Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Работа №28745

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
464
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психологические закономерности в генезисе научного познания 8
1.1. Теоретические основы содержания «обучения» - как категории в
педагогической науке 9
1.2. Теории обучения в психолого-педагогической науке 16
1.3. Учебная познавательная деятельность как основа мотивации к
процессу обучения 38
Глава 2. Дидактические условия эффективной реализации закономерностей обучения в условиях современного педагогического процесса 46
2.1. Дидактические факторы и условия, способствующие реализации
в учебном процессе закономерностей обучения 46
2.2. Задачи и методика педагогического эксперимента 70
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 80
Заключение 97
Список литературы

Уже давно перед образовательными учреждениями стоит задача не просто формировать у обучаемых некую сумму знаний, умений и навыков, а параллельно с этим формировать и способы их усвоения, развивать познавательные силы и творческий потенциал обучаемых. Такая постановка задачи предполагает необходимость рассматривать обучаемого в качестве субъекта деятельности, который сам формируется в деятельности и определяет ее характер. Иначе говоря, речь идет о необходимости перехода от активной деятельности в учебном процессе только преподавателя к активности самого обучаемого.
Необходимости и целесообразности реализации этого тезиса в реальном учебно-воспитательном процессе посвящено много исследований психологов и педагогов. Это, например, работы:
— Л.С. Выготского(1965), С.Л. Рубинштейна(1958), З.И. Калмыковой, Л.В. Занкова(1968), И.С. Якиманской(1979), В.В. Давыдова(1972) и др., в которых анализируется проблема связи обучения и развития;
— Ю . А. Самарина(1962), П .Я . Гальперина(1959), Е .Н. Кабановой- Меллер(1968), Н.Ф. Талызиной(1975), Л.Н. Ланды(1966) и др., в которых рассматривается сущность различных психологических механизмов усвоения и возможности их формирования в учебном процессе;
— П.Ф. Каптерева, М.А. Данилова(1975), И.Я. Лернера(1981), Г.И. Щукиной(1988), С.И. Архангельского, Я.М. Ганелина, В.П. Беспалько(1977),Е.Л.Белкина(1982), М.Р. Кудаева(1997) и др., в которых выявляются и обосновываются некоторые требования к системе построения учебного процесса, формирующего и развивающего психологические механизмы усвоения у обучаемых.
Однако следует заметить, что до сих пор нет дидактических разработок, позволяющих системно реализовать на практике психологические закономерности обучения, целенаправленно формировать
С учетом сказанного, автору представляется достаточно актуальной разработка избранной им темы исследования. Ее результаты могут позволить уточнить и скорректировать ряд теоретических положений, касающихся системы организации учебного процесса, способствующего повышению эффективности учебной познавательной деятельности обучаемых. Кроме того, они могут явиться основой для формирования рекомендаций для практиков по созданию методик обучения, позволяющих целенаправленно в ходе усвоения учебного материала обучаемыми развивать у них познавательный интерес и формировать операциональные структуры мышления.
В качестве цели исследования выступает разработка дидактических условий активизации функционирования в учебном процессе психологических механизмов усвоения знаний.
Объектом исследования является специфика функционирования психологических механизмов усвоения знаний в учебном процессе, а предметом — дидактические условия, обеспечивающие функционирование психологических механизмов усвоения знаний.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что дидактические условия, целенаправленно реализующие необходимость активизации операциональных структур мышления у обучаемых, понимания и усвоения ими логики научного и учебного познания, формирования у них ценностных ориентиров и установок, должны обеспечить более высокий уровень знаний, дать возможность каждому обучаемому более полно проявить свои потенциальные интеллектуальные задатки.
— анализировались педагогические подходы к решению проблемы активизации психологических механизмов усвоения;
— разрабатывались методики обучения, в рамках которых обеспечивались активизация и развитие психологических механизмов усвоения знаний;
— экспериментально поверялась педагогическая эффективность разработанных методик обучения.
В качестве методологической базы исследования выступали такие разработанные в дидактике принципы, как познание диалектики учебно-воспитательного процесса, категориальность структуры педагогического исследования, логика и структура научного поиска и др.
Теоретическую основу исследования составили разработанные за рубежом и в нашей стране психологические теории обучения, теория системного подхода к анализу педагогической действительности, а также теории педагогической интеграции, творческого развития и саморазвития.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения сформулированных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
— теоретический анализ методологической и психолого-педагогической литературы по проблеме;
— изучение и обобщение педагогического опыта;
— диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы);
— прямое и косвенное наблюдение;
— оценивание (рейтинг);
— педагогический эксперимент;
— статистические методы обработки результатов эксперимента.
На втором этапе (2001-2002 года) разрабатывались и частично апробировались методики обучения, которые должны были способствовать активизации и развитию у обучаемых психологических механизмов усвоения знаний.
Третий этап (2002-2003 года) включал педагогический эксперимент, обработку и оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования определяется тем, что разработаны и экспериментально проверены дидактические условия организации учебной познавательной деятельности, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование в учебном процессе психологических механизмов усвоения знаний у обучаемых, их целенаправленную активизацию и развитие.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в целях дидактического обеспечения целенаправленной активизации психологических механизмов усвоения в учебном процессе обоснованно связаны известные в дидактике пути и способы формирования знаний и психологические основы функционирования операциональных структур мышления, развития познавательного интереса у обучаемых.
Практическая значимость исследования состоит в том, что реализация разработанных методик обучения приводит к значительному повышению качества приобретаемых знаний, а предложенные алгоритмы создания методик обучения могут быть использованы при построении учебного процесса по самым различным учебным предметам.
Достоверность результатов, полученных в ходе исследования, базируется на избранной методологии, реализации комплексной методики,
Материалы и результаты исследования опробованы и внедрены в практику работы факультета Ставропольского филиала Ростовского государственного института ракетных войск; факультета психологии Ставропольского государственного университета; общеобразовательных школ г. Ставрополя и ставропольского края. Основные положения диссертационного исследования докладывались на ежегодных научно - практических конференциях Ствропольского государственного университета (2000 - 2003 гг.), региональных и межвузовских конференциях: г. Краснодар (2000г.), г. Сочи (2002 - 2003 гг.), г. Ставрополь (20003г.); внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации, участие в научных и научно - практических конференциях «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2002), краевых методических объединениях, научно практических конференциях Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования.
На защиту выносится следующее:
— условия задания частно-дидактических целей обучения в соответствии со спецификой функционирования того или иного психологического механизма усвоения;
— возможности обеспечения соответствия решаемой на том или ином этапе обучения познавательной задачи специфике функционирования адекватного цели обучения психологического механизма усвоения;
— специфика построения и реализации системы самостоятельных работ учащихся, целенаправленно формирующих навыки личностной самоорганизации

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дидактические условия, способствующие активизации у обучаемых операциональных структур мышления, целенаправленному формированию у них ценностных установок и ориентиров обеспечили более высокий уровень знаний, создали возможности для наиболее полной реализации каждым обучаемым своих потенциальных интеллектуальных задатков.
В ходе педагогического эксперимента удалось обеспечить значительную активизацию учебной познавательной деятельности у обучаемых, рост их интереса к содержанию учебных предметов и к процессу учебного познания.
Кроме того, учебный процесс, проведенный в рамках разработанных дидактических условий, способствовал формированию у обучаемых аналитико-синтетического подхода к изучению материала, реализации возможностей переноса этого подхода на различные виды познавательной деятельности.
Разработанные дидактические условия, сочетая учет рекомендаций психологов по организации процесса усвоения знаний с соответствующими методами обучения, позволили эффективно регулировать протекание умственной деятельности обучаемых, формирование и развитие ее содержа-тельных структур. Выполняя эти задачи, дидактические условия обеспечили единство обучения и развития.
Следует, безусловно, отметить, что регуляция умственной деятельности обучаемых так, как она осуществлялась в нашем исследовании, преимущественно помогла формированию и активизации только определенных психологических механизмов усвоения знаний, затрагивала
В итоге можно констатировать, что реализация разработанных дидактических условий является путем, позволяющим достичь существенного подъема качества обучения и развития обучаемых.



1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982. 91 с.
2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Вып. II. - ЛГУ, 1967. 138 с.
3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 1988. 117 с.
4. Андреев В.И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1972. 19 с.
5. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. - Киев: Наука, 1965. 304 с.
6. Арбиб М. Мозг, машина, математика. - М., 1968. 185 с.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1977. 191 с.
8. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. 192 с.
9. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. - М.: Высшая школа, 1980. 469 с.
10. Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982. 206 с.
11. Белкин Е.Л. Памятка для преподавателей, исследующих педагогические проблемы. - М.: 1985. 23 с.
12. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: ВГУ, 1977. 209 с.
13. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: 1989. 107 с.
14. Бернштейн С.М. О природе научного творчества // “Вопросы философии”. 1966. № 6. С.13-17.
15. Библер В.С. Мышление как творчество. - М.: Политиздат, 1975. 399 с.
16. Богданов О.Я. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы. Дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1980. 390 с.
17. Богоявленская Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. 1969. № 2. С. 25-28.
18. Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать. - М.: Знание. № 9. 96 с.
19. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. - Самара: Самарский дом печати, 1994. 314 с.
20. Бруновт Е.П., Бровкина Е.Г. Формирование приемов умственной деятельности учащихся. - М.: Педагогика, 1981. 72 с.
21. Бутко Д.Г. Влияние методов и приемов обучения на формирование умения доказывать у учахся старших классов. Автореф. дисс. . канд. пед наук. - Киев, 1983.
22. Вайзер Г.А. Критерии усвоения операционального знания. Автореф. дисс. . докт. пед. наук. - М., 1992. 40 с.
23. Веринг Ю.И. Формирование у учащихся умения строить доказательства. . Автореф. дисс. . докт. пед. наук. - Рига, 1998. 24 с.
24. Вилькеев Д.В. Применение гипотезы в познавательной деятельности школьников при проблемном обучении. - Казань, КГПИ, 1974. 67 с.
25. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. (Система
Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). - М.: Русская энциклопедия, 1988. С. 111-134.
26. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - АПН РСФСР, 1965. 519 с.
27. Выбор методов обучения в средней школе / Под. ред. Ю.К.
Бабанского. - М.: Педагогика, 1981., 176 с.
28. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР. Т.1. - М.: АПН РСФСР, 1959. С. 118-132.
29. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий “понятий”. Доклад, представ-ленный на соискание докт. степени (по психологии). - М.,: 1965, 74 с.
30. Газиев Э. Формирование и перенос приемов обобщения у школьников. Дисс. . канд. пед. наук. - М.,1974. 28 с.
31. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1998. 217 с.
32. Грузенберг С.О. Психология творчества. - Минск, 1923. 315 с.
33. Горский Д.П. О видах определения и их значении в науке. Проблемы логики и научного познания. - М., 1964. 131 с.
34. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М.: Педагогика, 1997. 134 с.
35. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика,1972. 243 с.
36. Данилин Е.Н. Психологические основы стимулирования деятельности учащихся // Спец. среднее образ. 1992. № 3. 14 с.
37. Дональдсон Маргарет. Мыслительная деятельность детей. - М.: Педагогика, 1985. 156 с.
38. Дидактика средней школы / Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. 302 с.
39. Дункерк. Качественное исследование продуктивного мышления. Сб. “Психология мышления” / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965. 311 с.
40. Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме. - М.: Высшая школа. 216 с.
41. Ерицян М.С. Психологические особенности дедуктивно-
умозаключающего мышления детей школьного возраста. - Ереван, Пуйс, 1975. 112 с.
42. Ефимов В.Н. Дидактические основы построения системы контроля на аудиторных занятиях в вузе. Автореф. . дисс. канд. пед. наук. - М.:1984. 17 с.
43. Ефимов А.В., Редько А.З. Развитие логического мышления школьников в процессе обучения. - М.: Учпедгиз, 1958. 54 с.
44. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1965. № 4. С. 17-24.
45. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982. 159 с.
46. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Просвещение, 1968. 175 с.
47. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. - М.: АПН РСФСР, 1962. 148 с.
48. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. - М., 1978. 127 с.
49. Зиновьев А.А. Основы логической теории научных знаний. - М.: Наука, 1967. 213 с.
50. Иванов Р.И. Развитие мышления школьников в процессе выполнения ими учебно-логических заданий. - Куйбышев, 1978. 118 с.
51. Ипполитова М.И. Формирование познавательной активности учащихся в процессе проблемного изложения материала учителем. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Киев, 1977. 23 с.
52. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения.- М.: Знание, 1973., 78 с.
53. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968. 228 с.
54. Камышникова Т.А. Исследовательский подход в обучении как средство развития у учащихся познавательной самостоятельности - необходимого качества социально активной личности. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М, 1985. 16 с.
55. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. 173 с.
56. Калошина И.Г. Структура и механизмы творческой деятельности. - М.: МГУ, 1983. 214 с.
57. Кедров Б.М. О теории научного открытия. Научное творчество.- М., 1969. 27 с.
58. Крутецкий В. А. Исследование структуры, условий и развития способностей. - М.: Просвещение, 1978. 221 с.
59. Конник П.В. Гипотеза и познание действительности. - Киев, 1962. 117 с.
60. Кудаев М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы, методы построения и реализации его системы. - Майкоп, 1997. 194 с.
61. Кыверяяг А.А. Условия эффективности и достоверности научного исследования // Советская педагогика. 1988. № 5. С. 35-39.
62. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Радио, 1966. 192 с.
63. Лазаренко Б.П. Целеполагание и конструирование в теоретическом исследовании. Автореф. дисс. . канд. технич. наук. - Киев, 1980. 17 с.
64. Левшан Л.А. Логика педагогического процесса.- М.: Знание, 1980. 96 с.
65. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.- М.: Педагогика, 1983. 518 с.
66. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981. 185 с.
67. Лернер И.Я. Стратегия формирования интеллектуального потенциала учащихся. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения в советской школе. - М.: АПН СССР, 1987. С. 38-45.
68. Лошкарева Н.А. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся средней школы. . Автореф. дисс. . докт. пед. наук. - М., 1985. 43 с.
69. Лошкарева Н.А. Межпредметные связи и их роль в формировании знаний и умений школьников. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М., 1967. 17 с.
70. Лук А.Н. Уметь мыслить. - М.: Знание, 1985. 73 с.
71. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. 95 с.
72. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. 208 с.
73. Матюшкин А.М. Раннее выявление талантов и их развитие. Вопросы психологии. 1977. № 4. С. 76-81.
74. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М., 1989. 219 с.
75. Методы системного педагогического исследования. - Л., 1980. 106 с.
76. Моисеев А.М. Методическая работа в школе. - М.: АПН СССР, 1988. С. 22-31.
77. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. - Казань: КГУ, 1979. 158 с.
78. Наумов Ю.К. Активность субъекта в познании. - М.: Мысль, 1969. 135 с.
79. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной
80. Напольнова Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку.- М., 1968. 102 с.
81. Ньюэлл А., Шоу Дж.С. и Саймон Г.А. Процессы творческого мышления. - М., 1965. 318 с.
82. Оропай А.Ф. Диалектика взаимосвязи прогнозирования и целеполагания. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Л., 1987. 17 с.
83. Паламарчук В.Ф. Дидактические основы формирования мышления учащихся в процессе обучения. Автореф. дисс. . докт. пед. наук. - М., 1983. 46 с.
84. Паск Г. Адаптивное обучение при помощи приспосабливающихся машин. - Киев: КВИРТУ, 1965. С. 19-26.
85. Педагогика // Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. 607 с.
86. Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. - М.: АПН РСФСР, 1960. 511 с.
87. Петровский А.В. К психологии активности человека // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 26-38.
88. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969. 659 с.
89. Познавательные процессы и способности в обучении // Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. 141 с.
90. Полонский В.М. Некоторые вопросы педагогических измерений и оценки. - М., 1969. 24 с.
91. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. 311 с.
92. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М.: АПН СССР, 1976. 219 с.
93. Проблемы мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения // Под ред. С.Л. Рубинштейна. - М.: АН СССР, 1960. 168 с.
94. Пути формирования творческого мышления школьников (сб. научн. трудов). - Уфа, 1983. 185 с.
95. Пушкин В.Н. Эвристические проблемы в кибернетике. - М.: Наука, 1969. 147 с.
96. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. - Уфа: БГПИ, 1988. 168 с.
97. Рейтман В. Познание и мышление. - М.: Прогресс, 1968. 193 с.
98. Решетников В.И. Формирование приемов мышления школьников. - Владимир, 1973. 138 с.
99. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: АН СССР, 1958. 183 с.
100. Салиев А.А. Мышление как система. - Фрунзе, 1974. 45 с.
101. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. - М.: АПН РСФСР, 1962. 504 с.
102. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35-42.
103. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. 95 с.
104. Смоллвуд Р. Структура выбора решений для обучающих машин. - Киев: КВИРТУ, 1966. 113 с.
105. Степанюк А.В. Дидактические условия вооружения учащихся общими методами научного познания. Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- Киев, 1985. 24 с.
106. Сухомлинский В.А. Учить учиться // Избранные произв. Т.5.1969. С. 450-480.
107. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: МГУ, 1975. 353 с.
108. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: МГУ, 1984. 270 с.
109. Тищенко Е.Г. Развитие системы обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф дисс. . канд. пед. наук.- М., 1993. 21 с.
110. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. 203 с.
111. Успенский В. В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М., 1967. 17 с.
112. Учебная деятельность и развитие познавательной сферы личности учащихся. Сб. научн. трудов. - Волгоград: Волг. ГПЦ, 1991. 135 с.
113. Холодная М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 31-39.
114. Чепига В.Т. Формирование творческих познавательных процедур у младших школьников. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Казань, 1982. 20 с.
115. Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника.
- М.: АПН РСФСР, 1959. 114 с.
116. Штейнер Р. Истина и наука. - М.: МЦВП, 1992. 113 с.
117. Щедровицкая Г.П. Новшества и инновации // Учительская газета. 1995. № 28.
118. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988. 208 с.
119. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 16-20.
120. Эксперимент в школьной практике. - М.: НПО Творческая педагогика, 1991. Ч.1, 73 с. Ч.2, 75 с.
121. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979. 119 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ