Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭКОСИСТЕМАМИ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ»

Работа №28433

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы126
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
366
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические основы ознакомления с экосистемами в курсе «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность экосистем 7
1.2 Анализ программы «Школа России» по изучению экосистем в курсе
«Окружающий мир» 14
Глава 2. Методические приемы ознакомления младших школьников с экосистемами в процессе изучения курса «Окружающий мир» 24
2.1 Анализ и интерпретация результатов опытно - экспериментальной
работы 24
2.2 Методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с
экосистемами по программе «Школа России» 33
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение


Актуальность работы обусловлена, прежде всего, требованиями социума в формировании экологически грамотных членов общества. Изучение практики работы учителей начальных классов и анализ экологического образования младших школьников позволил сделать вывод, что не все школьники успешно овладевают комплексом сложных экологических знаний, недостаточно прочно сформированы экологические умения, многие учащиеся не имеют тех необходимых качеств личности, которые выражаются в экологической ответственности, не всегда реализуется опыт творческой экологической деятельности. Недостаточна межпредметная связь построения программ по экологическому образованию, не обеспечена преемственность при переходе учащихся из начальной школы, ощутим дефицит педагогических, профессиональных кадров.
Согласно ФГОС НОО, у младших школьников должны формироваться:1) осознание целостной картины окружающего мира; 2) основы экологической грамотности; 3) элементарные правила поведения в мире природы и людей; 4) нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде [44].
Проблеме экологии посвящены работы таких исследователей как: Л. И . Егоренков, А. А . Плешаков, Е. С . Повленко, В. Д Валова, В. В. Маврищев.
Цель исследования : выявить методические приемы ознакомления младших школьников с экосистемами по программе «Школа России» и разработать методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с экосистемами.
Объект исследования - ознакомление с экосистемами в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Предмет исследования : ознакомление с экосистемами в процессе изучения предмета «Окружающий мир» по программе «Школа России».
Гипотеза понимание темы для младших школьников будет эффективным, если использовать различные приемы ознакомления младших школьников с экосистемами по программе «Школа России».
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность экосистемы.
2. Проанализировать программу «Школа России» в контексте исследования по изучению экосистем в курсе «Окружающий мир».
3. Проанализировать и интерпретировать результаты опытно экспериментальной работы.
4. Разработать методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с экосистемами по программе «Школа России».
Методы исследования: анализ теоретических и методических
источников по проблеме исследования , педагогический эксперимент, анализ результатов экспериментальной работы , качественная и количественная обработка данных.
Экспериментальная база исследования - Топановская СОШ № 16 им. Н. Н. Кокова.
Практическая значимость исследования: материалы выпускного исследования могут, быть использованы студентами вуза при подготовке к семинарам, практическим занятиям по дисциплине «и методике преподавания Окружающий мир».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения , двух глав, заключения и списка использованных источников (46 наименований), приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив и проанализировав специальную учебно-методическую литературу по теме исследования, мы рассмотрели понятие экосистемы и пришли к выводу, что экосистема представляет собой функциональное единство живых организмов (животные , растения грибы, микроорганизмы) и среды их обитания (климат, почва , вода).
Проанализировав программу «Школа России», мы выявили следующие методический приемы: прием формирования мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, активизация внутренних чувств учащихся связанный с изучением материала урока, приемы контроля и самоконтроля, приемы работы в коллективе и индивидуальной работе. Мы пришли к заключению, что в основе построения программы лежит экологический принцип, это вызвано велением времени, и основные темы экологического содержания в программе А. А Плешакова являются: «Мир глазами эколога», ознакомление с экосистемами (пруд лес водоем поле), «Охрана природы». В 3 -ем классе дети знакомятся с правилами поведения в лесу, охране животных, о великом круговороте жизни. В 4 классе дети расширяют свой кругозор о природных зонах, а также пополняют знания о природных сообществах, на таких уроках как «Тундра», «Лес и человек», «Зона степей». Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы.
При изучении экосистем закладываются основы понимания материальности с помощью приемов учебной деятельности, развитие объектов природы (законы равновесия в экосистеме, круговорот веществ). Чем больше увязан новый материал с усвоенными ранее знаниями, опытом, тем он интереснее для учащихся, тем больше знаний они получают, также, прием вовлечение учащихся в самостоятельный поиск и открытие новых знаний; создание ситуации успеха. В них отражен определенный уровень изученности учебного материала об экосистемах, обобщены существенные признаки изучаемых объектов и явлений. С помощью этих приемов младшие школьники проникают в сущность изучаемых предметов и явлений.
Отбор разнообразных приемов учителем организации работы учащихся на уроке, способствует, повышению знаний об экосистемах чем больше увязан новый материал с усвоенными ранее знаниями, опытом, тем он интереснее для учащихся, тем больше знаний они получают, также, прием вовлечение учащихся в самостоятельный поиск и открытие новых знаний; создание ситуации успеха. Надо отметить что, когда младший школьник вовлечен в процесс полностью, он научается большему. При таких условиях возможно раскрыть способности детей, создать для них ситуацию успеха, что поможет сформировать высокий уровень знаний.
Понимание темы для младших школьников будет эффективным, если использовать различные приемы ознакомления младших школьников с экосистемами по программе «Школа России»
Итак, цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.



1. Алексеев, В. П. Очерки экологии человека / В. П. Алексеев. - Москва : Наука, 2008. - 191 с.
2. Алексеев, С. В. Идея целостности в системе экологического образования / С. В. Алексеев, Л. В. Симонова // Начальная школа. - 2007. - № 1. - С. 41 -47.
3. Андерсен, Дж. М. Экология и науки об окружающей среде: биосфера, экосистемы, человек : учебное пособие / Дж. М. Андерсен. - Ленинград : Гидрометеоиздат, 1985. - 168 с.
4. Акимова, Т. А. Экология / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. - Москва : Юнити- Дана, 2001. - 343 с.
5. Будыко, М. И. Глобальная экология: учебное пособие / М. И. Будыко. - Москва : Мысль, 2007. - 328 c.
6. Валова, В. Д. Основы экологии: учебное пособие / В. Д. Валова. - Москва : Дашков и К0, 2001. - 220 с.
7. Вронский, В. А. Экология : словарь справочник / В. А. Вронский. - Ростов- на-Дону : Феникс, 2007. - 576 с.
8. Бигон, М. Экология. Особи, популяции и сообщества : в 2 т. / М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таунсенд. - Москва : Мир, 2007. - Т. 1. - 667 с.
9. Горелов, А. А. Экология : учебное пособие / А. А. Горелов. - Москва : Центр, 2007. - 240 с.
10. Гумилёв, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли : учебное пособие / Л. Н. Гумилёв. - Москва, 2004. - 462 с.
11. Дагбаева, Н. Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников / Н. Ж. Дагбаева // Начальная школа. - 2003. - № 6. - С. 21-23.
12. Дажо, Р. Основы экологии : учебное пособие / Р. Дажо. - Москва : Прогресс, 2007. - 415 c.
13. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л. И. Егоренков. - Москва : АРКТИ, 2000. - 128 с.
14. Казначеев, В. П. Очерки теории и практики экологии человека / В. П. Казначеев. - Москва : Наука, 2007. - 264 с.
15. Казначеев, В. П. Экология человека: основные проблемы / В. П. Казначеев.
- Москва : Наука, 2006. - 32 с.
16. Колесников, С. И. Экология / С. И. Колесников. - Москва : Дашков и К0; Ростов-на-Дону : Наука-пресс, 2007. - 384 с.
17. Коробкин, В. И. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Москва : Кнорус, 2009. - 345 с.
18. Лукаткин, А. С. Биология с основами экологии : учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Лукаткин, А. Б. Ручин, Т. Б. Силаева; под ред. А. С. Лукаткина. - Москва : Академия, 2008. - 400 с.
19. Максимов, А. А. Природные циклы : причины повторяемости экологических процессов / А. А. Максимов. - Санкт-Петербург : Наука, 2008.
- 236 с.
20. Маврищев, В. В. Основы экологии: учебное пособие / В. В. Маврищев. - Минск: Выш. шк., 2007. - 447 с.
21. Небел, Б. Наука об окружающей среде : как устроен мир : в 2 т. / Б. Небел.
- Москва : Мир, 2008. - Т. 2. - 336 с.
22. Новиков, А. Б. Экологическое сознание / А. Б. Новиков // Эволюция культуры: сб. науч. тр. - Воронеж: ВГУ, 2011. - С. 37-46.
23. Нестурх, М. Ф. Происхождение человека / М. Ф. Нестурх. - Москва : Наука, 2007. - 440 с.
24. Одум, Ю. Экология: в 2 т. / Ю. Одум. - Москва : Мир, 1986. - Т. 1. - 328 с.
25. Павленко, Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников / Е. С. Павленко // Начальная школа. - 2007. - № 5 - С. 78-80.
26. Петров, К. М. Общая экология: взаимодействие общества и природы / К. М. Петров. - Санкт-Петербург : Химиздат, 2000. - 352 с.
27. Пехов, А. П. Биология с основами экологии: учебник для вузов / А. П. Пехов. - Санкт-Петербург : Лань, 2001. - 672 с.
28. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : учебник / А. А. Плешаков. - Москва : Просвещение, 2013. - 143 с.
29. Плешаков, А. А. Экология для младших школьников / А. А. Плешаков. - Москва : Просвещение, 2002. - 46 с.
30. Пианка, Э. Эволюционная экология : учебник / Э. Пианка. - Москва : Мир, 2007. - 400 с.
31. Радкевич, В. А. Экология : учебное пособие / В. А. Радкевич. - Минск: Высшая школа, 2008. - 159 с.
32. Риклефс, Р. Основы общей экологии: учебное пособие / Р. Риклефс. - Москва : Мир, 2009. - 424 с.
33. Салеева, Л. П. О содержании экологического образования в начальной школе / Л. П. Салеева // Начальная школа. - 1993. - № 9. - С. 4-6.
34. Стадницкий, Г. В. Экология / Г. В. Стадницкий, А.И. Родионов. - Москва : Высшая школа, 2007. - 272 с.
35. Степановских, А. С. Общая экология : учебник для вузов / А. С. Степановских. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 687 с.
36. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека: учебник / П. Тейяр де Шарден. - Москва : Наука, 2009. - 120 с.
37. Уиттекер, Р. Сообщества и экосистемы : учебное пособие / Р. Уиттекер. - Москва : Прогресс, 2007. - 326 с.
38. Федоров, В. Д. Экология / В. Д. Федоров, Т. Г. Гильманов. - Москва : МГУ, 2008. - 463 с.
39. Христофорова, Н. К. Основы экологии / Н. К. Христофорова. - Владивосток : Дальнаука, 2008. - 516 с.
40. Черемисина, Л. Д. Основы экологии - младшим школьникам: практическое пособие / Л. Д. Черемисина. - Москва : АРКТИ, 2006. - 88 c.
41. Чернова, Н. М. Экология : учебник / А. М. Былова, Н. М. Чернова. - Москва : Дрофа, 2004. - 416 с.
42. Виноградова, Н. Ф. Начальная школа XXI века [Электронный ресурс] : программа обучения. - Режим доступа : http: //www.proshkolu.ru/user/lusiiy2/file
43. Ульчугашева, Е. Г. Экологическое образование младших школьников на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] / Е. Г. Ульчугашева // Проспект свободный - 2016 : материалы Всеросс. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, 15-25 апр. 2016 г. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2016. - Режим доступа : http://conf.sfu-kras.ru/
44. Федеральный государственный стандарт начального образования [Электронный ресурс] : Федер. закон от 06.10.2009 № 373 ред. от 26.11.2010 № 1241 // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: ЬИ:р://минобрнауки.рф
45. Федеральный государственный стандарт начального образования [Электронный ресурс] : федер. закон от 06.10.2009 № 373 ред. от 22.09.2011 № 2357 // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: ЬИ:р://минобрнауки.рф
46. Школа России [Электронный ресурс] : программа обучения. - Режим доступа : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/ -1-4


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ