Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНООТРАСЛЕВОГО ГОРОДА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ (на примере г. Заринска Алтайского края)

Работа №28597

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы169
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
636
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ МОНООТРАСЛЕВЫХ ГОРОДОВ 9
1.1. Научно-исторические подходы к исследованию моноотраслевых городов России 9
1.2. Организационно-правовые аспекты государственной политики по
социально-экономическому развитию моноотраслевых городов 29
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 53
2.1. Генезис экономики 53
2.2. Современное состояние хозяйства 59
2.3. Анализ развития социальной сферы и занятости населения 77
2.4. Проблемы формирования муниципальных финансов 90
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНООТРАСЛЕВОГО ГОРОДА... 102
3.1. Рекомендации по формированию государственной программы
содействия реформированию моноотраслевых городов 102
3.2. Основные направления улучшения социально-экономического
положения моноотраслевого города 113
Заключение 122
Список используемой литературы 128
Приложение

Актуальность темы исследования. Проблема регулирования городского развития в переходный период - одна из актуальных и в то же время недостаточно исследованных. Кардинальные перемены, произошедшие в последние годы в развитии городов были столь многоплановы и динамичны, что теоретико-методологическое осмысление наукой новых реалий, а тем более вероятных перспектив эволюции города значительно запаздывает. Существующие легитимные формы взаимодействия реальных субъектов территориального развития не обеспечивают выработки согласованных решений и как следствие - необходимый уровень эффективности управления социально-экономическим развитием городских поселений.
В особо сложном положении оказались моноотраслевые города, для которых социально-экономическое благополучие зависит от деятельности градообразующего предприятия. Они превратились в центры экономических и социальных напряжений, где при той же концентрации населения резко сокращаются традиционные бюджетные источники финансирования социальной сферы, а закрытие градообразующего предприятия ставит под угрозу существование самого города.
Наряду с этим получила конституционное закрепление идея территориальной самостоятельности и местного самоуправления, во многом повысилась ответственность городских властей за обеспечение условий жизни населения, соответствующих социальных благ, свобод, защиты и т.д. Принципиально обновились формы, методы и объекты городского управления. При этом механизм взаимодействия федеральных, региональных и местных уровней власти до сих пор находится в стадии становления.
процессе социально-экономических преобразований моноотраслевых городов, имеющих различное функциональное назначение и находящихся в регионах различных типов.
Актуальность решения проблем социально-экономического развития моноотраслевого города с финансово устойчивым непрофильным градообразующим предприятием, находящимся в депрессивном регионе и предопределила выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение закономерностей и проблем развития моноотраслевых городов традиционно находилось в центре внимания ученых.
В СССР взгляды ученых на управление развитием моноотраслевых го-родов носили отпечаток особенностей исторического пути всей страны и сводились в основном к управлению размещением производительных сил. В советской и российской экономической литературе до начала 90-х годов XX века преобладала точка зрения о городах как индустриальных центрах, со¬гласно которой управление города заключалось в управлении градообразующим предприятием либо градообразующей отраслью.
В работе выделены и рассмотрены три центральных направления изучения моноотраслевых городов в дореформенный период:
— разработка теории и практики размещения градообразующих предприятий моноотраслевых городов (Г. Агранат, Н. Баранский, В. Бурканов, В. Воробьев, Л. Иоффа, К. Космачев, О. Назаровский, Е. Перцик и др.);
— анализ взаимодействия градообразующих и градообеспечивающих отраслей (Н. Данилов, В. Любовный, А. Татаркин и др.);
— типологизация моноотраслевых городов (Л. Велихов, В. Зуев, Г. Лап- по, И. Майергойз, В. Семенов-Тян-Шанский и др.).
Исследованию проблем социально-экономического развития моноотраслевых городов в условиях становления и развития рыночных отношений, их роли как ведущих элементов территориальной организации общества по¬священы работы А. Воронина, О. Демченко, Ю. Лексина, В. Лебедевича, А. Нестерова, В. Пушкарева, А. Чудинова, А. Швецова и др.
Особую актуальность с точки зрения нашего исследования представляют работы И. Браде, Н. Горина, А. Нещадина, К. Перцика, Д. Питерского, анализирующих группы моноотраслевых городов РФ по степени их адаптации к рыночным реформам.
Не уменьшая значимости проведенных исследований, следует отметить, что в работах названных авторов не рассмотрены проблемы развития моноотраслевых городов, имеющих непрофильные финансово устойчивые градообразующие предприятия при высокодотационном городском бюджете. Сочетание относительно благополучного градообразующего предприятия с проблемным окружением порождает специфические социально- экономические проблемы функционирования и развития города, требующие специального рассмотрения.
Цель исследования состоит в анализе основных направлений трансформации экономики и социальной сферы моноотраслевого города с финансово устойчивым непрофильным градообразующим предприятием, расположенного в агропромышленном регионе и разработке на этой основе эффективных методов и форм его регулирования.
Цель диссертационного исследования достигается решением следующих задач:
- дать краткую характеристику имеющихся подходов к изучению моно-отраслевых городов и выявить хронологические этапы их изучения;
- раскрыть основные направления государственной политики в области социально-экономического развития моноотраслевых городов и провести систематизацию используемых при этом видов государственной поддержки;
- определить особенности социально-экономического развития города с непрофильным финансово устойчивым градообразующим предприятием;
- выявить факторы, влияющие на социально-экономическое положение моноотраслевого города при переходе к рынку;
- предложить возможные варианты государственного регулирования социально-экономического положения моноотраслевого города с финансово благополучным непрофильным градообразующим предприятием, расположенного в агропромышленном депрессивном регионе;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию регулирования социально-экономического развития моноотраслевого города.
Объектом исследования является моноотраслевой город, расположенный в депрессивном агропромышленном регионе.
Предметом исследования выступают управленческие и социально- экономические отношения, возникающие в процессе регулирования социально-экономического развития города.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных ученых, посвященные данной проблеме. Исследование базируется на законодательных и нормативных актах РФ, других официальных документах, регулирующих функционирование и развитие моноотраслевых городов России.
Для достижения поставленных целей исследования в работе использованы следующие методы:
- метод монографического исследования — при анализе существующих подходов к изучению моноотраслевых городов;
- метод системного анализа - при изучении социально-экономического положения моноотраслевого города;
- метод экспертной оценки - при определении элементов организационно-структурной модели поддержки муниципальной экономики.
Заринска, статистические материалы Госкомстата России, теоретический и фактологический материал, содержащийся в работах отечественных ученых.
Новые научные результаты, полученные автором, состоят в следующем:
- выявлены и охарактеризованы хронологические этапы изучения моноотраслевых городов;
- проанализированы и обобщены меры организационно-правового регулирования социально-экономического развития моноотраслевых городов применительно к значимым и малозначимым (с позиций интересов государства) городам;
- установлено, что финансовое благополучие градообразующего предприятия сочетается с кризисным социально-экономическим развитием города, имеющим специфические проявления, а именно: чрезмерная дифференциация населения по доходам, высокая безработица, возрастающая зависимость от градообразующего предприятия на фоне усиления узкой специализации хозяйства города и т.д.;
- выявлено, что для моноотраслевого города с финансово благополучным градообразующим предприятием, расположенного в депрессивном регионе, предлагаемые наукой варианты государственного регулирования социально-экономического развития моноотраслевых городов неприменимы;
- выдвинут и обоснован тезис о том, что основным направлением улучшения социально-экономического положения г. Заринска является не диверсификация производства, - она в сложившихся хозяйственных условиях нецелесообразна, — а совершенствование взаимоотношений администрации города и градообразующего предприятия;
- доказано, что выход из кризиса расположенного в депрессивном регионе моноотраслевого города с непрофильным финансово благополучным предприятием возможен лишь при условии участия в этом процессе федерального Центра;
- установлено, что при государственном регулировании социально- экономического развития моноотраслевых городов должны учитываться финансовое состояние градообразующего предприятия, его профиль и специфика региона.
Практическая значимость работы. Результаты исследований могут быть использованы при совершенствовании системы управления социально- экономическим развитием моноотраслевых городов. Теоретические положения используются в преподавании курса «Государственное регулирование экономики».
Апробация работы. Основные научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, нашли свое отражение в следующих докладах и научных конференциях:
- Третья межрегиональная научно-практическая конференция «Эффективная налоговая система - основа развития экономики» (Барнаул,2002 г.);
- V Межрегиональная научно-практическая конференция «Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы» (Горно-Алтайск,2003 г.).
- Очно-заочная международная научно-практическая конференция «Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы» (Барнаул, 2004 г.)
Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 1,8 п. л., из них авторских 1,7 п.л.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, изложена на 129 страницах, содержит 23 таблицы, 17 рисунков, список использованной литературы из 130 наименований,! 1 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного исследования показали, что моноотраслевые города издавна являлись объектом изучения.
В СССР взгляды ученых на управление развитием моноотраслевых городов носили отпечаток особенностей исторического пути развития всей страны.
Анализируя научные труды по данной тематике, мы пришли к вы-воду, что до 60-х годов прошлого столетия моноотраслевые города исследовались в основном с точки зрения их социально-экономических функций.
Наиболее интенсивно изучение моноотраслевых городов началось с 1966 г., когда по решению Госплана СССР в более чем 500 городах было начато строительство крупных промышленных предприятий. В соответствии с технико-экономическими расчетами определялось наиболее эффективное географическое размещение моноотраслевых городов и градообразующих предприятий;
80-е годы характерны более интенсивным изучением моноотраслевых городов. Дискуссионным моментом явилось определение специализации го-рода. Большинство ученых пришло к мнению, что отрасль специализации должна определяться с позиции создания потребительной стоимости. Исследовалась взаимосвязь градообразующей и градообеспечивающей отраслей с позиций системного подхода. Выделились группы ученых, занимающихся исследованием моноотраслевых городов в региональном аспекте.
Переход к рыночным отношениям определил существенно новый подход к изучению моноотраслевых городов. Впервые определены критерии отнесения населенных пунктов к монопрофильным, а предприятий - к градообразующим. Дана оценка общих и методологических проблем моноотраслевых городов. Исследователи рассматривают моноотраслевые города с точки зрения их адаптации к рыночным отношениям и возможные варианты выхода из кризиса. При этом отмечается, что единого алгоритма быть не может,
Нам представляется, что в научной литературе не уделяется должного внимания проблемам моноотраслевых городов, находящихся в депрессивных агропромышленных регионах и имеющих непрофильные финансово устойчивые градообразующие предприятия. Под непрофильным градообразующим предприятием мы предлагаем понимать предприятие, не имеющее в данном регионе ни источников сырья, ни рынков сбыта продукции.
Анализ работы ученых по данной тематике выявил использование раз-личной терминологии: моногород, монопрофильный город, моноструктурный город, моноотраслевой город, моноцентричный город.
Изучив справочную литературу по рыночной экономике, мы пришли к выводу, что более корректно будет использование дефиниции «моноотраслевой город».
Исследование основных аспектов государственной политики социально-экономического развития моноотраслевых городов показало, что в данный перечень входит незначительное количество городских поселений, представляющих государственный интерес, причем механизмы государственной поддержки далеко не совершенны и находятся в стадии доработки.
В работе дана оценка региональных программ общефедерального значения, реализация которых затрагивает социально-экономическое развитие многих моноотраслевых городов РФ. Отмечается тенденция к сокращению региональных программ общефедерального значения. Одной из главных причин создавшейся ситуации, по нашему мнению, является отсутствие реальных источников финансового обеспечения программ.
В диссертационной работе проанализированы и обобщены существующие виды региональной поддержки, которые в пределах своей компетенции субъекты РФ оказывают моноотраслевым городам.
Исследование показало, что все города являются крупными промышленными центрами, градообразующие предприятия которых относятся к объектам атомной промышленности, судостроения, нефтехимии и т.д., имеющие общегосударственное значение. Расположены они в основном в регионах с относительно высоким и выше среднего уровнем развития. При этом в реализации региональных программ участвуют федеральное правительство и зарубежные инвесторы.
Положение основной массы моноотраслевых городов усугубляется еще и тем, что в федеральном законодательстве до сих пор отсутствуют правовые нормы, позволяющие юридически точно идентифицировать и классифицировать моноотраслевые города для использования в государственной экономической (промышленной), социальной и региональной политике (за исключением ЗАТО и наукоградов).
На основании проведенного исследования можно сделать заключение, что основная масса российских моноотраслевых городов находится под косвенным воздействием государства, которое можно разделить на два типа: экономическое и внеэкономическое. Причем в большей мере развитие моно-городов зависит от экономического воздействия.
В работе проведен анализ социально-экономического положения г. Заринска, имеющего финансово благополучное градообразующее предприятие ОАО «Алтай-Кокс».
Следует отметить, что среди градообразующих предприятий моноотраслевых городов Алтайского края, являющимся агропромышленным регионом, ОАО «Алтай-Кокс» является непрофильным предприятием
В современных условиях промышленность города представлена тремя промышленными предприятиями, из которых только ОАО «Алтай-Кокс» сохраняет финансовую устойчивость и оказывает существенное влияние на со-стояние бюджета города и социальную сферу.
Передача объектов социальной инфраструктуры в муниципальную собственность усилило нагрузку на городской бюджет, который является высокодотационным. Более того, градообразующее предприятие ОАО «Алтай- Кокс» играет все меньшую роль в формировании городского бюджета. Процесс прогнозирования поступления налоговых и иных обязательных платежей в городской бюджет ОАО «Алтай-Кокс», на наш взгляд, усложняется тем, что с 2003 г. предприятие состоит на учете в Межрайонной ИМНС Рос¬сии по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края, расположенной в г. Барнауле.
Сокращение работников ОАО «Алтай-Кокс» привело к росту реальной безработицы в городе и увеличению граждан, нуждающихся в социальной защите.
Уровень безработицы в г. Заринске за 2003 г. выше краевого показателя на 1,3%, среднегородского - на 1,8%.
Негативным моментом является и то, что в структуре безработных 74% составляют женщины, причем по сравнению с 2002 г. показатель увеличился на 15,9%.
За 2001-2003 гг. количество граждан, нуждающихся в социальной поддержке в г. Заринске возросло с 11 100 чел. до 21 889 чел.
В работе отмечается, что в структуре благотворительных отчислений ОАО «Алтай-Кокс» доля непосредственно г. Заринска постепенно сокращается. Причем администрации города завод отчислений не делает, финансирование осуществляется строго целевое.
В диссертационной работе охарактеризованы внешние и внутренние факторы, негативно повлиявшие на современное социально-экономического положения г. Заринска. По нашему мнению структура факторов имеет при-чинно-следственный характер, причем более существенное влияние оказывают внешние факторы.
Мы считаем, что для проведения эффективной государственной политики в области реформирования моноотраслевых городов и обеспечения взаимодействия градообразующих предприятий с городским самоуправлением необходимо, по мнению автора, принять Федеральные Законы «О моно-отраслевых городах и градообразующих предприятиях» и «О порядке пере-дачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность», которые были отклонены Государственной Думой.
При этом источником финансирования переданных в муниципальную собственность объектов социальной инфраструктуры крупных, непрофильных, финансово-устойчивых градообразующих предприятий, находящихся в депрессивных регионах должен быть федеральный бюджет. Для сокращения встречных финансовых потоков и предотвращения нецелевого использования бюджетных средств федеральный бюджет должен осуществлять перечисления непосредственно в бюджет моноотраслевого города.
В процессе исследования доказано, что в ситуации, создавшейся в г. Заринске, реальным путем подъема экономики является развитие малого бизнеса. При этом отмечаются значительные возможности местного само-управления для поддержки местных производителей товаров и услуг, создания для них благоприятного климата.
В работе предложена организационно-структурная модель поддержки муниципальной экономики и охарактеризованы ее элементы.
На представляется, что каждый из элементов модели и все элементы вместе могут и должны создать условия, способствующие обороту финансовых средств внутри города, развитию деловой активности, росту объемов производства товаров и услуг, привлечению инвестиций в экономику города.
При этом считаем, что главным условием успешного функционирования предлагаемой модели должно быть согласование интересов всех сторон.



1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 40 с.
2. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР: офиц. текст: по состоянию на 15 ноября 2001 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. - М.: Юрайт-М, 2002.-462 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. — М.: ООО ТК Велби, 2003. - 520 с.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ЭКМОС, 1998. - 128 с.
5. СССР. Законы. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: офиц. текст принят 09.04.90 г. // Ведомости Съезда на-родных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 6. - Ст. 267.
6. Российская Федерация. Законы. О статусе наукограда РФ: офиц. текст принят 07.04.99 г. № 70-ФЗ. // Собрание законодательства РФ, 12.04.1999, № 15, ст. 1750.
7. Российская Федерация. Законы. О ЗАТО: офиц. текст принят 14.07.92 г. № 3297-1 (с измен, и доп. от 24 декабря 2002 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992.-№33.-Ст. 1915.
8. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ»: от 26.05.04 № 45-ФЗ И Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 22. - Ст. 2095.
9. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 1998 год: офиц. текст принят 26.03. 98 г. № 42-ФЗ И Собрание законодательства РФ. - 1998.-№ 13.-Ст. 1464.
10. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2002 год: офиц. текст принят 30.12.01 г. № 194-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2001. -№53 (ч. 1).-Ст. 5030.
11. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: офиц. текст принят 28.08.95 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3506.
12. Российская Федерация. Законы. О финансовых основах местного само-управления в РФ: офиц. текст принят 25.09.97 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3330.
13. Российская Федерация. Законы. О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления: офиц. текст принят 11.04.98 г. № 15 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 15. - Ст. 1695.
14. Российская Федерация. Законы. О приватизации государственного и муниципального имущества: офиц. текст принят 21.12.01 № 178-ФЗ (с изм. и доп. от 27.02.03 г.) //Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4. - Ст. 251.
15. Российская Федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве): офиц. текст принят 26.10.02 № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2002. -№43.-Ст. 4190.
16. Российская Федерация. Законы. О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ: офиц. текст принят 14.06.95 г. № 88-ФЗ (с изм. и доп. от 21.03.02 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. -№ 25. - Ст. 2343.
17. Алтайский край. Законы. Программа содействия занятости населения на 2001-2005 гг.: офиц. текст принят 06.07.01 г. № 40-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. - 2001. - № 63. - С. 30.
18. Алтайский край. Законы. О краевом бюджете на 2002 год: офиц. текст принят 28.12.01 № 11-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. -2001. -№68.
19. Алтайский край. Законы. О краевом бюджете на 2003 год: офиц. текст принят 30.12.02 № 90-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. -2002. -№80.
20. Российская Федерация. Президент. Указы. О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий: офиц. текст принят 07.11.97 г. № 117.
21. Российская Федерация. Президент. Указы. Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий: офиц. текст принят 10.01.93 г. № 8 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 3. - Ст. 168.
22. Российская Федерация. Президент . Указы . Методические рекомендации по применению основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ: офиц. текст принят 22.07.94 г. № 1535 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13.-Ст. 1478.
23. Российская Федерация. Президент. Указы. О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства РФ: офиц. текст принят 04.04.96 г. № 491 (с изм. от 14.11.97 г., 06.01.96 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 15. - Ст. 1583.
24. Российская Федерация. Президент. Указы. Основные положения региональной политики в РФ: офиц. текст принят 03.07.96 г. № 803 // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 23. - Ст. 2756.
25. Российская Федерация. Президент. Распоряжения. Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности: офиц. текст принят 18.03.92 г. № 114-рп. // Ведомости СНД и ВС РФ. -1992.-№ 13.-Ст. 697.
26. РСФСР. Президиум Верховного Совета. Указы. О переименование Сорокинского района в Заринский» // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1979.-№52.-С. 1107.
27. РСФСР. Правительство. Постановления. Положение об обеспечении особого режима в ЗАТО, на территории которого расположены объекты Министерства обороны РФ: офиц. текст принят 26.06.98 № 655 И Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 27. - Ст. 3180.
28. РСФСР. Правительство. Постановление. Положение о порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий- должников, являющихся градообразующими: офиц. текст принят 29.08.94 № 101 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 19.
29. РСФСР. Правительство. Постановления. О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг.: офиц. текст принят 26.02.97. № 222 // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 10. - Ст. 1173.
30. РСФСР. Правительство. Постановления. О мерах по развитию муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами (наукоградов): офиц. текст принят 24.01.98 г. № 7. // Собрание законодательства РФ. —1998. - № 5. - Ст.618.
31. РСФСР. Правительство. Постановления. Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса: офиц. текст принят 22.09.99 г. № 1072 // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 40 - Ст. 4858.
32. РСФСР. Правительство. Постановления. О концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера: офиц. текст принят 07.03.00 г. № 198 // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 12.-Ст. 1286.
33. РСФСР. Правительство. Постановления. Об утверждении федеральной комплексной программы развития малых и средних городов РФ в условиях экономических реформ: офиц. текст принят 28.06.96 г. № 762 // Собрание законодательства РФ. — 1996. - № 28. - Ст. 3376
34. РСФСР. Правительство. Постановления. Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ в связи с ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год»: офиц. текст принят 24.08.02 г. № 630 // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 35. — Ст. 3382
35. РСФСР. Правительство. Постановления. О программе социально- экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.: офиц. текст принят 06.06.02 г. № 338 // Собрание законодательства РФ. -
2001. -№31.-Ст.3295.
36. РСФСР. Правительство. Постановления. О внесении изменений и дополнений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ: 22.04.02 г. № 263 // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 17.-Ст. 1682.
37. РСФСР. Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности: офиц. текст принят 03.12.97 г. № 1523 // Собрание законодательства РФ. - 1997. -№ 50. - Ст. 5684.
38. РСФСР. Правительство. Постановления. О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность: офиц. текст принят 07.03.99 г. № 235 (с измен, внесен. Постановлением Правительства РФ от 27.08.99 г. № 996) И Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 1 (часть 2). - Ст. 128..
39. РСФСР. Правительство. Постановления. Об утверждении перечня за-крытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов: офиц. текст принят 05.07.01 г. № 508 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 3019.
40. Алтайский край. Законодательное Собрание. Постановления. Об утверждении Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 гг. и на период до 2005 г.: офиц. текст принят 01.04.98 г. № 116 // Сборник законодательства. - 1998. - № 24(44).- С. 42.
41. Постановление Администрации Алтайского края «Об освоении и производстве современных тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования для агропромышленного комплекса на промышленных предприятиях края в 2001-2005 гг.» от 10.09.01 № 569 // Сборник законодательства Алтайского края. - 2002 г - № 74, ч. 8. - С. 7.
42. Распоряжение СМ СССР. О строительстве нового коксохимического предприятия в Алтайском крае: офиц. текст принят 23.04.71 г. № 743-р.
43. Приказ Министерства Энергетики РФ. Об утверждении Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли: офиц. текст принят 19.06.02 г. № 185 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнитель¬ной власти. - 2002. - № 38.
44. Приказ Министерства Энергетики РФ. Об утверждении Положения со-действия переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития: офиц. текст принят 11.07.02 г. № 214 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти - 2002. - № 38.
45. Распоряжение Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом. О внесении изменений и дополнений в типовой план приватизации: офиц. текст принят 15.09.93 г. № 1602-р. // Российские вести.
- 1993.-№244.
46. Алтайский край. 1998-2002: КР. СТАТ. СБ. / Алтайский краевой комитет гос. стат. - Б., 2003. - 60 с.
47. Бабичев, И. Мифы должны быть разрушены, а «узкие места» расшиты // Муниципальная власть. - 2000. - № 6.
48. Бадман, М.К. Федеральная помощь депрессивным и отсталым регионам России / Бадман М.К., Гузнер С.С., Селиверстов В.Е.
49. Барихин, А. Б. Экономика и право: Энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2000. - 928 с.
50. Баранский, Н.Н. Избранные труды. Становление советской экономической географии. -М.: Мысль, 1980. - 720 с.
51. Большая книга по экономике. / Пер. с нем. В. Годруда. — М.: ТЕРРА, 1997.-736 с.
52. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2001.-895 с.
53. Блэк, Дж. Экономика: Толковый словарь: Англо-русский - М.: ИНФРА - М, Издательство «Весь мир», 2000. - 840 с.
54. Браде, И. Районная планировка и разработка схем расселения: опыт и перспективы / Браде И., Перцик Е., Питерский Д. - М.: Международные от-ношения, 2000. - С. 84-85.
55. Бадман, М.К. Стратегические проекты развития Арктики, Сибири и Дальнего Востока / Бадман, М.К., Кулешов В.В., Харитонова В.Н. // Регион: экономика и социология, 2000. — № 3 - С. 101.
56. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, испанская терминология: в 2 т. — М.: Международные отношения, 1994. - Т.2 - С. 585.
57. Возрождение и развитие малых городов России. В.П. / Анищев, В.С. Варламов и др. - М.: АО «Панас-Аэро», 1994. - 318 с.
58. Воронин, А. Основы управления муниципальным хозяйством. / Воронин А., Лапин В., Широков А - М.: Дело, 1998. - 10 с.
59. Васильев, М. О положительных итогах развития российского законодательства в сфере местного самоуправления в 2002 году и его задачах в 2003 году // Местное самоуправление. - 2003. - № 2.
60. Виноградов, В. Птица счастья завтрашнего дня // Муниципальная власть. -2001.-№3.
61. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства: общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М.: Наука, 1996.
62. Глазычев, В.Л. Городская среда. Технология развития: Настольная книга. / Глазычев, В.Л., Егоров М.М., Ильина Т.В. и др. М.: Изд-во «Ладья», 1995.
63. Город, построенный коммунистами, живет и развивается // Мой налоговый советник. - 2004. - № 9 (93).
64. Горяченко, Е.Е. Малый город Сибири сегодня / Горяченко Е.Е., Марша- лова А.С., Пушкарев // Регион: экономика и социология. 1997. - № 4.
65. Горяченко, Е.Е. Сибирский город: проблемы и перспективы / Горяченко Е.Е., Пушкарев В.М. // Регион: экономика и социология. 1997. - № 1.
66. Гузнер, С.С. Концепция федеральной программы развития Севера / Гузнер С.С., Харитонова В.Н., Вижина И.А., Новикова И.Я // Регион: экономика и социология. 1997. - № 4.
67. Данилов, Н. Регулирование развития крупных городских промышленных центров: использование новых организационно-хозяйственных форм // РЭЖ. -2000.-№3.
68. Демченко, О.В. Формирование стратегии соцоально-экономического развития города в условиях севера: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. эк. наук: (08.00.05) / Демченко Олег Васильевич; [Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации] - Москва, 1999. - 23 с.
69. Дневник Алтайской школы политических исследований. № 11. Зап. Сиб.: регион, экономика, инвестиции. Материалы международной экономической конференции / ред. проф. Ю. Г. Чернышова. - Барнаул, изд-во «Азбу¬ка», 2001. - 222 с.
70. Дятлов, В.В. Программы социально-экономического развития муниципальных образований // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2002. - № 11.
71. Ельцин, Б.Н. Россия на рубеже эпох. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) // Российская газета. - 1999. -31 марта. - С. 3-6.
72. Еремеева, Л. Комплекс полноценности // Муниципальная власть.- 2001. -№3.-С. 58.
73. Ефремов, А. Организационная роль областной администрации в экономике // Экономист. - 2002. - № 1.
74. Жабин, А. Местное самоуправление в системе Российского федерализма / Жабин А., Матвеев Ю. // Федерализм. - 2001. - № 3.
75. Занадворов, В.С. Экономика города. / Занадворов В.С., Занадворова А.В. -М., 1998.
76. Зеркин, Д. Основы теории государственного управления: Курс лекций / Зеркин Д., Игнатов В. - Ростов н/Д: изд. Центр «МарТ», 2000. - С. 320.
77. Игонин, Л.Л. Принципы организации муниципальных финансов // Фи-нансы- 2003. - № 5.
78. Коган, Л.Б. Куда идут наши города // Городское хозяйство. - 2003. - №8.-С. 2-5.
79. Кузнецова Г. Монопрофильные города: мониторинг и возможные под¬ходы к решению их проблем / Кузнецова Г., Любовный В. // Федерализм. -2002.-№2.-С. 140.
80. Кузнецова, О. О некоторых проблемах федерального регулирования экономического развития регионов России // Федерализм. - 2002. - № 4.
81. Кордунский, Б.Л. Депрессивный район в переходной экономике / Кордунский Б.Л., Леонов С.Н. - Владивосток: Дальнаука, 1999.
82. Комментарий по комплексной оценке уровня социально- экономического развития субъектов РФ в 2000 и 2002 годах (готовит Министерство соц.-экон. развития и торговли) // сайт www. gks. ru
83. Краткий экономический словарь / ред. А.Н. Азрилияна - М.: Институт новой экономики, 2001. - 1088 с.
84. Лавров, А. Перспективы реформирования бюджетной системы. / Лавров А., Климанов В., Онищенко В. И Экономист. - 2001. - № 8.
85. Лаппо, Г.М. Города на пути в будущее. - М.: Мысль, 1987.
86. Лаппо, Г.М. География городов. - М., 1997.
87. Лексин, В. Общероссийские реформы и территориальное развитие / Лексин В., Швецов А. // Российский экономический журнал. - 2002. - № 1-2.
88. Лексин, В. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Депрессивные территории: прежние проблемы и новые варианты их решения / Лексин В., Швецов А. // РЭЖ. - 2000. - № 9.
89. Лексин, В. Становление новой экономической системы / Лексин В., Швецов А. // РЭЖ. - 2001. - № 9.
90. Лебедевич, В.В. Формирование стратегии корпоративного развития малых городов Крайнего Севера: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон, наук: (08. 00. 05) / [Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ] - М., 2000. - 20 с.
91. Леонтьев, Г. Местное самоуправление - ресурс государства для управлением развития // Муниципальная власть. - 2002. - № 10.
92. Любовный, В. Не рынком единым // Муниципальная власть. - 2000 - № 4.
93. Монопрофильные города и градообразующие предприятия: обзорный доклад / ред. к.э.н. Липсиц И.В. - М.: Издательский дом «Хроникер», 2002. - 256 с.
94. Нещадин, А. Жизненный цикл города / Нещадин А., Горин Н. // Муниципальная власть. - 2002. - № 3.
95. Нестеров, А.Ю. Управление промышленным развитием города /Нестеров А.Ю., Чуркин В.Г., Шабашев В.А - Кемерово: Кузбассиздат, 2000. - 140 с.
96. Памятники социалистического и коммунистического строительства Ал-тайского края и их использование в коммунистическом воспитании. // Тезисы к конференции. - Барнаул. - 1982.
97. Парламентские слушания в Совете Федерации // Местное самоуправление. - 2003. - № 2.
98. Пономаренко, Б. Много званых, да мало избранных // Муниципальная власть. -2001. -№ 5. - С. 85.
99. Пронина, Л.И. Местное самоуправление и межбюджетные отношения // Финансы. - 2003. - № 8.
100. Пушкарев, В.М. Основы концепции социально-экономического развития города // Регион: проблемы планирования и управления. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002.
101. Развитие производительных сил Севера СССР. — Новосибирск: Наука, 1991.
102. Рынок труда Алтайского края 1997-2002 гг. / Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Алтайскому краю. Барнаул, 2004.- 135 с.
103. Рябухин, С.Н. Целевые программы развития регионов // ЭКО. - 2003. - №4-С. 16.
104. Самостроенко, Г. Парадигма отношений // Муниципальная власть. — 2001.-№5.
105. Социально-экономическое положение Алтайского края в 2003 г. Стат, докл. / Алтайский краевой комитет государственной статистики. — Б., 2004. — 180 с.
106. Состояние рынка труда Алтайского края в 2003 году. / Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Алтайскому краю. - Барнаул, 2004. - 65 с.
107. Социально-экономическое положение городов и районов Алтайского края. 2002 год. Стат. докл. / Алтайский краевой комитет государственной статистики. - Б., 2003. - 133 с.
108. Социально-экономическое положение Алтайского края. 2002 год. Стат, докл. / Алтайский краевой комитет государственной статистики. - Б., 2003. - 177 с.
109. Социально-экономические аспекты реформирования в Алтайском крае в 90-е годы. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. — 248 с.
110. Смирнов, А. Будущее проектируется и строится // Муниципальная власть. -2001. -№ 3.
111. Словарь по экономике. / пер. с англ., ред. П. А. Ватника. - СПб.: Экономическая школа. 1998. - 752 с.
112. Словарь современной экономической теории Макмиллана. - М.: ИНФРА -М, 1997.-608 с.
113. Степаненко, А.В. Социально-экономическое развитие городов (проблемы комплексности и сбалансированности). - Киев: Наукова думка, 1988. - 204 с.
114. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2010 г. (проект).
115. Татаркин, А.И. Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений // Федерализм. - 2001. - № 1.
116. Тихонов, В. Закрытые города в открытой России // Проблемы прогнозирования. - 1996. -№ 3.
117. Федоткин, В. Федерализм и местное самоуправление: проблемы экономического взаимодействия // Вопросы экономики. - 2000. - № 1.
118. Федеральный бюджет должен стать инструментом модернизации экономики // Финансы. - 2004. - № 4.
119. Финагин, В.В. Экономика города: Теория, практика, перспективы. - Киев, 1983.-С. 48-60.
120. Форрестер, Дж. Динамика развития города. - М., 1974.
121. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации. - М.: Московский общественный научный фонд; Институт макроэкономических исследований, 2000. - Выпуск 20.
122. Черников, В. Муниципалы ответственности не боятся // Муниципальная власть. - 2000. - № 3. - С. 26.
123. Чертов, Н.А. Регулирование бюджетно-финансовых отношений в регионе агропромышленной ориентации (на примере Алтайского края): Монография. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. - 133 с.
124. Чертов, Н.А. Проблемы дореформенного и современного социально- экономического развития Алтайского края: Монография — Новосибирск: Изд- во ИЭиООП СО РАН, 2002. - 156 с.
125. Чуркин, В.Г. Функциональное строение социально-экономической системы города // Реформирование экономики региона: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы докладов второй международной научно-практической конференции. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.-Ч.П. -С. 107.
126. Чудинов, А.Ю. Объектно-ориентированное моделирование состояния моноотраслевых городов на стадии реструктуризации угольного комплекса Кузбасса: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. эк. наук: (08.00.04) / Чудинов, Андрей Юрьевич; [Кузбасский государственный технический университет]. - Кемерово, 2000. - 24 с.
127. Широков, А. Не менялись бы принципы // Муниципальная власть. — 2000.-№6.
128. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; гл. ред. Л. И. Абалкин. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999.- 1055 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ