Введение......................................... 4-13
ГЛАВА I Ситуационно-ролевая игра в общепедагогической подготовке.............................14-73
§1 Общепедагогическая подготовка будущего
учителя средствами игры............................... 14-38
§2 Сущность ситуационно-ролевой игры как
средства общепедагогической подготовки................ 39-64
§3 Отечественный и зарубежный опыт использования ролевых игр в профессионально-педагогической
подготовке.............................................65-73
ГЛАВА II Реализация педагогических условий
использования ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя.................................................... 74-1533
- 3 -
§1 Анализ опытно-экспериментальной работы.........74-107
§2 Характеристика педагогических условий использования ситуационно-ролевой игры в процессе
общепедагогической подготовки...........................108-133
§3 Компенсация ограничений ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки.......................................................134-153
Заключение..............................................154-164
Список использованной литературы.....................156-180
Приложения...........................................180-
.
Актуальность исследования проблем профессиональной подготовки будущих учителей определяется потребностью современной
российской школы в педагоге высокой культуры, способном к рефлексии и коррекции своих действий и поступков в соответствии с
быстро меняющимися социальными условиями функционирования педагогических систем.
Подготовка к педагогической профессии в значительной степени определяет результаты учебно-воспитательного процесса в
школе. Этим объясняется давний и глубокий интерес к данной
проблеме в отечественной вузовской педагогике. В основу исследования профессионально-педагогической подготовки легли теоретические положения, разработанные Л.С.Выготским, Н.К.Крупской,
А.В.Луначарским, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким.
Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки учителя заложен в трудах Ю.К.Бабанского, Н.И.Болдырева, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, И.Т.Огородникова, А.И.Пискунова, В.А.Сластенина,
А.И.Щербакова. Проблему общепедагогической подготовки учителя
разрабатывали О.А.Абдуллина, В.М.Басова, О.А.Морозова.
Л.Ф.Спирин обосновал процесс формирования у студентов общепедагогических умений, предложил вариант общепедагогической профессиограммы.
Большое внимание в отечественной и зарубежной педагогической литературе уделялось разработке эффективных средств
подготовки будущих учителей. Среди этих средств важное место
занимает игра. В работах Н.П.Аникеевой, В.П.Бедерхановой,
А.А.Вербицкого, М.В.Кларина, Ю.Н.Кулюткина, В.Г. Мамигонова,
Г.С.Сухобской, Н.Н.Страздаса и других исследовался процесс
подготовки педагогических кадров с использованием различных
игр. Исследователи по-разному подходят к рассмотрению игр, используемых в подготовке педагога. Игры анализируются как компонент содержания и метод профессиональной подготовки (Н.В.Тамарина), как средство интенсификации профессионально-педагогической подготовки (Г.В. Алферова), как дидактическое средство
формирования организаторских умений (Н.П.Аникеева), как активный метод подготовки к воспитательной работе (С.Я.Харченко),
как средство формирования коммуникативных умений (Е.В.Семенова), как форма активизации познавательной деятельности студентов педагогического вуза (М.А.Ярмолович) и так далее. Несмотря
на это, проблеме использования игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя уделялось незаслуженно мало
внимания.
В педагогике высшей школы изучались обучающие, дидактические, педагогические, учебно-ролевые, деловые учебные, имитационно-моделирующие учебные и другие игры. В то же время появляются новые разновидности игры, одна из них - ситуационно-ролевая игра. Как показывает анализ практики, данный феномен обладает большими возможностями в педагогическом образовании. Однако ситуационно-ролевая игра не стала еще предметом
научного анализа, методического описания в контексте общепедагогической подготовки будущего учителя.
В ряде педагогических вузов страны идет активный поиск
форм и средств организации процесса общепедагогической подготовки студентов. Практика показывает, что эффективность усвоения общепедагогических знаний, овладение умениями и навыками
зависит от включенности будущего учителя в практическую педагогическую деятельность. Кроме того, только в деятельности может произойти столь необходимое понимание своих индивидуальных
особенностей и проектирование студентом педвуза собственной
траектории профессионального роста. Таким образом, видна потребность в особом средстве общепедагогической подготовки будущего учителя, которое могло бы применяться на самом раннем
этапе педобразования и несло бы в себе возможности личностно-ориентированного информирования, было бы эмоционально привлекательным.
Таким образом, можно констатировать несколько противоречий в области использования ситуационно-ролевой игры как
средства общепедагогической подготовки будущего учителя :
во-первых, между разработанностью в литературе проблемы
"общепедагогической подготовки" и вопросов использования игры
в педагогическом образовании, и тем, что игра как средство общепедагогической подготовки изучена явно не в полной мере;
во-вторых, между потребностями практики в педагогических
средствах, соответствующих современным требованиям, и их дефицитом в арсенале педагогов-практиков;
в-третьих, между возможностями ситуационно-ролевой игры в
процессе общепедагогической подготовки будущего учителя и недостаточным осмыслением данного феномена в современной педагогической науке.
Названные противоречия определили выбор следующей проблемы: _2при каких педагогических у_0с_2ловиях возможно использование ситуационно-ролевой, общепедагогической подготовки будущего учителя?
На основании данной проблемы нами сформулирована _2цель
_2исследования_0: выявить и обосновать условия использования ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя.
Объект исследования: ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя.
2 Предмет исследования: педагогические условия использования ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической
подготовки будущего учителя.
успешным при следующих педагогических условиях:
- организации профессионально-педагогической рефлексии;
- обеспечении педагогического содержания ситуаций и ролей
в деятельностно-игровом режиме;
- компенсации ограничений ситуационно-ролевой игры как
средства общепедагогической подготовки.
Задачи исследования:
- определить сущность, потенциалы ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя;
- экспериментально обосновать необходимые педагогические
условия использования ситуационно-ролевой игры как средства
общепедагогической подготовки будущего учителя;
- разработать методику использования ситуационно-ролевой
игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя.
В диссертации в качестве цели общепедагогической подготовки рассматривается достижение будущим учителем состояния
общепедагогической готовности. Общепедагогическая готовность
будущего учителя представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К их числу мы вслед за
В.А.Сластениным, Е.А.Левановой и другими относим мотивационно-ценностный (личностный), когнитивный, деятельностный, инструментальный компоненты.
Использование игры в процессе подготовки будущего учителя
основывается на концепции социальных проб (М.И.Рожков), событийном подходе в организации педагогического процесса (Е.И.Головаха, А.А.Кроник) совокупности идей о возможности преодолеть
существенное отличие учебных задач от задач профессиональной
деятельности специалиста с помощью игры (И.Фейгенберг).
Анализ ряда работ последних лет (Н.П.Аникеева, Л.В.Ершова, А.И.Тимонин) показывает, что значимо при использовании игры не столько прямая аналогия с педагогической деятельностью,
сколько ее социально-психологический смысл. Кроме того, значительный дидактический эффект достигается не только в процессе
участия будущего учителя в игре, но и при подготовке его к использованию игры как педагогического средства.
Рассматривая ситуационно-ролевую игру в контексте общепедагогической подготовки, мы определяем ее как специально организованную деятельность, состоящую из ситуационно-ролевых
моделей взаимодействия и их внеигрового обеспечения и направленную на достижение будущим учителем состояния включенности в
процесс общепедагогической подготовки. Как показывает наше
исследование, ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя обладает мотивационными, когнитивными, эмоциональными, инструментальными, деятельностными потенциалами.
Реализация мотивационных потенциалов приводят к формированию устойчивого стремления будущего учителя к приобретению
общепедагогических знаний, умений и навыков. Когнитивные потенциалы позволяют достичь осознания будущим учителем социальной сущности педагогической деятельности, интериоризации и овладеть системой общепедагогических знаний. Эмоциональные потенциалы ситуационно-ролевой игры в процессе общепедагогичес127
кой подготовки работают на формирование субъективной значимости процесса общепедагогической подготовки, игрового взаимодействия и деятельности по поводу игры, промежуточных результатов и отношений, возникающих в процессе совместной деятельности. Инструментальные потенциалы: ситуационно-ролевая игра
позволяет прибрести будущему учителю общепедагогические умения
и навыки и может непосредственно использоваться студентом в
своей учебно-практической деятельности. Деятельностные потенциалы раскрываются в проектировании будущим учителем траектории собственной общепедагогической подготовки, непосредственного участия в педагогической деятельности.
Анализ практики использования ситуационно-ролевой игры
позволяет констатировать, что успех в этих играх зависит от
следования игрока ряду принципов:
- терпимость к чужим мировоззренческим ориентациям;
- ценность умелого взаимодействия;
- активность участника;
- нацеленность на результат, достигаемый "здесь" и "теперь";
- ценность соглашения и его поиска;
- скрытность, завуалированность игровых целей;
- таинственность и романтичность.
Наличие этих положений позволяет прийти к выводу, что
включение в учебный процесс педагогического вуза ситуационно-ролевой игры способствует гуманизации процесса общепедагогической подготовки будущего учителя, воспитанию педагога -
носителя нового гомоцентрического взгляда на образовательно-воспитательный процесс.
Опытно-экспериментальная работа позволила нам выявить
следующие ограничения в использовании ситуационно-ролевой игры
как средства общепедагогической подготовки:
- эффективность ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя зависит от ее интеграции с учебно-практической и учебно-познавательной деятельностью будущих учителей;
- на эффективность протекания процесса общепедагогической
подготовки оказывают значительное влияние индивидуальные осбенности будущих учителей: акцентуация характера, уровень инфомированности, общительности в сочетании с интра- и экстраверсией;
- с помощью ситуационно-ролевой игры не представляется
возможным непосредственно готовить будущего учителя к организации отдельных видов деятельности учащихся (спортивной, тру128
довой, художественной).
- 164 -
На основании анализа теории и практики, а также результатов пилотажного исследования была выдвинута гипотеза и построена модель включения будущего учителя в ситуационно-ролевую
игру,- эту модель мы условно назвали "Маятник". Включение будущего учителя в комплекс ситуационно-ролевых игр представляет
собой совокупность промежуточных состояний и процессов: эмоциональное стремление к участию в игре, положительные эмоции в
ходе игры и после ее окончания, познание порядка игровых действий (до игры), упорядоченное участие в игре, анализ игры
(познание порядка игровых действий после игры), познание индивидуальных особенностей взаимодействия (до игры), проверка
собственных представлений о них (в игровой деятельности),
осознание собственных приемов взаимодействия (проблематизация
по данному основанию), индивидуальное самоопределение и его
реализация.
Модель "Маятник" не только демонстрирует последовательность состояний и процессов включения будущего учителя в ситуационно-ролевую игру, но и показывает увеличение амплитуды
(добавление "новых" состояний с каждой новой фазой) движения
маятника. Данная модель иллюстрирует ряд зависимостей: эффективности игровой деятельности в процессе подготовки будущих
учителей от эмоционального и личностно-ориентированного информационного обеспечения; глубины анализа и рефлексии от субъективной включенности будущего учителя в игру; устойчивости результатов подготовки от постепенности и последовательности
промежуточных психологических состояний будущего учителя.
В ходе опытно-экспериментальной работы подтвердилась129
- 165 -
предполагаемая нами необходимость организации профессионально-педагогической рефлексии в качестве условия успешного использования ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя. Организация профессионально-педагогической рефлексии предусматривает:
- соотнесение индивидуальных потенциалов взаимодействия и
общения будущего учителя с правилами ситуационно-ролевой игры,
принципами игрового взаимодействия;
- осознание будущим учителем соотношения своих возможностей с требованиями процесса общепедагогической подготовки;
- соотнесение себя, возможностей своего "Я" с профессионально-педагогическими требованиями.
Обеспечение педагогического содержания ситуаций и ролей в
деятельностно-игровом режиме предполагает проектирование и
конструирование деятельностно-игрового пространства ситуационно-ролевой игры как комплекса целей, блоков и содержательных
элементов.
Комплекс целей включает в себя положительный эмоциональный
настрой на ситуации и роли, самодиагностику, проблематизацию,
самоопределение, деятельностную самопроверку самоопределения.
Деятельностно-игровое пространство ситуационно-ролевой игры состоит из шести блоков, каждый из которых предназначен для
реализации конкретной цели. Содержанием блока являются элементы, взятые в определенной последовательности. Последовательность элементов соответствует чередованию промежуточных состояний процесса включения будущего учителя в ситуационно-ролевую
игру.
В качестве содержательных элементов ситуационно-ролевой
игры в диссертации определяются:
- авансирование (подготовка будущего учителя к положительному восприятию использования ситуационно-ролевой игры как
средства его собственной общепедагогической подготовки),
- информирование (обеспечение студента первичной информацией о возможности реализации его потенциалов в процессе участия в ситуационно-ролевой игре как компоненте общепедагогической подготовки),
- апробирование (пробное решение задач игрового взаимодействия),
- ориентирование (педагогическая помощь будущим учителям130
в постановке цели перед участием игровой деятельности),
- инструментирование (изложение игрового материала),
- взаимодействие (реализация ролевых целей с помощью
групповой коммуникации через проживание игровых ситуаций),
- вербализация игровых ощущений (послеигровое обсуждение,
обмен эмоциями),
- реконструирование (восстановление и анализ событий игры),
- оценивание ("опубликование" индивидуальных результатов
игры),
- рефлексия (осознание участниками игровой группы собственных потенциалов использования ситуационно-ролевой игры как
средства общепедагогической подготовки),
- тренинг (отработка будущими учителями оптимальных способов решения задач взаимодействия).
Важное значение для использования ситуационно-ролевой
игры имело внедрение разработанной при нашем участии типологии игровых ролей и адаптация символических аналогий стилей
организаторской деятельности( по А.Н.Лутошкину).
Как показывает проведенная опытно-экспериментальная работа, необходимым условием успешного использования ситуационно-ролевой игры в процессе общепедагогической подготовки будущего учителя является компенсация ограничений ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки. Данное
условие предполагает:
- использование ситуационно-ролевой игры как средства
общепедагогической подготовки во взаимосвязи ее с учебно-познавательной и учебно-практической деятельностью будущего учителя;
- использование будущим учителем ситуационно-ролевой игры как средства собственной профессионально-педагогической деятельности;
- использование педагогом вуза ситуационно-ролевой игры
с учетом индивидуальных особенностей будущего учителя.
В ходе опытно-экспериментальной работы ситуационно-ролевые игры были использованы во взаимосвязи с лекционными, семинарскими, практическими занятиями по педагогике и психологии.
Такая организация деятельности стала возможной благодаря профессиональной интегративности субъектов, использующих ситуационно-ролевую игру как средство общепедагогической подготовки
будущего учителя.
Педагогическую практику студенты 1 и 3 курсов (участники
экспериментальных групп) проходили в лагере ролевых игр "Кен131
тавр". Здесь силами экспериментальных групп были проведены тематические смены: "Игра-эпопея Хроники Амбера I" (21.07- 7.08
1994 года), "Игра-эпопея Хроники Амбера II" (6.08- 26.08 1995
года), "Игра-эпопея Хроники Амбера III" (3.08- 23.08 1996 года).
В ходе практики будущие учителя выступали в качестве педагога-организатора ситуационно-ролевых игр, инструктора группы по интересам, лидера игровой группы (участника игры), педагога-организатора временного коллектива, руководителя творческой группы или игрового учреждения, организатора общелагерного
праздника.
Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка в системе
высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1990. -
141с.
2. Абдуллина О.А., Загряскина Н.Н. Педагогическая практика студентов. - М.: Просвещение, 1989.- 172 с.
3. Авторские программы профильных лагерей Костромской области.- Кострома: ИНКАД, 1996.- 30 с.
4. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения //
Вестник высшей школы. - N 7.- С. 30-35.
5. Алферова Г.В. Деловая педагогическая игра как средство
интенсификации профессионально-педагогической подготовки// Резервы интенсификации при учебно-воспитательном процессе педагогического вуза: Межвуз. сб. науч. трудов.- Кострома: КГПИ
им. Н.А.Некрасова, 1990. - С. 83-92.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Педагогика, 1968. - 339 с.
7. Ананьев Б.Г. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли / Избр.психологич.труды. т. 2. / Под
ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова, И.В.Кузьмина. - М.: Педагогика,
1980. - С. 82-90.
8. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. -
М.: Просвещение, 1987. - 143 с.
9. Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации. // Педагогика и психология игры.: Межвуз. сб.науч.трудов. - Новосибирск,
1985. - С. 28-49.134
- 173 -
10. Аникеева Н.П. Возможности игр, используемых в условиях педагогического вуза в формировании организаторов воспитательной работы// Подготовка будущего учителя к работе с пионерской и комсомольской организацией. - Кострома: КГПИ, 1990.
- С. 68-76
11. Анисимов О.С. Методология культуры педагогической деятельности и мышления.- М.: Экономика, 1991.- 416 с.
12. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе,
его закономерные основы и методы. - М.: Высш. школа, 1980.-
368с.
13. Архангельский С.И. Лекции по научной организации
учебного процесса в высшей школе. - М.: Высш. школа, 1976.-
200с.
14. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
15. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативных умений у
учащихся ССУЗ средствами ролевой игры. Автореф. дисс. канд.
пед. наук.- Казань: НИИ сред. спец. обр., 1994.- 20 с.
16. Афанасьев С.П. Лагерный сбор первокурсников - начальный этап системы подготовки будущего учителя - воспитателя
//Подготовка студентов к воспитательной работе в школе. -
Кострома: КГПИ, 1992.- С.18-25
17. Афанасьев С.П. Последний звонок. - Кострома: Вариант,
1995.- 172 с.
18. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать
с детьми в загородном лагере. - М.: Новая школа, 1993. - 224с.
19. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1982.-192 с.135
- 174 -
20. Бабанский Ю.К. Совершенствование подготовки учителей
к реализации задач реформы школы: Сб. науч. трудов - М.: АПН
СССР, 1986.- 128 с.
21. Байбородова Л.В. Закономерности и принципы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах
учащихся.//Социальная адаптация учащихся: Материалы международного симпозиума. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1995. -
С.10-14
22. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Л. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Учебно-методическое пособие.- Псков, 1994.- 94 с.
23. Басова В.М. Подготовка будущего учителя к работе с
пионерами и комсомольцами в сельской малокомплектной школе//
Подготовка будущего учителя к работе с пионерской и комсомольской организациями. - Кострома: КГПИ, 1990.- С.68-76
24. Басова В.М. Система общепедагогической подготовки
старшеклассников к работе в детских и юношеских объединениях// Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений.- Кострома:
КГПИ, 1994. - С.68-71
25. Басов Н.Ф., Басова В.М. Педагогический отряд как
средство подготовки студентов к воспитательной работе // Межвузовский сборник научных трудов. Подготовка студентов к воспитательной работе в школе.- Кострома: КГПИ, 1992.- С.25-32
26. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки.- М.: Педагогика, 1989. - 206 с.
27. Белозерцев Е.П. Педагогическое образование: реалии и
перспективы// Педагогика.- N1-2.- 1992.- С. 61-65136
- 175 -
28. Беляева Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности: Учебное пособие к спецкурсу.- Екатеринбург: Урал.
гос. пед. ун-т, 1995.- 74 с.
29. Бедерханова В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной работе: Автореф.
дис. канд.пед.наук. - Л., 1977. - 22 с.
30. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ.ред. М.С.Малковского; СПб.: Лениздат, 1992.- 400 с.
31. Бернс Р. Развитие "Я" концепции и воспитания. - М.,
1986. - 210 с.
32. Блонский П.П. Педагогика: Учебник для высших педагогических учебных заведений. - М.: Учпедгиз, 1934. - 338 с.
33. Богданова Р.У. Самооценка студентами освоения дисциплин психолого-педагогического блока // Подготовка специалиста
в области образования: Анализ и оценка качества, Вып.III, СПб:
Образование, 1996.- С.33-41
34. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный
метод социально-психологической подготовки. // Теоретические и
методологические проблемы социальной психологии. / Под ред.
Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой.- М.: МГУ, 1977. - С. 183-204
35. Болотов В.А., Новичков В.Б. Реформа педагогического
образования. // Педагогика.- N 7-8.- С. 49-54
36. Болотов В.А. Проблемы педагогического образования в
Российской Федерации// Учебно-методическое пособие по общим
проблемам педагогического образования: Информ. бюлл.
Вып.III(10), СПб: Образование, 1995. - С. 5-14137
- 176 -
37. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.- 188 с.
38. Бочкина Н.В. О соотношении общеобразовательного, психолого-педагогического и предметного блоков в подготовке специалиста для образовательной сферы// Учебно-методическое пособие по общим проблемам педагогического образования: Информ.
бюлл. СПб:Образование, 1995.- С.32-37
39. Быков В., Парамонов А., Чиндяскин В., Кравинко Л.
Обучение подростков основам предпринимательской деятельности в
форме организационно-деятельностных игр в условиях лагерных
сборов. / Методические рекомендации. - М., 1991. - 37 с.
40. Васильев Н.В. Формирование умений организации познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки
учителя технологии. Автореф.дис. канд.пед.наук. - Брянск:
БГПУ, 1996. - 22 с.
41. Вербицкий А.А. О контекстном обучении // Вестник высшей школы.- 1985.- N8.- С.27-30
42. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие.- М.: Высш. школа, 1991. -
207 с.
43. Вергелес Г.И., Раев А.И. Методика анализа и оценки качества подготовки специалиста// Учебно-методическое пособие
по общим проблемам педагогического образования. Информ.
бюлл.,СПб.: Образование, 1995.- С. 48-49.
44. Волохов А.В. Вариативно-деятельностный подход к социализации личности в условиях детских общественных организаций.
- Дис. канд.пед.наук : Казань, 1992. - 162 с.
45. Волошина М.И. Педагогические умения //Советская педа138
- 177 -
гогика.- 1985. -N5.- С. 86-90.
46. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для
руководителя - практика: Пер. с англ. - М.: "Дело", 1991. -
320 с.
47. Вульфов Б.З. и Хозе С.Е. Педагоги и комсомольцы
школьники: творческий союз. - М.: Просвещение, 1987.- 208с.
48. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М.:
Магистр, 1995.- 112 с.
49. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - N 6. - С.
94-101.
50. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М.: Просвещение, 1988. - 158 с.
51. Газман О.С., Матвеева В.Ф. Педагогика в пионерском
лагере. - М.: Педагогика, 1982. - 96 с.
52. Галагузова Ю.Н., Пряжников Н.С. Методика ориентированного определения готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий.- Екатеринбург: Урал. гос. пед.
ун-т, 1995.- 22с.
53. Гегель Г. Философия духа: Соч. в 3 т. - М., 1956. -
Т. 3 - 482 с.
54. Глубокова Е.Н. Коллективная творческая деятельность
студентов как фактор профессиональной подготовки будущего учителя. Автореф. дис. канд. пед. наук.- Л., 1989.- 20 с.
55. Голубев Н.П., Битинас Б.П. Введение в диагностику
воспитания. - М.: Педагогика, 1989. -160 с.
56. Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя.
- М.: АПН РСФСР, 1951. - 156 с