ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА УЧЕБУ И СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
|
Содержание
Введение
Глава 1. Научно-теоретические и практические аспекты
профессионального отбора в системе МВД России 14
1.1. Подготовка сотрудников органов внутренних дел и требования к их профессионально-значимым качествам на современном этапе 15
1.2. Анализ структурных, содержательных и критериальных характеристик системы профессионального отбора сотрудников органов внутренних дел России 38
1.3. Научно-теоретическое обоснование педагогических путей совершенствования системы профессионального отбора сотрудников органов внутренних дел 52
Выводы 60
Глава 2. Сущностные характеристики педагогической технологии применения средств физического воспитания в системе
профессионального отбора 63
2.1. Основные теоретические и методические основы технологии профессионального отбора с применением средств физического воспитания ...63
2.2. Содержание технологической модели применения средств физического воспитания в системе профессионального отбора 74
2.3. Организационно-методическая составляющая экспериментального обоснования педагогической технологии отбора 94
2.4. Результаты экспериментальной работы, психолого-педагогические условия и принципы повышения качества профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел 124
Выводы 135
Заключение 137
Практические рекомендации 142
Список использованной литературы 143
Приложения 164
Введение
Глава 1. Научно-теоретические и практические аспекты
профессионального отбора в системе МВД России 14
1.1. Подготовка сотрудников органов внутренних дел и требования к их профессионально-значимым качествам на современном этапе 15
1.2. Анализ структурных, содержательных и критериальных характеристик системы профессионального отбора сотрудников органов внутренних дел России 38
1.3. Научно-теоретическое обоснование педагогических путей совершенствования системы профессионального отбора сотрудников органов внутренних дел 52
Выводы 60
Глава 2. Сущностные характеристики педагогической технологии применения средств физического воспитания в системе
профессионального отбора 63
2.1. Основные теоретические и методические основы технологии профессионального отбора с применением средств физического воспитания ...63
2.2. Содержание технологической модели применения средств физического воспитания в системе профессионального отбора 74
2.3. Организационно-методическая составляющая экспериментального обоснования педагогической технологии отбора 94
2.4. Результаты экспериментальной работы, психолого-педагогические условия и принципы повышения качества профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел 124
Выводы 135
Заключение 137
Практические рекомендации 142
Список использованной литературы 143
Приложения 164
Ухудшение криминогенной обстановки в России, рост организованной преступности, числа заказных убийств, увеличение террористических актов и преступлений, совершаемых малолетними преступниками, распространение наркомании и многое другое заставляет критически пересмотреть систему профессиональной подготовки кадров, способных на высоком профессиональном уровне противостоять преступности. Особенно тревожной становится проблема высокой преступности среди молодежи. Исследования показали, что около 1 млн. молодых людей в возрасте 14-29 лет совершили преступления, из них почти 200 тысяч преступников в возрасте от 14 до 17 лет. На учете в милиции состоит более 100 тысяч детей, а в учреждениях уголовно-исправительной системы содержится около 30 тысяч несовершеннолетних (П.А. Рыжков, 2002). Средний прирост преступности в России находится в пределах 2,5 и более про¬центов в год (В.В. Лунеев, 1996). В 2002 году в стране от рук преступников по¬страдало более 2 млн. человек (В.В. Путин, 2003). В связи с этим, вопрос кадрового обеспечения органов внутренних дел России в современных условиях развития и становления Российского общества звучит особо актуально и требует поиска новых подходов к профессиональному образованию специалистов. Реформирование системы МВД России, предполагает коренное улучшение деятельности органов внутренних дел за счет приведение системы профессиональной подготовки сотрудников милиции в соответствие с требованиями Российских и международных государственных стандартов (Б.Ф. Грызлов, 2001).
Формирование адекватной, проводимым социально-экономическим преобразованиям, системы подготовки кадров для органов внутренних дел России, требует выведение профессионального образования на качественно новый уровень. Однако данные меры в системе МВД проводятся не всегда последовательно и целенаправленно, не всегда дают желаемые результаты (И.И. Богут, В.П. Бугрин, В.В. Гордеев, Ю.П. Груненков, Н.А. Гудков, В.Н. Гуляв, Л.И. Завистовская, Н.И. Загузов, В.Я. Кикоть, А.Г. Котлярова, С.А. Кулик, Г.П. Лебе-
Анализ литературных источников позволил определить основные проблемы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел. Среди них: неопределенность целевых установок, квалификационных характеристик и требований к профессионально-значимым качествам специалистов; текучесть кадров (ежегодное увольнение из органов внутренних дел по различным причи-нам составляет свыше 100 тысяч человек, в том числе и выпускников ведомственных учреждений); гибель сотрудников, с тенденцией к росту (в год погибает около 400 человек); полная или временная потеря трудоспособности (более 1000 человек в год получают ранения). Специалисты подчеркивают, что реформа системы МВД, касающаяся только изменению образовательной структуры, без наполнения ее качественным социально-экономическим содержанием не может дать ощутимых результатов (С.Я.Батышев, А.В. Буданов, В.Н. Бушкевич, А.В. Горожанин, Н.А. Гудков, С.С. Жевлакович, А.А. Загорский, Н.И. Загузов, Б.Ф. Кваша, Л.М. Колодкин, А.П. Коренев, А.В. Кудрявцев, Г.Г. Лаевский, Ю.П. Ледяев, Х.Х. Лойт, М.Н. Овсянников, А.И. Папкин, Б.В. Петрунин, Ю.П. Пузанов, А.Я. Савельев, В.П. Сальников, В.И. Селеверстов, В.Я. Семенов, А.Б. Трофимов, В.И. Федоров и др.).
Развитие органов внутренних дел России на современном этапе включает широкое внедрение достижений науки во все области профессиональной деятельности. Реформа профессионального образования сотрудников ОВД потребовала широкого внедрения различных педагогических технологий, позволяющих эффективно реализовать интеллектуальный и физический потенциал обучающихся, осуществить их подготовку в соответствии с современными требованиями общества (И.В. Астапкин, Д.Б. Богоявленская, И.И. Ильясов, Н.Н. Брушлинский, М.В. Бубнов, А.Б. Вобликов, Н.А. Гудков, И.А. Латкова, И.Ф. Колонтаев- кая, Б.В. Петрунин, В.Л. Попов и др.).
Физическое воспитание в силовых ведомствах в силу своего прикладного характера рассматривается как один из предметов профессионального обучения и воспитания личного состава, в форме целостного процесса профессионально-прикладной физической подготовки. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности (Г.Н. Блахин, Л.А. Вейднер-Дубровин, А.А. Горелов, В.С. Кузнецов, В.А. Марищук, Н.А. Матвеев, В.В. Миронов, А.А. Нестеров, В.А. Шейченко, В.А. Щеголев и др.).
Анализ нормативных документов, научной и методической литературы, касающихся функционирования системы физической воспитания как составляющей всей системы профессиональной подготовки в органах внутренних дел, показал, что данному виду деятельности уделяется особое внимание (В.Н. Александров, В.М. Величко, В.П. Вдовиченко, В.Н. Гомонов, И.Л. Гросс, В.С. Губанов, И.А. Дворяк, А.Ф. Калашников, В.Г. Колюхов, И.Н. Котельников, П.Н. Красильников, А.Н. Кузьмин, А.Н. Кустов, В.Н. Лавров, В.И. Лисицын, В.М. Миленин, А.В. Пачев, Л.Г. Перфильев, Ю.Ф. Подлипняк, Д.Е. Сафонов, А.В. Толкунов, В.И. Чернышев, В.Ю. Чуров, А.И. Щипин, А.Г. Яковлев, В.В. Яншин и др.). Причиной тому является, прежде всего, неоправданные потери трудоспособности сотрудников по состоянию здоровья, их гибель и получение неоправданных ранений при выполнении служебных обязанностей. Кроме это¬го, в условиях сложной оперативной обстановки, экстремальных ситуациях от-дельные сотрудники милиции уступают правонарушителям в проявлении общих физических качеств (силе, ловкости, быстроте, выносливости), а также в использовании специальных двигательных умений и навыков (рукопашный бой, преодоление препятствий, стрельбы из оружия и т.д.) (Б.Ф. Грызлов, 2001). Данные обстоятельства требуют поиска путей совершенствования системы физической подготовки сотрудников ОВД России.
Во-первых, реформа профессионального образования - с одной стороны и криминогенная обстановка в стране - с другой, предъявляют повышенные требования к профессиональной компетенции специалиста органов внутренних дел России, а внедрение современных педагогических технологий идет крайне медленно.
Во-вторых, не имеют достаточного научного обоснования идеологическая, содержательная и организационная составляющая технологии обучения в рамках профессионально-прикладной физической подготовки. Наблюдается полное отсутствие ведомственных учебников по дисциплине «Физическая подготовка» как показатель информационного звена технологии. Социальная составляющая технологии физической подготовки сотрудников ОВД нуждается в существенной доработке в плане повышения профессиональной компетенции преподавательского состава, приведение его к современным требованиям педагогической деятельности.
В-третьих, начальный уровень физической подготовленности кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел является недостаточным, ввиду низкой эффективности функционирования системы физического воспитания общеобразовательной школы, что накладывает дополнительную нагрузку на процесс физической подготовки в учебных заведениях и органах внутренних дел.
В-четвертых, профессиональный отбор с включением в него средств физического воспитания, как единовременное мероприятие, без достаточного научного обоснования его теоретических, содержательных и структурных организационно-методологических основ, не является компонентом общей системы физического воспитания сотрудников ОВД.
Таким образом при изучении данного вопроса выявляется ряд противоречий между:
- требованиями к уровню психологической и физической готовности сотрудника органов внутренних дел со стороны профессиональной деятельности и начальным уровнем развития физических и психических способностей кандидатов на службу и учебу в органы внутренних дел;
- содержанием средств физического воспитания в профессиональном отборе и требованиями к профессионально-значимым качествам специалиста конкретного вида профессиональной деятельности;
- социальными и личностно-ориентированными потребностями специалиста в реализации своих психологических и физических способностей на этапах профессионального становления и отсутствием научно-разработанной технологической модели реализации этих способностей, объединяющей все этапы профессионального становления;
- содержанием современных концептуальных установок на подготовку высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел и традиционными подходами его профессионального обучения.
На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования, содержание которой сформулировано следующим образом: при каких педагогических условиях и технологической модели возможно обеспечить систему МВД России высококвалифицированными специалистами, способными реализовывать свои психологические и физические способности в правоохранительной деятельности, в частности оперативно-розыскной и следственной.
Цель исследования - разработка теоретических и прикладных аспектов технологии профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России, с включением в нее средств физического воспитания.
Объект исследования - процесс отбора и подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Предмет исследования - педагогическая технология профессионального отбора с применением средств физического воспитания.
- в основу профессионального отбора будет заложена технологическая модель, объединяющая основные требования начального этапа профессионального становления сотрудников органов внутренних дел и этапа профессионального совершенствования;
- детерминирована структура физических и психологических способностей сотрудников органов внутренних дел на этапах профессионального образования, учитывающая социальные, возрастные, биологические и другие особенности их становления и развития;
- при комплектации кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России учитывается начальный уровень и динамика психологических и физических способностей, в соответствии требованиям профессиональной деятельности к конкретным специальностям.
Проверка сформированной гипотезы потребовала решения следующих задач исследования:
1. Провести анализ состояния учебного процесса по физической подготовке в системе профессионального образования сотрудников органов внутренних дел в соответствии с требованиями предъявляемыми профессиональной деятельностью к уровню психологических и физических способностей на специальностях оперативно-розыскной и следственной деятельности.
2. Выявить основные структурные, содержательные и критериальные характеристики профессионально-значимых психологических и физических качеств сотрудников оперативно-розыскной и следственной деятельности, обуславливающих разработку педагогической технологии профессионального от-бора;
3. Определить содержание специфических средств физического воспитания сотрудников уголовного розыска и установить оптимальный
4. Разработать и экспериментально обосновать технологическую модель применения средств физического воспитания в системе профессионального от-бора кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России;
5. На основе результатов исследования разработать научно-методические рекомендации для служб кадрового обеспечения и специалистов, задействованных в профессиональном отборе.
Методологическую и теоретическую базу исследования составляют философские положения о единстве духовного, психического и физического в структуре личности, базовые принципы системности, всесторонности и конкретности исследования и детерминизма. Они дополняются психолого-педагогическими положениями, определяющими сущность образовательного процесса, психолого-физиологическими закономерностями формирования знаний, умений и навыков. Методологическими ориентирами исследования выступают системный и личностно-деятельностный подходы.
Теоретическим фундаментом исследования являются идеи и концепции: теории личности, деятельности и общения (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков, А.В. Мудрик и др.); теории и технологии обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кларин, В.В. Краевский, B.C. Леднев и др.); теории физического воспитания (Н.И. Пономарев, А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев и др.); теории физической культуры личности (М.Я. Виленский, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышеева, Н.Н. Визитей, Г.М. Соловьев, В.А. Петьков и др.) и технологии ее формирования (Г.М. Соловьев); основные положения теории спорта (В.Н. Платонов); концепция конверсии спортивных технологий в интересах физического воспитания (В.К. Бальсевич); концепции пролонгированного отбора (Т.Т. Джамгаров).
- теоретический анализ и обобщение нормативных актов и руководящих документов, философской, психолого-педагогической, научно¬методической литературы;
- поисковые исследования, обеспечивающие формулировку цели, задач и гипотезы исследования, набор тестов;
- психолого-педагогические и социологические методы исследования
(опрос, анкетирование, педагогическое наблюдения: прямые, косвенные, дли-тельные, фиксированные);
- тестирование физических и психических способностей;
- экспериментальные - организация и проведение поисковых, констатирующих и формирующих экспериментов;
- современные методы математической статистики, количественного и качественного анализа данных с применением корреляционного и факторного анализа.
Базой исследования явился опыт профессиональной деятельности преподавателей учебных заведений силовых ведомств городов Санкт-Петербурга и Ставрополя, личный педагогический опыт диссертанта в течение 11 лет. В экспериментальных исследованиях было задействовано 300 слушателей и абитуриентов Санкт-Петербургской академии МВД России, кадетов Санкт- Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, слушателей учебного центра ГУВД Ставропольского края и Ставропольского филиала Все-российского института повышения квалификации работников МВД России. Работа выполнена на кафедре специальной тактики, боевой и физической подготовки Ставропольского филиала Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России.
Первый этап - рекогносцировочный (1995-1997), определял следующие компоненты научной деятельности: теоретическое исследование состояния проблемы и констатирующий эксперимент, определивший степень адекватности психологической и физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел к требованиям профессиональной деятельности.
Второй этап - поисковый (1997), включал в себя серию поисковых экспериментов, имеющих своей целью определение путей оптимизации учебного процесса по физической подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Третий этап - аналитический (1997), статистическая обработка результатов поисковых экспериментов и теоретическая разработка технологической модели профессионального отбора с использованием средств физического воспитания.
Четвертый этап - экспериментальный (1997), проведен формирующий педагогический эксперимент, имеющей целью проверки гипотезы исследования и эффективности разработанной технологической модели профессионального отбора.
Пятый этап - обобщающе-заключительный (1997-2002), обработка результатов исследования, их анализ, коррекция теоретических положений и выводов, работа над оформлением диссертации и внедрение научно-практических результатов в систему профессионального образования сотрудников органов внутренних дел России.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически разработана и экспериментально подтверждена технологическая модель использования средств физического воспитания в системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России. В исследовании:
- определена взаимосвязь социальных и возрастных детерминант реализации физических способностей в возрастном периоде, соответствующем начальному этапу профессионального становления сотрудников органов внутренних дел;
- рассмотрен вопрос специальной направленности учебного процесса по физической подготовке с учетом требований оперативно-розыскной и следственной деятельности;
- определены наиболее информативные критерии физических способностей кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России, детерминирующие эффективность профессионального отбора;
- выявлены психолого- педагогические условия и принципы, обеспечивающие преемственность физических способностей на уровнях профессионального образования сотрудников органов внутренних дел России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы создают реальные условия для повышения качества профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел, за счет обеспечения эффективного комплектования подразделений следствия и оперативно-розыскных служб. Кроме этого, они могут быть использованы специалистами кадрового аппарата при разработке технологических моделей профессионального отбора для комплектования других служб.
Достоверность полученных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений и применением комплексных методик, адекватных природе изучаемого феномена, объекту, предмету, задачам исследования, репрезентативностью объема выборки и разнообразием источников информации, результатами эксперимента, сочетанием количественного и качественного анализа и статистической значимостью экспериментальных данных.
Положения выносимые на защиту:
1. Профессиональный отбор сотрудников оперативно-розыскной и следственной деятельности есть система диагностических мероприятий, направленных
2. Технологическая модель применения средств физического воспитания в системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России, представляет собой систему, включающую в себя концептуальную, содержательную и процессуальную части.
3. Учет психолого-педагогических условий и принципов, обеспечивающих преемственность физических способностей на этапах профессионального образования сотрудников ОВД, дает положительные, существенные и достоверные сдвиги в развитии профессионально-значимых качествах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических межведомственных, региональных конференциях (Санкт-Петербург, 1997,1998,1999,2000; Обнинск, 2002; Ставрополь, 2002, 2003).
Выводы, рекомендации и обобщения, отраженные в исследовании, используются в работе кафедры физической культуры Санкт-Петербургского университета МВД России, кафедры специальной тактики, боевой и физической подготовки и психологической службой Ставропольского филиала Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка использованной литературы и семь приложений. В работе представлено три таблицы и семь рисунков. Список литературы содержит 228 наименований, в том числе 5 зарубежных
Формирование адекватной, проводимым социально-экономическим преобразованиям, системы подготовки кадров для органов внутренних дел России, требует выведение профессионального образования на качественно новый уровень. Однако данные меры в системе МВД проводятся не всегда последовательно и целенаправленно, не всегда дают желаемые результаты (И.И. Богут, В.П. Бугрин, В.В. Гордеев, Ю.П. Груненков, Н.А. Гудков, В.Н. Гуляв, Л.И. Завистовская, Н.И. Загузов, В.Я. Кикоть, А.Г. Котлярова, С.А. Кулик, Г.П. Лебе-
Анализ литературных источников позволил определить основные проблемы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел. Среди них: неопределенность целевых установок, квалификационных характеристик и требований к профессионально-значимым качествам специалистов; текучесть кадров (ежегодное увольнение из органов внутренних дел по различным причи-нам составляет свыше 100 тысяч человек, в том числе и выпускников ведомственных учреждений); гибель сотрудников, с тенденцией к росту (в год погибает около 400 человек); полная или временная потеря трудоспособности (более 1000 человек в год получают ранения). Специалисты подчеркивают, что реформа системы МВД, касающаяся только изменению образовательной структуры, без наполнения ее качественным социально-экономическим содержанием не может дать ощутимых результатов (С.Я.Батышев, А.В. Буданов, В.Н. Бушкевич, А.В. Горожанин, Н.А. Гудков, С.С. Жевлакович, А.А. Загорский, Н.И. Загузов, Б.Ф. Кваша, Л.М. Колодкин, А.П. Коренев, А.В. Кудрявцев, Г.Г. Лаевский, Ю.П. Ледяев, Х.Х. Лойт, М.Н. Овсянников, А.И. Папкин, Б.В. Петрунин, Ю.П. Пузанов, А.Я. Савельев, В.П. Сальников, В.И. Селеверстов, В.Я. Семенов, А.Б. Трофимов, В.И. Федоров и др.).
Развитие органов внутренних дел России на современном этапе включает широкое внедрение достижений науки во все области профессиональной деятельности. Реформа профессионального образования сотрудников ОВД потребовала широкого внедрения различных педагогических технологий, позволяющих эффективно реализовать интеллектуальный и физический потенциал обучающихся, осуществить их подготовку в соответствии с современными требованиями общества (И.В. Астапкин, Д.Б. Богоявленская, И.И. Ильясов, Н.Н. Брушлинский, М.В. Бубнов, А.Б. Вобликов, Н.А. Гудков, И.А. Латкова, И.Ф. Колонтаев- кая, Б.В. Петрунин, В.Л. Попов и др.).
Физическое воспитание в силовых ведомствах в силу своего прикладного характера рассматривается как один из предметов профессионального обучения и воспитания личного состава, в форме целостного процесса профессионально-прикладной физической подготовки. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности (Г.Н. Блахин, Л.А. Вейднер-Дубровин, А.А. Горелов, В.С. Кузнецов, В.А. Марищук, Н.А. Матвеев, В.В. Миронов, А.А. Нестеров, В.А. Шейченко, В.А. Щеголев и др.).
Анализ нормативных документов, научной и методической литературы, касающихся функционирования системы физической воспитания как составляющей всей системы профессиональной подготовки в органах внутренних дел, показал, что данному виду деятельности уделяется особое внимание (В.Н. Александров, В.М. Величко, В.П. Вдовиченко, В.Н. Гомонов, И.Л. Гросс, В.С. Губанов, И.А. Дворяк, А.Ф. Калашников, В.Г. Колюхов, И.Н. Котельников, П.Н. Красильников, А.Н. Кузьмин, А.Н. Кустов, В.Н. Лавров, В.И. Лисицын, В.М. Миленин, А.В. Пачев, Л.Г. Перфильев, Ю.Ф. Подлипняк, Д.Е. Сафонов, А.В. Толкунов, В.И. Чернышев, В.Ю. Чуров, А.И. Щипин, А.Г. Яковлев, В.В. Яншин и др.). Причиной тому является, прежде всего, неоправданные потери трудоспособности сотрудников по состоянию здоровья, их гибель и получение неоправданных ранений при выполнении служебных обязанностей. Кроме это¬го, в условиях сложной оперативной обстановки, экстремальных ситуациях от-дельные сотрудники милиции уступают правонарушителям в проявлении общих физических качеств (силе, ловкости, быстроте, выносливости), а также в использовании специальных двигательных умений и навыков (рукопашный бой, преодоление препятствий, стрельбы из оружия и т.д.) (Б.Ф. Грызлов, 2001). Данные обстоятельства требуют поиска путей совершенствования системы физической подготовки сотрудников ОВД России.
Во-первых, реформа профессионального образования - с одной стороны и криминогенная обстановка в стране - с другой, предъявляют повышенные требования к профессиональной компетенции специалиста органов внутренних дел России, а внедрение современных педагогических технологий идет крайне медленно.
Во-вторых, не имеют достаточного научного обоснования идеологическая, содержательная и организационная составляющая технологии обучения в рамках профессионально-прикладной физической подготовки. Наблюдается полное отсутствие ведомственных учебников по дисциплине «Физическая подготовка» как показатель информационного звена технологии. Социальная составляющая технологии физической подготовки сотрудников ОВД нуждается в существенной доработке в плане повышения профессиональной компетенции преподавательского состава, приведение его к современным требованиям педагогической деятельности.
В-третьих, начальный уровень физической подготовленности кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел является недостаточным, ввиду низкой эффективности функционирования системы физического воспитания общеобразовательной школы, что накладывает дополнительную нагрузку на процесс физической подготовки в учебных заведениях и органах внутренних дел.
В-четвертых, профессиональный отбор с включением в него средств физического воспитания, как единовременное мероприятие, без достаточного научного обоснования его теоретических, содержательных и структурных организационно-методологических основ, не является компонентом общей системы физического воспитания сотрудников ОВД.
Таким образом при изучении данного вопроса выявляется ряд противоречий между:
- требованиями к уровню психологической и физической готовности сотрудника органов внутренних дел со стороны профессиональной деятельности и начальным уровнем развития физических и психических способностей кандидатов на службу и учебу в органы внутренних дел;
- содержанием средств физического воспитания в профессиональном отборе и требованиями к профессионально-значимым качествам специалиста конкретного вида профессиональной деятельности;
- социальными и личностно-ориентированными потребностями специалиста в реализации своих психологических и физических способностей на этапах профессионального становления и отсутствием научно-разработанной технологической модели реализации этих способностей, объединяющей все этапы профессионального становления;
- содержанием современных концептуальных установок на подготовку высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел и традиционными подходами его профессионального обучения.
На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования, содержание которой сформулировано следующим образом: при каких педагогических условиях и технологической модели возможно обеспечить систему МВД России высококвалифицированными специалистами, способными реализовывать свои психологические и физические способности в правоохранительной деятельности, в частности оперативно-розыскной и следственной.
Цель исследования - разработка теоретических и прикладных аспектов технологии профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России, с включением в нее средств физического воспитания.
Объект исследования - процесс отбора и подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Предмет исследования - педагогическая технология профессионального отбора с применением средств физического воспитания.
- в основу профессионального отбора будет заложена технологическая модель, объединяющая основные требования начального этапа профессионального становления сотрудников органов внутренних дел и этапа профессионального совершенствования;
- детерминирована структура физических и психологических способностей сотрудников органов внутренних дел на этапах профессионального образования, учитывающая социальные, возрастные, биологические и другие особенности их становления и развития;
- при комплектации кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России учитывается начальный уровень и динамика психологических и физических способностей, в соответствии требованиям профессиональной деятельности к конкретным специальностям.
Проверка сформированной гипотезы потребовала решения следующих задач исследования:
1. Провести анализ состояния учебного процесса по физической подготовке в системе профессионального образования сотрудников органов внутренних дел в соответствии с требованиями предъявляемыми профессиональной деятельностью к уровню психологических и физических способностей на специальностях оперативно-розыскной и следственной деятельности.
2. Выявить основные структурные, содержательные и критериальные характеристики профессионально-значимых психологических и физических качеств сотрудников оперативно-розыскной и следственной деятельности, обуславливающих разработку педагогической технологии профессионального от-бора;
3. Определить содержание специфических средств физического воспитания сотрудников уголовного розыска и установить оптимальный
4. Разработать и экспериментально обосновать технологическую модель применения средств физического воспитания в системе профессионального от-бора кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России;
5. На основе результатов исследования разработать научно-методические рекомендации для служб кадрового обеспечения и специалистов, задействованных в профессиональном отборе.
Методологическую и теоретическую базу исследования составляют философские положения о единстве духовного, психического и физического в структуре личности, базовые принципы системности, всесторонности и конкретности исследования и детерминизма. Они дополняются психолого-педагогическими положениями, определяющими сущность образовательного процесса, психолого-физиологическими закономерностями формирования знаний, умений и навыков. Методологическими ориентирами исследования выступают системный и личностно-деятельностный подходы.
Теоретическим фундаментом исследования являются идеи и концепции: теории личности, деятельности и общения (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков, А.В. Мудрик и др.); теории и технологии обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кларин, В.В. Краевский, B.C. Леднев и др.); теории физического воспитания (Н.И. Пономарев, А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев и др.); теории физической культуры личности (М.Я. Виленский, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышеева, Н.Н. Визитей, Г.М. Соловьев, В.А. Петьков и др.) и технологии ее формирования (Г.М. Соловьев); основные положения теории спорта (В.Н. Платонов); концепция конверсии спортивных технологий в интересах физического воспитания (В.К. Бальсевич); концепции пролонгированного отбора (Т.Т. Джамгаров).
- теоретический анализ и обобщение нормативных актов и руководящих документов, философской, психолого-педагогической, научно¬методической литературы;
- поисковые исследования, обеспечивающие формулировку цели, задач и гипотезы исследования, набор тестов;
- психолого-педагогические и социологические методы исследования
(опрос, анкетирование, педагогическое наблюдения: прямые, косвенные, дли-тельные, фиксированные);
- тестирование физических и психических способностей;
- экспериментальные - организация и проведение поисковых, констатирующих и формирующих экспериментов;
- современные методы математической статистики, количественного и качественного анализа данных с применением корреляционного и факторного анализа.
Базой исследования явился опыт профессиональной деятельности преподавателей учебных заведений силовых ведомств городов Санкт-Петербурга и Ставрополя, личный педагогический опыт диссертанта в течение 11 лет. В экспериментальных исследованиях было задействовано 300 слушателей и абитуриентов Санкт-Петербургской академии МВД России, кадетов Санкт- Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, слушателей учебного центра ГУВД Ставропольского края и Ставропольского филиала Все-российского института повышения квалификации работников МВД России. Работа выполнена на кафедре специальной тактики, боевой и физической подготовки Ставропольского филиала Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России.
Первый этап - рекогносцировочный (1995-1997), определял следующие компоненты научной деятельности: теоретическое исследование состояния проблемы и констатирующий эксперимент, определивший степень адекватности психологической и физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел к требованиям профессиональной деятельности.
Второй этап - поисковый (1997), включал в себя серию поисковых экспериментов, имеющих своей целью определение путей оптимизации учебного процесса по физической подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Третий этап - аналитический (1997), статистическая обработка результатов поисковых экспериментов и теоретическая разработка технологической модели профессионального отбора с использованием средств физического воспитания.
Четвертый этап - экспериментальный (1997), проведен формирующий педагогический эксперимент, имеющей целью проверки гипотезы исследования и эффективности разработанной технологической модели профессионального отбора.
Пятый этап - обобщающе-заключительный (1997-2002), обработка результатов исследования, их анализ, коррекция теоретических положений и выводов, работа над оформлением диссертации и внедрение научно-практических результатов в систему профессионального образования сотрудников органов внутренних дел России.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически разработана и экспериментально подтверждена технологическая модель использования средств физического воспитания в системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России. В исследовании:
- определена взаимосвязь социальных и возрастных детерминант реализации физических способностей в возрастном периоде, соответствующем начальному этапу профессионального становления сотрудников органов внутренних дел;
- рассмотрен вопрос специальной направленности учебного процесса по физической подготовке с учетом требований оперативно-розыскной и следственной деятельности;
- определены наиболее информативные критерии физических способностей кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России, детерминирующие эффективность профессионального отбора;
- выявлены психолого- педагогические условия и принципы, обеспечивающие преемственность физических способностей на уровнях профессионального образования сотрудников органов внутренних дел России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы создают реальные условия для повышения качества профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел, за счет обеспечения эффективного комплектования подразделений следствия и оперативно-розыскных служб. Кроме этого, они могут быть использованы специалистами кадрового аппарата при разработке технологических моделей профессионального отбора для комплектования других служб.
Достоверность полученных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений и применением комплексных методик, адекватных природе изучаемого феномена, объекту, предмету, задачам исследования, репрезентативностью объема выборки и разнообразием источников информации, результатами эксперимента, сочетанием количественного и качественного анализа и статистической значимостью экспериментальных данных.
Положения выносимые на защиту:
1. Профессиональный отбор сотрудников оперативно-розыскной и следственной деятельности есть система диагностических мероприятий, направленных
2. Технологическая модель применения средств физического воспитания в системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России, представляет собой систему, включающую в себя концептуальную, содержательную и процессуальную части.
3. Учет психолого-педагогических условий и принципов, обеспечивающих преемственность физических способностей на этапах профессионального образования сотрудников ОВД, дает положительные, существенные и достоверные сдвиги в развитии профессионально-значимых качествах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических межведомственных, региональных конференциях (Санкт-Петербург, 1997,1998,1999,2000; Обнинск, 2002; Ставрополь, 2002, 2003).
Выводы, рекомендации и обобщения, отраженные в исследовании, используются в работе кафедры физической культуры Санкт-Петербургского университета МВД России, кафедры специальной тактики, боевой и физической подготовки и психологической службой Ставропольского филиала Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка использованной литературы и семь приложений. В работе представлено три таблицы и семь рисунков. Список литературы содержит 228 наименований, в том числе 5 зарубежных
Исследование проблемы профессионального отбора с позиции конверсии высоких спортивных технологий в процесс физического воспитания слушателей образовательных учреждений МВД России представляет собой попытку переосмысления всего процесса физической подготовки сотрудников ОВД. Актуальность исследования определяется следующими характеристиками:
• рассмотрены: научно-теоретические и практические аспекты профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в системе МВД; проблемы подготовки сотрудников ОВД и требования к их профессионально¬значимым качествам;
• определены: возможности технологизации учебно-воспитательного процесса на начальном этапе профессионального обучения; педагогические пути совершенствования системы профессионального отбора сотрудников ОВД;
• даны: структурные, содержательные и критериальные характеристики системы профессионального отбора сотрудников ОВД; авторские трактовки определения понятий «способности», «физические способности», «профессиональные способности», «профессиональная пригодность»;
• выявлены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессионального отбора средствами физического воспитания;
• разработана технологическая модель применения средств физического воспитания в системе профессионального отбора;
• установлено оптимальное содержание средств физического воспитания и операционально-технологический компонент их применения в системе профессионального отбора;
• представлена технологическая модель целостного процесса применения средств физического воспитания в системе профессионального отбора;
• доказана на основе результатов эксперимента эффективность разработан¬ной технологической модели.
Анализ существующей системы физической подготовки специалистов органов внутренних дел России выявил, что в целом она решает вопросы обеспечения профессиональной готовности специалиста. Однако направленность процесса физической подготовки не учитывает специфики профессиональной деятельности к уровню физических способностей по основным специальностям органов внутренних дел. Так, профессиональная деятельность сотрудника уголовного розыска требует повышенный уровень развития скоростных и координационных способностей. Следственный профиль деятельности предъявляет к специалисту высокий уровень развития общей выносливости. Также следует отметить, что обучение в образовательном заведении МВД России (вуз, учебный центр) для большинства специалистов является начальным этапом профессионального становления, минуя этап профессиональной ориентации.
На фоне проводящейся реформы высшего образования и современной криминогенной обстановки в стране произошло снижение возрастных границ обучаемого контингента, а также низкий уровень их физической подготовленности, вызванный малоэффективным функционированием других звеньев физического воспитания (средняя школа). В связи с повышением требований к профессиональной подготовленности выпускника учебного заведения, остро стоит вопрос профессионального отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД и службу в органы внутренних дел России.
Имеющаяся система профессионального отбора с включением в нее средств физической подготовки имеет ряд определенных недостатков. Одним из них является разрыв связей между профессиональным отбором и учебно-воспитательным процессом вуза, направленным на подготовку специалиста- выпускника. Кроме этого, существующая система профессионального отбора средствами физической подготовки не учитывает возрастные особенности формирования физических способностей и не включает определения фонового уровня координационных способностей кандидатов для обучения. Вместе с тем, процесс физической подготовки обучаемых учебных заведений МВД Рос¬сии имеет ярко выраженную профессионально-прикладную направленность. На овладение профессионально-прикладными умениями и навыками, требующих развития координационных способностей (боевые приемы борьбы, преодоление препятствий, навыки работы с оружием и специальными средствами), от¬водится более 50% времени от общего времени дисциплины «Физическая под¬готовка». Внедрение дополнительных проверочных упражнений специализированной направленности видится малоэффективным как в организационном, так и в технологическом плане. Вместе с тем, используя опыт спортивного отбора (конверсия высоких спортивных технологий) указывает на принципиальную возможность применения селективной формы профессионального отбора в существующих организационных и временных рамках учебно-воспитательного процесса с направленностью на конкретную специальность. Критерием такого отбора выступают консервативные показатели возрастных особенностей становления и реализации физических способностей.
В результате исследования были уточнены сенситивные периоды развития физических способностей и определены наиболее информативные показатели. Так, координационные и скоростные способности на момент поступления в образовательное учреждение МВД России находятся в стадии своего критического развития (юноши 17-18 лет) и жестко детерминированы со стороны генетического фактора. Силовые способности и выносливость имеют выраженную возрастную динамику развития в процессе обучения и менее обусловлены со стороны наследственного фактора.
В связи с этим, была теоретически разработана и экспериментально проверена технология применения средств физического воспитания в профессиональном отборе, основанная на особенностях становления и реализации двигательного потенциала обучаемых, имеющая направленность на профессиональную деятельность выпускника учебного заведения по основным специальностям. Предложенная технология отбора позволила органически связать процедуру ориентации, отбора и процесс физической подготовки в образовательном учреждении МВД России на начальном этапе профессионального становления, а также задать направленность всего процесса физической подготовки специалиста. Учет фонового уровня развития физических способностей и наблюдение за динамикой физической подготовленности обучаемых, под концентрированным воздействием средств физической подготовки специальной направленности (координационного и скоростного характера), позволяет заблаговременно переориентировать обучаемых на специальность, соответствующую физическим способностям каждого выпускника. Также, перераспределение обучаемых по основным факультетам на основе развития у них координационных и скоростных способностей позволяет существенно повысить эффективность применяемых средств и методов в процессе физической подготовки, за счет специфической однородности учебных групп. Данное обстоятельство оказывает положительное влияние на профессиональную подготовленность выпускника вуза МВД России, а сам процесс физической подготовки обучаемых переходит на более высокий качественный уровень.
Разработанная технологическая модель применения средств физического воспитания в системе профессионального отбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД и службу в органы внутренних дел России поддается квалификации.
По уровню применения: комплексная (профессионально-педагогическая).
По физиологической основе: материалистическая
По ведущему фактору: социогенная, психогенная, с допуском биогенного фактора.
По научной концепции: развивающая, поэтапная.
По характеру содержания: профессионально-ориентированная.
По типу управления: личностно-ориентированная, гуманно-личностная, сотрудничества.
По типу организации: академическая, дифференцированная, опережаю- ще-концентрированная.
По подходу к обучаемым: сотрудничество.
По предлагаемому методу: рейтинговая.
По категории обучаемых: групповая.
Технологическая модель определяется качественными характеристиками. Основными критериальными признаками являются:
1. Структурность: она имеет концептуальную основу и принципы ее реализации, содержательную часть и процессуально-технологический процесс.
2. Системность: обладает признаками системы, логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью.
3. Управляемость: предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, контроля и коррекции.
4. Эффективность: определяется положительными результатами и оптимальными затратами времени.
5. Воспроизводимость: возможна для проверки и применения в других образовательных учреждениях.
• рассмотрены: научно-теоретические и практические аспекты профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в системе МВД; проблемы подготовки сотрудников ОВД и требования к их профессионально¬значимым качествам;
• определены: возможности технологизации учебно-воспитательного процесса на начальном этапе профессионального обучения; педагогические пути совершенствования системы профессионального отбора сотрудников ОВД;
• даны: структурные, содержательные и критериальные характеристики системы профессионального отбора сотрудников ОВД; авторские трактовки определения понятий «способности», «физические способности», «профессиональные способности», «профессиональная пригодность»;
• выявлены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессионального отбора средствами физического воспитания;
• разработана технологическая модель применения средств физического воспитания в системе профессионального отбора;
• установлено оптимальное содержание средств физического воспитания и операционально-технологический компонент их применения в системе профессионального отбора;
• представлена технологическая модель целостного процесса применения средств физического воспитания в системе профессионального отбора;
• доказана на основе результатов эксперимента эффективность разработан¬ной технологической модели.
Анализ существующей системы физической подготовки специалистов органов внутренних дел России выявил, что в целом она решает вопросы обеспечения профессиональной готовности специалиста. Однако направленность процесса физической подготовки не учитывает специфики профессиональной деятельности к уровню физических способностей по основным специальностям органов внутренних дел. Так, профессиональная деятельность сотрудника уголовного розыска требует повышенный уровень развития скоростных и координационных способностей. Следственный профиль деятельности предъявляет к специалисту высокий уровень развития общей выносливости. Также следует отметить, что обучение в образовательном заведении МВД России (вуз, учебный центр) для большинства специалистов является начальным этапом профессионального становления, минуя этап профессиональной ориентации.
На фоне проводящейся реформы высшего образования и современной криминогенной обстановки в стране произошло снижение возрастных границ обучаемого контингента, а также низкий уровень их физической подготовленности, вызванный малоэффективным функционированием других звеньев физического воспитания (средняя школа). В связи с повышением требований к профессиональной подготовленности выпускника учебного заведения, остро стоит вопрос профессионального отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения МВД и службу в органы внутренних дел России.
Имеющаяся система профессионального отбора с включением в нее средств физической подготовки имеет ряд определенных недостатков. Одним из них является разрыв связей между профессиональным отбором и учебно-воспитательным процессом вуза, направленным на подготовку специалиста- выпускника. Кроме этого, существующая система профессионального отбора средствами физической подготовки не учитывает возрастные особенности формирования физических способностей и не включает определения фонового уровня координационных способностей кандидатов для обучения. Вместе с тем, процесс физической подготовки обучаемых учебных заведений МВД Рос¬сии имеет ярко выраженную профессионально-прикладную направленность. На овладение профессионально-прикладными умениями и навыками, требующих развития координационных способностей (боевые приемы борьбы, преодоление препятствий, навыки работы с оружием и специальными средствами), от¬водится более 50% времени от общего времени дисциплины «Физическая под¬готовка». Внедрение дополнительных проверочных упражнений специализированной направленности видится малоэффективным как в организационном, так и в технологическом плане. Вместе с тем, используя опыт спортивного отбора (конверсия высоких спортивных технологий) указывает на принципиальную возможность применения селективной формы профессионального отбора в существующих организационных и временных рамках учебно-воспитательного процесса с направленностью на конкретную специальность. Критерием такого отбора выступают консервативные показатели возрастных особенностей становления и реализации физических способностей.
В результате исследования были уточнены сенситивные периоды развития физических способностей и определены наиболее информативные показатели. Так, координационные и скоростные способности на момент поступления в образовательное учреждение МВД России находятся в стадии своего критического развития (юноши 17-18 лет) и жестко детерминированы со стороны генетического фактора. Силовые способности и выносливость имеют выраженную возрастную динамику развития в процессе обучения и менее обусловлены со стороны наследственного фактора.
В связи с этим, была теоретически разработана и экспериментально проверена технология применения средств физического воспитания в профессиональном отборе, основанная на особенностях становления и реализации двигательного потенциала обучаемых, имеющая направленность на профессиональную деятельность выпускника учебного заведения по основным специальностям. Предложенная технология отбора позволила органически связать процедуру ориентации, отбора и процесс физической подготовки в образовательном учреждении МВД России на начальном этапе профессионального становления, а также задать направленность всего процесса физической подготовки специалиста. Учет фонового уровня развития физических способностей и наблюдение за динамикой физической подготовленности обучаемых, под концентрированным воздействием средств физической подготовки специальной направленности (координационного и скоростного характера), позволяет заблаговременно переориентировать обучаемых на специальность, соответствующую физическим способностям каждого выпускника. Также, перераспределение обучаемых по основным факультетам на основе развития у них координационных и скоростных способностей позволяет существенно повысить эффективность применяемых средств и методов в процессе физической подготовки, за счет специфической однородности учебных групп. Данное обстоятельство оказывает положительное влияние на профессиональную подготовленность выпускника вуза МВД России, а сам процесс физической подготовки обучаемых переходит на более высокий качественный уровень.
Разработанная технологическая модель применения средств физического воспитания в системе профессионального отбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД и службу в органы внутренних дел России поддается квалификации.
По уровню применения: комплексная (профессионально-педагогическая).
По физиологической основе: материалистическая
По ведущему фактору: социогенная, психогенная, с допуском биогенного фактора.
По научной концепции: развивающая, поэтапная.
По характеру содержания: профессионально-ориентированная.
По типу управления: личностно-ориентированная, гуманно-личностная, сотрудничества.
По типу организации: академическая, дифференцированная, опережаю- ще-концентрированная.
По подходу к обучаемым: сотрудничество.
По предлагаемому методу: рейтинговая.
По категории обучаемых: групповая.
Технологическая модель определяется качественными характеристиками. Основными критериальными признаками являются:
1. Структурность: она имеет концептуальную основу и принципы ее реализации, содержательную часть и процессуально-технологический процесс.
2. Системность: обладает признаками системы, логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью.
3. Управляемость: предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, контроля и коррекции.
4. Эффективность: определяется положительными результатами и оптимальными затратами времени.
5. Воспроизводимость: возможна для проверки и применения в других образовательных учреждениях.
Подобные работы
- Применение средств физического воспитания в системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России.
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ
НА УЧЕБУ И СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2003 - Правовое обеспечение профессиональной подготовки руководящего состава органов внутренних дел (на опыте Республика Тыва)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



