Особенности изучения темы «Разбор слова по составу» в начальной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. МОРФЕМНАЯ СТРУКТУРА СЛОВА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 9
1.1. Морфемный состав русского слова и принципы морфемного анализа слова 9
1.2 Трудные случаи морфемного анализа 16
1.2.1 Трудности, связанные с выделением окончания в слове 21
1.2.2 Трудности, связанные с выделением основы слова 22
1.2.3 Трудности, связанные с выделением корня в слове 24
1.2.4 Трудности, связанные с выделением суффикса в слове 27
1.2.5 Трудности, связанные с выделением приставки в слове 28
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 34
2.1 Анализ темы «Разбор слова по составу» в действующих школьных учебниках (учебный комплекс по выбору, можно несколько для сопоставления) 34
2.2. Понимание морфемного анализа учащимися начальной школы (опытно-экспериментальное исследование) 47
2.2.1 Констатирующий этап эксперимента 47
2.2.2. Формирующий этап эксперимента 53
2.2.3. Контрольный этап эксперимента 58
Выводы по 2 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66
Приложение
Глава 1. МОРФЕМНАЯ СТРУКТУРА СЛОВА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 9
1.1. Морфемный состав русского слова и принципы морфемного анализа слова 9
1.2 Трудные случаи морфемного анализа 16
1.2.1 Трудности, связанные с выделением окончания в слове 21
1.2.2 Трудности, связанные с выделением основы слова 22
1.2.3 Трудности, связанные с выделением корня в слове 24
1.2.4 Трудности, связанные с выделением суффикса в слове 27
1.2.5 Трудности, связанные с выделением приставки в слове 28
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 34
2.1 Анализ темы «Разбор слова по составу» в действующих школьных учебниках (учебный комплекс по выбору, можно несколько для сопоставления) 34
2.2. Понимание морфемного анализа учащимися начальной школы (опытно-экспериментальное исследование) 47
2.2.1 Констатирующий этап эксперимента 47
2.2.2. Формирующий этап эксперимента 53
2.2.3. Контрольный этап эксперимента 58
Выводы по 2 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66
Приложение
Актуальность исследования
В связи с тем, что перед современной школой в настоящее время стоит задача не столько вооружить ученика определённым багажом знаний, сколько научить самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, проблема развития мышления на уроках русского языка является актуальной.
Родной язык как учебный предмет содержит особые развивающие возможности, поскольку именно средствами родного языка формируются не только основы растущей личности, но и "характер познавательной деятельности человеческого мышления" (В. Гумбольдт).
Благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся является словообразование, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей.
Вопросом об изучении словообразования в начальной школе уже давно занимались такие крупнейшие методисты как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров. В частности, Ф.И. Буслаев обращал внимание на необходимость словообразовательной работы на уроках русского языка с целью более полного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словообразовательной работы на начальной ступени обучения русскому языку, её развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский.
Учёные-методисты связывали обучение словообразованию с развитием мыслительных способностей учащихся, отмечали, что работа со словообразовательными моделями должна, прежде всего, опираться на наблюдения явлений словопроизводства (Мережко 1996).
В настоящее время в методике появляются новые подходы, связанные с разработкой такой системы обучения, которая наиболее эффективно решила бы задачи речевого развития школьников.
Усиление внимания к содержательной стороне изучаемых явлений способствует преодолению формализма в обучении.
Практические наблюдения и исследования показывают, что чем быстрее, увереннее и правильнее учащиеся анализируют состав слова, тем выше их орфографическая грамотность. Если ученики будут свободно ориентироваться в структуре слова, научатся выделять и отождествлять повторяющиеся в сотнях слов морфемы, они и слова будут писать правильно. Умение анализировать состав слова значительно облегчает усвоение орфографических правил.
В работе предпринята попытка рассмотрения формирования у младших школьников навыков морфемного членения слова и словообразовательного анализа слова.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов:
Во-первых, пристальным интересом современной методики к вопросам лингвистической науки, в том числе и из области морфемики и словообразования;
Во-вторых, недостаточной ясностью в порядке и объеме введения знаний из области морфемики и словообразования в курс русского языка начальных классов.
В-третьих, открытым остается вопрос об эффективности сложившихся приемов работы над составом слова.
Таким образом, наше исследование посвящено проблеме: как совершенствовать систему работы над составом слова на уроках русского языка в современной начальной школе.
Объект исследования - тема "Разбор слова по составу" в начальной школе.
Предмет исследования -эффективные приемы работы по теме "Разбор слова по составу" в начальной школе.
Теоретическая база исследования. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных методистов в области работы над составом слова в начальной школе (М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского и др.). В методических разработках последних десятилетий по словообразованию в начальных классах основное внимание уделяется роли морфемики в развитии речи учащихся (например, в диссертационных исследованиях Е. Г. Мережко, Н. П. Баткуновой, В.И. Зимненко, М. Г. Кудряшёвой (Таратовой) и др.).
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения отобранных и предложенных нами упражнений в практике работы учителей начальной школы.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: работа по теме "состав слова" будет эффективной в том случае, если учитель обогащает дидактический материал учебника, а предложенная им система упражнений побуждает учащихся, с одной стороны, обратить внимание на особенности образования слов, на их морфемный состав, а с другой - установить связь между морфемным составом слова и его принадлежностью к определенной части речи.
Целью исследования является рассмотрение и анализ особенностей изучения темы "Разбор слова по составу" в начальной школе.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решение задач:
1. Провести теоретический анализ морфемной структуры слова в русском языке.
2. Рассмотреть и уточнить трудные случаи морфемного анализа, связанные с выделением окончания в слове, основы слова, корня в слове, суффикса в слове, приставки в слове.
3. Провести анализ темы «Разбор слова по составу» в действующих школьных учебниках.
4. Провести констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, направленные на апробацию серии упражнений по обучению понимания морфемного анализа учащимися начальной школы.
Методы исследования (теоретические и практические): анализ научно-методической литературы, анализ современного состояния исследуемого вопроса, наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), количественная обработка данных и обобщение практических данных.
База исследования - исследование проводилось в 4-ом классе ГБОУ ЦО № 5 города Красноярска. Школа работает по программе "Школа России" (А. А.Плешаков). Обучение русскому языку проводится по учебникам Т. Г. Рамзаевой.
Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, двух глав, подразделяющихся на параграфы, заключения, списка литературы, двух приложений, в которых представлены работы школьников до проведения эксперимента и после.
В связи с тем, что перед современной школой в настоящее время стоит задача не столько вооружить ученика определённым багажом знаний, сколько научить самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, проблема развития мышления на уроках русского языка является актуальной.
Родной язык как учебный предмет содержит особые развивающие возможности, поскольку именно средствами родного языка формируются не только основы растущей личности, но и "характер познавательной деятельности человеческого мышления" (В. Гумбольдт).
Благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся является словообразование, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей.
Вопросом об изучении словообразования в начальной школе уже давно занимались такие крупнейшие методисты как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров. В частности, Ф.И. Буслаев обращал внимание на необходимость словообразовательной работы на уроках русского языка с целью более полного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словообразовательной работы на начальной ступени обучения русскому языку, её развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский.
Учёные-методисты связывали обучение словообразованию с развитием мыслительных способностей учащихся, отмечали, что работа со словообразовательными моделями должна, прежде всего, опираться на наблюдения явлений словопроизводства (Мережко 1996).
В настоящее время в методике появляются новые подходы, связанные с разработкой такой системы обучения, которая наиболее эффективно решила бы задачи речевого развития школьников.
Усиление внимания к содержательной стороне изучаемых явлений способствует преодолению формализма в обучении.
Практические наблюдения и исследования показывают, что чем быстрее, увереннее и правильнее учащиеся анализируют состав слова, тем выше их орфографическая грамотность. Если ученики будут свободно ориентироваться в структуре слова, научатся выделять и отождествлять повторяющиеся в сотнях слов морфемы, они и слова будут писать правильно. Умение анализировать состав слова значительно облегчает усвоение орфографических правил.
В работе предпринята попытка рассмотрения формирования у младших школьников навыков морфемного членения слова и словообразовательного анализа слова.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов:
Во-первых, пристальным интересом современной методики к вопросам лингвистической науки, в том числе и из области морфемики и словообразования;
Во-вторых, недостаточной ясностью в порядке и объеме введения знаний из области морфемики и словообразования в курс русского языка начальных классов.
В-третьих, открытым остается вопрос об эффективности сложившихся приемов работы над составом слова.
Таким образом, наше исследование посвящено проблеме: как совершенствовать систему работы над составом слова на уроках русского языка в современной начальной школе.
Объект исследования - тема "Разбор слова по составу" в начальной школе.
Предмет исследования -эффективные приемы работы по теме "Разбор слова по составу" в начальной школе.
Теоретическая база исследования. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных методистов в области работы над составом слова в начальной школе (М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского и др.). В методических разработках последних десятилетий по словообразованию в начальных классах основное внимание уделяется роли морфемики в развитии речи учащихся (например, в диссертационных исследованиях Е. Г. Мережко, Н. П. Баткуновой, В.И. Зимненко, М. Г. Кудряшёвой (Таратовой) и др.).
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения отобранных и предложенных нами упражнений в практике работы учителей начальной школы.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: работа по теме "состав слова" будет эффективной в том случае, если учитель обогащает дидактический материал учебника, а предложенная им система упражнений побуждает учащихся, с одной стороны, обратить внимание на особенности образования слов, на их морфемный состав, а с другой - установить связь между морфемным составом слова и его принадлежностью к определенной части речи.
Целью исследования является рассмотрение и анализ особенностей изучения темы "Разбор слова по составу" в начальной школе.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решение задач:
1. Провести теоретический анализ морфемной структуры слова в русском языке.
2. Рассмотреть и уточнить трудные случаи морфемного анализа, связанные с выделением окончания в слове, основы слова, корня в слове, суффикса в слове, приставки в слове.
3. Провести анализ темы «Разбор слова по составу» в действующих школьных учебниках.
4. Провести констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, направленные на апробацию серии упражнений по обучению понимания морфемного анализа учащимися начальной школы.
Методы исследования (теоретические и практические): анализ научно-методической литературы, анализ современного состояния исследуемого вопроса, наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), количественная обработка данных и обобщение практических данных.
База исследования - исследование проводилось в 4-ом классе ГБОУ ЦО № 5 города Красноярска. Школа работает по программе "Школа России" (А. А.Плешаков). Обучение русскому языку проводится по учебникам Т. Г. Рамзаевой.
Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, двух глав, подразделяющихся на параграфы, заключения, списка литературы, двух приложений, в которых представлены работы школьников до проведения эксперимента и после.
По мнению методистов и учителей, изучение морфемной структуры слов имеет исключительно важное значение в развитии лингвистических способностей детей и их общем развитии.
Невозможно переоценить роль понимания структуры слова в обучении чтению и правописанию. Прежде всего, мы узнаем слова при чтении и воссоздаем при письме по их значимым частям-морфемам. Кроме того, изучение состава слова заключает в себе богатейшие возможности для развития интереса детей к миру языка.
Поэтому в настоящее время практически ни у кого не вызывает сомнения необходимость изучения элементов морфемики уже в начальных классах. Анализ производной лексики, наблюдения за процессом образования слов родного языка, особенностями употребления производных слов с учетом их значения и стилистической окраски обостряют внимание учащихся к слову, позволяют глубже разобраться в его лексическом значении, обогащая, таким образом, словарь школьников, способствуют более осознанному усвоению орфографии, языковых закономерностей, развитию языкового чутья младших школьников.
Для успешного рассмотрения вопросов, связанных с морфемным анализом слова, учителю необходимо иметь прочную теоретическую базу в области морфемики.
В современной начальной школе курс русского языка включает для освоения раздел морфемики: состав слова, выделение значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания, различение однокоренных слов и форм одного и того же слова, проверка слов с безударными гласными, парными и непроизносимыми согласными разными способами (изменением формы слова, подбор однокоренного слова).
Высоко оценивая значение работы в области морфемики в начальной школе для формирования приемов мыслительной деятельности, мы в нашей работе провели трехступенчатый эксперимент: констатирующий - формирующий - контрольный. В ходе проведения опытно - экспериментальной работы по закреплению и контролю за знаниями и умениями в разделе морфемики в начальных классах было установлено:
- в начале четвертого года обучения навыки словообразовательного анализа были сформированы слабо, школьники делали много ошибок при подборе слов по предложенной схеме;
- актуализация и закрепление знаний в области морфемики происходили достаточно успешно в процессе изучения в четвертом классе морфологии, что и было зафиксировано в формирующем эксперименте;
- финальный срез контрольного эксперимента, проведенный в конце четвертого года обучения, показал повышение уровня сформированности знаний и умений в области морфемики.
Анализ количества и характера ошибок привёл нас к выводу, что об уровне осознания роли той или иной морфемы учитель может судить по следующим показателям:
- умение учащегося выделить морфему из слова,
-умение самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава,
- умение словесно объяснить роль морфемы в слове,
- умение правильно употребить в предложении слова с приставками и суффиксами.
При сравнительном разборе работ учеников мы пришли к однозначному мнению о том, что истоки ошибок следует искать в дефектах практики обучения.
Отметим при этом, что мыслительные операции, задействованные в выяснении словообразовательных связей и описанные в нашем исследовании, являются лишь своего рода "инструментом" морфемного и словообразовательного разборов. Гораздо более важным, по нашему мнению, является вопрос о том, для чего использовать эти инструменты.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что работа по теме "Состав слова" будет эффективной в том случае, если учитель обогащает дидактический материал учебника, а предложенная им система упражнений побуждает учащихся обратить внимание на особенности образования слов, на их морфемный состав, на связь между морфемным составом слова и его принадлежностью к определенной части речи, полностью подтвердилась. Цели и задачи, намеченные нами в начале работы, были достигнуты.
Описание приемов и методов использования словообразовательного анализа как способа активизации познавательной деятельности в системе развивающего обучения требует в будущем специального исследования. Данное направление можно считать перспективой нашей работы.
Невозможно переоценить роль понимания структуры слова в обучении чтению и правописанию. Прежде всего, мы узнаем слова при чтении и воссоздаем при письме по их значимым частям-морфемам. Кроме того, изучение состава слова заключает в себе богатейшие возможности для развития интереса детей к миру языка.
Поэтому в настоящее время практически ни у кого не вызывает сомнения необходимость изучения элементов морфемики уже в начальных классах. Анализ производной лексики, наблюдения за процессом образования слов родного языка, особенностями употребления производных слов с учетом их значения и стилистической окраски обостряют внимание учащихся к слову, позволяют глубже разобраться в его лексическом значении, обогащая, таким образом, словарь школьников, способствуют более осознанному усвоению орфографии, языковых закономерностей, развитию языкового чутья младших школьников.
Для успешного рассмотрения вопросов, связанных с морфемным анализом слова, учителю необходимо иметь прочную теоретическую базу в области морфемики.
В современной начальной школе курс русского языка включает для освоения раздел морфемики: состав слова, выделение значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания, различение однокоренных слов и форм одного и того же слова, проверка слов с безударными гласными, парными и непроизносимыми согласными разными способами (изменением формы слова, подбор однокоренного слова).
Высоко оценивая значение работы в области морфемики в начальной школе для формирования приемов мыслительной деятельности, мы в нашей работе провели трехступенчатый эксперимент: констатирующий - формирующий - контрольный. В ходе проведения опытно - экспериментальной работы по закреплению и контролю за знаниями и умениями в разделе морфемики в начальных классах было установлено:
- в начале четвертого года обучения навыки словообразовательного анализа были сформированы слабо, школьники делали много ошибок при подборе слов по предложенной схеме;
- актуализация и закрепление знаний в области морфемики происходили достаточно успешно в процессе изучения в четвертом классе морфологии, что и было зафиксировано в формирующем эксперименте;
- финальный срез контрольного эксперимента, проведенный в конце четвертого года обучения, показал повышение уровня сформированности знаний и умений в области морфемики.
Анализ количества и характера ошибок привёл нас к выводу, что об уровне осознания роли той или иной морфемы учитель может судить по следующим показателям:
- умение учащегося выделить морфему из слова,
-умение самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава,
- умение словесно объяснить роль морфемы в слове,
- умение правильно употребить в предложении слова с приставками и суффиксами.
При сравнительном разборе работ учеников мы пришли к однозначному мнению о том, что истоки ошибок следует искать в дефектах практики обучения.
Отметим при этом, что мыслительные операции, задействованные в выяснении словообразовательных связей и описанные в нашем исследовании, являются лишь своего рода "инструментом" морфемного и словообразовательного разборов. Гораздо более важным, по нашему мнению, является вопрос о том, для чего использовать эти инструменты.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что работа по теме "Состав слова" будет эффективной в том случае, если учитель обогащает дидактический материал учебника, а предложенная им система упражнений побуждает учащихся обратить внимание на особенности образования слов, на их морфемный состав, на связь между морфемным составом слова и его принадлежностью к определенной части речи, полностью подтвердилась. Цели и задачи, намеченные нами в начале работы, были достигнуты.
Описание приемов и методов использования словообразовательного анализа как способа активизации познавательной деятельности в системе развивающего обучения требует в будущем специального исследования. Данное направление можно считать перспективой нашей работы.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Сочинения-описания в начальных классах
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности умения разбирать слово по составу в 4 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений (Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Ошибки в выделении приставок и суффиксов у учащихся начальных классов, пути их предупреждения и исправления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА НА ОСНОВЕ СТРУКТУРНО- СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ
МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА НА ОСНОВЕ
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыков словообразовательного анализа в начальной школе (Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Отчет по научно-исследовательской практике (Омский Государственный Педагогический Университет, МБОУ «Большепесчанская СОШ» (Называевский муниципальный район, Омская область))
Отчеты по практике, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023



