ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ/ИНАКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 14
1.1. Исследование динамических характеристик индивидуальной коммуникативно-речевой активности/инактивности в отечественной и зарубежной психологии 14
1.2. Факторы, определяющие коммуникативно-речевую активность/инактивность 21
1.3. Конституционально обусловленный континуум личности и речевого поведения подростка 55
1.4. Взаимосвязь коммуникативно-речевой активности/инактивности с аномальной личностной изменчивостью 63
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 77
2.1. Организация и методика проведения диагностического исследования 77
2.2. Социальные механизмы операциональных возможностей общения 94
2.3. Исследование мотивационного звена общения 95
2.4. Исследование мотивационного звена, обусловленного трудностями операциональных возможностей общения 95
2.5. Исследование звена контроля общения 97
2.6. Конституционально ориентированная психологическая коррекция коммуникативно-речевой инактивности у подростков 98
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 115
3.1. Сравнительный эмпирический и экспериментально-психологический анализ подростков 115
3.1.1. Исследование самооценки 115
3.1.2. Исследование уровня притязаний 118
3.1.3. Исследование тревожности 120
3.1.4. Исследование личностных установок 121
3.1.5. Исследование межличностных отношений в семьях 123
3.1.6. Анализ устных высказываний и письменных текстов 127
3.1.7. Анализ структурных компонентов общения 128
3.2. Практические рекомендации 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
ВЫВОДЫ 147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 166
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ/ИНАКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 14
1.1. Исследование динамических характеристик индивидуальной коммуникативно-речевой активности/инактивности в отечественной и зарубежной психологии 14
1.2. Факторы, определяющие коммуникативно-речевую активность/инактивность 21
1.3. Конституционально обусловленный континуум личности и речевого поведения подростка 55
1.4. Взаимосвязь коммуникативно-речевой активности/инактивности с аномальной личностной изменчивостью 63
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 77
2.1. Организация и методика проведения диагностического исследования 77
2.2. Социальные механизмы операциональных возможностей общения 94
2.3. Исследование мотивационного звена общения 95
2.4. Исследование мотивационного звена, обусловленного трудностями операциональных возможностей общения 95
2.5. Исследование звена контроля общения 97
2.6. Конституционально ориентированная психологическая коррекция коммуникативно-речевой инактивности у подростков 98
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 115
3.1. Сравнительный эмпирический и экспериментально-психологический анализ подростков 115
3.1.1. Исследование самооценки 115
3.1.2. Исследование уровня притязаний 118
3.1.3. Исследование тревожности 120
3.1.4. Исследование личностных установок 121
3.1.5. Исследование межличностных отношений в семьях 123
3.1.6. Анализ устных высказываний и письменных текстов 127
3.1.7. Анализ структурных компонентов общения 128
3.2. Практические рекомендации 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
ВЫВОДЫ 147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 166
Актуальность исследования. В последние десятилетия приобрела общественную значимость подростковая психология. Социальные, экологические факторы, вступая в активное взаимодействие с той или иной выраженностью психотипологической, характерологической, личностной, конституционально обусловленной неполноценностью, дефектностью мозга (А.Г. Ананьев, 1977; К.К. Платонов, 1965; Б.Н. Теплов, 1961; Е.В. Шорохова, 1961), приводят к проявлениям психологической и личностной декомпенации и дезадаптации подростков.
Подростковая психология остро нуждается в теоретической и практической разработке аспектов психологии общения и, прежде всего, - общения речевого, часто отражающего различную степень выраженности мозговой недостаточности. А.Н. Леонтьев (1948) утверждал, что всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и цели общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств».
Отечественные психологи отмечают неразрывную связь несводимых друг к другу общения и деятельности, выступающих в качестве базовых категорий психологической науки (С.Л. Рубинштейн, 2000; Б.Ф. Ломов, 1984). Важнейшим ориентиром человека при его деятельности в мире, диалоге человека с миром является язык. А.А. Леонтьев (1997) называет его языком личности, подчеркивая этим самым не только «значенческий», смысловой феномен языка, но личностно детерминированную (субъектную) стратегию речевого общения.
А.В. Брушлинский и В.А. Поликарпов (1999), подтверждая эти положения, указывают, что на любом уровне взаимодействия человека с миром сохраняется неразрывная взаимосвязь субъект-субъектных и субъект- объектных типов соотношений. Мировоззренческий и культурный уровень вносят свою коррекцию в личностные переживания и поведенческие аномальные проявления, чаще всего, отражаясь в вербально-коммуникативной функции или коммуникативно-речевой деятельности (И.А. Зимняя, 2001). В общем смысле речевая коммуникация или речевое общение представляет собой важнейший фактор совместной деятельности людей, выявляющий активность или инактивность его участников.
Личность развивается как целое и ни одна функция (ни речь, ни память) не может развиваться самостоятельно, и лишь в целях научного анализа нами абстрагируется та или иная сторона развития (Л.С. Выготский, 1934). Пубертатный период является переходным этапом между детством и взрослым возрастом. Связанный с созреванием всех функциональных систем организма, активным формированием личности, ее социализации, подростковый возраст отражает одну из существенных детерминант процесса дозревания (адолесценции): коммуникативно-речевую деятельность, проявляющуюся активностью или инактивностью. Конституционально-типологический комплексный анализ функций, проводимый в течение ряда лет в Ставропольском государственном университете, позволяет «голографически» представить развитие личности в конституциональном личностном континууме.
В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью, а кризис этого периода связан с коммуникативными противоречиями. В связи с этим трудности коммуникативно-речевой деятельности провоцируют личностные проблемы самоопределения и самореализации в жизни, что обосновывает необходимость развития специализированной психологи¬ческой помощи подросткам.
Цель диссертационного исследования: разработка вариантов психологической диагностики и психокоррекции коммуникативно-речевой
инактивности у подростков с различной степенью выраженности конституционально-типологической предиспозиции личности.
Объект исследования: человек как целостное системное образование в субъектно-объектных отношениях.
Предмет исследования: коммуникативно-речевая инактивность у подростков, требующая оказания специализированной психологической помощи.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу, посвященную вопросам психологической диагностики и коррекции коммуникативно-речевой инактивности у подростков.
2. Подобрать унифицированный набор экспериментально-психологических методик, наиболее полно отражающих степень выраженности коммуникативно-речевой инактивности.
3. Определить и разработать адекватные и оптимальные методы психологической коррекции коммуникативно-речевой инактивности у подростков с учетом конституционально-психотипологических особенностей личности.
4. Объективизировать эффективность разработанных вариантов специализированной помощи подросткам с признаками коммуникативно-речевой инактивности, используя методы психодиагностики.
Эмпирическая гипотеза исследования
Коммуникативно-речевая деятельность (активность/инактивность) может выступать в качестве психологического маркера, отражающего степень выраженности конституционально-типологической и психотипологической личностной предиспозиции.
Теоретическая гипотеза исследования основана на континуально-генетическом подходе к личностной индивидуальности, предполагая, что конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют субъектно-деятельностные отношения личности. В случае справедливости настоящей гипотезы можно рассчитывать на значительную эффективность от применения специализированной психологической помощи, обращенной к конституциональным основам личности.
Методологические основы исследования: идея понимания речевого общения А.А. Леонтьева; концептуальные и методологические проблемы исследования коммуникативно-речевой деятельности (И.А. Зимняя,A. Н, Соколов, С.Д. Канцельсон); субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна; теория диалогизма М.М. Бахтина; положения Л.С. Выготского о роли речи и мышления в развитии личности; механизмах речи (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, В. Пенфольд, Л. Робертс); концепции отечественной и зарубежной психологии о сущности личности и ее психологической структуры, самосознании детей и подростков, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Б. Скиннер,B. Н. Мясищев); об этапах формирования личности и общения в онтогенезе (Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин); философско- теоретические концепции о целостности личности (Л. И. Анцыферова, Е.В. Шорохова); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от конституциональных или генетических психических особенностей (Б.С. Братусь, В.В. Белоус, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, В. С. Мерлин); отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализированной психологической помощи (И.В. Боев, О.А. Ахвердова, Н. Н. Волоскова).
Материал и методики исследования. В экспериментально-психологическом исследовании приняло участие 348 подростков (188 юношей и 160 девушек) в возрасте 15-16 лет. Обследование проводилось не менее 2 раз в год на базе Межвузовской лаборатории экспериментальной психологии Ставропольского государственного университета, муниципальных общеобразовательных лицеев города Ставрополя в течение нескольких лет, что позволило подтвердить предшествующие результаты исследования.
Для реализации поставленной цели и задач были использованы следующие методы и методики психологического обследования: социограмма, метод полярных профилей Дембо-Рубинштейн, позволяющий исследовать самооценку личности, методика исследования уровня притязаний К. Левина, методика исследования тревожности Ч. Спилбергера, проективный тест Розенцвейга, методика шкалирования эмоциональных отношений, методика ранжирования определений, контент-анализ сочинений подростков и их родителей (по В.В. Столину).
В настоящем выборочном экспериментально-психологическом обследовании участвовали подростки, составившие 3 группы: 1 группа (основная) - подростки с проблемами межличностной перцепции (по результатам социограммы «отвергаемые») и трудностями в обучении русскому языку в виде ошибок письма и письменного высказывания; обучающихся не выше «удовлетворительно», что указывало на конституционально-типологическую недостаточность ВНД и психотипологическую предиспозицию личности (Н.Н. Волоскова, 2001; И.В. Боев, 2003);
2 группа (сравнительная) - подростки, имеющие трудности обучения русскому языку, с дефектами звукопроизношения или невнятной устной речью, но без искажения межличностной перцепции, т.е. референтные с группой сверстников, что подчеркивает вероятность лишь конституционально-типологической недостаточности ВНД (О.А. Минаева, 2003);
3 группа - контрольная и состояла из условно здоровых подростков, обучающихся на «хорошо» и «отлично», отличающихся стабильными межличностными отношениями.
Используя принципы дифференциальной диагностики в психологии личности, предложенные О.А. Ахвердовой и И.В. Боевым (1990-2003), все обследуемые были распределены по месту их расположения в конституционально-континуальном пространстве на диапазон психологи¬ческой нормы - акцентуации с признаками конституционально¬типологической недостаточности ВНД (2 группа) и диапазон пограничной аномальной личности (ПАЛ) с признаками сочетанной конституционально¬типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности (1 группа).
Результаты экспериментально-психологического исследования всех подростков подверглись сплошной математической обработке полученных данных, которая проводилась методом многомерной статистики с применением факторного и корреляционного анализов.
Организация и этапы исследования. Теоретико-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:
1. Поисково-теоретический этап (2000-2001 гг.) был направлен на изучение и анализ психологической, научно-методической и специальной литературы; была уточнена тема исследования, разработан план работы, проводился отбор методов и средств для дальнейшего исследования и психокоррекции.
2. Экспериментально-психологический этап (2001-2002 гг.), на котором определялись реактивная и личностная тревожность, коммуникативность, отношение к окружающим, активность, эмоционально-волевые качества, личностные установки подростков и межличностные отношения в семье в коллективе сверстников. С помощью социограммы были выявлены «отвергаемые» учащиеся. Подсчитывались и анализировались корреляции между иерархиями качеств, полученных с помощью методики ранжирования определений: «Я» реального и идеального. Внедрение и объективизация эффективности специально разработанной психокоррекционной программы для подростков с признаками коммуникативно-речевой инактивности.
3. Обобщающе-аналитический этап (2002-2003 гг.), когда проводилась систематизация результатов исследования с последующим статистическим и патогенетическим анализом; уточнялись теоретические положения; объективизировалась эффективность психокоррекционных методов; полученные результаты психолого-математического анализа были визуализированы графически, что повысило доступность восприятия результатов исследования и точность интерпретации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативно-речевая деятельность (активность или инактивность) отражает уровень развития психических процессов, межличностных отношений, сознания и самосознания личности и может выступать в качестве психологического маркера степени выраженности конституционально-типологической и личностной предиспозиции подростка.
2. Предлагаемый комплекс психологических методов диагностики позволяет на высоко достоверном уровне определить степень выраженности коммуникативно-речевой инактивности как маркера конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности (ВНД) и/или психотипологической предиспозиции личности.
3. Подросткам с признаками коммуникативно-речевой инактивности необходима специализированная психологическая помощь с целью восста-новления конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации личности, что служит профилактикой вероятностных личностных и поведенческих нарушений у подростков.
Научная новизна исследования. Впервые изучена коммуникативно-речевая инактивность в подростковом возрасте с позиций конституциональной психологии. Выделен психологический и личностный комплекс признаков коммуникативно-речевой инактивности у подростков, имеющих различную степень выраженности конституционально-типологической недостаточности ВНД и/или психотипологической предиспозиции личности. Доказано, что коммуникативно-речевая инактивность может проявляться у подростков, относящихся к конституциональному личностному диапазону психологической нормы - акцентуации, или к диапазону пограничной аномальной личности. В первом случае правомерно ожидать благоприятного социально-психологического прогноза, во втором случае - это неоправданно.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии интимных психологических и личностных механизмов, лежащих в основе столь важного для подростков комплекса коммуникативно-речевой активности/инактивности. Представлены научные аргументы, подтверждающие, что конституциональные психологические механизмы защиты в виде компенсации и адаптации зависят от степени выраженности и сочетания конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности. Оценка коммуникативно-речевой инактивности с точки зрения конституционального личностного континуума позволяет в полном объеме представить себе формирование неразрывной взаимосвязи субъект-субъектных и субъект-объектных типов соотношений у подростков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан диагностический комплекс психологических методик, показатели которых в своей совокупности полноценно и достоверно раскрывают суть коммуникативно-речевой инактивности у подростков. Предложенный диагностический психологический комплекс может быть использован в иных научных исследованиях, направленных на решение аналогичных задач, в работе школьной психологической службы. Психологам, клиническим психологам, социальным работникам и учителям предложена для
использования в практической работе совокупность психологических признаков, отражающих различную степень выраженности коммуникативно-речевой инактивности. Разработана специализированная психологическая помощь в виде различных вариантов индивидуальной и групповой психокоррекции, включающих социально-психологические тренинги, направленные на восстановление конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации. Применяемые методы психокоррекции позволяют добиться позитивного личностного дрейфа из диапазона ПАЛ в сторону диапазона психологической нормы-акцентуации, когда восстанавливается уровень адекватности самооценки, устраняется фиксация на препятствиях, нивелируются тревожность и переживания речевого дефекта, заметно улучшается коммуникативность.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, опирающимися на современные достижения психологии личности, реализацией методов психодиагностики, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки, значимостью полученных результатов при использовании специализированной психологической помощи подросткам, а также экспериментальных данных, основанных на качественном и количественном анализе с применением современных методов статистической обработки данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры психологии Ставропольского государственного университета, на заседаниях научно-координационного Совета факультета психологии СГУ, представлялись на XLII научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 1997, 1999), 44 научно-методической конференции «Язык и образование в диалоге культур» «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2000), научной региональной конференции «Лингвистические и экстралингвистические проблемы межкультурной коммуникации» (Ставрополь, 2000), научно¬методической конференции «Личность: культура и образование» (Ставрополь, 2001). Материалы исследования внедрены в образовательный процесс Ставропольского государственного университета, общеобразовательных учреждений города Ставрополя.
Публикации результатов исследования: по теме диссертации опубликовано 7 работ.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 165 страницах машинописного текста, иллюстрировано таблицами и рисунками. Библиография насчитывает 219 источников: из них 214 на русском языке и 5 - на иностранном языке.
Подростковая психология остро нуждается в теоретической и практической разработке аспектов психологии общения и, прежде всего, - общения речевого, часто отражающего различную степень выраженности мозговой недостаточности. А.Н. Леонтьев (1948) утверждал, что всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и цели общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств».
Отечественные психологи отмечают неразрывную связь несводимых друг к другу общения и деятельности, выступающих в качестве базовых категорий психологической науки (С.Л. Рубинштейн, 2000; Б.Ф. Ломов, 1984). Важнейшим ориентиром человека при его деятельности в мире, диалоге человека с миром является язык. А.А. Леонтьев (1997) называет его языком личности, подчеркивая этим самым не только «значенческий», смысловой феномен языка, но личностно детерминированную (субъектную) стратегию речевого общения.
А.В. Брушлинский и В.А. Поликарпов (1999), подтверждая эти положения, указывают, что на любом уровне взаимодействия человека с миром сохраняется неразрывная взаимосвязь субъект-субъектных и субъект- объектных типов соотношений. Мировоззренческий и культурный уровень вносят свою коррекцию в личностные переживания и поведенческие аномальные проявления, чаще всего, отражаясь в вербально-коммуникативной функции или коммуникативно-речевой деятельности (И.А. Зимняя, 2001). В общем смысле речевая коммуникация или речевое общение представляет собой важнейший фактор совместной деятельности людей, выявляющий активность или инактивность его участников.
Личность развивается как целое и ни одна функция (ни речь, ни память) не может развиваться самостоятельно, и лишь в целях научного анализа нами абстрагируется та или иная сторона развития (Л.С. Выготский, 1934). Пубертатный период является переходным этапом между детством и взрослым возрастом. Связанный с созреванием всех функциональных систем организма, активным формированием личности, ее социализации, подростковый возраст отражает одну из существенных детерминант процесса дозревания (адолесценции): коммуникативно-речевую деятельность, проявляющуюся активностью или инактивностью. Конституционально-типологический комплексный анализ функций, проводимый в течение ряда лет в Ставропольском государственном университете, позволяет «голографически» представить развитие личности в конституциональном личностном континууме.
В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью, а кризис этого периода связан с коммуникативными противоречиями. В связи с этим трудности коммуникативно-речевой деятельности провоцируют личностные проблемы самоопределения и самореализации в жизни, что обосновывает необходимость развития специализированной психологи¬ческой помощи подросткам.
Цель диссертационного исследования: разработка вариантов психологической диагностики и психокоррекции коммуникативно-речевой
инактивности у подростков с различной степенью выраженности конституционально-типологической предиспозиции личности.
Объект исследования: человек как целостное системное образование в субъектно-объектных отношениях.
Предмет исследования: коммуникативно-речевая инактивность у подростков, требующая оказания специализированной психологической помощи.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу, посвященную вопросам психологической диагностики и коррекции коммуникативно-речевой инактивности у подростков.
2. Подобрать унифицированный набор экспериментально-психологических методик, наиболее полно отражающих степень выраженности коммуникативно-речевой инактивности.
3. Определить и разработать адекватные и оптимальные методы психологической коррекции коммуникативно-речевой инактивности у подростков с учетом конституционально-психотипологических особенностей личности.
4. Объективизировать эффективность разработанных вариантов специализированной помощи подросткам с признаками коммуникативно-речевой инактивности, используя методы психодиагностики.
Эмпирическая гипотеза исследования
Коммуникативно-речевая деятельность (активность/инактивность) может выступать в качестве психологического маркера, отражающего степень выраженности конституционально-типологической и психотипологической личностной предиспозиции.
Теоретическая гипотеза исследования основана на континуально-генетическом подходе к личностной индивидуальности, предполагая, что конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют субъектно-деятельностные отношения личности. В случае справедливости настоящей гипотезы можно рассчитывать на значительную эффективность от применения специализированной психологической помощи, обращенной к конституциональным основам личности.
Методологические основы исследования: идея понимания речевого общения А.А. Леонтьева; концептуальные и методологические проблемы исследования коммуникативно-речевой деятельности (И.А. Зимняя,A. Н, Соколов, С.Д. Канцельсон); субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна; теория диалогизма М.М. Бахтина; положения Л.С. Выготского о роли речи и мышления в развитии личности; механизмах речи (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, В. Пенфольд, Л. Робертс); концепции отечественной и зарубежной психологии о сущности личности и ее психологической структуры, самосознании детей и подростков, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Б. Скиннер,B. Н. Мясищев); об этапах формирования личности и общения в онтогенезе (Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин); философско- теоретические концепции о целостности личности (Л. И. Анцыферова, Е.В. Шорохова); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от конституциональных или генетических психических особенностей (Б.С. Братусь, В.В. Белоус, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, В. С. Мерлин); отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализированной психологической помощи (И.В. Боев, О.А. Ахвердова, Н. Н. Волоскова).
Материал и методики исследования. В экспериментально-психологическом исследовании приняло участие 348 подростков (188 юношей и 160 девушек) в возрасте 15-16 лет. Обследование проводилось не менее 2 раз в год на базе Межвузовской лаборатории экспериментальной психологии Ставропольского государственного университета, муниципальных общеобразовательных лицеев города Ставрополя в течение нескольких лет, что позволило подтвердить предшествующие результаты исследования.
Для реализации поставленной цели и задач были использованы следующие методы и методики психологического обследования: социограмма, метод полярных профилей Дембо-Рубинштейн, позволяющий исследовать самооценку личности, методика исследования уровня притязаний К. Левина, методика исследования тревожности Ч. Спилбергера, проективный тест Розенцвейга, методика шкалирования эмоциональных отношений, методика ранжирования определений, контент-анализ сочинений подростков и их родителей (по В.В. Столину).
В настоящем выборочном экспериментально-психологическом обследовании участвовали подростки, составившие 3 группы: 1 группа (основная) - подростки с проблемами межличностной перцепции (по результатам социограммы «отвергаемые») и трудностями в обучении русскому языку в виде ошибок письма и письменного высказывания; обучающихся не выше «удовлетворительно», что указывало на конституционально-типологическую недостаточность ВНД и психотипологическую предиспозицию личности (Н.Н. Волоскова, 2001; И.В. Боев, 2003);
2 группа (сравнительная) - подростки, имеющие трудности обучения русскому языку, с дефектами звукопроизношения или невнятной устной речью, но без искажения межличностной перцепции, т.е. референтные с группой сверстников, что подчеркивает вероятность лишь конституционально-типологической недостаточности ВНД (О.А. Минаева, 2003);
3 группа - контрольная и состояла из условно здоровых подростков, обучающихся на «хорошо» и «отлично», отличающихся стабильными межличностными отношениями.
Используя принципы дифференциальной диагностики в психологии личности, предложенные О.А. Ахвердовой и И.В. Боевым (1990-2003), все обследуемые были распределены по месту их расположения в конституционально-континуальном пространстве на диапазон психологи¬ческой нормы - акцентуации с признаками конституционально¬типологической недостаточности ВНД (2 группа) и диапазон пограничной аномальной личности (ПАЛ) с признаками сочетанной конституционально¬типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности (1 группа).
Результаты экспериментально-психологического исследования всех подростков подверглись сплошной математической обработке полученных данных, которая проводилась методом многомерной статистики с применением факторного и корреляционного анализов.
Организация и этапы исследования. Теоретико-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:
1. Поисково-теоретический этап (2000-2001 гг.) был направлен на изучение и анализ психологической, научно-методической и специальной литературы; была уточнена тема исследования, разработан план работы, проводился отбор методов и средств для дальнейшего исследования и психокоррекции.
2. Экспериментально-психологический этап (2001-2002 гг.), на котором определялись реактивная и личностная тревожность, коммуникативность, отношение к окружающим, активность, эмоционально-волевые качества, личностные установки подростков и межличностные отношения в семье в коллективе сверстников. С помощью социограммы были выявлены «отвергаемые» учащиеся. Подсчитывались и анализировались корреляции между иерархиями качеств, полученных с помощью методики ранжирования определений: «Я» реального и идеального. Внедрение и объективизация эффективности специально разработанной психокоррекционной программы для подростков с признаками коммуникативно-речевой инактивности.
3. Обобщающе-аналитический этап (2002-2003 гг.), когда проводилась систематизация результатов исследования с последующим статистическим и патогенетическим анализом; уточнялись теоретические положения; объективизировалась эффективность психокоррекционных методов; полученные результаты психолого-математического анализа были визуализированы графически, что повысило доступность восприятия результатов исследования и точность интерпретации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативно-речевая деятельность (активность или инактивность) отражает уровень развития психических процессов, межличностных отношений, сознания и самосознания личности и может выступать в качестве психологического маркера степени выраженности конституционально-типологической и личностной предиспозиции подростка.
2. Предлагаемый комплекс психологических методов диагностики позволяет на высоко достоверном уровне определить степень выраженности коммуникативно-речевой инактивности как маркера конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности (ВНД) и/или психотипологической предиспозиции личности.
3. Подросткам с признаками коммуникативно-речевой инактивности необходима специализированная психологическая помощь с целью восста-новления конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации личности, что служит профилактикой вероятностных личностных и поведенческих нарушений у подростков.
Научная новизна исследования. Впервые изучена коммуникативно-речевая инактивность в подростковом возрасте с позиций конституциональной психологии. Выделен психологический и личностный комплекс признаков коммуникативно-речевой инактивности у подростков, имеющих различную степень выраженности конституционально-типологической недостаточности ВНД и/или психотипологической предиспозиции личности. Доказано, что коммуникативно-речевая инактивность может проявляться у подростков, относящихся к конституциональному личностному диапазону психологической нормы - акцентуации, или к диапазону пограничной аномальной личности. В первом случае правомерно ожидать благоприятного социально-психологического прогноза, во втором случае - это неоправданно.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии интимных психологических и личностных механизмов, лежащих в основе столь важного для подростков комплекса коммуникативно-речевой активности/инактивности. Представлены научные аргументы, подтверждающие, что конституциональные психологические механизмы защиты в виде компенсации и адаптации зависят от степени выраженности и сочетания конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности. Оценка коммуникативно-речевой инактивности с точки зрения конституционального личностного континуума позволяет в полном объеме представить себе формирование неразрывной взаимосвязи субъект-субъектных и субъект-объектных типов соотношений у подростков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан диагностический комплекс психологических методик, показатели которых в своей совокупности полноценно и достоверно раскрывают суть коммуникативно-речевой инактивности у подростков. Предложенный диагностический психологический комплекс может быть использован в иных научных исследованиях, направленных на решение аналогичных задач, в работе школьной психологической службы. Психологам, клиническим психологам, социальным работникам и учителям предложена для
использования в практической работе совокупность психологических признаков, отражающих различную степень выраженности коммуникативно-речевой инактивности. Разработана специализированная психологическая помощь в виде различных вариантов индивидуальной и групповой психокоррекции, включающих социально-психологические тренинги, направленные на восстановление конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации. Применяемые методы психокоррекции позволяют добиться позитивного личностного дрейфа из диапазона ПАЛ в сторону диапазона психологической нормы-акцентуации, когда восстанавливается уровень адекватности самооценки, устраняется фиксация на препятствиях, нивелируются тревожность и переживания речевого дефекта, заметно улучшается коммуникативность.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, опирающимися на современные достижения психологии личности, реализацией методов психодиагностики, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки, значимостью полученных результатов при использовании специализированной психологической помощи подросткам, а также экспериментальных данных, основанных на качественном и количественном анализе с применением современных методов статистической обработки данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры психологии Ставропольского государственного университета, на заседаниях научно-координационного Совета факультета психологии СГУ, представлялись на XLII научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 1997, 1999), 44 научно-методической конференции «Язык и образование в диалоге культур» «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2000), научной региональной конференции «Лингвистические и экстралингвистические проблемы межкультурной коммуникации» (Ставрополь, 2000), научно¬методической конференции «Личность: культура и образование» (Ставрополь, 2001). Материалы исследования внедрены в образовательный процесс Ставропольского государственного университета, общеобразовательных учреждений города Ставрополя.
Публикации результатов исследования: по теме диссертации опубликовано 7 работ.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 165 страницах машинописного текста, иллюстрировано таблицами и рисунками. Библиография насчитывает 219 источников: из них 214 на русском языке и 5 - на иностранном языке.
1. Коммуникативно-речевая активность/инактивность отражает степень выраженности аномальной личностной и поведенческой изменчивости у подростков, проявляясь в межличностных отношениях, структуре общения, уровне самосознания и сознания. Подтверждена возможность использования коммуникативно-речевой инактивности в качестве психологического маркера, детерминированного сочетанной конституционально¬типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности - неблагоприятный вариант и, обусловленного психотипологической предиспозицией личности, - благоприятный вариант.
2. Наиболее адекватным экспериментально-психологическим диагностическим комплексом методик, позволяющим на высоко достоверном уровне определять коммуникативно-речевую инактивность у подростков, служат показатели методик изучения коммуникативности, структуры общения, тревожности, самооценки и уровня притязаний, личностных установок и межличностных отношений в семьях и коллективах сверстников, анализ устных высказываний и письменных сочинений.
3. Признаками коммуникативно-речевой инактивности служат: малая речевая активность в среде сверстников и в микросоциуме, недостаточность развития операционально-технической стороны общения (малый запас слов и знаний, аграмматизмы в устной и письменной речи), дефекты речи, неумение четко сформулировать свою мысль в устном и письменном высказывании; ошибки письма и письменной речи, некомпетентность в стилевом оформлении устной и письменной речи, что отражает степень выраженности конституционально-типологической недостаточности ВНД.
4. Для подростков с признаками коммуникативно-речевой инактивности, детерминированной сочетанной конституционально-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности, соответствующей диапазону ПАЛ, характерными признаками являются:
- наличие психологических проблем мотивационного звена общения, включающего ориентировку в ситуации общения, коммуникативное намерение, осознание психологической реальности «Другого», установку на «прочтение Другого», вследствие не сформированности смыслообразующих мотивов деятельности;
-проблемы эмоциональной стороны самосознания: переживание речевого дефекта, неуспешности в учебе, проблемы межличностного характера в семье и коллективе сверстников;
- проблемы поведенческого уровня: избегание ряда бытовых ситуаций, сужение круга контактов, недостаточная адекватность протекания коммуникации, обеднение речевых действий, выражающейся в поиске коротких, легких в произносительном отношении вербальных единиц.
5. Специализированная психологическая помощь в виде психокоррекционной программы, адресованной конституциональным механизмам психологической компенсации и адаптации, должна учитывать место расположения подростков в конституциональном личностном континууме:
- у подростков диапазона психологической нормы - акцентуации в процессе психокоррекции формируется стойкая мотивированность к целенаправленной деятельности, желание достичь мотива-цели, справиться со своими проблемами, подтверждая благоприятный социально-психологический прогноз;
- подростки диапазона пограничной аномальной личности, характеризуются аутокоммуникативным характером общения, отражающим только собственные ощущения и трудности, а не реакцию на собеседника, проявляя при этом раздражительность, аффективные, невротические реакции, свидетельствуя о малоблагоприятном социально-психологическом прогнозе.
2. Наиболее адекватным экспериментально-психологическим диагностическим комплексом методик, позволяющим на высоко достоверном уровне определять коммуникативно-речевую инактивность у подростков, служат показатели методик изучения коммуникативности, структуры общения, тревожности, самооценки и уровня притязаний, личностных установок и межличностных отношений в семьях и коллективах сверстников, анализ устных высказываний и письменных сочинений.
3. Признаками коммуникативно-речевой инактивности служат: малая речевая активность в среде сверстников и в микросоциуме, недостаточность развития операционально-технической стороны общения (малый запас слов и знаний, аграмматизмы в устной и письменной речи), дефекты речи, неумение четко сформулировать свою мысль в устном и письменном высказывании; ошибки письма и письменной речи, некомпетентность в стилевом оформлении устной и письменной речи, что отражает степень выраженности конституционально-типологической недостаточности ВНД.
4. Для подростков с признаками коммуникативно-речевой инактивности, детерминированной сочетанной конституционально-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности, соответствующей диапазону ПАЛ, характерными признаками являются:
- наличие психологических проблем мотивационного звена общения, включающего ориентировку в ситуации общения, коммуникативное намерение, осознание психологической реальности «Другого», установку на «прочтение Другого», вследствие не сформированности смыслообразующих мотивов деятельности;
-проблемы эмоциональной стороны самосознания: переживание речевого дефекта, неуспешности в учебе, проблемы межличностного характера в семье и коллективе сверстников;
- проблемы поведенческого уровня: избегание ряда бытовых ситуаций, сужение круга контактов, недостаточная адекватность протекания коммуникации, обеднение речевых действий, выражающейся в поиске коротких, легких в произносительном отношении вербальных единиц.
5. Специализированная психологическая помощь в виде психокоррекционной программы, адресованной конституциональным механизмам психологической компенсации и адаптации, должна учитывать место расположения подростков в конституциональном личностном континууме:
- у подростков диапазона психологической нормы - акцентуации в процессе психокоррекции формируется стойкая мотивированность к целенаправленной деятельности, желание достичь мотива-цели, справиться со своими проблемами, подтверждая благоприятный социально-психологический прогноз;
- подростки диапазона пограничной аномальной личности, характеризуются аутокоммуникативным характером общения, отражающим только собственные ощущения и трудности, а не реакцию на собеседника, проявляя при этом раздражительность, аффективные, невротические реакции, свидетельствуя о малоблагоприятном социально-психологическом прогнозе.
Подобные работы
- Психологическая диагностика и психокоррекция коммуникативно-речевой инактивности у подростков
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙИНАКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2015



