РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3-12
Глава 1. Научно-теоретические предпосылки развития педагогической практики повышения квалификации учителей в учреждениях дополнительного профессионального образования 13-70
1.1. Социокультурный аспект повышения квалификации учителей русского языка в условиях непрерывного образования 13-28
1.2. Профессиональная компетентность учителя в структуре научных категорий теории и методики профессионального образования 28-47
1.3. Состояние обучения русскому языку в учреждениях Ставропольского края 47-69
Выводы 69-70
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию компетентности учителя русского языка в учреждениях дополнительного профессионального образования 71-162
2.1. Научно-методические ресурсы развития
педагогической компетентности учителя русского языка в учреждения дополнительного профессионального образования 71-111
2.2. Система повышения квалификации учителей русского языка: региональный аспект 111-129
2.3. Динамика профессионального и личностного роста
учителя в процессе педагогического эксперимента 129-160
Выводы 160-162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163-165
ЛИТЕРАТУРА
Глава 1. Научно-теоретические предпосылки развития педагогической практики повышения квалификации учителей в учреждениях дополнительного профессионального образования 13-70
1.1. Социокультурный аспект повышения квалификации учителей русского языка в условиях непрерывного образования 13-28
1.2. Профессиональная компетентность учителя в структуре научных категорий теории и методики профессионального образования 28-47
1.3. Состояние обучения русскому языку в учреждениях Ставропольского края 47-69
Выводы 69-70
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию компетентности учителя русского языка в учреждениях дополнительного профессионального образования 71-162
2.1. Научно-методические ресурсы развития
педагогической компетентности учителя русского языка в учреждения дополнительного профессионального образования 71-111
2.2. Система повышения квалификации учителей русского языка: региональный аспект 111-129
2.3. Динамика профессионального и личностного роста
учителя в процессе педагогического эксперимента 129-160
Выводы 160-162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163-165
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность исследования. Активные процессы развития рыночных отношений во всех сферах профессиональной деятельности россиян обострили ситуацию на отечественном рынке труда и профессий. Высокая конкуренция между специалистами сформировала новые факторные условия трудоустройства личности как конкурентоспособного специалиста. Масштабность и плотность информационного потока нового знания ускоряет процесс морального «старения» теоретической базы, формирующей основу готовности личности к профессиональной деятельности на этапе обучения в учреждениях профессионального образования. На эти реалии рынок труда и педагогических профессий отреагировал адекватно - через актуализацию творческой направленности личности и мотивацию к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию. Приоритеты качественных характеристик личности специалиста поддерживаются на рынке труда, своеобразно реагирующим на обусловленное демографическим кризисом уменьшение количества учащихся сокращением школ, а значит, снижением численности работавших в них учителей. Все это вместе взятое оказало влияние на усиление требований работодателя к качеству деятельности учителей, изменив устоявшиеся взгляды на профессионально значимые и личностные качества учителей, конкурентоспособность которых сегодня определяется профессиональной компетентностью.
В таких условиях феномен профессиональная компетентность учителя приобрел беспрецедентную актуальность для педагогической теории и практики. Необратимые изменения в жизни, обусловленные обществом с рыночными отношениями, внесли коррективы в сущностные характеристики актуализированного временем понятия профессиональная компетентность учителя: при сохранении социокультурного, нравственного потенциала профессиональная компетентность интегрируется в систему экономических отношений, ибо уже сегодня образование становится и экономической категорией (Ю.С. Давыдов).
Следовательно, в педагогической науке и практике остро обозначилась потребность ресурсного обеспечения процесса развития компетентности учителя в условиях, адекватных современному состоянию образования - не¬прерывному и гуманизирующемуся. На этапе последипломного образования учителя возможности успешного развития его компетентности должны определяться учреждениями дополнительного профессионального образования, что соответствует логике иерархических структур непрерывного образования. Однако, как показал опыт реформирования образования, система дополнительного профессионального образования, обладающая предельно высоким консерватизмом и инерцией, традиционно «запаздывает» в своей реакции на жизнь общества. Так, в 90-х годах XX века обозначились противоречия, порожденные отставанием в темпах развития учреждений дополнительного профессионального образования от учреждений профессиональной под¬готовки и общего образования. Следует отметить, что ведущие ученые на этапе реформирования учреждений дополнительного профессионального образования в это время приложили огромные усилия для научного обеспечения необходимых прогрессивных изменений в деятельности таких учреждений. Так, в 90-х годах закономерно обозначился процесс преобразования институтов усовершенствования учителей в учреждения нового типа - институты, университеты, академии повышения квалификации, институты развития образования, институты последипломного образования и т.д. Активный процесс статусных изменений институтов усовершенствования учителей, как свидетельствуют труды В.И. Журавлева, С.Е. Назаровой, Э.М. Никитина, Н.М. Уваровой, в конце восьмидесятых-начале девяностых годов тем не менее не оказал принципиального влияния на творческий потенциал учебно¬воспитательной деятельности структурных подразделений учреждений дополнительного профессионального образования. Одна из причин такого положения справедливо связывалась с сохранением репродуктивного стиля работы методических служб и неоправданно затянувшимся во времени процессом включения слушателей курсов повышения квалификации в продуктивную научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность кафедр и лабораторий. Особую актуальность в середине девяностых годов приобрела работа, направленная на осмысление традиций и новаций повышения квалификации учителей русского языка и литературы. Обусловлено это значимостью потенциального влияния профессионализма учителей русского языка на всю систему образования: русский язык является языком обучения, официально признанным государственным языком Российской Федерации.
В современной психолого- педагогической литературе обнаруживается тенденция повышенного внимания к исследованию профессиональной компетентности учителя с позиций интегративных профессионально значимых качеств, определяемых такими компетенциями, как лингвистическая, языковая, коммуникативная, культуроведческая. Таким образом, исследование проблемы развития профессиональной компетентности учителя русского языка приобретает универсальную актуальность, ибо она проектируется особым образом на изучение вопросов развития языковой, культуроведческой, коммуникативной компетенций личности.
В 1990-х годах на этапе реформирования образования учреждения последипломного образования оставались консервативными в вопросах обновления содержания работы слушателей курсов повышения квалификации. Так, оставались без внимания либо оказывались лишь фрагментарно представленными вопросы, касающиеся осмысления новых возможностей развития профессиональной компетентности учителя русского языка. Это определило необходимость решения в настоящем исследовании противоречий между:
• методологически значимыми позициями и взглядами на функционирование русского языка на территории бывшего СССР и нового государства Российская Федерация;
• историко-культурными традициями преподавания русского языка
в школах с авторитарным стилем управления и тенденциями обучения русскому языку в школах с демократическим стилем управления;
• стихией неуправляемого, дилетантского увлечения опытно-экспериментальной работой, педагогическими инновациями и научно организованной исследовательской работой учителей новаторов и экспериментаторов;
• процессами разрушения целостности культурного и образовательного пространства Российской Федерации и необходимостью гармонизации федерального и регионального компонентов образования (в системе знаний, умений и навыков по русскому языку и многокомпонентного отношения к русскому языку).
Необходимость разрешения этих противоречий, а также неразработанность обозначенных выше вопросов, связанных с развитием компетентности учителя русского языка в учреждениях дополнительного профессионального образования обусловили выбор темы диссертационной работы.
Проблема исследования сформулирована следующим образом: какими содержательными, структурными и функциональными особенностями характеризуются психолого-педагогические, организационные и лингвометодические ресурсы развития компетентности учителя русского языка в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация выявленных особенностей организации и осуществления процессов развития компетентности учителя русского языка в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Объект исследования - процесс развития профессиональной компетентности учителя русского языка в условиях обучения на курсах повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования - совокупность факторов и психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности учителя.
Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: если в учреждениях дополнительного профессионального образования целенаправленная работа по развитию педагогической компетентности учителя русского языка проводится при условии:
• признания необходимости интеграции теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности;
• методологической обоснованности обучения русскому языку в контексте культуры русского народа и культуры межнациональных отношений, с учетом функционирования русского языка как государственного языка РФ и одного из международных языков;
• сохранения творческого потенциала историко-культурных традиций обучения русскому языку;
• своевременного выявления тенденций изменения федерального и регионального образовательного пространства;
• научной корректности и диагностичности опытно¬экспериментальной и инновационной работы, то повышение квалификации учителей станет процессом управляемым, продуктивным, адекватным прогрессивной динамике гуманизации системы непрерывного образования.
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать влияние историко-культурных традиций и современных тенденций функционирования русского языка на образовательный процесс учреждений дополнительного профессионального образования.
2. Выявить возможности включения в учебный процесс аналитической информации о педагогических традициях и современных тенденциях обучения русскому языку с учетом федеральной и региональной специфики.
3. Обосновать содержание и структуру работы по повышению квалификации учителей, ориентированной на принципы обучения русскому языку в контексте культуры русского народа и культуры межнациональных отношений.
4. Повысить мотивацию учителей к самовоспитанию и саморазвитию качеств Личности, Гражданина, Профессионала.
5. Обеспечить включение слушателей курсов повышения квалификации в долгосрочные мониторинговые исследования качества обучения русскому языку.
Методологическую основу исследования определили философские законы о диалектической взаимозависимости и взаимообусловленности явлений в условиях исторического, актуального и будущего времени; о единстве теории и практики; языка и мышления; всеобщего, общего, особенного и единичного; о развитии личности как субъекта учебной и трудовой деятельности; личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, системный подход в образовании.
Методы исследования: теоретические - анализ изученной психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы, научных трудов по философии, культурологи, социологии; эмпирические - наблюдение, диагностирование, анкетирование, мониторинг, метод экспертных оценок; экспериментальные - проектирование, моделирование, организация и анализ опытно-экспериментальной работы; статистические методы обработки экспериментальных данных.
Теоретическая основа исследования формировалась с учетом научных трудов концептуального способа описания модели системы развития педагогической компетентности учителя, позволившей определить психолого-педагогические, лингвометодические, социокультурные ресурсы развития компетентности учителя русского языка в процессе повышения квалификации на базе учреждений дополнительного профессионального образования (С.К. Бондырева,В.Ф. Вишнякова, В.Н. Гуров, С.И. Змеев, И.С. Котлярова, Н.В. Кузьминова, Ю.Н. Кулюткин, Ю.А. Лобейко, С.Е. Назарова, Э.М. Никитин, А.Н. Осипова, А.Ю. Панасюк, Л.А. Регуш, Л.Я. Селюкова, Т.А. Сергеева, В.П. Симонов, Г.С. Сухобская, Н. М. Уварова, Л.Д. Федотова). Философско-методологические закономерности педагогического исследования определялись в русле позиций В.П. Беспалько, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, В.И. Каширина, Ю.Г. Круглова, В.М. Монахова, С.Д. Полякова, В.В. Серикова, Н.Ф. Талызиной, Я.С. Турбовского, В.А. Шаповалова, Д.И. Фельдштейна и др. Методические и технологические подходы к науч¬ной разработке моделей развития педагогической компетентности учителей русского языка на этапе последипломного образования соответствовало логике концептуальных трудов Е.А. Быстровой, Т.Г. Винокур, И.А. Зимней, С.Г. Ильенко, Ю.Н. Караулова, Ю.И. Леденева, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, Е.Г. Саяховой, Г.А. Фомичевой, И.А. Шаповаловой, М.Х. Шхапацевой, Л.В. Щербы и др. В диссертации использованы материалы, посвященные психолого-педагогическим основам формирования и развития готовности учителя к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на обучение, воспитание и развитие языковой личности (Б.Г. Ананьев И.В. Бестужев-Лада, Е.Д. Божович, Л.И. Божович, В.П. Зинченко, В.А. Кан-Калик, Д.Г. Левитес и др.). В исследовании использованы данные о традициях и тенденциях развития педагогических систем обучения русскому языку в аспекте специфических особенностей образовательного пространства - федерального и регионального.
База исследования: учреждения дополнительного профессионального образования Ставропольского края (Ставропольский краевой институт развития образования - СКИРО, Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования - СКИПКРО), факультеты повышения квалификации и дополнительного образования Ставропольского государственного университета - СГУ, Пятигорского государственного лингвистического университета - ПГЛУ, Карачаево-Черкесского государственного университета - КЧГУ.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение 5 лет (1999 -2004 гг.) и включало три взаимосвязанных этапа. Первый этап (1999-2001 гг.) - изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической, философской литературы по проблеме исследования; реально¬го состояния обучения учителей в учреждениях дополнительного профессионального образования. На данном этапе уточнена проблема исследования, его цель и задачи, сформулирована рабочая гипотеза, осуществлено планирование формирующего эксперимента.
На втором этапе (2001-2003 гг.) разработана методика формирующего эксперимента, определены сущностные характеристики учебной и профессиональной деятельности слушателей курсов повышения квалификации, направленной на развитие педагогической компетентности, адекватной прогрессивным требованиям формирования у учащихся общеобразовательных учреждений языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций.
Третий этап (2003-2004 гг.) характеризовался контролем и оценкой результатов педагогического эксперимента, диагностикой изменений профессионально и личностно значимых качеств учителей, корректировкой положений, выносимых на защиту. На этом этапе проверена и доказана справедливость гипотезы исследования, завершена апробация ее результатов, активизирован процесс внедрения в массовую педагогическую практику Ставропольского края и Карачаево-Черкесской республики.
Научная новизна исследования: получила решение актуальная проблема научно обоснованной характеристики феномена педагогическая компетентность, впервые определены психолого-педагогические, организационные и лингвометодические ресурсы развития компетентности учителя русского языка в условиях обучения на курсах повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Теоретическая значимость исследования определяется значимостью полученных результатов для развития теории и методики профессионального образования учителя, позволивших определить ресурсный потенциал активного управления учреждением дополнительного профессионального образования, педагогическим процессом развития компетентности учителя русского языка через учебную и профессиональную деятельность на курсах повышения квалификации; разработкой механизма интеграции теоретической и практической готовности учителя к осуществлению обучения русскому языку в контексте культуры русского народа и культуры межнационального отношения с учетом его статусных функций - государственного языка РФ и одного из международных языков; созданием психолого-педагогических условий универсального развития личности педагога, способного к творческой адаптации историко-культурных традиций и тенденций функционирования русского языка в современном информационном обществе.
Практическая значимость исследования состоит в разработке условий мотивированного саморазвития профессиональной компетентности учителя, целенаправленного воспитания качеств личности, гражданина, профессионала, высокого интереса к участию в актуально значимых мониторинговых исследованиях слушателями курсов повышения квалификации качества обучения русскому языку в регионе. Предложенные в диссертации рекомендации могут быть использованы не только в учреждениях дополнительного профессионального образования, но и в профессиональной подготовке.
Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, логикой целостной системы содержательных, структурных и функциональных характеристик педагогического эксперимента, адекватностью методов исследования его цели и задачам, многофакторным анализом полученных результатов, подтвердивших справедливость гипотезы и положений, вынесенных на защиту.
Положения, выносимые на защиту.
1. Компетентность учителя определяет его конкурентоспособные качества, спрос на рынке труда его профессиональной деятельности.
2. Мотивированность и эффективность профессиональной и учебной деятельности учителей на курсах повышения квалификации учреждений дополнительного профессионального образования определяются способностью объективно оценивать актуальный уровень совей компетентности и проектировать ее качественные изменения через достижение конкретно сформулированных целей и задач развития педагогической компетентности.
3. Развитие педагогической компетентности является педагогическим процессом саморазвития, в рамках которого учитель приобретает способность программировать свою деятельность, ориентироваться на профессионально-личностный рост, на повышение уровня потребностей в профессиональной деятельности (принадлежность к учительству), в признании значимости профессионального труда и уважении в обществе, на повышение уровня индивидуальных потребностей в творческом самовыражении через высокое качество профессиональной деятельности.
4. Результаты учебной и профессиональной деятельности учителя по развитию педагогической компетентности на курсах повышения квалификации должны быть диагностируемыми, соотносимыми с логикой прогнозированных целей и задач профессионального и личностного роста учителя.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на III Между¬народном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2001); на четвертой Всероссийской научной конференции «Этнос. Язык. Культура: Культурные смыслы в народном языке и художественных текстах» (Славянск-на-Кубани, 2002); на межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (Ставрополь, 2002); на региональной научно¬практической конференции «Эвристическое образование - 6» (Ставрополь,2003) ; на международной научно-практической конференции «Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования» (Смоленск,2004) ; на научно-методических конференциях преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2003-2004); на ежегодных Днях славянской письменности на Ставрополье (2001-2004); на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы СГУ, кафедры филологии и лаборатории Русский язык СКИПКРО.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введении, двух глав, заключения, списка литературы. Основной текст диссертации представлен на 178 страницах. Список литературы включает 220 наименований. Работа содержит 4 рисунка, 22 таблицы.
В таких условиях феномен профессиональная компетентность учителя приобрел беспрецедентную актуальность для педагогической теории и практики. Необратимые изменения в жизни, обусловленные обществом с рыночными отношениями, внесли коррективы в сущностные характеристики актуализированного временем понятия профессиональная компетентность учителя: при сохранении социокультурного, нравственного потенциала профессиональная компетентность интегрируется в систему экономических отношений, ибо уже сегодня образование становится и экономической категорией (Ю.С. Давыдов).
Следовательно, в педагогической науке и практике остро обозначилась потребность ресурсного обеспечения процесса развития компетентности учителя в условиях, адекватных современному состоянию образования - не¬прерывному и гуманизирующемуся. На этапе последипломного образования учителя возможности успешного развития его компетентности должны определяться учреждениями дополнительного профессионального образования, что соответствует логике иерархических структур непрерывного образования. Однако, как показал опыт реформирования образования, система дополнительного профессионального образования, обладающая предельно высоким консерватизмом и инерцией, традиционно «запаздывает» в своей реакции на жизнь общества. Так, в 90-х годах XX века обозначились противоречия, порожденные отставанием в темпах развития учреждений дополнительного профессионального образования от учреждений профессиональной под¬готовки и общего образования. Следует отметить, что ведущие ученые на этапе реформирования учреждений дополнительного профессионального образования в это время приложили огромные усилия для научного обеспечения необходимых прогрессивных изменений в деятельности таких учреждений. Так, в 90-х годах закономерно обозначился процесс преобразования институтов усовершенствования учителей в учреждения нового типа - институты, университеты, академии повышения квалификации, институты развития образования, институты последипломного образования и т.д. Активный процесс статусных изменений институтов усовершенствования учителей, как свидетельствуют труды В.И. Журавлева, С.Е. Назаровой, Э.М. Никитина, Н.М. Уваровой, в конце восьмидесятых-начале девяностых годов тем не менее не оказал принципиального влияния на творческий потенциал учебно¬воспитательной деятельности структурных подразделений учреждений дополнительного профессионального образования. Одна из причин такого положения справедливо связывалась с сохранением репродуктивного стиля работы методических служб и неоправданно затянувшимся во времени процессом включения слушателей курсов повышения квалификации в продуктивную научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность кафедр и лабораторий. Особую актуальность в середине девяностых годов приобрела работа, направленная на осмысление традиций и новаций повышения квалификации учителей русского языка и литературы. Обусловлено это значимостью потенциального влияния профессионализма учителей русского языка на всю систему образования: русский язык является языком обучения, официально признанным государственным языком Российской Федерации.
В современной психолого- педагогической литературе обнаруживается тенденция повышенного внимания к исследованию профессиональной компетентности учителя с позиций интегративных профессионально значимых качеств, определяемых такими компетенциями, как лингвистическая, языковая, коммуникативная, культуроведческая. Таким образом, исследование проблемы развития профессиональной компетентности учителя русского языка приобретает универсальную актуальность, ибо она проектируется особым образом на изучение вопросов развития языковой, культуроведческой, коммуникативной компетенций личности.
В 1990-х годах на этапе реформирования образования учреждения последипломного образования оставались консервативными в вопросах обновления содержания работы слушателей курсов повышения квалификации. Так, оставались без внимания либо оказывались лишь фрагментарно представленными вопросы, касающиеся осмысления новых возможностей развития профессиональной компетентности учителя русского языка. Это определило необходимость решения в настоящем исследовании противоречий между:
• методологически значимыми позициями и взглядами на функционирование русского языка на территории бывшего СССР и нового государства Российская Федерация;
• историко-культурными традициями преподавания русского языка
в школах с авторитарным стилем управления и тенденциями обучения русскому языку в школах с демократическим стилем управления;
• стихией неуправляемого, дилетантского увлечения опытно-экспериментальной работой, педагогическими инновациями и научно организованной исследовательской работой учителей новаторов и экспериментаторов;
• процессами разрушения целостности культурного и образовательного пространства Российской Федерации и необходимостью гармонизации федерального и регионального компонентов образования (в системе знаний, умений и навыков по русскому языку и многокомпонентного отношения к русскому языку).
Необходимость разрешения этих противоречий, а также неразработанность обозначенных выше вопросов, связанных с развитием компетентности учителя русского языка в учреждениях дополнительного профессионального образования обусловили выбор темы диссертационной работы.
Проблема исследования сформулирована следующим образом: какими содержательными, структурными и функциональными особенностями характеризуются психолого-педагогические, организационные и лингвометодические ресурсы развития компетентности учителя русского языка в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация выявленных особенностей организации и осуществления процессов развития компетентности учителя русского языка в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Объект исследования - процесс развития профессиональной компетентности учителя русского языка в условиях обучения на курсах повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования - совокупность факторов и психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности учителя.
Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: если в учреждениях дополнительного профессионального образования целенаправленная работа по развитию педагогической компетентности учителя русского языка проводится при условии:
• признания необходимости интеграции теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности;
• методологической обоснованности обучения русскому языку в контексте культуры русского народа и культуры межнациональных отношений, с учетом функционирования русского языка как государственного языка РФ и одного из международных языков;
• сохранения творческого потенциала историко-культурных традиций обучения русскому языку;
• своевременного выявления тенденций изменения федерального и регионального образовательного пространства;
• научной корректности и диагностичности опытно¬экспериментальной и инновационной работы, то повышение квалификации учителей станет процессом управляемым, продуктивным, адекватным прогрессивной динамике гуманизации системы непрерывного образования.
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать влияние историко-культурных традиций и современных тенденций функционирования русского языка на образовательный процесс учреждений дополнительного профессионального образования.
2. Выявить возможности включения в учебный процесс аналитической информации о педагогических традициях и современных тенденциях обучения русскому языку с учетом федеральной и региональной специфики.
3. Обосновать содержание и структуру работы по повышению квалификации учителей, ориентированной на принципы обучения русскому языку в контексте культуры русского народа и культуры межнациональных отношений.
4. Повысить мотивацию учителей к самовоспитанию и саморазвитию качеств Личности, Гражданина, Профессионала.
5. Обеспечить включение слушателей курсов повышения квалификации в долгосрочные мониторинговые исследования качества обучения русскому языку.
Методологическую основу исследования определили философские законы о диалектической взаимозависимости и взаимообусловленности явлений в условиях исторического, актуального и будущего времени; о единстве теории и практики; языка и мышления; всеобщего, общего, особенного и единичного; о развитии личности как субъекта учебной и трудовой деятельности; личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, системный подход в образовании.
Методы исследования: теоретические - анализ изученной психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы, научных трудов по философии, культурологи, социологии; эмпирические - наблюдение, диагностирование, анкетирование, мониторинг, метод экспертных оценок; экспериментальные - проектирование, моделирование, организация и анализ опытно-экспериментальной работы; статистические методы обработки экспериментальных данных.
Теоретическая основа исследования формировалась с учетом научных трудов концептуального способа описания модели системы развития педагогической компетентности учителя, позволившей определить психолого-педагогические, лингвометодические, социокультурные ресурсы развития компетентности учителя русского языка в процессе повышения квалификации на базе учреждений дополнительного профессионального образования (С.К. Бондырева,В.Ф. Вишнякова, В.Н. Гуров, С.И. Змеев, И.С. Котлярова, Н.В. Кузьминова, Ю.Н. Кулюткин, Ю.А. Лобейко, С.Е. Назарова, Э.М. Никитин, А.Н. Осипова, А.Ю. Панасюк, Л.А. Регуш, Л.Я. Селюкова, Т.А. Сергеева, В.П. Симонов, Г.С. Сухобская, Н. М. Уварова, Л.Д. Федотова). Философско-методологические закономерности педагогического исследования определялись в русле позиций В.П. Беспалько, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, В.И. Каширина, Ю.Г. Круглова, В.М. Монахова, С.Д. Полякова, В.В. Серикова, Н.Ф. Талызиной, Я.С. Турбовского, В.А. Шаповалова, Д.И. Фельдштейна и др. Методические и технологические подходы к науч¬ной разработке моделей развития педагогической компетентности учителей русского языка на этапе последипломного образования соответствовало логике концептуальных трудов Е.А. Быстровой, Т.Г. Винокур, И.А. Зимней, С.Г. Ильенко, Ю.Н. Караулова, Ю.И. Леденева, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, Е.Г. Саяховой, Г.А. Фомичевой, И.А. Шаповаловой, М.Х. Шхапацевой, Л.В. Щербы и др. В диссертации использованы материалы, посвященные психолого-педагогическим основам формирования и развития готовности учителя к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на обучение, воспитание и развитие языковой личности (Б.Г. Ананьев И.В. Бестужев-Лада, Е.Д. Божович, Л.И. Божович, В.П. Зинченко, В.А. Кан-Калик, Д.Г. Левитес и др.). В исследовании использованы данные о традициях и тенденциях развития педагогических систем обучения русскому языку в аспекте специфических особенностей образовательного пространства - федерального и регионального.
База исследования: учреждения дополнительного профессионального образования Ставропольского края (Ставропольский краевой институт развития образования - СКИРО, Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования - СКИПКРО), факультеты повышения квалификации и дополнительного образования Ставропольского государственного университета - СГУ, Пятигорского государственного лингвистического университета - ПГЛУ, Карачаево-Черкесского государственного университета - КЧГУ.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение 5 лет (1999 -2004 гг.) и включало три взаимосвязанных этапа. Первый этап (1999-2001 гг.) - изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической, философской литературы по проблеме исследования; реально¬го состояния обучения учителей в учреждениях дополнительного профессионального образования. На данном этапе уточнена проблема исследования, его цель и задачи, сформулирована рабочая гипотеза, осуществлено планирование формирующего эксперимента.
На втором этапе (2001-2003 гг.) разработана методика формирующего эксперимента, определены сущностные характеристики учебной и профессиональной деятельности слушателей курсов повышения квалификации, направленной на развитие педагогической компетентности, адекватной прогрессивным требованиям формирования у учащихся общеобразовательных учреждений языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций.
Третий этап (2003-2004 гг.) характеризовался контролем и оценкой результатов педагогического эксперимента, диагностикой изменений профессионально и личностно значимых качеств учителей, корректировкой положений, выносимых на защиту. На этом этапе проверена и доказана справедливость гипотезы исследования, завершена апробация ее результатов, активизирован процесс внедрения в массовую педагогическую практику Ставропольского края и Карачаево-Черкесской республики.
Научная новизна исследования: получила решение актуальная проблема научно обоснованной характеристики феномена педагогическая компетентность, впервые определены психолого-педагогические, организационные и лингвометодические ресурсы развития компетентности учителя русского языка в условиях обучения на курсах повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Теоретическая значимость исследования определяется значимостью полученных результатов для развития теории и методики профессионального образования учителя, позволивших определить ресурсный потенциал активного управления учреждением дополнительного профессионального образования, педагогическим процессом развития компетентности учителя русского языка через учебную и профессиональную деятельность на курсах повышения квалификации; разработкой механизма интеграции теоретической и практической готовности учителя к осуществлению обучения русскому языку в контексте культуры русского народа и культуры межнационального отношения с учетом его статусных функций - государственного языка РФ и одного из международных языков; созданием психолого-педагогических условий универсального развития личности педагога, способного к творческой адаптации историко-культурных традиций и тенденций функционирования русского языка в современном информационном обществе.
Практическая значимость исследования состоит в разработке условий мотивированного саморазвития профессиональной компетентности учителя, целенаправленного воспитания качеств личности, гражданина, профессионала, высокого интереса к участию в актуально значимых мониторинговых исследованиях слушателями курсов повышения квалификации качества обучения русскому языку в регионе. Предложенные в диссертации рекомендации могут быть использованы не только в учреждениях дополнительного профессионального образования, но и в профессиональной подготовке.
Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, логикой целостной системы содержательных, структурных и функциональных характеристик педагогического эксперимента, адекватностью методов исследования его цели и задачам, многофакторным анализом полученных результатов, подтвердивших справедливость гипотезы и положений, вынесенных на защиту.
Положения, выносимые на защиту.
1. Компетентность учителя определяет его конкурентоспособные качества, спрос на рынке труда его профессиональной деятельности.
2. Мотивированность и эффективность профессиональной и учебной деятельности учителей на курсах повышения квалификации учреждений дополнительного профессионального образования определяются способностью объективно оценивать актуальный уровень совей компетентности и проектировать ее качественные изменения через достижение конкретно сформулированных целей и задач развития педагогической компетентности.
3. Развитие педагогической компетентности является педагогическим процессом саморазвития, в рамках которого учитель приобретает способность программировать свою деятельность, ориентироваться на профессионально-личностный рост, на повышение уровня потребностей в профессиональной деятельности (принадлежность к учительству), в признании значимости профессионального труда и уважении в обществе, на повышение уровня индивидуальных потребностей в творческом самовыражении через высокое качество профессиональной деятельности.
4. Результаты учебной и профессиональной деятельности учителя по развитию педагогической компетентности на курсах повышения квалификации должны быть диагностируемыми, соотносимыми с логикой прогнозированных целей и задач профессионального и личностного роста учителя.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на III Между¬народном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2001); на четвертой Всероссийской научной конференции «Этнос. Язык. Культура: Культурные смыслы в народном языке и художественных текстах» (Славянск-на-Кубани, 2002); на межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (Ставрополь, 2002); на региональной научно¬практической конференции «Эвристическое образование - 6» (Ставрополь,2003) ; на международной научно-практической конференции «Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования» (Смоленск,2004) ; на научно-методических конференциях преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2003-2004); на ежегодных Днях славянской письменности на Ставрополье (2001-2004); на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы СГУ, кафедры филологии и лаборатории Русский язык СКИПКРО.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введении, двух глав, заключения, списка литературы. Основной текст диссертации представлен на 178 страницах. Список литературы включает 220 наименований. Работа содержит 4 рисунка, 22 таблицы.
Глубокие социальные перемены, произошедшие в России в конце XX века, определили новые пути развития общества и личности. Активность динамических процессов, изменив качество жизни страны, изменила саму страну. Все это оказало влияние на различные сферы деятельности человека.
Государственная политика Российской Федерации в области образования развивает функции русского языка, которому предписывается быть предметом обучения и основным средством обучения. Исходя из этого, определяются особенности формирования новой языковой политики в условиях стратегической ориентации на непрерывность и гуманизацию с приоритетностью направлений гуманитаризации.
В таких исторически значимых условиях вступают в очевидные противоречия факторы повышения статусности русского языка, признанного государственным языком РФ и объективные реалии жизни русского языка - сужение функций и сферы распространения на территории бывшего СССР и в странах разрушенного социалистического лагеря; бурное развитие учреждений образования различного типа и вида, с одной стороны, с другой - снижение качества речи на русском языке, являющемся средством обучения; привлекательность инновационных процессов и широкомасштабных педагогических экспериментов с одной стороны, с другой - утрата престижности профессии учителя русского языка и литературы. Увеличение качества и объема научных исследований проблем современного русского языка, теории и методики обучения и воспитания (русский язык), теории и методики профессионального образования не переходит в качество обучения русскому языку: в учреждениях образования наблюдается снижение интереса к занятиям по русскому языку и культуре русской речи на фоне консервативной организации обучения русскому языку.
Ориентируясь на известную педагогическую истину: качество знаний, умений и навыков, отношение к учебному предмету определяется качеством обучения, - в завершенном педагогическом исследовании в соответствии с программными документами в области образования создана система научно-методического обеспечения обучения русскому языку в учреждениях образования - от дошкольных до последипломных (дополнительное профессиональное образование). Внедрение результатов диссертационной работы в массовую педагогическую практику позволило концентрировать усилия филологической, психолого-педагогической науки, практики деятельности учреждений общего и профессионального образования на создание механизма повышения профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих обучение русскому языку. Апробация результатов научно-исследовательской работы осуществлялась в специально созданных лабораториях Ставропольского краевого института развития образования, Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, в академических лабораториях Ставропольского государственного университета, Пяти¬горского государственного лингвистического университета, на заседаниях методических объединений учителей (СОШ № 6 пос. Комсомолец Кировского района, Расшеватская гимназия № 9 Новоалександровского района), школьной лаборатории Русский язык СОШ № 2 г. Ставрополя.
Анализ полученных результатов позволил оперативно информировать учреждения дополнительного профессионального образования о тенденциях развития обучения русскому языку, особенностях использования традиций воспитания любви к русскому языку, об инновационных методиках и технологиях повышения уровня владения русским языком и культурой речи на русском языке. Информационно-аналитическая работа, направленная на обеспечение учителей и преподавателей русского языка актуальными знаниями, сопровождалась их активным участием в мониторинговых исследованиях профессиональных компетенций педагогов, орфографической, пунктуационной, и речевой грамотности студентов и школьников.
Итак, разработанная и апробированная система развития педагогической компетентности учителя русского языка в процессе обучения на курсах повышения квалификации оказала существенное прогрессивное влияние на повышение творческого потенциала учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного профессионального образования. В процессе опытно-экспериментальной работы разрешены противоречия между историко-культурными традициями преподавания русского языка в школах с авторитарным стилем руководства и тенденциями обучения русскому языку в школах с демократическим стилем управления. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о решении проблемы исследования: в диссертационной работе дается ответ на вопрос о том, какими содержательно¬структурными и функциональными особенностями характеризуются организационные, психолого-педагогические и лингвометодические ресурсы развития педагогической компетентности учителя русского языка в учреждениях дополнительного профессионального образования. Справедливость всех положений гипотезы доказана полученными результатами. Широкая география внедрения выводов и рекомендаций завершенного эксперимента свидетельствует о практической значимости работы учреждений дополнительного профессионального образования Ставропольского края по развитию педагогической компетентности учителей русского языка.
Государственная политика Российской Федерации в области образования развивает функции русского языка, которому предписывается быть предметом обучения и основным средством обучения. Исходя из этого, определяются особенности формирования новой языковой политики в условиях стратегической ориентации на непрерывность и гуманизацию с приоритетностью направлений гуманитаризации.
В таких исторически значимых условиях вступают в очевидные противоречия факторы повышения статусности русского языка, признанного государственным языком РФ и объективные реалии жизни русского языка - сужение функций и сферы распространения на территории бывшего СССР и в странах разрушенного социалистического лагеря; бурное развитие учреждений образования различного типа и вида, с одной стороны, с другой - снижение качества речи на русском языке, являющемся средством обучения; привлекательность инновационных процессов и широкомасштабных педагогических экспериментов с одной стороны, с другой - утрата престижности профессии учителя русского языка и литературы. Увеличение качества и объема научных исследований проблем современного русского языка, теории и методики обучения и воспитания (русский язык), теории и методики профессионального образования не переходит в качество обучения русскому языку: в учреждениях образования наблюдается снижение интереса к занятиям по русскому языку и культуре русской речи на фоне консервативной организации обучения русскому языку.
Ориентируясь на известную педагогическую истину: качество знаний, умений и навыков, отношение к учебному предмету определяется качеством обучения, - в завершенном педагогическом исследовании в соответствии с программными документами в области образования создана система научно-методического обеспечения обучения русскому языку в учреждениях образования - от дошкольных до последипломных (дополнительное профессиональное образование). Внедрение результатов диссертационной работы в массовую педагогическую практику позволило концентрировать усилия филологической, психолого-педагогической науки, практики деятельности учреждений общего и профессионального образования на создание механизма повышения профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих обучение русскому языку. Апробация результатов научно-исследовательской работы осуществлялась в специально созданных лабораториях Ставропольского краевого института развития образования, Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, в академических лабораториях Ставропольского государственного университета, Пяти¬горского государственного лингвистического университета, на заседаниях методических объединений учителей (СОШ № 6 пос. Комсомолец Кировского района, Расшеватская гимназия № 9 Новоалександровского района), школьной лаборатории Русский язык СОШ № 2 г. Ставрополя.
Анализ полученных результатов позволил оперативно информировать учреждения дополнительного профессионального образования о тенденциях развития обучения русскому языку, особенностях использования традиций воспитания любви к русскому языку, об инновационных методиках и технологиях повышения уровня владения русским языком и культурой речи на русском языке. Информационно-аналитическая работа, направленная на обеспечение учителей и преподавателей русского языка актуальными знаниями, сопровождалась их активным участием в мониторинговых исследованиях профессиональных компетенций педагогов, орфографической, пунктуационной, и речевой грамотности студентов и школьников.
Итак, разработанная и апробированная система развития педагогической компетентности учителя русского языка в процессе обучения на курсах повышения квалификации оказала существенное прогрессивное влияние на повышение творческого потенциала учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного профессионального образования. В процессе опытно-экспериментальной работы разрешены противоречия между историко-культурными традициями преподавания русского языка в школах с авторитарным стилем руководства и тенденциями обучения русскому языку в школах с демократическим стилем управления. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о решении проблемы исследования: в диссертационной работе дается ответ на вопрос о том, какими содержательно¬структурными и функциональными особенностями характеризуются организационные, психолого-педагогические и лингвометодические ресурсы развития педагогической компетентности учителя русского языка в учреждениях дополнительного профессионального образования. Справедливость всех положений гипотезы доказана полученными результатами. Широкая география внедрения выводов и рекомендаций завершенного эксперимента свидетельствует о практической значимости работы учреждений дополнительного профессионального образования Ставропольского края по развитию педагогической компетентности учителей русского языка.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Развитие педагогической компетентности учителя в учреждениях дополнительного профессионального образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Рекомендации по подготовке учебно-методических материалов для использования в государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральной противопожарной службы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2012 - РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2010 - Управление информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Становление исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРАКТИКУЮЩИХ ВРАЧЕЙ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



