Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратегическое управление муниципальным образованием (на примере Старорусского района Новгородской области)

Работа №28638

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы206
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
580
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы управления муниципальным образованием
1.1 Сущность, содержание и методологические принципы стратегического управления муниципальным образованием
1.2 Региональная политика экономического и социального развития и оценка стратегического потенциала муниципального образования
1.3 Регулирование и стратегическое планирование социально-экономических процессов на региональном уровне
1.4 Управление муниципальной собственностью и проблемы его реформирования
Глава 2 Структура управления, основные тенденции и особенности развития экономики Старорусского района
2.1 Основные тенденции и особенности экономического развития Старорусского района
2.2 Конкурентная концепция развития города Старая Русса 61
2.3 Повышение качества бизнес-климата и основные факторы, оказывающие влияние на конъюнктуру региональных рынков
2.4 Ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности и стратегической направленности муниципального образования
Глава 3 Методические основы совершенствования стратегического управления муниципальным образованием
3.1 Разработка маркетинговой концепции перепрофилирования предприятий муниципального образования
3.2 Концепция совершенствования системы предоставления муниципальных услуг
3.3 Совершенствование информационного обеспечения и применения современных информационных технологий
3.4 Стратегия экономического развития Старорусского района 149
Заключение 170
Список использованной литературы 181
Приложения 191

Актуальность темы исследования. Главной задачей региональной политики государства является выработка и осуществление мер эффективного управления развитием территорий и их взаимодействия. Региональная политика должна увязывать интересы регионов, муниципальных образований с интересами государства, приводить в действие ресурсы их экономического роста, находить оптимальные варианты интеграции в экономику страны и мирового хозяйства, обеспечивать общественно-политическую и социально-экономическую стабильность в стране.
За период реформ в стране не удалось добиться снижения дифференциации в уровнях социально-экономического развития и бюджетной обеспеченности регионов. Региональная политика России недостаточно эффективна, она не справляется с поставленными задачами.
В регионах практически не развита прогнозно-аналитическая и плановая проработка перспектив социально-экономического развития муниципальными образованиями на средне и долгосрочную перспективу. Проблемой, характеризующей со-стояние региональной политики является и то, что на протяжении всего периода рыночных реформ определяющую роль в сфере межрегиональных отношений играют ресурсы, а среди них финансовые регуляторы. Поэтому проблема совершенствования стратегического управления на уровне регионов и муниципальных образований приобретает особую актуальность.
Состояние изученности проблемы. При разработке мероприятий по совершенствованию управления муниципальных образований следует опираться на последние достижения науки, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых.
Проблемам стратегического развития экономических систем различных уровней посвящены труды ведущих российских ученых - Л. Абалкина, А. Аганбегяна, А. Гранберга, Г. Клейнера, Д. Львова, В. Немчинова, Н. Петракова, А. Поршнева и других.
Вопросам теории управления экономических систем и исследований управления территориальных образований посвящены труды зарубежных ученых - И. Ансоффа, Н. Винера, П. Друкера, М. Мескона, М.Портера, П. Самуэльсона, С. Янга и других.
Проблемы механизма стратегического управления нашли отражение в трудах Л. Бузерга, Л. Братверга, О. Виханского, А Градова, П.Забелина, В.Катькало, А.Кибанова, Э. Короткова и других.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость повышения управляемости социально-экономическим развитием муниципального образования, роста его стратегического потенциала с целью обеспечения конкурентоспособности обусловили выбор темы диссертации, ее цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка методологических подходов и методических основ совершенствования стратегического управления муниципальным образованием.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
- обобщить методологические исследования по стратегическому управлению муниципальными образованиями, выявить проблемные места в управлении муниципалитетами;
- изучить возможные способы оценки стратегического потенциала муниципального образования;
- проанализировать структуру управления муниципального образования и разработать предложения по ее совершенствованию;
- выявить сложившиеся тенденции развития и основные проблемы муниципального образования «Старая Русса и Старорусский район»;
- внести предложения по повышению качества бизнес-климата центров муниципального образования и повышению их стратегической направленности;
- разработать концепцию перепрофилирования предприятий муниципального образования;
- внести предложения по совершенствованию системы предоставления муниципальных услуг;
- в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности разработать предложения по информационному обеспечению и применению современных информационных технологий на территории муниципального образования;
- разработать стратегию социально-экономического развития Старорусского района на среднесрочную перспективу.
Объектом исследования являются муниципальные образования в составе областей Российской Федерации, условия, ресурсы, факторы и системы их управления.
Предметом исследования стали управленческие отношения и экономические связи, закономерности, механизмы, принципы формирования и развития стратегического потенциала муниципального образования.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
-предложены основные принципы стратегического управления на муниципальном уровне;
-выявлены проблемы и выделены резервы повышения эффективности стратегического управления муниципальным образованием;
-внесены предложения по совершенствованию управленческой структуры и повышению качества бизнес-климата города Старая Русса, а также уточнены факторы, оказывающие влияние на конъюнктуру региональных рынков;
-предложена концепция перепрофилирования предприятий муниципального образования и разработаны предложения по совершенствованию системы предоставления муниципальных услуг;
-внесены предложения по совершенствованию информационного обеспечения и применению современных информационных технологий на территории муниципального образования;
-разработана стратегия социально-экономического развития Старорусского района на среднесрочную перспективу.
В качестве методов исследования использовались: системный подход, логический и факторный анализ, методы экспертных оценок, сравнений и аналогий, опрос, интервью и другие.
Практическая значимость работы заключается в том, что значительная часть ее разделов и положений доведены до стадии, обеспечивающей возможность их не-посредственного использования в практической деятельности Администрацией муниципального образования по формированию стратегий социально-экономического развития регионов с учетом достижения необходимых результатов деятельности предприятий входящих в их состав. Выдвинутые в диссертационном исследовании теоретические, методологические положения, научно-практические рекомендации и проведенные расчеты позволяют обеспечить эффективность функционирования муниципального образования на перспективу.
Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин «региональная экономика», «стратегическое управление», «региональный менеджмент».
Апробация результатов исследования. Результаты исследования на различных этапах научной деятельности соискателя были отражены в научных докладах, науч-но-практических отчетах и методических разработках автора. Полученные научные результаты докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах Великого Новгорода, Старой Руссы и Валдая.
Теоретические положения и практические рекомендации по реализации конкурентной концепции, мероприятий по повышению качества бизнес-климата города приняты к внедрению Администрацией муниципального образования «Старая Русса и Старорусский район» и используются при разработке стратегии продвижения го-рода Старая Русса как курорта в территориальном туристко-рекреационном комплексе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По основным результатам выполненного диссертационного исследования нам представляется возможным сформулировать вполне определенные выводы и предложения. К числу важнейших из них следует отнести:
1. Исследования показали, что в условиях быстро меняющей внешней среды и конъюнктуры рынков руководящее звено сосредотачивает внимание только на внутреннем состоянии экономики региона. Необходимым условием для эффективной работы на рынке является разработка долгосрочной стратегии, которая позволила бы предсказывать будущие изменения. Изменение структуры и характеристик потребительских требований, возрастание конкуренции, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие инфраструктурных сетей и других при-чин, привели к резкому возрастанию роли стратегического управления муниципального образования.
2. Управление муниципальным образованием - это административное, экономическое, социально-психологическое воздействие на объекты территориального подчинения с целью изменить, преобразовать, направить на достижение поставленной цели путем проявления волевого акта, выдачи организатором команды, сигнала, указания, которое осуществляется посредством контроля, надзора, требованиями отчета и учета результатов исполнения, оперативной корректировки при отклонениях от намеченных параметров.
Для повышения эффективности муниципального образования в диссертации разработаны следующие основные принципы стратегического управления:
- превращение политических программ в план хозяйственной деятельности муниципального образования;
- концентрация внимания и усилий на слабых звеньях и критических путях достижения стратегических целей и работ;
- дифференцированный подход к объектам управления;
- гибкость хозяйственной политики и действий, обеспечивающих неукоснительное исполнение стратегии;
- участие всего интеллектуального потенциала активной части населения муниципального образования в реализации стратегии его развития;
- оптимальное соотношение управленческих организаций, т.е. необходимость соблюдения пропорций между функциями управления и развития муниципального образования;
- потенциальная имитация, т.е. временное выбытие определенных работников не должно прерывать процесс реализации стратегии развития муниципального образования и другие.
3. Предложенное в диссертации использование резервов повышения эффективности стратегического управления муниципального образования позволяет при раз-работке стратегии развития муниципального образования оптимизировать затраты, связанные с повышением профессиональной подготовки в области управления, совершенствованием организационной структуры предприятий с эффективностью использования ресурсов, а также различных возможностей.
При позиционировании структуры предприятий муниципального образования в соответствии с общей стратегической развития и индивидуальным развитием каждого из них нами рекомендовано:
- четко определить основные виды деятельности и ключевые моменты необходимые для успешной реализации стратегий;
- необходимо установить связи между предприятиями и обеспечить необходимую координацию;
- определить круг полномочий необходимый для реализации стратегий и обеспечить эффективный баланс между предприятиями;
- в отдельных случаях не основные виды деятельности вне компаний осуществляются более эффективно, чем самой компанией.
4. Основными недостатками при планировании социально-экономического развития региона являются:
- недостаточно глубокий и комплексный анализ социально-экономической ситуации в регионе и имеющихся ресурсов, помимо описания существующей ситуации необходимо выявлять тенденции ее развития, влияние внешних факторов;
- отсутствие четко определенных целей, и их научного обоснования;
- многие программы не содержат мер по их реализации, и часто носят декларативный характер;
- во многих плановых документах планы развития региона разрабатываются без учета развития страны и муниципальных образований субъекта, т. е. без учета как внешних, так и внутренних факторов;
- во многих концепциях не предусмотрены механизмы мониторинга, т. е. невозможно обеспечить обратную связь.
5. Исследования показали, что для обеспечения самостоятельности и достаточности местных бюджетов при управлении муниципальным образованием необходимо руководствоваться следующими принципами:
- достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;
- свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;
- поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;
- защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;
- предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов местного самоуправления.
6. В диссертационном исследовании нами выявлены проблемы, которые снижают эффективность управления и стратегического развития муниципальных образований:
- одной из главных проблем управления муниципальным образованием в современных условиях есть необходимость перехода из плоскости административного подхода к управлению плоскость правовых отношений, что позволит повысить качество бизнес-климата муниципального образования, качество оказания муниципальных услуг;
- второй важной проблемой управления муниципальным образованием является проблема повышения конкурентоспособности территорий;
- следующей проблемой является недостаточный уровень информационного обеспечения и применения современных информационных технологий.
-гарантии, закрепленные в Конституции носят в значительной мере декларативный характер, правовые и финансовые механизмы их реализации практически отсутствуют;
-закрепленный Конституцией порядок формирования местных бюджетов на практике игнорируется.
-несовершенство федерального законодательства отражается на состоянии регионального законотворчества по вопросам местного самоуправления
-у органов местного самоуправления есть только формальное право принятия общеобязательных правил, действующих на территории муниципалитета
-существующее правовое обеспечение местного самоуправления не соответствует роли, которая отводится ему Европейской Хартией и Конституцией РФ.
-правовые отношения собственности не урегулированы, в бюджетно¬налоговом процессе местные органы власти практически не участвуют, в распределении финансовых потоков они совершенно бесправны, полномочия между уровня¬ми власти не разграничены.
К резервам повышения эффективности управления муниципальным образованием мы относим резервы связанные с:
- недостатком профессиональной подготовки в области управления;
- формами участия персонала в выработке стратегических решений;
- совершенствованием организационной структуры;
- эффектом использования креативных факторов;
-позиционированием товара и исследованием наиболее эффективных сегментов;
-эффективностью разработки стратегического развития муниципального образования;
- эффективностью внутренних стратегий предприятия;
- эффективностью управления ресурсами;
- возможностью выхода на внешний рынок.
7. Старорусский район расположен на Северо-Западе России. Административным центром является г. Старая Русса с населением 39,4 тыс. чел., общей площадью 24 км2. На территории района находятся 298 населенных пунктов, входящих в со¬став 22 сельсоветов с наличием 57,4 тыс. чел, площадью 311 тыс. км2. Сельскохозяйственные угодья занимают 86,2 тыс. га или 27,7%; леса - 173,8 тыс. га или 55,9%. Объем выпускаемой промышленной продукции составляет более 60 процентов общего объема производства продукции территории. Старая Русса относится к поселениям с монопрофильной структурой хозяйства.
8. Проведенный анализ основных тенденций и выявленные особенности развития экономики Старорусского района позволили предложить конкурентную концепцию муниципального образования - районного центра. Конкурентоспособность города складывается из трех элементов:
- конкурентоспособного бизнес-портфеля;
- качественного бизнес-климата, который поддерживает и усиливает конкурентоспособность предприятий;
- эффективной и стратегически ориентированной Администрации города.
Основной составляющей экономического развития муниципального образования являются конкурентоспособные и растущие предприятия. В процессе исследования в диссертационной работе нами проведен стратегический экспресс-анализ предприятий города Старая Русса для выявления наиболее значимых и типичных проблем, а соответственно и возможностей для развития предприятий.
Для анализа предприятий муниципального образования нами условно выделены следующие потенциальные кластеры в Старой Руссе:
- туристический кластер с центром формирования кластера является курортом «Старая Русса»;
- кластер легкой промышленности с центром формирования кластера ТПГ1 «Стиль» и (потенциально) Старорусский льнокомбинат;
- кластер пищевой промышленности - формируется на базе предприятий: «Лакто-Новгород»;
- комбинат пищевых продуктов, РайПО, «Старорусский мясной двор», Старорусский хлебокомбинат и более мелкие предприятия;
- кластер приборостроительных, машиностроительных и смежных предприятий («Промышленный» кластер) формируется на базе предприятий: 123 Авиаремонтный завод, «Химмаш», «Старрусприбор», Медико - инструментальный завод и Авторемонтный завод.
Проведенные исследования позволили выделить сильные и слабые стороны бизнес-портфеля муниципального образования.
Группы предприятий (кластеры) рассмотрены нами по двум характеристикам - доля занятых в кластере от общего числа трудоспособного населения города (в про-центах) и доля налоговых отчислений от предприятий кластера в муниципальном бюджете (в процентах).
9. Нами выявлены основные проблемы развития конкурентоспособности муниципального образования и предложены варианты их решения:
1. Плохое понимание потребителей.
2. Недостаточное понимание своей конкурентной позиции.
3. Плохое понимание, а зачастую и управление каналами сбыта продукции конечным потребителям, что в результате приводит к потерям прибыли и отсутствию знаний о потребителях и их потребностях.
4. Слабая или недостаточная межфирменная кооперация в Старой Руссе, что препятствует обслуживанию новых клиентов, появлению новых продуктов, росту инновационного потенциала предприятий, повышению качества факторов производства, например, совместной подготовке кадров.
5. У большинства предприятий города нет долгосрочной стратегии развития, которая бы опиралась на понимание рыночных и конкурентных условий и организационные возможности.
6. У многих предприятий не решаются краткосрочные операционные задачи, поэтому в соответствии с разработанной стратегией целесообразно провести изменение организационной структуры и ключевых бизнес-процессов, направленных на постоянное повышение эффективности операций.
10. В диссертационном исследовании качество городского бизнес-климата предложено нами оценить по следующим направлениям:
- доступность и качество человеческих ресурсов;
- качество транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
- доступность земельных ресурсов для развития бизнеса;
- уровень налогов и их административная сложность;
- уровень административных барьеров.
Проведенные нами исследования с представителями крупного, малого и среднего бизнеса города, Администрацией города, средств массовой информации и другими группами городского сообщества позволили выявить конкурентные преимущества и слабости бизнес-климата города Старая Русса.
Для устранения выявленных недостатков нами разработан ряд мероприятий, направленных прежде всего на поиск оптимальных возможностей на восстановление бизнес-климата муниципального образования.
И.В диссертационном исследовании нами предложено создание при Думс и Администрации Совместной Комиссии по повышению конкурентоспособности предприятий города из депутатов и работников Администрации и Совета по конкурентоспособности, в который должны войти руководители бизнеса и профессиональных учебных заведений. Совет по конкурентоспособности должен включать 5 основных проблемных групп:
- стратегия развития бизнеса и реструктуризация предприятий;
- привлечение инвестиций для развития бизнеса;
- развитие человеческих ресурсов для конкурентоспособности бизнеса;
- технологическое развитие;
- снижение административных барьеров.
Членами Совета должны стать не только руководители крупных промышленных предприятий, но и наиболее успешные руководители малого бизнеса и предприниматели. Вопросы, которые должен рассматривать Совет по конкурентоспособности, возникают на пересечении основных проблемных групп Совета и основных промышленных кластеров города Старая Русса: туризм/курорт, пищевая промышленность, легкая промышленность, приборостроение и химическое оборудование.
Создание совместного (между Администрацией, Ассоциацией товаропроизводителей, предприятиями и учебными заведениями города) Маркетингового исследовательского центра находящегося на целевом финансировании у предприятий и администрации со следующей специализацией:
- туристический и курортный бизнес;
- легкая промышленность;
- приборы и химическое оборудование;
- пищевая промышленность и т.п.
- продвижение города Старая Русса.
12. В процессе исследования нами выделен ряд возможностей, которые может использовать Администрация муниципального образования для повышения своей эффективности и стратегической ориентации. Все возможности разделены на три блока:
- новые появляющиеся задачи Администрации города;
- повышение эффективности работы отдельных подразделений Администрации;
- изменение организационной стратегии Администрации города.
Данные возможности связаны с задачами, которые в настоящее время Администрацией практически не решаются, но они крайне важны при формировании долго-срочной политики в отношении города.
13. Внесены предложения по совершенствованию информационного обеспечения и применению современных информационных технологий на территории муниципального образования:
1. Создание современной информационной инфраструктуры.
2. Включение всех муниципальных предприятий в единую городскую информационную сеть с использованием Интернет-технологий с целью:
- обеспечение документооборота;
- организации управления.
3. Включение основных предприятий в городскую информационную сеть.
14. В диссертационном исследовании нами предлагаются следующие основные этапы последовательной политики преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве:
- завершение разделения функций заказчика и подрядчика в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- начало демонополизации сферы управления муниципальным жилищным фондом: создание службы единого заказчика;
- совершенствование договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: заключение договоров в сфере управления жилищным фондом (передача основных фондов в хозяйственное ведение или оперативное управление управляющей компании, заключение договоров управляющей компании с собственниками, владельцами, арендаторами и нанимателями жилых помещений) и в сфере обслуживания жилищного фонда (между службами заказчика и подрядными жилищными организациями, коммунальными предприятиями);
- развитие практики проведения конкурсов на выполнение подрядных работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;
- совершенствование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства путем сокращения задолженности и постепенной ликвидации перекрестного субсидирования;
- развитие практики проведения конкурсов на выполнение подрядных работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;
- совершенствование политики оплаты жилья и коммунальных услуг путем установления единых районных стандартов и введения дифференцированной оплаты;
- совершенствование тарифообразования и регулирование естественных локальных монополий.
15. К основным направлениям по осуществлению преобразований в жилищно- коммунальном секторе в диссертационном исследовании нами отнесены:
- совершенствование системы договорных отношений по предоставлению жилищно- коммунальных услуг, а также конкурсный отбор подрядных организаций на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда;
- демонополизация и создание конкурентной среды;
- совершенствование системы формирования и утверждения тарифов на эксплуатационные и коммунальные услуги;
- ресурсоэнергосбережение и установка приборов учета.
- создание условий для дальнейшего развития системы общественного само-управления и обеспечения сохранности жилищного фонда за счет участия населения;
- совершенствование финансового механизма функционирования ЖКХ.
- Осуществление названного комплекса первоначальных мероприятий на наш взгляд предоставит возможность усиления контроля целевого использования средств, направляемых на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда. Создание рынка подрядных организаций позволит снизить затраты на эксплуатационные и ремонтные работы.
16. Основные цели стратегии развития муниципального образования «Старая Русса и Старорусский район», предложенной в диссертационной работе:
-формирование рыночно-ориентированной конкурентной территории с благо-приятным хозяйственным климатом;
-эффективное использование ресурсов;
-обеспечение перехода к устойчивому развитию муниципального образования.
Согласно рассчитанному нами прогнозу общая численность населения сократится в г. Старая Русса - на 3,3 тыс. (на 8,0 %), в Старорусском районе - на 1,8 тыс. (10,1 %) и темпы снижения будут выше, чем в области в целом, где население сократится на 6,6 %.
На наш взгляд, необходимо использовать возможности привлечения части сельского населения к освоению рекреационных ресурсов в сельской местности, организации рекреационных учреждений. В эту сферу может перейти также часть учи-телей и работников других детских учреждений.
В диссертационном исследовании нами рассчитан индекс развития человеческого потенциала.
Старую Руссу можно отнести к категории территорий со средним уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП 0,500-0,799). В целом индекс развития человеческого потенциала в городе отличается относительной стабильностью и имеет тенденцию к росту.
В стратегии экономического развития Старорусского района нами рассмотрена экологическая составляющая его стратегического развития.
К основным показателям (индикаторам) достижения намеченной цели мы относим:
-наличие муниципальной экологической политики;
-сохранение чистоты поверхностных вод;
-сохранение качества подземных, особенно минеральных вод;
-обеспечение устойчивого водоснабжения населения
-сохранение чистоты атмосферного воздуха
-сокращение количества твёрдых отходов;
-экологические геоинформационные системы.



1. Агапов А., Хинкин П.и др. Государственный контроль за экономикой / М.: Юристь, 2000 -317с.
2. Алакоз В. Киселев В., Шмелев Г.Зачем России земельная реформа. М.,1999
3. Артемова Л., Назарова А. «Состояние экономики и краткосрочные прогнозы»/ «Экономист» № 11 - 2002г.
4. Бабун Р.В., Муллагалеева 3. 3. Управление муниципальной экономикой, Пособие для муниципальных служащих. Новокузнецск.1999.
5. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - Изд-во МГУ, 1996
6. Бачурин А. «Повышение роли экономических методов управления»/ «Экономист» №4-2002г.
7. Берг О. «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005г.»/ «Вопросы экономики» №5-2002г.
8. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юрайт, 1999.
9. Бухвальд Е. «Регулирование отношений собственности между Российской Федерацией и ее субъектами» . Вопросы экономики .-1997-N7.
10. Васильев С. В., Жуковский А. И., Цюркер К. Эффективность работы организаций государственного и муниципального управления и их служащих. 2003. - 72 с.
11. Виханский О. С. Стратегическое управление М. «Высшая школа», 1996, - 320 с.
12. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент М.: Гардерика, 1999, 528 с.
13. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник - 4-е перераб. И доп. Издание - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.-584 с.
14. Волков С.Н., Комов Н.В. Донокотин Н.Г., Пономаренко И.И., Сай С.И., Широкорад И.И., Вехи Российского землеустройства. Время, события, люди. МГУЗ, 2000
15. Воронин А.Г., Лапин В.А. «Основы управления муниципальным хозяйством».-Спб, 1996.
16. Вязинин И.Н.Старая Русса в истории России. Новгород, "Кириллица". 1994г.
17. Гавриленков Е. «Российская экономика: перспективы макроэкономической политики»/ «Вопросы экономики» №4-2000г.
18. Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения. 1986
19. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. Учеб¬ник. СПб., 1998.
20. Государственная служба и государственное управление: концепции, проблемы и противоречия. Материалы научно-практической конференции филиала СЗАГС в г. В. Новгорода и Администрации Новгородской области.: Изд-во РИЦ «Росан» - Северо-Западная академия государственной службы. Санкт-Петербург, 2003.- 115 с.
21. Горегляд В. «Старая концепция нового бюджета» (о проектах госбюджета на 2003г.)/ «Вопросы экономики»№10-2002г.
22. Государственное регулирование рыночной экономики / отв. ред. И. И. Столяров М.: Дело, 2001г. - 279с.
23. Государственное регулирование рыночной экономики под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина/М.: «Экономика», 2000г. - 735с.
24. Градостроительный кодекс РФ.М, Юридическая литература , 1998.
25. Гражданский Кодекс Российской Федерации .М. Юридическая литература, 1994.
26. Гранберг А. «Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации»/ «Вопросы экономики» №9-2001г. стр. 15.
27. Дементьев К.И., Дементьева М.А. Печатное слово О Старой Руссе. Новгород 1990г.
28. Демьяненко А.Н., Обушенков А.Л. Муниципальное управление, учебное пособие, Хабаровск-Нижний Новгород, 1998.
29. Европейская Хартия о местном самоуправлении / «Социологические исследования». 1997,№ 1
30. Елаховский В. «Альтернативные прогнозы развития экономики России в 2001 г.» // «Вопросы экономики» №3 - 2001г.
31. Зайдель X , Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994
32. Зайцев Б.Ф. Система методов управления. -М.АНХ СССР, 1987.
33. Занин Н.В. Управление муниципальной собственностью и проблемы ее реформирования; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2005. - 15 с.
34. Занин Н.В. Регулирование и стратегическое планирование социально- экономических процессов на региональном уровне; НовГУ имени Ярослава Мудро¬го. - Великий Новгород, 2005. - 13 с.
35. Занин Н.В. Повышение эффективности и стратегической направленности администрации города Старой Руссы; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2005. - 12 с.
36. Земельный кодекс РФ, М.,Юридическая литература, 2001. 5.Федеральный закон « О введении в действие Земельного кодекса РФ»,М., Юридическая литература,2001.
37. Иванова В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики». - СПб: Изд-во СпбГУ, 1995.
38. Кадочников С. Синельников-Мурылев Р. Тунин А. «Система федеральной финансовой помощи субъектам РФ и фискальное поведение региональных властей в 1994-2000г.»/ «Вопросы экономики» №3-2002г.
39. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории. - М.: «ВЛАДОС», 1995. - 384с.
40. Клепан А., Смирнов С., Пухов С., Ибрагимова Д. «Экономический рост России: амбиции и реальные перспективы»/ «Вопросы экономики» №8-2002г.
41. Колюшин Е.И.. О праве муниципальной собственности. Журнал Российского права, 1997.
42. Комаров В. Ф. Управленческие имитационные игры. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - 272 с.
43. Конституция Российской Федерации, М, Юридическая литература, 1993.
44. Концепция и первоочередные предложения по развитию исторической застройки г. Старая Русса / под ред. ВНИИТАГ М., 1990.
45. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. -М.: «Бизнес-книга», «ИМА- Кросс Плюс», 1995.-702 с.
46. Котте Д. Управление инфраструктурой организации / Пер. с англ. - М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2001. - 597 с.
47. Крюгер Э. «Экономический рост и реформы в России» / «Вопросы экономики» №6-2002г.
48. Кузнецова О. «Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов»/ «Вопросы экономики»№4-2002г.
49. Кузнецова О., Шестаков М., Шеховцев А. «Федеральные округа России: социально-экономическое развитие в 1996-1999г.»/ «Вопросы экономики» №10- 2000г.
50. Кузык Б. «Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели»/ «Российский экономический журнал» №3 - 2000г.
51. Куранов Г., Засов О. «Экономика России в январе июне 2002г.» / «Экономист» №9 - 2002г.
52. Курс экономической теории: Учеб./М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. - Мн.: «Интерпрессервис»; «Ми- санта», 2003.-496 с.
53. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. « Муниципальное право Российской Федерации».- М. : Юрист, 1997.
54. Лексин В., Швецов А., под ред. А М. Лаврова «Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа»/ «Российский экономический журнал» №2-2000г.
55. Литвинов В. Ф., Прусак М. М., Семенов Н. К. и др. Разработка стратегии устойчивого развития в Новгородской области/ под ред. В. Ф. Литвинова/Великий Новгород НОВГУ, 1998г. - 60с.
56. Лойко П.Ф.Земельиый потенциал мира и России: пути глобализации его использования в XXI веке.М.ФКЦ « Земля»,2001.
57. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. С-П. Формика. 1992
58. Мау В. «Экономико-политические итоги 2001г. и перспективы устойчивого экономического роста»/ «Вопросы экономики» №1 -2002г.
59. Мау В. «Экономико-политические итоги 2002г. и особенности экономической политики в преддверии выборов»/ «Вопросы экономики» №2-2003г.
60. Маконнелл К., Брю С. Экономикс : принципы, проблемы и политика М.: Республика. 1992. Т. 1
61. Матвеева Е. Н., Малазов В. И., Муравьев Е. П. и др. Планирование экономического и социального развития регионов/под ред. В. И. Малохова, Е. Р. Мат-веевой. - М., 1987г.-353с.
62. Матеров И. «Факторы развития «Новой экономики» в России»/ «Экономист» №2-2003г.
63. Махотаева М., Николаев Н. «Формирование экономической политики на государственном уровне»/ «Вопросы экономики» №9-1999г.
64. Менгер К. Основания политической экономии. М.,1992. С.79
65. Микульский К. «Задачи и возможности социальной политики на современном этапе реформирования постсоциального общества»/ «Российский экономический журнал» №8 - 2002г.
66. Мильнер Б.З. «Системный подход к организации управления». М.: Экономика, 1983.
67. Можин В.П. и др. Экономика Новгородской области на путях к рынку . М- .Новгород, 1995
68. Морозова Т.Г. Победина М.П., Поляк Г.Б. Муниципальный менеджмент, уч. пособие для вузов. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1997
69. Музыченко Л.М. Регулирование муниципальной экономики в России М.- Великий Новгород, 1999.
70. Мухетдинова Н. «Инвестиции и государственная инвестиционная политика» / «Российский экономический журнал» №8-2002г.
71. Налоговый кодекс РФ, М., Юридическая литература.
72. Николаев Н., Махотаева М. «Обобщение опыта планирования социально- экономического развития в субъектах Российской Федерации»/ «Вопросы экономики»№5-2002г.
73. Новоселов А. С. Теория региональных рынков: Учебник. - Ростов-на Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 448 с.
74. Новосельский В. «Социально-экономическое развитие в 2001г. итоги и проблемы»/ «Экономист» №4-2002г.
75. Обзор конкурентоспособности российских регионов". " Конкурентная стратегия города Старая Русса" Проект МГТУ им. Н.Э. Баумана. Ст.Р.-М.,2001.
76. Обзор основных тенденций российской экономики/ «Вопросы экономики»]^- 2002г.
77. Областной закон «О концепции социально-экономического развития Новгородской области на 2003г.»
78. Органы местного самоуправления в зарубежных странах: сравнительное исследование М., научно-аналитический обзор. РАН. ИНИОН, 1994.
79. Основные направления развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 года. - СПб., 2003 - С. 184
80. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М.,1980
81. Поздняков А., Лавровский Б., Малахов В. «Политика регионального выравнивания в России»/ «Вопросы экономики» №10-2000г.
82. Политические и экономические факторы развития российских регионов/ «Вопросы экономики» №5 - 2003г.
83. Попов В.В. «Методы управления, их содержание и взаимосвязь».- М.: Экономика, 1974
84. Попов Г.Х. Проблемы теории управления.-М.Экономика, 1974.
85. Пороховский А. «Россия на пути оптимизации экономической роли государства»/ «Российский экономический журнал» №5-6 - 2002г.
86. Портер. М Международная конкуренция. М.:1994
87. Прусак М.М. Экономические реформы в регионе.М., 1998
88. Пути стабилизации экономики региона и становление самоуправления Труды научно-практической конференции, 16-17 ноября 1995 г, Новгород, 1995.
89. Распоряжение Президента Российской Федерации «Об утверждении по-становления об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» от 18.03.92 N 114рп.
90. Реформирование системы управления публичной собственностью в условиях структурных изменений экономики. Материалы российской научно- практической конференции М.2002
91. Рисе А. Основы муниципального хозяйства. Рига, 1914. С.51.
92. Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986
93. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.
94. Русинов Ф. М., Петросян Д. С. Основы теории менеджмента М.: Высшая школа,, 1994, - 324 с.
95. Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 352 с.
96. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов, стажеров/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко - Мн.: Интерпрессервис; Эконоперспектива, 2001.-637 с.
97. Сай С.И.Методы и модели управления земельно-имущественным комплексом крупного города,М.2001
98. Санько Г.Г. Монополия и конкуренция - Мн.: БГЭУ, 1999.- 302с.
99. Семушкин А.Т. Проблемы территориального управления экономикой. М.: Экономика, 1974.
100. Семушкин А.Т., Цицин П.Г. Управление районом крупного города . М: Московский рабочий, 1980.
101. Смит А. Исследование о природе и экономическом богатстве народов/ М.: Соцэкгиз, 1962г-684с.
102. Соловьев В.С. Оправдание добра//Соч.в 2 т. М., 1988. С.432
103. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён, т.т.1-29, М.,"Мысль".
104. Социально-экономические проблемы России. Справочник /Под ред. Бойко Т.М. Спб.: Норма, 1999.
105. Стратегическое планирование/Ассоциация авторов и издателей «Тандем» под ред. Э. А. Уткина/М.:ЭКМОС, 1998г. - 438с.
106. Стратегия социально-экономического развития г.Старая Русса и рай¬она." Ст. P.-Нов., ."Технопарк""2001
107. Стратегия социально-экономического развития России - инновационный путь (доклад к обсуждению на V Российском экономическом форуме)/ «Российский экономический журнал №4 - 2000г.
108. Стратегия социально-экономического развития СЗФО Российской Феде-рации на период до 2015 года разработана аппаратом полномочного представителя Президента РФ в СЗФО.
109. Толкачев. С. Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 1993. N.5.
110. Трансграничное сотрудничество и социально-экономическое развитие приграничных территорий (на примере республики Польша). - СПб: СЗ НИЭСХ Россельхозакадемии, 2004. - 252 с.
111. Трофимов Г. «О регионах долговременного экономического роста»/ «Вопросы экономики» №11-2000г.
112. Устав Великого Новгорода.
113. Уткин Э. А. Государственное и региональное управление / М. : ЭКМОС, 2002г. -319с
114. Фадеев В.И. Муниципальное право России . М.- Юрист, 1994.
115. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент М.: ЗАО «Бизнес- школа», «Интел-синтез», 1999, - 327 с.
116. Федеральный закон « О разграничении государственной собственности на землю», М., юридическая литература, 2001.
117. Федеральный закон « О финансовых основах местного самоуправления» 13. Федеральный закон РФ от 21.12.2001г.№ 178-ФЗ«О приватизации государственного и муниципального имущества».
118. Федеральный закон « Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации» от 28.08.95 N 154-фз. 8.Постановление Верховного совета РФ от 27.12.91г. « О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
119. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23.06.1995г. №1 1 5-ФЗ (с изм. От 09.07.1999г. №159-ФЗ)
120. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации» с измен, и доп. Принят Государственной Ду¬мой 16.09.2003
121. Федеральный закон РФ « О местном самоуправлении в РФ», М.,1995. 11. Федеральный закон РФ « О государственных муниципальных землях»
122. Черковец О. «Экономика и политика федеративного государства»/ «Российский экономический журнал» №7-2002г.
123. Чичерин Б.Н. Собственность и государство // Русская философия собственности. СПб,1993.С.114
124. Шупыро.В. «Преобразование государственной собственности в период экономических реформ » .- М.: ИНФРА-М, 1997.
125. Экономика предприятия / В.Я. Хрипач, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко; Под ред. В.Я. Хрипача. - 2-е изд. Стереотипное.-Мн.: Экономпресс, 2001.-464 с.
126. Экономика: Учебник, 3-е изд., перераб и доп./Под ред. доктора экон, на¬ук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристь, 2000. - 896 с.
127. Экономическая теория: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-320с.
128. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. - Мн.: БГЭУ, 1999. - 550 с.
129. Яновский В.В. Город, как система и объект у правления. СПб., 1999.
130. Ясин Е. «Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста»/ «Вопросы экономики» №5-2002г.
131. //Муниципалитет №1-12 1999
132. //Земельный вестник России №1-12 2001
133. // Земельный вестник России №1-12 2004


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ