Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Работа №28406

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы230
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
569
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОД¬ГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ С УНИВЕРСИТЕТСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ 12
1. 1. Специфика университетского педагогического образования 15
1. 2. Проблема подготовки педагогических кадров в дореволюционной России 21
1. 3. Основные проблемы университетской подготовки педагогических кадров высшей квалификации в советский период 37
1. 4. Университетское педагогическое образование на современном этапе. Основные направления преобразований 48
Выводы 54
Глава 2. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА) 57
2. 1. Цели и задачи подготовки педагогических кадров 57
2. 2. Содержание подготовки педагогических кадров 78
2. 3. Средства, формы, методы и технологии подготовки педагогических кадров 98
2. 4. Факторы, влияющие на динамику изменения профессорско- преподавательского состава 136
2. 5. Формирование студенческого контингента 162
Выводы 194
Заключение 196
Список использованных источников и литературы 201
Приложения


Подготовке педагогических кадров с университетским образованием всегда придавалось большое значение. В различные периоды развития российского общества успешная деятельность университетов рассматривалась как один из важнейших показателей благополучия государства. Университеты как учебные заведения, подготавливающие преподавателей, всегда играли исключительную роль в системе народного образования и особое внимание уделялось именно качеству профессиональной подготовки университетского студенчества, из фонда которого пополнялись педагогические коллективы школ. Вместе с тем необходимо отметить, что качество психолого-педагогической подготовки студентов университета, полу¬чающих квалификацию педагога, желает оставлять лучшего. Настоящее исследование направлено на изучение подготовки педагогических кадров в образовательной системе «Университет». Рассмотрение и анализ системы подготовки педагогических кадров осуществлялись на базе Мордовского государственного университета, который отражает особенности отечественного университетского образования, имеющего давние традиции в подготовке педагогических кадров.
История высшего образования в Мордовии ведет свое начало с 1931 года, когда был образован Мордовский Агропедвуз, преобразованный впоследствии в Мордовский педагогический институт, основной целью которого была подготовка учителей средней школы.
В 1957 году педагогический институт был преобразован в Мордовский государственный университет. С изменением статуса учебного заведения коренным образом преобразились цели и содержание подготовки кадров, которая стала осуществляться в соответствии с принципами классического университета. Тем не менее, внутри этих принципов долгое время существовали непреодолимые противоречия, так как условия развивающегося общества требовали наибольшей технократизации обучения и подготовки профессиональных кадров для сельского хозяйства и промышленности республики. В связи с этим гуманитарная направленность обучения, характерная для университетов, имеющих статус классических, в 70-х годах ХХ века практически свелась на нет. И только с начала 90-х годов ХХ столетия Мордовский государственный университет начал постепенно возвращать себе статус классического университета: увеличилось количество и объем дисциплин гуманитарной направленности, получили поддержку гуманитарные научные исследования, стали проходить различные конференции гуманитарного профиля, больше внимания уделялось педагогической и психологической подготовке студентов как будущих преподавателей.
Отмеченные проблемы на сегодняшний день представляют особую значимость для педагогической науки, так как позволяют проследить на историческом мате¬риале существующие зависимости образовательных процессов от политической и экономической обстановки в стране и сделать соответствующие выводы, имеющие значение для развития качественной подготовки педагогических кадров в системе университетского образования.
Актуальность работы обусловлена историческим процессом коренного изменения целей, содержания и методов подготовки педагогических кадров с университетским образованием и выходом высшего образования на качественно новый уровень в соответствии с социально-экономическими изменениями в стране в целом и в Республике Мордовия в частности.
1. Актуальность среды и ситуации. Высшая школа страны в настоящее время столкнулась с большими проблемами, которые выражаются и в социальных, и в экономических изменениях. В системе подготовки кадров с высшим образованием произошел коренной ценностный переворот, который заключается в том, что за короткий период (менее чем 10 лет) образование стало утилизированным. На смену старым ценностям, выражающимся в подготовке специалиста для работы в коллективе, строительства оптимального общества и поднятия страны в целом пришли совершенно иные ценностные установки. В современном либеральном и индивидуализированном обществе возникла потребность в активной и деловой личности, деятельность которой либо незначительно связана, либо совсем не имеет никакого отношения к педагогической области. В связи с этим, теряется основной мотив по-лучения высшего образования - стать профессионалом в своей области науки и по-лучить педагогические навыки для «передачи» своих знаний последующим поколениям.
уменьшить количество преподавателей, тем самым, достигая оптимизации и улучшения качества образования. Второй путь возможного развития университета, курс на который уже частично взят руководством вуза, заключается в одновременном выполнении университетом наряду с педагогической еще и социальной функции. В настоящий момент университет активно борется с социальными противоречиями (в частности, с противоречием между желанием обучаться и невозможностью по¬ступить в вуз из-за конкурса) путем приема на обучение практически всех желающих получить образование. В результате такого расширения университета, количество выпускаемых профессиональных кадров значительно превышает востребованность. Подавляющее большинство выпускников не связывает свою дальнейшую деятельность с полученной специальностью, особенно данная тенденция распространена среди выпускников педагогических специальностей. Поэтому, учитывая сложившиеся условия, подготовка педагогических кадров должна твердо опираться на принципы качественной профессиональной подготовки и ценностного воспитания.
3. Актуальность перспективы. Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в стране позволяет сделать предварительные выводы о том, что в указанных сферах жизнедеятельности наметились небольшие, но положи-тельные сдвиги. И хотя в данный момент Россия находится в периоде относительной стабилизации, который не требует специализированной подготовки кадров, тем не менее, если страна в скором будущем возьмет курс, направленный на научный прогресс, то сразу же встанет необходимость в качественной подготовке кадров. Поэтому уже сегодня необходимо начать осуществление подготовки высоко-квалифицированных и профессионально подготовленных специалистов, которые в будущем могли бы способствовать научному прорыву в условиях прогнозируемого бурного роста общества.
Кроме того, актуальность исследования определяется следующими конкретны¬ми факторами:
Указанные обстоятельства подчеркивают насущную потребность в более глубоком исследовании проблемы подготовки педагогических кадров в университете с новых теоретико-методологических позиций, позволяющих комплексно рассмотреть системообразующие компоненты педагогической системы «университет» в их непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости.
Данная проблема является составной частью комплексного исследования проблемы научно-теоретических и практических аспектов подготовки педагогических кадров в условиях университета, разрабатываемого на кафедре педагогики Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.
Степень разработанности проблемы. Особенности университетского образования в целом рассмотрены достаточно широко российскими и зарубежными учеными, так как вопрос различия и разграничения специальной и общенаучной под-готовки кадров, представленной соответственно в специальных учебных заведениях и в университетах, стал волновать ученых еще со времен образования первых университетов. В данной диссертационной работе особый акцент делается на труды современных ученых с их пониманием проблем университетской подготовки педагогических кадров.
Теоретической основной диссертации явились теоретическая база и научный аппарат, разработанные в исследованиях по специфике подготовки педагогических кадров с университетским образованием (Е. П. Белозерцев, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кульмина, М. А. Кодзоев, Н. И. Мешков, Л. С. Нечепоренко, А. В. Троцко, Г. И. Саранцев, А. А. Касьян); по историческим аспектам развития университетского образования с России (Н. Г. Кушков, А. М. Арсеньев, Ф. Г. Паначин, Н. А. Пенчко, В. В. Григорьев); по структуре и содержанию высшего образования (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов); по проблемам формирования основ педагогического профессионализма у студентов университета (Т. И. Руднева, В. М. Антипова, А. Я. Арет); по возможностям возрождения классического университетского образования (А. И. Сухарев, С. И. Бреев, В. А. Болотов); по вопросам развития личностных качеств и педагогической направленности студентов как будущих педагогов (В. А. Сластенин, Н. Е. Воробьев, Б. Т. Лихачев). Значительный вклад в разработку данного исследования внесли работы С. И. Кисельгофа, касающиеся формирования у студен¬тов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования, а также труды Ш. Х. Чанбарисова о формировании советской университетской системы.
Большое значение разработке проблем улучшения университетской подготовки педагогических кадров уделялось и учеными нашей республики. Широкое освещение данной проблематики представлено в сборниках научных трудов Мордовского государственного университета последних лет: «Совершенствование качества университетской подготовки преподавателя» (1985), «Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе» (1993), «Подготовка педагога в системе университетского образования» (2001). История развития университета в Мордовии представлена в многочисленных юбилейных изданиях 2001 года, по-священных 70-летию существования высшего учебного заведения в республике.
Проблеме повышения квалификации учителя уделил внимание целый ряд мордовских ученых. В начале 90-х годов А. И. Сухаревым, М. П. Глебочкиным, В. И. Гришановым и Н. И. Мешковым была подготовлена Программа деятельности Мордовского университета по подготовке и повышению квалификации учителя, которой также отведено значительное место в разработке проблемы исследования. Вышеназванные авторы представили глубокий анализ отдельных вопросов, относящихся к истории развития высшего университетского образования в России и в Мордовии и к проблематике целей и содержания университетской подготовки педагогических кадров.
Цель исследования - системный анализ проблемы подготовки педагогических кадров с университетским образованием.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
• изучить архивные материалы и документы о народном образовании, в том числе имеющие непосредственное отношение к его центральному звену - высшей школе;
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
• выявить характеристики профессорско- преподавательского и студенческого контингента как основных субъектов педагогического процесса в их динамическом развитии.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в педагогической системе «Университет».
Предмет исследования - подготовка педагогических кадров с университетским образованием (на примере Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева).
Методологическую основу исследования составляют:
- идеи системного подхода, позволяющие рассматривать университетскую модель подготовки кадров с педагогическим образованием как систему взаимосвязанных необходимых элементов, включающих цели, содержание, средства и субъектов педагогического образования в многоуровневой структуре, ориентированной на подготовку педагогических кадров. С другой стороны, университет при этом рассматривается как элемент более общей системы воспроизводства педагогических кадров и социальной структуры общества в целом, на которую оказывают влияние системные факторы иного уровня: экономические, идеологические, культурные и пр. Наиболее ярко этот подход, применительно к интересующей нас проблеме представлен у Н. В. Кузьминой и В. А. Сластенина;
- субъект-субъектный характер взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса;
- личностно-ориентированный подход к анализу образовательного процесса, связанный с постановкой в центр исследования конкретного участника образовательного процесса;
- сравнительно-исторический подход, позволяющий представить развитие системы педагогического образования в динамике и в контексте более общих процессов, происходящих на уровне страны в целом;
• изучение и анализ документов по системе подготовки педагогических кадров;
• изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме эффективности подготовки педагогических кадров в университетской среде;
• сравнительный историко-педагогический анализ системы подготовки педагогических кадров с университетским образованием в диахроническом аспекте.
Источниковую базу диссертации составляет широкий спектр архивных данных, предоставленных Центральным государственным архивом Республики Мордовия, Архивом Мордовского государственного университета, Центром документации новейшей истории Республики Мордовия, а также архивом Российской государственной библиотеки имени Ленина (г. Москва). Помимо этого, были использованы Отчеты о выполнении программы развития Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система подготовки педагогических кадров в университете имеет внутреннюю, воспроизводящуюся во времени структуру из пяти основных компонентов формирования педагогов в университете, включающую цель, содержание, средства подготовки и субъекты педагогического процесса - преподавателей и студенческий контингент.
2. Система подготовки педагогических кадров в университете функционирует как единство инвариантной составляющей, обеспечивающей внутреннюю целостность педагогической системы, связанной с непосредственной передачей традиционных педагогических и гуманистических ценностей, обеспечивая при этом процесс необходимого воспроизводства общества и вариативной составляющей, связанной с адаптацией этой системы к изменяющейся конкретно-исторической реальности.
ям; вторая модель связана с подготовкой специалиста, для которого приоритетными ценностями являются собственно педагогические знания. Мы предполагаем, что соотношение между потребностями общества в специалистах той или иной модели подготовки определяется логикой развития общества в целом.
4. В Мордовском государственном университете реализована высокоэффективная система подготовки кадров с педагогическим образованием, опирающаяся на достаточную для ее перспективного развития инфраструктурную базу, включающую в себя техническую (кабинет и кафедра педагогики, необходимые аудиторные площади), учебную (значительное место педагогических дисциплин в учебных планах), научную (аспирантура, возможность широкой издательской деятельности) и дополнительную составляющую (структура получения дополнительных педагогических навыков вожатого, система воспитательной работы со студентами).
5. Периодизация развития системы педагогического образования должна учитывать как логику внутреннего роста университета в целом и системы подготовки педагогических кадров в частности, так и факторы внешнего влияния: государственная идеология и государственные планомерные программы развития, экономические параметры, обеспеченность инфраструктурными возможностями, меняющиеся показатели социальной перспективности и престижа профессии, степень автономии вузовской системы.
Гипотеза исследования. Подготовка педагогических кадров с университетским образованием будет эффективной, если:
- она будет рассматриваться как системное явление, обусловленное взаимовлиянием и взаимодействием всех компонентов;
- предложенный комплекс педагогических условий и средств реализуется с учетом принципов непрерывности, целостности, личностно-ориентированного характера;
- созданы определенные педагогические условия, научно- методическое и технологическое обеспечение реализации системы в практике.
Научная новизна исследования:
1. Диссертация представляет собой целостное историко-педагогическое исследование, впервые осуществленное в рамках системного подхода с учетом необходимых системообразующих элементов: цели, содержание, средства и субъекты процесса подготовки педагогических кадров с университетским образованием.
2. На основе историко-педагогического анализа архивных материалов определена система подготовки педагогических кадров в университете.
3. Выявлены, научно обоснованы и документально подтверждены условия функционирования и средства развития целей, содержания и методов подготовки педагогических кадров с университетским образованием.
4. Определены непосредственные взаимосвязи процесса подготовки педагогических кадров в университете с социальными, политическими и экономическими условиями жизни страны, а также с насущными потребностями общества в педагогах различной профессиональной направленности в различные периоды.
5. В работе впервые на научном уровне рассматриваются различные типы направленности подготовки педагогических кадров в университете: педагогов для вуза, школы, а также для временных коллективов. В научный оборот вводится обширный новый архивный материал.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении специальных курсов по истории педагогики, истории высшего образования в Мордовии, современным методам подготовки педагогических кадров. Результаты и основные выводы исследовательской работы смогут быть учтены при составлении учебных планов и программ подготовки педагогических кадров в системе университетского образования.
Научная апробация работы. Основные результаты данного исследования бы¬ли изложены диссертантом в выступлениях на Международной научно¬практической конференции «Роль женщин в развитии высшего образования в XXI веке» (Санкт-Петербург, 2001), на Всероссийской научной молодежной школе «Традиционные проблемы гуманитарных наук глазами молодых» (Саранск, 2001), на IX межвузовской научно-методической конференции «Реализация национально¬регионального компонента в содержании образования» (Рязань, 2002), на ежегодных Огаревских чтениях, на кафедре педагогики Мордовского госуниверситета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений с графиками и таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процесс прогрессивного развития общества зависит от большого количества факторов, среди которых важное место занимает фактор воспроизводства знаний, навыков, ценностей общества во времени, обеспечивающийся в процессе педагогической деятельности. От того, насколько эффективно она функционирует, впрямую зависят темпы роста той или иной культуры, ее способность адаптироваться к постоянно изменяющимся запросам времени, гибкость и жизненная сила.
Ключевым, в системе функционирования педагогической деятельности, является фактор подготовки педагогов, функцию реализации которого с периода средневековья взяли на себя университеты, к которым присоединились педагогические вузы и некоторые другие учебные заведения. Особенностями университетской подготовки педагогических кадров с периода ее зарождения и до нашего времени является ее двойная ориентация, с одной стороны, преследующая цель воспитания универсального специалиста, имеющего широкое и современное научное мировоззрение и способного к самостоятельному креативному мышлению, с другой стороны - связанная с передачей навыков педагогической деятельности студентам, которые получают образование, непосредственно связанное с последующей педагоги¬ческой деятельностью. Таким образом, система высшей школы в нашей стране фактически готовит специалистов- преподавателей по двум основным моделям: преподаватель-универсал, способный к всесторонней творческой деятельности и имеющий широкий гуманистический кругозор (университетская модель) и преподаватель-специалист (институтская модель), обладающий более глубокими знаниями и навыками в сфере собственно педагогической деятельности.
Мы полагаем, что в зависимости от наиболее общих запросов времени более актуальной становиться подготовка специалистов того или иного из этих типов. В частности, в условиях достаточно стабильного социально-экономического и культурного развития, когда степень востребованности педагогических кадров стабильно большой и уровень престижа этой профессиональной группы на высоко уровне в большей востребован второй тип подготовки. В условиях системной не¬стабильности возрастает потребность в специалистах, обладающих навыками адаптации к различным сферам деятельности, так как социальные гарантии занятости в собственно педагогической сфере общество представляет в меньшей степени.
Важной задачей гражданского общества и государства является поддержание разумного баланса между этими направленностями.
Типичным примером структуры работающей по первому типу является Мордовский государственный университет, где с момента его образования и по сей день, ведется целенаправленная работа по подготовке педагогических кадров. Первоначально эта задача декларировалась для единственного на тот момент вуза Мордовии как важнейшая, что было отражено в его специфике и названии. Позже, после получения университетского статуса эта задача стала одной из важнейших и сохраняет свой приоритет в условиях постоянно изменяющейся конкретно-исторической реальности. С 1957 года, когда на базе педагогического института стал функционировать Мордовский государственный университет, с изменением статуса учебного заведения коренным образом преобразились цели и содержание подготовки кадров, которая стала осуществляться в соответствии с принципами классического университета. Тем не менее, в рамках этих принципов долгое время существовали противоречия, так как условия развивающегося общества требовали наибольшей технократизации обучения и подготовки профессиональных кадров для сельского хозяйства и промышленности республики. В связи с этим гуманитарная направленность обучения, характерная для университетов, имеющих статус классических, в 70-х годах существенно сократилась. И только с начала 90-х годов Мордовский государственный университет стал постепенно возвращать себе классический статус: увеличилось количество и объем дисциплин гуманитарной направленности, руководством вуза стали поддерживаться гуманитарные научные исследования, стали проходить различные конференции гуманитарного профиля, большое внимание стало уделяться педагогической и психологической подготовке студентов как будущих преподавателей.
В ходе анализа подготовки специалистов педагогического профиля с университетским образованием выявлена система из пяти основных компонентов формирования педагогов в университете, включающая в себя цель, содержание, средства подготовки и субъекты педагогического процесса - преподаватели и студенческий контингент. Каждый из этих компонентов функционирует как единство инвариантной составляющей (универсальное гуманистическое ядро содержания образования, общая направленность формирования структуры педагогического и студенческого составов и т.д.) и вариативных проявлений, отражающих реальные процессы, происходящие в обществе. Первая (инвариант) обеспечивает внутреннюю целостность педагогической системы, связанной с непосредственной передачей традиционных педагогических и гуманистических ценностей, обеспечивая при этом процесс необходимого воспроизводства общества.
Вариативные проявления, фактически, определяют характер включения системы подготовки педагогических кадров в системы более высокого уровня (через выявление факторов влияния на нее внешних стимулов). К таким факторам внеш¬него системного влияния, в частности, относятся государственная идеология и государственные планомерные программы развития, экономические параметры, от изменения которых зависит нормальное функционирование сферы образования, ее обеспеченность инфраструктурными возможностями, меняющиеся показатели социальной перспективности и престижа профессии, степень автономии вузовской системы.
В зависимости от принципиальных изменений соотношения между инвариантом и вариативным составляющими (внутренними и внешними) мы можем предложить методологическое основание для периодизации развития различных аспектов системы подготовки педагогических кадров в вузе. Обобщая их в целом, можно сделать вывод о том, что Мордовский государственный университет (на базе педагогического института) пережил в своем развитии
- этап становления целей, поиска наилучшей модели содержания образования, оптимизации условий для обеспечения стабильности педагогического и студенческого состава (30-50 гг.)
- этап интенсивного роста, связанного с развитием экономики республики и страны, который корректировал общую педагогическую модель в направлении специализации и технократизации, в условиях интенсивного роста студенческого и преподавательского коллективов (60-первая половина 70-х гг.).
педагогического образования в направлении большей гибкости и универсальности, преодолением трудностей социально-бытового характера, связанных с нестабильностью финансово-экономического положения.
Отметим, что через все перечисленные этапы университет прошел уверенно, сохранив доминирующие позиции в научной и культурной жизни республики. За более чем семидесятилетний период своего функционирования университет увеличил численный состав студенческого контингента почти в 110 раз (от 210 человек в 1931 году до 23003 - в 2001), количество преподавателей возросло в 93 раза (с 16 человек на момент открытия Мордовского агропедвуза до 1493 - в 2001 году). Кроме того, образовательный процесс в настоящее время (2002-2003 учебный год) осуществляют 142 кафедры (для сравнения, в 1931 году были оформлены всего 4 кафедры, в 1957 году их количество равнялось 23).
Квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева в настоящее время достигло оптимума (доля остепененности преподавателей в 2001 году составила более двух третей от общего числа педагогического состава - преподавателей, имеющих ученую степень или звание, в этом 2001-2002 учебном году было 66,8 % от общего числа). Такие цифры могут служить показателем того, что в данный момент сложилась оптимальная структура состава педагогических кадров и их воспроизводства самим университетом, в результате чего многие преподаватели МГУ им. Н. П. Огарева широко востребованы в других вузах Мордовии (Мордовский педагогический институт имени Евсевьева, Саранский кооперативный институт). В некоторых вузах (Мордовский гуманитарный институт, Саранский гуманитарный университет) преподавание осуществляется преимущественно за счет университетских педагогов.
Но, несмотря на это, в системе подготовки педагогических кадров в университете сохраняется ряд проблем, основными из которых являются:
острую необходимость введения специальной психолого-педагогической подготовки для высшей школы, предназначенной, прежде всего, для тех студентов, которые станут аспирантами и преподавателями своих факультетов.
Таким образом, университет представляет собой своеобразную педагогическую систему открытого, динамического и органического характера, способную к адаптации и творческому росту, настроенному на преодоление наиболее значительных социальных проблем, стоящих перед студентами, получающими в нем педагогическое образование.
Исходя из этого, мы выходим на новый проблемный уровень, где актуальность приобретают вопросы соотносимости моделей подготовки педагогических кадров в Мордовском государственном университете и других университетах Поволжья (в плане выявления типичных и специфических черт), устойчивости усвоенных академических традиций в структуре педагогической деятельности его выпускников и, особенно, степени эффективности их самореализации в условиях современной реальности как в Республике Мордовия, так и за ее пределами, которая может служить объективным критерием эффективности самой системы подготовки педагогических кадров. Впрочем, каждая из этих проблем выходит за рамки задач нашего научного исследования, определяя дальнейшие тенденции разработки рассмотрен¬ной проблематики и обозначая дальнейшие горизонты научного поиска. Их разрешение связано с необходимостью использования методов исследования междисциплинарного характера и выходом на новый научный уровень.



1. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ)
Ф. 2542 Мордовский государственный университет (1957-1965 г. г.) (опись 1, предисловие, д. д. 1, 5, 13, 31, 69, 70, 71, 97, 104, 171, 172, 177)
Ф. 238 Мордовский областной исполнительный комитет Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов (опись 4, д. д.42, 63; опись 5, д. 17)
Ф. 464 Министерство просвещения МАССР (опись 1, д. д. 29, 1336, 1341, 1830, 1939, 1944, 2246, 2247)
Ф. 546 Мордовский государственный педагогический институт имени А. И. Полежаева (опись 1, предисловие, д. д. 1, 3, 8, 10, 12, 15, 16, 24, 30, 31, 33, 34, 37, 39, 42, 47, 65, 69, 76, 115, 134, 159, 170, 180, 183, 184, 187, 194, 201, 217, 229, 231, 238, 251, 259, 260, 262, 283, 284, 288, 291, 295, 296, 305, 306, 307, 310, 321, 329, 333, 345, 353, 358, 379, 384; опись 2, предисловие; опись 3, д. 7)
Ф. 1983 Институт усовершенствования учителей (опись 1, д. 1, 3, 15, 35)
2. Центр документации новейшей истории Республики Мордовия (ЦДНИ)
Ф. 269 Мордовский Областной Комитет ВКП(б) (опись 3, д. 2)
3. Объединенный архив Министерства образования Республики Мордовия (ОА МО РМ)
Ф. 2 Мордовский институт усовершенствования учителей
4. Архив Мордовского государственного университета (А МГУ)
Ф. 1 Мордовский государственный педагогический институт имени
А. И. Полежаева (опись 1, д. д. 61, 62, 69, 70, 86, 97, 109, 154, 167, 166, 178, 179, 189, 200)
4. Культурное строительство в Мордовской АССР (1917-1941) - Саранск, 1986. - Ч. 1. - 143 с.
5. Культурное строительство в Мордовской АССР (1941-1980) - Саранск, 1986. - Ч. 2. - 121 с.
6. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. - СПб., 1984. - 146 с.
7. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. доку¬ментов и материалов. - М.: Политиздат, 1984. - 112 с.
8. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране: Сб. документов и материалов. - М.: Высш. шк., 1987. - 77 с.
9. Постановление Верховного Совета СССР «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». // В кн. Ведомости Верховного Совета СССР. - № 16 от 18.04.84. - С. 298-320.
10. Отчет о выполнении программы развития Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева на 1996-2000 г. г. / отв. за выпуск Н. Д. Куликов. - Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 2001.
Литература
1. 2001 факт из жизни Мордовского университета. / Рук. авт. кол. Н. П. Макаркин; Сост.: Н. М. Арсентьев, Р. Н. Бусарова, Г. М. Газина и др. - Саранск: Изд- во Мордовского университета, 2001. - 224 с.
2. Broady M. The conduct of seminars. // Universities quarterly. - 1970. - V.24. - P.3.
3. Актуальные проблемы подготовки учителя в университете. - Ростов н/Д: Изд- во Ростовского ун-та, 1991. - 128 с.
4. Алексеев В. Я. К вопросу о подготовке национальных кадров интеллигенции в автономных республиках Приуралья и Среднего Поволжья. // Октябрьская революция и проблемы национальных отношений. - Уфа, 1987. - С. 59-67.
7. Арет А. Я. О подготовке учителя в университетах. // Советская педагогика. - 1957. - № 3. - С. 32-34.
8. Арсеньев А. М. Педагогическая практика в дореволюционных учительских семинариях России. // Советская педагогика. - 1938. - № 9. - С. 44-46.
9. Астахова В. И. Советская высшая школа навстречу 70-летию Великого Октября. - Харьков, 1987. - 168 с.
10. Балянова С. В. Становление и развитие высшего педагогического образования в Чувашии (1917-1941 гг.). - Дисс...канд. пед. наук. - Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 1998. - 236 с.
1 1 .Белозерцев Е. П. Педагогическое образование: реалии и перспективы. // Советская педагогика. - 1992. - № 1-2. - С. 61-65.
12. Бибин М. Т. Основные этапы развития высшего педагогического образования в Мордовии. // В братской семье: по материалам научно-практич. конф. - Саранск, 1981. - С. 221-226.
13. Бойко А. Н. Профессиональная направленность деятельности педвуза. // Советская педагогика. - 1987. - № 7. - С. 75-78.
14. Бокарева Г. А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов. // Советская педагогика. - 1987. - № 2. - С. 70-74.
15. Болотов В. А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования. // Советская педагогика. - 1992. - № 7-8. - С. 49-54.
16. Бреев С. И. Кафедра педагогики в системе интеграции образования. // Интеграция образования. - 1998. - № 1. - с. 35-37.
17. Бреев С. И. История педагогики. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1997. - Ч. 2. - 48 с.
18. БСЭ в 30 т. - Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд-е 3-е. - М.: «Сов. энц.», 1977. - Т.
18. - 622 с.
19. БСЭ в 30 т. - Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд-е 3-е. - М.: «Сов. энц.», 1977. - Т. 27 «Ульяновск - Франкфурт». - 624 с.
20. Васильев П. И. Очерки по истории высшего педагогического образования в СССР (1918-1932 г. г.). - М., 1953. - 294с.
2 1 .Виролайнен В. Педагогическая практика студентов филологического факультета. // Советская педагогика. - 1950. - № 1. - С. 81-87.
22. Воробьев Н. Е., Суханцева В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя. // Советская педагогика. - 1992. - № 1-2. - С. 66-71.
23. Высшая школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Очерк истории. - М., 1995. - 59 с.
24. Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири: Сб. науч. тр. - Новосибирск: Наука, 1980. - 368 с.
25. Гарибджанян Л. П. Совершенствуется подготовка преподавателей. // Вестник высшей школы. - 1980. - № 11. - С. 50-53.
26. Гершунский Б. С., Тодоров Л. В., Шубинский В. С. Педагогическая наука: реалии и перспективы. // Советская педагогика. - 1987. - № 12. - С. 3-9.
27. Гончаренко К. П. высшая, средняя специальная школа в годы первой после-военной пятилетки (на материалах Среднего Поволжья): Дис. ... канд. ист. на¬ук. - Куйбышев, 1972. - 225 с.
28. Горение щедрой души: Очерки, воспоминания, письма. (Г. Я. Меркушкин: личность и наследие) / сост.: В. Ф. Кирдяшов, Л. Г. Меркушкина, О. Е. Поляков. - Саранск: Мордов кн. изд-во, 1998. - 264 с.
29. Григорьев В. В. Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых 50 лет его существования. - СПб., 1970. - 152 с.
30. Гришенко Н. М. Пути повышения педагогической подготовки студентов университета. // Советская педагогика. - 1965. - № 3. - С. 101-105.
31. Дрыночкин В. В. Великая Отечественная война и функционирование совет¬ской системы народного образования: Дис. . д-ра ист. наук. - М., 1992. - 397 с.
32. Дударева Л. Н. Подготовка учителя и развитие педагогической науки в Петербургском университете с 1819 по 1917 годы. - Автореф. дисс. канд. пед. на¬ук. - Л.: ЛГУ, 1969. - 21 с.
33. Елютин В. П. О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию среднего и высшего образования. // О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию народного образования в СССР.: Материалы VI сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва 17-19 июля 1973 г. - М.: Политиздат, 1973.
34. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. - Л.: ЛГУ, 1974. - 112 с.
35. Жильцов П. А. Каким быть учителю сельской школы? // Советская педагоги¬ка. - 1992. - № 7-8. - С. 62-66.
36.Злоцкий Г. В. Подготовка учителей на математических факультетах университетов. // Советская педагогика. - 1992. - № 7-8. - С. 59-61.
37. Ивашкин В. С. Формирование советской интеллигенции в Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. - 160 с.
38. Игошев И. Школа-вуз: тесные контакты. // Народное образование. - 1994. - №8. - С. 107-110.
39. Историческая справка МИУУ. / Сост. зав. ОА МО РМ Винокурова Н. А. -1994. - 8 с.
40. История Ленинградского университета (очерки 1819-1969 г.г.) - Л.: ЛГУ, 1969. - 282 с.
41. История Мордовии в лицах. Т. 1. - Саранск, 1994. - 420 с.
42. История Мордовии в лицах. Т. 2. - Саранск, 1997. - 592 с.
43. История Московского университета. / Ответственный редактор М. Н. Тихомиров. - В 2-х т. - Т. 1. - М.: МГУ, 1955. - 563 с.
44. Итоги Всероссийского совещания ректоров университетов и директоров педагогических и учительских институтов. // Советская педагогика. - 1941. - № 5. - С. 47-49.
45. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
46. Каргиева З. К. Формирование профессиональной устойчивости студентов университета - будущих учителей: Дисс. канд.пед.наук. - Л.:ЛГУ, 1983. - 186 с.
47. Киселева А. К. Профориентация в подготовке будущего учителя. // Советская педагогика. - 1987. - № 10. - С. 77-80.
48. Кисельгоф С. И., Полуяктова З. Педагогическая практика в университете. // Народное образование. - 1969. - № 6. - С. 40-42.
49 . Коломиец Б. К. Комплексная оценка и аттестация преподавателей учебных заведений. - М., 1991. - 41 с.
50. Краевский В. В. Повышение квалификации педагогических кадров. // Советская педагогика. - 1992. - № 7-8. - С. 55-58.
51. Крисанова Н. А. Высшая школа Мордовии 1931-1956 г. г. (формирование научно-педагогических кадров). - Дисс. канд. ист. наук. - Саранск, 2000. - 236 с.
52. Крисанова Н. А. Высшая школа Мордовии 1931-1956 г. г. (формирование научно-педагогических кадров). - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 220 с.
53. Кузьмина М. Г. Кафедра педагогики и психологии МГУ им. Н. П. Огарева (1973-83 гг.). // Подготовка педагога в системе университетского образования: Сб. науч. работ. - Саранск, Изд-во Морд. ун-та, 2001. - 128 с.
54. Курдюмова Т. Ф. Профессиональная подготовка учителя литературы. // Советская педагогика. - 1989. - № 4. - С. 95-99.
55. Курилова Т. Н. Педагогическая подготовка учителя в России: историографический анализ. // Советская педагогика. - 1991. - № 11. - С. 81-86.
56. Кушков Н. Г. Очерки по истории и теории высшего педагогического образования. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1955, - 215 с.
57. Лаптева Г. С. Проблемное обучение в системе подготовки учителя в университете. // Актуальные проблемы подготовки учителя в университете: Межвуз. сб. науч. тр. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1991. - 128 с. - С. 10-12.
58. Левицкий М. Л., Горюнова Т. А., Шурвинова И. И. Подготовка и распределение учительских кадров. // Советская педагогика. - 1989. - № 4. - С. 84-90.
59. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - Т. 42. - М.: Политиздат, 1981. - 606 с.
60. Литвинов Б. Д. Мобильность педагога по трудовому и профессиональному обучению. // Советская педагогика. - 1989. - № 4. - С. 91-94.
61. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1998. - 464 с.
62. Макаркин Н. П. Мордовский государственный университет на пороге XXI века. - Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 1997. - 152 с.
63. Макаркин Н. П. Попадем в десятку! // Поиск. - 1999. - 22 янв.
64. Менделеев Д. И. Сочинения. - Т.ХХ111. - Л.-М.: Изд-во АНСССР, 1952. - 385с.
65. Меркушкин Г. Я. Развитие науки в Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967. - 372 с.
66. Мешков Н. И. Концепция многоуровневой подготовки преподавательских кадров в университетах. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. - 56 с.
67. Мешков Н. И. Мотивация учебной деятельности студентов. - Саранск: Изд- во Мордов. ун-та, 1995. - 120 с.
68. Мешков Н. И. Социально-демографический портрет студента - будущего педагога. // Регионология. - 1994. - № 4. - С. 128-135.
69. Мешков Н. И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете. - Автореф. дисс. докт. психол. наук. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. - 24 с.
70. Мискарян М. Г. Теоретическая и практическая подготовка будущего учителя в педагогических вузах. // Советская педагогика. - 1984. - № 4. - С. 94-97.
71. Московский университет в воспоминаниях современников: Сб. / Сост. Ю. Н. Емельянов. - М.: Современник, 1989. - 735 с.
72. Мурсков В. В. Подготовка педагогических кадров на Средней Волге во второй пятилетке (1933-1938 г. г.). // Ученые записки Куйбышев. пед. ин-та. - 1966. - Вып. № 51. - С. 19-43.
73. Нардеев Ш. Система педагогического образования в СССР. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1970. - 20 с.
74. Никандров Г. Д., Кан-Калик В. А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству. // Советская педагогика. - 1987. - № 6. - С. 105-108.
75. Никитенко В. Н. Становление учителя: синтез практического опыта и теоретических знаний. // Советская педагогика. - 1987. - № 10. - С. 81-84.
76.Овсянников А.. Шувалова В., Шиняева О. Жизненные планы старшеклассников России. // Народное образование. - 1995. - № 5. - С. 68-76.
77 . Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе: Межвуз. сб. науч. тр. - Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 1993. - 144 с. 78.Основные направления перестройки высшего и среднего специального обра¬зования в стране. Проект ЦК КПСС. // Правда. - 1986. - 14 июня.
79.Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII века. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. - М.: Педагогика, 1989. - 722 с.
80. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России (историко¬педагогические очерки). - М.: Педагогика, 1979. - 215 с.
81. Педагогическая энциклопедия в 4-х т. / Под ред. Каирова И. А., Петрова Ф. Н. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - 876 с.
82. Педагогическая энциклопедия в 4-х т. / Под ред. Каирова И. А., Петрова Ф. Н. - Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - 880 с.
83. Пенчко Н. А. Основание Московского университета. - М.: Изд-во Моск. ун¬та, 1953. - 192 с.
84. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. - 496 с.
85. Повышать методологический уровень преподавания. // Вестник высшей школы. - 1980. - № 11. - С. 3-7.
86. Порываева Н. С. Развитие высшего образования в Среднем Поволжье (1951¬1958 г. г.): Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Л., 1977. - 19 с.
87. Потемкин В. П. Статьи и речи по вопросам народного образования. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 186 с.
88. Рождественский С. В. Санкт-Петербургский университет в первое столетие его деятельности. - СПб., 1998. - 268 с.
89. Розов В. К. Педагогическое образование на современном этапе. // Вестник высшей школы. - 1980. - № 11. - С. 13-18.
90. Ромеников Б. Н. Университеты и школа. // Советская педагогика. - 1965. - № 8. - С. 81-82.
9 1 .Рубинштейн М. М. Проблема учителя. - М.-Л., 1927. - 224 с.
92. Руднева Т. И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета. - Дисс. докт. пед. наук. - М., 1996. - 421 с.
93. Рыжаков М. Стандарты образования и современная российская школа. // На-родное образование. - 1995. - № 8-9. - С. 8-12.
94. Сайт МГУ им. Огарева. -
http://www.mrsu.ru/univ/main/main/chairs/ipkpk/default.html.
95. Сергеева Л. А. Формирование профессионального образа педагога у студентов университета. - Дисс. канд. пед. наук. - Л.: ЛГУ, 1984. - 198 с.
98. Сластенин В. А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя. // Психология труда и личности учителя. - Л.: ЛГУ, 1976. - 254 с.
99. Слово о ректорах. // Голос Мордовского университета. - № 12. - 01.10.2001.
100. Смерть языковым извращенцам! // Столица С. - № 41 (520). - 09.10.2002.
101. Совершенствование качества университетской подготовки преподавателя: Межвуз. сб. науч. тр. - Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 1985. - 152 с.
102. Совершенствование подготовки учителя в университете: Межвуз. сб. науч. тр. - Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 1991. - 148 с.
103. Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны. / Под. ред. Г. Б. Комала. - М., 1980. - 231 с.
104. Стародубцева Л. В. Динамика социального статуса педагогов (на примере Республики Мордовия): Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Саранск, 2003. - 24с.
105. Стуканов А.. Какой же учитель нужен школе? // Народное образование. -
1995. - № 8-9. - С. 96-99.
106. Сухарев А. И. Возрождение классического университетского образования и педагогическая концепция его перестройки. // Совершенствование подготов¬ки учителя в университете. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1991. - 148 с.
107. Сухарев А. И., Глебочкин В. П., Гришанов В. И., Мешков Н. И. Программа деятельности Мордовского университета по подготовке и повышению квалификации учителя. // Совершенствование подготовки учителя в университете. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1991. - 148 с.
108. Талызина Н. Ф. О психолого-педагогической подготовке преподавателей в университете. // Вестник высшей школы. - 1985. - № 5. - С. 32-36.
109. Тарантей В. П. Непрерывная педагогическая практика студентов. // Советская педагогика. - 1987. - № 3. - С. 80-83.
110. Терехова Н. Г. Совершенствование системы профессионального отбора молодежи на педагогические специальности университетов. - Бишкек: БГУ, 1992. - 176 с.
111. Томилова Г. А. Содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов университета. - Томск: ТГУ, 1978. - 128 с.
112. Университеты и их роль в высшем образовании. - Казань: Изд-во Совета Министров ТАССР, 1975. - 23 с.
113. Учебные планы и программы специалистов государственных университетов. / Под ред. М. Н. Орлова. - М.: Учпедгиз, 1934. - 32 с.
114. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. - Педагогические сочинения в 6 т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1988. - 566 с.
115. Чанбарисов Ш. Х. Формирование советской университетской системы (1917-1938 г. г.): Дис. . д-ра ист. наук. - Уфа, 1973. - 547 с.
116. Чанбарисов Ш. Х. Формирование советской университетской системы. - М.: Высшая школа, 1988. - 256 с.
117. Чуткерашвили Е. В. Кадры для науки (специалисты высшей квалификации в СССР и капиталистических странах). - М.: Высш. шк., 1968. - 196 с.
118. Шумилин Е. А. Самостоятельная работа будущих учителей. // Советская педагогика. - 1987. - № 4. - С. 79-83.
119. Щербина А. Ф. О педагогической практике студентов биологического фа-культета. // Советская педагогика. - 1949. - № 2. - С. 58-62.
120. Элькин Д. Г. Психология в университете. // Вестник высшей школы. - 1969. - № 6. - С. 14-16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ