Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация соревновательной эмоциональной устойчивости юных спортсменов (на примере стрелкового спорта)

Работа №28537

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы199
Год сдачи2002
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
640
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СТРЕЛКОВОМ СПОРТЕ 10
1.1. Характеристика соревновательной деятельности -
1.2. Темперамент как фактор, детерминирующий
соревновательную деятельность 30
1.3. Проблемы эмоциональной устойчивости в спортивной
деятельности 44
ГЛАВА II
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 64
2.1. Задачи исследования -
2.2. Методы исследования -
2.3. Организация исследования 76
ГЛАВА III
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 78
3.1. Анализ методических документов и оценка результатов
анкетирования -
3.2. Особенности личности юных спортсменов в связи с их
соревновательной деятельностью 84
3.2.1. Динамика личностных качеств юных спортсменов -
3.2.2. Особенности свойств нервной системы и темперамента юных спортсменов 92
3.3. Исследование показателей психического состояния юных
спортсменов, полученных при моделировании соревновательной деятельности 102
3.4. Взаимосвязь уровня соревновательной эмоциональной
устойчивости с показателями личностных и психо-технических характеристик юных спортсменов 112
ГЛАВА IV
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОПТИМИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 116
4.1. Предпосылки выбора экспериментальных концепций -
4.2. Программа ментальной тренировки 119
4.3. Особенности подготовки спортсмена в зависимости
от темперамента 124
4.4. Динамика уровня исследуемых показателей юных
спортсменов в годичном цикле подготовки 132
ВЫВОДЫ 150
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 152
ЛИТЕРАТУРА 156
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема повышения результативности и надежности соревновательной деятельности привлекает все большее внимание специалистов [15, 38, 50, 96, 103, 130, 157, 173, 203, 231, 237 и др.].
В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленным этим повышением требований к уровню выступлений спортсменов роль "психологического фактора" в этой сфере деятельности становится все более ощутимой [9, 33, 34, 87, 95, 120, 238 и др.].
Специфика стрелкового спорта, не требующего значительной динамической работы, состоит в том, что основная соревновательная и тренировочная нагрузка ложится на психику спортсмена [24, 28, 87, 91, 100, 101, 179].
Необходимо отметить, что развитие современной пулевой стрельбы предъявляет к психике человека все более и более жесткие требования. Специфическая деятельность стрелков-винтовочников требует высокого уровня развития внимания, памяти, эмоциональной устойчивости как одних из факторов соревновательной надежности [26, 47, 100, 119, 122, 130, 195].
Специфичным является и то, что во многих стрелковых упражнениях спортсмены не имеют информации о результатах соперников, что повышает зависимость успешности выступления на соревнованиях от умения регулировать свое эмоциональное состояние [119, 120, 121, 195, 233,237].
Одним из основных психологических факторов, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности стрелков, является фактор эмоциональной устойчивости, позволяющий спортсмену надежно выполнять целевые задачи спортивной деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической энергии.
Однако до настоящего времени не существует единого подхода к изучению проблемы надежности и соответственно общепризнанных и эффективных методов ее диагностики и регуляции. Чаще всего оценка надежности производится на основе выявления динамики психо-функциональных и самооценочных сдвигов в предсоревновательном периоде по сравнению с тренировочным. Но такой подход к определению психической надежности не вполне оправдан, так как сводится лишь к диагностике психических состояний. Важно не только какое эмоциональное состояние развивается у спортсмена на старте, но и то, как корректировать свою деятельность с учетом этого состояния на основе личностных факторов.
Актуальность исследования.
Оптимизация эмоциональной устойчивости рассматривается на примере стрелкового спорта, характеризующегося деятельностью в условиях, требующих особого психического состояния для оптимального использования технико-тактического потенциала спортсменов. Это обусловлено тем, что на эффективность соревновательной деятельности стрелка оказывает влияние целый ряд факторов, независящих от спортсмена: изменение освещенности, скорости ветра, температуры, качество патронов, поломка оружия во время упражнения, необъективное судейство и т.д.
Разработка вопросов психологической подготовки юных спортсменов в пулевой стрельбе в настоящее время особенно актуальна, так как уже на начальном этапе подготовки выступления в соревнованиях проходят в условиях жесткой конкурентной борьбы и характеризуются повышенным эмоциональным напряжением.
В процессе соревнований эмоциональное возбуждение часто достигает чрезмерно высокого уровня, что, как правило, отрицательно сказывается на эффективности выполнения технических действий, а, следовательно, и на спортивных результатах.
Кроме того, анализ литературы показывает, что, несмотря на признание актуальности совершенствования психологического обеспечения спортивной деятельности, проблема повышения эмоциональной устойчивости в спортивной психологии изучалась в основном применительно к высококвалифицированным спортсменам [50, 63, 87, 93, 96, 119, 126, 133, 1151, 173, 227, 229, 231 и др.] при отсутствии должного внимания к ней при подготовке юных спортсменов, что позволяет еще раз признать настоящее исследование актуальным.
Гипотеза исследования состояла в том, что необходимым условием успешности спортивной деятельности юных стрелков-пулевиков является их эмоциональная устойчивость, которая в свою очередь зависит от определенных комплексов личностно-типологических характеристик спортсменов.
Целью исследования явилось повышение эффективности спортивной деятельности юных стрелков-пулевиков на основе учета индивидуальных и типологических показателей эмоциональной устойчивости.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи'.
♦ выявить взаимосвязь личностно-типологических характеристик юных спортсменов и эмоциональной устойчивости;
♦ определить основные факторы оптимизации эмоциональной устойчивости юных спортсменов.
Объектом исследования была выбрана соревновательная деятельность юных стрелков-спортсменов.
Предметом исследования явились психо-эмоциональные состояния юных стрелков-спортсменов, возникающие в процессе соревновательной деятельности.
Методологической основой исследования явились отечественные и зарубежные теоретические разработки и концептуальные положения в области психологии, психофизиологии, теории и методики физической куль-туры и спортивной подготовки (Л.М.Аболин, Б.Г.Ананьев, Н.Д.Левитов,А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, И.П.Павлов, А.Ц.Пуни, П.А.Рудик, А.В.Родионов, Б.М.Теплов, О.А.Черникова и др.). При разработке рекомендаций по оптимизации психологической подготовки юных спортсменов основное внимание уделялось личностно-деятельностному подходу.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые:
♦ выявлена взаимосвязь уровня эмоциональной устойчивости и личностно-типологических характеристик у юных спортсменов, специализирующихся в пулевой стрельбе;
♦ определены типы реагирования юных стрелков-спортсменов на различные по степени эмоциональной напряженности соревновательные ситуации;
♦ разработан комплекс методических приемов, оптимизирующих соревновательную эмоциональную устойчивость юных стрелков- винтовочников.
Теоретическая значимость работы состоит в том, ситуационная эмоциональная устойчивость рассматривается как интегральный показатель психического состояния спортсмена, оказывающий влияние на эффективность соревновательной деятельности с учетом специфики стрелкового спорта.
Анализ состояния проблемы дает основание полагать, что личностно-типологические особенности в значительной мере обусловливают психологическую подготовленность юных спортсменов к эффективной реализации соревновательной деятельности, что требует проведения новых эмпирических исследовании.
Практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что:
♦ учет выявленных устойчивых индивидуально-типологических факторов эмоциональной устойчивости юных спортсменов позволяет более эффективно осуществлять учебно-тренировочный процесс;
♦ разработанные практические рекомендации по оптимизации психологической подготовки юных стрелков-спортсменов способствуют повышению уровня эмоциональной устойчивости, а, следовательно, и психической надежности выступления в условиях соревновании.
Положения, выносимые на публичную защиту:
♦ результативность соревновательной деятельности юных спортсменов-стрелков обусловлена рядом личностных характеристик, среди которых наиболее значимыми являются соревновательная эмоциональная устойчивость, личностная тревожность, невротизм, соревновательная мотивация, помехоустойчивость.
♦ личностные свойства темперамента в целом не определяют эффективность соревновательной деятельности стрелков, но оказывают разное влияние на успешность стрельбы в различных по степени психической напряженности соревновательных ситуациях;
♦ уровень соревновательной эмоциональной устойчивости юных спортсменов-стрелков тесно взаимосвязан с показателями тревожности и невротизма;
♦ дифференцированная программа тренировки, основанная на личностно-типологических особенностях юных спортсменов, способствует достоверному приросту уровня соревновательной эмоциональной устойчивости, обеспечивая повышение надежности выступления на соревнованиях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сформулировать ряд обобщающих выводов:
1. Установлено, что на результативность соревновательной деятельности юных стрелков-винтовочников оказывает влияние целый ряд личностных характеристик, наиболее значимыми среди которых являются: соревновательная эмоциональная устойчивость, личностная тревожность, невротизм, соревновательная мотивация, помехоустойчивость. Свойства экстра-интровертированности не определяют у спортсменов-стрелков формирование эмоциональной устойчивости. Обнаружена тенденция повышения уровня психической надежности стрелков-винтовочников по мере роста их спортивного мастерства при одновременном снижении показателей тревожности и невротизма.
2. Создана компьютерная программа «Мишень», моделирующая раз-личные по степени психической напряженности ситуации: «контрольная стрельба», «ситуация успеха», «ситуация потерь». Выявлена зависимость между эффективностью деятельности юных спортсменов-стрелков в этих ситуациях и типом темперамента. Так, в ситуации «успеха» у холериков наблюдается повышение эффективности деятельности по отношению к «контрольной стрельбе», а у сангвиников, флегматиков и меланхоликов - наоборот, ее ухудшение. В ситуации «потерь» результативность стрельбы улучшается у сангвиников и флегматиков и ухудшается - у меланхоликов и холериков. Повышение соревновательной мотивации приводит к сглаживанию этих различий и повышению эффективности деятельности во всех типологических группах, кроме меланхолической, в которой любое повышение напряженности приводит к снижению результативности.
3. Выявлена тесная взаимосвязь уровня соревновательной эмоциональной устойчивости с показателями тревожности и невротизма. Показатели тревожности и невротизма обнаружили тесную взаимосвязь с уровнем соревновательной мотивации, концентрации внимания в обычных условиях и при действии внешнего раздражителя, а также «чувством времени», обеспечивающим стабильность воспроизведения временных параметров фаз выстрела.
4. Разработана 9-ступенчатая программа ментальной тренировки, направленная на формирование эмоциональной устойчивости юных спортсменов, основанная на выявленных индивидуально-типологических различиях. Использование комплекса разработанных рекомендаций способствовало повышению уровня соревновательной эмоциональной устойчивости юных стрелков-пулевиков на 33,9 %. В то же время достоверно улучшились и другие параметры в системе исследуемых показателей, что положительно отразилось на результативности выступления спортсменов в соревнованиях.



1. Аболин Л.М. Возрастные и квалификационные различия в соотношениях факторов эмоциональной устойчивости спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 8. - С. 14-17.
2. Аболин Л.М. К вопросу исследования соотношения эмоциональной устойчивости с физиологическими показателями эмоциональной возбудимости // Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика, 1975. - № 2. - С. 46-47.
3. Аболин Л.М. Соотношение психологических и психофизиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. - 1974. - № 1. - С. 106-115.
4. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Дисс... докт.псих.наук. - М., 1989.- 596 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
6. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения. - М.: МГУ, 1989.-54 с.
7. Алаторцев В.А. Изучение психической готовности спортсмена - в кн.: Готовность спортсмена к соревнованиям. - М.: ФиС, 1969. - С.7-32.
8. Александровский Ю.А. Состояние психической дезаптации и их компенсация. - М.: Наука, 1976. - 272 с.
9. Алексеев А.В. Об оптимальном боевом состоянии спортсменов // В кн.: Проблемы психологии спорта. - М., 1971. - С. 62-67.
10. Алексеев А.В., Волков Н.К. Особенности динамики и реакции эмоциональных состояний в классической борьбе // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1975. - С. 49-51.
11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 339 с.
12. Арнольд 3. Семь вопросов - семь ответов - Спорт за рубежом, 1972. -№7.-С. 14-15.
13. Арутюнян Р.К., Лалаян А.А., Чаталбашан С.П. Психологические сдвиги в предстартовом состоянии у спортсменов и тренеров // Теория и практика физической культуры, 1973. - № 8. - С. 11-14.
14. Балаховский И.С., Длусская И.Г. Динамика выброса кортикостероидов при различных воздействиях. - в кн.: Авиационная и космическая медицина. - М., 1963.
15. Батрова О.Ф. Повышение соревновательной надежности фигуристов на основе учета их личностных характеристик: Автореф.
дисс канд.пед.наук. - Малаховка, 1992. - 24 с.
16. Белоус В.В. Математическая модель взаимодействия свойств в структуре типа темперамента. - в сб.: «Экспериментальные исследования личности и темперамента». - Вып. 7. - Пермь, 1971.
17. Березин А.А. Спортсменам об органах чувств. - М.: ФиС, 1967. - 64 с.
18. Бехтерев В.М. Об эмоциях, как мимико-соматических реакциях - В кн.: «Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. - вып. 2. - Л., 1929.
19. Бирюкова З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов - в кн.: Исследование типологических особенностей нервной системы. - М.: ФиС, 1961. - С.295.
20. Бирюкова З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов. - М.: ФиС, 1961.-246 с.
21. Блинков И. Основы методики обучения стрелка - В кн.: Сборник учебно-методических статей. - М.: ДОСААФ, 1954.
22. Борисова Е.М. Соотношение психофизиологических
компонентов профпригодности и эффективности труда ткачих // Вопросы психологии. - 1973. - № 3. - С. 56-63.
23. Брунер Д. Психология познания - пер. с англ. К.И.Бабицкого. / общ. ред. А.Р.Лурия. - М.: Прогресс, 1977. -412 с.
24. Буянов П.В., Космолинский Ф.П. Значение эмоций в профессиональной деятельности летчика // Военно-медицинский журнал. - 1966. - № 6.
25. Бычков К.М. Кора головного мозга и внутренние органы. - М.: Медгиз, 1954.
26. Вайнштейн Л.М. Пулевая стрельба. - М.: ФиС, 1964. - С. 28-54.
27. Вайнштейн Л.М. Стрелок и тренер. - М.: ФиС, 1969. - 247 с.
28. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе. - М.: ДОСААФ, 1981.- 142 с.
29. Василенко Л.Д. Психологический симптомокомплекс, обусловленный подвижностью нервной системы // Типологические исследования по психологии личности. - Пермь, 1967. - Т. 48. - Вып. 4. - С.56-63.
30. Волков А.М., Микадзе Ю.В., Селищева Г.М. Деятельность: структура и регуляция. - М.: МГУ, 1987. - 216 с.
31. Вундт В. Основы физиологической психологии. Чувства и аффекты. 1880. - Вып. V. - Т. III. - гл. XVI. - С. 216.
32. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1978. - 135 с.
33. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: ФиС, 1981. -112 с.
34. Гаврилюк В.К. К вопросу о психологических барьерах в соревнованиях у спортсменов - в кн.: Проблемы психологии спорта / под ред. П.А.Рудика и А.Ц.Пуни. - М.: ФиС, 1962.
35. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л., 1984.
36. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1970. - С. 77-96, 193-194.
37. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование. - пер. с англ. - М.: Мир, 1966. — 672 с.
38. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. -М.: ФиС, 1971.-241 с.
39. Геселевич В.А. Предстартовое состояние спортсмена. - М.: ФиС,1969.
40. Гиссен Л.Д. Вопросы спортивной психогигиены // сборник научных трудов. - М., 1975. - вып. 3. - 174 с.
41. Горбов Ф.Д., Космолинский Ф.П. От психологии авиационной до психологии космической // Вопросы психологии. - 1967. - № 6.
42. Горбов Ф.Д., Космолинский Ф.П., Мясников В.И. Некоторые особенности воздействия на организм человека повышенной и пониженной афферентации в аспекте космической психофизиологии // Вопросы психологии. - 1967. - № 6.
43. Горбов Ф.Д., Кузнецов О.И., Лебедев В.И. О моделировании психосенсорных расстройств в условиях воздействия кратковременной невесомости // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. - 1966. - т.66. - вып. 1.
системы // Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 9. - С. 38-41.
45. Градовская Т.Б. Значение типологических особенностей высшей нервной деятельности спортсмена для повышения эффективности тренировки и достижения высоких спортивных результатов. - в сб.: «Некоторые вопросы физиологии нервной системы и высшей нервной деятельности спортсмена. - М., 1964.
46. Грицаенко М.В. Факторы, определяющие психическую надежность соревновательной деятельности спортсменов / межвузовский сборник научных трудов «Международное спортивное и олимпийское движение: история, теория, практика» - Воронеж, 1999. - С. 138-141.
47. Грицаенко М.В., Романина Е.В. Психологические особенности соревновательной деятельности стрелков-спортсменов - в сб.: «Современные тенденции и проблемы развития физической культуры, спорта и туризма в обществе» - тез. докл. - Воронеж, 2000 - С 14-16.
48. Грэхэм Л., Коген Н.С., Шмавониан Б.М. Некоторые методологические приемы использования психофизиологических коррелятов поведения - В кн.: Эмоциональный стресс. - Л.: Медицина, 1970. - С. 212- 223.
49. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1970. - 272 с.
50. Дашкевич О.В. Эмоции в спорте и их регуляция: Дисс... .канд.пед.наук. - М., 1970. - с.
51. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Дисс...докт.псих.наук. -М., 1985.
52. Джгамадзе Т.А. Особенности выполнения финальной серии в пулевой стрельбе: методическая разработка. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 22 с.
53. Добрынин Н.Ф. Внимание и память. - М.: Знание, 1958
54. Егоров А.С., Яковец Б.Н. Влияние отношений к задаче на быстроту простой сенсомоторной реакции - в кн.: Проблемы инженерной психологии. - Л., 1964.
55. Жгутов О.М. Мастерство стрелка. - М.: ДОСААФ, 1958.
56. Жилина М.Я. Исследование техники спортивной стрельбы из
пистолета и методика ее совершенствования с помощью средств срочной информации: Дисс канд.пед.наук. -М., 1976. - 181 с.
57. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - В 2 т. / под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. - М.: Педагогика, 1986. - Т.2. - С.201- 204.
58. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора:
Автореф. дисс канд.псих.наук. - М., 1970. - 15 с.
59. Зильберман Г.Г. Очерки психологии труда оператора / под ред. проф. Е.А.Милеряна. - М.: Наука, 1974. - 308 с.
60. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961.
61. Зинченко П.И., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. - М.: МГУ, 1980. - 271 с.
62. Зозулина И.А. Силовая подготовка юных стрелков- пистолетчиков на этапах спортивного совершенствования: Дисс
.канд.пед.наук. - М., 2001. - 164 с.
63. Игуменов В.М. Исследование влияния предстартового эмоционального возбуждения борцов высокой квалификации на результат в ответственных соревнованиях: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - М., 1971. -27 с.
64. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояния. - М., 1980. - 199 с.
65. Ильин Е.П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения // Вопросы психологии. - 1983. - № 5. - С. 95-99.
66. Ильин Е.П. Об адекватности понимания связей свойств нервной
системы с эффективностью деятельности и поведения спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 6. - С. 52-54.
67. Иодко В.В. В помощь тренеру по стрелковому спорту. - М.: ДО-СААФ, 1962. - С. 132-144.
68. Исаакян Л.С. К вопросу об оценке степени напряженности пилотов, выполняющих посадки на разных типах современных самолетов в обычных условиях. - в кн.: «Авиационная и космическая медицина» - мат. конф. — М., 1963.
69. Иткис М.А. Оценка степени устойчивости системы «человек- оружие» как один из факторов для отбора стрелков И ТиПФК. - 1969. - № 6. - С. 27-30.
70. Казлаускас В.А. Индивидуальная подготовка марафонца. - В.: Минтис, 1982. - 136 с.
71. Калашников Г.А. Некоторые пути преодоления страха в процессе физических упражнений / Калининский ГПИ им. М.И.Калинина: Ученые записки. - 1961.
72. Калашян Л.Х., Лалаян А.А. Некоторые вопросы
> психологической подготовки шахматиста к соревнованию - в кн.: /Матер.
V Всесоюз. совещ. по психологии ФВиС. - Волгоград, 1965.
73. Калиниченко Н.А. Зрение стрелка и прицеливание. - В кн.: Сборник учебно-методических статей. - М.: ДОСААФ, 1969.
74. Кашин А.П., Моденов Ю.А., Пейсахов Н.М. Типологические особенности волейболистов Олимпийской мужской команды СССР // Физическое воспитание студентов. - Казань. - 1972. - Вып. 3-4. - С. 124- 133.
75. Келищев И.Г., Богомолов А.П. О волевой подготовке гимнасток высших разрядов в связи с особенностями их темперамента / тез. докл. IV
* Всесоюз. совещ. по психологии спорта. - Рига, 1962.
76. Келлер В.С., Сайчук Л.В. Регулирование психической напряженности - важнейшее условие целесообразности упражнения процессом достижения спортивной формы // Теория и практика физической культуры,
1970. -№5.-С. 7-10.
77. Киселев Ю.Я. О негативной стороне речевых воздействий тренера на соревнующегося спортсмена. - Волгоград, 1965.
78. Киселев Ю.Я. Психологический анализ препятствий, неожиданно возникающих в соревнованиях по борьбе и тяжелой атлетике.
ф - в кн.: Психологическая подготовка спортсмена. - М.. 1965. 
79. Киселев Ю.Я. О подготовке борцов к преодолению препятствий, неожиданно возникающих в соревновании. - Волгоград, 1965.
80. Киселев Ю.Я. К диагностике уровня эмоциональной напряженности в спорте. - в кн.: Матер. III Всесоюз. съезда общества психологов СССР. - Т.З. - вып.2. - Рига, 1968.
81. Киселев Ю.Я. Психологический анализ препятствий, неожиданно возникающих в соревнованиях по тяжелой атлетике. — в кн.: Тез. докл. IV Всесоюз. совещания по психологии спорта. - Рига, 1968.
82. Киселев Ю.Я. Изследване на эмоционалного напряжение у спорта. - София: Медицина и физкультура, 1968.
83. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.
84. Китаев-Смык Л.А., Неумывкин И.П., Пономаренко В.А. К вопросу о методах оценки психо-физиологического состояния летчика при аварийной ситуации в полете. - Л., 1964.
85. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: КГУ, 1969. - 279 с.
86. Ковалев Л.Г. Психология личности. - М., 1970. - 391 с.
87. Козлов Е.Г. Психологический анализ готовности гимнастов высокой квалификации к соревнованиям: автореф. дис... канд.пед.наук. - М., 1969.
88. Комшалюк С.Е. Некоторые результаты изучения сердечно-сосудистой системы у летнего состава в различных полетах. — в кн.: «Авиационная и космическая медицина» - мат. конф. - М., 1963.
89. Коротаев А.А. Типологические различия во влиянии эмоций при скоростном стрессе в лабораторной модели некоторых трудовых операций // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М. - Педагогика, 1970. - № 1. - С. 157-162.
90. Корх А.Я. О волевой подготовке пятиборцев по стрельбе к крупным международным соревнованиям // В кн.: Материалы IV Всесоюз. совещания по психологии спорта. - Рига, 1962. - С. 46.
91. Корх А.Я. Совершенствование в пулевой стрельбе. - М.: ДОСААФ, 1975.-С. 44-60.
92. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. -М.: Медицина, 1976. - 191 с.
93. Коссов Б.Б. Психологические вопросы надежности спортивной деятельности // Психологическая надежность спортсменов высокого класса и методы ее совершенствования: материалы Международ, научно-практ. Конф. - М., 1977. - Т. 1. - С. 32-36.
94. Кочеткова С.В. Мысленные упражнения как средство
повышения надежности деятельности стрелков-спортсменов // Труды НИИ проблем ФКиС КубГАФК «Актуальные вопросы физической культуры и спорта». - Т.2. - Краснодар, 1999. - С 133-139.
95. Кочеткова С.В Системный подход к психологической подготовке стрелков-спортсменов - в сб.: «Научно-практические аспекты совершенствования системы подготовки и управления процессом тренировки в стрелковом спорте» - сб. науч, материалов. - Воронеж, 2000. -С. 44-51.
96. Кочеткова С.В. Повышение соревновательной надежности спортсменов-стрелков на основе макро- и микровременных факторов ее формирования: Автореф. дисс... .канд.пед.наук. - Краснодар, 2000. - 22 с.
97. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. - М.: ФиС, 1957.
98. Кринчик Е.П. Некоторые особенности процесса переработки информации человеком: Дисс канд.псих.наук - М., 1963.
99. Крупнов А. И Исследование соотношения между фоновыми электроэнцефалографическими показателями и динамическими признака¬ми активности поведения. // Вопросы психологии. - 1970. - № 6.
100. Кубланов М.М. Некоторые аспекты психологической подготовки стрелков на современном этапе: метод, рекомендации. - Воронеж, 1999. - 34 с.
101. Кудряшов Ю. Стрелок и психология // Военные знания. - 1966. - № 1-2. - С. 23-26.
102. Кудряшов Ю. Психологическая подготовка стрелка. - В кн.: Сборник учебно-методических статей. - М.: ДОСААФ, 1969.
103. Кудряшов Ю.Г. Исследование факторов, определяющих
надежность выполнения выстрела в спортивной стрельбе из винтовки: Автореф. дисс канд.пед.наук. - М., 1978. - 25 с.
104. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний. - в сб. «Психические состояния» / сост. Л.В.Куликов. - СПб.: Питер, 2001. - С.11- 43.
105. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964.
106. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304 с.
107. Ломов Б.Ф., Беляева А.В., Носуленко В.А. Вербальное кодирование в познавательном процессе. - М.: Наука, 1986. - 128 с.
108. Ломов Б.Ф., Сурков Е.И. Антиципация в структуре деятельности. — М/. Наука, 1980. — 279 с.
109. Макаренко С.Л. Индивидуально-типологические особенности вероятностного прогнозирования у подростков // Вопросы психологии. -1983.-№ 1.-С. 134-138.
110. Марищук В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки: автореф. дисс. ...канд.пед.наук. - Л.,1964.
111. Марищук В. Л. О преодолении состояния эмоциональной напряженности с помощью физических упражнений. - Волгоград, 1965.
112. Марищук В.Л. Функциональные состояния и работоспособность // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. - 4.1. / под ред. А.А.Крылова. - Л., 1974. - С.87-95.
113. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. Серова В.К. и др. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1986. - 212 с.
114. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977. - 278 с.
115. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М.: Просвещение, 1964.
116. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
117. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - в сб.: «Психология индивидуальности». - М.-Воронеж, 1996. - С. 45-89.
118. Милерян Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора. - В кн.: Очерки психологии труда оператора. - М., 1974. - С. 5- 82.
119. Мишуков М.С. Методика управления предстартовым состоянием стрелков-пулевиков высокой квалификации: автореф... канд.пед.наук. - М., 1986. - 24 с.
120. Моросанова В.И. О методах прогноза надежности психологической регуляции соревновательной деятельности стрелка- пулевика: метод, рекомендации. - М., 1984. - 24 с.
121. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции (на
примере пулевой стрельбы). - М.: 1994. - 306 с.
122. Московкин С. А. Психологическая подготовка стрелка- спортсмена - в сб.: «Научно-практические аспекты совершенствования системы подготовки и управления процессом тренировки в стрелковом спорте» - сб. науч, материалов. - Воронеж, 2000. - С. 39-44.
123. Мясищев В.Н. Проблема психологического типа в свете учения И.П.Павлова. - Учен.записки ЛГУ: Психология, 1954, вып. 6, № 185. - С. 31-56.
124. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. - Т.2. - М„ 1960.
125. Наенко Н.И., Овчинникова О.В. Способы оценки показателей состояния напряженности в работе человека-оператора. - в кн: «Проблемы инженерной психологии» / под ред. В.Ф.Ломова. - М., 1967.
126. Найдиффер Р..М. Психология соревнующегося спортсмена: пер. с англ. - М.: ФиС, 1979. - 224 с.
127. Найсер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитив¬ной психологии - пер. с англ. В.В.Лучкова - М.: Прогресс, 1981. - 230 с.
128. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения (эксперимен-тальные исследования) - Тбилиси: Мецниеребе, 1972. - 184 с.
129. Наумова Н.Ф. Социальные и психологические аспекты целена-правленного поведения. - М.: Наука, 1988. - 197 с.
130. Нгуен Зуй Фат, Дашкевич О.В. Психическая напряженность спортсмена как фактор результативности стрельбы // ТиПФК. - 1973. - № 4. - С.28-34.
131. Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психологии // Вопросы психологии. - 1971. - № 6. - С. 13-16.
132. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности - в кн.: Естественно-научные основы психологии. - М.: Педагогика, 1978. - С. 295.-336.
133. Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985. - 176 с.
134. Нерсесян Л.С Экспериментальное исследование психологической готовности к спортивной игровой деятельности: Дисс. канд.псих.наук. - М., 1965.
135. Общая психология: учебник для ст-тов пед. ин-тов / под ред. проф. А.В.Петровского. - изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1977.-С. 408-412.
136. Оке С. Основы нейрофизиологии (пер. с англ).. - М.: Мир,1969.
137. Окунь Б.В. Спортивная стрельба из винтовки. - М.: ДОСААФ, 1983.-С.86-91.
138. Олыпанникова А.Е. Проявление закона силы в условиях, сопоставимых с условиями работы оператора // Вопросы психологии. - 1962.-№5.
139. Олыпанникова А.Е. Знак доминирующих эмоций и фоновые ЭЭГ-параметры у подростков // Новые исследования в психологии. - 1974. -№1.
140. Олыпанникова А.Е., Рабинович Л.А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности. // Вопросы психологии, 1974. -№ 3.
141. Олыпанникова А.Е., Семенов В.В., Смирнов Л.М. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность. // Вопросы психологии. - 1976. - №5.
142. Олыпанникова А.Е., Ямпольский Л.Т. О структуре качественных характеристик эмоциональности - в сб. «Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.: Педагогика, 1977. - С. 155-164.
143. Оя С.М. О возможностях регулирования предстартового состояния на основе объективно изменяемых данных / Матер. V Всесоюз. совещ. по психологии ФВиС. - Волгоград, 1965.
144. Оя С.М. Особенности предстартовых сдвигов и эмоциональной стабильности у представителей разных видов спорта - в кн.: Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. - М.: ФиС, 1969. - С. 63-67.
145. Оя С.М. Психологические вопросы предстартовых состояний // В кн.: Психология и современный спорт. - М.: ФиС, 1973. - С. 206-217.
146. Павлов И.П. Собрание сочинений. - Т.З. - книга 1-2. - М.-Л.: АН СССР, 1951.
147. Палайма Ю.Ю. Преодоление отрицательных эмоциональных состояний в спорте. - в кн.: Психологическая подготовка спортсмена. - М.,1965.
148. Пейсахов Н.М., Тишина Л.Н. Стабильность спортивных выступлений прыгунов в воду и особенности функционирования нервной системы. - в кн.: Проблемы психологии индивидуальных различий. - Казань: КГУ, 1974. - С. 228-239.
149. Пиковский Б.М. Исследование влияния электрического тока на человека. - в кн.: Матер. I Всесоюз. конф, по профилактике и лечению электротравм. - Фрунзе, 1962.
150. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС,1984. - 104 с.
151. Пимонова С.Н. Исследование особенностей спортивной деятельности квалифицированных фехтовальщиц под влиянием предстартового эмоционального возбуждения: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - М., 1976. - 25 с-
ft
152. Писаренко B.M. Использование тремометрии для контроля за эмоциональным состоянием спортсменов / в кн. : «Готовность спортсмена к соревнованиям» - докл. ВНИИФК. - М., 1969. - С. 238-243.
153. Писаренко В.М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований - в кн.: Пути достижения трудной цели в спорте. - М., 1964. - С. 51-68.
154. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986.-286 с.
155. Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1972. - 216 с.
156. Платонов К.К., Шварц А.М. Очерки психологии для летчиков. - М.: Воениздат, 1948. - 191 с.
157. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. - М.: ФиС, 1983.- 176 с.
158. Полякова Т.Ю. Психолого-педагогические основы управления движениями в стрелковом спорте: автореф... .докт.пед.наук. - Минск, 1993. -48 с.
159. Психология спорта высших достижений: учеб, пособие для ин- тов физ. культ. / под ред. А.В.Родионова. - М.: ФиС, 1979. - С. 36-43, 116- 118.
160. Психология физического воспитания и спорта: учеб, пособие для ин-тов физ. культ. / под ред. Т.Т.Джамгарова, А.Ц.Пуни. - М.: ФиС, 1979. - С. 66-72.
161. Психология: учебник для ин-тов физ. культ. / под ред. В.М.Мельникова. - М.: ФиС, 1987. - 367 с.
162. Пугачев А.В. Методика совершенствования техники стрельбы из пневматической винтовки на основе средств срочной информации: Дисс. ... канд.пед.наук. - М., 2002. - 162 с.
163. Пулевая стрельба: поурочная программа для детско- юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М., 1985. - С. 19-68.
164. Пулевая стрельба: учебник для тренеров. - М.: ФиС, 1964. - 248 с.
165. Пуни А.Ц. О волевых качествах спортсменов - // ТиПФК. - 1960. -№ 11. - С. 18-23.
166. Пуни А.Ц. О состоянии психической готовности спортсмена к соревнованию // Теория и практика физической культуры, 1967,- № 4. - С. 27-30.
167. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию - проблема психологическая и педагогическая // В кн.: Материалы науч.-теор. конф. ВУЗов по физическому воспитанию. - Л., 1968. - С. 81-85.
168. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: ФиС, 1969. - 88 с.
169. Ратанова Т.А. Природа индивидуальных различий в психофизиологическом шкалировании: дисс... докт.псих.наук. - М., 1987. - 300 с.
170. Родионов А.В. Исследование стартовых состояний у спортсменов с различными особенностями свойств нервной системы / Матер. V Всесоюз. совещ. по психологии ФВиС. - Волгоград, 1965.
171. Родионов А.В. Исследование стартовых состояний у спортсменов с различными особенностями свойств нервной системы - в кн.: Психологические вопросы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1967. - С. 38-45.
172. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М.: ФиС, 1983. - С.13-19.
173. Родионов А.В. Методические подходы к изучению психологических факторов эффективности спортивной деятельности // Теория и практика ФК. - 1986. - № 12. - С. 30-31.
174. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. - М.: ТОО «Дар», 1995.-64 с.
175. Рождественская В.И., Голубева Э.А. и др. К вопросу о функциональных состояниях в связи с типологическими свойствами нервной системы человека. - в сб.: «Типологические особенности высшей нервной дея-тельности человека». - Т.5. - М.: Просвещение, 1967.
176. Рождественская В.И., Голубева Э.А., Ермолаева-Томина Л.Б. Роль силы нервной системы в динамике работоспособности при различных видах деятельности. - в сб.: Проблемы дифференциальной психофизиологии». - Т.6. - М.: Просвещение, 1969.
177. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности (психологическое исследование работоспособности в условиях монотонной деятельности). - М.: Педагогика, 1980. - 152 с.
178. Розенблат В.В. О влиянии нервно-эмоционального напряжения при игре в шахматы на показатели кровяного давления // Врачебное дело. - 1957.
179. Романин А.Н. Исследование психологических показателей
тренированности (на материале стрелкового спорта): Автореф. дисс канд.псих.наук. -М., 1970. - 24 с.
180. Романин А.Н. Точность кинестетического восприятия у стрелков // ТиПФК. - 1970. - № 4. - С. 10-12.
181. Романин А.Н. Тремор как психологический показатель тренированности // ТиПФК. - 1972. - № 3. - С. 13-14.
182. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.
183. Рудик П.А. Психология. - 2-е изд. - М.: ФиС, 1964.
184. Рудик П.А. Актуальные задачи психологии спорта в связи с подготовкой сборных команд СССР к XIX Олимпийским Играм. - Волгоград, 1965.
185. Рудик П.А. Понятие, содержание и задачи психологической подготовки спортсмена. - в кн.: Психологическая подготовка спортсмена. - М„ 1965.
186. Рудик П.А. Психофизиологические механизмы преодоления трудностей в спортивном соревновании // ТиПФК. - 1965. - № 5.
187. Рудик П.А., Лепендина И.И. Особенности эмоционально¬волевых процессов при нарушении динамического стереотипа привычного действия - в кн.: Проблемы психологии спорта. - М.: ФиС, 1962.
188. Савенков Г.И. Исследование психологических особенностей состояния тренированности спортсменов: автореф. дис....канд.псих.наук. - М., 1969.
189. Сельг Х.А. Регуляция предстартовых и соревновательных состояний пятиборцев при подготовке к соревнованиям по стрельбе: автореф... .канд.пед.наук. - Малаховка, 1984. - 20 с.
190. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. / Избранные произведения. - М.-Л.: АН СССР, 1952.
191. Симонов П.В. О роли эмоций в приспособительном поведении живых систем // Вопросы психологии. - 1965. - № 4.
192. Сиротин О. А. Экспериментальное исследование
психофизиологической природы эмоциональной устойчивости: автореф. дисс канд.псих.наук. - М., 1972. - 18 с.
193. Сиротин О.А. К вопросу о психофизиологической природе эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. -1973. -№1.-С. 129-133.
194. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М.: АПН РСФСР, 1967.
195. Соколова Л. А. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы): автореф... канд.псих.наук. -М., 1990. 19 с.
196. Соловьева С.А. Взаимная связь типа нервной системы, нервно- психического напряжения и активности мотивов в деятельности памяти. - в сб.: Проблемы экспериментальной психологии личности». - вып.5. - Пермь, 1970.
197. Соловьева С.А. Индивидуально-психологические различия во влиянии мотивов и нервно-психического напряжения на запоминание // Проблемы экспериментальной психологии личности. - Пермь, 1968. - Т.59. -Вып.5.-С. 235-248.
198. Сосновикова Ю.Е. К сравнительной характеристике психических состояний индивида и масс // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 141- 144.
199. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их класси-фикация и диагностика. - Горький, 1975.
200. Спортивная стрельба: учебник для ИФК / под ред. А.Я.Корха. - М.: ФиС, 1987. - С.
201. Столяренко Л.Д. Основы психологии (практикум). - Ростов-на- Дону: Феникс, 2000. - 576 с.
202. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982. - 231 с.
203. Стресс и тревога в спорте // меджународ. сборник науч, статей / Сост. Ю.Л.Ханин. - М.: ФиС, 1983. - 288 с.
204. Суворова В.В. О некоторых формах проявления стресса в лабораторных условиях // Вопросы психологии. - 1964. - № 1.
205. Суворова В.В. Электроэнцефалографические корреляты индивидуальных особенностей поведения людей в состоянии стресса // Вопросы психологи. - 1965. - № 2.
206. Суворова В.В. Эмоциональное состояние и работоспособность // Эргономика: Труды ВНИТЭ. - М., 1971. - Вып. 2. - С. 161-173.
207. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975.-208 с.
208. Суздалова В.А. Процесс опознания и типологические свойства нервной системы человека // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 122- 127.
209. Талышев Н.В., Низкова Л.А. Моделирование эмоционального состояния сотрудника ОВД при стрельбе из боевого оружия - в сб.: «Научно-практические аспекты совершенствования системы подготовки и управления процессом тренировки в стрелковом спорте» - сб. науч, материалов. - Воронеж, 2000. - С. 31-35.
210. Теплов Б.М. Психология: учебник для средней школы. - Госполитиздат, 1946.
211. Теплов Б.М. Психология: учебник для средней школы. - М.: Уч-педгиз, 1953.
212. Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы человека как путь к изучению индивидуально-психологических различий // Психологическая наука в СССР - М.: АПН РСФСР, 1960. - Т. 2. - С. 3-46.
213. Теплов Б.М. Психофизиология индивидуальных различий. - в сб.: «Психология и психофизиология индивидуальных различий» - М,-Воронеж, 1998. - С. 223-275.
214. Тер-Ованесян А.А. Педагогика спорта. - Киев: Здоровье, 1986. - 208 с.
215. Умаров М.Б. Особенности психологической подготовки стрелка. -М.:ФиС, 1960
216. Уткина Н.С. Типологические различия влияния педагогической оценки на некоторые свойства внимания. - в сб. «Типологические исследо-вания по психологии личности и по психологии труда». - Пермь, 1964.
217. Уткина Н.С. Типологические различия проявлений психического напряжения в зависимости от силы возбудительного процесса // Проблемы экспериментальной психологии личности. - Пермь, 1968. - Т.59. - Вып.5. - С. 182-194.
218. Фарфель В.С. Спортивная физиология: учебник для ИФК. - М.: ФиС, 1985. - 246 с.
219. Ханин Ю.Л. Общение в спорте. - М.: ФиС, 1980. - 280 с.
220. Христозов X. Попытка физиологического изучения эстрадного волнения // Вопросы психологии. - 1962. - № 1.
221. Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксера. - М.: ФиС, 1968. - 160 с.
222. Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксера к
состязаниям / тез. докл. IV Всесоюз. совещ. по психологии спорта. - Рига, 1968.
223. Худадов Н.А. Использование модельных психологических характеристик спортсменов высокого класса в процессе тренировки // Спорт в современном обществе: Всемирный конгресс психологов. - М., 1980.-С. 213.
224. Черкасов Е.Е. Влияние длительных занятий стрелковым спортом на слух спортсменов // ТиПФК. — 1969. № 10. - С. 16-19.
225. Черникова О.А. Эмоции в спорте (природа эмоций и их значение в спорте) - М.: ФиС, 1962
226. Черникова О.А. Влияние эмоций на действия спортсмена и их саморегуляция // Теория и практика физической культуры, 1964. - № 2. - С. 17-20.
227. Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости спортсмена-легкоатлета как важнейшего показателя психологической подготовленности к спортивной борьбе. - Волгоград, 1965.
228. Черникова О. А. Приемы преднамеренного регулирования эмоциональных состояний как одного из средств психологической подготовки спортсмена. - в кн.: Психологическая подготовка спортсмена. -М., 1965.
229. Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям - в кн.: Психологические вопросы спортивной тренировки. -М.: ФиС, 1967.-С. 3-13.
230. Черникова О.А., Дашкевич О.В. Аутогенная тренировка. - М.: ГЦОЛИФК, 1967.
231. Четвертаков С.П. Личностные особенности, критерии и методы оценки соревновательной надежности прыгунов в высоту: автореф. дис...канд.пед.наук. — Малаховка, 1989. — 26 с.
232. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. - М.: Наука, 1985. - 200 с.
233. Чуриков Н.К., Кубланов А.М. Психологические аспекты производства выстрела в тренировочном процессе и обстановке соревнований: метод, пособие. - Воронеж: ВГУ, 1996. - 21 с.
234. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994. - 315 с.
235. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Логос, 2001. -136 с.
236. Шварц А.М. Определение чувств и их характерные особенности. - в кн.: Психология / под ред. К.Н.Корнилова, А.А.Смирнова, Б.М.Теплова - М.: Учпедгиз, 1968.
237. Шилин Ю.Н. Методы регуляции эмоционального состояния стрелков из лука высокой квалификации в период предсоревновательной подготовки и выступлений: автореф. ... канд.пед.наук. - М., 1984. - 22 с.
238. Эминбейли Я.И. Повышение надежности соревновательной
деятельности стрелков средствами психолого-педагогического
воздействия. - М.: ЦССК ДОСААФ, 1991. - 28 с.
239. Эмоциональный стресс И Труды Международ, симпозиума 5- 6.02.65. - Стокгольм, Швеция / под ред. Л.Леви. - Л.: Медицина, 1970. - 328 с.
240. Юнг К. Психологические типы. - М., 1992.
241. Юрьев А.А. Спортивная стрельба из винтовки. - М.: ФиС, 1957. - 456 с.
242. Юрьев А.А. Пулевая спортивная стрельба. - М.: ФиС, 1973. - 431 с.
243. Якиманская И.С. Знание и мышление школьников. - М.: Знание, 1985. - 78 с.
244. Allport G.W. Personality and Social Encounter. - Boston, 1960. - 386 p.
245. Ax A.F. The psychological differentiation between fear and anger in humans // Psychosom. Med. - 1953. - № 5. - v. 15.
246. Castaneda A., Lipsitl L. Relation a stress and differential position habits to performance in motor tearing // J.exper. Psychol. - 1959. - № 1. - v. 57.
247. Cattell R.B. Personality and Motivation: Structure and Measurement. -N.Y., 1957.-948 h.
248. Eysenck H.J. Manual of the Maudsley Personality Inventory. - L., 1959.
249. Fenz W.D. Strategies for coping with stress / Stress and Anxiety. - Vol. 2. (edited by E.G.Sarason and C.D.Spielberger). - New-York, Willy, 1975.
250. Fenz W.D. Stress and its mastery: predicting from laboratory to real life // Canadian J. of Behavioral Sciences. - 1973. -p. 332-346.
251. Heilbrun A.B. The effect of vorious shock-stress condifions upon a complex perceptual motor task // J.Pers. - 1959. - v. 27.
252. Hess E.H., Polt T.M. Pupil size as related to interest value of visual stimuli // Science. - 1960. - № 3. - v. 121.
253. Hess W.R. Diencephalon, autonomic and Extrapyramidal Functions, Grunrand Stratton. - New York. 1954.
254. Horeneber R. Olimpic target rifle shooting (techniqe, tactics, training) - Ringstrabe 77, Kranzberg (Germanny), 1993 - 142 p.
255. Kiesler S.B. Stress, affiliation and performance // J. of experimental research in personality. - 1966. - № 1. - p. 227-235.
256. Lasey J.G., Baterman D.E, Lehn R. Autonomic Responce Specificity. - «Psychosom. Med.», 1953. - №l-v. 15.
257. Lindsley D.B. Emotion In.: «Haudbook of experimental psychology // L.L.Stevens (Ed.). - New-York, 1951.
258. Maslow A.H. Motivation and Personality. - N.Y., 1954. - 411 p.
259. Peritone A. Self, sociab environment and stress // Psychological stress . - New-York: Appleton-Century-Crofts, 1967. -p. 182-208.
260. Pulem B., Hanenkrat F.T. Susessful shooting. - Washington, 1981.
261. Reynolds C.S. The effects of stress upon problemsolving // J.Gen. Psychol. - 1960. - v. 62.
262. Rogers C.R. Client-Centeral Therapy. Boston, 1951. - 560 p.
263. Sheldon W.H. The Varieties of Temperament. A Psychology of Con-stitutional Differences. - N.Y., 1942. - 620 p.
264. Tomkins V.H. Stress in aviation / The nature of stress disarders. - London: Hutchinson, 1959. -p. 73-93.
265. Wiekert F. Psychological research of problems of redistribution army air Force aviation programm. // Rs.report. - Washington, 1947. - № 4.
266. Yakovlev P.C. Motility, behavior and the brain // J.Nerv. and Ment.Dis. - 1948. - v. 107.
267. Young P. Motivation and emotion. - New-York, 1961.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ