Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХьХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ НА ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Работа №28586

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы161
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
548
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ - 2 -
ВВЕДЕНИЕ - 4 -
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА- 12
1.1 Предпосылки формирования конституционально¬психотипологического подхода к изучению иностранного языка - 12 -
1.2 Генезис проблемы способностей - 20 -
1.3 Современные представления об аномальной личностной изменчивости. - 39 -
1.4 Психотипологические характеристики личности - 44 -
1.4.1. Циклоидный тип акцентуации личности - 46 -
1.4.2. Истероидный тип акцентуации личности - 49 -
1.4.3. Эпилептоидный тип акцентуации личности. - 53 -
1.4.4. Шизоидный тип акцентуации личности. - 59 -
Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - 65 -
2.1 Состав групп обследованных - 65 -
2.2 Психологические методики экспериментальных исследований. - 68 -
2.3 Методы математического непараметрического анализа результатов психологического исследования. - 77 -
2.4 Материалы психолого-педагогической дифференциальной диагностики - 79 -
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ УСВАИВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ
3.1 Предпосылки формирования успешного обучения в зависимости от психотипологической структуры личности. - 81 -
3.2 Характеристика представителей циклоидного психотипа и степень успеваемости по изучаемому иностранному языку. - 85 -
3.2.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов с циклоидным психотипом личности - 85 -
3.2.2. Экспериментально-психологическая характеристика
результатов исследований студентов с циклоидной структурой личностного психотипа. - 88 -
3.3 Характеристика представителей истероидного психотипа и степень успеваемости по изучаемому иностранному языку. - 96 -
3.3.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов с истероидным психотипом личности. - 96 -
3.3.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов исследований студентов с истероидной структурой личностного психотипа. - 102 -
3.4 Характеристика представителей эпилептоидного психотипа и степень успеваемости по изучаемому иностранному языку - 111 -
3.4.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов с эпилептоидным психотипом личности - 111 -
3.4.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов исследований студентов с эпилептоидной структурой личностного психотипа. - 118 -
3.5 Характеристика представителей шизоидного психотипа и степень успеваемости по изучаемому иностранному языку. - 128 -
3.5.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов с шизоидным психотипом личности. - 128 -
3.5.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов исследований студентов с шизоидной структурой личностного психотипа. - 132 -
ВЫВОДЫ - 148 -
Список литературы


Психодиагностика является эффективным инструментом оптимизации профессиональной деятельности как отдельного человека, так и целого общества (Лейтес Н.С., 1971; Леонтьев А.Н.,1975; Шадриков В.Д., 1996; Kelly G.A., 1955; Eysenck H.J., 1971; Witkin H.A., 1974). Изучение иностранного языка в ВУЗе является сложным многоступенчатым процессом, во многом зависящим от личностно-характерологических, социально-информационных, психолого-педагогических особенностей обучающихся, которые направлены на формирование профессионального уровня знаний и отношений. Психотипологические характеристики личности и индивидуальные стерео¬типы поведения должны учитываться при формировании индивидуального стиля обучения студентов. Исследование личностно-характерологической структуры студентов помогает целенаправленно использовать сильные стороны характера и контролировать, укреплять слабые, что способствует гармонизации личности во время учёбы, повышая эффективность овладения иностранным языком, оптимизируя педагогический процесс в целом.
По мнению Б.В. Овчинникова (2003), «совокупность наиболее устойчивых психических качеств можно рассматривать с двух сторон - как психологический тип и как акцентуацию личности». Психологический тип отображает разновидность конституциональной нормы, а акцентуации характера и личности являются дополнительной характеристикой по отношению к типу, что помогает составить полный психологический портрет личности с выделением сильных и слабых сторон. С другой стороны, акцентуации характера, в формировании которых принимает участие генетический фактор, являются вспомогательным звеном в выборе индивидуального стиля поведения, реагирования на окружающую ситуацию, что предопределяет успешность обучения и овладения, в данном случае, иностранным языком (Личко А.Е., 1973).
С точки зрения И.В. Боева (1999), если акцентуированные черты характера в юношеском возрасте преобладают над личностными - «хочу над надо», то они препятствуют удовлетворительной социальной адаптации. В случае преобладания личностных свойств над характерологическими наблюдается оптимизация социальной адаптации, что должно позитивно влиять на обучение иностранному языку. Взаимодействие психотипологической структуры личности с позитивными или деструктивными социально-информационными факторами в значительной мере определяет формирование индивидуального стиля поведения, обучения, адаптации и любой деятельности, совершаемой индивидом.
Представленные теоретические позиции указывают на необходимость рассмотрения зависимости успешности обучения и овладения иностранным языком от психотипологической структуры личности студента.
Цель исследования - изучить закономерности успешного или неуспешного овладения иностранным языком от индивидуальных психотипологических особенностей человека.
Объект исследования - человек как целостное системное образование в субъектно-объектных отношениях в процессе получения высшего образования.
Предмет исследования - закономерности индивидуального обучения иностранному языку в зависимости от конституционально-психотипологиче¬ских характеристик личности.
Эмпирическая гипотеза исследования - все обучающиеся иностранному языку студенты находятся в одинаковых социально-педагогических условиях. В то же время каждый индивид обладает определенным психотипологическим набором свойств, которые, несомненно, влияют на формирование индивидуального эффективного или неэффективного стиля овладения иностранным языком.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно-конституциональном подходе к личностной индивидуальности, предполагая, что конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют психологическую, психическую, поведенческую структуру личности, которая, в свою очередь, влияет на особенности протекания адаптационных, компенсаторных и мотивационных механизмов, лежащих в основе успешного или неуспешного изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Провести экспериментально-психологическое изучение личностных, психологических и поведенческих характеристик студентов, изучающих иностранный язык.
2. Выявить взаимосвязь между психотипологической структурой личности студента и эффективностью усваивания иностранного языка, воспроизведения полученной информации.
3. Определить взаимосочетания патопсихологических маркеров у представителей конкретного психотипа, способствующих наиболее успешному обучению иностранному языку.
4. Разработать психологические рекомендации для формирования лингвистических групп, отличающихся оптимальным усвоением иностранного языка.
Методологическую и теоретическую основы исследования составили концепция отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуры, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, психическом как процессе (Рубинштейн С.Л., 1946; Ананьев Б.Г., 1966; Теплов Б.М., 1961, 1967; Леонтьев А.Н., 1975; Блейхер В.М., Крук И.В., 1986; Платонов К.К., 1972; Кузьмин Е.С., Зинченко В.П., 1996); континуально-генетическая концепция (Брушлинский А.В.); учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (Личко А.Е., 1983; Леонгард К., 1968, 2000; Ушаков Г.К., 1975); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах (Братусь Б.С., 1988; Белоус В.В., 1968, 1978; Брушлинский А.В., 1977; Дружинин В.Н., Климов Е.А., 1968); концепция об аномальной личностной изменчивости и по¬граничной аномальной личности как промежуточном диапазоне конституционально-континуального пространства (Боев И.В., Ахвердова О.А., 1999).
Материалы и методы исследования
В соответствии с поставленной целью и задачами были подвергнуты экспериментально-психологическому и психолого-педагогическому анализу 193 студента мужского и женского пола в возрасте от 17 до 19 лет, обучающихся на 2-3 курсах факультета романо-германских языков Ставропольского государственного университета. Обследование проводилось с 2001 по 2003 год. Для повышения достоверности исследования из всей субпопуляции обследованных были исключены студенты с неудовлетворительной успеваемостью как по иностранному языку, так и по другим предметам.
В соответствии с классическими представлениями отечественных и зарубежных авторов о конституциональной психологии всех обследованных студентов, обучающихся иностранному языку, дифференцировали в зависимости от конституционально-психотипологической структуры личности на представителей четырёх психотипов, которые составили группы испытуемых для экспериментально-психологического анализа. Определение психотипологической принадлежности позволяет осуществить дифференцированный подход к испытуемым на индивидуальном и групповом уровне. Использование принципов конституциональной психологии предоставляет возможность проводить не сплошной анализ результатов экспериментально-психологических исследований студентов, а основываться на методологической базе, когда успешность или неуспешность в овладении иностранным языком вероятностно зависит от структуры психотипологических особенностей личности. Анализировалась успеваемость студентов в зависимости от их расположения в конституционально-континуальном пространстве от диапазона психологической нормы-акцентуации до диапазона пограничной аномальной личности (ПАЛ) и далее до диапазона патологической психической конституции (психопатии) (Боев И.В., 1999). Первая группа включала 59 (31%) обследованных с циклоидной структурой личностного психотипа, вторая - 63 (33%) с истероидной структурой, третья - 46 (24%) с эпилептоидной и четвертая - 25 (13%) обследованных с шизоидной структурой личностного психотипа.
Для осуществления экспериментально-психологической дифференциации испытуемых по психотипологической структуре личности был использован патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков (Личко А.Е., 1977).
Экспериментально-психологическое исследование основывалось на применении стандартного набора методик, представленных 17 психологическими показателями: клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (Яхин К.К., Менделевич Д.М., 1978); определение уровня невротизации и психопатизации (УНП) по методике, предложенной Н.Б. Ласко и И.М. Тонконогим (1976); методика Айзенка (Eysenck H.J., 1963); Шкала Тейлор (Тау1ог J., 1953), выявляющая общий уровень личностной тревожности.
У обследованных, принадлежащих к конкретному личностному психотипу, была определена степень выраженности следующих 17 психологических показателей: реакция эмансипации, шкалы психологической склонности к алкоголизации и к делинквентному поведению, показатель возможной органической природы (минимальной мозговой дисфункции), показатель мужественности и женственности, шкалы вегетативных и обсессивно-фобических нарушений, астении, истерического типа реагирования, невротической депрессии, ситуативной тревоги, невротизации, психопатизации, экстра-интро-версии, нейротизма, конституциональной тревоги.
Все полученные результаты были проверены непараметрической статистикой, в частности дискриминантным анализом, что дало основание соотнести их с психолого-педагогическими характеристиками обследованных студентов.
Дальнейшее исследование предполагало распределение студентов по степени стабильности-нестабильности индивидуальной успеваемости на три подгруппы: а) с отличной, б) с хорошей, с) с удовлетворительной успеваемостью по иностранному языку. Сведения об успеваемости были представлены преподавателями университета с выделением приоритетных методов усваивания информации (вербальные, невербальные) и стилей воспроизведения (коммуникативный, некоммуникативный) полученной информации. Таким образом, представители каждого психотипа были ранжированы по степени успеваемости.
С помощью компьютерной программы непараметрического статистического дискриминантного анализа (Ступак С.Ф., Боев И.В., 1979), программного обеспечения фирм StatSoft и Microsoft результаты обследованных в подгруппах были достоверно дискриминированы в трехмерном пространстве, что позволило выделить психологические маркеры дифференциальной диагностики между сравниваемыми подгруппами и определить непосредственный вклад каждого маркера в процентном выражении в процесс психологической дифференциации.
Для определения вероятностной взаимозависимости между конституционально-психотипологическими особенностями личности и степенью успеваемости по изучаемому иностранному языку; определения наиболее эффективного метода усваивания и воспроизведения полученной информации; выявления особенностей формирования индивидуального стиля обучения были исследованы корреляционные взаимосвязи.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась репрезентативностью первичного материала, использованием стандартного комплекса апробированных методов психологического исследования, применением методов непараметрической математической статистики при обработке результатов исследования, представительностью выборок и системностью исследовательских процедур в структуре экспериментально - психологического сравнительного метода исследования. Основные научные результаты получены лично соискателем.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
Представлена психологическая феноменология и статистически достоверная личностно-характерологическая изменчивость студентов факультета иностранных языков от психологической нормы-акцентуации до проявлений пограничной аномальной личности, формирующихся в деструктивных социально-информационных условиях новейшего исторического периода России. Продемонстрирована на экспериментально-психологическом мате¬риале и доказана возможность личностно-характерологической изменчивости студентов под влиянием информационно-стрессовых факторов современной социально-педагогической среды обитания. Впервые экспериментально подтверждено влияние психотипологических характеристик личности на особенности изучения иностранного языка. Представлена взаимозависимость индивидуального стиля обучения от психотипологических характеристик личности, развития психологической дезадаптации и личностной де¬компенсации в условиях пребывания в деструктивной, социально-информационной среде.
Практическая значимость работы
Результаты настоящего исследования имеют существенное значение для науки, практической психологии, педагогики и лингвистики. В настоящем диссертационном исследовании эмпирически установлены и экспериментально подтверждены принципиальные отличия психотипологической структуры студентов, относящихся к конституциональному диапазону психологической нормы-акцентуации и представителей пограничной аномальной личности, что отражается на степени овладения иностранным языком. Выявлена зависимость между психотипологической структурой личности студентов и степенью успеваемости по иностранному языку. Определены психотипологические критерии и факторы формирования индивидуального стиля овладения иностранным языком. Установлено, что психологические и личностные изменения, детерминированные неблагоприятным социально¬информационным стрессовым воздействием, приводят к аномальной изменчивости психологических, личностных и поведенческих характеристик студентов, что препятствует полноценной самореализации, нарушая индивидуальный стиль овладения иностранным языком, препятствуя хорошей успеваемости.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы диссертации представлялись на 45-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2000); на международной научной конференции «Классическое лингвистическое образование - в современном мультикультурном пространстве» (Москва - Пятигорск, 2004); на V межрегиональной межвузовской научно-практической конференции «Вузовская наука из настоящего в будущее» (Кисловодск, 2004); на Всероссийской научной Internet - конференции «Пути становления субъекта в информационном обществе» (Ставрополь, 2004); на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социогуманитарных знаний» (Пятигорск, 2004); а также на заседаниях кафедры клинической психологии Ставропольского государственного университета, на совместных заседаниях кафедры психотерапии и медицинской психологии факультета последипломного образования и Клиники пограничных состояний Ставропольской государственной медицинской академии (Ставрополь, 2002, 2003).
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективность усваивания иностранного языка и воспроизведение полученной информации зависит преимущественно от индивидуальной структуры личностного психотипа.
2. Успешность или неуспешность в усвоении иностранного языка де-терминирована в значительной мере конституционально-психотипологической структурой личности.
3. Формирование индивидуального стиля освоения иностранного языка обнаруживает коррелятивные взаимосвязи с конституционально-психотипологическими особенностями личности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Для студентов с циклоидной структурой личности характерен высокий уровень процесса интериоризации в период учёбы, когда усваиваемая приоритетная зрительная информация и некоммуникативный стиль воспроизведения информации оптимизирует перевод внешней активности во внутреннюю интеллектуальную деятельность, способствуя высокому уровню профессионального перевода иностранной литературы.
2. Студенты с истероидной структурой психотипа характеризуются преимущественно вербальным методом усваивания информации, высокой продуктивностью слуховой памяти, качественным восприятием лингвистических конструкций, предъявляемых на слух, способностью быстро вникать в смысл лингвистического диалога. Наличие коммуникативного стиля воспроизведения позволяет поддерживать диалог без предварительной подготовки. Высокая направленность внимания на речевую деятельность обеспечивает участие и достижение значительных результатов в синхронном виде переводов.
3. Испытуемые с истероидной структурой личности под влиянием деструктивной социальной среды отличались появлением аномальных личностных и поведенческих реакций, которые ограничивали возможность освоения иностранного языка в виде снижения качества восприятия речи на слух с исчезновением лёгкости и эмоциональной насыщенности устного общения, способствуя переводу студентов в подгруппу «троечников».
4. Студенты с эпилептоидной структурой психотипа характеризуются коммуникативным и некоммуникативным стилем овладения языком как вербальным, так и зрительным высокоэффективными методами усваивания информации. Сочетание некоммуникативного стиля овладения языком и зрительного метода усваивания информации обеспечивает медленное восприятие и переработку словесной конструкции на слух при качественном выполнении лингвистических заданий. Способность к длительной мобилизации позволяет достичь успеха при синхронном и техническом переводе, с одинаковым успехом проявлять творческий потенциал и выполнять внешне рутинные задания.
5. У студентов с шизоидным психотипом и астеническим реагированием преобладает некоммуникативный стиль овладения языком и зрительный метод усваивания информации, когда ухудшается способность к вербализации, восприятию на слух сложных грамматических конструкций и рассеивается активное внимание. Коммуникативный стиль овладения языком сочетается со стеническим реагированием и одинаково успешным вербальным и зрительным методами восприятия, обеспечивая высокую и точную работоспособность. Творческий подход в техническом переводе и точность воспроизведения профессионального и коммуникативного английского языка оптимизирует деятельность любого микросоциума, где работают представители шизоидного психотипа, располагающиеся в конституциональном диапазоне психологической нормы - акцентуации.



1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психологии.- 1995. - №1. - С. 111-131.
2. Алхазишвили А.А. Психологические основы обучения устной иностранной речи. - Тбилиси: Ганатлеба, 1974. - 160 с.
3. Алыбина А.Т. Особенности мнемической деятельности студентов языкового ВУЗа и обучаемость иностранным языком: автореф. дис. ... к-та психол. наук. - М., 1977. - 23 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.
5. Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Педагогика, 1982.
6. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 346 с.
7. Ахвердова О.А. Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков. Монография.- М., 1998. - 154с.
8. Ахвердова О.А., Боев И.В. Сравнительные результаты психологических исследований подростков с различными психотипологическими особенностями социально-стабильного и социально-нестабильного периодов общества // Вестник СГУ: Ставрополь, 1999. - №16. - С. 28-31.
9. Ахвердова О.А., Боев И.В., Коваленко А.П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных личностных радикалов у подростков // Учебно-методическое пособие для практических психологов, психиатров, наркологов, социологов, юристов. - Ставрополь, 1997. - 50 с.
10. Белашева И.В. Психолого-антропологическая характеристика и диагностика психотипологических конституциональных основ личности подростка: авто- реф. дис. ... к-та психол. наук. - Москва, МПГУ, 1999. - 18 с.
11. Белоус В.В. Возрастные и половые различия приспособительной значимости некоторых свойств темперамента. - Вопр. психол., 1978. - №2. - С.60-69.
12. Белоус В.В. Типологические исследования по психологии личности. - Пермь, 1968. - 117 с.
13. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М., 1965.
14. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М., 1988.
15. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика.- Киев: Здоровье,1986.
16. Богоявленская Д.Б. Богоявленский Д.Н.. Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М., 1959. - 183 с.
17. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов, 1983. - 173 с.
18. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М ., 1959.
19. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Проблемы способностей в современной психологии. - М., 1984. - С. 6-17.
20. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. - Ставрополь: СГУ, 1999. - 362 с.
21. Боев И.В., Ахвердова О.А. Условия формирования пограничной личностной патологии. // Сб. науч. трудов. 1 Конгресс Юга России.- Ставрополь, 1998, Т.2.
22. Боев И. В., Ступак С. Ф. Фортран - программа для дискриминантного анализа.- М., 1979, ВНТИЦ, с.1-9.
23. Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию / Изв. АПН РСФСР. - М., 1946. - Вып. 3. - С. 98-104.
24. Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988. - 304 с.
25. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека.- М.: Знание, 1977.
26. Витт Н.В. Психологические вопросы индивидуализации обучения иностранному языку в средних специальных школьных заведениях. - М., Высшая школа, 1975. - 193 с.
27. Волоскова Н.Н. Варианты аномальной конституционально-типологической изменчивости личности, детерминированной органической недостаточно¬стью мозга, у современных подростков (психодиагностика, психокоррекционные технологии): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2001. - 44 с.
28. Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии. - М.: Медицина, 1964. - 217 с.
29. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. - М.: «Триада-Х», 1999. - 389 с.
30. Гнучев В.Ф. Динамика личностных психотипов в условиях хронического социального стресса: автореф. дис. ... к-та психол. наук. - Ставрополь, СГУ, 2001. - 24 с.
31. Голубева Э.А. Способности и ндивидуальность. - М., 1993.
32. Голубева Э.А. Способности и склонности: комплексное исследование. - М., 1989.
33. Деглин В. Функциональная асимметрия - уникальная особенность мозга // Наука и жизнь. - 1975. - № 5.
34. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М., 1997. - С. 36-57.
35. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учеб. Пособие. - Ростов-на-Дону. - Изд-во: «Феникс», 1997.
36. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучению говорению на иностранном языке. 2-е изд. М., 1985.
37. Зиновьев П.М. Характер и конституция. - М., Научное слово, 1929. - №5 - 53 с.
38. Зинченко В.П., Мамардошвили М.К. Проблемы объективного метода в психологии. - Вопросы психологии. - 1997. - № 7 .
39. Золотарев С.В. Психофизиологическая характеристика и диагностника личностно-типологического конституционального континуума подростков: автореф. дис. ... к-та психол. наук. - СПб., 1999. - 23 с.
40. Иванов Н.Я., Личко А.Е., Озерецковский С.Д. Усовершенствование процедуры обработки результатов, полученных с помощью патохарактерологическо- го диагностического опросника для полростков // Патохарактерологические исследования у подростков. - Л.: Б. И., - 1982.
41. Кабардов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности и склонности //Глава в коллективной монографии Способности и склонности - М., 1989. С. 103-128.
42. Кабардов М.К. О диагностике языковых способностей //Психологические и психофизиологические исследования речи. - М., 1985. - С. 176-202.
43. Кабардов М.К. Роль .... различий в успешности овладения иностранным языком: автореф. канд. дис. - М., 1983.
44. Кабардов М.К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных сопособностей // Вопр. Психол, 1988. - №6. - С. 106-115.
45. Калмыкова З.И. Продуктивность мышления как основа обучаемости. - М., 1981. - 200 с.
46. Каспарова А.Д. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развитие у школьников // Иностранные языки в школе. - № 5. - 1986. - С. 17¬21.
47. Кербиков О.В. Избранные труды. - М. - «Медицина» - 1971. - 312с.
48. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Л., 1968.
49. Кобрянова И.В. Психодиагностика конституционально-типологической личностной изменчивости подростков в условиях хронического воздействия неблагоприятных эколого-химических факторов неорганического происхождения: автореф. дис. ... к-та психол. наук. - Ставрополь, СГУ, 2002. - 21 с.
50. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека.: Л., 1957, т.1.
51. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. - 288 с.
52. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности //Психологический журнал. - 1987. - № 4. - С. 126 - 137.
53. Кон И.С. Социологическая психология. Москва - Воронеж, 1990.
54. Косинова В.В. Психологическая дифференциальная диагностика уровня самосознания у подростков с признаками аномальной конституционально-типологической личностной изменчивости: автореф. дис. ... к-та психол. на¬ук. - Ставрополь, СГУ, 2002. - 23 с.
55. Кочергина А.В. Психофизиологическая и психологическая дифференциальная диагностика посттравматических стрессовых расстройств: автореф. дис. ... к-та психол. наук. - СПб., 2000. - 21 с.
56. Кречмер Э. Строение тела и характер. 2-е изд.: Пер. с нем. - М. - Л.: Госиздат, 1930. - 304 с.
57. Кречмер Э. Строение тела и характер. Пер. с нем. М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 283 с.
58. Кривоконь В.И. Влияний стрессогенных факторов на динамику структуры личности профессионала: автореф. дис. ... к-та психол. наук. - Ставрополь, СГУ, 2001. - 27 с.
59. Крупнов А.И. О понятии психической активности как компонента темперамента и возможных параметрах ее изменения: Материалы Моск. конф. молодых психологов. - М., 1969.
60. Крупнов А.И. О психодинамических характеристиках интеллектуальной активности человека // Вопр. психологии. - 1981. - №6. - С. 75-83.
61. Крутецкий В.А. Проблема формирования и развития способностей // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 6-11.
62. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М., 1968. - 206 с.
63. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. М.,1923. - 299 с.
64. Ласко Н. Б. Основные принципы разработки и применения методики определения уровня невротизации и психопатизации // Психологические методы исследования личности в клинике. - Л.: ВМА, 1978. - 135 с.
65. Лейтес Н.С. Опыт психологической характеристики темпераментов // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М.,1956.
66. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971.
67. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов-на-Дону: изд- во «Феникс», 2000. - 287 с.
68. Леонтьев А.А. Основные линии развития методики преподавания иностранных языков в СССР (40-80-е гг.) //Общая методика обучения иностранным языкам. - М., 1991.
69. Леонтьев А.А.Основы психолингвистики. - М.: «Смысл», 1997.
70. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. с. 123.
71. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1.
72. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. - 297 с.
73. Либин А.В. Стилевые и темпераментальные свойства в структуре индивидуальности человека: канд. дис.: М., 1993.
74. Лисина М.И. Общение психическое развитие // Проблема способностей в советской психологии. - М., 1984. - С. 25-33.
75. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л.: Медицина. - 1983. - 255 с.
76. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
77. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969.
78. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.
79. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М.: Академический проект. - 1975. - 504с.
80. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во Московского уиниверситета, 1998.
81. Магин Н.С. О некоторых видах способностей к усвоению иностранного языка // Проблемы способностей / Под ред. Мясищева В.Н. - М., 1962. - 282с.
82. Мазурик Т.Н. Влияние индивидуально-психологических качеств студентов на успешное усвоение иностранного языка: автореф. дис. ... к-та психол. на¬ук. - М., 1984. - 24 с.
83. Малешина М.С. Индивидуально-типологические предпосылки овладения иностранным языком. автореф. дис. ... к-та психол. наук. - М., 1992. - 18 с.
84. Малешина М.С. Индивидуально-типологические предпосылки овладения иностранным языком: Автореф. дисс. ... кандидата психологических наук. - М., 1992.
85. Малых С.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. - М., 1988.
86. Матюшкин А.М. Психологические основы дидактики и развития творческих способностей в обучении // Проблемы способностей в современной психологии. - М.,1984. - С. 18-23.
87. Менделевич В.Д. К обоснованию патогенетической зависимости некоторых психологических механизмов неврогенеза // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1991. - №3.
88. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь, ПГПИ, 1990. - 412 с.
89. Митрофанова О.Д. Функционирование русского языка: методический аспект // Пленарный доклад на VII Конгрессе МАПРЯЛ. - М., 1990.
90. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. - 425 с.
91. Мясищев В.Н., Беспалько И.Г., Гильяшева И.Н. и др. Методы исследования личности // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. - Л.:НИИ психоневрологии, 1969. - С. 69-96.
92. Назаренко Н.С. Психологические детерминанты эффективности овладения иностранным языком в ВУЗе: автореф. дис. ... к-та психол. наук. - М., 1986. - 18 с.
93. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М., 1976. - С. 122.
94. Нечюнас В.Ю. Об изучении компонентов иноязычных способностей / Материалы IV Всесоюзного общества психологов. - Тбилиси, 1971. - 333 с.
95. Нечюнас В.Ю. Об изучении и прогнозировании иноязычных способностей / Психологические вопросы профессиональной пригодности. - Вильнюс, 1981. - 172 с.
96. Никитина Т.Е. Зависимость формирования личностных и поведенческих нарушений от конституционально-типологических особенностей у военно-служащих, переживших острый и перманентный боевой стресс: автореф. дис. ... к-та психол. наук. - Ставрополь, СГУ, 2003. - 22 с.
97. Норакидзе В.Г. Типы характеров и фиксированная установка. - Тбилиси, 1966.
98. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии.- Санкт-Петербург, 2003.
99. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. - Изд. 2. - Т.3-4. М.; Л., 1951.
100. Палей А.И. Соотношение эмоциональных и когнитивных характеристик индивидуальности и их энцефалографические корреляты: автореф. канд. дис. - М., 1983. - 24 с.
101. Палей И.М., Гербачевский В.К. Проблемы личности в курсе психологии. - Л.:ЛГУ, 1972. - 267 с.
102. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972. - 327 с.
103. Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Вопросы психологии. - 1982. - № 2. - С. 5-13.
104. Попов Ю.В. Патохарактерологические реакции в юношеском возрасте // Журн.невропатол. и психиатр. - 1986. - Вып.11. - С. 159-162
105. Ратанова Т.А. Абсолютная слуховая чувствительность и физиологическая сила надпороговых раздражителей // Вопр. психологии. - 1984. - №2. - С. 112-122.
106. Ратанова Т.А. Взаимосвязь некоторых когнитивно-личностных показателей со школьной успеваемостью // Структуры познавательной деятельности. - Владимир, 1989. - С. 10-22.
107. Решетникова Т.К. Зависимость успешности овладения иностранным языком от особенностей речемыслительной деятельности субъекта обучения: авто- реф. дис. ... к-та психол. наук. - М., 1981. - 22 с.
108. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. Т.2., М., 1969. - 200 с.
109. Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер. - В кн.: Основы обшей психологии. - М., 1946.
110. Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. - 1985. - №1. - С. 19-32.
111. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности // Психологический журнал. - 1986. - Т.7. - № 4. - С. 23-35.
112. Семке В.Я. Учитесь властвовать собой или беседы о здоровой и больной личности. - Новосибирск, 1991. - С. 94-95.
113. Семке В.Я., Судаков В.Н., Нохрина Л.Я. Клиническая динамика и первичная психопрофилактика пограничных нервно-психических расстройств // Пред- болезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. - Л., 1986. - С. 133-140.
114. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980.
115. Стреляу Ян. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982.
116. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1974. - 320 с.
117. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
118. Теплов Б.М. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека.-Т.5.-М.: Просвещение, 1967.-С.239-286.
119. Терещенко Э.В. Психологическая оценка влияния эколого-химических факторов на личностно-характерологические особенности подростков: авто- реф. дис. ... к-та психол. наук. - Ставрополь, СГУ, 2002. - 26 с.
120. Тылец В.Г. Особенности и детерминанты психологического сопровождения высшего иноязычного образования / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Лингвистическое образование: профессия, миссия, карьера. - Ставрополь, 2003.
121. Ушаков Г. К. Клинический метод исследования в психиатрии и норма реакции. - В кн.: Психосоматическое развитие и норма реакции. - М., 1975. - С. 3-16.
122. Ушаков Г.К. Систематика пограничных нервно-психических расстройств. - в кн.: Условия формирования и пути предупреждения неврозов и аномалий личности. - М., 1972. - С. 55-64.
123. Фелинская Н.И. Психогении и психопатии. - М., 1983. - С. 7-15.
124. Фрейеров О. Е. О психопатических акцентированных и деформированных личностях. - в кн.: Проблемы личности. - М., 1970. - т. 2. -С. 230-248.
125. Целибеев Б.А. К вопросу о конституциональном факторе формирования особенностей личности. - В кн.: Проблемы личности. - т. 2. - М., 1970. - С. 36-44.
126. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. - С. 238-257.
127. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей и психологов. - М.: РМАПО, 1997.
128. Шнейдер Л.Б. Основы психодиагностики. - М., 1995. - 427 с.
129. Шнейдерман Б. Психология программирования: Человеческие факторы в вычисли тельных и информационных системах. - М., 1984.
130. Шорохова Е.В. Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.
131. Шурупов В.А. Личностные критерии оптимальности подбора и психологической защиты руководителей административно-государственной системы с позиции конституциональной психологии: автореф. дис. ... к-та психол. наук. - Ставрополь, СГУ, 2002. - 23 с.
132. Щерба Л.В. О взаимоотношениях родного и иностранного языков / Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974. - 38 с.
133. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. - М.: Медицина, 1995. - 712 с.
134. Якобовиц Л. Изучение иностранного языка // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. - М., 1976.
135. Якобсон Р. Избранные работы. - М., 1985.
136. Ясперс К. Общая психопатология. - М., 1997.
137. Яцикявичус А.И. Основные компоненты иноязычных способностей // Прибалтийская межреспубликанская конференция психологов. Тезисы док¬ладов. - Вильнюс, 1960. - С.19-23.
138. Camugli S. Intuition et reflexion dans l'enseignement des langues vivant // Les
langues modernes. - 1931. - n 2.
139. Kawszynski A.S. The Two Psychological Types of Language Students // The Modern Landuage Journal. - 1951. - n 2.
140. Bloom B.S. Stability and change in human characteristics. - N. Y., 1964. - 417 р.
141. Bolinger D. Language - the loaded weapon. - L., 1980.
142. Buss A.N., Plomin R., Willerman L. The inheritans of temperament. - J. of personality, 1974, vol. 41, № 4.
143. Buss A., Plomin R. Temperament Theory of Personaliti Development. N.Y. -
1975.
144. Cattell R.B. Personality and motivation Structure and Measurement. N.Y., 1957. - 380 р.
145. Conrad K. Der Konstitutionstypus theoretisshe Grundlegung und praktische Bestimmung. 2 Aufl. - Berlin - Gottingen - Heidelberg, 1963. - 573 р.
146. Cunningham M. Personality and the structure of the nonverbal communication of emotion // J. Res. Pers., 1977. - V.45. - N 4. - P.564-584.
147. Ekman P. Expression and the nature of emotion // Sherer K., Ekman P. Approaches to emotion. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1979. - Р. 117-123.
148. Ewald G. Temerament und Charakter. Berlin, Springer. - 1924. - 156 p.
149. Eysenck H.J. The Structure of Human Personality. - London, 1971.
150. Eysenck H.J. Creativity and personality: A theoretical perspective // Psychological Inquiry. - 1993. - Vol. 4.
151. Eysenck H.J., Rachman S. Neurosen - Ursachen und Heilmethoden. - Berlin. - Deutscher Verlag der Wissen-sch aften. - 1967. - 290 p.
152. Farley F.N. Measures of individual differences instimulation-seeking and the tendency toward variety. - J. Consult. Clin. Psychol. - 1971. - vol. 37. - № 4.
153. Friedman M., Byers S.0., Roseman R.H., Elevitch F.R. Coronary type individuals (Type A Behaviour Pattern). Some biochemical characteristics // J. Amer. Med. Assoc. - 1970. - V. 212. - No. 6.
154. Gardner R. Cognitive styles in categorising behavior // J. Pers., 1981. - V.22. - P. 214-233.
155. Jung C.G. Psicologia del transfert // Ed. II Saggiatore. - Milano, 1975. - Р. 150¬158.
156. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. - New York, 1955.
157. Kretschmer E. Korperbau und Charakter. - Berlin: Springer, 1921.
158. Leonhard K. Akzentuirte Personlichkeiten. - Berlin. - 1968. - 287 p.
159. Miller G.A., Galanter E., Pribram K.H. Plans and the structure of behavior. -New York, 1960. - 307 р.
160. Ramsay R.W. Speech patterns and personality // Language and Speech. - 1968. - №11. - P.54-63.
161. Rosental R., De-Paulo-Bella M. Sex differences in eavestropping on nonverbal cues // J. Pers. And Soc. Psychol., 1979. - V.37. - N 2. - P.273-285.
162. Sheldon W.H., Stevens S.S. The Varieties of Temperament: Psychological of Constitutional Differences. - New York : Harper, 1942. - 643 р.
163. Sonier I. Holisticeducation: Teaching of science in the affective domain.
N.Y.:Philosoorhical Library, 1982.
164. Stern W. Uber Psychologie der individuellen Differenzen. Leipzig: Bartt P., 1990.
165. Strelau, J. Activity, Personality, Temperament. N.Y.: Plenum Press, 1983.
166. Witkin H.A., Dyk R.B. Psychological differentation. Potomac: Erlbaum, 1974.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ