Введение
1. Теоретические основы педагогического мониторинга качества обучения
математике обучающихся основной школы 8
1.1. Содержание и сущность понятий «качество обучения», «качество
обучения математике», «образовательные результаты» 8
1.2. Педагогический мониторинг и его роль в управлении качеством
образовательного процесса 19
Выводы по главе 1 28
2. Разработка и апробация системы заданий для проведения мониторинга
качества обучения математике обучающихся основной школы 30
2.1. Система заданий для проведения мониторинга качества обучения
математике обучающихся основной школы 30
2.2. Результаты апробации системы заданий для проведения мониторинга
качества обучения математике обучающихся основной школы 44
2.3. Рекомендации по работе с результатами мониторинга качества
обучения математике обучающихся основной школы 64
Выводы по главе 2 68
Заключение 69
Список использованных источников 71
Актуальность. Внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта основной школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к созданию системы их отслеживания, в том числе — определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организации педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования.
Системно-деятельностный подход, заложенный как принцип в новых федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и общего (полного) образования, ориентирует деятельность педагогов школ на смену приоритетов в обучении. Принципиальной становится организация такого процесса обучения, когда педагогическими средствами поддерживается установка на активное освоение человеком способов познавательной деятельности. Согласно новому стандарту, образовательный процесс должен быть максимально ориентирован на достижение планируемых результатов, определенных действующей образовательной программой образовательной организации в соответствии с новым законом об образовании (см. ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Качественно новыми результатами освоения обучающимися основной образовательной программы являются: способность выстраивать
индивидуальную образовательную траекторию, усваивать и применять межпредметные понятия и универсальные учебные действия, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
Ориентация на результаты нового типа требует серьезных изменений в традиционно сложившейся системе мониторинга качества обучения. Необходимо согласовывать подходы к обучению и мониторингу его результатов. Педагоги должны использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса.
Таким образом, возникают определенные противоречия между:
- необходимость непрерывного отслеживания качества обученности и недостаточная разработанность методов и средств оценки результатов;
- отсутствием контрольно-измерительных материалов, отражающих не только уровень предметных, но и метапредметных результатов обучения в основной школе и фиксирующих новое качество в парадигме новых подходов и требований к нему;
- отсутствием различий в понятиях «контроль», «диагностика», смешение данных процедур с понятием «мониторинг»;
- дискретностью, предметным характером оценивания и
невозможностью на его основе выстроить целостный прогноз развития личности учащегося по разным показателям и сделать рекомендации по формированию индивидуального маршрута, т.е. отсутствие прогнозности и формирующего характера оценки.
Все это препятствует получению объективных данных о состоянии математического образования на каждой параллели в основной школе, выявлению реального состояния качества обучения математике и отсутствием эффективных механизмов, способствующих получению объективных данных, характеризующих качество обучения математике в основной школе с целью регулирования процессов его обеспечения.
Данные противоречия приводят к актуальной проблеме — отсутствие механизмов организации и проведения мониторинга качества обучения математике в основной школе, позволяющих принимать управленческие решения, адекватные современным требованиям развития образования.
Указанные противоречия, недостаточная разработанность названной проблемы, а также ее практическая значимость обусловили выбор темы исследования «Мониторинг качества обучения математике обучающихся основной школы Красноярского края».
Цель исследования: разработка и апробация системы заданий для проведения мониторинга качества обучения математике обучающихся основной школы Красноярского края.
Объект исследования: процесс мониторинга качества обучения математике обучающихся основной школе.
Предмет исследования: средства мониторинга качества обучения математике обучающихся основной школе.
Гипотеза исследования: мониторинг качества обучения математике обучающихся основной школы будет способствовать управлению качеством математического образования на уровне образовательного учреждения и педагога, если разработанная система заданий будет направленна на:
1) акцентуализацию учителей на проблемах формирования и оценивания образовательных результатов обучающихся основной школы при освоении предметной области «Математика»;
2) учет динамики индивидуальных достижений, обучающихся;
3) использование результатов мониторинга для коррекции образовательной программы в основной школе в предметной области «Математика».
Для достижения цели и подтверждения выдвинутой гипотезы требуется решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание и сущность понятий «качество обучения», «качество обучения математике», «планируемые образовательные результаты».
2. Рассмотреть сущность и принципы мониторинга качества обучения математике обучающихся основной школы.
3. Разработать и апробировать систему заданий для проведения мониторинга качества обучения математике обучающихся 5-8 классов основной школы Красноярского края.
4. Разработать методические рекомендации по работе с результатами мониторинга качества обучения математике обучающихся основной школы.
В своем исследовании мы опирались на работы, посвященные поиску путей решения проблемы совершенствования оценочной деятельности. Так, в исследованиях отечественных ученых В.А. Болотова, Э.М. Короткова, В.А. Хлебникова, М.Б. Челышковой и др. отражены теоретические основы педагогических измерений и инновационные методы управления качеством образования. Современные подходы к оценке учебных достижений учащихся рассматриваются в работах В.И. Звонникова, В.Ю. Ельцовой, О.С. Косихиной, М.А. Пинской, В.А. Резникова и др. Организации и осуществления педагогического мониторинга — в работах А.С. Белкина, Н.О. Вербицкой, Н.К. Жуковой, А.Н. Майорова, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельниковой и др. Теория управления образовательными организациями обсуждается в исследованиях B.C. Лазарева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Л.И. Фишмана, Т.Н. Шамовой и др.
Методы исследования. Решение поставленных задач обеспечивается методами теоретического анализа литературы по проблеме исследования. Используются методы: наблюдение, диагностика обучающихся, методы сравнения, обобщения.
Практическая значимость исследования: разработанная система заданий для проведения мониторинга качества обучения математике, а также методические рекомендации по разработке и внедрению средств мониторинга качества обучения математике и рекомендации по работе с результатами мониторинга качества обучения математике обучающихся основной школы могут быть использованы в учебном процессе основной школы и в управлении образовательным учреждением.
Мониторинг качества математического образования в 5-8 классах основной школы края с одной стороны направлен на выявление системных тенденций и факторов, затрудняющих реализацию ключевых идей Концепции, с другой стороны способствует развитию информационно-аналитической, технологической и методологической основы для принятия управленческих решений по развитию системы общего образования в Российской Федерации; содействие внедрению ФГОС.
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
1. В результате анализа научных источников были раскрыты
содержание и сущность понятий: «качество обучения», «качество обучения математике», «планируемые образовательные
результаты».
2. Обосновано применение мониторинга как метода педагогического исследования проблемы, обеспечивающего данными для педагогического прогнозирования и принятия эффективных управленческих решений, направленных на улучшение результатов образовательного процесса обучения математике в основной школе. Это позволяет утверждать, что педагогический мониторинг качества обучения математике обучающихся основной школы является одним из необходимых инструментов управления региональной системой общего образования на современном этапе.
3. Показано, что разработанная система заданий может служить одним из средств измерения уровня обученности учащихся, составляет основу мониторинга для получения объективных результатов. Анализ полученных результатов обеспечивает возможность сравнения качества обученности в различных типах общеобразовательных учреждений в регионе, отслеживания результатов педагогической деятельности и осуществления коррекции учебного процесса.
Разработанная система заданий служит актуализации учителей математики на проблемах формирования и оценивания образовательных результатов обучающихся основной школы при освоении предметной области «Математика».
4. Полученные результаты мониторинговых исследований использованы некоторыми органами управления образованием для качественного дидактического и содержательного анализа качества математического образования на ступени основного общего образования согласно разработанной технологии педагогической интерпретации. Результатами качественного анализа явились выводы, заключения, практические и методические рекомендации, на основе которых принимаются управленческие решения.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтверждена, поставленные задачи решены. Полученные результаты имеют теоретическую и практическую значимость и могут быть применены в работе системы общего образования с целью повышения качества обучения математике обучающихся основной школы. Диагностические тесты с использованием разработанной системы заданий, направленной на оценивание предметных и метапредметных планируемых образовательных результатов, позволят в дальнейшем определить причины низкого уровня математической грамотности обучающихся и скорректировать учебно-воспитательный процесс.
1. Аналитические материалы по результатам проведения Национального
исследования качества математического образования в 5-7 классах. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 2014¬2015 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://poipkro.pskovedu.ru/wp-content/uploads/2015/04/aHaTnTn4.-MaTepnaTbi- HHKO.pdf (дата обращения 12.06.2017).
2. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ по математике в Красноярском крае в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://coko24.ru/ (дата обращения 12.06.2017).
3. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ по математике в Красноярском крае в 2015 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://coko24.ru/ (дата обращения 12.06.2017).
4. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ по математике в Красноярском крае в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://coko24.ru/ (дата обращения 12.06.2017).
5. Аналитический отчет о результатах ОГЭ по математике в Красноярском крае в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://coko24.ru/ (дата обращения 12.06.2017).
6. Аналитический отчет о результатах ОГЭ по математике в Красноярском крае в 2015 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://coko24.ru/ (дата обращения 12.06.2017).
7. Аналитический отчет о результатах ОГЭ по математике в Красноярском крае в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://coko24.ru/ (дата обращения 12.06.2017).
8. Андреев, В.И. Педагогический мониторинг школы / В.И. Андреев. - М., 2004. - 136 с.
9. Андреев, В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества
образования / В.И. Андреев // Известия Российской академии образования. - 2001. - № 1. - С. 35-42.
10. Антипова, В.М. Мониторинг образовательной системы современной школы / В.М. Антипова, Г.С. Лаптева / ПИК и ПРО. - Ростов н/Д, 1999. - 227 с.
11. Белкин, A.C. Педагогический мониторинг образовательного процесса (учебно-метод. материалы) / А.С. Белкин, Н.К. Жукова. - Екатеринбург,
1998. - 75 с.
12. Беспалько, В.И. Мониторинг качества образования — средство управление образованием / В.И. Беспалько // Мир образования. - 1996. - № 2.
13. Битинас, Б.П., Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б.П. Битинас, Л.П. Катаева // Педагогика. 1993, № 2.
14. Болотов, В.А. Об оценке качества образования / В.А. Болотов // Воспитание школьников. - 2007. - № 3. - С. 2-6.
15. Болотов, В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации / В.А. Болотов // Вопросы образования. - 2004. - № 3.
16. Болотов, В.А. Система оценки качества образования: учеб. пособ. для студентов педагогических вузов / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. - М.: Изд- во «Логос», 2007. - 190 с.
17. Болотов, В.А. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: Стандарты профессионализма и парадоксы роста / В.А. Болотов, А.Г. Шмелев // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 4.
18. Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 22-31.
19. Боровкова, Т.П. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие / Т.П. Боровкова, И.А. Морев. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.
20. Волочков, А.А. Диагностика универсальных учебных действий: от экстенсивного к интегративному подходу / А.А. Волочков // Научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога образования: сб. науч. ст. / под ред. Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - С. 44-55.
21. Гельфман, Э.Г. Об одном из подходов к оценке результатов обучения в
условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт / Э.Г. Гельфман, Ю.К. Йенская, Н.И. Зибельбербергер,
Л.Н. Демидова // Вести. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2013. Вып. 11 (139). - С. 150-155.
22. Горб, В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов / В.Г. Горб // Стандарт и мониторинг в образовании. - 2000. - № 5.
23. Горб, В.Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии / В.Г. Горб. - Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 2003. - 387 с.
24. Гумеров, Ф.М. Тестирование и конкурс абитуриентов // Развитие системы тестирования в России: Тез. докл. Всерос. конф. / Ф.М. Гумеров. - М., 2000. - С. 50-51.
25. Дюмина, Т.Ю., Математика. 5 класс. Диагностика уровней
сформированное™ предметных умений и УУД. ФГОС / Т.Ю. Дюмина, А.А. Махонна. - М.: Учитель, 2014. - С. 133.
26. Ефремова, Н.Ф. Гарантия качества обучения в надежности оценки образовательных достижений / Н.Ф. Ефремова // Вести непрерывного образования. - ОРЛЕУ № 4. - Караганда (Казахстан), 2014. - С. 62-67.
27. Ефремова, Н.Ф. Компетентностно-ориентированные задания.
Конструирование и применение в учебном процессе: учебно- методическое пособие / Н.Ф. Ефремова [и др.]. - М.: Изд-во
«Национальное образование», 2013. - 208 с.
28. Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. - М.: Изд-во «Национальное образование», 2012. - 416 с.
29. Ефремова, Н.Ф. Тестовый квалиметрический мониторинг в школе // Квалиметрия человека и образования: методология и практика: Тез. докл. IX симпозиум / Н.Ф. Ефремова. - М.: ИЦПКПС, 2000. - Ч. 3. - С. 65-69.
30. Ефремова, Н.Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений в образовании: дис. ... д-ра пед. наук / Н.Ф. Ефремова. - Ростов-н/Д, 2003.
31. Ефремова, Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография / Н.Ф. Ефремова. - Ростов н/Д: Аркол, 2010. - 386 с.
32. Ефремова, Н.Ф. Качество обучения гарантируется надежностью оценки учебных достижений. Для профессиональной организации ВШК и мониторинга нужны специалисты / Н.Ф. Ефремова, А.Г. Ершов, Б.В. Илюхин // Управление школой. - 2014. - № 1(571). - С. 38-40.
33.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10105933/#ixzz4kRkIoXLL (дата обращения:
12.06.2017).
34.3вонников В.И. Проведение мониторинга качества образования: метод. реком. / В.И. Звонников, Н.Ф. Ефремова, Н.Н. Найденова,
М.Б. Челышкова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
35.Звонников, В.И. Использование результатов ЕГЭ в управлении качеством образования: учеб пособие / В.И. Звонников, Н.Ф. Ефремова,
Н.Н. Найденова, М.В. Челышкова. - М.: Исследовательский центр
проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 90 с.
36.Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.
37. Кальней, В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель - ученик»: метод. пособие для учителя / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
38. Квитко, Е.С. Методика обучения математике в 5-6 классах,
ориентированная на формирование универсальных учебных действий: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2014. - 174 с.
39. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р г. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html (дата обращения 12.06.2017).
40. Кочетова, Н.П. Информационно-методическое обеспечение
педагогического мониторинга как условие успешности развития учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.П. Кочетова. -
Екатеринбург, 1999. - 19 с.
41. Крамаренко, И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений
учащихся средствами мониторинга / И.С. Крамаренко // Стандарты и мониторинг в образовании, 2001. - № 1. - С. 37-42.
42. Кулакова, Н.П. Мониторинг как инструмент диагностики качества образования / Н.П. Кулакова // Вестник МГОУ, серия «Педагогика». - 2007. - № 2. - Т. 1. - С. 74-79.
43. Кулакова, Н.П Мониторинг качества образования — управленческий механизм развитая ОУ: метод. реком. / Н.П. Кулакова. - Рязань, 2006. - 75 с.
44. Куприна, А.П. Мониторинг как средство повышения качества управления
образовательным процессом: дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01 /
А.П. Куприна. - Екатеринбург, 1999. - 186 с.
45. Лебедев, В.В. Образовательная технология «Достижение
прогнозируемых результатов» / В.В. Лебедев. - М.: АПКиППРО, 2005. - 152 с.
46. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании. Книга 1 / А.Н. Майоров. - СПб., 1998. - 344 с.
47. Майоров, А.Н. Мониторинг в системе информационного обеспечения управления образованием: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / А.Н. Майоров.
- М., 2003. - 335 с.
48. Майоров, А.Н. Мониторинг как научно-практический феномен / А.Н. Майоров // Школьные технологии. - 1998. - № 5. - С. 25-48.
49. Майоров, А.Н. Мониторинг социальной эффективности и условий деятельности образовательных систем / А.Н. Майоров // Школьные технологии. - 1999. - № 5. - С. 84-115.
50. Майоров А.Н., Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении / А.Н. Майоров, Л.Б. Сахарчук, A.B. Сотов. - СПб, 1992. - 79 с.
51. Макаров, A.A. Методология и методы системной организации
комплексного мониторинга качества образования: дис. ... д-ра техн. наук.
- М., 1999. - 372 с.
52. Матрос, Д.Ш. Психологический мониторинг / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова // Школьные технологии. - 1999. - № 4. - С. 3-20.
53. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова // Школьные технологии. -
1999. - № 1, 2. - С. 10.
54. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: монография / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.Ю. Гирба. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 206 с.
55. Муратова, В.К. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.К. Муратова. - Саратов,
2000. - 23 с.
56. Назарова, Л.Д. Педагогический мониторинг в реализации возможностей воспитывающей среды общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Д. Назарова. - Екатеринбург, 1999. 22 с.
57.Орлов, А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании / А.А. Орлов // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 9-15.
58. Основные результаты международного исследования PISA - 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fioco.ru/ (дата обращения: 12.06.2017).
59. Основные результаты международного исследования PISA - 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fioco.ru/ (дата обращения: 12.06.2017).
60. Основные результаты международного исследования TIMSS - 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fioco.ru/ (дата обращения: 12.06.2017).
61. Основные результаты международного исследования TIMSS - 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fioco.ru/ (дата обращения: 12.06.2017).
62. Охрименко, И.Б. Структура и содержание педагогического мониторинга успешности воспитательного процесса в гимназии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Б. Охрименко. - Екатеринбург, 2001. - 22 с.
63. Пасынюк, Ю.Ю. Образовательный мониторинг — инструмент,
обеспечивающий качественную реализацию ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru (дата обращения: 12.06.2017).
64. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://dictionarv.fio.ru/article.php?id=23232 (дата
обращения: 12.06.2017).
65. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002. - 527 с.
66. Пинская, М.А. Критериальное оценивание в школе / М.А. Пинская, A.B. Иванов // Школьные технологии. - 2010. - № 3. - С. 177-184.
67. Планируемые результаты. Система заданий. Математика 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова и др.]; под. ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013. -176 с.
68. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 67 с.
69. Репкин, В.В. О системе психолого-педагогического мониторинга /
B. В. Репкин // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 13-24.
70. Рыжаков, М.В. Ключевые компетенции: возможности применения / М.В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 4. -
C. 20-23.
71. Севрук, А.И. Мониторинг качества преподавания в школе / А.И. Севрук, Е.А. Юнина. - М., 2005. - 144 с.
72. Сергеева, Е.В. Современные технологии оценки учебных достижений обучающихся: учеб. пособие / Е.В. Сергеева, М.Ю. Чандра. - Волгоград: ПРИНТ, 2013.
73. Словарь-справочник «Внутришкольное управление» / Под ред.
А.И. Моисеева. - М., 1998.
74. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. - 928 с.
75. Строкова, Т.А. Методологический аппарат мониторинга в образовании и его понятийная система / Т.А. Строкова // Образование и наука. - 2006. - № 3. - С. 17-26.
76. Строкова, Т.А. Мониторинг в школьном образовании: монография. 2-е изд. / Т.А. Строкова. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2008. - 196 с.
77. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Н.Ф. Талызина. - М., 1975.
78. Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования: Теория и практика. Новые технологии / П.И. Третьяков. - М.: Скрипторий, 2003, 2004. - 568 с.
79. Управление качеством образования: практикоориентированная
монография и метод. пособие под ред. М.М. Поташника. 2-ое изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2006. - 448 с.
80. Управление качеством образовательного процесса / В.А. Кальней, С.Е. Шишов, Е.Е. Бухтеева; Российская междунар. акад. туризма. - М.: Логос, 2015. - 271 с.
81. Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе: теория и практика: кол. монография / науч. ред. Н.К. Сергеева. - Волгоград: Изд- во ВГПУ «Перемена», 2008. - 261 с.
82. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minobr.gov- murman.ru/files/Pr _1897.pdf (дата обращения: 12.06.2017).
83. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 12.06.2017).
84. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //ivo. garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1: 3 (дата обращения:
12.06.2017).
85. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
86. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
87. Хайсин А.А. Система оценивания знаний учащихся [Электронный ресурс]
A. А. Хайсин. - Режим доступа: www.rae.ru/forum2012/250/2143 (дата обращения: 12.06.2017).
88. Хлебников, В.А. О создании системы оценки учебных достижений учащихся / В.А. Хлебников // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 153-158.
89. Хлебников, В.А. Система оценки учебных достижений учащихся /
B. А. Хлебников // Педагогика. - 2006. - № 10. - С. 21-28.
90.Чандра, М.Ю. Системный мониторинг в управлении качеством образовательного процесса в вузе / М.Ю. Чандра // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. - 2008. - № 6 (30). - С. 105-110.
91.Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. - М.: Логос, 2002.
92. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.
93. Ященко, И.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ. 2014 г. / И.В. Ященко, А.В. Семенов, И.Р. Высоцкий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fipi.ru (дата обращения: 12.06.2017).
94. Ященко, И.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ. 2015 г. / И.В. Ященко, А.В. Семенов, И.Р. Высоцкий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fipi.ru (дата обращения: 12.06.2017).
95. Ященко, И.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ. 2016 г. / И.В. Ященко, А.В. Семенов, И.Р. Высоцкий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fipi.ru (дата обращения: 12.06.2017).