ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ
|
Введение 5
1. Теоретические основы обучения дошкольников сочинению
сказок 8
1.1 Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка 8
1.2 Понятие детского словесного творчества 14
1.3 Особенности содержания и художественной формы сказок
о животных 20
1.4 Обзор педагогических исследований по теме работы 26
2. Опытно-экспериментальная работа по обучению старших дошкольников
сочинению сказок о животных 32
2.1 Изучение особенностей восприятия сказок, уровня развития связной
речи у старших дошкольников 32
2.2 Формирование связной речи в процессе сочинения детьми сказок о
животных 37
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение
1. Теоретические основы обучения дошкольников сочинению
сказок 8
1.1 Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка 8
1.2 Понятие детского словесного творчества 14
1.3 Особенности содержания и художественной формы сказок
о животных 20
1.4 Обзор педагогических исследований по теме работы 26
2. Опытно-экспериментальная работа по обучению старших дошкольников
сочинению сказок о животных 32
2.1 Изучение особенностей восприятия сказок, уровня развития связной
речи у старших дошкольников 32
2.2 Формирование связной речи в процессе сочинения детьми сказок о
животных 37
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение
Современное общество испытывает потребность в творческих личностях, способных предлагать нестандартное решение различных проблем, создавать оригинальный продукт. Поэтому одним из приоритетных направлений исследований становится изучение особенностей творческой деятельности ребенка и поиск путей ее формирования. В связи с этим процесс речевого развития в дошкольном образовании рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
Актуальность исследования. Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), декларирующие необходимость создания условий для развития творческих способностей у дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями каждого ребёнка.
В соответствии с ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, что позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. В направлении «Речевое развитие» ставится задача развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развития речевого творчества. Работа над реализацией этой задачи ведется постепенно в каждой возрастной группе [21].
Речевое развитие дошкольников - одна из центральных проблем современного дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие. От того, как развита речь ребёнка, зависят его успехи в школе. Важно, чтобы к моменту поступления в школу он научился произносить все звуки родного языка, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединить слова в предложения, а предложения в связные высказывания.
Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка.
Изучению особенностей речевого творчества дошкольников посвящены многочисленные научно-исследовательские труды учённых и педагогов (Л. С. Выготского, Н. С. Карпинской, К. Д. Ушинского, Е. А. Флёриной и др.). Ученые определили, что становление в дошкольном периоде креативных возможностей, систематическое совершенствование речевых способностей, овладение литературным языком считаются важными компонентами образованности и интеллигентности в будущем. Основными источниками становления речевого творчества считаются художественные произведения и фольклор.
В дошкольном возрасте дети обладают уникальными возможностями в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка - дошкольника. Большинство педагогических исследований доказывают, что старшие дошкольники обладают уникальными возможностями в области речевого творчества, они способны придумать оригинальные сказки в устной форме под влиянием и в результате специального обучения [8].
Цель исследования: выявить и апробировать на речевых занятиях методы и приёмы обучения старших дошкольников сочинению сказок о животных.
Объект исследования: процесс развития связной речи на речевых занятиях в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: методы и приёмы обучения сочинению сказок о животных на речевых занятиях в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: если на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками систематически использовать разнообразные методы и приёмы обучения сочинению сказок о животных (придумывание новых концовок к сказкам, коллективное рассказывание сказки, придумывание сюжета по теме и др.), то это будет способствовать самостоятельному сочинению сказок старшими дошкольниками, а следовательно, развитию связной речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «связная речь» и «детское словесное творчество».
2. Рассмотреть особенности содержания и художественной формы сказок о животных.
3. Произвести обзор педагогических исследований по теме работы.
4. Провести опытно-экспериментальную работу в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) в соответствии с гипотезой исследования.
Методологическая основа исследования: работы по развитию речи Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой, А. Е. Шибицкой и др.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; эксперимент.
Практическая значимость исследования: материалы исследования, апробированные методы и приёмы могут быть использованы педагогами ДОУ на занятиях по развитию связной речи для обучения дошкольников сочинению сказок о животных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад №6 «Светлячок» г. Лесосибирска в период с ноября по декабрь 2015 года. В исследовании принимали участие 10 детей, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Актуальность исследования. Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), декларирующие необходимость создания условий для развития творческих способностей у дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями каждого ребёнка.
В соответствии с ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, что позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. В направлении «Речевое развитие» ставится задача развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развития речевого творчества. Работа над реализацией этой задачи ведется постепенно в каждой возрастной группе [21].
Речевое развитие дошкольников - одна из центральных проблем современного дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие. От того, как развита речь ребёнка, зависят его успехи в школе. Важно, чтобы к моменту поступления в школу он научился произносить все звуки родного языка, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединить слова в предложения, а предложения в связные высказывания.
Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка.
Изучению особенностей речевого творчества дошкольников посвящены многочисленные научно-исследовательские труды учённых и педагогов (Л. С. Выготского, Н. С. Карпинской, К. Д. Ушинского, Е. А. Флёриной и др.). Ученые определили, что становление в дошкольном периоде креативных возможностей, систематическое совершенствование речевых способностей, овладение литературным языком считаются важными компонентами образованности и интеллигентности в будущем. Основными источниками становления речевого творчества считаются художественные произведения и фольклор.
В дошкольном возрасте дети обладают уникальными возможностями в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка - дошкольника. Большинство педагогических исследований доказывают, что старшие дошкольники обладают уникальными возможностями в области речевого творчества, они способны придумать оригинальные сказки в устной форме под влиянием и в результате специального обучения [8].
Цель исследования: выявить и апробировать на речевых занятиях методы и приёмы обучения старших дошкольников сочинению сказок о животных.
Объект исследования: процесс развития связной речи на речевых занятиях в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: методы и приёмы обучения сочинению сказок о животных на речевых занятиях в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: если на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками систематически использовать разнообразные методы и приёмы обучения сочинению сказок о животных (придумывание новых концовок к сказкам, коллективное рассказывание сказки, придумывание сюжета по теме и др.), то это будет способствовать самостоятельному сочинению сказок старшими дошкольниками, а следовательно, развитию связной речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «связная речь» и «детское словесное творчество».
2. Рассмотреть особенности содержания и художественной формы сказок о животных.
3. Произвести обзор педагогических исследований по теме работы.
4. Провести опытно-экспериментальную работу в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) в соответствии с гипотезой исследования.
Методологическая основа исследования: работы по развитию речи Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой, А. Е. Шибицкой и др.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; эксперимент.
Практическая значимость исследования: материалы исследования, апробированные методы и приёмы могут быть использованы педагогами ДОУ на занятиях по развитию связной речи для обучения дошкольников сочинению сказок о животных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад №6 «Светлячок» г. Лесосибирска в период с ноября по декабрь 2015 года. В исследовании принимали участие 10 детей, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Анализ педагогической и методической литературы позволил рассмотреть понятия «связная речь» и «словесное творчество» детей старшего дошкольного возраста с позиции разных авторов. На сегодняшний день среди авторов, использующих данные понятия, нет общепринятого единого мнения по поводу значения этого термина.
Связная речь - это речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания, смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Она помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи развивает образность и выразительность речи, обогащает художественно-речевой опыт детей.
Словесное творчество - это деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов.
Сказки о животных - возможный источник тем, образов, пример для подражания при сочинении ребёнком собственной сказки. Они дают богатый содержательный материал для творческих рассказов, для развития словесного творчества. Сказки о животных воспитывают в детях чуткость, формируют представления о добре и зле, способствуют обогащению знаний детей об окружающем мире, влияют на духовное развитие ребёнка, его фантазии, смекалку.
Педагоги и психологи считают, что словесное творчество благоприятно влияет на все стороны личности ребенка, поэтому очень важно развивать способности к придумыванию сказок. Развитие речи является основным условием формирования личности детей дошкольного возраста, в частности умственных и волевых качеств, что составляет основу общей готовности ребенка к обучению в школе.
Результаты проведённой нами опытно-экспериментальной работы доказывают, что применение разнообразных методов и приёмов обучения сочинению сказок о животных действительно способствуют самостоятельному сочинению сказок старшими дошкольниками, развивая их связную речь и словесное творчество. Апробированные нами методы и приёмы обучения детей сочинению сказок о животных повышают уровень развития связной речи детей.
Таким образом, гипотеза о том, что если на занятиях по развитию речи систематически использовать разнообразные методы и приёмы обучения сочинению сказок о животных (придумывание новых концовок к сказкам, коллективное рассказывание сказки, придумывание сюжета по теме и др.), то это будет способствовать самостоятельному сочинению сказок старшими дошкольниками, а следовательно, развитию связной речи, нашла своё подтверждение.
Связная речь - это речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания, смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Она помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи развивает образность и выразительность речи, обогащает художественно-речевой опыт детей.
Словесное творчество - это деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов.
Сказки о животных - возможный источник тем, образов, пример для подражания при сочинении ребёнком собственной сказки. Они дают богатый содержательный материал для творческих рассказов, для развития словесного творчества. Сказки о животных воспитывают в детях чуткость, формируют представления о добре и зле, способствуют обогащению знаний детей об окружающем мире, влияют на духовное развитие ребёнка, его фантазии, смекалку.
Педагоги и психологи считают, что словесное творчество благоприятно влияет на все стороны личности ребенка, поэтому очень важно развивать способности к придумыванию сказок. Развитие речи является основным условием формирования личности детей дошкольного возраста, в частности умственных и волевых качеств, что составляет основу общей готовности ребенка к обучению в школе.
Результаты проведённой нами опытно-экспериментальной работы доказывают, что применение разнообразных методов и приёмов обучения сочинению сказок о животных действительно способствуют самостоятельному сочинению сказок старшими дошкольниками, развивая их связную речь и словесное творчество. Апробированные нами методы и приёмы обучения детей сочинению сказок о животных повышают уровень развития связной речи детей.
Таким образом, гипотеза о том, что если на занятиях по развитию речи систематически использовать разнообразные методы и приёмы обучения сочинению сказок о животных (придумывание новых концовок к сказкам, коллективное рассказывание сказки, придумывание сюжета по теме и др.), то это будет способствовать самостоятельному сочинению сказок старшими дошкольниками, а следовательно, развитию связной речи, нашла своё подтверждение.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Изучение сформированности умений детей 6 -7 лет сочинять сказки (Дошкольное образование, Нижневартовский государственный университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАЦИОНАЛЬНОЙ КАРТИНЕ МИРА ПРИ РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ С ДЕТЬМИ 1-3 ЛЕТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕНТАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В РУССКИХ И ТАТАРСКИХ СКАЗКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АССОЦИАТИВНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Специфика художественного перевода русских и татарских литературных сказок в контексте диалога культур
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности детей старшего
дошкольного возраста.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



