Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психологии эмоций 6
1.1. Виды эмоциональных явлений 6
1.2. Составляющие счастья человека 20
1.3. Обоснование выбранных методов и методик исследования 33
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня удовлетворения жизнью 37
2.1. Описание хода исследования 37
2.2. Комплекс психолого-педагогических мероприятий 43
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 53
Актуальность темы работы. Немаловажное значение для человека играют удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью, они определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе. Без их учета невозможно строить научно обоснованную социальную политику, социальное управление, социальное планирование.
Удовлетворённость жизнью выступает в качестве важнейшего внутреннего фактора человека, определяющего и его социальную активность, и взаимоотношения с другими людьми, и отношение к самому себе как к личности. Удовлетворённость жизнью обладает целым рядом различных факторов, важнейшими среди которых выступают смысложизненные ориентации, ценностные установки и установки в отношении себя.
Также актуальность исследований по данной теме позволяет проанализировать, насколько реализованы те или иные потребности людей, а следовательно насколько люди удовлетворены жизнью, причины, которые влияют на их чувство удовлетворённости и возможность повышения уровня удовлетворённости.
Счастье зависит и от объективных условий, например семейного положения и социального статуса, связано оно также и с нашим образом мыслей — с тем, как мы смотрим на вещи. Оптимизм — это хорошо, но ведь существует и «нереалистичный оптимизм»! Замечательно, когда у человека есть цель, ну а если уровень притязаний слишком высок? За нашими суждениями о счастье и об удовлетворенности жизнью стоят определенные когнитивные процессы.
Счастью способствует умение видеть комическую сторону вещей, поэтому в новое издание книги включена глава о юморе. Влияние его на счастье разностороннее, но наиболее важно, что способность посмотреть на события с другой, менее серьезной, стороны может снизить стрессовый характер негативных происшествий. Юмор — это и способ получить удовольствие от социальных контактов, он часть общения и элемент социальных навыков. Он способен разрешать конфликты как между людьми, так и на уровне общества.
Большинству людей работа доставляет удовольствие не только потому, что позволяет получить вознаграждение или достичь каких-то иных целей, но также и оттого, что служит источником внутреннего удовлетворения, а отношения с коллегами по работе способствуют социальной удовлетворенности. Работа может быть напряженной, однако в целом оказывается для нас благом. Условия труда продолжают меняться, и не всегда в лучшую сторону; исследователи, занимающиеся вопросами счастья, внимательно следят за вновь возникающими формами трудовой деятельности. Во всех индустриально развитых странах высок уровень безработицы, и мы обсудим, как можно смягчить ее воздействие.
Важный источник счастья — досуг. Это единственное, что в наибольшей мере поддается индивидуальному контролю. Существует несколько теорий, объясняющих мотивы излюбленных занятий. Нами будет показано, что зачастую главным мотивом становится стремление погрузиться в социальные отношения, реальные или воображаемые. Психологи озадачены огромной популярностью телевидения, ибо любители смотреть телевизор демонстрируют очень низкие показатели удовлетворения от этого занятия, утверждая к тому же, что часто засыпают во время просмотра программ и передач. Однако телевидение может оказывать и положительное воздействие, что, например, относится к социально изолированным людям.
Объект исследования – студенты различных учебных заведений.
Предмет исследования - психологические особенности удовлетворённости жизнью.
Цель исследования - рассмотреть удовлетворённость жизнью и ее психологические особенности. Выявить уровень удовлетворённости жизнью у студентов.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. Проанализировать виды эмоциональных явлений.
2. Исследовать составляющие счастья человека.
3. Рассмотреть разумную организацию жизни, как особенность удовлетворённости жизнью.
4. Провести экспериментальное исследование с помощью описанных методик на выявление удовлетворённости жизнью.
Методы исследования: теоретический анализ, систематизация научных данных, с помощью теоретико-методологического учения по содержанию понятия удовлетворённость жизнью, эмпирическое тестирование.
Непосредственное влияние удовлетворенность жизнью оказывает на настроение, психическое состояние, психологическую устойчивость личности. Значение этого важного феномена достаточно хорошо осознано и в обыденном сознании, и в науке. Вместе с тем, во многих научных работах удовлетворенность жизнью трактуется как достаточно простой феномен, как некоторая оценка, которой человек характеризует свою текущую жизненную ситуацию. Не подвергая сомнению возможность получения такой оценки от респондента (при психологическом или социологическом анкетировании), необходимо заметить, что за ней стоит широкий спектр переживаний субъективного благополучия личности.
Для характеристики состояния субъективного мира личности в аспекте его благоприятности употребляют различные термины: переживание (ощущение) счастья, удовлетворенность жизнью, эмоциональный комфорт, благополучие.
Удовлетворенность - (англ. satisfaction) - субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в т. ч. и самого себя (самооценка). Высокая степень удовлетворённости жизнью, очевидно, есть то, что именуется счастьем (англ. happiness); близкий конструкт - психологическое (субъективное) благополучие (англ. Wellbeing).
«Удовлетворенность» - термин с очень широким значением, весьма распространенный и в связи с этим имеющий область определения с размытыми границами.
В ходе проведенного эмпирического исследования нами было выявлено, что уровень удовлетворенности жизнью у студентов связан с общим показателем смысложизненных ориентаций. В связи с чем мы констатируем, что когда субъект наполняет свою жизнь смыслом, уровень его удовлетворенности жизнью в целом возрастает.
Полученные результаты, на наш взгляд, имеют несомненную практическую значимость. Безусловно, что, способствуя деятельности студентов, направленной не только на профессиональный, но и личностный рост, создавая условия для поиска собственных жизненных смыслов и собственной жизненной стратегии можно, в конечном итоге, повлиять на их личностную и профессиональную успешность.
Также нами были предложен комплекс психолого-педагогических мероприятий с целью повышения уровня удовлетворенности жизнью.