Консубстанциональные термины в лингвистической терминологии английского и русского языков (сравнительный анализ)
|
Введение 4
Глава I. Статус консубстанциональных терминов в системе лингвистической терминологии русского и английского языков.
1.1. Введение. История становления термина «консубстанциональный
термин» 14
1.2. Вопрос о выделении консубстанциональных терминов в русской
лингвистической терминологии 20
1.3. Вопрос об эквивалентности русских лингвистических терминов
английским лексемам 26
1.4. Выводы к Главе 1 33
Глава II. Историко-диахронический анализ русских и английских лексических
единиц.
2.1. Введение. Этимологический анализ как важная составляющая изучения
специальных лексем 37
2.2. История появления анализируемых терминов в русском
языке 41
2.3 История появления анализируемых терминов в английском
языке 57
2.4. Сопоставительный анализ истории анализируемых лексем 80
2.5. Выводы к Главе II 85
Глава III. Анализ грамматической структуры консубстанциональных терминов.
3.1. Введение 88
3.2. Вопрос о частеречной принадлежности терминов 88
3.3. Понятие «терминоэлемент» 91
3.4. Понятие «морфемная структура» 93
3.5. Морфемная структура русских лексем 94
3.6. Морфемная структура английских лексем 97
3.7. Потенциальные словообразовательные возможности анализируемых
русских лексем 100
3.8. Сопоставительный анализ грамматической структуры анализируемых
лексем 108
3.9. Выводы к Главе III 109
Глава IV. Особенности семантических процессов в анализируемой группе лингвистической терминологии.
4.1. Введение 112
4.2. Явление полисемии в лингвистической терминологии 125
4.3. Явление омонимии в лингвистической терминологии 129
4.4. Явление синонимии в лингвистической терминологии 175
4.5. Виды синонимии 177
4.6. Выводы к Главе IV 180
Заключение 185
Библиография 192
Приложение 1 210
Приложение 2 236
Приложение 3 285
Приложение 4 301
Глава I. Статус консубстанциональных терминов в системе лингвистической терминологии русского и английского языков.
1.1. Введение. История становления термина «консубстанциональный
термин» 14
1.2. Вопрос о выделении консубстанциональных терминов в русской
лингвистической терминологии 20
1.3. Вопрос об эквивалентности русских лингвистических терминов
английским лексемам 26
1.4. Выводы к Главе 1 33
Глава II. Историко-диахронический анализ русских и английских лексических
единиц.
2.1. Введение. Этимологический анализ как важная составляющая изучения
специальных лексем 37
2.2. История появления анализируемых терминов в русском
языке 41
2.3 История появления анализируемых терминов в английском
языке 57
2.4. Сопоставительный анализ истории анализируемых лексем 80
2.5. Выводы к Главе II 85
Глава III. Анализ грамматической структуры консубстанциональных терминов.
3.1. Введение 88
3.2. Вопрос о частеречной принадлежности терминов 88
3.3. Понятие «терминоэлемент» 91
3.4. Понятие «морфемная структура» 93
3.5. Морфемная структура русских лексем 94
3.6. Морфемная структура английских лексем 97
3.7. Потенциальные словообразовательные возможности анализируемых
русских лексем 100
3.8. Сопоставительный анализ грамматической структуры анализируемых
лексем 108
3.9. Выводы к Главе III 109
Глава IV. Особенности семантических процессов в анализируемой группе лингвистической терминологии.
4.1. Введение 112
4.2. Явление полисемии в лингвистической терминологии 125
4.3. Явление омонимии в лингвистической терминологии 129
4.4. Явление синонимии в лингвистической терминологии 175
4.5. Виды синонимии 177
4.6. Выводы к Главе IV 180
Заключение 185
Библиография 192
Приложение 1 210
Приложение 2 236
Приложение 3 285
Приложение 4 301
Настоящее исследование посвящено анализу консубстанциональных терминов в лингвистической терминологии и сопоставлению явлений, наблюдаемых в группе консубстанциональных терминов, в системе лингвистической терминологии русского и английского языков.
Экскурс в историю зарождения терминологии как науки свидетельствует о том, что терминологическому учению предшествует период терминотворчества, при котором в каком-либо языке накапливается и тематически объединяется определенное количество специальных слов. Во многих европейских странах данный процесс накопления специальных лексем начался в эпоху Возрождения - эпоху формирования новых взглядов на мир, становления и развития как точных, так и естественных наук.
В конце XIX века, когда создавались искусственные языки (эсперанто, идо, воляпюк), систематизировалась лексика и словообразовательные средства, было положено начало развития целенаправленной терминологической работы.
Как отдельная область знания общая терминология появилась после первой мировой войны. Данному явлению способствовала зародившаяся еще во время и активно развивающаяся после войны стандартизация. Одновременно с объединениями, занимающимися терминологическими исследованиями, возникали организации по стандартизации. Наряду с этим был накоплен большой опыт практической работы над отдельными терминологическими системами, и возникла необходимость его обобщения.
Изучение терминов в России началось в 30-х годах ХХ в., когда был создан Общесоюзный терминологический центр - Комитет научно-технической терминологии АН СССР (КНТТ). Руководителями центра были С.А. Чаплыгин и Д. С. Лотте.
Влияние на становление науки о терминах в СССР оказали взгляды зарубежных ученых Л. Ольшки, Е. Вюстера и основателей российской терминологической школы Г. О. Винокура и А. А. Реформатского.
В 50-е гг. прошлого столетия более распространено было слово «профессионализм», нежели «термин». И это происходило потому, что раздел книги испанского ученого Х. Касареса «Введение в современную лексикографию» [Мадрид, 1950; русское издание в 1958г.] назывался именно «профессионализм». В учебнике Н.М. Шанского «Лексикология русского языка» [1964] слова «термин» нет, а соответствующий раздел называется «Профессионализмы».
То, что в русском языке более предпочтительным было слово «профессионализм», можно объяснить следующим: лексема
«профессионализм», образованная по русской модели, обладала четкой мотивированностью, указывающей на ограниченную определенной профессией сферу функционирования слова и была легко воспринята специалистами.
В 1922 году П. Флоренский написал статью «Термин», где свойства термина как логического явления соотносятся со свойствами языкового знака.
В середине XX века в результате разработки собственно лингвистической теории термина произошел процесс заимствования лингвистикой очередного логического термина, и теперь в современной лексикологии «термин» и «профессионализм» четко разграничиваются. Так, А.В. Калинин в книге «Лексика русского языка» пишет: «Разница между термином и профессионализмом заключается в том, что термин - это совершенно официальное, принятое и узаконенное в данной науке <...> название какого-то понятия, а профессионализм - полуофициальное слово, распространенное (чаще в разговорной речи) среди людей какой-то профессии, специальности, но не являющееся, в сущности говоря, строгим, научным обозначением понятия» [А.В. Калинин, 1966, с. 143] [Цит. по: И. Куликова, Д. Салмина, 2002, с. 11-12].
До 70-х годов ХХ века проблема статуса термина «термин» являлась предметом оживленной дискуссии терминоведов и была вызвана, с одной стороны, «стремлением противопоставить термины общеупотребительной лексике и вывести их за пределы языка» [Л.А. Капанадзе, 1965] [Цит. по: С.В. Гринев, 1993, с. 26], а с другой стороны - «идентифицировать их с общеупотребительной лексикой» [Н.П. Кузьмин, 1962] [Цит. по: С.В. Гринев, 1993, с. 26]. В середине 1970-х годов эта проблема несколько утратила свою остроту, т.к. к этому времени у терминоведов установилось понимание термина как «слова или словосочетания, связанного с понятием, принадлежащим какой- либо области знаний или деятельности» [Л.С. Бархударов, 1970, с. 9] [Цит. по: С.В. Гринев, 1993, с. 26].
Необходимое требование, которое, по мнению ученых, должна выполнять в языке та или иная существующая лексема - это наиболее полное раскрытие обозначаемого понятия. Насчитывается около сотни дефиниций, встречающихся в научной литературе и данных для определения понятия «термин». Примеры определения термина «термин» исследователями широко представлены в книге В.П. Даниленко «Русская терминология» [1977, с. 83-85].
Способы образования новых терминов в терминологической системе различны. В.П. Даниленко в книге «Русская терминология» анализирует синтаксический, морфологический и семантический способы терминообразования.
В настоящее время в науке с помощью семантического способа терминообразования создаются новые специальные лексемы, удовлетворяющие возрастающие потребности в новых терминах.
Как отмечает В.П. Даниленко, «в современной научно-технической и других терминологиях используется множество семантически переосмысленных слов общелитературного языка, преимущественно отвлеченного значения: «усталость», «хрупкость», «твердость», «стойкость», «выносливость», «темперамент» и т.п.» [В.П. Даниленко, 1977, с. 100-101].
При семантическом способе терминообразования специальная лексема в своем создании минует длительную эволюцию, претерпевает определенные семантические преобразования и впоследствии приобретает грамматические и лексические характеристики.
Ф.П. Филин отмечал: «Можно предположить, что в более ранние эпохи истории языка разница между словом и термином по сравнению с современной речью была менее значительной. Чем ближе к нашему времени, тем все более увеличиваются в своем составе и совершенствуются в своей структуре слова- термины. Особенно это относится к общественно-политической, научной и технической терминологии. Вместе с ростом слов-терминов семантика некоторых групп слов развивается в противоположном направлении, в сторону все большего обобщения и потери своего прежнего конкретно-предметного характера» [Ф.П. Филин, 1949, т.80, с. 62-63] [Цит. по: В.П. Даниленко, 1977, с. 100].
Путь перехода общеупотребительного слова в терминологическое наименование начинался с употребления отдельного слова в особых контекстах. Как отмечает В.П. Даниленко, «характерно, что слова, взятые из общего языка и приспособленные для наименования специальных понятий, нередко могли одновременно использоваться в нескольких областях, разных сферах. Это были, как правило, многозначные по своей семантической природе слова. И в специальных областях они использовались для выражения одного из присущих им значений, которое выделялось контекстуально. При этом они не теряли связи с общим языком, оставались его принадлежностью» [В.П. Даниленко, 1977, с. 99].
Термины, образовавшиеся от слов общеупотребительной речи, встречаются в физике, механике, химии, биологии, военном и строительном деле. Так С.В. Гринев [1993] рассматривает термины, употребляемые в строительстве и пришедшие в систему строительной терминологии из бытовой речи. В этой же работе он называет данные термины «консубстанциональными».
Актуальность темы. Проблемы лингвистической терминологии рассматривались в работах М.В. Косовой [2003], И.Б. Чемерис [1999], В.Н. Немченко [1991], А.В. Власова [1984], С.Д. Шелова [1976, 1995], Д. Салминой, И. Куликовой [2002], Н.М. Локтионовой [2001] и многих других.
Вопросу о консубстанциональных терминах уделяли внимание С.В. Гринев [1993], Л.П. Члегова [2001], О.Н. Будылева, М. Беляева и В.Д. Табанакова [2000], О.А. Зяблова [2005].
Одни специалисты считают консубстанциональные термины появившимися в результате заимствования из общебытовой речи [В.П. Даниленко, 1977, с. 117], другие, напротив, полагают, что каждое слово было некогда, в момент своего возникновения, термином, но не всякое слово является термином в языке в настоящий момент [Н.Ф. Яковлев, 1948, с. 139] [Цит. по: С.В. Гринев, 1993, с. 28]. Граница между терминологической и общеупотребительной лексикой нестабильна, имеет не исторический, а функциональный характер; постоянно происходит процесс превращения терминов в общеупотребительные слова и процесс перехода бытовой лексики в специальную.
Как и любая другая отрасль науки, система лингвистической терминологии обладает рядом терминов, пришедших из обиходной речи и именуемых консубстанциональными. Поскольку процесс перехода общеупотребительного слова в термин и термина в обиходное слово происходит в языке постоянно, необходимо осторожно подходить к рассмотрению каждого отдельно взятого консубстанционального термина. Важно учитывать время появления лексемы в языке и закрепления ее как термина. Большое влияние на то, можно ли назвать термин консубстанциональным, оказывает язык-источник.
Однако, поскольку исследование направлено на рассмотрение особенностей двух языков (русского и английского), то возникает целый ряд вопросов, касающихся функционирования консубстанциональных терминов в системе английской лингвистической терминологии. К сожалению, в научной литературе не обнаружены работы, где бы упоминался термин «консубстанциональный» в английском языке.
Актуальность исследования состоит в том, что работа, посвященная всестороннему рассмотрению консубстанциональных терминов, включающему диахронический, грамматический, семантический анализ, не проводилась до сих пор. Проведенное исследование позволило установить общее и различия в структуре, семантике, источниках появления и истории формирования английских и русских консубстанциональных терминов.
Новизна данной работы заключается, во-первых, в изучении и анализе консубстанциональных терминов одной из гуманитарных отраслей знания - лингвистической терминологии, во-вторых, в сопоставительном исследовании обозначенных лексических единиц в системе двух языков.
Объектом исследования является ряд специальных слов русской и английской лексики, использующихся одновременно в общеупотребительном языке и в разных отраслях специального знания.
Материалом для исследования послужили лексические единицы, отобранные из профессиональных лингвистических словарей.
Методом анализа дефиниций были исследованы вокабуляры «Словаря лингвистических терминов» О.С. Ахмановой (около 7000 терминов), «Словаря русского языка» С.И. Ожегова (около 57000 слов), «Англо-русского словаря по лингвистике и семиотике» А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского (около 9000 терминов). Из общего массива представленных перечисленными словарями лексических единиц были отобраны однословные лексемы, позволяющие своей буквенно-звуковой оболочкой использовать в качестве наименований в разных отраслях знания. Затем из выделенных однословных единиц были отобраны для анализа только те, которые используются в лингвистической науке. Было выделено 73 лингвистических термина, чья материальная оболочка и отдельные элементы семантической структуры используются в других терминологиях и в общеупотребительном языке. В качестве английских эквивалентов выступили 89 английских лексем.
Предметом данного исследования является сопоставительный анализ консубстанциональной лексики в системе лингвистической терминологии английского и русского языка.
Цель работы заключается в выявлении особенностей специальной лингвистической лексики русского и английского языка, а также в выяснении, являются ли английские эквиваленты русских консубстанциональных лингвистических терминов также консубстанциональными.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
- отбор лексического материала в русском и английском языке в пределах рассматриваемой терминологии для последующего описания, анализа, сравнения;
- определение места консубстанциональных терминов в системе лингвистической терминологии;
- исследование особенностей русских и английских консубстанциональных терминов с точки зрения этимологии и исторического развития;
- изучение грамматической структуры рассматриваемых терминов;
- анализ семантических явлений в выделенной группе слов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- метод непосредственного лингвистического наблюдения и описания;
- метод словарных дефиниций (для анализа семантической структуры слов);
- сравнительно-исторический анализ;
- метод сопоставительного анализа;
- квантитативный метод (для определения относительной частотности употребления анализируемых лексем, выделения наиболее продуктивных моделей);
- метод этимологического анализа.
Поставленная цель и задачи исследования обуславливают теоретическую значимость работы, которая заключается в том, что использованная методика анализа и межъязыкового сопоставления выделенных консубстанциональных терминов в лингвистической терминологии русского и английского языков может быть использована для сопоставительного исследования различных терминосистем, решения проблем перевода терминов, межъязыковой гармонизации терминов. Черты сходства и отличия в группах русских и английских консубстанциональных терминов, выявленные в процессе диахронического анализа, позволили определить специфику развития специальной лексики в русском и английском языках в отдельные исторические периоды. Результаты исследования могут способствовать дальнейшему определению путей и причин расхождения национальных систем представлений, определению общего и специфического в развитии систем представления знаний в русском и английском языках, вносят определенный вклад в лексикологию и развитие теории и практики перевода.
Практическая ценность заключается в том, что результаты проведенного исследования лингвистических терминов могут быть применены в лексикографии с целью уточнения дефиниций лингвистических терминов и степени их эквивалентности английским терминам: уточненные термины могут использоваться в практике преподавания иностранного языка и переводов текстов по данной тематике, а также в научно-методических пособиях по обучению иностранным языкам. Материалы проведенного исследования могут быть использованы в качестве дополнения к курсу «Терминоведение».
Структура диссертации. Диссертационное сочинение состоит из введения, четырех глав, заключения, четырех приложений и библиографии.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и научная новизна, практическая и теоретическая значимость, формулируется объект и предмет исследования, определяются его цели и задачи.
В первой главе «Статус консубстанциональных терминов в системе лингвистической терминологии русского и английского языков» рассматривается определение термина «консубстанциональный термин» в лингвистической терминологии и исследуется процесс поиска и отбора материала для сопоставительного исследования.
Во второй главе «Историко-диахронический анализ русских и английских лексических единиц» представлены этимологический и диахронический аспекты изучения отобранной лексики, а также сопоставительный анализ наблюдаемых явлений.
В третьей главе «Анализ грамматической структуры консубстанциональных терминов» отражено изучение морфемной структуры русских и английских слов и их сравнительный анализ.
В четвертой главе «Особенности проявления семантических процессов, связанных с полисемией, омонимией и синонимией» анализируются явления многозначности, омонимичности и синонимичности консубстанциональных терминов в системе лингвистической терминологии русского и английского языков.
Заключение содержит итоги проделанной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Лексемы, употребляемые в русской лингвистической терминологии и обладающие омонимичными формами в общеупотребительной речи, являются консубстанциональными терминами. Полные английские эквиваленты русских консубстанциональных терминов являются консубстанциональными терминами в лингвистической терминологии английского языка.
2. Диахроническое исследование выделенных лексем позволило определить время первой фиксации рассматриваемых лексических единиц в русском и английском языках и установить, что лексемы, зафиксированные в письменных памятниках до появления первых грамматик, можно с уверенностью назвать консубстанциональными.
3. В качестве консубстанциональных терминов могут выступать не только исконные лексические единицы, но и заимствованные. Этимологический анализ выявил, что основными языками-донорами в русском языке были латинский и немецкий языки, а в английском языке - латинский и французский языки. Присутствие латинских заимствований в обоих исследуемых языках объясняется тем, что первые грамматики как в русском, так и в английском языках испытали влияние латинских грамматик.
4. В лексике обоих языков наиболее продуктивными являются синтетические средства словообразования. Для русских консубстанциональных терминов это - морфологический способ словообразования; для английского языка - заимствование.
5. Наличие консубстанциональных терминов есть результат переосмысления значения слов, приведшего к омонимии как межнаучной, так и внутриотраслевой.
Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры английской филологии ИЛиМК (2005 г.) и на научно-теоретических конференциях МГОУ (15 апреля 2004 г., 14 апреля 2005 г.). По теме диссертации имеется 7 публикаций.
Экскурс в историю зарождения терминологии как науки свидетельствует о том, что терминологическому учению предшествует период терминотворчества, при котором в каком-либо языке накапливается и тематически объединяется определенное количество специальных слов. Во многих европейских странах данный процесс накопления специальных лексем начался в эпоху Возрождения - эпоху формирования новых взглядов на мир, становления и развития как точных, так и естественных наук.
В конце XIX века, когда создавались искусственные языки (эсперанто, идо, воляпюк), систематизировалась лексика и словообразовательные средства, было положено начало развития целенаправленной терминологической работы.
Как отдельная область знания общая терминология появилась после первой мировой войны. Данному явлению способствовала зародившаяся еще во время и активно развивающаяся после войны стандартизация. Одновременно с объединениями, занимающимися терминологическими исследованиями, возникали организации по стандартизации. Наряду с этим был накоплен большой опыт практической работы над отдельными терминологическими системами, и возникла необходимость его обобщения.
Изучение терминов в России началось в 30-х годах ХХ в., когда был создан Общесоюзный терминологический центр - Комитет научно-технической терминологии АН СССР (КНТТ). Руководителями центра были С.А. Чаплыгин и Д. С. Лотте.
Влияние на становление науки о терминах в СССР оказали взгляды зарубежных ученых Л. Ольшки, Е. Вюстера и основателей российской терминологической школы Г. О. Винокура и А. А. Реформатского.
В 50-е гг. прошлого столетия более распространено было слово «профессионализм», нежели «термин». И это происходило потому, что раздел книги испанского ученого Х. Касареса «Введение в современную лексикографию» [Мадрид, 1950; русское издание в 1958г.] назывался именно «профессионализм». В учебнике Н.М. Шанского «Лексикология русского языка» [1964] слова «термин» нет, а соответствующий раздел называется «Профессионализмы».
То, что в русском языке более предпочтительным было слово «профессионализм», можно объяснить следующим: лексема
«профессионализм», образованная по русской модели, обладала четкой мотивированностью, указывающей на ограниченную определенной профессией сферу функционирования слова и была легко воспринята специалистами.
В 1922 году П. Флоренский написал статью «Термин», где свойства термина как логического явления соотносятся со свойствами языкового знака.
В середине XX века в результате разработки собственно лингвистической теории термина произошел процесс заимствования лингвистикой очередного логического термина, и теперь в современной лексикологии «термин» и «профессионализм» четко разграничиваются. Так, А.В. Калинин в книге «Лексика русского языка» пишет: «Разница между термином и профессионализмом заключается в том, что термин - это совершенно официальное, принятое и узаконенное в данной науке <...> название какого-то понятия, а профессионализм - полуофициальное слово, распространенное (чаще в разговорной речи) среди людей какой-то профессии, специальности, но не являющееся, в сущности говоря, строгим, научным обозначением понятия» [А.В. Калинин, 1966, с. 143] [Цит. по: И. Куликова, Д. Салмина, 2002, с. 11-12].
До 70-х годов ХХ века проблема статуса термина «термин» являлась предметом оживленной дискуссии терминоведов и была вызвана, с одной стороны, «стремлением противопоставить термины общеупотребительной лексике и вывести их за пределы языка» [Л.А. Капанадзе, 1965] [Цит. по: С.В. Гринев, 1993, с. 26], а с другой стороны - «идентифицировать их с общеупотребительной лексикой» [Н.П. Кузьмин, 1962] [Цит. по: С.В. Гринев, 1993, с. 26]. В середине 1970-х годов эта проблема несколько утратила свою остроту, т.к. к этому времени у терминоведов установилось понимание термина как «слова или словосочетания, связанного с понятием, принадлежащим какой- либо области знаний или деятельности» [Л.С. Бархударов, 1970, с. 9] [Цит. по: С.В. Гринев, 1993, с. 26].
Необходимое требование, которое, по мнению ученых, должна выполнять в языке та или иная существующая лексема - это наиболее полное раскрытие обозначаемого понятия. Насчитывается около сотни дефиниций, встречающихся в научной литературе и данных для определения понятия «термин». Примеры определения термина «термин» исследователями широко представлены в книге В.П. Даниленко «Русская терминология» [1977, с. 83-85].
Способы образования новых терминов в терминологической системе различны. В.П. Даниленко в книге «Русская терминология» анализирует синтаксический, морфологический и семантический способы терминообразования.
В настоящее время в науке с помощью семантического способа терминообразования создаются новые специальные лексемы, удовлетворяющие возрастающие потребности в новых терминах.
Как отмечает В.П. Даниленко, «в современной научно-технической и других терминологиях используется множество семантически переосмысленных слов общелитературного языка, преимущественно отвлеченного значения: «усталость», «хрупкость», «твердость», «стойкость», «выносливость», «темперамент» и т.п.» [В.П. Даниленко, 1977, с. 100-101].
При семантическом способе терминообразования специальная лексема в своем создании минует длительную эволюцию, претерпевает определенные семантические преобразования и впоследствии приобретает грамматические и лексические характеристики.
Ф.П. Филин отмечал: «Можно предположить, что в более ранние эпохи истории языка разница между словом и термином по сравнению с современной речью была менее значительной. Чем ближе к нашему времени, тем все более увеличиваются в своем составе и совершенствуются в своей структуре слова- термины. Особенно это относится к общественно-политической, научной и технической терминологии. Вместе с ростом слов-терминов семантика некоторых групп слов развивается в противоположном направлении, в сторону все большего обобщения и потери своего прежнего конкретно-предметного характера» [Ф.П. Филин, 1949, т.80, с. 62-63] [Цит. по: В.П. Даниленко, 1977, с. 100].
Путь перехода общеупотребительного слова в терминологическое наименование начинался с употребления отдельного слова в особых контекстах. Как отмечает В.П. Даниленко, «характерно, что слова, взятые из общего языка и приспособленные для наименования специальных понятий, нередко могли одновременно использоваться в нескольких областях, разных сферах. Это были, как правило, многозначные по своей семантической природе слова. И в специальных областях они использовались для выражения одного из присущих им значений, которое выделялось контекстуально. При этом они не теряли связи с общим языком, оставались его принадлежностью» [В.П. Даниленко, 1977, с. 99].
Термины, образовавшиеся от слов общеупотребительной речи, встречаются в физике, механике, химии, биологии, военном и строительном деле. Так С.В. Гринев [1993] рассматривает термины, употребляемые в строительстве и пришедшие в систему строительной терминологии из бытовой речи. В этой же работе он называет данные термины «консубстанциональными».
Актуальность темы. Проблемы лингвистической терминологии рассматривались в работах М.В. Косовой [2003], И.Б. Чемерис [1999], В.Н. Немченко [1991], А.В. Власова [1984], С.Д. Шелова [1976, 1995], Д. Салминой, И. Куликовой [2002], Н.М. Локтионовой [2001] и многих других.
Вопросу о консубстанциональных терминах уделяли внимание С.В. Гринев [1993], Л.П. Члегова [2001], О.Н. Будылева, М. Беляева и В.Д. Табанакова [2000], О.А. Зяблова [2005].
Одни специалисты считают консубстанциональные термины появившимися в результате заимствования из общебытовой речи [В.П. Даниленко, 1977, с. 117], другие, напротив, полагают, что каждое слово было некогда, в момент своего возникновения, термином, но не всякое слово является термином в языке в настоящий момент [Н.Ф. Яковлев, 1948, с. 139] [Цит. по: С.В. Гринев, 1993, с. 28]. Граница между терминологической и общеупотребительной лексикой нестабильна, имеет не исторический, а функциональный характер; постоянно происходит процесс превращения терминов в общеупотребительные слова и процесс перехода бытовой лексики в специальную.
Как и любая другая отрасль науки, система лингвистической терминологии обладает рядом терминов, пришедших из обиходной речи и именуемых консубстанциональными. Поскольку процесс перехода общеупотребительного слова в термин и термина в обиходное слово происходит в языке постоянно, необходимо осторожно подходить к рассмотрению каждого отдельно взятого консубстанционального термина. Важно учитывать время появления лексемы в языке и закрепления ее как термина. Большое влияние на то, можно ли назвать термин консубстанциональным, оказывает язык-источник.
Однако, поскольку исследование направлено на рассмотрение особенностей двух языков (русского и английского), то возникает целый ряд вопросов, касающихся функционирования консубстанциональных терминов в системе английской лингвистической терминологии. К сожалению, в научной литературе не обнаружены работы, где бы упоминался термин «консубстанциональный» в английском языке.
Актуальность исследования состоит в том, что работа, посвященная всестороннему рассмотрению консубстанциональных терминов, включающему диахронический, грамматический, семантический анализ, не проводилась до сих пор. Проведенное исследование позволило установить общее и различия в структуре, семантике, источниках появления и истории формирования английских и русских консубстанциональных терминов.
Новизна данной работы заключается, во-первых, в изучении и анализе консубстанциональных терминов одной из гуманитарных отраслей знания - лингвистической терминологии, во-вторых, в сопоставительном исследовании обозначенных лексических единиц в системе двух языков.
Объектом исследования является ряд специальных слов русской и английской лексики, использующихся одновременно в общеупотребительном языке и в разных отраслях специального знания.
Материалом для исследования послужили лексические единицы, отобранные из профессиональных лингвистических словарей.
Методом анализа дефиниций были исследованы вокабуляры «Словаря лингвистических терминов» О.С. Ахмановой (около 7000 терминов), «Словаря русского языка» С.И. Ожегова (около 57000 слов), «Англо-русского словаря по лингвистике и семиотике» А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского (около 9000 терминов). Из общего массива представленных перечисленными словарями лексических единиц были отобраны однословные лексемы, позволяющие своей буквенно-звуковой оболочкой использовать в качестве наименований в разных отраслях знания. Затем из выделенных однословных единиц были отобраны для анализа только те, которые используются в лингвистической науке. Было выделено 73 лингвистических термина, чья материальная оболочка и отдельные элементы семантической структуры используются в других терминологиях и в общеупотребительном языке. В качестве английских эквивалентов выступили 89 английских лексем.
Предметом данного исследования является сопоставительный анализ консубстанциональной лексики в системе лингвистической терминологии английского и русского языка.
Цель работы заключается в выявлении особенностей специальной лингвистической лексики русского и английского языка, а также в выяснении, являются ли английские эквиваленты русских консубстанциональных лингвистических терминов также консубстанциональными.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
- отбор лексического материала в русском и английском языке в пределах рассматриваемой терминологии для последующего описания, анализа, сравнения;
- определение места консубстанциональных терминов в системе лингвистической терминологии;
- исследование особенностей русских и английских консубстанциональных терминов с точки зрения этимологии и исторического развития;
- изучение грамматической структуры рассматриваемых терминов;
- анализ семантических явлений в выделенной группе слов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- метод непосредственного лингвистического наблюдения и описания;
- метод словарных дефиниций (для анализа семантической структуры слов);
- сравнительно-исторический анализ;
- метод сопоставительного анализа;
- квантитативный метод (для определения относительной частотности употребления анализируемых лексем, выделения наиболее продуктивных моделей);
- метод этимологического анализа.
Поставленная цель и задачи исследования обуславливают теоретическую значимость работы, которая заключается в том, что использованная методика анализа и межъязыкового сопоставления выделенных консубстанциональных терминов в лингвистической терминологии русского и английского языков может быть использована для сопоставительного исследования различных терминосистем, решения проблем перевода терминов, межъязыковой гармонизации терминов. Черты сходства и отличия в группах русских и английских консубстанциональных терминов, выявленные в процессе диахронического анализа, позволили определить специфику развития специальной лексики в русском и английском языках в отдельные исторические периоды. Результаты исследования могут способствовать дальнейшему определению путей и причин расхождения национальных систем представлений, определению общего и специфического в развитии систем представления знаний в русском и английском языках, вносят определенный вклад в лексикологию и развитие теории и практики перевода.
Практическая ценность заключается в том, что результаты проведенного исследования лингвистических терминов могут быть применены в лексикографии с целью уточнения дефиниций лингвистических терминов и степени их эквивалентности английским терминам: уточненные термины могут использоваться в практике преподавания иностранного языка и переводов текстов по данной тематике, а также в научно-методических пособиях по обучению иностранным языкам. Материалы проведенного исследования могут быть использованы в качестве дополнения к курсу «Терминоведение».
Структура диссертации. Диссертационное сочинение состоит из введения, четырех глав, заключения, четырех приложений и библиографии.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и научная новизна, практическая и теоретическая значимость, формулируется объект и предмет исследования, определяются его цели и задачи.
В первой главе «Статус консубстанциональных терминов в системе лингвистической терминологии русского и английского языков» рассматривается определение термина «консубстанциональный термин» в лингвистической терминологии и исследуется процесс поиска и отбора материала для сопоставительного исследования.
Во второй главе «Историко-диахронический анализ русских и английских лексических единиц» представлены этимологический и диахронический аспекты изучения отобранной лексики, а также сопоставительный анализ наблюдаемых явлений.
В третьей главе «Анализ грамматической структуры консубстанциональных терминов» отражено изучение морфемной структуры русских и английских слов и их сравнительный анализ.
В четвертой главе «Особенности проявления семантических процессов, связанных с полисемией, омонимией и синонимией» анализируются явления многозначности, омонимичности и синонимичности консубстанциональных терминов в системе лингвистической терминологии русского и английского языков.
Заключение содержит итоги проделанной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Лексемы, употребляемые в русской лингвистической терминологии и обладающие омонимичными формами в общеупотребительной речи, являются консубстанциональными терминами. Полные английские эквиваленты русских консубстанциональных терминов являются консубстанциональными терминами в лингвистической терминологии английского языка.
2. Диахроническое исследование выделенных лексем позволило определить время первой фиксации рассматриваемых лексических единиц в русском и английском языках и установить, что лексемы, зафиксированные в письменных памятниках до появления первых грамматик, можно с уверенностью назвать консубстанциональными.
3. В качестве консубстанциональных терминов могут выступать не только исконные лексические единицы, но и заимствованные. Этимологический анализ выявил, что основными языками-донорами в русском языке были латинский и немецкий языки, а в английском языке - латинский и французский языки. Присутствие латинских заимствований в обоих исследуемых языках объясняется тем, что первые грамматики как в русском, так и в английском языках испытали влияние латинских грамматик.
4. В лексике обоих языков наиболее продуктивными являются синтетические средства словообразования. Для русских консубстанциональных терминов это - морфологический способ словообразования; для английского языка - заимствование.
5. Наличие консубстанциональных терминов есть результат переосмысления значения слов, приведшего к омонимии как межнаучной, так и внутриотраслевой.
Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры английской филологии ИЛиМК (2005 г.) и на научно-теоретических конференциях МГОУ (15 апреля 2004 г., 14 апреля 2005 г.). По теме диссертации имеется 7 публикаций.
Проведенное исследование позволило установить общее и различия в структуре, семантике, источниках появления и истории формирования и развития английских и русских консубстанциональных терминов.
Понятие «консубстанциональный термин» связано с двумя противоположно направленными процессами:
1) специализация общеупотребительного слова;
2) детерминологизация термина.
При специализации происходит закрепление буквенно-звуковой оболочки за определенным профессиональным понятием.
При детерминологизации термина слово, имевшее и имеющее специальное значение, переходит из языка для специальных целей в бытовой язык, получает возможность употребления в общелитературном языке, обрастает значениями, приобретенными в результате метафоризации.
В настоящее время консубстанциональные термины - это лексемы (чаще всего однословные), пришедшие из общеупотребительного языка в профессиональную речь, и получившие специализированное (профессиональное) значение, или пришедшие из языка для специальных целей в результате детерминологизации.
В процессе исследования был произведен отбор русских лексем, называющих понятия в общеупотребительной речи и в лингвистической терминологии и их английских эквивалентов. Из всего массива выделенных лингвистических терминов было выделено 73 русских слова и 89 английских слов. Oxford English Dictionary не предлагает лингвистических определений для 37 лексем из выделенных 89 английских лексем. Анализ дефиниций выделенных лексем позволяет утверждать, что полностью совпавшими английскими эквивалентами можно назвать только 53 лексические единицы. Исследование проводилось на основе 73 русских и 53 английских лексических единиц, вошедших в Приложение 1 и Приложение 2.
Диахронический анализ позволил установить, что группа русских консубстанциональных терминов начала свое формирование в качестве общеупотребительных слов в IX в. (лексема «язык»).
Наибольшее количество лексем, появившихся в русском языке, относится к XI в. (16 слов, что составляет 21.91 % от всего массива выделенных лексем).
Вторым периодом, во время которого в русском языке появилось большое количество лексем, приходится на XVII-XVIII вв. (по 13 слов в каждом веке, что составляет 17.8 % от всего массива выделенных лексем).
Поскольку в русском языке до XVIII в. не существовало грамматик, следовательно, те термины, которые были образованы на основе значений слов, появившихся в памятниках письменности русского языка до XVIII в., можно назвать консубстанциональными, т.к. они обладали только общеупотребительным значением.
Группа английских консубстанциональных терминов начала свое формирование в качестве общеупотребительных слов в VIII в. (лексема «pitch»).
Первым периодом, во время которого английский язык обогатился большим количеством лексем, приходится на XIII в. (10 лексем, что составляет 18.86 % от всего массива выделенных лексем). Наибольшее количество лексем относится к XIV в. (18 слов, что составляет 33.96 % от всего массива выделенных лексем). Следующим периодом, во время которого в английском языке появилось большое количество новых слов, был XVI вв. (8 слов, сто составляет 15.09 % от всего массива выделенных лексем).
Поскольку первые английские грамматики появились в английском языке в XVI в., английские лексические единицы, первое упоминание которых относится к периоду до XVI в., можно с уверенностью назвать английскими лингвистическими консубстанциональными терминами.
Наибольшее количество лексем, заимствованных в русский язык, пришло из латинского языка, т.е. через латинские грамматики. В основном были заимствованы общеупотребительные определения лексем языка-источника. На базе этих значений были образованы специальные определения. Лишь лексемы «атрибут», «код», «стиль» были изначально заимствованы как термины и обладали специальным значением.
Наибольшее количество лексем, заимствованных в английский язык, пришло из французского языка (в период Нормандского завоевания) и из латинского языка (во время господствования Римской империи). В период заимствования лексема языка-источника не обладала специальным значением, лингвистическое определение возникло на основе общеупотребительного значения заимствуемой лексемы.
Анализ грамматической структуры группы выделенных русских и английских консубстанциональных терминов показал, что в группе консубстанциональных терминов в системе лингвистической терминологии анализируемые лексемы представлены именами существительными.
Морфемная структура русской специальной лексики представлена теми же компонентами, что и морфемная структура русской общеупотребительной лексики. Наиболее продуктивными способами словообразования являются префиксальный, префиксально-суффиксальный, суффиксальный (в русском языке) и заимствование (в английском языке).
В группе русских консубстанциональных терминов непроизводными являются 41 лексема, из них 15 лексем являются в русском языке заимствованными словами.
В группе английских консубстанциональных терминов непроизводными являются 32 лексемы, из них заимствованными являются 16 лексем.
Производными в группе русских консубстанциональных терминов являются 32 лексемы. Заимствованиями в группе русских производных терминов-слов является 1 лексема.
Производными в группе английских консубстанциональных терминов являются 21 лексема. В группе английских производных терминов-слов заимствованными являются 18 лексем.
В то время как в русском языке наиболее продуктивным является морфемный способ словообразования (суффиксальный, префиксальный), в английском языке наиболее продуктивным в словообразовании является способ заимствования: 16 из 32 непроизводных лексем и 18 из 21 производной лексемы в английском языке являются заимствованными. Поскольку в течение долгого времени в период Нормандского завоевания основным языком-донором для английского языка был французский язык, наибольшее количество английских заимствованных как непроизводных (13 из 16 лексем), так и производных (14 из 18 лексем) терминов- слов является французскими заимствованиями.
Основным требованием, предъявляемым к термину, является его однозначность. Согласно этому требованию, в терминологии не должно существовать лексико-семантических явлений омонимии, полисемии и синонимии. Однако, на основе семантического анализа консубстанциональных терминов, можно сказать, что явление полисемии, омонимии и синонимии наблюдается в лингвистической терминологии как русского, так и английского языков.
В группе русских консубстанциональных терминов многозначными являются 23 специальные лексемы.
В группе английских консубстанциональных терминов многозначными являются 6 специальных лексем.
Многозначные термины представлены в русском языке гораздо ярче, чем в английском языке, очевидно, что английский язык использует большее количество лексем в качестве лингвистических терминов. Можно утверждать, что английская терминология является более четкой, более однозначной.
Явлением омонимии охвачены все рассматриваемые русские и английские консубстанциональные лингвистические термины, т.к. они обладают омонимичными формами в общеупотребительной лексике. Однако поскольку явление омонимии представлено двумя видами (внутринаучная омонимия и межнаучная омонимия), анализируемые термины называются в данном исследовании омонимами, согласно этим двум видам. Так, было определено общее количество омонимов (48 русских лексем и 44 английских лексемы) и рассмотрена каждая группа: внутринаучные омонимы (8 русских слов и 3 английских слова) и межнаучные омонимы (44 русских слова и 32 английских слова).
Процентное соотношение лексем от общего количества рассматриваемых слов в обеих группах в английском и русском языке приблизительно одинаково: 10.95 % русских внутринаучных омонимов и 5.66 % английских внутринаучных омонимов; 60.27 % русских межнаучных омонимов и 60.37 % английских межнаучных омонимов. Данное количество говорит о том, что и в русском, и в английском языках явление межнаучной омонимии представлено шире, чем явление внутринаучной омонимии. Употребление лексемы в различных отраслях знания объясняется заимствованием, расхождением в течение времени многозначных определений слова, поэтому явление межнаучной омонимии широко представлено в лингвистической терминологии обоих языков.
По сути своей отрицательное явление внутринаучной омонимии представлено небольшим количеством лексем, как в русском, так и в английском языках. Избежать явления омонимии в терминологии трудно, поскольку в терминологии протекают в большинстве своем те же языковые процессы, что и в общеупотребительной лексике. Такой способ словообразования, как заимствование, влечет за собой существование одинаково звучащих лексем, обозначающих различные понятия в разных отраслях знания, либо использование одной звуковой оболочки для называния нескольких понятий внутри одной отрасли знания.
Синонимы представлены в русской и английской лингвистической терминологии небольшим количеством лексем: 12 пар русских слов и 7 пар английских слов. Дублеты шире представлены в русском языке (11 лексем), тогда, как в английском языке 4 лексемы. Заимствования представлены большим количеством в английском языке (8 лексем), тогда, как в русском языке 6 лексем. Явление синонимии является отрицательным в лингвистической терминологии. Сосуществование нескольких лексем, определяющих одно понятие, не оправдано. В русском и английском языках синонимичные пары, в основном, составляют национальные лексемы с заимствованиями.
Вопрос о существовании в терминологии явлений полисемии, омонимии и синонимии является дискуссионным. Данные явления противоречат основному требованию, предъявляемому термину: однозначности. Возникает необходимость создания терминов, каждый из которых будет обозначать одно определенное понятие. Подобная работа должна проводиться на международном уровне для создания на базе греко-латинских терминоэлементов интернациональных терминов.
Из 89 выделенных английских эквивалентов 73 русским консубстанциональным терминам, только 53 являются консубстанциональными терминами в английском языке.
Английским консубстанциональным терминам присущи те же семантические явления, которые наблюдаются в группе русских консубстанциональных терминов: полисемия, омонимия, синонимия.
Наибольшее количество лексем в английском языке появлялось в периоды расцвета и подъема науки в стране. Однако время появления новых лексем в русском и английском языках не совпадает, поскольку история свидетельствует о том, что наиболее интенсивно процесс развития научного знания в Европе происходил в XVI-XVII вв. В XVI в. появились первые английские грамматики. В России первые грамматики появились только в XVIII в. XI-XIII вв. для Великобритании являются периодом Нормандского завоевания, когда английский язык обогатился большим количеством французских слов.
Наиболее продуктивным словообразовательным способом в английском языке является способ заимствования, тогда, как в русском языке - морфемный способ словообразования. Большее число новых слов, появляющихся в лингвистической терминологии, как русского, так и английского языков, является массивом непроизводных лексем (40 из 73 русских слов и 32 из 53 английских слов). Количество производных терминов-слов в обеих лингвистических терминологиях меньше, чем непроизводных (33 из 73 русских слов и 21 из 53 английских слов). Однако число заимствований в группе русских консубстанциональных терминов значительно меньше, чем в группе английских консубстанциональных терминов.
Русские лексемы образуются префиксальным, префиксально-суффиксальным и суффиксальным способами при помощи русских морфем, тогда, как английские лексемы принимают морфемы языка-донора.
Понятие «консубстанциональный термин» связано с двумя противоположно направленными процессами:
1) специализация общеупотребительного слова;
2) детерминологизация термина.
При специализации происходит закрепление буквенно-звуковой оболочки за определенным профессиональным понятием.
При детерминологизации термина слово, имевшее и имеющее специальное значение, переходит из языка для специальных целей в бытовой язык, получает возможность употребления в общелитературном языке, обрастает значениями, приобретенными в результате метафоризации.
В настоящее время консубстанциональные термины - это лексемы (чаще всего однословные), пришедшие из общеупотребительного языка в профессиональную речь, и получившие специализированное (профессиональное) значение, или пришедшие из языка для специальных целей в результате детерминологизации.
В процессе исследования был произведен отбор русских лексем, называющих понятия в общеупотребительной речи и в лингвистической терминологии и их английских эквивалентов. Из всего массива выделенных лингвистических терминов было выделено 73 русских слова и 89 английских слов. Oxford English Dictionary не предлагает лингвистических определений для 37 лексем из выделенных 89 английских лексем. Анализ дефиниций выделенных лексем позволяет утверждать, что полностью совпавшими английскими эквивалентами можно назвать только 53 лексические единицы. Исследование проводилось на основе 73 русских и 53 английских лексических единиц, вошедших в Приложение 1 и Приложение 2.
Диахронический анализ позволил установить, что группа русских консубстанциональных терминов начала свое формирование в качестве общеупотребительных слов в IX в. (лексема «язык»).
Наибольшее количество лексем, появившихся в русском языке, относится к XI в. (16 слов, что составляет 21.91 % от всего массива выделенных лексем).
Вторым периодом, во время которого в русском языке появилось большое количество лексем, приходится на XVII-XVIII вв. (по 13 слов в каждом веке, что составляет 17.8 % от всего массива выделенных лексем).
Поскольку в русском языке до XVIII в. не существовало грамматик, следовательно, те термины, которые были образованы на основе значений слов, появившихся в памятниках письменности русского языка до XVIII в., можно назвать консубстанциональными, т.к. они обладали только общеупотребительным значением.
Группа английских консубстанциональных терминов начала свое формирование в качестве общеупотребительных слов в VIII в. (лексема «pitch»).
Первым периодом, во время которого английский язык обогатился большим количеством лексем, приходится на XIII в. (10 лексем, что составляет 18.86 % от всего массива выделенных лексем). Наибольшее количество лексем относится к XIV в. (18 слов, что составляет 33.96 % от всего массива выделенных лексем). Следующим периодом, во время которого в английском языке появилось большое количество новых слов, был XVI вв. (8 слов, сто составляет 15.09 % от всего массива выделенных лексем).
Поскольку первые английские грамматики появились в английском языке в XVI в., английские лексические единицы, первое упоминание которых относится к периоду до XVI в., можно с уверенностью назвать английскими лингвистическими консубстанциональными терминами.
Наибольшее количество лексем, заимствованных в русский язык, пришло из латинского языка, т.е. через латинские грамматики. В основном были заимствованы общеупотребительные определения лексем языка-источника. На базе этих значений были образованы специальные определения. Лишь лексемы «атрибут», «код», «стиль» были изначально заимствованы как термины и обладали специальным значением.
Наибольшее количество лексем, заимствованных в английский язык, пришло из французского языка (в период Нормандского завоевания) и из латинского языка (во время господствования Римской империи). В период заимствования лексема языка-источника не обладала специальным значением, лингвистическое определение возникло на основе общеупотребительного значения заимствуемой лексемы.
Анализ грамматической структуры группы выделенных русских и английских консубстанциональных терминов показал, что в группе консубстанциональных терминов в системе лингвистической терминологии анализируемые лексемы представлены именами существительными.
Морфемная структура русской специальной лексики представлена теми же компонентами, что и морфемная структура русской общеупотребительной лексики. Наиболее продуктивными способами словообразования являются префиксальный, префиксально-суффиксальный, суффиксальный (в русском языке) и заимствование (в английском языке).
В группе русских консубстанциональных терминов непроизводными являются 41 лексема, из них 15 лексем являются в русском языке заимствованными словами.
В группе английских консубстанциональных терминов непроизводными являются 32 лексемы, из них заимствованными являются 16 лексем.
Производными в группе русских консубстанциональных терминов являются 32 лексемы. Заимствованиями в группе русских производных терминов-слов является 1 лексема.
Производными в группе английских консубстанциональных терминов являются 21 лексема. В группе английских производных терминов-слов заимствованными являются 18 лексем.
В то время как в русском языке наиболее продуктивным является морфемный способ словообразования (суффиксальный, префиксальный), в английском языке наиболее продуктивным в словообразовании является способ заимствования: 16 из 32 непроизводных лексем и 18 из 21 производной лексемы в английском языке являются заимствованными. Поскольку в течение долгого времени в период Нормандского завоевания основным языком-донором для английского языка был французский язык, наибольшее количество английских заимствованных как непроизводных (13 из 16 лексем), так и производных (14 из 18 лексем) терминов- слов является французскими заимствованиями.
Основным требованием, предъявляемым к термину, является его однозначность. Согласно этому требованию, в терминологии не должно существовать лексико-семантических явлений омонимии, полисемии и синонимии. Однако, на основе семантического анализа консубстанциональных терминов, можно сказать, что явление полисемии, омонимии и синонимии наблюдается в лингвистической терминологии как русского, так и английского языков.
В группе русских консубстанциональных терминов многозначными являются 23 специальные лексемы.
В группе английских консубстанциональных терминов многозначными являются 6 специальных лексем.
Многозначные термины представлены в русском языке гораздо ярче, чем в английском языке, очевидно, что английский язык использует большее количество лексем в качестве лингвистических терминов. Можно утверждать, что английская терминология является более четкой, более однозначной.
Явлением омонимии охвачены все рассматриваемые русские и английские консубстанциональные лингвистические термины, т.к. они обладают омонимичными формами в общеупотребительной лексике. Однако поскольку явление омонимии представлено двумя видами (внутринаучная омонимия и межнаучная омонимия), анализируемые термины называются в данном исследовании омонимами, согласно этим двум видам. Так, было определено общее количество омонимов (48 русских лексем и 44 английских лексемы) и рассмотрена каждая группа: внутринаучные омонимы (8 русских слов и 3 английских слова) и межнаучные омонимы (44 русских слова и 32 английских слова).
Процентное соотношение лексем от общего количества рассматриваемых слов в обеих группах в английском и русском языке приблизительно одинаково: 10.95 % русских внутринаучных омонимов и 5.66 % английских внутринаучных омонимов; 60.27 % русских межнаучных омонимов и 60.37 % английских межнаучных омонимов. Данное количество говорит о том, что и в русском, и в английском языках явление межнаучной омонимии представлено шире, чем явление внутринаучной омонимии. Употребление лексемы в различных отраслях знания объясняется заимствованием, расхождением в течение времени многозначных определений слова, поэтому явление межнаучной омонимии широко представлено в лингвистической терминологии обоих языков.
По сути своей отрицательное явление внутринаучной омонимии представлено небольшим количеством лексем, как в русском, так и в английском языках. Избежать явления омонимии в терминологии трудно, поскольку в терминологии протекают в большинстве своем те же языковые процессы, что и в общеупотребительной лексике. Такой способ словообразования, как заимствование, влечет за собой существование одинаково звучащих лексем, обозначающих различные понятия в разных отраслях знания, либо использование одной звуковой оболочки для называния нескольких понятий внутри одной отрасли знания.
Синонимы представлены в русской и английской лингвистической терминологии небольшим количеством лексем: 12 пар русских слов и 7 пар английских слов. Дублеты шире представлены в русском языке (11 лексем), тогда, как в английском языке 4 лексемы. Заимствования представлены большим количеством в английском языке (8 лексем), тогда, как в русском языке 6 лексем. Явление синонимии является отрицательным в лингвистической терминологии. Сосуществование нескольких лексем, определяющих одно понятие, не оправдано. В русском и английском языках синонимичные пары, в основном, составляют национальные лексемы с заимствованиями.
Вопрос о существовании в терминологии явлений полисемии, омонимии и синонимии является дискуссионным. Данные явления противоречат основному требованию, предъявляемому термину: однозначности. Возникает необходимость создания терминов, каждый из которых будет обозначать одно определенное понятие. Подобная работа должна проводиться на международном уровне для создания на базе греко-латинских терминоэлементов интернациональных терминов.
Из 89 выделенных английских эквивалентов 73 русским консубстанциональным терминам, только 53 являются консубстанциональными терминами в английском языке.
Английским консубстанциональным терминам присущи те же семантические явления, которые наблюдаются в группе русских консубстанциональных терминов: полисемия, омонимия, синонимия.
Наибольшее количество лексем в английском языке появлялось в периоды расцвета и подъема науки в стране. Однако время появления новых лексем в русском и английском языках не совпадает, поскольку история свидетельствует о том, что наиболее интенсивно процесс развития научного знания в Европе происходил в XVI-XVII вв. В XVI в. появились первые английские грамматики. В России первые грамматики появились только в XVIII в. XI-XIII вв. для Великобритании являются периодом Нормандского завоевания, когда английский язык обогатился большим количеством французских слов.
Наиболее продуктивным словообразовательным способом в английском языке является способ заимствования, тогда, как в русском языке - морфемный способ словообразования. Большее число новых слов, появляющихся в лингвистической терминологии, как русского, так и английского языков, является массивом непроизводных лексем (40 из 73 русских слов и 32 из 53 английских слов). Количество производных терминов-слов в обеих лингвистических терминологиях меньше, чем непроизводных (33 из 73 русских слов и 21 из 53 английских слов). Однако число заимствований в группе русских консубстанциональных терминов значительно меньше, чем в группе английских консубстанциональных терминов.
Русские лексемы образуются префиксальным, префиксально-суффиксальным и суффиксальным способами при помощи русских морфем, тогда, как английские лексемы принимают морфемы языка-донора.



