СИТУАЦИОННО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
|
Введение......................................... 4-13
ГЛАВА I Ситуационно-ролевая игра в общепедагогической подготовке.............................14-73
§1 Общепедагогическая подготовка будущего
учителя средствами игры............................... 14-38
§2 Сущность ситуационно-ролевой игры как
средства общепедагогической подготовки................ 39-64
§3 Отечественный и зарубежный опыт использования ролевых игр в профессионально-педагогической
подготовке.............................................65-73
ГЛАВА II Реализация педагогических условий
использования ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя.................................................... 74-1533
- 3 -
§1 Анализ опытно-экспериментальной работы.........74-107
§2 Характеристика педагогических условий использования ситуационно-ролевой игры в процессе
общепедагогической подготовки...........................108-133
§3 Компенсация ограничений ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки.......................................................134-153
Заключение..............................................154-164
Список использованной литературы.....................156-180
Приложения...........................................180-
.
ГЛАВА I Ситуационно-ролевая игра в общепедагогической подготовке.............................14-73
§1 Общепедагогическая подготовка будущего
учителя средствами игры............................... 14-38
§2 Сущность ситуационно-ролевой игры как
средства общепедагогической подготовки................ 39-64
§3 Отечественный и зарубежный опыт использования ролевых игр в профессионально-педагогической
подготовке.............................................65-73
ГЛАВА II Реализация педагогических условий
использования ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя.................................................... 74-1533
- 3 -
§1 Анализ опытно-экспериментальной работы.........74-107
§2 Характеристика педагогических условий использования ситуационно-ролевой игры в процессе
общепедагогической подготовки...........................108-133
§3 Компенсация ограничений ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки.......................................................134-153
Заключение..............................................154-164
Список использованной литературы.....................156-180
Приложения...........................................180-
.
Актуальность исследования проблем профессиональной подготовки будущих учителей определяется потребностью современной
российской школы в педагоге высокой культуры, способном к рефлексии и коррекции своих действий и поступков в соответствии с
быстро меняющимися социальными условиями функционирования педагогических систем.
Подготовка к педагогической профессии в значительной степени определяет результаты учебно-воспитательного процесса в
школе. Этим объясняется давний и глубокий интерес к данной
проблеме в отечественной вузовской педагогике. В основу исследования профессионально-педагогической подготовки легли теоретические положения, разработанные Л.С.Выготским, Н.К.Крупской,
А.В.Луначарским, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким.
Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки учителя заложен в трудах Ю.К.Бабанского, Н.И.Болдырева, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, И.Т.Огородникова, А.И.Пискунова, В.А.Сластенина,
А.И.Щербакова. Проблему общепедагогической подготовки учителя
разрабатывали О.А.Абдуллина, В.М.Басова, О.А.Морозова.
Л.Ф.Спирин обосновал процесс формирования у студентов общепедагогических умений, предложил вариант общепедагогической профессиограммы.
Большое внимание в отечественной и зарубежной педагогической литературе уделялось разработке эффективных средств
подготовки будущих учителей. Среди этих средств важное место
занимает игра. В работах Н.П.Аникеевой, В.П.Бедерхановой,
А.А.Вербицкого, М.В.Кларина, Ю.Н.Кулюткина, В.Г. Мамигонова,
Г.С.Сухобской, Н.Н.Страздаса и других исследовался процесс
подготовки педагогических кадров с использованием различных
игр. Исследователи по-разному подходят к рассмотрению игр, используемых в подготовке педагога. Игры анализируются как компонент содержания и метод профессиональной подготовки (Н.В.Тамарина), как средство интенсификации профессионально-педагогической подготовки (Г.В. Алферова), как дидактическое средство
формирования организаторских умений (Н.П.Аникеева), как активный метод подготовки к воспитательной работе (С.Я.Харченко),
как средство формирования коммуникативных умений (Е.В.Семенова), как форма активизации познавательной деятельности студентов педагогического вуза (М.А.Ярмолович) и так далее. Несмотря
на это, проблеме использования игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя уделялось незаслуженно мало
внимания.
В педагогике высшей школы изучались обучающие, дидактические, педагогические, учебно-ролевые, деловые учебные, имитационно-моделирующие учебные и другие игры. В то же время появляются новые разновидности игры, одна из них - ситуационно-ролевая игра. Как показывает анализ практики, данный феномен обладает большими возможностями в педагогическом образовании. Однако ситуационно-ролевая игра не стала еще предметом
научного анализа, методического описания в контексте общепедагогической подготовки будущего учителя.
В ряде педагогических вузов страны идет активный поиск
форм и средств организации процесса общепедагогической подготовки студентов. Практика показывает, что эффективность усвоения общепедагогических знаний, овладение умениями и навыками
зависит от включенности будущего учителя в практическую педагогическую деятельность. Кроме того, только в деятельности может произойти столь необходимое понимание своих индивидуальных
особенностей и проектирование студентом педвуза собственной
траектории профессионального роста. Таким образом, видна потребность в особом средстве общепедагогической подготовки будущего учителя, которое могло бы применяться на самом раннем
этапе педобразования и несло бы в себе возможности личностно-ориентированного информирования, было бы эмоционально привлекательным.
Таким образом, можно констатировать несколько противоречий в области использования ситуационно-ролевой игры как
средства общепедагогической подготовки будущего учителя :
во-первых, между разработанностью в литературе проблемы
"общепедагогической подготовки" и вопросов использования игры
в педагогическом образовании, и тем, что игра как средство общепедагогической подготовки изучена явно не в полной мере;
во-вторых, между потребностями практики в педагогических
средствах, соответствующих современным требованиям, и их дефицитом в арсенале педагогов-практиков;
в-третьих, между возможностями ситуационно-ролевой игры в
процессе общепедагогической подготовки будущего учителя и недостаточным осмыслением данного феномена в современной педагогической науке.
Названные противоречия определили выбор следующей проблемы: _2при каких педагогических у_0с_2ловиях возможно использование ситуационно-ролевой, общепедагогической подготовки будущего учителя?
На основании данной проблемы нами сформулирована _2цель
_2исследования_0: выявить и обосновать условия использования ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя.
Объект исследования: ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя.
2 Предмет исследования: педагогические условия использования ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической
подготовки будущего учителя.
успешным при следующих педагогических условиях:
- организации профессионально-педагогической рефлексии;
- обеспечении педагогического содержания ситуаций и ролей
в деятельностно-игровом режиме;
- компенсации ограничений ситуационно-ролевой игры как
средства общепедагогической подготовки.
Задачи исследования:
- определить сущность, потенциалы ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя;
- экспериментально обосновать необходимые педагогические
условия использования ситуационно-ролевой игры как средства
общепедагогической подготовки будущего учителя;
- разработать методику использования ситуационно-ролевой
игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя.
российской школы в педагоге высокой культуры, способном к рефлексии и коррекции своих действий и поступков в соответствии с
быстро меняющимися социальными условиями функционирования педагогических систем.
Подготовка к педагогической профессии в значительной степени определяет результаты учебно-воспитательного процесса в
школе. Этим объясняется давний и глубокий интерес к данной
проблеме в отечественной вузовской педагогике. В основу исследования профессионально-педагогической подготовки легли теоретические положения, разработанные Л.С.Выготским, Н.К.Крупской,
А.В.Луначарским, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким.
Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки учителя заложен в трудах Ю.К.Бабанского, Н.И.Болдырева, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, И.Т.Огородникова, А.И.Пискунова, В.А.Сластенина,
А.И.Щербакова. Проблему общепедагогической подготовки учителя
разрабатывали О.А.Абдуллина, В.М.Басова, О.А.Морозова.
Л.Ф.Спирин обосновал процесс формирования у студентов общепедагогических умений, предложил вариант общепедагогической профессиограммы.
Большое внимание в отечественной и зарубежной педагогической литературе уделялось разработке эффективных средств
подготовки будущих учителей. Среди этих средств важное место
занимает игра. В работах Н.П.Аникеевой, В.П.Бедерхановой,
А.А.Вербицкого, М.В.Кларина, Ю.Н.Кулюткина, В.Г. Мамигонова,
Г.С.Сухобской, Н.Н.Страздаса и других исследовался процесс
подготовки педагогических кадров с использованием различных
игр. Исследователи по-разному подходят к рассмотрению игр, используемых в подготовке педагога. Игры анализируются как компонент содержания и метод профессиональной подготовки (Н.В.Тамарина), как средство интенсификации профессионально-педагогической подготовки (Г.В. Алферова), как дидактическое средство
формирования организаторских умений (Н.П.Аникеева), как активный метод подготовки к воспитательной работе (С.Я.Харченко),
как средство формирования коммуникативных умений (Е.В.Семенова), как форма активизации познавательной деятельности студентов педагогического вуза (М.А.Ярмолович) и так далее. Несмотря
на это, проблеме использования игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя уделялось незаслуженно мало
внимания.
В педагогике высшей школы изучались обучающие, дидактические, педагогические, учебно-ролевые, деловые учебные, имитационно-моделирующие учебные и другие игры. В то же время появляются новые разновидности игры, одна из них - ситуационно-ролевая игра. Как показывает анализ практики, данный феномен обладает большими возможностями в педагогическом образовании. Однако ситуационно-ролевая игра не стала еще предметом
научного анализа, методического описания в контексте общепедагогической подготовки будущего учителя.
В ряде педагогических вузов страны идет активный поиск
форм и средств организации процесса общепедагогической подготовки студентов. Практика показывает, что эффективность усвоения общепедагогических знаний, овладение умениями и навыками
зависит от включенности будущего учителя в практическую педагогическую деятельность. Кроме того, только в деятельности может произойти столь необходимое понимание своих индивидуальных
особенностей и проектирование студентом педвуза собственной
траектории профессионального роста. Таким образом, видна потребность в особом средстве общепедагогической подготовки будущего учителя, которое могло бы применяться на самом раннем
этапе педобразования и несло бы в себе возможности личностно-ориентированного информирования, было бы эмоционально привлекательным.
Таким образом, можно констатировать несколько противоречий в области использования ситуационно-ролевой игры как
средства общепедагогической подготовки будущего учителя :
во-первых, между разработанностью в литературе проблемы
"общепедагогической подготовки" и вопросов использования игры
в педагогическом образовании, и тем, что игра как средство общепедагогической подготовки изучена явно не в полной мере;
во-вторых, между потребностями практики в педагогических
средствах, соответствующих современным требованиям, и их дефицитом в арсенале педагогов-практиков;
в-третьих, между возможностями ситуационно-ролевой игры в
процессе общепедагогической подготовки будущего учителя и недостаточным осмыслением данного феномена в современной педагогической науке.
Названные противоречия определили выбор следующей проблемы: _2при каких педагогических у_0с_2ловиях возможно использование ситуационно-ролевой, общепедагогической подготовки будущего учителя?
На основании данной проблемы нами сформулирована _2цель
_2исследования_0: выявить и обосновать условия использования ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя.
Объект исследования: ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя.
2 Предмет исследования: педагогические условия использования ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической
подготовки будущего учителя.
успешным при следующих педагогических условиях:
- организации профессионально-педагогической рефлексии;
- обеспечении педагогического содержания ситуаций и ролей
в деятельностно-игровом режиме;
- компенсации ограничений ситуационно-ролевой игры как
средства общепедагогической подготовки.
Задачи исследования:
- определить сущность, потенциалы ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя;
- экспериментально обосновать необходимые педагогические
условия использования ситуационно-ролевой игры как средства
общепедагогической подготовки будущего учителя;
- разработать методику использования ситуационно-ролевой
игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя.
В диссертации в качестве цели общепедагогической подготовки рассматривается достижение будущим учителем состояния
общепедагогической готовности. Общепедагогическая готовность
будущего учителя представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К их числу мы вслед за
В.А.Сластениным, Е.А.Левановой и другими относим мотивационно-ценностный (личностный), когнитивный, деятельностный, инструментальный компоненты.
Использование игры в процессе подготовки будущего учителя
основывается на концепции социальных проб (М.И.Рожков), событийном подходе в организации педагогического процесса (Е.И.Головаха, А.А.Кроник) совокупности идей о возможности преодолеть
существенное отличие учебных задач от задач профессиональной
деятельности специалиста с помощью игры (И.Фейгенберг).
Анализ ряда работ последних лет (Н.П.Аникеева, Л.В.Ершова, А.И.Тимонин) показывает, что значимо при использовании игры не столько прямая аналогия с педагогической деятельностью,
сколько ее социально-психологический смысл. Кроме того, значительный дидактический эффект достигается не только в процессе
участия будущего учителя в игре, но и при подготовке его к использованию игры как педагогического средства.
Рассматривая ситуационно-ролевую игру в контексте общепедагогической подготовки, мы определяем ее как специально организованную деятельность, состоящую из ситуационно-ролевых
моделей взаимодействия и их внеигрового обеспечения и направленную на достижение будущим учителем состояния включенности в
процесс общепедагогической подготовки. Как показывает наше
исследование, ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя обладает мотивационными, когнитивными, эмоциональными, инструментальными, деятельностными потенциалами.
Реализация мотивационных потенциалов приводят к формированию устойчивого стремления будущего учителя к приобретению
общепедагогических знаний, умений и навыков. Когнитивные потенциалы позволяют достичь осознания будущим учителем социальной сущности педагогической деятельности, интериоризации и овладеть системой общепедагогических знаний. Эмоциональные потенциалы ситуационно-ролевой игры в процессе общепедагогичес127
кой подготовки работают на формирование субъективной значимости процесса общепедагогической подготовки, игрового взаимодействия и деятельности по поводу игры, промежуточных результатов и отношений, возникающих в процессе совместной деятельности. Инструментальные потенциалы: ситуационно-ролевая игра
позволяет прибрести будущему учителю общепедагогические умения
и навыки и может непосредственно использоваться студентом в
своей учебно-практической деятельности. Деятельностные потенциалы раскрываются в проектировании будущим учителем траектории собственной общепедагогической подготовки, непосредственного участия в педагогической деятельности.
Анализ практики использования ситуационно-ролевой игры
позволяет констатировать, что успех в этих играх зависит от
следования игрока ряду принципов:
- терпимость к чужим мировоззренческим ориентациям;
- ценность умелого взаимодействия;
- активность участника;
- нацеленность на результат, достигаемый "здесь" и "теперь";
- ценность соглашения и его поиска;
- скрытность, завуалированность игровых целей;
- таинственность и романтичность.
Наличие этих положений позволяет прийти к выводу, что
включение в учебный процесс педагогического вуза ситуационно-ролевой игры способствует гуманизации процесса общепедагогической подготовки будущего учителя, воспитанию педагога -
носителя нового гомоцентрического взгляда на образовательно-воспитательный процесс.
Опытно-экспериментальная работа позволила нам выявить
следующие ограничения в использовании ситуационно-ролевой игры
как средства общепедагогической подготовки:
- эффективность ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя зависит от ее интеграции с учебно-практической и учебно-познавательной деятельностью будущих учителей;
- на эффективность протекания процесса общепедагогической
подготовки оказывают значительное влияние индивидуальные осбенности будущих учителей: акцентуация характера, уровень инфомированности, общительности в сочетании с интра- и экстраверсией;
- с помощью ситуационно-ролевой игры не представляется
возможным непосредственно готовить будущего учителя к организации отдельных видов деятельности учащихся (спортивной, тру128
довой, художественной).
- 164 -
На основании анализа теории и практики, а также результатов пилотажного исследования была выдвинута гипотеза и построена модель включения будущего учителя в ситуационно-ролевую
игру,- эту модель мы условно назвали "Маятник". Включение будущего учителя в комплекс ситуационно-ролевых игр представляет
собой совокупность промежуточных состояний и процессов: эмоциональное стремление к участию в игре, положительные эмоции в
ходе игры и после ее окончания, познание порядка игровых действий (до игры), упорядоченное участие в игре, анализ игры
(познание порядка игровых действий после игры), познание индивидуальных особенностей взаимодействия (до игры), проверка
собственных представлений о них (в игровой деятельности),
осознание собственных приемов взаимодействия (проблематизация
по данному основанию), индивидуальное самоопределение и его
реализация.
Модель "Маятник" не только демонстрирует последовательность состояний и процессов включения будущего учителя в ситуационно-ролевую игру, но и показывает увеличение амплитуды
(добавление "новых" состояний с каждой новой фазой) движения
маятника. Данная модель иллюстрирует ряд зависимостей: эффективности игровой деятельности в процессе подготовки будущих
учителей от эмоционального и личностно-ориентированного информационного обеспечения; глубины анализа и рефлексии от субъективной включенности будущего учителя в игру; устойчивости результатов подготовки от постепенности и последовательности
промежуточных психологических состояний будущего учителя.
В ходе опытно-экспериментальной работы подтвердилась129
- 165 -
предполагаемая нами необходимость организации профессионально-педагогической рефлексии в качестве условия успешного использования ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя. Организация профессионально-педагогической рефлексии предусматривает:
- соотнесение индивидуальных потенциалов взаимодействия и
общения будущего учителя с правилами ситуационно-ролевой игры,
принципами игрового взаимодействия;
- осознание будущим учителем соотношения своих возможностей с требованиями процесса общепедагогической подготовки;
- соотнесение себя, возможностей своего "Я" с профессионально-педагогическими требованиями.
Обеспечение педагогического содержания ситуаций и ролей в
деятельностно-игровом режиме предполагает проектирование и
конструирование деятельностно-игрового пространства ситуационно-ролевой игры как комплекса целей, блоков и содержательных
элементов.
Комплекс целей включает в себя положительный эмоциональный
настрой на ситуации и роли, самодиагностику, проблематизацию,
самоопределение, деятельностную самопроверку самоопределения.
Деятельностно-игровое пространство ситуационно-ролевой игры состоит из шести блоков, каждый из которых предназначен для
реализации конкретной цели. Содержанием блока являются элементы, взятые в определенной последовательности. Последовательность элементов соответствует чередованию промежуточных состояний процесса включения будущего учителя в ситуационно-ролевую
игру.
В качестве содержательных элементов ситуационно-ролевой
игры в диссертации определяются:
- авансирование (подготовка будущего учителя к положительному восприятию использования ситуационно-ролевой игры как
средства его собственной общепедагогической подготовки),
- информирование (обеспечение студента первичной информацией о возможности реализации его потенциалов в процессе участия в ситуационно-ролевой игре как компоненте общепедагогической подготовки),
- апробирование (пробное решение задач игрового взаимодействия),
- ориентирование (педагогическая помощь будущим учителям130
в постановке цели перед участием игровой деятельности),
- инструментирование (изложение игрового материала),
- взаимодействие (реализация ролевых целей с помощью
групповой коммуникации через проживание игровых ситуаций),
- вербализация игровых ощущений (послеигровое обсуждение,
обмен эмоциями),
- реконструирование (восстановление и анализ событий игры),
- оценивание ("опубликование" индивидуальных результатов
игры),
- рефлексия (осознание участниками игровой группы собственных потенциалов использования ситуационно-ролевой игры как
средства общепедагогической подготовки),
- тренинг (отработка будущими учителями оптимальных способов решения задач взаимодействия).
Важное значение для использования ситуационно-ролевой
игры имело внедрение разработанной при нашем участии типологии игровых ролей и адаптация символических аналогий стилей
организаторской деятельности( по А.Н.Лутошкину).
Как показывает проведенная опытно-экспериментальная работа, необходимым условием успешного использования ситуационно-ролевой игры в процессе общепедагогической подготовки будущего учителя является компенсация ограничений ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки. Данное
условие предполагает:
- использование ситуационно-ролевой игры как средства
общепедагогической подготовки во взаимосвязи ее с учебно-познавательной и учебно-практической деятельностью будущего учителя;
- использование будущим учителем ситуационно-ролевой игры как средства собственной профессионально-педагогической деятельности;
- использование педагогом вуза ситуационно-ролевой игры
с учетом индивидуальных особенностей будущего учителя.
В ходе опытно-экспериментальной работы ситуационно-ролевые игры были использованы во взаимосвязи с лекционными, семинарскими, практическими занятиями по педагогике и психологии.
Такая организация деятельности стала возможной благодаря профессиональной интегративности субъектов, использующих ситуационно-ролевую игру как средство общепедагогической подготовки
будущего учителя.
Педагогическую практику студенты 1 и 3 курсов (участники
экспериментальных групп) проходили в лагере ролевых игр "Кен131
тавр". Здесь силами экспериментальных групп были проведены тематические смены: "Игра-эпопея Хроники Амбера I" (21.07- 7.08
1994 года), "Игра-эпопея Хроники Амбера II" (6.08- 26.08 1995
года), "Игра-эпопея Хроники Амбера III" (3.08- 23.08 1996 года).
В ходе практики будущие учителя выступали в качестве педагога-организатора ситуационно-ролевых игр, инструктора группы по интересам, лидера игровой группы (участника игры), педагога-организатора временного коллектива, руководителя творческой группы или игрового учреждения, организатора общелагерного
праздника.
общепедагогической готовности. Общепедагогическая готовность
будущего учителя представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К их числу мы вслед за
В.А.Сластениным, Е.А.Левановой и другими относим мотивационно-ценностный (личностный), когнитивный, деятельностный, инструментальный компоненты.
Использование игры в процессе подготовки будущего учителя
основывается на концепции социальных проб (М.И.Рожков), событийном подходе в организации педагогического процесса (Е.И.Головаха, А.А.Кроник) совокупности идей о возможности преодолеть
существенное отличие учебных задач от задач профессиональной
деятельности специалиста с помощью игры (И.Фейгенберг).
Анализ ряда работ последних лет (Н.П.Аникеева, Л.В.Ершова, А.И.Тимонин) показывает, что значимо при использовании игры не столько прямая аналогия с педагогической деятельностью,
сколько ее социально-психологический смысл. Кроме того, значительный дидактический эффект достигается не только в процессе
участия будущего учителя в игре, но и при подготовке его к использованию игры как педагогического средства.
Рассматривая ситуационно-ролевую игру в контексте общепедагогической подготовки, мы определяем ее как специально организованную деятельность, состоящую из ситуационно-ролевых
моделей взаимодействия и их внеигрового обеспечения и направленную на достижение будущим учителем состояния включенности в
процесс общепедагогической подготовки. Как показывает наше
исследование, ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя обладает мотивационными, когнитивными, эмоциональными, инструментальными, деятельностными потенциалами.
Реализация мотивационных потенциалов приводят к формированию устойчивого стремления будущего учителя к приобретению
общепедагогических знаний, умений и навыков. Когнитивные потенциалы позволяют достичь осознания будущим учителем социальной сущности педагогической деятельности, интериоризации и овладеть системой общепедагогических знаний. Эмоциональные потенциалы ситуационно-ролевой игры в процессе общепедагогичес127
кой подготовки работают на формирование субъективной значимости процесса общепедагогической подготовки, игрового взаимодействия и деятельности по поводу игры, промежуточных результатов и отношений, возникающих в процессе совместной деятельности. Инструментальные потенциалы: ситуационно-ролевая игра
позволяет прибрести будущему учителю общепедагогические умения
и навыки и может непосредственно использоваться студентом в
своей учебно-практической деятельности. Деятельностные потенциалы раскрываются в проектировании будущим учителем траектории собственной общепедагогической подготовки, непосредственного участия в педагогической деятельности.
Анализ практики использования ситуационно-ролевой игры
позволяет констатировать, что успех в этих играх зависит от
следования игрока ряду принципов:
- терпимость к чужим мировоззренческим ориентациям;
- ценность умелого взаимодействия;
- активность участника;
- нацеленность на результат, достигаемый "здесь" и "теперь";
- ценность соглашения и его поиска;
- скрытность, завуалированность игровых целей;
- таинственность и романтичность.
Наличие этих положений позволяет прийти к выводу, что
включение в учебный процесс педагогического вуза ситуационно-ролевой игры способствует гуманизации процесса общепедагогической подготовки будущего учителя, воспитанию педагога -
носителя нового гомоцентрического взгляда на образовательно-воспитательный процесс.
Опытно-экспериментальная работа позволила нам выявить
следующие ограничения в использовании ситуационно-ролевой игры
как средства общепедагогической подготовки:
- эффективность ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя зависит от ее интеграции с учебно-практической и учебно-познавательной деятельностью будущих учителей;
- на эффективность протекания процесса общепедагогической
подготовки оказывают значительное влияние индивидуальные осбенности будущих учителей: акцентуация характера, уровень инфомированности, общительности в сочетании с интра- и экстраверсией;
- с помощью ситуационно-ролевой игры не представляется
возможным непосредственно готовить будущего учителя к организации отдельных видов деятельности учащихся (спортивной, тру128
довой, художественной).
- 164 -
На основании анализа теории и практики, а также результатов пилотажного исследования была выдвинута гипотеза и построена модель включения будущего учителя в ситуационно-ролевую
игру,- эту модель мы условно назвали "Маятник". Включение будущего учителя в комплекс ситуационно-ролевых игр представляет
собой совокупность промежуточных состояний и процессов: эмоциональное стремление к участию в игре, положительные эмоции в
ходе игры и после ее окончания, познание порядка игровых действий (до игры), упорядоченное участие в игре, анализ игры
(познание порядка игровых действий после игры), познание индивидуальных особенностей взаимодействия (до игры), проверка
собственных представлений о них (в игровой деятельности),
осознание собственных приемов взаимодействия (проблематизация
по данному основанию), индивидуальное самоопределение и его
реализация.
Модель "Маятник" не только демонстрирует последовательность состояний и процессов включения будущего учителя в ситуационно-ролевую игру, но и показывает увеличение амплитуды
(добавление "новых" состояний с каждой новой фазой) движения
маятника. Данная модель иллюстрирует ряд зависимостей: эффективности игровой деятельности в процессе подготовки будущих
учителей от эмоционального и личностно-ориентированного информационного обеспечения; глубины анализа и рефлексии от субъективной включенности будущего учителя в игру; устойчивости результатов подготовки от постепенности и последовательности
промежуточных психологических состояний будущего учителя.
В ходе опытно-экспериментальной работы подтвердилась129
- 165 -
предполагаемая нами необходимость организации профессионально-педагогической рефлексии в качестве условия успешного использования ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя. Организация профессионально-педагогической рефлексии предусматривает:
- соотнесение индивидуальных потенциалов взаимодействия и
общения будущего учителя с правилами ситуационно-ролевой игры,
принципами игрового взаимодействия;
- осознание будущим учителем соотношения своих возможностей с требованиями процесса общепедагогической подготовки;
- соотнесение себя, возможностей своего "Я" с профессионально-педагогическими требованиями.
Обеспечение педагогического содержания ситуаций и ролей в
деятельностно-игровом режиме предполагает проектирование и
конструирование деятельностно-игрового пространства ситуационно-ролевой игры как комплекса целей, блоков и содержательных
элементов.
Комплекс целей включает в себя положительный эмоциональный
настрой на ситуации и роли, самодиагностику, проблематизацию,
самоопределение, деятельностную самопроверку самоопределения.
Деятельностно-игровое пространство ситуационно-ролевой игры состоит из шести блоков, каждый из которых предназначен для
реализации конкретной цели. Содержанием блока являются элементы, взятые в определенной последовательности. Последовательность элементов соответствует чередованию промежуточных состояний процесса включения будущего учителя в ситуационно-ролевую
игру.
В качестве содержательных элементов ситуационно-ролевой
игры в диссертации определяются:
- авансирование (подготовка будущего учителя к положительному восприятию использования ситуационно-ролевой игры как
средства его собственной общепедагогической подготовки),
- информирование (обеспечение студента первичной информацией о возможности реализации его потенциалов в процессе участия в ситуационно-ролевой игре как компоненте общепедагогической подготовки),
- апробирование (пробное решение задач игрового взаимодействия),
- ориентирование (педагогическая помощь будущим учителям130
в постановке цели перед участием игровой деятельности),
- инструментирование (изложение игрового материала),
- взаимодействие (реализация ролевых целей с помощью
групповой коммуникации через проживание игровых ситуаций),
- вербализация игровых ощущений (послеигровое обсуждение,
обмен эмоциями),
- реконструирование (восстановление и анализ событий игры),
- оценивание ("опубликование" индивидуальных результатов
игры),
- рефлексия (осознание участниками игровой группы собственных потенциалов использования ситуационно-ролевой игры как
средства общепедагогической подготовки),
- тренинг (отработка будущими учителями оптимальных способов решения задач взаимодействия).
Важное значение для использования ситуационно-ролевой
игры имело внедрение разработанной при нашем участии типологии игровых ролей и адаптация символических аналогий стилей
организаторской деятельности( по А.Н.Лутошкину).
Как показывает проведенная опытно-экспериментальная работа, необходимым условием успешного использования ситуационно-ролевой игры в процессе общепедагогической подготовки будущего учителя является компенсация ограничений ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки. Данное
условие предполагает:
- использование ситуационно-ролевой игры как средства
общепедагогической подготовки во взаимосвязи ее с учебно-познавательной и учебно-практической деятельностью будущего учителя;
- использование будущим учителем ситуационно-ролевой игры как средства собственной профессионально-педагогической деятельности;
- использование педагогом вуза ситуационно-ролевой игры
с учетом индивидуальных особенностей будущего учителя.
В ходе опытно-экспериментальной работы ситуационно-ролевые игры были использованы во взаимосвязи с лекционными, семинарскими, практическими занятиями по педагогике и психологии.
Такая организация деятельности стала возможной благодаря профессиональной интегративности субъектов, использующих ситуационно-ролевую игру как средство общепедагогической подготовки
будущего учителя.
Педагогическую практику студенты 1 и 3 курсов (участники
экспериментальных групп) проходили в лагере ролевых игр "Кен131
тавр". Здесь силами экспериментальных групп были проведены тематические смены: "Игра-эпопея Хроники Амбера I" (21.07- 7.08
1994 года), "Игра-эпопея Хроники Амбера II" (6.08- 26.08 1995
года), "Игра-эпопея Хроники Амбера III" (3.08- 23.08 1996 года).
В ходе практики будущие учителя выступали в качестве педагога-организатора ситуационно-ролевых игр, инструктора группы по интересам, лидера игровой группы (участника игры), педагога-организатора временного коллектива, руководителя творческой группы или игрового учреждения, организатора общелагерного
праздника.
Подобные работы
- Ситуационн-ролевая игра, как средство общепедагогической подготовки будущего учителя
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1996 - ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



