Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ У МОЛОДЕЖИ

Работа №28754

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы151
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
600
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1.1. Личностно - типологическая конституциональная изменчивость.11-15
1.2. Характеристика процесса личностной изменчивости от акцентуаций
характера до аномальной изменчивости в конституциональном личностном континуме 16-32
1.3. Причины и условия личностной изменчивости субъектов высшего
образования 32-42
ГЛАВА 2. Материалы и методы экспериментально-психологического исследования студентов в процессе субъект-объектного взаимодействия 43-58
2.1. Выбор участников исследования 43-45
2.2. Психологические методы и методики исследования 45-56
2.3. Методы статистической обработки результатов исследования ...56-58
ГЛАВА 3. Конституционально-психотипологические и морально-нравственные
характеристики субъектов высшего образования 59-122
3.1. Высшее образование как системообразующий фактор нравственного
сознания личности студента 59-77
3.2. Особенности морально-нравственных переживаний и поведения у
студентов, представляющих 3 системы высшего образования 77-107
3.3. Сравнительный многомерный психологический анализ студентов
различных диапазонов конституционально-континуального пространства личности 108-124
Заключение 125-128
Выводы 129-131
Список использованной литературы

Актуальность и постановка проблемы исследования. Общественные преобразования, происходящие в экономике страны, в социокультурной сфере, обязывают с особым вниманием отнестись к пониманию системы общечеловеческих ценностей, идеалов, моральных принципов. В современных условиях глобальные задачи развития общества имеют единую точку отсчета - значимость человека, уважение к его правам, приоритеты духовно¬нравственных отношений между людьми. Пока общество не признает первостепенную важность культуры и образования, необходимость этических норм поведения, оно не сможет стать цивилизованным и демократическим.
Образование - это та область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной отстаивать общечеловеческие ценности. В последние годы в научный оборот образования прочно вошли понятия глобального и планетарного мышления. (Гершунский Г.С.,1998; Карпова Е.Г.,2002 и др.) Эти термины порождены реальными процессами, происходящими в современном мире, они выходят за пределы утилитаризма, который ограничивается пространством отдельной личности, социальной группы, частной системы, общества, нации, религии. Отсюда следует, что глобальное и планетарное мышление современного образования состоят в восстановлении естественной связи человека с природой, возрождении духовно-чувственного познания, расширении миропонимания.
Формирование индивидуально-типологических и индивидуально-личностных различий обусловлено как биологическими, так и социальными факторами в широком смысле этого слова (Д.И. Дубровский, 1971; А.Н. Леонтьев, 1972; B. Bernstein, 1971). Жизненный путь предполагает единство множества автономных линий развития, которые сходятся, расходятся или пересекаются, но не могут быть поняты в отрыве друг от друга или от конкретных социально-исторических условий (Л.В. Сохань, 1987).
Процесс становления полноценной личности очень длительный, сложный и противоречивый. Ограничение в психическом развитии, как правило, ведет к деградации личности. Современные научные представления о диалектике постоянства (стабильности, устойчивости, неизменности), изменчивости (подвижности, текучести) личности и ее свойств подверглись существенному изменению (Э.В. Ильенков, 1974; И.С. Кон, 1987; И.С. Нарский, 1986). Личность как интегральная индивидуальность, согласно В.С. Мерлину (1986), А.А. Деркачу и Н.В. Кузьмину (1993), В.В. Белоусу (1999) целиком реагирует на социальные условия среды обитания. Более адекватные или менее адекватные реакции зависят от конституционально-психотипологической личностной предиспозиции, способствуя формированию личностной изменчивости в конституционально-континуальном пространстве от психологической нормы - акцентуации до аномальной личностной изменчивости (И.В. Боев, 1995;О.А. Ахвердова, 1998; А.В. Кочергина, 1999; В.Ф. Гнучев, 2001; Э.В. Терещенко, 2002; В.А. Шурупов, 2002).
Конституционально-психотипологическая личностная изменчивость, возникающая под влиянием социально-стрессовых, информационных, экологических и иных факторов или их комплексов, изменяя структуру личности по вектору «норма - патология», усложняет социальную адаптацию, затрудняет осмысление социально-психологических ситуаций, ограничивает возможности осознанного выбора разрешения жизненных проблем.
Проблемы личности оказываются непосредственно связанными с историко-социальными переменами, происходящими в нашей стране. Современные требования подготовки индивида системой отечественного образования таковы, что для смены его амплуа в производственной, социальной, политической и других сферах на протяжении жизни могло бы произойти немало преобразований не один раз и без¬болезненно (В.Д. Шадриков, 1993; В.Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, 1993; В.А. Шапо¬валов, 1996; Б.С. Гершунский, 1998). Специфика различных систем образования, подчиненных гуманистическим морально-нравственным принципам, способна переломить стремительно нарастающие негативные тенденции в духовной сфере современного российского общества.
Задачи исследования.
1. Изучить научную литературу, отражающую состояние проблемы конституционально- психотипологической изменчивости у молодежи.
2. Провести дифференциальную экспериментально-психологическую диагностику изменчивости конституционально-психотипологической структуры личности под влиянием особенностей трех систем высшего образования.
3. Объективизировать и проанализировать влияние системы образования
на морально-нравственные характеристики субъектов высшего образования в зависимости от их принадлежности к личностному психотипу.
4. Провести сравнительный многомерный психологический анализ студентов, относящихся к различным диапазонам конституционально¬континуального пространства: диапазоны психологической нормы - акцентуации и пограничной аномальной личности в процессе обучения.
Объект исследования - индивид, личность студента в системе высшего образования.
Предмет исследования - динамика конституционально-психотипологических и морально-нравственных характеристик у студентов, обусловленных спецификой трех систем высшего образования.
Эмпирическая гипотеза исследования. В условиях обучения, представляющих три системы высшего образования, каждый индивид обладает особым психотипологическим набором качеств, детерминирующих индивидуальные и личностные закономерности реагирования в ответ на воздействия социально-информационных факторов окружающей среды обитания. У одних субъектов наблюдается конституционально-типологическая изменчивость в рамках психологической нормы - акцентуаций, у других - в диапазоне аномальной личностной изменчивости. Наиболее адекватная система образования способствует
Теоретическая гипотеза исследования основана на допущении неоднозначного взаимовлияния социальных и природных факторов на личность студента, в результате чего происходит формирование и закрепление конституционально-психотипологических характеристик личности, детерминирующих социально-приемлемый или социально-неприемлемый стереотипы поведения, которые, в свою очередь, видоизменяют социальную среду обитания.
Методологическую и теоретическую основы исследования составили гуманистический, культурологический и аксиологический подходы, в рамках которых человек является высшей ценностью общественного развития; концепция отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.И. Донцов, В.П. Зинченко, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубин¬штейн, Б.М. Теплов,); учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (К. Леонгард, А.Е. Личко, Г.К. Ушаков); континуально-генетическая концепция (А.В. Брушлинский); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (В.В. Белоус, Б.С. Братусь, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, В.С. Мерлин); концепция об аномальной личностной изменчивости и пограничной аномальной личности как промежуточном диапазоне конституционально¬континуального пространства (О.А. Ахвердова, И.В. Боев); концепция системного подхода в психологии (Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков); генетическая теория типов (Э. Кречмер, К. Конрад, У. Шелдон), материалистическая концепция личности с позиции психологии отношений (Б.Д. Карвасарский, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Ю.С. Шевченко).
смешанных психотипов. Вся выборка была разделена на три сравниваемые группы: первую группу составили 142 студента 1-ых и 4-ых курсов факультета психологии Ставропольского государственного университета (СГУ); вторую - 141 студент 1-ых и 4-ых курсов факультета физической культуры СГУ; третью группу - 134 курсанта 1¬ых и 4-ых курсов Ставропольского филиала Ростовского института ракетных войск (СФРИРВ).
Для реализации поставленной цели и задач были использованы патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко (1978); методика определения уровня невротизации и психопатизации (Е.Ф. Бажин и соавт., 1976; И.Б. Ласко, 1980); клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (Д.М. Менделевич, К.К. Яхин, 1978); личностный опросник Айзенка (1964), шкала тревоги (Teulor J., 1953), составившие 17 показателей, а также методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (Rokeach M., 1972), методика «Ценностные ориентации личности (ЦОЛ)» (А.Я Найн, 1995). Все полученные результаты были подвергнуты сравнительному многомерному психологическому анализу (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, 1998).
Результаты сравнительного психологического исследования всех студентов подверглись сплошной математической обработке, исходя из предположения нулевой гипотезы с использованием критерия Х - квадрат (К. Браунли, 1982), что никаких различий между испытуемыми сравниваемых групп не существует.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Одним из социальных факторов, оказывающих многогранное влияние на формирование личности, является система образования. Высшее образование, выступая системообразующим фактором нравственного сознания личности студента, активно взаимодействует с психотипологической структурой, результатом чего является социально-приемлемый или неприемлемый стереотипы поведения, которые изменяют социальную среду обитания.
2. Результативность воздействия многовариантных образовательных структур и их звеньев на конкретного субъекта зависит от конституционально-психотипологической структуры личности, которая предопределяет степень устойчивости конституциональных механизмов компенсации, степень адаптации к деструктивным факторам социальной среды обитания.
Осуществлена психологическая дифференциация морально-нравственных характеристик субъектов высшего образования в зависимости от конституционально-психотипологических личностных особенностей. Доказано, что особенности систем высшего образования при взаимодействии с конституционально-психотипологическими основами личности предопределяют личностную изменчивость в диапазоне психологической нормы - акцентуации и аномальную личностную изменчивость в диапазоне ПАЛ. При этом природные основы личности в переходных историко-экономических условиях современного российского общества детерминируют аномальную личностную и поведенческую изменчивость обучающихся.
Представлено вероятностное развитие социально-психологической дезадаптации и личностной декомпенсации в условиях «растворения» категории индивидуальной духовности - образования как идеального, когда морально-нравственные критерии оценки взаимоотношений относятся к категориям менее значимым в структуре ценностных ориентаций.
Теоретическая значимость исследования. Надежность конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации зависит от степени выраженности конституционально-типологической и психотипологической предиспозиций личности. В тоже время ценностные ориентации личности, которые характеризуют внутреннюю готовность к субъект-объектным взаимоотношениям, способны определять степень социальной регуляции поведения. Ценностные ориентации в значительной мере зависят от принадлежности обучающихся к той или иной психотипологической структуре личности и имеют слабые корреляционные связи со спецификой систем образования, лишенных высоких морально-нравственных принципов и духовности на современном этапе.
Практическая значимость работы. Значительно расширены представления о состоянии психологического и психического здоровья студентов и курсантов, имеющих определенную структуру личностного психотипа.
Многовекторный психологический анализ позволяет осуществлять диагностику и дифференциальную диагностику у обучающихся личностной изменчивости в диапазоне нормы и аномальной психотипологической и поведенческой изменчивости в диапазоне ПАЛ. Сравнительный многовекторный психологический анализ предоставляет возможность на ранних этапах обучения в вузе объективизировать и визуализировать индивидуальные предпосылки к формированию аномальной изменчивости у студентов и курсантов, когда при сплошном обследовании студенческой субпопуляции можно с максимальной долей вероятности выделить субъектов с изменяющимся психологическим и психическим здоровьем. Следует рекомендовать проведение психологической диагностики на первом курсе, что позволит своевременно регистрировать аномальную личностную и поведенческую изменчивость, и предупредить формирование пограничной аномальной личности, применив методы специализированной психологической помощи.
Полученные результаты позволяют рекомендовать изменить специфику системы образования, отдав приоритет духовным и морально-нравственным ценностям, которые могут продуктивно взаимодействовать со структурой личностного психотипа, предотвращая аномальную психотипологическую изменчивость в конституционально - континуальном пространстве в процессе обучения.
Материалы диссертационной работы могут быть использованы в практической работе психологами, клиническими психологами, социологами и педагогами при организации и проведении экспериментально-психологических обследований, а также построении учебно-воспитательного процесса. Практические рекомендации использу¬ются при проведении обследований студентов в рамках психологической службы; теоретические положения диссертационного исследования применяются при составлении программ для спецкурсов на факультете психологии и специальности клинической психологии Ставропольского государственного университета.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась научной обоснованностью исходных позиций, использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки, значимостью экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа с применением современных методов обработки данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации представлялись на итоговой научной сессии профессорско-преподавательского состава и аспирантов - Алиевские чтения (Карачаевск, 2000); 46-ой научно-практической конференции «XXI век - век образования» «Личность: культура и образование» (Ставрополь, 2001); 47-ой научно-практической конференции «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2002); Региональной научно-практической конференции (Ставрополь, 2002); IV научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика - региону» (Ставрополь, 2002); VII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект» (Калуга, 2002); 1-ой Международной научно-практической конференции «Феномен человека в психологических исследованиях и в социальной практике» (Смоленск, 2003); Международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов - на - Дону, 2003), а также на заседаниях кафедры клинической психологии Ставропольского государственного университета и на совместных заседаниях кафедры психотерапии и медицинской психологии факультета последипломного образования и Клиники пограничных состояний Ставропольской государственной медицинской академии (Ставрополь, 2000-2003).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 294 источника, в том числе 30 на иностранном языке. Объем диссертации составляет 150 машинописных страниц; исследование иллюстрировано 3 таблицами и 12 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс становления полноценной личности очень длительный, сложный и противоречивый.. Более адекватные или менее адекватные реакции зависят от конституционально-психотипологической личностной предиспозиции, способствуя формированию личностной изменчивости в конституционально-континуальном пространстве от психологической нормы - акцентуации до аномальной личностной изменчивости (И.В. Боев, 1995;О.А. Ахвердова, 1998; А.В. Кочергина, 1999; В.Ф. Гнучев, 2001; Э.В. Терещенко, 2002; В.А. Шурупов, 2002).
Проблемы личности оказываются непосредственно связанными с историко-социальными переменами, происходящими в нашей стране. Современные требования подготовки индивида системой отечественного образования таковы, что для смены его амплуа в производственной, социальной, политической и других сферах на протяжении жизни могло бы произойти немало преобразований не один раз и без-болезненно (В.Д. Шадриков, 1993; В.Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, 1993; В.А. Шапо-валов, 1996; Б.С. Гершунский, 1998). Специфика различных систем образования, подчиненных гуманистическим морально-нравственным принципам, способна переломить стремительно нарастающие негативные тенденции в духовной сфере современного российского общества.
Цель исследования - объективизировать вероятностную личностную изменчивость у молодежи в процессе взаимодействия конституционально-психотипологической структуры личности и специфики различных систем образования - достигнута. Проделанная нами работа: изучение научной литературы, дифференциальная экспериментально-психологическая диаг-ностика изменчивости конституционально-психотипологической структуры личности под влиянием особенностей трех систем высшего образования, объективизация и анализ влияния системы образования на морально¬нравственные характеристики субъектов высшего образования в зависимости от их принадлежности к личностному психотипу, сравнительный многомерный психологический анализ студентов, относящихся к различным диапазонам конституционально-континуального пространства: диапазоны психологической нормы - акцентуации и пограничной аномальной личности в процессе обучения - все это позволяет нам заключать, что гипотезы исследования нашли свое теоретическое и эмпирическое подтверждение.
В высших образовательных учреждениях должна проводится психологическая диагностика и быть нацелена в первую очередь не на выявление представителей, располагающихся в диапазоне психологической нормы - акцентуации или ПАЛ конституционально¬психотипологического континуума, а на построение системы образования таким образом, чтобы она способствовала гармонизации личности, ограничивая изменчивость диапазоном нормы, исключала компоненты, провоцирующие аномальную личностную изменчивость.
Поток и содержание информационных воздействий зачастую не адекватны способности индивида правильно переработать полученную информацию и прийти к наиболее логичным выводам, позволяющим ему достойно, без ущемления собственного самолюбия и достоинства, выйти из сложившейся часто психотравмирующей ситуации.
Сравнительный многовекторный патопсихологический анализ психологических, личностных, поведенческих нарушений у подростков с различным психотипом и местом расположения в конституционально-континуальном пространстве, позволил нам оценивать динамическое психологическое и патопсихологическое состояние не только на основании индивидуальных профессиональных впечатлений психолога,имеющих различный опыт работы, но и с Многовекторный патопсихологический анализ всех обследуемых проводился на основании показателей, выделенных из психодиагностического комплекса, который включал в себя: личностный опросник Айзенка, патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко, методику определения уровня невротизации и психопатизации, шкала Тейлор, клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния- всего 11 параметров.
По результатам многомерного патопсихологического анализа следует признать, что не всегда получение высшего образования оказывается стабилизирующим фактором, оказывающим воздействие на личностные, поведенческие, психологические проявления, возникающие в процессе обучения. Полученные экспериментальным путем данные наглядно свидетельствуют об этом, у обучающихся с эпилептоидной и шизоидной психотипологической структурой, на примере циклоидного и истеродиного психотипов, наблюдались признаки личностной изменчивости лишь в диапазоне психологической нормы - акцентуации. В тоже время у них не было зарегистрировано аномальной личностной и поведенческой изменчивости при многолетнем погружении в образовательную среду. что подтверждается с помощью критерия Х - квадрат.
1. Ценностные ориентации личности лежат в основе субъект- объектных взаимоотношений и, являясь фактором социальной регуляции поведения, в значительной степени зависят от принадлежности к личностному психотипу независимо от специфики системы образования. Так, представители всех психотипов достоверно чаще выбирают второй фактор согласно ценностным ориентациям личности по А.Я. Найну. При этом субъекты с истероидным психотипом мужского пола отдают предпочтение первому фактору, с шизоидным психотипом - второму и третьему факторам, с эпилептоидным психотипом - третьему фактору, что указывает на перспективы психологической коррекции и/или закрепления морально¬нравственных установок и ценностей в процессе обучения.
2. У современных студентов в иерархии личностных ценностных ориентаций по М. Рокичу выбор из терминальных ценностей ограничивается здоровьем и не зависит от гендерных различий, от принадлежности к психотипу, от особенностей системы образования. При выборе инструмен-тальных ценностей наиболее значимыми для всех обследованных оказываются этические ценности общества. Выбор остальных инструментальных средств не зависит от особенностей системы образования и структуры психотипа, а выявляет гендерные различия, когда обследуемые женского пола ориентируются на ценности общения, а мужского пола - на ценности самоутверждения.
3. У студентов женского пола с циклоидной структурой психотипа на 1-ом курсе отмечаются признаки временной декомпенсации и дезадаптации в виде увеличения психологической склонности к употреблению алкоголя и проявления псевдомаскулинизированного поведения, которые к 4-му курсу нивелируются, отражая нормализацию социально-психологической адаптации, стабилизацию личностной структуры и ценностных ориентаций в диапазоне психологической нормы - акцентуации, что обусловлено взаимосочетанием циклоидной структуры и спецификой системы образования.
4. У студентов мужского пола с циклоидным психотипом на 1-ом курсе усиливаются черты маскулинизированного поведения и психологической склонности к алкоголизации, осложняющиеся на факультете физической культуры аномальными поведенческими реакциями, что отражает напряжение конституциональных механизмов психологической защиты. К 4-му курсу у представителей циклоидного психотипа, невзирая на специфику систем образования, наблюдаются стойкие тенденции к нарастанию аномальной личностной, психотипологической и поведенческой изменчивости, подтверждая преобладание механизмов психологической декомпенсации и дезадаптации, соответствующих диапазону ПАЛ.
5. На 1-ом курсе представители женского пола с истероидной структурой психотипа демонстрируют слабовыраженную склонность к аномальную личностную и поведенческую изменчивость, независящую от особенностей системы образования.
6. На 1-ом курсе представители мужского пола с истероидной структурой психотипа в системе образования физической культуры сохраняли конституциональные механизмы защиты, соответствуя диапазону психологической нормы - акцентуации; в условиях военной специфики образования уже на 1-ом курсе регистрировалась аномальная личностная и поведенческая изменчивость, обусловленная предиспозицией конституциональных механизмов компенсации и адаптации. К 4-му курсу достоверно регистрировались стойкие варианты непатологического девиантного поведения, которые практически не зависели от системы образования.



1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Абульханова К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А. Проблемы исследования индивидуального сознания //Психологический журнал Т.12. 1999, №4. С.27¬40.
3. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: Деловая книга,1998.- 368 с.
4. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых
стереотипов //Вопросы психологии 1987, № 2. С. 152 - 158.
5. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М..: Медицина, 1976.
6. Алешина Ю.С., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии 1991, №4. С.123-134.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977 с. 379
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во МГУ, 1969.
9. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
10. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека. / В кн.: соотношение биологического и социального в человеке. М, 1975, - С.301.
11. Аралова Е. В. Динамика формирования духовности как критерий общественного развития. М., 1995.
12. Аралова Е. В. Место и роль категории духовности в иерархии человеческих ценностей. М., 1992. - 38 с.
13. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики Под ред. И.Б.Ханиной. - М.: Наука, Смысл, 1999. -349 с.
14. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
15. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С.118-130.
16. Асмолов А.Г. Историко - эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии, 1986, №1
17. Ахвердова О.А. Личностно - характерологический континуум современного подростка /Дис. на соиск. степени доктора псих. Наук. - М., 1998
18. Ахвердова О.А. Личностно-характерологический континуум современного подростка. Автореф. дисс.-докт.психол.наук, М., 1998, 43 с.
19. Ахвердова О.А. Экспериментально-психологическая диагностика
личностно-характерологического континуума подростков. Монография. М., 1998.
20. Ахвердова О.А., Боев И.В., Коваленко А.П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных личностных радикалов у подростков. // Метод. рекоменд. Ставрополь, 1997, 2,3 п.л.
21. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. - Р/Д, 1999
22. Балл Г.А. Психологическое содержание личностной свободы - сущность и составляющие. Психологический журнал 1997. Т. 18 № 5 с.7 - 19.
23. Бассин Ф.В., Ярошевский М.Г. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека. С.418 - 439. Из кн.- Фрейд З. Введение в психоанализ - Лекции. - М.: Наука, 1989. - 456 с.
24. Белашева И.В. Личностно-типологические конституциональные
особенности подростков. // Тезисы научных работ. Окружающая среда и человек. Ставрополь, 1996, с.18-19.
25. Береговой Я. Единое образовательное пространство.// Учительская газета. - 1996, №32
26. Бермус А. Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии // ОНС - 1998, №5
27. Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии // Журнал практического психолога. - 1998. - № 6.
28. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты,
перспективы. // Психологический журнал - 1996 - Т.17, № 1- с. 44 - 51.
29. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.:Прогресс, 1986.
30. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж. Изд. Воронежского Университета. 1977., 304с.
31. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. Спб., изд. 2-е, Риккер, 1905, 43с.
32. Библер В.С. От научения к логике культуры. М.: Политическая литература, 1991.
33. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд - во МГУ, 1988 ., 188 с..
34. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Ставрополь, 1999., 362 с.
35. Боев И.В., Ахвердова О.А. Многовекторный клинический анализ токсикоманий, наркомании у подростков // Метод. рекомендации. Ставрополь, 1993.
36. Боев И.В., Ахвердова О.А. Психологическая диагностика девиантного поведения у подростков. // Метод. рекомендации. Ставрополь, 1994, 24 с.
37. Боев И.В., Ахвердова О.А. Самосознание подростка с различными типами акцентуаций в доперестроечный период /Метод. рекомендации. Ставрополь, 1991.
38. Боев И.В., В.И. Кривошлык В.И., Гручев В.Ф. Психолого-акмеологические
характеристики устойчивости специалистов, профессионалов и
руководителей региональных, муниципальных и местных уровней к стрессовым факторам и экстремальным условиям. Учебно-методическое пособие для студентов, ... и врачей. - Ставрополь: Ставропольская государственная медицинская академия, 1999. - 106 с.
39. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976. № 6.
40. Бойко Е. А. и др. Социальное самочувствие молодежи (по материалам социологического опроса) / Бойко Е. А., Вавилина Н. Д., Вольский А. Н. Новосибирск, 1995. - 48 с.
41. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. - С-Пб., 2000
42. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. -301с.
44. Брушлинский А В. О природных предпосылках психического развития человека. M., 1977.
45. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994.
46. Брушлинский А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе //Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 6. - С. 30-37.
47. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии 1997. № 5 С.44 - 56.
48. Варга А.Я. О некоторых особенностях российской ментальности и их проявлениях в процессе семейной психотерапии// Вест. МГУ, психология, 1996, №3. С. 68 - 77.
49. Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии 2001. №3. С.56 - 67.
50. Виноградов А. Н., Рековская И. Ф. Переход к рынку и "социальное самочувствие": (Сводный реф.) // Социологические исследования в России. М., 1993. -Вып. 2. С. 10-25.
51. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии 1993. № 2 С.24 -31.
52. Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших школьников // Вопросы психолосы 1997. № 2 С. 40 - 47.
53. Воспитательная работа в Ставропольском государственном университете (концепция, технология реализации). - Ставрополь, 2000
54. Выготский Л.С. Соч.: В 6-ти т. М.,1982.
55. Галузак В. М., Сметанский Н. И. Проблема личностной референтности педагога// Педагогика, 1998, №3
56. Ганжа С.Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с
нарушениями соматического и нервно-психического здоровья.:дисс. канд. псих.наук. - Ставрополь, 2000. - 223 с.
57. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М., 1998
58. Гнучев В.Ф. Динамика личностных психотипов в условиях хронического социального стресса.: Дисс. . канд. психол наук / Ставрополь, 2001. - 154 с.
59. Горобец Т. Н. Социально-психологические и биологические факторы аутодеструктивного поведения: Дисс. ... канд. психол. наук /РАГС. М., 1995.-170с.
60. Громкова М. Т. Образование - стимул саморазвития личности// Педагогика, 1993, №3
61. Громова Л. А. Нравственное здоровье личности. Л.: Знание, 1985. - 16 с.
62. Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., 1980, 272 с.
63. Гуссейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика - Учебник для вузов. - М.: Гайдарики,1999. - 472 с.
64. Даниленко О. И. Культурная традиция и душевное здоровье человека. //Социально-политический журнал, № 8, 1993. С. 34-41.
65. Даниленко О. И. Психический потенциал духовной культуры. Спб, 1993. - 54с.
66. Деловая культура российского общества // Общественные науки и современность. 1993. № 3. С. 17 - 30.
67. Деловые игры и психологические тесты на занятиях по деловому общению и психологии бизнеса. Учеб. пособие по психологии менеджмента /Л.Д.Столяренко, Л.И.Щербакова, С.И. Самыгин, Е.А. Корешкова, И. П. Пащенко (Дусева). - Ростов н/Д: Пегас, 1995. - 52 с.
68. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Псих. журн. 2000. Т. 21 № 2. С. 41 - 48.
69. Джидарьян И.А. Представление о счастье в русском менталитете // Психол. журн. 1997. Т. 18 №3. С. 13 - 25.
70. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - М., 1997
71. Дубов И.В. Феномен менталитета - психологический анализ // Вопр. психол.1993. №1 С. 20 - 29.
72. Дубов И.Г., Хвостов А.А. Моральная детерминация поведения в обыденном
сознании // Вопросы психологии 2000. № 5. С. 89 - 98.
73. Дудченко О. Н., Мытиль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности //Социс. - 1995. - № 6. - С. 110-119.
74. Духовность, художественное творчество, нравственность, (материалы
круглого стола) //Вопр. философии. - 1996. - № 2. - С. 3-40.
75. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.1997.
76. Емельянова Т.П. Представление о подростках в массовом сознании и проблема психического воспитания. Методологич. и психолого - педагогические пробл. образ. Сб. научн. трудов. Тверь: ТГУ. 1996. - 86 с.
7 7 .Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М: Флинта, 2002. - 336 с.
78.Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседа психолога: Кн. для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
79.Зеличенко А. И. Психология духовности. М.: Издательство Транс-персонального Института, 1996. - 400 с.
82. Знаков В. И. Категории правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания //Вопросы психологии 1995. № 2.С.55 - 63.
83.Знаков В.И. Почему лгут американцы и русские: размышления над книгой Пола Эккмана //Вопросы психологии 1995. № 2. С.84 - 92.
84.Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана //Психологический журнал 1997. № 1. С.38 - 42.
85.Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологических знаний и религиозной веры //Вопросы психологии 1998. №3. С. 104 - 115.
86.Зосимовский А.В. Критерии моральной воспитанности личности. //
Проблема управления процессом формирования личности. Изд. МГУ. 1972.
87. Иванов В. Н., Лукьянов Б. Г. Духовность как компонент социальных технологий //Информатизация и технологизация социального пространства: Материалы к 1 международному симпозиуму по социальным технологиям 24 - 25 нояб. 1994. - М. - Н. Новгород., 1994. - 143 с.
88. Иванова А. Е. Социальная среда и психическое здоровье населения //Социс. - 1992. - № 1. - С. 19-31.
89. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
90. Каверин С.Б. Типичный представитель: моделирование сопоставления данных человека с требованием профессии //Вопросы психологии 1982. № 5. С.64 - 72.
91. Как добиться успеха - Практ. советы деловым людям. Под общ. Ред. В.Е. Хруцкого. - М.: Республика, 1992. - 510с.
93 .Карвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 1998.- 752 с.
94. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. -367с.
95. Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология. - С-Пб., 2000
96. Кириллова М. М. Образование как диалог // Социальные проблемы образования: сб. научных трудов. - Свердловск, 1991
97. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога - профессиоведа // Психологический журнал 1994. Т.14 № 1, С. 130 - 136
98. Климова С. Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80-90-е г.г.) // Социс. - 1995. - № 1. - С. 59-72.
99. Ковалев В. В. Неврозы и нарушение характера у детей. - М., 1973
100. Коваль Т.Б. Этика труда православия //Общ. науки и совр - сть. 1994. № 6.С.55 - 70.
101. Коломиец В.А. Психологический предпосылки устойчивости моральных убеждений учащихся. Дисс. канд. псих. наук. М., 1997. - 171 с.
102. Кон И.С. Социология личности М., 1967. - 186 с.
103. Кон И.С. Психология половых различий //Вопросы психологии 1981. № 2. С. 47-57.
104. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Науки, 1989. - 255 с.
105. Корнилов К.Н., Смирнов А.А., Теплов Б.М. Психология. М., 1948.
106. Котова И. Б. Психология личности в России. Ростов нД: Изд-во Ростов.
107. Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией// Педагогика, 1994, №6
108. Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа
«Прогресс». - «Энциклопедия», 1994. - 759 с.
109. Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского. - М., 1998
110. Кречмер Э. (Kretschmer Е.) Медицинская психология / Пер. с нем. М.: Жизнь и знание, 1927. - 349 с.
111. Кречмер Э. (Kretschmer Е.) Строение тела и характер. - 2-е изд./Пер. с нем. М.- Л.:Госиздат, 1930. - 304 с.
112. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. - М., 1994. -245с.
113. Кропоткин П.А. Этика. - М.: Изд-во полит литературы, 1991. - 496 с.
114. Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопр. философии. - 1992. -№ 12. - С. 21-28.
115. Ксенофонтов Е. И. Духовность как экзистенциональная проблема. // Философские науки. 1991. № 12. С. 41 -52
116. Кузин В. С. Психология. - М., 1997
117. Культура, образование, религия. /Подгот. Гаражда В.И. // Педагогика, 1995, №5
118. Купер К. Индивидуальные различия. - М.: Аспект пресс, 2000. - 527 с.
119. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. СПб., 1908.
120. Лейтес Н.С. К проблеме индивидуально-психологических различий. - В кн.: Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.
121. Леонгард К. Акцентуированные личности: Пер. с нем. Киев: Выща школа, 1989.
122. Леонтъев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.
123. Леонтъев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
124. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
125. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. - Изв. АПН РСФСР. - 1947. - № 7.
126. Липкина А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения //Вопросы психологии 1980. № 1. С. 11 - 21.
127. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1999
128. Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика //Педагогика, 1995 №4
129. Личко А. Е. Подростковая психиатрия (руководство для врачей).2-е изд.; доп. Л., 1985. - 416 с.
130. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка. Л., 1983. - 255 с. (2-е изд.).
131. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Диагностика характеров подростков.М.,1994.
132. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
133. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
134. Макаревич М. Трагедия этики в марксизме - трагедия марксизма в этике //Общественные науки и современность. 1992. № 6, с. 136 - 143.
135. Малкин П.Ф. Личность и психические заболевания. - в кн.: Проблемы личности. М., 1970, С. 157-163.
136. Манько Ю. В. Духовное состояние личности и перестройка: (в помощь лектору) Спб, 1992. - 15 с.
137. Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984.
138. Маслоу А. Психология бытия. Пер с англ. М.: "Рефл-бук", К.:"Ваклер", 1997. - 304с.
139. Меграбян А.А. Личность и сознание (в норме и патологии). М., 1978.
140. Менделевич В. Д. Клиническая медицинская психология. - М., 1998
141. Миллер С. Психология развития: методы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.
142. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально - экономических условиях //Вопросы психологии 1997. № 4. С.28 - 38.
143. Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (В России и США) //Вопросы психологии 2000. № 1, С. 68 - 86.
144. Митина О.В., Михайловская И.В. Факторный анализ для психологов. - М.: Учебно - методич. коллектор, «Психология», 2001. - 169 с.
145. Митькин А.А. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике. // Психологический журнал 1999. Т.20. №5. С. 103 - 112.
146. Мурашев В.И. О значении образования// Школа духовности. 1998, №5
147. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. М., 1985.
148. Мухина В.С. Индивидуальное развитие личности. Возрастная психология. Учебник. М.,1997. С 56 - 83.
149. Мясищев В.Н. Проблема личности в психологии и медицине // Актуальные проблемы медицинской психологии. Л., 1974.- С. 5-25.
150. Нартова - Бочавер С.К. Два типа нравственной самоактуализации личности // Психологический журнал 1993. № 4. С. 15 - 23.
151. Небылицын В.Д. О соотношении между чувствительностью и силой нервной системы. - В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, М., 1956.
152. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М., 1976
153. Немов Р. С. Психология. Т.1. - М., 1995
154. Непрерывное образование: перспективы, поиск, опыт. - Ставрополь, 1997
155. Николаева О.П. Наука и нравственность. - М.: Политиздат, 1971. - 439 с.
156. Николаева О.П. Исследование этнопсихологических различий морально - нравственных суждений //Психологический журнал 1998. Т. 16 № 4 С.82 - 96
157. Новиков А.М. Принципы построения системы непрерывного
профессионального образования // Педагогика, 1998, №3
158. Нравственность, агрессия, справедливость (сокращ. Из книги Креч Д, Кратчфилд Р., Ливсон Н. Элементы психологии, 1974). //Вопросы психологии 1992. № 1. С. 84 -97.
159. Обидин О. В. Влияние социально-психологического фактора на здоровье людей: Автореф. дисс канд. психол. наук. М., 1997. - 24 с.
160. Олсон М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе // Вопросы экономики 1993. № 8. С.28 - 31.
161. Парыгин Б.Д. Настроение как эквивалент психологического состояния индивида. Петербург, 1998.
162. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО). - // Детский психолог 1994. Выпуск 4. С.19 - 51
163. Пауэр Ф.К. Хиггипс Э., Кольберс. А. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал 1992. № 3. С.74 - 82.
164. Педагогика и психология высшей школы /Под ред. Самыгина С. И.,- Р/Д, 1998
165. Перестройка и нравственность // Вопросы философии 1990. № 7 С. 3 - 25.
166. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд -во МГУ, 1988. - 207 с.
167. Петровский В. А. Личность в психологии. - Р/Д, 1996
168. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью. // Вопросы философии. - 1982. - №3. - С.44 - 53.
169. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология (словарь). М., 1990.
170. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности: учебное пособие для студентов вузов. Ростов нД: Феникс, 1996. С.51.
171. Печенков В.В. Индивидуальность как открытая система. М.,1978.
172. Печенков В.В. Прикладная психология, 1999 - № 6 - С.33-44.
173. Платонов К.К. Теория и методы. - В кн.: "Личность и труд". М.: Мысль, 1965.
174. Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика. -1994 - № 3. - С. 13-17.
175. Пономаренко В.А. Образ Духа человеческого как психологическая парадигма XXI века // Магистр. -1996.-№3.-С. 10-24.
176. Пономаренко В.А. Психологические аспекты социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1995. - С.160.
177. Попов Л.А. Этика. Курс лекций. - М.: Центр, 1998. - 160 с.
178. Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов нД., 1998.
179. Практическая психодиагностика: методики и тесты/ Под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара, 1998
180. Прихожан А. М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей //Вопросы психологии 1981. № 2. С. 143 - 149.
181. Просекова В.М. Динамика профессионального самосознания психологов - практиков (психосемантический аспект) - Автореферат на соискание уч. степени канд. психол. наук - Казань, 2001. 23 с.
182. Психология и этика делового общения / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. - 327 с.
183. Психологические проблемы социальной регуляции поведения/ под ред. А.Г. Гусакова. - М.: Наука, 1978.- 365 с.
184. Психология/ Под ред. А. А. Крылова. - М., 1998
185. Психология и педагогика /Под ред. Николаенко В.М. - М., 2000
186. Психические состояния /хрестоматия/ Отв. Ред. Куликов Л. В., - С-Пб., 2000
187. Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А. В. Брушлинского, М.: Издательство "Институт психологии РАН", 1997. -576 с.
188. Психология индивидуальных различий. М.,1997 - С.59-76.
189. Пузырей А.А. Культурно- историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М., 1986.
190. Радугин А. А. Педагогика и психология. - м., 1996
191. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - С-Пб, 1999
192. Рибо. Р. Психология чувств.- Киев, 1997
193. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996
194. Розин В. М. Философия образования: предмет, концепция, направленность изучения// Alma Mater.Вестник высшей школы, 1991, №1
195. Россия и Запад - взаимодействие культур (материалы «круглого стола») //Вопросы философии 1992. № 6. С. 3 -50.
196. Российское общество и современный политический процесс (опыт политолого-социологического анализа). Аналитический доклад РНИ-СиНП. М., 1997.-60 с.
197. Ростовцев А. Н. Культурологический смысл содержания образования // Социально - политический журнал, 1995, №3
198. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах К Маркса //Советская психотехника. - 1934. - Т 7, - №1.
199. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М, 1959.
200. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии: изд 2-е. М., 1976.
201. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,1999. - 367 с.
202. Руденко И.В. Ценностные ориентации «новых русских» //Вестник Моск. ун - та, сер. 7, Философия. М., 1996, № 2. С.17 - 26.
203. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. - М.: Изд. моск. ун - та, 1981. - 184 с.
204. Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека в современном мире как научная проблема //Вестник СПбГУ. Сер. 6. - 1994. - вып. 1 (№6).-С. 49¬61.
205. Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять
аморальным проявлениям //Вопросы психологии 1994. №5. С.22 - 31.
206. Сафин В.Ф. Динамика взаимооценки и самооценки морально - волевых черт старшеклассников в зависимости от степени их внушаемости. Дисс. канд. псих. наук. М., 1969. - 194 с.
207. Сафьянов В.И. Этика общения: проблемы разрешения конфликтов. Дисс. докт. филос. наук. М., 1997. - 315 с.
208. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2001. - 350 с.
209. Симонов П. В., Ершов П. М., и др. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989.-352 с.
210. Сластенин В.А., Исаев И.Ф.,Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М, 1998
211. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
212. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей //Вопросы психологии 2001. №1. С. 26 - 36.
213. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах. - М., 1995Стремякова И. Р. Моральная атмосфера: теоретико-методол. аспекты. - Новосибирск.: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 171 с.
214. Сорокин П. А. Человек. Индивидуализация. Общество. - М., 1992
215. Социальная психология в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. - М.: Гайдарики, 1999. - 397 с.
216. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999. - 816 с.
217. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов нД, Изд-во Феникс, 1997. - 736 с.
218. Студент на пороге XXI века -М., 1990
219. Субботский Е.В. Формирование морального действия у ребенка //Вопросы психологии 1979. №3. С.116 - 129.
220. Сухарев А. В. Этническая функция культуры и психические расстройства //Психол. журнал. - 1996. - Том 17. - № 2. - С. 129-136.
221. Таранова Т. Н., Малашихина И. А. Педагогика и методика высшей школы /Учебно - методическое пособие/. - Ставрополь, 1999
222. Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. - С. 351-436.
223. Уледов А. К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. -333с.
224. Федотова В.Г. Духовное и душевное ... Рига, 1990.
225. Фельдштейн Д. И. Психологическое становление личности. - М., 1994
226. Философия, культура и образование // Вопросы философии. - 1999, №3
227. Флоренский П.А. Из богословского наследия. Богословские труды.
Вып.17. М. 17., 1977.
228. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 510с.
229. Франк С. Л. Предмет знания: Об основах и пределах отвлеченного знания; Душа человека: Опыт введения в философскую психологию. Спб.: Наука, 1995.-655 с.
230. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник. М.: Прогресс, 1990.- 368с.
231. Франкл Н. В поисках смысла. - М.: Просвещение, 1990. -160 с.
232. Франселла Ф, Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М. Прогресс, 1987.
233. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1991. - 296 с.
234. Фромм Э. Человек для себя. - Мн. - Коллегиум, 1992. - 253 с.
235. Фромм Э. Бегство от свободы. /Общ. ред. и послесл. П.С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1989. - 272 с.
236. Фромм Э. Характер и социальный прогресс //Психология личности: Тексты.- М, 1982
237. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.
238. Хортни К. Женская психология. - Восточно - Европейский институт психоанализа. - С- П, 1993. - 221 с.
239. Худикова М. Индивидуальность: единство психологических и
педагогических аспектов // Психологический журнал. - 1995. - Т.16. - № 2. - С.174-176.
240. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с. (Серия "Мастера психологии").
241. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М. : Интерпракс, 1994. - 160 с.
242. Человек. Философско - энциклопедический словарь. - М.: Наука, 2000. - 516 с.
243. Человек и духовность: Сб. ст. /отв. ред. В. Г. Федотова. Рига.: Знание, 1990.- 152 с.
244. Чернокозов И.И. Профессиональная деятельность учителя. Книга для учителей. - К.: Рад. шк., 1988. - 221 с.
245. Шадриков В. Д. Духовные способности. - М., 1996
246. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. - М., 1993
247. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М.: Логос, 1999. - 200 с.
248. Шакирова Г. М. О целенаправленном формировании нравственных убеждений у школьников //Вопросы психологии 1981. № 6. С. 47 - 58.
249. Шакирова Г.М. Методика изучения нравственных убеждений в реальной жизненной ситуации //Вопросы психологии 1984. № 2. С. 83 - 89.
250. Шаповалов В. А. Высшее образование в социокультурном контексте. - М., 1996
251. Шарден П. Феномен человека. М., 1987. - 240 с.
252. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1997
253. Шибутани Т. Социальная психология. - М, 1989
254. Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы «Я». Вестник МГУ. 1999. №2. С. 34 - 45.
255. Шкуратов В. п. Психика. История. Культура. - Р/Д, 1990
256. Шорохова Е. В. и др. Социальная психология личности. М., 1979.
257. Шорохова Е. В. Психологический анализ нравственно устойчивой личности //Вопросы психологии 1983. № 3. С. 158 - 159.
258. Шуклин В. В. Целостность духовности, ее типы и искусство Осмысление духовной целостности: сб. статей, вып. 3 /Отв. ред. А. В. Медведев. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. - 304 с.
259. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. / предисловие А. В. Брушлинского. М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1996.¬336 с.
260. Юнг К.Г. К феноменологии духа в сказке //Культурология. XX век: Антология. М, 1995.- С. 331-377.
261. Якобсон М.А. Теория и практика нравственно - гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80 - 90 гг. ХХ века. Автореф. канд. дисс. Ст., 1997. - 30 с.
262. Якобсон С.Г. Анализ психологических механизмов регуляции этического поведения детей //Вопросы психологии 1979. № 1- С. 38 - 48.
263. Якобсон С.Г., Морева Т.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников. // Вопросы психологии 1989. №6. - С.34 - 41.
264. Яновский Р. Г. Духовно-нравственная безопасность России //Социс. - 1995.-№12.-С. 39-47.
ИНОСТРАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Appelbaum S. The Anatomy of Change. N. У.: Plenum, 1977.
2. Binswanger L. Being-in-the-World. Selected Papers of L. Binswanger. N.Y.: Basic Books, 1963.
3. BlocherD. H. Developmental Counseling. N. Y.: Ronald Press, 1966.
4. Coleman J. C. Abnormal Psychology in Modem Life // Glenview, III.: Scott Foresmand and Co, 1972.
5. Counseling Psychologist. 1975. Vol 5. P. 2-10.
6. Eisenberg D., Delaney S. The Counseling Process. Chicago: Rand McNally, 1977.
7. Farrow E. P. Analyse Yourself. N.Y.: International University. 1990.
8. Feinstein D. &Krippner S. Personal Mythology: The Psychology of Evolving Self. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, 1988.
9. Feyerabend P. Against Method: Outline of Anarchistic Theory, 1984.
1 0 . Formation and Problem Resolution. N.Y.: Norton, 1974.
1 1 .Gatda G. M., Asbury F. R., Baker F., Childers W. C., Walters R. P. Human Relations Development: A Manual for Educators. Boston: 1969.
12. Gelso С. J., FretzB. C. Counseling Psychology. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1992.
1 3 . George R. L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed., Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1990.
1 4 . Gladstein G. A. Understanding empathy: integrating counseling, developmental and social psychology perspectives//Journal of Counseling Psychology, 1983. Vol 30. P. 467—482.
15. Homey К. The Neurotic Personality of Our Time. N. Y.: Norton, 1937.
1 6 . Jung C. G. Psychology and Religion // In: Collected Works. Vol. 11. London: Routledge and Kegan Paul, 1958.
17. LaingR. The Politics of Experience. N. Y: Pantheon, 1967.
18. Leary T. Interpersonal Diagnostics and Personality. N. Y.: Ronald., 1969.
1 9 . Stroebe M. Coping with bereavement: a review of the grief work hypothesis//Omega, 1991-1993. Vol. 26(1). P. 19-42.
20. Sue D. W. Counseling the Culturally Different: Theory and Practice. N.Y:Wiley, 1981.
21. Understanding and Counseling the Survivors. N. Y.: Norton, 1987.
22. Van Dusen W. The Natural Depth in Man / / Rogers, C., Stevens, B. et al.
23 . Watzlawick P., Weakland J. &Fish R. Change: Principles of Problem
2 4 . Brightman E.S. Nature and values—N.Y., 1945.
25. Brightman E.S. Personality and reality—N.Y., 1958.
26. Нокпеу К. Neurotic Personality of our time—N.Y., 1967.
27. Maslow A.H. Motivation and Personality—N.Y., 1954.
28. Miksik 0. Ceskoslovenska psychologie. 1979 R ХХШ, № 1 —S. 32.
29. Rogers CR. Client-centered therapy—Boston: Houghton.1951.
30. Self-Analysis Software //Windows sources. —May 1995 — P. 199.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ