Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптация первоклассников к коллективу

Работа №2871

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы40стр.
Год сдачи2012
Стоимость1730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
916
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание:
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы адаптации первоклассников к школьным условиям................................................................................................6
1.1. Психолого-педагогические особенности первоклассников..........................6
1.2. Факторы, определяющие готовность ребенка к обучению в школе..........11
Глава 2. Экспериментальное исследование адаптации первоклассников........22
2.1. Эмпирические методы исследования адаптации первоклассников в коллективе..............................................................................................................22
2.2. Анализ результатов исследования.................................................................23
2.3. Условия для успешной адаптации и успеваемости первоклассников…...29
Заключение.............................................................................................................36
Список используемой литературы.......................................................................38
Приложения………………………………………………………………………40


Введение

Актуальность исследования. Требования современного общества таковы, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание и развитие свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.
Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворённости ребенка ею.
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция – это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учёбу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её.
Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе, страх перед учителями.
Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Этой проблемой занимались многие учёные-психологи (Александровская Э.М., Антропова М.В., Вайнер Э.Н., Казин Э.М., Качан Л.Г. Мухина В.С.,Овчарова Р.В., Поздняков С.В. и др.), которые считали важнейшим направлением психолого-педагогического и физиологического сопровождения развития учащихся реализацию комплекса теоретических и практических знаний, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей, предупреждение в период адаптации первоклассника к школе возникновения проблем развития и обучения ребёнка.
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы нашей работы.
Цель исследования: выявление особенностей адаптации учащихся младшего школьного возраста к школьному коллективы.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Выделение на основе теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований основных психологических факторов, влияющих на процесс адаптации первоклассников к условиям школы.
2. Разработка системы психодиагностических методик, позволяющих опенить успешность адаптации детей к школе.
3. Проведение эмпирически исследований психологических особенностей детей, переживающих адаптацию к условиям школы.
Гипотеза исследования: адаптация первоклассника к школе будет происходить наиболее успешно, если:
 педагог обеспечит ребёнку сферу успеха, самореализации;
 педагог введёт максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;
педагог будет учитывать результаты диагностики в процессе воспитания и обучения первоклассников
Предметом исследования является изучение психических особенностей первоклассников в связи с адаптацией к школе.
Объектом исследования являлись дети шести- семи лет, обучающиеся в начальных классах средней общеобразовательной школы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, материалов научных исследований, изучение педагогического опыта, прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся, тестирование, эксперимент, качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение

Требования современного общества таковы, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание и развитие свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.
Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворённости ребенка ею.
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция – это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учёбу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её.
Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе, страх перед учителями.
Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что процесс протекания адаптационного периода у первоклассников – залог их успеваемости и эмоционального состояния, а значит, и здоровья на весь период обучения в школе. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребёнка. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять и своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления, результатом которого является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро - и макрогруппам.
Для того чтобы ребёнок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.



Список используемой литературы

1. Бадмаева С.В. Общая педагогика: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного образования по специальности « Психология и педагогика». - М.: ИПКгосслужбы, 2008.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
3. Беленчук Л.Н. Истории отечественной педагогики: учеб. Пособие. - М.: Издательство ПСТГУ, 2005.
4. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005.
6. Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
8. Гин СИ., Прокопенко И.Е. «Первые дни в школе». - М., 2004.
9. Гиппиус А. «К школе готов», С-П, 2007
10. Глазунов Д.А. «Психология. Развивающие занятия.1 класс», М, 2008
11. Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003.
12. Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005.
13. Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. - Самара: Бахрах, 2004.
14. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. СПб.: Омега, 2006.
15. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. - М.: Юристъ, 2005.
16. Мухаметова Р.М.» Психология. Занятия с детьми 1-2 классов» Волгоград, 2004
17. Петрова Л.И. «Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника», Ростов-на-Дону, 2007
18. Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде», М, 2008
19. Тукачева С.И. «Адаптационные занятия с первоклассниками», Волгоград, 2007
20. Филиппова Ю.В. «Общение. Дети 7 – 10 лет», Ярославль, 2002
21. Шашкова З.В. «Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления», М, 2007


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ