Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномены деструктивного поведения в конфликте (на примере студенчества)

Работа №28549

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Стратегии разрешения конфликта и переговоров 6
1.1 Понятие конфликта, конфликтной ситуации и стратегии поведения 6
1.2 Стратегии взаимодействия в конфликте 9
1.3 Философские и психологические основания проявления после
чувствования в конфликтной ситуации 11
1.4 Феномены проявления поведения в конфликте 25
2. Студенческий возраст 30
2.1. Особенности студенческого возраста 30
2.2 Особенности современного студенчества 34
3. Выявление феноменов деструктивного поведения в конфликте 44
3.1 Описание выборки испытуемых 44
3.2 Описание процедуры, методов и методик исследования 44
3.3 Анализ полученных данных и интерпретация результата 48
Заключение 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложение


Актуальность исследования. Исследовательский вопрос и его гипотеза является продолжением двухгодичной работы в рамках исследовательских проектов Института психологии практик развития. Один из которых посвящен психологической особенности студента и студенчества вообще, а другой, - феномену деструктивного поведения в конфликте и последующие чувства обиды, зависти мести в разрешении или не разрешении конфликтной ситуации.
Феномены обиды, зависти, мести в психологии пока мало изучены и представлены, однако, философия описывает эти проявления через ресентимент. Ресентимент это французское слово, немеющее синонимов в европейских языках, на русский язык его можно перевести как после чувствование или вновь чувствование. Само понятие «ресентимент» ново для психологии и пока
является неоформленным и неизученным. Философия и социология ресентимент рассматривают как взаимное расположение и взаимодействие из различных эмоциональных переживаний и описывают в категориях отношений: обида, зависть, ненависть. Именно поэтому, обращаясь к теме проявления феноменов деструктивного поведения в конфликте в качестве одного из оснований нами выбран ресентимент, а точнее его проявления - обида, зависть, местью
В силу того, что основная претензия в проектах ИИИР при рассмотрении конфликта - это оппозиция «управляемости-неуправляемости», которая, прежде всего, связана с управлением конфликтов, то переходя к объекту, отметим, что в данном исследовании нас будет интересовать проявление феноменов обиды, зависти, ненависти в разрешение или не разрешении конфликтов в студенческом возрасте.
Студенчество — это одна из самых динамичных частей общества, которая быстро реагирует на малейшие изменения в его структуре, его политические и экономические изменении, быстро улавливает новые тенденции в культуре и образовании. Студенчество - это социальная группа в системе высшего образования, имеющая свои специфические особенности и готовящаяся выполнять социальные роли интеллигенции.
Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, которая отличается свойственными ей условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами, помимо этого в студенческом возрасте есть уйма конфликтов, с которыми студенты сталкиваются в студенческие годы, это конфликты внутри группы, с другой группой, конфликт с преподавателем(педагогам).
Объект: студенты Сибирского федерального университета
Предмет: феномены деструктивного поведения в конфликте
Целью исследования является изучение проявления феномена обиды, зависти, мести в разрешении или не разрешении конфликтной ситуации на примере студентов.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ источников по теме исследования и описать конструктивные и деструктивные стратегии поведения.
2. Разработать критерии для выявления феноменов деструктивного и конструктивного поведения в конфликтной ситуации.
3. Выявить феномены деструктивного поведения в конфликте.
4. Анализ данных и статистическое доказательство.
Гипотеза исследования: Если в ситуации конфликта применяется деструктивная стратегия поведения, то отношение проигравшей стороны проявляется в феноменах обиды, зависти, мести.
Методы исследования:
• Моделирование конфликтной ситуации
• Критериальное наблюдение.
• Метод интервью
• Контент анализ
• Математико-статистический анализ
Работа осуществлялась в несколько этапов:
Первый этап (2015г.) - анализ научных публикаций по проблеме; отработка понятийного аппарата исследования; определение гипотезы, целей, постановка задач и выбор методов исследования.
Второй этап (2015-2016гг.) - подбор психодиагностического инструментария; определение выборки исследования. Исследование эмоциональных проявлений у студентов
Третий этап (2016-2017гг.) - исследование проявления ресентимента у студентов различного курса. Качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики. Оформление работы.
Выборка: В выборку исследования вошли студенты Сибирского Федерального Университета.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В квалификационной работе «Феномен деструктивного поведения в конфликте (на примере студенчества)», был проведен теоретический анализ источников по теме, разработаны критерии наблюдения, смоделирована конфликтная ситуация и поведены переговоры по ее разрешению. В ходе работы мы провели исследование, направленное на выявление феноменов обиды, зависти и мести в разрешении или не разрешении конфликта студентами СФУ. Моделируя конфликтную ситуацию, было проведено наблюдение за стратегиями, которые демонстрировал студент. Затем методом интервью устанавливались проявления феноменов обиды, зависти и мести по отношению к другой стороне. Нами было обнаружено что студенты, которые применяли больше деструктивный способ поведения в результате конфликта остались недовольны и испытывали, обиду и зависть по отношению к другой стороне.
Теоретический анализ позволяет нам зафиксировать, что во-первых сам конфликт как способ взаимодействия является частью нашей действительности и каждый человек хотел того или нет сталкивался с конфликтной ситуацией, будь то конфликт студента с преподавателем, конфликт поколений, межличностный конфликт...
Важно в конфликтной ситуации обращать внимания на стратегии, которые субъект конфликта применяет. Как мы уже отмечали, есть 2 типа стратегий взаимодействия в конфликтной ситуации, и каждая ведет к определенному результату. Первый тип, это деструктивная стратегия поведения в конфликте к ним мы отнесли: запугивание и угрозы; унижение партнера, оскорбления в его адрес; ссылки на свой авторитет или отрицание авторитета другого; уклонение от обсуждения проблемы; лесть. Важно отменить, что, применяя деструктивную стратегию поведения, результатом конфликтной ситуации остается удовлетворенным только одна сторона конфликта или вовсе все остаются в проигрыше. Конфликтная ситуация при деструктивных взаимодействиях обретает статус либо выигрыш-проигрыш, либо проигрыш- проигрыш. Если ситуации принимает тип выигрыш-проигрыш, то у проигравшей стороны остается негативный осадок от самого процесса конфликта и негативные чувства в сторону другого.
Напротив, при использовании конструктивной стратегии взаимодействия, стороны конфликта могут предельно обнажить свои интересы и способствовать благоприятному и удовлетворительному результату конфликта для обеих сторон конфликта. Таким образом, статус конфликта обретает вид выигрыш- выигрыш, и каждый субъект остается удовлетворённым не только самим процессом конфликта, но и оппонентом. Важно отметить, что конструктивная стратегия способствует личностному росту и объединению. К конструктивным стратегиям мы отнесли: обозначение темы для переговоров; предлагает повестку переговоров; предъявляет (или хотя бы проговаривает) интересы свои и смыслы; обозначает свои цели (результаты);находит (предлагает) возможные варианты решения
Резюмирую проделанную работу, я хочу отметить, что быстрое разрешение конфликтной ситуации зависит от стратегий, которые применяет субъект конфликта.
Практическая значимость исследования определяется тем, что расширены представления об особенностях феномена деструктивного поведения в конфликте как взаимное расположение и взаимодействие из различных эмоциональных переживаний и описывается в категориях отношений: обида, зависть, ненависть. Собственно эти категории представлены в психологии в области изучения эмоций, что позволяет решить ряд теоретических и практических вопросов.
Данные исследования об особенностях феноменах деструктивного поведения в конфликте могут использоваться для создания целевых программ психологического сопровождения.
Согласно результатам статистического анализа мы можем сказать, что при деструктивных взаимодействиях в конфликтной ситуации, отношения проигравшей стороны, в разрешении или не разрешении, конфликта выражаются в феноменах обиды, зависти и ненависти к другой стороне.



1. Абуевская Е.П. Принадлежность к группе как фактор восприятия личности: Автореф. дне. ...канд. пед. наук. - М., 1988.
2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Пргресс- Традиция, 2000. - 384 с.
3. Белинская А.Б. Философская идентификация конфликта в социальном познании: Дне. ... д-ра филос. наук. - М., 2004. - 335 с.
4. Бреслав Г.М. «Основы психологического исследования: учеб. Пособие для студ. Учреждения высш. проф. образования / Г.М. Бреслав. - М. : Смысл; Издательский цент «Академия», 2010.- 496 с.»
5. Вохменцева Н.В. Философия конфликта:/ Алт. гос. техн. ун-т им.И.И.Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. - 120 с.
6. Гаврилшк В.В., Трикоз Н.А.. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. - 2002. - № 1. - С. 96-105.
7. Делез Ж Ницше как философ -М,2001
8. Делез Ж Ницше как философ -М,2001
9. Данилова Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социологические исследования. - 1995. - № 6.
10. Данилова Е.Н. Изменения в социальных идентификациях россиян // Социологические исследования. - 2000. - № 3/4. - С. 76-86
11. ДРУЖИНИН В. Н. Экспериментальная психология
12. 3убок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. - 2003. - № 2. - С. 42-51.
13. Исаченко Н. Ресеентимент в системе образования // Вестник КемГУ - 2013. - № 4. - Т. 1. - С. 187-191.
14. Иконникова С.Н. Сочетание структурно-функционального и генетического анализа при изучении личности студентов // Студент в учебном процессе. - Канаус, 1972.
15. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. - СПб., 1995.
16. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. - 1998. - № 12. - С.89-94.
17. Климова С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они» // Социологические исследования. - 2002. - № 6. - С. 83-94.
18. Ковалева Е.А., Луков В.А. Социология молодежи. - М., 1999.
19. Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России. - СПб.,
1999.
20. Козлова Т. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я?» // Социологические исследования. - 1995. - № 5. - С. 102-110.
21. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
22. Козырева П.М. Особенности социальной самоидентификации и субъективной мобильности // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2003 - М.: Изд-во ИС РАН, 2003.
23. Кулиев, Т.А., Мамедов, В.Б., «Руководитель и коллектив:
взаимодействие» - М.: Знание, 1990.
24. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Березина Н.Н., Березин А.Ф. Основы психологии. - Ростов н /Д: Феникс,2002.- 448 с.
25. Луков В.А., Кириллина В.Н. Гендерный конфликт - определение понятий.// Знание. Понимание. Умение. - 2015. - №3. - С. 26-31.
26. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб.: Изд-во «Речь»,
2000.
27. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. - М., 1990.
28. Лисовский В.Т. Социальные изменения в молодежной среде // CredoNew. - 2002. - №1. - // http://credo-new.narod.ru.
29. Лисовский В.Т. Социология молодежи: история и современность // Социология и общество: тезисы докладов Первого Социологического Конгресса. - СПб., 2000.
30. Лисовский В.Т., Дмитриев В.А. Личность студента. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 184 с.
31. Малинкин А.Н. Учение Макса Шелера о ресентименте и его значение для социологии / А.Н. Малинкин// Социологический журнал. 1997. № 4. С.116¬150.
32. Мочкин А Н Фридрих Ницше (интеллектуальная биография) - М , 2005
33. Назаров И.В. Моральный ресентимент как симптом современной квазитолерантности.// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2011. - № 8. - С. 317¬319.
34. Немов Р.С. Общая психология. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,
2001. - 400 с.
35. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / пер. с нем. Е. Герцык и др. - М.: Культурная Революция, 2005 - 880 с.
36. Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МНУ, 2008
37. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред.
Б.А.Сосновского.- М.: Юрайт - Издат,2005.- 660 с.
38. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Изд-во ИС РАН, 1996. - 469 с.
39. Философский энциклопедический словарь// РесентиментМ , 1995 -С 394
40. Фролова Ю.С. Взаимосвязь феноменов бедности и ресентимента в
социуме.// Социум. - 2015. - № 2. - С. 327-333
41. Фишер, C. Абди, Д. Лудин, Д. Смит, Р. Уиллиамс, С. Уиллиамс, С. Работа с конфликтом. Навыки и стратегии практической работы с конфликтом. 2-е изд. - Алматы: Ресурсы примирения. - 2005;
42. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта: учебник Б.И. Хасан.- Питер,2003. - 256с;
43. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей: Пер. с нем. СПб.: Наука; Университет. книга, 1999.
44. Шамкалов, Ф.И., «Американский менеджмент» - М.: Наука, 1993.
45. Breslavs, G. & Tyumeneva, J. (2008). Toward operationalization of the hate concept: Is Hate an opposite to Love, The paper presented at the 14th European conference on Personality, Tartu, July 16-20. - 2008.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ