ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
|
Введение
1.1. Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения школьников 11
1.2. Профессиональное самоопределение как фактор развития личности подростков 37
1.3. Готовность подростков к профессиональному самоопределению 62
Выводы по первой главе 77
ГЛАВА II. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
2.1. Личностно ориентированные технологии в образовании 79
2.2. Личностно ориентированный тренинг формирования готовности
подростков к профессиональному самоопределению 91
Выводы по второй главе 125
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ТРЕНИНГА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
3.1. Результаты констатирующего эксперимента 126
3.2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение .... 141
Выводы по третьей главе 153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 161
1.1. Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения школьников 11
1.2. Профессиональное самоопределение как фактор развития личности подростков 37
1.3. Готовность подростков к профессиональному самоопределению 62
Выводы по первой главе 77
ГЛАВА II. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
2.1. Личностно ориентированные технологии в образовании 79
2.2. Личностно ориентированный тренинг формирования готовности
подростков к профессиональному самоопределению 91
Выводы по второй главе 125
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ТРЕНИНГА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
3.1. Результаты констатирующего эксперимента 126
3.2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение .... 141
Выводы по третьей главе 153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 161
Актуальность исследования. В Национальной доктрине образования одной из основных целей и задач является формирование у подростков трудовой адаптации, активной жизненной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда. Эти цели и задачи реализуются в учебном процессе школы, в работе межшкольных учебных комбинатах и в учреждениях дополнительного образования.
Актуальность формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях вызвана реально сложившейся ситуацией, прежде всего осложнением положения на рынке труда: наличием большого количества молодежи, имеющей статус безработных, их низкой конкурентоспособностью (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.К. Окунева, Н.В. Самоукина, П.А. Щавир и др.).
Осуществляемая в настоящее время в России реформа системы образования проводится на принципах гуманизма, которые включают приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, гуманистический характер образования (Е.В. Бондаревская). Однако при общем приоритете идей гуманизма, отсутствует четкое представление о сущности послед¬него применительно к системе образования детей подросткового возраста, которые, как известно «... продолжают доставлять много забот родителям и учителям, врачам и правоохранительным органам» (154, с. 12)’.
Происходящая трансформация гуманистических представлений ставит новые задачи перед системой образования. Гуманизация содержания образования призвана обеспечить соответствующую новым запросам общества подготовку его членов, что не возможно без соответствующей гуманизации педагогических методов и приемов (В.А. Беликов, А.Г. Гостев, В.Я. Ляудис).
Происходящая трансформация гуманистических представлений ставит новые задачи перед системой образования. Гуманизация содержания образования призвана обеспечить соответствующую новым запросам общества подготовку его членов, что не возможно без соответствующей гуманизации педагогических методов и приемов (В.А. Беликов, А.Г. Гостев, В .Я. Ляудис).
Основной целью профориентационной работы является формирование готовности выпускника школы к профессиональному самоопределению как важнейшего компонента личностного развития. В психолого-педагогической литературе сложилось мнение о том, что профессиональное самоопределение в жизни каждого человека, особенно в школьные годы, является одной из самых важных проблем (И.Р. Атутов, Н.С. Костылева, В.А. Поляков и др.).
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионально¬го становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы). Профессиональное самоопределение - это процесс формирования отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности (Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов).
К сожалению, в настоящее время слабо решается задача формирования профессиональных намерений школьников в условиях рыночных отношений. Школьники выпускных классов плохо осведомлены о возможностях региональных рынков труда, потребности в профессиональных кадрах, своей пригодности к выбранной профессии (Е.М. Борисова, А.С. Горшков).
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием объективных противоречий между:
а) социальной потребностью в осуществлении выпусниками школ адекватного выбора профессии, специальности и будущего места работы и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению;
б) ориентацией образовательной парадигмы на приоритет всестороннего развития личности и недостаточным использованием технологии личностно ориентированного подхода к школьникам подросткового возраста в образовательном процессе по формированию готовности к профессиональному самоопределению.
В поисках средств преодоления возникших противоречий нами сформулирована проблема исследования: каковы возможности формирования у подростков готовности к профессиональному самоопределению. Это обусловило выбор темы исследования: «Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению».
В нашем исследовании введено ограничение: формирование готовности подростков к профессиональному самоопределению осуществлялось во внеурочной деятельности.
Цель исследования. Разработать и экспериментально обосновать педагогические условия личностно ориентированного подхода к подросткам в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Объект исследования - образовательный процесс с подростками во внеурочное время в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования - педагогические условия формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Гипотеза исследования. Эффективность формирования у подростков готовности к профессиональному самоопределению можно повысить при выполнении следующих условий:
1. Разработана модель формирования готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению, как компонента развития личности.
2. Обоснованы педагогические условия формирования готовности к профессиональному самоопределению, предполагающие личностно ориентированный подход к подросткам.
3. Готовность подростков к профессиональному самоопределению формируется в процессе проведения тренинга личностного развития.
Исходя из цели и гипотезы, определены следующие задачи изыскания.
1. Изучить теоретические и методические подходы к исследованию проблемы формирования готовности подростков к профессиональному само-определению. Уточнить понятие «готовность к профессиональному самоопределению».
2. Разработать модель и содержание личностно ориентированного тренинга по формированию готовности подростков к профессиональному самоопределению.
3. Обосновать педагогические условия эффективности личностно ориентированного тренинга по формированию готовности подростков к профессиональному самоопределению.
4. Экспериментально проверить эффективность личностно ориентированного тренинга по формированию готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Методологической основой диссертационного исследования явились: концепция профессионального самоопределения (В.А. Байметов, Е.М. Борисова, В. Д. Брагина, И.П. Волков, Н.Н. Захаров, Е.А. Климов, Н.И. Крылов, И.В. Михайлов, Г.П. Петрищева, Н.С. Пряжников, Н.В. Самоукина, В.В. Чебышева, П.А. Шавир); теории психического развития (В.А. Аверин, А.Д. Алферов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г. Крайг, А.П. Краковский, Д.И. Фельдштейн); концепция личностно ориентированного образования (Э.Ф. Зеер, А.Г. Гостев, В.А. Беликов, Д.А. Белухин, Ю.М. Орлов, К. Роджерс, К.Д. Ушинский, И.С. Якиманская).
Теоретико-методологические основы, цель, задачи и гипотеза исследования определили содержание этапов и методы изыскания.
Первый этап (1998 — 2000) — поисковый. Проводился анализ психологической и педагогической литературы по направлениям: профессиональное самоопределение школьников, личностно ориентированный подход в образовании, психическое развитие подростков. Определены рабочие формулировки цели, объекта и предмета изыскания, его научной гипотезы.
Методами исследования на этапе были: теоретический анализ, сравнение, обобщение опыта, наблюдение и синтез полученной информации.
Второй этап (2001 — 2002) — экспериментально-аналитический. Сформулированы основные теоретические положения диссертации. Проведен констатирующий эксперимент. Осуществлен подбор контрольной и экспериментальной групп; проведена методическая работа с учителями и классными руководителями, участвующими в опытно-экспериментальной работе. Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях баз исследования.
На втором этапе использовались методы: моделирование, психологическое и педагогическое тестирование, беседа, наблюдение.
Третий этап (2002 — 2003) — контрольно-обобщающий. Проведен педагогический эксперимент, осуществлена статистическая обработка полученных данных. Обобщены материалы эксперимента, сформулированы выводы, выполнено оформление диссертации. Осуществлено внедрение мате-риалов исследования в практику образовательных учреждений.
На третьем этапе использованы методы: педагогического эксперимента, теоретического анализа, статистической обработки экспериментальных данных, их осмысление и обобщение.
Научная новизна исследования
1. Разработана модель личностно ориентированного педагогического процесса формирования готовности подростков к профессиональному само-определению, включающая компоненты: а) диагностика индивидуальных особенностей двух уровней: базовых свойств личности и наличного уровня готовности; б) развитие психических процессов и свойств личности; в) формирование готовности к профессиональному самоопределению.
2. Обоснованы педагогические условия формирования готовности под-ростков к профессиональному самоопределению, включающие: а) комплексный контроль за процессом формирования готовности; б) опору на субъективный опыт, интересы и склонности подростков; в) формирование готовности к профессиональному самоопределению в личностно ориентированном тренинге, реализуемом в контексте ведущей деятельности.
Теоретическая значимость исследования
1. Уточнено понятие готовности школьников к профессиональному самоопределению как комплексного личностного новообразования, включающего способность к самооценке профессиональной пригодности, познавательную и коммуникативную активность, волевые качества самостоятельности, решительности и настойчивости, саморегуляцию эмоциональных состояний.
2. На основе существующих научных разработок конкретизированы теоретические положения по реализации личностно ориентированного подхода к школьникам в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределению и целесообразность его формирования в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования
1. Выявлено позитивное влияние разработанного нами личностно ориентированного тренинга на динамику процесса формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению в условиях общеобразовательной школы.
2. Содержание тренинга и педагогические условия внедрены в практику работы государственных муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска и Челябинской области, а также Челябинского института дополнительного профессионального образования педагогических работников.
3). Рекомендации, полученные в исследовании, могут быть включены в спецкурсы для студентов высших и средних учебных заведений педагогического профиля и слушателей факультетов повышения квалификации.
На защиту выносятся следующие положения
1. Готовность подростков к профессиональному самоопределению как личностное новообразование включает в себя следующие основные компоненты: способность к самооценке профессиональной пригодности, познавательную и коммуникативную активность, волевые качества самостоятельности, решительности и настойчивости, саморегуляцию эмоциональных состояний.
2. Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению осуществляется на основе разработанной нами модели, основными компонентами которой являются: а) диагностика индивидуальных особенностей двух уровней: базовых свойств личности и наличного уровня готовности; б) развитие психических процессов и свойств личности; в) формирование готовности к профессиональному самологической теории личности, концепции психического развития и особенностей подросткового возраста, сравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых методов исследования, адекватных его предмету;
подтверждением концептуального соответствия использованных методов задачам и специфике этапов исследовательской работы; достижением позитивных статистически достоверных сдвигов в формировании готовности к профессиональному самоопределению у подростков экспериментальных групп по сравнению с контрольной; количественным и качественным анализом результатов, подтверждающих гипотезу исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены в Уральской государственной академии физической культуры на методологических семинарах, на конференциях городского и областного масштаба, в том числе: на научно-методической конференции УралГАФК по проблеме «Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму» с 1999 по 2002 г., на научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава УралГАФК с 1999 по 2003 г. «Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузах физической культуры», на научно-методических конференциях кафедры теории и методики физического воспитания Урал ГАФК в 2000 и 2002 году, на заседании круглого стояла: «Педагогические технологии XXI века. Личностно ориентированный подход в образовательном процессе» в 2003 г. Результаты исследования внедрены в муниципальных образовательных учреждениях Челябинска и Челябинской области, в Челябинском институте дополнительного профессионального образования педагогических работников. Имеются акты внедрения.
Актуальность формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях вызвана реально сложившейся ситуацией, прежде всего осложнением положения на рынке труда: наличием большого количества молодежи, имеющей статус безработных, их низкой конкурентоспособностью (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.К. Окунева, Н.В. Самоукина, П.А. Щавир и др.).
Осуществляемая в настоящее время в России реформа системы образования проводится на принципах гуманизма, которые включают приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, гуманистический характер образования (Е.В. Бондаревская). Однако при общем приоритете идей гуманизма, отсутствует четкое представление о сущности послед¬него применительно к системе образования детей подросткового возраста, которые, как известно «... продолжают доставлять много забот родителям и учителям, врачам и правоохранительным органам» (154, с. 12)’.
Происходящая трансформация гуманистических представлений ставит новые задачи перед системой образования. Гуманизация содержания образования призвана обеспечить соответствующую новым запросам общества подготовку его членов, что не возможно без соответствующей гуманизации педагогических методов и приемов (В.А. Беликов, А.Г. Гостев, В.Я. Ляудис).
Происходящая трансформация гуманистических представлений ставит новые задачи перед системой образования. Гуманизация содержания образования призвана обеспечить соответствующую новым запросам общества подготовку его членов, что не возможно без соответствующей гуманизации педагогических методов и приемов (В.А. Беликов, А.Г. Гостев, В .Я. Ляудис).
Основной целью профориентационной работы является формирование готовности выпускника школы к профессиональному самоопределению как важнейшего компонента личностного развития. В психолого-педагогической литературе сложилось мнение о том, что профессиональное самоопределение в жизни каждого человека, особенно в школьные годы, является одной из самых важных проблем (И.Р. Атутов, Н.С. Костылева, В.А. Поляков и др.).
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионально¬го становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы). Профессиональное самоопределение - это процесс формирования отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности (Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов).
К сожалению, в настоящее время слабо решается задача формирования профессиональных намерений школьников в условиях рыночных отношений. Школьники выпускных классов плохо осведомлены о возможностях региональных рынков труда, потребности в профессиональных кадрах, своей пригодности к выбранной профессии (Е.М. Борисова, А.С. Горшков).
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием объективных противоречий между:
а) социальной потребностью в осуществлении выпусниками школ адекватного выбора профессии, специальности и будущего места работы и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению;
б) ориентацией образовательной парадигмы на приоритет всестороннего развития личности и недостаточным использованием технологии личностно ориентированного подхода к школьникам подросткового возраста в образовательном процессе по формированию готовности к профессиональному самоопределению.
В поисках средств преодоления возникших противоречий нами сформулирована проблема исследования: каковы возможности формирования у подростков готовности к профессиональному самоопределению. Это обусловило выбор темы исследования: «Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению».
В нашем исследовании введено ограничение: формирование готовности подростков к профессиональному самоопределению осуществлялось во внеурочной деятельности.
Цель исследования. Разработать и экспериментально обосновать педагогические условия личностно ориентированного подхода к подросткам в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Объект исследования - образовательный процесс с подростками во внеурочное время в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования - педагогические условия формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Гипотеза исследования. Эффективность формирования у подростков готовности к профессиональному самоопределению можно повысить при выполнении следующих условий:
1. Разработана модель формирования готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению, как компонента развития личности.
2. Обоснованы педагогические условия формирования готовности к профессиональному самоопределению, предполагающие личностно ориентированный подход к подросткам.
3. Готовность подростков к профессиональному самоопределению формируется в процессе проведения тренинга личностного развития.
Исходя из цели и гипотезы, определены следующие задачи изыскания.
1. Изучить теоретические и методические подходы к исследованию проблемы формирования готовности подростков к профессиональному само-определению. Уточнить понятие «готовность к профессиональному самоопределению».
2. Разработать модель и содержание личностно ориентированного тренинга по формированию готовности подростков к профессиональному самоопределению.
3. Обосновать педагогические условия эффективности личностно ориентированного тренинга по формированию готовности подростков к профессиональному самоопределению.
4. Экспериментально проверить эффективность личностно ориентированного тренинга по формированию готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Методологической основой диссертационного исследования явились: концепция профессионального самоопределения (В.А. Байметов, Е.М. Борисова, В. Д. Брагина, И.П. Волков, Н.Н. Захаров, Е.А. Климов, Н.И. Крылов, И.В. Михайлов, Г.П. Петрищева, Н.С. Пряжников, Н.В. Самоукина, В.В. Чебышева, П.А. Шавир); теории психического развития (В.А. Аверин, А.Д. Алферов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г. Крайг, А.П. Краковский, Д.И. Фельдштейн); концепция личностно ориентированного образования (Э.Ф. Зеер, А.Г. Гостев, В.А. Беликов, Д.А. Белухин, Ю.М. Орлов, К. Роджерс, К.Д. Ушинский, И.С. Якиманская).
Теоретико-методологические основы, цель, задачи и гипотеза исследования определили содержание этапов и методы изыскания.
Первый этап (1998 — 2000) — поисковый. Проводился анализ психологической и педагогической литературы по направлениям: профессиональное самоопределение школьников, личностно ориентированный подход в образовании, психическое развитие подростков. Определены рабочие формулировки цели, объекта и предмета изыскания, его научной гипотезы.
Методами исследования на этапе были: теоретический анализ, сравнение, обобщение опыта, наблюдение и синтез полученной информации.
Второй этап (2001 — 2002) — экспериментально-аналитический. Сформулированы основные теоретические положения диссертации. Проведен констатирующий эксперимент. Осуществлен подбор контрольной и экспериментальной групп; проведена методическая работа с учителями и классными руководителями, участвующими в опытно-экспериментальной работе. Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях баз исследования.
На втором этапе использовались методы: моделирование, психологическое и педагогическое тестирование, беседа, наблюдение.
Третий этап (2002 — 2003) — контрольно-обобщающий. Проведен педагогический эксперимент, осуществлена статистическая обработка полученных данных. Обобщены материалы эксперимента, сформулированы выводы, выполнено оформление диссертации. Осуществлено внедрение мате-риалов исследования в практику образовательных учреждений.
На третьем этапе использованы методы: педагогического эксперимента, теоретического анализа, статистической обработки экспериментальных данных, их осмысление и обобщение.
Научная новизна исследования
1. Разработана модель личностно ориентированного педагогического процесса формирования готовности подростков к профессиональному само-определению, включающая компоненты: а) диагностика индивидуальных особенностей двух уровней: базовых свойств личности и наличного уровня готовности; б) развитие психических процессов и свойств личности; в) формирование готовности к профессиональному самоопределению.
2. Обоснованы педагогические условия формирования готовности под-ростков к профессиональному самоопределению, включающие: а) комплексный контроль за процессом формирования готовности; б) опору на субъективный опыт, интересы и склонности подростков; в) формирование готовности к профессиональному самоопределению в личностно ориентированном тренинге, реализуемом в контексте ведущей деятельности.
Теоретическая значимость исследования
1. Уточнено понятие готовности школьников к профессиональному самоопределению как комплексного личностного новообразования, включающего способность к самооценке профессиональной пригодности, познавательную и коммуникативную активность, волевые качества самостоятельности, решительности и настойчивости, саморегуляцию эмоциональных состояний.
2. На основе существующих научных разработок конкретизированы теоретические положения по реализации личностно ориентированного подхода к школьникам в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределению и целесообразность его формирования в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования
1. Выявлено позитивное влияние разработанного нами личностно ориентированного тренинга на динамику процесса формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению в условиях общеобразовательной школы.
2. Содержание тренинга и педагогические условия внедрены в практику работы государственных муниципальных образовательных учреждений г. Челябинска и Челябинской области, а также Челябинского института дополнительного профессионального образования педагогических работников.
3). Рекомендации, полученные в исследовании, могут быть включены в спецкурсы для студентов высших и средних учебных заведений педагогического профиля и слушателей факультетов повышения квалификации.
На защиту выносятся следующие положения
1. Готовность подростков к профессиональному самоопределению как личностное новообразование включает в себя следующие основные компоненты: способность к самооценке профессиональной пригодности, познавательную и коммуникативную активность, волевые качества самостоятельности, решительности и настойчивости, саморегуляцию эмоциональных состояний.
2. Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению осуществляется на основе разработанной нами модели, основными компонентами которой являются: а) диагностика индивидуальных особенностей двух уровней: базовых свойств личности и наличного уровня готовности; б) развитие психических процессов и свойств личности; в) формирование готовности к профессиональному самологической теории личности, концепции психического развития и особенностей подросткового возраста, сравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых методов исследования, адекватных его предмету;
подтверждением концептуального соответствия использованных методов задачам и специфике этапов исследовательской работы; достижением позитивных статистически достоверных сдвигов в формировании готовности к профессиональному самоопределению у подростков экспериментальных групп по сравнению с контрольной; количественным и качественным анализом результатов, подтверждающих гипотезу исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены в Уральской государственной академии физической культуры на методологических семинарах, на конференциях городского и областного масштаба, в том числе: на научно-методической конференции УралГАФК по проблеме «Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму» с 1999 по 2002 г., на научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава УралГАФК с 1999 по 2003 г. «Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузах физической культуры», на научно-методических конференциях кафедры теории и методики физического воспитания Урал ГАФК в 2000 и 2002 году, на заседании круглого стояла: «Педагогические технологии XXI века. Личностно ориентированный подход в образовательном процессе» в 2003 г. Результаты исследования внедрены в муниципальных образовательных учреждениях Челябинска и Челябинской области, в Челябинском институте дополнительного профессионального образования педагогических работников. Имеются акты внедрения.
Профессиональное самоопределение - это один из видов самоопределения личности, характеризующее формирование отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Сформированность самоопределения это степень сбалансированности психологических возможностей молодого человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированные у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Актуальность профессионального самоопределения, являющегося результатом профессиональной ориентации личности учащихся, в связи с изменениями социально-экономических условий нашего общества непрерывно возрастает. Многочисленные экспериментальные данные и результаты собственного констатирующего исследования показали, что большинство школьников, даже 10-х классов, не готовы к осознанному и обоснованному выбору профессии. Поэтому активную подготовительную работу по формированию готовности к профессиональному самоопределению школьников необходимо начинать, как минимум ,с подросткового возраста.
Подростковый возраст является самым головоломным, трудным и даже опасным из всех возрастных периодов жизни, считает значительная часть психологов и педагогов. Однако в исследованиях этого вопроса отмечается и другая точка зрения. Нейтрализация большинства «негативных проявлений» в подростковом возрасте может быть реализована путем индивидуального, личностно ориентированного подхода к ребенку. Основные сферы (направления) развития в этом возрасте включают в себя половое, познавательное и социальное развитие подростка. Развитие интеллектуальной сферы подрост-
ка составляет центральное звено в его психическом развитии, является важным условием становления личности. Именно в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Ведущая деятельность этого возраста и развитие вербально-логических интеллектуальных функций лежит в основе развития коммуникативных качеств личности. Наиболее существенный вклад интеллекта в процесс развития самосознания, связан с развитием такой общей способности психики как рефлексия.
Профессиональное самоопределение молодого человека понимается в настоящее время большинством специалистов как существенная сторона общего процесса развития личности. Личность трактуется, как три образующие единство аспекта: а) как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных качеств; б) как носитель взаимоотношений и взаимодействий членов группы; и в) как идеальная представленность индивида в жизнедеятельности других людей. Личность выступает связующим звеном между социальной средой и биологическим организмом. Природа человека характеризуется единством, тесной взаимосвязью биологического и социального начал. Они представлены в том или ином соотношении. Социальное начало действует на биологическое через психическое.
Основное содержание первого этапа социализации - формирование у подростка чувства отграниченное™ своей личности от окружающих его людей. Единственный способ обретения чувства отграниченное своего «Я» от «Я» других людей - это активное взаимодействие с этими другими, общение.
Ведущей потребностью в подростковом возрасте является потребность в положительной оценке себя окружающими людьми. Постепенно происходит смена ориентации с оценки окружающих на самооценку. В период от 12 до 14 лет исключительно интенсивно формируется самосознание подростка, а в 14 лет - это пик в самооценочной и межличностной тревожности. Это — своеобразные эмоциональные индикаторы развития как самооценки, так и самосознания. Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. По мере взросления отмечается рост тревожности в той сфере, которая оказывается наиболее значимой для личности. Поскольку ведущей деятельностью этого возраста является общение, развитие коммуникативных способностей у подростков будет содействовать становлению профессионального самоопределения.
Готовность учащихся к выбору профессии, как правило, активизируется в подростковом возрасте. Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявлять», но во многом и «заложить» в человека средства¬ми воспитания, образования, организации его деятельности. Самоопределение предполагает активизацию самопознания и самовоспитания подростка. По мнению многих специалистов, главное качество современного человека — социально-профессиональная мобильность.
Модель готовности к выбору профессии, включает следующие компоненты: личностно-целевой, информационно-гностический, рефлексивно-оценочный. Каждый из них имеет свою структуру, критерии и показатели. Основными показателями являются: коммуникативная и познавательная активность, рефлексивная готовность, активность и настойчивость в самовоспитании, в личностном развитии.
Способность, умение мысленно предвидеть, предвосхищать, планировать ход выполняемого задания — фундаментальное качество субъекта не только учения, но и труда; оно активно совершенствуется в учебной деятельности. То же можно сказать об активном совершенствовании умения посмотреть на свои действия со стороны (рефлексия), сопоставить получаемый результат с образцом и оценить его (умения, способности самоконтроля и самооценки). Не случайно самостоятельность рассматривается в психологии и в педагогике как стержневое свойство личности, теснейшим образом связанное с такими качествами, как активность и ответственность.
Индивидуальные свойства личности, накладываясь на возрастные и половые особенности подростков, обусловливают актуальность индивидуального личностного подхода к каждому ребенку и использование личностно ориентированных педагогических технологий в процессе формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению, как личностных образований.
Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, за последние 10-15 лет стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. Однако в практике формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению формы психолого-педагогического тренинга далеко не исчерпали своих возможностей. Разработанный нами тренинг состоит из трех частей. Первая направлена на личностное развитие тех психических процессов и функций, которые играют существенную роль в формировании у подростков готовности к профессиональному самоопределению (свойства личности, волевые качества и субъективный опыт, связанные с общением и учением подростков). Вторая часть ориентирована на развитие коммуникативных способностей: эмпатии, гибкости и активности в общении. Третья часть тренинга направлена на развитие способностей к самоконтролю и саморегуляции психического состояния, что проявляется в процессе формирования у подростков готовности к профессиональному самоопределению.
В тренинге предлагается использовать два типа индивидуализации. Первый основан на результатах диагностики личностных свойств школьников по тесту Р. Кеттелла. Второй связан с исходным уровнем интересов и склонностей подростков в мире профессий. Эти факторы могут выступать как признаки задатков, способностей к профессиям определенного типа и, как следствие, адекватному профессиональному самоопределению. При низких оценках по этим факторам, упражнения (тренировка) направлены на развитие умений, компенсирующих проявление этих черт в формировании у подростков готовности к профессиональному самоопределению. Собственно личностно ориентированный подход направлен на преимущественное использование субъективного опыта каждого ребенка в тренинге по развитию личностных качеств и коммуникативных способностей. Способы обучения и общения подбирались нами по характеру склонностей подростков, их предпочтения, с опорой на имеющиеся умения и способности и ведущие репрезентативные системы. Оптимизируя психическое состояние можно повысить продуктивность деятельности и общения, а оптимизация общения, как правило, улучшает психическое состояние ребенка.
В связи с ведущей деятельностью подросткового возраста педагогические воздействия, содействующие формированию у подростков готовности к профессиональному самоопределению в тренинге, осуществлялись в контексте общения.
Личностное тестирование подростков показало наличие значительных индивидуальных различий между детьми практически по всем факторам. При этом каждый школьник имел уровень разных черт личности, который мог как способствовать, так и препятствовать эффективному формированию у них готовности к профессиональному самоопределению.
Использование личностно ориентированного психолого-педагогического тренинга, на основе данных тестирования и изучения субъективного опыта детей, возрастных особенностей подросткового периода, а также современных технологий развития психических процессов, личностных свойств и психических состояний, позволило подросткам экспериментальной группы не только повысить количественные характеристики всех компонентов готовности к профессиональному самоопределению на статистически достоверном уровне, но и превзойти детей контрольной группы по изучавшимся показателям.
Подростки контрольной группы, в которой компоненты готовности к профессиональному самоопределению развивались по традиционной программе школьного предмета «Технология», за период педагогического эксперимента также улучшили все изучавшиеся показатели компонентов готовности к профессиональному самоопределению. Однако эти сдвиги были не достаточно велики и не достигали уровня статистической достоверности.
Полученные позитивные результаты определили направления дальнейшего изучения проблемы. Интересным видится нам дальнейшее экспериментальное изучение технологий нейролингвистического программирования в личностном развитии подростков, в более широком использовании этого подхода к детям при развитии у них коммуникативных способностей. Нам кажется перспективным дальнейшее более широкое изучение критериев индивидуализации, критериев разного уровня по соотношению в них биологического и социального начал. Результаты педагогического эксперимента лишь укрепили нашу убежденность в том, что в практике формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению формы психолого-педагогического тренинга еще далеко не исчерпали своих возможностей. В отмеченных направлениях мы намерены продолжить наши исследования в будущем.
Актуальность профессионального самоопределения, являющегося результатом профессиональной ориентации личности учащихся, в связи с изменениями социально-экономических условий нашего общества непрерывно возрастает. Многочисленные экспериментальные данные и результаты собственного констатирующего исследования показали, что большинство школьников, даже 10-х классов, не готовы к осознанному и обоснованному выбору профессии. Поэтому активную подготовительную работу по формированию готовности к профессиональному самоопределению школьников необходимо начинать, как минимум ,с подросткового возраста.
Подростковый возраст является самым головоломным, трудным и даже опасным из всех возрастных периодов жизни, считает значительная часть психологов и педагогов. Однако в исследованиях этого вопроса отмечается и другая точка зрения. Нейтрализация большинства «негативных проявлений» в подростковом возрасте может быть реализована путем индивидуального, личностно ориентированного подхода к ребенку. Основные сферы (направления) развития в этом возрасте включают в себя половое, познавательное и социальное развитие подростка. Развитие интеллектуальной сферы подрост-
ка составляет центральное звено в его психическом развитии, является важным условием становления личности. Именно в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Ведущая деятельность этого возраста и развитие вербально-логических интеллектуальных функций лежит в основе развития коммуникативных качеств личности. Наиболее существенный вклад интеллекта в процесс развития самосознания, связан с развитием такой общей способности психики как рефлексия.
Профессиональное самоопределение молодого человека понимается в настоящее время большинством специалистов как существенная сторона общего процесса развития личности. Личность трактуется, как три образующие единство аспекта: а) как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных качеств; б) как носитель взаимоотношений и взаимодействий членов группы; и в) как идеальная представленность индивида в жизнедеятельности других людей. Личность выступает связующим звеном между социальной средой и биологическим организмом. Природа человека характеризуется единством, тесной взаимосвязью биологического и социального начал. Они представлены в том или ином соотношении. Социальное начало действует на биологическое через психическое.
Основное содержание первого этапа социализации - формирование у подростка чувства отграниченное™ своей личности от окружающих его людей. Единственный способ обретения чувства отграниченное своего «Я» от «Я» других людей - это активное взаимодействие с этими другими, общение.
Ведущей потребностью в подростковом возрасте является потребность в положительной оценке себя окружающими людьми. Постепенно происходит смена ориентации с оценки окружающих на самооценку. В период от 12 до 14 лет исключительно интенсивно формируется самосознание подростка, а в 14 лет - это пик в самооценочной и межличностной тревожности. Это — своеобразные эмоциональные индикаторы развития как самооценки, так и самосознания. Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. По мере взросления отмечается рост тревожности в той сфере, которая оказывается наиболее значимой для личности. Поскольку ведущей деятельностью этого возраста является общение, развитие коммуникативных способностей у подростков будет содействовать становлению профессионального самоопределения.
Готовность учащихся к выбору профессии, как правило, активизируется в подростковом возрасте. Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявлять», но во многом и «заложить» в человека средства¬ми воспитания, образования, организации его деятельности. Самоопределение предполагает активизацию самопознания и самовоспитания подростка. По мнению многих специалистов, главное качество современного человека — социально-профессиональная мобильность.
Модель готовности к выбору профессии, включает следующие компоненты: личностно-целевой, информационно-гностический, рефлексивно-оценочный. Каждый из них имеет свою структуру, критерии и показатели. Основными показателями являются: коммуникативная и познавательная активность, рефлексивная готовность, активность и настойчивость в самовоспитании, в личностном развитии.
Способность, умение мысленно предвидеть, предвосхищать, планировать ход выполняемого задания — фундаментальное качество субъекта не только учения, но и труда; оно активно совершенствуется в учебной деятельности. То же можно сказать об активном совершенствовании умения посмотреть на свои действия со стороны (рефлексия), сопоставить получаемый результат с образцом и оценить его (умения, способности самоконтроля и самооценки). Не случайно самостоятельность рассматривается в психологии и в педагогике как стержневое свойство личности, теснейшим образом связанное с такими качествами, как активность и ответственность.
Индивидуальные свойства личности, накладываясь на возрастные и половые особенности подростков, обусловливают актуальность индивидуального личностного подхода к каждому ребенку и использование личностно ориентированных педагогических технологий в процессе формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению, как личностных образований.
Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, за последние 10-15 лет стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. Однако в практике формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению формы психолого-педагогического тренинга далеко не исчерпали своих возможностей. Разработанный нами тренинг состоит из трех частей. Первая направлена на личностное развитие тех психических процессов и функций, которые играют существенную роль в формировании у подростков готовности к профессиональному самоопределению (свойства личности, волевые качества и субъективный опыт, связанные с общением и учением подростков). Вторая часть ориентирована на развитие коммуникативных способностей: эмпатии, гибкости и активности в общении. Третья часть тренинга направлена на развитие способностей к самоконтролю и саморегуляции психического состояния, что проявляется в процессе формирования у подростков готовности к профессиональному самоопределению.
В тренинге предлагается использовать два типа индивидуализации. Первый основан на результатах диагностики личностных свойств школьников по тесту Р. Кеттелла. Второй связан с исходным уровнем интересов и склонностей подростков в мире профессий. Эти факторы могут выступать как признаки задатков, способностей к профессиям определенного типа и, как следствие, адекватному профессиональному самоопределению. При низких оценках по этим факторам, упражнения (тренировка) направлены на развитие умений, компенсирующих проявление этих черт в формировании у подростков готовности к профессиональному самоопределению. Собственно личностно ориентированный подход направлен на преимущественное использование субъективного опыта каждого ребенка в тренинге по развитию личностных качеств и коммуникативных способностей. Способы обучения и общения подбирались нами по характеру склонностей подростков, их предпочтения, с опорой на имеющиеся умения и способности и ведущие репрезентативные системы. Оптимизируя психическое состояние можно повысить продуктивность деятельности и общения, а оптимизация общения, как правило, улучшает психическое состояние ребенка.
В связи с ведущей деятельностью подросткового возраста педагогические воздействия, содействующие формированию у подростков готовности к профессиональному самоопределению в тренинге, осуществлялись в контексте общения.
Личностное тестирование подростков показало наличие значительных индивидуальных различий между детьми практически по всем факторам. При этом каждый школьник имел уровень разных черт личности, который мог как способствовать, так и препятствовать эффективному формированию у них готовности к профессиональному самоопределению.
Использование личностно ориентированного психолого-педагогического тренинга, на основе данных тестирования и изучения субъективного опыта детей, возрастных особенностей подросткового периода, а также современных технологий развития психических процессов, личностных свойств и психических состояний, позволило подросткам экспериментальной группы не только повысить количественные характеристики всех компонентов готовности к профессиональному самоопределению на статистически достоверном уровне, но и превзойти детей контрольной группы по изучавшимся показателям.
Подростки контрольной группы, в которой компоненты готовности к профессиональному самоопределению развивались по традиционной программе школьного предмета «Технология», за период педагогического эксперимента также улучшили все изучавшиеся показатели компонентов готовности к профессиональному самоопределению. Однако эти сдвиги были не достаточно велики и не достигали уровня статистической достоверности.
Полученные позитивные результаты определили направления дальнейшего изучения проблемы. Интересным видится нам дальнейшее экспериментальное изучение технологий нейролингвистического программирования в личностном развитии подростков, в более широком использовании этого подхода к детям при развитии у них коммуникативных способностей. Нам кажется перспективным дальнейшее более широкое изучение критериев индивидуализации, критериев разного уровня по соотношению в них биологического и социального начал. Результаты педагогического эксперимента лишь укрепили нашу убежденность в том, что в практике формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению формы психолого-педагогического тренинга еще далеко не исчерпали своих возможностей. В отмеченных направлениях мы намерены продолжить наши исследования в будущем.
Подобные работы
- Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному
самоопределению
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2003 - Формирование готовности к профессиональному самоопределению воспитанников детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - Организация профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация профессионального самоопределения школьников 8-9 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



