org/english/tratop.e/dda.e/dohaexplained e.htm.
76. GATT. What is it? What it docs’ / General agreement on tariff a. trade (GATT). - Geneva, 1991. -39 p.
77. Hudec R. E. The GATT legal system and world trade diplomacy. - N.Y.: Praeger publ., 1990. - XTV, 399 p. - (Praeger spec, studies in intern, politics a. gov.).
78. Jonquieres G. de, Williams F. Stalled in Geneva // Financial times. -
L. , 2002.- 19Jun.-P.14.
79. Lamy P. De ГОМС malade а ГОМС guerie // Express. - P., 2002. - № 2735. -P.80-81.
80. Mason J., Williams F. WTO concern over progress in Doha talks // Financial times - L 2002. -26 Nov. -P.5.
81. Ministerial Declaration. Ministerial Conference, 4-th Session,
Doha, 9-14 Nov. 2001 // www.wto.org/english/thewto
e/minist e/minOl e/mindecl e.htm.
82. More M. Russia and the WTO: Reintegrate into world economy
(speech on Fifth annual Russian Economic Forum. London, 19 Apr. 2002) // www.wto.org./english/news e/spmm e/spmm84 e.htm.
83. Moore M. Russia, the international economy and the World Trade Organization // www.wto.org./english/news_e/spmm_e/spmm56_e.htm.
84. Moore M. Fifth annual Russian economic forum // www.wto.org./english/news_e/ spmm_e/spmm84 e.htm.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ