Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальные представления подростков о проблемах наркомании и алкоголизма.

Работа №2859

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65стр.
Год сдачи2006
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание:

Введение
1. Глава 1. Факторы, влияющие на восприятие подростками проблемы болезненных зависимостей и формирование образа химически зависимых людей…………………….……………………………………………………..6
1.1 Понятие образов, их представления в сознании людей и возможности их изучения.
1.2 Современное состояние проблемы наркомании и алкоголизма в подростковом возрасте, как фактор, влияющий на формирование образа химически зависимых людей.
1.3 Представления подростка как идеаторная основа его поведения
2. Глава 2 . Экспериментальное исследование представлений младших и старших подростков об образе химически зависимых людей……………34
2.1 Методы и процедура исследования.
2.2 Анализ результатов исследования.
2.3 Интерпретиция результатов исследования.
Приложение 1………………………………………………………………..…63
Приложение 2…………………………………………………………………..65
Заключение
Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Государству и обществу нашей страны в настоящее время приходится решать многие проблемы, связанные с будущим благополучием России. Одной из системообразующих проблем этого направления является выработка линии воспитания подрастающего поколения, построения эффективной молодёжной политики. На наш взгляд, ключевым в этой проблеме является вопрос: «Как остановить поток подростковой преступности, наркомании, употребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними?» Все эти негативные явления взаимосвязаны и вытекают из общего состояния экономики, социальной политики, нравственности и идеологии в стране. Это состояние отражается в представлениях подростков об окружающей их действительности. Эти представления определяют жизнедеятельность представителей этой большой социальной группы, их потребности, отношения, мировоззрение и т.д.
Меры профилактики упомянутых негативных явлений остаются малоэффективными из-за несоответствия её принципов, содержания и направленности содержанию представлений, установившихся внутри рассматриваемой возрастной группы. Результатом этого несоответствия является путаница, непонимание, неверие в умах подростков и тенденция к отвержению воспитательных воздействий вообще. Это в свою очередь ведёт к новому витку деструктивного развития представлений подростков о сложных проблемах современной жизни.
Одной из таких проблем является проблема химических зависимостей. Мы считаем, что наиболее деструктивными и неадекватными являются представления подростков именно об этой проблеме, вообще, и об образе химически зависимых людей, в частности. И именно с этим связаны, в наибольшей степени, возникновение и углубление биологического, поведенческого и социального неблагополучия подростка.
Целью данного исследования является выявление содержания представлений подростков, а также факторов, которые обусловливают именно это конкретное содержание. Эти знания являются важными и актуальными потому, что без них невозможно разработать эффективную программу профилактики, которая, по сути, является коррекцией представлений, и сообщает содержащимся в них образам адекватное направление развития.
Исходя из этого, мы составили следующую программу исследования.
Объект исследования - подростки двух возрастных групп:
1) 10-13 лет;
2) 14-17 лет.
Предмет исследования – социальные представления подростков о проблемах наркомании и алкоголизма.
Цель – выявить содержание представлений младших и старших подростков об образе химически зависимых людей, а также основные факторы, влияющие на формирование этих образов (исследование представлений подростков об образе химически зависимых людей).
Задачи:
1) сделать анализ теоретических положений и раскрыть понятия «образ» и «представления»;
2) определить факторы, влияющие на формирование представлений подростков о проблемах наркомании и алкоголизма вообще и образе химически зависимых людей в частности;
3) дать социально-психологическую характеристику старшего и младшего подросткового возраста;
4) подобрать (разработать) методики исследования представлений подростков об образе химически зависимых людей;
5) выявить и сделать сравнительный анализ образа химически зависимых людей в представлениях младших и старших подростков.
При выдвижении гипотезы мы руководствовались следующими предположениями:
1) проблема наркомании и алкоголизма в представлениях подростков выглядит следующим образом: в центре стоит противоречие: с одной стороны, очевидна опасность и реальность этих заболеваний; с другой стороны, существует множество примеров «разумного» употребления лёгких наркотиков и алкоголя, а без последнего вообще жизнь нашего общества не представляется; от центра расходятся «круги» разрешения этого противоречия в виде вектора: от отвержения одного из противоречащих друг другу суждений к принятию их обоих; при этом суть проблем связывается с дозировкой употребляемого ПАВ и степенью благополучия жизни индивида, которые считаются условиями «разумного» употребления или болезни;
2) представления младших и старших подростков отличаются лишь степенью релятивизма: чем старше подросток, тем более условными, относительными он считает все знания об этих проблемах и все решения этих проблем, что отражается на формировании образа химически зависимых людей.

Итак, гипотеза нашего исследования звучит так: образ химически зависимого человека в представлениях младших подростков о наркомании и алкоголизме отличается большей конкретностью и имеет однозначно негативный характер, в отличие от подобного образа у старших подростков, отличающегося большей абстрактностью и неоднозначностью.
Для решения поставленных задач и достижения цели были применены следующие методы исследования и анализа:
1) анонимное анкетирование (анкета составлена нами, см. приложение №1), выявляющее уровень информированности, отношение к наркотикам и наркоманам, уровень осознания проблемы, отношение к решению проблемы, личный опыт употребления и общения с употребляющими;
2) тест «Незаконченные предложения» (предложения составлены нами, см. приложение №2), по результатам которого проводился качественный анализ представлений подростков об образе химически зависимых людей;
3) метод «Фокус-группа», выявляющий логику, механизм формирования образа химически зависимых людей в представлениях подростков;
4) метод составления скриптов нами был использован для структурирования и анализа экспериментальных данных и данных наблюдения, полученных в ходе исследования.
Результаты исследования могут быть использованы в разработке программ профилактики злоупотребления ПАВ и пропаганды здорового образа жизни. А также в проектировании более глубоких исследований в данной области научного знания.
Исследование проводилось на выборке из 291 человека. Из них: 125 человек – младшие подростки (10-13 лет); 166 человек – старшие подростки: (15-17 лет). Все они – ученики городских средних школ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение

В результате исследования наша гипотеза подтвердилась. Действительно, социальные представления о наркомании и алкоголизме у младших подростков отличаются большей конкретностью и категоричностью, чем у старших.
Главная трудность, с которой мы столкнулись в данной работе, состоит в недостаточной определенности той проблемы, с которой связаны исследуемые нами представления (этот факт и непосредственно предстал перед нами, и был отмечен в соответствующей литературе [39, 6]). Нам, по ходу исследования, пришлось доопределять проблему отношений подростков к ПАВ, чтобы знать, как оценивать представления подростков об образе людей, имеющих зависимость от этих веществ. Мы встали перед необходимостью определения точек отсчёта при оценке изучаемого образа, а также критериев этой оценки. Поэтому наше исследование в определенной степени можно считать пилотажным.
Профилактические меры, направленные против негативных явлений, связанных с употреблением ПАВ, при неясном определении предмета, против которого они направлены, способствуют возникновению некорректных и неадекватных представлений об этом предмете. В представлениях подростков о проблемах наркомании и алкоголизма это выражается в некорректной расстановке акцентов: центральной и системообразующей здесь является идея о «разумном» отношении к ПАВ, а здоровая и успешная жизнь здесь является лишь следствием этого «разумного» отношения.
В связи с этим хочется отметить, что проблема употребления ПАВ, проблема алкоголизма и наркомании, а также связанные с этими проблемами представления подростков о химически зависимых людях, всё это нуждается в дальнейшем изучении. А в качестве рекомендации, вытекающей из нашего исследования, можно предложить следующее: при создании профилактических программ необходимо контролировать и задавать их направленность на формирование представлений подрастающего поколения о проблемах наркомании и алкоголизма, в котором ядром была бы идея о необходимости и безусловной ценности самопознания, саморазвития и самореализации. Главным и основополагающим направлением профилактики употребления подростками психоактивных веществ нужно сделать формирование у них паттернов активности в этих трёх областях жизнедеятельности человека. При этом образ химически зависимых людей в представлениях подростков должен обладать прямо противоположными этому характеристиками. Отношение же к ПАВ должно представляться лишь как показатель (один из показателей), а не причина успешности (активности) или неуспешности (пассивности) жизнедеятельности.
Иначе говоря, нужно культивировать новую моду, новый стиль взаимодействия с окружающим миром. Нужно создавать новую культуру личности.
В эпоху «культуры хиппи» зародилась мода на «расширенное сознание» (как результат употребления «лёгких» наркотиков), что способствовало формированию соответствующего стиля взаимодействия личности с миром – перманентное «познание любви» ко всему, что её окружает. При этом личность стремилась к ощущению себя частью мира. Основной характеристикой такой личности являлась благостная пассивность, а её жизнь была сравнима с жизнью растения (не случайно образное определение хиппи – люди-цветы). Для того времени, очевидно, и был характерен романтический образ химически зависимых людей в представлениях подростков.
Пассивное наблюдение личности хиппи за собственными чувствами и их экзальтация в состоянии наркотического опьянения со временем выродилось в активный поиск всё новых и новых чувственных переживаний. Так появилась «кислотная культура», основанная на «философском обосновании» употребления ЛСД. Характерным здесь являлся отказ личности от собственной субъектности и поиск источников своего развития во внешнем мире. К психоактивным веществам носители молодёжной культуры тех времён относились по прежнему как к катализатору этого «развития».
В наше время, как мы уже отмечали, не существует какой-то особой молодёжной культуры употребления ПАВ (мы не говорим сейчас о специфической наркоманской субкультуре, одинаковой во все времена). Проведённое нами исследование представлений младших и старших подростков, связанных с проблемами наркомании и алкоголизма, показало, что современные молодые люди не склонны романтизировать наркотики, но отголоски философии изменённого сознания проявляются ещё в отношении к алкоголю и табаку. При этом их употребление связывают уже не с развитием личности, а с её инициацией во взрослую жизнь. И эта связь имеет уже не философско-романтический, а мистический характер. Подростки, видя, что взрослые (как будто сговорились) внушают им, что в алкоголе нет ничего, кроме вреда, а сами не представляют свою жизнь без него, к старшему подростковому возрасту начинают чувствовать существование сакрального смысла алкогольных напитков. В их представлениях об образе химически зависимых людей это чётко проявилось: «только слабый человек становится алкоголиком (зависимым), сильный же всегда употребляет алкоголь разумно», «сильный человек всегда знает меру и никогда не станет зависимым (использует алкоголь и «лёгкие» наркотики, но не подчиняется им)». Следовательно, чтобы стать по-настоящему сильным взрослым человеком, нужно познать тайну алкоголя и устоять перед ним. Кстати, в представлениях подростков понятие меры не только весьма размыто и неопределённо (что, в общем-то, естественно) но также имеет некий налёт таинственности. Такая культура личности (под этим мы понимаем общий путь становления личности подростка данной эпохи, некую моду на определённый стиль взаимодействия личности с миром) характеризуется не только формированием готовности, «если нужно», ухода от реальности в мир виртуальный (посредством ПАВ, Интернета, игровых автоматов), но и способности возврата в реальный мир целым и невредимым (читай – независимым). Что, как показали результаты эксперимента, отражается на образе химически зависимых людей в представлениях подростков.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности. // Вопросы психологии. 1990. №3. С. 144 – 150.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2002.
3. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. – М.: Наука, 1978.
4. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. – Москва, 1992.
5. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева О.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях // Введение в практическую социальную психологию. – Москва, 1995.
6. Болотовский И.С. Наркомании. Токсикомании. – Казань: Издательство КГУ, 1989.
7. Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Изд-во МГУ, 1984.
8. Вардомацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности. – Минск, 1987.
9. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Наука, 1994.
10. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании. М.: Сфера, 2002.
11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии. 1994. №3. С.43-52.
12. Гульдман В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К. Подросток-наркоман и его окружение // Вопросы психологии. 1993. №2. С. 44-48.
13. Гумницкий Г.Н. Смысл жизни, счастье, мораль. М., 1981.
14. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. – М., 1987.
15. Дроздов Э.С., Зенченко Е.И. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов. М.: Советская Россия, 1988.
16. Дубин Б.В., Толстых А.В. Слухи как социально-психологический феномен. // Вопросы психологии. 1993. №3. С. 77-80.
17. Дубов И.Г., Хвостов А.А. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения. // Вопросы психологии. 2000. №5. С. 87-99.
18. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – Москва: Норма, 2000.
19. Задачи по достижению здоровья для всех: Европейская политика здравоохранения. – Пересмотренное издание. – Копенгаген: ВОЗ/ЕРБ, 1991.
20. Ковалев В.В. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции у детей и подростков. – В кн.: Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. – М., 1973.
21. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. – М.: Просвещение, 1987.
22. Климова С.Г. Компания пьяных подростков. // Вопросы психологии. 1993. №4. С. 31-35.
23. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб.: Деан, 1998.
24. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
25. Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю. Личность и алкоголь. Новосибирск: Наука, 1988.
26. Курек Н.С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболевания наркоманией у подростков и коррекция их эмоциональных нарушений. // Вопросы наркологии. 1993. №1. С. 66-71.
27. Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. – Самара, 1996.
28. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – Л.: Медицина, 1991.
29. Личко А.Е. Основные типы нарушений поведения у подростков. – В кн.: Патологические нарушения поведения у подростков. Л., 1973.
30. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Ленинград: Медицина, 1983.
31. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.42. – М., 1972.
32. Методы социальной психологии. / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л., 1977.
33. Наркотизм в Рязанской области: общесоциальные, медицинские и правовые проблемы. (Материалы областной научно-практической конференции 7 октября 2001г.) Рязань: Пресса, 2002.
34. Немов Р.С. Психология. Книга 2. – Москва: Просвещение, 1994.
35. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – С.-Петербург: Питер, 2000.
36. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.
37. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М., 1992.
38. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. – М.: Сфера, 2002.
39. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2000.
40. Психология: Словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
41. Романова О.Л., Иванникова И.В. Культурологические аспекты антинаркотического воспитания. //Вопросы психологии. 1993.№2. С.47-52.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2005. практического психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
43. Сидоренков А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России. //Вопросы психологии. 2000. №5. С.48-55.
44. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С.Ю. Циркина. С-Петербург, 2000.
45. Сыренский В.И. Кому быть здоровым и счастливым в XXI веке. – СПб.: Макет, 1997.
46. Ураков И.Г., Кошкина Е.А., Дробышева В.Я. Антиалкогольная политика и ее результаты в странах мира на современном этапе //Вопросы психологии. 1990. №2.
47. Фромм Э. Из плена иллюзий. – В кн.: Душа человека. – М.: АСТ, 1998.
48. Хегай Л. Психология и зло. / Хрестоматия по глубинной психологии. - М., 1996.
49. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. – М., 1994.
50. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ