Содержание:
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Методологические и теоретические проблемы психологического изучения эмоционального выгорания...................................................................6
1.1. История изучения проблемы профессионального выгорания.....................6
1.2. Феномен профессионального выгорания.....................................................11
1.3. Обоснование выбранных методов и методик исследования......................19
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания.................25
2.1. Ход и анализ результатов эмпирического исследования...........................25
2.2. Комплекс психолого-педагогических мероприятий по предупреждению эмоционального выгорания..................................................................................29
Заключение.............................................................................................................36
Список используемой литературы.......................................................................38
Актуальность темы исследования. Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Оказалось, что данный термин крайне удобен в прагматическом смысле, подходит для описания определенных состояний, наблюдаемых у врачей и многих других специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Акцент в понимании симптомов этого состояния был перенесен на патологию профессиональной деятельности. Сегодня накопление наблюдений и идей в отношении синдрома эмоционального выгорания вызвало необходимость представителям профессий, связанных с работой в сфере «человек-человек», рассмотреть скрытые механизмы своей профессиональной деятельности, способные привести к тому, что они перестают справляться со своими обязанностями, теряют творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформируют свои профессиональные отношения, роли и коммуникации. Фактически, он создал средство разрушения табу, которого врачи и другие специалисты обычно придерживались, обсуждая друг с другом свою внутреннюю жизнь, личную борьбу и уязвимость. Акцент в понимании этих симптомов был перенесен на патологию профессиональной деятельности.
Не смотря на то, что существует достаточно большое количество исследований данной проблемы, интегрированной, обобщенной, общепризнанной модели эмоционального выгорания, подкрепленной систематическими научными исследованиями, по мнению многих авторов, до сих пор не создано. Данные, которые являются основными при обсуждении выгорания, не столько результат эпидемиологических или экспериментальных исследований, сколько подтверждение очевидной популярности и полезности понятия, а также результат наблюдений, накопленных практиками, работающими в организационной сфере.
Как отмечает Глен Роберте (Glenn A. Roberts), подавляющая часть из 2500 статей и книг, написанных на эту тему с 1974 года, представляет собой краткие рассказы о случаях, написанные практикующими врачами, а не учеными. Совсем мало литературы, которую можно было бы признать научным исследованием, и много рассуждений и практических предложений. Есть в этом что-то от фольклора, вобравшего в себя мудрость, частично подкрепленную корреляционными исследованиями.
Среди теоретиков существует уверенность в том, что сама проблема еще недостаточно распознана и изучена, из чего следует, что на сегодняшний день профилактические мероприятия не могут быть пока разработаны наиболее оптимально. Следует признать, что до сих пор не найдено и действенных методов, позволяющих эффективно бороться с этим синдромом.
Это выглядит достаточно удручающе на фоне того, что все большее количество людей оказывается подверженным эмоциональному выгоранию, а синдром эмоционального выгорания оказывается весьма обычным явлением.
Объект исследования — эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования — уровень эмоционального выгорания личности.
Цель исследования заключается в выявлении и анализе эмоциональной сферы личности.
Для достижения поставленной цели исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме эмоционального выгорания.
2. Определить феномен профессионального выгорания.
3. Провести эмпирическое исследование эмоционального выгорания.
4. Предложить комплекс психолого-педагогических мероприятий по предупреждению эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования — 1) уровень эмоционального выгорания выше у курсантов-юношей, чем у курсантов-девушек; 2) уровень эмоционального выгорания выше у курсантов-девушек, чем у студентов-девушек.
Методологической основой исследования явились основные положения, сформулированные в трудах К. Маслач, Г. Робертса, X. Фрейденберга, о синдроме эмоционального выгорания и сопутствующих ему психологических процессах; Г.В. Залевского о фиксированных формах поведения и психической ригидности, как свойства личности и состояния; А. Маслоу о самоактуализации личности; К. Роджерса о клиент-центрированной терапии; В.Е. Клочко, Э.В. Галажинского об особенностях динамики самоактуализации личности и системном подходе в самореализации.
Российская действительность в настоящее время характеризуется сложным внутренним развитием, обусловленным как наличием позитивных сдвигов, так и актуализацией факторов, приводящих к негативным изменениям в эмоционально-личностной сфере человека (игнорирование или искажение эмоциональных переживаний, развитие тревожности и др.), личностным деструкциям и блокированию личностного роста
В данных условиях особую значимость получает изучение тех изменений эмоционального состояния человека, которые возникают в результате перегрузок и стрессов вследствие интенсивной работы с большим количеством людей, страдающих от самых различных личностных, физических и социальных проблем, что согласно представлениям современной психологии составляет сущность феномена «эмоционального выгорания» (Maslach, 1982 Pelman, Hartman, 1982) и является одной из разновидностей эмоционального стресса.
Существуют различные взгляды на природу феномена выгорания. Большинство исследователей определяют эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип профессионального поведения. С одной стороны, эмоциональное выгорание позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой — отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с партнерами. В.В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как профессиональную деформацию личности, которая возникает под воздействием ряда факторов.
В исследовании приняли участие 10 человек — курсанты-юноши, курсанты-девушки и студенты-девушки.
Для исследования применялась методика В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание».
По фазам эмоционального выгорания складывается следующая ситуация.
Фаза «напряжения». Тенденция к развитию выявлена у 50% респондентов.
Фаза «резистенции». У 30 % тестируемых тенденция к развитию этой фазы отсутствует, 50% формируется, 20% сформировалась.
Фаза «истощения». У 80% респондетов склонность к данным показателям отсутствует, у 20% - формируется.
Большой процент респондентов находится во второй фазе — сопротивлении. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.
Таким образом, в ходе исследования подтвердилась гипотеза, а именно: 1) уровень эмоционального выгорания выше у курсантов-юношей, чем у курсантов-девушек; 2) уровень эмоционального выгорания выше у курсантов-девушек, чем у студентов-девушек.
В психопрофилактической работе можно выделить два важных направления. Первое состоит в профилактике психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих человека в его жизни и труде (изменение обстановки, условий жизни и труда, выполнение нестандартных социальных ролей, включенность в экстремальные ситуации, истощение психического ресурса и т.п.), или, другими словами, организационное направление психологической профилактики. Второе заключается в психологической профилактике возможных отклонений в группе риска, которые прогнозируются в ходе психодиагностики, то есть личностное направление.
1. Богданова, Т. А. Солодкова, М. Н. Существует ли феномен «студенческого выгорания»? // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19–21 мая 2011 г. [Текст]: В 3 ч. Ч. I / Отв. ред. А. В. Карпов, ЯрГУ им. П. Г. Демидова; Российский фонд фундаментальных исследований. – Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2011. – 698 с.
2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В. В. Бойко. - М. : Филинъ, 1996. - 470 с .
3. Борисова, М. В. Диагностика и профилактика эмоционального выгорания [Текст] : учебно-метод. пособ. / М. В. Борисова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2005 . - 43 с .
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 336с.
5. Выбойщик, И. В. Дифференциальная психология: учебное пособие / И. В. Выбойщик. – Челябинск: ЮУрГУ, 2008. – Ч. 2. – 64 с.
6. Елдышова О.А. Проблема выгорания в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики [Электр. ресурс]. URL: http://flogiston.ru/articles/labour/ profilaktika
7. Макарова Г.А Синдром эмоционального выгорания [Электр. ресурс]. URL: http://www.myword.ru
8. Маничев, С. А. Критические жизненные события и профессиональное выгорание / С. А. Малкина-Пых // Психологические проблемы самореализации личности. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2001. – С. 192-202.
9. Орел, В. Е . Синдром психического выгорания личности [Текст] / В. Е . Орел. - М. : Изд-во Институт психологии РАН, 2005 . - 330 с .
10. Осухова Н., Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания. Практико-ориентированный семинар [Электр. ресурс]. URL: http://psy.1september.ru
11. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – Ростов на/Д: Феникс, 2004 – 384
12. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов [Текст] / М. В. Борисова // Вопросы психологии. - 2005 . - 2. - С . 96-105.
13. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования.// Психологический журнал. 2001. Т 15. №1 С. 89-99.
14. Петровский, В. А. Индивидуальность, саморегуляция, гармония / В. А. Петровский // Консультативная психология и психотерапия. – 2008. – №1.
15. идоров, П. Синдром эмоционального выгорания. Конспект врача / П. Сидоров // Медицинская газета – 2005. – №43.
16. Солдатова Е. Л. Исследование социальной ситуации развития в кризисе перехода к взрослости. – Челябинск, 2005