Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансцендентальное предчувствие как феномен человеческой субъективности

Работа №28715

Тип работы

Диссертация

Предмет

философия

Объем работы295
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
576
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Ракурсы понимания первичной очевидности в феноменах человеческой субъективности 25
1.1. Методическое сомнение как путь понимания первичной очевидности трансцендентального предчувствия 26
1.1.1. Методическое сомнение и возвращение к первичному опыту 26
1.1.2. Трансцендентальное предчувствие как первичная очевидность 40
1.2. Трансцендентальное предчувствие в формах структурирования восприятия феноменального мира 52
1.2.1. «Двойное схватывание» и трансперсональный характер предчувствия 52
1.2.2. Воображение как процесс приведения трансцендентального предчувствия к определенности 60
1.2.3. Структурирование феноменального мира 66
1.2.4. Настрой 74
1.3. Интуиция присутствия в феноменах человеческой субъективности 78
1.3.1. Эстетический характер присутствия 78
1.3.2. Темпоральность присутствия 83
1.3.3. Пространственность присутствия 93
1.3.4. Феноменология опыта присутствия абсолюта 104
2. Трансцендентальное предчувствие в становлении смыслового бытия 110
2.1. Соотношение события и вещи с позиции энергийного понимания смысла 110
2.1.1. Энергийное понимание смысла 110
2.1.2. Смыслы личностного бытия и определенности суррогатного мира 114
2.1.3. Вещь и событие 117
2.2. Смысловая определенность с позиции динамичного понимания смысла 124
2.2.1. Динамическая природа смысла 124
2.2.2. Архетип смыслового континуума 130
2.2.3. Идеальная парадигма 137
3. Трансцендентальное предчувствие в формах эмоционального бытия 146
3.1. Соотнесенность структуры эмоциональной сферы человеческой субъективности с первичным опытом 147
3.1.1. Эмоциональная структура жизненного мира 147
3.1.2. Первичный эмоционально-ситуативный поток 153
3.1.3. Феноменология страдания 161
3.1.4. Феноменология трансперсонального опыта 169 
3.1.5. Трансперсональное страдание 181
3.1.6. Трансцендентальная ирония 186
3.2. Условия преодоления деформации эмоциональной сферы человеческой субъективности 197
3.2.1. Экзистенциальное сомнение и абсурдность мира 197
3.2.2. Дестрой 201
3.2.3. Бог - источник настроения, фундирующего мир 205
3.2.4. Идеология и суррогатный мир 208
3.2.5. Присутствие аутистского мира как настрой 215
4. Преодоление замкнутости человеческой субъективности в коммуникации ..220
4.1. Интуиция присутствия в формах личного общения 220
4.1.1. Неподлинное общение 220
4.1.2. Подлинное горизонтальное общение 227
4.1.3. Подлинное вертикальное общение 232
4.2. Первичный опыт в коммуникации как взаимодействие энергий в слове 239
4.2.1. Редукция слова к самотождественности 239
4.2.2. Событийно-энергийная природа слова 244
4.3. Структурирование первичного опыта в исторической коммуникации 252
4.3.1. Гилетический поток истории 252
4.3.2. Исторический архетип 256
4.3.3. Уровни истории 262
4.3.4. Настроение христианского откровения 269
Заключение 277
Литература


Тема диссертационного исследования состоит в выявлении через критику смысловых определенностей первичных феноменов человеческой субъективности, обозначенных в работе как «присутствие» и «трансцендентальное предчувствие». Осмысление трансцендентального предчувствия позволяет понять другие феномены человеческой субъективности: воображение, смыслы, эмоции, ирония, страдание, феномен веры и т.д.
Современная ситуация межкультурного диалога определяет актуальность данной работы, суть которой в следующем:
Европейская философия произрастала из архетипов европейской культуры выражавших специфическую смысловую определенность. Эта определенность трактовалась философами по-разному, однако традиционно считалась раз и навсегда данной во все времена и для всех народов. Сейчас мы живем совсем в другом мире, где в повседневной жизни человека сталкиваются представления самых разных культур, и старые традиционные предпосылки понимания уже безвозвратно утрачивают право на абсолютную истину. В этих условиях релятивизации представлений неизбежно наступает кризис гносеологических предпосылок мировосприятия. Уже ни априорные принципы, ни естественные законы не могут нам гарантировать правильной ориентации в динамичном поликультурном мире. Поэтому философский ответ на эту ситуацию приобретает особую актуальность, и этот ответ должен состоять не в догматическом признании или отвержении традиционных истин, а в проблематизации любых предзаданных смысловых определенностей.
Философия есть путь осмысления общезначимого содержания на основе личного жизненного опыта. Предпосылками философской системы являются интуитивно найденные «очевидности». Очевидное не должно доказываться или выводиться, и вместе с этим оно не должно оставаться безосновательным. Его основания не в чем-то предзаданном, но в потенции творить новое: не человек задает, что считать очевидным, но сами представления, удостоверяя себя в качестве очевидностей, формируют его как личность. Иными словами, очевидными являются те представления, которые обоснованы в жизненном опыте человека.
Найденные на основе личного опыта предпосылки могут выражать общекультурное содержание в той мере, в какой личность воплощает в себе опыт культуры. Общность европейской культуры формирует общую для европейского сознания очевидность, которую можно обозначить как «интуицию определенности». В античности эта интуиция определенности нашла свое философское воплощение в открытии идеального мира, сейчас она представлена либо в виде трансцендентальной системы принципов, либо в идее всеобщей причинности, выражающейся в системе естественнонаучных законов.
Общекультурным архетипом на всем протяжении истории европейской традиции остается наличие системы смысловых определенностей, собирающей воедино картину мира европейца. И хотя самим создателям классических философских систем исходные смысловые предпосылки казались незыблемыми, данными для всех раз и навсегда истинами, сейчас с исторической точки зрения можно видеть их относительность и зависимость от культурных представлений своего времени. В этом плане можно согласиться с утверждением А.Н. Книгина что «в сознании нет ничего внеисторичного в смысле абсолютности каких бы то ни было содержаний» .
Но если система смысловых определенностей есть результат опыта европейской культуры, то, через ее проблематизацию становится возможным обнаружить более первичную очевидность. Иными словами, необходимо подвергнуть критике европейское понимание очевидности, чтобы освободить его от тех наслоений, которые являются проекцией на первичный опыт общекультурного наследия.
Не только ситуация межкультурного диалога, но и современная психологическая ситуация также определяет актуальность работы. Кризис предпосылок мировосприятия создает сложности при возвращении в нормальное состояние человека, утратившего связь с реальностью. В связи с этим возникает особая необходимость в критерии, позволяющем отличать мир душевнобольного от мира здорового человека. Выявление первичного пласта сознания - первичной очевидности трансцендентального предчувствия, позволяет в ней обнаружить тот критерий реальности, который даст опору человеку в любой самой сложной психологической ситуации и позволит ему вернуться в реальный мир.
Помимо этого можно выделить также философскую актуальность работы, которая заключается в обнаружении нового пространства мысли, в котором открываются новые перспективы решения философских проблем.
Особо следует сказать об эвристичности используемого подхода, основанного на синтезе неоплатонизма и феноменологии. Для феноменологического подхода может показаться подозрительным «уход в метафизику», когда в исследовании соотношения смысла и слова происходит обращение в соответствии с неоплатонически-христианской традицией к методологическому разграничению сущности и энергии. Ведь традиция энергетизма (различающая сущность и энергию) развивается в парадигме неоплатонизма, а не феноменологии. Однако в работе понятия сущности и энергии осмысляются не метафизически, а именно феноменологически - как выражение опыта человеческой субъективности. В любом феномене мы можем обнаружить имманентное переживаемое содержание. Его описание требует новых категорий, которых нет у классиков феноменологии, но которые можно взять в традиции неоплатонизма. Феноменологическим фактом является не только интенция, но и акт ее полагания из некоей сферы бесконечных возможностей. Эта потенция возможных интенциональных полаганий является первоосновой воли и метафизически обозначается как сущность. Однако если мы рассматриваем ее феноменологически, как переживание, явленное в человеческой субъективности, то и само понятие сущности должны истолковать не метафизически - как субстанцию, а феноменологически - как явленную в переживании бесконечную потенцию воли.
Это открывает огромные перспективы для философского исследования. Это позволяет разрешить те проблемы, которые принципиально были не решаемы с позиции Гуссерля: становится возможным описать интерсубъективный опыт и опыт единств жизненного мира. Помимо этого, открываются возможности решения других философских проблем, не связанных непосредственно с данным исследованием.
Таким образом, основная проблема исследования заключается в том, чтобы показать за многообразием форм мировосприятия первичный опыт трансцендентального предчувствия, на основе которого формируются все сферы человеческой субъективности.
Степень разработанности темы
Современную философскую ситуацию характеризуют очень глубокие исследования, посвященные феноменологическому анализу сознания. Это связано как с именем Э.Гуссерля, так и с общей феноменологической традицией которую он породил. Однако феноменологию Гуссерля можно понимать двояко, как определенную философскую позицию, и как метод описания сознания, которым могут пользоваться представители разных философских позиций. Второй путь открывает творческое применение феноменологии, и именно в этом понимании используется феноменология в настоящем исследовании. Методологически работа опирается на феноменологический метод Гуссерля и идею археологии очевидностей с помощью феноменологической редукции. В данном случае я отталкиваюсь от исследований феноменологического метода Гуссерля феноменологов-гуссерлианцев и историков философии, среди которых следует назвать Н.В.Мотрошилову, В.И.Молчанова, П.П.Гайденко, Е.В.Борисова, А.Ф.Зотова, В.А.Куренного,А.А.Михайлова, М.А.Рубене, А.Г.Чернякова, К.А.Свасьяна, З.М.Какабадзе, .Э.Тугендхата , Г.Шпигельберга , Ф.-В.Херрманна и др.
Однако исследование расходится с отдельными позициями Гуссерля, что, в общем-то допускается самим феноменологическим подходом, как об этом писал Г.Г.Шпет: «Феноменология - не откровение, в ней нет истин «навеки данных», многое может быть исправлено, иное и вовсе отвергнуто, но ее заслуги должны быть оцениваемы прежде всего, по тому, как она приходит к своим результатам, и если путь ее - надежный путь, то и ее место в развитии положительной философии определяется твердо» .
Отход от чистоты позиции Гуссерля связан не с отказом от феноменологии, но с радикализацией феноменологической позиции. Для того, чтобы перейти к опыту трансцендентального предчувствия, в исследовании подвергается сомнению сама эйдетическая определенность, которую Гуссерль понимает как самоочевидность, и понимание субъекта, как предпосылки сознания. Необходимость этой радикализации связана с тем, что категориальный аппарат Гуссерля предельно ограничен, и в рамках его подхода некоторые феноменологические проблемы оказываются принципиально неразрешимы. В частности, с позиции Гуссерля проблематичным становится описание единства жизненного мира: если сознание интенционально, то непонятно, каким образом схватывается единство жизненного мира, так как специальной интенции на это единство, которое бы всегда сопутствовало прочим интенциям, нет.
Вместе с тем у Гуссерля намечен подход к решению этой проблемы через введение понятия горизонта, который заранее очерчивает всю сферу потенциальных неопределенностей, которые могут быть актуализированы в сознании. Единство жизненного мира, таким образом, может быть определено в соответствии с позицией Гуссерля как тотальное единство всех возможных горизонтов.
Горизонт сопровождает всякую вещь, дополняя ее восприятие теми возможными ее проявлениями, благодаря которым вещь обретает целостность и не сводится к актуальному восприятию, носящему частный, случайный характер. Вводя понятие горизонта, Гуссерль отступает от чистоты своей позиции, предполагающей истолкование феноменальной очевидности как ясности для сознания. Горизонт вносит неопределенность, при этом возникают вопросы, являются ли эти неопределенности эпифеноменом актуального восприятия, сопровождающие его подобно тени, или же они являются основой, которая делает возможным само актуальное восприятие? Кроме того, если горизонт охватывает потенциальные неопределенности, то можно ли вообще описать его в понятиях, ориентированных на эйдетическую ясность содержания? Развивая позицию Гуссерля, А.Н.Книгин вводит понятие «сумеречного сознания», которое он понимает как результат наслоения ретенциональных впечатлений от языковой деятельности, тем самым отводя неопределенному слою сознания роль эпифеномена речи.
Рассматриваемая в данной работе идея трансцендентального предчувствия является результатом радикализацией вышеназванных феноменологических подходов к описанию неопределенного слоя сознания. Трансцендентальное предчувствие истолковывается не как эпифеномен, но как основа сознания, из которой возникают всякие определенности. При этом субъект и эйдетические определенности рассматриваются не как предпосылки сознания, но как результат переработки сознанием более первичной очевидности - трансцендентального предчувствия.
Подобная радикализация требует преодоления понимания сознания в рамках классического субъект-объектного дискурса, в данном исследовании сознание понимается как самообнаруживающееся бытие.
Это понимание сознания, хотя и не совпадает с гуссерлевской интерпретацией феноменологии, однако опирается на более древнюю традицию. Его истоки - в феноменалистической позиции буддистской абхидхармы, являющейся самым ранним вариантом феноменологии, и в феноменализме даосизма. Исследования концепции абхидхармы таких отечественных философов как Ф.И.Щербатской и О.О.Розенберг позволяют утверждать, что философия буддизма представляет собой иной вариант феноменологии, альтернативный современному западному ее пониманию. Такое феноменологическое истолкование буддизма позволяет заимствовать ряд идей, которые переводимы на язык современной феноменологии (например, введенное в данном исследовании понятие «полагающего интенцию усилия» соответствует «самскаре» абхидхармы). В этом смысле буддистская философия рассматривается в данной работе как источник новых возможных решений при анализе современных феноменологических проблем.
Классическая европейская философия рассматривала сознание как данность предметного содержания субъекту. Преодолением этого узкого понимания в ХХ веке стала философия диалога, которая рассматривает сознание не столько как субъектное, сколько как межсубъектное бытие (М.М.Бахтин, С.Л.Франк, Г.С.Батищев,В.С.Библер, М.Бубер). Следующим логичным шагом явилось возвращение к идее изначального бессубъектного бытия-сознания. Из европейских философов ХХ столетия к этой позиции наиболее близкой оказалась позиция М. Хайдеггера истолковывавшего истину как непотаенность, что позволило Е.А.Торчинову сблизить позицию М.Хайдеггера с позицией даосизма1. Идея первичности бессубъектного бытия-сознания, как исходная предпосылка философской рефлексии, обнаруживается также у В.Н.Сагатовского.
На основании этого выход за пределы гуссерлевской субъект-объектной парадигмы в рамках феноменологического подхода можно считать оправданным.
Проблематизация смысловой определенности рассматривается как метод, позволяющей выявить в основе нее первичный опыт трансцендентального предчувствия. Идея проблематизации смысловой определенности предполагается самой логикой развития феноменологии. Например, Г.Г.Шпет, вводит понятие энтелехии смысла, которое является более глубинным смысловым уровнем, чем описанная Гуссерлем эйдетическая определенность.
Необходимость дальнейшей проблематизации смысловой определенности поставили исследования, связанные с изучением иных культурных традиций. Эта проблема связана с поиском новой гуманитарной парадигмы. Эту задачу ставят авторы исследовательского проекта «Перспективы метафизики» . Наиболее четко эта проблема прорисована у А.В. Смирнова, который решает ее путем создания логики смысла, пригодной для анализа процедуры смыслополагания в философских традициях, основывающихся на разных культурных архетипах. Однако проблематизация смыслополагания является лишь частным аспектом проблематизации непосредственного опыта сознания, что потребовало расширения сферы исследования, за счет включения также и эмоционального уровня сознания и сферы коммуникации. Именно поэтому данное исследование опирается на феноменологический метод, который применим к более широкому кругу феноменов, нежели логика смысла А.В. Смирнова.
Существенным вкладом в раскрытие данной темы внесла феноменология А.Н. Книгина, проблематизирующая опыт предзаданной определенной истины как результата рефлексии над сознанием естественного человека. Феноменологический анализ А.Н.Книгина лишает любую предзаданную истину ее исключительного характера по отношению к другим истинам, тем самым превращая ее из абсолютной в той или иной степени «приемлемую» наряду с другими альтернативными позициями. Однако настоящее исследование идет дальше, оно не только проблематизирует результаты рефлексии над опытом естественного человека, но и проблематизирует сам этот опыт. Таким образом видно, что несмотря на то, что отдельные проблемы, связанные с темой настоящего исследования, достаточно глубоко разработаны в предшествующей философской традиции, сама по себе тема исследования в том проблемном аспекте, в каком она здесь заявлена, еще не получила должного изучения.
Проблематизация смысловой определенности становится возможной при динамическом понимании смысла. Проблема выявления динамичной природы смысла уже присутствует в философской традиции. Такой подход был уже намечен в феноменологии Г.Шпетом в связи с введением понятия энтелехии смысла и развитием энергийного понимания языка на основе философии В.фон Гумбольдта. Динамическое понимание смысла наиболее развернуто представлена в ряде книг А.Ф.Лосева («Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Самое само» и др.). Особенно ценным представляется неоплатоническое переосмысление Лосевым становления смысла через воплощение в инобытии. В феноменологическом смысле эта соотнесенность смысла с инобытием выявляет его интерсубъективное бытие. Выявление интерсубъективного характера лежащего в основе смысла трансцендентального предчувствия позволяет обосновать опыт «присутствия». Спецификой данного исследования является то, что основные идеи Лосева здесь истолковываются не метафизически, а феноменологически, т.е. так, как они переживаются в человеческой субъективности безотносительно к метафизической позиции.
Хотя данное исследование непосредственно опирается на методологический подход Лосева к проблеме смысла, тем не менее оно учитывает другие подходы преодоления смысловой определенности через динамичную трактовку. Наиболее интересным представляются работы таких современных отечественных философов как В.В.Налимов («Спонтанность сознания», «Вероятностная модель языка»),В.Н.Сагатовский («Бытие идеального» ), Г.Л.Тульчинский («Проблема осмысления действительности» ), С.С.Гусев («Смысл возможного» ), Ф.И.Гиренок («Археография событий» ). Особое значение придается энергийной парадигме понимания смысла, которая берет начало в неоплатонизме, традиции исихазма и имяславия. Развивая энергийное понимание смысла, исследование опиралось на труды В.Н.Лосского, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, А.Ф.Лосева. Среди современных исследований следует особенно выделить работу «Диптих безмолвия» С.С.Хоружего . Довольно интересна трактовка исихастского энергетизма у Ф.И.Гиренка («Синергетика и соборность» ).
Преодоление определенности смысла в данном исследовании вовсе не означает его деконструкции, в связи с чем постмодернистский подход рассматривается как альтернативный предлагаемому решению проблемы и методологически не связан с проводимым исследованием.
Раскрытие идеи трансцендентальное предчувствия предполагает обоснование, что априорная структура эмоционального бытия также является не предзаданностью, а результатом работы сознания, приводящего первичный неопределенный опыт к определенности.
В экзистенциализме проблема эмоционального входит в более широкую постановку вопроса - отношение субъекта к собственному личностному бытию. В связи с этим эмоциональная сфера может быть осмыслена как содержательность экзистенции, имеющей трансцендентальную основу. Эта предпосылка - рассматривать трансцендентальное не само по себе, а в конкретном становлении жизни - обнаруживается еще у М.Шелера. Впоследствии, в работах экзистенциалистов М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, К.Ясперса и др. она получила свое творческое развитие. В предлагаемой работе эмоциональная сфера описывается в не столь широком плане, как в экзистенциализме (через отношение к собственному существованию), но более узко - через феноменологическое описание первичного эмоционального потока и его структурирования в соответствии со смысловыми определенностями. Возможность выявления внутренней трансцендентальной структуры эмоционального бытия обоснована в экзистенциализме, а указание на непосредственный опыт формирования этой структурированности мы находим в исследованиях по экзистенциальной психологии - Р.Д.Лэнга и В.Франкла. В связи с этим возникает проблема феноменологического описания отношения априорной структуры эмоциональной сферы к более первичному опыту трансцендентального предчувствия, которая решается в настоящем исследовании.
На основе выявления первичного опыта эмоциональной сферы бытия в работе философски тематизируются ирония, страдание, абсурдность бытия, критерий различения мира здорового человека и аутистического мира душевнобольного, трансперсональный опыт. Наиболее ценный вклад в раскрытие философского смысла иронии внесли немецкие романтики (Ф.Шлегель) и С. Кьеркегор. Проблема описания трансперсонального опыта в современной литературе рассматривается на стыке философии и психологии. Трансперсональная психология, начиная с исследований С.Грофа и К.Уилбера, становится одним из важных течений психологической науки. При этом В.В. Налимов предложил философскую модель описания трансперсонального опыта. В этом русле вполне логичным выглядит применение феноменологического способа описания трансперсонального опыта, что является важным дополнением характеристики первичного трансцендентального предчувствия.
Проблема абсурдности бытия была заявлена в философии С.Кьеркегором и Ф.Ницше и получила свое дальнейшее освящение в экзистенциалистском подходе - у Л.Шестова, А.Камю. Это позволяет в данной работе не просто говорить об абсурдности существования, но и использовать ее в качестве философского принципа для демонстрации сомнительности мира, то есть повторить декартовскую процедуру методического сомнения, при этом распространив ее не только на эмпирическую сферу, но и вообще на весь экзистенциально переживаемый регион. Благодаря этому становится показать экзистенциальные предпосылки проблематизации привычного восприятия мира, на основании чего выявляется более первичный опыт трансцендентального предчувствия.
Проблема определения критерия, позволяющего отличить состояние здорового человека от состояния душевнобольного решалась ранее в клинической психологии, однако так и не получила своего окончательного разрешения. Само понятие аутистического мира было введено Э. Блейлером. В данном исследовании используется термин «аутистский мир», чтобы отличить от его сугубо психологического понимания у Э. Блейлера, подчеркнув онтологический момент. Выявление присутствия как содержательной характеристики трансцендентального предчувствия дает возможность разграничить стояние здорового и больного сознания, найти критерий реальности для аутиста, позволяя ему вернуться в реальный мир.
Исследование интерсубъективности бытия опирается на традицию диалогизма и философию экзистенциалистов, исходящих из интерсубъективности человеческой экзистенции - М.Бубера, Э.Левинаса, К.Ясперса. Тема интерсубъективности тесно связана с проблемой общения и понимания, которая рассматривалась Г.Л.Тульчинским в целом ряде работ, а также в его совместной с С.С.Гусевым монографии «Проблема понимания в философии» . Человеческая коммуникация может рассматриваться также на двух уровнях - на уровне языка и на уровне становления истории. Язык рассматривается в энергийной парадигме, представленной на западе - В.фон Гумбольдтом, а в России - С.Н. Булгаковым, П.А. Флоренским,А.Ф. Лосевым. Метафизические элементы учения об имени, наиболее сильно присутствующие в российской философской традиции, в данном исследовании переосмысляются феноменологически, то есть рассматриваются не как указание на метафизическую сущность, а как указание на феноменологический опыт. При этом остается под вопросом, является ли опыт присутствия как содержательный момент трансцендентального предчувствия основой коммуникации на уровне языка и истории, либо же он является сопутствующим эпифеноменов. В данном исследовании отстаивается позиция, что присутствие фундирует все уровни интерсубъективного бытия от личного общения и до культурно-исторического взаимодействия. Это подтверждается рядом исследований, посвященных выявлению религиозных основ культуры, в частности, прочитанных в Московской духовной семинарии лекций П.А.Флоренского, в работах Ю.П.Ивонина («Религиозная ценность культуры» ).
Цель и задачи исследования
Цель исследования в том, чтобы при помощи феноменологического анализа различных уровней человеческой субъективности раскрыть за искажающей работой сознания первичный опыт, обозначенный в работе как «трансцендентальное предчувствие». Выявить то, что трансцендентальное предчувствие, несмотря на свой неопределенный характер, содержательно; при этом интуиция присутствия выражает трансперсональный момент этой содержательности.
Данная цель достигается путем проблематизации исходных очевидных определенностей, которые воспринимались европейской философской традицией как предпосылки философского мышления. Выявление первичной очевидности дается через феноменологическое описание процесса движения от изначальной неопределенности к определенности. Описание этого движения должно быть раскрыто в самых разных измерениях сознания.
Поставленная цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Выявить опыт, который первичен по отношению к любым определенным формам сознания и является предпосылкой понимания основных феноменов человеческой субъективности.
2. Раскрыть новое понимание становления смыслового бытия на основании которого предполагается прояснить характер смысловых определенностей. Благодаря этому определить, как соотносятся различные априорные системы, на которых основываются разные культурные традиции.
3. Обосновать соотношение в человеческой субъективности первичного эмоционального потока и эмоциональной структуры, определяемой значимостью собственного «эго». Выявить характер эмоции как феномена человеческой субъективности и на основании этого понимания раскрыть другие формы эмоционального бытия. Выявить принцип, в соответствии с которым конституируется реальность мира.
4. Выявить на основе интуиции присутствия различенные уровни коммуникации: от личного общения до исторической коммуникации.
Теоретико-методологические основы и источники исследования
Исследование носит феноменологический характер. Оно раскрывает опыт так, как он непосредственно открыт в сознании, вынося за скобки любые объяснения, берущие свои предпосылки во внешнем по отношению к сознанию бытии (бессознательном, материальном мире, царстве естественнонаучных закономерностей и т.д.). То что дано в сознании должно быть рассмотрено так, как оно представлено в самом переживании, а не с какой-либо иной внеполженой позиции. Объективность рассмотрения достигается, как правильно отмечал А.Н. Книгин, выявлением имманентных свойств сознания: «Анализ сознания встречается с той трудностью, что сознание субъективно, и кажется, что оно не может быть объектом. Однако эта трудность мнимая, она исходит из устаревшего понимания «существования», «объективного», «субъективного» и других категорий... В конечном счёте
объективное следует определить в философской логике как нечто обладающее имманентными законами и свойствами. Сознание, как и всё, что есть, обладает имманентными свойствами, которые и выступают как объективное по отношению к сознанию изучающему, даже если изучающее и изучаемое сознание - одно... Специфика же применения принципа объективности рассмотрения сознания в философии заключается в том, что оно неизбежно должно быть феноменологическим, без чего имманентность не может быть схвачена и объективность рассмотрения не обеспечивается» . Именно в соответствии с этим пониманием определяется общий методологический подход данного исследования.
Исследование исходит из понимания интенционального характера сознания и опирается на методы феноменологического анализа содержания сознания, выработанные Э. Гуссерлем. В отличие от гуссерлевского подхода, методология данного исследования предполагает не просто феноменологическое описание содержания сознания, но и его проблематизацию, то есть предположение, что непосредственно данный опыт может быть результатом искажающей работы сознания. Соответственно, выявление механизма этого искажения позволяет перейти к пониманию первичного жизненного опыта. Поэтому основной метод данной работы следовало бы назвать не «феноменологическим», но «критически- феноменологическим». Предложенный критически-феноменологический метод предполагает не просто феноменологическое описание содержания сознания, но его проблематизацию, когда ставится под сомнение предзаданный характер описываемого феномена, что мотивирует его процессуальное раскрытие из более первичного опыта. Этот метод не следует отождествлять с герменевтическим, который также направлен на выявление содержания первичного опыта, скрытого за искажающей работой сознания. В отличие от герменевтического подхода здесь ставится цель не расшифровки скрытых за искажением смыслов, а анализ самой процедуры искажения, и в этом плане критически-феноменологический метод является дополнением герменевтическому, отличаясь от него по своей сущности. Наиболее близким пониманием критически-феноменологического метода может служить феноменологическое понимание археологии знания как дописка первоначально интуитивного опыта или очевидности, о которой говорил К. Свасьян в книге «Феноменологическое познание: пропедевтика и критика» .
Феноменология Гуссерля уже предполагает проблематизацию действительности, благодаря чему он выявляет эйдетическое содержание сознания. Гуссерль видел в смысловой определенности выявленного им уровня сознания ту первичную очевидность, на основе которой можно построить философию как строгую наук. Однако этот тезис Гуссерля предполагает, что априорное содержание сознания едино и неизменно вовсе времена и для всех культур, что противоречит элементарному факту культурного многообразия.
Поэтому работа методологически исходит из проблематизации любого содержания сознания, рассмотренного в его смысловой определенности, на основании чего становится возможным обосновать многообразие опыта разных культур, содержащие в качестве своей основы различные априорные системы.
Первый шаг в этом направлении сделали философы, изучающие философские традиции, основанные не на европейских, а на иных предпосылках. Наиболее четко эта проблема была заявлена А.В. Смирновым, показавшим, что в арабской философской традиции совершенно иным способом осуществляется процедура полагания смысла, нежели в европейской. Результатом его исследования стала логика смыслообразования, фиксирующая не только сам смысл, но и процесс его полагания1.
Следующим шагом явилось возникновение феноменологии нового типа, которая отказывается от привычных самоочевидных смыслов, выделенных Гуссерлем. Эта новая феноменологическая позиция представлена в работе А.Н. Книгина «Философские проблемы сознания». Позицию Книгина характеризует принципиально новый способ философской проблематизации. Если классический философский дискурс проблематизировал сознание естественного нерефлексирующего человека, а результатом этой проблематизации являлись конкретные философские системы, то Книгин усматривает первичную очевидность в содержании сознания естественного человека, проблематизируя любые результаты философской рефлексии. Благодаря этой проблематизации А.Н. Книгин разрушает предзаданные истины: «Вероятностный характер концепции состоит в том, что в ней категорически отрицается возможность каким бы то ни было образом усматривать «сущность», т.е. истину в ее целомудренной чистоте. Сознание не располагает такими истинами» .
Данное исследование развивает эту логику дальше. Если А.Н.Книгин останавливается в поиске первичной очевидности на содержании сознания естественного человека, предлагаемый подход требует проблематизировать также саму установку «естественного человека»: ведь не только предзаданные смысловые определенности, но и предрассудки естественного сознания являются результатом работы сознания, искажающей первичный опыт жизни. В этом плане характер философской проблематизации данного исследования вбирает в себя как тип проблематизации классической философии, так и тип проблематизации феноменологии Книгина.
В работе используются также и другие методы - метод интроспекции, позволяющий выявить различные уровни организации сознания, метод философского анализа и интерпретации.
Исследование опирается на феноменологические исследования Э. Гуссерля, Г.Г. Шпета, М. Мерло-Понти, А.Н. Книгина, Е.В. Борисова, экзистенциально¬феноменологические исследования М. Хайдеггера, М. Бубера, диалектико¬феноменологические исследования А.Ф. Лосева.
Результаты исследования
1. В рамках феноменологического подхода путем радикализации методического сомнения выявлено, что первичная очевидность носит хотя и содержательный, но неопределенный характер. Этот слой первичной очевидности обозначен в работе как «трансцендентальное предчувствие», а в своем трансперсональном аспекте - как «присутствие».
2. Раскрыто новое динамическое понимание смыслового бытия в процессе движения от неопределенности трансцендентального предчувствия к смысловой определенности, возникающей через полагание в акте внимания горизонта смысловой определенности, который описывает первичную неопределенную содержательность. На основании этого определено, что априорные смысловые структуры не носят абсолютного характера и могут варьироваться в разных, но равноправных априорных системах, лежащих в основе исторически возникающих культур.
3. Обосновано, что структура эмоционального бытия, представленная в виде центрированного вокруг значимости собственного «эго» эгометрического масштаба, также не предзадана в своей определенности. Она является результатом определяющей работы сознания над открывающимся в феноменальном потоке первичным эмоциональным опытом, который носит хотя и содержательный, но неопределенный характер. Выявлено, что эмоция является инерцией интенции, которая сама по себе неопределенна, и определяется лишь по отношению к значимости, которая мотивирует данную эмоцию. На основании этого понимания эмоционального бытия раскрывается ирония, трансперсональный опыт, опыт экзистенциальной абсурдности, опыт аутизма. Выявлено, что интуиция присутствия, выражающая трансперсональный момент трансцендентального предчувствия, является критерием реальности мира, позволяющим отличить его от аутистского мира.
4. Выявлено, что на основании интуиции присутствия открывается понимание интерсубъективности человеческого бытия в измерениях личного общения, расслаивающегося на горизонтальное и вертикальное общение, а также в словесной и исторической коммуникации.
Положения, выносимые на защиту
1. Любые предзаданные смысловые определенности являются не первичными очевидностями, но результатом работы сознания, определяющей первичный опыт. Это становится ясно при радикализации методического сомнения в рамках феноменологического подхода. Именно этим путем выявляется опыт первичной очевидности, который носит содержательный характер и обозначен в работе как «трансцендентальное предчувствие». Анализ «двойного тактильного схватывания» позволяет обнаружить трансперсональный характер трансцендентального предчувствия, который обозначен в исследовании как «присутствие». В опыте трансцендентального предчувствия обнаруживается трансцендентальный уровень воображения, с помощью которого осуществляется приведение первичной неопределенной очевидности к определенности. Из этого следует, что структурирование картины мира является результатом искажающей работы сознания по приведению неопределенной первичной очевидности к определенности. Введенное в работе понятие «настрой» указывает на такое отношение к собственному существованию, в котором обнаруживаются прочие феномены человеческой субъективности и определяется направление структурирования феноменального мира. Опыт присутствия обнаруживается при анализе эстетической сферы, а также в культурно-историческом опыте постижения абсолюта, который лежит в основе древневосточных культур. Содержательность опыта присутствия подтверждает то, что в этом опыте раскрывается отличная от эмпирической особая темпоральность, преодолевающая линейность времени, и особая пространственность, преодолевающая дистантность пространства.
2. Философская традиция энергийного понимания смысла дает средства для преодоления редукции смысла к определенности. В соответствии с этой традицией становится возможным разграничить смысл в личностном бытии человека и смысловые определенности, которые выступают в качестве принципов искусственной картины мира. Из динамического понимания смысла следует, что понятие «вещь» выводимо из понятия «событие», т.е. смысловая определенность вещи не предзадана. На основании выявленной динамической природы смысла становится возможным разграничить понятие арх

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование было направлено не просто на феноменологическое описание смысловых определенностей, но на их проблематизацию. Это позволило выявить изначальную очевидность, предваряющую всякую определенность.
В соответствии с критически-феноменологическим методом жизненный мир описывался не в своей предзаданной смысловой структурированности, а в движении от неопределенного трансцендентального предчувствия к проясненности в той или иной определенности. Этот подход предполагал отказ от философского предрассудка понимания очевидности сознания исключительно как определенности. Опыт очевидности открывается в изначальном переживании, которому только еще предстоит быть проясненным, но, несмотря на свою первичную неопределенность, это изначальное переживание содержательно и обладает потенцией воплощения в различных - вплоть до взаимоисключающих - смысловых определенностях. Первичная неопределенная содержательность была обозначена в исследовании как трансцендентальное предчувствие, которое раскрывалось как источник мышления, смысловой определенности, эмоционального бытия, воображения и трансперсонального опыта.
Путей приведения изначального опыта к определенности может быть множество, поэтому ни одна система смысловых определенностей не может претендовать на исключительность. Этот вывод имеет огромное значение для решение проблемы межкультурного диалога. Во-первых, ни одна культура не обладает абсолютными истинами по отношению к другой, так как априорная структура каждой культуры формируется по-разному, реализуя одну из равноправных возможностей приведения трансцендентального предчувствия к смысловой определенности. Во-вторых, понимание генезиса априорной смысловой структуры из трансцендентального предчувствия позволяет найти пути понимания чужой культуры из имманентных ей предпосылок, не подменяя подлинное познание проекцией собственных представлений.
Анализ трансцендентального предчувствия выявляет его изначальный трансперсональный характер, воплощенный в интуиции присутствия. В предчувствии всегда присутствует нечто, что само по себе неопределенно, его прояснение приводит к возникновению смысловой, эмоциональной и феноменально-событийной сфер. Неопределенность интуиции присутствия заключается в ее несамотождественной неисчерпаемости - постоянной возможности все большего углубления в ее содержательность. По мере своего самообнаружения, эта содержательность все больше выявляет свой трансперсональный характер и позволяет сделать вывод, что изначальнейшее трансцендентального предчувствия является общим источником многообразия феноменальных миров.
В работе было показано, что реальность мира конституируется вовсе не предзаданными самоочевидными определенностями, но интуицией присутствия. Трансперсональный характер предчувствия выражает присутствие единого мира, в своей непостижимости превосходящего любое описание, по отношению к которому любые другие субъективные миры людей являются лишь частными фрагментами единого мира, редуцированными к системам мироописания. Лишь несовместимость смысловых определенностей разных описаний создает иллюзию множественности миров, в действительности представляющих всего лишь множественность способов описания непостижимого мира.
На основе этого трансперсонального характера предчувствия, зафиксированного в понятии «присутствие», было обосновано, что интерсубъективность бытия не конституируется, но усматривается как первичная очевидность в общении. Это общение может происходить на разных уровнях коммуникации, от уровня межличностного общения и до исторической коммуникации.
В работе широко использовались неоплатонические категории, отточенные в восточно-христианской средневековой мысли - «сущность», «энергия». Несмотря на то, что неоплатонизм представляет собой развитую метафизическую систему, сами эти неоплатонические категории рассматриваются не как метафизические сущности, а феноменологически - как указания на переживаемые содержания сознания. В частности, понятие сущность, которое в неоплатонизме выражает онтологическую категорию, в данном исследовании указывает на схватываемую в переживаемом опыте потенцию энергийного выражения, а саму энергию - как интенцию, актуализирующую первичное неопределенное содержание.
В дальнейшей перспективе исследования предполагается выявить опыт трансцендентального предчувствия, лежащего в основе феноменально-гилетического уровня бытия. Иначе говоря, проблематизации подлежат не только смысловые определенности и эмоциональная структура человека, но и сама гилетическая чувственно-воспринимаемая действительность.
Поскольку в основе гилетической действительности лежит опыт собственного тела, то в основе всякого другого описания чувственной действительности должен лежать именно феноменологический анализ процесса прояснения из трансцендентального предчувствия первичного телесного опыта.
Выявление трансцендентального предчувствия, которое лежит в основе сборки гилетической реальности, позволит понять, почему в фактической жизни люди на практике встречают все то, что допускается их мифологической картиной мира, и насколько мифология и наука могут не просто изменять систему восприятия действительности, но и изменять саму действительность - сам жизненный мир.
Это требует критически-феноменологического анализа не только мифа, но и науки. Особенно интересным представляется показать, что в основе не только таких гуманитарных наук, как право и экономика, но и таких строгих наук, как математика, лежат вовсе не предзаданные смысловые определенности, а работа сознания по приведению изначально неопределенного трансцендентального предчувствия к определенности.
Разные мироописания расслаивают действительность, и то, что в одном описании является привычным и само собой разумеющимся, в другом - невозможно. Простое указание на свидетельства встреч с мифологическими существами будет тривиальностью, намного интересней дать феноменологический анализ возможности взаимоисключающих результатов одних и тех же экспериментов в близких дисциплинах знания, но исходящих из разных предпосылок миропонимания, в частности, химии и алхимии.
Представляется также рассмотреть принцип конституирования реальности присутствием не только по отношению к константной реальности, но и виртуальной.
Последовательное развитие критически-феноменологического метода сближает его с методом неоплатонической диалектики. В частности, проблематизирующее феноменологическое описание жизненного мира неизбежно выявляет трансперсональный характер трансцендентального предчувствия, из которого возникает все содержание сознания. Феноменологический метод дублирует описание трансперсонального содержания внутри одной субъективности описанием этого же содержания в другой субъективности. Неоплатонический подход предполагает описание трансперсонального содержания в единстве своих противоположных воплощений в разных субъективностях.
Близость этих подходов позволяет дополнить критически-феноменологический анализ неоплатонической диалектикой через предварительное феноменологическое обоснование ее. Такое расширение методологии исследования позволит более глубоко дать описание гилетической сферы, телесности человека, мифа, науки, а также углубить анализ темпоральности и пространственности.



1. А. Ф. Лосев и культура XX в.: Лосевские чтения / Сост. Ю. Ф. Панасенко - М.: Наука, 1991. - 221 с.
2. Аверинцев С.С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера // Новые идеи в философии: Ежегодник философского общества СССР - 1991. - М.: Наука, 1991. - С. 183-203.
3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: CODA, 1997. - 343 с..
4. Антология феноменологической философии в России. - М.: Логос, Прогресс- Традиция, 1998. - Т. 1. - 512 с.
5. Антология феноменологической философии в России. - М.: Логос, Прогресс- Традиция, 2000. - Т. 2. - 527 с.
6. Антропологическая проблематика в западной философии / Под ред. М. А. Гарнцева. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 79 с.
7. Аристотель. Метафизика / Пер. с др. греч. - М.: Мысль, 1976. - 550 с.
8. Ашвагхоша. Шастра о пробуждении веры в махаяне // Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, 1989. - С. 247-256.
9. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 464 с.
10. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Проблемы творчества Достоевского. - Киев: «NEXT», 1994. - 509 с.
11. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
12. Бергсон А. Собрание сочинений: Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память / Пер. с фр. - М.: Московский клуб, 1992 - Т.1. - 336 с.
13. Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с фр., предисл. и примеч. И.И. Блауберг:. - М.: Канон-пресс: Кучково поле, 1998. - 382 с.
14. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память / Пер. с фр. - Минск: Харвест, 1999.
15. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. - М.: Наука, 1990. - С. 43-271.
16. Бердяев Н.А. Смысл истории. - Париж: Ymca-Press, 1969. - 270 с.
17. Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология / Пер. с нем. и предисл. О.В. Никифорова // Логос. - М., 1992. - № 3. - С. 117-135.
18. Блюменберг X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии / Пер. с нем. // Вопросы философии - 1993. - № 10. - С. 69-92.
19. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. - М.: Изд-е Спасо¬Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - Т. IV. - 600 с.
20. Борисов E.B. Феноменологический метод М. Хайдеггера // Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск: Водолей, 1998. - С. 345-374.
21. Борисов Е.В. Диалог как судьба. Со-бытие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера // Г. Г. Шпет / Comprehensio. - Томск: Водолей, 1997. - С. 102-119.
22. Борисов Е.В. Набросок психоонтологического анализа тоталитарного сознания // Тоталитаризм и тоталитарное сознание. - Томск: Изд-е ТОАК, 1996. - С. 12-14.
23. Борисов Е.В. Негативность понимания Другого в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера // Понимание и существование. - Минск: Изд-во ЕГУ, 2000. - С. 21-27.
24. Борисов Е.В. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э. Гуссерля // Логос. - М., 1999. - Вып. 1. - С. 65-83.
25. Борхес Х.Л. История вечности // Борхес Х.Л. Письмена Бога / Пер. с исп. - М.: Республика, 1992. - С. 76-92.
26. Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения / Пер. и предисл. Я.Е. Саноцкого // Вопросы философии. 1995. - № 2. - С. 148-171.
27. Брихадараньяка упанишада / Пер. с санскр. - М.: Ладомир, 1992. - 240 с.
28. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия: итоги тысячелетия. - Екатеринбург- Бишкек, 1997. - С. 412-656.
29. Бубер М. Два образа веры / Пер. с нем. - М.: Республика, 1995. - 464 с.
30. Бубер М. Я и Ты / Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.
31. Булгаков С.Н. Икона, ее содержание и границы // Философия русского религиозного искусства. Вып.1. - М.: Прогресс, 1993. - С. 281-291.
32. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т.2. Избранные статьи. - М.: Наука, 1993. - 752 с.
33. Булгаков С.Н. Философия имени. - СПб.: Наука, 1998. - 344 с.
34. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев: Путь к истине, 1991. - 407 с.
35. Васубандху. Абхидхармакоша / Пер. с санскр. - М.: Наука, 1990. - Кн.1. - 336 с.
36. Васубандху. Абхидхармакоша / Пер. с тибетск. - Улан-Удэ, 1980. - Ч.1-2. - 391 с.
37. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы, или Абхидхармакоша / Пер. с санскр., введ., коммент. Е.П. Островской, В.И. Рудого. - М.: Ладомир, 1998. - 670 с.
38. Введение в философию: Тексты лекций / Ивонин Ю.П., Меньшикова Н.В., Пыхтина Т.Ф. и др. Под общ. ред. Фигуровской В.М. - Новосибирск, 1993. - 272 с.
39. Вдовина И.С. Морис Мерло-Понти: Интерсубъективность и понятие феномена // История философии. - 1997. - № 1. - С. 59-70.
40. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990. - С. 44-344.
41. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. - 416 с.
42. Вильгельм Р., Вильгельм. Г. Понимание «И цзин»: Сб. / Пер. с англ. и нем. В.Б. Курносовой. - М.: Алетейя, 1998. - 207 с.
43. Воображение как познавательная возможность: как возможно творческое воображение? - М.: Центр гуманитарных исследований, 2001. - 112 с.
44. Вопросы Милинды / Пер. с пали. - М.: Наука, 1989. - 485 с.
45. Гадамер Х.-Г. «Я - человек диалога» / Беседу записали Ю.Д. Артамонова и др. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. - 1998. - № 5. - С. 3-24.
46. Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1988. - 700 с.
47. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. - М.: Наука, 1989. - 352 с.
48. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. - 1997. - № 7. - С. 114-140.
49. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М.: Республика, 1997. - 494 с.
50. Гайденко П.П. Эдмунд Гуссерль: трансцендентальная субъективность как абсолютный темпоральной поток. Поворот к трансцендентальной субъективности // Русская антропологическая школа: Труды. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2004. - Вып. 2. - С. 309-340.
51. Гильдебрант фон Д. Метафизика любви / Пер. с нем. А.И. Смирнова - СПб.: Алетейя, ТО «Ступени», 1999. - 629 с.
52. Гиренок Ф.И., Костылева Т.В. Диалектика и эклектика в исследовании феномена человека // Диалектика и научное мышление. - М., 1988. - С. 179-188.
53. Гиренок Ф.И. Археография событий // События и Смысл. - М., 1999. - C. 67-87.
54. Гиренок Ф.И. Синергетика и соборность // Онтология и эпистемология синергетики. - М., 1997. - С. 155-158.
55. Гоготишвили Л. А. Мифология хаоса: (О социально-исторической концепции А.
Ф. Лосева ) // Вопросы философии. - 1993. - № 9. - С. 39-51.
56. Григорий Палама. Слово // Философска мисъл. - 1982 - Кн.11. - С.69-80. - На болг. яз.
57. Гулыга А.В. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта // Вопросы философии. - 1985. № 4. - С. 120-128.
58. Гумбольдт Вильгельм фон. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985. - 451 с.
59. Гуревич П.С., Степин В. С. Философская антропология: Очерк истории //
Философские исследования. - М. - 1994. - № 1. - С. 114-129.
60. Гусев С.С. Смысл возможного. - СПб.: Алетейя, 2002. - 384 с.
61. Гусев С.С. Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии: Философско- гносеологический анализ. - М.: Политиздат, 1985. - 192 с.
62. Гуссерль Э. Амстердамские доклады / Пер. с нем. А. В. Денежкина // Логос. - М.,
1992. - № 3. - С. 62-81; Логос. - М., 1994. - № 5. - С. 7-24.
63. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. -
Т. 1. / Пер. с нем. А. В. Михайлова - М.: ДИК, 1999. - 336 с.
64. Гуссерль Э. Собрание сочинений: Т. 4. Картезианские медитации / Пер. с нем.
В. М. Молчанова. - М.: ДИК, 2001. - 141 с.
65. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. - 1986. - № 3. - С. 101-116.
66. Гуссерль Э. Собрание сочинений: Т. 3 (1). Логические исследования. Т. II (1) / Пер. с нем. В. М. Молчанова. - М.: ДИК, 2001. - 471 с.
67. Гуссерль Э. Письма Эдмунда Гуссерля к Густаву Шпету / Подгот. к печ., пер., примеч. и предисл. В.И. Молчанова // Логос. - М., 1992. - № 3. - С. 233-242.
68. Гуссерль Э. Статьи об обновлении / Предисл. К.В. Бандуровского // Вопросы философии. - 1997. - № 4. - С. 109-135.
69. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего восприятия времени / Пер. с нем. - М.: Гнозис, 1994. - 164 с.
70. Дандарон Б.Д. Теория шуньи у мадхьямиков // Тибетский буддизм. - Н.: Наука, 1995. - С. 29-46.
71. Декарт Р. Избранные произведения / Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1950. - 712 с.
72. Декарт Р. Сочинения в 2 тт. / Пер. с фр. - М.: Мысль, 1994.
73. Дильтей В. Описательная психология / Пер. с нем. - СПб.: Алетейя, 1996. - 160 с.
74. Зотов А.Ф. Метафизика свободы // Философские исследования - М. - 1993. - № 1.- С. 21-36.
75. Зотов А.Ф.; Мельвиль, Ю.К. Буржуазная философия середины XIX - начала XX века. - М.: Высшая школа, 1988. - 520 с.
76. Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? // Вопросы философии. - М. - 1991. - № 12. - С. 14-21.
77. Зотов А.Ф. Проблема человека у «позднего» Гуссерля // Буржуазная философская антропология XX века. - М., 1986. - С. 214-226.
78. Ивонин Ю.П. Религиозная ценность культуры: Постановка проблемы в русской философии начала ХХ в. // Проблемы культуры. - Новосибирск, 1998. - С. 4-58.
79. Ивонина О.И.; Ивонин Ю.П. Проблема направленности истории в христианской исторической мысли России XIX - первой трети XX вв. // Научные записки НГАЭиУ.
- Новосибирск, 1999. - № 19. - С. 16-20.
80. Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия / АН ГССР.Ин-т философии. - Тбилиси: Мецниереба, 1985. - 309 с.
81. Калиниченко В.В. Густав Шпет: от феноменологии к герменевтике // Логос. - М., 1992. - № З. - С. 37-61.
82. Камю А. Бунтующий человек: Философия, политика, искусство / Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
83. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 222-318.
84. Кант И. Критика способности суждения / Пер. с нем. - М.: Чоро, 1994. Т.5. - С.414 с.
85. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. - М.: Мысль, 1994. - 592 с.
86. Карташев А.В. Вселенские соборы. - М.: Республика, 1994. - 242 с.
87. Карпицкая О.Н. Феноменологическое описание процесса самосознания // Г.Г.Шпет / Comprehensio. Четвертые шпетовские чтения. - Томск: Изд-во Том. унт-та, 2003. - С. 217-220.
88. Карпицкий Н.Н. Возвращение к канонам как путь преодоления тоталитарного наследия // Вестник Омского университета. - Вып. № 2.- 2002. - С. 104-106.
89. Карпицкий Н.Н. Личность и история // Г.Г.Шпет/Comprehensio. Вторые шпетовские чтения. - Томск: Водолей, 1997. - С. 169-172.
90. Карпицкий Н.Н. Метаматематическая универсализация в философии и науке // Методология науки: Сборник трудов Всероссийского философского семинара. - Вып
5. Проблемы типологии метода. - Томск: Изд-во Том. унт-та, 2002. - С. 80-84.
91. Карпицкий Н.Н. Методика преподавания китайским студентам российских вузах // Качество образования: технологии, экономика, законодательство: Материалы научно¬методической конференции 15-16 ноября 2002 года. Томск, Россия. - Томск: ТГУ, ТУСУР, 2003. - С. 114-117.
92. Карпицкий Н.Н. Мироописание и мир вне описания // Дефиниции культуры. Вып. IV. - Томск: Изд-во Том. унт-та, 1999. - С. 86-97.
93. Карпицкий Н. Н. Переживание целостности жизни как опыт мира в бытии человека // Философия. Наука. Культура. Вып. 3. - М.: Издательство МГУ, 2004. - С. 123-128.
94. Карпицкий Н.Н. Смена культурных парадигм и проблема достоверности // Культура как способ бытия человека в мире: Материалы II всероссийской конференции. - Томск: Изд-во НТЛ, 2000. - С. 27-29.
95. Карпицкий Н.Н. Феноменология исторического становления // Г.Г.Шпет/ Comprehensio. Четвертые шпетовские чтения. - Томск: Изд-во Том. унт-та, 2003. - С. 455-465.
96. Карпицкий Н.Н. Хохот олимпийцев и ирония Мокшадхармы // Дефиниции культуры. Вып.2. - Томск: Изд-во Том. унт-та, 1996. - С. 83-91.
97. Карпицкий Н.Н. Экхарт: путь апофатического самопознания. - Томск: Изд-е ТНИЦИР, 1997. - 12 с.
98. Карсавин Л.П. Философия истории. - СПб.: АО «Комплект», 1993. - 350 с.
99. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения.- М.: Ренессанс, 1992. - Т.1. - 326 с.
100. Книгин А.Н. Учение о категориях. - Томск: Изд-во Том. унт-та, 2002. - 292 с.
101. Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. - Томск: Изд-во Том. унт-та, 1999. - 336 с.
102. Къеркегор С. Наслаждение и долг / Пер. с дат., предисл. П. Ганзена. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 414 с.
103. Къеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат., коммент. Н. Исаевой, С. Исаева. - М.: ТЕРРА - Республика, 1998. - 384 с.
104. Кьеркегор С. О понятии иронии // Логос - М., 1993. - № 4. - С. 176-198.
105. Лао Цзы. Дао дэ цзин // Ян Хин Шун. Древнекитайский философ Лао Цзы и его учение. - Моска-Ленингград, 1950. - На кит. яз.
106. Левинас Э. Время и другой / Пер. с фр. - СПб.: Высшая Религиозно-философская школа, 1998. - 264 с.
107. Левинас Э. Значение и Смысл // Онтология. Эстетика. Религиозная философия. Труды Высшей религиозно-философской школы. Вып. 2. - СПб., 1993. - C. 95-134.
108. Левинас Э. От существования к существующему // Культурология XX века. - М.,
1998. - № 11. - С. 185-204.
109. Левицкий С.А. Трагедия свободы. - М: Канон, -1991. - 497 с.
110. Лифинцева Т.П. Диалог как структура бытия в религиозном экзистенциализме Мартина Бубера // История философии. - 1997. - № 1. - С. 48-58.
111. Лосев А.Ф. Из ранних произведений - М.: Правда, 1990. - 655 с.
112. Лосев А.Ф. Имяславие // Вопросы философии. - 1993. - № 9. - С. 52-60.
113. Лосев А.Ф. Философия; Мифология; Культура - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
114. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. - М.: Мысль, 1993. - 958 с.
115. Лосев А.Ф. Имя: Сборник / Сост. и общ. ред. А.А. Тахо-Годи. - СПб.: Алетейя, 1997. - 616 с.
116. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. - М.: Искусство, 1980.
- 766 с.
117. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. - М.: Искусство, 1979. - 819 с.
118. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. - М.: Мысль, 1994. - 919 с.
119. Лосев А.Ф. Философия имени. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 270 с.
120. Лосев А.Ф. Форма. Стиль Выражение. - М.: Мысль, 1995. - 944 с.
121. Лосев А.Ф. Хаос и структура. - М.: Мысль, 1997. - 831 с.
122. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. - М.: СЭИ, 1991. - 288 с.
123. Лосский Н.О. Идея конкретности в русской философии // Вопросы философии. -
1991. - № 2. - С. 125-135.
124. Лосский Н.О. Избранное. - М.: Правда, 1991. - 624 с.
125. Лэнг Р.Д. расколотое «Я» / Пер. с англ. - М.: Белый кролик, 1995. - 352 с.
126. Мамардашвили М. К. Мысль в культуре // Философские науки. - 1989. - № 11. -С. 75-82.
127. Мамардашвили М. Картезианские размышления (январь 1981 г.) / Под ред. Сенокосова Ю.П. - М.: Прогресс, 1993. - 352 с.
128. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации / Под ред. Ю.П. Сенокосова. - М.: Аграф, 1997. - 309 с.
129. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и яз. / Под общ. ред. Ю.П. Сенокосова. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 217 с.
130. Мананников И.В. Ирония как снятие тоталитарного сознания // Тоталитаризм и тоталитарное сознание. - Томск: Изд-е ТОАК, 1996. - С. 14-17.
131. Марсель Г. Экзистенция и объективность // Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы / Пер. с фр. - М.: Изд-во гуманитарной литературы,1995. - С. 49-72.
132. Мерло-Понти М. О феноменологии языка / Пер. с фр. // Логос - М., 1994. - № 6. - С. 179-193.
133. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с фр. - СПб.: Ювента, Наука,1999. - 605 с.
134. Мерло-Понти М. Бытие до-объективное: Солиптический мир / Пер.с фр. и послесл. Е.Г. Соколова // Метафизические исследования. - СПб., 1997. - Вып. 1: Понимание. - С.203-211.
135. Мерло-Понти М. Око и Дух / Пер. с фр. - М.: Искусство, 1992. - 64 с.
136. Михайлов А.А. К вопросу об эволюции взглядов М. Хайдеггера от трансцендентальной феноменологии к герменевтике // Философия и науч. коммунизм.- Минск, 1985.- Вып. 12.- С. 148-158.
137. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. - М.: Высшая школа., 1998 - 144 с.
138. Молчанов В.И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. - С. 81-100.
139. Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. - М.,1992. - № 3.
- С. 7-36.
140. Молчанов В.И. Понятие рефлексии в контексте феноменологического учения о времени // Критика феноменологического направления в современной буржуазной философии. - Рига, 1981. - С. 120-140.
141. Молчанов В.И. Понятие трансцендентальной субъективности в феноменологии Э. Гуссерля // Проблемы сознания в современной буржуазной философии. - Вильнюс, 1983. - С. 51-67.
142. Молчанов В.И. Предпосылка тождества и аналитика различий // Логос. - М., 1999.
- № 11-12. - С. 183-208.
143. Молчанов В.И. Предпосылки и беспредпосылочность феноменологической философии // Логос. - М., 1999. - № 10. - С. 16-28.
144. Мотрошилова Н.В. Вычленение и анализ предметностей сознания в феноменологии Э. Гуссерля // Феноменология в современном мире. - Рига, 1991. - С. 97-155
145. Мотрошилова Н.В. «Гуссерль»; «Феноменологическая редукция»; «Эпохэ»; «Логические исследования»; «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология»; «Феноменология»; «Феноменология духа»; «Наука логики»: Статьи // Новая философская энциклопедия: В 4 т. - М., 2001
146. Мотрошилова Н.В. Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля // Вопросы философии. - 2000. - № 4. - С. 138-157.
147. Мотрошилова Н.В. Новые тенденции развития современной буржуазной философии // Философия и культура: XVII Всемирный философский конгресс. - М., 1985. - С. 58-69.
148. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Историко¬философские очерки. - М..: Политиздат, 1991. - 464 с.
149. Мотрошилова Н.В. «Картезианские медитации» Гуссерля и «Картезианские размышления» Мамардашвили // Вопросы философии. - 1995. - № 6. - С. 98-110.
150. Мотрошилова Н.В. Феноменология Э. Гуссерля и «натуральные науки»: Противопоставление или сотрудничество? // Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. - М., 1988. - С. 91-99.
151. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и феноменология как центральные темы философии М. Мамардашвили // Философские исследования. - М., 1993. - № 1. - С. 8-20.
152. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. - М.: Наука, 1974. - 272 с.
153. Налимов В.В. Спонтанность сознания. - М.: Прометей, 1991. - 288 с.
154. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. / Сост., ред., вступ. ст. и примеч. К.А Свасьяна; Пер. с нем. Я. Бермана и др. - М.: Мысль. 1990. - Т. 1. - 831 с. Т. 2. - 830 с.
155. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. - М.: Весь мир, 1997. - С. 480-698.
156. Очерки феноменологической философии: Учеб. пособие / Под ред. Я.А. Слинина, Б.В. Маркова. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. - 223 с.
157. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / Под ред. Г.Л. Тульчинского, М.С. Уварова. - СПб.: Алетейя, 2000. - 415 с.
158. Подшибякина Л.В. К феноменологии личной собственности // Актуальные проблемы социальных наук. Материалы IV региональной межвузовской конференции молодых ученых. - Томск. Изд-во Том. унт-та, 2003. - С. 66-69.
159. Подшибякина Л.В. Феноменологическое присутствие смысла // Г.Г.Шпет / Comprehensio. Четвертые шпетовские чтения. - Томск: Изд-во Том. унт-та, 2003. - С. 244-248.
160. Подшибякина Л.В. Эротизм и интерсубъективность с позиции феноменологии Э. Гуссерля // Трансляция философского знания: наука, образование, культура. - Новосибирск. Изд-во НГУ 2003. - С. 174-178.
161. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX-XX вв. - Иваново: Ивановский государственный университет, 1994. - 370 с.
162. Проблема сознания в отечественной и зарубежной философии XX века: Материалы межрегиональной научной конференции в Иванове, 19-20 мая 1994 г. / Под ред. А.Н.Портнов. - Иваново: Ивановский государственный университет, 1993. - 202 с.
163. Проблема сознания в современной западной философии. - М.: Наука, 1989. - 251 с.
164. Резвых Т. В. С.Л.Франк и Э.Гуссерль: от мышления к бытию // Начала. - 1993. - № 3. - С. 89-97.
165. Розенберг О.О. Труды по буддизму - М.: Наука, 1991. - 295 с.
166. Сагатовский В. Н. Онтология и семиотика диалога // Философский поиск. - Минск. 1997. - Вып. 3. - С. 105-108.
167. Сагатовский В.Н. Бытие идеального. - СПб.: Петрополис, 2000. - 104 с.
168. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия / Пер. с фр. М. Бекетовой - СПб.: Наука, 2001. - 319 с.
169. Сартр Ж.-П. Воображение / Пер. с фр и предисл. В.М. Рыкунова // Логос. - М.,
1992. - № 3. - С.98-116.
170. Сартр Ж.П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм / Пер. с фр. // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 207-228.
171. Свасьян К.А. Феноменологическое познание: Пропедевтика и критика. - Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1987. - 199 с.
172. Слинин Я.А. На подступах к экзистенциализму: размышления Ж.-П.Сартра о воображении и воображаемом // Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. - СПб.: Наука, 2001. - С. 5-48.
173. Скорик П.Я. Чукотский язык // Языки народов СССР. Т.5. - Л.: Наука, 1968. - С. 248-270.
174. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма: Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби. - М.: Наука, 1993. - 328 с.
175. Смирнов А.В. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 504 с.
176. Смирнов А.В. Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего калама // Вопросы философии. - 1999. - № 3. - С.168-188
177. Смирнов А.В. Что стоит за термином «средневековая арабская философия»? Рассмотрение вопроса в ракурсе проблематики истины и причинности // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. - М.: Восточная литература, 1998. - С. 42-81.
178. Солдатова Д.В. Внутренняя форма слова и ее культурообразующий смысл // Дефиниции культуры.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. - Вып. V. - С. С. 328-330.
179. Соловьев В.С. Красота в природе // Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. - М.: Мысль, 1988. - Т.2. - С. 351-389.
180. Степанов Е. Предпосылки диалогичного понимания слова у Густава Шпета // Г.Г.Шпет / Comprehensio. Четвертые шпетовские чтения. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. - С. 139-144.
181. Степанов Е.А. Диалогичность как культурно-исторический принцип синтеза традиции имяславия // Дефиниции культуры. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. - Вып. V. - С. 356-363.
182. Суцзуки Д. Основы дзен-буддизма // Дзен-буддизм. - Бишкек, 1992. - С. 3-468.
183. Тавризян Г.М. Габриэль Марсель: Бытие и интерсубъективность // История философии. - 1997. - № 1. - С. 33-47.
184. Тарнапольская Г.М. Проблема смыслопорождения в философии языка Г. Шпета // Г.Г.Шпет / Comprehensio. Четвертые шпетовские чтения. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. - С. 268-272.
185. Торчинов Е. А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческие описания. - СПб.: Андреев и сыновья, 1993. - 309 с.
186. Торчинов Е.А. Хайдеггер и даосизм // Религия и традиционная культура - СПБ.: Изд-во ГМИР, 2000.
187. Тугендхат Э. Хайдеггеровская идея истины // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. - Минск: Изд-во ЕГУ, 2001. - С. 135-145.
188. Тульчинский Г.Л. Интерпретация и смысл // Интерпретация как историко-научная и методологическая проблема. - Новосибирск, 1986. - С. 33-48.
189. Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности: Логико-философский анализ. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - 177 с.
190. Тульчинский Г.Л. Содержание общения и уровни понимания // Философско- методологические проблемы теории общения. - Фрунзе, 1982. - С. 54-62.
191. Тульчинский Г.Л. К живому философствованию // Энергия понимания. - Л., 1990.
- С. 184-194.
192. Тульчинский, Г.Л., Портнов, А.Н. Динамика понимания и семиотический анализ культуры // Диалектика познания и активность сознания. - Иваново, 1985. - С. 69-79.
193. Флоренский П.А Сочинения - М.: Правда, 1990. - Т. 1: Столп и утверждение истины.- 839 с.; Т. 2: У водоразделов мысли. - 447 с.
194. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно¬изобразительных произведениях. - М.: Прогресс, 1993. - 324 с.
195. Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. - М.: Издательство Московской Патриархии, 1977. - Сб. 17. - С.85-248.
196. Флоренский П.А. Иконостас. - СПб.: МИФРИЛ - Русская книга, 1993. - 366 с.
197. Флоренский П.А. Имена. - Т.О.О. Купина, 1993. - 320 с.
198. Флоренский П.А. Смысл идеализма. - Сергиев Посад, 1909. - 96 с.
199. Флоренский П.А. Сочинения: в 4-х т. - М.: Мысль, 1994. - Т.1. - 797 с.
200. Флоренский П.А. Термин // Вопросы языкознания. - 1989. - № 3. - С. 104-117.
201. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. - М.: Паимс, 1992. - 240 с.
202. Франк С. Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990. - 607 с.
203. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева и др. - М.: Прогресс, 1990. - 367 с.
204. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В.Бибихина. - М.: Ad Marginem, 1997. -451 с.
205. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. / Пер. с нем. Бибихина В.В. - М.: Республика, 1993. - 447 с.
206. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге / Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 8-27.
207. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / Пер. с нем. А.Г. Чернякова - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001 - 445 с.
208. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени / Пер. с нем. Е.В. Борисова. - Томск: Водолей, 1998. - 383 с.
209. Херрманн Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля / Пер. с нем. И. Инишева. - Томск: Водолей, 1997. - 96 с.
210. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. - М., 1991. - 138 с.
211. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб.: Алетейя, 1994. - 448 с.
212. Хоружий С.С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки // Историко-философский ежегодник, 1988. - М.: Наука, 1988. - С. 180-201.
213. Хюни Г. Историчность мира как предел анализа временности в «Бытии и времени» М. Хайдеггера // Вопросы философии. - 1998. - № 1. - С. 122-125.
214. Черняков А.Г. Онтология времени: Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.
215. Черняков А.Г. Онтологическая дифференция и темпоральность (М. Хайдеггер) // Вопросы философии. - 1997. - № 6. - С. 136-151.
216. Чехов М.А. Литературное наследие. В 2-х тт. - М.: Искусство, 1986.
217. Шелер М. Избранные произведения / Пер. с нем. - М.: Гнозис, 1994. - 414 с.
218. Шеллинг Ф.В. Философия искусства / Пер. с нем. - СПб.: Алетейя, 1996. - 496 с.
219. Шеллинг Ф.В. Сочинения в двух томах. - М.: Мысль, 1987.
220. Шестов Л. Достоевский и Ницше // Шестов Л. Сочинения в двух томах. Томск: Водолей, 1996. - С. 317-464.
221. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). - М.: Прогресс, 1992. - 302 с.
222. Шестов Л. Памяти великого философа // Вопросы философии. - 1989. - № 1. - С. 144-160.
223. Шестов Л.И. Сочинения: В 2 т. - М.: Наука, 1993. Т. 1.- 667 с. - Т. 2. - 559 с.
224. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1993. - Т. 1. - Гештальт и действительность. - 667 с.
225. Шпет Г. Г. Сочинения. - M.: Правда, 1989. - 602 с.
226. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. - М., 1927. - 219 с.
227. Шпет Г.Г. Явление и смысл. - Томск: Водолей, 1996. - 192 с.
228. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение: историческое введение / Пер. с англ. - М.: Логос, 2002. - 680 с.
229. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен» - М.: Наука, 1993. - 605с.
230. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М.: Наука, 1988. - 427 с.
231. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. - 312 с.
232. Эрн В. Гносеология В.С.Соловьева // О Владимире Соловьеве. Томск: Водолей, 1997. - С. 117-184.
233. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. - 1988. - № 1.
234. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. - Киев: Синто, 1995. - 160 с.
235. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994. - 527 с.
236. Cairns D. An Approach to Phenomenology // Philosophical Essays in Memory of Edmund Husserl / Marvin Farber ed., - Cambridge: Harvard University Press, 1940.
237. Embree L.E. An interpretation of the doctrine of the ego in Husserl's Ideen // Phenomenology: Continuation and Criticism. - The Hague: Martinus Nijhoff, 1973.
238. Grof S. Beyond in the brain: Birth, death and transcedence inpsychology. - N.Y., 1985.
239. Husserl E. Zur Phanamenologie der Inter-subjektivitat Text aus dem Nachlass. Erster Teil: 1905-1920 // Husserliana. Haag: Nijhoff, 1973. Bd. XIII.
240. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phaenomenologie und phaenomenologischen Philosophie. Zweite Buch. Haag. 1952.
241. Jordan R.W. Being and time: some aspects of the ego's involvement in his mental life // Phenomenology: Continuation and Criticism. - The Hague: Martinus Nijhoff, 1973.
242. Tugendhat E. Der Wahrheitsbegriff bei Husserl und Heidegger. (Habilitationsschrift.) Berlin. 1967.
243. Willber K. The spectrum of consciousness. - Wheaton, 1977.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ