ТРАНСФОРМАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНООТРАСЛЕВОГО ГОРОДА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ (на примере г. Заринска Алтайского края)
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ МОНООТРАСЛЕВЫХ ГОРОДОВ 9
1.1. Научно-исторические подходы к исследованию моноотраслевых городов России 9
1.2. Организационно-правовые аспекты государственной политики по
социально-экономическому развитию моноотраслевых городов 29
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 53
2.1. Генезис экономики 53
2.2. Современное состояние хозяйства 59
2.3. Анализ развития социальной сферы и занятости населения 77
2.4. Проблемы формирования муниципальных финансов 90
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНООТРАСЛЕВОГО ГОРОДА... 102
3.1. Рекомендации по формированию государственной программы
содействия реформированию моноотраслевых городов 102
3.2. Основные направления улучшения социально-экономического
положения моноотраслевого города 113
Заключение 122
Список используемой литературы 128
Приложение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ МОНООТРАСЛЕВЫХ ГОРОДОВ 9
1.1. Научно-исторические подходы к исследованию моноотраслевых городов России 9
1.2. Организационно-правовые аспекты государственной политики по
социально-экономическому развитию моноотраслевых городов 29
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 53
2.1. Генезис экономики 53
2.2. Современное состояние хозяйства 59
2.3. Анализ развития социальной сферы и занятости населения 77
2.4. Проблемы формирования муниципальных финансов 90
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНООТРАСЛЕВОГО ГОРОДА... 102
3.1. Рекомендации по формированию государственной программы
содействия реформированию моноотраслевых городов 102
3.2. Основные направления улучшения социально-экономического
положения моноотраслевого города 113
Заключение 122
Список используемой литературы 128
Приложение
Актуальность темы исследования. Проблема регулирования городского развития в переходный период - одна из актуальных и в то же время недостаточно исследованных. Кардинальные перемены, произошедшие в последние годы в развитии городов были столь многоплановы и динамичны, что теоретико-методологическое осмысление наукой новых реалий, а тем более вероятных перспектив эволюции города значительно запаздывает. Существующие легитимные формы взаимодействия реальных субъектов территориального развития не обеспечивают выработки согласованных решений и как следствие - необходимый уровень эффективности управления социально-экономическим развитием городских поселений.
В особо сложном положении оказались моноотраслевые города, для которых социально-экономическое благополучие зависит от деятельности градообразующего предприятия. Они превратились в центры экономических и социальных напряжений, где при той же концентрации населения резко сокращаются традиционные бюджетные источники финансирования социальной сферы, а закрытие градообразующего предприятия ставит под угрозу существование самого города.
Наряду с этим получила конституционное закрепление идея территориальной самостоятельности и местного самоуправления, во многом повысилась ответственность городских властей за обеспечение условий жизни населения, соответствующих социальных благ, свобод, защиты и т.д. Принципиально обновились формы, методы и объекты городского управления. При этом механизм взаимодействия федеральных, региональных и местных уровней власти до сих пор находится в стадии становления.
процессе социально-экономических преобразований моноотраслевых городов, имеющих различное функциональное назначение и находящихся в регионах различных типов.
Актуальность решения проблем социально-экономического развития моноотраслевого города с финансово устойчивым непрофильным градообразующим предприятием, находящимся в депрессивном регионе и предопределила выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение закономерностей и проблем развития моноотраслевых городов традиционно находилось в центре внимания ученых.
В СССР взгляды ученых на управление развитием моноотраслевых го-родов носили отпечаток особенностей исторического пути всей страны и сводились в основном к управлению размещением производительных сил. В советской и российской экономической литературе до начала 90-х годов XX века преобладала точка зрения о городах как индустриальных центрах, со¬гласно которой управление города заключалось в управлении градообразующим предприятием либо градообразующей отраслью.
В работе выделены и рассмотрены три центральных направления изучения моноотраслевых городов в дореформенный период:
— разработка теории и практики размещения градообразующих предприятий моноотраслевых городов (Г. Агранат, Н. Баранский, В. Бурканов, В. Воробьев, Л. Иоффа, К. Космачев, О. Назаровский, Е. Перцик и др.);
— анализ взаимодействия градообразующих и градообеспечивающих отраслей (Н. Данилов, В. Любовный, А. Татаркин и др.);
— типологизация моноотраслевых городов (Л. Велихов, В. Зуев, Г. Лап- по, И. Майергойз, В. Семенов-Тян-Шанский и др.).
Исследованию проблем социально-экономического развития моноотраслевых городов в условиях становления и развития рыночных отношений, их роли как ведущих элементов территориальной организации общества по¬священы работы А. Воронина, О. Демченко, Ю. Лексина, В. Лебедевича, А. Нестерова, В. Пушкарева, А. Чудинова, А. Швецова и др.
Особую актуальность с точки зрения нашего исследования представляют работы И. Браде, Н. Горина, А. Нещадина, К. Перцика, Д. Питерского, анализирующих группы моноотраслевых городов РФ по степени их адаптации к рыночным реформам.
Не уменьшая значимости проведенных исследований, следует отметить, что в работах названных авторов не рассмотрены проблемы развития моноотраслевых городов, имеющих непрофильные финансово устойчивые градообразующие предприятия при высокодотационном городском бюджете. Сочетание относительно благополучного градообразующего предприятия с проблемным окружением порождает специфические социально- экономические проблемы функционирования и развития города, требующие специального рассмотрения.
Цель исследования состоит в анализе основных направлений трансформации экономики и социальной сферы моноотраслевого города с финансово устойчивым непрофильным градообразующим предприятием, расположенного в агропромышленном регионе и разработке на этой основе эффективных методов и форм его регулирования.
Цель диссертационного исследования достигается решением следующих задач:
- дать краткую характеристику имеющихся подходов к изучению моно-отраслевых городов и выявить хронологические этапы их изучения;
- раскрыть основные направления государственной политики в области социально-экономического развития моноотраслевых городов и провести систематизацию используемых при этом видов государственной поддержки;
- определить особенности социально-экономического развития города с непрофильным финансово устойчивым градообразующим предприятием;
- выявить факторы, влияющие на социально-экономическое положение моноотраслевого города при переходе к рынку;
- предложить возможные варианты государственного регулирования социально-экономического положения моноотраслевого города с финансово благополучным непрофильным градообразующим предприятием, расположенного в агропромышленном депрессивном регионе;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию регулирования социально-экономического развития моноотраслевого города.
Объектом исследования является моноотраслевой город, расположенный в депрессивном агропромышленном регионе.
Предметом исследования выступают управленческие и социально- экономические отношения, возникающие в процессе регулирования социально-экономического развития города.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных ученых, посвященные данной проблеме. Исследование базируется на законодательных и нормативных актах РФ, других официальных документах, регулирующих функционирование и развитие моноотраслевых городов России.
Для достижения поставленных целей исследования в работе использованы следующие методы:
- метод монографического исследования — при анализе существующих подходов к изучению моноотраслевых городов;
- метод системного анализа - при изучении социально-экономического положения моноотраслевого города;
- метод экспертной оценки - при определении элементов организационно-структурной модели поддержки муниципальной экономики.
Заринска, статистические материалы Госкомстата России, теоретический и фактологический материал, содержащийся в работах отечественных ученых.
Новые научные результаты, полученные автором, состоят в следующем:
- выявлены и охарактеризованы хронологические этапы изучения моноотраслевых городов;
- проанализированы и обобщены меры организационно-правового регулирования социально-экономического развития моноотраслевых городов применительно к значимым и малозначимым (с позиций интересов государства) городам;
- установлено, что финансовое благополучие градообразующего предприятия сочетается с кризисным социально-экономическим развитием города, имеющим специфические проявления, а именно: чрезмерная дифференциация населения по доходам, высокая безработица, возрастающая зависимость от градообразующего предприятия на фоне усиления узкой специализации хозяйства города и т.д.;
- выявлено, что для моноотраслевого города с финансово благополучным градообразующим предприятием, расположенного в депрессивном регионе, предлагаемые наукой варианты государственного регулирования социально-экономического развития моноотраслевых городов неприменимы;
- выдвинут и обоснован тезис о том, что основным направлением улучшения социально-экономического положения г. Заринска является не диверсификация производства, - она в сложившихся хозяйственных условиях нецелесообразна, — а совершенствование взаимоотношений администрации города и градообразующего предприятия;
- доказано, что выход из кризиса расположенного в депрессивном регионе моноотраслевого города с непрофильным финансово благополучным предприятием возможен лишь при условии участия в этом процессе федерального Центра;
- установлено, что при государственном регулировании социально- экономического развития моноотраслевых городов должны учитываться финансовое состояние градообразующего предприятия, его профиль и специфика региона.
Практическая значимость работы. Результаты исследований могут быть использованы при совершенствовании системы управления социально- экономическим развитием моноотраслевых городов. Теоретические положения используются в преподавании курса «Государственное регулирование экономики».
Апробация работы. Основные научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, нашли свое отражение в следующих докладах и научных конференциях:
- Третья межрегиональная научно-практическая конференция «Эффективная налоговая система - основа развития экономики» (Барнаул,2002 г.);
- V Межрегиональная научно-практическая конференция «Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы» (Горно-Алтайск,2003 г.).
- Очно-заочная международная научно-практическая конференция «Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы» (Барнаул, 2004 г.)
Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 1,8 п. л., из них авторских 1,7 п.л.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, изложена на 129 страницах, содержит 23 таблицы, 17 рисунков, список использованной литературы из 130 наименований,! 1 приложений.
В особо сложном положении оказались моноотраслевые города, для которых социально-экономическое благополучие зависит от деятельности градообразующего предприятия. Они превратились в центры экономических и социальных напряжений, где при той же концентрации населения резко сокращаются традиционные бюджетные источники финансирования социальной сферы, а закрытие градообразующего предприятия ставит под угрозу существование самого города.
Наряду с этим получила конституционное закрепление идея территориальной самостоятельности и местного самоуправления, во многом повысилась ответственность городских властей за обеспечение условий жизни населения, соответствующих социальных благ, свобод, защиты и т.д. Принципиально обновились формы, методы и объекты городского управления. При этом механизм взаимодействия федеральных, региональных и местных уровней власти до сих пор находится в стадии становления.
процессе социально-экономических преобразований моноотраслевых городов, имеющих различное функциональное назначение и находящихся в регионах различных типов.
Актуальность решения проблем социально-экономического развития моноотраслевого города с финансово устойчивым непрофильным градообразующим предприятием, находящимся в депрессивном регионе и предопределила выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение закономерностей и проблем развития моноотраслевых городов традиционно находилось в центре внимания ученых.
В СССР взгляды ученых на управление развитием моноотраслевых го-родов носили отпечаток особенностей исторического пути всей страны и сводились в основном к управлению размещением производительных сил. В советской и российской экономической литературе до начала 90-х годов XX века преобладала точка зрения о городах как индустриальных центрах, со¬гласно которой управление города заключалось в управлении градообразующим предприятием либо градообразующей отраслью.
В работе выделены и рассмотрены три центральных направления изучения моноотраслевых городов в дореформенный период:
— разработка теории и практики размещения градообразующих предприятий моноотраслевых городов (Г. Агранат, Н. Баранский, В. Бурканов, В. Воробьев, Л. Иоффа, К. Космачев, О. Назаровский, Е. Перцик и др.);
— анализ взаимодействия градообразующих и градообеспечивающих отраслей (Н. Данилов, В. Любовный, А. Татаркин и др.);
— типологизация моноотраслевых городов (Л. Велихов, В. Зуев, Г. Лап- по, И. Майергойз, В. Семенов-Тян-Шанский и др.).
Исследованию проблем социально-экономического развития моноотраслевых городов в условиях становления и развития рыночных отношений, их роли как ведущих элементов территориальной организации общества по¬священы работы А. Воронина, О. Демченко, Ю. Лексина, В. Лебедевича, А. Нестерова, В. Пушкарева, А. Чудинова, А. Швецова и др.
Особую актуальность с точки зрения нашего исследования представляют работы И. Браде, Н. Горина, А. Нещадина, К. Перцика, Д. Питерского, анализирующих группы моноотраслевых городов РФ по степени их адаптации к рыночным реформам.
Не уменьшая значимости проведенных исследований, следует отметить, что в работах названных авторов не рассмотрены проблемы развития моноотраслевых городов, имеющих непрофильные финансово устойчивые градообразующие предприятия при высокодотационном городском бюджете. Сочетание относительно благополучного градообразующего предприятия с проблемным окружением порождает специфические социально- экономические проблемы функционирования и развития города, требующие специального рассмотрения.
Цель исследования состоит в анализе основных направлений трансформации экономики и социальной сферы моноотраслевого города с финансово устойчивым непрофильным градообразующим предприятием, расположенного в агропромышленном регионе и разработке на этой основе эффективных методов и форм его регулирования.
Цель диссертационного исследования достигается решением следующих задач:
- дать краткую характеристику имеющихся подходов к изучению моно-отраслевых городов и выявить хронологические этапы их изучения;
- раскрыть основные направления государственной политики в области социально-экономического развития моноотраслевых городов и провести систематизацию используемых при этом видов государственной поддержки;
- определить особенности социально-экономического развития города с непрофильным финансово устойчивым градообразующим предприятием;
- выявить факторы, влияющие на социально-экономическое положение моноотраслевого города при переходе к рынку;
- предложить возможные варианты государственного регулирования социально-экономического положения моноотраслевого города с финансово благополучным непрофильным градообразующим предприятием, расположенного в агропромышленном депрессивном регионе;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию регулирования социально-экономического развития моноотраслевого города.
Объектом исследования является моноотраслевой город, расположенный в депрессивном агропромышленном регионе.
Предметом исследования выступают управленческие и социально- экономические отношения, возникающие в процессе регулирования социально-экономического развития города.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных ученых, посвященные данной проблеме. Исследование базируется на законодательных и нормативных актах РФ, других официальных документах, регулирующих функционирование и развитие моноотраслевых городов России.
Для достижения поставленных целей исследования в работе использованы следующие методы:
- метод монографического исследования — при анализе существующих подходов к изучению моноотраслевых городов;
- метод системного анализа - при изучении социально-экономического положения моноотраслевого города;
- метод экспертной оценки - при определении элементов организационно-структурной модели поддержки муниципальной экономики.
Заринска, статистические материалы Госкомстата России, теоретический и фактологический материал, содержащийся в работах отечественных ученых.
Новые научные результаты, полученные автором, состоят в следующем:
- выявлены и охарактеризованы хронологические этапы изучения моноотраслевых городов;
- проанализированы и обобщены меры организационно-правового регулирования социально-экономического развития моноотраслевых городов применительно к значимым и малозначимым (с позиций интересов государства) городам;
- установлено, что финансовое благополучие градообразующего предприятия сочетается с кризисным социально-экономическим развитием города, имеющим специфические проявления, а именно: чрезмерная дифференциация населения по доходам, высокая безработица, возрастающая зависимость от градообразующего предприятия на фоне усиления узкой специализации хозяйства города и т.д.;
- выявлено, что для моноотраслевого города с финансово благополучным градообразующим предприятием, расположенного в депрессивном регионе, предлагаемые наукой варианты государственного регулирования социально-экономического развития моноотраслевых городов неприменимы;
- выдвинут и обоснован тезис о том, что основным направлением улучшения социально-экономического положения г. Заринска является не диверсификация производства, - она в сложившихся хозяйственных условиях нецелесообразна, — а совершенствование взаимоотношений администрации города и градообразующего предприятия;
- доказано, что выход из кризиса расположенного в депрессивном регионе моноотраслевого города с непрофильным финансово благополучным предприятием возможен лишь при условии участия в этом процессе федерального Центра;
- установлено, что при государственном регулировании социально- экономического развития моноотраслевых городов должны учитываться финансовое состояние градообразующего предприятия, его профиль и специфика региона.
Практическая значимость работы. Результаты исследований могут быть использованы при совершенствовании системы управления социально- экономическим развитием моноотраслевых городов. Теоретические положения используются в преподавании курса «Государственное регулирование экономики».
Апробация работы. Основные научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, нашли свое отражение в следующих докладах и научных конференциях:
- Третья межрегиональная научно-практическая конференция «Эффективная налоговая система - основа развития экономики» (Барнаул,2002 г.);
- V Межрегиональная научно-практическая конференция «Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы» (Горно-Алтайск,2003 г.).
- Очно-заочная международная научно-практическая конференция «Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы» (Барнаул, 2004 г.)
Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 1,8 п. л., из них авторских 1,7 п.л.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, изложена на 129 страницах, содержит 23 таблицы, 17 рисунков, список использованной литературы из 130 наименований,! 1 приложений.
Результаты проведенного исследования показали, что моноотраслевые города издавна являлись объектом изучения.
В СССР взгляды ученых на управление развитием моноотраслевых городов носили отпечаток особенностей исторического пути развития всей страны.
Анализируя научные труды по данной тематике, мы пришли к вы-воду, что до 60-х годов прошлого столетия моноотраслевые города исследовались в основном с точки зрения их социально-экономических функций.
Наиболее интенсивно изучение моноотраслевых городов началось с 1966 г., когда по решению Госплана СССР в более чем 500 городах было начато строительство крупных промышленных предприятий. В соответствии с технико-экономическими расчетами определялось наиболее эффективное географическое размещение моноотраслевых городов и градообразующих предприятий;
80-е годы характерны более интенсивным изучением моноотраслевых городов. Дискуссионным моментом явилось определение специализации го-рода. Большинство ученых пришло к мнению, что отрасль специализации должна определяться с позиции создания потребительной стоимости. Исследовалась взаимосвязь градообразующей и градообеспечивающей отраслей с позиций системного подхода. Выделились группы ученых, занимающихся исследованием моноотраслевых городов в региональном аспекте.
Переход к рыночным отношениям определил существенно новый подход к изучению моноотраслевых городов. Впервые определены критерии отнесения населенных пунктов к монопрофильным, а предприятий - к градообразующим. Дана оценка общих и методологических проблем моноотраслевых городов. Исследователи рассматривают моноотраслевые города с точки зрения их адаптации к рыночным отношениям и возможные варианты выхода из кризиса. При этом отмечается, что единого алгоритма быть не может,
Нам представляется, что в научной литературе не уделяется должного внимания проблемам моноотраслевых городов, находящихся в депрессивных агропромышленных регионах и имеющих непрофильные финансово устойчивые градообразующие предприятия. Под непрофильным градообразующим предприятием мы предлагаем понимать предприятие, не имеющее в данном регионе ни источников сырья, ни рынков сбыта продукции.
Анализ работы ученых по данной тематике выявил использование раз-личной терминологии: моногород, монопрофильный город, моноструктурный город, моноотраслевой город, моноцентричный город.
Изучив справочную литературу по рыночной экономике, мы пришли к выводу, что более корректно будет использование дефиниции «моноотраслевой город».
Исследование основных аспектов государственной политики социально-экономического развития моноотраслевых городов показало, что в данный перечень входит незначительное количество городских поселений, представляющих государственный интерес, причем механизмы государственной поддержки далеко не совершенны и находятся в стадии доработки.
В работе дана оценка региональных программ общефедерального значения, реализация которых затрагивает социально-экономическое развитие многих моноотраслевых городов РФ. Отмечается тенденция к сокращению региональных программ общефедерального значения. Одной из главных причин создавшейся ситуации, по нашему мнению, является отсутствие реальных источников финансового обеспечения программ.
В диссертационной работе проанализированы и обобщены существующие виды региональной поддержки, которые в пределах своей компетенции субъекты РФ оказывают моноотраслевым городам.
Исследование показало, что все города являются крупными промышленными центрами, градообразующие предприятия которых относятся к объектам атомной промышленности, судостроения, нефтехимии и т.д., имеющие общегосударственное значение. Расположены они в основном в регионах с относительно высоким и выше среднего уровнем развития. При этом в реализации региональных программ участвуют федеральное правительство и зарубежные инвесторы.
Положение основной массы моноотраслевых городов усугубляется еще и тем, что в федеральном законодательстве до сих пор отсутствуют правовые нормы, позволяющие юридически точно идентифицировать и классифицировать моноотраслевые города для использования в государственной экономической (промышленной), социальной и региональной политике (за исключением ЗАТО и наукоградов).
На основании проведенного исследования можно сделать заключение, что основная масса российских моноотраслевых городов находится под косвенным воздействием государства, которое можно разделить на два типа: экономическое и внеэкономическое. Причем в большей мере развитие моно-городов зависит от экономического воздействия.
В работе проведен анализ социально-экономического положения г. Заринска, имеющего финансово благополучное градообразующее предприятие ОАО «Алтай-Кокс».
Следует отметить, что среди градообразующих предприятий моноотраслевых городов Алтайского края, являющимся агропромышленным регионом, ОАО «Алтай-Кокс» является непрофильным предприятием
В современных условиях промышленность города представлена тремя промышленными предприятиями, из которых только ОАО «Алтай-Кокс» сохраняет финансовую устойчивость и оказывает существенное влияние на со-стояние бюджета города и социальную сферу.
Передача объектов социальной инфраструктуры в муниципальную собственность усилило нагрузку на городской бюджет, который является высокодотационным. Более того, градообразующее предприятие ОАО «Алтай- Кокс» играет все меньшую роль в формировании городского бюджета. Процесс прогнозирования поступления налоговых и иных обязательных платежей в городской бюджет ОАО «Алтай-Кокс», на наш взгляд, усложняется тем, что с 2003 г. предприятие состоит на учете в Межрайонной ИМНС Рос¬сии по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края, расположенной в г. Барнауле.
Сокращение работников ОАО «Алтай-Кокс» привело к росту реальной безработицы в городе и увеличению граждан, нуждающихся в социальной защите.
Уровень безработицы в г. Заринске за 2003 г. выше краевого показателя на 1,3%, среднегородского - на 1,8%.
Негативным моментом является и то, что в структуре безработных 74% составляют женщины, причем по сравнению с 2002 г. показатель увеличился на 15,9%.
За 2001-2003 гг. количество граждан, нуждающихся в социальной поддержке в г. Заринске возросло с 11 100 чел. до 21 889 чел.
В работе отмечается, что в структуре благотворительных отчислений ОАО «Алтай-Кокс» доля непосредственно г. Заринска постепенно сокращается. Причем администрации города завод отчислений не делает, финансирование осуществляется строго целевое.
В диссертационной работе охарактеризованы внешние и внутренние факторы, негативно повлиявшие на современное социально-экономического положения г. Заринска. По нашему мнению структура факторов имеет при-чинно-следственный характер, причем более существенное влияние оказывают внешние факторы.
Мы считаем, что для проведения эффективной государственной политики в области реформирования моноотраслевых городов и обеспечения взаимодействия градообразующих предприятий с городским самоуправлением необходимо, по мнению автора, принять Федеральные Законы «О моно-отраслевых городах и градообразующих предприятиях» и «О порядке пере-дачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность», которые были отклонены Государственной Думой.
При этом источником финансирования переданных в муниципальную собственность объектов социальной инфраструктуры крупных, непрофильных, финансово-устойчивых градообразующих предприятий, находящихся в депрессивных регионах должен быть федеральный бюджет. Для сокращения встречных финансовых потоков и предотвращения нецелевого использования бюджетных средств федеральный бюджет должен осуществлять перечисления непосредственно в бюджет моноотраслевого города.
В процессе исследования доказано, что в ситуации, создавшейся в г. Заринске, реальным путем подъема экономики является развитие малого бизнеса. При этом отмечаются значительные возможности местного само-управления для поддержки местных производителей товаров и услуг, создания для них благоприятного климата.
В работе предложена организационно-структурная модель поддержки муниципальной экономики и охарактеризованы ее элементы.
На представляется, что каждый из элементов модели и все элементы вместе могут и должны создать условия, способствующие обороту финансовых средств внутри города, развитию деловой активности, росту объемов производства товаров и услуг, привлечению инвестиций в экономику города.
При этом считаем, что главным условием успешного функционирования предлагаемой модели должно быть согласование интересов всех сторон.
В СССР взгляды ученых на управление развитием моноотраслевых городов носили отпечаток особенностей исторического пути развития всей страны.
Анализируя научные труды по данной тематике, мы пришли к вы-воду, что до 60-х годов прошлого столетия моноотраслевые города исследовались в основном с точки зрения их социально-экономических функций.
Наиболее интенсивно изучение моноотраслевых городов началось с 1966 г., когда по решению Госплана СССР в более чем 500 городах было начато строительство крупных промышленных предприятий. В соответствии с технико-экономическими расчетами определялось наиболее эффективное географическое размещение моноотраслевых городов и градообразующих предприятий;
80-е годы характерны более интенсивным изучением моноотраслевых городов. Дискуссионным моментом явилось определение специализации го-рода. Большинство ученых пришло к мнению, что отрасль специализации должна определяться с позиции создания потребительной стоимости. Исследовалась взаимосвязь градообразующей и градообеспечивающей отраслей с позиций системного подхода. Выделились группы ученых, занимающихся исследованием моноотраслевых городов в региональном аспекте.
Переход к рыночным отношениям определил существенно новый подход к изучению моноотраслевых городов. Впервые определены критерии отнесения населенных пунктов к монопрофильным, а предприятий - к градообразующим. Дана оценка общих и методологических проблем моноотраслевых городов. Исследователи рассматривают моноотраслевые города с точки зрения их адаптации к рыночным отношениям и возможные варианты выхода из кризиса. При этом отмечается, что единого алгоритма быть не может,
Нам представляется, что в научной литературе не уделяется должного внимания проблемам моноотраслевых городов, находящихся в депрессивных агропромышленных регионах и имеющих непрофильные финансово устойчивые градообразующие предприятия. Под непрофильным градообразующим предприятием мы предлагаем понимать предприятие, не имеющее в данном регионе ни источников сырья, ни рынков сбыта продукции.
Анализ работы ученых по данной тематике выявил использование раз-личной терминологии: моногород, монопрофильный город, моноструктурный город, моноотраслевой город, моноцентричный город.
Изучив справочную литературу по рыночной экономике, мы пришли к выводу, что более корректно будет использование дефиниции «моноотраслевой город».
Исследование основных аспектов государственной политики социально-экономического развития моноотраслевых городов показало, что в данный перечень входит незначительное количество городских поселений, представляющих государственный интерес, причем механизмы государственной поддержки далеко не совершенны и находятся в стадии доработки.
В работе дана оценка региональных программ общефедерального значения, реализация которых затрагивает социально-экономическое развитие многих моноотраслевых городов РФ. Отмечается тенденция к сокращению региональных программ общефедерального значения. Одной из главных причин создавшейся ситуации, по нашему мнению, является отсутствие реальных источников финансового обеспечения программ.
В диссертационной работе проанализированы и обобщены существующие виды региональной поддержки, которые в пределах своей компетенции субъекты РФ оказывают моноотраслевым городам.
Исследование показало, что все города являются крупными промышленными центрами, градообразующие предприятия которых относятся к объектам атомной промышленности, судостроения, нефтехимии и т.д., имеющие общегосударственное значение. Расположены они в основном в регионах с относительно высоким и выше среднего уровнем развития. При этом в реализации региональных программ участвуют федеральное правительство и зарубежные инвесторы.
Положение основной массы моноотраслевых городов усугубляется еще и тем, что в федеральном законодательстве до сих пор отсутствуют правовые нормы, позволяющие юридически точно идентифицировать и классифицировать моноотраслевые города для использования в государственной экономической (промышленной), социальной и региональной политике (за исключением ЗАТО и наукоградов).
На основании проведенного исследования можно сделать заключение, что основная масса российских моноотраслевых городов находится под косвенным воздействием государства, которое можно разделить на два типа: экономическое и внеэкономическое. Причем в большей мере развитие моно-городов зависит от экономического воздействия.
В работе проведен анализ социально-экономического положения г. Заринска, имеющего финансово благополучное градообразующее предприятие ОАО «Алтай-Кокс».
Следует отметить, что среди градообразующих предприятий моноотраслевых городов Алтайского края, являющимся агропромышленным регионом, ОАО «Алтай-Кокс» является непрофильным предприятием
В современных условиях промышленность города представлена тремя промышленными предприятиями, из которых только ОАО «Алтай-Кокс» сохраняет финансовую устойчивость и оказывает существенное влияние на со-стояние бюджета города и социальную сферу.
Передача объектов социальной инфраструктуры в муниципальную собственность усилило нагрузку на городской бюджет, который является высокодотационным. Более того, градообразующее предприятие ОАО «Алтай- Кокс» играет все меньшую роль в формировании городского бюджета. Процесс прогнозирования поступления налоговых и иных обязательных платежей в городской бюджет ОАО «Алтай-Кокс», на наш взгляд, усложняется тем, что с 2003 г. предприятие состоит на учете в Межрайонной ИМНС Рос¬сии по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края, расположенной в г. Барнауле.
Сокращение работников ОАО «Алтай-Кокс» привело к росту реальной безработицы в городе и увеличению граждан, нуждающихся в социальной защите.
Уровень безработицы в г. Заринске за 2003 г. выше краевого показателя на 1,3%, среднегородского - на 1,8%.
Негативным моментом является и то, что в структуре безработных 74% составляют женщины, причем по сравнению с 2002 г. показатель увеличился на 15,9%.
За 2001-2003 гг. количество граждан, нуждающихся в социальной поддержке в г. Заринске возросло с 11 100 чел. до 21 889 чел.
В работе отмечается, что в структуре благотворительных отчислений ОАО «Алтай-Кокс» доля непосредственно г. Заринска постепенно сокращается. Причем администрации города завод отчислений не делает, финансирование осуществляется строго целевое.
В диссертационной работе охарактеризованы внешние и внутренние факторы, негативно повлиявшие на современное социально-экономического положения г. Заринска. По нашему мнению структура факторов имеет при-чинно-следственный характер, причем более существенное влияние оказывают внешние факторы.
Мы считаем, что для проведения эффективной государственной политики в области реформирования моноотраслевых городов и обеспечения взаимодействия градообразующих предприятий с городским самоуправлением необходимо, по мнению автора, принять Федеральные Законы «О моно-отраслевых городах и градообразующих предприятиях» и «О порядке пере-дачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность», которые были отклонены Государственной Думой.
При этом источником финансирования переданных в муниципальную собственность объектов социальной инфраструктуры крупных, непрофильных, финансово-устойчивых градообразующих предприятий, находящихся в депрессивных регионах должен быть федеральный бюджет. Для сокращения встречных финансовых потоков и предотвращения нецелевого использования бюджетных средств федеральный бюджет должен осуществлять перечисления непосредственно в бюджет моноотраслевого города.
В процессе исследования доказано, что в ситуации, создавшейся в г. Заринске, реальным путем подъема экономики является развитие малого бизнеса. При этом отмечаются значительные возможности местного само-управления для поддержки местных производителей товаров и услуг, создания для них благоприятного климата.
В работе предложена организационно-структурная модель поддержки муниципальной экономики и охарактеризованы ее элементы.
На представляется, что каждый из элементов модели и все элементы вместе могут и должны создать условия, способствующие обороту финансовых средств внутри города, развитию деловой активности, росту объемов производства товаров и услуг, привлечению инвестиций в экономику города.
При этом считаем, что главным условием успешного функционирования предлагаемой модели должно быть согласование интересов всех сторон.
Подобные работы
- ТРАНСФОРМАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНООТРАСЛЕВОГО ГОРОДАВ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ(на примере г. Заринска Алтайского края)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2004



