Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание политической культуры учащихся лицейских классов

Работа №28486

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы138
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теория и практика воспитания политической культуры учащихся лицейских классов. 9
1.1 Проблема политической культуры: содержательный и структурный анализ. 9
1.2 Политические представления учащихся лицейских классов. 23
1.3 Практика педагогического воздействия на развитие политических представлений учащихся лицейских классов.
Выводы по первой главе. 38
Глава II. Разработка педагогической модели воспитания политической культуры учащихся лицейских классов. 40
2.1 Уровень политической культуры учащихся лицейских классов. 40
2.2 Педагогические средства воспитания политической культуры учащихся лицейских классов. 57
2.3 Опытно-экспериментальная проверка педагогической модели воспитания политической культуры учащихся лицейских классов. 71
Выводы и обобщения по второй главе. 85
Общие выводы и рекомендации. 86
Библиография. 89
Резюме. 99
Rezumat. 100
Summary. 101
Ключевые слова. 102
Приложения.


Воспитание политической культуры в школьном возрасте является важнейшей проблемой современной педагогики. В следствие объективного перехода к демократической модели развития социально-политических отношений в Республике Молдова стала возрастать политическая активность населения, в том числе молодёжи, выступающей в роли преемника и продолжателя закладываемой сегодня новой политической культуры, демократических традиций. Высокая заинтересованность молодого поколения в формировании своего социального будущего способствует проявлению значительного внимания к разрешению существующих политических противоречий. Учитывая, что развитие демократии в Молдове сталкивается с необходимостью перехода от митинговых форм к парламентским, можно спрогнозировать тенденцию быстрого роста политической грамотности молодёжи и более активного их участия в политической деятельности, что, в свою очередь, потребует высокого уровня сформированности политических знаний и качеств. Иными словами, реформа системы образования должна вестись с учётом этих объективных тенденций и потребностей развития общества.
Целенаправленное воспитание политической культуры в школьном возрасте является актуальнейшей проблемой. Современный мир сложен, разнообразен, динамичен, полон противоречий, альтернатив и перспектив. Молодёжь должна как можно глубже вникнуть в суть происходящих в республике и мире перемен, воспринимать их новаторский дух, стать активным и сознательным участником этих процессов. Велика роль школы в выполнение этих задач, в том, чтобы учить молодёжь социальному творчеству, помочь ей выработать четкие, ценностные взгляды на мир, на жизнь.
Уровень исследованности проблемы.
Осознавая большую практическую важность проблемы, специалисты всё же вынуждены констатировать, что нет реальных шагов в направлении её разрешения, как нет серьёзных теоретических исследований в этой области.
Вместе с тем, в западных странах и некоторых странах бывшего Советского Союза имеется много педагогических и психологических исследований, затрагивающих непосредственно или опосредованно те или иные аспекты воспитания политической культуры подрастающего поколения. Среди известных учёных, исследующих данную проблему, назовём: Г. Алмонда (ввёл термин "политическая культура"), М. Вебера (разработал типологию политических культур), Э. Маркаряна (обосновал способы социальной стереотипизации опыта), К. Дайга (обосновал модель политической системы), А. Мачасека (обосновал политические механизмы развития личности в условиях демократии), Ч. Тэйлора, Р. Такера, А. Мейера (представители интерпретативистского направления), В. Радинова и Р. Кима (исследовали становление студенческой молодёжи как субъекта политической деятельности), Г. Атенева и А. Копаневой (исследовавших политическую культуру старшеклассников).
Достаточно широко велись исследования проблемы формирования политической культуры молодёжы и их политической активности в устаревших временных рамках: Л. Ананьев, И. Бегенев, С. Манигев, Ю. Платонов и др.
В Республике Молдова за последние 20 лет в рамках психолого-педагогических наук не велось специальных исследований по воспитанию политической культуры старшеклассников. Вместе с тем, существует ряд исследований данной проблемы в рамках истории, политологии, социологии. Эти исследования связаны с именами: Г. Руснак, П. Фрунташ, К. Соломон, А. Солкан и др. Названные авторы ведут свои изыскания, в основном, по двум направлениям: созданию теоретического фундамента общественно¬политической активности населения и включению его в управление общественными процессами, т.е. в осуществлении демократических процедур. В рамках педагогических наук известны отдельные статьи по данной проблеме таких авторов, как: В. Мындыкану, В. Панько, Н. Силистрару, рассматривающих политическую культуру в контексте гражданского идеала и национальных ценностей. Недостаточное внимание уделено данной проблеме и в проекте Концепции воспитания в Республике Молдова. Данный документ не выделяет „воспитание политической культуры учащихся” в качестве отдельного компонента. Хотя отдельные элементы можно найти в таких разделах концепции как: цели, содержание, ценностные отношения.
Естественно, при таком состоянии, остаются нерешёнными ряд проблем, связанных с воспитанием политической культуры учащихся:
• разработка целей и содержания воспитания политической культуры;
• учёт специфики формирования политической культуры в условиях политического плюрализма;
• поиск новых средств политического воспитания учащихся лицейских классов;
• разработка педагогических технологий воспитания политической культуры старшеклассников;
• формирование умений реализации политических и гражданских прав и тд.
Обращение к педагогическим аспектам воспитания политической культуры старшеклассников и особый акцент на разработку содержательно-операционнальных характеристик педагогической модели, предопределили направление исследования. Общая теоретическая неразработанность и высокая практическая значимость данной проблемы предопределяют актуальность исследования и подтверждают обоснованность выбора темы.
Объект исследования: процесс воспитания политической культуры учащихся лицейских классов педагогическими средствами.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка модели воспитания политической культуры учащихся лицейских классов.
Гипотеза исследования: процесс формирования политической культуры учащихся лицейских классов (степень знания и использования гражданских прав, степень понимания политики государства, политические установки, политические представления и убеждения, культура политического участия) будет эффективным, если ему придать педагогически направленный характер: обосновать цели, содержание, технологии и средства достижения и оценки результатов.
Для реализации цели исследования и проверки гипотезы решались следующие задачи:
1. Изучить проблему природы политической культуры и пути её формирования.
2. Выявить содержание политических представлений и качеств, характеризующих разные уровни развития политической культуры лицеистов.
3. Проанализировать опыт педагогического воздействия на воспитание политической культуры лицеистов.
4. Обосновать и разработать педагогическую модель воспитания политической культуры учащихся лицейских классов.
5. Осуществить опытно-экспериментальную проверку педагогической модели воспитания политической культуры лицеистов.
Теоретической и концептуальной основой исследования являются:
Концепция политической культуры, разработанная Г. Алмондом;
Концепция классификации политических культур, разработанная Г. Алмондом и С. Верба;
Теория структурного подхода в политологии М. Вебера;
Педагогические теории общего порядка: активизация процесса обучения; индивидуализация педагогического воздействия; актуализация и мотивация как способы формирования интересов обучаемых; единства обучения и воспитания и т.д.;
Концепция системно-целевого подхода к школьному куррикулуму (Л. Дено, Г. Вэйдяну);
Концепция воспитания в Республике Молдова (Министерство Образования).
Источники исследования:
• Общие работы, посвященные проблематике формирования политической культуры учащихся лицейских классов: Арон Р., Гаджиев К., Моль А., Д. Белл, Парсонс Т.;
• Теоретические результаты научных исследований проблемы формирования политической культуры молодёжи: Андрюшенко А., Белова Т., Груздева Г., В. Морару, А. Солкан и др.;
• Материалы социологических исследований, в которых отражена проблематика процессов развития политической культуры учащихся;
• Обобщение педагогической практики по формированию политической культуры учащихся лицейских классов.
Система методов иследования:
На первом - диагностическом - этапе: при обосновании проблемы, изучении уровня её разработанности, построении гипотезы - были использованы методы анализа научно¬теоретической литературы по теме исследования, изучение социологической информации, экспертная оценка учебных куррикулумов.
На втором этапе - констатирующего эксперимента: при анализе практики педагогического воздействия на формирование политических установок и представлений учащихся, отработке концепции и методики исследования - было осуществлено целенаправленное педагогическое наблюдение за осуществлением учебно-воспитательного процесса в лицее, изучен опыт политического образования и воспитания лицеистов, проведены анкетирование, беседы с педагогами и учащимися.
На третьем этапе - экспериментальной апробации разработанной модели воспитания политической культуры лицеистов - был проведён формирующий педагогический эксперимент с применением сопутствующих методов: диагностический, статистического анализа, количественной и качественной оценки.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
• Дана сравнительная характеристика различных подходов к определению понятия „политическая культура” и обосновано его содержание как база проектирования целеполаганий по воспитанию политической культуры лицеистов.
• Обоснована и разработана педагогическая модель многофакторных воздействий, направленных на воспитание политической культуры учащихся лицейских классов.
• Сформулированы требования к уровню и содержательному наполнению воспитания политической культуры лицеистов как субъектов политической жизни возникающего гражданского общества.
• Определены структура и сущность важнейших звеньев взаимодействия педагога и ученика в процессе формирования политических знаний, умений и ценностных отношений.
• Подтверждено, что предложенная в работе модель формирования политической культуры лицеистов является одним из важнейших факторов гуманизации образования и утверждения цивилизованных форм политического развития общества.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости структурной и содержательной переориентации преподавания цикла гуманитарных дисциплин в лицее; разработке педагогической модели, направленной на воспитание политической культуры лицеистов; полученные результаты могут быть использованы для разработки общей концепции воспитания политической культуры на уровне системы образования. В качестве наиболее важного прикладного выхода настоящей диссертации выступает разработанная модель, адаптированная к условиям формального и неформального образования в лицее.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Концепт о необходимости интеграции в систему лицейского образования специфического блока педагогической деятельности, направленной на воспитание политической культуры лицеистов.
2. Модель формирования политических установок и представлений педагогическими средствами, включающую подсистему куррикулумных воздействий и подсистему трансформации политических качеств личности.
3. Методологический инструментарий регулирования процесса включения лицеистов в систему политических общественных отношений.
4. Система педагогических средств, обеспечивающих эффективность воспитания политической культуры, сознательность и активность лицеистов в ходе демократических реформ общества.
Экспериментальная база: Теоретический лицей им. И. Крянгэ, г. Кишинэу; теоретический лицей, г. Чимишлия.
Достоверность полученных результатов определяется тем, что были обеспечены адекватность применения методов исследования в целом, достаточность качественных и количественных параметров социологической выборки, подтверждённость частных и общих выводов работы педагогическим экспериментом.
Апробация результатов исследования осуществлялась в формах теоретических выступлений, публикациях, применении элементов модели в практике работы ряда лицеев.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В завершении диссертационного исследования следует сформулировать основные итоги и наметить направления дальнейшего анализа проблемы:
1. Цель формирования политической культуры старшеклассников, как выяснилось в результате первого этапа исследовательской работы, носит обьективный характер и является отражением в общественном сознании реального противоречия действительной жизни, обусловленного особенностями современного процесса политической соцализации учащихся.
Формирования основ политической культуры лицеистов - рассматривается в работе как приоритетно педагогическая проблема, а лицей выступает при этом в качестве общественного инструмента регулирования и снятия противоречий социализации старшеклассников, их включения в систему социально-политических отношений. Так как речь идёт о культуре, в первую очередь, о культуре политического мышления и практического действия, то есть об интегральной характеристике развития личности (или социального субьекта), педагогические аспекты формирования политической культуры лицеистов приобретают комплексный, системный характер.
В работе обоснован научный характер проблемы; выявлен доминантный - педагогический - аспект её наиболее эффективного рассмотрения; избран куррикулумный подход к поиску способов её теоретического и практического решения, представляется нам достаточно важным.
2. Разработаны основы педагогической модели формирования политической культуры старшеклассников. Рассматривая отношение «преподаватель - учащийся» как динамическую систему, удалось проанализировать основные этапы этого специфического взаимодействия в процессе формирования политической культуры в лицее.
Обоснованы пять подсистем этого процесса: передача педагогического импульса; восприятие; освоение; трансформация; телеологическое обоснование педагогического воздействия. В каждой из указанных подсистем существуют свои специфические механизмы и факторы педагогического воздействия, предопределивших систему принципов формирования политической культуры старшеклассников: принцип личностно-ориентированного воспитания; принцип реализации свобод и прав личности; принцип сотрудничества и участия; принцип сознательности и признания общечеловеческих ценностей; принцип дифференциации и индивидуализации; принцип синхронизации и интеграции; принцип комплексности.
Следующей важнейшей основой разработанной модели является телеологическое обоснование формирования политической культуры (система целей); области формального и неформального воспитания; содержательное обоснование формирования политической культуры учащихся (знание, тематика); процессуальное обоснование формирования политической культуры учащихся (формы, методы, технологии).
Именно в дальнейшей разработке теории куррикулумного подхода к педагогическому воздействию, единства обучения и воспитания в процессе формирования политической культуры лицеистов и состоит, по нашему мнению, определённый научный вклад исследования.
3. В рамках настоящего исследования выявлена специфика формальных и неформальных педагогических технологий формирования политической культуры лицеистов. Как показал анализ, в силу ряда обьективных (высокий естественный мотивационный фон) и субьективных (социально-психологические характеристики старшеклассников) факторов процесс политического воспитания в лицее не может быть эффективным без опоры на самые современные педагогические теории и нетрадиционные формы и методы воспитания.
Это делает анализ педагогических аспектов формирования политической культуры лицеистов особенно актуальным уже с точки зрения развития самой педагогической науки. То, что речь в исследовании идёт не просто о передаче знаний и умений в политической области, а о педагогическом влиянии на становление политической культуры старшеклассников, также придаёт новый облик педагогической теории. И, наконец, очень важным с точки зрения развития теории педагогики следует считать операциональную направленность формирования политической культуры старшеклассников.
Таким образом, поиск новых педагогических средств политического воспитания старшеклассников, формулирование системы целей педагогического процесса, направленного на формирование политической культуры, а также анализ операциональных следствий педагогического воздействия также можно считать положительной стороной исследования.
И, наконец, следует сказать о практическом выходе рассмотренных в работе теоретических проблем. Во-первых, это возможность реализации в педагогическом процессе лицея предложенной модели формирования политической культуры учащихся. Она разработана достаточно чётко и вариативно, вследствии чего, может быть использована в самых различных условиях внедрения посредством адаптации. Во-вторых, нужно отметить разработанную в исследовании куррикулумную программу воспитания политической культуры учащихся на формальном и неформальном уровнях.
Прикладная значимость диссертации состоит в возможности практического использование модели формирования политической культуры учащихся лицеев и общеобразовательных школ.
Вышеизложеное позволяет сделать вывод о достаточно полной реализации целей и задач данного диссертационного исследования.



1. ALEXANDRU I. Addministratia publica. Editia a II - A. Teorii. Relatii. Perspective. - Bucure§ti: Lumina Lex, 2001, p.127.
2. ALMOND G., VERBA S. Cultura Civica. - Bucure§ti, 1996, p.425.
3. BAGSADAR N., BOGDAN V., NARLI C. Antologiefilosofica. - Chisinau, 1996, p.261.
4. BONTA§ I.Pedagogie, Editura Erasmus, Bucure§ti, 2001, p.240.
5. CARSPINSCHI A. Deschidere §i sens m gandireapolitica. - Ia§i, 1995, p.307.
6. CARSPINSCHI A., BOCANCEA C. Tratat de §tiinta politicului. - Ia§i: Editura Universitatii “A.I.Cuza”,1998, p.291.
7. CERNENCU M., CIUREA C., NEGRU E., SEREBREAN O. Alegerile mtr-o societate democratica. - Chisinau, 2001, p.139.
8. CHATELET Fr., PISIER E . Conceptiile politice ale secolului XX. - Bucure§ti: Humanitas, 1994, p.377.
9. Constitutiia Republicii Moldova. Adoptata la 29 iulie 1994. - Chisinau: Moldpres, 1994.
10. Constitutiea Republicii Moldova. Cu modificarile §i completarile din 5 iulie 2000. - Chisinau: Moldpres, 2000, p.328.
11. CRISTEA S. Dictiionar de pedagogie. Grupul editorial Litera International, Chisinau -Bucuresti, 2000, p.328.
12. CRI§AN AL., GUTU VL. Proiectarea curriculumului de baza. Ghid metodologic, “TIPCIM”, 1997, p 128.
13. CUCO§ C. Pedagogie. Editura Polirom, Ia§i, 1998, p 310.
14. Curriculum Educatiia civica pentru clasele V-IX, Chisinau, Editura ARC, 2001, p.45.
15. Declaratiia cu privire la suveranitatea Republicii Sovetice Socialiste Moldova // Vestile Sovietului Suprem si ale Guvernului Republicii Sovetice Socialiste Moldova, Chisinau, 1990. №8.
89
16. Declaratia de Independents a Republicii Moldova// Republica Moldova, Monitorul Oficial, Chisinau, 1991.- №11-12.
17. DELEANU I. Drept constitutional §i institupipolitice. -Ia§i, 1993.
18. Dictiionar enciclopedic, Chisinau, Cartier, 2001.
19. FISICHELA D. . Probleme, concepte, teorii. - Chisinau: CE USM, 2000, p.292.
20. FRUNTA§U P. Sistemele politice contemporane (analiza comparatS). Partea I-II. - Chisinau: CE USM, 2001.
21. FRUNTA§U P., RUSNAC GH. Republica Moldova pe calea democratiozSrii (aspecte ale procesului de construire a unui sistem politic). - Chisinau: USM, 1999, p.164.
22. GEORGESCU D., Educatiia civicS. Ghidul profesorului, Bucuresti, 1995, p.165.
23. GUTU VL., Dezvoltarea §i implementarea curriculumului in mvStsmmtul gimnazial: cadru conceptual, Chisinau, 2000, p.145.
24. GUTU VL., CIMPOIE§ GH., BABUC V. Proiectarea curriculumului mvStsmmtului agrar din Republica Moldova. Chisinau, 2001, p.60.
25. GUTU VL., PASLARU VL. Tehnologii educationale. Ghid metodologic, Chisinau, Cartier, 1998, p.98.
26. GUTU VL. InvStsmintulformativ: aspectele teoretice §ipractice, «TIPCIM», 1996, p.40.
27. JINGA J. Evaluareaperformantelor §colare, Bucuresti, Ed. Aladin, 1999, p.184.
28. JOSANU Iu. Cultura politicS. Abordare de concept. // Arena Politicii, 1996, Nr.5, p.7-10.
29. Legea InvStSmintului in Republica Moldova// In: Monitorul Oficial, Chisinau, 1996, p.24.
30. MAGUREANU V. Studii de lociologiepoliticS. - Bucuresti, 1997, p.381.
31. MILLER B. Formarea cetStiSnilor, SIEDO, Chisinau, 2002.
32. MIALARET G. Pedagogie generalS. Press Universitares de France, Paris, 1991, p.170.
33. MANDACANU V. Contiinutul invStiSmintului in context curricular. Vol.III, Chisinau, 1994.- p.7-21.
34. MANDACANU V. Mostenirea noastrS - bogStia spiritualS. Chisinau, 2001.
35. MORARU V. Mass media VS politica. -Chisinau: CE USM, 2001.
36. MO§NEAGA V., RUSNAC GH. Republica Moldova: Alegerile parlamentare (1994) geografia politica a electoratului. - Chisinau, 1997.
37. MO§NEAGA V., RUSNAC GH. Partidele politice §i miscarile social-politice pe fondul stabilirii independentiei politice a Republicii Moldova // MOLDSCOPIE (probleme de analiza politica). Partea a III-a. - Chisinau: USM, 1994, p.66-94.
38. MO§NEAGA V., RUSNAC GH. Pluripartidismul in Moldova: etapele tendintele de baza ale consolidarii// Pluripartidismul in Moldova: esenta si specificul formarii. - Chisinau, 2000, - p.103-115.
39. MURARU I. Drept constitutiional si institutiii politice. Editia a IV-A revazuita si adaugita. - Bucuresti, 1997.
40. NEAC§U I., STOICA A. Ghidgeneral de evaluare examinare. - Bucuresti, 1996, p.80.
41. NEAC§U I. Particularitati ale invatarii evaluarii specifice abordarii modulare. Revista de pedagogie, 1990, nr.10.
42. NEDELCU E., §TEFAN C., Cultura civica, Bucuresti, Editura Didactica si Pedagogica, 1994, p.190.
43. NEGULESCU P. Partidele politice. - Editura Garamond, Bucuresti, 1999, p.318.
44. Programe si Statute ale formatiiunilor social - politice din R.Moldova.
45. RADU I. Teorie si practica in evaluarea eficientiei invatiamintului, Editura Didactica si
Pedagogica, Bucuresti, 1999, p.316.
46. Republica Moldova in sec. XXI: Viziunea tineretului. Materialele conferintei stiintifico-practice 31 mai 2002. - Chisinau, 2002.
47. RUSNAC GH., MO§NEAGA V. Organizatiile nonguvernamentale din Moldova: problemele tipologice generale // MOLDOSCOPIE. (probleme de analiza politica). Partea a III-a. - Chisinau: USM, 1994, p.3-12.
48. SARMA§ANU M., RAVEICA I. Cultura personalitate. Const iinla progres. - Iasi, 1984, p.344.
49. SOLOMON C. Aspecte ale culturii politice in Republica Moldova in perioada de tranzitiie// MOLDOSCOPIE. (probleme de analiza politica). Partea a XVII-a. - Chisinau: USM, 2001, p.162-174.
50. SOLOMON C. Cunostintie politice si culturS politicS// DUGETUL. - 2001. - Nr.3-4. - p.49¬55.
51. SOLOMON C. Contributiii la studierea culturii politice in Republica Moldova in perioada de tranzitie// Buletinul stiintific. (Iasi, Academia Ecologica din Romania). - 2001. - nr.6. - p.283 - 292.
52. STANCIUGELU §t. Ideal - tipuri tipuri reale in cultura politicS romaneascS.// Sfera Politicii; 1994. - Nr.21 - p.6-7.
53. §TEFANESCU D., NEDELCU E. Cultura civicS. Demonstratiie, drepturile omului, tolerantia, Bucuresti, Editura Didactica si Pedagogica, 1995, p.318.
54. VARZARI P., TABARTA S. Cultura politicS in societStiile postcomuniste: realitStii si perspective // Moldoscopie. Probleme de analiza politica. Partea XVII - a. - Chisinau, CE USM, 2001.
55. VARZARI P. Introducere in elitologie. - Chisinau, 2003.
56. ZAVTUR A. Elita politicS si societatea. - Chisinau, 2000; p.230.
57. АБДУЛАТИПОВ Р. Власть и совесть: политики, люди и народы в лабиринте смутного времени.- Москва, 1994, с.196.
58. АВРАНОВ А. И., ПАТПОВ В. И. Проблемное обучение как средство формирования мировоззрения студентов// Вопросы общественных наук: респ. Межвед. Науч. Сб. - Киев, 1990. - Вып.81. - С.72-79.
59. АВАНЕСОВ В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982, с.125.
60. АЖАЕВ В.С., Е.В. АНАНЬЕВ, К.С. Гаджиев Политическая культура , теория и национальные модели// Отв. Ред. Гаджиев М.: Интерпракс, 1994, с.275.
61. АЛЕКСЕЕВ Н.Г. Методические проблемы проведения массовых исследований уровня знаний учащихся: статика и динамика// Под. Ред. В.И.Огорелкова. М., 1973, с.280.
62. АНАСТАЗИ А. Психологическое тестирование. - М., 1982, с.160.
63. АНДРЕЕВ С.С. Политическое сознание и политическое поведение // Социально - политический журнал. - М., - 1992. -№8.
64. АНДРЮЩЕНКО А.И., Некоторые проблемы повышения политической культуры студенчества в условиях вуза // Вестник Харьк. Ун-та. - 1985. - №271. -С.49-54.
65. АНДРЮЩЕНКО А.И., Политическая культура как условие развития общественно - политической активности студентов // Вестник Харьк. Ун-та. - 1987. - №299. -С.17-23.
66. АНДРЮЩЕНКО А.И., Сокурянская Л.Г., Арбенина В.Л. Формирование политической культуры студента // Воспитательный процесс в высшей школе: его еффективность. - Киев, 1988. - С.139-189.
67. АНИСИМОВ О. Педагогические аспекты системы // Вестник высшей школы. - №9. - С.16-18.
68. АРОН Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1994, с.420.
69. АРУТЮНЯН Л.Н.. Политическая культура: процессы формирования и изменения (о некоторых гипотетических основаниях одной теоретической модели) Образы власти в политической культуре России // Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: МОНФ, 2000, с.389.
70. АСТАХОВА В.И., Решетняк С.Б. Значение развития общественно - политической активности в развитии гражданской зрелости студентов // Проблемы высшей школы. -Киев,1987. - С.23-27.
71. БАТАЛОВ Э. Советская политическая культура // Общество науки и современность. - М.,1994, №6
72. БАТАЛОВ Э. Политическая культура современного американского общества // Общество науки. - М.,1990, №6
73. БУЗКИЙ М.П. Мировоззренческий потенциал воспитания // Вопросы общественных наук:респ. Межвед.науч.сб. - Киев, 1999. - Вып.81. - С. 13-19.
74. ВЕБЕР М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. Ред. И послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990, с.808.
75. ВИРАБОВ С.А. Звено политического воспитания .- Донецк. Ун-т // Вестник высшей школы. - 1987. - №4. - С.77-78.
93
76. ВЛАСОВА Т.И. К вопросу о методах исследования политической культуры студенческой молодежи // Вопросы общественных наук:респ. Межвед.науч.сб. - Киев, 1990. - Вып.84. - С. 35-38.
77. ВЯТР Е. Социология политических отношений. М., 1979, c.233.
78. ГАВРИЛОВ Д.П. , Соколов Н.П. Исследование политических ориентаций // Социол. Исслед. 1999. №1
79. ГАДЖИЕВ К. и др. (1994) “Политическая культура и политическое сознание” // Политическая культура: теория и национальные модели / Отв. ред. Гаджиев К.С. М, Москва, 1996, с.301.
80. ГАДЖИЕВ К. Политическая культура: Концептуальный аспект // Полит.
Исследования. - 1991. - №6. - С.69-83.
81. .ГРУЗДОВА И.Н., ДУНАЕВ В.А. Методология проблемы изучения политического сознания студунтов // В кн., Формирование политической активности студентов вузов. - Минск, 1985, с.79-99.
82. Демократия и тоталитаризм .// Свободная мысль , 1998.№5.Осипов А.М. Общество и образование Новгород,1998.
83. ДИДКОВСКАЯ Л.Г. Усиление воспитательной функции самостоятельной работы студентов // Вопросы общественных наук:респ. Межвед.науч.сб. - Киев, 1990. - Вып.84. - С. 73-77.
84. ДОГАН М., ПЕЛАСИ Д. Сравнительная политическая социология., М., 1994, с.290.
85. ЕФИМОВ В. Н. Формирование нового мышления у студентов - важнейшее условие преодоления идеологии и психологии застоя // Вопросы общественных наук:респ. Межвед. науч. сб. - Киев, 1990. - Вып.81. - c.30-33.
86. ЗАВАЛИШИНА Л.Д. Формирование мировоззрения в процессе перехода от незнания к знанию // Вопросы общественных наук:респ. Межвед.науч.сб. - Киев, 1990. - Вып.81. - С. 86-90.
87. ИГНАТЬЕВ С.П. Формирование политической культуры будущего специалиста в вузе // В кн., Методологические проблемы
88. ИОСИФА Е. М., РЕШЕТНЯК С. А. Методологические предпосылки формирования сознания молодежи в условиях перестройки // Вопросы общественных наук:респ. Межвед.науч.сб. - Киев, 1990. - Вып.81. - С. 7-13.
89. КАТАЕВ С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений // Теоретические основания культурной политики .М.: РИК-М,1993
90. КИСТРУГА И. Гражданское общество и государство в условиях Молдовы: проблемы взаимодействия // MOLDOSCOPIE. ( Probleme de analiza politica). Partea a IV - a. - Chisinau, USM, 1994, p.107-157.
91. КОСИЦИН В.Б. К вопросу о подготовке студунческой молодежи к общественной деятельности // Духовные основы социалистического образа жизни. -Л., 1985. - С. 119 -127.
92. Краткий политический словарь. // под ред. И. А. Онихова, Москва, 1983.
93. КРИВОЦЦЮК Л.И. Проблемы формирования политической культуры студентов в условиях демократизации // Вопросы научного комунизма: // Вопросы общественных наук:респ. Межвед.науч.сб. - Киев, 1990. - Вып.78. - С. 83-87.
94. ЛАМОВ А.Н., БЕРЕЗОВИН Н.А. Социальная активность студентов и уровни ее развития // В кн.: Педагогика высшей школы. - Минск, 1985. - Вып.9. - С.14-20.
95. МАКАРЕНКО Б. Феномен политического лидерства в восприятии общественного мнения //Вестник РОПЦ. 1996.№2.
96. МЕТЮНИН А. Н. Общественная активность как показатель политического
воспитания студентов. - Уфа, 1982. - С.23-27.
97. МАЧАСЕК А Политический механизм формирования личности в условиях демократического преобразования (на примере Республики Польша):Автореф. Дис. 09.00.02. - Ростов - на - Дону, 1991, с.24.
98. МАЧАСЕК К Политизация молодежи в условиях политической системы (на примере Республики Польша) :Автореф. Дис. 09.00.02. - Ростов - на - Дону, 1991, с.23.
99. МАЩУКОВА Л.Г. Социальная зрелость студента и роль культуры общения в ее формировании // формирование социальная зрелость студента. - Свердловск, 1987. - С.64-71.
100. НИКОНОРОВА Л.В. Возрастные особенности формирования мировоззренческого сознания личности // Вопросы научного комунизма: Вопросы общественных наук:респ. Межвед.науч.сб. - Киев, 1990. - Вып.81. - С. 118-124.
101. ОЖЕГОВ С.И. Словарь русского языка. Москва, 1983.
102. ОСИПОВ А.М. Общество и образование Новгород,1998.
103. ОСИПОВА Е Л. Социология политической культуры Великобритании // Социологические исследования. 1992. № 4. С. 101.
104. ОСИЧНЮК А.Е. Роль проблемного метода обучения в формировании духовного мира личности // Вопросы общественных наук:респ. Межвед.науч.сб. - Киев, 1990. - Вып.81. - С. 68-72.
105. ПАНОК В.Г. К вопросу о структуру понятия социальной активности личности // Проблемы философии. - Киев, 1987. - Вып.74. - С.59-66.
106. ПАРАНИН А. Философия политики., Москва, 1973, с.344.
107. ПАРСОНС Т. Система современных обществ. М., 1997, с.24.
108. СОБОЛЕВА Г.Д. Об активных методах обучения общественными науками // Вопросы научного комунизма: Вопросы общественных наук:респ. Межвед.науч.сб. - Киев, 1990. - Вып.84, с.64-66.
109. СОЛОВЬЕВ А. И. Политическая культура: Проблемное поле метатеории // Вестник Московского ун-та, Серия 12, 1995. №2,3.
110. Студенческая молодежь о развитии гластности и демократизации: метод.рек. Вып.1 // Под ред. Золотарева В.С. -Ростов - на - Дону, 1990, с.25.
111. ТАЛЫЗИНА Л. Н. Влияние духовной культуры на социальную активность студенческой молодежи // Роль духовной культуры в активизации человеческого фактора. - Л., 1988, с.43-57.
112. УЭЛЧЬ С. "Концепция политической культуры"(Welch S. The Concept of Political Culture. L., 1993, с.80.
113. ФЕДОРКО И. П. Формирование социальной активности студентов // Проблемы философии. - Киев, 1987. - Вып.72, с.77-82.
96
114. ФЕДОРИК В. М. Изучение и учет мнения студентов как средство повышения их общественно - политической активности // Проблемы философии. - Киев, 1988. - Вып.76, с.87-93.
115. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя и П. Ф. Юдина. (Изд. 2-е, испр. и доп.).
M. , Политиздат, 1968, с.432.
116. Философский словарь. - М., Политиздат,1987, с.390.
117. ФРЕЙД З. Психология масс и анализ человеческого «Я». - Минск, 1994, с.480.
118. ШЕВЧЕНКО Ю. Д.. Власть и политическая культура: воздействие политических институтов на советские и постсоветские культурные ценности. Образы власти в политической культуре России // Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: МОНФ, 2000, с.160.
119. ЮРЬЕВ А.И. Введение в политическую психологию. - Л., 1992, с.359.
120. ACKERMAN B. The Future of Liberal Revolution.— New Haven etc.: Yale University Press, 1992, р.9.
121. ALMONA G., POWEL G. Comparative Politics Today: A World View. // New York, 1996, р.311.
122. ALMONA G., Comparative Political System// Journal of Politics. - 1956. - №18, p.3-16.
123. ALMONA G., Le systeme politique// Sociologie politique, tome 1 (textes reunis par Pierre Birnbaum et Francois Chazel). - Paris: Armand Colin, 1971, p.41-52.
124. ARON R. Soviet Society in Transition// Problems of Communism. №6. 1957, р.7-14.
125. BALANDIER G. Antropologie Politique// Presses Universitaires de France. - Paris, 1967, p.96-100.
126. BEISSINDER M. Political Reform and Soviet Society. - Current History, 1988. V.87. - Nr.531.
127. DEUTSCH K. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control.
N. Y., 1963, р177.
128. Dictionnaire actuel de l education. ESKA, Paris. Guerin Montreal, 1993, p.590.
129. FEURE L. The conflict of generation. The Character and significance of student movement. - N.Y.L., 1969. - 320P.
97
130. FINIFTER, A.W. and E.Mickiewicz «Redefining the Political System of the USSR: Mass Support for Political Change», American Political Science Review,1992
131. FREEDEN M. The New Liberalism. An Ideology of Social Reform. — Oxford: Clarendon Resss, 1978. Cf.: Manning D.J. Op. Cit, р.143.
132. GRENSTEIN F. A note on the ambiguity of political socialization: definitions, criticism and strategies of inquiry // The civil culture revisited. Ed. Almond and Verba, Boston, 1980
133. KAGALITSKI B. The Thrinking Reed: Intelectuals and the Soviet State from, 1917 to Present. - Verso, 1988, р.139.
134. MANNING D.J. Liberalism. — L.Dent & Sons, 1976, р.13, 31, 87.
135. ROZENBAUM W. Political culure. N.Y., 1975, р.256.
136. PANEBIANCO A. Political Parties: Organization and Power, Cambridge, 1988, р.369.
137. SZAKI E. Liberalism after Communism. — Budapest etc.: Central European University Press, 1995, р.24.
138. VASMAN F. Ideological Struggle. A Study in the Principles of Operation of the Soviet Political Mechanism. - Lantham, 1987, р.98.
139. WILSON J. Religion in American Society. The Effective Presence. N.Y., 1978, р.144.
140. WELCH S. The Concept of Political Culture. L., 1993, р.290.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ