Содержание:
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы адаптации первоклассников к школьным условиям................................................................................................6
1.1. Психолого-педагогические особенности первоклассников..........................6
1.2. Факторы, определяющие готовность ребенка к обучению в школе..........11
Глава 2. Экспериментальное исследование адаптации первоклассников........22
2.1. Эмпирические методы исследования адаптации первоклассников в коллективе..............................................................................................................22
2.2. Анализ результатов исследования.................................................................23
2.3. Условия для успешной адаптации и успеваемости первоклассников…...29
Заключение.............................................................................................................36
Список используемой литературы.......................................................................38
Приложения………………………………………………………………………40
Актуальность исследования. Требования современного общества таковы, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание и развитие свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.
Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворённости ребенка ею.
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция – это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учёбу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её.
Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе, страх перед учителями.
Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Этой проблемой занимались многие учёные-психологи (Александровская Э.М., Антропова М.В., Вайнер Э.Н., Казин Э.М., Качан Л.Г. Мухина В.С.,Овчарова Р.В., Поздняков С.В. и др.), которые считали важнейшим направлением психолого-педагогического и физиологического сопровождения развития учащихся реализацию комплекса теоретических и практических знаний, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей, предупреждение в период адаптации первоклассника к школе возникновения проблем развития и обучения ребёнка.
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы нашей работы.
Цель исследования: выявление особенностей адаптации учащихся младшего школьного возраста к школьному коллективы.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Выделение на основе теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований основных психологических факторов, влияющих на процесс адаптации первоклассников к условиям школы.
2. Разработка системы психодиагностических методик, позволяющих опенить успешность адаптации детей к школе.
3. Проведение эмпирически исследований психологических особенностей детей, переживающих адаптацию к условиям школы.
Гипотеза исследования: адаптация первоклассника к школе будет происходить наиболее успешно, если:
педагог обеспечит ребёнку сферу успеха, самореализации;
педагог введёт максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;
педагог будет учитывать результаты диагностики в процессе воспитания и обучения первоклассников
Предметом исследования является изучение психических особенностей первоклассников в связи с адаптацией к школе.
Объектом исследования являлись дети шести- семи лет, обучающиеся в начальных классах средней общеобразовательной школы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, материалов научных исследований, изучение педагогического опыта, прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся, тестирование, эксперимент, качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Требования современного общества таковы, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание и развитие свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.
Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворённости ребенка ею.
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция – это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учёбу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её.
Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе, страх перед учителями.
Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что процесс протекания адаптационного периода у первоклассников – залог их успеваемости и эмоционального состояния, а значит, и здоровья на весь период обучения в школе. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребёнка. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять и своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления, результатом которого является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро - и макрогруппам.
Для того чтобы ребёнок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.