Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Работа №28719

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы171
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
588
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ/ИНАКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 14
1.1. Исследование динамических характеристик индивидуальной коммуникативно-речевой активности/инактивности в отечественной и зарубежной психологии 14
1.2. Факторы, определяющие коммуникативно-речевую активность/инактивность 21
1.3. Конституционально обусловленный континуум личности и речевого поведения подростка 55
1.4. Взаимосвязь коммуникативно-речевой активности/инактивности с аномальной личностной изменчивостью 63
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 77
2.1. Организация и методика проведения диагностического исследования 77
2.2. Социальные механизмы операциональных возможностей общения 94
2.3. Исследование мотивационного звена общения 95
2.4. Исследование мотивационного звена, обусловленного трудностями операциональных возможностей общения 95
2.5. Исследование звена контроля общения 97
2.6. Конституционально ориентированная психологическая коррекция коммуникативно-речевой инактивности у подростков 98
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 115
3.1. Сравнительный эмпирический и экспериментально-психологический анализ подростков 115
3.1.1. Исследование самооценки 115
3.1.2. Исследование уровня притязаний 118
3.1.3. Исследование тревожности 120
3.1.4. Исследование личностных установок 121
3.1.5. Исследование межличностных отношений в семьях 123
3.1.6. Анализ устных высказываний и письменных текстов 127
3.1.7. Анализ структурных компонентов общения 128
3.2. Практические рекомендации 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
ВЫВОДЫ 147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 166


Актуальность исследования. В последние десятилетия приобрела общественную значимость подростковая психология. Социальные, экологические факторы, вступая в активное взаимодействие с той или иной выраженностью психотипологической, характерологической, личностной, конституционально обусловленной неполноценностью, дефектностью мозга (А.Г. Ананьев, 1977; К.К. Платонов, 1965; Б.Н. Теплов, 1961; Е.В. Шорохова, 1961), приводят к проявлениям психологической и личностной декомпенации и дезадаптации подростков.
Подростковая психология остро нуждается в теоретической и практической разработке аспектов психологии общения и, прежде всего, - общения речевого, часто отражающего различную степень выраженности мозговой недостаточности. А.Н. Леонтьев (1948) утверждал, что всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и цели общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств».
Отечественные психологи отмечают неразрывную связь несводимых друг к другу общения и деятельности, выступающих в качестве базовых категорий психологической науки (С.Л. Рубинштейн, 2000; Б.Ф. Ломов, 1984). Важнейшим ориентиром человека при его деятельности в мире, диалоге человека с миром является язык. А.А. Леонтьев (1997) называет его языком личности, подчеркивая этим самым не только «значенческий», смысловой феномен языка, но личностно детерминированную (субъектную) стратегию речевого общения.
А.В. Брушлинский и В.А. Поликарпов (1999), подтверждая эти положения, указывают, что на любом уровне взаимодействия человека с миром сохраняется неразрывная взаимосвязь субъект-субъектных и субъект- объектных типов соотношений. Мировоззренческий и культурный уровень вносят свою коррекцию в личностные переживания и поведенческие аномальные проявления, чаще всего, отражаясь в вербально-коммуникативной функции или коммуникативно-речевой деятельности (И.А. Зимняя, 2001). В общем смысле речевая коммуникация или речевое общение представляет собой важнейший фактор совместной деятельности людей, выявляющий активность или инактивность его участников.
Личность развивается как целое и ни одна функция (ни речь, ни память) не может развиваться самостоятельно, и лишь в целях научного анализа нами абстрагируется та или иная сторона развития (Л.С. Выготский, 1934). Пубертатный период является переходным этапом между детством и взрослым возрастом. Связанный с созреванием всех функциональных систем организма, активным формированием личности, ее социализации, подростковый возраст отражает одну из существенных детерминант процесса дозревания (адолесценции): коммуникативно-речевую деятельность, проявляющуюся активностью или инактивностью. Конституционально-типологический комплексный анализ функций, проводимый в течение ряда лет в Ставропольском государственном университете, позволяет «голографически» представить развитие личности в конституциональном личностном континууме.
В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью, а кризис этого периода связан с коммуникативными противоречиями. В связи с этим трудности коммуникативно-речевой деятельности провоцируют личностные проблемы самоопределения и самореализации в жизни, что обосновывает необходимость развития специализированной психологи¬ческой помощи подросткам.
Цель диссертационного исследования: разработка вариантов психологической диагностики и психокоррекции коммуникативно-речевой
инактивности у подростков с различной степенью выраженности конституционально-типологической предиспозиции личности.
Объект исследования: человек как целостное системное образование в субъектно-объектных отношениях.
Предмет исследования: коммуникативно-речевая инактивность у подростков, требующая оказания специализированной психологической помощи.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу, посвященную вопросам психологической диагностики и коррекции коммуникативно-речевой инактивности у подростков.
2. Подобрать унифицированный набор экспериментально-психологических методик, наиболее полно отражающих степень выраженности коммуникативно-речевой инактивности.
3. Определить и разработать адекватные и оптимальные методы психологической коррекции коммуникативно-речевой инактивности у подростков с учетом конституционально-психотипологических особенностей личности.
4. Объективизировать эффективность разработанных вариантов специализированной помощи подросткам с признаками коммуникативно-речевой инактивности, используя методы психодиагностики.
Эмпирическая гипотеза исследования
Коммуникативно-речевая деятельность (активность/инактивность) может выступать в качестве психологического маркера, отражающего степень выраженности конституционально-типологической и психотипологической личностной предиспозиции.
Теоретическая гипотеза исследования основана на континуально-генетическом подходе к личностной индивидуальности, предполагая, что конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют субъектно-деятельностные отношения личности. В случае справедливости настоящей гипотезы можно рассчитывать на значительную эффективность от применения специализированной психологической помощи, обращенной к конституциональным основам личности.
Методологические основы исследования: идея понимания речевого общения А.А. Леонтьева; концептуальные и методологические проблемы исследования коммуникативно-речевой деятельности (И.А. Зимняя,A. Н, Соколов, С.Д. Канцельсон); субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна; теория диалогизма М.М. Бахтина; положения Л.С. Выготского о роли речи и мышления в развитии личности; механизмах речи (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, В. Пенфольд, Л. Робертс); концепции отечественной и зарубежной психологии о сущности личности и ее психологической структуры, самосознании детей и подростков, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Б. Скиннер,B. Н. Мясищев); об этапах формирования личности и общения в онтогенезе (Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин); философско- теоретические концепции о целостности личности (Л. И. Анцыферова, Е.В. Шорохова); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от конституциональных или генетических психических особенностей (Б.С. Братусь, В.В. Белоус, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, В. С. Мерлин); отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализированной психологической помощи (И.В. Боев, О.А. Ахвердова, Н. Н. Волоскова).
Материал и методики исследования. В экспериментально-психологическом исследовании приняло участие 348 подростков (188 юношей и 160 девушек) в возрасте 15-16 лет. Обследование проводилось не менее 2 раз в год на базе Межвузовской лаборатории экспериментальной психологии Ставропольского государственного университета, муниципальных общеобразовательных лицеев города Ставрополя в течение нескольких лет, что позволило подтвердить предшествующие результаты исследования.
Для реализации поставленной цели и задач были использованы следующие методы и методики психологического обследования: социограмма, метод полярных профилей Дембо-Рубинштейн, позволяющий исследовать самооценку личности, методика исследования уровня притязаний К. Левина, методика исследования тревожности Ч. Спилбергера, проективный тест Розенцвейга, методика шкалирования эмоциональных отношений, методика ранжирования определений, контент-анализ сочинений подростков и их родителей (по В.В. Столину).
В настоящем выборочном экспериментально-психологическом обследовании участвовали подростки, составившие 3 группы: 1 группа (основная) - подростки с проблемами межличностной перцепции (по результатам социограммы «отвергаемые») и трудностями в обучении русскому языку в виде ошибок письма и письменного высказывания; обучающихся не выше «удовлетворительно», что указывало на конституционально-типологическую недостаточность ВНД и психотипологическую предиспозицию личности (Н.Н. Волоскова, 2001; И.В. Боев, 2003);
2 группа (сравнительная) - подростки, имеющие трудности обучения русскому языку, с дефектами звукопроизношения или невнятной устной речью, но без искажения межличностной перцепции, т.е. референтные с группой сверстников, что подчеркивает вероятность лишь конституционально-типологической недостаточности ВНД (О.А. Минаева, 2003);
3 группа - контрольная и состояла из условно здоровых подростков, обучающихся на «хорошо» и «отлично», отличающихся стабильными межличностными отношениями.
Используя принципы дифференциальной диагностики в психологии личности, предложенные О.А. Ахвердовой и И.В. Боевым (1990-2003), все обследуемые были распределены по месту их расположения в конституционально-континуальном пространстве на диапазон психологи¬ческой нормы - акцентуации с признаками конституционально¬типологической недостаточности ВНД (2 группа) и диапазон пограничной аномальной личности (ПАЛ) с признаками сочетанной конституционально¬типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности (1 группа).
Результаты экспериментально-психологического исследования всех подростков подверглись сплошной математической обработке полученных данных, которая проводилась методом многомерной статистики с применением факторного и корреляционного анализов.
Организация и этапы исследования. Теоретико-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:
1. Поисково-теоретический этап (2000-2001 гг.) был направлен на изучение и анализ психологической, научно-методической и специальной литературы; была уточнена тема исследования, разработан план работы, проводился отбор методов и средств для дальнейшего исследования и психокоррекции.
2. Экспериментально-психологический этап (2001-2002 гг.), на котором определялись реактивная и личностная тревожность, коммуникативность, отношение к окружающим, активность, эмоционально-волевые качества, личностные установки подростков и межличностные отношения в семье в коллективе сверстников. С помощью социограммы были выявлены «отвергаемые» учащиеся. Подсчитывались и анализировались корреляции между иерархиями качеств, полученных с помощью методики ранжирования определений: «Я» реального и идеального. Внедрение и объективизация эффективности специально разработанной психокоррекционной программы для подростков с признаками коммуникативно-речевой инактивности.
3. Обобщающе-аналитический этап (2002-2003 гг.), когда проводилась систематизация результатов исследования с последующим статистическим и патогенетическим анализом; уточнялись теоретические положения; объективизировалась эффективность психокоррекционных методов; полученные результаты психолого-математического анализа были визуализированы графически, что повысило доступность восприятия результатов исследования и точность интерпретации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативно-речевая деятельность (активность или инактивность) отражает уровень развития психических процессов, межличностных отношений, сознания и самосознания личности и может выступать в качестве психологического маркера степени выраженности конституционально-типологической и личностной предиспозиции подростка.
2. Предлагаемый комплекс психологических методов диагностики позволяет на высоко достоверном уровне определить степень выраженности коммуникативно-речевой инактивности как маркера конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности (ВНД) и/или психотипологической предиспозиции личности.
3. Подросткам с признаками коммуникативно-речевой инактивности необходима специализированная психологическая помощь с целью восста-новления конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации личности, что служит профилактикой вероятностных личностных и поведенческих нарушений у подростков.
Научная новизна исследования. Впервые изучена коммуникативно-речевая инактивность в подростковом возрасте с позиций конституциональной психологии. Выделен психологический и личностный комплекс признаков коммуникативно-речевой инактивности у подростков, имеющих различную степень выраженности конституционально-типологической недостаточности ВНД и/или психотипологической предиспозиции личности. Доказано, что коммуникативно-речевая инактивность может проявляться у подростков, относящихся к конституциональному личностному диапазону психологической нормы - акцентуации, или к диапазону пограничной аномальной личности. В первом случае правомерно ожидать благоприятного социально-психологического прогноза, во втором случае - это неоправданно.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии интимных психологических и личностных механизмов, лежащих в основе столь важного для подростков комплекса коммуникативно-речевой активности/инактивности. Представлены научные аргументы, подтверждающие, что конституциональные психологические механизмы защиты в виде компенсации и адаптации зависят от степени выраженности и сочетания конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности. Оценка коммуникативно-речевой инактивности с точки зрения конституционального личностного континуума позволяет в полном объеме представить себе формирование неразрывной взаимосвязи субъект-субъектных и субъект-объектных типов соотношений у подростков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан диагностический комплекс психологических методик, показатели которых в своей совокупности полноценно и достоверно раскрывают суть коммуникативно-речевой инактивности у подростков. Предложенный диагностический психологический комплекс может быть использован в иных научных исследованиях, направленных на решение аналогичных задач, в работе школьной психологической службы. Психологам, клиническим психологам, социальным работникам и учителям предложена для
использования в практической работе совокупность психологических признаков, отражающих различную степень выраженности коммуникативно-речевой инактивности. Разработана специализированная психологическая помощь в виде различных вариантов индивидуальной и групповой психокоррекции, включающих социально-психологические тренинги, направленные на восстановление конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации. Применяемые методы психокоррекции позволяют добиться позитивного личностного дрейфа из диапазона ПАЛ в сторону диапазона психологической нормы-акцентуации, когда восстанавливается уровень адекватности самооценки, устраняется фиксация на препятствиях, нивелируются тревожность и переживания речевого дефекта, заметно улучшается коммуникативность.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, опирающимися на современные достижения психологии личности, реализацией методов психодиагностики, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки, значимостью полученных результатов при использовании специализированной психологической помощи подросткам, а также экспериментальных данных, основанных на качественном и количественном анализе с применением современных методов статистической обработки данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры психологии Ставропольского государственного университета, на заседаниях научно-координационного Совета факультета психологии СГУ, представлялись на XLII научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 1997, 1999), 44 научно-методической конференции «Язык и образование в диалоге культур» «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2000), научной региональной конференции «Лингвистические и экстралингвистические проблемы межкультурной коммуникации» (Ставрополь, 2000), научно¬методической конференции «Личность: культура и образование» (Ставрополь, 2001). Материалы исследования внедрены в образовательный процесс Ставропольского государственного университета, общеобразовательных учреждений города Ставрополя.
Публикации результатов исследования: по теме диссертации опубликовано 7 работ.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 165 страницах машинописного текста, иллюстрировано таблицами и рисунками. Библиография насчитывает 219 источников: из них 214 на русском языке и 5 - на иностранном языке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Коммуникативно-речевая активность/инактивность отражает степень выраженности аномальной личностной и поведенческой изменчивости у подростков, проявляясь в межличностных отношениях, структуре общения, уровне самосознания и сознания. Подтверждена возможность использования коммуникативно-речевой инактивности в качестве психологического маркера, детерминированного сочетанной конституционально¬типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности - неблагоприятный вариант и, обусловленного психотипологической предиспозицией личности, - благоприятный вариант.
2. Наиболее адекватным экспериментально-психологическим диагностическим комплексом методик, позволяющим на высоко достоверном уровне определять коммуникативно-речевую инактивность у подростков, служат показатели методик изучения коммуникативности, структуры общения, тревожности, самооценки и уровня притязаний, личностных установок и межличностных отношений в семьях и коллективах сверстников, анализ устных высказываний и письменных сочинений.
3. Признаками коммуникативно-речевой инактивности служат: малая речевая активность в среде сверстников и в микросоциуме, недостаточность развития операционально-технической стороны общения (малый запас слов и знаний, аграмматизмы в устной и письменной речи), дефекты речи, неумение четко сформулировать свою мысль в устном и письменном высказывании; ошибки письма и письменной речи, некомпетентность в стилевом оформлении устной и письменной речи, что отражает степень выраженности конституционально-типологической недостаточности ВНД.
4. Для подростков с признаками коммуникативно-речевой инактивности, детерминированной сочетанной конституционально-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности, соответствующей диапазону ПАЛ, характерными признаками являются:
- наличие психологических проблем мотивационного звена общения, включающего ориентировку в ситуации общения, коммуникативное намерение, осознание психологической реальности «Другого», установку на «прочтение Другого», вследствие не сформированности смыслообразующих мотивов деятельности;
-проблемы эмоциональной стороны самосознания: переживание речевого дефекта, неуспешности в учебе, проблемы межличностного характера в семье и коллективе сверстников;
- проблемы поведенческого уровня: избегание ряда бытовых ситуаций, сужение круга контактов, недостаточная адекватность протекания коммуникации, обеднение речевых действий, выражающейся в поиске коротких, легких в произносительном отношении вербальных единиц.
5. Специализированная психологическая помощь в виде психокоррекционной программы, адресованной конституциональным механизмам психологической компенсации и адаптации, должна учитывать место расположения подростков в конституциональном личностном континууме:
- у подростков диапазона психологической нормы - акцентуации в процессе психокоррекции формируется стойкая мотивированность к целенаправленной деятельности, желание достичь мотива-цели, справиться со своими проблемами, подтверждая благоприятный социально-психологический прогноз;
- подростки диапазона пограничной аномальной личности, характеризуются аутокоммуникативным характером общения, отражающим только собственные ощущения и трудности, а не реакцию на собеседника, проявляя при этом раздражительность, аффективные, невротические реакции, свидетельствуя о малоблагоприятном социально-психологическом прогнозе.



1. Абульханова, К.А. О субъекте психической деятелньости. - М., 1973.
2. Абульханова-Славская, К.А. Диалектика человеческой жизни. - М., 1977.
3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. - М: Наука, 1980. - 335 с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Типология активности личности. - Психол. ж., 1985, т. 6, № 5. - С. 3 -18.
5. Абульханова-Славская, К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. - М., 1986. - С. 154-172.
6. Аванесян, Р.Д., Юнтунен, О.А. Обучение диалогу детей с нарушениями речевого развития // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб., 2001. - С. 4 - 17.
7. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: МГУ, 1990. - 239 с.
8. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.
9. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
10. Акимова, М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 1999.
11. Алешина, Ю.Б., Петровская, Л.А. Психология общения: Психологическая компетентность пропагандиста. - М., 1989.
12. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
13. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.; Воронеж, 1996.
14. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М., 1994.
15. Анохин, П.К. Социальное и биологическое в природе человека // Соотношение биологического и социального в человеке. - М., 1975. - 301 с.
16. Анцыферова, Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методологии психологии // Метологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1969. - С. 57-117.
17. Аргентова, Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психол. журнал. - 1984. - Т. 5. - № 6. - С. 130-133.
18. Артемов, В.А. Психология речи // Уч. зап. МГПИИЯ. - М., 1953. - Т. VI.
19. Артемов, В.А. Речевой поступок // Преподавание иностранных языков. Теория и практика. Сб. статей //Отв. Ред. А.Т. Базиев. - М., 1971.
20. Арутюнян, М.Ю., Петровская, Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания. - М., 1981. - С. 42 - 53.
21. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984.
22. Асмолов, А.Г. Психология личности. - М., 1990.
23. Асмолов, А.Г., Петровский, В.А. О динамических подходе к психолингвистическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978. - № 1.
24. Ахвердова, О.А. Личностно-характерологический континуум
современного подростка: Автореф. дис... д-ра психол. наук. - М., 1998. - 43 с.
25. Ахвердова, О.А., Боев, И.В., Волоскова, Н.Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. - Ставрополь, 2000. - 271 с.
26. Ахутина, Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вести Моск. Ун.-та. Сер. 14. 1984. - № 3.
27. Ахутина, Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. - М., 1989.
28. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М.: Владос, 1999. - 175 с.
29. Бахтин, М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984-1985. - М., 1986. - С. 82-160.
30. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
31. Балакшина, Ж.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в пери¬од их становления: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - СПб., 1995.
32. Бенедиктов, С.Б. Психологический анализ одновременного восприятия и воспроизведения связной речи // Автореф. дисс . канд. психол. наук. - Вильнюс, 1974.
33. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. - М., 1986.
34. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.
35. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
36. Бодалев, А.А. Личность и общение // Избр. тр. - М., 1983.
37. Бодалев, А.А. Психология общения. - М., 1996.
38. Бодалев, А.А., Ковалев, Г.А. О познавательных процессах в общении // Когнитивная психология. Материалы финско- советского симпозиума. М., 1986.
39. Биологическое и социальное в развитии человека. - М., 1977.
40. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
41. Боев, И.В. Пограничная аномальная личность. - Ставрополь,1999. - 362 с.
42. Боев, И.В., Ахвердова, О.А., Волоскова, Н.Н. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. - Ставрополь, 2001. - 382 с.
43. Брудный, А.А., Сыдыкбекова, Д.С. Общение и деятельность // Эргономика. - М., 1976.
44. Брушлинский, А. В . О природных предпосылках психического развития человека. - М., 1977.
45. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование. - М., 1979.
46. Брушлинский, А.В. О формировании психического // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 106-126.
47. Брушлинский, А.В., Поликарпов, В.А. Мышление и общение. - Самара, 1999. - 123 с.
48. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978.
49. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М., 1998.
50. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. - М., 1987.
51. Волоскова, Н. Н. Интеллектуальная деятельность детей с речевой патологией: Учебно-методическое пособие / Под ред. Проф. И.В. Боева. - Ставрополь, 1999. - 120 с.
52. Волоскова Н.Н. Аномальная личностная изменчивость органического происхождения. - Ставрополь, 2001. - 197 с.
53. Волков, И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. - Л., 1970.
54. Витт, Н.В. Выражение эмоциональных состояний в интонации // Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 1965.
55. Витт, Н.В. Эмоциональная регуляция в рчемыслительных процессах // Психол. ж., т. 7, № 3, 1986. - С. 52-61.
56. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН, 1960. - С. 92.
57. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М., 1999. - 350 с.
58. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.
59. Выготский, Л.С. Конкретная психология человека // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 1986. - № 1. - С. 52-65.
60. Глозман, Л.Я., Ажгихина, Н.И. Психология симпатий. - М., 1988.
61. Головаха, Е.И., Панина, Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев, 1989.
62. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М., 1980.
63. Горская, Г.Б. Внутренняя речь как механизм саморегуляции мыслительной деятельности // Автореф. дисс. . канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1986.
64. Горянина, В.А. Психология общения. - М., 2002. - 415 с.
65. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология, 1995. № 6.
66. Григайте, Б.Й. Роль письменной речи в развитии понятийного мышления детей: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Вильнюс, 1980.
67. Декарт, Р. Страсти души // Избранные произведения. - М., 1950.
68. Дерябин, В.С. Чувства, влечения, эмоции. - Л., 1974.
69. Добрович, А. Общение: Наука и искусство. - М.: Яуза, 1996. - 254 с.
70. Донцов, А.И. Психология коллектива. - М., 1976.
71. Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М., 1984.
72. Дридзе, Т.М. Язык информации и язык реципиента как факторы информированности //Речевое воздействие. - М., 1972.
73. Егидес, А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 5. - С. 52-62.
74. Ерастов, Н.П. Психология общения. Яр. ГУ, 1979.
75. Ермолович, В.А. психологические особенности одновременного выполнения речевых действий // Автореф. дисс. . канд. психол. наук. - М., 1979.
76. Жинкин, Н.И. Вопрос и вопросительное предложение // Вопросы языкознания. - 1955. - № 3.
77. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.
78. Жинкин, Н.И. Исследование внутренней речи по методике центральных речевых помех // Изв. АПН РСФСР. - 1960. - Вып. 113.
79. Жинкин, Н.И. Четыре коммуникатиные системы и четыре языка. Теоретические проблемы прикладной лингвистики. - М., 1965.
80. Жинкин, Н.И. Внутренние коды языка и внешние коды речи // То Honour Roman Jakobson. The Hague - Paris, 1967.
81. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.
82. Зейгарник, Б.В. К проблеме понимания переносного смысла предложения при патологических изменениях мышления // Новое в учении об апраксии, агнозии и афазии. - М.; Л., 1934. - С. 131-140.
83. Зимняя, И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. - М., 1969.
84. Зимняя, И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке // Иностранные языки в школе. - 1970. - № 1.
85. Зимняя, И. А. Психология слушания и говорение // Дисс. . докт. психол. наук. - М., 1973.
86. Зимняя, И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике. - М., 1985.
87. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.- Воронеж, 2001. - С. 428.
88. Каган, М.С. Мир общения. - М., 1988.
89. Канцельсон, С.Д. Психология языка и речевое мышление. - Л., 1972.
90. Канцельсон, С.Д. Типология языка и речевое мышление. - Л., 1972.
91. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. - Минск, 1976.
92. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. - Минск, 1984.
93. Крижанская, Ю.С., Третьяков, В.П. Грамматика общения. Л., 1990.
94. Крупнов, А.И., Прядеин, А.П. К вопросу о понятии «активность» // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. - М., 1977.
95. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение. - СПб., 2001.
96. Кучинский, Г.М. Диалог и мышления. - Минск, 1983.
97. Кучинский, Г.М. Психология внутреннего диалога. - Минск, 1988.
98. Лабунская, В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. - Ростов-на-Дону, 1986.
99. Леонтьев, А.Н. Речь //Психология. Под ред. Проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смиронова, проф. Б.М. Теплова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 1948.
100. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. - М., 1965.
101. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969.
102. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
103. Леонтьев, А.А. Речь и общение //Иностранные языки в школе, № 6. - 1974.
104. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.
105. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - С. 285.
106. Леонтьев, А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999. - С. 365.
107. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. 3 изд. - М., 1972.
108. Леонтьев, А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.
109. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.
110. Леонтьев, А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. - М., 1983.
111. Леонтьев, А.Н. Генезис человеческой речи и мышления // Психол. журнал. 1988. № 4. - С. 139-151.
112. Леонтьев, Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1988.
113. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности. - М., 1993.
114. Линден, Ю. Обезьяны, человек и язык. - М., 1981.
115. Лисина, М.И. Прблемы отногенеза общения. - М., 1986.
116. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 1997.
117. Лисина, М.И. Развитие познавательной деятельности детей первого полугодия жизни. - В кн.: Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М., 1966. - С. 113 - 152.
118. Лисина, М.И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослым. - В кн.: Развитие общения у дошкольников / Под ред. . А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М., 1974. - С. 113 - 152.
119. Лисина, М.И., Ветрова, Е.О., Смирнова, Е.О. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника /Под ред. М. И. Лисиной. - М., 1974.
120. Лозовая, В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Автореф. дис. . канд. психол наук. - Тбилиси, 1990.
121. Ломов, Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 151-164.
122. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 124.
123. Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. - С. 64-93.
124. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
125. Ломов, Б.Ф., Сурков, Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. - М., 1980.
126. Лурия, А.Р. Речь и мышление. - М., 1975.
127. Лурия, А.Р. Язык и сознание. - М., 1979.
128. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969.
129. Лурия, А.Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1979. - С. 228-243.
130. Лущихина, И.М. О роли некоторых грамматических трансформаций при различных условиях речевого общения // Материалы второго симпозиума по психолингвистике. - М.,1968.
131. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М., 1974.
132. Мольц, М.Я. Я - это Я, или Как стать счастливым. - М., 1994.
133. Морено, Д. Социометрия. - М., 1958.
134. Мелибруда, Е. Я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.
135. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - СПб., 1997. - С. 176.
136. Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. А.В. Брушлинский. - М., 1982.
137. Мухина ,В.С. Возрастная психология. - М., 2000.
138. Мухина, В.С. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спецкурсу. - М., 1985.
139. Мясищев, В.Н. Психология отношений. - М.; - Воронеж, 1995.
140. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979.
141. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., 1996.
142. Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987.
143. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. - М., 1985.
144. Общение и формирование личности школьника. - М., 1987.
145. Павлов, И.П. Полн. собр. соч.: В 5 т. - М.; Л., 1951.
146. Панасюк, А.Ю. Управленческое общение. М.: Экономика, 1990.
147. Педагогическое речеведение. - М., 1998. - С.302.
148. Пенфильд, В., Робертс, Л. Речь и мозговые механизмы. - Л., 1964.
149. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М., 1989.
150. Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. (Процедурные аспекты групп интенсивного общения.)
151. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.
152. Петровский, А.В. История советской психологии. - М., 1967.
153. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.
154. Петровский, В.А. Психология надситуативной активности. -М., 1992. - С. 58.
155. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону, 1996.
156. Платонов, К.К. Проблема способностей. - М., 1972.
157. Познание и общение: Сб. науч. Ст. / Отв. ред. Б.Ф. Ломов и др. - М.: Наука, 1988. - 208 с.
158. Поликарпов, В.А. Особенности анализа через синтез как механизма мышления в условиях диалога: Автореф. дис.. канд. психол. наук. - М., 1987.
159. Пономарев, Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии.- М., 1981. - С. 79 - 91.
160. Проблема общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М., 1981.
161. Психологические исследования общения. - М., 1985.
162. Психологический словарь. - М., 1983.
163. Психология межличностного познания. - М., 1981
164. Психология внутреннего диалога. - Минск, 1988.
165. Проблема мышления в психологии. - М., 1981.
166. Путляева, Л.В., Сверчкова, Р.Т. особенности познавательной деятельности в ситуации непосредственного общения // Мышление: процесс, деятельность, общение. - М., 1982. - С. 170-212.
167. Радченко, С.В. Взаимосвязь самооценки и мыслительного процесса при решении задач. Автореф. дисс..канд. психол. наук. - М., 1988.
168. Реформатский, А.А. Введение в языкознание. - М., 1960.
169. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. - М., 1988.
170. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - С. 264.
171. Рубинштейн, С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Проблемы общей психологии. - М., 1973.
172. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
173. Руденко, И.Л. Стиль общения и его детерминанты: Автореферат дисс. канд. психол. наук. (19.00.01). - М.: МГУ, 1988. - 24 с.
174. Семенов, И.Н., Степанов, С.К. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983. - С. 154-182.
175. Славская, К.А. Мысль в действии. - М., 1968.
176. Соколов, А.Н. О речевых механизмах умственной деятельности // Изв. АПН РСФСР, 1956. Вып. 81. - С. 65.
177. Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М., 1968.
178. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникации детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 1996. - № 1.
179. Соловьев, Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 1996. - № 6.
180. Станкин, М.И. Психология общения. - Москва-Воронеж, 2000.
181. Социальная психология и этика делового общения: Учебное пособие / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, Н.А. Нартов и др.; Под ред. В.Н. Лав-риненко. - М: Культура и спорт, 1955. - 160 с.
182. Субботинский, Е.В. Генезис независимости у дошкольников и стиль общения // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. науч. сообщ. сов. психологов к VI Всесоюз. Съезду Общества психологов СССР. - М., 1983. - Ч. 1. - С. 104-106.
183. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - Л., 1983.
184. Тарасов, Г. С. Проблема духовной потребности. - М., 1979.
185. Тихомиров, О.К. Структура мыслительной деятельности человека. - М., 1969.
186. Тихомиров, О.К. психология мышления. - М., 1984.
187. Теплов, Б.М. Об объективном методе в психологии // Изв. Акад. пед. наук РСФСР. - М., 1953. Вып. 45. - С. 49-74.
188. Тульвисте, П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. - Таллин, 1988.
189. Ушакова, Т.Н. и др. Речь человека в общении. - М., 1989.
190. Ушакова, Т.Н. Психология речи и психолингвистика / Психологический журнал. Т. 12. - М., 1991. - № 6.
191. Филонов, Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. - М., 1997.
192. Фирсов, М.В. история социальной работы в России: Учебн. пособие. - М., 1998.
193. Фрейд, З. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. - М., 1993.
194. Фрумкина Р.М. Вероятность элементов текста и речевое поведение. - М., 1971.
195. Фульга, Р.Т. Факторы, определяющие речевую активность // Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельно¬сти. - Воронеж, 1982.
196. Халилова, Л.Б., Павлова, О.С. Психолингвистический анализ коммуникативного акта у детей с нарушениями речи / Теория и практика коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями развития. - Ташкент, 1995.
197. Хомский, Н. Язык и мышление. - М., 1972.
198. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса. - М., 1972.
199. Цуканова, Е.В. Психологические трудности межличностного общения. - Киев: Вища шк., 1985. - 159 с.
200. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977.
201. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.
202. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994. - 315 с.
203. Шорохова, Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. - М., 1961.
204. Щербо, Н.П. Взаимные оценки партнеров как личностный фактор диалогического мышления: Автореф. дисс... канд. психол. наук. - М., 1987.
205. Элиешюте, С.П. К вопросу о воздействии речевого побуждения // Автореф. дисс. . канд. психол. наук. - М., 1968.
206. Эльконин, Д.Б. Детская психологи. - М., 1960.
207. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.
208. Эльконин, Д.Б. психология игры. - М., 1978.
209. Юнг, К.Г. Психологические типы: Пер. с нем. - Томск, 1993.
210. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с англ. - М., 1994.
211. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. -
M. , 1975. - С. 89-105.
212. Язык и личность / Отв. ред. Д.Н. Шмелев. - М., 1989.
213. Язык и речь // Тезисы докладов межвузовской конференции в МГПИИЯ. - М., 1962.
214. Якиманская, И.С. Знание и мышление школьника. - М., 1985.
215. Gordon, Th., Burch N.T.E.T. - Teacher Effectiveness Training. -N. Y., 1974;
216. Kissler, D.J. An interpersonal communications analysis of relations psy- hotherapy // Psyhiatry. - 1979. V. 42. - P. 299-311.
217. Leary, T. Et al. Interpersonal diagnosis: some problems of methodology and valydation // J. OF Abnorm. Psyhol. - 1955. - V. 50. - P. 110-124.
218. Faucheux, C., Moscovici, S. Contribution a une psychosociologie du langage // XVIII Международный психологический конгресс. Сим-позиум 34. - М., 1966. - С. 15-26.
219. Bourdieu, P., Jabes, E. Le livre du dialogue. - Paris, 1983.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ